Отчет воспитателя по образовательным областям.

Старшая группа «Б»
Воспитатель: Соснина Г В.

Обучение детей родному языку в течение первого полугодия происходило в различных видах деятельности: на занятиях по развитию речи, на музыкальных занятиях, индивидуальных занятиях, во время режимных процессов, при проведении дидактических и подвижных игр.

За первое полугодие в организованной образовательной деятельности «Коммуникация» было проведено 25 занятий.

В течение первого полугодия в воспитании чистой речи у детей старшей группы стояли следующие задачи:
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
2. Развитие всех компонентов устной речи детей.
3. Практическое овладение нормами речи.

При решении этих задач я старалась расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Предлагала для рассматривания открытки, календарики, альбомы, иллюстрированные книги, энциклопедии, фотографии с достопримечательностями родного края. Поощряла попытки детей делиться разнообразными впечатлениями. Подсказывала детям формы выражения вежливости (попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учила детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи.

Развитие компонентов устной речи детей состояла из частных задач:

Воспитания звуковой культуры речи.
Закреплялось правильное и отчетливое произнесение звуков. Учила детей различать на слух и отчетливо произносить сходные no артикуляции и звучанию согласные звуки: с- з, с-ц, ш -ж, ч — гу, с-ш, ж-3, л -р. Учила определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывала интонационную выразительность речи.

Формирование словаря.
Упражняла детей в подборе существительных к прилагательному, в подборе слов со сходным и противоположным значением.
Совершенствования грамматической правильности речи.

Помогала детям замечать неправильную постановку ударения в слове. Совершенствовала умение согласовывать слова в предложениях. Знакомила детей с разными способами образования слов.

Помогала детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Учить составлять простые и сложные предложения.

Развития связной речи.
Развивала умение поддерживать беседу, вести диалог. Поощряла попытки высказывать свою точку зрения. Учила связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы. Учила (по плану и образцу) рассказывать о предмете, составлять рассказ по картинкам. Развивала умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам.

Для проведения занятий использовала методические рекомендации О.С. Ушаковой и «Комплексные занятия» М.А. Васильевой.
На занятиях использовался разнообразный демонстрационный материал.
При проведении занятий использовала пословицы, поговорки, короткие стихи.
Задания проводились в игровой форме.

Проводилось много игр на занятиях и вне их:
«Скажи какой», «Найди точное слово», «Эхо», «Назови одним словом», «Найди звук», «Кто у кого?» и многие другие.

На занятиях проводила словарную работу с объяснением малознакомых слов.

Систематически инсценировали сказки, начинали с простых, а затем усложнили, стали обыгрывать более сложные. Через инсценирование сказок старалась вызывать у детей коммуникативную потребность и стремление к общению друг с другом. Почти на каждый детский праздник были включены инсценировки.

Очень эффективным методом при обучении детей оказалось использование ситуации «письменной речи». Ребята старались составить интересные рассказы, так как знали, что их будут читать родители.

Уделялось внимание и индивидуальным занятиям. Индивидуальные занятия проводились с детьми, которые пропустили более одного занятия.
Для того чтобы увидеть результаты работы за первое полугодие провела диагностику.

В конце первого полугодия из 22 проверенных детей:
Сформированы знания у 15 детей.
На стадии формирования у 4 детей.
Плохо сформированы знания у 3 детей (Слабо развит словарный запас, неправильное произнесение звуков, не умеют связно и выразительно говорить).

Я так же отметила, что речь детей улучшилась по сравнению с началом года. Дети активно вступают в диалог, умеют задавать вопросы и отвечать на них. Умеют подбирать к существительным несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением. Дети последовательно и выразительно пересказывают небольшие сказки и рассказы.
Умеют различать на слух и отчетливо произносят сходные по звучанию согласные звуки. Отчетливо произносить звуки большинство детей научилось при квалифицированной помощи логопеда. Посещение детьми логопеда привело к очень хорошим результатам. Я считаю, что в детском саду присутствие логопеда необходимо и совместная работа воспитателя и логопеда будет очень эффективна.

Во втором полугодии в работе по развитию диалогической речи хочу применить нетрадиционный метод – метод интервьюирования. Я считаю, что данный метод поможет обогатить словарный запас детей, позволит научить ребенка быть активным и самостоятельным собеседником.

Во втором полугодии планирую провести день «Открытых дверей».

Название: Отчет «О выполнении программы по развитию речи в старшей группе за 1-е полугодие»
Номинация: Детский сад, Методические разработки, Программы в ДОУ, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МДОБУ ДС № 39 МО Кореновский район
Месторасположение: город Кореновск, Кореновский район, Краснодарский край

Светлана Борисова
Отчет средней группы по познавательно-речевому развитию

Отчет средней группы № 15 познавательно – речевому развитию

за 2015 – 2016 год.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка .

В средней группе в начале года нами были поставлены следующие образовательные задачи :

Речевое общение :

Налаживать общение на разнообразные темы, в том числе выходящие за пределы наглядно представленной ситуации, о событиях из жизни ребенка, об интересующих его предметах и явлениях, объектах живой и неживой природы;

Стимулировать инициативные высказывания, обращения к взрослому с просьбами и предложениями;

Учить отвечать на вопросы воспитателя при рассматривании предметов игрушек, картин, иллюстрации;

Привлекать к драматизации отрывков из знакомых сказок;

Строить высказывания, состоящие из 2-3 предложений;

Помогать налаживать игровое взаимодействие со сверстниками, в ходе которого дети комментируют свои игровые действия, обозначают словом игрушки, предметы – заместители, условные действия.

