А.Н.Островский"Поздняя любовь". Александр николаевич островский

Александр Николаевич Островский — величайший русский драматург.

12 апреля 1823 года по новому стилю в семье частного адвоката родился писатель и драматург, чьё творчество произвело революцию в русском театре - Александр Николаевич Островский.

Отец мечтал видеть сына юристом, но Островский на юридическом факультете Московского университета не доучился и восемь лет проработал в канцеляриях различных судов. Впечатления детства и жизненный опыт, полученный в судебных учреждениях, дали ему безценный материал для творчества.

Уже в 1850 году автором напечатана первая пьеса «Свои люди - сочтёмся!» (другое название - «Банкрот»), которая сразу же сделала его знаменитым. Но в то же время она была понята не всеми, а автор был отдан под надзор полиции.

В 50-е годы финансовое положение Островского было достаточно сложным, не вся публика относилась к нему положительно, но драматург по-прежнему продолжал писать. Работая в журнале «Москвитянин», автор публикует пьесы «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется» и наиболее яркую комедию - «Бедность не порок», идеализирующие русский быт. В этот период он утопически показывает возможность решения конфликта поколений, но при этом абсолютно реалистично и сочно выводит характеры героев.

С 1856 года Александр Николаевич сближается с петербургской редакцией «Современника», разделяя их взгляды на искусство. Происходят значительные изменения в творчестве писателя, что особенно заметно в пьесах «Доходное место» и «Гроза». Поэтизацию народной жизни сменяет драматическое изображение действительности.

В последующие годы Островский по-прежнему много пишет, но тон его произведений сменяется с мрачного на более сатирический. Написаны водевильные пьесы «Свои собаки грызутся, чужая не приставай», «За чем пойдёшь, то и найдёшь». Возникает интерес к исторической тематике в драматических хрониках «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», пьесе в стихах « Воевода или Сон на Волге» и других.

В пореформенных произведениях новыми «героями» становятся дельцы и карьеристы. Будь то Глумов из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», Васильков («Бешеные деньги») или Беркутов («Волки и овцы») - все они главной целью жизни ставят карьеру и деньги. Именно такие «герои» останутся у Островского до конца его писательской карьеры. Но продолжает заниматься драматург и созданием народных комедий, имеющих положительное окончание. В этот творческий период созданы пьесы «Не всё коту масленица», «Правда - хорошо, а счастье - лучше» и некоторые другие.

Помимо сатирической комедии «Лес» и драматической сказки «Снегурочка» на более позднем этапе Островский пишет также серьёзные психологические драмы. В центре большинства из них - образ любящей, но не обретающей счастье женщины. Героини комедии «Таланты и поклонники» и мелодрамы «Без вины виноватые» - актрисы, которые находят выход из жизненных неурядиц в служении театру. Весь сюжет построен вокруг героинь и в пьесах «Светит, да не греет» и «Сердце не камень». Наиболее же впечатляющим произведением «женского» цикла без сомнения можно назвать драму «Безприданница». Фильм, снятый по её мотивам, поражает своим трагизмом, несмотря на, казалось бы, несложный сюжет.

Работая с актёрами, Александр Николаевич видел их тяжёлое материальное положение, зависимость от чиновников и в то же время, погоню за дешёвой популярностью и непонимание целей автора. Это приводило его в отчаяние, но он продолжал бороться за «новый театр», пытался убедить власть в необходимости срочных изменений.

Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Безприданница», 1878 г., и многие другие). С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Теренция, Гольдони. Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. — от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х.

Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, безсменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.

В 1881—1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Коссуш Тромской губернии.

