Значение творчества ф шуберта в мировой музыкальной. Инструментальное творчество шуберта

Франц Шуберт – знаменитый австрийский композитор. Его жизнь была достаточно коротка, он прожил всего 31 год, с 1797 по 1828 годы. Но за этот небольшой пери...

От Masterweb

15.05.2018 02:00

Франц Шуберт – знаменитый австрийский композитор. Его жизнь была достаточно коротка, он прожил всего 31 год, с 1797 по 1828 годы. Но за этот небольшой период он внес огромный вклад в развитие мировой музыкальной культуры. В этом можно убедиться, изучив биографию и творчество Шуберта. Этот выдающийся композитор считается одним из самых ярких основоположников романтического направления в музыкальном искусстве. Ознакомившись в биографии Шуберта с самыми важными событиями, можно глубже понять его творчество.

Семья

Биография Франца Шуберта начинается с 31 января 1797 года. Он родился в бедной семье в Лихтентале, предместье Вены. Его отец, выходец из крестьянской семьи, был школьным учителем. Он отличался трудолюбием и добропорядочностью. Он воспитывал детей, внушая им, что труд – основа существования. Мать была дочерью слесаря. В семье было четырнадцать детей, но девять из них умерли в младенческом возрасте.

Биография Шуберта в самом кратком изложении демонстрирует важную роль семьи в становлении маленького музыканта. Она была очень музыкальной. Отец играл на виолончели, а братья маленького Франца – на других музыкальных инструментах. Часто у них в доме устраивались музыкальные вечера, а иногда на них собирались все знакомые музыканты-любители.

Первые занятия музыкой

Из краткой биографии Франца Шуберта известно, что уникальные музыкальные способности проявились у него очень рано. Обнаружив их, отец и старший брат Игнац начали с ним занятия. Игнац обучал его игре на фортепиано, а отец - на скрипке. Через некоторое время мальчик стал полноценным участником семейного струнного квартета, в котором уверенно исполнял партию альта. Вскоре стало понятно, что Франц нуждается в более профессиональных занятиях музыкой. Поэтому музыкальные занятия с одаренным мальчиком перепоручили регенту Лихтентальской церкви Михаэлю Хольцеру. Преподаватель восхищался необыкновенными музыкальными способностями своего ученика. Кроме того, Франц обладал прекрасным голосом. К одиннадцатилетнему возрасту он исполнял в церковном хоре трудные сольные партии, а также играл партию скрипки, в том числе и сольно, в церковном оркестре. Отца очень радовали успехи сына.

Конвикт

Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, он участвует в конкурсе по отбору певчих в императорскую королевскую придворную певческую капеллу. Успешно пройдя все испытания, Франц Шуберт становится певчим. Его зачисляют в конвикт – бесплатную школу-интернат для одаренных детей из малоимущих семей. Младший Шуберт теперь имеет возможность бесплатно получать общее и музыкальное образование, что становится благом для его семьи. Мальчик живет в интернате, а домой приезжает только на каникулы.


Изучая краткую биографию Шуберта, можно понять, что обстановка, которая сложилась в этом учебном заведении, способствовала развитию музыкальных способностей одаренного мальчика. Здесь Франц ежедневно занимается пением, игрой на скрипке и фортепиано, теоретическими дисциплинами. В школе был организован ученический оркестр, в котором Шуберт играл в первых скрипках. Дирижер оркестра Венцель Ружичка, заметив необыкновенное дарование своего ученика, часто поручал ему исполнять обязанности дирижера. Оркестр исполнял самую разнообразную музыку. Таким образом, будущий композитор познакомился с оркестровой музыкой различных жанров. Особое впечатление на него произвела музыка венских классиков: симфония №40 Моцарта, а также музыкальные шедевры Бетховена.

Первые сочинения

В период обучения в конвикте Франц начал сочинять. В биографии Шуберта указано, что ему было тогда тринадцать лет. Он пишет музыку с огромным увлечением, часто в ущерб школьным занятиям. Среди его первых сочинений - ряд песен и фантазия для фортепиано. Демонстрируя выдающиеся музыкальные способности, мальчик обращает на себя внимание известного придворного композитора Антонио Сальери. Он начинает занятия с Шубертом, во время которых обучает его контрапункту и композиции. Учителя и ученика связывают не только музыкальные занятия, но и теплые отношения. Эти занятия продолжались и после ухода Шуберта из конвикта.

Наблюдая бурное развитие музыкальной одаренности своего сына, отец стал тревожиться о его будущем. Понимая тяжесть существования музыкантов, даже самых знаменитых и признанных, отец пытается уберечь Франца от такой участи. Он мечтал видеть своего сына школьным учителем. В качестве наказания за чрезмерное увлечение музыкой он запрещает сыну бывать дома по выходным и праздникам. Однако запреты не помогли. Шуберт-младший не смог отказаться от музыки.