Словарь :

Обогащать словарь в связи с расширением ориентировки в окружающем;

Пополнять словарь словами, относящимися к разным частям речи (существительными, глаголами, прилагательными, наречиями, обогащающими словами (игрушки, люди, животные) ;

Активизировать антонимы;

Активизировать глаголы. организующие синтаксическую структуру предложения.

Грамматический строй речи :

Учить грамматически правильно изменять новые названия предметов и игрушек, образуя отдельные трудные формы слов;

- развивать понимание и употребление предлогов (в, на, за, под) ;

Побуждать образовывать уменьшительно- ласкательные наименования, глаголы совершенного и несовершенного вида;

Учить понимать и соотносить с игрушками и картинками названия животных и их детенышей в единственном и множественном числе;

Звуковая культура речи :

Учить громко говорить, не торопясь, четко произносить слова;

Формировать умение вслушиваться в звучание слов;

Учить правильно произносить все гласные звуки, простые согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию, побуждать правильно пользовать интонацией, протяженно и плавно производить выдох через рот.

Учить правильно и четко произносить все гласные звуки, простые, согласные и свистящие, совершенствовать артикуляцию;

Готовить к правильному произношению шипящих звуков.

«Вот и лето прошло» , «Здороваться – прощаться» , «Вежливые слова» , «Дружба не кончается» , «Городской транспорт» , «На городских улицах» ,

«Магазины» , , «Зина, коза и заяц.»

«Сад и огород» , «Хлеб, да каша.» , «Оладушки с печи горячи» ,

А так же нами были проведены досуги по познавательно речевому развитию на тему :

«Как помочь Колобку спасти свой румяный бок» , «Что там в зазеркалье?» , «Зима» , «Зимний лес полон чудес» , «Шуршат по дороге веселые шины.»

Нами были проведены консультации для родителей на тему : «Особенности развития речи у детей 4 – 5 лет» , «Развитие связной речи у дошкольников

4 – 5 лет», «Развитие словаря у детей средней группе » .

В нашей группе были проведены следующие занятия :

«Вот и лето прошло» , Здороваться – прощаться», «Вежливые слова» , «Дружба не кончается» , «Городской транспорт» , «На городских улицах» , «Магазины» , «Пошла Поля полоть петрушку в поле» , «Сад и огород» , «Хлеб да каша» , Оладушки с печи горячи», «Деревня» , , «Времена года. Осень» , «Синичкина кладовая» , «Как коза избу построила» , «Мебель» , «Серый катится клубок» , «Книги» , «Одежда» , «Обувь» , «Да здравствует Туфляндия» , «Части суток. Сон» , «Зимняя сказка, «Времена года, зима» , «Игрушки. Подарки» , «Какие бывают подарки» , «Вставайте в хоровод, встречайте Новый год» , «Волшебство» , «В защиту Деда Мороза» , «Гости» , «Белые фигурки» , «Валенки и варежки» , «Узоры на снегу» , «Медсестра и врач» , «Море, я к тебе бегу» , «Тонет – не тонет» .

Большое количество времени мы уделяем чтению художественной литературы :

Для детей пятого года жизни

Малые формы фольклора : загадки, считалки, колыбельные песенки, потешки и прибаутки, скороговорки, присказки и докучные сказки, пословицы и поговорки. «Божья коровка» , «Дождик-дождик, веселей» , «Дон! Дон! Дон!» , «Стучит, бренчит» , «Гуси вы, гуси» , «Ножки, ножки, где вы были?» , «Тень-тень, потетень» , «Жил у бабушки козел» , «Раз, два, три, четыре, пять - вышел зайчик погулять» (по Ф. Б. Миллеру) и др.

Поэзия : А. К. Толстой «Колокольчики мои» (отрывок, К. Бальмонт «Росинка» , А. Плещеев «Осень наступила» (в сокращении, А. Блок «Ветхая избушка.» , «Спят луга.» , С. Дрожжин «Улицей гуляет.» (из стихотв. «В крестьянской семье» , И. Суриков «Зима» , А. Майков «Голубенький, чистый.» (из стихотв. «Весна» , «Ласточка примчалась.» , «Колыбельная песня» , А. Пушкин «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне.» , «У лукоморья.» (из вступления к поэме «Руслан и Людмила» , В. Брюсов «Спи, мой мальчик.» , В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» , Н. Матвеева «Она умеет превращаться» , М. Карем «Лгунишки» , «Шире круг» , С. Михалков «Где очки?» , «Рисунок» , «Дядя Степа - милиционер» , С. Маршак «Пудель» , стихи из цикла «Детки в клетке» , «Сказка об умном мышонке» , В. Берестов «Искалочка» , З. Александрова «Таня пропала» , Е. Серова «Похвалили» , А. Введенский «Сны» , Л. Квитко «Ручеек» ; И. Токмакова «Плим» , «Дождик» , «Где спит рыбка?» ; Е. Благинина «Дождик, дождик.» , «Посидим в тишине» , Саша Чёрный «Приставалка» , К. Чуковский «Путаница» , «Закаляка» , «Радость» , «МухаЦокотуха» , «Тараканище» , Р. Сеф «На свете все на все похоже.» , Б. Заходер «Волчок» , «Кискино горе» , Д. Хармс «Очень страшная история» , Н. Гернет и Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог» и др.

