Конспект занятия в старшей группе "Знакомство с творчеством Николая Носова" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему. Классный час "Произведения Н.Носова"

Конспект НОД

Веселые рассказы Н.Носова: «Живая шляпа и «Затейники».

Старшая группа

Программное содержание:

Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.
  2. Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.

Развивающие:

  1. Развивать чувство юмора, логическое мышление, творческое воображение.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес и доброе отношение к животным, нравственные качества.

Материалы, инструменты, оборудование :

  • Презентация «Николай Николаевич Носов»
  • книги Н.Носова
  • иллюстрации к произведениям Н.Носова

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ презентации.

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.

Практические: физкультминутка и мимические упражнения.

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, вы любите веселые рассказы?

Помните какие-нибудь из них? (ответы детей )

Слайд 1

А я очень люблю рассказы детского писателя Николая Носова.

Слайд 2

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста.

Детство его прошло в небольшом городе под Киевом Ирпень.

Семья Носова была бедной, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

Он был разносторонним человеком, увлекался фотографией, химией (организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию), шахматами и музыкой.

Работал Н.Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Слайд 3

В 1938 году у Н. Носова родился сын, именно с этого года он начал сочинять для него сказки и рассказы. Эти рассказы стали невероятно популярны.

Слайд 4

В 1938 году Н.Н. Носов напечатал свой первый рассказ «ЗАТЕЙНИКИ» в самом популярном детском журнале «Мурзилка»

Слайд 5

Наибольшую известность и любовь читателей получили его сказочные произведения о незнайке

Ведь незря говорят: «…перед Носовым снимите шляпу: Ведь это сам Незнайкин папа!».

Слайд 6

Ребята, а вы знаете почему детям нравятся веселые рассказы Николая Николаевича Носова? Да, потому что в них рассказывается о таких же, как вы непоседах и фантазерах - словом об обычных мальчиках и девочках.

Физкультминутка .

Воспитатель:

Ребята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.

Раз - два - три - четыре - пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)

Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили , (опускают голову)

А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)

Попадём в рассказы, сказки , (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)

Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)

Слайд 7

Воспитатель:

Молодцы ребята!

Сегодня я прочитаю Вам два рассказа: «Живая шляпа» и «Затейники».

Садитесь поудобнее, рассказ начинается.

Слайд 8-9-10-11-12-13

Чтение рассказа «Живая шляпа».

Воспитатель:

Ребята, вам понравился рассказ «Живая шляпа»? (ответы детей )

- Хорошо,

Слайд 14

  1. Где лежала шляпа?

На комоде

На диване

  1. Как зовут котёнка, который сидел на полу возле комода?
  1. Что делали Вовка и Вадик?

Раскрашивали картинки

Играли с машинками

  1. Какой предмет «ожил» в комнате Вадика и Вовки?
  1. Куда побежали ребята прятаться от шляпы?

На кухню

К соседям

  1. Чем решил треснуть Вадик живую шляпу?
  1. Что кидали мальчишки в шляпу?

Картошку

  1. Кто оказался под шляпой?

Мимические упражнения

Воспитатель:

Ребята, вспомните, как Вовка и Вадик испугались и затряслись от страха, когда шляпа побежала (показываем испуг и движение страха ).

Хорошо. А теперь, вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька (улыбаемся, обнимаем себя).

Молодцы!

Слайд 15

А теперь приготовьтесь слушать рассказ «Затейники».

Слайд 16-17-18-19

Чтение рассказа «Затейники».

Слайд 20

Воспитатель:

Ребята, вам понравился рассказ «Затейники»? (ответы детей )

- Хорошо, тогда ответьте мне на вопросы.

  1. Какую сказку читали дети?

- «Красная шапочка»

- «Три поросенка»

- «Волк и семеро козлят»

- «Теремок» (ответ - «Три поросенка»)

  1. Из чего ребята сделали себе игрушечный домик?

- одеяла и стола

- табуреток

- коробок

- занавесок (ответ - одеяло и стола )

  1. Кто схватил мальчика за ногу?

- серый волк

- Валя

- поросенок (ответ - Валя )

  1. Кто оказался под одеялом, когда ребята сняли его?

- серый волк

- никто

- мышь (ответ - никто )

Рефлексивный момент:

Воспитатель

  • Понравились вам веселые рассказы?
  • Кто написал эти рассказы?

Разделы: Начальная школа

Цель: создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг через творческую деятельность учащихся на основе произведений Н.Н.Носова.

Задачи:

  • развивать потребность к самостоятельному чтению, посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
  • вовлечь в активное чтение мало читающих детей;
  • формировать литературный вкус (художественный уровень предлагаемых произведений):
    активное вовлечение семьи в формирование единого читательского интереса;
    развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр и творческих конкурсов;
    стимулировать творчество детей;
  • возрождать традиции семейного чтения

Личностные УУД:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно определять важность выполнения различных заданий и строить алгоритм действий (прочитать, проанализировать, придумать вопросы, нарисовать картинку).

Познавательные УУД:

  • изучать творчество писателя;
  • готовить вопросы по произведениям;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  • выделять существенную информацию из текстов;
  • уметь структурировать знания
  • уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные УУД:

  • участвовать в диалоге, слушать и понимать других;
  • отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
  • работать в группе и уметь договариваться друг с другом;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оборудование : книжная выставка «В мире Н.Носова», презентация, выставка рисунков учащихся, карточки с ребусами, анкеты для родителей, кроссворд, карточки с заданиями, пазлы, диаграмма по результатам анкетирования.

Участники: классные руководители, учащиеся 2–3-х классов.

Сценарий проведения конференции

Предварительная подготовка:

1. Проинформировать детей о проведении читательской конференции, распределить по группам творческие задания по рассказам (инсценировать отдельные эпизоды; придумать интересные вопросы команде противника, презентация рассказа).

2. Домашнее задание:

  • читать рассказы Н.Носова «Карасик», «Дружок», «Саша», «Тук-тук-тук»;
  • нарисовать рисунки к произведениям Н.Н.Носова;
  • инсценировать отдельные эпизоды;
  • составить кроссворд;
  • подготовить презентацию рассказа;
  • провести анкетирование родителей:

Какие произведения Н.Носова вы читали в детстве?

Любимые произведения Н.Носова.

Нравится ли вам творчество Н.Носова и почему?

Ход конференции

Вступление

Ученик:

Помню, в детстве, я читал "Незнайку",
Жил он где-то там, невдалеке.
Цветик. Тюбик. Винтик. Шпунтик. Знайка. –
В маленьком Цветочном городке.
А потом на шаре улетели
Коротышки в дальние края.
Эту книгу знают все на свете
Любим мы ее: и ты, и я.

Ведущий:

О героях какого произведения эти строки?

Ведущий:

Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел.

Сегодня мы проводим читательскую конференцию для учеников 2 и 3 классов по произведениям Н.Н.Носова. Книги Н.Носова любят все. Их невозможно читать без улыбки.

Давайте же все улыбнёмся и поприветствуем друг друга.

Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всём (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

Знакомство с творчеством Н.Н.Носова (презентация)

2 слайд

Николай Носов – один из самых известных детских писателей, рассказы его читали в детстве наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Родился Николай Николаевич Носов в Киеве 23 ноября 1908 года в семье актера. Сегодня ему было бы … лет.

3 слайд

Коля Носов был очень любознательным и большим фантазёром. В детстве он увлекался музыкой, пением, театром, сочинительством, химией, шахматами. После школы окончил Московский государственный институт кинематографии.

4 слайд

Читая книжки о Незнайке мы знакомимся с множеством разных профессий. Дело в том, что многие из них Николай Николаевич опробовал сам. Ему довелось поработать землекопом, возчиком бревен, рабочим кирпичного завода и продавать газеты.

