Чичиков новый герой в литературе. Сочинение на тему Чичиков — Новый герой эпохи

— поэма Гоголя, которая стала очень популярной. Ее не только с удовольствием читали и читают, но и не раз экранизировали. Многие фразы стали крылатыми, да и персонажи стали символическими. В произведении мы знакомимся с героем Чичиковым. Давайте же в сочинении по произведению Мертвые души проанализируем Чичикова и разберемся кто он: это новый герой эпохи или же ее антигерой.

Уже вначале автор нас знакомит с портретными характеристиками Чичикова. Был Чичиков ни стар, ни молод, внешне не красавец, но и не дурной наружности. Он и не толстый, и не худой. Словом, средний человек, которому не чуждо стремление к наживе, и которому хочется красивой жизни. Если в других произведениях герои являются лишними людьми той эпохи, где они живут, то Чичиков как раз очень хорошо в эпоху вписывается. Вписывается в жизнь, где живут люди не бедные материально, однако они бедны духовно. Среди них герой не выделяется и предстает перед нами обыкновенным человеком своего времени.

Чичиков новый герой или антигерой?

Является ли Чичиков новым героем своего времени? Без сомнения. Но он не только герой, а еще и антигерой.

Читая произведение, мы видим рождение нового поколения с достойными качествами, вот только воспитывалось поколение по старым взглядам. Вот и рождались люди, подобные Чичикову. Они стараются обогащаться любыми способами, смотрят вперед и идут к цели, правда из-за своей духовной опустошенности не могут происходящее оценивать трезво. Поэтому над их рассудком господствует опьянение наживой. Люди начинают прогорать. Но стоит им лишиться всего, как герои отрезвляются. Люди новой эпохи не могут одновременно руководствоваться разумом, душой и сердцем. Они попадают в плен своих страстей, не умеючи просто жить. Верх обычно берет алчность и души людей попросту становятся мертвыми, как души Манилова, Плюшкина, Собакевича и других персонажей.

Почему Чичиков антигерой? Читая произведение, мы видим духовную деградацию людей. Да, Чичиков не приносит вреда в духовном плане, в обществе само собой происходит омертвление душ, так как пережитые порядки сложно искоренить. Вот только герой вредит сам себе, ведь идет по жизни с моралью: все сделаешь и все победишь в мире деньгами. При этом Чичиков находит себе оправдание, ведь так делают все. Имея такие принципы, наш герой и сам омертвляет свою душу. Нет, его преступником своего века не назовешь, он лишь один из тех, кто представляет новое поколение. Он не законченный скряга, который только и думает о деньгах. Он еще и о семье мечтает, да и осуждать за желание жить лучше и в достатке мы его не можем, ведь сами к тому стремимся. Вот только вопрос в другом. Можно ли с помощью лжи, лицемерия, обмана строить свое благосостояние, не нанося вред своему духовному миру. Думаю, это риторический вопрос, который не нуждается в ответе.

Урок 5

Н.В. Гоголь « Мертвые души». Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Цели : продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы, охарактеризовать главного героя поэмы Чичикова, формировать у обучающихся умения составлять характеристику персонажей, формировать умения и навыки строить ответ на вопрос о художественном произведении с опорой на теоретико-литературные знания; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование : таблицы, учебник, текст поэмы « Мертвые души», раздаточный материал, таблица, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока : урок - анализ художественного произведения

Прогнозируемые результаты : учащиеся знают о системе образов поэмы Н.В. Гоголя

«Мертвые души», умеют характеризовать главного героя Чичикова, анализировать текст, пересказывать отдельные эпизоды в форме описания, участвуют в беседе, вырабатывают свою точку зрения на художественное произведение в соответствии с авторской позицией и исторической эпохой.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация опорных знаний

III . Мотивация учебной деятельности

Учитель: В 11 главе Н.В. Гоголь пишет, что русская литература много внимания уделяла « добродетельному» герою:» Нет писателя, который бы не ездил на нем верхом, понукая и кнутом, и всем, чем попало» Но в реальной действительности в крепостническом обществе не последнюю роль играют люди -подлецы. Кажется, отношение Гоголя к своему герою предельно ясно. Есть ли будущее у Чичикова? Кто же, наконец, находится в бричке, запряженной тройкой, которая несется вдаль? Обратимся еще раз к главному герою. Этот образ является связующим звеном между главами. Что же мы знаем о нем?

IV . Работа над темой урока

А) Чтение эпизода « Чичиков в трактире»

Каким вы увидели П.И. Чичикова?

Б) Чтение эпизода « Встреча Манилова и Чичикова»

Каким вы видите в этом эпизоде Чичикова?