Проза : «Смоляной бычок» (рус. сказка, «Жихарка» (рус. сказка в обр. И. Карнауховой, «Гуси-лебеди» «Заяц-хваста» (рус. сказка в обр. А. Толстого, «Коза-дереза» (рус. сказка, «Петушок и бобовое зернышко» (рус. сказка в обр. О. Капицы, «У страха глаза велики» (рус. сказка в обр. М. Серовой, «Лисичкасестричка и волк» (рус. сказка в обр. М. Булатова, «Снегурочка» (рус. сказка, «Зимовье зверей» (в пер. И. Соколова-Микитова, «Три поросенка» (англ. сказка в обр. С. Михалкова) ; «Пирог» (норвеж. сказка, обр. М. Абрамовой, «Два жадных медвежонка» (венгер. сказка в обр. А. Красновой и В. Важдаева, Ш. Перро «Красная Шапочка» (в обр. А. Введенского, под ред. С. Маршака, С. Прокофьева «Великие холода» , «Маша и Ойка» , Л. Толстой «Спала кошка.» , «Собака шла по дощечке.» , «Хотела галка пить.» , К. Ушинский «Лиса Патрикеевна» , В. Сутеев «Мышонок и карандаш» , В. Бианки «Лесной колобок - колючий бок» ; С. Козлов «Необыкновенная весна» , «Такое дерево» , «Как Ослику приснился страшный сон» , «Дружба» ; Л. Пантелеев «Как поросенок говорить научился» , Е. Пермяк «Как Маша стала большой» ; Н. Абрамцева «Дождик» , «Чудеса, да и только» , «Как у зайчонка зуб болел» ; Е. Чарушин «Сказка, которую Никита сам рассказал» , «Томка» , «Как Томка научился плавать» , «Томка испугался» , «Томкины сны» , «Как Томка не показался глупым» , Ю. Коваль «Иней» , «Дед, баба и Алеша» , В. Бианки «Первая охота» , В. Берестов «Как найти дорожку» , В. Сахарнов «Кто прячется лучше всех?» , Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают» , М. Пришвин «Ребята и утята» , Д. Хармс «Сказка» , М. Зощенко «Глупая история» , В. Драгунский «Он живой и светится.» , Г. Остер «Эхо» ; Г. Цыферов «В медвежачий час» , «Град» , «Как ослик купался» , «Не фантазируй» ; Н. Носов «Приключения Незнайки и его

друзей», Д. Радович «Кроко-докодил» , Д. Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» (пер. с англ. Н. Шерешевской, А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (в переск. Б. Заходера) и др.

В результате проделанной работы у детей сформировалась умение общаться со взрослыми на разные темы, способность к налаживанию с помощью речи взаимодействия со сверстниками в самодеятельной сюжетно – ролевой игре. Так е дети научились поддерживать беседу, вести содержательный разговор, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем, внимательно слушать партнера в игре и других видах деятельности.

У детей расширился круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширились и возможности детей в восприятии художественной литературы. Дети теперь нее только способны эмоционально и целостно воспринимать художественный текст, но и выделять тех или иных героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно – следственные связи в сюжете, оценивать поступки персонажей.

Используемая литература :

Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей средней группы детское сада . (ФГОС) 2015г.

Алексеева М. Н. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников.

Васюкова Н. Е., Родина Н. М. Комплексно – тематическое планирование образовательного процесса с детьми 4-5 лет. 2012г.

Парамонова Л. А. Истоки : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 2011 г.

Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 4-5 лет. 2014г.

Отчет о работе по проекту «К нам гости пришли…» на основе фольклорного материала по развитию связанной речи детей в группе № 25 общеразвивающей направленности с 1,5 до 3 лет.

Составила

воспитатель Елена Ивановнв Плюснина


Целью моего проекта: развитие связанной речи детей под названием «К нам гости пришли...»

Начиная работу в первой младшей группе я поставила перед собой такие задачи.

Задачи :

  • Приучать детей слушать короткие, доступные по содержанию произведения устного народного творчества.
  • Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из произведений устного народного творчества.
  • Формировать грамматический строй речи.
  • Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
  • Развивать мелкую моторику детей.
  • Воспитывать звуковую культуру речи.
  • Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества

На протяжении учебного года 2016 - 2017 для реализации данных задач в своей работе мы использовали:

  1. Дидактические игры :

д/и : «Семья» , «Расскажи об игрушке» , «Собери картинку» , «Кто где?»

«Большой - маленький» , «Кто с кем живет?» , «Чего не стало?» и т. д.

Игры на умение согласовывать прилагательные с существительными. Упражнение : Жёлтое …. (солнце) Пушистые (облака) Машина …какая?

Научить употреблять существительные с предлогами. Упражнение : Зайчик (под столом, над столом, на столе) Ворона (над крышей, на крыши) Мячик (под столом) .

