План-конспект урока по истории (9 класс) на тему: «восстановление экономики и политическое развитие ссср в послевоенный период». Послевоенное восстановление народного хозяйства ссср

1. Первое послевоенное десятилетие в СССР вошло в историю как период «позднего сталинизма», который совмещал в себе, с одной стороны, прежние, «сталинские» методы управления, с другой - попытки приспособить систему к послевоенной реальности, осознание прагматичными соратниками Сталина необходимости будущих реформ.

В экономике период позднего сталинизма стал временем двух первых послевоенных пятилеток:

  • Четвертой: 1946 - 1950 гг.;
  • Пятой: 1951 — 1955 гг.

Главной задачей экономики было восстановление разрушенной войной страны. Восстановление шло обычными сталинскими административно-командными методами:

  • ежедневным, без выходных, трудом до 2 - 3 ч. ночи;
  • сверхнапряжением управленческого аппарата;
  • обширным использованием принудительного труда.

Если до войны в качестве «рабов социализма» использовались миллионы обычных граждан, осужденных по ничтожным поводам, то после войны их заменили пленные немцы и «перемещенные лица «.

«Перемещенные лица» - граждане СССР, по какой-либо причине в годы войны перемещенные за пределы СССР. Чаще всего ими были советские пленные, узники концлагерей, «остарбай-теры», угнанные в Германию. Таких лиц насчитывалось более 5 млн человек. Большинство из них силами НКВД-ОГПУ были принудительно возвращены в СССР, где получили «поражение в правах». Они были объявлены изменниками Родины, осуждены и направлены в лагеря, уже советские (многие, отбыв в 1941/42 - 1945 гг. в немецких концлагерях, были вынуждены сидеть в советских лагерях до 1953/57 гг. - по 12 - 15 лет в целом). Заключенные использовались на восстановлении на­родного хозяйства.

Так же как и более половины объектов индустриализации (первых пятилеток) было построено заключенными, более половины объектов после войны было восстановлено заключенными и пленными немцами.

Помимо восстановления хозяйства, в экономике были сделаны следующие шаги:

  • в 1947 г. была проведена конфискационная денежная реформа, в ходе которой были изъяты довоенные деньги, а взамен было выпущено ограниченное количество денежных знаков, в результате чего тотальная нехватка почти всех товаров уравновесилась поголовной бедностью населения;
  • наряду с этим государство регулярно проводило «займы» у населения путем выпуска облигаций;
  • экономика по-прежнему была милитаризована (поскольку ждали новой войны), в результате чего в СССР практически от­сутствовала промышленность народного потребления - вплоть до 1960-х гг. население СССР жило в крайне примитивных бытовых условиях.

Существенной проблемой для СССР стала проблема демобилизации. В 1945 г. СССР обладал гигантской армией в 11,2 млн человек.

1. К 1948 г. было демобилизовано более 8 млн человек. В СССР сложился новый социальный тип - «человек в гимнастерке», который нес в общество особую культуру.

Великая Отечественная война оказала сильное влияние на менталитет общества:

  • миллионы советских людей побывали за границей и увидели дру­гой мир;
  • народ «повзрослел», появилось достоинство народа-победителя.
  • снизился уровень репрессий в отношении простых граждан, как и осуждений по ничтожным поводам (кроме того, в этом не было и необходимости из-за большего числа пленных немцев и перемещенных лиц);
  • общество стало более свободным и менее дисциплинированным - начальство «закрывало глаза» на опоздания, пьянство на работе; граждане стали более свободно высказываться;
  • в 1947- 1950 гг. в СССР была отменена смертная казнь.

3. Международная обстановка (реальная опасность ядерного нападения на СССР) поставила перед руководством СССР задачу скорейшего создания собственного ядерного оружия. В 1945 - 1949 гг. от решения этого вопроса зависело само выживание советского государства.