5 слайд

Первый его рассказ был напечатан в детском журнале «Мурзилка» и назывался «Затейники».

Именно с коротких рассказов для детей началась творческая дорога Н.Носова. Рассказы и повести писателя – книги для детей и про детей.
В письмах ребят – читателей к Н.Носову содержится обида: Почему все герои – мальчишки? Писатель отвечал, что, вероятно, лучше знает мальчишек, поэтому и пишет про них.

6 слайд

О том, чтобы стать писателем Н.Н.Носов не думал. Подрастал его сын и просил всё новых и новых сказок. И вот Носов стал сочинять для него забавные рассказы. В этих рассказах вы наверняка узнали самих себя: такие же девчонки и мальчишки играют в такие же игры, также любят попроказничать, не всегда отличаются примерным поведением, могут приврать и даже подраться, но чаще всего они хотят сделать что-то хорошее.

7 слайд

Сюжеты Николай Носов не выдумывал, а брал из жизни, общаясь с сыном и его приятелями, подсматривая и находя повсюду: на улице, в гостях, в школах, куда его приглашали на творческие встречи…

8 слайд

Умение писать с юмором - дар довольно редкий. Писатель Николай Николаевич Носов был щедро наделён этим даром. И мы от души смеялись, читая о похождениях Незнайки, о мальчишках-фантазёрах, о Бобике, который пришёл в гости к Барбосу.

9 слайд

Но произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют нас задуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках мы узнаем, что такое честность, долг, дружба и совесть.

Работа в группах

Ведущий: Мы разделились на 4 команды. Работая в команде, мы обязаны соблюдать правила. Давайте их вспомним.

10 слайд

1. В группе должен быть ответственный.

2. Работать должен каждый на общий результат.

Работаем дружно.

3. Один говорит, другие слушают.

4. Свое несогласие высказывай вежливо.

5. Если не понял, переспроси.

Ведущий: - Каждая команда получает первое задание: придумать вопрос по содержанию презентации и задать командам-соперницам.

Второе задание:

Разгадать ребус, определить, из какого произведения данное слово, назвать команду произведением Н.Носова (свисток – «Карасик», вагон – «Дружок», пистолет- «Саша», ворона – «Тук-тук-тук»).

Ведущий: - Прошу представиться командам (команда «Карасик», «Дружок», «Саша», «Тук-тук-тук»).

У каждой команды на столе конверт с карточками – словами. Выберите опорные слова, относящиеся к содержанию вашего рассказа. (Электричка, чемодан, письмо, объявление, топор, рябина, самовар, Виталик, аквариум, свисток, Мурзик, пистоны, старушка, сёстры, милиционер)

- Третье задание для команд – вспомнить содержание каждого рассказа по плану, который лежит у вас на столах.

План

  1. Автор, название произведения.
  2. Тема.
  3. Главные герои.
  4. Мне понравилось… (интересный момент)
  5. Главная мысль. Что я узнал? Чему научил меня автор?

Сигнал готовности команды к продолжению работы – поднятые вверх руки.

Представление домашнего задания начинаем с той команды, которая первой подняла руки.

  • Команда «Карасик» покажет презентацию рассказа
  • Команда «Тук-тук-тук» - инсценировка (приложение).
  • Команда «Дружок» - рисованный диафильм
  • Команда «Саша» - кроссворд (приложение).

Молодцы! Определите в группах основную мысль каждого рассказа.

(Ответы детей фиксируются на доске):

  • «Саша» - не нужно пугать людей
  • «Дружок» - быть внимательными и ответственными
  • «Тук-тук-тук» - у страха глаза велики
  • «Карасик» - нужно всегда говорить правду и не сваливать вину на других.

Ведущий: - Мы надеемся, что вы много прочитали книг Н.Носова и были внимательными читателями. Давайте это проверим.

Поиграем в игру «Собери героев» (карточки в приложении ).

Слева написаны названия рассказов, справа герои. Стрелочками соедините названия с героями.

Следующее задание «Бюро находок».

Сложите предмет из пазлов, определите его хозяина, вспомните название рассказа. Чужие вещи брать нельзя, нужно найти, кто их потерял (приложение ).

Дети собирают пазлы, рассматривают предметы, определяют произведение и называют героев.

  1. Шляпа (“Живая шляпа”; Вова и Вадик)
  2. Нитки и иголка («Заплатка»; Бобка)
  3. Книга «Три поросенка» ("Затейники"; Валя и Петя)
  4. Детский телефон («Телефон» Мишка и Коля)

Кто является основными героями рассказов? (мальчишки)

А как автор относится к своим героям? С любовью или с негодованием? (он их любит, а смеётся над отрицательными чертами характера: ленью, трусостью, неумению что-то делать, чтобы читатели не повторяли этих ошибок)

Что общего во всех рассказах Носова? (они смешные, весёлые, забавные и поучительные.)

Дома вы провели анкетирование родителей.

Какие рассказы Н.Носова оказались наиболее популярными у ваших родителей? (Дети представляют результат в форме коллективной диаграммы. Каждый ребенок приклеивает кружки на столбчатую диаграмму)

Как вы думаете, почему рассказы Н.Носова не стареют? (Он учит жизненным правилам ребят и помогает взрослым.)

Подведение итогов

Заканчивается наша конференция. Думаю, что вам понравился тот удивительный мир рассказов, созданных Н.Носовым.

Что вы запомнили о писателе?

Почему вам нравятся произведения Носова? (Их легко читать, там много фантазии и выдумки. Герои – реальные ребята со своими слабостями и достоинствами.)

Чему учат рассказы Н.Носова?

Известный поэт и писатель С.В.Михалков сказал: «Все герои Носова, как живые, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру».

Ученик:

Носов-детских книг творец.
Ну, какой он молодец!
Сколько книг смешных, чудесных
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел

Ученик:

Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь

Ученик:

Конкурс наш прошёл удачно,
Мы довольны им, друзья
Все вы поняли: сегодня
Жить без книг никак нельзя.

- Итак, ребята, мы поняли, что вы прочитали много книг Н.Носова и пришли к выводу, что его книги не потеряли своей актуальности и в наши дни. Автор ставит все те же проблемы: воспитание честности, смелости, чувства товарищества, воли, настойчивости в достижении цели; осмеяние мелкого тщеславия, зависти, трусости, хвастовства, грубости.

Наша сегодняшняя встреча – не только игра. Конференция позволила выяснить ваши читательские способности, смекалку, умение анализировать, делать выводы. Вы продемонстрировали прекрасные актерские способности. Мы думаем, что вы получили и новые знания.

Рефлексия

  • Урок понятен, всё прекрасно (красный).
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно (желтый).
  • Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться (зеленый).

Кому из вас захотелось продолжить знакомство с творчеством Н.Носова?

В нашей школьной библиотеке вы можете найти книги этого автора. Слайд 11, выставка книг.