В играх с дидактическим материалом у детей закрепляются знания о величине, форме, цвете предметов, развились память, внимание, тактильные ощущения, мелкая моторика рук. Познавательная речевая активность детей развивается на непосредственной образовательной деятельности;

  1. Игровые ситуации : «Мама кормит куклу Машу» , «Покатаем собачку на машине» , «Готовим обед для Медвежонка» , «Зайка заболел» , «Завяжем котику бантик» , «Одеваются детишки» и т. д.
  2. Подвижные игры, музыкальные игры :
  1. Театрализованная деятельность

Настольный театр «Репка», «Колобок», и т.д.

Инсценировка русских народных сказок : «Теремок», «Курочка ряба» и т. д.

  1. Художественная литература

Чтение, разучивание и обыгрывание потешек : «Водичка, водичка умой моё личко» , «Расти коса до пояса», «Идет коза рогатая» , и т.д.

Рассказывание стихотворения А. Барто :

«Лошадка» , «Бычок» , «Мишка» , «Зайка»

Чтение русских народных сказок : «Заюшкина избушка» , «Теремок» , «Колобок», «Репка» , «Волк и козлята», «Три медведя», «Маша и медведь»

  1. Развлечения, мероприятия.

«В гостях у сказки «Репка»», развлечение по сказке «Теремок», «В гости к матрешке», физкультурный досуг «В гости к Мишутке»,

Большое внимание уделялось развитию диалогической речи. Вовлечение детей в разговор во время рассматриваний предметов, иллюстраций; наблюдений за живой и неживой природой; после просмотра мультфильмов и спектаклей.

Звуковая культура речи. Задачи: Совершенствовать умение детей внятно произносить в словах гласные звуки (а,у,и,о,э,ы) через игровые ситуации «Кукла плачет», «Кукла поет», «Медвежонок заболел», «Кто плачет, кто смеется?»

Учили детей самостоятельно описывать игрушку. Для этого нужно : поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы : 1. Что это? или кто это? 2. Какого цвета? 3. Это что у зайки? (показать на ушки, хвостик, лапки) Как можно назвать зайку?

Использовали так же артикуляционную и мимическую гимнастику, пальчиковые игры, самомассаж в стихотворной форме. Через эти формы работы развивали речь, внимание, память и скорость реакции, а веселые стихи помогали снять нервное напряжение.

Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений в природе. На прогулке велась большая работа по развитию связанной речи детей через наблюдение, беседы и …….

Выводы :

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию связанной речи

Большое внимание уделялось организации предметно-развивающей среды.

Созданию условий для проведения дидактических игр

В группе оформили пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить простор для всех видов деятельности детей. Разнообразие, наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, мелкой моторики, воображения, активной речи.

Расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию связанной речи добились положительных результатов в работе по данной теме, дети легко понимают речь, отвечают на вопросы воспитателя, охотно вступают в речевые контакты с воспитателями и близкими людьми. Дети, играют вместе, развертывают небольшие сюжеты, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки, некоторые пытаются исполнить их самостоятельно, у большинства детей появился интерес к чтению книг.

Данный проект помогает эффективно решать эту задачу, начиная с детьми раннего возраста.

В разговоре с ними вспоминаем знакомые эпизоды, занимательные ситуации, побуждаем высказываться. Поддерживаем у детей желание говорить, общаться друг с другом, побуждая словами выразить просьбу, обращенную к сверстникам. Помогаем детям договориться, употребляя слова, выражающие просьбу, обещание, желание уступать друг другу. В результате интенсивно развиваются смысловая сторона речи, функция сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция.

Благодаря проекту «К нам гости пришли …» уровень развития связанной речи детей по сравнению с началом года повысился на 38 % и составил 55%

Документы для скачивания:

Цель моей работы:

формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр:

Исполнение воспитателем главной роли;

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

Внесение образных игрушек;

Прием параллельной игры;

Прием ролевой игры с продолжением;

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;

Работу я начала по следующим направлениям:

Изучение литературы,

Работа над созданием развивающей среды,

Занятия с детьми,

Взаимодействие с родителями.

В заключение хочу сказать, что в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи дошкольников»

МБОУ «Сахзаводская СОШ»

Дошкольные группы

Отчет по самообразованию

«Влияние сюжетно – ролевых игр

на развитие речи дошкольников»

Жиронкина Елена Васильевна

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через сюжетно – ролевую игру ребенок познает мир, готовится к взрослой жизни. В этой игре находят выражение основные потребности ребенка – дошкольника, а также идет развитие речи детей.

Развитие речи – процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей.

Сюжетно – ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

Среди всего многообразия детских игр наибольшее значение имеет сюжетно – ролевая игра. Она отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу или в магазин. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец и т. п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Сюжетно-ролевые игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усваивать его грамматические нормы. Они таят в себе большие возможности, дают детям определённый объём знаний и учат их владеть этими знаниями; развивать творческую активность, самостоятельность мышления; помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определённые трудности речевого развития, такого как связная речь.

Однако умение играть в сюжетно – ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Известно, что дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно – ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий.

Сюжетно – ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В ее процессе детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи.

Работая с детьми, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры.

Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности при косвенном и прямом участии педагога.

Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста:

Развитие связной диалогической речи;

Развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;

Расширение и активизация словарного запаса;

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы, которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр.

Исполнение воспитателем главной роли.

