Диагностика музыкального развития. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста Методики проведения констатирующего эксперимента

Оценка музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы является частью мониторинга. Проводимая в ДОУ мониторинговая система в соответствии с ФГОС имеет прогностический характер, то есть позволяет выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический характер, по-скольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Прогимназия №108

Мониторинг музыкальных способностей детей

Музыкальный руководитель

Дианова Елена Алексеевна

Пояснительная записка

Оценка музыкального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации образовательной программы является частью мониторинга. Проводимая в ДОУ мониторинговая система в соответствии с ФГОС имеет прогностический характер, то есть позволяет выявить перспективные линии развития дошкольника, а также профилактический характер, по-скольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных образовательных потребностей каждого воспитанника ДОУ.

В результате анализа индивидуальных диагностических данных педагог может значительно быстрее, чем в процессе обычных коллективных занятий, изучить группу детей, составить ее «портрет», а также выявить степень продвижения детей этой группы в конце каждого года занятий как в плане развития способностей, так и уровня достижений в том или ином виде музыкальной деятельности.

В провидение диагностики я применяю методику К.В.Тарасовой. Диагностика делится на входную и выходную: входная диагностика проводится в начале учебного года (сентябре, октябре), а выходная в конце учебного года (апрель, май).

Мониторинг следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Это подгрупповые или индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры, беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в инструментарии). Педагогу важно быть доброжелательным в общении с дошкольником, помогать ему сориентироваться в задании посредством простых и понятных вопросов, выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не поправляя ответы. В ходе диагностики необходимо широко использовать наглядный материал.

Цель мониторинга:

  • индивидуальный контроль развития музыкальных способностей дошкольников;
  • выявление детей с низким уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними дальнейшей коррекционной работы;
  • выявление детей со средним уровнем развития музыкальных способностей и планирование с ними работы способствующей дальнейшему их музыкальному развитию;
  • выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны в своей собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции.

Дата проведения: входной мониторинг сентябрь - октября

Выходной мониторинг апрель - май

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОТЗЫВЧИВОСТЬ НА МУЗЫКУ

Низкий уровень: ребенок почти не слушает музыку, равнодушен к ней, все время отвлекается, без настроения участвует в музыкальном движении и игре на детских музыкальных инструментах.

Средний уровень: ребенок достаточно внимательно, но спокойно слушает музыку. Не ярко проявляет себя в музыкальном движении и игре на инструментах.

Высокий уровень: ребенок с интересом и вниманием слушает музыку, эмоционально реагирует на нее. Об этом свидетельствуют выражения его глаз, мимика, положение тела. Ребенок хочет слушать музыку, просит ее повторить. Очень эмоционален в музыкальном движении, ярко проявляет себя в игре на детских музыкальных инструментах.

ЧУВСТВО МУЗЫКАЛЬНОГО РИТМА

Низкий уровень: ребенок решает предложенную ритмическую задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.

Этот тип решения задачи характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня, поэтому если ребенок этого возраста решает задачу по беспорядочному типу, мы относим его к среднему уровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто-либо из малышей исполняет задание более ритмично, то относим его к высокому уровню.

В то же время, если по беспорядочному типу решает эту задачу кто-либо из детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это показатель низкого уровня развития этой способности.

Средний уровень: ребенок решает ритмическую задачу воспроизводя только метрическую пульсацию (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями, реже равномерными восьмыми или половинными). Этот тип решения характерен для большинства детей средней группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок этого возраста решает задачи по беспорядочному или адекватному типу, его относят к низкому и высокому уровню.

Высокий уровень. Ребенок решает предложенную задачу по адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение длительностей звуков и пауз) без ошибок или 1-2 ошибки.

ЗВУКОВЫСОТНЫЙ СЛУХ

Низкий уровень: интонирование мелодии голосом как таковое отсутствует вообще, и ребенок воспроизводит только слова песни в ее ритме. Или интонирование появилось, но ребенок поет всю песню на одном – двух звуках.

Такое интонирование характерен для большинства детей младшей группы и является для них показателем «средневозрастного» уровня развития интонирования мелодии голосом. Детей оказавшихся на этом этапе, мы относим к среднему уровню. Другие дети этого возраста, которые не интонируют вообще или интонируют на более высоком уровне, относятся к низкому и высокому уровням.

Средний уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии. На этом уровне находятся большинство детей средней группы.

Если дети этого возраста интонируют только один – два звука, мы относим их к низкому уровню, если ребенок на фоне общего направления чисто поет, он будет отнесен к высокому уровню.

Высокий уровень: ребенок интонирует общее направление движения мелодии и на этом фоне чисто поет отдельные ее отрывки или всю мелодию.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ - МЫШЛЕНИЯ

Низкий уровень: ребенок не определяет вообще или не верно определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находятся часть детей младшей группы, а дети младшей группы, которые эмоционально реагировали на музыку, внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее общий характер, мы отнесен к среднему и высокому уровню.

Средний уровень. Ребенок правильно определяет настроение достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь, комплекс средств музыкальной выразительности, более тонко анализируя музыку. Благодаря этому, восприятие музыкального художественного образа становится более адекватным, ребенок может почти точно определить программу – название незнакомой пьесы.

Высокий уровень. При восприятии музыкального художественного образа у детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря этому, возможность ошибки при определении настроения несложной музыки становится минимальной, ребенок легко определяет название пьесы, может уловить процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы, между собой.

(творческое мышление)

Низкий уровень. На самой ранней ступени развития процесса импровизации имеет опробующий характер. Если это музыкальный инструмент то дети его просто изучают, прислушиваются к его звучанию. Чаще они «гуляют» по клавишам снизу вверх и с верху в низ. Ритмическая структура проб беспорядочна. Дети этого уровня не могут придумать простейшую мелодию к знакомым стишкам, или исполнить танцевальные движения под музыку.

Для детей младшей группы эти показатели являются средним уровнем.

Средний уровень . В импровизациях ребенка превалирует ритм и чаще всего отсутствует знакомая мелодия. В песенном творчестве ребенок проявляет себя более активно, он может сочинить простую мелодию на знакомое стихотворение, придумать небольшой танец (2-3 повторяющихся движений) на знакомую мелодию. Дети младшей группы справляющиеся с таким родом заданий могут считаться средним или высоким уровнем музыкальных способностей.

Высокий уровень. В импровизациях на музыкальных инструментах и в песенном творчестве ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия, изложенная чаще всего в форме периода, состоящих из двух предложений. Импровизации детей отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним уровнем, и содержит наряду с плавными течениями мелодии, широкие интересные скачки. В танцевальном творчестве ребенок тоже проявляет оригинальность и может сочинить танец из 3- и более повторяющихся движений, исполняя ритмично и выразительно.

Младшая группа

Эмоциональная отзывчивость

  1. Предложить послушать музыкальную пьесу «Котик заболел», «Котик выздоровел» А.Гричанинова.

Чувство музыкального ритма

  1. Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной длительности по показу музыкального руководителя.
  2. Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и заострить внимание на то, вовремя ли начинает и заканчивает движение ребенок.

Музыкальный слух.

  1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем. «Петушок», «Ладушки», «Зайчик»
  2. Предложить ребенку узнать песенку. (из пройденного музыкального материала)

(по показателю словесных характеристик)

  1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение. «Моя лошадка» А. Гречанинов,

«Грустная песенка» В.Калинников.

