Налоговая система. Система налогов Российской Федерации

В этом материале мы подробно поговорим о налоговых системах, их разновидностях, функциях, критериях оценки и принципах формирования, а также о самих налогах и их основных типах. Начнем с основных определений.

Ключевые определения

Говоря про сущность и виды налоговых систем, первым делом приведем ключевые термины, которые будут фигурировать в этой статье.

Налоги - невозвратные, безвозмездные, обязательные для населения и юридических лиц, регулярно собираемые платежи, которые взыскиваются только правомочными на то государственными учреждениями в целях пополнения финансовых ресурсов определенного государства.

Налоговая система - общая совокупность налоговых сборов, которые взимаются с налогоплательщиков согласно статьям Налогового Кодекса определенного государства. Это система, обязательно урегулированная правовыми нормами, главное предназначение которой - установление и сбор налогов.

Налоговый Кодекс (НК) - в Российской Федерации является основным законодательным актом, касающимся налогообложения. Состоит из двух частей - основной, регламентирующей наиболее общие принципы построения налоговой системы, и специальной, устанавливающей основы взаимодействия государства и налогоплательщика по определенным налоговым сборам.

Основой любого вида налоговой системы будут именно сборы и налоги. С ее помощью правовое государство может в полной мере реализовать свои функции как по управлению финансовым трафиком, так и всей своей экономикой в целом. В России налоговая система регулируется НК и Конституцией. Как и во многих других федеративных государствах, она трехуровневая - состоящая из федеральных, региональных и местных налогов.

Виды налоговых систем

Выделяют две основные разновидности налоговых систем:

  • Глобальная . Прибыль и физических, и юридических лиц облагается налоговым бременем в одинаковом объеме. Расчет налогового сбора при этом очень прост, что на руку предпринимателям - они могут заранее планировать окончательный размер своего дохода за вычетом этих платежей. Более всего такая система характерна для западных государств.
  • Шедулярная (шедула - часть или доля). Весь доход лица делится на определенные части, каждая из которых облагается конкретным налогом. Для каждой шедулы действуют свои ставки, критерии, льготы и проч.

Также существует и следующее разделение видов налоговых систем по ряду важных характеристик:

  • Евроконтинентальная . Для нее характерна высокая доля отчислений в сторону социального страхования, преобладание объема косвенных налогов над совсем небольшим количеством прямых. Применяется во Франции, Бельгии, Австрии, Германии и Нидерландов.
  • Англосаксонская . Доля прямых налогов преобладает над косвенными, а налогообложение более всего затрагивает частных лиц. Типично для Великобритании, Канады, США, Австралии.
  • Латиноамеринская . Косвенное налогообложение значительно преобладает над прямым. Важная особенность - налажен исправный сбор налогов и в условиях инфляции. Характерно для Перу, Чили, Боливии.
  • Смешанная . Сочетает в себе черты нескольких видов налоговых систем. Вводится для расширения налоговой структуры, а также для избежания зависимости государственного бюджета от одного вида налогов. Характерна для Российской Федерации.

Виды налогов

Повествуя о налоговой системе, сущность и виды налогов также не будет лишним затронуть. Главных разновидностей этих платежей в РФ три:

  • Федеральные: поступающие в государственную казну.
  • Региональные: собираемые в пользу определенного региона - республики, области, края.
  • Местные: идущие в бюджет конкретного субъекта - города, села, поселка и т. д.

По типу налогоплательщика выделяются налоги:

  • С физических лиц - на их доходы, имущество и т. д.
  • С юридических лиц - на прибыль, НДС и т. д.
  • Смешанные.

По объекту налогообложения выделяются налоговые сборы на:

  • доход;
  • потребление;
  • имущество;
  • капитал.

По виду изъятия:

  • прямые;
  • косвенные.

Приведем некоторые особенности последней классификации в следующей таблице.

Теперь упомянем основные функции налоговых платежей.

Функции налогов

В продолжение разговора о налоговой системе, видах и функциях налогов, осталось рассказать о последнем пункте. Функций выделяют несколько:

  • Фискальная функция - наиболее важная. Именно благодаря ей формируется бюджет государства.
  • Социальная - перераспределение доходов в пользу социально незащищенных слоев.
  • Регулирующая - решение с помощью налоговой политики определенных задач государственного уровня. Имеет стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
  • Контрольная - отслеживание государством своевременности и полноты финансового трафика в казну.