Всем спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад №3 «Светлячок»
г. Москва, г.о Троицк

Конспект занятия
Знакомство с рассказами Н. Носова «Живая шляпа» и «Затейники»
Старшая группа

Подготовила: Чугина Полина Евгеньевна

Образовательная область: речевое развитие
Цель: познакомить детей с новыми произведениями Н. Носова.
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;
развивать умение отвечать на вопросы воспитатель по содержанию текста.
Развивающие:
развивать у детей чувство юмора, творческое воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать доброе отношение к животным.
Предварительная работа: оформление книжного уголка (выставляю книги с его рассказами, портрет Н. Носова).
Методические приемы:
Наглядные:
рассматривание иллюстраций.
Практические: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста о чем я вам сейчас загадаю загадку.
Что такое подскажите
Там игрушки не стоят.
Книги выстроились в ряд
Ждут читающих ребят.
Дети: отвечают «библиотека»
Воспитатель: как вы догадались?
Дети: Воспитатель: Ответы детей…..
Воспитатель: В нашей группе тоже есть библиотека, а там есть читальный зал, сейчас мы с вами туда пойдем.
Повторить с детьми правила поведения в читальном зале.
Воспитатель: Сейчас мы с вами продолжим знакомиться с творчеством известного вам детского писателя Н. Носова, в его рассказах обычные жизненные ситуации превращаются в смешные, но поучительные истории, воспитывают честность, чувство товарищества, отзывчивость, дружеские взаимоотношения.
А вы ребята дружные?
Ответы детей:…..
Воспитатель: Давайте вспомним пальчиковую гимнастику
«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять.
Один, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
Воспитатель: А сейчас мы с вами познакомимся с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа»
Вам понравился этот рассказ?
Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Сюрпризный момент: шляпа которой накрыт котенок и к ней привязана тонкая леска, за которую тянет воспитатель, имитируя «Живую шляпу».
Устали, давайте с вами немного разомнемся.
Физкультминутка:
Игра «Затейники»
Дружным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, ну-ка вместе
Повторяем все вот так
Как живешь?
Как плывешь?
Как бежишь?
Вдаль глядишь?
Ждешь обед?
Машешь в след?
Ночью спишь?
А шалишь?
Давайте сейчас пройдем на наши места в читальном зале и продолжим знакомство с творчеством Н. Носова.
А какой рассказ мы с вами сейчас будем читать, вы попробуйте отгадать.
Задаю наводящий вопрос: «В какую игру мы сейчас с вами играли?»
Ответы детей:……….
Правильно «Затейники»
Мы сейчас с вами познакомимся с этим рассказом.
Вам понравился этот рассказ?
Ответы детей:
На этом знакомство с творчеством Н. Носова закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.
Рефлексия: Мы с вами сегодня читали рассказы, какого писателя?
Как они называются?
Вам бы хотелось продолжить знакомство с его рассказами?

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад №19 г.Белорецк муниципального района Белорецкий район

Республики Башкортостан

Знакомство с рассказом

Н. Носова «Автомобиль»

Задачи:

Образовательные задачи:

1. Продолжать знакомить детей с творчеством известного детского писателя Николая Носова.

2. Учить воспринимать художественное слово, понимать образный язык рассказов, акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

3. Познакомить дошкольников с правилами безопасного поведения на улице.

4.Формировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятия окружающей обстановки.

Развивающие задачи:

1. Развивать интерес к чтению и расширять кругозор.

2. Развивать память, внимание, логическое мышление, творческое воображение и фантазию.

3. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Коррекционные задачи:

1.Формировать умение отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы. Пересказывать прочитанное.

2. Работать над эмоциональной отзывчивостью детей на увиденное и услышанное, активно развивать интонационную выразительность речи. Тембровую окраску голоса.

3. Стимулировать высказывания детей – вопросы, ответы, реплики.

4. Развивать у детей навыки связной речи при составлении рассказов – описания по серии сюжетных картинок и схеме.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать нравственные качества у детей: честность, справедливость, порядочность.

2. Прививать любовь к книгам и желание читать их

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы ни просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда-то ушёл. Мы подбежали. Я говорю:

Это «Волга».

А Мишка:

Нет, это «Москвич».

Много ты понимаешь! – говорю я.

Конечно, «Москвич», – говорит Мишка. – Посмотри, какой у него капор.

Какой, – говорю, – капор? Это у девчонок бывает капор, а у машины – капот! Ты посмотри, какой кузов.

Мишка посмотрел и говорит:

Ну, такое пузо, как у «Москвича».

Это у тебя, – говорю, – пузо, а у машины никакого пуза нет.

Ты же сам сказал «пузо».

«Кузов», я сказал, а не «пузо»! Эх, ты! Не понимаешь, а лезешь!

Мишка подошёл к автомобилю сзади и говорит:

А у «Волги» разве есть буфер? Это у «Москвича» – буфер.

Я говорю:

Ты бы лучше молчал. Выдумал ещё буфер какой то. Буфер – это у вагона на железной дороге, а у автомобиля бампер. Бампер есть и у «Москвича» и у «Волги».

Мишка потрогал бампер руками и говорит:

На этот бампер можно сесть и поехать.

Не надо, – говорю я ему. А он:

Да ты не бойся. Проедем немного и спрыгнем.

Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мишка подбежал сзади, уселся на бампер и шепчет:

Садись скорей! Садись скорей! Я говорю:

Не надо!

А Мишка:

Иди скорей! Эх ты, трусишка!

Я подбежал, прицепился рядом. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит:

Я спрыгну! Я спрыгну!

Не надо, – говорю, – расшибёшься!

А он твердит:

Я спрыгну! Я спрыгну!

И уже начал опускать одну ногу. Я оглянулся назад, а за нами другая машина мчится. Я кричу:

Не смей! Смотри, сейчас тебя машина задавит!

Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Я испугался, схватил

его за шиворот и тащу вверх. Автомобиль остановился, а я всё тащу. Мишка

наконец снова залез на бампер. Вокруг народ собрался. Я кричу:

Держись, дурак, крепче!

Тут все засмеялись. Я увидел, что мы остановились, и слез.

Слезай, – говорю Мишке.

А он с перепугу ничего не понимает. Насилу я оторвал его от этого бампера. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились:

Не видишь, что у тебя сзади делается?

А про нас забыли. Я шепчу Мишке:

Пойдём!

Отошли мы в сторонку и бегом в переулок. Прибежали домой, запыхались. У Мишки обе коленки до крови ободраны и штаны порваны. Это он когда по мостовой на животе ехал. Досталось ему от мамы!

Потом Мишка говорит:

Штаны – это ничего, зашить можно, а коленки сами заживут. Мне вот только шофёра жалко: ему, наверно, из за нас достанется. Видал, милиционер номер машины записывал?

Я говорю:

Надо было остаться и сказать, что шофёр не виноват.

А мы милиционеру письмо напишем, – говорит Мишка.

Стали мы письмо писать. Писали, писали, листов двадцать бумаги испортили, наконец написали:

«Дорогой товарищ милиционер! Вы не правильно записали номер. То есть, Вы записали номер правильно, только не правильно, что шофёр виноват. Шофёр не виноват: виноваты мы с Мишкой. Мы прицепились, а он не знал. Шофёр хороший и ездит правильно».

На конверте написали:

«Угол улицы Горького и Большой Грузинской, получить милиционеру».

Запечатали письмо и бросили в ящик. Наверно, дойдёт.

Предварительная работа

1.Пальчиковая гимнастка «Машины»

Хором

На улице нашей

Машины, машины. (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

Машины-малютки,

Машины большие.

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые. (При перечислении загибать по одному пальцу)

2.Пальчиковая гимнастика «Машина»

Едем, едем на машине, (Имитируют движения рулем).

Нажимаем на педаль. (Ногу сгибают, вытягивают).

Газ включаем, выключаем, (Воображаемый рычаг поворачивают рукой к себе, от себя).

Смотрим пристально мы вдаль. (Приставляют ладонь ко лбу).

Дворники счищают капли, (Руки сгибают в локтях перед собой, ладони раскрывают).

Вправо, влево. Чистота! (Наклоняют руки влево, вправо).

Волосы ерошит ветер. (Над головой шевелят пальцами).

Мы - шоферы хоть куда! (Поднимают вверх большой палец руки).

3.Упражнение «На улице» (на развитие чувства ритма)

Мы на улицу попали, что же мы там увидали?

