Игра-викторина: "Что за прелесть эти сказки!". Отрывки из известных сказок, которые наполнены глубоким смыслом

Знатоки сказок

Цели:

способствовать развитию логического мышления,

совершенствовать навыки чтения;

прививать интерес к чтению, к книге;

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать чувство прекрасного, коммуникативные качества

Ведущий:

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.

Присев у кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят … сказки.

Сказка… кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Сказки знает каждый из вас. Сказка родилась давно, прежде, чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шла она по свету из уст в уста, яркая, умная, весёлая. Какие сказки бывают? (дети называют виды сказок). Сколько можно говорить о сказках? Достаточно слов.

Ребята, как вы догадались, сегодня мы с вами проведем путешествие по сказкам. А знаете ли вы сказки? Это выяснит наша игра.

В программе нашего конкурса “Знатоки сказки ”:

Сказочный пролог – “ Начинает сказка сказываться …”

В сказочной картинной галерее“ Галерея бабы –Яги»

Сказочная почта – “Кто и кому прислал эти письма ?”

Необыкновенный концерт – “ Для вас поют герои сказок”.

На сказочном пиру – “Кот там был, мед - пиво пил?”

На сказочных перекрестках “Кто-кто в теремочке живет?”

Итак , первый конкурс . Я буду читать вам начало сказки. А вы по этому началу - зачину должны угадать. Что это сказка, дать ее полное название и указать имя автора.

1.Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки. (Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца- длинные уши – косые глаза – короткий хвост)

2. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил- был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело…
(А.С.Пушкин. “Сказка о золотом петушке”.)

3. За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в своем селе.
(П.П. Ершов. “Конек- горбунок”.)

4.У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: “Умница!” А падчерица как ни угождает – ничем не угодит…

( Русская народная сказка “Морозко”)

5.Жила одна женщина, и не было у неё детей. Вот пошла она к старой колдунье и сказала: -Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты, где мне её взять? И колдунья дала ей ячменное зерно.(Андерсен Дюймовочка)

6.Жила – была в деревне одна женщина. У неё была маленькая дочка. Женщина купила ей красную шапочку…(Красная Шапочка. Перро)

7. Жила – была на свете лягушка – квакушка. Сидела она в болоте,ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. (Лягушка – путешественница. Всеволод Гаршин)

ведущий: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия второго конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее - Третьяковской галереи Бабы-Яги. Ко дню своего рождения Баба – Яга открыла свою галерею по сказкам, а по каким сказкам совсем забыла. Я думаю, что вы исправите ее ошибки и возьмет на себя роль экскурсоводов (прокомментировать рисунки)

    Кораблик (Сказка о царе Салтане)

    Зеркало (Сказка о мертвой царевне)

    Корыто (Сказка о рыбаке и рыбке)

    Яблоко (Сказка о мертвой царевне)

    Лебедь (Сказка о царе Салтане)

Но помимо этих картин - есть еще в ней и портреты. И нарисованы они не красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки. Дать полное ее название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

1.На лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица- не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

(Василиса Премудрая – русская народная сказка “Царевна-Лягушка”.)

2.…княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…
(Царевна-Лебедь – А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…)

3… руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо морское – С.Т. Аксаков “Аленький цветочек”.)

4.Женщина эта необычайна прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

(Снежная королева – Г.Х. Андерсен. “Снежная королева”.)

5.Он носил яркую голубую шляпку, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски.

( Незнайка – Н.Н. Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”.)

6.Она была маленькая- маленькая, всего в дюйм ростом.

(«Дюймовочка» Андерсен)

7….самый младший мальчик был очень маленького роста.когда он родился, то был не больше пальца…(Мальчик-с-пальчик)

8…спала она чердаке под самой крышей, выполняла всю самую тяжелую работу, а окончив её, садилась возле камина, у ящика с золой…(Золушка Ш.Перро)

Ведущий: Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше, в сказку. И чем дальше – тем больше чудес. Вот, например, третий конкурс - сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама- доктору Айболиту – К.И. Чуковский. “Айболит”.)

Травка зеленеет, солнышко блестит, а в королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы – С.Я. Маршак. “Двенадцать месяцев”.)

В нашем городе строится замечательный дом… Высота его – десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жираф, десять обезьян и десять круглых отличников.

(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз – жителям города - Э.Н. Успенский. “Крокодил Гена и его друзья”.)

В гости не приду. Мотор забарахлил. (Карлсон А. Линдрен « Малыш и Карлсон»)

Как услышите гром да стук, не пугайтесь – это я в своей коробчонке к вам спешу (Царевна – лягушка)

Купил семена. Приезжайте тянуть урожай (Дед «Репка»)

Настроение улучшилось. Хвост нашёл (ослик Иа «Винни-Пух»)

Купила самовар. Приглашаю на чай. (Муха –Цокотуха)

Ведущий: Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали… одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно т отдохнуть! Поэтому следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки и петухи…Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика- братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай лиса с печи.

Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, ее автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок – русская народная сказка “Колобок”.)

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную….
(Коза- русская народная сказка “Волк и коза”.)

Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо –
Это полька Карабас
(Куклы театра Карабаса – А.Н. Толстой. “Золотой ключик, или приключения Буратино”.)

Кто и в какой сказке “при честном при всем народе” поет песню “Во саду ли, в огороде?”

(Белка – А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…”)

Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь.
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята – С.В. Михалков. “Три поросенка”.)

Ведущий: Скоро сказка сказывается- не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины, приустали, проголодались… Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Следующий 5 конкурс - перерыв не простой – обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир - обед сказочный?

1… испекла каравай – рыхлый да мягкий, разукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя – русская народная сказка “Царевна- лягушка”.)

2.Наварила манной каши и размазала по тарелке…- Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!

(Лиса – журавля - русская народная сказка “Лиса и журавль”.)

3.– Съешь моего ржаного пирожка…

Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!

(Печка – девочку – русская народная сказка “Гуси-лебеди”.)

4.Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полно наливали,
На подносе подавали,
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила….
(Семь богатырей – царевну- А.С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

Ведущий: Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, т, как полагается в сказке, у нас “по усам текло, а в рот не попало”, но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира не солоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству- государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей- сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто- кто в теремочке живет? .

1.Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
(Изба жадной старухи – А.С.Пушкин. “Сказке о рыбаке и рыбке”.)

2…В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей – А.С.Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

3.Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…
(Остров Буян, княжество Гвидона – А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…”)

4. Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр- бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут…
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича – П.П.Ершов. “Конек- горбунок”.)