Для реализации этой цели в 1945 г. был создан особый орган Спецкомитет, наделенный чрезвычайными полномочиями во главе с Л.П. Берией. В Спецкомитет вошли лучшие физики-ядерщики страны (Капица, Курчатов, Сахаров и др.), военные руководители, разведка. Работу Спецкомитета обеспечивали десятки тысяч заключенных, работавших на урановых рудни­ках и участвовавшие в испытаниях нового оружия. Несмотря на сложность задачи, СССР в течение всего 4 лет создал собственное ядерное оружие, что сделало готовящееся ядерное нападение на СССР бессмысленным. Решающую роль в успехе советского атомного проекта сыграли советские разведчики, добывшие в США значительную часть информации о технологии изготовления американской атомной бомбы. Большую роль внесли физики И. Курчатов и А. Сахаров, а также руководитель проекта Л. Берия, без чьего организаторского талан­та и воли, СССР вряд ли бы получил атомную бомбу в столь короткие сроки.

Деятельность Спецкомитета бьша продолжена и после 1949 г. В 1953 г. СССР провел испытания собственной термоядерной (водородной) бомбы, во много раз превышающей по мощности атомную. Также шла успешная разработка советских баллистических ракет.

4. В 1946 - 1953 гг. в государстве наметились постепенный отход от диктатуры пролетариата и переход к общенародному государству, медленная дебольшевизация и депролетаризация страны.

    государство стало отказываться от введенных большевиками оригинальных терминов и возвращаться к общемировым (так, с 1946 г. наркомы стали называться, как и до революции - министрами, наркоматы - министерствами, Совнарком был переименован в Совет Министров СССР, ранее Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА) стала называться Советской армией (без ссылки на ее рабоче-крестьянский характер), и т. д.; с 1952 г. ВКП(б) - КПСС, Политбюро - Президиумом партии);

    в армии, спустя 25 лет, вновь введены погоны и изменена военная форма (отменены нашивки на воротнике, остроконечные буденовки, бурки; введена общепринятая форма и фуражки);

    с 1944 г. в качестве гимна страны перестал использоваться «Интернационал»- пролетарский общемировой гимн, вместо него был написан Гимн Советского Союза («Союз нерушимый») на слова С. Михалкова и музыку А. Александрова и Эль-Реги-стана;

    вводится новый стиль строительства - помпезные небоскребы, например здание Московского университета, МИДа СССР;

    резко сократились гонения на религию, была восстановлена должность Патриарха Всея Руси;

    советские спортсмены стали участвовать в Олимпиадах и других международных соревнованиях;

    вершиной этого процесса стал отказ партии от термина «большевик» и изменение названия партии - вместо Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) она стала называться просто коммунистической партией (без ссылки на большевизм) - Коммунистическая партия Советского Союза - КПСС. Также новым явлением внутренней политики стало сближение И.В. Сталина с прагматичными и «буржуазно мыслящими» соратниками - Л. Берия и Г. Маленковым, которые были свободны от «советских» стереотипов. В отличие от других «старых» соратников Сталина, Л. Берия и Г. Маленков не были убежденными марксистами и смотрели на мир с точки зрения здра­вого смысла. Их отличало здоровое отношение к капитализму, критическое восприятие советского общества.

Прежние соратники «глубоко советской» закваски (Молотов, Каганович, Ворошилов и др.) были отодвинуты Сталиным от рычагов управления и в начале 1950-х гг. попали в опалу.

5. В конце 1940-х - начале 1950-х гг. в СССР наметились две тенденции:

    с одной стороны - попытка реального отстранения партии от прямых управленческих функций, медленное зарождение гражданского (небольшевистского) общества;

    с другой стороны - вторая (после 1937 - 1938 гг.) волна массовых политических репрессий.

Крупнейшими политическими процессами послевоенного времени («второй волны») стали:

  • «Дело врачей»;
  • «Ленинградское дело».

Поводом к развязыванию «Дела врачей» (1948 - 1953 гг.) стала неожиданная смерть А.А. Жданова в результате врачебной ошибки. А.А. Жданов, руководитель Ленинградской партийной организации (после СМ. Кирова) в 1934 - 1948 гг. стал одним из самых влиятельных руководителей в СССР в конце 1940-х гг. Кроме того, А.А. Жданов являлся свояком И.В. Сталина (сын Жданова был женат на дочери Сталина), и пользовался наибольшим доверием И.В. Сталина. В 1948 г. А.А. Жданов умер в результате врачебной ошибки (был поставлен неправильный диагноз и не был распознан инфаркт). После смерти А.А. Жданова все врачи СССР, лечащие высших руководителей, были объявлены потенциальными «убийцами в белых халатах». В ходе «Дела врачей» были физически уничтожены вра­чи И.В. Сталина, обвиненные в намерении убить Сталина врачебными методами. Почти каждый врач в СССР находился под подозрением.

