Понятие геополитического положения. Что такое географическое положение

Отношение определенного объекта к внешней среде, элементы которой имеют или могут иметь на него существенное влияние. В общественной географии положение обычно определяется в двухмерном пространстве (отображаемом на карте). В физической географии непременно учитывается и третье изменение - абсолютная или относительная высота расположения объектов .

Понятие географическое положение является ключевым для всей системы географических наук. Собственно география и зародилась как наука о методах определения и фиксации местоположения объектов на земной поверхности относительно друг друга или в некой системе координат. В дальнейшем выяснилось, что определение местоположения объекта не только помогает отыскать его…, но и объясняет некоторые свойства этого объекта и даже прогнозировать его развитие. Важнейший элемент географического исследования - установление и анализ связей между расположенными в пространстве объектами, определяемыми именно их местоположением .

Таким образом географическое положение :

  • является индивидуализирующим фактором, поскольку определяет многие свойства географического объекта;
  • имеет исторический характер, поскольку изменяется с течением времени;
  • имеет потенциальный характер, поскольку одно лишь положение не является достаточным условием соответствующего развития объекта;
  • имеет тесные связи с конфигурацией территории и её границами.

Различают следующие виды географического положения :

  • математико-географическое (геодезическое, астрономическое, «абсолютное»)
  • физико-географическое;
  • политико-географическое;
  • геополитическое;
  • военно-географическое;
  • эколого-географическое;
  • культурно-географическое;

и другие.

По масштабам выделяют:

  • макроположение
  • мезоположение
  • микроположение

По системе координат выделяют:

  • абсолютное (геодезическое, астрономическое);
  • относительное;
    • математическое («3 мили севернее Сиэтла»);
    • функциональное (экономико-географическое, физико-географическое и др.).

В расширенной интерпретации географическое положение может включать также отношение площадного объекта в целом (ареала, района, территории) к данностям, лежащим внутри него (к элементам внутренней среды). Такое географическое положение может именоваться, например, «интроспективным » (от лат. introspectus , intro - внутрь + spicere - смотреть). Например, при оценке роли внутренних приграничных районов в приоритетности направлений внешней политики , при оценке геокриминогенного положения территории , при анализе транспортно-географического положения, при исследовании изменчивого ареала по отношению к стациям переживания, лингвистического ареала по отношению к диалектному центру и т. п. Такой подход позволяет разрешить и коллизию с определением взаимного географического положения пересекающихся объектов.

Исторический очерк

Понятие «географическое положение» известно с конца XVIII в., когда доминировала парадигма географического детерминизма . Идеи об обусловленности жизни людей и общества географической средой выдвигали ещё древние мыслители, такие как Демокрит , Геродот , Страбон и др. Источниками географической информации в этот период были описания отдельных стран и народов, характеристики обжитых и отдаленных земель. Для целей мореплавания и торговли составлялись специальные описания морей, портов, торговых центров, в которых были сведения и об особенностях географического положения страны, через которую проходил торговый путь. Историко-географ В. К. Яцунский считал, что первым в истории экономико-географической работой следует считать произведение итальянского ученого Людовико Гвиччардини «Описание Нидерландов», которое вышло в свет в 1567 г., где в первой части книги дается анализ географического положения страны и оценка роли моря. В 1650 г. в тех же Нидерландах вышел труд Варения (Варениуса) «Общая география», которая считается первой теоретической работой по географии. С. П. Крашенинников в «Описании земли Камчатки» (1756) дал подробное описание её географического положения. Поиски закономерностей пространственного размещения поселений и создание моделей географии городов начались в первой половине XX в. Одним из первых ученых, кто подошел к созданию моделей географии городов, был В. П. Семенов-Тян-Шанский . Географические аспекты в русле проблем размещения хозяйства разработали немецкие ученые, создали так называемую теорию штандорта. Представителями этого направления были И. Тюнен , А. Вебер , А. Лёш и другие. Американский географ В. Бунге назвал географию «наукой о местах». В этом нестандартном и оригинальном определении кроется глубокий смысл о том, что каждый географический объект имеет своё индивидуальное место. Большой вклад в развитие теории географического положения внесли советские географы Н. Н. Баранский и И. М. Маергойз .

Напишите отзыв о статье "Географическое положение"

Примечания

Ссылки

  • Географическое положение // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • // Современная иллюстрированная энциклопедия. География / Под ред. А. П. Горкина - М.: Росмэн. 2006.

Географическое положение - «положение географического объекта относительно поверхности Земли, а также по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии…»

Отрывок, характеризующий Географическое положение

– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад.
– Ну, бг"ат, тепег"ь поедем обсушимся, – сказал он Пете.
Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова.
– Ну где пг"опадал? – сказал Денисов.
– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг"ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
– То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.
Пете очень хотелось смеяться, но он видел, что все удерживались от смеха. Он быстро переводил глаза с лица Тихона на лицо эсаула и Денисова, не понимая того, что все это значило.
– Ты дуг"ака то не представляй, – сказал Денисов, сердито покашливая. – Зачем пег"вого не пг"ивел?
Тихон стал чесать одной рукой спину, другой голову, и вдруг вся рожа его растянулась в сияющую глупую улыбку, открывшую недостаток зуба (за что он и прозван Щербатый). Денисов улыбнулся, и Петя залился веселым смехом, к которому присоединился и сам Тихон.
– Да что, совсем несправный, – сказал Тихон. – Одежонка плохенькая на нем, куда же его водить то. Да и грубиян, ваше благородие. Как же, говорит, я сам анаральский сын, не пойду, говорит.
– Экая скотина! – сказал Денисов. – Мне расспросить надо…
– Да я его спрашивал, – сказал Тихон. – Он говорит: плохо зн аком. Наших, говорит, и много, да всё плохие; только, говорит, одна названия. Ахнете, говорит, хорошенько, всех заберете, – заключил Тихон, весело и решительно взглянув в глаза Денисова.
– Вот я те всыплю сотню гог"ячих, ты и будешь дуг"ака то ког"чить, – сказал Денисов строго.
– Да что же серчать то, – сказал Тихон, – что ж, я не видал французов ваших? Вот дай позатемняет, я табе каких хошь, хоть троих приведу.
– Ну, поедем, – сказал Денисов, и до самой караулки он ехал, сердито нахмурившись и молча.
Тихон зашел сзади, и Петя слышал, как смеялись с ним и над ним казаки о каких то сапогах, которые он бросил в куст.
Когда прошел тот овладевший им смех при словах и улыбке Тихона, и Петя понял на мгновенье, что Тихон этот убил человека, ему сделалось неловко. Он оглянулся на пленного барабанщика, и что то кольнуло его в сердце. Но эта неловкость продолжалась только одно мгновенье. Он почувствовал необходимость повыше поднять голову, подбодриться и расспросить эсаула с значительным видом о завтрашнем предприятии, с тем чтобы не быть недостойным того общества, в котором он находился.
Посланный офицер встретил Денисова на дороге с известием, что Долохов сам сейчас приедет и что с его стороны все благополучно.
Денисов вдруг повеселел и подозвал к себе Петю.
– Ну, г"асскажи ты мне пг"о себя, – сказал он.