Начинается знакомство с крепостниками с Манилова, достаточно приятного внешне человека. Чичиков ищет «Заманиловку», но «деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру—открытом всем ветрам... покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций! пять-шесть берез небольшими купами... Под двумя из них была беседка... с надписью: "Храм уединенного размышления"... вляли две бабы, которые, картинно подобравши платья... ° ли п° колени в пРУДе" влача... бредень». Павлу Ивановичу Чичикову и читателям открывается доволь-претенциозная и одновременно жалкая картина. Сам Манилов встрече с Чичиковым ведет себя излишне любезно, до притор-ти навязчиво. О нем автор говорит, что Манилова можно оха-актеризовать так: «Есть род людей, известных под именем: люди себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...» Манилов первоначально кажется приятным и обходительным человеком, но Гоголь то и дело вводит в описание детали, характеризующие его не с лучшей стороны. В кабинете хозяина «всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкой на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года». Великолепная деталь, показывающая умственный уровень помещика. Его эстетические запросы ограничиваются тем, что он вываливает на подоконник пепел из трубки, выстраивая не то беспорядочные кучи, не то «строя» что-то фантастическое. Манилов совершенно не занимается хозяйством, передоверив крестьян приказчику-вору. Он ни сам не знает, сколько умерло крепостных, ни вызванный на доклад приказчик. Манилова не интересует суть дела Чичикова. Он не может понять, для чего Павлу Ивановичу нужны мертвые души. Чичиков, подстраиваясь под «изящный стиль» хозяина, выражает свои мысли витиевато, называя умерших — «которые в некотором роде окончили свое существование». Чичиков озадачивет Манилова на миг, но потом все проходит: помещик не привык задумываться, ему достаточно слова мошенника, и Манилов готов дальше восхищаться Павлом Ивановичем, он ради «нового приятеля» собственноручно перепишет список всех умерших крестьян, украсит его шелковой лентой. Как ярко высвечивается характер Манилова. Он делает бездумно «грязное» дело, но перевязывает «упаковку» красивой лентой, его интересует не суть, а внешняя красивость. Этому легковеру достаточно невнятных фраз Чичикова, чтобы успокоилась его совесть, а может быть, она и не просыпалась?! Интересен и образ Чичикова. Он прекрасный психолог, понимающий «природу Манилова». Павел Иванович, говоря с помещиком, начинает так же елейно улыбаться, лебезить перед Хозяином, принимая его манеру поведения. Чичикову важно доиться своей цели — собрать как можно больше душ умерших крестьян, не прошедших ревизской сказки. Он задумал гранди-°3Ную аферу и теперь идет напролом к своей цели. Для него не существует нравственного барьера, который бы нельзя было обойти. Гоголь сумел увидеть нарождающийся класс капиталистов и гениально изобразил отдельных его типов. Писатель ним из первых увидел неприглядное «лицо» капитала и зал его «во всей красе» в поэме «Мертвые души».

2. Аналитическая беседа

В чем сходство и различие в характерах Чичикова и каждого помещика. В каких ситуациях герой ведет себя как помещики? Чем Чичиков принципиально отличается от помещиков?

Благодаря каким качествам Чичикову удается завоевать симпатии помещиков? В чем секрет его обаяния?

Кто такой капитан Копейкин? Пересекаются ли чичиковский идеал и понятие о капитале капитана Копейкина?

Как связаны с названием произведения образы помещиков и Чичикова?

Есть ли в поэме « живые души»? Кто они?

Какова роль в поэме» Повести о капитане Копейкине»?

3. Коллективная работа над составлением таблиц « Павел Иванович Чичиков», « Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками»

Павел Иванович Чичиков

Этапы жизни

Детство

Не имел знатного происхождения, в семье не было материального достатка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первоначального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».

Образование
а) наказ отца
б) обретение собственного опыта

Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».
Сумел построить отношения с товарищами по классу таким образом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к оставленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности:
- слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;
- накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одноклассникам из тех, кто был побогаче;
- выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал;
- был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умеющим предупреждать любое желание учителя.

Служба
а) начало службы
б) продолжение карьеры

«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков».
Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, которую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».
Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь¬ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо¬роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб¬ретение пары лошадей...
Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную операцию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.

Приобретение «мертвых душ»
Как появилась идея приобретения.

После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже заняться званием поверенного».

Появление Чичикова в губернском городе

Применяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро разгадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».

«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.

Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

омещик и его отличительная черта

Как это черта проявляется в характере Чичикова

Манилов - «слащавость», приторность, неопределенность

Все жители губернского города признали Чичикова мужчиной приятным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек председатель палаты - что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны... сказал ей [жене]; «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»

Коробочка - мелочная скаредность

Знаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же старательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.

Ноздрев - самовлюбленность

Желание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех - вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то ловкость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обыкновению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»

Собакевич - грубая прижимистость и цинизм

Даже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямодушия, ни искренности! Совершенный Собакевич».

Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хранение

Во время осмотра города N «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «...свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».

Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встречается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.

4. Мини-дисскусия

Можно ли назвать Чичикова героем его времени?

Почему деятельность Чичикова не может быть созидательной?

При каких условиях могла появиться такая личность?

Насколько такой герой интересен современному читателю?

V . Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

Чичиков - герой великого, классического произведения, созданного гением, герой, воплотивший результат авторских наблюдений и размышлений над жизнью, людьми, их поступками. Образ, вобравший типические черты, и потому давно уже вышедший за рамки самого произведения. Имя его стало нарицательным для людей - пронырливых карьеристов, подхалимов, стяжателей, внешне «преприятных», «порядочных и достойных». Более того, у иных читателей оценка Чичикова не столь однозначна. Постижение этого образа возможно лишь при кропотливом, внимательном анализе не только самого произведения, но и огромного массива критической литературы, и последующей жизни образа в русской литературе и культуре в целом.

VI . Домашнее задание

Творческое задание: Напишите сочинение-рассуждение по высказыванию «И еще одна причина… препятствовала вступлению Гоголя в область романа: Гоголь миновал женский характер во всей его глубине» Согласны ли вы с этим утверждением?

Тема: «Чичиков - новый «герой» эпохи».

Цель: учить строить рассуждение на основе текста от анализа предложенного фрагмента; развивать навыки структурирования развёрнутого ответа на предложенный вопрос с учётом учебной задачи, умение использовать в качестве аргументационной базы литературный текст и литературно-критический материал, делать анализ и самоанализ выполненной работы, умение находить ошибки и совершенствовать выполненную работу; воспитывать чувство порядочности и внимательного отношения к окружающим людям, целеустремлённость.

