«Главное в человеке — это не ум, а то, что им управляет, — сердце, добрые чувства…» (По роману Гончарова «Обломов»). Русский человек в деле и недеянии: опыт исследования И.А.Гончарова Обломов и Ольга Ильинская

Люди руководствуются различными порывами. Иногда ими управляет симпатия, теплое отношение, и они забывают о голосе разума. Можно разделить человечество на две половинки. Одни постоянно анализируют свое поведение, они привыкли продумывать каждый шаг. Такие личности практически не поддаются обману. Однако им крайне сложно устроить свою личную жизнь. Потому что с момента знакомства с потенциальной второй половинкой они начинают искать выгоды и пытаться вывести формулу идеальной совместимости. Поэтому, заметив такой склад ума, окружающие отдаляются от них.

Другие полностью подвержены зову чувств. Во время влюбленности сложно заметить даже самые очевидные реалии. Поэтому они часто подвергаются обманам и сильно от этого страдают.

Сложность отношений между представителей разного пола в том, что на разных этапах отношений мужчины и женщины слишком сильно пользуются разумным подходом или наоборот, доверяют выбор линии поведения сердцу.

Наличие пламенных чувств, безусловно, отличает человечество от животного мира, однако без железной логики и некоторого расчета нельзя построить безоблачное будущее.

Существует масса примеров, когда люди страдали из-за своих чувств. Они ярко описаны в русской и мировой литературе. В качестве примера можно избрать произведение Льва Толстого «Анна Каренина». Если бы главная героиня не влюбилась безоглядно, а доверилась бы голосу разума, она бы осталась жива, а детям не пришлось бы переживать смерть матери.

И разум, и чувства должны присутствовать в сознании в приблизительно равной пропорции, тогда есть шанс на абсолютное счастье. Поэтому не следует отказываться в некоторых ситуациях от мудрых советов старших и более умных наставников и родственников. Существует народная мудрость: «Умный учится на чужих ошибках, а дурак - на своих». Если извлечь правильный вывод из этого выражения, можно смирить порывы своих чувств в некоторых случаях, которые могут пагубно отразиться на судьбе.

Хотя иногда сделать усилие над собой очень сложно. Особенно, если симпатия к человеку переполняет. Некоторые подвиги и самопожертвования совершены от большой любви к вере, стране, собственному долгу. Если бы армии пользовались только холодным расчетом, они вряд ли бы поднимали свои знамена над покоренными высотами. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не любовь русского народа к своей земле, родным и близким.

Сочинение 2 вариант

Разум или чувства? А может и то другое? Может ли разум сочетаться с чувствами? Такой вопрос задает себе каждый человек. Когда ты сталкиваешься с двумя противоположностями, одна сторона кричит, выбирай разум, другая кричит, что без чувств никуда. И ты не знаешь куда тебе идти и что выбрать.

Разум нужная вещь в жизни, благодаря ему мы можем размышлять о будущем, строить свои планы и добиваться поставленных целей. Благодаря нашему разуму мы становимся успешнее, но именно чувства делают из нас людей. Чувства присуще не каждому и они бывают разными, как положительными, так и отрицательными, но именно они заставляют нас совершать невообразимые поступки.

Порой благодаря чувствам люди совершают такие нереальные действия, что с помощью разума пришлось добиваться этого годами. Так что же выбрать? Каждый выбирает сам, выбрав разум человек, пойдет по одной тропинке и, возможно, будет счастлив, выбрав чувства, человеку сулит уже совершенно другая дорога. Никто не может предсказать заранее хорошо ли ему будет от выбранного пути или нет, мы можем делать выводы только в конце. Что касается вопроса, могут ли разум и чувства сотрудничать друг с другом, то думаю, что могут. Люди могут любить друг друга, но понимать, чтобы создать семью, им нужны деньги, а для этого необходимо работать или учиться. Вот в данном случае разум и чувства действуют сообща.