Функции налоговой системы

Функции налоговой системы в точности повторяют функции налогов:

  • фискальная;
  • контрольная;
  • социальная;
  • регулирующая.

Критерии качества налоговых систем

Мы разобрали функции и виды налоговой системы государства. Перейдем к критериям ее качества:

  • Сбалансированность госбюджета - обеспечение казны государства запланированным объемом денежных средств, которые необходимы для осуществления его функций, определенных законодательством.
  • Устойчивое состояние экономики - при проведении определенной налоговой политики должен наблюдаться рост производства, развитие отраслей хозяйства и регионов страны.
  • Стабильные цены - соотношение "прямые-косвенные налоги" должно обеспечивать устойчивость цен и не допускать повышения уровня инфляции.
  • Эффективность социальной политики - система налогов не должна ухудшать уровень жизни граждан, особенно социально незащищенных слоев.
  • Должный уровень информированности населения - налогоплательщики должны четко знать, когда, где и в каком объеме они должны отправлять свои платежи государству.

Принципы построения налоговой системы в РФ

Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:

  • Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
  • Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
  • Налоги не имеют права быть дискриминационными - по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
  • Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
  • Налоги не могут быть произвольными.
  • Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
  • Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
  • Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
  • Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.

Ключевые тенденции развития налоговых систем

Оптимальный набор характеристик, к которому в идеале стремится каждая налоговая система, следующий:

  • Снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей.
  • Упрощение налогового законодательства.
  • Замена налогов для предприятий на ренту от эксплуатации и переработки природных богатств.
  • Повышение доли прямых и уменьшение объема косвенных налогов.
  • Развитие так называемого налогового федерализма - разграничение и распределение налогов между уровнями всей бюджетной системы государства.
  • Построение налоговой политики, зависящей только от объективных условий, задаваемых экономикой.
  • Повышение уровня налоговой культуры населения.
  • Стремление к идеальному равенству налогообложения путем сглаживания налоговых льгот.
  • Совершенствование системы контроля и наказания налоговых правонарушений.
  • Построение налоговой системы, быстро адаптирующейся к смене экономического положения в стране.

Виды систем налогообложения в РФ

Говоря про виды налоговой системы России, упомянем и типы систем налогообложения, установленные для ИП, ООО и прочих юридических лиц:

  • Основная система налогообложения (ОСН).
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
  • Упрощенная система (УСН).
  • Патентная система (для индивидуальных предпринимателей).

Правильное функционирование налоговой системы - это залог постоянного потока поступлений в госбюджет, социальной защищенности граждан, стабильного состояния экономики. Каждое государство выбирает подходящий для себя ее вид. Однако для всех налоговых систем характерны схожие функции, принципы построения и тенденции развития.

Налоговая система РФ - это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система - это... (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье .

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте .

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов - важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года) :

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. .

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН» .

  1. Патент (ПСН).

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Как лучше выбрать систему налогообложения

  1. ОСНО.

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог на прибыль

10 или 18% (с 01.01.2019 - 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров

Ставка зависит от вида продукции

Налог на имущество

Ставка устанавливается региональными властями

Ставка зависит от вида ископаемых

Транспортный налог

Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС

Водный налог

Ставка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

  • Доходы , с которых в бюджет уплачивается 6%.
  • Разница между доходами и расходами , с которой следует перечислить государству 15%.

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Доходы (6%)

Доходы минус расходы (15%)

Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости)

  1. ЕНВД.

Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных законом случаев.

О плюсах и минусах применения ЕНВД читайте .

Итоги

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру. К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный. На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Но единой системы налогообложения, которая применялась бы всеми организациями, не существует. На выбор режима будет влиять уровень прибыли и расходов, виды деятельности, месторасположение и т. д.

Общие сведения

Что такое налоговая система и как остановить выбор на одной из них? Допускается ли добровольный переход на режим налогообложения или использование является обязательным при соблюдении необходимых требований?

Основные определения

Система налогообложения – это совокупность налоговых платежей и сборов, которые перечисляются налогоплательщиками в соответствии с установленными нормами. Основные принципы были установлены еще в 1992 году.

Предоставляемый выбор

Какие бывают налоговые системы в России – этот вопрос задается всеми новичками в сфере предпринимательства. Опишем основные особенности использования того или иного режима.