Петя при выезде из Москвы, оставив своих родных, присоединился к своему полку и скоро после этого был взят ординарцем к генералу, командовавшему большим отрядом. Со времени своего производства в офицеры, и в особенности с поступления в действующую армию, где он участвовал в Вяземском сражении, Петя находился в постоянно счастливо возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого нибудь случая настоящего геройства. Он был очень счастлив тем, что он видел и испытал в армии, но вместе с тем ему все казалось, что там, где его нет, там то теперь и совершается самое настоящее, геройское. И он торопился поспеть туда, где его не было.
Когда 21 го октября его генерал выразил желание послать кого нибудь в отряд Денисова, Петя так жалостно просил, чтобы послать его, что генерал не мог отказать. Но, отправляя его, генерал, поминая безумный поступок Пети в Вяземском сражении, где Петя, вместо того чтобы ехать дорогой туда, куда он был послан, поскакал в цепь под огонь французов и выстрелил там два раза из своего пистолета, – отправляя его, генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова. От этого то Петя покраснел и смешался, когда Денисов спросил, можно ли ему остаться. До выезда на опушку леса Петя считал, что ему надобно, строго исполняя свой долг, сейчас же вернуться. Но когда он увидал французов, увидал Тихона, узнал, что в ночь непременно атакуют, он, с быстротою переходов молодых людей от одного взгляда к другому, решил сам с собою, что генерал его, которого он до сих пор очень уважал, – дрянь, немец, что Денисов герой, и эсаул герой, и что Тихон герой, и что ему было бы стыдно уехать от них в трудную минуту.

Положение любой точки на земном шаре может быть определено с помощью географических координат - для этого они и созданы. Но даже сами координаты различны: широта, хотя и весьма приблизительно, говорит о температурном режиме места (можно с уверенностью утверждать, что на 10-15° широты теплее, чем на 75-80°); но и на одной широте природные условия могут быть весьма различны. Долгота же сама по себе не несет никакой информации, если мы не знаем, что расположено вокруг рассматриваемого нами места, тем более, что для отсчета долготы в принципе можно принять в качестве начального любой меридиан. Поэтому понятие географического положения выходит далеко за пределы характеристики положения объекта по координатам.

Географическое положение - это положение любого географического объекта на земной

поверхности по отношению к другим объектам, с которыми он находится во взаимодействии. Географическое положение - важная характеристика объекта, так как в значительной мере дает представление о его природных и социально-экономических особенностях.

Чтобы определить географическое положение любого географического объекта, нужно, прежде всего, решить вопрос - для чего это делается?

Мы характеризуем географическое положение Москвы, чтобы определить, чем обусловлен климат города. В этом случае важно, прежде всего, то, на какой широте расположена Москва. 56° широты - это умеренный пояс освещенности, почти на всем земном шаре также умеренные тепловой и климатический пояса. На этих широтах преобладают западные ветры. Город находится посреди обширной равнины на довольно большом (1000-1500 км) расстоянии от морей, но равнина открыта ветрам всех направлений - преобладающим западным, влажным, со стороны сравнительно теплого Атлантического океана, холодным северным, со стороны Северного Ледовитого океана, менее частым, сухим из Средней Азии. Положение Москвы среди большого массива суши делает климат континентальным, но свободный доступ воздуха с Атлантики эту континентальность смягчает.

Чтобы охарактеризовать географическое положение Москвы как столицы России, крупного промышленного и культурного центра, нужно также обратить внимание на ее положение в центре равнины, но здесь на первое место выходит гидрографическая сеть - судоходные реки и места, где в старину можно было волоком переправиться из одного речного бассейна в другой. Благоприятным было в старину и положение в лесной зоне, менее доступное для кочевников с юга, чем, например, у Киева. Москва стала центром, вокруг которого сформировалось Русское государство в конце ордынского владычества и после его свержения. Дороги соединили Москву со многими городами, Москва стала крупным транспортным узлом. В дальнейшем уже сама дорожная сеть стала важным фактором географического положения, способствовавшим развитию города. Она особенно важна потому, что вблизи города нет существенных сырьевых и энергетических природных ресурсов, многое приходится доставлять из дальних мест.

В первом случае мы рассмотрели физико-географическое положение города (при этом с узкой целью - только для объяснения его климата), во втором - экономико-географическое.

Экономико-географическое положение (ЭГП) - это все пространственные отношения предприятия, населенного пункта, района, страны, группы стран к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение. ЭГП любого объекта может оцениваться как благоприятное, способствующее экономическому развитию объекта, и неблагоприятное - препятствующее ему. ЭГП - понятие историческое, в ходе изменения самого экономического объекта и объектов, связанных с ним, оно может стать более благоприятным, чем было раньше, или менее благоприятным.

ЭГП города может улучшиться, если к нему провели дорогу; оно может ухудшиться, если проводят дорогу в обход этого города, и пути, ранее проходившие через него, теперь идут стороной.

ЭГП улучшится, если возле города открыли месторождение полезного ископаемого, ухудшится, если всё месторождение выработали, а никаких других существенных производств в городе нет.

ЭГП страны может ухудшиться, если ее границу, через которую прежде был свободный проход, по каким-то политическим причинам закрывают.

Рассмотрим в качестве примеров экономико-географичсекое положение нескольких государств и городов.

Великобритания , островное государство в Западной Европе. Страна расположена на острове Великобритания и занимает также север острова Ирландия, поэтому полное название государства – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Остров Великобритания отделен от континентальной Европы проливом Ла-Манш, имеющим в самой узкой части (пролив Па-де-Кале) ширину 32 км. Близость к континенту вначале была причиной того, что сюда распространились римские завоевания (I в. до н.э), а затем завоевания норманнов (1066 г.). Но затем, с укреплением государства, островное положение стало выгодным: с XI в. ни одна попытка иностранного вторжения на территорию Великобритании не была успешной. В то же время, обладая множеством хороших естественных гаваней, Великобритания стала мореходной державой, имеет мощный флот, вела и ведет морскую торговлю со всем миром. Британский военный флот долгое время считался лучшим в мире. Островное положение помогает стране сохранять известную самобытность даже в условиях глобализации, в то же время небольшое расстояние, отделяющее ее от континентальной Европы позволяет поддерживать с ней очень тесные связи; сейчас под проливом Па-де-Кале между Великобританией и Францией создан тоннель, по нему проходит сухопутный транспорт.

Панама , государство в Центральной Америке, в самой узкой части перешейка, соединяющего Северную Америку с Южной. Казалось бы, положение очень выгодное: контроль над перешейком, контролирующим связь между материками. Но горный рельеф Центральной Америки и густая тропическая растительность препятствовали развитию здесь наземного транспорта, и никакого контроля над ним не получилось. Более важным для Панамы оказалось не то, какие географические объекты соединяет Панамский перешеек, на котором она расположена, а то, какие объекты он разделяет, - Тихий и Атлантический океаны. В 1914 г. был построен, а в 1920 г. официально открыт Панамский канал длиной несколько более 80 км, соединивший Карибское море Атлантического океана с Тихим океаном. Таким образом, Панама стала контролировать не еле заметный грузопоток по суше между континентами, а весьма мощный - между океанами, так как путь по каналу намного короче пути в обход Южной Америки с юга, и ЭГП Панамы сразу значительно улучшилось.

Сингапур , город-государство в Юго-Восточной Азии, близ крайней южной точки материка Евразии. Сингапур находится на одноименном острове близ южного окончания полуострова Малакка. Большинство судов на пути из Индийского океана в Тихий проходит по Малаккскому проливу (между о. Суматра и п-овом Малакка) и огибает Малакку с юга, так что миновать Сингапур очень трудно. Поэтому ЭГП острова и города следует считать исключительно выгодным. Почти вся торговля между Европой, Индией, странами Персидского залива, некоторыми странами Африки, с одной стороны, и Китаем, Японией, Южной Кореей, Дальним Востоком России, с другой, проходит этим путем. Поэтому Сингапур за последние десятилетия вышел на первое место среди портов всего мира по грузообороту. От материка Сингапур отделен узким проливом, через который переброшены мосты, так что возможна хорошая наземная связь с континентальной частью Малайзии и с Таиландом, но сухопутные связи Сингапура с другими материковыми странами невелики, так как дорожная сеть в Мьянме, Лаосе и Камбодже плохая.

Хабаровск, Владивосток, Магадан - в чем сходно и в чем различно их экономико-географическое положение? Все три города находятся на Дальнем Востоке России. Все три города - центры субъектов Российской Федерации (Владивосток и Хабаровск - краевые центры, Магадан - областной). Владивосток и Магадан - морские порты: Владивосток на Японском море, Магадан на Охотском.