Тексты для работы на уроке русского языка (контрольный тест по программе 9 класса).

1 вариант

1) Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель. 2) Приобретение - вина всего. 3) Из-за него произвелись дела, которым свет даёт название не очень чистых. 4) Правда, в таком характере есть уже что-то отталкивающее. 5) Но мудр тот, кто не гнушается никакими характерами, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин. 6) Быстро всё превращается в человеке. 7) И не раз не только широкая страсть, но ничтожная страстишка к чему-нибудь мелкому разрасталась в рождённом на лучшие подвиги, заставляла его позабывать великие и святые обязанности и в ничтожных побрякушках видеть великое и святое. 8) Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его. 9) И, может быть, в сем же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью небес. (Н.В.Гоголь «Мёртвые души» 11 глава).

1 вариант

1. Из предложения 7-8 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 8-9 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой глухого согласного звука.

4. Объяснить постановку тире во 2 предложении.

5. Написать номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным (предложения 1-4)

6. Из предложений 3-6 выписать вводное слово.

7. Выписать номер предложения (из предложений 5-7), содержащего обособленное обстоятельство.

Ключ (1 вариант)

1. разрасталась

2. бесчисленны

3. заключено

6. правда (предложение 4)

8. запятые при однородных членах предложения.

9. 1,2 - сравнительный оборот, 3 - ССП, 4 - ССП, 5,6 - обособленные согласованные определения, выраженные одиночными прилагательными

2 вариант

1) Приём разоблачающей градации - сознательная установка Гоголя. 2) В «Выбранных местах…» он пишет: «Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого».

3) В процессе изображения помещиков перед читателями развёртывается и образ главного героя - Чичикова. 4) Помещики и чиновники, обрисованные Гоголем, соревнуются в душевной выхолощенности. 5) Но и тех и других явно превосходит Чичиков - деятельный рыцарь «копейки». 6) Он более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка, дерущая семь шкур со своих крепостных, черствее Собакевича и наглее Ноздрева в средствах обогащения.

7) В заключительной главе, восполняющей биографию Чичикова, происходит окончательное его разоблачение как ловкого хищника, приобретателя и предпринимателя буржуазного склада, цивилизованного подлеца, хозяина жизни.

8) Гоголь, зоркий наблюдатель, верно усмотрел рост в недрах феодально-крепостнического режима буржуазных тенденций, быстро развивающейся. 9) И эти тенденции нашли в нём беспощадного обличителя, который подметил в них страшную, закабаляющую власть денег, связанную с чудовищными спекуляциями, с сознательно мошенническими авантюрами. (А.И.Ревякин «История русской литературы 19 века». М. «Просвещение» 1985)

2 вариант

1. Из предложения 5-6 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 3-4 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой звонкого согласного звука.

3. Из 9 предложения выписать страдательное причастие.

5. Написать номер сложноподчинённого предложения с придаточным определительным (предложения 7-9)

6. Из предложений 4-5 выписать согласованное определение.

7. Выписать номер предложения (из предложений 5-6), содержащего обособленное определение.

8. Объяснить постановку знаков препинания в 7 предложении.

9. Пронумеровать знаки препинания в 8 предложении и объяснить их постановку.

10. Выбрать правильный ответ, в котором дана характеристика 9 предложения:

1) простое осложнённое предложение

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ключ (2 вариант)

1. дерущая

2. развёртывается

3. связанную

4. распространённое приложение, стоящее в конце предложения

6. обрисованные Гоголем (4 предложение)

8. 1,2 - причастный оборот, 3,4,5 - однородные члены

9. 1,2 - распространённое приложение, 3 - причастный оборот

3 вариант

1) Вспомните дорожную шкатулку Чичикова - это же поэма! 2) Это поэма о приобретательстве, выжимании пота во имя миллиона. 3) Там и городская афишка, сорванная с тумбы, и похоронный билет, говорящий его трезвому уму о скоротечности жизни. 4) Та же куча Плюшкина, только не растрёпанная, а приведённая в симметрию, где каждый предмет - к делу. 5) Куча Плюшкина - это кладбище умерших вещей, шкатулка Чичикова - походный чемодан делового человека.

6) Комическое путешествие заканчивается трагически, и трагизм пронизывает заключительные строки «Мёртвых душ» о летящей в неизвестность тройке.

7) Перед этим финалом Чичиков засыпает, успокоенный своим удачным бегством из города, и будто бы во сне видит собственное детство, о котором рассказывает сам автор.

8) Этот-то рассказ о детстве Чичикова и даст потом разгон его тройке, подхватит её как на крыльях и понесёт к неведомому второму тому.

9) В этом отрывке особенно чувствуется контраст - необъятная Русь и «казённый экипаж» - символ бездушной, страшной государственной власти. (Золотусский И. Статья «Чичиков замешен совсем на иных дрожжах» «Литература в школе», №2, 1999).

3 вариант

1. Из предложения 4-5 выписать слово с чередующейся гласной в корне.

2. Из предложений 4-5 выписать слово, правописание согласной в приставке которого зависит от следующего за приставкой глухого согласного звука.

3. Из 3 предложения выписать страдательное причастие.

4. Объяснить постановку тире в 5 предложении.

5. Написать номер сложносочинённого предложения (предложения 5-6)

6. Из предложений 2-3 выписать однородные члены.

7. Выписать номер предложения (из предложений 1-3), содержащего обособленное определение.

8. Объяснить постановку знаков препинания в 7 предложении.

