Диагностика музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Мониторинг музыкальных способностей детей (методика) Задания для проведения диагностики музыкальных способностей

http://www. domisolka. nm. ru/Diagnostika/Tarasova. html

Диагностика музыкальных способностей детей

(по Тарасовой)

Вторая младшая группа.

Развитие ладового чувства.

1. Эмоциональная отзывчивость на музыку . Д. Кабалевский «Клоуны».

2 балла – слушает внимательно, выражает свои эмоции в соответствии с

характером произведения

1 балла – незначительно выражает эмоции, отвлекается

0 баллов – равнодушен к звучащей музыке

2. Наличие любимых произведений .

3. Узнавание знакомой песенки .

2 балла – узнал по мелодии

1 балл – узнал со словами

0 баллов – не узнал

5-4 балла – высокий уровень

3-2 балла – средний уровень

1-0 баллов – низкий уровень

1. .

0 баллов – отказ

5 балов – высокий уровень

4-3 балла – средний уровень

2-0 баллов – низкий уровень

Развития чувства ритма.

1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии (3-5 звуков).

2 балла – воспроизводит точно ритм

1 балл – воспроизводит метр

0 баллов – беспорядочные хлопки

2. Соответствие движения характеру музыки . Р. Глиэр «Вальс».

1 балл – движение соответствует характеру музыки

0 баллов – движение не соответствует характеру музыки, отказ


3. Соответствие движения ритму музыки . П. Чайковский «Марш деревянных

солдатиков».

4 - 3 балла – высокий уровень

2 – 1 балл – средний уровень

0 баллов – низкий уровень

Уровень развития музыкального мышления.

1. Репродуктивное мышление.

Определить жанр произведения (использование картинок). (Что можно под эту

музыку делать?)

Р. Шуман «Марш», П. Чайковский «Песня жаворонка»,

М. Глинка «Полька».

3 балла – высокий (без ошибок)

2 балла – средний (1 ошибка, правильно выбрал картинку; определил

без ошибок, неправильно выбрал картинку).

1 – 0 баллов – низкий (2 ошибки, не определил).

2. Продуктивное мышление.

Сыграй ты, сочини свою музыку (3 сочинения). О чём играл?

5 баллов – музыкальная мысль, законченная мелодическая фраза.

4 балла – сочинение включает элементы мелодии и оригинальный ритм.

3 балла – мелодическое и ритмическое однообразие во всех трёх сочинениях.

2 балла – просто перебирает пластинки, клавиши.

1- 0 баллов - отсутствие мелодии и ритма, отказ.

5 – 4 – высокий уровень

3 – 2 – средний уровень

1 – 0 – низкий уровень

19 – 15 баллов – высокий уровень

14 – 7 баллов – средний уровень

6 – 0 баллов – низкий уровень

Средняя группа.

Развитие ладового чувства.

1. Проявление интереса к музыкальным инструментам .

2 балла – проявляет интерес к звучанию инструмента, желание играть

1 балл – самостоятельно не проявляет интереса, действует по просьбе

0 баллов – отказ

2. Наличие любимых произведений .

1 балл – есть любимые произведения

0 баллов – нет любимых произведений

3. Высказывание о характере музыки . (2-х частная форма)

2 балла – чувствует характер музыки, ассоциация с образом

1 балл – чувствует общий характер, настроение

0 баллов – отказ или несоответствие музыки и высказываний ребёнка

4. .

1 балл – узнал

0 баллов – не узнал

5. Ощущение тоники

3 балла - одна ошибка

2 балл - две ошибки

1 балл - более двух ошибок

0 баллов - не ощущает тонику

6. Сравнение мелодии с оригиналом (1-е, 3-е проигрывание – окончание на тонике,

2-е, 4-е – на доминанте).

3 балла – верно определяет

2 балла – с одной ошибкой

1 балл – с двумя ошибками

0 баллов – более двух ошибок

13 – 11 баллов – высокий уровень

10 – 5 баллов – средний уровень

Музыкально-слуховые представления.

1. Пение знакомой песни с сопровождением .

2. Пение малознакомой попевки с сопровождением (после 2-3 прослушиваний).

5 баллов – чисто интонирует всю мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл - проговаривает слова песни в ритме


0 баллов – отказ

3. Подбор хорошо знакомой попевки на металлофоне (3-4 звука).

2 балла – справился сам

10 – 8 баллов – высокий уровень

7 – 4 балла – средний уровень

4 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие чувства ритма.

1.

инструментах . В. Майкапар «В садике».

1 балл – воспроизводит метр

2. Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями.

3. (с использованием смены ритма).

Ф. Обер Марш из оперы «Фенелла».

1 балл – движение соответствует ритму музыки

0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

Общий уровень музыкального развития:

28 – 21 балл – высокий уровень

20 – 10 баллов – средний уровень

9 – 0 баллов – низкий уровень

Старшая группа.

Развитие ладового чувства.

1. Наличие любимых произведений .

1 балл – есть любимые произведения

0 баллов – нет любимых произведений

2. Высказывание о музыке (контрастные части).

