Отчисление студентов. «высшая школа экономики

Кажется, что после отчисления жизнь закончена. Наши герои, бывшие студенты питерской Вышки, доказали нам обратное

Мария Геллер (Социология)

История об отчислении - моя любимая. Отчислили меня еще в начале второго курса из-за незача по Истории социологии. Обиды на преподавателей не осталось, а на деканат - да, есть. Но Высшая Школа Экономики, действительно, сильный университет, он оставил массу хороших впечатлений. Приходя сюда, сразу чувствуешь, что здесь нужно реально работать, усердно и много. Халявы, процветающей на постоянной основе, как во многих других вузах, в Вышке нет.

А тогда… весь сентябрь я громко и долго пыталась «восстановить справедливость», писала на «красную кнопку» и открыто восставала против деканата факультета социологии. В итоге: споры, разбирательства, усердно написанная работа на комиссии... 3 балла из 10 - было шоком. Меня просто «заткнули»: слишком много проблем было от меня.

С того момента я научилась меньше спорить с «начальством» - ни к чему хорошему это не приведет. Восстановить справедливость не получится, а нервы попортите изрядно. В каких-то ситуациях действительно легче промолчать, принять все и не пытаться выделиться.

Проведя 2 года в свободном плавании (благо я девушка) и вкусив настоящей жизни, в прошлом году поступила в другой вуз на «очку». Когда я снова стала студенткой (это было в 2013 году), мне не давала покоя идея собственного бизнеса.

Решиться на его создание мне помог Павел Калинский (выпускник факультета менеджмента НИУ-ВШЭ (СПб) - прим. ред.). Он рассказал, как сам начинал свое дело, будучи студентом 4 курса. Сегодня я и студент, и фотограф, и мини-бизнесвумен. Изучаю самостоятельно все, что может быть применено в моей сфере. Откинула страхи и разговоры вроде: «Да у тебя не получится».

После отчисления мне стало ясно, что, мягко говоря, не важны ваши неудачи. Если только вы сами не придаете им масштабов катастрофы. Люди о ваших промахах будут помнить максимум один день. Поэтому будьте уверены в своих желаниях, чувствах и мыслях. Они действительно отражают то, как вы хотите жить.

Не нравится специальность? Поменяй. Приехал в Питер, но понял, что это не твое? Уезжай. Не знаешь, чем заниматься в будущем? Обрати внимание на то, в чем хорошо разбираешься, и то, что тебе интересно. И главное: не стесняйся сделать ошибку.

Дмитрий Шаричев (Экономика)

Мое отчисление началось вместе с зачислением. Виной всему душевная драма и неспособность совладать с эмоциями. Отсюда апатия, лень, прокрастинация и так далее. Это был первый курс. Я толком даже не «вошел» в учебу, не знал преподавателей. Так что и обижаться особо не на кого. И каких-то конкретных предметов, из-за которых вылетел, тоже, как понимаете, нет. Сразу после отчисления выводов никаких не сделал. Случилось и случилось. Выводы пришли позже.

На данный момент я занимаюсь продюсированием нескольких музыкальных проектов в СНГ и Европе, работаю в качестве звукорежиссера на студии звукозаписи. Пользуюсь широкой известностью в узких кругах. Играю в группе «Now I See» на гитаре. С ребятами в марте 2014 ездили в США записывать альбом под руководством человека, который сделал для этого мира «Asking Alexandria», «Emmure», «I See Stars» и многих других.

Для нас это большая честь, и мы с нетерпением ждем, когда альбом будет готов. В ближайшем будущем собираемся снимать клип на нашу песню с Евгением Ножечкиным - восходящей звездой Голливуда. Он, кстати, снимал последний клип для группы «Ленинград». На самом деле, я дико люблю то, чем сейчас занимаюсь.

Чтобы как-то подвести итог, скажу следующее: ребята, гонитесь за своими и только своими «хотелками», никого не слушайте. Именно они делают вас теми, кем вы являетесь. Раскрывайтесь, делайте то, что любите, бросайте то, что не любите или от чего страдаете. Становитесь личностями!

Антон Зайцев (Юридический факультет)


Отчислили меня на третьем курсе. Основная причина, по моему мнению, это потеря контроля над ситуацией. Обиды никакой ни на кого нет, только глубокая признательность и благодарность ко всей университетской команде. После этой ситуации сделал для себя вывод, что планирование - это один из важнейших элементов успеха.