9. Пронумеровать знаки препинания в 9 предложении и объяснить их постановку.

10. Выбрать правильный ответ, в котором дана характеристика 7 предложения:

1) простое осложнённое предложение

2) сложносочинённое предложение

3) сложноподчинённое предложение

4) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

Ключ (3 вариант)

1. умерших

2. растрёпанная

3. сорванная

4. тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именами существительными (составное именное сказуемое при пропущенной связке)

6. приобретательстве, выжимании пота; афишка, билет

8. 1,2 - причастный оборот, 2 - однородные сказуемые, 3 - придаточное определительное

9. 1и2 тире - распространённое приложение, 3 запятая - однородные члены

Как проверить работу.

1. Посмотреть, есть ли в работе вступление и ответить на вопрос: «Соответствует ли вступление содержанию основной работы, готовит ли к восприятию основной части работы?» Если нет - перестроить вступление или убрать.

2. Посмотреть, правильно ли истолкован предложенный фрагмент, все ли мысли и понятия, заключенные в нем, проработаны и объяснены.

3. Посмотреть, есть ли в работе рабочий тезис и соответствует ли он толкованию фрагмента.

4. Перечитать аргумент и ответить на вопрос: «Подтверждает ли аргумент рабочий тезис и истолкованный фрагмент?» Если не подтверждает - «обрамить» размышлениями или заменить (аналогичную работу проводим с каждым из аргументов).

5. Посмотреть, есть ли в работе заключительная часть, перекликается ли она со вступлением, рабочим тезисом и толкованием фрагмента, является ли она логическим выводом из всего сказанного выше. Если нет - перестроить вывод.

6. Проверить, все ли предложения и части работы связаны между собой по смыслу и грамматически.

7. Проверить ошибки. Если сомневаетесь в правописании слова - проверьте по словарю или замените синонимом. Если не удаётся проанализировать структуру предложения - перестройте его. Устраните речевые и грамматические ошибки («отчеканьте» фразы).

Критерии оценки:

К1. Вступление есть и оно соотносится с истолкованием фрагмента и рабочего тезиса, соответствует содержанию основной части работы, готовит к её восприятию (1 балл).

К2. Предложенный фрагмент истолкован, все мысли и понятия, заключенные в нем, проработаны и объяснены (2 балла).

Фрагмент истолкован, но рассмотрены и объяснены не все понятия (1 балл).

Фрагмент не истолкован (0 баллов).

К3. Рабочий тезис и соответствует толкованию фрагмента (2 балла).

Рабочий тезис есть, но он не соответствует истолкованию фрагмента (1 балл).

Рабочего тезиса нет (0 баллов).

К4. Аргументы подтверждают рабочий тезис и истолкованный фрагмент (учитываются первые три тезиса) (за каждый правильно подобранный аргумент - 3 балла; максимальное количество баллов - 9).

К5. Заключительная часть перекликается со вступлением, рабочим тезисом и толкованием фрагмента, является логическим выводом из всего сказанного выше (3 балла).

Вывод логически завершает основную часть работы, но он не соотносится со вступлением и рабочим тезисом (1 балл)

Вывода нет или он не соотносится с содержанием работы (0 баллов).

К6. Все предложения и части работы связаны между собой по смыслу и грамматически (3 балла).

Есть одна логическая ошибка (2 балла).

Есть две логические ошибки (1 балл).

Допущено более 2 логических ошибок (0 баллов).

Максимальное количество баллов - 20.

Оценки: 15-20 баллов - «5»

11-14 баллов - «4»

9-13 баллов - «3»

0-8 баллов - «2»

Оформление доски.

Обратная сторона (доска закрыта)

Домашнее задание:

1 вариант

Отметить в тексте поэмы наиболее яркие лирические отступления (глава 5 (отступление о метко сказанном русском слове), глава 7 (о двух типах писателей; о бурлаках), глава 11 (о птице-тройке, о дороге, о Руси и её богатырях, о выборе героя). Какую художественную функцию они выполняют?

2 вариант

Подготовить сообщение на тему: «Что означает гоголевский образ дороги?»

Доска в развороте

1 створка

Фрагменты из 11 главы поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1)Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям…добронравный человек всё-таки не взят в герои…пора наконец припрячь и подлеца

2) Кто же он относительно качеств нравственных? Что он не герой, исполненный совершенств и добродетельный, это видно. Кто же он? Стало быть, подлец? Почему ж подлец, зачем же быть так строгу к другим?

3) Но мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперяя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин.

Центральная створка

Чичиков - новый герой эпохи?

Сочинение-рассуждение

Структура:

1. Вступительная часть

А)+- Вступление

Б) Работа с фрагментом (истолкование фрагмента)

В)Рабочий тезис, сформулированный на основе истолкования фрагмента

2. Основная часть работы - рассуждение с доказательством или иллюстрацией рабочего тезиса, содержащее не менее 2-3 аргументов (ссылка на текст, цитирование, частичное цитирование, частичный пересказ; ссылка на литературно-критическую оценку произведения), подтверждающее положения, выдвинутые в тезисе.

3. Завершающая работу часть (вывод из всего сказанного выше).

2 створка

Тезис - положение, кратко излагающее какую-либо идею.

Аргумент - довод, доказательство.