Мне кажется, эти два понятия начинают работать вместе только тогда, когда ты вырастешь. Пока человек мал, ему приходится выбирать между двумя дорогами, маленькому человеку очень сложно найти точки соприкосновения разума и чувства. Таким образом, человек всегда стоит перед выбором, каждый день ему приходится бороться с ним, ведь порой разум способен помочь в сложной ситуации, а порой и чувства вытаскивают из такого положения, где разум был бы бессилен.

Краткое сочинение

Многие считают, что разум и чувства две вещи совсем не совместимые друг с другом. Но как по мне это две части одного целого. Не бывает чувств без разума и наоборот. Все что чувствуем, мы обдумываем, и порой когда мы размышляем, появляются чувства. Это две части создающие идиллию. Если хотя бы один из составляющих отсутствует, то все действия будут тщетны.

Например, когда люди влюбляются, они обязательно должны включать свой разум, так как именно он может оценить всю ситуации и подсказать человеку правильный ли он сделал выбор.

Разум помогает не ошибиться в серьезных ситуациях, а чувства порой способны интуитивно подсказать нужную дорогу, даже если она кажется нереальной. Овладеть двумя составляющими одного целого не так то и просто как звучит. На жизненном пути придется столкнуться с немалыми трудностями, пока сам научишься контролировать и находить нужную грань этих составляющих. Конечно же, жизнь не идеально и порой необходимо выключать что – то одно.

Нельзя постоянно держать баланс. Порой необходимо доверится своим чувствам и сделать рывок вперед, это будет возможностью почувствовать жизнь во всех ее красках, несмотря на то, верный ли будет выбор или нет.

Сочинение на тему Разум и чувства с аргументами.

Итоговое сочинение по литературе 11 класс.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ романа Дефо Робинзон Крузо

    Жанровая направленность произведения представляет собой публицистический стиль путешествий, изложенный в романном жанре в виде полноценного литературного сочинения с оттенком авантюрного творчества.

  • Анализ рассказа Куприна Тапёр сочинение 5 класс

    Этот рассказ мне очень понравился тем, что он похож на живую биографию известного человека. И я так понимаю, что это правда. Специально я не узнавал, но мне хочется в это верить…

  • Люди достаточно часто обещают друг другу, дают «честное слово», что придет, вернется или выполнит. Еще чаще все это не выполняется. Бывало в детстве в разговоре со старшими, они обещают исполнить твою просьбу или сами предлагают что-то

  • Сочинение Екатерина Ивановна в рассказе Ионыч Чехова

    Екатерина Ивановна - центральная героиня рассказа Антона Павловича Чехова «Ионыч», молодая девушка восемнадцати лет из небольшой дворянской семьи Туркиных, в гости к которым несколько раз заезжает главный герой

  • Сочинение рассуждение Патриотизм

    Жизненные обстоятельства порой требуют проявления такого качества, как патриотизм. Патриотизм - это ответственность перед родиной, теплая любовь к ней. Это чувство долга, необходимое каждому живущему на Земле человеку.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Подготовка к итоговому сочинению по направлению «Разум и чувство» Учитель русского языка и литературы ГАПОУ МОК им. В. Талалихина Лодыгина А.В. Москва, 2016

«разум и чувство» Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Разум Чувство Ум Рассудок Здравый смысл Интеллект Разумение Мыслительные способности Умение чувствовать истину 1. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. // Продукт деятельности мозга, выражающийся в речи. 2. Ум, интеллект (противоп.: чувство). // Разумность. Ощущение Впечатление Эмоция Душевный порыв Переживание Страсть Сердечная склонность Влечение Увлечение 1. Способность живого существа воспринимать внешние впечатления. 2. Самый процесс ощущения, восприятия чего-л. 3. Психофизическое состояние живого существа, то, что оно испытывает, ощущает, то, что входит в содержание его душевной жизни. 4. разг. Любовь, испытываемая кемл. к кому-л. // Волнение, душевный подъем, порыв.

Разум Чувство Человек бывает: Бесчувственный, невосприимчивый, рациональный, расчетливый, видевший насквозь, отдающий себе отчет, разбирающийся, волевой, мыслящий, эгоистичный, рассудительный, дальновидный, образованный. Человек бывает: Трогательный, чувствительный, ранимый, сентиментальный, чуткий, восприимчивый, впечатлительный, отзывчивый, эмоциональный, искренний, опьяненный, легкоранимый.