ОСНО (Общая система налогообложения)

Традиционный вид системы налогообложения, при котором компаниям приходится платить ряд налогов:

Перечисляются также местные виды налогов:

  • за негативное влияние на окружение;
  • и т. д.

Использовать традиционную систему налогообложения организация и ИП будет в том случае, когда не подаст на иной вид налогообложения.

То есть ОСНО применяется автоматически с момента регистрации фирмы в налоговых структурах. Недостатки:

  • обязательно ведение бухучета;
  • документацию необходимо хранить не меньше 4 лет;
  • довольно часто налоговыми структурами осуществляются проверки.

Удобно использовать ОСНО:

  • при экспорте продукции;
  • при больших денежных оборотах, поскольку нет ограничений по численность персонала, прибыли, размера торговой площади;
  • если контрагенты платят НДС.

УСН (Упрощенная система налогообложения)

Переход на такой режим имеет уведомительный характер, то есть является добровольным, и осуществляется либо с момента постановки на учет компании, либо с начала налогового периода (календарного года).

Удобен для небольших ИП и ООО. Применяя упрощенку, плательщики не должны перечислять:

  • налог на имущество;
  • на прибыль;
  • на добавленную стоимость ().

Остальные сборы и налоги должны уплачиваться по общим правилам.
Компании имеют право выбрать один из объектов:

Применение УСН возможно для тех фирм, что соответствуют ряду требований:

  • не имеют в штате более 100 человек;
  • прибыль за 9 месяцев не составила более 45 млн. рублей;
  • остаточная стоимость ОС и активов нематериального характера составляется не более 100 млн. (что не касается предпринимателей);
  • принадлежит долевым участникам не больше 25% уставного капитала ().

Преимущества:

  • ведение бухучета упрощено;
  • в налоговые органы сдается минимум отчетности.
  • Недостатки:

    • в любой момент можно потерять право на использование специального режима;
    • если утрачивается право на применение УСН, придется восстанавливать всю бухгалтерию;
    • нельзя открывать филиал, обособленное подразделение.

    В пункте 3 ст. 346.12 НК также дан перечень организаций, которые не имеют права использовать режим. Для перехода с начала нового налогового периода стоит подать до конца текущего года .

    Уведомить налогового инспектора необходимо и в том случае, когда утрачивается право применять упрощенку ().

    ПСН (Патентная система налогообложения)

    Такая система заменяет УСН на патенте. Перейти на ПСН можно добровольно. Допускается совмещение с иными видами режимов.

    Суть – предпринимателем покупается патент на определенный срок (от 1 месяца до года) по месту регистрации лица. Действителен такой документ в пределах указанного в нем субъекта РФ.

    При наличии патента ИП не должен будет перечислять:

    • НДФЛ;
    • налог на имущество;

    Используется при расчете платежа ставка 6%. Налоговой базой считается потенциальный доход по конкретному виду деятельности согласно нормам, установленным в .

    Налоговый кодекс содержит список из 47 видов деятельности, при ведении которых предприниматель может применять ПСН.

    Ограничения при режиме:

    • на предприятии не должно работать больше 15 человек;
    • прибыль за год не должна превышать 60 млн. рублей.

    Преимущества:

    • не нужно подавать декларацию;
    • можно не использовать контрольно-кассовую технику;
    • цена патента не будет зависеть от конечного результата деятельности ИП.

    Недостатки:

    • нельзя уменьшать сумму налога на уплаченные взносы на страхование;
    • использовать такой режим могут только лица, которые зарегистрированы в качестве ИП.

    ЕНВД (Единый налог на вмененный доход)

    Один из специальных налоговых режимов. Базу налога определяют на основании прибыли, полученной от источника деятельности. Регулируется использование такой системы региональными представительствами.

    На ЕНВД можно переходить добровольно. Суть системы — государством устанавливается потенциальная прибыль, которую плательщик может получить ().

    С нее и перечисляются налоговые платежи. Плательщики описаны в . При расчетах учитывают базовую доходность, физические показатели и корректировочные коэффициенты.

    Вмененщики не платят налог:

    • на прибыль;
    • на имущество;
    • НДС (кроме тех ситуаций, когда товар импортируется).

    Действуют такие правила:

    • фирма должна вести деятельность в том территориальном округе, где стоит на учете;
    • есть лимиты по площади помещения, используемого при осуществлении деятельности;
    • под налогообложение попадает не компания, а отдельный вид ее деятельности, поэтому может совмещаться несколько налоговых систем.