Владивосток значительно (на 17° широты) южнее, поэтому может использоваться круглый год. Преимущество Владивостока состоит и в том, что к нему подходит железная дорога - он является конечным пунктом Транссибирской железнодорожной магистрали. Окружающие Владивосток населенные пункты неплохо обеспечены наземным транспортом, а также расположены в пределах района с природными условиями, благоприятными для сельского хозяйства, а потому не нуждаются в том, чтобы морской порт их обслуживал. Владивосток в связи с этим ориентирован на внешнюю торговлю - экспорт и импорт.

Магаданская область имеет транспортную связь с остальной территорией России практически только через свой областной центр и в такой связи очень нуждается, потому что обеспечить себя продовольственными и многими другими ресурсами не может. Железных дорог в области нет, но от Магадана идет автомобильная дорога (Колымский тракт), на которой или вблизи которой расположено большинство населенных пунктов области. Поэтому Магаданский порт обслуживает, в основном, свою область, обеспечивая ее всем привозимым из других регионов России. Правда, от Колымского тракта идет автомобильная дорога на Якутск, но до самого Якутска железная дорога не доходит, поэтому возить что-либо в Магаданскую область через Якутск нет никакого резона.

Хабаровск, в отличие от Владивостока и Магадана, не стоит на морском побережье и, следовательно, морским портом не является. Он расположен на пересечении Транссибирской железнодорожной магистрали и большой реки Амур близ впадения в него Уссури. Хабаровск – важный речной порт, а фактически и железнодорожный узел: не в самом городе, но всего в 50 километрах от него от Транссиба отходит линия на Комсомольск-на-Амуре – Ванино –Советскую Гавань. Все это делает транспортное положение Хабаровска очень выгодным, так как Комсомольск - конечный пункт Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, а Ванино и Советская Гавань - морские порты.

В военном отношении Владивосток и Хабаровск более уязвимы, так как находятся близ государственной границы, Магадан же - на Охотском море, берега которого полностью контролируются Россией.

(ГП) - положение географического объекта относительно поверхности Земли, по отношению к другим географическим объектам, с которыми он находится во взаимодействии. Выделяется физико- положение - положение по отношению , начальному меридиану, материкам, океанам и . Экономико-географическое - положение по отношению к основным районам и центрам экономики, мировым путям и - это оценка места страны или региона на , их положение по отношению к различным государствам, военным и экономическим союзам, к различным региональным конфликтам.

Географическое положение России

Российская Федерация - самая большая по площади страна мира. Её площадь составляет 17,1 млн. км2 По площади она сопоставима с целым материком - (17,4 млн. км2). расположена в трех полушариях - северном, большая часть в восточном и лишь крайние восточные точки в западном, на северо-востоке материка . Омывается водами трех океанов: на севере - , на востоке - . На западе и юго-западе имеет выход к морям . Крайняя северная точка страны - мыс Флигели на о. Рудольфа, на материке мыс Челюскин. Южная - гора Базардюзю (в Дагестане). Крайняя западная - мыс Песчаная коса близь г. , а восточная - в западном полушарии на о. Ратманова в проливе, материковая мыс Дежнёва.

Расстояние между северной и южной точкой - более 4 тыс. км., а между западной и восточной - около 10 тыс.км. Таким образом, большая часть России расположена в широтах, хотя северная часть страны находится в суровых арктических, а небольшой участок побережья - в субтропических широтах. Географическое положение нашей страны обуславливает значительную суровость природных условий: на более 64% территории страны распространена .

Общая протяженность границ почти 60 тыс.км., из них, 14,5 - сухопутные, а 44,5 - морские. На западе Россия граничит с , Эстонией, Латвией, Литвой, . На юго-западе - с ; на юге - с и , и ; на востоке морские границы с и . На севере выделяется Российский сектор , границы которого проведены по меридианам острова Ратманова и северной точки границы с Норвегией до северного полюса.

После распада СССР существенно изменилось геополитическое положение России.

По всему периметру сухопутных границ России образовались суверенные государства из числа бывших союзных республик, а границы с ними в большинстве случаев не оборудованы должным образом. СССР существовал в биполярном мире, в условиях противостояния двух экономических и военных блоков -

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Географическое положение (ГП) характеризуется взаимоотношением объекта с его внешней средой. С течением времени оно может изменяться. Оценка географического положения рассматривается учеными как оценка важнейшего фактора развития хозяйства региона, а иногда оно рассматривается и как самостоятельный ресурс. К.П. Космачев считал возможным рассматривать ГП в качестве одного из видов ресурсов и даже говорил о запасах ресурсов ГП: «Их запасы при прочих равных условиях обратно пропорциональны экономической удаленности осваиваемой территории по отношению к освоенной и прямо пропорциональны размерам хозяйственного потенциала последней» .

Географическое положение территории раскрывается через территориальные отношения по ряду положений . Рассмотрим основные виды географического положения по Н.С. Мироненко .

Ø Геодезическое положение это расположение объекта в географической координатной сетке, т.е. в геодезическом пространстве.

Крайняя северная точка ХМАО лежит в Березовском районе, на Народоитьинском кряже и имеет координаты 65 0 43" с.ш. и 62 0 в.д.

Крайняя западная точка лежит в Березовском районе на хребте Монь-Хамво и имеет координаты 63 0 01" с.ш. и 59 0 48" в.д.

Крайняя восточная точка лежит в Нижневартовском районе на водораздельной поверхности рек Вах, Танксес и Сым, и имеет координаты 61 0 28" с.ш. и 85 0 58" в.д.

Крайняя южная точка лежит в Кондинском районе на междуречье рек Кума (правый приток Конды) и Носка (левый приток Иртыша) и имеет координаты 58 0 35" с.ш. и 66 0 21" в.д.

Площадь ХМАО-Югры составляет 534 800 км 2 . Общая протяженность внешних границ округа составляет около 4733 км. С севера на юг округ протянулся на 900 км, с запада на восток – на 1400 км. От крайней северной точки округа до Северного полярного круга – 98 км, а от крайней южной точки округа до южных границ России – 428 км.

Ø В физико-географическом пространстве территория ХМАО лежит в пределах трех подзон (северной, средней и южной) тайги и горных областей Урала (юго-восточная часть Приполярного и северо-восточная часть Северного Урала).

Территория ХМАО занимает части крупных тектонических структур – Уральской складчатой области и Западно-Сибирской плиты, что объясняет богатство, разнообразие и специфику ее минерально-ресурсного потенциала.

Округ расположен в центре крупнейшей в Азии Западно-Сибирской равнины (географический центр Западно-Сибирской равнины находится на юге Нижневартовского района в истоках р. Кульеган и имеет координаты 60 0 с.ш. и 76 0 в.д) и восточных макросклонов Приполярного и Северного Урала.

Территория Югры находится в глубине самого огромного материка и самого большого по площади государства, на берегах могучих рек – Оби и Иртыша. На севере Югры граница проходит по водораздельным поверхностям Верхнетазовской возвышенности, Сибирских увалов и Полуйской возвышенностям, пересекая Северо-Сосьвинскую возвышенность, на северо-западе граница проходит по водоразделам Приполярного и Северного Урала. На юго-западе, в центре и на юге округ почти полностью включает в себя территорию Кондинской и Сургутской низменностей. На юго-востоке округ граничит с Кетско-Тымской равниной.

Округ лежит в умеренном климатическом поясе, в области континентального климата с умеренно теплым летом и умеренно суровой снежной зимой . Особенности климата, в значительной мере, определяют жизненный уклад, сформировавшийся у местного населения.

Ø Политико-географическом положение округа четко показывает созданная в нашей стране вертикаль власти. Ханты-Мансийский автономный округ вместе с Ямало-Ненецким автономным округом входят в состав Тюменской области с центром в г. Тюмени. Тюменская область в свою очередь входит в Уральский федеральный округ с центром в г. Екатеринбурге. Уральский федеральный округ вместе с шестью округами образуют территорию Российской Федерации.