Экранизация пьесы «Поздняя любовь»

Год выпуска: 1983

Жанр: мелодрама

Продолжительность: 02:25:00

Режиссер: Леонид Пчёлкин

В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Анна Каменкова, Родион Нахапетов, Елена Проклова, Евгения Ханаева, Валерий Шальных, Вячеслав Невинный, Валерий Хлевинский, Александр Юшин, Александр Мыльников, Валентина Кравченко, Галина Добровольская, Виталий Комиссаров, Александр Якулов, Евгений Князев

Описание: Когда-то имя стряпчего Герасима Порфирьича Маргаритова было широко известно в Москве, поскольку вёл он дела с тщанием и великой честностью. Но однажды подкупленный помощник выкрал у стряпчего и продал должнику важный денежный документ на 20 тысяч - и Маргаритов потерял доброе имя, всё нажитое имущество и вместе с малолетней дочерью Людмилой вынужден был из собственного дома в центре переселиться на окраину. Жена, которая и так хворала, померла, и пошли годы тяжелой и бедной жизни. Людмила выросла, однако, по-прежнему живет с отцом, не имея приданого, чтобы выйти замуж. Они снимают комнатку в доме небогатой вдовы, Фелицаты Антоновны Шабловой. У нее - двое взрослых сыновей, Николай и Дормедонт, оба пошли по юридической части. Младший, Дормедонт, влюбленный в Людмилу и мечтающий когда-нибудь на ней жениться, помогает Маргаритову в ведении мелких дел, которыми стряпчий нынче с трудом зарабатывает себе и дочери на хлеб. А старший, Николай, в прошлом - успешный адвокат, стал мотом, игроком и гулякой, наделал долгов, и через пару дней поведут его на цугундер, посадят в долговую яму…

Людмила влюбляется в сына хозяйки дома - праздного гуляку Николая. Ради его спасения она готова пожертвовать всем — даже выкрасть важнейший денежный документ, доверенный ее отцу...

А.Н.Островский
"Поздняя любовь"

Пьесу «Поздняя любовь» сам Александр Островский называл в числе трёх лучших своих произведений.
Классик тонко чувствует тайные повороты людских судеб и смотрит на человеческую природу пронзительным взглядом. Чтобы не потерять столь чуткое отношение к душе, заложенное в пьесе, авторы спектакля стараются не погружаться во внешнюю атрибутику жизни, а уловить богатый слог Островского, красоту и емкость его образов, постичь всю глубину истории любви…
Этажерка, конторка, вешалка, стол, скамья - вот незамысловатый интерьер «захолустья». Но и в этой, казалось бы, ничем не примечательной обстановке размеренной жизни порой случаются бури...
Людмила, скромная дочь бедного адвоката, влюбляется в разгульного Николая. Чтобы спасти любимого, женщина готова пойти на воровство и предательство.
Артисты в содружестве с режиссёром и драматургом искусно ведут зрителя по лабиринтам человеческой души, заставляя замирать, сочувствовать, смеяться, трепетать, восторгаться и надеяться…

Владимир Туманов о спектакле: «В пьесе много простора, и есть опасность рвануть в среду «кудряво-эстрадную»: Москва, Замоскворечье, предместья Москвы - все это достаточно густо и сочно в нашем представлении о той жизни. А хотелось бы проникнуть в сиюминутность человеческого чувства, постичь всю глубину этой истории любви, вернее, истории выживания любви в любом контексте жизни».

«Поздняя любовь» А.Н. Островского не имеет обширной истории сценических воплощений, которую обрели иные произведения автора. Однако среди прочих театров к ней обращался Малый театр (где и состоялась премьера в ноябре 1873 года с Марией Николаевной Ермоловой в главной роли - роли Людмилы) и МХАТ (Михаил Яншин - Маргаритов, 1949 г), хорошо известен одноименный фильм Леонида Пчелкина с Иннокентием Смоктуновским, Еленой Прокловой и Родионом Нахапетовым. В наши дни спектакль был поставлен в московском Центральном Театре Российской армии (Лариса Голубкина-Шаблова), «Студии театрального искусства п/р Сергея Женовача», Александринском театре.

Спектакль - лауреат фестиваля «Славянский базар» в Витебске (Беларусь), 2010 г.;
Специальный приз Международного театрального фестиваля «Золотой Витязь» «За приобщение молодёжной аудитории к классическому наследию», 2010 г.;
Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит» сезона 2009-2010 гг. в номинации «Лучшая женская роль» (Эмилия Спивак за роль Людмилы).