(Дети пропевают с одновременным отхлопыванием слоговых рядов.)

Хором.

Ины – ины - ины,

на улице машины.

Ут - ут - ут,

автобусы бегут.

Ат - ат - ат,

и люди все спешат.

4.Логоритмика «Мы - машины»

Цели: уметь выполнять упражнения в игровом образе, эмоционально окрашивать их; двигаться ритмично красиво.

Педагог читает зарифмованный текст, дети выполняют соответствующие движения.

Превращу я вас сейчас всех в машины в этот час.

Мотор заводится, гудит, тук-тук, тук-тук, тук-тук - стучит.

Как лев, мотор на всех рычит и завестись скорей спешит: р-р-р-р-р-р.

Сначала медленно машины едут, куда назначено - приедут.

Затем быстрее и быстрее, чтобы приехать поскорее.

Мы на проспект большой въезжаем.

Машин здесь много - все мы знаем.

В четыре ряда они едут и друг на друга не наедут.

Затормозим у светофора, поедем дальше очень скоро.

Руль держим крепко мы, друзья, ведь выпускать его нельзя.

Руль влево, вправо повернем, дорогу верно мы найдем.

Закапал дождь, залил стекло, совсем не видно ничего.

Мы очистители включаем и стекла быстро очищаем:

Туда-сюда, туда-сюда - не будет нам мешать вода.

Чтоб по дороге не петлять, нам надо шины подкачать.

Насосы быстро в руки взяли и шины туго накачали: ш-ш-ш-ш.

Машину надо осмотреть, на корточки прошу присесть.

Посмотрим сзади и с боков, теперь - перед. Осмотр готов!

Но только кочки впереди. Подпрыгивай легко, смотри.

Машины так мы разогнали, что все в аварию попали,

Мы вверх колесами лежим и по инерции гудим: би-би-би-би.

Пришла к нам помощь наконец, мучениям пришел конец.

Пора машинам всем в гараж, я покажу, куда сейчас.

Теперь совсем не разгоняйтесь и ехать медленно старайтесь.

Держите крепко руль, крутите, внимательно вперед смотрите.

5.Чтение с выражением и заучивание стихотворения «Шофер»

Качу, лечу во весь опор.

Я сам - шофер,

И сам - мотор.

Нажимаю на педаль -

И машина мчится вдаль!

Б. Заходер

6.Развитие речевого дыхания и голоса

Прокололась шина у машины. (Произнесение звука ш-ш-ш).

Насос. (Произнесение звука с-с-с-с).

Машины едут по мокрой мостовой. (Произнесение слогов: «Ша-шу-ши-шо»).

Гудит поезд. (Произнесение слога ту на одном выдохе: «Ту-ту-ту-ту»).

Сигналит машина. (Произнесение слога на одном выдохе: «Би-би-би-би»).

1.Экскурсия по улице

Задачи: Закреплять знания правил дорожного движения, о двустороннем и одностороннем движении. Познакомить с сигнализацией машин, с дорожными знаками.

Во время экскурсии дети узнают, что в городе много улиц. Они тянутся в разных направлениях, иногда пересекаются. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как называется место пересечения улиц (перекресток).

У детей закрепляют понятие «переход».

Воспитатель спрашивает детей, как называется улица, на которой находится детский сад. Предлагает пройти по тротуару, придерживаясь правой стороны. Дойдя до перекрестка, воспитатель располагает детей так, чтобы они не мешали пешеходам, затем спрашивает, как называется это место.

Перекресток – это место, где пересекаются улицы или дороги.

А если будет пересекаться сразу много улиц, как это место можно назвать?

Площадью. Площадь – незастроенное, большое и ровное место, от которого обычно расходятся в разные стороны улицы.

Площади бывают большими. На площадях часто делают скверы, сооружают фонтаны, воздвигают скульптуры. Каждая площадь имеет свое название. Кто знает, как называется площадь в нашем городе?

Площадь Металлургов.

На какие части делится дорога?

Проезжая часть для машин, тротуары для пешеходов.

Какое движение на этой улице (одностороннее, двустороннее)?

Если движение двустороннее, то воспитатель просит детей подумать, как они это определили. (Машины едут в обе стороны навстречу друг другу).

Затем воспитатель обращает внимание детей на наличие пешеходной дорожки.

После этого дети наблюдают за действиями пешеходов. Воспитатель подчеркивает, что каждый пешеход, прежде чем перейти улицу, должен определить, какое на ней движение, так как от этого зависят правила перехода. Если на улице двустороннее движение, прежде чем начать переход, надо посмотреть налево, а дойдя до середины – направо. Неуспевшие перейти улицу, останавливаются на ее середине. Если на улице одностороннее движение, смотреть надо в ту сторону, откуда едут машины. Воспитатель объясняет детям, что через дорогу пешеходы идут спокойно, придерживаясь правой стороны, а строгое выполнение правил дорожного движения, дисциплина самих пешеходов делают движение по улицам безопасным.

Во время наблюдения воспитатель может обратить внимание детей на то, как старику (старушке), инвалиду помогают перейти через дорогу.

Воспитатель подводит детей к перекрестку и предлагает понаблюдать за движением транспорта. Обращает внимание детей на то, что, делаю поворот на

другую улицу, водитель включает у машины спереди и сзади световые сигналы. Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с левой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с правой стороны.

Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот, пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией. И, прежде чем начать переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или налево.

Ответственная работа у водителя. Управляя своей машиной, он все время внимательно следит за движущимся транспортом, пешеходами. Кроме того, он

обязан строго выполнять указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для пешеходов, – говорит воспитатель. – Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу?

На дороге нарисованы широкие белые полосы.

правильно, а еще как можно определить место перехода?

По знаку; на нем нарисован шагающий человек (ребенок показывает знак).

Этот дорожный знак указывает, что только в этом месте пешеходы могут переходить дорогу, а водители транспорта должны быть тут особенно внимательными.

Вот другой знак. Что на нем изображено?

На красном круге светлая полоса.

Этот знак вывешивается перед въездом на некоторые улицы. Он сообщает о том, что въезд транспорта сюда запрещен.

2. Беседа с решением проблемных ситуаций

«Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается»

Задачи: Закрепить у детей знание правил дорожного движения.

Учить адекватно реагировать на дорожные ситуации.

Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность.

Материалы для беседы:

Наглядное пособие «Дети на улицах города» - сюжетные картинки, изображающих различные дорожные ситуации.

У воспитателя - атрибуты для игры «Красный, желтый, зеленый» - три картонных кружка указанных цветов, к которым прикреплены ручки.

Ход беседы:

- Ребята, мы уже очень много с вами знаем о правилах дорожного движения. Сегодня мы проверим, умеем ли мы эти знания применять в конкретных ситуациях.

Я принесла вам несколько картинок. Давайте их рассмотрим.

Правильный и неправильный переход проезжей части улицы.

Скажите, кто на этой картине правильно переходит проезжую часть, а кто нет?

Почему мальчик решил бежать через улицу, куда он торопится?

Как вы думаете, что может случиться с мальчиком?

А могут события пойти по-другому?

Кто еще, кроме невнимательного мальчишки, может пострадать?

Как бы вы поступили, если бы вдруг сейчас оказались внутри картины, на месте этого мальчика или рядом с ним?

Игры на тротуаре рядом с проезжей частью.

Перечислите все причины, по которым нельзя играть на тротуаре, вблизи проезжей части?

Как вы думаете, что предшествовало событиям, изображенным на картине, и что может произойти позже?

Как вы поступили бы на месте этих детей?

Автобусная остановка.

Скажите, кто на этой картине правильно обходит автобус, а кто нет?