    Можно попробовать получить сведения о налогообложении второй стороны сделки в отделении Налоговой инспекции по адресу, где компания или индивидуальный предприниматель становились на учет. Для этого стоит просто позвонить в налоговые структуры.

    У организации

    В том случае, если вы не вели учет и не составляли отчетность, а теперь нужно узнать налоговую систему, стоит искать ответ в учредительной документации.

    Если фирма была зарегистрирована до 2010 года, то в документах должно быть уведомление о том, возможно ли использование УСН.

    Видео: какую систему налогообложения выбрать?

    Организации на ЕНВД также получают из налоговой службы соответствующий документ уведомительного характера.

    При работе на ПСН предприниматель получает установленную законодательством форму (но она действует в течение определенного периода – от 1 до 12 месяцев).

    Используемую схему налогообложения можно узнать:

    • из отчетности, что подавалась в налоговый орган;
    • по на уплату налога;
    • позвонив или отправив письмо в территориальное отделение ФНС (запрашивается форма № 26.2-7 или № 39 – по задолженности).

    Если платилась одна и та же сумма налога, то, скорее, применялась ЕНВД.

    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    Основные требования к соглашениям:

    1. Оно должно заключаться после аукционов на передачу права использовать недра на других условиях, чем раздел продукции в соответствии с правилами пункта 2 ст. 4 указанного нормативного акта – при признании аукционов несостоявшимися.
    2. При исполнении соглашения, в котором применимы правила раздела продукции согласно п. 2 ст. 8 закона, когда доля РФ – не меньше 32% от общего объема изготовленного товара.
    3. Предусмотрено, что доля государства увеличивается в прибыльном товаре при условии, что улучшаются показатели инвестиционной эффективности для инвесторов при исполнении соглашений.

    Зачастую соглашение о разделе продукции – это договор, заключаемый государством и организацией (что привлекается на данные объекты по конкурсам).

    То есть, обусловлено долевое участие РФ в разработке месторождений (от 25%), фирма же может возмещать затраты в соответствии с условиями, прописанными в Налоговом кодексе.

    Государство может привлечь инвестиции к «непривлекательному» месторождению, за счет чего пополнить бюджет налоговыми платежами.

    Плательщиком выступает инвестор, определение которого содержится в . Он обязуется:

    • уплачивать налоги;
    • передавать в налоговые структуры соглашение;
    • подавать решения об утверждении результата проведенного аукциона.

    Такие обязательства могут передаваться операторам, которыми могут быть филиалы и юрлица, иностранные компании, что имеют бизнес в России.

    На такой налоговой системе не возникает обязательства платить:

    • налог на имущество по ОС, нематериальным активам, запасам, затратам;
    • таможенную пошлину;
    • транспортный вид налога (если ТС используются при деятельности в рамках соглашения);
    • платежи, производимые в местный и региональный бюджет;

    Уплачивается налог:

    • на добавленную стоимость;
    • на прибыль компании;
    • на добычу ископаемых;
    • за пользование природным ресурсом;
    • за воздействие на окружение;
    • за пользование водными объектами;
    • на землю.

    Осуществляются платежи в виде госпошлины, акциза.

    Внимательно изучите все нюансы налоговых систем и просчитайте, выгодно ли вам будет применять традиционную систему или лучше перейти на один из специальных вариантов.

    На окончательный выбор часто влияет не только то, насколько компания соответствует предпочитаемому режиму, но и то, как платят налоги контрагенты, с которыми предприятие будет работать.

    Порой в процессе деятельности предприниматели сталкиваются с необходимостью получения информации о режиме налогообложения. Эти сведения при этом могут касаться самого предпринимателя или его торговых партнеров. Для осуществления этого мероприятия вовсе не придется готовить многочисленные бумаги – достаточно лишь знать...

    Государство различными способами старается дифференцировать систему налогообложения с целью поддержать развитие одних коммерческих организаций и сдержать темпы роста других. Это позволяет регулировать поступление средств в форме налогов в бюджет государства. Одним из самых распространенных режимов на сегодняшний день...

    Существует ли определенный образец справки о применяемой системе налогообложения? Какие особенности стоит учитывать налогоплательщикам в 2019 году? Известно, что в Российской Федерации нет единой налоговой системы. Стороны сделки могут работать на совершенно разных режимах, что не всегда является для них удобным. Бывает, что...