Продолжительность спектакля 2 часа 45 минут с антрактом

Для лиц старше 12 лет

Режиссер-постановщик Владимир Туманов Художник-постановщик Заслуженный художник России
Александр Орлов Художник по костюмам Стефания Граурогкайте Балетмейстер Николай Реутов Художник по свету Гидал Шугаев Музыкальное оформление Владимир Бычковский

Действующие лица и исполнители:

Фелицата Антоновна Шаблова, хозяйка небольшого деревянного дома Ирина Полянская Герасим Порфирьич Маргаритов, адвокат из отставных чиновников Заслуженный артист России
Петр Журавлев Людмила, его дочь, немолодая девушка Эмилия Спивак Николай Андреич Шаблов, старший сын Шабловой Андрей Кузнецов Дормедонт, младший сын Шабловой, в писарях у Маргаритова Евгений Титов Варвара Харитоновна Лебедкина, вдова Светлана Строгова Онуфрий Потапыч Дороднов, купец средних лет Алексей Одинг

Александр Николаевич Островский.

Поздняя любовь

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЛИЦА:

Фелицата Антоновна Шаблова , хозяйка небольшого деревянного дома .

Герасим Порфирьич Маргаритов , адвокат из отставных чиновников, старик благообразной наружности .

Людмила , его дочь, немолодая девушка. Все движения ее скромные и медленные, одета очень чисто, но без претензий .

Дормедонт , младший сын Шабловой, в писарях у Маргаритова .

Онуфрий Потапыч Дороднов , купец средних лет .

Бедная, потемневшая от времени комната в доме Шабловой. На правой стороне (от зрителей) две узкие однопольные двери: ближайшая в комнату Людмилы, а следующая в комнату Шабловой; между дверями изразчатое зеркало голландской печи с топкой. В задней стене, к правому углу, дверь в комнату Маргаритова; в левом растворенная дверь в темную переднюю, в которой видно начало лестницы, ведущей в мезонин, где помещаются сыновья Шабловой. Между дверьми старинный комод с стеклянным шкафчиком для посуды. На левой стороне два небольших окна, в простенке между ними старинное зеркало, по сторонам которого две тусклые картинки в бумажных рамках; под зеркалом большой стол простого дерева. Мебель сборная: стулья разного вида и величины; с правой стороны, ближе к авансцене, старое полуободранное вольтеровское кресло. Осенние сумерки, в комнате темно.


ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Людмила выходит из своей комнаты, прислушивается и подходит к окну.

Потом Шаблова выходит из своей комнаты.

Шаблова (не видя Людмилы). Словно кто калиткой стукнул. Нет, почудилось. Уж я очень уши-то насторожила. Экая погодка! В легоньком пальте теперь… ой-ой! Где-то мой сынок любезный погуливает? Ох, детки, детки – горе матушкино! Вот Васька, уж на что гулящий кот, а и тот домой пришел.

Людмила . Пришел?… Разве пришел?

Шаблова . Ах, Людмила Герасимовна! Я вас и не вижу, стою тут да фантазирую сама промеж себя…

Людмила . Вы говорите, пришел?

Шаблова . Да вы кого же дожидаетесь-то?

Людмила . Я? Я никого. Я только слышала, что вы сказали: «пришел».

Шаблова . Это я тут свои мысли выражаю; в голове-то накипит, знаете… Погода, мол, такая, что даже мой Васька домой пришел. Сел на лежанку и так-то мурлычет, даже захлебывается; очень ему сказать-то хочется, что, мол, я дома, не беспокойтесь. Ну, разумеется, погрелся, поел, да опять ушел. Мужское дело, дома не удержишь. Да вот зверь, а и тот понимает, что надо домой побывать – понаведаться, как, мол, там; а сынок мой Николенька другие сутки пропадает.

Людмила . Как знать, какие дела у него?

Шаблова . Кому ж и знать, как не мне! Никаких у него делов нет, баклуши бьет.

Людмила . Он адвокатством занимается.

Шаблова . Да какое абвокатство! Было время, да прошло.

Людмила . Он хлопочет по делам какой-то дамы.

