Анализ музыкального произведения. Анализ музыкального произведения Анализ фактуры музыкального произведения пример

Приветствую вас дорогие читатели! На нашем сайте было уже достаточно статей, посвящённых тем или иным закономерностям построения музыки, много слов было сказано о гармонии, о том как строятся аккорды, об обращениях аккордов. Однако, все эти знания не должны лежать "мертвым грузом" и должны быть подтверждены на практике. Возможно кто-то из вас уже пробовал сочинять что-то своё используя модуляции, и так далее. Давайте сегодня попробуем посмотреть как многие из описанных уже нами в отдельных главах "компоненты" взаимодействуют все вместе. Сделаем же мы это на примере анализа полифонического произведения , которое можно найти в нотной тетради Анны Магдалены Бах (жены великого композитора). Анна Магдалена обладала хорошим голосом, но совершенно не знала нотную грамоту, поэтому специально для неё великий композитор написал, что-то вроде обучающего материала.

Кстати, тем кто только начал обучаться игре на фортепиано можно попробовать поиграть произведения из этой самой тетради, они очень хорошо подойдут для начала освоения навыка чтения с листа. Итак, давайте приступим к анализу произведения. В данном случае под музыкальным анализом я буду понимать нахождение аккордов которые, объясняют использование Бахом тех или иных нот в ведении мелодии. Конечно для полифонического произведения аккорды (или гармония) не особо нужны, так как в ней развиваются параллельно две линии, но всё же мне было интересно понять как работают те законы, о которых мы уже писали на практике. Что же это за законы?

1 Как работают функции - тоника, субдоминанта, доминанта (про это можете почитать в статье , а еще про модуляцию там же);

2 Почему аккорды доминантовой и субдоминантовой функций могут браться не только от "стандартных" 4-ой и 5-ой ступеней гаммы, а от нескольких (ответ на это даёт статья).

3 Применение обращений T, S, D (это больше касается фортепиано, у нас также есть на эту тему);

4 Совершение модуляции в другую тональность.

Все вышеописанные способы разнообразить гармонию применяются в "Menuet BWV Ahn. 114" Баха. Давайте взглянем на него:

рис. 1

В первой статье мы подберём аккорды к первой части произведения до ...Итак, проанализировав первый такт нашего произведения мы видим, что состоит он из нот соль, си и ре. Это созвучие - аккорд соль мажор (G) он и есть тоника, то есть определяет тон, в котором будет всё произведение. После аккорда G в этом же такте идет движение в доминанту, а точнее в её обращение D43, об этом нам "говорят" наличие нот ля и до в конце 1-го такта, если их достроить то получиться созвучие ля-до-ре-фа диез или обращение обычной доминанты от пятой ступени (или аккорда D7), остальные же ноты проходящие. Во втором такте подойдет обращение первого аккорда - T6, мы сделали такой вывод потому что начинается такт с интервала си - ре и далее идет соль, то есть звуковой состав полностью соответствует этому обращению. В третьем такте первый интервал до-ми - это ноты до мажорного трезвучия только без ноты соль, до мажор в данном случае выполняет роль субдоминанты. Затем поступенное движение к обращению тоники - T6 в 4-ом такте (он такой же как и второй такт). 5-ый такт начинается с ля-до - что является не полным аккордом ля-минор или субдоминанты от второй ступени для тональности G.

рис. 2

Как видно на рисунке 2 субдоминанта от второй ступени обозначается с помощью добавления римской цифры 2 к букве S.

Проводим анализ музыкального произведения дальше...6-такт начинается с гармонического интервала Соль-си, который, как вы уже догадались является частью нашей тоники или аккорда G, следовательно его мы и берём здесь. Затем через поступенное движение вниз мы приходим в доминанту в 7-ом такте, об этом говорит наличие созвучия ре-фа, если его достроить, то получится аккорд Ре-семь или доминанта от 5-ой ступени тональности соль-мажор. После доминанты D7 в том же такте мы берём вновь тонику T53 (G), так как опять же мы видим гармонический соль-си (гармонический кстати означает что ноты интервала берутся одновременно, а не друг за другом). Восьмой такт содержит ноты ре-ля (си там как проходящая), они также является звуками из аккорда D7, остальные же, составляющие его ноты (фа-диез, до) здесь просто не используются. Девятый такт почти такой же как первый, правда интервал на его сильной доле (созвучие си-ре) является обращением тоники, а не собственно тоникой как в первом такте, поэтому мы и берем аккорд T6, все остальное также. 10-ый такт содержит на первой доле ноты соль-ре - снова "недостроенный" аккорд T53 или G.

рис. 3

На рисунке 3 обозначены выше проанализированные аккорды.

Идем далее...11-ый такт начинается с нот до-ми, что как мы уже говорили является частью аккорда До-мажора и это значит снова субдоминанта от четвертой ступени S53. Двенадцатый такт содержит звуки си-соль (они на первой доле) это T6 или обращение нашей тоники. В 13-ом такте нужно обратить внимание снова на первое созвучие - ноты ля и до - это вновь аккорд ля-минор или Субдоминанта от второй ступени. За ней (в 14-ом такте) идет T53 или тоника, что определено нотами соль-си (две первых ноты соль-мажорного трезвучия). 15-ый такт подразумевает обращение субдоминанты от второй ступени (или Am), то есть в басу становится не "ля" а "до", причем "ля" переносится на октаву вверх. Называться созвучие будет секстаккордом, собственно мы и имеем звуки до-ля на первой доле - то есть крайние звуки данного обращения. Ну и 16-ый такт завершает первую часть произведения и знаменуя его окончание возвращением в тонику, ну и звуковой состав нам это также подтверждает (нота соль).

рис. 4

На этом мы пожалуй и закончим с первой частью нашего анализа. На картинках вы видите точные обозначения того, что играется в менуэте (T,S,D - и цифрами рядом - их обращения), а в самом верху чёрным цветом - аккорды, которым они соответствуют. Вы можете попробовать их сыграть и на гитаре, что будет попроще - ведь там нет такого разнообразия обращений, но свои нюансы конечно же также присутствуют. Даже по этой первой части вы узнали как проводится анализ музыкального произведения, и если вы не увлекаетесь классической музыкой вы все равно можете использовать тот подход, который мы продемонстрировали для разбора любой другой композиции, ведь суть одна и та же.

Музыкальная форма (лат. forma – вид, образ, очертание, красота) – это сложное многоуровневое понятие, применяющееся в разных значениях.