    Помимо классической системы налогообложения существует несколько специальных. Какой режим в 2019 году будет более удобным при осуществлении деятельности для ООО? Что говорится в законодательных актах Российской Федерации? Организации России могут выбрать наиболее выгодный налоговый режим, в соответствии с которым...

    Предприниматели, как и юридические лица, могут использовать разные системы налогообложения. Первичный выбор налогового режима происходит при регистрации ИП. Однако закон также допускает возможность изменения системы налогообложения. Переход на иной налоговый режим обычно осуществляется по итогам календарного...

    Государство при помощи самых разных инструментов осуществляет поддержку предпринимательства на территории Российской Федерации. Чаще всего это делается посредством специальных налоговых режимов. Именно с этой целью и была разработана патентная система. Она представляет собой режим, при котором индивидуальный...

    Сегодня государство при помощи различных законодательных инструментов старается максимально поддержать индивидуальных предприниматели. Зачастую это делается при помощи специальных налоговых режимов. Один из таких – патентная система налогообложения. Данный режим позволяет максимально снизить налоговое бремя и в то же...

    Сельскохозяйственной деятельностью в России занимаются не только крупные хозяйства, но и индивидуальные предприниматели. В этой связи появляется вполне актуальный вопрос: имеют ли право эти малые субъекты бизнеса рассчитывать на использование ЕСХН? Ведь этот специальный режим позволяет заменить ряд стандартных...

    Вы являетесь плательщиков ЕСХН и имеете наемный персонал? Тогда стоит разобраться, какой код тарифа в РСВ-1 стоит отражать в 2019 году. По истечению каждого отчетного периода ИП и организации должны подавать отчет в Пенсионный фонд России о перечисленных суммах взносов на страхование, что рассчитаны с отчислений...

    При первичной регистрации субъекта хозяйственной деятельности основным вопросом является выбор подходящей системы налогообложения. Однако нередко возникают ситуации, когда переход необходимо осуществить, после того как предприятие было поставлено на налоговый учет. СодержаниеОбщие сведения Порядок перехода на уплату...

    В целях формирования более удобных условий деятельности для сельхозпроизводителей в России был введен специальный налоговый режим ЕСХН, который предполагает упрощение системы ведения бухгалтерского и налогового учета, а также сокращение налоговой нагрузки. СодержаниеОсновные моменты Процентная ставка ЕСХН (Единый...

    Есть определенные правила исчисления и уплаты ЕСХН в государственные органы, которым стоит строго следовать плательщикам такой системы. Разберемся, какие нормативные акты следует изучить для правильного расчета сумм. Как на любой системе, работая на ЕСХН, налогоплательщики должны выполнить ряд условий не только для...

    Индивидуальные предприниматели, а также всевозможные организации, ведущие сельскохозяйственную деятельность, имеют право на использование ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Подобный режим имеет большое количество достоинств. Он заменяет несколько налоговых сборов, которые обязательны для выплаты в бюджет, одним...

    Если в процессе регистрации компания или ИП не представили в налоговую уведомления, касающегося применения ЕНВД или УСН, то бизнес начнет функционировать в рамках основного режима. Однако на практике встречается и иная ситуация: фирма на определенном этапе функционирования расширяет свое дело или переходит на иные виды...

    В условиях рыночных отношений налоговая система является не только финансовым источником для реализации государством их функций, но и основой механизма государственного регулирования экономики. Без преувеличения, можно утверждать, что эф­фективное функционирование всего хозяйственного комплекса сграны во многом зависит от того, насколько грамотно и обосно­ванно построена ее налоговая система.

    В современном налоговом лексиконе настолько обыденным стало употребление термина «налоговая система», что многие авто­ры учебников даже и не пытаются раскрыть глубинное содержание этой столь непростой категории. В тех редких случаях, когда такие попытки все же предпринимаются, зачастую происходит отождеств­ление понятий «налоговая система» и «система налогов и сборов». Во многом это объясняется тем, что Налоговый кодекс не содер­жит, а соответственно, и не раскрывает этого понятия.

    На этапе построения налоговой системы России в 1990-х годах данный термин имел законно уста­новленный статус. Понятие «налоговая система » было впервые введено Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации ». Согласно ст. 2 данного Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее - налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему ». Данное определение имеет две отличительные особенности.

