Способы выражения авторской позиции нищий тургенев. Урок литературы

Анализ стихотворения И.С. Тургенева «Нищий»

Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. … О, как безобразно обглодала бедность это несчастное сущест во!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собой.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…

« Не взыщи, брат; нет у меня ничего брат».

Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись - и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, - прошамкал он, - и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

Функционально-стилевая принадлежность текста. Анализ семантического пространства текста.

1. Концептуальное пространство:

а) предтекстовые пресуппозиции (знания о личности автора, времени создания произведения, его связях с другими текстами, обстановке, в которой создавалось произведение).

Данное произведение представляет собой разновидность художественного текста – стихотворение в прозе. « Стихотворения в прозе» создавались в 1877-1882гг., в последние годы жизни Тургенева. С этим связан и набор ключевых тем стихотворения: одиночество, смерть, скоротечность жизни, неизбежность увядания, старость. “Стихотворения в прозе” состоят из двух разделов “Старческие” и “Новые стихотворения в прозе”. Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан в журнале “Вестник Европы” № 12 за 1882 год. “Новые стихотворения в прозе” при жизни Тургенева не печатались.

В стихотворении «Нищий» повествование ведётся от первого лица, и образ автора максимально близок Тургеневу.

б) анализ семантики заглавия до и после прочтения текста:

Семантика слова «нищий» - это (по Ожегову):

1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опустошенный человек (Нищий духом)1

Имеется и другое толкование: Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край)2

После прочтения становится ясно, что имелось в виду первое значение слова «нищий» - крайне бедный, живущий подаянием. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий – это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.

в) выявление ключевых слов

Так как темой стихотворения является воспевание гуманного отношения к человеку, то ключевыми словами будут: «рукопожатье», «подаяние», «брат», «трепетные руки».

Определение значения слова «Рукопожатье» с точки зрения истории культуры: 1) рыцарский обряд, который имел следующее значение: « Я без оружия, я не буду с тобой воевать, я желаю тебе добра». 2) XIX век: «Я не таю обиду на душе. Я ничего не зажал в руке, у меня нет яда». 3) XXI век: «Мы равны, мы братья более родные, чем братья по крови».

восстановил право нищего называться человеком.

Но в системе деталей портрета нищего есть деталь, которая не соответствует образу - определение «трепетные руки». Мы трепещем, испытываем трепет, когда испытываем волнение, переживаем, т. е. чувствуем.

Получается, по отношению друг к другу оба героя совершают подаяние.

Нищий, вероятно, впервые за много лет ощутил себя человеком, от которого не отвернулись: автор увидел в нём человека, равного себе, подал руку, тем самым подчеркнул, что сочувствует ему, сопереживает. И автор «получил подаяние от… брата». Нищий видит, что в своей сытой, благополучной жизни прохожий не утратил способности быть человеком. И это самое важное.

г) характеристика экспрессивных и образных средств.

Выделим глаголы «стонал», «мычал», «вздрагивал», которые дополняют тягостную картину. И здесь наблюдается нисходящая градация: «стонал» - «мычал» - «вздрагивал» - «прошамкал».

Далее рассказчик, не найдя ничего у себя в карманах, просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Используя отрицательную частицу ни и нисходящую градацию, автор показывает, насколько пусто у лирического героя в карманах: «ни кошелька», «ни часов», «ни даже платка « - «ничего».

Здесь же мы можем наблюдать состояние лирического героя через использованные в тексте эпитеты: «потерянный», «смущенный», «мои похолодевшие пальцы».

Состояние лирического героя передано ещё и с помощью многоточий, встречающихся в тексте 7 раз. Видно, что автора переполняют чувства, он не может высказать того, что творилось в его душе, он потрясён увиденным: «шершавые лохмотья», «нечистые раны», «трепетная рука», «посинелые губы», «воспалённые, слезливые глаза» и т.д. С помощью многоточий Тургенев передаёт взволнованность и растерянность лирического героя.

Восклицательное предложение в стихотворении встречается всего один раз. С его помощью обычно передаётся восхищение и восторг, а здесь автору нечем восхищаться, и единственное восклицательное предложение (метонимическая конструкция) употребляется для усиления возмущения: «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».

У И.С.Тургенева используется эпитет «несчастное существо» («О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо»), а также «шершавые» лохмотья (От грязи одежда стала шершавой). От этого образ нищего более жалкий и отталкивающий. Метафора «обглодала бедность это несчастное существо (т.е. человек крайне беден, в нем, казалось бы, уничтожено все человеческое) подчеркивает состояние нищего.

д) выявление словесных рядов, соответствующих основным проблемам и главным оппозициям текста.

Так как в стихотворении «Нищий» речь идёт о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню, то он и стоит в центре описания. Автор даёт этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза», «шершавые лохмотья», «посинелые губы» и т.д.

Получается такой образный ряд:

Воспаленные, слезливые глаза


Посинелые, синие губы

Нечистые раны

Шершавые лохмотья

Дряхлый старик

Несчастное существо

Красная, опухшая, грязная, трепетная рука

Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, лирический герой говорит, что это его «брат». Слово «нищий» употребляется в стихотворении 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), а слово брат используется 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим). И причём слово «нищий» в основном употребляется в первой части стихотворения, а брат - во второй. А это значит, что остановившийся возле нищего (а это был наверняка богатый человек, об этом мы можем судить по тому, что он искал в карманах кошелёк, часы, платок), понял, что этот старик такой же, как и многие другие люди, только попавший в трудную жизненную ситуацию.

И в самом конце стихотворения герой говорит не просто «брат», а «получил подаяние от моего брата». Местоимение «моего» подчёркивает изменившееся отношение героя к нищему. В стихотворении использована в основном нейтральная лексика, встречается также устаревшая, книжная, возвышенная или торжественная и разговорная (общение на равных.)

Таблица №1

Лексическое значение

Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто - нибудь близкий.

1) Очень бедный, неимущий.

2) Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню.

Устаревшая и книжная.

Обглодала.

Обгрызла.

Разговорная

Искать ощупью или перебирая, перекладывая что-нибудь.

Разговорная.

Говорить невнятно, пришёптывать.

Разговорная

Подаяние.

То же, что милостыня.

Устаревшая

Говорить невнятно, издавать тягучие, нечленораздельные звуки.

Разговорная.

Издавать стоны.

Устаревшая.

Одряхлевший от старости, утративший силу и крепость

Нейтральная

Лохмотья

Клочья, лоскутья, тряпьё

Нейтральная

Трепетная

Дрожащий, колеблющийся

Устаревшая

Потерянный

Расстроенный, растерянный

Разговорная

Смущенный

Полный смущения, выражающий смущение

Нейтральная

Просьба быть снисходительным, не осуждать, не обижаться

Устаревшая

Начать смотреть пристально, не сводя глаз

Разговорная

Сдавить, сжать

Нейтральная


Использование разной лексики указывает на то, что лирический герой близок по духу нищему.

Обратим внимание на то, как «работают» в стихотворении части речи.

Таблица 2.

Существительные

Прилагательные

Глаголы и его формы

Местоимения

лохмотья

бедность

существо

карманах

кошелька

подаяния

подаяния

слезливые

посинелые

шершавые

нечистые

несчастное

трепетную

Проходил

остановил

обглодала

протягивал

колыхалась

вздрагивала

усмехнулись

прошамкал

потерянный

смущённый

воспалённые

похолодевшие


В этой миниатюре больше всего существительных, это говорит о статичности стихотворения. Автору важно запечатлеть жизненную картину.