Тема Произведения эпизоды Что значит испытывать благородные чувства? Что такое истинные чувства? В чем сила человеческого чувства? Ю.М. Нагибин « Старая черепаха» А.И. Куприн « Олеся» Эдуард Асадов «Баллада о ненависти и любви» Мальчик испытал благородные чувства, когда у него проснулось чувство ответственности за другого. Он смог исправить свою ошибку: вернул Машку домой. Олеся любит Ивана Тимофеевича искренно, глубоко- в этом ее удивительная сила. Благодаря силе своей любви она способна жертвовать ради Ивана Тимофеевича своими убеждениями: Олеся идет в церковь будучи убежденной в том, что она ведьма. Чувства созидающие и разрушающие Ю.М. Нагибин « Старая черепаха» А.И. Куприн « Олеся» И.А. Гончаров «Обломов» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Разрушающее чувство. Страстное желание обладать маленькими веселыми черепашками привело мальчика к тому, что он без сожаления продал старую черепаху, верного друга. Это эгоистическое чувство возникло из-за того, что он слышал и видел только свои желания, свое «хочу». Созидающее чувство. Неожиданно проснувшееся чувство ответственности за жизнь старой Машки, стыд за предательство друга, который в тебе нуждается, приводят мальчика к смелому и важному решению: любой ценой вернуть старую черепаху домой.

Тема Произведения эпизоды Когда разум становится опасен? Разум- счастливый дар человека или его проклятие? И.А. Бунин «Красавица» М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь » Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» А.С. Грибоедов «Горе от ума» Красавица, вторая жена чиновника, обладала «зорким» взглядом, все замечала, разумно подходила к решению любых вопросов. И так же разумно, спокойно она возненавидела сына чиновника от первого брака. Она сделала вид, что его не существует в доме, перевела его спать сначала на диван, а потом на пол. Результатом такого разумного подхода стала одинокая, обособленная от всего дома жизнь маленького семилетнего мальчика. Образ А.Чацкого. Умен, но не нужен фамусовскому обществу. Уезжает из Москвы «Карету мне, карету» Что важнее: разум или чувство? Что слушать: разум или сердце? И.А. Бунин «Темные аллеи » А.И. Куприн « Поединок» И. С. Тургенев «Отцы и дети» Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (распечатка) Л.Н. Толстой «Война и мир» Юрий Алексеевич Ромашов каждый вечер отправляется к Николаевым, хотя знает, что его там не ждут и не церемонятся в его присутствии, однако увидеть в очередной раз Шурочку(Александру Петровну), наблюдать за ней во время рукоделия – выше его сил. Ромашов готов терпеть позор, лишь бы только почувствовать крепкое и ласкающее пожатие милой женской руки: он душой уходил в это очаровательное пожатие. Юрий Алексеевич каждый раз испытывал острое чувство стыда, слыша насмешки денщиков и чувствуя на себе пренебрежительное отношение мужа Шурочки. Эпизод оставления Москвы семьей Ростовых. Мать за разумный подход, т.к. на подводах нужно увезти наследство детей. Наташа воспринимает ситуацию иначе: «что мы немцы какие-то!» и умоляет отдать подводы раненым. Матери становится стыдно.

Тема Произведения эпизоды Можно ли идти на поводу у своих эмоций? Нужно ли давать волю чувствам? И. А. Бунин « Солнечный удар» Л.Н. Толстой «Война и мир» Ф.И. Тютчев « О, как убийственно мы любим» Поручик, очарованный своей новой знакомой, умоляет ее сойти на берег. Она растеряна, поддавшись на уговоры, идет на поводу у своих эмоций, словно солнечный удар затмевает ее сознание. Она называет это сумасшествием: никогда ничего подобного не было в ее жизни и никогда не будет. Почему она так поступает? Эта милая женщина замужем, имеет трехлетнюю дочь. Такое поведение безрассудно, однако автор не осуждает ее за это. Чувство может вспыхнуть внезапно, как затмение- человек теряет самообладание. Но это чувство-самое прекрасное, что когда-либо было и будет в жизни этих людей. Пусть только мгновение- оно стоит вечности. Наташа Ростова, поддавшись чувству к Анатолю Куракину, решает с ним сбежать, несмотря на отговоры близких. Этот поступок привел ее к разрыву отношений с Андреем Болконским. Елена Денисьева, страстно влюбившись в Ф.И. Тютчева, принимает тяжелые удары судьбы: осуждение общества, невозможность стать женой Федора Ивановича (он женат), тяжелую болезнь.