2 балла – чувствует характер каждой части, связывает с образом

1 балл – различает характер контрастных частей, не связывает с образом

0 баллов – отказ или несоответствие образа и музыки

3. Узнавание знакомой мелодии по фрагменту .

1 балл – узнал

0 баллов – не узнал

4. Ощущение тоники (определить, закончена ли мелодия), 5 мелодий.

4 балла - правильно ощущает тонику

3 балла - одна ошибка

2 балл - две ошибки

1 балл - более двух ошибок

0 баллов - не ощущает тонику

5. Закончить начатую мелодию на тонике.

1 балл – справился

0 баллов – не справился

9 – 7 баллов – высокий уровень

6 – 4 балла – средний уровень

3 – 0 баллов – низкий уровень

Музыкально-слуховые представления .

1. Пение знакомой песни с сопровождением .

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует отдельные отрезки мелодии

1 балл – интонирует общее направление мелодии

0 баллов – проговаривает слова песни в ритме, отказ

2. Пение знакомой песни без сопровождения .

3 балла – чисто интонирует всю мелодию

2 балла – интонирует направление мелодии

1 балл – проговаривает слова песни в ритме

3. Пение малознакомой песни с сопровождением .

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл - проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

4. Пение малознакомой песни без сопровождения .

5 баллов – чисто интонирует мелодию

4 балла – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии

3 балла – интонирует общее направление мелодии

2 балла – интонирует 1-2 звука

1 балл - проговаривает слова песни в ритме

0 баллов – отказ

5. Подбор по слуху хорошо знакомой попевки .

2 балла – справился сам

1 балл – справился с помощью взрослого

0 баллов – не справился, отказ

6. Подбор по слуху малознакомой попевки .

3 балла – справился сам

2 балл – справился с помощью взрослого

1 балл – частично справился с помощью взрослого

0 баллов – не справился, отказ

21 – 18 баллов – высокий уровень

17 -8 баллов – средний уровень

7 – 0 баллов – низкий уровень

Развитие чувства ритма.

1. Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на ударных

инструментах . Д. Шостакович «Гавот».

3 балла – правильно воспроизводит ритм

2 балла – воспроизводит то ритм, то метр

1 балл – воспроизводит метр

0 баллов – действует беспорядочно

2. Соответствие движений характеру музыки с малоконтрастными частями.

Д. Шостакович «Лирический вальс».

1 балл – движения соответствуют характеру музыки

0 баллов – движения не соответствуют характеру музыки, отказ

3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

1 балл – движение соответствует ритму музыки

0 баллов – движение не соответствует ритму музыки, отказ

5 – 4 балла – высокий уровень

3 – 2 балла – средний уровень

1 – 0 баллов – низкий уровень

Общий уровень музыкального развития:

35 – 27 баллов – высокий уровень

26 - 12 баллов – средний уровень

11 – 0 баллов – низкий уровень

Чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его развития . В этой связи и актуальна проблема диагностики (diagnosis – распознавание – греч.).

Что нужно диагностировать (объекты диагностики музыкального развития ребенка)?

  1. Мотивация в занятиях музыкой. 2. Специальные музыкальные способности. 3. Креативные свойства ребенка.

Следует помнить, что единичный тест не может быть точным , он не покажет все возможности и способности ребенка. Даже комплекс методик не эффективен, если это будет одноразовая диагностическая процедура.

Необходима диагностика-процесс , потому что достоверность и объективность результатов этого процесса растет пропорционально объему информации .

В ДОУ диагностика может осуществляться в процессе организации цикла специальных музыкальных образовательных ситуаций с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные).

Диагностика по Прасловой Галине Адамовне (к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Российского гос. университета им. А.И. Герцена).

Цель – определить уровень развития музыкальных способностей воспитанников.

  1. Мотивация в занятиях музыкой

Решающее значение в определении музыкальных способностей ребенка будут играть его эмоциональное переживание музыки, живой отклик на ее звучание, желание заниматься различными видами музыкальной деятельности.

  1. Специальные музыкальные способности

а) диагностика чувства ритма включает выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшего музыкального отрывка;

б) диагностика двигательных способностей, можно выявить в процессе различных музыкальных игр. В ходе игры исполняется музыкальное произведение с меняющимся ритмическим рисунком. Детям предлагается определить это изменение, отразив его в смене характера движения. Тем самым выявляется не только способность отражать в движении ритмический рисунок, но и быстрота реакции, способность к быстрой смене движений.

в) диагностика звуковысотного слуха осуществляется на уровне различения регистров , определения направления движения мелодии.

г) диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности ребенка воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

д) диагностика ладового чувства основывается на выявлении способности ребенка различать ладовое тяготение звуков , реагировать на эмоциональное содержание музыки в зависимости от ее ладовой окраски, допевать окончание мелодии, прервавшейся на неустойчивом звуке.

3. Креативные свойства ребенка (творческие способности).

Осуществляется в процессе выполнения посильных творческих заданий на сочинение и импровизацию попевок, мелодий, передачу характера музыки в музыкально-ритмических движениях, нахождение своего варианта окончания мелодий и т.д.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в

Диагностика уровня развития музыкальных способностей дошкольников

Структура музыкальных способностей.