Употребление большого количества личных местоимений придаёт этому произведению оттенок искренности, взволнованности, лирический герой потрясён увиденным.

Глаголы и причастия, использованные в данном стихотворении, передают не быстрые, динамичные действия, а такие, которые могут происходить на одном месте: «протягивал руку», «стал шарить в карманах», «нищий ждал», «уставил глаза», «стиснул пальцы» и т.д. Слова этой части речи служат здесь в основном средством характеристики героев: «он стонал, он мычал о помощи», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «потерянный, смущённый», «прошамкал» и др.

Прилагательные, которых в стихотворении не очень много (12), выразительно характеризуют нищего: «дряхлый старик», «грязную руку», «синие губы», «слезливые глаза» и т.д.

е) анализ интертекстуальных связей.

Важная сторона русской литературы – поиск смысла жизни, особое предназначение человека. И.С. Тургенев в стихотворении продолжает тему библейской притчи: «Просите и получите, ищите и найдете, стучите и вам откроют. Каждый, кто просит, получает, кто ищет, находит, и кто стучит – тому откроют. Кто из вас даст сыну своему камень, когда тот просит хлеба? И кто даст сыну своему змею, когда тот просит рыбы? Если вы, какими бы злыми вы ни были, умеете давать доброе вашим детям, то настолько же больше Отец Небесный даст тем, кто у Него просит! Поэтому поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами» (Евангелие Матфея).

2. Денотативное пространство:

а) анализ событийной структуры текста (основные и сопутствующие ситуации).

Событийная структура стихотворения включает в себя несколько микроситуаций:

1. Портрет нищего старика.

2. Крик о помощи.

3. Растерянность лирического героя

4. Подаяние от брата

Описание каждой такой микроситуации занимает в стихотворении примерно 2-3 предложения и может быть разбито на еще более мелкие ситуации. Однако все они объединены одной событийной макроструктурой – каким должно быть отношение к человеку. Эта главная тема стихотворения задается еще в первых строках: «Я проходил по улице … меня остановил нищий, дряхлый старик»). Далее тема переходит в другие микроситуации.

б) особенности художественного пространства.

Художественное пространство данного текста не ограничено и практически не определено. Хотя присутствует лексика, с пространственным значением, называющая конкретные реалии, указывающая на положение в пространстве: «Я проходил по улице». В художественный мир проникает пространство реального вещественного мира с его границами и рамками. Художественное пространство, казалось бы, сужается до пределов небольшого конкретного пространства. Мы видим улицу, по которой движется лирический герой. Однако все эти реалии не столько конкретные места, сознание человека может охватить огромное, не имеющее предела пространство. Это может быть любой город, даже любая страна. Именно поэтому можно говорить, что художественное пространство данного текста не ограничено. Неизвестно, куда шел лирический герой, что там, впереди.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Харитонова Ольга Николаевна, учитель МБОУ гимназия им. И.А. Бунинагорода Воронежа

СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО!

Стихотворенияв прозе И. С.Тургенева «Нищий», «Милостыня», «Два богача».

6 класс

углубленного изучения), для чтения и изучения предлагаются стихотворенияв прозе «Близнецы»,

«Русский язык», «Два богача». Мы сочли возможным и целесообразным привлечь

дополнительные тексты, тематически связанные с последним, - «Нищий»,«Милостыня».

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Цели урока:

1) уяснить гуманистический смысл и идейно- нравственное содержаниестихотворений в прозе

«Нищий»,«Два богача», «Милостыня»;

2) выявить специфику жанра стихотворения в прозе.

Задачи:

2) совершенствовать навык выразительного чтения ;

3) формировать навык литературоведческого анализа текста;

4) развивать творческие способности учащихся.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать, понимать:

- историю создания стихотворений в прозе И.С. Тургенева;

Идейно -нравственное содержание стихотворений в прозе «Нищий», «Два богача»,«Милостыня»,

их поучительный смысл;

- значение понятий по теории литературы: стихотворение в прозе, притча.

Обучающиеся должны уметь:

- воспроизводить содержание отдельных эпизодов и всего произведения в целом;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения поистории и

теории литературы и необходимые литературоведческие термины;

- соотносить изучаемое произведение с фактами общественной жизни и культуры;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

(монологическое высказывание по исследуемой проблеме, а также в ходе дискуссии, беседы).

Компетенции, на развитие которых направлена учебная деятельность на уроке: читательская,

ценностно- мировоззренческая, культурологическая, речевая, коммуникативная.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии: коллективная, групповая,

индивидуальная.

Формы организации деятельности учителя на занятии: организаторская.

Прогнозируемые результаты:

- активизация познавательной деятельности обучающихся;

- развитие рефлексивных навыков;

- совершенствование речевой культуры обучающихся;

- развитие личностного потенциала и творческих способностей обучающихся;

- повышение коммуникативной культуры обучающихся.

Личностные: овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, устанавливать целевые приоритеты.

Познавательные: осознавать поставленную задачу, читать и слушать, извлекать нужную

информацию.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество, отображать в речи

Техническое обеспечение занятия: тексты стихотворенийв прозе «Милостыня», «Нищий» «Два

богача» (распечатка текста у каждого учащегося), словарь литературоведческих терминов,

презентация в программе PowerPoint , компьютер, проектор, экран, аудиозапись городского

романса «Нищая» в исполнении А. Малинина.

Урок открывает заранее подготовленное сообщение одного из учащихся , посвященное

истории создания тургеневского цикла стихотворений в прозе.Приведем примерный текст

сообщения.

Стихотворения в прозе создавались Тургеневым в 1877 – 1882 годах. Первоначально писатель

рассматривал стихотворения в прозе как эскизы будущих произведений. Некоторые из новых

писателя напечатать их. Цикл, состоящий из 51 стихотворения, появился в декабрьском номере

журнала «Вестник Европы» за 1882 год.

Круг тем, затронутых в «Стихотворениях в прозе», обширен: тема смерти, тема войны,

тема подвига и героизма, тема настоящего и будущего русского народа. Значительное место в

стихотворениях в прозе занимает изображение людских слабостей и пороков. Во многих

произведениях цикла звучит тема всепобеждающей силы любви, самопожертвования во имя

ближнего, превосходства жизни над смертью.

парах. Дети получают листы, где представлена информация из словарей и справочников. Задача

школьников –отобрать главную информацию, составить и записать в тетрадь краткое

определение жанра стихотворения в прозе.Группе из 2- 3 человек учитель поручает найти

информацию о данном жанре в сети Интернет.

Материал для работы в парах :

Литература. Справочные материалы. Книга для учащихся. (М.: Просвещение, 1988):

«Стихотворение в прозе – небольшое прозаическое произведение лирического характера,

графически представленное как проза.В стихотворении в прозе ощутимо повторение

ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже –рифмы и т. п.,

то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи», -

указывается в одном из справочников по литературе.

Словарь литературоведческих терминов (составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев):

«Стихотворение в прозе - небольшое прозаическое произведение лирического характера. В

стихотворении в прозе, как правило, преобладает не повествовательный, асубъективно-

оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и,

стихотворение в прозе отличается тем, что звуковая организация его не выдерживаетсякак

система, хотя и приобретает определенное художественное значение, текст графически

представлен как проза».