7 Конкурс "Сказочные коты"

Кот Васька очень гордился, что в его роду было много известных котов. Попробуйте по небольшим портретам догадаться, о ком из этих котов идёт речь.

    Этот "слепой" кот был очень хитрым и изворотливым, под стать своей подружке. (Кот Базилио из сказки А.Н.Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино)

    Хозяин этого кота очень хорошо помнил, на какие хитрости пускался этот плут, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мёртвым, то повиснув на задних лапах, то зарывшись чуть ли не с головой в муку. (Кот в сапогах, из сказки Ш. Перро "Кот в сапогах")

    А этот кот был добрейшей души животным, за что и поплатился, испытывая огромные неприятности и неудобства от весёлых непосед мышат. (Кот Леопольд, из сказки А.Резникова "Приключения кота Леопольда")

    Лучшим другом этого кота в тельняшке был теленок по имени Гаврюша. (Кот Матроскин, из повести Э.Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот")

    А теперь вспомните и назовите сказочных собак

(Жучка, из сказки "Репка", Артемон, из сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино, Тотошка, из сказки А.Волкова "Волшебник Изумрудного города", Шарик,(из сказочной повести Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот" и т.д.)

8. Блицтурнир. (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

Жилище Бабы-Яги.

Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича?

Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт.

Что потеряла Золушка?

Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

Весёлый человечек-луковка.

Герой сказки, путешествующий на печи.

Кто смастерил Буратино?

Кем стал гадкий утёнок?

Почтальон из деревни Простоквашино.

Крокодил, друг Чебурашки.

Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.

Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»?

В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?

Кого вылепили старик со старухой из снега?

Кто жил в волшебной лампе Алладина?

Сколько раз закидывал старик невод?

Сколько лет прожил старик со своей старухой?

Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите в каких?

Сколько гномов было в сказке про Белоснежку?

9. Конкурс «Отыщи владельца»

Ведущий: У меня в коробке лежат разные вещи. Их кто-то потерял. Надо помочь найти владельца. Но не только назвать, кому принадлежат эти вещи, а прочитать отрывок из сказки.

    Мыло: «Вот и мыло подскочило» («Мойдодыр»)

    Блюдце: «А за ними блюдца дзын-ля-ля, дзын-ля-ля» («Федорино горе»)

    Орешек: «А орешки не простые, все скорлупки – золотые» («Сказка о царе Салтане…»)

    Зеркало: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

    Телефон: «У меня зазвонил телефон («Телефон»)

    Градусник: «И ставит им градусники («Айболит»)

Хрустальная туфелька (Золушка)

Итак, дети, ответьте мне пожалуйста: Чему учат сказки? (Добру, справедливости)

Заканчивается наше путешествие по стране сказок, чудес и волшебства! Но зато вы теперь можете продолжить его сами, стоит вам взять в руки книгу, открыть и … приключения продолжаются.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Даже ученики среднего звена, наверное, с удовольствием вспомнят свое раннее детство и погрузятся в волшебный мир сказок. Познавательная и занимательная игра для учащихся 5–6-х классов станет интересной формой проведения и классного часа, и праздника, и соревнования между классами.

Дорога в сказку

Ведущий 1

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.

Ведущий 2. Добрый день, уважаемые знатоки! Очень приятно, что здесь собрались самые знающие, самые любознательные и самые внимательные.

Ведущий 1. Сказку любят все: молодые и старые, добрые и злые, храбрые и трусливые, потому что в сказке каждый человек находит то, чего ему не хватает. Сказки собирают народную мудрость, учат нас всех добру, недаром они заканчиваются словами: «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок». Итак, отправляемся в сказку!

Ведущие рассказывают школьникам отрывок из русской народной сказки «Медное, серебряное и золотое царства».

Отрывок из сказки

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него была жена Настасья – золотая коса и три сына: Петр-царевич, Василий-царевич и Иван-царевич.

Пошла раз царица со своими мамушками и нянюшками прогуляться по саду. Вдруг налетел Вихрь, подхватил царицу и унес неведомо куда. Царь запечалился, закручинился, да не знает, как ему быть.

Вот подросли царевичи, он им и говорит:

– Дети мои любезные, кто из вас поедет свою мать искать?

Собрались два старших брата и поехали.

И год их нет, и другой их нет, вот и третий год начинается... Стал Иван-царевич батюшку просить:

– Отпусти меня матушку поискать, про старших братьев разузнать.

– Нет, – говорит царь, – один ты у меня остался, не покидай меня, старика.

А Иван-царевич отвечает:

– Всё равно, позволишь – уйду и не позволишь – уйду.

Что тут делать? Отпустил его царь.

Оседлал Иван-царевич своего доброго коня и в путь отправился...

Ведущий 2. Ну, что, воины? Поможем Ивану-царевичу освободить Настасью и братьев? Тогда послушайте условия нашей сказки. На пути в царство Вихря будут встречаться преграды, одолеть которые можно будет, решив поставленные перед командами задачи.

Ведущий 1. Не будем терять времени – продолжим сказку. Вперед, к новым приключениям и настоящим победам!

Начинается конкурсная программа. В большинстве конкурсов представители команд вытягивают по жребию задания, а команды выполняют их. Каждый правильный ответ – 1 балл; ответы на «счастливые» вопросы приносят командам по 2 балла («счастливые» вопросы можно особо отметить или выделить курсивом).

Один за всех, а все за одного

После того как участники выступают с представлением команд (название, девиз, эмблема), начинается разминка: задача команд – определить авторов и названия сказок, отрывки из которых зачитывают ведущие.

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил удары смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.

(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Заморочки из бочки

В этом конкурсе ведущие задают вопрос, а команда, которая по жребию выступает первой, дает на него ответ. Если ответ с объяснением не прозвучал через 30 секунд, то отвечает вторая команда. Если же и вторая команда не дает правильного ответа, то это делает ведущий. Затем команды меняются очередностью.