1.Анализ муз-педагогической и психологической литературы показывает, что в настоящее время среди ученых нет единого понимания сущности и структуры музыкальных способностей.

Теплов Б.М.: ладовое чувство + слуховые представления + чувство ритма + эмоциональная отзывчивость на музыку как основа музыкальности.

Тарасова К.В.:

    эмоциональная отзывчивость – главный показатель музыкальности;

    Познавательные музыкальные способности – сенсорные, интеллектуальные + частные способности.

К сенсорным она относит: музыкальный слух: мелодический, тембровый, динамический, гармонический;

К интеллектуальным: музыкальное мышление (репродуктивное и продуктивное) + муз память, + муз воображение;

К частным способностям относятся: абсолютный слух, сенсомоторные исполнительские данные.

Исследованиями Ветлугиной Н.А. и ее сотрудников была определена структура музыкальных способностей в соответствии с основными видами музыкальной деятельности дошкольников: восприятия, исполнения, импровизации (сочинения) музыки. Структуру муз способностей, по их мнению, составляют:

Способность целостного и дифференцированного восприятия музыки;

Исполнительские способности (чистота певческой интонации, согласованность и выразительность пластических движений; способность творческого воображения, проявляющаяся в песенных, инструментальных, танцевальных (пластических) импровизациях.

Анисимов В.П. Структурные компоненты музыкальности: звуковысотное, темпо-ритмическое, динамическое, тембровое чувство + формообразующее чувство + эмоциональная отзывчивость на музыку как центр музыкальности.

2. Психодиагностика (от греч. Psyche– душа, diagnosis - распознавание) – раздел психологии, изучающий принципы, методы выявления индивидуально-психологических особенностей человека.

Педагогическая диагностика осуществляется на основе принципов, методов диагностических исследований, разработанных в психологической науке.

Диагностика как научная область психологии и педагогики дает в руки педагогу «инструменты» измерения тех или иных параметров музыкальных способностей детей, позволяет выявить как сильные, так и слабо развитие их компоненты. Это необходимо для того, чтобы педагог мог выявить реальное состояние искомого качества у детей и направить свою профессиональную деятельность на организацию соответствующей помощи ребенку.

Анализ современной музыкально-педагогической практики определяет области применения музыкальной диагностики:

- Планирование, осуществление и оценка качества музыкального воспитания и обучения не может осуществляться без достоверной информации о предпосылках, ходе и результатах музыкального развития ребенка (или группы детей);

Диагностические методы необходимы при решении вопроса о специальном (для одаренных детей), общем или коррекционном музыкальном образовании ребенка;

Управление муз-педагогическим процессом нуждается в соответствующей сравнительной информации эффективности традиционных и инновационных технологий музыкального образования (АнисимовВ.П. Диагностика муз способностей детей – М., 2004).

Задачи современной диагностики направлена на то, чтобы по возможности дифференцированно изучить уровень развития каждого структурного компонента музыкальности ребенка. Это позволяет не только прогнозировать потенциал изучаемого качества (свойства личности), но и более точно определить содержание последующей работы (Анисимов, стр 53).

Потребность в диагностике уровня развития музыкальных способностей детей является актуальной прежде всего для практикующих музыкантов.

Существуют стандартные условия проведения диагностики:

- подготовка диагностического исследования (подбор музыкального материала, разработка критериев оценки и т.д.);

- проведение диагностики и фиксирование данных (описание процедуры, протоколирование и регистрация хода диагностического исследования);

- анализ данных Что диагностируем?

Определение объектов диагностики – это ответ на вопросы: «Что развивать?» и «Что диагностировать?». Определение метода диагностики – это ответ на вопрос «Как изучать и с помощью каких средств?».

Анисимов В.П. отмечает (это подтверждает практика) , что, как правило, при традиционной диагностике муз способностей не учитываются:

Основной компонент музыкальности – эмоциональная отзывчивость на музыку;

Личная потребность в восприятии музыки и музицировании, т.е. мотивация ребенка;

Уже имеющийся опыт исполнительской деятельности и способность к творческому самовыражению – музыкальная креативность ребенка. Таким образом, ценностные ориентации практически не принимаются в расчет.

3. Барышева Т.А. (зав кафедры эстетического воспитания института Детства РГПУ им. А.И. Герцена) в качестве объектов диагностики развития ребенка в сфере художественного воспитания выделяет следующие:

Мотивация (эстетические, художественные интересы, потребности); общие (универсальные) художественные способности; креативные свойства личности; специальные художественные способности (Диагностика эстетического развития личности – СПБ, 1999, стр. 6).

С помощью средств диагностики определяется результативность педагогических и художественных воздействий, отслеживается динамика и процесс музыкально-эстетического развития личности, осуществляется коррекция. Многие диагностические методы могут использоваться в качестве технологийи средств активизации эстетического развития личности (т.е. как обучающие)..

Цель исследования: определение уровня развития музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

Подобрать диагностический инструментарий, направленный на изучение уровня развития музыкальных способностей и чувства ритма детей старшего дошкольного возраста.