«Ленинградское дело» было развязано в 1949 - 1950 гг. Оно стало продолжением дела врачей. Практически все руководство Ленинградской партийной организации было обвинено как в убийстве Жданова, так и в подготовке государственного переворота, направленного против И.В. Сталина. Поводами к началу «Ленинградского дела»послужили следующие факторы:

    чрезмерная независимость и автономность Ленинградской парт-организации;

    открытое высказываемое ленинградскими руководителями намерение возродить реальную государственность РСФСР;

    идеи ленинградского партийного руководства организационно выделить компартию РСФСР (РСФСР, в отличие от других союзных республик, до 1990 г. своей компартии не имела), создать реальные высшие органы РСФСР, наряду с союзными, разделить столицы СССР и РСФСР, перенести столицу РСФСР в Ленинград;

    самовольное проведение в 1949 г. в Ленинграде торговой ярмарки.

В ходе «Ленинградского дела», в 1950 г. в СССР была восстановлена отмененная после войны смертная казнь и казнено большая часть партийных руководителей Ленинграда во главе с А. Кузнецовым.

Помимо «Лела врачей» и «Ленинградского дела», проходили и иные репрессии:

    в 1948 - 1953 гг. в СССР началась кампания государственного великорусского шовинизма, началось преследование «безродных космополитов» (людей, не отождествляющих себя ни с какой национальностью);

    одновременно началось скрытое преследование евреев, был убит неформальный лидер советских евреев Михоэлс, вынашивались планы депортации евреев на Дальний восток;

    была велика вероятность обвинения в шпионаже и физического уничтожения ключевых довоенных соратников Сталина - Молотова, Ворошилова и др.

Под конец жизни И.В. Сталин увлекся идеей постепенного отстранения партии от власти (размежевания партии и госаппарата, освобождения партии от функций непосредственного управления), и построения мощного государства на основе русской национальной идеи. В рамках данной политики усилилась роль государственных органов (Совета министров СССР, союзных республик, исполкомов советов). Была ослаблена роль партийных комитетов на всех уровнях, преимущественно они стали заниматься кадрами и идеологией.

Высшим постом в СССР стала должность Председателя Совета Министров СССР. Неконституционный пост Генерального секретаря ЦК КПСС был упразднен, Сталин стал Председателем Совета Министров СССР и одним из нескольких Секретарей ЦК. Должность Секретаря ЦК сама по себе уже не имела прежнего значения. Аналогичные процессы смещения центра власти проходили на местах.

Рассматривались варианты восстановления русской символики, разработки новой Конституции.

Смерть И.В. Сталина 5 марта 1953 г. остановила как процесс дебольшевизации СССР, так и предотвратила новые репрессии. Похороны Сталина превратились в беспрецедентное траурное шоу, устроенное Л. Берия и Г. Маленковым. Десятки человек погибли во время уличных давок.

И.В. Сталин был забальзамирован и похоронен в Мавзолее рядом с В.И. Лениным, после чего Мавзолей стал называться Мавзолеем Ленина - Сталина.

В СССР началась борьба за власть между соратниками И.В. Сталина.

Хронология

  • 1947 г. План Маршалла, разработанный США для экономической помощи Европейским странам
  • 1949 г. Создание НАТО
  • 1953 г., март Смерть И.В. Сталина
  • 1953 г., сентябрь Избрание Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС
  • 1954 г., февраль Начало освоения целинных земель
  • 1955 г. Создание Организации Варшавского Договора (Советский Союз, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания)
  • 1956 г., февраль ХХ съезд КПСС. Доклад Н.. Хрущева “О культе личности и преодолении его последствий”.
  • 1956 г., июнь Постановление ЦК КПСС “О преодолении культа личности и его последствий”
  • 1956 г., октябрь Ввод войск стран Организации Варшавского Договора в Венгрию.
  • 1957 г. Запуск первого искусственного спутника Земли
  • 1957 г. Закон о создании совнархозов
  • 1959 г. “Кукурузная политика”
  • 1959 г — 1965 гг. Семилетний план развития народного хозяйства СССР
  • 1961 г., 12 апреля Первый в истории полет в космос человека (Ю.А. Гагарин)
  • 1961 г., октябрь XXII съезд КПСС. Принятие новой Программы партии — программы строительства коммунизма.
  • 1963 г., октябрь Карибский кризис
  • 1964 г., октябрь Отставка Н.С. Хрущева с занимаемых постов

Послевоенное восстановление народного хозяйства СССР (1945 — 1952 гг.)