1. Где спрятана смерть Кощея Бессмертного? (Смерть Кощея спрятана на острове Буяне, на котором растет дуб, на дубе висит сундук, в сундуке заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце игла. Если сломать эту иглу, то Кощей умрет)

2. Что на свете всего сильнее и быстрее, что всего жирнее, что всего мягче и что всего милее (по сказке «Дочь-семилетка»)? (Сильнее и быстрее всего ветер. Жирнее всего земля: что ни растет, что ни живет, земля питает. Мягче всего рука: на что человек ни ляжет, а всё руку под голову кладет. А милее сна нет ничего на свете)

3. Дайте рецепт использования живой и мертвой воды. (Мертвого героя сначала опрыскивают мертвой водой, а потом живой. Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает)

4. Сказочник упоминает, какого роста была Дюймовочка. Какого же? (Один дюйм – то есть 2,5 см)

5. Как полотенце и гребешок помогли девочке спастись от Бабы-Яги (сказка «Баба-Яга»)? (Бросила девочка гребень через правое плечо – вырос тут лес, дремучий и высокий. Взяла девочка полотенце и бросила через правое плечо – в тот же миг разлилась река, широкая-преширокая, глубокая-преглубокая)

6. Почему у Оле-Лукойе два зонтика? (Один зонтик расшит чудесными картинками – его Оле-Лукойе раскрывает над хорошими детьми, чтобы тем всю ночь снились сказки. А второй, черный, зонтик он раскрывает над непослушными детьми, и утром оказывается, что они ничего не видели во сне)

Дополните имя

Участники должны назвать полное имя того или иного героя, продолжив имя, озвученное ведущими.

1. Кощей (Бессмертный).

2. Василиса (Премудрая).

3. Змей (Горыныч).

4. Елена (Прекрасная).

5. Сестрица (Аленушка).

6. Братец (Иванушка).

7. Оле- (Лукойе).

8. Карлик- (Нос).

10. Старик (Хоттабыч).

11. Крокодил (Гена).

12. Чудище (Одноглазое).

13. Котофей (Иванович).

14. Сивка- (Бурка).

Заблудившиеся слова

Участники должны помочь заблудившимся словам вновь попасть в сказку, то есть угадать, к какой сказке относятся перечисленные предметы и герои.

1. Крот, нора, ласточка, мышь, скорлупка, эльф. (Ханс Кристиан Андерсен «Дюймовочка»)

2. Мельница, осел, кот, сапоги, маркиз, людоед. (Шарль Перро «Кот в сапогах»)

4. Тюрбан, кинжал, длинные и широкие туфли, ослиные уши, безобразный нос. (Вильгельм Гауф «Маленький Мук»)

5. Старый осел, пес, петух, кот, разбойники, город Бремен. (Братья Гримм «Бременские музыканты»)

6. Сладкое молоко, волшебная бутылочка, зонтик, сновидения. (Ханс Кристиан Андерсен «Оле-Лукойе»)

Ты – мне, я – тебе

Участники заранее готовят задание команде-сопернице. Учитель на стадии подготовки игры проверяет придуманные вопросы. Во время конкурса командам дается время на размышление, на вопрос отвечает один из участников. При затруднениях на вопрос отвечает тот, кто его задал.

Лукошко сказок

Задача команд – определить сказку по ее началу.

1. Жили старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький.

– Дочка, дочка! – говорила мать. – Мы пойдем на работу, принесем тебе булочку, сошьем платьице, купим платочек; будь умна, береги братца, не ходи со двора.

Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

2. Шел солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал свое, а теперь держал путь к дому. Как вдруг навстречу ему старая ведьма, уродина уродиной: нижняя губа чуть ли не до самой груди висит. (Х.К. Андерсен «Огниво»)

Проделки Бабы Яги

Ведущие объясняют ученикам, что Баба Яга зашифровала название сказок. Чтобы прочитать слова, им необходимо точно записать алфавит и пронумеровать буквы. Командам дается время на расшифровку названий сказок. Задание на скорость.

· 14, 16, 18, 16, 9, 12, 16 («Морозко»)

· 3, 16, 13, 26, 6, 2, 15, 16, 6; 12, 16, 13, 30, 24, 16 («Волшебное кольцо»)

· 17, 21, 9, 29, 18, 30, 19; 16, 13, 16, 14, 10, 15, 12, 1; 10; 13,1,17, 16,20,30 («Пузырь, соломинка и лапоть»)

Бегущие минутки

В этом конкурсе участвуют только капитаны. Каждый из них должен успеть ответить на 20 вопросов за 1 минуту. Чтобы сберечь время при отсутствии ответа, капитан может сказать: «Дальше», продемонстрировав таким образом готовность выслушать следующий вопрос.

1. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)

2. Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были...)

3. Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)

4. Кого величают по отчеству Патрикеевна? (Лиса)

5. По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)

6. Что потерял ослик Иа? (Хвост)

7. Чем обедает Балда в сказке А.С. Пушкина? (Вареной полбой)

8. В какой сказке пожар блинами тушили? (К.Чуковский «Путаница»)

9. Чем питалась Дюймовочка из сказки Х.К. Андерсена? (Нектаром цветов)

10. Кто помог Золушке попасть на бал? (Фея)

11. Кого фея превратила в кучера для Золушки? (Крысу)

12. К кому попала падчерица, спрыгнув в колодец за веретеном? (К госпоже Метелице)

13. Во что превратилась Снегурочка? (В облачко)

14. Конь из русской народной сказки. (Сивка-Бурка)

15. Имя царя, жившего так давно, что в это уже никто не верит? (Горох)

16. Нечистая сила неизвестного пола – «не то баба, не то мужик». (Лихо Одноглазое)

17. В какой сказке ведра сами ходили, дрова сами в избу летели, сани без лошади ездили? («Про Емелю-дурака»)

18. В какой сказке красна девица коровушке в одно ушко влезала, а в другое вылезала? («Крошечка-Хаврошечка»)

19. Как звали девушку, которая смогла победить целое войско и у которой в чулане был закован Кощей Бессмертный? (Марья Моревна)

20. Популярный персонаж фольклора у славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Она умеет колдовать, а также летать в ступе. (Баба Яга)

21. Огнедышащий дракон из русских народных сказок. (Змей Горыныч)

22. Какой предмет помог царице-мачехе «умертвить» дочь царя от первого брака в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина? (Отравленное яблочко)

23. Кого первым встречает героиня сказки «Гуси-лебеди», отправившаяся на поиски брата? (Печь)

24. Назовите главную особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

25. Чем потчевала лиса журавля? (Манной кашей, размазанной по тарелке)

26. Летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

27. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)

28. Кто выгнал зайца из лубяной избушки? (Лиса)

29. Из чего варил солдат кашу? (Из топора)

30. Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным»? (Кай, герой сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева»)

31. Сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. (Жар-птица)

32. Назовите героиню французской сказки, которая получила свое имя благодаря головному убору. (Красная Шапочка)

33. Сбивать людей с толку, запутывать их – обычная проделка этого духа. Кроме того, этот дух очень любит кричать страшным голосом и свистеть, пугая людей. (Леший)

34. В какой сказке А.С. Пушкина царевич спас девицу-лебедь? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

35. Как звали медвежонка из сказки Л.Толстого «Три медведя»? (Мишутка)

36. В одной сказке для установления личности стали специальной меркой измерять ноги. Кого искали таким необычным способом? (Золушку из одноименной сказки Ш.Перро)

37. О ком идет речь?
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.

