Почему не образуется подобный ряд для образа маргариты. В чем проявляется своеобразие композиции романа

««Методические материалы и фонд оценочных средств» по дисциплине «Литература» Специальность «Преподавание в начальных классах» Методические материалы и ФОС утверждены на заседании ПЦК...»

-- [ Страница 4 ] --

1. Дайте общую характеристику общественно-политического развития страны в 30-е гг..

2. Каково значение первого съезда советских писателей?

3. В чем драматизм революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В.

Катаева, П. Васильева, В. Корнилова и др.?

4. Охарактеризуйте сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е гг. (А. Ахматова, М.

Цветаева, В. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий и др.).

Тема 5.2.



Марина Ивановна Цветаева.

Ключевые понятия: монолог-исповедь.

Практические занятия:

1. Краткий очерк жизни и творчества М.И. Цветаевой, драматизм судьбы.

2. Основные темы, мотивы, образы лирики Цветаевой первых послереволюционных лет и периода эмиграции; творчество 30-х гг.

3. Вопросы для изучения лирики:

Судьба и стихи Марины Цветаевой: детство и юность поэта («Красной нитью рябина зажглась…»), годы революции (циклы «Лебединый стан» и «Андрей Шенье»), эмиграция («Тоска по родине»

Давно…»), возвращение на родину («Мне Францией – нету…», «Не знаю, какая столица…»), последний год жизни («Все повторяю первый стих…);

Духовный опыт лирики М. Цветаевой («Душа», «Жизни», «Уж сколько их упало в эту бездну…»;

Выучить стихотворение и подготовить комментарий к нему («Кабы нас с тобой – да судьба свела», «Откуда такая нежность?..», «Имя твое – птица в руке…», «Хвала Времени», «Вскрыла жилы:

неостановимо…»).

1. Средства художественной выразительности.

2. Пушкинская тема в творчестве Цветаевой.

1. Каковы основные темы, мотивы и образы лирики М. Цветаевой.

2. Выучить наизусть стихотворения и уметь анализировать их.

Тема 5.3.

О. Мандельштам.

Ключевые понятия: поэтика.

План изучения темы на лекционных занятиях: не предусмотрено.

Практические занятия:

1. Первые опыты: символистское окружение, знакомства, интересы.

2. Первый сборник «Камень»: акмеистические принципы и их индивидуальное наполнение у О.

Мандельштама.

3. Восприятие Мандельштамом революции («Сумерки свободы», «Декабрист», «Кому зима – арак и пунш голубоглазый…»).

4. Своеобразие поэтического мира О. Мандельштама дореволюционного периода.

5. Второй сборник поэта «Tristia»: обновление поэтики.

6. Лирика конца 20-30-х гг.

7. Трагическая судьба поэта в последние годы жизни: преследования, арест, осуждение, смерть в больнице пересыльного лагеря.

8. Значение лирики О. Мандельштама.

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме: не предусмотрено.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Каковы знать основные темы, мотивы и образы лирики?

Тема 5.4.

Андрей Платонович Платонов.

Ключевые понятия: стиль писателя.

1. А.П. Платонов. Очерк жизни и творчества.

2. «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире» (по выбору преподавателя).

Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идея неповторимости человеческой личности. Свобода и единение людей как условие достижения гармонии.

3. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира в изображении утопического города счастья.

4. Какая проблема составляет основу всего творчества А. Платонова?

а) отцов и детей,

б) борьбы за свободу,

в) сущности жизни,

г) интеллигенции и революции.

2. В каких произведениях А. Платонова проявляются черты антиутопии?

а) "Сокровенный человек", б) "Котлован", в) "Чевенгур", г) "Город Градов".

3. В чем состоит основной и постоянный конфликт всей прозы А. Платонова?

а) противоречие между живой природой и неживыми машинами,

б) между человеком и природой,

в) между силами разрушения и сопротивлением им,

г) между старым и новым миром.

4. Какие понятия становятся знаками-символами в художественном мире А. Платонова?



а) сиротство,

б) пустыня,

г) метель.

5. Какая тема является главной в раннем творчестве А. Платонова?

Как понимать платоновское определение природы как "прекрасного и яростного мира"?

Кто такой "сокровенный человек" в художественном мире А. Платонова?

Какой мотив в повести "Котлован" и романе "Чевенгур" А. Платонова выражает идею обреченности будущего?

3. В чем смысл образов дома и башни в художественной структуре романа?

а) изображение строительства дома,

б) символ бессмысленности, абсурдности строительства нового общества,

в) отражение напрасной жертвы строителей.

4. Назовите элементы антиутопии в романе:

а) Платонов описывает не то, что должно быть, а то, что бывает, когда утопия превращается в жизнь,

б) Платонов предостерегает, а не описывает жизнь.

5. В чем заключается символический образ Насти?

а) Настя придает осмысленность процессу строительства,

б) Настя любит смотреть, как строят дом, в) «Там, где ребенок, скорбь должна быть аннулирована».

6. Как вы понимаете основную идею романа А. Платонова «Котлован»?

а) котлован для дома-мечты, могила для будущего России,

б) изображение бессмысленности страдания ради счастья «завтрашнего дня»,

в) торжество идей героического строительства будущего мира.

Как понимать название повести А. Платонова "Котлован"?

Как показан труд в повести А. Платонова "Котлован"?

В чем двойственность судеб платоновских "активистов"?

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. Особенности стиля А. Платонова.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

2. Дайте характеристику основным персонажам.

Тема 5.6.

Михаил Афанасьевич Булгаков.

Ключевые понятия: разнообразие типов романа.

План изучения темы на лекционных занятиях:

1. Жизнь, творчество, личность писателя. Новаторство в темах, идеях, стиле. Судьба произведений писателя.

2. «Мастер и Маргарита». Необычность романа, сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Сатира и глубокий психологизм, композиция романа. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературной традиции (Гете, Гофман, Гоголь). Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев романа, конфликт с окружающей средой.

3. Вопросы для изучения романа «Мастер и Маргарита»:

1. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

2. «Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?

а) Иешуа - новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм,

б) речь идет не о вере, а об Истине,

3. Почему для Иешуа один из самых страшных грехов - трусость?

а) трусость ведет к предательству,

б) трусость - сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла,

в) трусость - малодушие, недостаток душевной силы.

4. Как решен в романе образ Левия Матвея?

а) ученик Иешуа, принявший его идеи и следующий им,

б) Левий Матвей верит фанатично, не понял основной идеи учителя,

в) Левий не может принять страдания достойно, он отрекается от Бога,

5. В чем состоит специфика системы образов романа «Мастер и Маргарита»?