Административно Ханты-Мансийский автономный округ подразделяется на 9 районов. Из них самый большой по территории – Нижневартовский район – занимает площадь 117,31 тыс. км 2 , а самый маленький – Октябрьский – 24,49 тыс.км 2 .

Ø Эколого-географическое положение иллюстрирует положение по отношению к экологически значимым объектам, в частности к регионам, которые определяют экологическую ситуацию, или регионам, на экологическое состояние которых может влиять исследуемая территория.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра играет значительную роль не только в российском, но и в мировом экологическом балансе за счет обширной территории и огромного природно-ресурсного потенциала. Территория Югры лежит в пределах огромной слабо преобразованной зоны таежных лесов, имеющих огромное планетарное значение, как источник кислорода.

Трансграничный перенос воздушных масс приносит на территорию округа загрязняющие вещества. В основном это влияние металлургических, химических, лесохимических центров Урала. Выделяют на территории округа и следы радиоактивного загрязнения, образованные влиянием трех центров: Новоземельского полигона, Томского и Восточно-Уральского радиоактивных следов. Наблюдается трансграничный перенос техногенных радионуклидов по Обь-Иртышской речной системе.

Большое влияние на качество вод на территории Обь-Иртышского бассейна оказывает трансграничный перенос загрязняющих веществ с территории соседних регионов и республики Казахстан.

Общая площадь особо охраняемых природных территорий федерального, окружного и местного значения (ООПТ) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре составляет 4030786 а, что соответствует примерно 7,5% от всей территории округа.

На территории региона расположены два государственных природных заповедника (Юганский и Малая Сосьва) общей площадью 874,2 тыс. га, три федеральный природных заказника (Елизаровский, Васпухольский и Верхнее-Кондинский), общей площадью 411,4 тыс. га, две территории водно-болотных угодий международного значения (Верхнее Двуобье, Нижнее Двуобье) площадью 670 тыс. га .

Ø Экономико-географическое положение показывает отношение к экономически значимым объектам.

На севере Югра граничит с Ямало-Ненецким автономным округом (протяженность около 1716 км), на северо-западе граница общей протяженностью около 590 км проходит с республикой Коми, на юго-западе – со Свердловской областью (около 597 км), на юге – с Тюменской областью (около 749 км), на юго-востоке с Томской областью (около 824 км) и на востоке с Красноярским краем (около 257 км).



Рассмотрим более подробно подвиды экономико-географического положения:

1. Промышленно-географическое.

А. Положение относительно источников энергии (топливно-географическое, энерго-географическое).

В эпоху мирового энергетического дефицита, положение относительно основных источников энергии, является определяющим в развитии хозяйства региона. ХМАО лежит на территории крупнейшей в России нефтегазоносной провинции, и через его территорию проходят важнейшие линии нефте- и газопроводов на запад и восток страны. Объем нефти, извлекаемой из недр Югры, составляет около 57% всей нефти, добываемой в Российской Федерации, и 4,3% приходится на долю добываемого газа. На территории севера Западной Сибири в настоящее время разведано несколько сотен нефтяных и газовых месторождений с запасами порядка 50 трлн. м 3 газа, 20 млрд. тонн газового конденсата .

Более сложное положение относительно бассейнов угля. Уголь по-прежнему основной вид топлива в ряде населенных пунктов округа. Каменный уголь из Кузбасского бассейна поступает в период навигации по Оби и Томи для нужд энергетики и населения. Перспективно использование бурого угля из месторождений Полярного и Приполярного Урала для развития энергетики, особенно учитывая программу развития этого региона. Кроме того, регион обладает огромными местными ресурсами торфа, который может быть источником энергии для отдаленных, имеющих плохие транспортные связи, населенных пунктов.

В округе расположены одни из наиболее мощных в стране ГРЭС (Сургутская 1 и 2, Нижневартовская), которые работают на попутном газе, проходят крупнейшие ЛЭП. Использование попутного газа для выработки электроэнергии является главным направлением развития энергетики округа. Избыток топливных ресурсов, энергодефицит в западных районах округа, приводят к планированию сооружения новых ГРЭС за счет использования бурого угля (район Приполярного Урала). Производство электроэнергии по округу составило в 2005 г. 66,1 млрд. кВт/ч. Еще одним важным источником получения энергии является мазут.

В целом регион является энергоизбыточным. Однако есть и изменения в энерго-географическом положении округа. По сравнению с предыдущим периодом оно существенно ухудшилось. Увеличиваются затраты, особенно капитальные, на добычу и транспортировку топлива. Добыча его все более перемещается в отдаленные от мест потребления и малоосвоенные районы; в эксплуатацию вовлекаются месторождения природных ископаемых с ухудшающимися горно-геологическими условиями. Затраты на добычу 1 т нефти постоянно увеличиваются. Темпы роста энергопотребления превосходят темпы прироста выработки электроэнергии, что может привести к ее дефициту.

Б. Положение относительно источников основных видов громоздкого сырья и материалов (например: металло-географическое, лесо-географическое).

Металло-географическое положение округа является межрайонным и соседским. К юго-западу от округа расположена крупнейшая металлургическая база страны – Уральская, к юго-востоку – Кузнецкая. Связь с первой осуществляется по железной дороге. Связь с Кузнецкой базой возможна как по железной дороге, так и водным транспортом, но она менее рентабельна.

В этом положении возможны сдвиги в сторону улучшения, если будет реализована идея строительства Северо-Сибирской железной дороги, которая свяжет Восточную Сибирь с севером Уральского региона, через территорию округа.

Еще более перспективно положение округа относительно месторождений Полярного и Приполярного Урала. В пределах уральской части округа выявлены проявления меди, свинца, цинка, бокситов, марганца, урана, платины, титана, циркония, железных и хромовых руд, бурых и каменных углей, асбеста, фосфоритов, бентонитовых глин, многочисленные месторождения горного хрусталя. Прогнозные ресурсы золота рудных формаций оцениваются в 144 тонны, а россыпного золота – в 73,6 тонн. Ресурсы железорудного Турупьинского узла оцениваются в 3,1 млрд. тонн. Комплексное редкоземельное месторождение Большая Турупья содержит тантал и ниобий . Запасы цеолитов, обладающих уникальными фильтрационными и сорбционными свойствами, составляют около 64,4 тыс. тонн.

Лесо-географическое положение округа благоприятно. Округ является лесоизбыточным (залесенность колеблется от района к району от 20% в Сургутском полесье до 90 % в бассейне р. Сосьвы). Общие запасы древесины в округе составляют около 4 млрд.м 3 . Преобладающими породами являются хвойные, с небольшой долей мягколиственных. По данным 2005 г. в округе вырубается лишь 8% расчетной лесосеки. Главная проблема в лесо-географическом положении недостаточное количество лесовозных дорог.

Длительная ориентация отрасли на вывоз сырья из округа не способствовала наращиванию мощностей по глубокой переработке древесины, что обусловило сдерживание развития лесопромышленного комплекса. Самым перспективным направлением развития лесопромышленного комплекса в округе является создание лесохимической промышленности.

В. Положение относительно сгустков обрабатывающей индустрии.

Импорт автономного округа составляют высокотехнологичное оборудование для предприятий ТЭК, изделия из черных металлов, телекоммуникационное и компьютерное оборудование, автомобили и т.д. Относительно крупных центров обрабатывающей промышленности географическое положение округа периферийное. Крупные центры, поставляющие продукцию для работы нефтегазового комплекса, расположены на юге Тюменской области (г. Тюмень, г. Тобольск), в Уральском, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском экономических районах.

2. Аграрно-географическое положение .