(Бабушка Федора из сказки К.Чуковского «Федорино горе»)

38. Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? (Кот в сапогах из одноименной сказки Ш.Перро)

39. В какой праздник родила царица дочь из «Сказки о мертвой царевне...» А.С. Пушкина? (В сочельник)

40. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»? (Пшеницу)

Черный ящик

Командам предлагается по наводящей подсказке отгадать, какой сказочный предмет лежит в черном ящике.

1. По одной из версий, название этого магического предмета восходит к праславянскому слову, означающему «молот, молоток», – отсюда и встречающиеся в сказках подробности его взаимодействия с камнем. По другой версии, название родственно слову, означающему нечто потаенное, – оттого-то поиск этого предмета обычно долог. Назовите этот предмет так, как он именуется в сказках. (Меч-кладенец)

2. Фантастическое средство передвижения по воздуху. (Ковер-самолет)

3. Волшебная скатерть, способная сама себя сервировать. (Скатерть-самобранка)

4. Надевший эту обувь получает способность передвигаться с большой скоростью, по некоторым данным, каждый сделанный шаг переносит владельца обуви на значительное расстояние. (Сапоги-скороходы)

5. Небольшой предмет из металла, дерева или другого материала, при взмахе которым происходят чудеса. (Волшебная палочка)

6. Шапка, обладающая волшебным свойством делать невидимым того, кто ее надевает. (Шапка-невидимка)

Аукцион волшебных слов и заклинаний

В этом конкурсе каждый желающий может назвать волшебное слово или заклинание из сказки, что принесет команде 1 балл.

Примеры заклинаний:

По щучьему веленью, а по моему прошенью.

Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом.

Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели...

Ты катись, катись, колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний,
Да по зимнему ковру
К новогоднему костру!

Снип, снап, снуре, пуре, базелюре.

Темная лошадка

Командам нужно продолжить присказки.

1. Скоро сказка сказывается, да не скоро... (дело делается)

2. Что ни в сказке сказать, ни пером... (описать)

3. Я там был, мед, пиво пил, по усам текло – ... (а в рот не попало)

4. Пойди туда – не знаю, куда, принеси то – ... (не знаю, что)

5. Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке... (не перебивается)

6. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам... (урок)

7. Стали себе жить-поживать, добра наживать да медок... (попивать)

8. Тут и сказке конец, а кто слушал – ... (молодец) .

Влюбленные пары

Ведущие объясняют участникам, что Змей Горыныч позавидовал счастью влюбленных и разъединил пары. Командам надо помочь сказочным персонажам снова быть вместе, то есть распределить героев по парам.

Герои:

Ответ: Иван-царевич и Василиса Премудрая («Царевна-лягушка», русская народная сказка); Кай и Герда (Х.К. Андерсен «Снежная королева»); Финист – ясный сокол и Марьюшка («Финист – Ясный Сокол», русская народная сказка); Барин и Крошечка-Хаврошечка («Хаврошечка», русская народная сказка); Емеля и Марья-царевна («По щучьему веленью», русская народная сказка); Королевич Елисей и Мертвая царевна (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»); Принц и Золушка (Ш. Перро «Золушка»).

Сейчас спою

Задача команд – назвать героев, которые исполняют следующие песни.

Ах, жизнь моя, жестянка!
А ну ее в болото...
Живу я, как поганка,
А мне летать, а мне летать,
А мне летать охота!

(Водяной, сказка «Летучий корабль»)

Говорят, мы бяки-буки,
Как выносит нас земля?
Дайте что ли карты в руки
Погадать на короля.
Ой-ля-ля, ой-ля-ля,
Погадать на короля,
Ой-ля-ля, ой-ля-ля.

(Разбойники, сказка «Бременские музыканты»)

Мы в город Изумрудный
Идем дорогой трудной,
Идем дорогой трудной,
Дорогой непрямой!
Заветных три желания
Исполнит мудрый Гудвин,
И Элли возвратится
С Тотошкою домой!

(Элли и Тотошка, сказка «Волшебник Изумрудного города»)

Если я чешу в затылке – не беда!
В голове моей опилки – да, да, да!
Но хотя там и опилки,
Но кричалки и вопилки –
А также шумелки, сопелки, пыхтелки –
Сочиняю я неплохо иногда – да!

(Винни-Пух, сказка «Винни-Пух и все-все-все...»)

А я все чаще замечаю,
Что меня как будто кто-то подменил.
О морях и не мечтаю –
Телевизор мне природу заменил.

(Кот Матроскин, сказка «Дядя Федор, пес и кот»)

Мелкий дождь бьет в окно, хмурится природа,
Но известно давно – нет плохой погоды.
Все желтеет кругом, и уходит лето.
Неприятность эту мы переживем.
Между прочим, это мы переживем.

(Кот Леопольд, сказка «Приключения кота Леопольда»)

Герои

В этом конкурсе командам надо узнать сказку по ее персонажам.

1. Адвокат Горошек, сапожник Виноградинка, кум Тыква, девочка Редиска, Чиполлино, мальчик Вишенка, синьор Помидор. (Сказочная повесть Джанни Родари «Приключения Чиполлино»)

2. Аладдин, царевна Будур, джинн, магрибинец, султан, великий визирь, Мустафа, мудрец. (Сказка «Волшебная лампа Аладдина» из сборника «Тысяча и одна ночь»)

3. Джузеппе, папа Карло, Мальвина, Карабас Барабас, лиса Алиса, кот Базилио, Пьеро. (А.Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

4. Гаспар Арнери, гимнаст Тибул, наследник Тутти, доктор Гаспар, оружейник Просперо, Суок. (Ю.Олеша, «Три толстяка»)

Найди ошибку

За отведенное время команды должны найти допущенные ошибки в отрывке из сказки «У страха глаза велики» и расставить слова на свои места. Задание на скорость.

Текст с ошибками:

Жили-были бабушка-клохтушка, внучка-норушка, курочка-хохотушка и мышка-старушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки – с огурчик, у курочки – с наперсточек, у мышки – поменьше.

Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из следа от поросячьего копытца, а мышка – из лужицы.

Правильный текст. Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки – поменьше, у курочки – с огурчик, у мышки – с наперсточек. Бабушка брала воду из колодца, внучка – из колоды, курочка – из лужицы, а мышка – из следа от поросячьего копытца.

Слово предоставляется

Участникам нужно определить, кому из героев и из какой русской народной сказки принадлежат слова.

