Русский романс в наше время. Певица юлия зиганшина о том, почему романс самый сложный жанр

Романсом принято называть вокальное сочинение обязательно лирического содержания. По сути – это камерное музыкальное произведение для голоса в инструментальном сопровождении. Исполняются романсы одним исполнителем под аккомпанемент обычно одного инструмента.

Появление романса в России

Впервые этот жанр возник в Испании еще в XIII-XIV столетиях. Первыми исполнителями таких песен были странствующие поэты, исполнявшие свои произведения на распев. Писались эти произведения на романском языке, отсюда, соответственно, и название «романс».

В Россию романс пришел из Франции в XVIII веке. Благодаря тому, что именно в это время процветало русское поэтическое творчество, новый вокальный жанр прижился и быстро распространился, впитав в себя черты русской культуры. При чем сначала романсы писались исключительно на французском. Вокальные произведения с инструментальным сопровождением на русском языке долгое время назывались русскими песнями. Фактически, это был фольклор. Каждый исполнитель дополнял такие песни собственными словами, менял на свой лад музыку.

Русский романс

Само же понятие "русский романс" появилось намного позже, когда на романс стали обращать внимание профессиональные композиторы. Они видели в русских песнях источник вдохновения и творчества, поэтому русские романсы настолько пропитаны русским духом. Создателями русских романсов были такие композиторы, как Глинка, Мусоргский,Алябьев, Даргомыжский, Гурилев, Варламов, Балакирев, Чайковский, и Рахманинов.

Благодаря работе композиторов, в начале XIX века возникает цыганский романс. Впоследствии сами цыгане привносят в него собственную изюминку и доводят до высокого уровня, благодаря уникальному стилю исполнения.

Разновидности русских романсов

  • Городской романс. Он появился в конце XIX века и существовал в качестве фольклора. С точки зрения поэзии, городской романс отличает конкретика в образах, а также ступенчатая композиция. Главный герой представляется бывалым, а объект любви - недостижимым. С точки зрения музыки - городскому романсу присущ гармонический минор и характерные секвенции.
  • Цыганский романс. Главное темой таких романсов является страстное любовное переживание. С музыкальной точки зрения - цыганские романсы имеют профессиональное происхождение, дополненное манерой исполнения самих цыган. Позднее под влиянием цыганского романса развился русский шансон.
  • Жестокий романс. В таком романсе синтезированы особенности баллады, романса и лирической песни. В нем четко выделяются основные сюжеты, при чем все они трагичны и заканчиваются смертью героя, убийством или горем.
  • Казачий романс. Такое вокальное творчество развивалось на Дону в 19 веке. В таком романсе передаются особенности казачьей жизни и любви.

Многие современные известные романсы написаны в 20-30 годы прошлого века. Композиторы, писавшие их, позднее были запрещенными, поскольку в советское время романс читался мещанским жанром. Это Борис Фомин, Борис Прозоровский, Юлий Хайт. Их произведения были названы старинными романсами и забыты. Но они исполнялись за рубежом, вернувшись в Россию только в 80-е годы.

Сейчас на помощь любителям романсов пришел интернет. Тексты Песен на MorePesen.ru дает возможность скачивать любимую музыку, тексты песен в формате mp3.

Когда мы слышим слово «романс», многие представляют древних бабушек с ярко напомаженными губами, сухо декларирующих или поющих опереточными голосами. Картина довольно комичная. На самом деле, хорошие романсы – это особый жанр искусства, который неизменно трогает как мужчин, так и женщин, как юных, так и пожилых.

Несколько фактов истории романса

Есть жанры, не умирающие и не стареющие. Они затрагивают потаенные струны души, пробуждающие в каждом человеке самое доброе и светлое. Слушая романс, мы все становимся лучше.