Шаблова . Да что ж, матушка, дама! Дама даме рознь. Ты погоди, я тебе все скажу. Учился он у меня хорошо, в новерситете курс кончил; и, как на грех, тут заведись эти новые суды! Записался он абвокатом, – пошли дела, и пошли, и пошли, огребай деньги лопатой. От того от самого, что вошел он в денежный купеческий круг. Сами знаете, с волками жить, по-волчьи выть, и начал он эту самую купеческую жизнь, что день в трактире, а ночь в клубе либо где. Само собою: удовольствие; человек же он горячий. Ну, им что? У них карманы толстые. А он барствовал да барствовал, а дела-то между рук шли, да и лень-то; а тут абвокатов развелось несть числа. Уж сколько он там ни путался, а деньжонки все прожил; знакомство растерял и опять в прежнее бедное положение пришел: к матери, значит, от стерляжей ухи-то на пустые щи. Привычку же он к трактирам возымел – в хорошие-то не с чем, так по плохим стал шляться. Видя я его в таком упадке, начала ему занятие находить. Хочу его свести к своей знакомой даме, а он дичится.

Людмила . Робок, должно быть, характером.

Шаблова . Полно, матушка, что за характер!

Людмила . Да ведь бывают люди робкого характера.

Шаблова . Да полно, какой характер! Разве у бедного человека бывает характер? Какой ты еще характер нашла?

Людмила . А что же?

Шаблова . У бедного человека да еще характер! Чудно, право! Платья нет хорошего, вот и все. Коли у человека одёжи нет, вот и робкий характер; чем бы ему приятный разговор вести, а он должен на себя осматриваться, нет ли где изъяну. Вы возьмите хоть с нас, женщин: отчего хорошая дама в компании развязный разговор имеет? Оттого, что все на ней в порядке: одно к другому пригнато, одно другого ни короче, ни длинней, цвет к цвету подобран, узор под узор подогнат. Вот у ней душа и растет. А нашему брату в высокой компании беда; лучше, кажется, сквозь землю провалиться! Там висит, тут коротко, в другом месте мешком, везде пазухи. Как на лешего, на тебя смотрят. Потому не мадамы нам шьют, а мы сами самоучкой; не по журналам, а как пришлось, на чертов клин. Сыну тоже не француз шил, а Вершкохватов из-за Драгомиловской заставы. Так он над фраком-то год думает, ходит, ходит кругом сукна-то, режет, режет его; то с той, то с другой стороны покроит – ну, и выкроит куль, а не фрак. А ведь прежде тоже, как деньги-то были, Николай франтил; ну, и дико ему в таком-то безобразии. Уломала я его наконец, да и сама не рада; человек он гордый, не захотел быть хуже других, потому у нее с утра до ночи франты, и заказал хорошее платье дорогому немцу в долг.

Людмила . Молода она?

Шаблова . В поре женщина. То-то и беда. Кабы старуха, так бы деньги платила.

Людмила . А она что же?

Шаблова . Женщина легкая, избалованная, на красоту свою надеется. Всегда кругом нее молодежь – привыкла, чтоб все ей угождали. Другой даже за счастие сочтет услужить.

Людмила . Так он даром для нее хлопочет?

Шаблова . Нельзя сказать, чтоб вовсе даром. Да он-то бы пожалуй, а я уж с нее ста полтора выханжила. Так все деньги-то, что я взяла с нее за него, все портному и отдала, вот тебе и барыш! Кроме того, посудите сами, всякий раз, как к ней ехать, извозчика берет с биржи, держит там полдня. Чего-нибудь да стоит! А из чего бьется-то? Диви бы… Все ветер в голове-то.

Людмила . Может быть, она ему нравится?

Шаблова . Да ведь это срам бедному-то человеку за богатой бабой ухаживать да еще самому тратиться. Ну, куда ему тянуться: там такие полковники да гвардейцы бывают, что уж именно и слов не найдешь. Взглянешь на него, да только и скажешь: ах, боже мой! Чай, смеются над нашим, да и она-то, гляди, тоже. Потому, судите сами: подкатит к крыльцу на паре с пристяжкой этакий полковник, брякнет в передней шпорой или саблей, взглянет мимоходом, через плечо, в зеркало, тряхнет головой да прямо к ней в гостиную. Ну, а ведь она женщина, создание слабое, сосуд скудельный, вскинет на него глазами-то, ну точно вареная и сделается. Где же тут?