Основные его значения таковы:

– музыкальная форма вообще. В этом случае форма понимается широко как категория, присутствующая в искусстве (в том числе и в музыке) всегда и вечно;

– средство воплощения содержания, реализуемое в целостной организации элементов музыки – мелодических мотивов, лада и гармонии, фактуры, тембров и др.;

– исторически сложившийся тип композиции, например канон, рондо, фуга, сюита, сонатная форма и т.д. В этом значении понятие формы сближается с понятием музыкального жанра;

– индивидуальная организация единичного произведения – неповторимый, не похожий на другой, единичный «организм» в музыке, например «Лунная соната» Бетховена. Понятие формы связано с другими понятиями: форма и материал, форма и содержание и др. Важнейшее значение в искусстве, как и в музыке в частности, имеет соотношение понятий формы и содержания. Содержание музыки – это внутренний духовный облик произведения, то, что она выражает. В музыке центральными понятиями содержания являются музыкальная идея и музыкальный образ.

Схема анализа:

1. Сведения об эпохе, стиле, жизни композитора.

2. Образный строй.

3. Анализ формы, структуры, динамический план, выявление кульминации.

4. Композиторские средства выразительности.

5. Исполнительские средства выразительности.

6. Методы преодоления трудностей.

7. Особенности партии сопровождения.

Средства музыкальной выразительности:

– мелодия: фразировка, артикуляция, интонации;

– фактура;

– гармония;

– жанр и т.д.

Анализ – в самом общем значении этого слова – процесс мысленного или фактического разъединения чего-либо целого на составные части (разбор). Это справедливо и по отношению к музыкальным произведениям, их анализу. В процессе изучения его эмоционально-смыслового содержания и жанровой природы его мелодика и гармония, фактурные и тембровые свойства, драматургия и композиция рассматриваются отдельно.

Однако, говоря о музыкальном анализе, мы имеем в виду и следующую фазу познавания произведения, представляющую собой объединение частных наблюдений и оценку взаимодействий различных элементов и сторон целого, т.е. синтез. Общие выводы можно делать лишь на основе разностороннего подхода к анализу, иначе возможны ошибки, порой очень серьезные.

Известно, например, что кульминация – наиболее напряженный момент развития. В мелодии обычно достигается в ходе подъема, высокий звук, после которого следует спад, точка перелома в направлении движения.

Кульминация играет важное значение в музыкальном произведении. Существует также генеральная кульминация, т.е. основная наряду с другими в произведении.

Целостный анализ надо понимать в двух значениях:

1. Как возможный более полный охват собственных свойств произведения в их специфических взаимосвязях.

2. Как возможно более полный охват связей рассматриваемого произведения с многообразными явлениями историко-культурного

направления.

Учебный курс анализа призван последовательно и систематично обучить умению разобрать музыкальное произведение. Цель анализа – в раскрытии сущности музыкального произведения, его внутренних свойств и внешних связей. Более конкретно это означает, что нужно выявить:

жанровые истоки;

образное содержание;

– типичные для стиля средства воплощения;

характерные черты своего времени и места в сегодняшней культуре.

Для достижения поставленных целей, музыкальный анализ использует ряд специфических методов:

– опора на непосредственное личное и общественное восприятие;

– оценка произведения в связи с конкретными историческими

условиями его возникновения;

– определение жанра и стиля музыки;

– раскрытие содержания произведения через конкретные свойства его художественной формы;

– широкое привлечение сравнений, сходных по выразительности произведений, представляющих разные жанры и типы музыки – как средство конкретизации содержания, выявление значения тех или иных элементов музыкального целого.

Понятие музыкальной формы рассматривается, как правило, в двух аспектах:

– организация всего комплекса средств выразительности, благодаря которой музыкальное произведение существует как некое содержание;

– схема – тип композиционного плана.

Указанные аспекты противостоят друг другу не только по широте подхода, но и по взаимодействию содержания произведения. В первом случае форма столь же индивидуальна и неисчерпаема для анализа, так же как и неисчерпаемо само восприятие содержания произведения. Если речь идет о содержании-схеме, то она бесконечно более нейтральна по отношению к содержанию. А ее характерные и типичные свойства исчерпываются анализом.

Структура произведения – система отношений элементов в данном целом. Музыкальная структура – такой уровень музыкальной формы, в котором удается проследить сам процесс развития композиционной схемы.

Если форму-схему можно уподобить звукоряду лада, дающую о ладе самое общее представление, то структур соотносится с подобной характеристикой всех тяготений, существующих в произведении.

Музыкальный материал – та сторона звучащей материи музыки, которая существует и воспринимается как некий смысл, причем речь идет о сугубо о музыкальном смысле, который невозможно передать иным способом, и описать можно только языком специфических терминов.

Характеристика музыкального материала в значительной мере зависит от структуры музыкального произведения. Музыкальный материал достаточно часто, но не всегда связан с теми или иными структурными явлениями, что в какой-то мере смазывает различия между смысловыми и структурными сторонами музыкального звучания.

Музыкальных учебных заведений, это примеры идеальных разборов.

Но разбор может сделать и непрофессионал, в таком случае будут преобладать субъективные впечатления рецензента.

Рассмотрим содержание как профессионального, так и любительского анализа музыкальных произведений, в том числе на примерах.

Объектом анализа может стать музыкальное произведение абсолютно любого жанра

В центре анализа музыкального произведения может быть:

  • отдельная мелодия;
  • часть музыкального произведения;
  • песня (неважно, шлягер это или же новый хит);
  • концерт музыки, например фортепианной, скрипки и других;
  • сольная или же хоровая музыкальная композиция;
  • музыка, созданная с помощью традиционных инструментов или совершенно новых приспособлений.

В общем, анализировать можно все, что звучит, но важно помнить, что объект сильно влияет на содержательный .

Немного о профессиональном разборе

Разобрать произведение профессионально очень сложно, ведь такой анализ требует не только прочной теоретической базы, но и наличия музыкального слуха, умения чувствовать все оттенки музыки.

Существует дисциплина, которая так и называется «Анализ музыкальных произведений».

Студенты музыкальных учебных заведений изучают анализ музыкальных произведений как отдельную дисциплину

Обязательные компоненты для этого вида анализа:

  • музыкальный жанр;
  • разновидность жанра (если есть);
  • стиль;
  • музыкальная и система средств выразительности (мотивы, метрическая структура, лад, тональность, фактура, тембры, есть ли повторения отдельных частей, зачем они нужны и др.);
  • музыкальный тематизм;
  • характеристика созданного музыкального образа;
  • функции составляющих музыкальной композиции;
  • определение единства содержания и формы подачи музыкальной структуры.