Литературный энциклопедический словарь (П од ред. В.М. Кожевникова, П.А.Николаева):

«Стихотворение в прозе - лирическое произведение в прозаической форме; обладает такими

признаками лирического стихотворения, как небольшой объём, повышенная эмоциональность,

обычно бессюжетная композиция, общая установка на выражение субъективного впечатления

или переживания, но не такими средствами, как метр, ритм, рифма. Поэтому не следует

путать Стихотворение в прозе с формами, промежуточными между поэзией и прозой именно по

метрическому признаку, - с ритмической прозой и свободным стихом. Форма Стихотворения в

прозе в европейской поэзии сложилась в эпоху романтизма, опираясь на библейскую традицию

религиозной лирики в прозе и на французский обычай прозаического перевода иноязычных стихов;

первым образцом Стихотворения в прозе принято считать книгу А. Бертрана "Гаспар из тьмы"

(изд. 1842); термин "Ст. в пр." введен Ш. Бодлером в "Цветах зла"; в русскую литературу вошел

у И.С. Тургенева в цикле произведений 1878- 1882. Широкого распространения жанр не получил»

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%E8%F5%EE%F2%E2%EE%F0%E5%ED%E8%E5_%E2_%EF

http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/stihotvorenie-v-proze/?q=458&n=216

http://enc-dic.com/lit/Stihotvorenie-v-proze-499/

http://slovar.lib.ru/dictionary/stihotvorenijevproze.htm

Через 3 минуты осуществляется проверка выполнения задания. Дети читают записанные

определения, сравнивают, устно дают оценку работе друг друга.

Продолжает занятие выразительное чтениест ихотворенияв прозе «Нищий» (тексты

присутствуют на каждом столе)и анализхудожественного текста. Основная форма работы –

коллективная: беседа.

Учитель. В стихотворении в прозе присутствует событийный ряд либо просто упоминаетсяо

событии, которое послужило поводом к написанию произведения. Лирический ряд –обращение к

сфере человеческих чувств - в стихотворении в прозе, как и влирике вообще, на первом плане;в

вызванные этими событиями, впечатления от увиденного или услышанного. Событийный ряд

обычно невелик.

Беседа начинается с вопроса:

- Какое событие лежит в основе сюжета произведения?

Главное событие, описанное в произведении, - встреча лирического героя с нищим стариком.

Встреча как встреча. В то время нищие на улицах Москвы и Петербурга –явление обыденное. Да

и в наши дни можно повстречать людей, просящих подаяние. Но этот человек особенный.

Задание классу:

- Прочитайте описание внешности старика. Какой вывод делает лирический герой, созерцая

нищего?

Старик назван «дряхлым». У него «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы»

(вероятно, от долгого пребывания на холоде), «нечистые раны» (следствие болезни и, так сказать,

«неухоженности», отсутствия должного присмотра за пожилым человеком), облачен он в

«шершавые лохмотья». Рука, которую он протянул, прося подаяния, «красная, опухшая, грязная».

существо!» Но дело тут, понятно, не столько в бедности, сколько в другом: человек оказался

никому не нужным, ему некому протянуть руку помощи. А «он стонал, он мычал о помощи».

- С какой целью в произведении использованы глаголы «стонал», «мычал»? Почему автор не

привел слова нищего, ведь наверняка он произносил конкретные фразы, стараясь привлечь

внимание проходившего мимо дворянина? Заметим, что, прощаясь с лирическим героем, старик

изъясняется вполне разумно и членораздельно.

отражают впечатление, произведенное на лирического героя обращением нищего. Речь

измученного старика сливается в сознании лирического героя в один непрерывный стон. Герой не

воспринимает данное обращение в его словесном выражении, да конкретные слова и не важны в

создавшейся ситуации. Взгляд, протянутая рука, весь облик человека, доведенного до отчаяния,

говорят красноречивее любых фраз. Нищий старик весь воплощенная мольба о помощи. И

лирический герой не мог пройти мимо, не мог не откликнуться на эту мольбу: «Я стал шарить во

всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». «А нищий

ждал… и протянутая рука колыхалась и вздрагивала».

Вопрос учащимся:

- Каковы дальнейшие действия и переживания лирического героя?

Герой смущен и растерян, он испытывает глубокое неподдельное страдание от того, что ему

нечего дать старику. Душевное волнение выдают «похолодевшие пальцы» рук. Однако герой

сумел в буквальном смысле слова протянуть руку реальной помощи ближнему: «Потерянный,

повинуясь искреннему, сердечному порыву. Аристократ не побрезговал коснуться «грязной,

опухшей» ладони бездомного нищего, нуждающегося в поддержке. Значимость своего поступка

он осознал позднее. Словесник обращает внимание учеников на изменение эпитетов,

просящего подаяние видится лирическому герою «грязной, опухшей»; позднее она названа

«трепетной». Выбор эпитетовфиксирует изменение душевных движений лирического героя.

- Какой была реакция нищего? Почему он сказал: «Это тоже подаяние…»?

Старик изумлен, во- первых, обращением «брат» к своей скромной персоне со стороны

«барина». От изъявлений сочувствия он, вероятно, давно отвык. Хорошо, если прохожие дадут

грошик, не прогонят прочь, не обругают. А сколько людей просто равнодушно проходит мимо!

Поэтому старик потрясен отношением к себе как равному. И лирический герой получил ответное

рукопожатие и ответное «брат».

- Прочитаем авторское резюме в конце стихотворения: «Я понял, что и я получил подаяние от

моего брата». В чем же состояло это подаяние, полученное аристократом от нищего?

Зачастую прохожие (даже те, что не «жадничают») не испытывают подлинного сострадания к

тем, кому подают милостыню. Нравственное «зрение» обывателей не позволяет воспринимать

уличных оборванцев как своих собратьев. Они для них не токмо не ближние, которых, согласно

заповеди Иисуса Христа, надо возлюбить, как самих себя, а, напротив, совершенно чужие,

дальние, невольно ставшие помехой, тревожащие их благополучие.Лирическая новелла

Тургенева запечатлела жизненный «эпизод» чрезвычайной важности –сближение, «братание»

людей, разница в социальном положении которых огромна, если не сказать - непреодолима.

Однако эту пропасть удалось «сократить», ибо лирический герой проявиллюбовь к ближнему в ее

единственно верном понимании. И то, что бедняк оценил и принял знак уважения, тоже

подаяние. Лирический герой получил урок подлинного человеколюбия, - и, надо сказать, без

Урок продолжает работа в группах. Учитель предлагает детям объединиться в 4 группы для

выполнения заданий.

Группа обучающихся № 1 работает со стихотворением в прозе «Милостыня».

Задание группе обучающихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение стихотворения в прозе «Милостыня».

2. Дайте ответы на вопросы:

- Кто герой лирической новеллы? Приведите ключевые слова и выражения, с помощью которых

описан внешний облик персонажа.

- Как герой оказался в бедственном положении? В чем причина его страданий?

- Каково душевное состояние старика? Почему он не решается просить милостыню?

- Как выглядит обратившийся к герою незнакомец? Как вы думаете, кто это?

- Какой совет был дан старику божественным посланником? Какой довод приводит незнакомец ?

Почему старик «встрепенулся» после слов незнакомца?

- Когда герой произведения протянул руку для подаяния, как отреагировал первый прохожий? А

второй? Стыдится ли теперь старик того, что просит милостыню? Почему?

Информация для учителя

В «Милостыне» нет лирического героя , поэтому отсутствует и субъективно- оценочное

восприятие изображенной ситуации. Данное произведение скорее носит характер притчи. Однако

«Милостыню» к жанру стихотворений в прозе.