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

1. Предложить ребенку придумать и сыграть, мелодию на фортепиано или металлофоне.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

Средняя группа

Эмоциональная отзывчивость

1. Предложить прослушать музыкальное произведение «Медвежата»

М. Красев, «Колыбельная» А.Гречанинов.

2. Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с

Музыкальным руководителем.

3. Предложить исполнить музыкальные движения совместно с

Музыкальным руководителем.

Чувство музыкального ритма

1. Предложить воспроизвести в хлопках ритм одной, двух длительностей по показу музыкального руководителя.

4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок одной, двух длительностей.

Музыкальный слух.

1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем. «Серенькая кошечка» В.Витлин, Осень И.Кишко, «Елочка» М.Красев.

3. Предложить послушать контрастные по характеру музыкальные произведения, «Котик заболел», «Котик выздоровел» А.Гричанинова.

4. Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре

«Птичка и птенчик»

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

  1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука.

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

Или металлофоне.

2. Предложить придумать свой танец под веселую музыку.

3. Предложить ребенку изобразить зайчика, мишку, птичку.

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

Старшая группа

Эмоциональная отзывчивость

  1. Предложить прослушать музыкальное произведение «Болезнь куклы», «Новая кукла» П.И.Чайковского, «Марш» Р.Шуман
  2. Предложить исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.
  3. Предложить исполнить музыкальные движения совместно с музыкальным руководителем.
  4. Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе «Первая утрата» Р. Шуман, «Детская полька» М.Глинка

Чувство музыкального ритма

2. Предложить исполнить совместно с музыкальным руководителем простые танцевальные движения и заострить внимание на то, вовремя ли начинает и заканчивает движение ребенок.

3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.

Музыкальный слух.

1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку совместно с музыкальным руководителем.

2. Предложить ребенку узнать песенку, (из пройденного музыкального материала)

3. Предложить ребенку определить высокий и низкий звук в игре

«Качели», «Часы»

4. Предложить определить музыкальный инструмент по тембровому

Звучанию

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука, тембр. Если это песня рассказать о чем поется. «Дед Мороз» Р.Шуман, «Утро» Э.Григ, «Котенок и щенок» Т.Попотенко

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

1. Предложить ребенку придумать и сыграть, мелодию на фортепиано

или металлофоне.

3. Предложить ребенку изобразить «Страшного волка», «Трусливого

зайца», «Ленивого кота»

4. Предложить сочинить песенку на стихотворение «Мишка косолапый», «Наша Таня» А. Барто

Тесты для выявления наличия музыкальных способностей в ходе проведения мониторинга.

Подготовительная к школе группа.

Эмоциональная отзывчивость

1. Предложить прослушать музыкальное произведение «Осень»

Г. Свиридов, «Камаринская», «Баба – Яга», «Сладкая греза»

П.И.Чайковский,

2. Предложить исполнить любую знакомую песенку самостоятельно

3. Предложить исполнить музыкальные движения самостоятельно

4. Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе «Осенняя песня» П.И.Чайковский, «клоуны» Д.Б.Кабалевский.

Чувство музыкального ритма

1. Предложить воспроизвести ритм хлопками двух, трех длительностей по показу музыкального руководителя.

2. Предложить посмотреть и повторить ритм в танцевальных движениях.

3. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.

4. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок двух, трех длительностей.

Музыкальный слух.

1. Предложить ребенку исполнить любую знакомую песенку с музыкальным сопровождением и без.

2. редложить ребенку рукой изобразить движение звука в игре «Горошина»

3. Предложить определить музыкальный инструмент по тембру

Звучания

Уровень развития музыкального мышления – восприятия

(по показателю словесных характеристик)

1. Предложить прослушать музыку и рассказать о том, как она звучала характер, настроение, динамика, высота звука, тембр. Если это песня рассказать о чем поется. «Почему медведь зимой спит» Л. Книппер, «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая греза» П.И.Чайковский.

Продуктивный компонент музыкального мышления

(творческое мышление)

1. Предложить ребенку придумать и сыграть, мелодию на фортепиано

или металлофоне.

2. Предложить придумать свой танец под веселую, грустную музыку.

3. Предложить ребенку пластический этюд «Деревянные и тряпичные куклы», «Роза», «Добрый и злой мальчишка»

4. Предложить сочинить песенку на стихотворение «Зайку бросила хозяйка», «Бычок», «Лошадка» А. Барто

Таблица мониторинга музыкальных способностей детей подготовительной группы 2016-17 уч. год (пример)

Ф.И. ребенка

Эмоциональный отклик

Чувство ритма

Музыкальный слух

Уровень восприятия-мышления

Творческое восприятие

Сент. Май

Сент. Май

Сент. Май

Сент. Май

Сент. Май

Андрей

Костя

Ардан

Максим

Вика

Гоша

Ваня

Нарана

Василиса

Полина

Максим

Леня

Настя

Тимофей

Даша.

Егор

Саша

Дарина

Настя

Настя

Сарюна

Дарина

Даша

Алдар

Петя

Саян

Наран

Кирилл

Алеша

Анфиса

5 б высокий

4 б Средний

3 б Низкий

Сводная диаграмма по результатам мониторинга музыкальных способностей детей

Входной мониторинг (сентябрь-октябрь)

Высокий – 26,4%

Средний – 55,2%

Низкий – 18,4%

Выходной мониторинг (апрель-май)

Высокий – 44.0%

Средний – 51,2%

Низкий – 4.8%

Дифференцируемый педагогический подход – это учет биологических, физиологических и психологических особенностей детей.

С Детьми низкого уровня проводятся индивидуальные занятия, где дети совместно с педагогом работают над развитием чувства ритма используя, простейшие музыкально дидактические упражнения; «Три медведя», «Веселые подружки», «Катюша учит танцевать», «Послушай, запомни, повтори», и т.д. Также дети развивают чувства ритма исполняя, простейшие попевки, песенки, музыкально – ритмические и танцевальные упражнения.

Дети со средним и высоким уровнем закрепляют свои способности в более сложных музыкальных видах деятельности; игре в детском музыкальном оркестре исполняя более сложные партии, исполняют более сложные музыкально – ритмические движения и танцы. Может даже являются солистами.

Литература:

Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей

М. «Владос» 1004

Ветлугина Н.А, Кенеман А.В. Теория и методика музыкального развития в детском саду. М. «Просвещение» 1983

Ветлугина Н.А, Дзержинская И.Л. Музыкальные занятия в детском саду

М. «Просвещение» 1984

Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников

М. «Просвещение» «Владос» 1994

Тарасова К.В. Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его развития . В этой связи и актуальна проблема диагностики (diagnosis – распознавание – греч.).

Что нужно диагностировать (объекты диагностики музыкального развития ребенка)?

  1. Мотивация в занятиях музыкой. 2. Специальные музыкальные способности. 3. Креативные свойства ребенка.

Следует помнить, что единичный тест не может быть точным , он не покажет все возможности и способности ребенка. Даже комплекс методик не эффективен, если это будет одноразовая диагностическая процедура.

Необходима диагностика-процесс , потому что достоверность и объективность результатов этого процесса растет пропорционально объему информации .

В ДОУ диагностика может осуществляться в процессе организации цикла специальных музыкальных образовательных ситуаций с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные).

Диагностика по Прасловой Галине Адамовне (к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Российского гос. университета им. А.И. Герцена).

Цель – определить уровень развития музыкальных способностей воспитанников.

  1. Мотивация в занятиях музыкой

Решающее значение в определении музыкальных способностей ребенка будут играть его эмоциональное переживание музыки, живой отклик на ее звучание, желание заниматься различными видами музыкальной деятельности.