Сегодня я занимаюсь развитием собственной юридической фирмы general-line.ru, а также различными инвестиционными проектами в сфере недвижимости.

Нынешним студентам советую полюбить логику и читать как можно больше полезной литературы.

Давид Мурадян (Политология)

Отчислили меня на летней сессии - в конце третьего курса. Если подробнее говорить, то до этого я ещё год был в академическом отпуске. Честно признаться, уже и не вспомню те предметы, которые не сдал. Скажу лишь, что их было много (с улыбкой). Обиды на университет и преподавателей абсолютно нет, потому что я во всем сам виноват. Наоборот, я благодарен им за то, что они так долго меня «терпели».

Сейчас я работаю в Мариинском театре мастером по обслуживанию осветительного оборудования и спецэффектам. Как раз по соседству со своим бывшим университетом. Езжу на гастроли не только по городам России, но и в другие страны.

Нынешним студентом скажу одно: цените университетские годы! Находите время, чтобы отдыхать от учебы, но знайте меру!

Наиля Марятова (Юридический факультет)

Так вышло, что отчисляли меня дважды. В первый раз в конце первого курса по глупости: злоупотребляла свиданиями с симпатичным мне молодым человеком. Родители, ждавшие домой второкурсницу, получили не совсем желанную абитуриентку. «Что будешь делать?» - спрашивали они. «Возвращаться обратно!» - вторила им я. И снова подала документы на Юридический факультет в Вышку. Свой второй «первый курс» я отучилась уже без былого удовольствия и без «розовых очков» - все недостатки Вышки мозолили глаза ежедневно. На второй курс прошла спокойно, особо не ощутив жесткости летней сессии. Плавали - знаем.

Второй курс казался мне недосягаемой точкой, наполненной самыми интересными на свете дисциплинами: уголовное, международное и другие отрасли права (и это вовсе не лукавство). Но вот я его достигла и осознала, что совсем потеряла интерес к праву.

На тот момент я и мой парень занимались одним проектом в сети – розничной продажей. Проект приносил отличный доход при небольшой занятости. Через какое-то время, скопив уже достаточное количество средств, мы решили попробовать себя в новой стезе - открыть магазин одежды и продвигать российских дизайнеров. Обосновались в пространстве «Флигель» и за 10 дней до Нового года (в разгар моей зимней сессии) провели открытие. На учебу я, честно говоря, забила. Шла к отчислению осознанно и чуть ли не целенаправленно. Когда узнала, что отчислена, вздохнула с облегчением, как будто избавилась от тяжкой ноши. Тогда при огромном количестве свободного времени передо мной открылись новые горизонты.

Я совсем не вспоминаю ни преподавателей, ни университет. Да, высшее образование дает множество навыков, необходимых в повседневной жизни, но не могу сказать, что на их получение я хотела бы потратить пять-шесть лет.

Сейчас я чувствую, что каждый день открываю для себя что-то новое. Наш бизнес растет. Год назад «Флигель» состоял из двух человек, сейчас уже как минимум десять. Мы вышли на интернациональный уровень, представляем не только российских дизайнеров, но и, например, «All Saints», которые в России представлены только в Москве в «Цветном». Мы привезли много интересных марок со всего мира - от Великобритании до Гонконга.

Сегодняшним студентам я хочу посоветовать найти себя. Поступая на факультет, который является «престижным» или «популярным», вы должны помнить: в общем потоке легко потерять связь со своими истинными талантами. Возможно, судьбе придется дважды тряхнуть вас как следует, увести от ошибочного выбора (как это было со мной), но будьте уверены: это к лучшему.

Учиться важно, но университет не единственный источник для получения знаний и навыков. Я уделяю самообразованию не менее двух часов в день и страшно радуюсь тому, что могу сама определять те ресурсы, откуда можно черпать всю необходимую для меня информацию.

Меня отчисляют по неуспеваемости (4 долга), но только осенью. Вуз говорит, что сейчас этим никто не занимается. Имеют ли право удерживать документы? (От этого зависит, поступлю я в этот год, или же он будет "пролётный".)

Вопрос : Меня отчисляют по неуспеваемости (4 долга), но только осенью. Вуз говорит, что сейчас этим никто не занимается. Имеют ли право удерживать документы? (От этого зависит, поступлю я в этот год, или же он будет "пролётный".)