Восстановление экономики проходило в сложных условиях. Ни одна страна в мире не понесла таких потерь, как СССР в годы . Более 1710 городов и поселков было разрушено, 11 млн. человек осталось без крова. В освобожденных районах действовало не более 13 % промышленных предприятий, посевные площади сократились в 1,5 раза.

Советский Союз потерял в войне 27 млн. человек убитыми. Миллионы людей были ранены, покалечены, потеряли близких, лишились крова.

Последствия для народного хозяйства были катастрофическими, — страна потеряла около 30 % национальных богатств.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР ).

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 — 1950 гг. . В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти их (соответственно на 48 и 23 %). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и . Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование достижений научно-технического прогресса.

Пятилетку в четыре года — выполним! Плакат. Худ. В.Иванов. 1948 г.

В соответствии с развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена “Запорожсталь”. Вступила в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая и электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Белоруссии.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г . К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73 % превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы “А”.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. На рубеже 40 — 50-х годов было проведено укрупнение мелких колхозов . В течение нескольких лет их число уменьшилось с 255 до 94 тысяч. Новые коллективные хозяйства создавались в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии.

Принимались меры по улучшению условий жизни населения. Несколько раз снижались цены на товары массового потребления. В 1947 г . была отменена карточная система на продовольственные товары, была проведена . В обращение вводились новые . Находящиеся у населения старые деньги обменивались в соотношении 10:1.

Были возрождены из руин и пепла разрушенные в годы войны города и села. Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства.

Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

К 1948 г. производство достигло довоенного уровня благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределения средств в пользу тяжелой промышленности, перекачки средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики.

В 1945 г. валовая продукция сельского хозяйства СССР составляла 60 % довоенного уровня. Правительство пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса.

В 1947 г. установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон «За посягательство на колхозную и государственную собственность», повышен налог на содержание скота, что привело к массовому его забою.

Сокращены площади индивидуальных наделов колхозников. Уменьшилась натуральная оплата труда. Колхозникам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними.

Эти реформы не имели успеха, и лишь к 50-м годам удалось выйти на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Послевоенная обстановка потребовала от правительства проведения в жизнь демократических принципов устройства государства.

В 1945 г. упразднен Государственный Комитет Обороны. Прошли перевыборы Советов всех уровней и участились их созывы и сессии. Увеличено количество постоянных комиссий. Возобновлена работа общественных и политических организаций

В 1946 г. Совет Народных Комисаров преобразован в Совет Министров, а наркоматы - в министерства. В соответствии с Конституцией проведены прямые и тайные выборы народных судей. Состоялся 19-й съезд партии. С 1946 г. началась разработка проекта новой Конституции СССР. В 1947 г. на рассмотрение Политбюро ЦК ВКП(б) был вынесен вопрос «О проекте новой программы ВКП(б)».

Произошли изменения в науке и культуре. С 1952 г. вводится обязательное семилетнее образование, открываются вечерние школы. Образована Академия художеств и Академия наук с ее филиалами в республиках. Во многих вузах открыты аспирантуры. Началось регулярное вещание телевидения.

На фоне положительных сдвигов в области науки и культуры началось активное вмешательство в их развитие. Правительство и партия стали ориентировать научные исследования историков, философов, филологов.

Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории ВКП(б)». Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.

Объектами гонения и критики со стороны партии стали композиторы Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов.

В 1948 г. начались преследования «космополитов». Были введены запреты на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма.


38. Особенности политического режима в СССР (1945-1953 гг.)

В ходе ВОВ СССР потеряло треть своего национального богатства. В 1943 году принято решение правительства о восстановлении хозяйства на территориях пострадавших от военных действий. После окончания ВОВ часть высших чиновников выступило за возрождение в экономике СССР элементов НЭПа. Но Сталин выссказался за возврат к довоенным методам хозяйствования. В сельском хозяйстве проведено сокращение земель, находящихся в личном пользовании, широко практиковались народные займы. К 1947 году экономику перестроили на выпуск мирной продукции, отменили карточки. Значительную помощь в восстановлении экономики СССР оказала Германия и труд военнопленных.