    Во-первых, в налоговую систему был включен не только перечень налогов в классическом их понимании и сборов налоговое характера, подлежащих внесению в обязательном порядке в бюджет и во внебюджетные фонды, но и различные целевые, лицензионные и прочие сборы, не являющиеся налоговыми платежами. Тактим образом, законодатель, разграничивая понятия налога, сбора, пошлины и платежей неналогового характера, тем не менее осознанна предлагал под налоговой системой понимать всю совокупность обя­зательных финансовых платежей и различных изъятий в пользу государства.

    Во-вторых, налоговая система характеризовалась по сути как простая совокупность этих обязательных платежей без выделения различных элементов такой системы, не говоря уже об установле­нии между ними взаимосвязи и взаимозависимости. Таким обра­зом, законодатель отождествлял один из элементов системы (нало­ги, сборы, пошлины) с самой налоговой системой.

    Не случайно поэтому данное законодательное определение «налоговой системы» с момента своего официального опубликования постоянно подвергалось критике. В качестве альтернативы предлагалось множество других определений, основными отличиями которых являлись: более расширенное толкование данного понятия и стремление определить совокупность налоговых платежей в качест­ве важного, но лишь одного из входящих в налоговую систему эле­ментов.



    Из всего многообразия предлагавшихся трактовок можно услов­но выделить три основных подхода к совершенствованию понятия «налоговая система». На рис. 1 схематично представлена суть этих подходов, а также приведены характерные примеры соответствую­щих определений.

    Рис1. Методологические подходы к уточнению понятия «налоговая система»

    Первый подход В. Пансков: налоговая система - это сово­купность предусмотрен­ных налогов, прин­ципов, форм и мето­дов их установления, изменения или отме­ны, уплаты и приме­нения мер по обеспе­чению их уплаты, осу­ществления налогово­го контроля, а также привлечения к ответ­ственности за нару­шение налогового за­конодательства - отличается стремлением детализировать ос­новные элементы , характеризуя при этом налоговую систему как простую совокупность данных элементов . Очевидным его пре­имуществом является внесение ясности в проблему множествен­ности элементов, образующих налоговую систему, и необходимо­сти учета и анализа всей их совокупности. Вместе с тем данный подход не позволяет охарактеризовать налоговую систему как качественно более высокий уровень организации действий отдельных образующих ее элементов по сравнению с простым суммированием таких действий. Иными словами, в любой системе числе и налоговой, должен проявляться синергетический эффект от взаимосвязи элементов . Рассмотрение лишь простой совокупности элементов не создает предпосылки для выделения такого эффекта.

    Второй подход С. Пепеляев : налого­вая система - это взаимосвязанная совокупность дейст­вующих в данный момент в конкрет­ном государстве су­щественных усло­вий налогообложе­ния - во многом устраняет данный недостаток, делая основной акцент именно на взаимосвязанной совокупности эле­ментов налоговой системы . Но при этом упускается из виду, во-первых, обязательность целостности (единства) этих элементов в системе, каждый из которых, имея свое четко определенное пред­назначение, является неотъемлемым и главное - не дублирующим атрибутом системы. Во-вторых, не ясно, что же это за элементы, без которых система не сможет функционировать.

    Третий подход Б. Алиев : налоговая система - это система экономико-пра­вовых отношений между го­сударством и хозяйствующи­ми субъектами, возникающих по поводу формирования доходной части государствен­ного бюджета, посредством системы законодательно ус­тановленных налогов и сбо­ров и других обязательных платежей, исчисление, уплата и контроль за поступлением которых осуществляются по единой методологии налого­обложения, разработанной в данном обществе - определяет налоговую систему как систему экономико-правовых отношений между государством и налогоплательщиками и основывается, по сути, на самих налоговых отноше­ниях и взаимосвязи субъектов этих отношений. Очевидным преимуществом является включение налогоплательщиков как ося­зательного элемента налоговой системы , однако при этом упускается организационный аспект, т.е. конкретный административный механизм , обеспечивающий функционирование всей налоговой системы.