Ответ : Согласно п. 49 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, выпускнику высшего учебного заведения и обучающемуся, выбывшему до окончания высшего учебного заведения, из личного дела выдается документ об образовании, на основании которого он был зачислен в высшее учебное заведение. Оригинал документа об образовании, таким образом, должен храниться в личном деле студента в течение всего периода его обучения, а значит, говорить о неправомерности удержания документов пока преждевременно. Чтобы получить оригиналы принадлежащих Вам документов, необходимо отчислиться из вуза.

Наличие академической задолженности является основанием для отчисления студента по инициативе вуза. Порядок отчисления студентов по инициативе НИУ ВШЭ установлен Приложением № 9 к Правилам внутреннего распорядка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» , согласно п.1.4 которого не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Следует сказать, что указанное положение дословно воспроизводит ч. 9 ст.1 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Положения закона, однако, распространяются лишь на случаи, когда отчисление представляет собой дисциплинарное взыскание за нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом и правилами внутреннего распорядка вуза. Запрет на отчисление во время каникул направлен на гарантирование прав студентов, в том числе права на обжалование приказа об отчислении. В этой связи мы полагаем, что распространение запрета отчисления во время каникул на случаи, когда отчисление производится вследствие академической неуспеваемости, не противоречит федеральному законодательству.

Вместе с тем на отчисление студентов по собственному желанию (п. 190, 191 Устава НИУ ВШЭ) запрет на отчисление во время каникул не распространяется. При этом срок издания приказа об отчислении по собственному желанию составляет 10 дней . Кроме того, некоторые вузы указывают в своих уставах на невозможность отчисления по собственному желанию при наличии академической задолженности. Такого положения в Уставе ВШЭ нет, однако могут существовать и другие локальные нормативные акты, которые содержат указанную норму.

Более того, основания отчисления студента по собственному желанию указаны в п. «а» ст. 190 Устава ВШЭ. К ним в том числе относятся: по состоянию здоровья, перевод в другой вуз, а также иные уважительные причины. К последним, в свою очередь, не относится наличие академической задолженности. Однако академическая задолженность не может стать препятствием для отчисления по собственному желанию исходя из системного толкования норм Устава НИУ ВШЭ. При этом перечень оснований для отчисления студента по собственному желанию не является исчерпывающим, а значит, Вы можете требовать отчислить Вас по собственному желанию независимо от основания такого отчисления. В связи с этим рекомендуем Вам обратиться в деканат с вопросом о возможности отчисления Вас по собственному желанию, несмотря на наличие академической задолженности.

Вместе с тем в сложившейся ситуации стоит учесть, что в случае отчисления Вас из университета по собственному желанию Вы имеете возможность восстановиться в университете решением ректора в течение 5 лет после отчисления с сохранением основы обучения, в соответствии с которой Вы обучались до отчисления (бесплатной или платной) (ст. 192 Устава НИУ ВШЭ). Однако в случае отчисления по инициативе университета или в связи с расторжением договора Вы можете быть восстановлены в университете решением ректора в течение 2 лет после отчисления только на платной основе при наличии вакантных мест (ст. 193 Устава НИУ ВШЭ).

Сотрудники Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) уже несколько лет проводят исследование феномена отчисления студентов. О результатах работы коллектива учёных на II Международной конференции исследователей высшего образования «Университеты и государство» рассказала аналитик НИУ ВШЭ Елена Колотова.

Во многих вузах отчисление студентов считают инструментом поддержания высокого уровня качества образования. С этой точки зрения, если студента выгнали, в этом виноват только он сам, его плохая подготовка и неспособность к обучению. На самом же деле у академической неуспеваемости много причин, и высокий уровень отсева можно трактовать как показатель того, что вуз не может обеспечить оптимальные условия обучения. При этом для государства каждый отчисленный студент – это деньги, впустую потраченные на его обучение, и нехватка квалифицированных кадров в перспективе (особенно в сочетании с тенденцией уменьшения рождаемости).

Уровень отсева студентов в России не очень высокий – 21 процент, что гораздо меньше, чем, например, в США, где он достигает 54 процентов. Но и не самый низкий – в Корее всего 15 процентов студентов не заканчивают обучение.

Учёные НИУ ВШЭ поставили задачу выявить на примере студентов их вуза причины, по которым те прекращают обучение, и факторы, которые этому способствуют или, наоборот, снижают риск отчисления. Для исследования были взяты «когорты» студентов, поступивших в вуз в 2007, 2008 и 2009 годах.