Ход урока

1. Запись домашнего задания

2. Определение учебной задачи

Сегодня мы отрабатываем навыки составления сочинения-рассуждения в соответствии с той учебной задачей, которую вам предлагается решить при выполнении задания в части С2 на ГИА. Различие в том, что в качестве аргументационной базы мы будем использовать текс произведения и его литературно-критическую оценку (тексты, предложенные для выполнения контрольной работы на уроке русского языка, учебные пособия, литературно-критические материалы). Таким образом, мы продолжим подготовку к экзамену по русскому языку и отработаем несколько тем сочинения, которое вам будет предложено написать по завершении изучения поэмы «Мёртвые души» и творчества Н.В Гоголя.

В конце урока нам предстоит уточнить формулировку темы урока, записанную на доске.

К сегодняшнему уроку вы написали сочинение на тему: «Кто он, этот Чичиков?», пользуясь листком-консультантом «Как проверить работу» проверили написанную работу, устранили ошибки и оценили свою работу в соответствии с критериями оценки.

3.Работа с написанными учащимися сочинениями. Кто поставил себе оценку «5»? (одна работа берётся учителем для проверки, учащиеся делятся на пары, обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга при помощи листка-консультанта. Все пометки и исправления делаются карандашом. После проверки выставляется вторая оценка. При выставлении оценки учитывается только литературная составляющая в соответствии с предложенными критериями). На выполнение работы - 15 минут.

4. Анализ работы, оценённой учителем (работы учащихся, оценённые одноклассниками сдаются на контроль).

5. Работа с предложенным образцом (работа анализируется без вывода).

Кто он, этот Чичиков?

Так почему же он всё-таки, по определению автора, подлец? Да потому что с одной «страстью» он справиться не мог. Это страсть к приобретению, накопительству, желанию стать хозяином жизни. «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его», - говорит Н.В.Гоголь. Чичиков попал под власть «низкой» страсти и сделался её рабом. А виной тому - условия жизни, время, навязывающие жёсткие и жестокие законы, и Бог ещё знает что! Н.В.Гоголь намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью небес». Но замыслу автора не суждено было сбыться. Чичиков так и остался тем Чичиковым, с которым мы расстаёмся, перелистывая последнюю страницу поэмы - «странным подлецом», у которого есть, однако, чему поучиться.

Литература в целом, литературное произведение и каждый литературный герой в частности - это «учебник жизни». Так какие же уроки мы усваиваем, разгадывая загадку Чичикова? Умеренности аккуратности, умению, если это необходимо, обуздать свои желания, дипломатичности в отношениях с людьми, организованности, упорству и целеустремлённости может научить нас герой. Но самый главный урок, полученный при общении с Чичиковым, - урок порядочности. На примере неблаговидных поступков нашего героя мы убеждаемся в том, что самый большой грех - играть судьбами людей, перешагивать через людей на пути к достижению любой, пусть даже очень «высокой» цели. Нет ничего безнравственнее фразы: «Цель оправдывает средства». Только та цель, которая достигается «нравственными средствами» может быть оправдана и принесёт достигающему её удачу и душевный покой.

6. В работе нет завершающей части. Завершим работу вместе. Так какие же уроки мы усваиваем, разгадывая загадку Чичикова? (беседа с классом, зачитывается вывод)

7. Уточним формулировку темы (слово «герой» целесообразно закавычить и убрать вопросительный знак).

Кто он, этот Чичиков?

Ф.М.Достоевский утверждал, что каждый человек - это загадка, и её следует разгадывать, чтобы оставаться человеком. А Н.В.Гоголь продолжил и развил его мысль: «…мудр тот, кто не гнушается никаким характером, но, вперя в него испытующий взгляд, изведывает его до первоначальных причин». Следуя заветам классиков, попытаемся разгадать загадку Чичикова. Ведь, «разгадывая» другого, мы становимся мудрее, потому что у каждого, пусть даже не очень «добродетельного героя», есть чему поучиться.

А именно таковым видит своего главного героя, Чичикова, автор. В 11 главе поэмы «Мёртвые души», приступая к обстоятельной обрисовке его характера, «доискиваясь» «первоначальных причин» его «качеств нравственных», Н.В.Гоголь предполагает, что «избранный» им «герой» вряд ли может понравиться читателю, однозначно именуя его подлецом. А уже завершая рассказ о нем, призывает нас не быть «строгу» к нему. Создаётся впечатление, что сам автор неоднозначно относится к своему герою, и для него он - загадка.

Так кто же такой Чичиков? Подлец он или человек «добродетельный»? А если подлец, то в чём причина его подлости? Где спрятана загадка Чичикова и как её разгадать?

И. Золотусский говорил о Чичикове так: «…он всё же подлец какой-то странный». Внимательно вчитываясь в строки произведения, мы убеждаемся в этом. Чичиков - натура двойственная. Он, можно сказать, «подлец поневоле», не лишённый положительных качеств.