а) в основу положены принципы двойничества

б) персонажи объединены общей идеей произведения

в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира

г) система образов построена по принципу антитезы

6. Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальных мира).

Гелла; Азазелло; Воланд; барон Майгель; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита; Алоизий Могарыч; Тузбубен; профессор Стравинский; Банга; Иван Бездомный; Александр Рюхин; Иуда; Арчибальд Арчибальдович; Наташа; Низа; Марк Крысобой; Пилат.

а) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором,

б) красота и ее служба силам тьмы,

в) герои выполняют функцию палачей,

г) предатели, несущие справедливое наказание,

д) образ ученика-последователя,

е) верный друг, безотказный помощник.

7. Почему не образуется подобный ряд для образа Маргариты?

а) в романе нет традиционного любовного треугольника,

б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей,

в) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире.

8. Какой из «миров» романа наиболее населен?

а) библейский,

б) потусторонний,

в) московский.

9. В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.

а) историческое,

б) теологическое,

в) объяснение устройства вселенной, г) «от противного».

10. Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.

а) обед И. И. Босого 1) «водка, аккуратно нарезанная селедочка, густо посыпанная зеленым луком»

б) закуски Бегемота 2) «спирт, соленый и перченый ананас, икра»

в) завтрак Степана 3) «водка в пузатом графинчике, паюсная Лиходеева икра в вазочке, белые маринованные грибы, кастрюлька с сосисками, сваренными в томате»

11. Традиции каких писателей наследует М. Булгаков в романе "Мастер и Маргарита"?

а) Гоголь,

б) Достоевский,

в) Гофман,

г) Толстой.

12. Откуда взят эпиграф к роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"?

а) "Капитанская дочка" АС. Пушкина,

б) Евангелие, в) "Фауст" Гете.

13. Кто входит в свиту Воланда?

а) Афраний,

б) Азазелло,

г) Арчибальд Арчибальдович,

д) Коровьев.

14. Кому из персонажен романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" принадлежит следующий портрет: "...маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий"?

а) Коровьев,

б) Степа Лиходеев,

в) Никанор Иванович,

г) Азазелло.

15. Какой порок М. Булгаков считает самым страшным?

а) предательство,

б) убийство,

в) трусость,

г) малодушие.

16. В каком герое романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" воплощена идея всепрощения?

а) Мастер,

б) Маргарита.

г) Воланд.

17. В каком герое романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" воплощена идея милосердия?

а) Мастер,

б) Маргарита,

г) Воланд.

18. Какие проблемы включает философский план романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"?

а) художник и власть,

б) воздаяние за добро и зло,

в) ответственности ученого,

г) нравственного выбора.

19. Каким образом наказан Степа Лиходеев ("Мастер и Маргарита" М. Булгакова)?

а) трамвай отрезал голову,

б) бегемот оторвал голову,

в) оказался в Ялте,

г) сошел с ума.

20. "Мастер и Маргарита" - это

а) сатирический роман,

б) сложное многопластовос произведение, отражающее реальную жизнь и вековую борьбу идей,

в) реалистический роман.

а) "Трусость - самый страшный порок", б) "Слуги зла будут уничтожены самим злом", в) "...изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране" (М. Булгаков).

а) промежуточная инстанция между Раем и Адом,

б) чистая совесть художника в глазах будущего, бессмертие для будущих читателей; чистая совесть человека, не отягощенного муками стыда,

в) промежуточная, инстанция между Раем и Адом, где находят приют люди с чистой совестью, пострадавшие в реальной жизни, но нагрешившие, поэтому не удостоенные- Рая.

23. По портрету узнайте персонажей романа:

а) «Бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми»;

б) «человек лет двадцати семи... Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба...

Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью.

Приведенный с тревожным любопытством глядел...».

Каково место этих героев в системе персонажей «Мастера и Маргариты»?

24. Сопоставьте романную биографию Иешуа и историю библейского Иисуса. Какие эпизоды в них сходны? Чем они различаются? Каково значение фактических «неточностей» в проявлении авторской художественной установки?

25. На протяжении романа многие его герои претерпевают различные метаморфозы, представая перед читателем в разных обличьях. Девять портретных зарисовок, процитированных ниже, представляют трех героев романа. Назовите этих героев. Какие события, происшедшие в Москве, с ними связаны?

а) «Громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами»;

б) «усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые»;

в) «на шее... белый фрачный галстук бантиком, а на груди перламутровый дамский бинокль на ремешке....усы были вызолочены»:

г) «рыжеватый, маленького роста человек, глаз с бельмом»;

д) оба глаза... были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное.... он летел в своем настоящем виде, как... демон-убийца»;

е) «треснувший монокль; усишки на наглом лице были подвиты и напомажены... он был во фрачном наряде. Белела только его грудь»;

ж) темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом....он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем...»;

з) «худенький юноша, демон-паж, лучший шут»;

и) «маленького роста, пламенно-рыжий, с клыком, в полосатом добротном костюме.., Галстух был яркий....из кармашка... торчала обглоданная куриная кость».

26. Вспомните, какие имена носили литературные прототипы булгаковского Воланда. Как образ Воланда в романе связан со своими литературными «родственниками»? Чем он от них отличается?

27. Подготовьте краткую биографическую информацию о следующих героях: Фрида, барон Май гель, Михаил Берлиоз. Какой эпизод романа объединяет этих персонажей? Как складываются их посмертные судьбы?

28. По деталям интерьера определите владельца дома. Попытайтесь вспомнить адрес каждого дома.

Какими понятиями определяется в каждом случае жизнь их обитателей?

а) Книги, печка, два дивана, прекрасная ночная лампа, маленький письменный стол, в передней раковина с водой, за окном - сирень, липа и клен;

б) венецианское окно, вьющийся виноград, свечи, недалеко от дома - ручей с каменистым мшистым мостиком.

29. Критические отклики на какое литературное произведение назывались «Враг под крылом редактора» и «Воинствующий старообрядец»? Вспомните основные тезисы литературных критиков. Чем отличается их интерпретация произведения от восприятия его потусторонними гостями столицы?

30. Из каких реалий строится литературный мир Москвы в романе? Какие художественные приемы преобладают в изображении Москвы 1930-х годов?

31. Аллюзией на какое классическое литературное произведение является следующий эпизод романа?

«...Рюхин встал во весь рост... и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека, - какой бы шаг он ни сделал в жизни... все обращалось к его славе1.»

Какие произведения этого русского классика читаются на страницах романа Булгакова? Каковы художественные функции литературных реминисценций в романе?