Поскольку большинство отчислений в вузах связано с академической неуспеваемостью, исследователи сосредоточились именно на этом типе отчислений, хотя «хвосты» – не единственная причина, по которой студенты уходят из вуза.

Наблюдая за судьбой студентов, которые поступили в НИУ ВШЭ в 2007 году, исследователи установили, что на начало четвёртого курса 22 процента студентов были отчислены по причине академической неуспеваемости. Если прибавить к ним тех, которые ушли из вуза без задолженностей, доля отчисленных вырастет до 27 процентов. Наибольший риск приходится на начало второго курса. Это пора пересдачи «хвостов», оставшихся после первого года обучения. То есть можно сказать, что в основном студенты вылетают с первого курса.

В группу риска попадают студенты, которые старше своих однокурсников; мужского пола; обучаются на платном отделении или имели льготы при поступлении (инвалиды, сироты, и т.д.). Также чаще других уходят из вуза из-за академической неуспеваемости иногородние студенты. Наоборот, понижают риск отчисления такие факторы, как золотая медаль и высокий балл ЕГЭ. Здесь исследователи отмечают, что для «когорты» 2009-го года влияние результатов ЕГЭ на вероятность отчисления уже не так заметно. Это породило гипотезу о том, что массовое введение этого экзамена уменьшило его дифференцирующую способность, однако для её доказательства требуются дальнейшие исследования.

Уровень отсева студентов заметно разнится среди факультетов Вышки. Есть факультеты, с которых студентов выгоняют активно, например экономический, где отсев превышает 30 процентов. А есть и такие, где отсев невелик: в Международном институте экономики и финансов (автономном подразделении НИУ ВШЭ) он менее 8 процентов.

Чтобы объяснить такое различие, исследователи опросили сотрудников учебных частей и студентов. Оказалось, что отсеву учащихся способствует их количество (чем больше студентов на факультете, тем меньше внимания преподавателей и сотрудников вуза достаётся каждому из них) и наличие «проблемных» дисциплин. Для Вышки самыми проблемными дисциплинами оказались социальная и политическая статистика, её пересдают 59 процентов учащихся, и социально-экономическая статистика – пересдают 45 процентов. Предметы тяжело даются студентам по ряду причин: например, им может не хватать базовых знаний или времени для подготовки. Некоторые студенты манкируют правилами обучения в ВШЭ (например, надеются купить экзамен или списать). Для иногородних студентов дополнительной нагрузкой становятся бытовые трудности. Наконец, важную роль играют преподаватели: от стиля подачи материала, требований преподавателя и конфликтов с ним во многом зависит успешность обучения. Некоторых профессоров даже называют «санитарами леса» за то, что те видят свою цель в отчислении «плохих» студентов.

Сами студенты по-разному относятся к угрозе отчисления. Для учащихся бакалавриата это серьёзная проблема, и они, как правило, всеми силами стараются удержаться в вузе. В то время как для магистрантов отчисление – не такая большая беда, и зачастую они сами отказываются от обучения при возникновении проблем в учёбе или даже при их отсутствии. Важным фактором здесь оказывается занятость вне вуза. Если у студента уже есть работа или другое занятие, конкурирующее с учёбой, бросить вуз ему легче.

Соответственно, студенты бакалавриата, если уж их отчислили, затем стараются или восстановиться в ВШЭ, или поступить заново (возможно, на другой факультет), или перебраться в другой, иногда менее престижный вуз. Магистранты же в случае ухода не так рвутся обратно: они могут сделать большой перерыв или вовсе бросить учёбу, а если снова поступают, то никак не в менее престижный вуз, хотя могут при этом кардинально сменить профиль обучения.

(название филиала)

ПРИКАЗЫВАЮ:
Отчислить из НИУ ВШЭ Фамилия Имя Отчество, название структурного подразделения (название филиала ) НИУ ВШЭ, формат программы 1 «название программы », за неисполнение условий договора при обучении на платной основе с дата отчисления (

Основание: представление (Фамилия И.О. руководителя структурного подразделения), справка о задолженности по оплате за обучение студента/студентки (слушателя/слушательницы) Ф.И.О., уведомление о приостановлении оказания услуг по договору, уведомление об отчислении студента/студентки (слушателя/слушательницы) Ф.И.О.