Констатирующий эксперимент проводился на базе Муниципального автономного образовательного учреждения СОШ № 5 «Детского сада №12» для детей старшего дошкольного возраста, с нарушением зрения и опорно-двигательного аппарата

2.2. Методики проведения констатирующего эксперимента

В рамках констатирующего эксперимента были использованы следующие методики:

    Методика диагностики музыкальных способностей О.П. Радыновой (Приложение 2).

    Модифицированный вариант диагностики уровня сформированности чувства ритма для старших дошкольников, с использованием музыки и движения, составленную на основе авторских работ А.И. Бурениной и А.Н. Зиминой (Приложение 3).

2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента

В ходе проведения диагностики музыкальных способностей (О.П. Радыновой) были получены следующие данные (Приложения 5):

Ладовое чувство (Диаграмма 1).

Задание № 1: Прослушать и различить три пьесы разные по жанру: марш, полька, колыбельная. Выбрать карточку в соответствии с жанром.

30% - детей внимательно слушали музыкальные фрагменты, определяли жанр (марш, полька, колыбельная) и выполняли задания без подсказки;

60% - слушали невнимательно, отвлекались, определяли жанр музыкального произведения, выкладывали карточки.

10% - задание выполняли верно, нет заинтересованности.

Задание № 2: Слушать не знакомую песню, определить ее характер и содержание (Т. Попатенко «Листопад»; М. Красев «Веселая дурочка»).

0% - внимательно слушает, может определить характер, рассказать, о чем песня.

80% - слушают невнимательно, не могут рассказать о содержании, но могут определить характер.

20% - нет заинтересованности, почти не реагируют на песню.

Задание № 3: С помощью дидактической игры «Медведь, лиса и воробей», определить регистр, выложить соответствующую карточку.

50% - внимательно слушают музыкальные фрагменты, определяют регистр, правильно выполняют задание.

30% - слушают невнимательно, отвлекаются, но могут выполнить задание.

20% - нет заинтересованности, не выполняют задания или выполняют неверно.

Диаграмма 1

Музыкально-слуховое представление (Диаграмма 2).

Задание № 1:

Пропевать знакомую песню самостоятельно с музыкальным сопровождением (А. Филиппенко «Урожайная»; Русская народная песня «По малину в сад пойдем»).

20% - пропевают всю фразу, дикция четкая, интонирование близкое к правильному.

80% - подпевание отдельных слов, дикция не раборчива.

0% - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задание № 2:

Петь малознакомую песню, с поддержкой педагога с сопровождением (Русская народная песня «Как у наших у ворот»; М. Александров «К нам в гости пришли»).

0% - пропевание всей фразы, с правильным выполнением задания.

50% - подпевание отдельных слов или окончаний слов.

50% - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Задания № 3:

Назвать предложенные инструменты (металлофон, бубен, барабан, треугольник, маракасы), показать приемы игры на различных инструментах.

40% - называют правильно, владеют приемами игры.

60% - называют не правильно или называют не все инструменты, владеют приемами игры.

0% - не может назвать инструменты, плохо владеет приемами игры.

Чувство ритма (Диаграмма 3).

Задание № 1:

Прохлопать ритмический рисунок (Русская народная песня «Василек»; муз. Карасевой «Солнышко – ведрышко»).

20% - точное выполнение ритмического рисунка.

50% - не совсем точное.

30% - невыполнение задания, нет заинтересованности.

Задания № 2:

Ребенку предлагается задание – двигаться в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения. Оценивается способность ребенка вовремя отреагировать на смену музыкальной фразы, двигаться правильно выполняя движение, эмоционально, четко.

30% - смена движений под музыку, движения выполняются правильно, есть чувство пульса.

60% - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

10% - малая двигательная реакция на музыку.

Задание № 3:

Самостоятельно инсценировать песню (Песня «Про меня и муравья»; Русская народная песня «А я по лугу гуляла»). Оценивается разнообразие выбранных движений, не подражание друг другу, смена движений в соответствии с текстом песни.

0% - выразительно исполняет движения, чувствует смену движений под музыку, выполняет разнообразные элементы.

80% - есть желание двигаться под музыку, нет разнообразия выполненных элементов, нет смены движений в соответствии с текстом песни.

20% - мала двигательная реакции на музыку, нет желания выполнять задание.

Задание № 4:

Предложить ребенку потанцевать под русскую плясовую, выполняя знакомые танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг на месте, с продвижением вперед и в кружении). Оценивается правильное выполнение всех элементов, разнообразие выбранных движений, импровизация по музыку.

0% - выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы, может придумывать свои.

90% - есть желание двигаться под музыку, не все движения выполняются правильно, не может придумать свои.

10% - малая двигательная реакция на музыку, нет желания выполнять задание.

В результате проведения диагностики уровня музыкальных способностей были выявлены следующие уровни развития детей: 2 ребенка имеют низкий уровень развития, 8 – средний. Высокого уровня развития музыкальных способностей у данной группы нет (Приложение 4). Низкий уровень развития имеют часто болеющие дети, которые редко посещают детский сад.