В том, что Чичиков подлец, сомневаться не приходится. Наставления отца о том, что нужно угождать учителям и начальникам, «водиться» с теми, кто побогаче и может быть полезен, копить копейку, которая «надёжнее всего на свете» и может «всё перешибить» не только «заронились глубоко…в душу» Павлуши, но и получили творческое развитие. Уж в этом деле он преуспел! Павлуша не только «копил копейку», отказывая себе во всём и готовясь к будущей безбедной жизни (это не самый большой грех), но и «перешагивал через людей», двигаясь к намеченной цели (а это уже грех, и того, кто поступает подобным образом иначе как подлецом не назовёшь). Вспомним, как изощрённо он «выкачивал» деньги из одноклассников, как «надул, сильно надул» своего учителя. Следует отметить, что уж его было за что надуть, когда он был «при силе и власти». Но обстоятельства изменились, и как-то подло поступил бывший любимый ученик, отказавшись помочь тому, кто оказался в униженном положении и «с чьей руки он кормился». А случай с «бесчувственным» и «непотрясаемым» повытчиком, под началом которого трудился в поте лица чиновник Чичиков. И к нему «подбился», «привлёк его расположение» и «надул» его наш герой, «надул» самым бесчестным образом, сыграв на его отцовских чувствах. Да не просто «надул», а ещё и «подсидел»! А перешагнув через этот «самый трудный порог», наш герой уже «легче и успешнее» справлялся с разноуровневыми трудностями, возникающими на пути к заветной цели, оттачивая мастерство пройдохи-надувателя. Он «примеривал» различные роли, мастерски перевоплощался, не гнушался никакими средствами, играл людьми, как кошка с мышкой. Ну кто он после этого, как не подлец! Не случайно А.И.Ревякин называет его «ловким хищником», «цивилизованным подлецом», обвиняет в жадности («более жаден в стремлении к приобретательству, чем Коробочка»), в чёрствости («черствее Собакевича»), в наглости («наглее Ноздрёва в средствах обогащения»), вынося ему безоговорочный обвинительный приговор: Чичиков превосходит всех помещиков «в душевной выхолощенности».

Но так ли чудовищно бессердечен наш герой? Рискнём предположить, что нет. Не случайно И. Золотусский называет его «странным подлецом», Н.Г.Чернышевский утверждает, что Чичиков - «характер самый трудный», а Н.В.Гоголь, будучи гениальным художником и великолепным психологом, просто не мог создать столь однозначный образ да еще сделать его главным героем своего «вершинного» произведения. У Чичикова масса достоинств. Он, в отличие от помещиков и чиновников, необыкновенно деятелен. Его изобретательность не знает границ. Чего только стоит его авантюра с покупкой мёртвых душ и обогащением за счёт косности и недальновидности помещиков, «заторможенности» «государственно-бюрократической машины»! Он аккуратен. Даже выполняя черновую работу, он выгодно отличался от своих сослуживцев, мелких чиновников. Он чувствителен. Вспомним момент его встречи с блондинкой, воплощением чистоты и невинности. Он задумался, позабыл про всё окружающее. А при встрече с уже знакомой блондинкой на балу у губернатора «Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова». И в этой немоте «спряталась» доля истинного переживания. Чичиков тонкий психолог. «Зерно» этого героя - умение приспосабливаться к людям, угадывать их. С Маниловым он любезен, с Коробочкой - настойчив, с Ноздрёвым - напорист, с Собакевичем торгуется так же неотступно, как и Собакевич с ним, Плюшкина покоряет своим «великодушием». Чичиков способен на глубокие размышления. Интересно для постижения характера Чичикова следующее место в произведении. После одной из своих неудач - увольнения с таможни за контрабанду - , Чичиков размышляет: «Почему ж я? Зачем на меня обрушилась беда? Кто же зевает теперь на должности? - все приобретают. Несчастным я не сделал никого: я не ограбил вдову, я не пустил никого по миру…За что же другие благоденствуют и почему должен я пропасть червём?» И это действительно так: Чичиков хотел обогатиться, «надувая» государство, но он, на данном этапе своей жизни, не совершал бесчестных поступков по отношению к людям. Продолжая свои размышления, Чичиков задаёт себе вопрос: «И что скажут потом мои дети? «Вот», скажут, «отец, скотина, не оставил нам никакого состояния!» Это тоже характеризует нашего героя с положительной стороны: отцовский урок пошел впрок (отец, по большому счёту, оставил ему только завет, который во многом определил его дальнейшую судьбу: следуя завету бесхозяйственного и безответственного отца, Чичиков превратился в пройдоху и надувателя). А наш герой хочет обеспечить своим детям безбедную жизнь. Да и все размышления, сопровождающие поступки Чичикова - , своего рода попытка уяснить их, дать себе в них отчет. С другими персонажами поэмы этого не происходит. Им свойственно поступать как существам низкой духовной организации, чуть ли не животным. Чичиков не опускает руки, когда его постигают многочисленные неудачи и возвращают на исходную позицию. «Плачем горю не пособишь, надо дело делать», - даёт он себе установку, вновь с чистого листа принимается за дело и опять добивается желаемого. Таким целеустремленности, организованности и упорству можно позавидовать! Следует учесть, что Чичикову приходилось всего в жизни добиваться самому, не рассчитывая па постороннюю помощь, а это очень трудно! Вернёмся к оценке автором нравственных качеств своего героя. Восхищаясь его умением терпеть и ограничивать себя во всем, если это необходимо, автор говорит, что он «самый благопристойный человек, какой когда-либо существовал на свете». А вот другой фрагмент из произведения, в котором автор положительно оценивает нравственные качества своего героя: «Нельзя, однако ж, сказать, чтобы природа героя нашего была так сурова и черства и чувства его были до того притуплены, чтобы он не знал ни жалости, ни сострадания; он чувствовал и то и другое, он бы даже хотел помочь, но только чтобы не заключалось это в значительной сумме... Но в нем не было привязанности собственно к деньгам для денег; им не владели скряжничество и скупость. Нет, не они двигали им: ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всякими достатками…Чтобы наконец потом, со временем, вкусить непременно всё это, вот для чего береглась копейка, скупо отказываемая и себе и другому». А кто из нас, положа руку на сердце, не мечтает о безбедной и «сладкой» жизни? Вот только далеко не каждый умеет обуздать свои страсти и ограничить себя во всём, а Чичиков умел.