Должность лица,

ФОРМА № 30

Основание к приказу - справка о задолженности по оплате за обучение

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ»

Название филиала

Название структурного подразделения

о задолженности по оплате за обучение студента/студентки (слушателя/слушательницы) Ф.И.О. полностью.
Студент/студентка (слушатель/слушательница) Ф.И.О.. полностью) формат программы «наименование программы », группа № ______ , по состоянию на _____________ 20 ___ г. имеет задолженность по оплате за обучение за период _________ в сумме _________ рублей (п.____ договора оказания платных образовательных услуг 1).

Уведомление о приостановлении оказания услуг по Договору вручено лично под роспись (направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) студенту/студентке (слушателю/слушательнице) «_____» ______________ 20 ___г.

Уведомление об отчислении студента/студентки (слушателя/слушательниц) из НИУ ВШЭ вручено лично под роспись (направлено по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) студенту/студентке (слушателю/слушательнице) «_____» ______________ 20 ___г. 2 .

ФОРМА № 31

Приказ об отчислении за нарушение устава и правил внутреннего распорядка

Об отчислении из НИУ ВШЭ студента/студентки (слушателя/слушательницы) название структурного подразделения (название филиала)

ПРИКАЗЫВАЮ:
Отчислить из НИУ ВШЭ Фамилия Имя Отчество, студента/студентку (слушателя/слушательницу) название структурного подразделения (название филиала ) НИУ ВШЭ, группа №_____, обучающегося (-уюся) по формат программы 1 «название программы », за нарушение устава и правил внутреннего распорядка Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» с дата отчисления (приказ о зачислении 2 от _______ № ____).
Основание: представление (Ф.И.О. руководителя структурного подразделения), документы (объяснения студента/студентки (слушателя/слушательницы), акты, справки и другие документы), подтверждающие факт правонарушения и виновность студента/студентки (слушателя/слушательницы) (с указанием сведений об уведомлении студента/студентки (слушателя/слушательницы) об отчислении).

Должность лица,

уполномоченного подписывать приказ И.О. Фамилия

ПРИКАЗЫВАЮ:
Отчислить из НИУ ВШЭ Фамилия Имя Отчество, (название филиала ) НИУ ВШЭ, формат программы 1 «название программы », в связи с расторжением договора на обучение на платной основе по соглашению сторон с дата отчисления
Основание: соглашение о расторжении договора от______№ ___.

Должность лица,

ФОРМА № 33

Приказ об отчислении за непрохождение итоговой государственной аттестации

Об отчислении из НИУ ВШЭ студента/студентки (слушателя/слушательницы) название структурного подразделения (название филиала)

ПРИКАЗЫВАЮ:
Отчислить из НИУ ВШЭ Фамилия Имя Отчество, студента/студентку (слушателя/слушательницу) название структурного подразделения (название филиала ) НИУ ВШЭ, группа №_____, обучающегося (-уюся) по формат программы 1 «название программы », за непрохождение итоговой государственной аттестации с дата отчисления (приказ о зачислении 2 от _______ № ____).
Основание: представление (Ф.И.О. руководителя структурного подразделения) (с указанием сведений об уведомлении студента/студентки (слушателя/слушательницы) об отчислении), решение государственной аттестационной комиссии (протокол от _______ № ______).

Должность лица,

уполномоченного подписывать приказ И.О. Фамилия

ФОРМА № 34

Приказ об отчислении студентов в связи с завершением обучения

Об отчислении студентов название структурного подразделения (название филиала) НИУ ВШЭ в связи с завершением обучения

ПРИКАЗЫВАЮ:


  1. Выдать студентам название структурного подразделения (название филиала ) НИУ ВШЭ, группа №_____, завершившим обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования по специальности 1 ____________, специализация _________/ по основной образовательной программе подготовки бакалавров по направлению подготовки _____________, дипломы ______ 2 согласно списку (приложение), приказ о зачислении 3 от _______ № ____.

  2. Отчислить из НИУ ВШЭ студентов в связи с завершением обучения согласно списку (приложение).

Основание: решение государственной аттестационной комиссии (протокол от ______ № _____).

Должность лица,

уполномоченного подписывать приказ И.О. Фамилия

Приложение к приказу об отчислении студентов в связи с завершением обучения

СПИСОК

студентов группы № ______,

завершивших обучение по направлению подготовки (специальности) 1 _____,

специализация ______

Похожие публикации