32. Вспомните, как в «Мастере и Маргарите» восстанавливается текст романа о Понтии Пилате. Как соотносятся «московские» и «ершалаимские» главы в композиции «Мастера и Маргариты»?

33. Какими могут быть варианты толкования потустороннего «приговора» Мастеру: «Он не заслужил света, он заслужил покой»?

34. Какова реальная судьба мастера и Маргариты?

35. Что является развязкой философского конфликта романа?

36. В чем заключается смысл эпиграфа к роману М. Булгакова "Мастер и Маргарита"?

36. Каковы особенности композиции романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"?

37. С чем связана сатирическая линия романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"?

38. Как решается в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита" проблема воздаяния за добро и зло?

39. Каков нравственно-философский смысл сцены разговора Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"?

40. В чем сила и в чем слабость проповеди Иешуа в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита"?

41. Почему Мастер награжден покоем, а не светом как высшей наградой?

42. Какие выражения из романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита" стали крылатыми?

Практические занятия: не предусмотрено.

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. «Собачье сердце».

2. Живучесть «шариковщины» как социального и нравственного явления.

4. Художественные особенности произведения.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Каково значение романа и его судьба?

2. Перечислите стилевые особенности романа.

Тема 5.7.

Михаил Александрович Шолохов.

Ключевые понятия: стиль писателя, роман-эпопея.

План изучения темы на лекционных занятиях: не предусмотрено.

Практические занятия:

1. М.А. Шолохов. Связь судьбы писателя с эпохой, с судьбой страны.

2. Ранние произведения («Донские рассказы»).

3. Роман «Тихий Дон» как отражение трагедии личности и трагедии народа. Образ Григория Мелехова. Женские образы романа. Роман «Поднятая целина» (обзор). Драматическая судьба деревни в 30-е годы. Типы и характеры героев. Трагическое и комическое в романе.

4. Вопросы для изучения романа М. Шолохова «Тихий Дон»:

а) История создания романа.

б) История казачества:

Проанализировать сцены и эпизоды казачьей жизни, являющиеся показателем нормальной жизни по Шолохову (Кн.1, ч.1, гл.2-4, 8, 9, 15, 21-23);

Идеализация Шолоховым казачества (Кн.1, ч.1. гл.1, 7, 14);

Понятие о «казачьей чести» и казачьей бережливости (Кн.1, ч.1, гл.8);

Штокман, Мохов и казачья среда (Кн.1, ч.2, гл.1, 2, 4-6, 9).

в) Природное и историческое время в романе:



Цикличность природного времени, связь крестьянского календаря с годовым циклом, вечное повторение цикла;

Линейность исторического времени, независимость от природного цикла и отсутствие повторяемости событий;

Война как вмешательство исторического времени в круговорот природного цикла, влияние природного времени на ход исторического.

г) Смысл эпиграфов и названия романа, его многозначность.

д) Роль пейзажа. Психологический параллелизм:

Связь жизни казака-земледельца с природой;

Понятие о психологическом параллелизме;

Проанализировать примеры психологического параллелизма; доказать, что явления природы и состояния души человека внутренне взаимосвязаны (Кн.1, ч.2, гл.13, 28; Кн.4, ч.7, гл.1, 26).

е) История рода Мелеховых.

ж) Портретная характеристика Григория в сопоставлении с его братом Петром.

з) Мелеховы и их отношение к труду.

и) Образ Григория на войне как воплощение авторской концепции войны.

к) Типичное и индивидуальное в образ Григория.

л) «Тихий Дон» - любовный роман нового типа:

Противопоставление «любви-страсти» и «любви семейной» в классической литературе;

Проанализировать любовный треугольник Григорий – Аксинья – Наталья с точки зрения двух типов любви;

Проанализировать отношения между Петром и Дарьей; дать оценку с точки зрения человека патриархального уклада;

Любовь на войне: противопоставление любви и долга (пара Бунчук и Анна);

Проанализировать историю и характер взаимоотношений Тимофея и Лизы Моховой: чем их «свободная любовь» отличается от любви Григория и Аксиньи;

Любовь Евгения Листницкого;

Идеал любви по М. Шолохову.

н) Художественные особенности «Тихого Дона» как романа-эпопеи. «Тихий Дон» и «Война и мир»:

своеобразие романа М. Шолохова.

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. Художественные особенности произведений.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Каково значение личности и произведений Шолохова в мировой культуре?

2. Отобразите закономерности эпохи на примере изображения Шолоховым казачьих семей.

РАЗДЕЛ VI

Тема 6.1.

Поэзия и проза периода 1941– 1945 гг.

Ключевые понятия: поэзия, проза.

План изучения темы на лекционных занятиях: не предусмотрено.

Практические занятия: не предусмотрено.

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

Великая Отечественная война в литературе. Поэзия и проза периода 1941–1945 гг. (обзор).

Героическое состояние мира. Расцвет лирических жанров. Публицистичность произведений (А.

Ахматова, В. Лебедев – Кумач, М. Исаковский). Лирика эпического плана (А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский). Психологическая лирика (К. Симонов, А. Ахматова, А. Межиров, М. Дудин). Лирика Я. Смелякова, О. Берггольц, П. Когана, М. Кульчицкого, М. Джалиля, Н. Майорова, Б. Слуцкого, Н.

Старшинова, Н. Тихонова и др. Поэмы М. Алигер («Зоя»), П. Антокольского («Сын»), В. Инбер («Пулковский меридиан»).

«Василий Теркин» А. Твардовского – великий эпос войны. Война в прозе К. Симонова («Дни и ночи»), Л. Леонова («Взятие Великошумска»), А. Платонова («Взыскание погибших»), А. Фадеева («Молодая гвардия»). Публицистика И. Эренбурга, А. Толстого, М.Шолохова. Пьесы: Л. Леонов «Нашествие», Е. Шварц «Дракон».

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Охарактеризовать поэзию и прозу периода 1941–45 гг.; лирические жанры; публицистичность произведений (А. Ахматова, В. Лебедев – Кумач, М. Исаковский); лирику эпического плана, психологического; публицистику И. Эренбурга, А. Толстого, М.Шолохова; пьесы: Л. Леонова «Нашествие», Е. Шварца «Дракон».

Тема 6.2.

Анна Андреевна Ахматова.

Ключевые понятия: традиции и новаторство в поэзии.

План изучения темы на лекционных занятиях:

1. Краткий очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой.

2. Тематическое, жанровое, художественное своеобразие лирики Ахматовой. Драматизм лирики.

3.Тема поэта и поэзии. Тема Родины. Обращение к пушкинской теме.

Практические занятия:

1. Художественное своеобразие лирики А. Ахматовой (лирическая героиня, ее «маски»).