На основе теоретического анализа имеющихся вариантов диагностики пространственных представлений дошкольников, мы попытались разработать модифицированный вариант диагностики уровня сформированности чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста, с использованием музыки и движения, составленную на основе авторских работ А.И. Бурениной, А.Н. Зиминой.

В диагностическим материале представлено три серии заданий. К каждому заданию определены оценочные критерии от 1 до 3 баллов. (Приложение 3):

В первой серии (Диаграмма 4) мы выявили сформированность движений в соответствии с ритмом. В ней представлены такие задания: 1.1. «Передача в движении характера знакомого музыкального произведения»; 1.2. «Передача в движении характера незнакомого музыкального произведения (фрагмента) после предварительного прослушивания»; 1.3. «Соответствие ритма движений ритму музыки»; 1.4. «Координация движений и внимание» («ритмическое эхо со звучащими жестами»).

Диаграмма 4

По результатам диагностики Серии 1 (Приложение 5) можно сделать вывод, что 75% детей при исследовании сформированности движений в соответствии с ритмом, при передаче в движении характера знакомого музыкального произведения производят смену движений с запаздыванием (по показу других детей), но движения соответствуют характеру музыки.

65% детей передавая, в движении характер незнакомого музыкального произведения движения не достаточно эмоциональны, но соответствуют характеру музыки и только 5% выполняют задание эмоционально и в соответствуют с характером музыки. 30% четко выполняют движения под ритм, 20% - выполняют с ошибками, а 50% не ритмично выполняют движения. При выполнении последнего задания из этой серии детей на высоком уровне не обнаружилось, 50% допускают 1-2 ошибки, а 50% - не справляются с заданием.

Вторая серия (Диаграмма 5) была направлена на изучение воспроизведения ритма. Здесь предложены следующие задания: 2.1. «Воспроизведение ритма знакомой песни под свое пение»; 2.2. «Воспроизведение ритма мелодии, сыгранной педагогом на инструменте»; 2.3. «Воспроизведение ритма песни шагами»; 2.4. «Воспроизведение ритмических рисунков в хлопках или на ударных инструментах» («ритмическое эхо»).

Диаграмма 5

По результатам диагностики Серии 2 (Приложение 5) можно сделать заключение, что 70% детей воспроизводят ритм знакомой песни с ошибками, 30% без. 70% детей допускают ошибки при определении ритма песни, сыгранной педагогом, 20% справляются безошибочно. 80% воспроизводят ритм только шагами, стоя на месте, 10% могут отбить ритм в движении и на месте. 10% не справились с заданием. 70% при воспроизведении ритма в хлопках (ударных инструментах) допускают 1-2 ошибки, 20% могут сделать безошибочно.

Третья серия (Диаграмма 6) направлена на выявление уровня творчества в музыкально-ритмической деятельности. В ней представлены таки задания: 3.1. «Сочинение ритмических рисунков»; 3.2. «Танцевальное творчество»

Диаграмма 6

В ходе проведения этой серии были получены следующие данные (Приложения 5). 3.1. 40% детей при сочинении ритмических рисунков используют стандартные схемы, 30% - дети сочиняют оригинальные ритмические рисунки и остальные 30% - не справляются с заданием.

60% детей чувствуют общий ритм музыки, повторяет движения за другими, движения соответствуют характеру музыки; 40% - не могут выполнить задания без помощи взрослого, не чувствуют характер музыки, движения не соответствуют музыке.

Подобная таблица выполнения заданий каждым ребенком представлена в Приложении 5.

В результате проведения диагностики уровня сформированности чувства ритма детей старшего дошкольного возраста с помощью музыки и движения мы получили следующие данные: 2 ребенка имеют низкий уровень развития, 8 – средний. Высокого уровня развития чувства ритма у детей нет.

При сравнении результатов проведенных диагностик, мы увидели, что одни и те же дети имеют низкий уровень развития как музыкальных способностей, так и чувства ритма.

Для установления уровня развития ладового чувства:

Задание 1 . Наблюдение за эмоциональным восприятием музыки. Рассказать о содержании музыки. Беседа о выразительном значении динамики. Характере мелодических интонаций, выразительных тембрах инструментов, передающий характер музыки. Можно попросить детей изобразить характер музыки в движении.

Задание 2. Сочинение мелодии на заданный текст. Закончить мелодию на тонике. Можно использовать вопросно-ответную форму.

Задание 3. Упражнения на различение лада.

Для установления уровня развития музыкально-слуховых представлений

Задание 1 . Узнавать направление движения мелодии вверх, вниз, на месте (вверху или внизу)

Ответить, на каком слове, изменилась мелодия. (Например, в песенках “Василёк” или “Петушок” р. н. мелодия).

Задание 2. Спеть любимую песню, сначала с аккомпанементом, затем без музыкального сопровождения. Чисто интонируя мелодию.

Задание 3. Повторить специально сыгранную незнакомую мелодию.