  • Историческими корнями романс уходит в галантные времена. Когда-то это был простой, незатейливый жанр, помогавший влюбленным признаваться в своих чувствах. Романс писали стихами, а затем напевали под гитару либо мандолину под окнами суженных, подобно серенадам.
  • Позже романс дошел до крестьян. Не умея читать, они заучивали наизусть и передавали из поколения в поколение красивейшие тексты о любви, верности и смерти – основных темах, присутствующих в произведениях этого жанра. Причем, мелодика, а иногда и мелодия, значительно варьировалась и преобразовывалась от исполнения к исполнению.
  • Профессиональное исполнение романса появилось несколько позже. Его стали петь с театральных подмостков и концертных залов. Исполнители романсов стали собирать большие аудитории слушателей. В конце девятнадцатого столетия богатый купец Ефимов подарил шикарный особняк артистке Софье Лунгиной за исполнение его любимого романса.
  • Сегодня романс – не только полноправный песенный жанр, но и способ заработка. Заказать написание романса, адресованного, к примеру, любимой женщине, может каждый. Автор учтет особенности биографии, характера, предпочтений адресата и сложит произведение, порой не уступающее классическим образцам жанра.

Мы твердо верим, что романс прочно вошел в русскую культуру, где будет жить еще многие века!

Интервью Светланы Миргородской. Театр Современного Романса

Не знаю, как Вам, а мне кажется, что в последнее время музыкальная жизнь у нас в России остановилась. Нет рождения новых, ярких звезд, с индивидуальной музыкой, с умными текстами, с уникальными образами. Попса сделала свое дело- музыка превратилась в китч на потребу дня. И вдруг мы узнаем, что в Москве началась работа по созданию театра...современного романса. И что его основатель - автор и исполнитель современных романсов - Светлана Миргородская, которая сегодня станет нашим собеседником.

-Не страшно соперничать с молодыми героями сцены?

С.М. Нет. Потому что никакого соперничества нет и быть не может. Как не может быть соперничества между курами и ласточками, пернатыми, уместными в своем ареале обитания. Я не собираюсь воевать за место в курятнике. А небеса - они такие огромные, что там всем места хватит.

- Почему Вас увлекстаромодный романс, а не «трендовый» шансон?

Может быть, это прозвучит странно, но я не вижу большой разницы между «романсом» и «шансоном», который по сути есть ничто иное, как «французская эстрадная песня в стиле кабаре». Для меня такие шансонье, как Шарль Азнавур или Эдит Пиаф останутся иконами стиля до конца дней. Тенденция называть «шансоном» песенки из подворотни, построенные на трех аккордах и бедной рифме, в нашей стране связана с засильем маргинальных «великороссов» - малочисленных потомков малообразованных малодушных мажоров. К счастью, в своем большинстве русский человек духовен и ментально неординарен. Поэтому ему близок романс, близки песни Азнавура, Пиаф, Вертинского, Утесова… - Не будем скрывать, но Вы к своим годам добились очень многого: у Вас успешный бизнес, связанный с миром ароматов и красоты. Издано несколько Ваших книг. Все, за что Вы беретесь, становится востребованным и популярным. Вы собираетесь и свои романсы довести до статуса «культ»?

Боюсь, что любое дело обречено на успех, если страстно им заниматься, не жалея времени и сил. Ароматам я посвятила 20 лет своей жизни. Романсам пока год, хотя стихи время от времени из меня выпрыгивали на бумагу, сколько себя помню. Я не верю в спонтанный успех, не верю в Золушку. Зато верю в Циолковского и Королева - их упорство, их труд и мечты, превращенные в идеи, сделали невозможное: люди теперь могут летать. Знаю, что легко не будет, будет интересно. И, возможно, однажды придет и заслуженный успех. - Почему театр романса?Не проще бы собрать несколько музыкантов с Вами во главе?

Вы знаете, некоторые идеи настолько светлы и праздничны, что рядом с ними прочие варианты кажутся нищими уродцами… Поэтому, когда мне посчастливилось познакомиться с талантливым человеком - поэтом, писателем, продюсером Сергеем Хариным - и он со свойственным ему фейерверком воображения предложил создать «Театр Современного романса», я поняла, что это - единственное, чего я по-настоящему хочу. Я не хочу «во главу», я хочу артистический экстаз.

-Вы уже набрали труппу?