«Экономика после войны»

Зятикова С.А.,

учитель истории и обществознания, МБОУ СОШ № 74

Тип урока: Урок-проект с использованием технологии критического мышления.

Оборудование урока:

  1. Компьютеры
  2. Доступ к интернету
  3. Презентация по данной теме, подготовленная учителем – Приложение 1 .

Задачи урока:

  1. Находить и обрабатывать материал в информационной среде.
  2. Создание проекта по теме урока.
  3. Развитие среды для сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик.
  4. Выступать публично и научно выражать свои мысли.

Цели урока:

Специальные:

  1. Показать особенности процесса восстановления экономики СССР после Великой Отечественной войны.
  2. Рассмотреть альтернативы возрождения страны после войны.
  3. Охарактеризовать социальные последствия экономической политики, проводившейся в СССР в 1945-1953 гг.

Общепредметные:

  1. Развитие аналитического мышления.
  2. Воспитание толерантности.
  3. Продолжить формирование основных компетенций:
  • учебно-информационных:
  • работать в информационной среде,
  • обрабатывать информацию,
  • создание презентации,
  • коммуникативных:
  • работать в группе,
  • выступать публично,
  • социальных:
  • определять тему,
  • прослеживать причинно-следственные связи,
  • аргументировано обосновывать свои выводы.

План урока.

  1. Мотивация. Введение в тему. (Постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа).
  2. Изучение нового материала:

(Работа в группах, выступления учащихся по предложенным темам, презентация).

  1. Рефлексия. (Решение проблемного вопроса, самооценка работы учащихся).
  2. Домашнее задание.

Ход урока

I. Введение в тему. (Стадия вызова).

Учитель . Победа над фашистской Германией и ее союзниками была достигнута благодаря совместным усилиям советских воинов и тружеников тыла. Уже к началу 1943 г. в СССР действовало набирающая мощь слаженное военное хозяйство, которое позволило превзойти Германию в производстве вооружений. С началом освобождения советских территорий от захватчиков к концу августа 1943 г. правительством СССР было принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В западные районы страны стали направляться рабочие, инженеры, специалисты для восстановления разрушенного хозяйства. Промышленное производство к 1945 г. возросло по сравнению с 1940 годом на 10% и стало составлять 152 млрд рублей. Тяжелая промышленность произвела продукции на сумму 122 млрд рублей в 1945 г., а это в свою очередь по сравнению с довоенным периодом больше на 45 %. Но в тоже время значительно сократился объем производства в легкой промышленности (почти в 2 раза).

Страшная война закончилась. Эйфория победы на какой-то миг затмила страшную реальность – раны войны.

– В чем же состояла эта реальность?

– Каковы были последствия Второй мировой и Великой Отечественной войн для СССР?

Обсуждение сопровождается показом слайда 1 презентации.

Презентация, слайд 1.

Подводя итоги беседы с учащимися, учитель указывает на то, что СССР потерял в войне 30% национального богатства (679 млрд руб. в ценах 1941 г.). Невосполнимы были людские потери советского государства – 27 млн. человек.

Столь долгожданный мир настал и перед страной встали новые задачи.

– Какие встали задачи перед Советским Союзом, после окончания войны?

Ученики формулируют основные задачи послевоенного развития:

  1. Перевод страны на мирные рельсы.
  2. Восстановление экономики СССР.

Презентация, слайд 2.

Задание учащимся . На основании указанных нами задач, стоящих перед советским государством, и строк из «Баллады о детстве» В.Высоцкого сформулируйте тему урока.

Звучит песня В.Высоцкого «Баллада о детстве». Демонстрируется слайд 3 презентации, оформленный в виде кластера.

Учащиеся формулируют тема урока «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 3.

Учитель предлагает ученикам самостоятельно составить план изучения нового материала.

План изучения нового материала:

  1. Альтернативы развития советской экономики в 1945-1953 гг.
  2. Особенности развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  3. Восстановление и развитие промышленности в годы 4-й пятилетки.
  4. Денежная реформа 1947 г. и ее последствия.
  5. Социальные изменения в СССР в 1945-1953 гг.

Презентация, слайд 4.