Уход из конвикта

Не закончив обучения в конвикте, Шуберт в тринадцатилетнем возрасте решает уйти из него. Этому способствовал ряд обстоятельств, о которых повествует биография Ф. Шуберта. Во-первых, мутация голоса, которая больше не позволяла Францу петь в хоре. Во-вторых, чрезмерная увлеченность музыкой оставила далеко позади его интерес к остальным наукам. Ему назначили переэкзаменовку, но Шуберт не воспользовался этой возможностью и оставил обучение в конвикте.

Вернуться к учебе Францу все же пришлось. В 1813 году он поступил в обычную школу св.Анны, окончил ее и получил свидетельство об образовании.

Начало самостоятельной жизни

Биография Шуберта повествует о том, что в последующие четыре года он работает помощником школьного учителя в школе, где работает и его отец. Франц обучает детей грамоте и другим предметам. Оплата труда была чрезвычайно низкая, что заставляло молодого Шуберта постоянно искать дополнительный заработок в виде частных уроков. Таким образом, времени на сочинение музыки у него практически не остается. Но увлечение музыкой не проходит. Оно только усиливается. Огромную помощь и поддержку получал Франц от своих друзей, которые организовывали ему концерты и полезные знакомства, снабжали его нотной бумагой, которой ему вечно не хватало.

В этот период (1814-1816 год) появляются его знаменитые песни «Лесной царь» и «Маргарита за прялкой» на слова Гете, свыше 250 песен, зингшпили, 3 симфонии и многие другие произведения.

Образный мир композитора

Франц Шуберт – романтик по духу. В основу всего существования он ставил жизнь души и сердца. Его герои – это простые люди с богатым внутренним миром. В его творчестве появляется тема социального неравенства. Композитор часто обращает внимание, как несправедливо общество к обычному скромному человеку, не имеющему материальных благ, но богатому духовно.

Излюбленной темой камерно-вокального творчества Шуберта становится природа в различных ее состояниях.

Знакомство с Фоглем

После ознакомления (краткого) с биографией Шуберта самым важным событием представляется его знакомство с выдающимся венским оперным певцом Иоганном Михаэлем Фоглем. Оно произошло в 1817 году стараниями друзей композитора. Это знакомство имело огромное значение в жизни Франца. В его лице он приобрел преданного друга и исполнителя своих песен. Впоследствии Фогль сыграл огромную роль в пропаганде камерно-вокального творчества молодого композитора.

«Шубертиады»

Вокруг Франца со временем складывается кружок творческой молодежи из числа поэтов, драматургов, художников, композиторов. В биографии Шуберта упоминается, что нередко собрания посвящались его творчеству. В таких случаях их называли «шубертиадами». Собрания проводились в доме кого-либо из членов кружка или в кофейне «Венская корона». Всех участников кружка объединяли интерес к искусству, увлеченность музыкой и поэзией.

Поездка в Венгрию

Композитор жил в Вене, редко покидая ее. Все поездки, которые он совершал, были связаны с концертами или преподавательской деятельностью. В биографии Шуберта кратко упомянуто, что в течение летнего периода 1818 и 1824 года Шуберт жил в имении графа Эстергази Желиз. Композитор был приглашен туда для того, чтобы обучать музыке юных графинь.

Совместные концерты

В 1819, 1823 и 1825 годах Шуберт и Фогль путешествуют по Верхней Австрии и одновременно гастролируют. У публики такие совместные концерты пользуются огромным успехом. Фогль стремится познакомить слушателей с творчеством своего друга-композитора, сделать его произведения известными и любимыми за пределами Вены. Постепенно слава Шуберта растет, все чаще о нем говорят не только в профессиональных кругах, но и среди обычных слушателей.

Первые издания

Биография Шуберта содержит факты о начале публикаций произведений молодого композитора. В 1921 году, благодаря заботе друзей Ф.Шуберта, был издан «Лесной царь». После первого издания начинают публиковаться и другие шубертовские произведения. Его музыка становится известной не только в Австрии, но и далеко за ее пределами. В 1825 году песни, фортепианные произведения и камерные опусы начинают исполняться и в России.

Успех или иллюзия?

Песни и фортепианные произведения Шуберта приобретают большую популярность. Его сочинения были высоко оценены Бетховеном, кумиром композитора. Но, наряду со славой, которую обретает Шуберт благодаря пропагандистской деятельности Фогля остаются и разочарования. Симфонии композитора так и не были исполнены, оперы и зингшпили практически не ставятся. До наших дней 5 опер и 11 зингшпилей Шуберта находятся в забвении. Такая участь постигла и многие другие сочинения, редко исполняемые в концертах.


Творческий расцвет

В 20-х годах у Шуберта появляются циклы песен «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на слова В. Мюллера, камерные ансамбли, сонаты для фортепиано, фантазия «Скиталец» для фортепиано, а также симфонии – «Неоконченная» № 8 и «Большая» № 9.

Весной 1828 года друзья композитора организовали концерт из шубертовских произведений, который состоялся в зале Общества любителей музыки. Полученные от концерта деньги композитор потратил на приобретение первого в его жизни собственного фортепиано.

Смерть композитора

Осенью 1828 года Шуберт неожиданно тяжело заболел. Его мучения длились три недели. 19 ноября 18128 года Франца Шуберта не стало.