1. «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано». (Коровушка, «Хаврошечка»)

2. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». (Заяц, «Заяц-хваста»)

3. «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко, «Морозко»)

4. «Не пей, братец, козленочком станешь». (Аленушка, «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

5. «Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, мне корешки». (Мужик, «Мужик и медведь»)

6. «Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?» (Девочка, «Гуси-лебеди»)

7. «Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее». (Василиса Премудрая, «Царевна-лягушка»)

8. «Сяду на пенек, съем пирожок». (Медведь, «Маша и медведь»)

9. «Тьфу, тьфу, русским духом пахнет!» (Баба-Яга, «Финист – Ясный Сокол»)

10. «Служивый! Когда же топор будем есть?» (Старуха, «Каша из топора»)

Телеграмма

Участники получают телеграммы от сказочных героев. Им надо угадать, кто автор (какой герой и из какой сказки) этих посланий.

Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!

(Цапли из сказки К.Чуковского «Телефон»)

Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!

(Гиппопотам из сказки К.Чуковского «Айболит»)

«Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!» (Баба-Яга из сказки «Гуси-лебеди»)

«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного...» (Василиса Премудрая из русской народной сказки «Царевна-лягушка»)

«Всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски...» (Королева из сказки С.Маршака «Двенадцать месяцев»)

«Поздравляю тебя, Шарик, ты балбес!» (Кот Матроскин из сказки Э.Успенского «Трое из Простоквашино»)

Вот и сказочки конец

Ведущие объявляют об окончании конкурсной программы, благодарят команды за их помощь в спасении Настасьи из плена Кощея Бессмертного.

Ведущий 1. Рухнула крепость Кощеева, и вышла Настасья с сыновьями. Радости Ивана-царевича не было предела.

Ведущий 2

Был тут пир на весь мир!
И я там был,
Мед, пиво пил.
По усам текло,
А в рот не попало!

Подводятся итоги игры, награждается команда-победительница. Участники другой команды получают поощрительные призы.

Викторина по русским народным сказкам «Хоровод сказок»

Ведущий. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя! Сегодня мы собрались с вами, чтобы узнать, кто же из вас станет «Лучшим знатоком наших русских народных сказок». Все мы родом из детства. А детство- это первые радости, ласковые колыбельные песни, самые лучшие в мире сказки. Сказка – это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. А знаете ли вы сказки? Это выяснит наша викторина.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Чтец 1: В мире много сказок,

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Чтец 2: Кто в детстве сказок не читал

Считай, полжизни потерял,

Друзей прекрасных не узнал

А ты читал? А ты читал?

Чтец 3: Со сказкой доброй подружись

И вмиг она тебя

За реки и моря.

Чтец 4.

Познаешь с нею ты добро

И победишь любое зло

Ведущий. Ребята, мы начинаем викторину. За каждый правильный ответ, вы будете получать жетоны. Кто больше получит жетонов, тот и выиграл.

Итак, в путь!

1 конкурс «Угадай сказку»

1. Вышли дружною семьей,

Чтобы справиться с одной.

Не приди на помощь мышка,

Ничего б у них не вышло.

РЕПКА

2. Девочка из снега тут же ожила:

Ножкой шевельнула, ручкой повела.

Не любила солнце, не ждала тепла

И зачем с подружками по ягоды пошла?

СНЕГУРОЧКА

3. Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею,
Сделался милой, красивой, пригожей.

ЦАРЕВНА - ЛЯГУШКА

4. В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

Реченька, спаси меня.

ГУСИ - ЛЕБЕДИ

5. Вымолвил словечко –

Покатилась печка.

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю.

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ

6. Колотил, да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

ЛИСА И ЖУРАВЛЬ

7. Ах ты, Петя – простота

Сплоховал немножко,

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

КОТ, ПЕТУХ И ЛИСА

8. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА

2 конкурс «Жители одной сказки»

Обратите внимание на эти рисунки. На них изображены герои самых разных сказок. Ваша задача: найти двух героев из одной сказки, а также вспомнить ее название. Кто вперёд найдёт героев, должен поднять руку.

3 конкурс « Сказочное лото»

Я называю первое слово - дети по очереди отгадывают полное название сказки. За правильный ответ – жетон

Сивка – Бурка

Гуси – Лебеди

Василиса – Премудрая

Мороз – Красный нос, Иванович

Заюшкина – Избушка

Летучий – Корабль

Царевна – Лягушка

Крошечка – Хаврошечка

Курочка – Ряба

Маша и – Медведь

Мальчик – С пальчик

4 конкурс « Волшебные вещи»

Героев вы знаете, а вот узнаете ли вы из каких сказок эти предметы, и кому они принадлежат?

    Игла (Кощея Бессмертного )

    Стрела (Царевна – лягушка )

    Печка (По щучьему веленью )

    Топор (Каша из топора )

    Репка (Репка )

    Кувшин (Лиса и журавль )

    Ступа (Баба –Яга )

5 конкурс «Как герой сказки»

Задание: нужно не только вспомнить, но и спеть или сказать как герой из сказки.

1. Какую песенку пел Колобок?

2. Что пела коза своим козлятам?

3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5. Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

(Ловись, рыбка, большая и маленькая!Нет, лучше ловись большая, да и побольше!)

6. Что говорила в это время лиса?

(- Ясни, ясни на небе звезды!Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!)

7.Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8. Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?

6 конкурс «Угадай сказку по отрывку»

Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.

1. … Кот услыхал…Кот прибежал…Спина дугой, хвост трубой, глаза горят, когти выпущены. Ну, лису царапать! Бились лисица, билась, а петушка отпустила.

(«Кот и петух»)

2. … Медведь положил волка в кусты, завалил его сухими листьями, а сам влез на сосну и поглядывает, не идет ли кто… («Кот и лиса»)

3. … Свернулся он клубочком и покатился между ёлками, между берёзками. Катился, катился и прикатился к избушке…на курьих ножках… («Гуси-лебеди»)

4. … Оглянулся волк кругом, хотел лису на помощь звать, а её уж и след простыл – убежала. Целую ночь провозился волк у проруби – не мог хвост вытащить…

(«Лиса и волк»)

7 конкурс «Блиц – опрос»

    Назовите русские народные сказки, героями которых являются звери. Кто последний назовёт, тот и выиграл.

    Где находится смерть Кощея? (В яйце)

    Кто унес мальчика к Бабе Яге? (Гуси-лебеди)

    В какой сказке мальчик превратился в козленка и почему?

    Назовите героев сказки «Теремок».

    Какое мужское имя чаще всего встречается в сказках? (Иван).