  1. Специальные музыкальные способности

а) диагностика чувства ритма включает выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшего музыкального отрывка;

б) диагностика двигательных способностей, можно выявить в процессе различных музыкальных игр. В ходе игры исполняется музыкальное произведение с меняющимся ритмическим рисунком. Детям предлагается определить это изменение, отразив его в смене характера движения. Тем самым выявляется не только способность отражать в движении ритмический рисунок, но и быстрота реакции, способность к быстрой смене движений.

в) диагностика звуковысотного слуха осуществляется на уровне различения регистров , определения направления движения мелодии.

г) диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности ребенка воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

д) диагностика ладового чувства основывается на выявлении способности ребенка различать ладовое тяготение звуков , реагировать на эмоциональное содержание музыки в зависимости от ее ладовой окраски, допевать окончание мелодии, прервавшейся на неустойчивом звуке.

3. Креативные свойства ребенка (творческие способности).

Осуществляется в процессе выполнения посильных творческих заданий на сочинение и импровизацию попевок, мелодий, передачу характера музыки в музыкально-ритмических движениях, нахождение своего варианта окончания мелодий и т.д.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Рабочая программа принята малым педагогическим советом ДОУ, протокол № 4, от 12.05. 2010г.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Для выявления и объективного оценивания уровня развития музыкальных способностей дошкольников (развитие ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма) использую методику О.П. Радыновой «Оценка музыкального развития ребёнка».

Диагностика музыкальных способностей детей

Группы

Ладовое чувство:

Музыкально-слуховые представления:

Чувство ритма:

Младшая группа

Внимание,

Просьба повторить,

Внешние проявления (эмоционально-двигательная активность ребёнка во время звучания музыки),

Узнавание знакомой мелодии.

Подпевание знакомой мелодии с сопровождением.

Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии из 3-5 звуков,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки,

Соответствие ритма движений ритму музыки.

Средняя группа

Внимание,

Просьба повторить,

Наличие любимых произведений,

Высказывания о характере музыки (двухчастная форма),

Определение, закончилась ли мелодия,

Определение правильности интонации в пении у себя и других.

Пение малознакомой попевки (после нескольких её прослушиваний) с сопровождением,

Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3-4 звуков на металлофоне.

Воспроизведение в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями,

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма),

Внимание.

Старшая, подготовительная группа

Внимание,

Просьба повторить,

Наличие любимых произведений,

Внешние проявления (эмоциональные),

Высказывания о музыке с контрастными частями,

Узнавание знакомой мелодии по фрагменту,

Определение, закончилась ли мелодия,

Окончание на тонике начатой мелодии.

Пение знакомой мелодии с сопровождением,

Пение знакомой мелодии без сопровождения,

Пение малознакомой мелодии без сопровождения.

Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии,

Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями,

Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма).

Критерии оценки:

    Высокий уровень : внимательно, увлеченно слушает музыку; использует образную речь; определяет форму музыкального произведения; проявляет желание выражать характер музыки через пластику (движения выразительные, соответствуют характеру музыки); наличие любимых произведений; точное выполнение заданий.

    Средний уровень : слушает музыку, иногда отвлекается, не выражает особых эмоций; при определении характера музыки, использует одно – два определения; с незначительной помощью педагога определяет форму музыки; двигается, комбинируя знакомые образные танцевальные движения, но преобладает однообразная пластика; неточное выполнение заданий, иногда отказ от выполнения.

Виды музыкально-дидактических игр

Возраст детей

Развитие звуковысотного слуха

Развитие чувства ритма

Развитие динамического восприятия

Развитие тембрового восприятия

Развитие ладотонального и гармонического слуха

3 года

«Птицы и птенчики» Е.Тиличеевой с.22, (2)

«Кто по лесу ходит?», «Трубы и барабан»

Е.Тиличеевой (2)

«Тихие и громкие звоночки» Р.Рустамова, «Кто в домике живет?»

«Угадай на чем играю?» Е.Тиличеевой

«Курица и цыплята» Н.Кононовой с.24 (2)

4 года

«Лесенка» Е.Тиличеевой (1)

«Сыграй как я», «Учитесь танцевать» Н.Кононовой (2)

«Тише-громче в бубен бей» Е.Тиличевой

«Солнышко и дождик»

5 лет

«Качели», «Спите куклы» Е.Тиличеевой с.88 (4)

«Придумай ритм» Н.Кононовой (5)

«Громко-тихо запоем» Н.Кононовой с.42 (2)

«Угадай музыкальный инструмент», «Догадайся, кто поет?» Е.Тиличеевой

«Сколько нас поёт?»

6-7 лет

«Бубенчики» Е.Тиличеевой с.107 (1)

«Сыграй как я», «Учитесь танцевать» Н.Кононовой

«Охотники и зайцы» Е.Тиличеевой

«Волшебная посылка» (в ней 5 муз.инструментов); «Догадайся кто поет?»Е.Тиличеевой

«Ученый кузнечик»

Диагностическая карта музыкальных способностей детей

_______________________________ группа

п/п

Ф.И.ребенка

Ладовое чувство

Музыкально-

слуховые представления

Чувство ритма

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Начало учебного года

Конец учебного года

Методическая литература

(основной инструментарий для диагностики)

    Анисимова Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы. – Ярославль: Академия развития, 2005. – 96 с., ил. – (Детский сад: день за днем).

    Беляева Л.С., Трудков А.М. Музыкально-педагогическая диагностика. Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПИ, 2000.

    Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы музыкального руководителя. – М.: Просвещение, 1982.

    Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей дет.сада / О.П.Радынова, А.И.Катинене, М.Л.Палавандишвили; Под ред. О.П.Радыновой. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.

Результаты диагностики за последние 5 лет:

Уровень

2006-07 уч.г.

2007-08 уч.г.

2008–09 уч.г.

2009-10 уч.г.

2010-11 уч.г.

и выше среднего

    Музыкально - образовательные технологии музыкального развития

Осуществляя цели и задачи образовательной области «Музыка», использую различные формы специально организованной образовательной и музыкально-досуговой деятельности дошкольников, где широко применяю современные методы развивающего обучения :

Специально организованная музыкально-образовательная деятельность

Музыкально-досуговая деятельность

По структуре

Музыкально-просветительская

Познавательно-зрелищная

Творческая

Развлекательная

Фронтальные

Подгруппами Индивидуальные

Тематические

Интегрированные

Комплексные

Доминантные

Музыкальные беседы (беседы о музыке),

музыкально-литературные композиции (вечера), концерты-загадки,

музыкальный музей

Праздник музыки, концерты с участием учащихся музыкальной школы, музыкальные конкурсы и викторины

Кукольный театр «Петрушка», оркестр детских музыкальных инструментов, музыкально-театрализованные игры, музыкально-дидактические игры, драматизации,

инсценировки.

Праздники, развлечения, утренники, музыкальная игротека, театрализованные развлечения, фольклорные и народные праздники

В специально организованной музыкально-образовательной деятельности создаётся для дошкольников увлекательная атмосфера поисковых и проблемных ситуаций, которая побуждает к творческой самостоятельности, требует активного музыкального мышления, слухового внимания, быстроты ориентировки, способствует развитию детской самостоятельности во всех видах деятельности.

Для полноценного развития каждого ребенка, укрепления его психического и физического здоровья, формирования привычки к здоровому образу жизни организована музыкально-оздоровительная работа в ДОУ. Использование технологий здоровьесбережения эффективно при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. Успех музыкально-оздоровительной работы невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование в группе.

Виды используемых в музыкальной деятельности здоровьесберегающих технологий представлены в таблице:

Виды здоровьесберегающих технологий

Задачи

Примеры

Валеологические песенки-распевки

С них начинаются все музыкальные занятия. Поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Доброе утро!