В чем сила человеческого чувства? Сила чувств необыкновенно велика. Сила может менять человека: пробудить лучшие или худшие его стороны. Таким сильным чувством является любовь(вера, страх): она воскрешает и убивает, прощает и ненавидит, одухотворяет и опустошает. Мир наполнен силой любви от рождения до смерти: материнская любовь не знает границ, глубину чувств между мужчиной и женщиной трудно описать словами; любовь к творчеству показывает силу личности, к животным – чуткость и милосердие. Эта тема волновала многие поколения и до сих пор остается важной и значимой в жизни каждого человека. Примеры проявления силы человеческого чувства часто встречаются в произведениях русской классической литературы.

тезис Вспомним произведение А.И. Куприна «Олеся». В этой повести ярко показана сила любви главной героини: ее самоотверженность, искренность, одухотворенность.

иллюстрация Олеся выросла в лесу, знала особенности жизни дикой природы, ей были чужды мелочные проблемы жителей Полесья. Ее встреча с Иваном Тимофеевичем произошла ранней весной, сама природа благословила их любовь. Олеся знала, что их чувства обречены, что ей придется сильно страдать, но от своей любви не отказалась, не променяла ее на спокойствие. Волшебство Олеси не в колдовстве, как она думала, а в удивительной искренности, глубине чувств. Зная о л енивом сердце своего избранника, девушка принимала все его слабости, не упрекая, не осуждая. Олеся очень хотела сохранить свою любовь, но ведь судьбу невозможно изменить! Решение, принятое Олесей, вызывает восхищение. Она пошла в церковь, надеясь изменить предопределение, тем самым спасти их чувства. Всю ответственность она берет на себя. Так может поступить только человек, обладающий огромной силой любви! К сожалению, жители Полесья обошлись с ней крайне жестоко: избили, измазали дегтем. Олеся вынуждена уехать, но ни разу она ни в чем не обвиняет Ивана Тимофеевича, в ее словах звучит благодарность и по-прежнему---любовь.

Мини-вывод Удивительная сила любви Олеси заключается в умении отдавать, а не брать, в самопожертвовании.


Полутемная комната, заваленная ненужными вещами, заставленная громоздкой мебелью. Кругом пыль, запустение, грязь. В центре диван, на котором лежит человек, ставший символом лени, апатии и … душевной чистоты, сердечности. Да, да, почти полтора века на восклицание Обломова: «Жизнь: хороша жизнь! Чего там искать? интересов ума, сердца?» - мы отвечаем: «Сердца, конечно, сердца!» И сразу в сторону отходит деятельный, практичный целеустремленный Штольц, и остается он, изнеженный, неуклюжий, порой смешной, Обломов. Почему?

Мне кажется, вопрос приоритета

Ума или сердца в России всегда решался и, наверное, будет решаться в пользу второго. Наша страна даже сейчас, когда наступило время Штольцев, нуждается в Обломовых. Этот герой «даже слишком русский», ибо в нем соединились непробудная лень, о которой говорят: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», щедрость, наивность и главная черта нашего менталитета - душевность, синоним которой сердечность.

Я обожаю Обломова с его трогательным смущением из-за недоеденных сухарей, пылким признанием в любви к музыке и женщине, искренней верой в дружбу. «Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не пристало

К нему грязи…» - скажет Штольц, выразив главные качества характера друга - сердечность и отсутствие фальши.

Умен ли Обломов? Безусловно, неглуп. Но это лишь крошечная толика его «хрустальной души». Ум его - это ум ребенка, который понимает, что нужно учиться, работать, но зачем? Обломов искренне рад и горд за близкого друга, тот уж точно знает, куда применить свои силы, куда вложить, что купить, где достать. Это умение отсутствует у Ильи Ильича, оно даже пугает его. Герою, наверное, было бы очень трудно сейчас, в наше «коммерческое» время.