    Кто и с кем устроил такой дележ: «Мне вершки, а тебе корешки». (Мужик и медведь)

    Назовите кличку собаки из сказки «Репка». (Жучка)

    Жилище бабы Яги? (Избушка)

«Вижу, вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке, неси дедушке!» (Машенька. «Машенька и медведь»)

    Кто любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью? (Колобок)

    Кто так говорил и из какой сказки?

«Ку-ку-ре-ку! Несу косу на плечо,

Хочу лису по сечи,

Пошла лиса вон.» (Петух из сказки «Лиса и заяц»)

8 конкурс «Сказка стала былью»

Давным – давно люди мечтали подняться в воздух, подобно птицам, опуститься на дно морское и чувствовать себя так, как рыбы… Мечтали и о волшебных предметах- помните сказку о горшочке, который сам кашу варил? Шло время, и некоторые мечты стали явью. Назовите чудесные изобретения человека, заменившие сказочные предметы.

Гусли- самогуды- (магнитофон)

Ступа- (ракета, самолет)

Чудо- зеркало-(телевизор, компьютер )

Перо жар птицы (лампа, люстра).

Сани, что везут сами (автомобиль )

Клубок ниток, указывающий дорогу(компас).

9 конкурс «Собери пословицу»

Нужно из разбросанных по экрану отдельных слов собрать пословицу и постараться объяснить смысл.

(Человек без друзей, что сокол без крыльев)

Пока собирают пословицу, я предлагаю самим сочинить сказку.

«Сочиняем сказку» (игра со зрителями)

Старый замок - в гуще леса,

В этом замке спит... (принцесса).

Лес дремучий замок прячет,

Принц отважный к замку... (скачет)

Принц красавицу... (разбудит).

Злой Кащей совсем не глуп:

Сторожит он старый... (дуб),

На цепи из ста колец

Золотой висит... (ларец).

Тот ларец стеречь - не шутка.

Заяц в нем, а в зайце - ... (утка).

На Кащея утка зла,

В ней - яйцо, а в нем - ... (игла).

Кто иглу тайком достанет,

Тот сильней Кащея... (станет).

Ребята, о чём эти пословицы? (ответ: о дружбе)

Сейчас я вам назову сказки, а вы должны будете подумать и сказать, какая из этих сказок о дружбе.

1. «Колобок»

2. «Теремок»

3. «Маша и медведь»

4. «Лиса и журавль»

5. «Курочка Ряба»

А почему вы так считаете? (потому что все вместе герои смогли защититься от лисы, волка и медведя)

Ребята, а наш класс дружный?

А в чём проявляется ваша дружба?

А какие ещё пословицы о дружбе вы знаете?

Говорят, сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» А чему ещё, кроме дружбы учат нас русские народные сказки?

Подошел к концу наш праздник небольшой,

Увлекательного чтения вам желаем всей душой.

Вам, девчонки, вам, мальчишки,

С книгой ладить и дружить!
Пусть любовь к хорошей книжке

С вами вместе будет жить!

Я благодарю за участие в этом конкурсе всех участников, за то, что вы показали неплохие знание о русских народных сказках.

Я уверена, что вам ещё не раз захочется перелистать великолепные страницы этих сказок!

Наш юный друг! Бери с собой в дорогу

Своих любимых сказочных друзей.

В заветный час они тебе помогут

Найти мечту и сделать жизнь светлей.

(Подведение итогов, подсчитывание жетонов)

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

  • познакомить детей с тремя видами сказок: волшебными, бытовыми, сказками о животных;
  • формировать у детей положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческие инициативы, активность;
  • развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Планируемые достижения обучающихся на уроке:

  • увидеть многообразие русских народных сказок;
  • иметь представление об отличительных особенностях трёх видов сказок: волшебных, бытовых, о животных.

Демонстрационный материал: рисунки с изображением трёх домиков к каждому виду сказок; сундучок с разными предметами из сказок; карточки с отрывками русских народных сказок.

Проект урока.

1. Эмоциональный настрой.

Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

2. Сообщение темы урока.

Сегодня, ребята, нам предстоит открыть дверь в прекрасный мир сказки. Сказка. Кажется, само это слово светится и звенит, как колокольчик. Звенит серебряным волшебным звоном, как бубенцы тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Сейчас мы читаем сказки в книгах, а раньше их только рассказывали, или, как тогда говорили, сказывали. Бабушки, дедушки, родители сказывали детям, а когда те вырастали и становились взрослыми, начинали сказывать их уже своим детям. Так сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

В русской деревне долгими вечерами любили рассказывать сказки. Сказки пришли к нам из глубины веков. Первые сказки родились задолго до того, как люди научились писать и издавать книги.

Послушайте стихотворение Валентина Берестова "Сказка"

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

3. Работа с пословицей.

На доске (или экране) пословица: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок". (А.С. Пушкин).

Прочитайте пословицу.

Как вы понимаете первую часть пословицы? (Сказка - это вымысел, в ней происходят невероятные и удивительные события)

Как вы понимаете вторую часть пословицы? (Сколько бы ни было вымысла, сказка говорит о реальной жизни)

Какой мудрости учит сказка? (Учит справедливости, помогает лучше узнавать себя и других, учит состраданию, милосердию, понимать чужую беду, учит верности в дружбе, трудолюбию, смелости, выдержке, смекалке)

Прочитайте названия сказок. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на две группы?

(На карточках у каждой группы записаны названия следующих сказок:

  • "Дюймовочка"
  • "Конёк-Горбунок"
  • "Три медведя"
  • "Царевна-лягушка"
  • "Лиса и волк"
  • "Золушка"
  • "Как мужик гусей делил"

Все сказки можно разделить на авторские (у которых есть автор - конкретный человек ) и народные (эти сказки относятся к устному народному творчеству, они созданы неизвестными сказочниками и передавались устно из поколения в поколение)

Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках. Все дети очень любят сказки. Назовите свои любимые сказки (ответы детей).

Но сказки мало любить, их надо ещё знать и помнить. Давайте проверим, как вы помните сказки. Мои помощники будут рассказывать (или читать) отрывки из русских народных сказок. Надо выслушать отрывок до конца, а потом попробовать угадать название сказки.

Отрывок из сказки "Иван-царевич и серый волк" (рассказывает подготовленный ученик)

[...Иван-царевич пошёл обратно путём-дорогой, а серый волк перемахнул через стену - да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину - и наутёк...]

Отрывок из сказки "Лисичка-сестричка и волк".

[... Наловил дед рыбу и везёт домой целый воз.