Прошло лишь полтора года с того времени, когда Шуберт принимал участие в похоронах своего кумира – последнего венского классика Л. Бетховена. Теперь же на этом кладбище похоронили и его.

Ознакомившись с кратким содержанием биографии Шуберта, можно понять смысл надписи, которая была высечена на его надгробии. Она повествует о том, что в могиле похоронено богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды.

Песни – основа творческого наследия Шуберта

Говоря о творческом наследии этого замечательного композитора, обычно всегда выделяют его песенный жанр. Шуберт написал огромное количество песен – около 600. Это не случайно, поскольку одним из самых популярных жанров композиторов-романтиков становится именно вокальная миниатюра. Именно здесь Шуберт в полной мере смог раскрыть основную тему романтического направления в искусстве – богатый внутренний мир героя с его чувствами и переживаниями. Первые песенные шедевры были созданы молодым композитором уже в семнадцатилетнем возрасте. Каждая из песен Шуберта – это неподражаемый художественный образ, рожденный от слияния музыки и поэзии. Содержание песен передается не только текстом, но и музыкой, которая точно следует за ним, подчеркивая самобытность художественного образа и создавая особенный эмоциональный фон.


В своем камерно-вокальном творчестве Шуберт использовал как тексты знаменитых поэтов Шиллера и Гете, так и поэзию своих современников, имена многих из которых стали известны благодаря песням композитора. В своей поэзии они отражали духовный мир, присущий представителям романтического направления в искусстве, который был близок и понятен молодому Шуберту. При жизни композитора были изданы лишь некоторые из его песен.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

«БОЛЬШАЯ СИМФОНИЯ» ФРАНЦА ШУБЕРТА

В течение всей жизни и достаточно долго после смерти был олицетворением не понятого гения, так и не добившегося признания. Его музыкой восхищались только друзья и близкие, а большинство произведений обнаружено и опубликовано много лет спустя после его безвременной смерти.

Разочарованный, вечно нуждающийся Шуберт создавал божественную музыку. Будучи не очень счастливым, оставаясь одиноким и чувствуя себя изолированным от всего мира, он писал дивную, наполненную свежестью музыку. Так кем же был этот невысокий, близорукий, проживший недолгую жизнь скиталец, названный при рождении Францем Питером Шубертом ?

Младший из сыновей

Семья Шубертов родом из австрийской Силезии. Отец композитора перебрался в Вену и через время стал директором школы в пригороде Лихтенталя. Он женился на девушке из своей деревни, которая работала поварихой. Средств в семье не хватало, хотя нельзя сказать, что они жили в нищете. В браке родилось 14 детей, из которых только пятеро выжили. Самым младшим из сыновей был Франц Питер Шуберт .

Благодаря своему умению играть на разных инструментах, а также преданности музыке, Шуберт вскоре получил повышение – пост первой скрипки. Он также должен был дирижировать оркестром, если отсутствовал главный дирижер.

Непреодолимое желание

Его музыка стремилась выйти наружу, но он держал свои порывы в секрете. Все же было очень трудно сопротивляться импульсу сочинять. Мысли потоками охватывали Франца , и у него никогда не было достаточно нотной бумаги, чтобы записать все, что рвалось наружу.

Почти всю жизнь Шуберт прожил, если не в нужде, то с ограниченными средствами, но особенно остро он всегда испытывал недостаток нотной бумаги. Уже в 13 лет он писал невероятно много: сонаты, мессы, песни, оперы, симфонии… К сожалению, только некоторые из этих ранних работ увидели свет.

У Шуберта была удивительная привычка: помечать на нотах точную дату, когда он начал сочинять произведение и когда закончил. Очень странно, что за 1812 год он написал только одну песню – «Печальная» – небольшое и не самое выдающееся его произведение. Трудно поверить, что ни одной песни не вышло из-под пера композитора в один из самых плодотворных лет его творчества. Возможно, Шуберт был настолько поглощен инструментальной музыкой, что это отвлекло его внимание от любимого жанра. А вот список инструментальной и религиозной музыки, написанный за этот же год, просто огромен.

Не состоявшийся брак Шуберта

1813 год считается завершающим периодом раннего творчества. В связи с переходным возрастом начал ломаться голос, и Франц больше не мог петь в придворной капелле. Император разрешил ему остаться в школе, но юный гений больше не хотел учиться. Он вернулся домой и по настоянию отца стал помощником учителя в его школе. Ему выпало работать в классе для самых маленьких, с детьми, которые еще ничего не умеют и быстро все забывают. Это было невыносимо для юного гения. Он часто выходил из себя, поправляя учеников пинками и шлепками. Несмотря на его отчаянные старания, им были всегда недовольны.

В этот период Шуберт познакомился с Терезой Гром. Дочь мануфактурщика, мягко говоря, не была красавицей – белесая, с выцветшими, как у многих блондинок бровями, со следами перенесенной оспы на лице. Она пела в церковном хоре, и как только музыка начинала звучать – Тереза преображалась из дурнушки в приметную девушку, озаренную внутренним светом. Шуберт не смог остаться равнодушным и в 1814 году решил жениться. Однако материальные затруднения помешали ему завести семью. Шуберт с грошовой зарплатой школьного учителя не устроил мать Терезы, а та, в свою очередь, не смогла пойти против родительской воли. Поплакав, она вышла замуж за кондитера.

