Теория музыки: как развить музыкальный слух. Можно ли развить абсолютный слух


Феномен абсолютного слуха


Преподаватель музыки всегда может сказать, у кого из его учеников абсолютный слух. Они не обязательно играют на инструментах лучше других или становятся солистами в вокальных группах. Их отличает способность мгновенно (за 1-2 секунды) назвать звучащую ноту . Такие музыканты легко и точно воспроизводят любую услышанную мелодию и могут записать ее. Одновременно с восприятием звука они видят его позицию на нотном стане.

Большинство музыкантов определяют ноты на слух по-другому. Они руководствуются соотношением между звуками. Легко распознавая интервал между двумя нотами, они могут назвать одну из них лишь в том случае, если им подскажут вторую. Это — относительный слух, вполне достаточный для серьезных занятий музыкой, но не феноменальный .

Веками считалось, что абсолютный слух — достояние музыкальной элиты. По некоторым оценкам, лишь один из 2000 человек обладает им. Однако все большее число экспериментов — от лингвистических исследований до сканирования мозга — доказывает, что этот дар встречается гораздо чаще . Некоторые ученые даже полагают, что все люди, независимо от музыкальной одаренности, могут развить его. Есть надежда, что современные исследования наконец внесут ясность в давний спор о том, какова природа абсолютного слуха: зависит ли он от наследственных факторов или от обучения музыке в раннем возрасте.

На съезде Американского акустического общества в 1999 году психолог Диана Дейч привела результаты исследования, проведенного в университете Сан-Диего. Оно касалось феномена абсолютного слуха у людей, говорящих на языках с тоновым ударением . Треть населения земного шара, в основном жители Азии и Африки, говорит на языках, в которых значение слова меняется в зависимости от высоты ударного слога. Вьетнамцы и китайцы, например, с раннего детства привыкают различать звуки по высоте и связывать с ними значение слов. Это развивает у них абсолютный слух . Точно так же, как музыканты-«абсолютники» сразу называют услышанную ноту, они по высоте звука мгновенно распознают смысл слова. Отклонение не превышает четверти тона. Диана Дейч считает это доказательством того, что абсолютный слух можно развить .

Почему же не все люди обладают абсолютным слухом? Данел Левитин из университета Макгила в Монреале приводит любопытное сравнение: «Человеку не нужно сверяться с радугой, чтобы определить, что помидор красного цвета. Каждый из нас мгновенно распознает любой из десяти основных цветов. Но если мы с легкостью классифицируем цвета, то почему же не можем сразу назвать каждый их двенадцати основных звуков?» У Левитина есть ответ на этот вопрос. Абсолютный слух, утверждает он, включает в себя два компонента — звуковую память и звуковое ранжирование. «Абсолютники» автоматически ассоциируют память о тоне с его позицией на нотном стане. Не имея абсолютного слуха, человек не может автоматически отождествлять ноту с ее названием. В лучшем случае он может лишь воспроизвести ноту сразу после того, как ее услышит.

Но откуда берется такая феноменальная способность? Человек рождается с ней или приобретает ее на уроках музыки? Вопрос этот очень непрост.

В музыкальных семьях любовь к музыке передается из поколения в поколение. Но только ли любовь? А способности, в том числе абсолютный слух? В последнее десятилетие ученые пришли к выводу, что абсолютный слух «обтачивается» поколениями. Как утверждает Нелсон Фреймер из университета Сан-Франциско, музыкальные гении создаются на генном уровне. Фреймер исследовал множество людей с абсолютным слухом и их родственников. Кроме того, объектами его исследований стали люди, которых рано начали обучать музыке. Оказалось, что слух лучше развивается у тех, у кого в роду были «абсолютники», чем у тех, кто просто с раннего детства учился музыке. В конце концов, Фреймер пришел к такому выводу: существует генетическая предрасположенность к абсолютному слуху, но развивается этот природный дар на занятиях музыкой .


Многие исследователи именно этим объясняют разную степень музыкального таланта у людей с абсолютным слухом. «При хорошей наследственности решающую роль играет то обстоятельство, насколько рано ребенок начал заниматься музыкой, — говорит психолог Элизабет Марвин. — Наибольших успехов достигают те, кто приобщился к этому с трех до шести лет ».