Пример профессионального анализа — https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPceHpIZ0VBS093NHM/view?usp=sharing

Дать характеристику названным компонентам не получится без знания и осмысления типичных закономерностей музыкальных произведений и структур.

Во время анализа важно обращать внимание на плюсы и минусы с теоретической позиции.

Любительская рецензия во сто крат легче профессиональной, но и такой разбор требует от автора хотя бы элементарных познаний в музыке, ее истории и современных тенденциях.

Очень важно непредвзято подходить в анализу произведения

Назовем элементы, которые можно использовать для написания анализа:

  • жанр и стиль (этот элемент расписываем только, если хорошо ориентируемся в теории или же после прочтения специальной литературы);
  • немного об исполнителе;
  • объективное с другими композициями;
  • содержание композиции, особенности его передачи;
  • средства выразительности, которые использует композитор или певец (это может быть игра с фактурой, мелодией, жанрами, соединение контрастов и т.д.);
  • какое впечатление, настроение, эмоции вызывает произведение.

В последнем пункте можно говорить о впечатлениях от первого прослушивания и от повторных.

Очень важно подходить к анализу непредвзято, справедливо оценивая плюсы и минусы.

Не забывайте, то, что для вас кажется достоинством, для другого может показаться страшным недостатком.

Пример любительского анализа: https://drive.google.com/file/d/0BxbM7O7fIyPcczdSSXdWaTVycE0/view?usp=sharing

Примеры типичных ошибок дилетантов

Если профессионал пропускают все сквозь «очки» теории, прочного знания музыки, особенностей стилей, то любители стараются навязать свою точку зрения, и это первая грубая ошибка.

Когда вы пишете публицистическую рецензию на музыкальное произведение, проявите свою точку зрения, но не «вешайте ее на шею» других, просто вызовите у них интерес.

Пусть сами послушают и оценят.

Пример типичной ошибки № 2 — сравнение альбома (песни) конкретного исполнителя с его предыдущими творениями.

Задача рецензии — заинтересовать читателя данным произведением

Горе-рецензент пишет, что композиция хуже шедевров из сборников, выпущенных ранее или же копия произведений из них.

Такой вывод сделать очень легко, но он не имеет никакой цены.

Лучше написать про музыку (настроение, какие инструменты задействованы, стиль и подобное), текст, насколько они сочетаются.

Третье место занимает еще одна популярная ошибка — переполнение анализа биографическими сведениями об исполнителе (композиторе) или особенностях стиля (нет, не композиции, а в целом, например, целый теоретический блок о классицизме).

Это просто заполнение места, согласитесь, если кому-то нужна биография, ее будут искать в других источниках, рецензия для этого совсем не предназначена.

Не допускайте таких ошибок в своем анализе, иначе отобьете желание читать его.

Для начала нужно внимательно прослушать композицию, полностью погрузившись в нее.

Важно составить анализа, указав в нем необходимые понятия и аспекты для объективной характеристики (это касается как любителей, так и студентов, от которых требуется профессиональный разбор).

Не пытайтесь сделать сравнительный анализ, если не ориентируетесь в тенденциях и особенностях музыки определенного периода, иначе рискуете блистать нелепыми ошибками.

Студентам музыкальных образовательных учреждений на первых курсах достаточно сложно писать полный анализ, желательно уделять больше внимания более легким компонентам анализа.

То, что посложнее, описывают с учебником.

А вместо заключительной фразы дадим универсальный совет.

Если вы претендуете на профессиональный анализ, попробуйте дать полный ответ на вопрос: «Как это сделано?», а если любительский: «Почему стоит прослушать композицию?»

В этом видео вы увидите пример разбора музыкального произведения:

Программа по музыке – единственная из всех школьных программ, имеющая эпиграф: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека» (В.А.Сухомлинский).
Как организовать процесс познания музыки, чтобы, изучая закономерности музыкального искусства, развивая музыкальное творчество ребят, эффективно воздействовать на воспитание личности, ее нравственных качеств.
При работе над музыкальным произведением в процессе всех форм общения с музыкой (будь то слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах и т.д.) целостный анализ музыкального произведения (раздел музыкальной педагогики) является самым уязвимым и сложным.
Восприятие музыкального произведения в классе – это процесс духовного сопереживания, основанного на особом состоянии души и настроении. Поэтому от того, как проходит анализ произведения, во многом зависит и то, оставит ли след в душе ребенка прозвучавшая музыка, появится ли у него желание вновь обратиться к ней или услышать новую.
Упрощенный подход к анализу музыки (2-3 вопроса: О чем произведение? Каков характер мелодии? Кто написал его?) создает формальное отношение к изучаемому произведению, которое впоследствии формируется у учащихся.
Сложность проведения целостного анализа музыкального произведения заключается в том, что в процессе его проведения должна формироваться активная жизненная позиция ребят, способность вместе с учителем проследить то, как искусство своими специфическими средствами раскрывает жизнь и ее явления. Целостный анализ должен стать средством развития музыкальности, эстетической и этической сторон личности.

Во-первых, необходимо четко определить для себя, что это такое.
Целостный анализ произведения помогает определить связи между образным смыслом произведения и его структурой и средствами. Здесь происходит поиск особых черт выразительности произведения.
Анализ включает:
- выяснение содержания, идеи – концепции произведения, его воспитательной роли, способствует чувственному познанию художественной картины мира;
- определение выразительных средств музыкального языка, которые способствуют формированию смыслового содержания произведения, его интонационной, композиторской и тематической специфики.

Во- вторых, анализ происходит в процессе диалога учителя с учащимися при помощи ряда наводящих вопросов. Разговор о прослушанном произведении пойдет по верному руслу лишь тогда, когда учитель сам четко представляет особенности содержания и формы произведения, а также объем информации, которую необходимо сообщить учащимся.

В-третьих, особенность анализа заключается в том, что он должен чередоваться со звучанием музыки. Каждая грань его должна подтверждаться звучанием музыки в исполнении учителя или фонограммой. Огромную роль здесь играет сравнение разбираемого произведения с другими – сходными и отличными. Пользуясь методами сравнения, сопоставления или разрушения, способствующими более тонкому восприятию различных нюансов, смысловых оттенков музыки, учитель уточняет или подтверждает ответы учащихся. Здесь возможны сопоставления разных видов искусства.