Герой «Милостыни» во многом подобен персонажу стихотворения «Нищий». Это «старый,

больной человек», бредущий вдоль большой дороги. «Он шатался на ходу» от усталости. Его

«исхудалые ноги» «ступали тяжко и слабо», «одежда на нем висела лохмотьями». Одним словом,

«он изнемогал» под гнетом душевных и физических страданий.

«…Он был некогда здоров и богат… здоровье истратил, а богатство роздал другим… И вот

теперь у него нет куска хлеба –и все покинули его, друзья еще раньше врагов…»Геройне привык

унижаться, поэтому испытывает горечь и стыд при мысли о подаянии.

«Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный,

но не злой», - таким предстал перед героем незнакомец.Судя по внешнему облику, по внезапному

появлению и такому же исчезновению, а также учитывая то, что незнакомец называет старика по

Выяснив, что старик, несмотря на неблагодарность окружающих, не жалеет о розданном

богатстве и совершенных благодеяниях, незнакомец убеждает героя в том, что не следует

стыдиться просить милостыню. Просить милостыню – значит предоставить другим людям

реальную возможность творить добро.

После этого персонаж произведения Тургенева больше не стыдится того, что ему приходится

стоять «с протянутой рукой». Он с надеждой заглядывает в глаза проходящих мимо. Первый

прохожий отвернулся с суровым лицом. Что ж, всякие бывают люди. Бывают и такие, которые не

понимают, что это проверка их душевной щедрости – или скупости и скудости. А ведь на самом

деле подаяние – процесс взаимообмена добром. И неизвестно, кто получает больше: тот, кому

подают милостыню, или тот, кто ее подает. И воистину нищи духом все проходящие мимо, не

внимающие мольбам о помощи.

Группа обучающихся № 2 работает со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 - ая и 2-

ая строфа) .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение фрагмен та стих отворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» » (1 -

ая и 2- ая строфа):

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто- то камень положил

В его протянутую руку.

2. Дайте ответы на вопросы:

- Каков внешний облик лермонтовского нищего? Сравните его с портретом героя произвед ения

Тургенева «Нищий».

- В чем различие сюжетных ситуаций в произведения х Тургенева и Лермонтова?

- Сравните значение слова «живой » в 1 и 2 строфе?

- Какова роль мотива камня в стихотворении Лермонтова?

Информация для учителя:

Сходство лермонтовского нищего с т ургеневским стариком п очти буквальное: «бедняк

иссохший, чуть живой», «взор являл живу ю м уку» .

Образ нищего - антитеза прихожанам: он беден отс у тствием матери альных благ, в то время как

окружающие продемонстри ровали абсолютную д у ховн ую нищету. У него « иссох шая» те лесная

оболочка - он и же непоправимо очерствели вн утренне. Даже взгляд, являвший «живую м уку» , не

смог разбередить людских сердец: нищий так и н е дождался живой реакции непосредственной

чуткости, реальной отзывчивости. Хуже тог о: «… к то - то камень положил // В его протян у т у ю

входит мотив окамене ния, омертвения души, явно из числа тех, кого в н ароде именуют

«нехристями». Иис ус Христос, к ак мы п омним, движимый человеколюбием, п ревратил ка мни в

хлебы. А людское безду шие, к ак ни прискорбно, способно порой произвести обратное.

Группа обучающихся № 3 работает со стихотворением в прозе «Два богача» .

Задание группе обучающ ихся № 1

1. Подготовьте выразительное чтение по ролям стихотворения в прозе «Два богача ».

2. Дайте ответы на вопросы (см. учебник, с. :

Информация для учителя

Главный герой сти хотворения деревенский му жик, принявший племянницу- сирот у в свой

разоренный домишко. Ему теперь б у квальн о «не н а что… соли добыть, п охлебку п осолить » , так

как н а «Катьку последние гроши » п ошли. Но в крестьянском семействе никто не ропщет и все с

радостью едят « и не солен у ю » похлебк у , потому что знают: главное в жи зни не оставить в беде

ближнего, протянуть р у к у помощи нуждающемуся в поддержке и сострадании. Тургенев

выделяющему «целые тысячи н а воспитание детей, на лечение больных, н а призрение старых» . Не

умаляя заслуг последн его, х удожник со всей ответственностью заявляет: «Да леко Ротшильд у до

во имя ближнего.

Группа обучающ ихся 4 осуществляет п одборку пословиц русского народа и афоризмов,

«Нищий».

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись -- и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат,-- прошамкал он,-- и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

Урок милосердия. «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе.

Цели:

Знакомство с понятием «литературный цикл»; выявление жанровых особенностей стихотворения в прозе, художественной идеи стихотворения в прозе «Нищий», особенностей поэтики произведения; демонстрация связи между различными видами искусства;

Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстративным материалом, навыков комплексного анализа художественного текста в процессе самостоятельной исследовательской работы;

Формирование навыков работы в паре и группе;

Развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся в процессе выявления художественной идеи произведения - идеи равенства и братства всех людей, идеи милосердия.

Оборудование : тексты стихотворения, проектор, колонки, компьютер, слайдовая презентация, цветная бумага, магниты.

«Добрый мой читатель,

не пробегай этих

стихотворений сподряд…

Но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое;

и которое - нибудь из них,

может быть, заронит тебе

что-нибудь в душу».

(Из предисловия

И.С. Тургенева к первому

Изданию)

Человек, словно в зеркале мира, многолик:

он ничтожен и он же безмерно велик.

О. Хайям

Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие класса.

Добрый день. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок: наш урок литературы я назвала уроком милосердия. Почему? - спросите вы. Я думаю, что в завершении нашего разговора вы самостоятельно сможете ответить на этот вопрос. А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи - стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий».

Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своми впечатлениями.

  1. Чтение учителем стихотворения в прозе «Нищий» (музыкальное сопровождение). Выявление первоначальных впечатлений .

Какая картина возникла в вашем воображении?

Сравните свои впечатления с картиной русского художника XIX века Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» (слайд 2 ). В чем разница между взглядом художника и сюжетом, описанным Тургеневым? (У Тургенева нищий получает подаяние, пусть и в виде рукопожатия, но получает, герой его не гонит. ) Уместно ли создание картины по мотивам стихотворения в прозе «Нищий»?

  1. Сообщение темы и постановка целей урока, формирование мотивационной установки .

Вы, наверное, уже поняли, что для ответа на поставленный в начале урока вопрос нам необходимо будет внимательно рассмотреть прозвучавшее только что произведение. Проанализировать его с точки зрения жанра, художественного оформления, лексико-семантической составляющей. Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе» и эпиграфы, которые я подобрала к нашей встрече. (слайды 3-4) Мы вернемся к ним процессе нашего разговора.

Урок милосердия. Как вы понимаете значение этого слова? Какие морфемы мы можем выделить в этом слове? Связано ли значение с морфемной структурой слова? (милое сердце - доброе, милость, сердечность)

МИЛОСЕРДИЕ- это готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания. (толковый словарь русского языка А.Н. Булыко)

НИЩИЙ - -ая, -ее; нищ, нища, нище. 1. Очень бедный, неимущий. Н. скиталец. Нищая хибарка. Нищая жизнь (также перен.: бездуховная). 2. нищий, -его, м. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Подать нищему. * Нищий духом (устар. и книжн.) — лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый. II ж. нищая, -ей (ко 2 знач.). II прил. нищенский, -ая, -ое (ко 2 знач.). Нищенская котомка. (слайд 5)

Как вы думаете, в каком значении употребляется это слово в заглавии стихотворения в прозе? (бедный, неимущий человек, живущий подаянием)

Слово учителя .