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль.

Внесение образных игрушек.

Прием ролевой игры с продолжением

Игра в телефон.

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду.

Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Участие воспитателя в игре (главная роль) .

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица.

Изменение игровой среды.

Стимулирую детей комментировать (сопровождать речью свои действия) .

Внимательно и тактично наблюдаю за игрой детей.

Создаю условия для реализации различных видов игровой деятельности.

Поощряю проявление детского словотворчества.

Предоставляю детям право выбора средств для импровизации и самовыражения.

Создаю условия для самостоятельной деятельности детей.

Прежде всего, я создала эмоционально – благоприятную атмосферу для детей: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети. Примерами таких игр могут быть: «Магазин», «Поезд», «Путешествие», «Детский сад» и т. д.

Основной компонент сюжетно - ролевой игры - это сюжет. Сюжет игры – это та сфера, которая воспроизводится детьми. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

Бытовые (игры в семью, детский сад) ;

Производственные и общественные отражающие профессиональный труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, автобус, поезд, полиция, пожарные, цирк и т. п.) .

Игры на героико – патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

Игры на темы литературных произведений, кино, теле – и радио передач: (по содержанию мультфильмов, кинофильмов и др.) . В этих играх ребята отражают целые эпизоды, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

Сюжетно-ролевые игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, свою роль, словесно договариваются о сюжете, распределяют роли, подбирают атрибуты, вступают в спор, используя при этом свой активный и пассивный словарь, закрепляют знания, полученные во время наблюдений, экскурсий.

Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь.

Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, НОД с детьми, взаимодействие с родителями.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме:

1. Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.

2. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.

3. Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. Екатеринбург, 1996.

4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1983. (стр. 3-8) .

В течение года мною были подготовлены и проведены:

Беседы о профессиях.

Организация самостоятельных сюжетно-ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа и мн. др.) .

Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Моя мама (папа) врач») и т. п.

Настольно-печатные игры («Кому, что нужно для работы», «Профессии») .

Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей».

Консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложено родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .

В процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка – дошкольника, в том числе и речевого развития. Сюжетно-ролевая игра оказывает специфическое воздействие на становление речи. В её процессе детей постоянно общаются друг с другом и комментируют свои действия, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основой для развития речи, формирования коммуникативных умений, столь необходимых каждому ребёнку в будущем.

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников»

В 2013- 2014 учебном году я работала над темой самообразования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования связной речи дошкольников».

Работая с детьми я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности дошкольного возраста.

Цель моей работы: формирование речи детей дошкольного возраста при косвенном и прямом участии педагога.

Исходя из цели, определяются задачи, которые решались в процессе формирования положительных взаимоотношений:

Воспитание желания и умения совместно играть;

Воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища) ;

Воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть, совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.

Для решения поставленных задач, я наметила методы и приемы которые использовала в целях обогащения содержания сюжетно – ролевых игр.

Исполнение воспитателем главной роли;

Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет главную роль;

Внесение образных игрушек;

Прием параллельной игры;

Прием ролевой игры с продолжением;

Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи, на отражение в игре новых сторон жизни;

Игра в телефон;

Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни в детском саду;

разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

В целях регулирования игровых взаимоотношений использовала следующие методы и приемы:

Участие воспитателя в игре (главная роль) ;

Использование многоперсонажного сюжета (2 врача, 2 шофера) ;

Внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

Обновление игровых уголков (внесение предметов-заместителей, съемных панелей) ;

Изменение игровой среды;

Наблюдение;

Создание воображаемой ситуации: объявление по воображаемому радио или телевизору об открытии новых «больниц», «магазинов».

Прежде всего, я создала эмоционально-благополучную атмосферу для детей. В понятие "эмоционально-благополучная атмосфера" я включила: налаживание контактов с детьми, снятие эмоционального напряжения в игре, развертывание партнерских отношений. В группе я создала соответствующую предметно развивающую среду, оформила игры, соответствующие возрастным особенностям детей.

В процессе своей работы, я большое внимание уделяю формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, считая, что много здесь зависит от чуткого педагога, который должен обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.

Беседы с детьми, в которых использую создавшиеся в игре ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.

Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.

Изучая роль речи в регуляции поведения, А. Р. Лурия отмечал, что посредством слов создается «умственный» путь, по которому ребенку надо идти: на основе речи может быть заранее построен образ действия или ситуации. Как указывает В. С. Мухина, в дошкольном возрасте в процессе сюжетно-ролевой игре происходит практическое овладение языком, речь становится осмысленной. Развитие речи идет в нескольких направлениях: осуществляется ее практическое совершенствование в общении с другими людьми в процессе игры, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При условии включения ребенка в сюжетно-ролевую игру ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства.

Виды сюжетно-ролевых игр:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семь», «праздники», «дни рождения». И в этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт (автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия) .

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.) .

Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Работу я начала по следующим направлениям: изучение литературы, работа над созданием развивающей среды, занятия с детьми, взаимодействие с родителями.

В течение учебного года я изучала соответствующую литературу по данной теме

Виноградова Н. А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Москва, 2011.

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для дете дошкольного возраста. Ростов на Дону, 2013.

Глухов В. П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Издательский дом «Грааль», 2001.

Филичева Т. Б., Соболева А. В. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург, 1996.