В-четвертых, в содержании анализа должны быть учтены музыкальные интересы ребят, уровень их подготовленности к восприятию произведения, степень их эмоциональной отзывчивости.

Иными словами, задаваемые в ходе работы вопросы должны быть доступными, конкретными, соответствовать знаниям и возрасту учеников, логически последовательными и соответствовать теме урока.
Нельзя недооценивать и поведение учителя как в момент восприятия музыки, так и во время ее обсуждения: мимика, выражение лица, незначительные движения – это тоже своеобразный способ анализа музыки, который поможет глубже почувствовать музыкальный образ.
Вот примерные вопросы к целостному анализу произведения:
-О чем это произведение?
-Как бы вы его назвали и почему?
-Сколько в нем героев?
-Как они действуют?
-Какими показаны герои?
-Чему они нас учат?
-Почему музыка звучит взволнованно?

Или:
-Помните ли вы свои впечатления от этой музыки, полученные на прошлом уроке?
-Что важнее в песне – мелодия или слова?
- А в человеке что важнее – ум или сердце?
- Где бы она могла звучать в жизни и с кем бы ты хотел ее слушать?
- Что переживал композитор, когда писал эту музыку?
- Какие чувства он хотел передать?
- Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
- Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать музыкальный образ (определить характер мелодии, аккомпанемента, регистр, динамические оттенки, лад, темп и т.д.)?
-Каков жанр («кит»)?
-Почему так решили?
-Каков характер музыки?
-Композиторская или народная?
-Почему?
-Что ярче рисует героев – мелодия или аккомпанемент?
-Какие тембры инструментов использует композитор, для чего и т.д.

Главное при составлении вопросов к целостному анализу произведения – обратить внимание на воспитательно-педагогическую основу произведения, выяснение музыкального образа, а затем – на средства музыкальной выразительности, с помощью которых они воплощены.
Следует помнить, что вопросы анализа для учащихся младшего и среднего школьного возраста отличаются, так как уровень их знаний и психологопедагогическая характеристика имеют существенную разницу.
Младший школьный возраст – это этап накопления эмпирического опыта, эмоционально-чувственного отношения к внешнему миру. Специфические задачи эстетического воспитания – развитие способности целостного, гармонического восприятия действительности, нравственного, духовного мира путем активизации эмоционально-чувственной сферы; обеспечение психологической адаптации к музыке как виду искусства и предмету обучения; развитие практических умений общения с музыкой; обогащение знаниями, стимулирование положительной мотивации.
Важнейшей психолого-педагогической характеристикой среднего школьного возраста является яркое проявление предметно-образной интерпретации, которая начинает превалировать над эмоциональностью восприятия, интенсивное нравственное формирование личности. Внимание подростков начинает привлекать внутренний мир человека.
Рассмотрим конкретные примеры вариантов проведения музыкально-педагогического анализа изучаемых произведений.
«Сурок» Л.Бетховена (2класс, 2четверть).
-Какое настроение вы почувствовали в этой музыке?
-Почему песня звучит так грустно, о ком она?
-Какой «кит»?
-Почему вы так думаете?
-Какая мелодия?
-Как она движется?
-Кто исполняет песню?
Обогатит восприятие и осознание музыки Л.Бетховена рассматривание картины «Савояр» В.Перова.
-Представьте, что вы художники. Какую картину вы бы нарисовали, слушая музыку «Сурок»?(,)
«Ночь» из балета «Конек-горбунок» Р.Щедрина (3класс).
Ребятам накануне можно дать домашнее задание: нарисовать картину ночи из сказки П.Ершова «Конек-горбунок», выучить и прочитать фрагмент описания ночи. После проверки задания на уроке беседуем по следующим вопросам:
-Как должна звучать музыка, чтобы передать ночь из сказки «Конек-горбунок»? А сейчас послушайте и скажите, такая ли ночь? (Прослушивание записи в исполнении оркестра ).
-Какой из наших музыкальных инструментов подойдет для сопровождения этой музыки? (Ученики выбирают из предложенных инструментов тот, который больше подходит).
-Слушаем его звучание и думаем, почему его тембр созвучен музыке. (Исполнение в ансамбле с учителем. Определяем характер произведения. Убеждаемся, что музыка плавная, певучая).
-А плавная, певучая музыка какому жанру соответствует?
-Можно ли назвать эту пьесу – «песня»?
-Пьеса «Ночь» похожа на песню, она плавная, певучая, песенная.
-А музыка, пронизанная певучестью, мелодичностью, но необязательно предназначенная для пения, называется песенной.
«Котенок и щенок» Т.Попатенко (3класс).
-Понравилась ли песня?
-Как бы вы назвали ее?
-Сколько здесь героев?
-Кто усатенький, а кто мохнатенький, почему так решили?
-Как вы думаете, почему песню назвали не «Кот и собака»?
-Что случилось с нашими героями и почему, как вы думаете?
-Ребята всерьез «нахлопали» и «нашлепали» наших героев или слегка?
-Почему?
-Чему нас учит история, случившаяся с котенком и щенком?
-Правы ли ребята, когда все же пригласили зверят на праздник?
-Как бы вы поступили на месте ребят?
-Каков характер музыки?
-Какая часть произведения ярче характеризует героев – вступление или сама песня, почему?
-Какими изображает мелодия котенка и щенка, как?
-Если бы вы умели сочинять музыку, то произведение какого характера сочинили бы на эти стихи?
Следующий этап работы над произведением – покуплетное сопоставление исполнительского плана развития музыки, причем средства музыкальной выразительности (темп, динамика, характер движения мелодии) помогут найти настроение, образно-эмоциональное содержание каждого куплета.
«Вальс – шутка» Д.Шостаковича (2класс).
-Послушайте произведение и подумайте, для кого оно предназначено. (…Для детей и игрушек: бабочек, мышат и др.).
-А что они могут делать под такую музыку? (Танцевать, кружиться, порхать…).
-Молодцы, все услышали, что танец предназначен для маленьких сказочных героев. Какой же танец они танцуют? (Вальс).
-Теперь представьте, что мы с вами попали в сказочный цветочный город из сказки о Незнайке. Кто бы мог там так танцевать вальс? (Девочки-колокольчики, в голубых и розовых юбочках и др.).
-Заметили ли вы, кто появился на нашем цветочном балу, кроме девочек-колокольчиков? (Конечно! Это большой жук или гусеница во фраке.)
-А я думаю, что это Незнайка с большой трубой. Как он танцует – так же легко, как девочки-колокольчики? (Нет, он страшно неуклюж, наступает на ноги.)
-Музыка здесь какая? (Смешная, неуклюжая ).
-А как относится композитор к нашему Незнайке? (Смеется над ним).
-Танец у композитора получился серьезный? (Нет, шуточный, смешной).
-Как бы вы назвали его? (Забавный вальс, танец колокольчиков, шуточный танец ).
-Молодцы, вы услышали самое главное и догадались, что хотел сказать нам композитор. Он так и назвал этот танец – «Вальс – шутка».
Конечно же, вопросы анализа будут чередоваться и варьироваться, сопровождаясь звучанием музыки.
Итак, от урока к уроку, от четверти к четверти систематически собирается и закрепляется материал по анализу произведений.
Остановимся на некоторых произведениях и темах из программы 5 класса.
«Колыбельная Волховы» из оперы Н.Римского-Корсакова «Садко».
До того, как ребята познакомятся с музыкой «Колыбельной», можно обратиться к истории создания и содержанию оперы.
-Я расскажу вам Новгородскую былину…(содержание оперы).
В эту былину был влюблен замечательный музыкант-сказочник Н.А.Римский-Корсаков. Он воплотил предания о Садко и Волхове в своей опере-былине «Садко», создал либретто на основе сказок и былин о талантливом гусляре и выразил свое восхищение национальным народным искусством, его красотою, благородством.