Александр Николаевич Островский.

Поздняя любовь

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

ЛИЦА:

Фелицата Антоновна Шаблова , хозяйка небольшого деревянного дома .

Герасим Порфирьич Маргаритов , адвокат из отставных чиновников, старик благообразной наружности .

Людмила , его дочь, немолодая девушка. Все движения ее скромные и медленные, одета очень чисто, но без претензий .

Дормедонт , младший сын Шабловой, в писарях у Маргаритова .

Онуфрий Потапыч Дороднов , купец средних лет .

Бедная, потемневшая от времени комната в доме Шабловой. На правой стороне (от зрителей) две узкие однопольные двери: ближайшая в комнату Людмилы, а следующая в комнату Шабловой; между дверями изразчатое зеркало голландской печи с топкой. В задней стене, к правому углу, дверь в комнату Маргаритова; в левом растворенная дверь в темную переднюю, в которой видно начало лестницы, ведущей в мезонин, где помещаются сыновья Шабловой. Между дверьми старинный комод с стеклянным шкафчиком для посуды. На левой стороне два небольших окна, в простенке между ними старинное зеркало, по сторонам которого две тусклые картинки в бумажных рамках; под зеркалом большой стол простого дерева. Мебель сборная: стулья разного вида и величины; с правой стороны, ближе к авансцене, старое полуободранное вольтеровское кресло. Осенние сумерки, в комнате темно.


ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Людмила выходит из своей комнаты, прислушивается и подходит к окну.

Потом Шаблова выходит из своей комнаты.

Шаблова (не видя Людмилы). Словно кто калиткой стукнул. Нет, почудилось. Уж я очень уши-то насторожила. Экая погодка! В легоньком пальте теперь… ой-ой! Где-то мой сынок любезный погуливает? Ох, детки, детки – горе матушкино! Вот Васька, уж на что гулящий кот, а и тот домой пришел.

Людмила . Пришел?… Разве пришел?

Шаблова . Ах, Людмила Герасимовна! Я вас и не вижу, стою тут да фантазирую сама промеж себя…

Людмила . Вы говорите, пришел?

Шаблова . Да вы кого же дожидаетесь-то?

Людмила . Я? Я никого. Я только слышала, что вы сказали: «пришел».

Шаблова . Это я тут свои мысли выражаю; в голове-то накипит, знаете… Погода, мол, такая, что даже мой Васька домой пришел. Сел на лежанку и так-то мурлычет, даже захлебывается; очень ему сказать-то хочется, что, мол, я дома, не беспокойтесь. Ну, разумеется, погрелся, поел, да опять ушел. Мужское дело, дома не удержишь. Да вот зверь, а и тот понимает, что надо домой побывать – понаведаться, как, мол, там; а сынок мой Николенька другие сутки пропадает.

Людмила . Как знать, какие дела у него?

Шаблова . Кому ж и знать, как не мне! Никаких у него делов нет, баклуши бьет.

Людмила . Он адвокатством занимается.

Шаблова . Да какое абвокатство! Было время, да прошло.

Людмила . Он хлопочет по делам какой-то дамы.

Шаблова . Да что ж, матушка, дама! Дама даме рознь. Ты погоди, я тебе все скажу. Учился он у меня хорошо, в новерситете курс кончил; и, как на грех, тут заведись эти новые суды! Записался он абвокатом, – пошли дела, и пошли, и пошли, огребай деньги лопатой. От того от самого, что вошел он в денежный купеческий круг. Сами знаете, с волками жить, по-волчьи выть, и начал он эту самую купеческую жизнь, что день в трактире, а ночь в клубе либо где. Само собою: удовольствие; человек же он горячий. Ну, им что? У них карманы толстые. А он барствовал да барствовал, а дела-то между рук шли, да и лень-то; а тут абвокатов развелось несть числа. Уж сколько он там ни путался, а деньжонки все прожил; знакомство растерял и опять в прежнее бедное положение пришел: к матери, значит, от стерляжей ухи-то на пустые щи. Привычку же он к трактирам возымел – в хорошие-то не с чем, так по плохим стал шляться. Видя я его в таком упадке, начала ему занятие находить. Хочу его свести к своей знакомой даме, а он дичится.