2. Гражданская позиция поэта в послереволюционные годы («Думали: нищие мы, нету у нас ничего…», «Лондонцам», «Лучше б мне частушки задорно выкликать…», «Молитва», «Родная земля», «Все расхищено, предано, продано…», «Не с теми я, кто бросил землю…»). Тема поэта и поэзии («В последний раз мы встретились тогда…», цикл «Тайны ремесла»).

3. Поэма «Реквием»: А) образ лирической героини (автобиографические черты, фольклорные черты, сближение с образом Богоматери); Б) тема памяти, связь с темой долга поэта перед своим народом; В) мотив немоты, окаменения от горя; связь с образом памятника поэту; Г) противопоставление одиночества материнского горя и общенародности горя; Д) почему А. Ахматова жанр «Реквиема»

определила как «поэму», как это определение связано с образом лирической героини.

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. Поэма «Реквием» – памятник жертвам сталинских репрессий.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Каковы особенности творчества поэта «после акмеизма».

2. Сопоставьте раннее и позднее творчество поэта.

3. Проанализируйте стихотворение и основные темы и мотивы поэмы.

Тема 6.3.

Борис Леонидович Пастернак.

Ключевые понятия: творческая эволюция.

План изучения темы на лекционных занятиях: не предусмотрено.

Практические занятия:

1. Краткий очерк жизни и творчества Пастернака.

2. Пастернак и футуристы. Раннее творчество. «Сестра моя – жизнь» - картина мира, вечность и время.

3. Философская направленность поэзии. Тема поэта и поэзии. Мотив чуда. Природа, Любовь и Творчество в лирике Пастернака. «Темы и вариации», «Второе рождение» в творческой эволюции Пастернака.

4. Образ века и человека, история и вечность в романе «Доктор Живаго».

5. Вопросы для изучения романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»:

1. Прочтите статью Р. Гуля «Победа Пастернака», в которой исследователь говорит о странном ощущении после прочтения романа: «…радостное душевное волненье…» «музыкального» порядка.

Что ощущаете вы после чтения романа Б. Пастернака?

Согласны ли вы с утверждением исследователя, что «отвернувшись от символистов и Маяковского, Пастернак тянется к Пушкину и Чехову»? В чем это проявляется?

2. Удался ли замысел Б. Пастернака написать книгу, которая была бы, по его словам, «…куском горячей. Дымящейся совести»? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст романа, статью «Несколько положений» и «Воспоминания» Н. Вильмонта.

3. Почему книга «Доктор Живаго», ставшая в свое время причиной политического скандала и небывалой сенсационной известности, стала постепенно превращаться в объект спокойного чтения, любви, признательности и изучения?

4. Смысл названия романа «Доктор Живаго». Первоначально ли это название? Согласитесь ли вы, что первый абзац романа является ключом ко всему происходящему далее? Существует ли связь между данным абзацем и заглавием романа?

5. Какова центральная тема романа?

6. Духовные истины, о которых идет речь в романе. Актуальны ли они в наше время?

7. Дайте характеристику образов друзей Юрия Живаго – Гордона, Дудорова, Шуры Шлезингер. Кого из них можно рассматривать как «двойников» Живаго? Какие изменения происходят с Дудоровым, Гордоном в пространстве романа? Функция этих образов в романе.

8. Тема войны в романе, с ее «кровью и ужасом, ее бездомностью, ее одичанием». Образ Тарасюка в романе.

9. Функция пейзажа в романе. Образ большого леса, «наполовину срезанного артиллерийским огнем». Семантическая наполненность образа.

11. Тема искусства, назначения поэзии в романе. Найдите фрагменты текста, где рассматриваются пушкинские мотивы, интерпретируются образы А. Блока и В. Маяковского.

12. Н. Вильмонт пишет об эволюции взаимоотношений Лары и Живаго как о «переходе от лирики – непосредственного излияния любовного чувства к философской и разъясняющей истории любви».

13. Сформулировано и аргументировано ли в образах героев романа собственное социальнонравственное мировоззрение автора?

14. Какую смысловую нагрузку несут стихотворения Юрия Живаго?

15. Сцена смерти Живаго – кульминационная в романе. К какому году относит писатель смерть героя? Случаен ли выбор года? Смысл, заложенный в этой сцене?

16. Судьба Живаго – «Гефсиманский сад». Существует ли аналогия?

17. Являются ли интеллигенты типа Живаго жертвами «самоистребительной диалектики души»?

18. Согласны ли вы с мнением Д.С. Лихачева, что Пастернак и в прозе остается лириком.

Подтвердите свое мнение примерами из его прозы.

19. С какими стихотворениями Юрия Живаго перекликаются следующие эпизоды романа: «Елка у Свентицких» - кн.1, ч.3.; «Лесное воинство» - кн.2, ч.11?

20. Кто, на ваш взгляд, является духовным антиподом Юрия Живаго на страницах романа? Докажите ссылками на текст.

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. Тема интеллигенции.

2. Женские образы романа.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

2. Каковы причины создания романа?

3. Определите место и значение «Стихотворений Юрия Живаго» в композиции и замысле романа.

Тема 6.4.

А. Твардовский.

Ключевые понятия: жанр, сюжет.

План изучения темы на лекционных занятиях: не предусмотрено.

Практические занятия:

1. Творческий путь поэта.

2. Тема войны и памяти в лирике.

3. Утверждение нравственных ценностей в лирике.

4. Поэмы «По праву памяти» и «Василий Тёркин»

5. Вопросы для изучения поэмы «Василий Теркин»:

1. Творческая история поэмы.

2. Композиция (самостоятельность отдельных глав), жанр, сюжет

3. Смысл подзаголовка поэмы.

4. Василий Теркин – внешность, биография, судьба. Сколько персонажей в поэме носят фамилию «Теркин»? как зовут разных Теркиных?

5. Василий Теркин – какие качества сделали его любимейшим героем читателей.

6. О чем говорит фамилия героя?

7. Как развивается характер Теркина на протяжении поэмы?

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. Стихи, поэмы.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Каковы основные темы, мотивы и образы лирики?

РАЗДЕЛ VII

Тема 7.1.

Новые тенденции в литературе.

7.1.1. Поэзия и проза 1950-1980-х гг.

Ключевые понятия: многонациональность советской литературы, авторская песня, жанры фантастики.

План изучения темы на лекционных занятиях: не предусмотрено.

Практические занятия:

1. Основные тенденции в развитии темы Великой Отечественной войны в послевоенный период.

2. Проблемы патриотизма, истинного и ложного гуманизма, нравственного выбора. Психологизм литературы о войне, реалистическое освещение событий. Многообразие жанров и стилей. Поэзия послевоенных лет (Н. Старшинов, К. Ваншенкин, М. Матусовский, М. Алигер, М. Дудин, Д.