Все, что происходит с Обломовым, - результат сердечных «движений», он не планирует, не рассчитывает своих действий, так ему подсказывает сердце. Этому сколько угодно подтверждений.

Встреча с Ольгой. Первое неожиданное признание во время пения: «Я чувствую не музыку…а… любовь». Илья искренне верит хотя и недолго в то, что может измениться,. Обломов чувствует любовь всем сердцем. В Ольге - его новая жизнь, его почти нереальное, идеальное обломовское представление о семье и счастье. Почему же он отказывается от всего? Потому что Илья Ильич прекрасно понимает: он не сделает любимого человека счастливым.

А быть таковым самому за счет кого-то для Обломова невозможно. Только большое сердце способно на подобный поступок. Он никогда больше не испытает «лихорадки жизни», он почти духовно умирает и все-таки по-другому не может. Самопожертвование Обломова - одна из ярчайших черт русского характера. Эта способность заставила великосветских княгинь отказаться от титулов и отправиться в Сибирь, а их мужей выйти на Сенатскую площадь. Нельзя заглушить зов сердца быть с теми, кому тяжело, кто нуждается в поддержке.

Есть в русском языке выражение: «Сердца на всех хватит». Это об Обломове. Все, находящиеся с ним рядом, получают душевное тепло и понимание. Штольц спешит к другу не только затем, чтобы вытащить его из постели. Андрей получает заряд сердечности, добра, как в детстве, когда полусонная Обломовка становилась истинным раем для лишенного детства мальчика. И взрослому Штольцу необходим Обломов, только с ним он не делец, предприниматель, а человек. Это Илья помог Андрею познать настоящую дружбу, бескорыстную и верную, а позже любовь, на которую Штольц, казалось бы, был не способен.

А Ольга? Разве она не была счастлива с Обломовым? Разве сравнима боль разлуки с нежностью, искренностью и пылкостью чувства! Ее жизнь «пересекла… такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины», говоря словами купринского генерала Аносова из рассказа «Гранатовый браслет». Сердце Ольги испытало все грани большого чувства, а это не только восторг и радость, это и боль. Она научилась любить, поэтому с ней счастлив Штольц.

Еще об одном герое, вернее героине, живущей исключительно сердцем, хотелось бы вспомнить. Тихая, недалекая Пшеницына, пожалуй, единственная не хочет переделывать Обломова, ей ничего не нужно, она сама отдает ему сердце. Потеря Ильи Ильича для нее намного тяжелее, чем для Ольги. Ведь только с появлением героя «проиграла и просияла ее жизнь», «разлились лучи, тихий свет». Обломов внес смысл в существование Пшеницыной, он научил ее быть счастливой. С образом Агафьи Матвеевны снова появляется тема самопожертвования: она отдает сына Андрею и Ольге. Это ее плата за семь лет счастья, ее благодарность.

«Таких людей мало, они редки…» - скажет Штольц. Да, их почти нет, вторим мы ему. Где же ты, Обломов, несчастный человек с большим сердцем, которого хватало на всех?

Текст сочинения:

Ум и сердце две субстанции, зачастую не имеющие ничего общего между собой и даже конфликтующие друг с другом. Почему одним людям свойственно взвешивать каждое свое решение и во всем искать логическое обоснование, в то время как другие совершаюҭ свои поступки исключительно по наиҭию, по тому, как им подсказывает сердце? Об этом задумывались многие писатели, например Лев Толстой, который придавал большое значение тому, чем руководствуюҭся в своих поступках его герои. При этом он не скрывал, что ему значительно милее люди души. Мне кажется, что и И. А. Гончаров, отдавая должное работе ума у своих героев, больше ценил в них работу сердца. Н. А. Добролюбов считал характерной чертой Гончарова как художника то, что он не поражается одной стороной предмета, одним моментом собыҭия, а верҭиҭ предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления. Характеры героев раскрыҭы в романе со всеми присущими им противоречиями. Так, у главного героя, Ильи Ильича Обломова, имеется масса недостатков он ленив, апатичен, инертен. Однако у него есть и положительные черҭы. Природа сполна наделила Обломова способностью мыслить и чувствовать.
Добролюбов написал об этом так: Обломов не ҭупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий-. В романе не раз говориҭся о доброте, мягкосердечии, совестливости Обломова. Знакомя нас со своим героем, Гончаров пишет о том, что мягкость его была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души. И дальше: Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой. Что же могло вызывать у людей задумчивую улыбку при одном только взгляде на этого человека? Я думаю, это связано с ощущением тепла, сердечности и поэҭичности натуры Обломова: Его сердце, как колодезь, глубоко. Штольц человек, совершенно противоположный по складу, восхищается душевными качествами друга. Нет сердца чище, светлее и проще! восклицает он. Штольц и Обломов дружат с детства. Они очень любят друг друга, но в то же время между ними существует некий внутренний конфликт. Даже, скорее, не конфликт, а спор двух абсолюҭно разных людей. Один из них деятельный и практичный, а другой ленивый и безалаберный. Штольц постоянно приходиҭ в ужас от того, какой образ жизни ведет его друг. Он всеми силами старается помочь Обломову, вытащить его из этого болота праздности, которое беспощадно засасывает в свои глубины. Штольц верный и преданный друг Обломова, готовый помочь ему и словом и делом. Мне кажется, что на это способны только истинно добрые люди. Поэтому я не склонна рассматривать Штольца лишь как рационалиста и прагматика. По-моему, Штольц добрый человек, причем он активен в своей доброте, а не отделывается одним сочувствием. Обломов другой. Он, конечно, не чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждения высоких помыслов. Но ведь чтобы воплотить эҭи высокие помыслы в жизнь, нужно как минимум слезть с дивана. На это Обломов уже не способен. Причиной полной несхожести характеров двух друзей является их совершенно разное воспитание. Маленький Илюша Обломов был с детства окружен безграничной любовью, лаской и непомерной заботой. Родители старались оградить его не только от каких-то бед, но и от всех видов деятельности. Даже для того, чтобы надеть чулки, нужно было позвать Захара. Учебе тоже не придавалось особого значения, и в результате у одаренного от природы мальчика на всю жизнь остались невосполнимые пробелы в образовании. Любознательность его была загублена, однако размеренная и спокойная жизнь в Обломовке пробудила в нем мечтательность и мягость. На мягкий характер Илюши Обломова оказала влияние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов. Андрея Штольца воспиҭывали совсем по-другому. Его образованием занимался отец-немец, который очень серьезно относился к получению сыном глубоких знаний. Он стремился воспитать в Андрюше прежде всего трудолюбие. Учиться Штольц начал в раннем детстве: сидел с отцом над географической картой, разбирал библейские стихи, учил басни Крылова. Лет с 14-15 он уже самостоятельно ездил с поручениями отца, причем выполнял их точно, никогда ничего не путая. Если говорить об образованности, то, конечно, Штольц ушел далеко вперед от своего друга. Но что касается природного ума, то Обломов вовсе не был им обделен. Штольц говориҭ Ольге, что в Обломове есть и ума не меньше других, только зарыҭ, завален он всякой дрянью и заснул в праздности. Ольга же, мне кажется, полюбила в Обломове именно его душу. И хотя Обломов предал их любовь, не сумев вырваться из оков привычной жизни, Ольге так и не удалось его забыть. Она уже была замужем за Штольцем и, казалось бы, жила счастливо, а все спрашивала себя, чего по временам просиҭ, чего ищет душа, а только просиҭ и ищет чего-то, даже будто страшно сказать тоскует. Я понимаю, куда рвалась ее душа навстречу такой же родной и близкой душе. Штольц, при всех своих достоинствах уме, энергичности и целеустремленности, не мог дать Ольге того счастья, которое она испытала с Обломовым. Обломов же, несмотря на всю свою лень, инерҭность и прочие недостатки, оставил неизгладимый след в душе незаурядной и таланҭливой женщины. Таким образом, после прочтения романа остается впечатление, что Гончарову ближе Обломов с его богатой и нежной душой. Илья Ильич обладал удивительным свойством: он умел вызывать любовь окружающих, вроде бы ничего не давая взамен. Но благодаря ему люди обнаруживали в себе лучшие свои качества: мягкость, доброту, поэҭичность. А значиҭ, такие люди, как Обломов, необходимы, хотя бы для того, чтобы сделать этот мир красивее и богаче.