А. Положение относительно продовольственных баз (продовольственно-географическое). Неблагоприятные природно-климатические условия округа затрудняют развитие такой отрасли агропромышленного комплекса, как сельское хозяйство. Сложным (периферийным) является продовольственно-географическое положение округа. Свой агропромышленный сектор развит не достаточно. Основные поставщики продукции расположены на юге Западно-Сибирского и Уральского экономических районов.

Б. Положение относительно баз сельскохозяйственного сырья можно признать удаленным и невыгодным. Основные базы сельскохозяйственного сырья расположены к югу и юго-западу от территории округа.

3. Транспортно-географическое положение .

А. Положение относительно морских путей (приморское).

Территория округа не имеет выхода к морю, что делает не возможным осуществление прямых связей с зарубежными партнерами. Затруднен и выход через западные и восточные порты России, учитывая их отдаленность и большую загруженность. Перспективы и масштабы развития старых портов России ограничены. К тому же Югра не имеет прямой железнодорожной связи ни с Мурманском, ни с Архангельском.

Близкое расположение ХМАО к морям Северного Ледовитого океана и северное направление течения основных судоходных рек из отрицательного фактора развития может превратиться в положительный. Общая протяженность судоходных водных путей, расположенных в ХМАО, более 5,6 тыс. Км, из которых 3600 км - боковые и малые реки. Ежегодно объем перевозок составляет 330-360 тыс. пассажиров . Воротами для выхода ХМАО на мировой рынок (за исключением стран бассейна Тихого океана) могут стать порты Западной Сибири. Обь свяжет глубинные районы округа (порты Нефтеюганский, Нижневартовский, Сергинский и Сургутский) с Салехардом. Учитывая возможность организации перевозок «река - море», можно ожидать, что Обь станет главной транспортной магистралью для осуществления прямого выхода на мировой рынок массовых грузов всего округа. Наличие судов усиленного ледового типа, а также опыт организации навигации в западном секторе Северного морского пути дает основание предполагать реальность изменения в лучшую сторону географического положения округа.

Особенно перспективно станет использовать Северный морской путь для осуществления торговых операций в связи с продолжающимся потеплением в Арктике и таянием льдов.

Спутниковые наблюдения Европейского космического агентства говорят о том, что быстрое таяние льдов в Северном Ледовитом океане открывает короткий морской путь между Европой и Азией, который ранее был всегда непригоден для судоходства .

Европейское космическое ведомство сообщило также, что хотя в течение последнего десятилетия район, покрытый льдами в Северном Ледовитом океане, сокращался на уровне примерно 100 000 квадратных километров в год, в прошлом году такое сокращение охватило сразу 1 млн. квадратных километров. Таким образом, используя Северный морской путь, округ может получить доступ на рынки Европы, Азии и Северной Америки .

Б. Магистральное положение.

Железнодорожный транспорт - основное средство осуществления как региональных, так и межрегиональных связей Югры. Общая эксплуатационная длина магистрали составляет 1106 км. Пассажирооборот железной дороги на 2005 г. составил 2300 млн. пасс.км, перевезено пассажиров - 4,8 млн. человек. Отправлено грузов 9,4 млн. т . Железная дорога в западной части округа обслуживает лесопромышленные предприятия, на северо-востоке – предприятия нефтегазовой отрасли.

Сейчас на территории округа проходят несколько железнодорожных линий: основная – Тобольск – Сургут – Ноябрск (с отдельной веткой на Нижневартовск), Серов – Советский – Приобье (с отдельной веткой на Агириш), Тавда - Междуреченский. Основные недостатки этих линий в отсутствии связи между собой на территории округа, слабая техническая оснащенность, малая пропускная способность. Для создания условий, необходимых для решения стоящих перед ними задач, обязательным является реконструкция железной дороги на участке Демьянка – Сургут – Нижневартовск (создание двух путей) и окончание сооружения Северо-Сибирской магистрали (Севсиба) на участке Нижневартовск – Колпашево – Томск. Окончательный вариант Севсиба пройдет по линии Пермь – Ивдель – Югорск – Ханты-Мансийск – Сургут – Нижневартовск – Белый Яр – Лесосибирск – Усть-Илимск – порты Тихого океана. Особая задача стоит в обеспечении железнодорожных связей с районом перспективного горнопромышленного освоения в районе Полярного и Приполярного Урала. В первую очередь необходимо строительство транспортного коридора Ивдель – Агириш – Лабытнанги вдоль восточного склона Уральских гор. Намеченный к строительству новый транспортный коридор в составе железной дороги, автомобильной дороги, линий электропередач должен связать по кратчайшему пути промышленный Урал с лесопромышленной зоной севера Свердловской области и ХМАО-Югры, с месторождениями бурого угля Приполярного и Полярного Урала, рудными месторождениями Урала и зоной нефтегазодобычи – полуостровом Ямал.

По новому транспортному коридору будут поставлятся буровые станки, трубы, горное и транспортное оборудование, металлоконструкции и т.п.

Кроме того, направление перспективно, как звено опорной железнодорожной сети, связывающее промышленные районы Урала и Западной Сибири с Северным морским путем. Тем самым расширяется возможность для маневра материальными ресурсами, увеличивается экономическая и оборонная безопасность Российской Федерации .

Велика будущая роль округа и в осуществлении транзитных меридиональных связей по транспортным коридорам: а) Воркута – Лабытнанги – Березово (или Кожим – Саранауль) – Приобъе – Югорск – Екатеринбург и далее в страны Закавказья и Ближнего Востока; б) Сургут – Нижневартовск – Белый Яр – Томск – Новосибирск и далее в Среднюю Азию.

Автономный округ является важным связующим звеном между субъектами европейской части России и Урала и субъектами РФ, находящимися в Сибири и на Дальнем Востоке. Протяженность автомобильных дорог - более 18 тыс. км, из них с твердым покрытием - более 11 тыс.км.

Югра имеет самую крупную в стране сеть нефтепроводов. Общая протяженность магистральных нефтепроводов на территории автономного округа составляет 6283 км, газопроводов - 19500 км. На территории округа берут начало большинство магистральных нефтепроводов. Крупными направлениями нефтепроводов являются: Шаим – Тюмень, Усть-Балык – Омск, Усть-Балык – Курган – Уфа – Альметьевск, Нижневартовск – Анжеро-Судженск, Нижневартовск – Курган – Куйбышев с подключением к поставке нефти на экспорт по нефтепроводу «Дружба».

Большинство магистральных газопроводов, проходящих по территории округа, - транзитные, идущие с газовых месторождений ЯМАО в западные регионы России и за рубеж (Уренгой – Помары – Ужгород; Уренгой – Челябинск и др.).

Первый газопровод на территории округа – Игрим – Серов – Нижний Тагил. Для передачи попутного газа построен газопровод Нижневартовск – Парабель – Кузбасс.

Намечено строительство Мурманской трубопроводной системы по маршруту Западная Сибирь – Уса – Мурманск. Реализация проекта позволит на треть увеличить экспорт нефти.

В. Положение относительно транспортных узлов (узловое).

Основная перевозка грузов в округе приходится на водный и железнодорожный транспорт, треть грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом и 2% - авиационным. Крупных транспортных узлов на территории округа недостаточно. Самым крупным транспортным узлом округа является г. Сургут. Перспективными транспортными узлами могут стать города Югорск и Нижневартовск. В условиях реализации проекта строительства Севсиба эти города могут быть аванпортами (соответственно западным и восточным), где грузы будут складироваться, обрабатываться.

Еще одна перспектива связана с функционированием трансконтинентального воздушного моста из Северной Америки, через Северный полюс в Среднюю Азию, Ближний Восток и Южную Азию. Учитывая, что аэропорты с международным статусом имеют города Сургут, Ханты-Мансийск и Когалым, можно предположить, что здесь и будут формироваться крупные транспортные узлы.

По состоянию на 2006 г. в регионе действует 11 аэропортов. Авиация имеет большое социально-экономическое значение. Благодаря воздушному транспорту возможна перевозка пассажиров и грузов между населенными пунктами, не имеющими круглогодичного дорожного сообщения.