Увидела это лисичка, захотелось ей рыбки. И решила она деда перехитрить. Забежала лисичка вперёд, легла на дорогу и притворилась мёртвой.

Вот едет дед и видит: посреди дороги лежит лисичка. Дед слез с воза, подошёл к ней, а лисичка и не шевелится, лежит как мёртвая...]

Отрывок из сказки "Каша из топора"

[...У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

Ну, нет так нет, - солдат говорит.

Тут он приметил под лавкой топор без топорища.

Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить...]

Подумайте и скажите, что объединяет эти отрывки и чем они отличаются.

5. Деление сказок на три группы.

На доске - три домика, символизирующие три вида сказок. (рисунок)

Посмотрите, какие домики! В каждом из них живут сказочные герои. Сейчас вы прочтёте отрывки из сказок, вспомните их названия и подумаете, в какой домик можно поселить главных героев (работа в группах).

У каждой группы - карточки с отрывками из сказок.

1. [...Жили-были лиса и заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

У меня избушка светлая, а тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная...]

("Заюшкина избушка")

2. [...Лиса схватила петушка в когти и понесла в свою нору, за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы...]

("Петушок - золотой гребешок")

3. [...Говорит однажды царь такое слово:

Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь...]

("Царевна-лягушка")

4.[...Принесла старуха котёл.

Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Ну как? - спрашивает старуха.

Скоро будет готова, - солдат отвечает. - Жаль, что вот соли нет...]

("Каша из топора")

5. [...В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка...]

("Три медведя")

6. [...Волку делать нечего. Пошёл он в кузнецу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст...]

("Волк и семеро козлят")

7. [...Кругом ночь чёрная, лес густой, ветер злой. Заплакала Василиса, вынула из кармана куколку:

Куколка моя милая, посылают меня к Бабе -Яге за огнём...]

("Василиса - Прекрасная")

Герои каких сказок будут жить в первом домике? (3, 7)

Герои каких сказок будут жить во втором домике? (1,2,5,6)

Герои каких сказок будут жить в третьем домике? (4)

Почему же все наши сказочные герои живут в трёх разных домиках? (Первый дом похож на терем, там должны жить волшебные герои, например, Василиса Премудрая. Второй домик похож на лесную избушку, она больше подходит для лесных зверушек. Третий дом - для простых людей: мужика, бабы, солдата).

В домике, похожем на терем, живут Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Баба Яга. Этот домик волшебный. В волшебных сказках происходят чудеса, различные превращения. Эти выдуманные сказки с разными фантастическими событиями называются волшебными сказками.

Там где персонажами сказок являются зверушки, это сказки о животных.

И ещё есть бытовые сказки. В них представлены обычные простые люди: мужик, баба, солдат, и жили они в простой избе. Это сказки про простую жизнь, про быт, то есть повседневную жизнь.

Раньше вы не задумывались о том, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, о животных. С одной стороны, всё это сказки, с другой - они разные. Что же их отличает друг от друга? Что обязательно есть в волшебных сказках, какое там присутствует настроение?

А для кого сочинялись сказки: для детей или для взрослых? (Про животных - для маленьких, бытовые - для взрослых, а волшебные - всем интересны).

6. Игра "Угадай, из какой сказки предмет"

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки,
Будь внимателен, дружок!

В сундучке спрятаны предметы из разных сказок. Вы должны вспомнить, из какой сказки они, кому принадлежат, какую роль играют. (Кольцо, пёрышко, яблоко, ложка, стрела, клубок).

Из каких домиков эти вещи?

Мы с вами увидели, какие разные бывают сказки: для разных слушателей по возрасту, с разным настроением, с разными героями. И всё-таки все они называются сказками. Почему? Что их объединяет?

7. Инсценирование русской народной сказки (по выбору учителя)

(Показывают подготовленные дети)

8. Итог урока.

Что нового открыли на уроке?

С какими видами сказок познакомились?

Список литературы.

  1. Русские сказки о животных. М.: "Эксмо", 2004
  2. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов средней школы/Сост. Т. А. Бутенко; Приволж. Изд-во "Детская книга", 2002.
  3. Царевна-лягушка. Русские волшебные сказки. М.: ОНИКС 21 век, 2001.

Задачи:

Формировать у детей умение узнавать сказку по загадке, по иллюстрации, по отрывку (т. е. по характерным признакам и действиям героев); совершенствовать умение ориентироваться на коврографе.

Развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог.

Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к народному творчеству; воспитывать любовь к родному языку через знание русских народных сказок. Воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения.

Предварительная работа:

1. Чтение русских народных сказок.

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.

3. Обыгрывание сказки «Колобок», «Репка» с помощью настольного театра.

4. Разгадывание загадок.

5. Настольная игра «Сложи сказку», пазлы по сказкам, словесно – дидактическая игра «Кто тянул репку?», дидактическая игра по сказкам «Выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности».

Демонстрационный материал:

1. Волшебный клубочек.

2. Волшебный сундучок

3. Чудо - дерево

4. Коврограф.

5. Настольный театр по сказке «Колобок»; «Репка»; «Теремок»

6. Маски – шапочки для детей.

Орг. момент.

Воспитатель:

Давайте с вами поздороваемся.

Здравствуйте, ладошки. Хлоп - хлоп - хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ - топ - топ.

Здравствуйте, щечки. Плюх - плюх - плюх.

Пухленькие щечки. Плюх - плюх - плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок - чмок - чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк - щелк - щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип - бип - бип.

Здравствуйте, гости. Привет!

(дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, я очень люблю сказки, а вы их любите? (Да!)

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие к русским народным сказкам. Эти сказки сочинил русский народ.

Открывается дверь, появляется волшебный клубок .

Основная часть.

Воспитатель:

В гости сказочка идет

Она встречи с вами ждет

Много сказок есть на свете,

Сказки эти любят дети.

Воспитатель: Давайте встанем в круг, крепко возьмемся за руки и произнесем волшебные слова:

В круг скорее становитесь

Крепко за руки держитесь

Раз, два, три, четыре, пять

Сказку будем начинать.

Сюрпризный момент:

Ой, ребята, смотрите, большой волшебный клубочек, пусть он сегодня укажет нам путь. Куда он покатится, в ту сказку мы и пойдем.

(Воспитатель бросает волшебный клубок, клубок катится к каврографу, на котором размещены герои сказки «Колобок»)

Воспитатель: Волшебный клубочек привел нас в гости к первой сказке. Отгадайте сказку.

Загадка:

В сказочке живет

Он не ёжик и не кот,

Из муки он был печен,

На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? (Колобок)

Воспитатель:

Вижу, сказку вам читали,

И героя все узнали.