Какая опасность грозит девочке, которая обходит автобус спереди?

Попробуйте составить рассказ, считая события на картине его основной частью. Придумайте начало и конец рассказа.

Как лучше всего поступить, если вы вышли из автобуса и вам нужно перейти улицу?

Динамическая пауза: игра «Красный, желтый, зеленый».

Воспитатель поочередно поднимает разноцветные кружки, дети выполняют движения в соответствии с цветом кружка: Красный цвет: дети замирают в разнообразных позах. Желтый свет: хлопают в ладоши. Зеленый цвет: свободно двигаются по группе.

Различные ситуации с переходом трамвайных путей.

Скажите, кто на этой картине правильно переходит трамвайные пути, а кто неправильно?

Какая опасность угрожает невнимательному пешеходу?

Какой опасности подвергает свою жизнь мальчишка - шалун?

Как лучше всего переходить трамвайные пути?

На эскалаторе.

Скажите, кто из пассажиров метро ведет себя на эскалаторе правильно, а кто нет? Почему?

Можно ли бежать по эскалатору, толкая других пассажиров?

Что может произойти, если не держаться за поручень?

Какая опасность угрожает человеку, сидящему на ступеньках?

А мальчишке, висящему на поручне?

В заключение беседы воспитатель предлагает детям загадки о разных видах транспорта. Они приводятся в приложении.

3.Конспект НОД по ознакомлению с окружающими миром

«Безопасность дорожного движения»

Задачи:

Довести до сознания детей, что движение машин и пешеходов подчиняется особым правилам, которые называются правилами дорожного движения;

Объяснить значение некоторых дорожных знаков;

Убедить детей в том, что их безопасность на улице зависит от выполнения правил дорожного движения;

Воспитывать у детей ответственность за свою безопасность.

Оборудование:

Магнитная доска;

Оборудование для магнитной доски: прямоугольники из картона, обозначающие дома; силуэты грузовых и легковых машин, автобусов, троллейбусов, трамваев; машины «скорой помощи» и пожарные машины; светофоры; полоски для перехода «зебра»; силуэты человечков; наиболее распространенные дорожные

знаки («Проезд запрещен», «Осторожно, дети», «Подземный переход», «Переход»);

Фотоиллюстрации с изображением городских улиц, помещенные на стенде, мольберте.

Альбом с сюжетными картинками, изображающими различные ситуации на улицах города и в городском транспорте.

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня, дорогие ребята, я принесла очень много интересных картинок. Посмотрите, что на них изображено? (Улицы города, движущийся по ним транспорт, пешеходы идущие по тротуарам, переходящие улицу и т.д.) Правильно, здесь вы видите улицы города.

Мы с вами живем в очень большом, можно сказать, огромном городе. В нем проживает много людей, по улицам ездит много ма­шин, в нем постоянно происходят какие-то интересные события.

Для того чтобы в большом городе люди и машины не мешали друг другу, придуманы специальные правила. Они называются правилами дорожного движения. О них мы сегодня и поговорим.

Для начала мы с вами совершим путешествие в далекое - далекое прошлое, в те времена, когда даже города нашего не было. Вы знаете, что было на месте Белорецка в древности? Правильно, в основном леса. Среди них люди строили деревни, засевали поля.

Машин тогда вовсе не было, люди ходили пешком или ездили на лошадях - верхом или в повозке. Как вы думаете, нужны тогда были правила дорожного движения?

А когда повозок, телег и карет стало больше и стало им тесно на дорогах, тогда люди и задумались: как же сделать так, чтобы все ехали и шли, друг другу не мешая, чтобы пешеходы не попадали под копыта или колеса, чтобы кареты не сталкивались с телегами? Вот тогда и стали придумывать правила движения по дорогам.

А в нашем большом городе всё движение - и людей, и транспорта - подчинено строгим правилам. Мы с вами - тоже участники дорожного движения. Как мы участвуем в дорожном движении? (Воспитатель выслушивает ответы детей, затем обобщает их.)

Мы можем идти по улице, переходить через проезжую часть. Если мы по улице пешком ходим, значит, мы - пешеходы.

Еще мы можем ехать в автобусе, троллейбусе, машине. Значит, мы - пассажиры городского транспорта.

А еще вы можете ехать на велосипеде, самокате. Значит, вы - водители детских транспортных средств.

Что же получается? Мы с вами должны знать правила для пешеходов, правила для пассажиров городского транспорта, правила для водителей детских транспортных средств.

Прежде чем говорить о правилах дорожного движения, давайте хорошенько поразмыслим и попробуем сделать модель улицы, которая была бы удобная для

всех - и для пешеходов, и для транспорта. Модель мы будем строить на магнитной доске. (На отдельном столе лежат атрибуты для магнитной доски, так, чтобы дети могли выбрать все необходимое.)

Прежде всего, что такое улица? (Ответы детей.) Это дорога, вдоль которой стоят дома.

Давайте представим себя взрослыми. Вы уже выросли, закончили не только детский сад, но и школу. Каждый из вас научился водить машину. Представьте, что вы все уселись за руль машины то легковой, кто-то грузовой, кто-то - автобуса или троллейбуса. Чтобы улица была удобна для движения транспорта - какой она должна быть? Кто изобразит это на магнитной доске? (Воспитатель приглашает 2-3 детей, спрашивает, каким транспортом они управляют.) Где по улице движется транспорт? По проезжей части. Какой должна быть проезжая часть, чтобы на ней хватило места и легковым машинам, и грузовикам, и автобусам с троллейбусами? А как показать, что транспорт может двигаться в разных направлениях, скажем, один транспортный поток едет к центру, другой - от центра? (Дети делают разметку проезжей части, отмечая двойной сплошной линией ее середину.)

Кроме транспорта по улице ходят и пешеходы. Вы вышли из своих машин, пошли пешком и превратились в пешеходов. Как называется та часть улицы, которая предназначена для пешеходов? Кто сделает тротуар на нашей улице?

Мы совсем забыли про дома, в которых живут все наши пешеходы и водители. Давайте их изобразим. А за домами обязательно будут детские площадки, площадки для выгула собак, скверы для прогулок взрослых и детей.

Чего еще не хватает на нашей улице? Между дорогой и домами мы обязательно посадим деревья. Как вы думаете, зачем? Чтобы неприятный, загрязненный воздух от проезжей части как можно меньше попадал в наши дома. Деревья очищают воздух. Деревья и клумбы нужны нам и во дворах, и в скверах.

(Дети по желанию могут добавить к модели детский сад, школу парк, пруд и т.д.)

Наша улица готова. Сначала прогуляемся по ней пешком, будем... (сделав паузу, побуждает детей к ответу) пешеходами. Некоторые правила для пешеходов вы уже знаете. Например, я уверена, что вы знаете правила перехода проезжей части.

Беседуя с детьми, воспитатель напоминает им основные правила перехода проезжей части:

Без взрослых на дорогу выходить нельзя; идешь со взрослым за руку - не вырывайся, не сходи с тротуара;

Ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара.

Переходить дорогу можно по наземному переходу на зеленый сигнал светофора либо по подземному переходу; самые безопасные - подземный и надземный переходы (почему?):

Прежде чем переходить улицу по регулируемому переходу, посмотри на светофор: «Коль зеленый свет горит, значит, путь тебе открыт»;

Проезжая часть предназначается только для машин.

Воспитатель должен подвести детей к мысли о том, что самым главным при переходе улицы является хороший обзор: ребенок должен хорошо видеть всю улицу и водители транспортных средств должны хорошо видеть его.

В процессе высказывания детьми своего мнения воспитатель просит их что-то изменить на модели улицы - обозначить переходы, разместить светофоры, расставить знаки переходов.