    В целом приходится констатировать, что данная проблема xарактеризуется вплоть до настоящего времени существенной методологической непроработанностью. В НК РФ понятие «налоговая система», существовавшее ранее на легитимной основе, непонятно почему в аналогичной ст. 2 Кодекса было подменено термином «система налогов и сборов». При этом может возникнуть справед­ливый вопрос: а существует ли у нас сейчас налоговая система

    Следует согласиться с Н.Г. Кузнецовым, подчеркивающим, что «отсутствие законодательного закрепления понятия «налоговая сис­тема» не дает основания говорить о ее фактическом отсутствии . Необходимость теоретического изучения категории «налоговая сис­тема», ее элементов и свойств объективна, поскольку именно такой подход позволяет систематизированно и всесторонне подойти к изучению специфики правового регулирования налоговых правоот­ношений».

    Таким образом, существование налоговой системы объективно , оно не должно зависеть от юридических коллизий.

    Попробуем подойти к не­му с позиций теории систем, которая со второй половины XX в. стала играть решающую роль в современной науке. Один из осно­воположников данной теории Р. Акофф 3 под конкретной системой понимает множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, в которой по крайней мере два элемента являются объектами.

    В данном ракурсе, по нашему мнению, налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения (так называемого процессного подхода), а путем выделения эле­ментов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональ­ные взаимосвязи. Для этого предлагается выделить такие подсис­темы, каждая из которых будет иметь внутреннюю логическую завершенность (самостоятельность) и функциональную опреде­ленность. При таком подходе элементами налоговой системы будут, например, не уплата налогов и налоговый контроль, т.е. предмет налогообложения, а механизм налогового администри­рования, являющийся субъектом этого процесса.

    Рис. 2. Состав обязательных элементов налоговой системы

    Таким образом, можно выделить два элемента субъектного характера - налоговые администрации и налогоплательщиков и два элемента объектной направленности - нормативно-правовую базу налогообложения и саму совокупность налогов .

    Введение.

    Налоговая система – это совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с их последующим перераспределением в интересах государства. В качестве институтов выдают органы государственной власти, обеспечивающие сбор налогов и их мобилизацию в бюджеты всех уровней. Инструментами являются налоги, сборы, таможенные пошлины, обеспечивающие различные формы изъятия части национального дохода.

    Налоговая система является инструментом, прежде всего фискальной политики государства, позволяющей регулировать совокупный спрос в экономике, перераспределять доходы, покрывать государственные расходы,

    контролировать распределение национального дохода. Однако она имеет и социальную направленность, которая проявляется в механизмах налогообложения юридических и физических лиц. Чем выше значимость ее социальной составляющей, тем выше уровень социального развития общества, тем эффективнее решаются социальные задачи. Преобладание фискальной составляющей означает, что государство стремится решить проблему наполняемости бюджетов ценой сокращения спроса в других горах экономики.

    Налоги являются экономической категорией, изменяющейся под воздействием развития государства. Появление налогов непосредственно связано с функционированием государства и выполнением им своих функций, а также оказанием услуг гражданам и предприятиям. Возникновение науки о финансах связано именно с появлением учения о налогах.

    Изменение налогов находилось под воздействием ряда факторов, в частности оно зависело от направленности усилий государства по поддержанию общественного порядка, укреплению обороноспособности, развитию промышленности, решению социальных задач и т.п.

    1.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

    1.1. СОСТАВ И СТРУКТУРА НАЛОГОВ

    Состав и структура налогов определяется главным образом отраслевой структурой экономики, степенью развития государства, уровнем его научного и технологического потенциала. Поэтому налоговые системы развитых и развивающихся стран, а также стран с низким уровнем общественного развития имеют существенные различия.

    Налоговые системы ряда развитых стран, в частности Скандинавских, имеют ярко выраженную социальную направленность и отличаются высоким уровнем подоходного налогообложения. Помимо положительного момента в этом есть и недостаток. Налогоплательщики стремятся стать налоговыми резидентами стран с более благоприятными налоговыми режимами. На этом основано появление так называемых оффшорных зон, т.е. территорий, где налоги носят чисто символический характер. В таких зонах зарегистрировано

    множество налогоплательщиков, для которых национальные режимы налогообложения кажутся чрезмерно жесткими.

    Само по себе наличие оффшорных зон еще не является поводом для ухода от налогообложения путем регистрации на их территории налогоплательщика. Их «удачно» дополняют двусторонние договоры во избежание двойного налогообложения, заключаемые правительствами разных стран. Только благодаря таким договорам налогоплательщик на законных основаниях минимизирует налоги.