Швайко Г. С. «Игры и игровых упражнения для развития речи», Москва, 1983 г. (стр. 3-8)

В течении года мною были подготовлены и проведены:

Ряд занятий с элементами сюжетно – ролевой игры («Моя семья», «Ателье», «Профессия – моряк», «Магазин».

Беседы («Беседа о профессиях», «Беседа о труде учителя», «Беседа о труде инспектора ГИБДД», «Мастера своего дела») .

Занятия по рисованию («Кем я буду», «Мама (папа) на работе»; рисование иллюстраций к любимым рассказам) .

Организация самостоятельных сюжетно – ролевых игр (Поликлиника, Зоопарк, Театр, Супермаркет, Салон красоты, Ногтевая студия, Школа) .

Составление творческих рассказов, рассказов из личного опыта детьми с использованием схем – подсказок («Что я видел на стройке», «Мой папа – строитель», «Учитель», «Защитник Отечества», «Стать космонавтами хотим», «Я хочу быть врачом», «Моя мама (папа) врач») .

Настольно-печатные игры («Кому что нужно для работы», «Профессии»)

Просмотр видеофильмов по теме «Профессии взрослых людей»

Консультации для родителей («Сюжетно-ролевая игра в жизни ребенка», «Роль игры в жизни дошкольника», «Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста»). Было предложить родителям поиграть дома в настольные игры (для закрепления умения детей брать на себя ведущую роль) .

В заключение хочу сказать, что в процессе сюжетно-ролевой игры происходит развитие всех сторон личности ребенка-дошкольника, в том числе и речевого развития. Таким образом, сюжетно-ролевая игра является основанием коррекционной и развивающей деятельности ребенка в этом возрасте.

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью рассказывание сказки»

Творческий отчет по самообразованию

«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хороши, либо целиком плохи. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем».

(Л. Ф. Обухова) .

ФИО педагога: Паршикова Галина Владимировна

Тема по самообразованию: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста, через рассказывание сказки»

Цель: - повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: - развитие свободного общения со взрослыми;

Совершенствовать и развивать монологическую и диалогическую форму речи.

Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы, развивать умение составлять свои сказки.

Актуальность:

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. Развития связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Над данной темой работаю второй год.

Моя работа была ориентирована на формирование образности речи детей старшей группы в процессе ознакомления с русской народной сказкой. В связи с этим мы слушали и рассказывали сказки, ставили инсценировки. С помощью русской народной сказки можно решать практически все задачи методики развития речи и с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал. Русские народные сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу я строила на следующих основных принципах:

На тщательном отборе материала;

Интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей;

Активном включения детей в игровые действия;

Использование развивающего потенциала русской народной сказки в создании речевой среды.

Овладеть искусством использования разных форм работы со сказкой – мне помогло пособие автора Л. В. Рыжовой «Методика работы со сказкой». Изучив, это пособие, я узнала, какое место в педагогическом процессе отведено сказке, и какими средствами она преподносится детям, а также помогло мне овладеть основными формами работы со сказками. В основе пособия лежат обобщенные и систематизированные материалы ученых-исследователей Венгера, Ткаченко, Коротковой. Очень хорошо показано, что особое внимание в методическом пособии обращается на такой нестандартный метод, как проведение опытов в процессе знакомства со сказкой. Методическое пособие «Развитие творческого мышления» в процессе работы по сказке автора Ольги Александровны Шиян, представлена методика развития творческого мышления дошкольника в процессе работы по русским народным и авторским сказкам. Мне в работе с этим пособием было интересно работать, т. к. оно раскрывает: как можно развивать творческое мышление ребенка, читая и рассказывая ему сказки.

В течение года сделала и играла с детьми в дидактические игры: «Подбери картинку к сказке», «Расскажи сказку», «Разрезные картинки по сказкам», «Угадай сказку». Составляли с детьми сказки о своей семье, совместно с родителями придумывали загадки.

Для родителей в течение года провела консультации: «Сказка ложь - да в ней намёк», «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». В «День открытых дверей» для родителей и педагогов был открытый показ инсценировки русской народной сказки «Репка». Совместно с детьми родители поучаствовали на мастер-классе изготовление кукол для театра.

Мною много времени уделялось заучиванию стихотворений. Для детей и родителей, организовала «Сундучок со стихами», где в течение всего года пополняла его интересными стихотворениями, которые можно выучить с детьми.

Таким образом, русская народная сказка, с ее живым, выразительным, красочным языком является эффективным средством развития образности речи старших дошкольников. Основными методами работы со сказкой являются беседа о прочитанном, в ходе которой используются самые разнообразные приемы, и драматизация, способствующая осознанному употреблению детьми образных слов и выражений.

На 2015 – 2016 учебный год поставила определенную цель и задачи для развития связной речи, которые предполагают использование модельных схем: составления творческих рассказов, сочинения сказок, для заучивания стихотворений, пересказа литературных произведений. Используя принцип от простого к сложному.

www.maam.ru

Отчет по самообразованию «Развитие речи у дошкольников путем развития мелкой моторики»

воспитателя Мельниковой И. Е.