Для установления уровня развития чувства ритма

Задание 1. Прослушав несложную мелодию (8 тактов) предложить детям простучать её ритм, а при повторном исполнении самостоятельно воспроизвести его хлопками или на детских музыкальных инструментах.

Задание 2 . Прослушав пьесы: “Мотылёк” Майкапара, “Польку”, “Марш”, дети должны изобразить “Мотылька” (лёгкого, изящного и нежного), веселый танец, решительный, важный уверенный марш. Эмоционально, ритмично изображать музыкальные штрихи – legato, staccato, non legato, чувствовать акценты, выделять в движениях фразы.

Дать жанровую характеристику музыкальных произведений.

Задание 3 . Учитель импровизирует на фортепиано. Чувствовать изменения характера и темпа музыки, передавать эти изменения в движениях.

Критерии уровней развития музыкальности можно использовать предложенные методистом УМЛ, доцентом, ПКРО г Москвы С. Мерзляковой.

Критерии оценки уровней развития музыкальных способностей

Высокий уровень - творческая оценка, его самостоятельность, инициатива; быстрое осмысление задания, точное, выразительное его исполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности)

Средний уровень - эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную деятельность.

Однако, ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь педагога, дополнительное объяснение, показ, повторы.

Низкий уровень – мало эмоционален, “ровно”, спокойно относится к музыке, к музыкальной деятельности, нет активного интереса, равнодушен. Не способен к самостоятельности.

Критический уровень – (редко встречаемая оценка) – негативное отношение к музыке, музыкальной деятельности. Обычно это связано с отклонениями в развитии и здоровье ребёнка или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи).

Проверив музыкальные данные детей на констатирующем этапе можно сделать соответствующие графики и диаграммы (Приложение 2 ).

Отбор детей в вокальную группу производится по желанию детей и по просьбам родителей. Ситуация проверки вокальных данных и музыкального слуха – обычная обстановка. Необходимо учитывать, не скован ли ученик, не стесняется ли он петь, двигаться, стремится ли преодолеть трудности.

Задача учителя музыки определить диапазон голоса каждого ученика, музыкальную память, уровень развития музыкальных способностей.

Задачи вокальной группы:

1. Формирование устойчивого интереса к пению

2. Обучение выразительному пению

3. Обучение певческим навыкам

6. Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

7. Сохранение и укрепление психического здоровья детей

Проводя индивидуальную работу, необходимо учитывать особенности каждого ребёнка, одному нужно тянуть звуки, петь повыше (дотягиваться). Другим – как придать правильное положение губам, рту. Третьим - петь погромче, посмелее или наоборот, мягче и тише.

Исходя из итогов диагностической карты развития музыкальных способностей, намечается дальнейший путь работы, в зависимости от того, какие из компонентов музыкального слуха необходимо развить тому или иному ученику.

Занятия с вокальной группой в нашей школе проводятся с периодичностью, два раза в неделю. Кроме того, учитывая то, что дети отличаются друг от друга остротой слухового внимания, мерой координации слуха и голоса, навыками в певческом и музыкально-ритмическом исполнительстве – с каждым учащимся, который записан в вокальную группу, занимаюсь индивидуально. Для этого, используя богатый опыт в области музыкальной педагогики Д. Б. Кабалевского, Н.А.Ветлугиной, Т. М. Орловой, В. Емельянова, Д. Огородного, а также передовой педагогический опыт, взятый из журналов “Музыка в школе”, в работе с детьми применяю:

1. Специальные упражнения для развития всех трёх компоненты музыкальности по Б.М. Теплову.

Упражнения на развитие ладового чувства

Упражнения на развитие музыкально слуховых представлений

Упражнения на развитие чувства ритма

2. Музыкотерапевтические распевки на формулу повышения самооценки, профилактику и развитие правильного дыхания.

3. Систему работы, построенную на интегрировании разных видов искусств:

Упражнения для развития музыкальных способностей с использованием ИЗО, (рисование под музыку);

Музыкально-хореографические упражнения для развития чувства ритма эмоциональной отзывчивости на музыку;

Художественное слово;

В свой план непременно включаю простейшее определение характера музыки, устойчивость или неустойчивость звуков, их тяготение к тонике. Упражнения на умение удерживать интонацию. Всегда указываю детям на неправильное, нечистое пение, неправильное или неясное, произношение согласных. Обязательно отмечаю положительные стороны их работы.

При пении упражнений или песен большое внимание уделяю процессу певческого дыхания, напоминая, где его нужно брать, тем самым регулирую процесс дыхания и управляю им. Это приучает слух и голос ученика к отчётливости в интонации. Особое внимание уделяю интонации интервалов.

Для вокальной группы “Колокольчик” составлены схемы вокальной группы. (Приложение 3 ;Приложение 4 ;)

Так, как слуховая координация, певческий голос и музыкальные способности взаимосвязаны, на занятиях в вокальной группе большое внимание уделяется постановке певческого голоса. Главным критерием должно являться не количество, а качество выученного материала и никогда не показывать на открытых мероприятиях не достаточно вокально и технически отработанные музыкальные произведения.