Самойлов, С. Орлов, А. Межиров, В. Высоцкий и др.).

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. Проза послевоенного периода (В. Некрасов, М. Шолохов, В. Богомолов, Ю Бондарев, Г. Бакланов, В. Гроссман, К. Воробьев, В. Быков, Б. Васильев, В. Распутин, В. Кондратьев, К. Симонов, В.

Астафьев, А. Адамович, С. Алексиевич и др.).

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Каковы основные тенденции в развитии темы Великой Отечественной войны в послевоенный период и проблемы патриотизма, истинного и ложного гуманизма, нравственного выбора.

7.1.2. Поэзия середины 50–60 гг.

Ключевые понятия: лирический герой.

План изучения темы на лекционных занятиях: не предусмотрено.

Практические занятия:

1. Расцвет лирической поэзии художников старшего поколения, ее философская направленность, психологизм (Н. Заболоцкий, Н. Асеев, В. Луговской, А. Ахматова, А. Твардовский).

2. Романтическое начало поэзии Л. Мартынова, Н. Асеева, М. Светлова. Последние сборники Б.

Пастернака. Поэтический «бум».

3. Поэзия в роли публицистики.

4. Открытие антигуманности современной цивилизации. Творчество Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского.

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Боков, В. Федоров, А. Прасолов, С.

Наровчатов, Е. Исаев, Ю. Друнина, Б. Слуцкий и др.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Какова философская направленность, психологизм поэзии (Н. Заболоцкий, Н. Асеев, В. Луговской, А. Ахматова, А. Твардовский)?

2. Охарактеризовать романтическое начало поэзии Л. Мартынова, Н. Асеева, М. Светлова.

7.1.3. Поэзия середины 60–80-х гг.

Ключевые понятия: тема, идея.

План изучения темы на лекционных занятиях: не предусмотрено.

Практические занятия:

1. Обзор. «Тихая лирика». Полутона, микротемы, тема «малой Родины» (Ст. Куняев, Г. Горбовский, Ан. Передереев и др.) «Камерное течение» в поэзии (Б. Окуджава, Б. Ахмадулина).

2. Активизация философской мысли, образ времени в творчестве Л. Мартынова.

3. Творчество поэтов военного поколения (Д. Самойлов, М. Луконин, Ю. Левитанский).

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. Внутренний мир человека в лирике В. Соловьева, О. Чухонцева, И. Шкляревского, Ю. Кузнецова.

Творчество Н. Рубцова, Н.. Тихонова, Е. Винокурова. Поэзия В. Высоцкого и др.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Охарактеризовать «камерное течение» в поэзии, философскую мысль, образ времени в творчестве поэтов.

7.1.4. Проблемы деревни в литературе 50–80-х гг.

Ключевые понятия: очерк.

План изучения темы на лекционных занятиях: не предусмотрено.

Практические занятия:

1. Обзор. Очерки В. Овечкина, С. Залыгина, Ф. Абрамова.

2. Отражение кризиса гуманистического сознания.

3. Возвращение к изначальным общественным ценностям. Последний поклон деревне. (В. Белов «Привычное дело», В. Распутин «Прощание с Матерой», В. Астафьев «Последний поклон»).

4. Исследование разрушительного влияния на деревню и человека из народной среды социальных экспериментов (Ф. Абрамов «Пряслины», В. Белов «Плотницкие рассказы», «Воспитание по доктору Споку», «Кануны»).

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. Глубина и цельность духовного мира человека, связанного с землей, в произведениях С. Залыгина, Б. Можаева, В. Шукшина, М. Алексеева, П. Проскурина и др.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Каковы особенности изображения проблемы деревни в прозе 50-80 гг.?

2. Сравните разрешение конфликтов в произведениях разных писателей.

7.1.5. Нравственные проблемы в литературе 50– 80-х гг.

Ключевые понятия: новелла.

План изучения темы на лекционных занятиях: не предусмотрено.

Практические занятия:

1. Нравственные проблемы в литературе 50–80-х гг. Внимание к внутреннему миру человека.

2. Отношение человека к природе как нравственный критерий. В. Астафьев «Царь – рыба».

3. Драматизм рождения нравственного сознания в массовом человеке в новеллистике В. Шукшина.

4. Проблемы добра и зла, разрушения народной этики в повести В. Распутина «Пожар», в «Печальном детективе» В. Астафьева.

5. Проблема манкуртизма как социального явления в произведениях Ч. Айтматова «Плаха», «Буранный полустанок».

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. Нравственные проблемы пьес А. Володина, А. Арбузова, В. Розова, А. Вампилова и др.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Каковы нравственные проблемы в литературе 50–80-х гг.?

2. Охарактеризуйте драматизм рождения нравственного сознания в массовом человеке на примере одного из произведений.

7.1.6. Трагические страницы истории в литературе 50– 80-х гг. и в возвращенной литературе.

Практические занятия:

1. Трагические страницы истории в литературе 50–80-х гг. и в «возвращенной» литературе.

2.«Маленький» человек и «большая» история в произведениях А. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю. Домбровского («Факультет ненужных вещей»), Ф. Искандера («Сандро из Чегема»), В. Шаламова («Колымские рассказы»), А. Жигулина («Черные камни»), М.

Дудинцева («Белые одежды»), Ан. Рыбакова («Дети Арбата»).

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте трагические страницы истории в литературе 50–80-х гг. и в «возвращенной»

литературе.

2. Как раскрывается тема «маленького» человека и «большой» истории в произведениях писателей?

Тема 7.2.

Александр Исаевич Солженицын.

Ключевые понятия: историко-философское обобщение.

План изучения темы на лекционных занятиях:

1. Сведения из биографии.

2. Новый подход к изображению прошлого.

3. Проблема ответственности поколений.

4. Мастерство писателя-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение.

5. «Один день Ивана Денисовича».

Вопросы для изучения рассказа «Один день Ивана Денисовича»:

1. История создания рассказа «Один день Ивана Денисовича».

2. Особенности композиционного построения рассказа. Роль в построении повествовании категорий времени – минута, час, день, срок. Символическое значение хронологических и хронометрических обозначений. Морально-этический смысл временных обозначений.

3. Организация пространства рассказа. Роль пространственных узлов рассказа. Символическое значение замкнутого круга в художественном пространстве. Функция суженности пространственной вертикали. Расширение пространства за счет внутреннего зрения заключенных. Функция памяти, воспоминаний в рассказе.

4. Функция детализации повествования. Кинематографические приемы

5. Специфика речевого портрета Ивана Денисовича. Авторская речь.