Моя тема по самообразованию «Развитие речи у дошкольников через мелкую моторику»

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Ручные навыки использовала в своей работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор всемирно известной методики Мария Монтессори. Всем давно известно насколько важно развивать мелкую моторику детей начиная с раннего возраста. Поэтому свою тему по самообразования считаю актуальной и значимой во все времена.

Приёмов для развития детского ума существует множество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами (карандашами, камешками, шишками, счётными палочками и т. п., и всевозможные игры - шнуровки, массаж и самомассаж рук).

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка.

В соответствии с целью самообразования я начала работу по изучению влияния развития мелкой моторики на воспитанниках своей группы детей раннего возраста. С самого начала учебного года систематизировала имеющиеся игры и упражнения для режимных моментов на развитие мелкой моторики. Общеобразовательная программа позволяет мне как педагогу расширять и добавлять словарный запас воспитанников, во всех образовательных областях. Участие моих воспитанников почти во всех мероприятиях МАДОУ,

а также в запланируемых групповых мероприятиях учебного года способствовало напрямую развитию речи. Например, праздник Осени, Колядки, Рождественская сказка, Масленица, День Смеха, День рождения детского сада и т. д.

Продолжаю работу по пополнению предметно-развивающей среды группы и для развития мелкой моторики в том числе. Приобретены игры с упражнениями для пальчиковой разминки, приобретены детские простейшие конструкторы, рисование проводим не только классическим методом, но и используем метод оттиска. Лепка, ручной труд помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, мастерить подарки своим близким на праздник.

Работу с родителями для развития речи через мелкую моторику в учебном году считаю конструктивной, а именно, родителями были приобретены игровые предметы для внеурочной и учебной деятельности. Активно сотрудничали родители многих воспитанников со мною, как воспитателем, неукоснительно выполняя педагогические рекомендации и задания. Для родителей были предложены консультации, беседы, круглый стол, мастер – класс нетрадиционные рисование (ватными палочками) .

На второй учебный год работы по теме самообразования планирую обязательное использование развивающего характера обучения, придерживаясь систематичности и последовательности при подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с сопутствующим развитием речи, ведя обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей моих воспитанников уже Средней группы.

Мельникова И. Е.

www.maam.ru

Аналитический отчет по самообразованию «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

Аналитический отчет по самообразованию

«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них cловаря. Это – основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.

Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи.

Чем богаче словарный запас младшего дошкольника, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря у детей, начиная с раннего возраста.

Всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослым. Взрослые – хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

Задачи обогащения словарного запаса у младших дошкольников заключается в следующем: 1. расширить круг знаний дошкольника; 2. дать детям точные представления и понятия за каждым словом; 3. необходимо упорядочить и систематизировать словарный запас дошкольника, дети должны видеть сходства и различия между словами; 4. активизировать словарь дошкольников; 5. обогащать словарный запас детей новыми, яркими и выразительными словами, 6. необходимо помочь детям более широко использовать словарный запас в письменной речи; 7. раскрыть значение новых, незнакомых ребенку слов.

Одной из главных задач словарной работы с младшими дошкольниками является обогащение, расширение и активизация словарного запаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Занятия по формированию словаря с младшими дошкольниками подразумевают занятия, на которых используются следующие методы: наблюдения, разговор с детьми, поручения и задания, беседы, рассказывание, чтение художественной литературы, дидактические игры, лексические упражнения, подвижные игры, фольклор, театрализованная деятельность и т. д.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения.

Прежде всего дети усваивают

Бытовой словарь: названия частей тела, лица; названия игрушек, посуды, мебели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

Природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

Обществоведческий словарь: слова, обозначающие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.) ;

Эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (смелый, честный, радостный, качественную оценку предметов (хороший, плохой, прекрасный, слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок, образования синонимов (пришли – приплелись, засмеялись – захихикали) ; с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову) ; слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий – очень старый) (См. : Шмелев Д. И. Очерки по семасиологии русского языка. – М., 1964.) ;

Лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус, свойств и качеств; слова, выражающие видовые (названия отдельных предметов, родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.) . Освоение таких слов должно опираться на формирование знаний понятийного характера, отражающих существенные признаки предметов и явлений. В грамматическом отношении это слова – существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Одним из таких видов деятельности, как указывают психологи-исследователи, является игра. Игра - особый вид деятельности человека, которая возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. Важно, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка.

Игра имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, т. к. игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления. Игра оказывает также специфическое воздействие на становление речи. Она способствует общению детей друг с другом, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка. Кроме того, в театрализованных играх (игра-инсценировка игра-драматизация, развивается эмоциональная выразительность речи. В конкретном предмете или ситуации. Игра - эффективное средство словарной работы.

Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. В процессе театрализованных игр: 1. Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. 2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение. 3. Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного. 4. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, темп, выразительность речи, мелодико-интонационная сторона речи. 5. Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений. 6. Развивается эмоционально-волевая сфера, дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения. 7. Происходит коррекция поведения. 8. Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения. 9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности. 10. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста Цели: развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности; обогащение словаря детей, активизация его; совершенствование диалогической речи, ее грамматический строй; способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами- игрушками. Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребенка: - от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; - от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; - от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой.

При ознакомлении с природой дети усваивают природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных. Конкретный объем словаря определяется на основе анализа программы ознакомления детей с окружающей жизнью, экологического воспитания.