Людмила . Робок, должно быть, характером.

Шаблова . Полно, матушка, что за характер!

Людмила . Да ведь бывают люди робкого характера.

Шаблова . Да полно, какой характер! Разве у бедного человека бывает характер? Какой ты еще характер нашла?

Людмила . А что же?

Шаблова . У бедного человека да еще характер! Чудно, право! Платья нет хорошего, вот и все. Коли у человека одёжи нет, вот и робкий характер; чем бы ему приятный разговор вести, а он должен на себя осматриваться, нет ли где изъяну. Вы возьмите хоть с нас, женщин: отчего хорошая дама в компании развязный разговор имеет? Оттого, что все на ней в порядке: одно к другому пригнато, одно другого ни короче, ни длинней, цвет к цвету подобран, узор под узор подогнат. Вот у ней душа и растет. А нашему брату в высокой компании беда; лучше, кажется, сквозь землю провалиться! Там висит, тут коротко, в другом месте мешком, везде пазухи. Как на лешего, на тебя смотрят. Потому не мадамы нам шьют, а мы сами самоучкой; не по журналам, а как пришлось, на чертов клин. Сыну тоже не француз шил, а Вершкохватов из-за Драгомиловской заставы. Так он над фраком-то год думает, ходит, ходит кругом сукна-то, режет, режет его; то с той, то с другой стороны покроит – ну, и выкроит куль, а не фрак. А ведь прежде тоже, как деньги-то были, Николай франтил; ну, и дико ему в таком-то безобразии. Уломала я его наконец, да и сама не рада; человек он гордый, не захотел быть хуже других, потому у нее с утра до ночи франты, и заказал хорошее платье дорогому немцу в долг.

Людмила . Молода она?

Шаблова . В поре женщина. То-то и беда. Кабы старуха, так бы деньги платила.

Людмила . А она что же?

Шаблова . Женщина легкая, избалованная, на красоту свою надеется. Всегда кругом нее молодежь – привыкла, чтоб все ей угождали. Другой даже за счастие сочтет услужить.

Людмила . Так он даром для нее хлопочет?

Шаблова . Нельзя сказать, чтоб вовсе даром. Да он-то бы пожалуй, а я уж с нее ста полтора выханжила. Так все деньги-то, что я взяла с нее за него, все портному и отдала, вот тебе и барыш! Кроме того, посудите сами, всякий раз, как к ней ехать, извозчика берет с биржи, держит там полдня. Чего-нибудь да стоит! А из чего бьется-то? Диви бы… Все ветер в голове-то.

Людмила . Может быть, она ему нравится?

Шаблова . Да ведь это срам бедному-то человеку за богатой бабой ухаживать да еще самому тратиться. Ну, куда ему тянуться: там такие полковники да гвардейцы бывают, что уж именно и слов не найдешь. Взглянешь на него, да только и скажешь: ах, боже мой! Чай, смеются над нашим, да и она-то, гляди, тоже. Потому, судите сами: подкатит к крыльцу на паре с пристяжкой этакий полковник, брякнет в передней шпорой или саблей, взглянет мимоходом, через плечо, в зеркало, тряхнет головой да прямо к ней в гостиную. Ну, а ведь она женщина, создание слабое, сосуд скудельный, вскинет на него глазами-то, ну точно вареная и сделается. Где же тут?

Людмила . Так она вот какая!

Шаблова . Она только с виду великая дама-то, а как поглядеть поближе, так довольно малодушна. Запутается в долгах да в амурах, ну и шлет за мной на картах ей гадать. Мелешь, мелешь ей, а она-то и плачет, и смеется, как дитя малое.

Людмила . Как странно! Неужели такая женщина может нравиться?

Шаблова . Да ведь Николай горд; засело в голову, что завоюю, мол, – ну и мучится. А может, ведь он и из жалости; потому нельзя и не пожалеть ее, бедную. Муж у нее такой же путаник был; мотали да долги делали, друг другу не сказывали. А вот муж-то умер, и пришлось расплачиваться. Да кабы с умом, так еще можно жить; а то запутаться ей, сердечной, по уши. Говорят, стала векселя зря давать, подписывает сама не знает что. А какое состояние-то было, кабы в руки. Да что вы в потемках-то?