Доброе утро! (поворачиваются друг к другу)
Улыбнись скорее! (разводят руки в стороны)
Будет веселее. (хлопают в ладоши)
Мы погладим лобик, носик и щечки. (выполняют движения по тексту)
Разотрем ладошки (движения по тексту)
Ушки мы теперь потрем (потирают ушки)
И здоровье сбережем. (разводят руки в стороны)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы!

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

"Цветок".

(упражнение направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов).

И.П. - стоя. Руки опущены. Глаза закрыты. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Это упражнение рекомендуется выполнять рано утром, повернувшись к солнцу.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.

"Жаба Квака"

(комплекс упражнений для мышц мягкого нёба и глотки)

Жаба Квака с солнцем встала, (потягиваются, руки в стороны) с ладко-сладко позевала. (дети зевают)
Травку сочную сжевала (имитируют жевательные движения, глотают) д а водички поглотала, на кувшинку села, песенку запела: "Ква-а-а-а! (произносят звуки отрывисто и громко)
Квэ-э-э-! Ква-а-а-а!
Жизнь у Кваки хороша!

Оздоровительные и фонопедические упражнения

Разработки В.Емельянова, М.Картушиной способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, проводятся для подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, корректируют произношение звуков.

"Динозаврик"

Четыре динозаврика, ура, ура, ура!
Мы любим петь и танцевать, тарам-па-ра-ра-ра!
Смешные мы, хорошие, мы любим пошалить!
И мы все время заняты, нам некогда грустить!

Игровой массаж

Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.

1-я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"…и т.д.

Пальчиковые игры

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.

"Кошка"

Посмотрели мы в окошко (пальцами обеих рук делают "окошко")
По дорожке ходит кошка ("бегают" указательным и средним пальцами правой руки по левой руке)
С такими усами! (показывают "длинные усы")
С такими глазами! (показывают "большие глаза")
Кошка песенку поет, (хлопки в ладоши)
Нас гулять скорей зовёт! ("зовут" правой рукой)

Речевые игры

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

"Дождь"

Дождь, дождь, дождь с утра. (хлопки чередуются со шлепками по коленям)
Веселится детвора! (легкие прыжки на месте)
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп. (притопы)
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп. (хлопки)
Дождик, нас не поливай, (грозят пальцем)
А скорее догоняй! (убегают от "дождика")

Музыка в повседневной жизни дошкольника

Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапия проводится педагогами ДОУ в течение всего дня - детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности (И.С.Бах. "Шутка", И.Брамс. "Вальс", А.Вивальди "Времена года",

"Антошка" В.Шаинский, "Веселые путешественники" М.Старокадомский и др.)

Музыка для пробуждения после дневного сна (Э.Григ "Утро", А.Дворжак "Славянский танец", К.Сен-Санс "Аквариум" и др.)

Музыка для релаксации (Т.Альбиони "Адажио",

Л.Бетховен "Лунная соната",

К.Глюк "Мелодия", К.Сен- Санс "Лебедь" и др.)

Использование текстовой, звуковой, графической и видеоинформации в музыкально-образовательной деятельности дошкольников обогащают методические возможности занятий, придают им современный уровень; служат средством активизации познавательной деятельности воспитанников; средством реализации их творческого потенциала; способствуют воспитанию интереса к музыкальному искусству, формированию духовного мира детей; активизируют стремление учащихся к самостоятельному изучению предмета; развивают умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное.

деятельности , а также его нравственную позицию. В.А.Сластёнин рассматривает профессиональную компетентность ...

  • Педагогические условия обеспечения личностно-профессионально ориентированного обучения

    Документ

    И эффективность использования каждой из технологий. Но для того, чтобы определять уровень профессиональной компетентности в реальной профессиональной деятельности ...

  • Методический материал для подготовки к экзамену по педагогике

    Закон

    ... профессиональная компетентность» как готовность и способность специалиста принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности . Профессиональная компетентность ... портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ...

  • Диагностика музыкального развития

    Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной для современной психолого-педагогической науки несмотря на то, что первая попытка ее решения датирована 1883 г. и принадлежит К. Штумпфону - основоположнику музыкальной психологии. Почему же и сегодня эта проблема является актуальной?

    Во-первых , потому, что до сих пор проблемой остаются сами музыкальные способности, структура музыкальности человека.

    Во-вторых , музыкальные способности представляют собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального.

    В-третьих , потому, что проявление способностей всегда индивидуально, что должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.

    В-четвертых , существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других и поиска новых адекватных диагностических методов.

    Прежде всего уточним роль диагностики музыкальных способностей, т. е. ответим на вопрос: для чего она нужна?

    Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка и определить индивидуальный путь ее формирования в детском саду.

    Назначение диагностики музыкальных способностей дошкольников связано с исследованием музыкальности ребенка, изучением ее индивидуальной структуры. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно развивать музыкальные способности ребенка в логике его индивидуального развития, его индивидуальных возможностей.

    В современной научно-педагогической литературе выделены основополагающие характерные признаки педагогической диагностики

    1. Педагогическая диагностика учитывает те изменения качеств личности, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса.

    2. Педагогическая диагностика подходит к исследованию не только ради изучения, но и ради преобразования. Таким образом, педагог выступает одновременно в роли диагноста и в роли исполнителя его рекомендаций.

    3. Педагогическая диагностика всегда персональна.

    С учетом выделенных принципов основными задачами диагностики музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста становятся:

    1. изучение субъектных особенностей и возможностей дошкольников в музыкальной деятельности;

    2. изучение своеобразия музыкального опыта ребенка и музыкальной субкультуры, подразумевающей исследование особенностей детских музыкальных интересов и предпочтений в музыкальных видах деятельности ребенка в детском саду и дома; изучение общих и специальных музыкально-исполнительских, музыкально-творческих умений дошкольников;

    3. изучение своеобразия музыкальности дошкольников определенного возраста;

    4. изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки;

    5. изучение особенностей отношения педагога дошкольного образования к музыкальному искусству, к детской музыкальной деятельности; изучение особенностей профессиональной компетентности;

    6. изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкальному воспитанию и развитию дошкольников, и индивидуально ребенка в реальном педагогическом процессе.

    Наличие такой диагностики позволит педагогу грамотно осуществить процесс музыкального воспитания и развития, сделать его максимально результативным, базирующимся:

    1. на результатах самоанализа музыкальной культуры педагога и его профессиональной компетентности;
    2. на представлениях о своеобразии ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности;
    3. на представлениях об особенностях музыкального опыта детей определенного дошкольного возраста и конкретного ребенка;
    4. на представлениях о музыкальности и музыкальных возможностях и способностях каждого дошкольника;
    5. на информации об условиях педагогического процесса;
    6. на прогнозе развития музыкальной деятельности детей и развития индивидуальности каждого ребенка средствами этой деятельности в педагогическом процессе ДОУ.

    Таким образом, диагностика позволит воспитателю, музыкальному руководителю, родителям спроектировать целостный, но при этом вариативный процесс музыкального воспитания и развития-дошкольника в образовательном учреждении, в котором будут созданы педагогические условия, позволяющие каждому ребенку максимально самопроявиться, раскрыться, а значит, развиться.

    Все диагностические задания в дошкольном возрасте проводятся в игровой форме.

    В диагностике музыкального воспитания и развития дошкольников можно выделить два основных направления: диагностика музыкальных способностей детей и диагностика детской музыкальной деятельности.