Генетик из Нью-йоркского университета Питер Грегерсен вместе с коллегами обследовал 2700 студентов американских консерваторий и колледжей и обнаружил, что среди выходцев из Азии 32% обладают абсолютным слухом, в то время как на остальных студентов приходится только 7% «абсолютников» . Конечно, это соотношение отражает генетические особенности, о которых уже упоминалось. Но, по мнению Грегерсена, имеет значение и возраст приобщения к музыке, и сам метод музыкального образования. Студенты с абсолютным слухом начали заниматься музыкой в среднем с пяти лет, тогда как остальные — с восьми. Важно и то, что в Азии при обучении музыке отдается предпочтение методу Сузуки , при котором ученики определяют ноты и играют только на слух . Например, в Японии дети поднимают флажки, цвет которых соответствует той или иной ноте . В США же принято сразу обучать нотной грамоте. Это развивает не абсолютный, а относительный слух.

Но если легкость определения нот действительно объясняется генетической предрасположенностью и методом обучения, то это должно отражаться и на работе мозга. Для того чтобы выяснить это, было проведено обследование на томографе музыкантов с абсолютным и относительным слухом. Сканирование позволило установить существенные когнитивные различия. У музыкантов с относительным слухом, когда их просили назвать ноту, вспышка активности происходила в той области мозга, где поступающая информация сопоставляется с памятью. То есть они оперировали рабочей памятью. Напротив, музыканты с абсолютным слухом для определения ноты прибегали к помощи долговременной памяти . Создается впечатление, что инструмент распознания звуков у них запрятан гораздо глубже.

Ученые сходятся в том, что зачатки абсолютного слуха есть у всех людей. У одних он развивается из поколения в поколение, у других, наоборот, притупляется. При обучении ставка на относительный слух не позволяет развиваться абсолютному слуху даже в том случае, если приобщение к музыке началось рано . Интересно, что даже люди с развитым абсолютным слухом пользуются им далеко не всегда. Они тоже прибегают к возможностям, предоставляемым слухом относительным, так как считают его более полезным.

Е. Рудерман

Как много мифов и заблуждений на свете! А в музыкальной сфере - вообще пруд пруди.

Один из них - миф об абсолютном слухе. Не раз приходилось объяснять, спорить, доказывать. Надоело, пора уж написать об этом, чтоб потом не тратить время попусту, а просто - посылать. Посылать пройти по ссылочке и прочитать нижеследующее.

Миф этот настолько распространен, что часто люди, желая сделать комплимент, с придыханием спрашивают: - "Вы так здорово играете. У вас, наверное, абсолютный слух?"

Пора внести ясность. Абсолютный слух - тяжелая патология. Обычно встречается у пианистов (мне попадались такие), постоянно привязанных к 440 Гц. (Если настройщики нормально работают). :) Это профессиональная болезнь, сильно осложняющая жизнь своему обладателю.

Гораздо чаще музыканты просто "колотят понты":
- "Вы знаете, у меня ведь абсолютный!"



Некоторые вообще доходят до полного, абсолютного маразма, утверждая, что у них "врожденный абсолютный слух"!!!

Чтобы понять, насколько смешны и нелепы эти заявления, достаточно принять во внимание всего лишь пару моментов:

  • момент исторический - нота "ля" 300 лет назад звучала гораздо ниже, затем - постепенно повышалась;
  • момент географический - в некоторых странах другой стандарт "ля" - 435 Гц, а в некоторых залах Америки - рояли наоборот, настраивают выше.

Абсолютный слух развивается в результате привязки звуковысотной системы к определённой частоте - например, 440 Гц. Его обладателям порой бывает очень тяжко. Попадая в какую-нить школу или клуб с расстроенным ф-но, они испытывают реальные физические мучения. Но таких людей, слава Богу, не так уж много. Гораздо больше понтярщиков (-щиц), идя на поводу у распространённого заблуждения, повсюду спешащих гордо заявить - "я - абсолютник (-ница)".

Всё просто. :)

Нормальный музыкант имеет относительный слух и способен моментально построить звуковысотную систему от любой "ля" и комфортно себя в этой системе ощущать. Вот и всё. Остальное - от сами знаете кого...

Есть люди, которые хорошо помнят высоту ноты „ля“, принятую в их месте и времени обитания. Но если при этом они легко могут принять другую высоту „ля“ – это не есть абсолютный слух, это - частотная память, способность запоминать определённую высоту. Такая способность в той или иной степени есть практически у всех музыкантов, но она никак не мешает в тех случаях, в которых настоящие абсолютники чувствуют ужасный дискомфорт.