«… А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» Попробуйте про себя услышать собственное чтение этой фразы… Почему столь необычным - лиричным, взволнованным, особенно проникновенным будет ваше чтение?

Что же создал Тургенев - обычное, хотя и мастерское, прозаическое произведение? Нет, не обычное! Уже в своем названии сочетающее противоположные начала - стихотворение в прозе.

А теперь мы подошли с вами к самому интересному понятию, сочетающему в себе практически противоположные понятия - стихотворение в прозе? Почему в этом термине такая последовательность слов: вначале стихотворение, а затем в прозе?

Что отличает каждый из этих литературоведческих терминов? (Стихотворение - лирический жанр, передающий чувства лирического героя. Это ритмически организованный текст, который отличают определенные темп, ритм, рифма, эмоциональность.

Проза - нестихотворная литература, в противоположность поэзии, прозаический текст отличает сюжет, графическое оформление. )

Прочитайте, пожалуйста, еще раз произведение и попробуйте найти в «Нищем» черты прозаического и лирического текстов.

- (Работа по вариантам: 1 вариант - черты прозы, 2 вариант - черты лирики).

Подведение итогов работы спустя 3-4 минуты.

1: сюжет, прозаическая форма повествования; 2: небольшой объем, эмоциональность, субъективность, частое членение.

Обучающиеся представляют свои выводы и сравнивают их с выводами учителя, помещенными на слайдах 5-6.

4. Жанровое своеобразие.

«Стихотворения в прозе» принято назвать циклом. Цикл - это не простая подборка или совокупность сходных по теме произведений. В цикле непременно ставится и решается какая-то проблема. Тематический круг цикла Тургенева складывается из немногих тем: жизнь и смерть в их различных проявлениях. Жизнь предстает в разнородных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение. Назначение и высший смысл жизни - неустанная борьба со смертью, с забвением, с небытием. Стихотворениям цикла свойственна своего рода отрешенность от будничного правдоподобия; изображение создается немногими резкими чертами. Речь нетороплива, торжественна, приподнята, эмоционально насыщенна.

Повествование рассчитано на активное додумывание и сопереживание читателя, ибо каждый элемент этой структуры обволакивается множеством ассоциаций, намеков. Вспомните наш первый эпиграф. Тургенев рассчитывает на вдумчивого, внимательного читателя.

Взгляните на первый эпиграф. К чему призывает нас писатель? Почему не рекомендует читать стихотворения в прозе подряд?

Дополнительная информация.

Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр - стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Я вспоминаю притчу современного писателя Тимура Зульфикарова. Молодой спросил у старого человека: « В чем мудрость жизни? » Старик ответил: « Когда я был молод, я смеялся над упавшим человеком, когда я стал стариком - плакал! »

Как вы думаете, можем ли соотнести эту притчу с произведениями, написанными Иваном Сергеевичем Тургеневым на закате жизни? Каким образом? (Имея большой жизненный опят, человек начинает иначе смотреть и оценивать многое, что происходит вокруг. Недаром говорят, что с годами человек становится мудрее - он познает жизнь в самых различных, далеко не всегда приятных, ее проявлениях )

5. Исследовательская работа с текстом.

Литературное произведение - это живой организм, который имеет свое сердце, душу, ткань. И сегодня мы с вами постараемся проникнуть в глубины души выбранного текста, определить его идею, особенности художественного оформления. Первый этап нашей работы - смысловое погружение

1) Коллективная работа. Смысловое погружение .

Заштрихуйте ключевые слова - смыслы. (Тексты у всех учащихся)

С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? (Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука )

Найдите слова, употребленные в несвойственном сочетании (грязная, трепетная; он стонал, мычал; обглодала бедность ).

Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор? Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] - нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал. опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.

Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?

Найдите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.

Потерянный, смущенный, похолодевшие.

Как называет лирический герой нищего? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики?

Лирический герой называет нищего «несчастным существом», нищим - 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), слово брат употреблено 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим).

Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.

2) Слово учителя

Лирический герой - единственный герой цикла, на которого неотрывно обращено внимание писателя. Его личность необычайно широка и богата. Человек сложный, мятущийся, он силен своим искренним интересом к самым различным сторонам жизни во всех ее проявлениях - прекрасных и безобразных. Ничто человеческое ему не чуждо.

Как проявляет себя лирический герой в произведении И.С. Тургенева?

Синтаксическое погружение .

Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно.

Предложения с многоточиями встречаются 7 раз.

Какова функция многоточий в тексте стихотворения И. Тургенева?

С помощью многоточий передано крайнее волнение лирического героя.

Какое образно-выразительное средство подчеркивает настроение лирического героя?

Риторическое восклицание «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!» передает возмущение и сострадание лирического героя.

Сколько абзацев в стихотворении? О чем свидетельствует такое деление текста на абзацы? (жанровая особенность)

3) Слово учителя

В совокупности с изобилием пауз (краткие абзацы, обособления внутри предложений, авторские тире, цезуры) все это создает неповторимый ритм лирико-философской прозы - неторопливый, с повторами отдельных мотивов, с неоднократными возвращениями - наподобие встречного течения в речном потоке.

Такой ритм соответствует сложному, богатому настроению цикла и способствует возбуждению у читателя настроения, необходимого писателю для наиболее впечатляющего осознания его выводов.

4) Исследовательская работа с текстом по вариантам.

Посчитайте количество употребляемых в тексте существительных (1 вариант), прилагательных (2 вариант), глаголов, причастий и деепричастий (З вариант), местоимений (4 вариант). О чем это свидетельствует? Каковы особенности лексики стихотворения?

Итоги работы. В тексте встречается много существительных (учитывая повторения), что свидетельствует о статичности изображенного. И.С. Тургенев стремился воссоздать картину действительности в мельчайших подробностях. Глаголы, причастия и прилагательные служат средством характеристики состояния героя. В тексте преобладает нейтральная и возвышенная лексика. В тексте немало местоимений, что придает ему оттенок искренности, взволнованности.

Ситуативное погружение.

А как сегодня мы реагируем на просьбу подаяния? Часто на улицах наших городов можно встретить человека в лохмотьях? Изменилось ли отношение к этим людям со времен Тургенева?

5) Слово учителя

Тургенев стремился к тому, чтобы эта возвышенная, с философскими раздумьями речь пробудила отклик в читателе и вызвала в нем такие же чувства, отрешенность от обыденщины и благородную красоту переживаний.

6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

Какова главная мысль стихотворения в прозе «Нищий», его художественная идея?

Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий» - это призыв к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.

Какое настроение - мрачное, безысходное, трагическое или благоговейное, ясно-спокойное, трепетное - вызывает это стихотворение? В каком цвете вы бы изобразили свои ощущения после прочтения? Поменялось ли ваше восприятие в течение урока? (Цветовая палитра создается учителем на доске на основе ответов обучающихся.)