А теперь представьте себя пассажирами городского транспорта. Кто из вас расскажет, как надо вести себя в общественном транспорте?

Войти в транспорт спокойно, не отталкивая других пассажиров.

В салоне автобуса не бегать, не играть, мешая другим.

Если есть свободное место, сесть или усадить маму и сесть к ней на колени.

Если же свободного места нет, нужно удобно и устойчиво встать и крепко держаться руками за поручень.

Нельзя высовываться из окон, высовывать руки или какие - нибудь предметы.

А вы знаете, где нужно ожидать городской транспорт - автобусы, троллейбусы, трамваи? Правильно, на специальных остановках пассажирского транспорта, помеченных значками. Выберите из тех знаков, что разложены на столе, обозначения автобусных, троллейбусных или трамвайных остановок. Давайте поместим их на нашу модель.

Где мы их разместим: на проезжей части или на тротуаре? А как вы думаете, для кого эти знаки - для пассажиров или для водителей? Они предназначены и для тех и для других, поэтому размещаются на тротуаре так, чтобы их было хорошо видно. Транспорт к этим знакам приближается по проезжей части, а пассажиры ждут на тротуаре.

Давайте снова вернемся к нашей модели и представим себя водителями детских транспортных средств - вы решили покататься на велосипеде или самокате. Рассмотрим, где же на нашей улице вы можете покататься?

На проезжей части можно кататься на велосипеде? Нет, нельзя, пока вам не исполнится четырнадцать лет и вы не выучите специальные правила для велосипедистов.

А на тротуаре можно? Тоже нельзя. Почему? Потому что вы можете помешать пешеходам, на кого-то наехать. Кроме того, если тротуар находится рядом с проезжей частью, то можно скатиться или упасть с него на мостовую.

Где же можно кататься на велосипеде? Во дворе, в парке, на специальных площадках. А чтобы вам случайно не помешали машины, мы повесим для водителей специальные знаки: «Проезда нет», «Осторожно дети», «Стоянка запрещена». (Дети помещают знаки на модель улицы.)

А на нашу проезжую часть поместим вот этот знак: изображение велосипеда на белом фоне, обведенном красным кругом. Знак называется «Движение на велосипедах запрещено».

Я думаю, вы хорошо помните, что не только кататься на велосипедах, но и играть в разные игры можно только в специально отведенных для этого местах: на детских и на спортивных площадках, в парке, сквере, там, где нет движения транспорта.

Ну что ж, ребята, мы с вами сегодня вспомнили правила дорожного движения. И я убедилась, что вы знаете их хорошо. Теперь самое главное для вас - применять их всегда, когда выходите на улицу, показывая всем пример хорошего, осторожного и внимательного участника дорожного движения.

Закрепление пройденного материала

1.Рисование «Машины на нашей улице»

Задачи: знать части машины, их расположение относительно друг друга, выделять грузовые и легковые машины, машины специального назначения, пассажирский транспорт; уметь набрасывать эскиз карандашом, заполняя все пространство листа, применяя прием перспективы, равномерно закрашивать корпус машины;развивать точность движений, глазомер, мелкую моторику пальцев рук, ориентировку на листе бумаги; память, воображение; иметь усидчивость, целеустремленность, творческий потенциал.

2.Игры-драматизации по содержанию рассказа

Воспитатель предлагает детям разыграть следующие этюды:

Представьте себе Мишку и его друга, рассматривающих автомобиль.

О чем они беседуют?

Представьте себе Мишку. Наверное, он хочет показаться большим знатоком. Но потом понимает, что на самом деле он все путает. Какой у него при этом вид? (Сконфуженный, он покраснел, застеснялся, быть может, даже разозлился немного.)

С каким видом разговаривает его друг? Наверное, он чувствует свое превосходство. Как он объясняет Мишке его ошибки? По-дружески, снисходительно или насмешливо? Постарайтесь разыграть эту сценку; - А вот Мишка решил прокатиться на бампере и зовет своего друга. Как он говорит. Можно сказать, что он поддразнивает своего друга?

Машина тронулась с места, набирает скорость. Друзья не ожидали, что она поедет так быстро. Они напуганы. Постарайтесь изобразить, как они испуганно вцепились в бампер;

Машина остановилась. Ребята наконец стоят на земле. Какие чувства они при этом испытывают. Как вы думаете, их испуг уже прошел?

Их уже окружили люди, подбежал милиционер. Ребята растеряны, они стараются казаться как можно меньше, чтобы милиционер их не заметил. Попробуйте изобразить выражение их лиц, движения. Воспитатель:

А теперь давайте попробуем еше раз пересказать эту ис торию, но выразительно,в лицах. Постараемся при пересказе показать чувства героев, которые они испытывают в настоящий момент. Теперь вы должны объединиться по трое. Один будет рассказывать за Мишку, другой - за его друга, третий - за автора. К то хочет попробовать?

3.Кроссворд - загадки

Чтобы решить его, дети должны отгадать загадки о правилах дорожного движения.

Если ты спешишь в пути через улицу пройти.

Там иди, где весь народ, там, где знак есть... (Переход)

Ты должен твердо знать всегда:

Для машин есть мостовая, для прохожих... (Тротуар)

Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)

Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу.

Я моргну - пойдут машины, встанут женщины, мужчины.

Отвечайте вместе хором. Как зовусь я? (Светофором)

Выходя на улицу, приготовь заранее

Вежливость и сдержанность,

А главное... (Внимание)

В два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга все глядят. (Улица)

Дом по улице идет, на работу всех везет.

Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус)

4.Упражнение на скорость и правильность сбора деталей машины.

Дети должны собрать, назвать детали. (Кабина, кузов, салон, сиденье, колеса, руль, мотор.)

5.«Угадайте, что я делаю»

Один ребенок показывает какое-либо действие, например: заливает в бак бензин, прикручивает колесо, заводит машину, крутит руль и т.д. Другие угадывают, что он делает, а затем повторяют его действия.

6.Мастерская дизайнеров «Кто интереснее украсит машину»

На листах ватмана нарисован эскиз (контур) машины. Дети должны придумать, как украсить машину, и разрисовать эскиз. Когда работа будет закончена, дети должны рассказать об образе и средствах, с помощью которых украшали машину.

7.«Автосалон»

Устраивается выставка машин, которые дети принесли из дома. Дети должны рассказать о своей машине по примерному плану:

Как называется это транспортное средство;

К какому виду транспорта оно относится;

Отличия внешнего вида;

Какие действия можно совершать с помощью этого вида транспорта.

8.Сюжетно-ролевая игра «Лесная школа»

Задачи: знать правила дорожного движения; уметь развивать сюжет игры, строить игровой диалог, самостоятельно оборудовать игру.

Правила. Веселый руль обращается к детям с просьбой научить Волка, который приехал в город из глухого леса, правилам дорожного движения.

Педагог в роли директора лесной школы дает детям поручение оборудовать школу необходимыми пособиями, разместить их так, чтобы удобно было проводить урок. Помогает определить роли (лесных жителей, которые могут быть не только учениками, но и выполнять роли других людей, которые работают в обычной школе), советует вести уроки детям по очереди, чтобы научить волка всем дорожным правилам. Советует построить дорогу и после занятий в классе учить волка непосредственно через создание конкретных ситуаций на дороге. Педагог фиксирует, как дети усвоили основные правила дорожного движения и поведения водителей и пешеходов по их объяснениям в роли учителя и показу » конкретных ситуациях. При необходимости уточняет знания детей в своей роли.