Конец рутине

Посвятив всего себя нудной работе, Шуберт ни на мгновение не переставал работать над тем, что было дано ему с рождения. Его производительность как композитора просто поражает. 1815 считается самым продуктивным годом в жизни Шуберта . Он написал более 100 песен, полдюжины опер и оперетт, несколько симфоний, церковную музыку и так далее. В это время он много работал с Сальери . Сейчас трудно даже себе представить, как и где он находил время сочинять. Многие песни, написанные в этот период, стали лучшими в его творчестве, что еще удивительнее, так это то, что он писал иногда по 5-8 песен в день.

В конце 1815 – начале 1816 Шуберт написал одну из самых лучших его песен «Король Эрл» на стихи баллады Гете. Он прочитал ее дважды, и музыка просто полилась из него. Композитор едва успевал записывать ноты. Один из друзей застал его в процессе, и в этот же вечер песня была исполнена. Но после этого произведение пролежало в столе 6 лет, пока не исполнил ее на концерте в оперном театре. И только тогда песня получила мгновенное признание.

За 1816 год написано очень много произведений, хотя оперный жанр несколько отодвинут перед песнями и кантатами. Кантата «Прометей» была написана на заказ, и за нее Шуберт получил свой первый гонорар, 40 австрийских флорин (очень небольшая сумма). Эта работа композитора пропала, но те, кто слушал, отмечали, что кантата была очень хороша. Сам Шуберт был очень доволен этой работой.

Три года прошли в бесконечном самонаказании и беспрецедентном самоотвержении и, наконец, Шуберт решился освободиться от связывающей его должности. И даже, если для этого нужно было покинуть Вену, поссориться с отцом, он был готов на все.

Новые знакомые Франца

Франц фон Шобер

В декабре 1815 года было принято решение присоединить к обычной школе в Лейбахе музыкальную. Открыли должность учителя с мизерной, всего 500 венских флоринов, зарплатой. Шуберт подает заявку, и хотя на была подкреплена очень весомой рекомендацией от Сальери , на должность назначили другого, и план побега из дома рухнул. Однако помощь пришла, откуда не ждали.

Студент Шобер , рожденный в Швеции и приехавший в Германию, был так поражен песнями Шуберта , что решил во что бы то ни стало познакомиться с автором. Увидев, как поглощенный работой помощника учителя, композитор исправляет ошибки маленьких учеников, Шобер решил избавить юного гения от ненавистного замкнутого круга повседневных обязанностей и предложил занять одну из комнат квартиры, которую снимал. Так и поступили, а через какое-то время Шуберт съехался с поэтом Майрхофером, многие стихи которого потом положил на музыку. Так началась дружба и интеллектуальное общение между двумя талантами. В этой дружбе был и третий, не мене важный – , известный исполнитель венских опер.

Шуберт становится знаменитым

Иоганн Михаэль Фогль

Песни Франца все больше и больше привлекали певца, и однажды он пришел к нему без приглашения и просмотрел его работы. Дружба Шуберта с Фоглем оказала огромное влияние на молодого композитора. Фогль помогал ему в выборе поэм для песен, декламировал стихи с выражением, чтобы музыка, написанная Шубертом , максимально подчеркнула идеи, выраженные в стихах. Шуберт приходил к Фоглю утром, и они или сочиняли вместе, или корректировали уже написанное. Шуберт очень полагался на мнение друга, и принимал большинство его замечаний.

То, что не все замечания улучшили работы композитора, видно из рукописей некоторых песен, написанных Шубертом . Молодой и увлеченный гений не всегда улавливает вкус и потребности публики, а вот практикующий исполнитель обычно лучше понимает ее требования. Иоган Фогль был не совсем тем корректором, в котором нуждался гений, но с другой стороны, он стал тем, кто сделал Шуберта известным.

Вена – королевство фортепиано

Начиная с 1821 года в течение трех лет Шуберт писал в основном танцевальную музыку. В это же время композитору заказали написать две дополнительных части для оперы Герольда «Колокольчик, или Дьявол-паж», за что он с большим удовольствием взялся, потому что очень хотел написать что-нибудь драматическое.

Естественное распространение популярности музыки Шуберта проходило через музыкальные круги, которые были открыты для него. Вена заслужила репутацию центра музыкального мира. В каждом доме фортепиано было незаменимой частью вечерних собраний, на которых было много музыки, танцев, чтения и дискуссий. Шуберт был одним из самых известных и желанных гостей на собраниях Бидермейеровской Вены.

Типичная «Шубертиада» состояла из музыки и развлечений, ненавязчивой беседы, подшучиваниями над гостями. Как правило все начиналось с исполнения песен Шуберта , часто только написанных и под аккомпанемент композитора, после которых Франц и его друзья играли на фортепиано дуэтами или с веселым вокальным сопровождением. «Шубертиады» часто спонсировались высокопоставленными чиновниками. Это было самое счастливое время в жизни композитора.