Вспомните вопрос, прозвучавший в начале нашего урока: почему наше занятие носит название урок милосердия? (Тургенев демонстрирует пример милосердия, сострадания и призывает к тому, чтобы хотя бы один маленький текст оставил след в душе читателя, не прошел стороной. И доказывает, что для воздействия на сердце, душу человека порой может быть достаточно одного слова. К сожалению, мы не всегда торопимся говорить такие добрые слова нашим друзьям и близким, родным и знакомым или незнакомым людям, нуждающимся в поддержке)

- Давайте обратимся к словам О. Хайяма. В чем их смысл? В чем вы видите величие человека, героя Тургенева?

А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.

Карта самоанализа

я на сегодняшнем уроке…

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.

7. Домашнее задание.

Разбившись на группы (2-4 человека) подготовьте собственную презентацию одного из приведенных в учебнике стихотворений в прозе.

Дифференцированное задание (выберите 1 вариант из предложенных) :

  1. 1 вариант . На основе материала учебника и знаний, полученных на предыдущих и сегодняшнем уроках, подготовьте диалог «Разговор о жизни и творчестве И.С. Тургенева»
  2. 2 вариант . Попробуйте себя в роли писателя, сочините свое стихотворение в прозе и представьте его одноклассникам.
  3. 3 вариант . Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».

Литература

  1. Аркин И.И.Уроки литературы в 7 классе: Практ. методика: Книга для учителя/ И.И. Аркин. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 253 с.
Тема занятия: « Все мы братья....» (Художественная идея стихотворения в прозе на примере произведения И.С. Тургенева «Нищий»)

Цель занятия : выявление художественной идеи стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий»

Задачи занятия:

Развивать умения анализировать текст, высказывать своё мнение, делать выводы на основе анализа текста;

Формировать умение составлять схему к тексту с целью более глубокого осмысления его;

Формировать умения извлекать информацию из текста и оценивать поступки героев;

Формировать коммуникативные навыки

Воспитывать общечеловеческие качества (внимание, любовь и уважение к людям)

Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают о цикле стихотворений в прозе И.С. Тургенева, смогут использовать для понимания текста приём «Составление кластера», усовершенствуют свои умения определять значение слов и их роль в тексте и находить ключевые слова в тексте с целью более глубокого его понимания,

Ход занятия

А.С. Пушкин писал: «Чтение- вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека- есть наука самая занимательная». Сегодня мы с вами «последуем за мыслями» замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

В последние годы Иван Сергеевич жил во Франции, в местечке Буживаль.Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Что такое стихотворение? (Стихотворение- небольшое лирическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. (Литературная энциклопедия)

Ребята, но перед нами стихотворения в прозе.

Дайте определение стихотворению в прозе.

( Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме).

В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

Итак, мы имеем дело с небольшими произведениями, изображающими внутренний мир лирического героя, но написанными прозой.

А назывались первоначально « Senilia » (в переводе с итальянского – «старческое»).

Какие ассоциации у вас возникают при произношении этого слова? (Старость-мудрость.)

Значит, перед нами - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозе, заключающее в себе жизненный опыт, мудрость.

Окончательный вариант цикла «Стихотворения в прозе « содержал 83 произведения.

В 1880 году автор написал следующее предисловие: «Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет- и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и которое- нибудь из них, может быть, заронит тебе что- нибудь в душу».

Мы выполним просьбу Ивана Сергеевича. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений, написанным в феврале 1878 года, «Нищий». Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное. (Приложение 1)

Предтекстовая стадия

Какие ассоциации возникают при произношении слова нищий ? (Бедность, несчастье, грязный, голодный, бездомный, одинокий...)

Учитель фиксирует на доске названные детьми слова.

Установим связи между словами.

Что у нас получилось? (Скопление слов, цепочка, гроздь...)

Такой способ изображения называется кластер. Кластер в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Кластер- графический систематизатор, показывающий несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Составление кластера позволит вам погрузиться в произведение, а также наглядно представить связи между ключевыми словами текста.

Первый этап смыслового чтения называется антиципация (от лат. anticipatio - предвосхищаю). Мы предвосхитили, предугадали содержание текста, основываясь на его названии.

Прекрасно! А теперь проверим, насколько верны наши ожидания.

Текстовая стадия

Обратимся к тексту. Текст читает учитель. (Приложение1)

Совпало ли содержание стихотворения в прозе с нашими предположениями?

Что можно добавить в нашу схему после прочтения? (старик, больной…) (Добавляем другим- красным цветом)

Что происходит при встрече?

Что просит нищий? (Милостыню...)

Что такое подаяние, милостыня?

Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ?

(Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия.)

Какое подаяние получил нищий от автора? (Рукопожатие)

История ритуала рукопожатия такова. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не прячет оружия.

В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с тобой воевать.

В 19 веке рукопожатие стало знаком согласия при заключении коммерческих сделок.

А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.

А какое значение имеет «рукопожатие» в произведениии И. Тургенева?

Ребята, а каждый ли человек в наше время может пожать руку нищему? (Нет)

А почему?

- Приходилось ли вам встречаться с нищими?

- Каково отношение к ним в обществе?

( Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить.)

- А как относится к этим людям И.С.Тургенев? (Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».)

Дайте лексическое значение слова «брат»? Индивидуальная работа с «Толковым словарём»

    Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат, сводный брат.

    Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)

    Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.

    Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

В каком значении употребил это слово Иван Сергеевич? (В 3 и 4)

Что означает это обращение? (Автор восстановил равенства двух людей, восстановил право нищего называться человеком)

Обратите внимание, сколько повторяется слово «брат»? Как вы думаете зачем?

Вторичное прочтение произведения .

Читаем текст самостоятельно, выделяем ключевые слова.

Какие ключевые слова вы выделили?

Ребята называют ключевые слова (нищий, дряхлый старик, воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, нечистые раны, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука, стонал, мычал о помощи. Это тоже подаяние, брат.)

Анализ текста

Следующий этап – извлечение необходимой информации.

Теперь, используя ключевые слова, мы составим план текста:

    Встреча на улице.

    Несчастное существо.

    Рукопожатие.

    Братья.

Организация работы в группах.

Задача для группы №1.

Сожмите текст до 5-6 предложений, сохранив сюжет. Запишите в виде открытки, которую И.С. Тургенев мог бы послать В.Г. Белинскому после встречи с нищим в г. Богучар, где он был проездом. Выберите того, кто представит результаты работы вашей группы.

Выявление и формулирование основной идеи текста (группа № 2).

Представьте, что И.С. Тургеневу нужно отправить не открытку, а телеграмму. А в ней должно быть не более трёх предложений. Для этого вам придётся извлечь самую важную информацию из текста – его основную мысль.

Итак, заполняем бланки телеграмм. Выберите того, кто представит результаты вашей работы (2-3 человека)

Задание для группы №3

Какую мудрость мы извлекли из этого произведения? Написать в виде СМС сообщения.

Выступление группы №1.

Я проходил по улице. Встретил нищего. Он был бледен и болен. У него не было денег. Я пожал ему руку. Он назвал меня братом.

Выступление группы №2.

Я встретил человека. Часто у таких людей, как нищий, доброе сердце. Все мы друг другу братья.

Выступление группы № 3.

Подаяние может быть не только деньгами, но и поддержкой.

Слово учителя

Взаимопонимание – это главное, все люди – братья, мы все равны перед Богом.

Посмотрите, какие мысли и чувства родились у вас в результате смыслового прочтения произведения И.С. Тургенева. Это прекрасно.

Давайте создадим своё произведение. Будем использовать технологию составления синквейна .

    Тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.

    Фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Одно слово- синоним, характеризующее суть предмета или объекта.

Нищий

Больной, просящий.

Просит, усмехается, пожимает.