Так почему же он всё-таки, по определению автора, подлец? Да потому что с одной «страстью» он справиться не мог. Это страсть к приобретению, накопительству, желанию стать хозяином жизни. «Бесчисленны, как морские пески, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его», - говорит Н.В.Гоголь. Чичиков попал под власть «низкой» страсти и сделался её рабом. А виной тому - условия жизни, время, навязывающие жёсткие и жестокие законы, и Бог ещё знает что! Н.В.Гоголь намекнул на будущее перерождение Чичикова и на тот назидательный урок, который получает в связи с этим его «страсть» - приобретательство. «И, может быть, в сём же самом Чичикове страсть, его влекущая, уже не от него, и в холодном его существовании заключено то, что потом повергнет в прах и на колени человека перед мудростью

Как известно, эволюция движется небольшими мутациями. Новый организм отличается от предыдущих, он в чем-то более развит, является более приспособляемым, но также выходит из ряда привычных для этого времени. Только потом норма закрепляется, становится привычной до того времени, когда новый «мутант» не сдвинет эволюционный прогресс далее вперед.

Общество тоже движимо своими «мутантами» - личностями, которые лучше остальных улавливают суть новой эпохи. С практической стороны Чичиков представляет собой именно такого человека, который улавливает собственную эпоху, становится как бы над временем, он динамичен и меняется.

Фигуры помещиков в свою очередь являются статичными, они только олицетворяют нечто. Также если смотреть вне гоголевского символизма, а только на практическую сторону, Помещики представляют собой застывший уклад, который в дальнейшем сменят предприимчивые буржуа, ярким предтечей которых и является Чичиков.

Он понимает и как бы считывает фигуру каждого помещика, для всех подбирает оптимальные «ключи» общения. Кстати, подобным свойством будет обладать в дальнейшем и Остап Бендер – персонаж, который тоже воспарил над своим временем и стал свидетельством новой эпохи. Также как Бендер, Чичиков – мечтатель, несмотря на всю свою склонность к приземленным формам, таким как накопительство денег, экономия и престиж.

Конечно, во многом главный герой «Мертвых душ» является предвестником деградации общества, очередного этапа грехопадения и пути к Апокалипсису. Не зря Гоголь рифмует с ним различные эсхатологические мотивы и фигуры Наполеона и даже Антихриста.

Исходя из исторической канвы, Чичиков действительно предвещает новую эпоху. Он – именно тот тип, который в дальнейшем вытеснит собой помещиков и придет на смену привычному укладу. Как Лопахин он действует для своего времени совершенно оригинально и придерживается своих личных, странных для большинства идеалов.

Если помещики по сравнению с ним нелепые и порочные, но также при этом искренние и более человечные, то Чичиков имеет не много человечного, он размышляет только о практической пользе. Такая идеология в чем-то характерна для западного общества, его даже возможно назвать своеобразным воплощением американской мечты. Поэтому он во многом элемент чужеродный, равно как эпоха, которая приходит с ним.

Сочинение Чичиков как новый герой эпохи

По мнению Белинского Гоголь описал настоящую русскую действительность через Чичикова. Образ героя отражал вступление буржуазии в русскую жизнь. Чичиков – это обычный персонаж первоначального капиталистического союза. Чичиков родился в семье бедного дворянина. После кончины отца герой унаследовал ветхий дом и маленьким клочком земли. Всю свою жизнь он следовал наставлениям отца. Старший Чичиков сказал, что сын должен беречь и собирать все до последней копейки.

По советам отца Чичиков был готов на обман, угождения и лести ради богатства и власти. С малых лет он научился оценивать и пользоваться окружающими людьми ради своей выгоды. Он проявлял изворотливость в любых ситуациях и железную выдержку ради своей пользы. За счет спекуляции Чичиков увеличил малый капитал, полученный в наследство. После накопления 5 рублей, Чичиков сделал второй мешочек, чтобы накопить еще. Деньги заменили герою совесть, дружбу и честь. Чтобы накопить больше, герой решил провернуть аферу с мертвыми душами. Вся жизнь молодого героя состояла из цепи мошеннических афер и преступлений.

Герой проявляет изобретательность и с усилием проворачивает любые аферы, чтобы увеличить свои копейки. Чичиков понял, что жизнью человека управляют деньги. Он стал ездить по всей России и скупать мертвые души.

Чичикова привлекала жизнь состоятельных дворян. Ради богатой жизни он был готов на обман и воровство. Он старался приспособиться к дворянской жизни. Чичиков стал барином с хорошими манерами и предпринимателем. Его предпринимательские способности выразились во время первого становления. Подлость Чичикова выражается в том, что он использует любые возможности и готов нажиться на горе других людей. Герой стремился попасть в губернии, в которых умерло большое количество крестьян. Смерть людей завесила от голода и отсутствия урожая.

Чичиков был разносторонним человеком. Он умел приспосабливаться к любой обстановке и всегда умел сориентироваться по сложившемуся обстоятельству. Герой умел очаровывать и вызывать восхищение у любого собеседника. В речи Чичиков не использовал непристойные слова или оскорбления. Чичиков как герой нового времени обладал образованностью и энергией, также ловкостью. За счет своих качеств он находил подход к любому человеку.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение

    Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа

  • Анализ пьесы Лермонтова Маскарад

    Название «Маскарад» рассказывает об основных направленностях произведения. Маскарад – это обычно место, где и разовьется основной конфликт произведения, все значимые события произойдут на этом карнавале

  • Анализ произведения Гоголя Старосветские помещики

    Повесть «Старосветский помещик» начинает сборник Н.В.Гоголя «Миргород». В отличие от привычных ярких, мистических сюжетов произведений автора повесть наполнена реальностью жизни.