Есть ещё гармонический, мелодический и пр. виды слуха - но это уже другие, действительно серьёзные и большие темы, осветить которые в этом маленьком тексте нереально. Но для того, чтобы с "абсолютниками" всё стало ясно - достаточно и вышеизложенного. ;-)

Интервалы Тритоны Гаммы, лады Трезвучия Обращения
трезвучий Характерные
интервалы Обращения
доминантсептаккорда Вводные
септаккорды Все разделы

Начать! Начать! Начать! Начать!

Приступаем к работе!

Данный тренажер предназначен для выработки практических навыков слухового анализа чистых, малых и больших интервалов мажорных, минорных, увеличенных и уменьшенных трезвучий обращений мажорных и минорных трезвучий характерных интервалов доминантсептаккорда и его обращений. Ваша задача - научиться определять их на слух.

Для перехода на следующую страницу нажмите "Дальше!". Если необходимо сначала повторить теоретический материал по теме " Интервалы Трезвучия Характерные интервалы Доминантсептаккорд ", перейдите в раздел " Немного теории Немного теории Немного теории Немного теории ".

Проверь себя!

Тренажер предназначен для выработки практических навыков слухового анализа по основным направлениям, использующимся в музыкальной школе. Предполагается, что по каждой теме проведена предварительная тренировка.

Данный раздел носит обобщающий характер, некоторые задания даны в сжатом виде.

Перед началом работы настройте выберите несколько пунктов по пройденным темам или кнопку "Все".

При ответе на каждый вопрос необходимо сначала определить тему ответа, а затем из открывшегося списка выбрать правильный вариант.

Для перехода на следующую страницу нажмите "Дальше!"

Все Случайные Сброс

На главную Дальше!

Какой вариант изложения выбрать?

Прослушать задания можно двумя способами - в гармоническом изложении (оба звука берутся одновременно) и мелодическом (звуки берутся поочередно). Обычно начинающие выбирают мелодическое звучание, которое помогает "пропеть" звуки интервала и определить расстояние между нотами. Но наиболее часто используется гармонический вариант. Так что если есть опыт отгадывания, выбираем гармонический вариант.

Выбираем тему

Перед началом тренировки выберите нужный раздел: Гаммы (различные виды мажора и минора) или Лады народной музыки (для учащихся старших классов).

Какой вариант изложения выбрать?

Так как некоторые виды септаккордов можно определить на слух только по разрешению в другой аккорд, при выборе варианта "Без разрешения" будут предложены лишь малый вводный и уменьшенный вводный в основном виде.

При выборе вариантов с разрешением можно будет прослушать обращения уменьшенного вводного септаккорда. Малый вводный в этом случае не предлагается.

Из-ло-же-ние

Выбираем тему

Гар-мо-ни-чес-кое Ме-ло-ди-чес-кое Гаммы (лады) Лады народной музыки Без разрешения С разрешением Без разрешения С разрешением С разрешением через обращения D7

Приступаем к работе!

Данный тренажер предназначен для выработки практических навыков слухового анализа различных звукорядов чистых, малых и больших интервалов. Ваша задача - научиться определять их на слух.

Данный тренажер предназначен для выработки практических навыков слухового анализа уменьшенных вводных септаккордов.

По разрешению в тот или иной аккорд нужно определить разновидность его обращения.

Перед началом тренировки настройте её параметры: выберите несколько пунктов по пройденным темам или кнопку "Все" (для начинающих количество подразделов должно быть небольшим). Задания будут даваться из выбранного материала.

Для перехода на следующую страницу нажмите "Дальше!". Если необходимо сначала повторить теоретический материал по теме " Гаммы, лады Интервалы Вводные септаккорды ", перейдите в раздел " Немного теории Немного теории Немного теории ".

Вы-бе-ри раз-де-лы для про-слу-ши-ва-ния

Все Случайные Сброс

На главную Дальше!

Тест или тренажёр ?

Если задача - потренировать слуховые навыки, выбираем режим "Тренажёр". Если Вы хотите узнать, насколько хорошо подготовлены, выбираем "Тест" (проверка знаний на оценку). В режиме тренажёра работаем, пока не надоест (и тогда нажимаем кнопку "Завершить"). В режиме теста ограниченное количество заданий, по итогам которых выставляется оценка.