9.Сюжетно-дидактическая игра «Нам на улице не страшно»

Задачи: Закрепить у детей знание правил дорожного движения;

Расширять знания о правилах поведения на улице;

Учить решать на модели дорожные ситуации;

Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность;

Развивать игровую деятельность, предложив различные варианты развития сюжета.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям подойти к макетам улиц, которые они построили.

Он предлагает разыграть на макете следующие сюжеты:

1.Дети должны перейти проезжую часть улицы по наземному переходу «зебра». Рядом с переходом нет светофора. Отсутствует и регулировщик.

Воспитатель: - Наземный пешеходный переход может быть регулируемым и нерегулируемым. Чем они отличаются друг от друга?

На регулируемом переходе есть либо светофор, либо регулировщик. Он обычно обозначается не сплошными белыми полосками, а контурами. (Воспитатель показывает.)

Как перейти проезжую часть по регулируемому переходу со светофором, мы уже знаем: нужно дождаться зеленого сигнала светофора, посмотреть, все ли машины остановились, потом переходить.

А кто из вас знает, как перейти проезжую часть, если переход нерегулируемый: полоски «зебра» есть, а светофора нет?

Вы твердо должны запомнить и всегда выполнять правила:

Подойти к переходу «зебра» и остановиться!

Посмотреть налево. (Почему? Откуда едут машины?)

Затем посмотреть направо;

И еще раз налево. Если машин поблизости нет, можно выходить на проезжую часть и шагать по «зебре»;

Дойдя до середины дороги, осмотритесь: не появились ли машины? Если машин близко нет, то смело идите по переходу дальше. А если есть, остановитесь на середине дороги и пропустите их.

2. Давайте рассмотрим такую ситуацию. Вы - пассажиры автобуса. Автобус подъезжает к вашей остановке, вы выходите. (Во время рассказа воспитателя дети выставляют машинки и фигурки людей.) Теперь вам нужно перейти проезжую часть на другую сторону улицы. Как вы будете обходить автобус - спереди или сзади? Почему?

Некоторые дети могут сразу дать ответ на вопрос, так как уже знакомы с правилами перехода. Воспитатель предлагает им проверить это правило, смоделировав ситуацию на макете. Если человек обходит автобус спереди, сможет ли он увидеть за высоким автобусом или троллейбусом транспорт, идущий в том же направлении? "Как вы думаете, эта девочка, которая стоит сейчас перед автобусом, видит машину, которая этот автобус обгоняет? Если девочка идет быстро, она может попасть под машину.

Воспитатель подводит детей к мысли, что лучше всего просто подождать, когда автобус или троллейбус отъедут от остановки. Тогда пешеходы смогут увидеть всю проезжую часть, ничто уже не будет ее закрывать. Это позволит правильно оценить ситуацию на дороге и безопасно перейти проезжую часть.

3. А теперь вы будете пассажирами трамвая. Вы вышли на остановке, теперь вам нужно перейти трамвайные пути. Как правильно это сделать - впереди трамвая

или позади него?

Дети снова моделируют описанную воспитателем ситуацию. Воспитатель обращает их внимание на то, что трамвайные пути проходят градом, близко друг

от друга. По первому пути трамваи движутся в одну сторону, по второму - в другую. Пусть человечек-пешеход попробует обойти трамвай сзади. За высоким

трамваем он не видит, что по второму пути навстречу мчится другой трамвай. Если наш пешеход спешит и идет быстро, он может угодить под встречный трамвай. Где же он должен обходить трамвай, чтобы быть в большей безопасности? Спереди. А еще более безопасным будет подождать, пока трамвай отъедет от оста­новки. Тогда трамвайные пути будут хорошо видны в обе стороны.

4. Воспитатель предлагает детям смоделировать ситуации, когда машины выезжают на перекресток, чтобы не столкнуться, какие правила они должны выполнять?

Затем детям предлагается самостоятельно смоделировать различные ситуации на дороге, взяв на себя роли водителей различных транспортных средств или пешеходов, манипулируя игрушечными машинками и человечками - пешеходами. При необходимости они могут внести изменения в макет, достраивая его или убирая лишние постройки, делая необходимую разметку, добавляя или убирая дорожные знаки.

О ПОЛЬЗЕ СМЕХА

(беседа, посвященная Николаю Носову)

1. Планируемые результаты

Личностные:

Повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Развитие коммуникативной компетентности детей.

Предметные:

Обосновывать выполненные задания;

Конструировать последовательность шагов;

Составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции.

Метапредметные:

Анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;

Включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение, учитывать разные мнения;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

2.Формирование УУД:

Личностные УУД:

Самоопределение:

Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к внеурочной деятельности;

Осознание ответственности человека за общее дело;

Нравственно-этическая ориентация:

Уважительное отношение к иному мнению;

Сотрудничество в разных ситуациях.

Регулятивные УУД:

Целеполагание:

Формулировать и удерживать учебную задачу;

Познавательные УУД:

Общеучебные:

Формулировать и решать проблемы;

- осознанно строить высказывания в устной форме;

Логические:

Анализ признаков с целью составления объектов;

Составление целого из частей;

Построение рассуждения; обобщение.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество:

Ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

Предлагать помощь и сотрудничество;

Взаимодействие:

Формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;

Строить понятные для партнёров высказывания;

Строить монологичное высказывание;

- слушать собеседника, вести устный диалог.

По – моему, дар юмориста

У меня от природы.

Тема: «Внеклассное чтение. Книги Н.Н. Носова. «О пользе смеха»

Цель: Обобщить и повторить изученный материал по рассказам Н.Н. Носова.

Задачи: Способствовать формированию осознанного чтения целыми словами, развивать умения и творческие способности детей, воспитывать умение работать в группах, отстаивать своё мнение, уважительно относиться к ответам других детей, воспитывать доброту, честность, смелость, силу воли, сообразительность, учить находить правильный выход из создавшегося положения.

1.Орг. момент.

2.Создание эмоционального настроя. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дорогие любители и ценители книги. Очень приятно видеть вас на этом празднике. Вы любите читать? Придумывать? Играть? Уж очень вы похожи на героев рассказов Николая Носова. А вы знаете, кого мы называем фантазёрами? (ответы детей).

Помните мальчишек из рассказа Носова? Как Мишутка и Стасик сидели на скамеечке и рассказывали друг другу небылицы и соревновались, кто кого переврёт? Давайте их послушаем.

3. Разыгрывается сценка.

Мишутка. Сколько тебе лет?

Стасик. Девяносто пять. А тебе?

Мишутка. Мне сто сорок. Знаешь, я раньше был большой – большой и всю реку мог переплыть.

Стасик. У! А я море мог переплыть!

Мишутка. Подумаешь – море! Я океан переплывал!

Стасик. А я раньше летать умел!

Мишутка. А ну, полети!

Стасик. Сейчас не могу: разучился.

Мишутка . А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я её - бац кулаком, а она меня – цап за голову – и откусила.

Стасик. Врёшь!

Мишутка . Нет, правда!

Стасик . Почему же ты не умер?

Мишутка . А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

Стасик. Как же ты шёл без головы?

Мишутка. Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя!

Стасик. Почему же ты теперь с головой?

Мишутка. Другая выросла.

Стасик. Ну, это что! Вот я раз был в Африке, и на меня там крокодил съел!

Мишутка. Вот так соврал!

Стасик. Вовсе нет.

Мишутка. Почему же ты теперь живой?

Стасик. Так он же меня потом выплюнул.

Тут пришёл Игорь и сел рядом. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, и потом говорит:

Вот вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза: я съел полбанки варенья, а чтобы мне не попало, сестре Ирке губы вареньем намазал.

Вопросы для обсуждения.

Чьи враки вам по душе и почему?(Мишутка и Стасик никого не обманывали, они сочиняли).

Весёлый это рассказ? Почему?