Для связи с другими территориями возникает необходимость использовать транспортные узлы (Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск и даже Москва) других регионов.

4. Сбыто-географическое положение.

Основные продукты экспорта региона: нефть, продукты ее переработки, топливо, древесина, изделия из нее и т.д. Для округа особое значение имеет отношение к крупнейшим рынкам. Прогнозируется, что главное место как рынок на карте XXI в. займет Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором проживают свыше трех из пяти миллиардов жителей Земли. На этот регион приходится уже сейчас около 60% мирового индустриального производства, более чем 1/3 мировой торговли (вместе с восточным побережьем США). Япония стала второй после США индустриальной державой, превзойдя США по валовому национальному продукту на душу населения. В число крупнейших держав мира по объему ВВП вошёл Китай. Бурно стартовали в сфере передовой технологии новые индустриальные страны - Республика Корея, Малайзия, Сингапур, территории Тайвань и Гонконг. В процесс быстрого развития вовлечены новые индустриальные страны второго поколения, среди которых Индонезия, Филиппины, Таиланд.

Спрос на нефть формируется главным образом на трех крупных региональных рынках. Около 30% мировой добычи нефти потребляется в Северной Америке, почти 27% - в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и более 22% - в Европе .

О постепенной переориентации России на азиатские рынки говорит и тот факт, что нефтепровод из Восточной Сибири пойдет к Тихоокеанскому побережью. Газопровод из Ханты-Мансийского округа направляется через территорию Алтая в Китай, который как крупнейший производитель товаров в мире, становиться и крупнейшим потребителем сырья. Именно поэтому относительная близость к этому региону говорит о соседском географическом положении ХМАО на рынках сбыта. Хотя, учитывая быстрое развитие Восточной Сибири, необходимо отметить, что этот регион со временем должен сильно потеснить Западную Сибирь на азиатском рынке.

5. Ареальное географическое положение .

Для территории ХМАО характерно геометрическое центральное положение. Территория Югры находится в центре Западно-Сибирской равнины. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра является одновременно центральным регионом Уральского федерального округа – центр округа находится в Белоярском районе в истоке р. Ун-Вошъеган и имеет координаты 62 0 30" с.ш. и 69 0 35" в.д., а также центром Западно-Сибирского экономического района (координаты 60 0 40"с.ш. и 76 0 46"в.д. левобережье р. Оби в районе г. Нижневартовска). Близко расположена территория Югры и к геометрическому центру Тюменской области. Центр Тюменской области расположен у северных границ ХМАО, в бассейне р. Лев. Хетта и имеет координаты 64 0 16"с.ш. и 72 0 21"в.д.

Центральность географического положения – важный фактор общественной жизни, который сказывается на оперативности функций управления, на географических векторах освоения территории, на размещении головных предприятий и учреждений и т.д. Центральное положение региона сказывается на социально-экономическом развитии округа и на образе жизни его населения.

Особенно это заметно по географическому положению столицы ХМАО – г. Ханты-Мансийску. У него ярко выраженное естественно-географическое центральное положение . Кроме того, что город лежит вблизи геометрического центра округа, так он еще и является точкой пересечения естественных коммуникаций: широтный и меридиональный участки р. Оби соединяются с меридионально вытянутым руслом Иртыша. Определение геометрического центра можно проводить с помощью разных методов. Если определять центр с помощью метода Святловского, то центром ХМАО является точка с координатами 62 0 09′ с.ш. и 72 0 53′ в.д. Данный метод не удобен, так как он может показать центром точку находящуюся даже за пределами исследуемой фигуры. Если использовать центрографический метод, то координаты центра - 61 0 56" 46" с.ш. и 70 0 37" 30" в.д.

Географическийцентр ХМАО расположен в Сургутском районе, на левобережье р. Лямин, в болотном междуречье р. Юмаяха и его левого притока. В 4.5 км к западу-северо-западу от центра находится зимовье на р. Лямин. Расстояние по прямой линии от центра ХМАО до г. Ханты-Мансийска – 129 км, до г. Сургута – 168 км и до г. Нефтеюганска – 144 км .

Центральное экономико-географическое положение в ареале округа отражает центр тяжести экономики. Известно, что социально-экономическое пространство неоднородно, а производительные силы размещаются по территории неравномерно. Поэтому геометрический центр региона чаще всего не совпадает с его экономико-географическим центром, который отражает размещение «экономических масс» по территории региона (табл.1). Для определения центра тяжести экономики используют показатель занятости (среднесписочная численность работающих в организациях, без субъектов малого предпринимательства) городского населения.

Таблица 1. «Взвешенные» координаты городов ХМАО

Административные единицы Занятость, в 2005 г. в тыс.чел. (M i) Широта (X i) Долгота (Y i) M i X i M i Y i
Белоярский 9,35 63 0 40"с.ш. 66 0 41"в.д. 592,79 620,93
Урай 20,07 60 0 06"с.ш. 64 0 46"в.д. 1205,4 1293,71
Нефтеюганск 34,59 61 0 06"с.ш. 72 0 38"в.д. 2112,06 2503,62
Пыть-Ях 13,17 60 0 45"с.ш. 72 0 49"в.д. 796,12 954,69
Нижневартовск 91,18 61 0 03"с.ш. 76 0 17"в.д. 5564,71 6945,18
Лангепас 18,55 61 0 15"с.ш. 75 0 07"в.д. 1134,33 1392,54
Мегион 30,64 61 0 01"с.ш. 76 0 15"в.д. 1869,95 2333,23
Покачи 8,43 61 0 42"с.ш. 75 0 21"в.д. 517,77 634,02
Радужный 17,75 62 0 06"с.ш. 77 0 24"в.д. 1101,56 1371,01
Нягань 19,88 62 0 08"с.ш. 65 0 25"в.д. 1234,15 1297,17
Советский 11,5 61 0 21"с.ш. 63 0 35"в.д. 703,91 728,52
Югорск 13,77 61 0 18"с.ш. 63 0 18"в.д. 842,44 869,98
Сургут 109,61 61 0 15"с.ш. 73 0 28"в.д. 6702,65 8032,22
Лянтор 16,5 61 0 36"с.ш. 72 0 07"в.д. 1012,44 1189,15
Когалым 47,38 62 0 15"с.ш. 74 0 28"в.д. 2944,66 3519,38
Ханты-Мансийск 31,14 61 0 00"с.ш. 69 0 02"в.д. 1899,54 2149,28

Координаты центра тяжести экономики ХМАО рассчитывались по формулам:

Х 0 = --------∑М i Х i ; Y 0 = -------∑M i Y i

Таким образом, экономико-географический центр тяжести Югры лежит в 30 км на северо-запад от г. Сургута и имеет координаты: 61 0 26"с.ш. и 73 0 01"в.д.

В связи с тенденцией к укрупнению административных единиц Российской Федерации, возникает вопрос и о слиянии юга Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Закономерно возникает вопрос, какой город наиболее экономически выгодно мог бы выполнять столичные функции? Одним из показателей, влияющих на оптимальное решение по выделению перспективной столицы, является показатель центра тяжести экономики (табл. 2).