    Диагностика музыкальных способностей

    Музыкальные способности - это совокупность (система) психомоторных,чувственно-эмоциональных и рациональных функциональных свойств индивида, проявляющихся в его эмоциональной отзывчивости на музыку и успешной реализации музыкальной деятельности.

    В изучении музыкальных способностей необходимо применять не только специфические (собственно музыкальные)методы, но и общепсихологический инструментарий исследования свойств личности.

    Диагностика музыкальных способностей включает в себя диагностику:

    1. чувства темпа и метроритма
    2. ладового чувство
    3. звуковысотного чувства(мелодического и гармонического слуха)
    4. чувства тембра
    5. динамического чувства
    6. чувства музыкальной формы
    7. эмоциональной отзывчивости на музыку
    8. когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

    Каким же образом осуществляется диагностика музыкальных способностей дошкольника в детском саду?

    В диагностике, предложенной Н. А. Ветлугиной в пятидесятые годы прошлого столетия, есть много идей, которые требуют возрождения и возвращения в современную практику детского сада. Так, например, в изучении музыкальных способностей особое внимание уделялось поведению детей, описанию их индивидуальных особенностей, проявлений музыкальности, которые составлял воспитатель, наблюдая за ребенком в повседневной жизнедеятельности и в процессе музыкальных занятий.

    Для диагностики исследователем использовались музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 - 4 человека). Позднее для диагностики музыкальных способностей детей создавались специальные музыкальные инструменты и пособия, к которым, безусловно, следует отнести «Музыкальный букварь» (М., 1989), заслуживающий высокой педагогической оценки. Именно это пособие мы рекомендуем использовать прежде всего педагогам дошкольного образования и родителям, стремящимся изучить музыкальность ребенка, понять ее особенности.

    К способам обследования музыкальных явлений Н. А. Ветлугина относит: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков; сравнивание их по сходству и контрасту; различение их выразительного значения; их воспроизведение с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях, игре на инструментах, выразительных ритмических движениях; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами.

    Показатели проявления музыкальных способностей детей в процессе музыкальных игр по Н. А. Ветлугиной следующие.

    1. Способность воспринимать музыку, чувствовать ее ритмическую выразительность, непосредственно и эмоционально откликаясь на нее, выражающаяся:

    1. в заинтересованном, внимательном слушании музыки, о чем можно судить при наблюдении внешнего поведения детей;
    2. в различении изменений в музыке, чередования ее выразительных средств;
    3. в улавливании линии развития художественных образов, последовательности «музыкального рассказа».

    2. Способность выразительно, непринужденно, ритмично двигаться под музыку, проявляющаяся:

    1. в увлеченности движением под музыку, в готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой и движением;
    2. в непосредственной, искренней передаче игрового образа, в попытках воплотиться в этот образ, в поисках правдивых, естественных движений, соответствующих характеру музыки и сюжету игры;
    3. в произвольности движений (умении подчинять их ритму музыки, «укладывать» во времени и пространстве, проявляя при этом быструю реакцию, инициативу, находчивость);
    4. в ритмичности движений, свидетельствующей о правильных ощущениях метроритмической пульсации, ритмического рисунка, акцентов, сильных долей метра, музыкальной формы; в проявлении творческой инициативы, выдумки, выражающейся в придумывании, «сочинении» отдельных элементов игры.

    3. Способность оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах, возможных для данного возраста, которая выражается:

    1. в свободном различении характера музыки и связи его с характером движения;
    2. в правильном различении формы произведения, наиболее ярких средств его выразительности в сочетании с аналогичными особенностями движения;

    В большей степени хотелось бы обратить внимание на диагностику музыкального опыта дошкольников, включающую в себя изучение:

    1. опыта эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, т.е. интереса к музыке, детских музыкальных предпочтений и вкусов дошкольника, личностной включенности в музыкальную культуру;
    2. опыта знания музыки, т. е. музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции;
    3. опыта умений взаимодействовать с музыкой, а именно обобщенных способов музыкальной деятельности детей, необходимых в любом виде музыкальной деятельности (адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать - декодировать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности); сюда же входят специальные (технические) умения детей - певческие, инструментальные, танцевальные, изучение которых осуществляется в процессе диагностики музыкальных способностей дошкольников и при целенаправленном наблюдении музыкальным руководителем детского сада в течение учебного года;
    4. опыта творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность, который накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности; сюда же входят интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах деятельности, попытки музыкального сочинительства.

    Примерные задания для диагностики музыкальных способностей

    Диагностика метрического чувства

    «Шаги великана, Саши и гнома»

    Цель: выявление уровня развития чувство метра.

    Стимулирующий материал: часы-будильник (метроном) и обозначенные на полу следы, показывающие направление дорожки. Расстояние между ними соответствует свободному шагу ребенка (15-20см) Всего 16 следов-шагов. Дорожка выложена с разворотами после каждого 4-го шага (например по периметру квадрата). Музыка в размере 4/4 в умеренном темпе.

    Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в сказочные шаги. В стране Часов все жители ходят как часы (ребенку в руки дается будильник, ход которых «Тик-так» отчетливо слышен, или рядом ставится метроном) Мальчик Саша ходит спокойно (педагог демонстрирует: шаг – на звук часов «тик» и приставной шаг на звук часов «так»), шаги его маленького друга-гнома подвижные и игривые (на звук часов «тик» – шаг и приставной шаг, на ход «так» – то же самое). Великан ходит степенно, важно (один шаг на ход часов «тик-так» и один приставной шаг на следующий временной ход «тик-так»).

    Звучит музыка в размере 4/4 в умеренном темпе. Ребенок шагает четыре такта как Саша, четыре такта как гном и четыре такта как великан.

    Критерии оценки:

    3 балла – точное обозначение шагов «великана, Саши и гнома» на протяжении всех 4 «тактов» (такт равен четырем шагам, всего 16 приставных шагов);

    2 балла – воспроизведение шагов с двумя, тремя нарушениями метрической координации. (допустимые границы нарушений – от 2 до 8 несвоевременных шагов из 16);

    1 балл – сбивчивое метрическое исполнение шагов (от 9 до 12 несовпадений).

    Диагностика чувство ритма

    Цель: выявить уровень развития чувства ритма.

    Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком смысла задания).

    Критерии оценки:

    1 балл – слабый уровень ритмической регуляции. Ровный ряд половинных длительностей, ровный ряд четвертных длительностей.

    2 балла – средний уровень ритмической регуляции. Умение использовать половинные, четвертные, восьмые длительности и ноты с точкой, т.е. элементы пунктирного ритма.

    3 балла – высокий уровень ритмической регуляции. Использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз.

    Диагностика звуковысотного слуха

    «Кот и котенок»

    Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства соотношений высоты звуков.

    Музыкальный руководитель: Кот и котенок потерялись в темном лесу. Послушай, так мяукает кот (исполняется до первой октавы), а тка – котенок (исполняется соль первой октавы). Помоги им найти друг друга. Скажи когда мяукает кот, а когда котенок.

    Исполняются последовательно звуки.

    № задания

    Предъявляемые звуки

    Присуждаемый балл

    Правильный ответ

    1.1.

    Ми1 – соль2

    Кот – котенок

    1.2.

    Соль2 – фа1

    Котенок – кот

    1.3.

    Фа1 – фа2

    Кот – котенок

    2.1.

    Фа2 – соль1

    Котенок – кот

    2.2.

    Ми2 – соль1

    Котенок – кот

    2.3.

    Ля1 – ми2

    Кот – котенок

    3.1.

    Ля1 – ре2

    Кот – котенок

    3.2.