Тре-на-жёр Тест Тре-на-жёр Тест Тре-на-жёр Тест Тре-на-жёр Тест Тре-на-жёр Тест

воспроизводить отдельные музыкальные тоны в отсутствие музыкального первоисточника или стандарта. Эта способность называется абсолютным, или идеальным, слухом. (Обзор литературы на эту тему см. в работе: Gregersen, 1998.) Абсолютный слух - редкость даже среди профессиональных музыкантов, и им обладает менее 1 % всего
населения (Moore, 1989), хотя среди музыкантов, начаших обучение в очень раннем детстве, люди с абсолютным слухом встречаются несколько чаще (Baharloo et al, 1998; Rauschecker, 1999; Deutsch et al., 1999). Хотя продолжительное обучение и способствует развитию абсолютного слуха, он во многом определяется генетическими факторами (Baharloo et al., 1998). Более того, с помощью ПЭТ в слуховой коре левого полушария были идентифицированы «ответственные» за него нейроны (Schlaug et al., 1995; Zatorre et al., 1994).

Поскольку едва ли все обладатели абсолютного слуха начали свое музыкальное образование очень рано (когда им не было еще и шести лет), весьма вероятно, что систематическое общение с музыкой в раннем детстве условие необходимое, но не достаточное для его развития (Baharloo et al, 1998; Miyazaki, 1988; Deutsch et al., 1999). (Кстати, хотя сам по себе ранний музыкальный опыт и не является гарантией развития абсолютного музыкального слуха, исходя из данных, представленных в работе Chan et al., 1998, можно предположить, что он улучшает вербальную память.) В этом смысле абсолютный слух - хороший пример того, как сочетание генетических и средовых факторов способствует развитию сложной перцептивной способности.

О том, что такое абсолютный слух, можно судить по историческому анекдоту, приведенному в работе Stevens & Warshofsky, 1965: гениальный композитор Вольфганг Амадей Моцарт, обладавший абсолютным слухом, в семилетнем возрасте как- то сказал, что его скрипка настроена на четверть тона выше, чем скрипка его друга, на которой он играл накануне!

В известном смысле противоположностью абсолютному слуху является неспособность различать звуковые тоны (tone deafness). Понятно, что сам по себе этот термин некорректен (в дословном переводе с английского tone deafness - «тональная глухота». - Примеч. пер.), ибо большинство из «тонально глухих» ничуть не хуже различают два разных по высоте тона, чем «нормальные» индивидуумы.

Не исключено, что те, кого признают неспособными различать звуковые тоны, всего лишь испытывают большие, чем другие люди, затруднения, когда им нужно воспроизвести или пропеть какой-то музыкальный пассаж, образованный звуками, которыми они обычно не пользуются в нормальной речи (Moore, 1989). Более того, в результате занятий музыкой и практики эти люди заметно прогрессируют, а это значит, что основной причиной неспособности различать звуковые тоны является ограниченный опыт общения с музыкальным материалом.

Музыкальная агнозия: амузия. Несмотря на то что такой диагноз, как «тональная глухота» и может быть подвергнут сомнению, известна определенная форма аудиальной агнозии - недуга, причина которого заключается в нарушении функции определенных участков височных долей, избирательно влияющем на восприятие музыки (Peretz et al., 1994; Peretz, 1993,1996). Этот недуг, называемый музыкальной агнозией, или амузией, проявляется в неспособности распознавать мелодии и тональности. Однако он не влияет на восприятие иной акустической информации, такой, например, как речь и те звуки, которые постоянно сопровождают нас в повседневной жизни (Patel et al., 1998). То, что это неврологическое заболевание касается только восприятия музыки, позволяет предположить наличие в аудиальной системе определенных нейронных контуров (neural circuits) и кортикальных подсистем, избирательно настроенных на обработку музыкальной информации (Peretz & Morais, 1989, 1993; Tramo et al., 1990). В пользу этого предположений свидетельствуют и результаты наблюдений над пациентами, перенесшими операции, в результате которых правое и левое полушария их мозга были отделены друг от друга и начали функционировать самостоятельно. Эти наблюдения свидетельствуют о том, что обработка информации о некоторых отличительных признаках музыки, и в первую очередь тех, которые связаны с гармонией, происходит В правом полушарии (Tramo, 1993; Tramo & Bharucha, 1991).

Трудно удержаться от соблазна высказать предположение, что амузия является поведенческим последствием неспособности извлечь из такого аудиального стимула, как музыка, целостную - в гештальтистском смысле этого слова - информацию. И мы переходим к рассмотрению роли гештальтистских факторов группирования в восприятии музыки.

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.

Похожие публикации