Таблица 2. «Взвешенные» координаты городов Тюменской области

Административные единицы Численность, в 2001 г. в тыс.чел. (M i) Широта (X i) Долгота (Y i) M i X i M i Y i
Тобольск 114,6 58 0 13"с.ш. 68 0 15"в.д. 6661,69 7809,99
Тюмень 552,4 57 0 09"с.ш. 65 0 29"в.д. 31536,51 36066,19
Ялуторовск 56 0 40"с.ш. 66 0 17"в.д. 2143,2 2514,46
Заводоуковск 25,5 56 0 32"с.ш. 66 0 32"в.д. 1436,16 1691,16
Ишим 59,6 56 0 08"с.ш. 69 0 28"в.д. 3342,36 4129,08
Ханты-Мансийск 41,3 61 0 00"с.ш. 69 0 02"в.д. 2519,3 2850,52
Сургут 292,3 61 0 15"с.ш. 75 0 07"в.д. 17874,14 21942,96
Нижневартовск 238,8 61 0 03"с.ш. 76 0 17"в.д. 14573,96 18189,39
Нефтеюганск 101,7 61 0 06"с.ш. 72 0 38"в.д. 6209,8 7361,04
Нягань 68,6 62 0 08"с.ш. 65 0 25"в.д. 4258,68 4476,15
Когалым 57,1 62 0 15"с.ш. 74 0 28"в.д. 3548,76 4241,38
Мегион 50,8 61 0 01"с.ш. 76 0 15"в.д. 3099,3 3868,42
Радужный 46,9 62 0 06"с.ш. 77 0 24"в.д. 2910,61 3622,55
Лангепас 43,8 61 0 15"с.ш. 73 0 28"в.д. 2678,37 3209,66
Пыть-Ях 60 0 45"с.ш. 72 0 49"в.д. 2599,35 3117,07
Урай 42,7 60 0 06"с.ш. 64 0 46"в.д. 2564,56 2752,44
Лянтор 36,4 61 0 36"с.ш. 72 0 07"в.д. 2233,5 2623,34
Югорск 31,5 61 0 18"с.ш. 63 0 18"в.д. 1927,17 1990,17
Советский 28,8 61 0 21"с.ш. 63 0 35"в.д. 1762,84 1824,48
Белоярский 18,8 63 0 40"с.ш. 66 0 41"в.д. 1191,92 1248,5
Покачи 15,2 61 0 42"с.ш. 75 0 21"в.д. 933,58 1143,19
Салехард 34,5 66 0 32"с.ш. 66 0 36"в.д. 2288,04 2289,42
Ноябрьск 108,4 63 0 06"с.ш. 75 0 18"в.д. 6835,7 8149,51
Новый Уренгой 101,6 66 0 07"с.ш. 76 0 33"в.д. 6712,71 7755,12
Надым 45,3 65 0 35"с.ш. 72 0 30"в.д. 2960,35 3275,19
Муравленко 36,5 63 0 44"с.ш. 74 0 46"в.д. 2315,56 2717,79
Лабытнанги 32,6 66 0 39"с.ш. 66 0 23"в.д. 2164,31 2159,09
Губкинский 20,1 64 0 24"с.ш. 76 0 20"в.д. 1291,22 1531,62

Рассчитанный экономико-географический центр тяжести Тюменской области лежит в 132 км на юго-восток от г. Ханты-Мансийска и в 90 км на юго-запад от г. Нефтеюганска и имеет координаты: 60 0 41"с.ш. и 71 0 12"в.д. .

Сравнительные размеры округа . По площади ХМАО-Югра занимает 10-е место в Российской Федерации, и превосходит по величине своей территории регионы из Европейской части России и государства Европы, за исключением Украины и Франции.

Сведение географических размеров к чисто "площадным" характеристикам устарело и не отвечает потребностям времени, развития.

Географический размер и площадь территории, в широком смысле обоих терминов, далеко не идентичны, но взаимосвязаны. Размер и его площадь - важные признаки типа региона.

Для измерения и сопоставления размеров Югры с другими регионами России был использован средний индекс размера (СИР) , который рассчитывалсякак среднее арифметическое из долей регионов в стране по площади, населению и ВРП (валовой региональный продукт).

S + N + ВРП (в %)

СИР = ________________________________ ,

где S – процентное отношение площади региона к площади страны, N – процентное отношение численности населения региона к численности населения страны.

Контрасты регионов России в величине территории, плотности населения и размере ВРП сказались на их рейтинге по СИР (табл. 3).

Самым значимым регионом по размеру, выраженному показателем СИР, оказалась Московская область с г. Москвой (12,33), с её незначительной площадью и значительной долей в экономике и населении. Второе, третье и четвертое место занимают сибирские регионы: Красноярский край (9,28), Якутия (6,67) и ХМАО (3,38). Лидерство двух первых объясняется их гигантскими площадями. Высокий результат Югры – высокие показатели ВРП и крупная территория. Пятое место занимает второй столичный регион – Ленинградский (3,28).

На Урале лидирует Свердловская область (2,27). Места аутсайдеров заняли республики и автономные образования, принадлежащие к южным регионам России.

Таблица 3. Сравнительные показатели размеров регионов России

Регион Доля площади региона в площади страны Доля населения региона в общей численности страны Доля ВРП региона, от общегосударственного Средний индекс размера
ХМАО 3,06 0,99 6,1 3,38
Соседи 1 порядка
Красноярский 23,25 2,08 2,5 9,28
ЯНАО 4,39 0,35 2,9 2,55
Свердловская 1,14 3,09 2,6 2,27
Коми 2,44 0,70 1,1 1,41
Томская 1,86 0,72 0,8 1,13
Тюменская (без ХМАО и ЯНАО) 0,95 0,91 1,1 0,98
Соседи по Уральскому федеральному округу
Челябинская 0,51 2,48 1,9 1,63
Курганская 0,41 0,70 0,3 0,47
Соседи по Западно-Сибирскому экономическому району
Новосибирская 1,04 1,86 1,4 1,43
Кемеровская 0,56 2,00 1,5 1,35
Омская 0,82 1,43 1,0 1,08
Алтайский край 0,54 1,79 0,8 1,04
Алтай 0,99 0,06 0,1 0,38
Другие крупные регионы страны
Московская 0,28 11,72 12,33
Якутия 18,17 0,65 1,2 6,67
Ленинградская 0,50 4,34 3,28
Иркутская 4,63 1.87 1,6 2,7

Размеры того или иного региона интересно сравнить и на международном уровне с размерами других стран. Сравнение размеров стран и регионов проводят и по общегеографическому индексу размера (ОГИР) рассчитанному по трем параметрам: размерам территории, населения и экономики .

Московский регион по общему размеру (при данном способе его оценки) оказался рядом с такой страной, как Вьетнам; Якутия - между Швецией и Ираком; Ленинградская область с Петербургом - в одной весовой категории с Парагваем и Швейцарией; Ханты-Мансийский округ и Красноярский край - на уровне Белоруссии и Туниса и т.д. ЯНАО – на уровне территориально маленького Израиля (Рис.1). В то же время 25 малых регионов России оказались меньше миниатюрной и молодой страны - Македонии.

Рис. 1. Размеры стран по общегеографическому индексу размера

Географическое положение можно рассматривать как основной ресурс региона, оказывающее большое влияние на формирование хозяйства, как во времени, так и в пространстве. Оценка географического положения важна для правильного определения, как возможного потенциала, так и усложняющихся условий формирования хозяйства региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Космачев К.П. Географическая экспертиза. Новосибирск, 1981. – с. 54.

2. Мироненко Н.С. Страноведение. Теория и методы: Учебное пособие для вузов. - М: Аспект пресс, 2001. – 268 с.

3. Атлас ХМАО-Югры. Том II. Природа. Экология. Ханты-Мансийск – Москва, 2004. – 152 с.

4. Обзор «О состоянии окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2005 году». Ханты-Мансийск: ОАО «НПЦ Мониторинг», 2006. – 147 с.

5. Рянский Ф.Н., Середовских Б.А. Введение в историческую географию Среднего Приобья и его урало-сибирских окрестностей. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. Ун-та, 2007. – 405 с.

6. Еремина Е. Где-то есть корабли // Эксперт. Урал. - № 31 (294). 27 августа-2 сентября 2007 г. – С.20-22.

7. www.pravda.ru

8. www.arctictoday.ru

9. Концепция комплексного промышленного освоения на основе опережающего развития транспортной и энергетической инфраструктуры. Приполярный Урал Югры. Раздел «Недропользование» (основные положения). Второе издание. Ханты-Мансийск, 2006. – 40 с.