Год 1823 был одним из самых продуктивных и важных в музыкальном смысле лет в жизни Шуберта . Он провел его в Вене, неустанно работая. В результате были написаны драма «Розамунда», оперы «Фьерабрас» и «Зингшпиль». Именно в этот период написан восхитительный цикл песен «Прекрасная мельничиха». Многие из этих песен созданы в больнице, где он оказался из-за сильной болезни, развившейся после заражения сифилисом.

Боязнь завтрашнего дня

Годом позже все, что происходило в жизни композитора, ясно отразилось в его записях и очевидно демонстрировало все признаки депрессии, все сильнее и сильнее поглощающей Шуберта . Разбитые надежды (особенно связанные с его операми), беспросветная нищета, плохое здоровье, одиночество, боль и разочарование в любви – все это приводило в отчаяние.

Но самым удивительным было то, что эта депрессия совсем не отразилась на его работоспособности. Он не прекращает писать музыку, создавая шедевр за шедевром.

В 1826 году Шуберт получил письмо-благодарность с приложенными к нему сотней флоринов от комитета «Общества любителей музыки» за неустанное восхищение работами композитора. В ответ на это годом позже Шуберт отправил свою Девятую симфонию, которая, по общему признанию, считается одной из лучших его работ. Однако исполнители Общества посчитали работу слишком сложной для них, и отклонили ее как «непригодную к исполнению». Примечательно, что такое же определение часто получали поздние произведения Бетховена . И в обоих случаях только последующие поколения смогли по достоинству оценить «сложности» этих работ.

Конец пути Франца Шуберта

Иногда его мучили головные боли, но совсем не предвещали ничего серьезного. К сентябрю 1828 года Шуберт чувствовал постоянное головокружение. Доктора советовали спокойный образ жизни и проводить больше времени на свежем воздухе.

3 ноября он преодолел пешком большое расстояние, чтобы послушать Латинский реквием, написанный его братом, последнее произведение, услышанное Шубертом . Вернувшись домой, после 3-часовой прогулки, он жаловался на изнеможение. Сифилис, которым был заражен композитор уже 6 лет, перешел в последнюю стадию. Обстоятельства заражения доподлинно не известны. Его лечили ртутью, что, скорее всего, и было причиной головокружений и головных болей.

комната, в которой умер Шуберт

Состояние композитора ухудшалось драматически. Его сознание стало терять связь с реальностью. Однажды он стал требовать, чтобы ему позволили уйти из комнаты, где находился, потому что не понимает, где он и почему он здесь.

скончался 1828 года, не дожив до своего 32-летия. Его похоронили недалеко от Бетховена , перед которым он преклонялся всю свою короткую жизнь.

Трагически рано покинул этот мир, оставив ему неоценимое наследие. Он создал удивительную музыку, трогающую проявлением чувств и согревающую душу. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат – только три.

ФАКТЫ

«Когда я хочу научить его чему-нибудь новому, я выясняю, что он уже это знает. Получается, что я ничему не учу его, только наблюдаю за ним в немом восторге», – говорил учитель хора Микаэл Холзер. Несмотря на это замечание, совершенно точно известно, что под его руководством Франц улучшил свои умения игры на басе, фортепиано и органе.

Восхитительное сопрано и мастерство владения скрипкой не мог забыть никто, кто хотя бы однажды слышал Франца Шуберта .

По праздникам Франц обожал ходить в театр. Больше всего ему нравились оперы Вайгля, Черубини, Глюка. В результате мальчик сам начал писать оперы.

Шуберт испытывал глубокое уважение и почтение к таланту . Однажды, исполнив одну из своих работ, он воскликнул: «Интересно, смогу ли я когда-нибудь написать что-то действительно достойное». На что один из его друзей заметил, что он уже написал не одну весьма достойную работу. В ответ на это, Шуберт сказал: «Иногда я думаю, кто вообще может даже надеяться написать что-то стоящее после Бетховена ?!».

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Франц Шуберт родился в 1797 г, в предместье Вены, в семье школьного учителя.

Музыкальные способности мальчика оказались слишком рано, и он уже в раннем детстве с помощью отца и старшего брата научился играть на фортепиано и скрипке.

Благодаря доброму голосу одиннадцатилетнего Франца удалось устроить в закрытое музыкальное учебное заведение, которое обслуживало придворную церковь. Пятилетнее пребывание там дало Шуберту основы общего и музыкального образования. Уже в школе Шуберт творил очень много, и способности его были замечены выдающимися музыкантами.

Но жизнь в этой школе была грузом для Шуберта в связи с полуголодным существованием и невозможностью полностью отдаваться писанию музыки. В 1813 г. он покинул школу и вернулся домой, но жить на средства отца было невозможно, и вскоре Шуберт занял должность учителя, помощника отца в школе.

С трудностями, проработав в школе три года, он оставил ее, и это привело Шуберта к разрыву с отцом. Отец был против того, чтобы сын оставил службу и занялся музыкой, потому что профессия музыканта в то время не обеспечивала ни надлежащего положения в обществе, ни материальной благополучности. Но одаренность Шуберта до той поры оказалась так ярко, что он не мог заниматься чем-то другим, кроме музыкального творчества.