Людмила . Ничего, так лучше.

Шаблова . Ну, что ж, посумерничаем, подождем Николая. А вот кто-то и пришел; пойти свечку принести. (Уходит.)

Людмила (у двери в переднюю). Это вы?

Входит Дормедонт.


ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Людмила, Дормедонт, потом Шаблова.

Дормедонт . Я-с.

Людмила . А я думала… Да, впрочем, я очень рада, а то скучно одной.

Входит Шаблова со свечой.

Шаблова . Где же ты был? Ведь я так полагала, что ты дома. Ишь как озяб, захвораешь, смотри.

Дормедонт (греясь у печки). Я брата искал.

Шаблова . Нашел?

Дормедонт . Нашел.

Шаблова . Где ж он?

Дормедонт . Все там же.

Хозяйка небольшого дома Фелицата Антоновна Шаблова и дочь адвоката Людмила обсуждают исчезновение Николеньки. Фелицата Антоновна очень сокрушается, что сына нет уже второй день. Дормедонт, её младший, сообщает матери, что видел брата в бильярдной. Потом он признаётся ей, что влюбился в Людмилу, но ей, похоже, нравится Николай.

Немного позже Фелицата Шаблова получает записку от старшего сына, где он пишет, что заигрался. Он просит мать, дабы окончательно не опозориться, прислать ему некую сумму денег, чтобы отыграться.

Фелицата Антоновна приходит в крайнее негодование, а Людмила, напротив считает, деньги нужно дать и без сожаления расстаётся с единственной купюрой.

Когда вернулся Николай, он как ни в чем не бывало, стал улыбаться матери. Рассерженная Фелицата Шаблова принялась укорять сына, объясняя ему, что деньги не малые. Она посоветовала Николеньке взяться за ум и подавить в себе игорную страсть. Сын только весело пожимал плечами.

Позже Людмила призналась Николаю, что это она заплатила большую сумму. Удивлённый молодой человек поблагодарил девушку.

На следующий день в дом к Шабловой приехала барышня Лебёдкина и сразу забрала Николая гулять. После прогулки, когда счастливая девушка отправилась домой, поцеловав Николая на прощанье, обеспокоенная Людмила стала выпытывать возлюбленного, кому и сколько он задолжал. Почувствовав в голосе девушки заботу и теплоту, Николай сообщил, что остаётся только убить того, кому он должен или добыть письмо, за которое Лебёдкина готова заплатить. Загвоздка была лишь в том, что письмо находится у Людмилиного отца, и только девушка может добыть его. Людмила в ужасе всплеснула руками и через некоторое время отдала Николаю документ.

Людмила счастливо улыбнулась: теперь её возлюбленный сможет расчитаться с долгами.

Рассказ учит тому, что если человек игрок, то это надолго.

Картинка или рисунок Поздняя любовь

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лермонтов Княжна Мери (глава из рассказа Герой нашего времени)

    Печорин – красивый, породистый молодой человек, но уже с большим опытом. Он уже не молоденький парень, а достаточно взрослый мужчина. Печорин отправляется в Пятигорск, так как это место славиться своими лечебницами, и очень целебными водами

  • Краткое содержание Защита Чика Искандер

    Школьник по имени Чик попал в неприятность в школе. Преподаватель по русскому языку Акакий Македонович потребовал, чтобы мальчик пришел в школу с родителем.

  • Краткое содержание Айтматов Джамиля

    В начале рассказа герой смотрит на небольшую картину в простенькой рамке и вспоминает свою юность. Дальше повествование переносится в годы Великой Отечественной войны.

  • Краткое содержание Маленький солдат Платонова

    Действия происходили во время Второй мировой войны. На вокзале рядом с фронтом. Главным героем этого рассказа автор сделал мальчика Сережу, десяти лет отроду.

  • Краткое содержание Защита Лужина Набоков

    10-летнему мальчику Лужину родители сообщили, что он сможет посетить школу сразу после возвращения из деревни в Петербург. В страхе перед неизведанным, маленький Лужин сбегает прямо с вокзала

Похожие публикации