7. Как обрисованы в произведении другие герои?

8. Столкновение ярких человеческих сознаний, полифонизм сознаний и голосов – раскройте смысл.

Какова роль эпизодических персонажей в рассказе?

9. Функция ключевых эпизодов рассказа (Иван Денисович – свидетель ожесточенного спора между Цезарем Марковичем и стариком каторжанином; сцена кладки стены на морозе).

10. Речевые особенности рассказа. Функция нестандартного использования фразеологизмов, пословиц и поговорок в речи героев. Выпишите афоризмы в тексте, расшифруйте их.

Практические занятия: не предусмотрено.

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. Рассказ «Матрёнин двор».

2. «Архипелаг ГУЛАГ».

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Расскажите биографию писателя.

Тема 7.3.

Варлам Тихонович Шаламов.

Ключевые понятия: рассказ.

План изучения темы на лекционных занятиях:

1. Сведения из биографии.

2. Художественное своеобразие прозы: отсутствие деклараций, простота, ясность.

3. «Колымские рассказы».

Практические занятия: не предусмотрено.

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов по теме:

1. 2-3 рассказа.

Вопросы (задания) для самоконтроля:

1. Знать биографию писателя.

2. В чем особенности жанра и композиции рассказов?

Тема 7.4.

Василий Макарович Шукшин.

Ключевые понятия: деревенская проза.

План изучения темы на лекционных занятиях:

1. Сведения из биографии.

2. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека.

3. Художественные особенности прозы.

4. Вопросы для изучения рассказов:

2. Рассказ «Чудик»:

Каковы приметы времени, ощутимые в рассказе?

Почему так озаглавлен рассказ? Обратите внимание на эмоционально-экспрессивную окраску слова.

Что является доминантой рассказа (основной, господствующей идеей)?

Каким предстает Чудик внешне (портретная характеристика)?

Проанализировать пейзажные зарисовки.

Охарактеризовать речь Чудика.

Роль цвета в создании образов героев.

Почему с Чудиком всегда все случается?

Отчего Чудик страдает и кого винит в своих неудачах?

Есть ли в рассказе социальные проблемы или это картина нравов?

Почему рассказ не заканчивается изгнанием Чудика? Для чего дан сложный (две части) финал?

Какова композиция рассказа?

Можно ли назвать рассказ юмористическим?

3. Рассказ «Миль пардон, мадам»:

Каков жанр рассказа?

Каков главный герой?

О чем рассказ Пупкова и как его воспринимают слушатели?

Сходство и различие в образах Пупкова и Хлестакова из комедии Н. Гоголя «Ревизор».

С какой целью Бронька снова и снова рассказывает свою небылицу?

4. Какие традиции продолжил в своем творчестве В. Шукшин?

6. О чем думают, размышляют шукшинские герои?

7. В чем, по Шукшину, «мудрость жизни»?

Практические занятия: не предусмотрено.

Перечень самостоятельно изучаемых вопросов

Тест по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

1.В чем проявляется своеобразие композиции романа?

А) кольцевая композиция

Б) хронологический порядок развития событий

В) параллельное развитие трех сюжетных линий

Г) параллельное развитие двух сюжетных линий

2.Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

А) соответствие библейскому сюжету

В) авор подчеркивает внутренню свободу героя

3.«Я, Иешуа,г говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?

А) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новы Храм

Б) речь идет не о вере, а об истине

4.Почему для Иешуа один из самых страшных грехов – трусость?

А) трусость ведет к предательству

Б) трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла

В) трусость – малодушие, недостаток душевной силы

5.Как разрешен в романе образ Левия Матвея?

А) ученик Иешуа, принявший его идеи и следующий им

Б) он верит фанатично, не понял основной идеи учителя

В) Левий не может принять страдания достойно, он отрекается от Бога

6.В чем состоит специфика системы образов романе «Мастер и Маргарита»?

а) в основу положен принцип двойничества

б) персонажи объединены общей идеей произведения

в) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира

) система образов построена по принципу антитезы

7.Какой из «миров» романа наиболее населен?

А)библейский б) потусторонний в) московский

8.Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки?

А) Азазелло

Б) Коровьев

В) Варенуха

Г) Бездомный

9.В ходе встречи Бегемота и Бездомного с Воландом упомянуты пять доказательств существования Бога, к которым Кант добавил шестое.

А) историческое

Б) теологическое

В) объяснение устройства вселенной

Г) «от противного»

10.Соотнесите героя и его гастрономические пристрастия.

А) обед Н.И.Босого 1) «водка, аккуратно нарезанная селедочка, густо

посыпанная лучком»

б) закуски Бегемота 2) «спирт, соленый и перченый ананас, икра»

в) завтрак Степы Лиходеева 3) «Водка в пузатом графине, паюсная икра в вазочке,

белые маринованные грибы, кастрюлька с сосиками»


  1. Представленный тест можно использовать на заключительном уроке по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». I

    Урок

    Района Белгородской области Тест по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита » для 11 класса... Роман впервые появился в журнале 1. «Москва» 2. «Вехи» 3. «Северная звезда» 3. В чём проявляется своеобразие композиции романа «Мастер и Маргарита »? ...

  2. Курс литературы в 11 классе опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров

    Документ

    ... романа . Роман «Мастер и Маргарита » (для изучения предлагается один из романов по выбору). История создания и публикации романа . Своеобразие жанра и композиции романа ... поэта? 3. В чем проявляется индивидуальность звучания патриотической лирики...

  3. М. А. Булгаков-сатирик. «Собачье сердце». Роман «Мастер и Маргарита» мастер и музыка. Перечитывая М. А. Булгакова (отрывки)

    Документ

    Художественное своеобразие романа «Поднятая целина... ярко проявляется жизненное... Композиция сюжета «Собачьего сердца» М. А. Булгакова . 4. Любовь и ненависть в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита ». 5. Мироздание по Гете и мироздание по Булгакову ...

В этой статье мы обратимся к самому известному роману М. А. Булгакова - «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты будет интересовать нас в первую очередь. Именно этой героине мы постараемся дать подробную характеристику и рассмотреть все изменения, которые с ней происходят на протяжении произведения.

Маргарита: общие черты

Героиня воплощает в себе образ любящей и любимой женщины, которая ради избранного мужчины готова пойти на все, даже заключить сделку с дьяволом. Возраст Маргариты на момент встречи с Мастером - 30 лет. Несмотря на это, она не утратила своей привлекательности и стати. Ее характер немного импульсивен, зато эта энергия - как глоток свежего воздуха для Мастера. Маргарита поддерживает и во всем помогает любимому, если бы не ее помощь, его роман не был бы создан.