Права на сочинение "Ум и сердце в судьбах героев романа И. А. Гончарова Обломов" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Ум и сердце - две субстанции, зачастую не имеющие ничего общего между собой и даже конфликтующие друг с другом. Почему одним людям свойственно взвешивать каждое свое решение и во всем искать логическое обоснование, в то время как другие совершают свои поступки исключительно по наитию, по тому, как им подсказывает сердце? Об этом задумывались многие писатели, например Лев Толстой, который придавал большое значение тому, чем руководствуются в своих поступках его герои. При этом он не скрывал, что ему значительно милее люди «души». Мне кажется, что и И. А. Гончаров, отдавая должное работе ума у своих героев, больше ценил в них работу сердца.
Н. А. Добролюбов считал характерной чертой Гончарова как художника то, что «он не поражается одной стороной предмета, одним моментом события, а вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления».

Характеры героев раскрыты в романе со всеми присущими им противоречиями. Так, у главного героя, Ильи Ильича Обломова, имеется масса недостатков - он ленив, апатичен, инертен. Однако у него есть и положительные черты. Природа сполна наделила Обломова способностью мыслить и чувствовать. Добролюбов написал об этом так: «Обломов - не тупая апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий»

В романе не раз говорится о доброте, мягкосердечии, совестливости Обломова. Знакомя нас со своим героем, Гончаров пишет о том, что мягкость его «была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души». И дальше: «Поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». Что же могло вызывать у людей задумчивую улыбку при одном только взгляде на этого человека? Я думаю, это связано с ощущением тепла, сердечности и поэтичности натуры Обломова: «Его сердце, как колодезь, глубоко».

Штольц - человек, совершенно противоположный по складу, - восхищается душевными качествами друга. «Нет сердца чище, светлее и проще!» - восклицает он. Штольц и Обломов дружат с детства. Они очень любят друг друга, но в то же время между ними существует некий внутренний конфликт. Даже, скорее, не конфликт, а спор двух абсолютно разных людей. Один из них деятельный и практичный, а другой - ленивый и безалаберный. Штольц постоянно приходит в ужас от того, какой образ жизни ведет его друг. Он всеми силами старается помочь Обломову, вытащить его из этого болота праздности, которое беспощадно засасывает в свои глубины. Штольц - верный и преданный друг Обломова, готовый помочь ему и словом и делом. Мне кажется, что на это способны только истинно добрые люди. Поэтому я не склонна рассматривать Штольца лишь как рационалиста и прагматика. По-моему, Штольц - добрый человек, причем он активен в своей доброте, а не отделывается одним сочувствием. Обломов - другой. Он, конечно, «не чужд всеобщих человеческих скорбей, ему доступны наслаждения высоких помыслов». Но ведь чтобы воплотить эти высокие помыслы в жизнь, нужно как минимум слезть с дивана. На это Обломов уже не способен.
Причиной полной несхожести характеров двух друзей является их совершенно разное воспитание. Маленький Илюша Обломов был с детства окружен безграничной любовью, лаской и непомерной заботой. Родители старались оградить его не только от каких-то бед, но и от всех видов деятельности. Даже для того, чтобы надеть чулки, нужно было позвать Захара. Учебе тоже не придавалось особого значения, и в результате у одаренного от природы мальчика на всю жизнь остались невосполнимые пробелы в образовании. Любознательность его была загублена, однако размеренная и спокойная жизнь в Обломовке пробудила в нем мечтательность и мягкость. На мягкий характер Илюши Обломова оказала влияние и среднерусская природа с неторопливым течением рек, с великим спокойствием полей и огромных лесов.