Мы работаем над этим. Молодых, талантливых, артистичных певцов, к счастью, у нас много, есть из кого выбирать. Хочется создать труппу с сияющим эргрегором, чтобы все актеры своим блеском подчеркивали волшебное сияние своих коллег… Как у «PinkFloyd»: «ShineOnYouCrazyDiamond!»

- Современный романс и исконно русский романс - в чем их сходство и отличие?

Боюсь, в степени одиночества. Современный человек никому не нужен со своими проблемами и блужданиями о смысле жизни. В наше время неудачники презираемы. В чести у общества «личностный рост», успешность, победа любой ценой. Поэтому для всех нас фраза «Ямщик, не гони лошадей, мне некуда больше спешить» звучит, как нонсенс. Дико, неправильно и даже обидно. «Как это, я - царь природы - оказался не нужен вместе со своей любовью? Нет, врешь, не на того напал, значит, объект несчастной страсти был во всем виноват, был жадным негодяем и похотливым гадом». Только такой «пасьянс» судьбы сходится у нас. Мы слишком боимся выглядеть жалко, боимся показаться на людях без макияжа, боимся увидеть нагую истину, боимся признаться даже самим себе, что виноваты в своем хроническом одиночестве ничуть не меньше, чем наши оппоненты. Поэтому современный романс не такой обнаженный, как старинный, мысль должна быть раскрыта очень мягко, постепенно, чтобы зритель не испугался и не убежал.

А Ваш зритель- кто он? Завсегдатай филармонии с абонементом на концерты? Вы верите в то, что круг Ваших зрителей не будет ограничен любителями классического направления в музыке?

Вы знаете, мой зритель - это самое лучшее, что есть в нашей стране. Это то, что всех нас отвращает от эмиграции.Это тонкий, думающий, сострадательный человек со смятенным сердцем и ранимой душой. Он может посещать филармонию, а может быть фанатом рок-фестивалей, не это главное. Главное то, что он упрямо задается одним и тем же вопросом: «Зачем я живу?»- Что или кто Вас вдохновляет на создание романсов?

Жизнь и люди. Жизнь своими сложными кульбитами, выбивающими тебя из колеи до кровавых искр из глаз. Люди - своими мыслями, поступками, историями. Но больше всего мое вдохновение резонирует с музыкой композитора Анатолия Зубкова. Она зажигает в воображении такие яркие картинки, что они сами просятся на бумагу, складываясь в рифмы и метафоры.

- Сейчас большинство любителей музыки находится в Интернете. Как Вы будете популяризировать свое творчество среди них? Есть ли дружба между мировой паутиной и романсом?

Честно скажу, мне кажется, что ничто человеческое мировой паутине не чуждо. Я абсолютно уверена, что мои слушатели - современные пользователи всех благ и «неблаг» цивилизации, а не старообрядцы, медитирующие при лучине.

- А если вдруг слушатель не захочет полюбить Ваши творения?Сами знаете - наш народ капризен. Расстроитесь?

Да. Но убиваться не стану. Если избушка повернулась к лесу передом, иди к лесу.

-И напоследок какое-нибудь четверостишье (либо еще не нашедшее свою мелодию, либо экспромт)

«Под звуки маршей, бряцанье медалей,

Аплодисментов бурных треск сухой,

Под адский скрежет тормозных педалей

Безмолвною становится любовь».

культура искусство музыка музыка интервью Светлана Миргородская Театр Современного Романса

В музыке существует множество жанров, форм и разновидностей вокальных и инструментальных пьес. Знать особенности каждого музыкального элемента обязан только профессионал в данной области, однако понимать, что из себя представляют самые распространенные из них, желательно каждому. Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что такое романс, как давно он появился на свет и в какой области творчества его можно найти.

Происхождение термина

Само слово «романс» имеет испанские корни и означает песню, которую исполняет голос в сопровождении одного или нескольких инструментов. В этой стране в былые века данный жанр больше походил на серенады, которые влюбленные мужчины распевали под окнами своих возлюбленных. В Средневековье, когда романс только обосновался в мире искусства как самостоятельный жанр, он имел ярко выраженный Текст был протяжным, смысл его касался исключительно любовной тематики. Характерным также являлось то, что пьесы такого содержания исполнялись только под национальный испанский инструмент - гитару.