    Через оффшорные зоны осуществляется отмывание «грязных» денег, т.е. легализация доходов, полученных преступным путем. Для устранения негативного влияния оффшорного бизнеса на экономику своих стран правительства особо тщательно контролируют операции резидентов, осуществляемые через оффшорные зоны, вводятся различные ограничения на такие операции вплоть до их запрещения.

    Оффшорные зоны являются одним из свидетельств того, что сверхжесткие налоговые режимы приводят к обратному эффекту, т.е. к снижению поступлений в доход государства. Поэтому правительства пытаются найти оптимальные варианты для создания приемлемых условий развития бизнеса.

    1.2. Характеристика налоговой системы.

    Рассмотрим основные сущностные характеристики налоговой системы.

    субъектами экономической деятельности и государством по поводу перераспределения части вновь созданной стоимости. Налог – это часть национального дохода, мобилизуемая государством в централизованные фонды денежных средств – бюджеты всех уровней бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетных фондов, в виде индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, обусловленная

    необходимостью обеспечения функционирования государства.

    Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков определенных юридических действий.

    Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, применительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации.

    Участниками налоговых отношений являются:

    Организации и физические лица – налогоплательщики или плательщики сборов;

    Организации и физические лица – налоговые агенты;

    Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации – налоговые органы;

    Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения – таможенные органы;

    Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов, контроль за их уплатой;

    Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, другие уполномоченные органы – при решении вопросов об отсрочке, рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов в рамках их компетенции;

    Органы государственных внебюджетных фондов;

    Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и

    ее территориальные подразделения.

    1.3. Функции налоговой системы.

    Основные функции налоговой системы – фискальная и стимулирующая, или регулирующая.

    Фискальная функция означает изъятие части вновь созданной стоимости у субъектов экономической деятельности в пользу государства для последующего ее перераспределения. Решающее значение здесь имеет

    уровень таких изъятий в общем объеме ВВП, т.е. доля ВВП, перераспределяемая через централизованные государственные фонды. Чем больше доля изъятий денег из корпоративного сектора экономики и сектора домашних хозяйств, тем выше доля государственного сектора в экономике, тем острее стоит задача эффективного перераспределения бюджетных средств. Отсюда выше ответственность государства перед обществом и ниже заинтересованность субъектов экономической деятельности в полном и своевременном выполнении обязательств перед государством. Если государство переходит некую критическую черту в части изъятия вновь созданной стоимости, то экономика начинает «погружаться в тень», растет доля сокрытий, искажения отчетности, неуплата налогов из-за роста просроченной задолженности перед бюджетом. По оценкам статистических органов, доля теневого сектора экономики в России достигает 1/4 ВВП. Например, в Бразилии и Аргентине она составляет 2/3 ВВП. Существует также зависимость теневого сектора от структуры экономики и экспорта. Чем выше доля добывающих отраслей и экспорта сырьевых ресурсов, тем потенциально большим может быть доля теневого сектора. Из-за неэффективной фискальной политики в значительной мере страдает социальное развитие государства, сокращается уровень жизни населения, формируется узкая олигархическая прослойка, определяющая политику государства.

    Стимулирующая, или регулирующая, функция налогов означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Для того чтобы чрезмерно высокие налоги не подавляли предпринимательскую активность, не приводили к стагнации производства, государство должно поддерживать баланс между фискальной и регулирующей функциями налогов, создавая для налогоплательщиков благоприятный налоговый климат и тем самым стимулируя инвестиционную активность и решение социальных задач. Эта функция оптимизирует соотношение между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

    Стимулирующая, или регулирующая, функция налогов состоит также в том, что государство формирует определенную структуру объектов налогообложения. Например, высокая доля налогов на добычу полезных ископаемых и незначительная доля изъятия прибыли стимулирует инвестиционную активность и развитие высоко технологичных и наукоемких отраслей. Напротив, высокие налоги на прибыль и низкие налоги на недра приводят к концентрации доходов в добывающих отраслях, сокрытию прибыли и социальному застою, установлению сырьевой экспортной специализации государства, технологической отсталости.

    С помощью различных льгот, в том числе инвестиционных и социальных, государство может стимулировать развитие отдельных отраслей экономики. Однако предпочтительнее оптимизация совокупной налоговой нагрузки, общей структуры налогов и налогооблагаемой базы.

    Похожие публикации