    Ре2 – си1

    Котенок – кот

    3.3.

    До2 – си1

    Котенок – кот

    Алгоритм предъявления теста и критерии оценки: вначале дается задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа – задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребенка оказывается неверным, задание упрощается – 1.2. (где за каждый правильный ответ присуждается 2 балла), если же и это задание выполняется неверно, дается задание 1.1. (1 балл) и так по каждому блоку.

    Диагностика динамического чувства

    Чувство динамики определяется адекватной слухомоторной реакцией индивида на силу воздействующего звука как в контрастном его предъявлении, так и в постепенном усилении (крещендо) или ослаблении (диминуэндо) динамики звучания.

    Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения инструментального и вокально-инструментального стимула.

    Музыкальный руководитель: Давай поиграем с тобой в «громко-тихо». Я буду играть на фортепиано, а ты на барабане. Играй как я: я – громко и ты – громко, я тихо и ты тихо (исполняется пьеса А.Александрова «Барабан»). Адекватное исполнение контрастной динамики «форте – пиано» оценивается в 1 балл.

    А теперь музыка будет постепенно усиливаться или затихать. Тебе надо будет так же исполнить ее на барабане. (исполняется пьеса Э.Парлова «Марш»). Адекватное исполнение 1-й фразы в динамике «крещендо» оценивается в 2 балла и 2-й фразы – «диминуэндо» оценивается в 2 балла.

    Критерии оценки:

    1 набранный балл – слабый уровень развития динамического чувства, оценивается как 1 балл.

    2 – 3 набранных балла - средний уровень развития динамического чувства, оценивается как 2 балла.

    4 – 5 набранных баллов - высокий уровень развития динамического чувства, оценивается как 3 балла.

    Диагностика ладово-мелодического чувства

    «Девочки-припевочки»

    Цель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.

    Музыкальный руководитель: Я сыграю песенки веселой и грустной девочек, а ты послушай внимательно скажи, - какую песенку пела веселая, а какую грустная девочка.

    Составляют попевки, по принципу контраста-сопоставления ладовых функций мелодии. Предъявляются три мелодии попевки. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

    Критерии оценки:

    1 балл – низкий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок неправильно определил все мелодии или определил правильно только одну.

    2 балла – средний уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал два верных ответа.

    3 балла – высокий уровень развития ладово-мелодического чувства. Ребенок дал все правильные ответы.

    Диагностика музыкальной деятельности

    Она включает в себя диагностику умений и навыков по всем разделам музыкальной деятельности:

    1. Восприятие
    2. Развитие музыкального слуха и голоса
    3. Пение
    4. Музыкально-ритмические движения
    5. Музицирование
    6. Музыкальное творчество

    Примерные задания для диагностики музыкальной деятельности

    I Младшая группа

    Исследуемый показатель

    Задания

    Оценка

    Репертуар

    Начало года

    Конец года

    1.Восприятие

    1.1.Прослушать музыкальное произведение (песню)

    3 балла – ребенок выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

    «Медведь идет»

    Е.Тиличеевой

    «Белочка» М.Красева

    2.Пение

    2.1.Подпевание знакомой песни в сопровождении

    3 балла – подпевает, правильно интонируя 1,2 звука

    2 балла – проговаривает слова песни в ритме

    1 балл – не подпевает

    «Петушок» р.н.п. обр. Красева

    «Белые гуси» М.Красева

    3.Чувство ритма

    2 балла – воспроизводит метр

    П/и «Ударим в ладошки»

    П/и «Повторяй за мной»

    3.1.Соответствие движений характеру музыки

    3 балла - соответствуют

    1 балл – не соответствуют

    «Ноги и ножки» В.Агафонниковой

    «Ходим-бегаем» Е.Тиличеевой

    Низкий уровень 1 – 1,7

    Средний уровень 1,8 – 2,4

    Высокий уровень 2,5 – 3

    II Младшая группа

    Исследуемый показатель

    Задания

    Оценка

    Репертуар

    Начало года

    Конец года

    1.Восприятие

    1.1. Прослушать музыкальное произведение (песню), эмоционально отзываться на музыку

    3 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с характером произведения

    2 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

    1 балл - равнодушен к звучащей музыке

    "Зайка" р.н.м. Обр. Александрова

    "Котик заболел",

    "Котик выздоровел"

    Гречанинов

    1.2. Узнавание знакомой песни

    3 балла – по мелодии

    2 балла – по словам

    1 балл – не узнал

    «Петушок» р.н.п. обр. М.Красева

    «Зима прошла» Н. Метлова

    2.Пение

    2.1.Пение знакомой песни в сопровождении

    3 балла – интонирует всю мелодию

    2 балла – частично интонирует мелодию

    1 балл – не интонирует

    «Колыбельная зайчонка» Карасевой

    «Солнышко» Гомоновой

    3.Чувство ритма

    3.1. Воспроизвести хлопками простейший ритмический рисунок мелодии (3-5 звуков)

    3 балла – воспроизводит ритм точно

    2 балла – воспроизводит метр

    1 балл – беспорядочные хлопки

    Д/и «Повторяй за мной»

    Д/и «Три медведя»

    3.2.Соответствие движений характеру музыки

    3 балла - соответствуют

    2 балла – частично соответствуют

    1 балл – не соответствуют

    «Медведи»

    Е.Тиличеевой

    «Марш» Э.Парлова

    «Пляска с платочками» Т. Ломовой

    «Бег» Т.Ломовой

    3.3.Соответствие движений ритму музыки

    3 балла – соответствует

    1 – не соответствует

    «Сапожки» р.н.м.

    «Топающий шаг» Раухвергера

    Низкий уровень 1 – 1,7

    Средний уровень 1,8 – 2,4

    Высокий уровень 2,5 – 3

    Средняя группа

    Исследуемый показатель

    Задания

    Оценка

    Репертуар

    Начало года

    Конец года

    1. Восприятие

    2 балла – чувствует только общий характер, настроение

    1 балл - не чувствует характер музыки

    П.И.Чайковский «Игра в лошадки» («Детский альбом»)

    Чайковский «Подснежник»

    1.2. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту

    3 балла – узнал самостоятельно

    2 балла – с помощью

    1 балл – не узнал

    «Спи моя радость усни» В.А.Моцарт

    «Солнышко» Е.Гомоновой

    1.3. Наличие любимых произведений

    3 балла – есть любимые мелодии

    2 балла – одна любимая мелодия

    1 балл нет любимых мелодий

    2. Звуковысотный слух

    2 балла – 1,2 ошибки

    1 балл – не ощущает

    «Василек» Р.н.п.

    «Конь» Тиличеевой

    2.2. Определение регистров

    1 балл не определил

    Д/и «Кто поет?»

    Д/и «Веселые гудки»

    2.3. Определение направления мелодии

    3 балла – определил верно (самостоятельно)

    2 балла – определил верно (с помощью)

    1 балл не определил

    Д/и «Лесенка»

    Д/и «Лесенка»

    3. Пение

    «Листики» Гомоновой

    «Веснянка» Е.Шаламоновой (М/п 3/2008)

    3.2. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

    1 балл – не интонирует

    «Курица» Тиличеевой

    «Барабан» Тиличеевой

    4. Чувство ритма

    4.1. Воспроизвести ритмический рисунок попевки на ударных инструментах

    3 балла – воспроизводит ритм точно

    2 балла – воспроизводит метр

    «Василек» Р.н.п.