  • С рождения человек обладает врождёнными качествами. Одни легко идут на контакт с самого раннего возраста. Другие любят помогать людям. Третьи не уважают своих родных и рождаются замкнутыми людьми.

  • Характеристика и образ Пацюка в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    Не являясь главным героем повествования, казак Пацюк, тем не менее, играет в нём немаловажную роль. Ведь именно к нему обратился за помощью кузнец Вакула в тот момент, когда, казалось

Главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» - господин Чичиков. Начало к оценке этого образа дает авторский портрет, с которого, собственно, и начинается повествование. Согласно ему, этот господин был «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так чтобы слишком молод». Подобная внешность, в которой отсутствуют какие-либо характерные черты, настраивает читателя на восприятие образа «маленького человека».

Конечно же, Чичиков - образ совершенно новый в русской литературе тех лет. Но это не означает, что у него нет литературных родственников. Анализируя имена и ассоциации, которые возникают в поэме в связи с Чичиковым, можно сделать вывод: в первую очередь, в этом образе синтезируются персонажи, завещанные пушкинской традицией. Если обратиться к истории создания поэмы, необходимо принять во внимание факт, документированный самим писателем. Осенью 1835 года Гоголь беседовал с Пушкиным. Пушкин в заключение беседы убеждал Гоголя приняться за обширное повествование и даже подарил ему свой собственный сюжет. Кроме того, Гоголь считал Пушкина своим литературным наставником, к мнению и опыту которого он не мог не прислушаться.

Образы пушкинских произведений нашли свое художественное осмысление и воплощение в творчестве Гоголя. Правда, пушкинский светский романтик и разбойник в облике рыцаря наживы, стяжателя и демонического эгоиста Германна отображен у Гоголя в пародийной проекции.

Вспомним Чичикова в сценах приготовления к балу и самого бала. Приободренный любовным посланием неизвестной дамы, он, в духе романтического героя, погружается в весьма благостное и взволнованное настроение: «А письмо очень, очень кучеряво написано!» Готовясь к балу, Чичиков очень много времени уделяет своему туалету. Крутясь возле зеркала, сделал самому себе «множество приятных сюрпризов, подмигнул бровью и губами и сделал кое-что даже языком... Наконец он слегка трепанул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты мордашка эдакой!» - и стал одеваться». Проведем параллель и вспомним, как готовился к балу пушкинский Онегин:

Он три часа по крайней мере

Пред зеркалами проводил

И из уборной выходил

Подобный ветреной Венере.

Далее Чичиков проявляет себя совершенно неожиданно. Увидев на балу молоденькую дочку губернаторши, он «остановился вдруг, будто оглушенный ударом». Но, в отличие от Онегина - гения в науке «страсти нежной», - гоголевский персонаж оказывается ловеласом никудышным: «Чичиков так смешался, что не мог произнести ни одного толкового слова и пробормотал черт знает что такое, чего бы уж никак не сказал ни Гремин, ни Звонский, ни Лидин» (герои модных повестей).

Но Чичиков не только пародийный герой-любовник, он и пародийный романтический разбойник, по словам дамы, приятной во всех отношениях он врывается к Коробочке, «вроде Ринальдо Ринальдини»; к тому же он замыслил увезти губернаторскую дочку («правдивые» показания Ноздрева, который, по его же словам, находился в тесных отношениях с Чичиковым, вознесли эту выдумку в ранг реального события). Чичикова отождествляют и с капитаном Копейкиным, делателем фальшивых ассигнаций, бежавшим из соседней губернии от законного преследования. Правда, этот факт позже вызвал сомнение у чиновников: «ведь капитан Копейкин... без руки и ноги, а у Чичикова...»

Чичиков - демоническая личность, он ассоциируется с Наполеоном, которого держали на каменной цепи, за шестью стенами и семью морями, а теперь выпустили «с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию, будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков». Конечно, чиновники этому не поверили, а, впрочем, призадумались и, рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо Чичикова, если он поворотится и станет боком, очень похоже на портрет Наполеона. «Полицеймейстер, который служил в кампанию 12 года и лично видел Наполеона, не мог тоже не сознаться, что ростом он никак не будет выше Чичикова, и что складом своей фигуры Наполеон тоже, нельзя сказать, чтобы слишком толст, однако ж и не так чтобы тонок». Описание сходства Чичикова с Наполеоном - пародийная цитата соответствующего места из «Пиковой дамы»: у Германна «профиль Наполеона»; «он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона».

Именно в этом пародийном сравнении Чичикова, мелкого мошенника и проныры, с образом романтического героя, романтического разбойника, вершителя судеб мира Наполеона и состоит новаторство Гоголя. Это сравнение позволяет выделить основную мысль автора: чичиковы - «маленькие людишки», в чьих руках именно сейчас находится управление миром. Они знаменуют время, когда порок перестал быть героическим, а зло - величественным. Впитав в себя все романтические образы, он обесцветил их и обесценил, поставив во главу всех моральных ценностей передаваемый по наследству лозунг: «Копи копейку». Однако Гоголь, в соответствии с христианским мировоззрением, устами Муразова дает Чичикову шанс на исправление и перерождение: «Если бы хоть кто-нибудь из тех людей, которые любят добро, да употребили бы столько усилий для него, как вы для добывания своей копейки!» Гоголевский герой имеет надежду на возрождение, потому что дошел до предела зла в его крайних проявлениях -- низких, мелочных и смешных. Зло существует не только в чистом виде, но и в ничтожных его формах. И именно в беспросветности его таится возможность столь же полного и абсолютного возрождения.

Похожие публикации