Нищий готов к рукопожатию.

Брат.

Нищий

Голодный, несчастный

Стонет, мычит, ждёт

Нищий тоже человек

Брат

Рефлексия

В заключение хочется привести слова А.П.Чехова : «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Таким человеком сегодня для нас был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

Запомните слова Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Приложение 1

НИЩИЙ

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, – прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Разделы: Литература , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7

Презентация к уроку




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока – выявить художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий».

Задачи:

  • выявить идею стихотворения;

Оборудование: портрет писателя, презентация.

Предварительная работа учащихся:

  1. Создание двух групповых информационных мини-проектов по темам «История создания цикла «Стихотворения в прозе»» и «Особенности жанра стихотворение в прозе ».
  2. Создание группового творческого проекта – фильма «Нищие» (при необходимой для этого подготовленности учащихся).
  3. Индивидуальные задания:
    - сообщение об истории ритуала рукопожатия;
    - сообщения о лексическом значении слов нищий и брат.
    - индивидуальное исследовательское задание «Выразительные средства морфологии в стихотворении «Нищий»».
    - индивидуальное исследовательское задание «Анализ композиции стихотворения».
    - творческое задание «Монолог нищего».
  4. Домашнее задание для всех учащихся класса:
    - прочитать стихотворение «Нищий»;
    - выполнить письменно задание № 4- 5 (с.71) в рабочей тетради по литературе для 7 класса.
    - выполнить задания учебника № 3, 5 (с.261) устно.

1. Актуализация темы и постановка цели и задач урока.

Учитель: Сегодня мы обращаемся к прочтению и анализу ещё одного тургеневского творения – стихотворения в прозе «Нищий». Дома вы познакомились с этим произведением, попытались самостоятельно разобраться с его содержанием и художественными особенностями. Какие задачи вы хотите поставить перед собой на сегодняшнем уроке?

Учащиеся: Вспомнить особенности жанра стихотворение в прозе, углубить представление о нём; понять основную мысль, проблему, поднятую в произведении; рассмотреть средства, при помощи которых автор доносит до нас идею стихотворения.

Учитель: Иными словами – постичь художественное своеобразие этого стихотворения. В этом и будет заключаться цель нашего урока.

(Слайд 1.) Итак, тема урока: «Художественное своеобразие стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»».

(Слайд 2.) Наши задачи:

  • углубить представление о жанре «стихотворение в прозе»;
  • выявить основную мысль стихотворения «Нищий»;
  • проанализировать использованные автором средства художественной выразительности;
  • совершенствовать навыки монологического высказывания.

2. Защита мини-проекта «История создания цикла «Стихотворения в прозе»».

Учитель: Чтобы достичь первой цели, обратимся за помощью к группе, которая занималась изучением истории создания цикла «Стихотворения в прозе».

Учащиеся: (Слайд 3) Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

(Слайд 4) Основные мотивы цикла - это воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности жизни перед вечностью природы.

(Слайд 5) Появлением этих миниатюр читатель должен быть обязан Михаилу Максимовичу Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», с которым долгие годы сотрудничал Тургенев. Из воспоминаний Михаила Максимовича мы узнали, что он неоднократно навещал писателя в его французском поместье. Вот что он рассказывает: Тургенев сказал: «…хотите, я докажу вам на деле, что я не только не пишу романа, но и никогда не буду писать!» Затем он наклонился и достал из бокового ящика письменного стола портфель, откуда вынул большую пачку написанных листков различного формата и цвета. На выражение моего удивления: что это такое может быть? – он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, этюдами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину».

Далее Тургенев признался, что эти материалы пошли бы в дело, если бы он принялся за большую работу, но, чтобы доказать, что он ничего больше не будет писать, он решил запечатать материалы и отдать на хранение до его смерти. Михаил Максимович попросил Тургенева прочесть несколько листков, а потом сказал: «Нет, Иван Сергеевич, я не согласен на ваше предложение; если публика должна ждать вашей смерти для того, чтобы познакомиться с этой прелестью, то ведь придётся пожелать, чтобы вы умерли; а мы просто напечатаем всё это теперь же». Через две недели Тургенев прислал Стасюлевичу 50 листков со стихотворениями.

(Слайд 6) Сборник стихотворений имеет двухчастную композицию. Первая часть - «Старческое» - включает 50 стихотворений, отобранных самим Тургеневым и напечатанных впервые в «Вестнике Европы». Вторая часть – «Новые стихотворения в прозе» - это 33 стихотворения, опубликованные уже много позже смерти писателя в Париже в 1930 году.

(Слайд 7) Известно, что над названием цикла Тургенев думал очень долго. Сначала он назвал его «Posthuma» («Посмертное»), затем - «Senilia» («Старческое»), и в итоге он согласился с предложением М.М.Стасюлевича дать циклу название «Стихотворения в прозе».

3. Защита мини-проекта «Особенности жанра «стихотворение в прозе».

Учитель: Предоставим слово группе литературоведов, которые занимались исследованием особенностей этого жанра.

Учащиеся: (Слайд 8) В учебнике литературы для 5 класса даётся такое определение данного жанра: «Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме».

Лирика – это один из трёх родов литературы. В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать (Слайд 9) небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

(Слайд 10) Проза – одна из форм литературы. Стихотворение в прозе графически оформляется как проза, в нём отсутствует ритм и рифма.

Таким образом, стихотворение в прозе представляют собой промежуточную форму между поэзией и прозой.

(Слайд 11) Сам И.С.Тургенев называл эти произведения эскизами, этюдами с натуры, фрагментами.

Учитель: Что новое вы узнали о жанре?

4. Чтение стихотворения и аналитическая беседа с учащимися.

Учитель: Ребята, ранее вы уже знакомились со стихотворениями в прозе Тургенева. Какие из них вам особенно запомнились?

Сегодня мы обращаемся ещё к одному стихотворению. Перед его прочтением хочу процитировать слова автора (Слайд 12) : «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд… Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое; и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».

Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное.

Обратимся к лексическому значению слова «нищий».

Учащийся : (Слайд 13) Нищий - 1) Очень бедный, неимущий. Например: нищая хибарка, нищая жизнь. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Например: подать нищему. 2) Слово может употребляться и в переносном значении: лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек. Например: нищий духом.

Учитель: Объясните значение слов подаяние, милостыня . Какова их этимология?

Учитель : Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ?

Учащиеся: Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия.

Учитель: Приходилось ли вам встречаться с нищими?

Давайте сообща создадим портрет такого человека?

Учащиеся: Худой, одетый в грязную, старую одежду, дурно пахнущий, нездорового вида человек.

Учитель: Каково отношение к ним в обществе?

Учащиеся: Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить.

Учитель: (Слайд 15 ) А как относится к этим людям И.С.Тургенев? Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».

(Прочтение стихотворения учителем.)

Учитель: Какие чувства вы испытали при прочтении произведения?

Учащиеся: Чувство жалости, сострадания к несчастному человеку, оказавшемуся в бедственном положении. Чувство стыда, что в мире есть люди, которым мало кто хочет помочь…

Учитель: Именно такое чувство испытывал и сам автор, когда создавал это произведение, ведь, читая талантливое лирическое произведение, мы проникаемся теми же эмоциями, что и их создатель.

Можно ли утверждать, что произведение обладает всеми жанровыми признаками стихотворения в прозе? Назовите их.