    «Труба» Тиличеевой

    3 балла - соответствуют

    2 балла – частично соответствуют

    1 балл – не соответствуют

    «Парная пляска» Т. Беренс

    «Шаг с высоким подьемом ног и поскоки) Ломовой

    3 балла – соответствует

    2 балла – частично соответствует

    1 – не соответствует

    «Поскачем» Т.Ломовой

    «Побегаем, попрыгаем» Соснина

    5. Музыкальное творчество

    5.1. Выразительность движений в знакомом танце

    «Пляска с листочками» Т.Беренс

    «Полька» Штальбаум

    5. 2. Импровизация

    2 балла – с помощью

    1 балл – не справился

    П/и «Воробушки и кошка»

    П/и «Кошка и мышки»

    Низкий уровень 1 – 1,7

    Средний уровень 1,8 – 2,4

    Высокий уровень 2,5 – 3

    Старшая группа

    Исследуемый показатель

    Задания

    Оценка

    Репертуар

    Начало года

    Конец года

    1. Восприятие

    1.1. Прослушать музыкальное произведение, определить характер музыки

    3 балла – чувствует характер музыки, ассоциации с образом

    2 балла – чувствует только общий характер, настроение, высказывается с трудом

    1 балл - не чувствует характер музыки, не высказывается

    П.И.Чайковский

    «Болезнь куклы»

    Г.Свиридов

    «Парень с гармошкой»

    1.2. Определить жанр музыкального произведения

    3 балла – самостоятельно

    2 балла – с помощью

    1 балл – не определил

    Д/и «Музыкальный светофор»

    Д/и «Три кита»

    1.3. Выбрать из нескольких иллюстраций одну, подходящую к произведению

    3 балла – выбрал правильно самостоятельно

    2 балла – выбрал правильно с помощью

    1 балл – выбрал не правильно

    П.И.Чайковский

    «Новая кукла»

    П.И. Чайковский

    балет «Лебединое озеро» «Танец лебедей»

    2. Звуковысотный слух

    2.1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий

    3 балла – правильно ощущает тонику

    2 балла – 1,2 ошибки

    1 балл – не ощущает

    «Цирковые собачки» Тиличеевой

    «Дятел» Н.Леви

    2.2. Определение регистров чистых и смешанных

    3 балла – определил верно (самостоятельно)

    2 балла – определил верно (с помощью)

    1 балл - не определил

    Д/и «Кто поет?»

    Д/и «Веселые гудки»

    3 балла – определил верно (самостоятельно)

    2 балла – определил верно (с помощью)

    1 балл - не определил

    Д/и «Сколько нас?»

    Д/и «Сколько нас?»

    3. Пение

    3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – чисто интонирует только отрезки

    1 балл – интонирует только общее направление мелодии

    «Дождик» А.Понамаревой

    «Зима проходит» р.н.п.

    (М/р 1/2008)

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    «А воробьи чирикают» Т.Тряпицыной

    (М/П №4 2008)

    «Весна» И.Меньших (М/р2/2008)

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

    2 балл – интонирует только общее направление мелодии

    1 балл – не интонирует

    «Смелый пилот» Тиличеевой

    «Артистка» Кабалевский

    4. Чувство ритма

    3 балла – воспроизводит ритм точно

    2 балла – воспроизводит метр

    1 балл – действует беспорядочно

    Д/и «Веселые подружки»

    Д/и «Передай ритм»»

    4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

    3 балла - соответствуют

    2 балла – частично соответствуют

    1 балл – не соответствуют

    «Шаг с высоким подьемом ног и поскоки» Т.Ломовой

    «Потопаем-покружимся»

    Т.Ломовой

    4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

    3 балла – соответствует

    2 балла – частично соответствует

    1 – не соответствует

    «На лошадке» В.Витлина

    «Веснянка» (у.н.м)

    5. Музыкальное творчество

    3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

    2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

    1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

    «Ах, вы сени» р.н.м.

    «Во саду ли, в огороде» р.н.п.

    5. 2. Импровизация

    3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

    2 балла – с помощью

    1 балл – не справился

    П/и «Заинька, выходи»

    П/и «Кошка и мышка»

    Низкий уровень 1 – 1,7

    Средний уровень 1,8 – 2,4

    Высокий уровень 2,5 – 3

    Подготовительная группа

    Исследуемый показатель

    Задания

    Оценка

    Репертуар

    Начало года

    Конец года

    1. Восприятие

    1.1. Прослушать музыкальное произведение, сделать его анализ (характер, жанр, ритм, темп, динамика)

    3 балла – ребенок проанализировал муз. произведение самостоятельно

    2 балла – ребенок проанализировал муз. произведение с помощью взрослого

    1 балл - ребенок не смог дать характеристику произведению

    П.И.Чайковский «Спящая красавица»

    «Вальс»

    П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Вальс цветов»

    1.2. Из двух прозвучавших произведений выбрать одно, подходящее к картинке

    3 балла – выбрал правильно и обосновал свой выбор

    2 балла – выбрал правильно, но не обосновал

    1 балл – не смог выбрать правильно

    Д.Кабалевский «Упрямый братишка», «Печальная история» (соч.27)

    П.И. Чайковский «Щелкунчик» «Марш», «Танец феи Драже»

    1.3. Из нескольких прозвучавших произведений назвать близкие по жанру (форме, ритму)

    3 балла – назвал самостоятельно

    2 балла – назвал с помощью

    1 балл – не назвал

    Д/и «Удивительный светофор»

    П/и «Три кита»

    2. Звуковысотный слух

    2.1. Определить направление и характер движения мелодии (плавно, легато, стаккато)

    3 балла – правильно ощущает тонику

    2 балла – 1,2 ошибки

    1 балл – не ощущает

    Д/и «Домик крошечка»

    Д/и «Музыкальные птенчики»

    2.2. Подобрать знакомые мелодии на мелодических инструмента

    3 балла – побрал самостоятельно

    2 балла – подобрал с помощью

    1 балл - не подобрал

    «Горошина» Карасевой

    П/и «Оркестр»

    2.3. Определение количество одновременно звучащих звуков

    3 балла – определил верно (самостоятельно)

    2 балла – определил верно (с помощью)

    1 балл - не определил

    Д/и «Сколько нас поет?»

    Д/и «Сколько нас поет»

    3. Пение

    3.1. Пение знакомой песни в сопровождении

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – чисто интонирует только отрезки

    1 балл – интонирует только общее направление мелодии

    «Хоровод у калинушки» Ю.Михайленко

    «Про меня и муравья» В.Степанова

    3.2. Пение знакомой песни без сопровождения (a capella)

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию

    2 балла – интонирует направление мелодии

    1 балл – проговаривает слова в ритме

    «Жаворонок» Еремеевой(М/р№5 2006)

    «Упрямые утята» Е.Крылатова

    3.3. Пение мало знакомой попевки с сопровождением

    3 балла – чисто интонирует всю мелодию или отрезки

    2 балл – интонирует только общее направление мелодии

    1 балл – не интонирует

    «Как под наши ворота» р.н.п.

    «Кузнец» Арсеевой

    4. Чувство ритма

    4.1. Воспроизвести ритмический рисунок мелодии в хлопках и на ударных инструментах

    3 балла – воспроизводит ритм точно

    2 балла – воспроизводит метр

    1 балл – действует беспорядочно

    «В школу» муз.

    Тиличеевой

    «На зеленом лугу» р.н.м.