10. Физическая география и экология региона (Под ред. В.И. Булатова, Б.П. Ткачева) // Ханты-Мансийск, 2006. - 196 с.

11. Географический атлас России. Москва, 1998. – 164 с.

12. B.C. Тикунов, А.И. Трейвиш Опыт оценки географического размера стран и их регионов // Вестн. Моск. ун-та. – Сер.5. Геогр. 2006. - №1. – С.40-49.

Столицей Российской Федерации является Москва - один из крупнейших мегаполисов современного мира. В нем проживает более 12 миллионов человек. Где находится Москва? В какой части страны она расположена? Каково географическое положение Москвы и Московской области?

Москва - столица России

Если верить историкам, Москва впервые стала столицей русского государства еще в 1340 году. Сегодня в этом городе проживает 12,4 миллиона человек. По этому показателю Москва входит в первую десятку городов планеты по численности населения. Здесь находится крупнейшая в Европе библиотека и одна из самых посещаемых достопримечательностей - Московский Кремль.

Люди издавна выбирали для своей жизни эти места. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки. Позже удобное географическое положение Москвы привлекало в город торговцев и ремесленников. Последние в основном занимались выделкой кожи, изготовлением изделий из дерева и железа.

Пытаясь объяснить происхождение топонима «Москва», исследователи разбились на два лагеря. Первые связывают его с древнеславянским языком, с которого это слово можно перевести как «сырость». Вторые настаивают, что корни у данного топонима - финские. В таком случае современное название «Москва» может быть сложено из двух финских слов: «моск» (медведь) и «ва» (вода).

Где находится Москва? Уделим больше внимания географии столичного города.

Географическое положение города

Москва - важный финансовый, научный и России. Город был основан в середине XII века и сегодня является самым населенным в Европе. Каково же географическое положение Москвы? И как оно повлияло на историю развития города?

Москва расположена в самом равнины, в междуречье Волги и Оки. Сам город стоит на Москве-реке, которая и подарила ему свое название. достаточно неоднороден: невысокие холмы чередуются здесь с низменными впадинами. Средняя высота городской территории составляет 144 метра.

Общая протяженность Москвы с севера на юг - 51,7 км, а с запада на восток - 29,7 км. На крайнем юго-западе городская территория выходит к границам Калужской области.

Более точно расположение Москвы на карте России показано ниже.

Географические координаты и площадь столицы

Характеристика географического положения Москвы будет неполной без указания его координат. Итак, город находится в Северном и Восточном Его точные координаты: 55° 45" сев. ш., 37° 36" вост. д. Кстати, на этой же широте расположены такие известные города, как Копенгаген, Эдинбург, Казань. Минимальное расстояние от Москвы до государственной границы России составляет 390 км.

А вот расстояния от Москвы до некоторых других столиц Европы и крупных российских городов:

  • Минск - 675 км;
  • Киев - 750 км;
  • Рига - 850 км;
  • Берлин - 1620 км;
  • Рим - 2380 км;
  • Лондон - 2520 км;
  • Екатеринбург - 1420 км;
  • Ростов-на-Дону - 960 км;
  • Хабаровск - 6150 км;
  • Санкт-Петербург - 640 км.

Москва - очень динамичный город. Поэтому его границы постоянно изменяются в сторону расширения. На сегодня столица занимает территорию в 2561 кв. км. Это примерно сопоставимо с площадью Люксембурга.

Москва - важный транспортный узел

Крайне удобное географическое положение Москвы поспособствовало постепенному превращению города в важнейший транспортный узел. Еще в 1155 году по этим местам проходил пешком Андрей Боголюбский, неся чудотворную икону Божьей Матери во Владимир. Сегодня из Москвы лучами выходят важные транспортные коридоры в разных направлениях.

Внутренняя транспортная система города также достаточно развита. Всего в Москве функционирует пять аэропортов и девять железнодорожных вокзалов. Все районы столицы густо пронизаны сетью автобусных, троллейбусных и трамвайных маршрутов. Московский метрополитен считается одним из крупнейших в мире. Общая протяженность его линий (всего их 12) - 278 километров. К слову, по одной из гипотез, в столице существует и секретная линия метро, соединяющая Кремль с военными бункерами для укрытия.

Общие черты природы Москвы

Столица России находится на стыке трех орографических структур. Это Смоленско-Московская возвышенность на западе, на востоке и Москворецко-Окская равнина на юге. Именно этим фактом объясняется неоднородность ее рельефа. Некоторые густо изрезаны крутыми оврагами и балками, другие, наоборот, представляют собой плоские и заболоченные низменности.

Город расположен в зоне умеренного континентального климата со средними температурами января -10 градусов, июля - +18 градусов. Количество атмосферных осадков в Москве, как правило, не превышает 600-650 мм за год.

В пределах города несут свои воды десятки рек, речушек и мелких водотоков. Самые крупные из их числа - это Ходынка, Яуза и Неглинная. Правда, сегодня большая часть московских рек «спрятана» в подземные коллекторы.

Говорить о каком-либо цельном почвенном покрове в таком крупном мегаполисе, как Москва, не приходится. На свободных от жилой или промышленной застройки участках города более всего распространены дерново-подзолистые почвы.

Практически со всех сторон Москва окружена лесными массивами - сосновыми, дубовыми, еловыми и липовыми. В самом же городе создано множество парков, скверов и зеленых зон. Крупнейший природный парк в пределах столицы - «Лосиный остров».

Экономико-географическое положение Москвы и его оценка

ЭГП города крайне выгодно. Прежде всего, с транспортной точки зрения. Важные автомобильные и железнодорожные пути соединяют Москву не только с крупными городами России, но и с другими странами ближнего зарубежья. Кроме того, сравнительно недалеко от города расположены мощные топливные и металлургические базы государства.

Второй выгодный фактор московского ЭГП - это столичный статус города. Именно он определил размещение в нем ключевых органов государственной власти, зарубежных посольств, важных университетов и финансовых учреждений.

В целом, выгодное центрально-географическое положение Москвы уже несколько столетий служит главным фактором ее экономического развития. В наши дни в пределах столицы и ближайших ее окрестностях созданы и функционируют четыре свободные экономические зоны.

Географическое положение Московской области

Если изъясняться образно, то столица как бы заключена в бережные объятия Московской области или Подмосковья, как любят называть этот регион неофициально. По площади это 55-й субъект Российской Федерации.

Подмосковье расположено в пределах Восточно-Европейской равнины и непосредственно граничит с Калужской, Смоленской, Тверской, Ярославской, Владимирской, Тульской и Рязанской областью. Рельеф региона преимущественно равнинный. Лишь на западе территория слегка всхолмлена.

Минеральными ресурсами область не богата. В ее пределах есть незначительные месторождения фосфоритов, песчаника, известняка, бурого угля и торфа. Подмосковье находится в зоне умеренно-континентального климата с влажным летом и достаточно снежной зимой. Регион отличается развитой гидрологической сетью. Крупнейшие реки Московской области - Москва, Ока, Клязьма, Осётр.

Интересный факт: область почти одинаково удалена от ближайших морей (Черного, Балтийского, Белого и Азовского). Через ее территорию проходят важные транспортные пути, соединяющие Россию со странами Восточной Европы.

Современная Московская область - это важный индустриальный регион. По общим объемам промышленного производства он занимает девятое место в России.

Заключение

Итак, какими же чертами выделяется географическое положение Москвы? В качестве итога перечислим самые знаковые из них:

  • Москва расположена в европейской части страны, на 55-й параллели Северного полушария Земли;
  • столица России находится в сердце Восточно-Европейской равнины, в зоне умеренно-континентального климата;
  • ко многим столицам Европы Москва находится ближе по расстоянию, чем к некоторым крупным городам России;
  • город расположен на пересечении важных транспортных путей, издавна соединявших Европу с Россией и Азией;
  • все выгоды географического положения Москвы лишь усиливаются ее столичным статусом.
Похожие публикации