Дети младшего дошкольного возраста осваивают конкретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих объекты и явления природы, части объектов, действия с ними.

С детьми младшего возраста проводятся целевые прогулки как подготовка к будущим экскурсиям. Объектами наблюдения являются доступный пониманию малышей парк, огород на участке детского сада, лес, поле, луг. Эти наблюдения проводятся неоднократно в разное время года, в разную погоду. Дети учатся называть словом предметы, явления неживой и живой природы, доступные непосредственному восприятию признаки предметов, правильно употреблять слова, обозначающие пространство, время. Дети учатся отвечать на вопросы «что это? », «кто это? », «какой? », «что делает? », «что с ним можно делать? ».

Обогащение и активизация словаря происходят в процессе общения ребенка со взрослыми в течение всего пребывания в детском саду, в совместной со взрослыми деятельности. Наиболее благоприятные условия для словарной работы со всеми детьми создаются на специальных занятиях, обогащающих чувственный опыт ребенка. Это объясняется малым количеством занятий и малым удельным весом собственной речи каждого ребенка. Практика обучения только на занятиях не обеспечивает должного языкового развития детей. Занятия с одним и тем же материалом могут повторяться несколько раз в том же виде и с усложнением.

В словарной работе с малышами огромное значение имеет наглядность. Она всегда активизирует речь детей, побуждает к речевым высказываниям. Поэтому широко используется непосредственное наблюдение предметов и явлений, а также изобразительная наглядность – игрушки и картины.

Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляла в беседах и консультациях. Были проведены консультации на темы: «Активизация речи детей младшего дошкольного возраста», «Правильно ли говорит ваш ребенок? », «Использование дидактических игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста». Организуется и наглядная агитация - в специальные папки помещается материал по вопросам речевого развития детей.

Практика показала: успехов в работе по развитию речи можно добиться, лишь используя разные формы и методы.

www.maam.ru

На ощупь приятный и гладкий.

Лежит у меня на ладошке,

Слепить из него могу кошку,

Слоненка слепить или мишку,

Картинку, что видела в книжке.

Смотрю на него и гадаю,

Слепить из него что - не знаю.

Комочек помяла немножко,

Слеплю ему ручки и ножки,

Слеплю ему ушки и глазки,

И вместе отправимся в сказку!

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.

Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников – мы развиваем и языковой аппарат.

Мелкую моторику руки можно развивать через различные виды деятельности как в детском саду так и дома.

Мною был выбран раздел Художественно эстетическое развитие.

Программа по художественно-эстетическому развитию предусматривает: развитие интереса к различным видам искусства формирование художественно-образных представлений развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; развитие сенсорных способностей приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства

Цель моей работы: Влияние мелкой моторики на творческие способности дошкольников с использованием тестопластики.

Изучение учебной и научно-методической литературы;

Повышение общекультурного уровня среди родителей

Разработать перспективный план работы с детьми по тестопластике. - Развитие творчества и фантазии, образного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения у детей.

Для решения поставленных задач мы используем методику Тамары Семеновны Комаровой, в которой не предусмотрены занятия по лепке из соленого теста. Лепить можно из пластилина и глины, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.

В своей работе по развитию мелкой моторике с детьми, я предпочла использовать нетрадиционную технику изобразительной деятельности-тестопластику.

Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:

Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.

Легко отмывается и не оставляет следов.

Безопасно при попадании в рот.

Не липнет к рукам при лепке.

Можно сушить на воздухе.

Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.

Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:

Повышает сенсорную чувствительность;

Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизирует работу обеих рук;

Формирует умение планировать работу, вносить изменения;

Развивает творчество ребенка.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, при этом продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться.

В процессе лепки из теста можно использовать разнообразные виды материалов:

бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы, чеснокодавилку, расческа, колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины, пуговиц, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки, создавать оттиски своих ладошек, а также различных предметов. При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными.

Для раскрашивания поделок можно используем гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Процесс этот тоже творческий, не бывает двух одинаковых поделок, произведений.

Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется?

Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.

Разработанная мною система занятий по тестопластике предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста

План мероприятий

10. Музыкальные игры.

11. Использование фольклорных произведений.

В своей работе я использовала все перечисленные приемы развития речи, но более всего использовались приемы фольклорных произведений. Так как этот прием позволял мне развивать речь детей в доступной и интересной форме.

Использование игровых песенок, потешек доставляло малышам огромную радость. Дети научились играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливать специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность.

Дети легко запоминали потешки. Они начали вводить слова потешек в свои игры. Применение приема ролевых игр, развивало двигательную активность малышей, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

Чтение художественной литературы и приготовление этих произведений инсценирование сказок обеспечило понимание содержания, восстановило речевое взаимодействие с ребенком, заложило развитие образного восприятия и наглядно образного мышления.

Выразительная речь, эмоциональное исполнение вызывали у детей удовольствие и радость.

Благодаря фольклору дети легко адаптировались в детском саду, речь начинает развиваться т.к ребенок пытается повторять за воспитателем все произведения, сопровождая все пальчиковой игрой, а через развитие мелкой моторики рук идет и развитие речи.

Благодаря использованию устного народного творчества с необыкновенной быстротой идет физическое и психическое развитие ребенка, развитие речи, присущее этому возрасту.

Похожие публикации