Что такое романс с точки зрения музыки

Считается, что данный вокально-инструментальный жанр является наиболее гармоничным среди всех своих аналогов. Это связано с тем, что в романсе каждое слово, каждый пропетый слог подчеркивается соответствующей ему нотой. Именно поэтому профессиональный музыкант сразу может отличить, звучит ли простая напевка или же Слова, как правило, размещаются над нотным текстом, и в результате их можно пропеть или проиграть на каком-то инструменте, а потом совместить оба процесса.

Что такое романс в широком понимании слова

Свою широкую популярность эти произведения получили во второй половине 18 века, а к 19 столетию уже сформировались целые школы романсов. Случилось так потому, что, во-первых, как раз конец 18 века - это Золотой период в русской литературе, и не менее значимый отрезок времени в истории развития европейского искусства. В те годы свои шедевры написали такие авторы, как Лермонтов, Пушкин, Гете, Фет и многие другие. Их стихи были настолько мелодичны, что они стали текстом для музыкальных произведений.

Во-вторых, романс постепенно перестал считаться исключительно испанской песней о любви и приобрел более широкое, светское значение. Появились русские романсы, написанные такими композиторами, как Свиридов, Мусоргский, Варламов и так далее. Наряду с ними возникли немецкие, французские, итальянские вокально-инструментальные пьесы, которые исполнялись на светских раутах и приемах.

Современные романсы

В наши дни редко можно услышать на каком-либо мероприятии подобную мелодию, да еще и в исполнении талантливого певца (или певицы). Однако о том, что такое романс, прекрасно знает каждый ребенок, который учится в музыкальной школе. Дети, которые одарены от природы красивым голосом и могут выступать перед публикой, всегда исполняют подобные произведения. Как правило, выбирать приходится из классики, поэтому ученики поют композиции, написанные Прокофьевым, Глинкой, Римским-Корсаковым, Чайковским, на стихи не менее известных гениев пера.

Цель: знакомство с современным развитием жанра романса.

образовательная: научить применять имеющиеся знания к современной музыке; познакомить с образцами современного романса;

развивающая: развитие самостоятельной мыслительной и творческой деятельности учащихся;

воспитательная: воспитание эстетического вкуса и познавательного интереса.

Оборудование: музыкальный центр, СД, компьютер, рояль.

Структура урока:

Оргмомент;

Повторение;

Новый материал;

Презентация;

Собеседование;

Слушание музыки;

Аналитическая работа;

Слушание музыки;

Микрообобщение;

Проблемно-поисковая ситуация;

Релаксация;

Рефлексия;

Исполнение песни.

Виды деятельности: мыслительная, собеседование, аналитическая, творческая, слушательская, вокально-хоровая.

Методы обучения: метод ретроспективы, эмоциональной драматургии, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый, метод обобщения.

Технологии: сотрудничества, формирования слушательской и исполнительской культуры, здоровьесбережения.

УУД: личностные, познавательные, регулятивные.

На доске: тема урока.

Ход урока

Оргмомент: музыкальное приветствие, объявление темы урока.

У: Одним из жанров музыки, относящихся к романтизму, является романс. Вспомните, что такое романс?

Ответы учащихся. Просмотр презентации.

У: История этого жанра такова: романс – термин испанский. Эпоху возникновения испанского Р. определить трудно. Старейшие из известных нам поэм восходят к XV, редко к XIV вв. Первоначально термин Р. обозначал светскую песню на романском, то есть на испанском, языке.

В Россию этот термин пришел из Франции и первоначально обозначал произведения именно на французский текст. Такие романсы, следуя моде, во множестве сочиняли русские композиторы конца ХVIII и начала XIX века. Произведения же, написанные на русский текст, назывались российскими песнями. С течением времени значение слова романс расширилось и термин этот стал обозначать произведение для голоса с сопровождением, написанное в более сложной, чем песня, форме.