Когда ему было 16-17 лет, он написал первую симфонию, а потом такие замечательные песни, как «Гретхен за прялкой» и «Лесной царь» на текст Гете. За годы учительства (1814-1817) он написал много камерных, инструментальных музык и около трехсот песен.

После разрыва с отцом Шуберт переехал в Вену. Он жил там в большой нужде, не имел своего угла, а находился по очереди у своих приятелей - венских поэтов, художников, музыкантов, часто таких же бедняков, как и он сам. Нужда его доходила иногда до того, что ему ни на что было купить нотной бумаги, и он вынужден был записывать свои произведения на обрывках газет, на столовых меню и др. Но такое существование мало отражалось на его настроении, обычно жизнерадостном и веселом.

В творчестве Шуберта-«романтика» сочетает веселье, жизнерадостность с меланхолично-грустными настроениями, которые доходят иногда. к мрачно-трагической безнадежности.

Это было время политической реакции, жители Вены пытались забыться и отвернуться от хмурых настроений, вызванных тяжелым политическим гнетом, много развлекались, веселились и танцевали.

Вокруг Шуберта сгруппировался кружок молодых художников, писателей, музыкантов. Во время вечеринок и внегородских прогулок он писал очень много вальсов, лендлеров и экосезов. Но эти «шубертиади» не ограничивались только развлечениями. В этом кружке запальчиво обсуждались вопросы общественно-политической жизни, выражалось разочарование окружающей действительностью, ви-словлювалися протесты и недовольство против тогдашнего реакционного режима, назревали чувства тревоги, разочарованности. Рядом с этим сильные были и оптимистичные взгляды, бодрое настроение, вера в будущее. Весь жизненный и творческий путь Шуберта преисполненного был противоречий, которые так характерные для художников-романтиков той эпохи.

За исключением незначительного периода, когда Шуберт примирился с отцом и жил в семье, жизнь композитора была очень тяжелой. Кроме материальной нужды, Шуберта подавляло его положение в обществе как музыканта. Его музыка не была известна, ее не понимали, творчества не поощряли.

Творил Шуберт очень быстро и много, но за его жизнь почти ничего не печаталось и не выполнялось.

Большинство его произведений остались в рукописях и были выявлены через много лет после его смерти. Например, одно из самых популярных и любимых теперь симфонических произведений - «незаконченная симфония» - ни разу не выполнялся за его жизнь и впервые был выявлен через 37 лет после смерти Шуберта, равно как и много других произведений. А однако потребность услышать собственные произведения у него была такая большая, что он специально писал мужские квартеты на духовные тексты, которые мог выполнить его брат со своими певцами в церкви, где он служил регентом.

Шуберт

Творчество Франца Шуберта – заря романтического направления в музыке.

В своих великолепных произведениях он противопоставлял житейской действительности – богатство внутреннего мира маленького человека. Важнейшей областью в его музыке является песня.

В его творчестве все время соприкасаются мрак и свет, хотелось бы это показать на примере 2х его песенных циклов: «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».

«Пр. мел.» 1823 - цикл написан на стихи Мюллера, привлекшие композитора своей наивностью и чистотой. Многое в них совпало с переживаниями и судьбой самого Шуберта. Незатейливая повесть о жизни, любви и страданиях молодого мельника-подмастерья.

Цикл обрамлен 2 песнями – «В путь» и «Колыбельная ручья», представляющими собой вступление и заключение.

Между крайними точками цикла расположено повествование самого юноши о своих странствиях, о любви к дочери хозяина-мельника.

Цикл как бы распадается на 2 фазы:

1) из 10песен (до «Паузы»№12) – это дни светлых надежд

2) уже иные мотивы: сомнение, ревность, печаль

Развитие драматургии цикла:

1 экспозиция образов №1-3

2 завязка №4 «благодарность ручью»

3 развитие чувств №5-10

4 кульминация №11

5 драматургичес перелом, появление соперника №14

6 развязка №20

«В путь» - раскрывает строй мыслей и чувств молодого мельника, только что ступающего на жизненную дорогу. Впрочем, герой в "Прекрасной мельничихе" не один. Рядом с ним действует другой, не менее важный герой - ручей. Он живет бурливой, напряженно-изменчивой жизнью. Меняются чувства героя, меняется и ручей, ибо душа его слита с душой мельника, а песнь выражает все, что переживает он.
Музыкальные средства 1 песни чрезвычайно просты и наиболее близки к приемам народного песенного творчества.

Кульминационный номер «Моя» - сосредоточие всех радостных чувств. Этой песней замыкается 1раздел цикла. Сочностью фактуры и веселой подвижностью, упругостью ритма и размашистым рисунком мелодии, она сходна с начальной песней «В путь».

В песнях 2раздела, Шуберт показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника, как прорывается она в бурных вспышках ревности, скорби. Мельник видит соперника – охотника.