    4.2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями

    3 балла - соответствуют

    2 балла – частично соответствуют

    1 балл – не соответствуют

    «Поскоки и пружинящий шаг» С.Затеплинского

    «Полька» Т.Ломовой

    4.3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

    3 балла – соответствует

    2 балла – частично соответствует

    1 – не соответствует

    «Бег и подпрыгивание» И.Гуммеля

    «Ускоряй и замедляй» Т.Ломовой

    5. Музыкальное творчество

    5.1. Исполнение движений в свободной пляске

    3 балла – исполняет движения выразительно, эмоционально

    2 балла – исполняет движения менее выразительно и не эмоционально

    1 балл – исполняет движения не выразительно и не эмоционально

    «Я на камушке сижу» р.н.п.

    «Как на тоненький ледок» р.н.п.

    5. 2. Импровизация

    3 балла – выразительно, оригинально, эмоционально, самостоятельно

    2 балла – с помощью

    1 балл – не справился

    П/и “Пугало»

    Т.Бокач

    «Кадриль» (аудио),

    Низкий уровень 1 – 1,7

    Средний уровень 1,8 – 2,4

    Высокий уровень 2,5 – 3

    Развитие музыкальных способностей детей

    Определить наличие музыкальных способностей ребенка можно, используя такие способы, как:

    Беседа с ребенком;

    Наблюдение за ребенком;

    Тестирование на определение музыкального слуха и чувства ритма.

    Беседа

    Беседа с ребенком должна проходить в естественных условиях, во время игры, прогулки или после просмотра фильма, представления, где звучала музыка. Она помогает определить артистизм, эмоциональность ребенка и его интерес к музыке.

    1. Для определения эмоциональности и артистизма попросите ребенка рассказать свое любимое стихотворение. Если он любит и легко запоминает стихи, читает их с выражением, старается передать настроение — он уже обладает неким артистизмом и эмоциональностью.

    Если ребенок стесняется, читает стихи сухо и невыразительно, не делайте сразу отрицательных выводов! Возможно, ваш ребенок еще не умеет выражать свои эмоции и чувства. Здесь не может быть единого подхода, у каждого ребенка будут свои особенности. Но если вы видите, что ребенку скучно, он не любит не только рассказывать, но и слушать стихи, ему трудно их запомнить, то, возможно, в этом случае вам лучше заняться шахматами или спортом.

    2. Чтобы выявить интерес к музыке, спросите ребенка, что он знает о музыке, хотел бы он ею заниматься. Что ему больше нравится — петь или играть на каком-нибудь инструменте? Узнайте у ребенка, какая музыка ему больше нравится (или конкретнее: из какого мультика или фильма). Есть ли у него любимые песни? Попросите его напеть одну из них.

    Так вы можете определить склонность ребенка к музыке, а также узнать, что ему интересно в жизни, понять, надо ли ему заниматься музыкой более серьезно, идти в музыкальную школу, или достаточно посещать музыкально-танцевальный кружок.

    Наблюдение

    Наблюдая за ребенком (или вспоминая какие-то эпизоды), вы легко сможете определить у него наличие или отсутствие музыкальных способностей.

    В раннем детстве, в возрасте до 3 лет, о наличии у ребенка склонности к музыке и развитых музыкальных способностях может свидетельствовать следующее:

    Повышенное внимание ребенка к любому музыкальному фону;

    Явное проявление интереса к музыке;

    Яркое эмоциональное проявление радости малыша во время звучания его любимой музыки (некоторые дети начинают пританцовывать, даже не научившись ходить, сидя в кроватке);

    Малыш любит слушать разную музыку, не только детские и колыбельные песни в мамином исполнении.

    В возрасте 3—7 лет и старше показателями музыкальности и наличия способностей у детей являются:

    Сохранение интереса к музыке, проявленного еще в раннем детстве (ребенок прерывает свои дела и прислушивается к внезапно зазвучавшей музыке, он любит слушать различную музыку, не обязательно только детские песни, но и хорошую эстрадную музыку, классику, пытается подпевать или начинает танцевать под музыку);

    Способность легко и надолго запоминать понравившиеся песни (ребенок более или менее «чисто» поет, любит придумывать какие-то свои песни, соединяя услышанные им ранее слова и мелодии из популярных музыкальных произведений, иногда сочиняет на ходу свои стихи и песни);

    Стремление выступать на публике (ребенок любит принимать активное участие в утренниках и праздниках, любит заниматься творчеством в любом виде — петь, танцевать, читать стихи, играть на музыкальных инструментах).

    Определение музыкального слуха

    1. Попросите ребенка подойти к фортепиано и отвернуться. Сыграйте по очереди два звука в разных регистрах (верхнем и нижнем) и спросите его, какой звук был ниже, а какой выше.

    2. Нажмите на фортепиано одну клавишу и спросите ребенка, сколько прозвучало звуков. Затем нажмите две клавиши одновременно (желательно на большом расстоянии друг от друга) и спросите, сколько звуков он слышит теперь. Если ребенок затрудняется с ответом, нажмите те же клавиши по очереди.

    Первые два пункта проверяют активность слуха, способность «ориентироваться в звуковом пространстве», выделять отдельные элементы из общего звучания музыки (на простейшем уровне). Они позволяют определить, понимает ли ребенок разницу звуков по высоте, а также разницу между отдельным звуком и несколькими звуками, прозвучавшими одновременно. Если ребенок затрудняется — не переживайте, понять это не так просто, обычно этому учат на раннем этапе обучения (подготовительный или первый класс музыкальной школы).

    3. Пропойте на слог ля ноту ми первой октавы (кто не знает нотной грамоты, пропойте любую ноту) и попросите ребенка повторить. Затем пропойте другую ноту (ля первой октавы) и снова попросите повторить. Если вы слышите, что ребенку трудно петь в этом диапазоне, выберите другой. Предлагайте разные ноты, чтобы определить диапазон голоса ребенка. Важно, чтобы вы пели сами, без аккомпанемента: дело в том, что звук фортепиано, как правило, «сбивает» детей, к нему труднее подстроиться, нежели к привычному для них человеческому голосу.

    4. Спойте простую, короткую мелодическую фразу, и попросите ребенка повторить.

    5. Попросите ребенка спеть любимую песенку.

    Таким образом, пункты 3—5 позволяют вам проверить музыкальный слух ребенка, музыкальную память, «репродуктивный» музыкальный слух (может ли ребенок повторить прозвучавшую ноту и мелодическую фразу), диапазон голоса ребенка, может ли ребенок интонировать (петь «чисто»). Помните, если ребенок показывает средний результат, если он может хотя бы уловить мелодию, не попадая точно в ноту, значит у него есть музыкальный слух, пусть и плохо развитый. Таких детей достаточно много, но в музыкальных школах с ними умеют работать и, в конце концов, развивают их способности до определенного уровня.

    Определение чувства ритма

    Вот несколько приемов для определения чувства ритма, которые также используют в музыкальных школах во время прослушивания детей.

    Простучите (не быстро) простую ритмическую последовательность и попросите ребенка повторить. Повторите прием 2—4 раза, в зависимости от успехов ребенка, используя разные ритмические последовательности.

    Попросите ребенка помаршировать на месте под музыку. Исполните или поставьте запись любой популярной маршевой музыки. Например, песню «Вместе весело шагать...».

    Попросите ребенка хлопать в ладоши под музыку (как это делают на концертах, когда публике нравится какая-нибудь песня). Сыграйте или поставьте запись любой ритмичной музыки. Если у ребенка слабое чувство ритма, это не означает, что его нельзя развить.

    Подводя итоги тестирования, важно понимать, что наличие музыкальных способностей, таких как музыкальный слух или чувство ритма, еще не означают наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке или нет. Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным», «немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет свои способности, и у него появится интерес к музыке (как говорится, аппетит приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у него нет способностей и склонности к музыке.

    Похожие публикации