Учитель указывает на то, что во время самостоятельной работы, учащимся предстоит выяснить:

  • особенности восстановления экономики СССР;
  • социальные последствия процесса восстановления;
  • итоги экономического развития к 1953 г.,
  • источники послевоенного восстановления.

А также ответить на следующие вопросы:

  1. Каковы итоги экономического развития СССР в 1945-1953 гг.?
  2. Каковы источники восстановления народного хозяйства в советском государстве?

Презентация, слайд 5.

II. Изучение нового материала.

Изучение материала строится на основе групповой работы.

Класс делится на 5 групп. Каждая из которых получает задание.

Условия работы в группах:

  1. Самостоятельное изучение материала с помощью информации, полученной в интернете.
  2. Итог работы должен быть представлен в форме развернутого устного ответа, с использованием наглядности в виде презентации, состоящей из двух слайдов.

1 группа. Задание. Определить альтернативы восстановления экономики СССР в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Модели социально-экономического развития СССР после Второй мировой войны».
  • Покажите изменения в управлении экономикой в первые послевоенные годы.
  • Охарактеризуйте основные проекты развития экономики в данный период.
  • Какая из альтернатив победила и почему?
  • Как данный выбор сказался на дальнейшем развитии страны?

2 группа. Задание. Покажите особенности развития промышленности в годы 4-й пятилетки.

  1. Изучите материал в интернете, и подготовьте рассказ по теме «Советская промышленность в годы четвертой пятилетки».
  • Охарактеризуйте проекты и планы развития советской промышленности на годы четвертой пятилетки.
  • Укажите трудности восстановительного периода.
  • Покажите основные итоги промышленного развития в 1945-1953 гг.
  • Назовите основные источники восстановления и развития промышленности.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

3 группа. Задание. Охарактеризуйте послевоенное развитие сельского хозяйства в СССР.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Послевоенное сельское хозяйство».
  • Покажите планы восстановления и развития сельского хозяйства в 1945-1953 гг.
  • Охарактеризуйте политику советского руководства в данный период в отношении деревни. Попытки реформ.
  • Назовите итоги и последствия преобразования сельского хозяйства.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

4 группа. Задание. Дайте оценку финансовой реформе 1947 года.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Денежная реформа 1947г.».
  • Укажите причины о раскройте содержание денежной реформы.
  • Покажите социально-экономические последствия данной реформы.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно превышать 3 минут.

5 группа . Задание. Покажите особенности социального развития советского государства в 1945-1953 гг.

  1. Изучите материал, и подготовьте рассказ по теме «Социальная политика советского государства в 1945-1953гг.».
  • Охарактеризуйте социальную политика и ее последствия.
  • Покажите изменения быта советского человека.
  1. На основе полученной информации создайте презентацию из 2-х слайдов, которая бы отражала основное содержание вашего рассказа. Презентация может содержать текстовой и иллюстративный материал (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, карты).
  2. Выступите перед классом с устным сообщением по данной теме. Сообщение не должно 3 минут.

Подведение итогов работы групп – это устное выступление групп по указанной теме, сопровождаемые показом слайдов, созданных учащимися в процессе самостоятельной работы.

(Слайды, созданные учащимися, вставляются в учительскую презентацию. Это слайды с 6 по 13 )

III. Рефлексия.

Обсуждение проблемных заданий.

– Каковы итоги экономического развития СССР к 1953 г.?

Презентация, слайд 14.

– Западные эксперты отводили СССР на восстановление разрушенной войной экономики 40-50 лет. Подумайте, какие факторы они при этом не учли.

– Каковы источники восстановления хозяйства в советском государстве послевоенный период? Презентация, слайд 15.

Подведение итогов работы учащихся на уроке подводится на основе листа «Самооценки».

Самооценка .

Ф.И.____________________________

Укажите в предложенной таблице уровень усвоения вами нового материала на уроке:

  1. Материал не усвоен. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  2. Усвоен материал только подготовленный группой. (Попытайтесь объяснить, почему не усвоен другой материал).
  3. Усвоен материал подготовленный группой и частично материал других групп. (Укажите какой материал не усвоен. Попытайтесь объяснить, почему не усвоен).
  4. Материал усвоен полностью.

IV. Домашнее задание.

  1. Параграф 35.
  2. Написать эссе «Преимущества и недостатки советской модели социально-экономического развития в 1945-1953 гг.»

Презентация, слайд 16.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Похожие публикации