№14 «Охотник» , в обрисовке этого персонажа композитор использует приемы, привычные в т.н. «охотничьей музыке»: размер 6/8, «пустые»4 и 5 - «золотой ход валторны», изображающий охотничий рог, так же характерные ходы 63//63.

3 песни «Ревность и гордость», «Любимый цвет», «Мельник и ручей» - составляют драматургический стержень 2раздела. Нарастающая тревога выливается в смятение всех чувств и мыслей.

«Колыбельная ручья» - передача тех самых настроений, с которыми заканчивает он свой жизненный путь. Наполнена чувством тихой печали и меланхолии. Монатонное ритмическое покачивание и тоничность гармонии, мажорный лад, спокойный рисунок песенной мелодии создают впечатление покоя, примеренности.

В заключении цикла Шуберт возвращает нас в мажор, придавая этим светлый колорит – это рассказ о вечном покое, смирении, но не смерть.

«Зимн. Путь» 1827 – так же на стихи Мюллера, контрастен цикл тем, что теперь глав герой из радостного и бодрого юноши превратился в страдающего, разочарованного одинокого чел (теперь он покинутый всеми скиталец)

Он вынужден уйти от любимой, т.к. беден. Без нужды он пускается в путь.

Тема одиночества в цикле представлена во множестве оттенков: от лирических изменений до философских размышлений.

Отличия от «Пр мел» также в том, что здесь нет сюжета. Песни объединяются трагичес темой.

Сложность образов – акцент на внутренне-психологической стороне жизни, вызвал усложнение муз. Яз. :

1) 3х част форма драматизируется (т.е. в ней появляются вариационные изменения каждой части, развернутая сред.часть и реприза изменяется по сравнению с 1частью.

2) Мелодия обогащается декламационными и речевыми оборотами (текст на распев)

3) Гармония (внезапные модуляции, нетерцовая структура аккордов, сложные аккордовые сочетания)

В цикле 24 песни: 2 части по 12песен.

Во 2 разделе (13-24) – тема трагич представлена более явно, а тема одиночества сменяется темой смерти.

Первая песня цикла «Спокойно спи» , так же как и «В путь» выполняет функцию вступления – это невеселый рассказ о былых надеждах и любви. Напев ее прост и печален. Мелодия малоподвижна. И лишь ритм и фортепьянный аккомпанемент передают мерное, однообразное движение одиноко бредущего человека. Его безостановочный шаг. Мелодия представляет собой движение из вершины источника (катабасис – нисходящее движение) – скорбь, страдания. 4 куплета отделены др от др проигрышами с интонациями задержания – обострение драматизма.

В последующих песнях 1раздела, Шуберт все больше склоняется к минору, к использованию диссонирующих и альтерированных аккордов. Вывод всего этого: Прекрасное – это всего лишь иллюзия грез – типичное настроение композитора в последние годы жизни.

Во 2 разделе тема одиночества сменяется темой смерти. Все больше нарастает трагическое настроение.

Шуберт вводит даже образ-предвестник смерти №15 «Ворон», с господствующим мрачным угрюмым настроением. Печальное, полное щемящей тоски вступление рисует безостановочное движение и мерные взмахи крыльев. Черный ворон в снежной вы- шине преследует свою будущую жертву - путника. Ворон терпелив и нетороплив. Он ждет добычи. И дождется ее.

Последняя №24 песня «Шарманщик». Она завершает цикл. И совершенно не походит на двадцать три остальные. Те рисовали мир таким, каким он представлялся герою. Эта изображает жизнь такой, какая она есть. В "Шарманщике" нет ни взволнованного трагизма, ни романтической взвинченности, ни горькой иронии, присущих остальным песням. Это реалистическая картинка жизни, грустная и трогательная, мгновенно схваченная и метко запечатленная. В ней все просто и незатейливо.
Композитор здесь олицетворяет себя с обездоленным нищим музыкантом, представленным в песне, кот строится на чередовании вокал фраз и инструм проигрышей. Тонический орган.пункт изображает звучание шарманки или волынки, однообразные повторы создают настроение тоски и одиночества.

Большое значение в вокальной литературе имеют сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «Возлюбленной. Во всех этих произведениях виден замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; большее значение аккомпанемента, высокий художественный смысл. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы - по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

Сказал: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!».

Эта цитата из бессмертного произведения «Мастер и Маргарита» характеризует жизнь австрийского композитора Франца Шуберта, знакомого большинству по песне «Аве Мария» («Третья песня Эллен»).

При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне скудно. Как-то раз сочинитель вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами. Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего. Познав сладость славы лишь мимолетно, Франц умер в 31-летнем возрасте. Но спустя столетия этот музыкальный гений стал признанным не только у себя на родине, но и во всем мире: творческое наследие Шуберта необъятно, он сочинил около тысячи произведений: песен, вальсов, сонат, серенад и прочих композиций.

Детство и юношество

Франц Петер Шуберт родился в Австрии, неподалеку от живописного города Вены. Одаренный мальчик рос в обычной небогатой семье: его отец – школьный учитель Франц Теодор – происходил из крестьянского рода, а мать – повариха Элизабет (урожденная Фиц) – была дочерью ремонтника из Силезии. Помимо Франца супруги воспитывали еще четверых ребятишек (из 14 родившихся детей 9 умерли в младенческом возрасте).