Либретто – это краткое литературное содержание музыкального спектакля, словесный текст оперы, оперетты. Слово «либретто» итальянского происхождения и буквально означает «книжечка». Композитор может написать либретто сам, а может воспользоваться трудом литератора – либреттиста.

Разговор о «Колыбельной» можно начать о размышлении о роли Волховы в раскрытии главного замысла оперы.
-Красота людской песни пленила волшебницу, разбудила в ее сердечке любовь. И согретое лаской сердце помогло Волхове сложить свою песню, похожую на ту, что поют люди. Волхова не только красавица, но и волшебница. Прощаясь со спящим Садко, она запевает одну из самых ласковых людских песен – «Колыбельную».
После прослушивания «Колыбельной» спрашиваю ребят :
-Какие черты характера Волховы раскрывает эта простая, бесхитростная мелодия?
-Близка ли она народной песне по мелодии, тексту?
-Музыку какого народа она напоминает?
-Какими средствами пользуется композитор, чтобы создать этот музыкальный образ? (Охарактеризовать тему, форму, интонацию произведения. Обратить внимание на интонацию припева.)
При повторном прослушивании этой музыки обратить внимание на тембр голоса – колоратурное сопрано.
По ходу беседы можно сравнить два различных музыкальных портрета двух персонажей: Садко («Песня Садко») и Волховы («Колыбельная Волховы»).
Для воссоздания художественно-эмоционального фона рассмотреть с ребятами картину И.Репина «Садко». На следующем уроке можно использовать материалы, касающиеся творческих направлений композитора, интересную информацию из истории создания конкретного произведения. Все это – необходимый фон для глубокого вживания в интонационный строй музыки.
Симфония Си – минор №2 «Богатырская» А.Бородина.
Слушаем музыку. Вопросы:
-Каков характер произведения?
-Каких героев вы «видели» в музыке?
-С помощью каких средств музыка смогла создать богатырский характер? (Идет разговор о средствах выразительности музыки: определение регистра, лада, анализ ритма, интонаций и т.д .)
-В чем отличие и сходство 1-й и 2-й тем?
Демонстрирую иллюстрации картины «Три богатыря» В.Васнецова .
-Чем похожи музыка и картина? (Характером, содержанием ).
-С помощью чего в картине выражен богатырский характер? (Композиция, цвет).
-Можно ли в картине услышать музыку «Богатырской»?

Можно сделать на доске перечень выразительных средств музыки и картины:

Нужны ли в наше время в жизни богатыри? Какими вы их себе представляете?
Попробуем проследить за движением мысли учителя, наблюдая процесс поиска им и его учениками истины.

Урок в 6 классе, 1 четверть.
При входе в класс звучит в записи «Вальс» Ж.Бреля .
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что сегодняшний урок мы с вами начинаем с хорошего настроения. Радостное настроение – почему? Разумом не поняли, а заулыбались! Музыка?! А что можно сказать о ней, что она радостная? (Вальсовая, танцевальная, быстрая, поднимает настроение, мотив такой – в нем радость.)
-Да, это вальс. А что такое вальс? (Это радостная песня, чуть смешная, чтобы танцевать вдвоем ).
- А вы умеете танцевать вальс? Это современный танец? Я вам сейчас покажу фотографии, а вы постарайтесь найти ту, на которой танцуют вальс. (Дети ищут фотографию. В этот момент учитель начинает наигрывать и напевать песню «Вальс о вальсе» Э.Колмановского, как бы для себя. Ребята находят фотографии, объясняя выбор тем, что изображенные на них люди танцуют, кружась. Учитель прикрепляет эти фото на доску и рядом – репродукцию с картины, на которой изображена Наташа Ростова на своем первом балу:
-Так танцевали вальс в 19 веке. «Вальс» в переводе с немецкого – вращать. Вы совершенно правильно выбрали фотографии. (Звучит 1 куплет песни «Вальс о вальсе» в исполнении Г. Отса ).
-Прекрасная песня! Ребята, вы согласны с автором строк:
-Вальс устарел, - говорит кое-кто, смеясь,
Век усмотрел в нем отсталость и старость.
Робок, несмел, наплывает мой первый вальс.
Почему не могу я забыть этот вальс?
-Поэт говорит только о себе? (Мы согласны с поэтом, вальс не только для старых людей, поэт говорит обо всех!)
-У каждого человека есть свой первый вальс! (Звучит песня «Школьные годы »)
-Да, этот вальс звучит 1 сентября, и на празднике последнего звонка.
-«Но затаен, он всегда и везде со мной…» - Вальс – это что-то особенное. (Просто вальс ждет своего времени, когда он будет нужен!)
-Значит, это живет в душе каждого человека? (Конечно. Молодые могут тоже увлекаться вальсом .)
-Почему «затаен», а не исчез совсем? (Не всегда будешь танцевать!)
-Что ж, пусть вальс ждет!
Разучиваем 1 куплет песни «Вальс о вальсе».
-Многие композиторы писали вальсы, но только одного из них назвали королем вальса.(появляется портрет И.Штрауса). А один вальс этого композитора был исполнен на «бис». 19 раз. Представляете, какая это была музыка! Сейчас я хочу показать вам музыку Штрауса, только наиграть, так как сыграть, исполнить ее должен симфонический оркестр. Давайте попробуем разгадать загадку Штрауса. (Учитель играет начало вальса «Голубой Дунай», несколько тактов.)
-Вступление к вальсу – это какой-то большой секрет, необыкновенное ожидание, которое приносит всегда больше радости, чем даже само какое-то радостное событие… Было ли у вас ощущение, что за время этого вступления вальс мог начаться много раз? Ожидание радости! (Да, много раз!)
-Подумайте, ребята, откуда Штраус брал свои мелодии? (Звучит вступление в развитии ). Мне иногда кажется, когда я слушаю вальс Штрауса, что открывается красивая шкатулка и в ней находится что-то необыкновенное, а вступление ее только приоткрывает. Кажется, что вот – уже, но опять звучит новая мелодия, новый вальс! Это и есть настоящий венский вальс! Это цепь вальсов, ожерелье из вальсов!
-Это салонный танец? Где его танцуют? (Наверное, везде: на улице, на природе, просто нельзя удержаться.)
-Совершенно верно. А какие названия: «На прекрасном голубом Дунае», «Венские голоса», «Сказки венского леса», «Весенние голоса». Штраус написал 16 оперетт, и сейчас вы услышите вальс из оперетты «Летучая мышь». А я прошу вас ответить одним словом, что же такое вальс. Только не говорите мне, что это танец. (Звучит вальс).
-Что же такое вальс? (Радость, чудо, сказка, душа, загадка, прелесть, счастье, красота, мечта, бодрость, задумчивость, ласка, нежность).
-А разве можно без этого всего, что вы назвали, жить? (Конечно, нельзя!)
-Без этого не могут жить только взрослые? (Ребята смеются, кивают головой).
-Я почему-то была уверена, что после прослушивания музыки вы мне именно так и ответите.
-Послушайте, как поэт Л.Озеров пишет о вальсе Шопена в стихотворении «Вальс»:

-Еще звучит в моих ушах седьмого вальса легкий шаг
Как вешний ветерок, как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл в сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне, как облако в голубизне,
Как родничок в траве, как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу с природою в родстве.
Ребята выходят из класса с песней «Вальс о вальсе».
Найден простой подход: одним словом выразить свое чувство, свое отношение к музыке. Не надо говорить, как в первом классе, что это танец. А сила музыки Штрауса дает такой ошеломляющий результат на уроке в современной школе, что кажется – ответы учащихся могут идти на 20 «бис» композитору прошлого века.

Урок в 6 классе, 3 четверть.
Дети входят в класс под «Весеннюю» Моцарта.
-Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь почувствовать себя так, как если бы вы находились в концертном зале. Кстати, какова программа сегодняшнего концерта, кто знает? При входе в любой концертный зал мы видим афишу с программой. Наш концерт не является исключением, и при входе вас тоже встретила афиша. Кто обратил на нее внимание? (…) Ну ладно, не огорчайтесь, вы, вероятно, спешили, а я прочитала ее очень внимательно и даже запомнила все, что на ней было написано. Сделать это было несложно, так как на афише всего три слова. Я сейчас напишу их на доске, и вам все станет ясно. (Пишу: «Звучит»).
- Ребята, я подумала, что остальные два слова я допишу позже с вашей помощью, а пока пусть звучит музыка.
Исполняется «Маленькая ночная серенада» Моцарта.
Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что вы можете о ней сказать? (Светлая, радостная, счастливая, танцевальная, величественная, звучит на балу.)
-Мы попали на концерт современной танцевальной музыки? (Нет, эта музыка старинная, возможно, 17 века. Кажется, что танцуют на балу).
-В какое время суток устраивались балы? (Вечером и ночью).
- Эта музыка так и называется: «Маленькая ночная серенада».
-Как вы почувствовали, эта музыка русская или нет? (Нет, не русская).
- Кто из композиторов прошлого мог бы быть автором этой музыки? (Моцарт, Бетховен, Бах).
-Вы назвали Баха, вероятно, вспомнив «Шутку». (Наигрываю мелодии «Шутки» и «Маленькой ночной серенады»).
-Очень похожи. Но для того, чтобы утверждать, что автор этой музыки Бах, надо услышать в ней иной склад, как правило, полифонию. (Наигрываю мелодию и аккомпанемент «Маленькой ночной серенады». Учащиеся убеждаются, что музыка гомофонного склада – голос и сопровождение.)
-А что вы думаете по поводу авторства Бетховена? (Музыка Бетховена сильная, мощная).
Учитель подтверждает слова детей звучанием главной интонации 5 симфонии.
-А с музыкой Моцарта приходилось вам раньше встречаться?
-Можете назвать известные вам произведения? (Симфония №40, «Весенняя песня», «Маленькая ночная серенада»).