Постепенно, в процессе работы, стараюсь добиваться:

Пения естественным звуком без напряжения;

Чистого интонирования в удобном диапазоне;

Пения без музыкального сопровождения, под аккомпанемент фортепиано, под фонограмму;

Слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии;

Слышать и оценивать правильное и неправильное пение;

Самостоятельно попадать в тонику;

Эмоционально исполнять соответствующие возрасту и вокальным возможностям песни, в вокальной группе и индивидуально;

Чувствовать и соблюдать в пении метроритм.

Развитие голоса детей на занятиях должно быть постепенным, без торопливости, постепенно расширяя диапазон. Использовать при этом только те звуки, которые не вызывают напряжения ещё не сформированного голосового аппарата. Ни в коем случае не перегружать голос, пытаться петь громче, чем позволяют его возможности, иначе можно просто испортить голос. Кроме того, необходимо следить за тем, чтобы дети не увлекались пением репертуара взрослых, не приобретал вредных вокальных привычек, которые потом будет трудно исправлять.

Подбор репертуара :

1. Репертуар, несомненно, должен быть подобран таким образом, чтобы он способствовал развитию и укреплению детского голоса, на основе которого можно отрабатывать навыки правильного дыхания, звукообразования, дикции, тренировать вокальный аппарат.

2. Для работы необходимо брать не одно, а несколько контрастных между собой произведений, песни разнообразного характера (бодрые, спокойные, лирические, шуточные, весёлые) и различные по тематике.

3. Использовать в работе малоизвестные, не “запетые” в школьной аудитории песни.

4. Песенный репертуар должен быть доступным пониманию и кругу настроений, образов, расширял “интонационный багаж” учащихся, приучая их к восприятию современных образцов гармонии, других средств музыкальной выразительности.

5. Использовать народные песни, произведения фольклора, как одно из совершенных средств музыкального воспитания детей.

6. Обязательно включать в репертуар ряд несложных музыкальных произведений классики в переложении для детского хора. (П. И. Чайковского, Й. Брамса, Г. Иващенко, Ж Бизе, И.С.Баха, С. Рахманинова и. т. д.)

7. По возможности исполнять образцы церковной музыки, как примера высочайшего достижения музыкального искусства.

8. Выбирая песни учитывать воспитательные задачи, вокальные возможности школьников, их интересы.

9. Все песни должны соответствовать вокальным возможностям, возрастным, физиологическим и музыкальным возможностям детей.

Выбрав песню, учитель должен использовать методы и приёмы, создающие желание исполнять её, при этом перед показом песни, тщательно выучить её, усвоив мелодию и текст. Продумать все динамические оттенки (где быстрее, где заменить темп, динамику, какие фразы и слова выделить, где брать дыхание), а так же тщательно выучить аккомпанемент.

Для того, чтобы детям песня непременно понравилась, необходим яркий художественный показ. Можно прослушать песню в исполнении хора в аудиозаписи или на музыкальном диске.

Перед разучиванием сначала выявить наиболее трудные места в мелодии, отрабатывать их отдельно. Выявить и отработать незнакомые и труднопроизносимые слова. Обратить внимание на чистое интонирование, выравнивание унисона, естественное звучание, без форсирования звука, артикуляцию и эмоциональное исполнение.

При разучивании песен всегда придерживаюсь плана:

  1. Обсуждение характера и содержания песни. Остановка на непонятных местах.

    Если есть трудные мелодические обороты, ритмический рисунок, пауза, пунктирный ритм, пропеть отдельно. Для этого сыграть 1, 2 раза трудную часть. Затем дети повторяют вместе с учителем, затем одни (можно без музыкального сопровождения). На начальном этапе несколько утрировать желаемое качество пения. В процессе разучивания дети запоминают.

    Дать указание на исправление ошибок. Пропеть по несколько человек или отдельно девочек, мальчиков. Использовать показ чисто интонирующих детей.

    Пропевание мелодии на определённый слог (без слов) или с закрытым ртом.

    Работа над дикцией, паузами, динамическими оттенками.

    Выразительное исполнение песни со всеми музыкальными штрихами.

Особое внимание в певческой работе уделяю выстраиванию унисона при исполнении мелодии на одном звуке, а так же на формировании гласных звуков.

Главный принцип разучивания – предупреждение ошибок. Лучше лишний раз правильно показать произведение детям, предложить его пропеть несколько раз, в том числе и “про себя”, вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудные слоги, но не допускать неверного пения.

Для сложных произведений можно использовать в своей работе метод “Ступенчатого” разучивания песенного репертуара, т.е, после разучивания произведения педагог может оставить его до того времени, когда дети сумеют продолжить работу над ним на новом уровне владения вокально-хоровыми навыками, но в течении всего этого времени (допустим, одного учебного года) повторять произведение по партиям, отрабатывать отдельные его фразы и предложения.

Здесь необходимо выбирать такое произведение, которое не надоело бы детям, не вызвало бы у них перенасыщения. Вновь вернуться к уже отработанному произведению и исполнять его на концертах. Те песни, на которые затрачено больше времени, сил, внимания и энергии, становятся для учащихся ближе и любимее.