Неудивительно, что будущий маэстро рано проявил любовь к нотам, ведь в его доме постоянно «лилась» музыка: Шуберт-старший обожал по-любительски играть на скрипке и виолончели, а брат Франца увлекался фортепиано и клавиром. Франц-младший был окружен восхитительным миром мелодий, так как радушное семейство Шубертов часто принимало гостей, устраивая музыкальные вечера.


Заметив талант своего сына, который в семилетнем возрасте музицировал на клавишах без изучения нот, родители определили Франца в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где мальчик пытался освоить игру на органе, а М. Хольцер обучал юного Шуберта вокальному искусству, которое он освоил на славу.

Когда будущему композитору исполнилось 11 лет, он был принят хористом в придворную капеллу, находившуюся в Вене, а также зачислен в школу с пансионом Конвикт, где и обзавелся лучшими друзьями. В учебном заведении Шуберт ревностно постигал музыкальные азы, однако математика и латинский язык давались мальчику худо.


Стоит сказать, что в таланте юного австрийца не сомневался никто. Венцель Ружичка, преподававший Францу басовый голос многоголосного музыкального сочинения, как-то заявил:

«Его учить мне нечему! Он все уже знает от Господа Бога».

А в 1808 году на радость родителям Шуберт был принят в императорский хор. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он самостоятельно написал свое первое серьезное музыкальное сочинение, а уже через 2 года с юношей стал заниматься признанный композитор Антонио Сальери, который даже не брал с молодого Франца денежного вознаграждения.

Музыка

Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.


Однако человеку, чья жизнь заключалась в страсти к музыке, благородный учительский труд был не по душе. Поэтому между уроками, которые вызывали у Франца одно лишь презрение, он садился за стол и сочинял произведения, а также изучал труды , и Глюка.

В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.


В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.

Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.

Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.

Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен. Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю.


Франц Шуберт сочиняет музыку на природе

В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта. Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.

Стоит отметить, что в годы пика популярности Франц обзавелся выгодными знакомствами. Так, его товарищи (писатель Бауэрнфельд, композитор Хюттенбреннер, художник Швинд и другие приятели) помогали музыканту деньгами.

Когда Шуберт окончательно убедился в своем призвании, в 1818 году он оставил работу в школе. Но его отцу не понравилось спонтанное решение сына, поэтому он лишил свое уже взрослое чадо материальной помощи. Из-за этого Францу приходилось просить ночлега у друзей.

Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось. Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.

В 1823-м Шуберт становится почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.

Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона. Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе.

После грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти.


Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.

«Что будет со мной... – писал Шуберт, – мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».

Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет. Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали членом Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт. Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.

Личная жизнь

В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.

Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.


Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.

Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.


Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.

Смерть

Осенью 1828 года Франца Шуберта мучила двухнедельная лихорадка, вызванная инфекционным заболеванием кишечника – брюшным тифом. 19 ноября в возрасте 32-х неполных лет великий композитор скончался.


Австрийца (согласно последнему желанию) похоронили на Верингском кладбище рядом с могилой его кумира – Бетховена.

  • На средства, вырученные с триумфального концерта, который состоялся в 1828 году, Франц Шуберт приобрел рояль.
  • Осенью 1822 года композитор написал «Симфонию № 8», которая вошла в историю как «Неоконченная симфония». Дело в том, что сначала Франц создавал это произведение в виде наброска, а потом в партитуре. Но по непонятной причине Шуберт так и не закончил работу над детищем. По слухам, остальные части рукописи были утеряны и хранились у друзей австрийца.
  • Некоторые ошибочно приписывают Шуберту авторство названия пьесы-экспромта. Но словосочетание «Музыкальный момент» придумал издатель Лейдесдорф.
  • Шуберт обожал Гете. Музыкант мечтал познакомиться поближе с этим знаменитым писателем, однако его мечте не суждено было исполниться.
  • Большую до-мажорную симфонию Шуберта нашли через 10 лет после его смерти.
  • В честь пьесы Франца «Розамунда» был назван астероид, который открыли в 1904 году.
  • После кончины композитора осталась масса неизданных рукописей. Долгое время люди не знали того, что было сочинено Шубертом.

Дискография

Песни (всего более 600)

  • Цикл «Прекрасная мельничиха» (1823)
  • Цикл «Зимний путь» (1827)
  • Сборник «Лебединая песнь» (1827-1828, посмертный)
  • Около 70 песен на тексты Гёте
  • Около 50 песен на тексты Шиллера

Симфонии

  • Первая D-dur (1813)
  • Вторая B-dur (1815)
  • Третья D-dur (1815)
  • Четвертая c-moll «Трагическая» (1816)
  • Пятая B-dur (1816)
  • Шестая C-dur (1818)

Квартеты (всего 22)

  • Квартет B-dur op. 168 (1814)
  • Квартет g-moll (1815)
  • Квартет a-moll op. 29 (1824)
  • Квартет d-moll (1824-1826)
  • Квартет G-dur op. 161 (1826)
Похожие публикации