Рассказ полезный? В чём его польза? Чему он учит?

Кто вам понравился из героев? Почему?

4. Справка о писателе.

Конечно, весёлым писателем, юмористом, Носов стал не сразу.

23 ноября 1908 года родился Николай Николаевич Носов. Разносторонность дарований писателя проявилась еще во время его учебы в гимназии, а затем в школе рабочей молодежи. Молодой человек, наряду с занятиями музыкой, пением, любительским театром, увлекался и точными науками. Также юноша интересовался химией, шахматами, радиолюбительством, электротехникой, фотографией. Уже в те времена Носов сочинял для рукописного журнала "Икс". Юность писателя пришлась на непростые времена в нашей истории. Носов успел поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен. В 1927 году Николай поступает в Киевский художественный институт, а в 1929 переводится в Институт кинематографии в Москве. С 1932 года по 1951 Носов работает в качестве режиссера-постановщика мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.

Как писатель Носов дебютировал в 1938 году: был издан его первый рассказ для детей, "Затейники". Вскоре рассказы Носова печатаются в одном из самых известных в то время журналов - "Мурзилке". Рассказы "Живая шляпа", "Огурцы", "Чудесные брюки", "Мишкина каша", "Огородники", "Фантазеры" и другие были объединены в сборнике "Тук-тук-тук" и изданы в 1945 году. Сборники рассказов "Ступеньки" и "Веселые рассказы" (для детей младшего и среднего возраста) вышли в 1947 году. Знание детской психологии и владение доступным и, вместе с тем, образным языком позволило завоевать прочное признание у детей и взрослых, а также занять достойное место в литературе для младшего школьного возраста.

Имя Николая Носова становится любимым и известным и среди школьников среднего возраста - после публикации повестей "Веселая семейка" (1949г.), "Дневник Коли Синицина" (1950г.), "Витя Малеев в школе и дома" (1950г.). Борьба с собственными недостатками главного героя Вити Малеева, описанная в юмористическом ключе - это то новое, что было отмечено критикой. За повесть "Витя Малеев в школе и дома" Носов был удостоен Государственной премии за 1952 год. В 50-годах издаются романы: сказки, объединенные в трилогию "Приключения Незнайки", "Незнайка в Солнечном городе", "Незнайка на Луне".

В 1961 году выходят юмористические новеллы "Приключения Коли Клюквина", где автор высмеивает не только детские недостатки, но и пороки взрослых. Уважение к личности ребенка - отличительная черта прозы Носова. В 1971 году публикуется "Повесть о моем друге Игоре". Воспоминания о семье и детстве нашли отражение в художественной повести "Тайна на дне колодца" (1977г.). Созданы кинофильмы по киносценариям Н. Носова: "Два друга", Дружок", "Фантазеры", "Приключения Коли Клюквина", пьесы "Незнайка учится", "Незнайка - путешественник", "Незнайка в Солнечном городе". Носов в своих произведениях знакомит детей с житейскими правилами, он подает их так, что полезные и интересные знания приходят к читателям как бы сами собой. Сам писатель так говорил о себе: «Сатириком сделала меня сама жизнь. Писателя читают, пока он говорит людям правду. Но не всякую правду приятно слушать, поэтому я её смягчаю шуткой – получается и смешно, и приятно, и полезно. Это есть сатира».

5. Викторина.

А теперь я предлагаю вам обменяться мнениями о прочитанных книгах Н.Носова и принять участие в викторине, посвященной его книгам.

Вам было дано задание подготовить рисунки по произведениям Носова.

Дети выходят и показывают свои рисунки на стенде-выставке «Кто они и откуда?». Остальные ребята определяют, к какому произведению относятся рисунки.

Мы прочитаем вам рассказ «Огурцы», а потом проведем беседу по содержанию рассказа.

    Давайте составим «Дерево предсказаний». Что мы узнаем из этого рассказа?

О чём он будет? Как вы думаете, сколько героев будет в рассказе?

    Чтение вслух рассказа «Огурцы».

    Наше «Дерево предсказаний» составлено верно? Что не сбылось? А что нужно добавить на дерево? Какие фразы?

4. Вопросы к рассказу:

а) Как менялось настроение у Котьки во время разговора с мамой? (Ему стало страшно).

б) Как поступила мама? (Заставила отнести огурцы).

в) Правильно ли она поступила? Почему? (Правильно. Ведь он огурцы украл).

г) Стыдно было Котьке перед дедушкой? (Очень стыдно).

д) Когда на душе у Котьки стало радостно? Почему? (Когда он отнес огурцы, и дедушка его простил).

Физкультминутка.

Проходит физкультминутка под музыку из мультфильма «Приключения Незнайки».

Игра:

1. ИГРА « Стол находок» (вопрос задает учитель).

- Кто здесь был и что оставил? (Предметные картинки на слайдах).

Учащиеся рассматривают предметы, определяют произведение и называют героев.

а) У. Игрушечная машинка.

Д .«Автомобиль»; Миша и Стасик.

б) У. Нитки и иголка.

Д. «Заплатка»; Бобка.

в) У. Пистолет.

Д. «Саша»; Саша.

г) У. Кастрюля.

Д. «Мишкина каша»; Миша.

д) У. Шляпа.

Д. «Живая шляпа»; Вова и Вадик.

Раздается стук в дверь. Вбегает Незнайка с телеграммами.

Незнайка. Здравствуйте! Ребята, я сегодня получил телеграммы, а кто отправил их, не знаю. Помогите, пожалуйста, узнать, от кого телеграммы.

- Поможем, ребята? Читай, Незнайка, телеграммы.

а) Незнайка. «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?»

Д. Вадик из рассказа «Живая шляпа».

б) Незнайка. «Горка получилась хорошая. Скользкая!»

Д. Котька из рассказа «На горке».

в) Незнайка. «Вдруг меня кто-то как схватит за ногу: Я как закричу!».

Д. Петя из рассказа «Затейники».

- Незнайка, а почему ты не знаешь рассказы Н.Носова?

- Ребята, давайте составим «Синквейн» про Незнайку. Что такое «синквейн»? (это стихотворение, состоящее из пяти строк).

Незнайка

Какой он?

Неграмотный, неумный

Что он делает?

Не учится, не развивается, не читает

Какую фразу вы можете составить об этом герое?

Это сказочный герой, который НИЧЕГО не знает

Какой вывод о нём можете сделать?

Неграмотный

Ты понял, Незнайка, что тебе нужно делать? (учиться, много читать книг, энциклопедий, чтобы не было стыдно за свою неграмотность).

Итог урока .

Подводим итоги нашей викторины. Все дети работали дружно, очень старались дать правильные ответы, были внимательные, активные, поэтому победила дружба. Все ребята молодцы! Все дети в подарок получают приз - книги Н.Н. Носова. Ребята, читайте его книги. Его рассказы веселые, героям чаще всего недостает жизненного опыта, а иногда умения видеть себя со стороны, очень важного для каждого человека, который не только хочет быть хорошим, но и старается стать таким («Мишка»); силы воли, сообразительности, чтобы понимая, как надо поступать, находить правильный выход из создавшегося положения (Мишкин друг Костя из рассказов «Мишкина каша», «Телефон», «Елка», «Тук-тук-тук», «Огородники»). С.В.Михалков говорил о Н.Н.Носове так: «Все герои Н.Носова «как живые», а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей только добру…».

ОБОРУДОВАНИЕ:

    Выставка книг Н.Н.Носова.

    Проектор, экран.

    Презентация о творчестве Н.Носова и его произведениям.

    Портрет Н.Носова.

    Детские рисунки по произведениям Н.Носова.

    Конспект занятия.

    Предметные картинки.

Похожие публикации