Учащиеся:

  • произведение имеет небольшой объём;
  • оно разделено на мелкие абзацы;
  • присутствует лирическое начало – повествование ведётся от 1 лица;
  • произведение отличается эмоциональностью.

Однако в отличие от большинства стихотворений, здесь есть сюжет. Произведение написано в виде сценки. И в этом заключается одна из художественных особенностей этого стихотворения.

Учащиеся: Первое предложение – встречу героев.

Учитель: Какие художественные детали помогают представить лирического героя?

Учащиеся: Их три: платок, часы, кошелёк.

Учитель: Дорисуйте его портрет.

Учащиеся: Строгий костюм, шляпа, пальто, белое кашне…Это обеспеченный, благополучный человек, интеллигент, дворянин.

Учитель: А каким увидел герой нищего? Выстроим образный ряд.

Учащиеся : Лицо: «воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы»; «воспалённые глаза», «синие губы». Автор использует приём повтора художественной детали.

  • руки: «красная, опухшая, грязная рука», «грязная, трепетная рука».
  • одежда: «шершавые лохмотья»
  • состояние здоровья: «нечистые раны».

Учитель: Согласитесь, исчерпывающий портрет, созданный всего несколькими деталями! Не случайно Тургенева называют мастером художественной детали.

Какую часть речи более активно использует автор, создавая портрет нищего?

Учащиеся: Прилагательные.

Учитель: В прямом или в переносном значении?

Учащиеся: Большинство прилагательных употреблено в прямом значении.

Учитель: Мы привыкли, что слова приобретают особую выразительность, если употреблены в переносном значении. Почему же Тургенев словно намеренно избегает употребления тропов?

Учащиеся: Главное для писателя – зафиксировать жестокую, неприглядную реальность. Поэтому и слова он подбирает простые, лишённые подтекста, двойного толкования. В портрете нищего появится, пожалуй, только один эпитет, выражающий восприятие лирическим героем этого несчастного человека: «трепетная рука».

Учитель: Каковы выразительные возможности использованных в тексте частей речи?

Ученик (индивидуальное исследовательское задание - морфологический анализ текста): В стихотворении использовано 12 прилагательных. Все они характеризуют нищего: ярко и точно подчёркивают особенности его внешности и речи.

Глаголы использованы не для создания динамики, а для характеристики нищего: «протягивал… руку», «стонал», «мычал о помощи», «ждал», «рука слабо колыхалась и вздрагивала», «уставил на меня…глаза».

В миниатюре преобладают существительные (их 30), потому что автор хочет запечатлеть жизненную картину.

Особенный оттенок искренности придают стихотворению личные и притяжательные местоимения «я», «меня», «моего».

Таким образом, можно сделать вывод, что И.С.Тургенев мастерски использовал выразительные средства морфологии.

Учитель: Какой выразительной возможностью языка ещё воспользовался автор?

Учащиеся: Тургенев использовалзвукопись. Аллитерация на Ш, Х, С, Ч, Щ передаёт шорох лохмотьев нищего старика и его едва слышную речь.

Учитель: Вернёмся к лирическому герою. Какие чувства он испытал, увидев нищего старика?

Учащиеся: Потрясение, неловкость, смятение, ужас…

Учащиеся: Риторическим восклицанием «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!».

Учитель: В чём вы видите особенность этого предложения?

Учащиеся: Это единственное восклицательное предложение в тексте. Усиливает производимый этой риторической фигурой эффект использование метафоры – «обглодала бедность». Таким образом, это предложение можно назвать одним из эмоциональных центров стихотворения.

Учитель: Как ещё выражается потрясение, смущение героя?

Учащиеся: Автор использует большое количество многоточий. Их художественная роль заключается в том, что читатель сам должен догадаться, о чём могла пойти речь дальше во внезапно прерванном высказывании. Например: «Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою». Мы понимаем, что герой смущён, растерян, так как не может ничем помочь нищему.

Учитель: Какой фрагмент можно назвать кульминационным в стихотворении?

Учащиеся: Рукопожатие героев.

(Зачитывание фрагмента.)

Учащийся (индивидуальное задание): (Слайд 16)

История ритуала рукопожатия такова. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не прячет оружия.

В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с тобой воевать.

В 19 веке рукопожатие стало знаком согласия при заключении коммерческих сделок.

А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.

Учащийся (индивидуальное задание: работа с толковыми словарями): (Слайд 17) Проанализировав различные источники, я пришёл к выводу, что слово брат применяется в следующих лексических значениях.

  1. Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат, сводный брат.
  2. Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)
  3. Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.
  4. Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

Учитель: В каком значении использовано это слово в речи обоих героев?

Учащиеся: В 3 и 4 значениях.

Учитель: Рассмотрим композицию кульминационного фрагмента.

Учащийся (индивидуальное исследовательское задание – анализ композиции эпизода.) (Слайд 18) На мой взгляд, композицией этого фрагмента Тургенев подчёркивает изначальное равенство людей, которое не зависит от их социального положения. Автор показывает, что стремление понять, увидеть в человеке человека делает их действительно равными.

Во-первых, лирический герой, чувствуя себя смущённым, оттого что не может подать милостыню, просит у нищего прощения: «Не взыщи, брат…». И тот отвечает благодарностью: «…и на том спасибо». В нём нет озлобленности против человека, который не смог дать ему деньги, еду, что-то материальное. Он смог разглядеть в лирическом герое искреннюю смущённость и потерянность.

Во-вторых, в диалоге герои произносят по одной реплике, в каждой из которых дважды звучит обращение «брат».

В-третьих, герои на равных обмениваются рукопожатием. Поступок лирического героя, протянувшего руку нищему, больному человеку, тот воспринял как признание в нём равного себе.

Наконец, каждый получает своё подаяние. Нищий – признание в нём человека, а лирический герой - прощение нищего за то, что мир так несправедлив, и благодарность.

Учитель: Вот такая симметричная таблица у нас получилась. Проведённый анализ ещё раз подчеркивает мысль о том, что перед Богом все люди равны, каждый из нас вправе рассчитывать на понимание, помощь и поддержку другого человека, а главное – на уважение к своей личности. А чтобы понять человека, иногда достаточно попытаться встать на его место.

Ученик (индивидуальное творческое задание – «Монолог нищего»).

4. Обобщение изученного.

Учитель: Чтобы подытожить, что же «заронило» вам в душу это стихотворение, мы напишем синквейн, но перед этим сложным творческим заданием посмотрим фильм «Нищие» - работу третьей проектной группы.

Создание и зачитывание синквейнов.

Учитель: В заключение хочется привести слова А.П.Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Таким человеком сегодня для нас был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

5. Подведение итогов урока.

Учитель: В чём заключается художественное своеобразие стихотворения «Нищий»?

6. Домашнее задание.

На выбор:

  1. письменно ответить на вопрос №1 (с.260) учебника;
  2. сделать сравнительный анализ стихотворений в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Милостыня».

(Слайд 19)

Использованная литература:

  1. Боровицкая В.Н. Эпилог. – М.: МГП «Страстной бульвар», 1992.- 288с.
  2. Зайцев Б.К. Жизнь Тургенева: Литературная биография. – Тула: Гриф и К, 2007. – 222с.
  3. Литературный энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1987.- С.425.
  4. Тургенев в воспоминаниях современников. – М.: Правда, 1988.- С.413-431.
  5. Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 класс. Выпуск 1 / Под ред. Л.Г.Максидоновой. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002. – 254с. – (Конспекты уроков для учителя литературы).
Похожие публикации