Учитель наигрывает темы…
-Сравните! (Свет, радость, распахнутость, воздушность).
- Это действительно музыка Моцарта. (На доске к слову «Звучит » добавляю: «Моцарт!»)
Теперь, вспомнив музыку Моцарта, найдите наиболее точное определение стиля композитора, особенностей его творчества. (-Его музыка нежная, хрупкая, прозрачная, светлая, веселая…- Я не согласен, что она веселая, она – радостная, это совсем другое чувство, более глубокое. Всю жизнь веселым прожить нельзя, а чувство радости может жить в человеке всегда… -Радостная, светлая, солнечная, счастливая.)
-А русский композитор А.Рубинштейн говорил: «Вечный солнечный свет в музыке. Имя тебе – Моцарт!»
-Попробуйте напеть мелодию «Маленькой ночной серенады» в характере, в стиле Моцарта.(…)
-А сейчас напойте «Весеннюю», но тоже в моцартовском стиле. Ведь от того, как почувствуют и передадут стиль композитора, содержание музыки исполнители, в роли которых вы сейчас выступите, зависит, как слушатели поймут музыкальное произведение, а через него и композитора. (Исполняется «Весенняя» Моцарта).
-Как вы оцениваете свое исполнение? (Мы очень старались).
-Многим музыка Моцарта очень дорога. Первый советский нарком иностранных дел Чичерин говорил: «В моей жизни были революция и Моцарт! Революция – это настоящее, а Моцарт – это будущее!» Революционер 20 века называет композитора 18 века будущим. Почему? И согласны ли вы с этим? (Музыка Моцарта радостная, счастливая, а человек всегда мечтает о радости и счастье.)
-(Обращаясь к доске) На нашей воображаемой афише не хватает одного слова. Оно характеризует Моцарта через его музыку. Найдите это слово. (Вечный, сегодняшний).
-Почему? (Музыка Моцарта нужна людям сегодня и будет нужна всегда. Соприкасаясь с такой красивой музыкой, человек сам будет красивей, и красивей будет его жизнь).
-Вы не будете против, если я напишу это слово так – «нестареющий»? (Согласны).
На доске написано: «Звучит нестареющий Моцарт!»
Учитель играет начальные интонации «Лакримозы».
- Можно ли об этой музыке сказать, что это солнечный свет? (Нет, это мрак, скорбь, будто цветок увял.)
-В каком смысле? (Как будто ушло из жизни что-то красивое.)
-Мог бы автором этой музыки быть Моцарт? (Нет!.. А возможно и мог бы. Ведь музыка очень нежная, прозрачная).
-Эта музыка Моцарта. Произведение необычное, как необычна и история его создания. Моцарт был тяжело болен. Однажды к Моцарту пришел человек и, не назвавшись, заказал «Реквием» - произведение, которое исполняли в церкви в память по-умершему человеку. Моцарт с большим вдохновением принялся за работу, не пытаясь даже узнать имя своего странного гостя, в совершенной уверенности, что это был никто иной, как предвестник его смерти и что «Реквием» он пишет для самого себя. Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но, не закончив седьмую часть, «Лакримоза» («Слезная»), он умер. Было Моцарту всего 35 лет. Ранняя кончина его до сих пор остается загадкой. Существует несколько версий о причине смерти Моцарта. По самой распространенной версии, Моцарт был отравлен придворным композитором Сальери, который якобы ему очень завидовал. Этой версии верили многие. А.Пушкин посвятил этой истории одну из своих маленьких трагедий, которая так и называется «Моцарт и Сальери». Послушайте одну из сцен этой трагедии. (Читаю сцену со слов «Слушай же, Сальери, мой «Реквием!...»…Звучит «Лакримоза»).
- Трудно говорить после такой музыки, да, наверное, и не надо. (Показ на запись на доске).
- А это, ребята, не просто 3 слова на доске, это строка из стихотворения советского поэта Виктора Набокова, начинается оно со слова «Счастье!»

-Счастье!
Звучит нестареющий Моцарт!
Музыкой я несказанно обласкан.
Сердце в порыве высоких эмоций
Каждому хочет добра и согласья.
-В заключение нашей встречи я хочу пожелать и вам и себе, чтобы наши сердца не уставали дарить людям добро и согласье. И пусть поможет нам в этом нестареющая музыка великого Моцарта!

Урок в 7 классе, 1 четверть.
В центре урока баллада Шуберта «Лесной царь».
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке новая музыка. Это – песня. Прежде чем она прозвучит вся, послушайте тему вступления. (Играю).
-Какое чувство вызывает эта тема? Какой образ создает? (Тревоги, страха, ожидания чего-то жуткого, непредвиденного).
Учитель играет снова, делая акцент на 3-х звуках: ре – си-бемоль - соль, играя эти звуки плавно, связно. (Все сразу изменилось, исчезли настороженность и ожидание).
-Хорошо, а теперь я сыграю все вступление. Появится ли что-то новое в ожидании образа? (Усиливается тревога, напряжение, наверное, здесь рассказывается о чем-то страшном, а повторяющиеся звуки в правой руке – это как бы изображение погони.)
Учитель обращает внимание ребят на записанное на доске имя композитора – Ф. Шуберт. О названии произведения не говорит, хотя песня звучит на немецком языке. (Звучит фонограмма).
-Песня построена на развитии образа вступления, уже знакомого нам? (Нет, разные интонации).
Звучит второе обращение ребенка к отцу (интонации просьбы, жалобы).
Дети: - Светлый образ, спокойный, убаюкивающий.
- А что объединяет эти интонации? (Пульсация, которая пришла из вступления, как бы рассказ о чем-то.)
- А как вы думаете, чем заканчивается рассказ? (Произошло что-то страшное, быть может, даже смерть, как оборвалось что-то.)
-Сколько было исполнителей? (2 – певец и пианист).
-Кто ведущий в этом дуэте? (Нет главных и второстепенных, они одинаково важны).
-Сколько певцов? (В музыке мы слышим несколько действующих лиц, но певец один).
- Однажды друзья застали Шуберта читающим «Лесного царя» Гете…(Произнесено название и учитель читает текст баллады. Затем, уже без пояснений, «Лесной царь» звучит в классе 2-ой раз. Во время слушания учитель жестами, мимикой как бы следует за перевоплощением исполнителя, обращая внимание ребят на интонации, их образность. Затем учитель обращает внимание на доску, на которой 3 пейзажа: Н.Бурачик «Ревет и стонет Днепр широкий», В.Поленов «Стынет. Осень на Оке, близ Тарусы», Ф.Васильев «Мокрый луг»).
-Как вы думаете, на фоне какого из предлагаемого вам пейзажей могло проходить действие баллады? (На фоне 1-й картины).
-А теперь найдите пейзаж, на котором изображена спокойная ночь, белеющий над водой туман и тихий, проснувшийся ветерок. (Выбирают Поленова, Васильева, но никто не выбирает картину Бурачика. Учитель читает описание пейзажа из баллады Гете: «Все спокойно в ночной тишине, то ветлы седые стоят в стороне»).
Произведение захватило нас целиком. Ведь и в жизни мы все воспринимаем через свои ощущения: хорошо нам и все вокруг хорошо, и наоборот. И картину мы выбрали ту, которая по своему образу наиболее близка музыке. Хотя эта трагедия могла разыграться и в ясный день. А послушайте, как почувствовал эту музыку поэт Осип Мандельштам:

-Старинной песни мир, коричневый, зеленый,
Но только вечно молодой,
Где соловьиных лип рокочущие кроны
С безумной яростью качает царь лесной.
-Поэт выбирает тот же пейзаж, который выбрали мы с вами.

Целостный анализ произведений на уроках музыки нужен; важна эта работа в накоплении знаний о музыке, в формировании эстетического музыкального вкуса. Нужно больше обращать внимание на систематичность и преемственность в анализе музыкального произведения с 1-го по 8-й классы.