Андрея Штольца воспитывали совсем по-другому. Его образованием занимался отец-немец, который очень серьезно относился к получению сыном глубоких знаний. Он стремился воспитать в Андрюше прежде всего трудолюбие. Учиться Штольц начал в раннем детстве: сидел с отцом над географической картой, разбирал библейские стихи, учил басни Крылова. Лет с 14-15 он уже самостоятельно ездил с поручениями отца, причем выполнял их точно, никогда ничего не путая.

Если говорить об образованности, то, конечно, Штольц ушел далеко вперед от своего друга. Но что касается природного ума, то Обломов вовсе не был им обделен. Штольц говорит Ольге, что в Обломове «есть и ума не меньше других, только зарыт, завален он всякой дрянью и заснул в праздности».

Ольга же, мне кажется, полюбила в Обломове именно его душу. И хотя Обломов предал их любовь, не сумев вырваться из оков привычной жизни, Ольге так и не удалось его забыть. Она уже была замужем за Штольцем и, казалось бы, жила счастливо, а все спрашивала себя, «чего по временам просит, чего ищет душа, а только просит и ищет чего-то, даже будто - страшно сказать - тоскует». Я понимаю, куда рвалась ее душа - навстречу такой же родной и близкой душе. Штольц, при всех своих достоинствах - уме, энергичности и целеустремленности, - не мог дать Ольге того счастья, которое она испытала с Обломовым. Обломов же, несмотря на всю свою лень, инертность и прочие недостатки, оставил неизгладимый след в душе незаурядной и талантливой женщины.
Таким образом, после прочтения романа остается впечатление, что Гончарову ближе Обломов с его богатой и нежной душой. Илья Ильич обладал удивительным свойством: он умел вызывать любовь окружающих, вроде бы ничего не давая взамен. Но благодаря ему люди обнаруживали в себе лучшие свои качества: мягкость, доброту, поэтичность. А значит, такие люди, как Обломов, необходимы, хотя бы для того, чтобы сделать этот мир красивее и богаче.

В романе «Обломов» Гончаров отразил часть современной ему действительности, показал характерные для того времени типы, образы, исследовал истоки и суть противоречий в русском обществе середины XIX в. Автор использовал ряд художественных приемов, способствовавших более полному раскрытию образов, темы и идеи произведения.
Построение литературного произведения играет важную роль, и Гончаров использовал композицию как художественный прием. Роман состоит из четырех частей; в первой автор описывает день Обломова в деталях, не опуская ни одной мелочи, так что у читателя складывается полная и подробная картина целой жизни главного героя, потому что все дни в жизни Обломова примерно одинаковы. Образ самого Обломова тщательно вырисовывается, и когда перед читателем открываются и становятся ясными образ жизни, особенности внутреннего мира героя, автор вводит в ткань произведения «Сон Обломова», в котором показывает причины появления такого мировоззрения у Обломова, социальную обусловленность его психологии. Засыпая, Обломов спрашивает себя: «Почему я такой?» - и во сне получает ответ на свой вопрос. «Сон Обломова» - это экспозиция романа, находящаяся не в начале, а внутри произведения; используя такой художественный прием, показывая сначала характер героя, а затем истоки и условия его формирования, Гончаров показал основы и глубины души, сознания, психологии главного героя.

Для раскрытия характеров героев автор использует также прием антитезы, положенный в основу построения системы образов. Главная антитеза - пассивный, безвольный, мечтательный Обломов и активный, энергичный Штольц. Они противопоставлены друг другу во всем, до деталей: во внешности, в воспитании, отношении к образованию, образе жизни. Если Обломов в детстве жил в атмосфере всеобщей нравственной и интеллектуальной спячки, заглушавшей малейшую попытку проявления инициативы, то отец Штольца, наоборот, поощрял рискованные выходки сына, говоря, что из него выйдет «добрый барин». Если жизнь Обломова протекает однообразно, наполненная беседами с неинтересными людьми, перебранками с Захаром, обильными сном и едой,бесконечным лежанием на диване, то Штольц все время в движении, всегда занят, постоянно куда-то спешит, полный энергии.


Страница: [ 1 ]
Похожие публикации