Важно так же на занятиях вокальной группы как удобнее посадить их, с учётом индивидуальных особенностей детей. Это необходимо для развития чистоты интонирования.

Во втором ряду у нас сидят чисто поющие дети, показавшие высокие и средние показатели развития певческих навыков, а на первом – детей, которым ещё трудно самостоятельно чисто интонировать мелодию.

В работе над развитием музыкальных способностей детей большое внимание уделяется распеванию и разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, ладотонального слуха, чувство тяготения к тонике, чувство ритма, дикции, артикуляции и мимике, тембрового слуха дыхания.

Учитывая, то дети младшего школьного возраста ещё любят игровые моменты, подбираю упражнения таким образом, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или элемент игры, могло заинтересовать детей, ведь именно интерес помогает детям осознать выразительные особенности пения. Эти упражнения готовят школьников к преодолению различных певческих трудностей, помогают развивать музыкальный слух и голос. В процессе работы дети учатся различать оттенки музыки, лад, развивают чувство тяготения к тонике в песенном творчестве. Придумывают свои варианты мелодий и исполняют их эмоционально и выразительно, применяя различные способы пения – legato, staccato, non legato. Например, в упражнениях:

Мальчик и пальчик

Плачет мальчик, ушиб свой пальчик. (Придумать мелодию в миноре) А-А-А-А…………..

Завязали пальчик, засмеялся мальчик. (Придумать мелодию в мажоре) Ха – Ха – Ха – Ха……….

Так, как Баба Яга является любимым персонажем всех детей, вызывает у детей яркие эмоции, можно использовать с младшими школьниками импровизацию с зеркалом. На ученика надевается парик Бабы Яги, и он придумывает мелодию на слова: “На красавицу Ягу, наглядеться не могу ” У каждого ученика слаживается свой образ сказочного персонажа.

У одних детей она получается злая, у других – смешная, у третьих – добрая и весёлая. У каждого своя, неповторимая.

Эмоциональное исполнение песни – залог того, что дети полюбят её, будут петь охотно и выразительно. Кроме того, без эмоционального компонента музыкального слуха невозможно развить музыкальные способности детей. С этой целью можно предложить детям упражнение “Испорченный телевизор ”, которое целесообразно проводить со всей группой одновременно. Перед выполнением упражнения, настраивая учащихся на выразительное пение, предложить детям представить. Что они выступают по телевизору, но по техническим причинам телевизор испортился (не стало звука). Мамы, папы, бабушки и т. д. смотрят детей по телевизору и должны без звука, по артикуляции, мимике и настроению детей узнать, о чём песня, понять слова.

При исполнении аналогичной игры “Иностранец ”, дети при пении изображают приехавшего в гости иностранца, который должен понять, о чём поют дети по настроению и эмоциям на лицах детей. Если песня весёлая, то глаза детей должны блестеть радостью, а если грустные, брови опущены и сдвинуты, на лице видна грусть.

Упражнение “Через стекло ” имеет цель спеть так, чтобы через стекло, по губам были понятны не только слова, и характер песни.

Развитию эмоциональности, песенного творчества, умения чисто интонировать мелодию, чувствовать тонику, помогает упражнение “Паук и мухи

На паркете в восемь пар мухи танцевали

Увидали паука, в обморок упали!

В ходе задания дети учатся умению удерживать интонацию на одном звуке. Кроме того петь выразительно, передавая характер песенки.

Для развития чувства ритма младших школьников, тоже есть интересные игровые упражнения, нацеленные на развитие этого компонента музыкальных способностей. Дети с интересом играют в игру “Повтори ритм ”. Один ребенок выполняет хлопками, притопами или на музыкальном инструменте (допустим, бубен), ритм, все остальные повторяют. В игре “Ритмический кубик ” можно разделить детей на подгруппы. На сторонах кубика графически изображены различные комбинации ритмических рисунков. Дети, по очереди бросают кубик и отбивают соответствующий ритм. Для более точного воспроизведения ритма при разучивании песни используем игру в дирижёра. Кто-то из детей, “волшебной палочкой” подсказывает ритм при исполнении мелодии.

Занятия пением должны приносить не только радость и положительные эмоции, но и производить психопрофилактический характер, создавать возможность для самовыражения. Специальные распевки по музыкотерапии В. Н Петрушина повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям.

Тренировать дыхание можно тоже с помощью интересный упражнений, которые учат правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.

Шарики

Вот как шарик надувает, а рукою проверяем (вдох).

Шарик лопнул, выдуваем, наши мышцы расслабляем (выдох).

Дети должны представить себе большой воздушный шар и попробовать его надуть. Что сначала нужно делать? Как правильно дуть, покажите? Звучит тихая музыка. На крещендо дети “надувают шарик”, короткими вдохами и выдохами, пока не лопнет. Сильная доля – вдох, слабая – выдох, чем громче музыка, тем больше шарик. Сначала вдохи короткие, так, как шарик маленький, затем длинные.

Так постепенно наши дети приучаются к музыкальному искусству, учатся красиво петь, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания и интересы. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир.

Похожие публикации