Выдержки из сочинений учащихся:

«…Очень интересно слушать музыку, не видя оркестра. Мне нравится, слушая, угадывать, какой оркестр, какие инструменты играют. А интереснее всего как бы вживаться в произведение… Часто бывает и так: человек вроде бы не любит музыку, не слушает ее, а потом вдруг услышит и полюбит ее; и, может, на всю жизнь».

«…Сказка «Петя и волк». В этой сказке Петя веселый, жизнерадостный мальчик. Он не слушает деда, весело болтает со знакомой птичкой. Дед хмурый, все время ворчит на Петю, но он любит его. Утка веселая, любит поболтать. Она очень толстая, идет, переваливаясь с ноги на ногу. Птичку можно сравнить с девочкой лет 7-9-ти.
Она любит попрыгать, все время смеется. Волк – злодей страшный. Спасая свою шкуру, он может съесть человека. Эти сравнения ясно слышны в музыке С.Прокофьева. Не знаю, как слушают другие, а я слушаю так».

«…Недавно я пришла домой, по телевизору передавали концерт, а я включила радио и услышала «Лунную» сонату. Я просто не могла разговаривать, села и слушала… А ведь раньше я не могла слушать серьезную музыку и говорила; -О, боже, кто ее только выдумал! Сейчас мне без нее как-то скучно!»

«…Когда я слушаю музыку, то думаю всегда о том, о чем рассказывает эта музыка. Сложная она или легкая, легко ее играть или трудно. У меня есть одна любимая музыка – музыка вальса. Она очень мелодичная, мягкая….»

«…Я хочу написать, что в музыке есть своя красота, а в искусстве – своя. Картину художник напишет, она высохнет. А музыка никогда не высохнет!»

Литература:

  • Музыка – детям. Выпуск 4. Ленинград, «Музыка», 1981, 135с.
  • А.П.Маслова, Педагогика искусства. Новосибирск, 1997, 135с.
  • Музыкальное воспитание в школе. Кемерово, 1996, 76с.
  • Ж/л «Музыка в школе» №4, 1990, 80с.

Целостный анализ музыкального произведения

на примере Рондо из Сонаты h – moll Ф.Э.Баха

План анализа формы музыкального произведения

А. Общий предварительный обзор

1) Тип формы (простая трехчастная, сонатная и т.д.)

2) Цифровая схема формы в крупных чертах, с буквенными обозначениями тем (частей) и их названиями (I период, разработка и т.д.)

Б. Анализ каждой из основных частей

1) Функция каждой части в форме (I период, середина и т.д.)

2) Тип изложения (экспозиционный, срединный и т.д.)

3) Тематический состав, его однородность или контрастность; его характер и средства достижения этого характера

4) Какие элементы подвергаются развитию; способы развития (повторение, варьирование, сопоставление и т.д.); тематические преобразования

5) Место кульминации, если она есть; способы, которыми она достигается и покидается.

6) Тональное строение, каденции, их соотношение, замкнутость или разомкнутость.

7) Подробная цифровая схема; характеристика структуры, наиболее важные моменты суммирования и дробления; "дыхание" короткое или широкое; характеристика пропорций.

Строение данного рондо таково:

Р ЭП1 ЭП2 Р ЭП3 Р Р ЭП4 Р ЭП5 Р ЭП1

4т.+ 4т. 8т. 4т. 4т. 4т. 4т. 4т. 4т. 4т. 8т. 4т.+4т. 8т.

период период период период период период период период

С расширением

Экспозиция Разработка Реприза

Где Р – это рефрен, ЭП – эпизод, цифрами обозначено количество тактов каждого раздела. Композитор достаточно свободно обращается с формой. Рефрен активно развивается, транспонируется в различные тональности при многократных повторениях. Имеют место вариативные изменения рефрена, разнообразие его каденций.

Мелодия рефрена и эпизодов однородная, не контрастная. Её отличает гибкость, прихотливость ритмическая и интонационная, что достигается при помощи залигованных нот, синкоп, мелких длительностей, мордентов и других мелизмов, начало фраз с затакта, со слабой доли после шестнадцатой паузы. В мелодическом рисунке сочетаются поступенное движение, скачки на различные интервалы, полутоновые тяготения.

Линия баса не несёт мелодической и смысловой нагрузки, а представляет собой, в основном, нисходящее поступенное движение четвертными длительностями. Его роль (баса) – гармоническая поддержка мелодии.

В целом строение рондо си-минор можно сравнить с разделами сонатной формы: экспозиция (1 - 16 такты), разработка (17 – 52 такты) и реприза (53 – 67 такты). Причём музыкальный материал репризы полностью и без изменений повторяет материал экспозиции.

«Экспозиция» представляет собой своеобразную двухчастную форму, где 1 часть (рефрен) – это период квадратного строения. Первое предложение заканчивается половинной каденцией на доминанте, второе – полной каденцией. Вторая часть двухчастной формы (эпизод 1) – также период из двух предложений, которые заканчиваются соответственно половинной и полной каденциями.

Во втором разделе рондо, так называемой «разработке», рефрен звучит в следующих тональностях: D – dur (21 – 24 такты), h – moll (29 – 32 такты), G – dur (33 – 36 такты), e moll (41 – 44 такты). Мажорное проведение рефрена (33 – 36 такты) приводит к кульминации на динамике forte. Затем следует выход из кульминации в 37 – 40 тактах. Здесь композитор использовал приём секвентного развития – нисходящую секвенцию из трёх звеньев. Кстати, в кульминации изменяется и обычно поступенное движение баса на скачкообразное, кварто-квинтовое. Линия нижнего голоса здесь гармонически поддерживает секвентное развитие мелодии.

В связи с особенностями строения формы также хочется отметить ЭП5 (пятый эпизод), где расширение предложения в 47 – 52 тактах происходит за счёт импровизационного развития мелодии на выдержанном «органном» басу на VII ступени основной тональности. Этот приём плавно подводит к ожидаемой развязке – так называемой «репризе». Музыкальный материал 53 – 68 тактов полностью повторяют звучание первого рефрена и первого эпизода. Такое возвращение темы как бы обрамляет музыкальную форму данного произведения в целом, приводит к его логическому завершению, проводя смысловую и интонационную арку между началом и окончанием.

В целом, рондо из сонаты си-минор является классическим претворением формы рондо в творчестве К.Ф.Э. Баха.

Похожие публикации