Воспитатель показывает детям героя сказки, колобка

Непоседе-Колобку

Стыть бы на окошке,

Но решил он: «Убегу,

Разомнусь немножко».

Воспитатель: Давайте споем песенку колобка и вспомним, с какими героями он встретился в лесу? (Звучит музыка, дети с воспитателем поют песенку и выкладывают на панно героев сказки).


Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием, вы вспомнили сказку и правильно всех расставили. А теперь немножко поиграем, повторяйте все за мной.

Пальчиковая гимнастика

1. Жили-были дед да баба

На поляне у реки.

(Стучим кулачком о кулачок.)

2. И любили очень-очень

На сметане колобки.

(Сжимаем, разжимаем кулачки.)

3. Хоть у бабки мало силы,

Бабка тесто замесила.

(Встряхиваем кисти рук.)

4. Ну, а бабушкина внучка

Колобок катала в ручках.

(Трем ладошки.)

5. Вышел ровный, вышел гладкий,

Не соленый и не сладкий.

(Гладим поочередно руки.)

6. Очень круглый, очень вкусный,

Даже есть его мне грустно.

(Хлопаем в ладоши.)

(Воспитатель или ребёнок бросает волшебный клубок, клубок катится к столу, на котором оформлена выставка иллюстраций по сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок», «Маша и медведь»)

Игра: «Узнай сказку» (по иллюстрации)

Цель: развитие зрительного внимания.

Воспитатель: А сейчас мы пришли в гости, здесь живет много русских народных сказок. Давайте отгадаем, какие это сказки.

Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? (Репка)

Воспитатель: Сейчас мы будем рассказывать сказку вместе. Я начну, а вы, кто знает эту сказку, мне помогайте «Посадил дед… (репку), выросла репка (большая – пребольшая) и т. д. » (рассказ сопровождается показом персонажей из настольного театра) . Молодцы!

Игра: «Узнай сказку» (по отрывку)

Цель: развитие слухового внимания

Воспитатель: Теперь послушайте отрывок из знакомой вам русской народной сказки. (воспитатель читает отрывок по сказке « Маша и медведь»,дети отгадывают.)

Воспитатель:

Все минуточку вниманья!

Сказку я хочу начать…

Этой сказочки названье

Поспешите отгадать.

Воспитатель:

Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке,

Неси дедушке! (Маша и медведь)

Воспитатель: Молодцы, правильно ответили, а сейчас мы превратимся в маленьких медвежат

Физ.минутка «Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так – головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и влево)

Медвежата мёд искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так – дружно дерево качали (наклоны туловищем вправо и

Влево

И в развалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперёд)

А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!

Вот так, вот так кверху лапы поднимали! (поднимаем попеременно ручки)

Вот болотце на пути! Как его нам перейти?

Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок! (прыжки вверх)

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, теперь мы можем двигаться дальше.

(Воспитатель бросает волшебный клубок, дети идут за клубочком, подходят к дереву, на котором висят яркие мешочки с цветными бантиками).

Воспитатель:

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Не листочки на нём,

А мешочки на нём,

А мешочки на нём,

Словно яблоки!

Воспитатель: Посмотрите-ка, ребятки, вот оно, какое чудо-дерево! Давайте посмотрим, что же это на нем выросло.

Воспитатель снимает с ветки мешочки и даёт каждому ребёнку, загадывает загадки, дети отгадывают и достают из мешочков героев сказки «Теремок»

Загадки:

1. Живёт в норке,

Грызёт корки,

Маленькие ножки,

Боится кошки. (мышка)

2. Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка,

Кто это? (лягушка).

3. Маленький, беленький,

по лесочку прыг-прыг,

по снежочку тык-тык. (заяц)

4. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный. (волк)

5. Рыжая плутовка,

Хитрая, да ловкая,

В сарай попала,

Кур пересчитала. (лиса)

6. Зимой спит,

Летом улья ворошит. (медведь)

Воспитатель: Каждый зверь хорош по-своему. Ребята, а в какой сказке живут эти звери?

Дети. «Теремок».

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель:

Вот под кустиком зверек.

Длинноухий: скок да скок.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это? (воспитатель показывает зайчика)

Дети. Зайчик.

Воспитатель: Ребята, а наш зайчик сидит и плачет, покажите, как зайчик плачет? (дети изображают плачущего зайчика). Кто обидел зайчика, давайте узнаем.

Воспитатель:

Как настали холода,

Дом слепила изо льда.

Грело солнце день за днём

И растаял этот дом.

Выгнала она косого

Из домишки лубяного.

Но пришёл петух с косой -

Снова в домике косой.

Кто в далёкие леса

Навсегда ушла? ... (лиса)

Воспитатель. Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали? Как она называется?

Дети. «Заячья избушка».

Воспитатель.

Эта сказка вам знакома?

Кто лису прогнал из дома? (Петушок)

Воспитатель.

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может все случится,

Наша сказка впереди.

Игра «Собери сказку»

Воспитатель: А теперь мы можем двигаться дальше. Ребята, смотрите, а что это у нас тут под платочком? (подходят, смотрят)

Я, волшебный сундучок,

Я, ребята, вам – дружок. (открывают)

Воспитатель: В нашем волшебном сундучке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь.(дети надевают шапочки)

Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, в кого же мы превратились. В кого превратился Максим, а Алёша кто? (интонационно изобразить животное).

Заключительная часть.

Воспитатель. Ну вот, наше путешествие заканчивается. Наш клубочек, наверное, сильно устал, пусть он немножко отдохнет и поиграет с нами.

Мы по сказке походили,

В ней все круто изменили. (идут на месте)

Мы ногами топали, (топают)

Мы в ладоши хлопали. (хлопают)

Будут в сказке помнить нас.

Наклонились мы на «раз», (наклонились)

На «два» поднимались, (выпрямились)

Всем поулыбались. (улыбнулись)

И опять потопали. (топают)

И ручками похлопали. (хлопают)

Вот какие молодцы,

Вот какие удальцы! (руки на пояс)

Воспитатель: Наш клубочек отдохнул и может показать нам дорогу обратно.

(Звучит русская народная мелодия, дети идут за клубочком)

Воспитатель. Ну вот, мы и вернулись.

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы, вы, ребята, удальцы и за это наш волшебный сундучок приготовил для вас сюрприз. (воспитатель достает из сундучка подарки, раздает)

А теперь, давайте еще раз вспомним, с какими же сказками мы сегодня повстречались? В какой сказке вам понравилось больше всего? (ответы детей) На этом наше занятие закончено. Спасибо!

Похожие публикации