Героиня связана с любовной линией романа. Ее появление в повествовании оживляет произведение, наделяет его лиричностью и гуманизмом.

Характеристика Маргариты

О том, как жила героиня до знакомства с Мастером, мы узнаем только с ее слов. Жизнь ее была пуста. В тот день она вышла на улицу с желтыми цветами, чтобы любимый наконец-то ее нашел, иначе она бы отравилась. Это говорит о бессмысленности ее существования, отсутствии каких-либо желаний и стремлений.

Маргарита вышла замуж в 19 лет. Ее избранником был уважаемый и богатый человек. Супруги жили в достатке, которому была бы рада всякая женщина: красивый дом, никаких забот о быте, любящий муж. Однако ни одного дня она не была счастлива. В своей жизни она не видела ни смысла, ни цели.

Характеристика Маргариты дает о ней представление как о незаурядной женщине, которой мало материального достатка. Ее душе необходимы эмоции и настоящие чувства. Особняк, в котором она живет, напоминает ей клетку. Она обладает богатым внутренним миром, широтой души, поэтому обывательская серость, царящая вокруг, постепенно убивает ее.

Булгаков описывает героиню как удивительно красивую женщину с живыми, «чуть косящими» глазами, которые лучились «необыкновенным одиночеством». До встречи с Мастером она была несчастна. В сердце скопилось много тепла и энергии, которые она ни на кого не могла потратить.

Любовь

Возлюбленная Мастера и та женщина, с которой он случайно сталкивается на улице, - совершенно разные люди. Маргарита преображается, в ее жизни наконец-то появляется смысл - любовь к Мастеру, и цель - помощь ему в написании романа. Вся скопившаяся в ней душевная энергия отныне направлена на возлюбленного и его работу. Никогда не заботящаяся о быте и не знающая, что такое примус, героиня, войдя в дом Мастера, тут же начинает готовить ужин и мыть посуду. Удивительно, но даже бытовые заботы приносили ей только радость, если она была рядом с любимым. Маргарита предстает перед читателем хозяйственной и заботливой. При этом героине удается балансировать между образами музы писателя и заботливой жены.

Маргарита прекрасно понимает и чувствует Мастера, отсюда ее сопереживание и любовь к его роману, который был выстрадан ими обоими. Именно поэтому героиня с такой злобой и ненавистью реагирует на отказ в издании романа и на критические отзывы о нем. С этого момента в ней начинает копиться ярость к серому и мелочному мирку, которая найдет выход позднее.

Ведьма

Сделка с дьяволом является одним из ключевых мотивов романа «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты очень тесно с ним связан. Находясь в отчаянии, героиня встречается с Азазелло. Женщина сначала не обращала на него никакого внимания, но когда посланник Воланда начал цитировать строки из романа Мастера, верит ему. Именно Азазелло дает ей крем и инструкции. Понимая, кто к ней пришел, Маргарита готова выполнить все, только бы у нее появилась возможность вернуть Мастера.

Ночью героиня решает воспользоваться волшебным кремом и превращается в ведьму. Вновь меняется характер Маргариты. Темная сила преображает ее не хуже любви. Она становится свободной и храброй, а ее импульсивность только увеличивается. В облике ведьмы Маргарита не теряет чувства юмора: шутит над соседом, увидавшим ее в окне, подтрунивает над спорящими хозяйками.

Рождается новая Маргарита. И она уже не держит гнев в себе. Готовая расправиться с обидчиками Мастера, она не упускает шанса разгромить квартиру критика Латунского. В этот момент она похожа на разъяренную фурию.

Маргарита-ведьма - очень яркий и сильный образ, Булгаков не жалеет эмоций и красок, рисуя его. Героиня сбрасывает все, что сковывало ее и мешало ей жить и дышать. Она становится легкой в буквальном смысле слова.

На балу у Воланда

Итак, какой предстает Маргарита на балу у Воланда? Начнем с того, что бал является кульминационным моментом в романе. Здесь поднимаются несколько ключевых (для романа и образа героини) вопросов. Например, проблема милосердия. Эта тема неразрывно связана с образом Маргариты. И мы видим, что, даже превратившись в ведьму, она не утрачивает этой черты, избавляя Фриду от мучений. Маргарита умудряется и в окружении нечистой силы сохранить свои светлые человеческие качества.

Все события главы, описывающей бал, сконцентрированы вокруг героини. Мы видим, как она страдает от украшений, но терпит. Маргарита действительно предстает королевой и хозяйкой на балу. Она мужественно выдерживает все, что выпадает на ее долю. Это отмечает и Воланд, упоминая о силе королевской крови, что течет в Маргарите.

Нет в героине больше ведьмовской удали и бесшабашности, она с достоинством ведет себя и соблюдает все правила этикета. На балу ведьма преображается в королеву.

Награда Маргариты

Именно поступки героини определили развязку книги «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты является двигательной силой, что помогает сюжету развиваться. Только благодаря ее согласию на предложение Воланда, Мастер обретает свободу и получает свой роман. Маргарита достигает той цели, к которой так стремится, - обретение любви и успокоение. Несмотря на то, что образ героини часто трансформируется, мы не видим резких перемен в ее характере. Маргарита остается верна себе, несмотря на все испытания.

И в награду за все страдания ей даруется покой. Духовный мир, в который ее и Мастера отправляет Воланд, - это не рай. Героиня все же не заслужила его, так как пошла на сделку с дьяволом. Однако здесь она обрела долгожданный покой. Влюбленные идут рядом друг с другом, и Маргарита знает, что сделала все возможное, чтобы никогда уже не расставаться с Мастером.

Прототипы

Почти каждый герой имеет свой прототип в романе «Мастер и Маргарита». Образ Маргариты связан с третьей женой самого Булгакова - Еленой Сергеевной. Писатель часто называл ее «моя Маргарита». Именно эта женщина была с Булгаковым последние годы его жизни и многое сделала для того, чтобы этот самый роман был дописан. Редакция произведения велась уже в то время, когда Булгаков был тяжело болен и умирал. Елена Сергеевна вносила правки под его диктовку, сидя у постели. А после смерти мужа еще два десятилетия боролась с критикой за то, чтобы роман напечатали.

Также у булгаковской Маргариты есть черты Гретхен, главной героини «Фауста» Гете.

Цитаты из «Мастера и Маргариты»

Приведем несколько самых известных цитат нашей героини:

  • «И в наслаждении нужно быть хоть немного благоразумной».
  • «Грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, она вполне естественна, даже тогда, когда знаешь, что в конце этой дороги тебя ждет счастье?».