Начало расцвета романса --- первая половина XIX века, период, для которого вообще характерен особый интерес к лирическому искусству, выражающему внутренний мир человеческой личности. В это время создавали свои произведения Глинка, Даргомыжский, Алябьев, Варламов. Во второй половине XIX столетия и в начале XX к именам первых классиков романса прибавились имена Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского - Корсакова, Рахманинова. Созданные ими романсы и сейчас постоянно звучат в концертных программах, пользуясь неослабевающей любовью слушателей.

Романс, как и песня, по самой своей природе связан с поэзией.

Хорошие стихи как будто сами “просятся на музыку”. В русском романсе, по существу, отражена вся история русской поэзии, от Пушкина и даже от его предшественников до наших дней.

В XX веке, до революции, романс в значительной степени уступил место так наз. “блатным” песням; последние широко бытуют в мещанской среде, а через нее проникают и в деревню, конкурируя с частушками, родственными им по тематике (“страдания”).

В послереволюционный период романс и “блатная” песня отчасти еще сохраняются в городской и деревенской среде в качестве своеобразного фольклора улицы (“Мурка”, песни беспризорников и др.). Нередко на тематику их оказывает влияние низкопробная эстрадная продукция (“Гоп со смыком”, “Черные глаза”, “У самовара я и моя Маша”).

В послеоктябрьскую эпоху романс постепенно внедряется в быт не только разночинной интеллигенции, но и рабочего класса. “Лицо” романса, его содержание и насыщенность изменяются, становясь более соответствующими нашей эпохе.

У: Как вы думаете, создаются ли романсы нашими современными поэтами и композиторами?

Ответы учащихся (как правило, разнонаправленные).

У: Попытайтесь в опоре на определение понятия романса найти и привести примеры современного романса.

Ответы учащихся.

У: Тогда давайте послушаем запись.

Звучит один из романсов М.Таривердиева из кинофильма “Ирония судьбы”.

У: Знакомое произведение, не правда ли? Знаете ли вы, кто авторы и кто исполняет этот романс?

Ответы. Резюме учителя.

У: Послушаем еще один фрагмент из того же кинофильма. Узнайте исполнителя, вы хорошо знаете, кто это. (А.Пугачева)

У: В этом фильме звучат романсы на стихи М.Цветаевой, Б.Ахмадуллиной – известнейших поэтесс 20 века. А вот еще один романс. Вспомните ли вы его и откуда он? (Звучит романс “А напоследок я скажу” из кинофильма “Бесприданница”).

Собеседование.

Микрообобщение: жанр романса бытует и наше время, интегрировавшись с искусством кино.

У: было бы неверным, считать, что в наше время только к кинофильмам пишутся романсы. Современные романсы звучат и в концертах. В репертуаре многих известных исполнителей есть романсы, написанные в наше время. Преположите, кто из известных певцов исполняет новый, современный романс?

Проблемно-поисковая ситуация. (А.Малинин, В.Цыганова, Ж.Бичевская, Г.Беседина, Е.Отрадная… Звучат фрагменты романсов “Напрасные слова”, “Вы мне гадали по руке”).

У: Романс, по характеру, бывает разным, в зависимости от текста. Помните бурный характер романса “Весенние воды” С.Рахманинова и его же спокойный “Островок”? Сейчас я предлагаю вам релаксацию под звучание спокойного романса в исполнении Жени Отрадной. Сделайте 3 глубоких вдоха через нос и выдоха через рот (дыхательная гимнастика, упражнение “Цветок”). Сядьте поудобнее и погрузитесь в музыку…

Слушание “Романса” в исп. Е.Отрадной.

Вывод: современный романс существует и востребован; он сохранил основы классического романса. Исполняют его известные современные певцы.

Рефлексия:

Что нового узнали на уроке?

Что понравилось?

Что не понравилось?

У: Романсы исполняют, как правило, соло. Надеюсь, дома вы поете соло. А здесь мы все вместе исполним современную бардовскую песню “Весеннее танго”. Лирика и гитара – вот две объединяющие жанров романса и бардовской песни.

Исполнение песни.

Домашнее задание: создать презентацию “Современный романс”.

Выход из класса под звучание романса “Я спросил у ясеня” в исполнении С.Никитина.

Похожие публикации