Цитаты из «Мастера и Маргариты» давно стали крылатыми фразами, которые слышали даже те, кто не читал это удивительное произведение.

1.В чем проявляется своеобразная композиция романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?

А) кольцевая композиция Б) хронологический порядок развития событий

В) роман в романе Г) параллельное развитие нескольких сюжетных линий

2. В чем состоит специфика образной системы романа Булгакова?

А) построена по принципу двойничества Б) построена по принципу антитезы

В) герои представляют два мира: Добра и Зла Г) герои образуют своеобразные триады

3. Жанровое своеобразие романа многие литературоведы определяют как

«роман-миф», потому что …..

А) он базируется на механизме лейтмотивов и ассоциаций

В) многие главы связаны с библейскими образами и сюжетами

4. Многие герои романа соотнесены друг с другом, не имеет соответствий в

Образной системе романа только Маргарита. Почему?

А) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире

Б) Маргарита уникальна, так как несет авторскую идею вечной, преданной любви

В) в романе нет традиционного любовного треугольника

Г) потому что героиня связана с нечистой силой

5. Сатира Булгакова в романе направлена против…

А) советской власти Б) религиозных деятелей В) москвичей 20-30 годов

Г) Воланда и его свиты

А) в Варьете Б) гибель Берлиоза В) заседание МАССОЛИТА Г) бал Сатаны

Д) погром, учиненный Маргаритой, в квартире литературного критика

7. Имя Воланда заимствовано Булгаковым из…

А) Гёте «Фауст» Б) Гоголь «Мертвые души» В) Грибоедов «Горе от ума»

8. Главный герой романа Мастер безымянен и прозвище, данное ему

А) показать типичность этого образа

Б) указать на прямую взаимосвязь героя с автором

В) подчеркнуть слабость героя, его неидеальность

9. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

А) это соответствует библейскому сюжету

В) чтобы противопоставить библейскому образу

Г) чтобы подчеркнуть бедность героя

10. Иешуа говорил, что «рухнет храм старой веры и создастся храм Истины».

В чем смысл этого изречения?

А) Иешуа – новый царь Иудейский – воздвигнет новый Храм

Б) речь идет не о вере, а об Истине

В) таков смысл библейской притчи, пересказанной автором

Ключ проверки теста

Зачёт №1 по роману Булгакова «Мастер и Маргарита».
1. В чем проявляется своеобразие композиции романа?

А) кольцевая композиция

Б) хронологический порядок развития событий

В) параллельное развитие трех сюжетных линий

Г) параллельное развитие двух сюжетных линий
2. В чем состоит специфика системы образов этого романа?

А) в основу положены принципы двойничества

Б) персонажи объединены общей идеей произведения

В) герои образуют своеобразные триады из представителей библейского мира

Г) система образов построена по принципу антитезы
3. « Я, Иешуа, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм Истины». В чем смысл этого изречения?

А) Иешуа – новый царь Иудейский, воздвигнувший новый Храм

Б) речь идет не о вере, а об Истине


4. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

А) соответствие библейскому сюжету

Г) автор стремится показать Иешуа бедняком
5.Соотнесите имена героев, составляющих триады из представителей древнего мира, современной автору Москвы и потустороннего мира (или персонажи, проникающие в оба эти реальные миры)
Гелла; Азазелло; Воланд; Бегемот; Левий Матвей; Маргарита;

Профессор Стравинский; Иван Бездомный; Иуда; Марк Крысобой; Пилат.


А) герои обладают властью в своем мире, но все же бессильны перед человеческим выбором

Б) красота и её служба силам тьмы

В) герои выполняют функцию палачей

Г) предатели, несущие справедливое наказание

Д) образ ученика-последователя

Е) верный друг, безотказный помощник


6. Почему не образуется подобный ряд для Маргариты?

А) в романе нет традиционного любовного треугольника

Б) образ Маргариты уникален, не требует параллелей

В) исторически не было параллелей в библейском и потустороннем мире


7. Чей это портрет: « Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки»?
А) Азазелло

Б) Коровьев

В) Варенуха

Г) Бездомный


8. «Справедливость в понимании Булгакова не сводится к наказанию, расплате и воздаянию. Справедливостью распоряжаются два ведомства, функции которых строго разделены: ведомство возмездия и ведомство милосердия. В этой неожиданной метафоре заложена важная мысль: зря отмщение, правая сила не способна упиваться жестокостью, бесконечно наслаждаться мстительным чувством торжества. Милосердие – другое лицо справедливости».(В.Я. Лакшин)

1) Объясните значение слов «зря» (от «зреть» - «видеть»), «правая сила» (праведная сила).

2) Прокомментируйте это высказывание. С вашей точки зрения, что такое справедливость?
9. Роман Булгакова – это «сатирическая летопись той городской жизни

20-30-х годов, которая была доступна художественному взору писателя…» (П.А. Николаев)

1) Какой предстала перед нами городская жизнь того времени?

2) Какие сатирические приемы использовал автор при написании этой летописи?


10. Кто предал Иешуа?

А) Левий Матвей

В) Пилат


Г) Крысобой
11. Что держала в руках Маргарита при первой встрече с Мастером?
А) желтые тюльпаны

Б) красные розы

В) белые ландыши

Г) желтую мимозу


12. В чьей квартире Маргарита устраивает погром, превратившись в ведьму?

А) Лиходеева

Б) Латунского

В) Берлиоза

Г) Воланда
13. Что говорит Воланд после представления в варьете?

А) что люди изменились к лучшему

Б) что Москва совсем на преобразилась, в ней нет новых домов

В) что город изменился, но люди остались теми же

Г) что люди стали намного хуже
14. Кто превратил Варенуху в вампира?

А) Маргарита

Б) Азазелло

В) Гелла


Г) Коровьев
15. В каком учреждении до попадания в больницу работал мастер?

А) в музее

Б) в больнице

В) в театре

Г) в варьете
16. Какой предмет мучил Фриду, одну из участниц бала у Сатаны?

А) разбитое зеркало

Б) синий платок

В) потерянное ожерелье

Г) расстегнувшийся браслет
17. Кого прощает в конце романа Мастер, говоря: «Свободен! Теперь ты свободен!»?

А) Левия Матвея

Б) Воланда

В) Ивана Бездомного

Г)Пилата
18. Как зовут поэта Ивана Бездомного в конце романа?

А) Иван Сергеев

Б) Иван Понырев

В) Иван Лаврентьв

Г) Степан Лиходеев

19. Когда происходит действие романа (в обоих мирах)?

20. Какие два города упоминаются в романе?

21. О ком Мастер писал свой роман?

22.Кому после ухода Воланда каждый год в одно и то же время снится один и тот же сон?

Похожие публикации