Лировидные гусли как сделать самому. Фольклорный ансамбль "ромашинская слободка"

Эти звончатые крыловидные гусли сделаны по созданным мной оригинальным чертежам и не являются прямым продолжением псковской или новгородской традиции. За основу я взял 3 требования к инструменту: хороший звук, лёгкость и приятность игры, сходство с крылом птицы. Трапециевидные и шлемовидные так же созданы волшебным образом, за что благодарю дедушек моих яснооких.
Во славу Рода нашего! Ура! Ура! Ура!

В КОНТАКТЕ vk.com/guselky
Пиши: [email protected] ,
звони: +79158959249, +79859076219.

Гусли звончатые крыловидные "Боян" – 50000р.



Оригинальная разработка.
Количество струн – 16 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Строй диатонический.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.



Украшены картинами художника Максима Кулешёва.

"Боян" – гусли с самым большим корпусом в этой линейке инструментов. Добавлена 16 верхняя струна, её удобно настраивать на минорную тонику. Однако "Боян" не потерял одно из важнейших достоинств своих меньших собратьев – компактность и лёгкость. Медитативный, завораживающий звук обязан своим тембром традиционному креплению струн с помощью утиц и металлического вала. При игре на гуслях струны заставляют вал прогибаться на какие-то доли миллиметра. Длина струн из-за этого также меняется, и появляется эффект качания частоты (хорусения). "Боян" имеет глубокий и мягкий тембр звука, благодаря своему большому корпусу и кленовым (яровчатым) декам, хорошо слышен и различим в миксе. Дополнительные резонаторные отверстия позволяют использовать инструмент на концертах без усиления. Прошёл проверку в студийных условиях и на фестивалях. Эта модель может быть оснащена электронной начинкой для съёма звука обычным гитарным кабелем джек-джек. Обе деки инструмента украшены картинами замечательного художника-славяниста Максима Кулешёва, кои он создал специально для этих гуслей. Первый инструмент "Боян" принадлежит самому художнику.

Пример звучания:


Гусли звончатые крыловидные "Ратибор" 40000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Оригинальная разработка.
Количество струн – 15 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Строй диатонический.
Мензура: верх – 360 мм, низ – 680 мм.

Верхняя дека – белый ясень.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Утицы, накладка, вставка под вирбеля – бук, клён.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Металлический вал в утицах (держатель струн) – хромированная сталь.

Инструмент с самым большим корпусом из серии с 40 миллиметровой обечайкой. Удивительно компактен и лёгок по сравнению с другими 15-ти струнными гуслями. Это стало возможно с применением специальных технологий, формирующих громкий резонирующий корпус при весьма небольших размерах и весе. Звук медитативный, завораживающий. "Ратибор" идеален для исполнения былин и раздольных напевов, звонких наигрышей. Подходит как для аккомпанемента, так и для солирующих партий. Громкий корпус и дополнительные резонаторные отверстия позволяют использовать инструмент на концертах без усиления. Прошёл проверку в студийных условиях и на концертах. Эта модель может быть оснащена электронной начинкой для съёма звука обычным гитарным кабелем джек-джек.

Посмотреть-потрогать-поиграть на "Ратиборе" можно у Натальи (г. Москва, м. Новокосино).
В КОНТАКТЕ

Пиши: [email protected]
звони: +79055383606.

Примеры звучания:

Гусли звончатые трапециевидные "Китеж" 21000р.


Звончатые трапециевидные.
Количество струн – 21 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 170 мм, низ – 690 мм.
Высота – 420 мм.
Расстояние между струнами – 18 мм.

Деки – берёзовая авиационная фанера.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладки – белый ясень.
Вставка под вирбеля – бук.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".

Трапециевидные ученические гусли. 21 струна. Стой диатонический ля мажор (фа диез минор). Идеальный вариант для тех, кто хочет получить трёх октавный недорогой, но звучащий инструмент, приятный в обращении и хорошо строящий, по цене 13-струнных гуслей.

Почему это стало возможным? Всё просто: часть технологических операций в этой модели упразднены, потому что деки его сделаны из берёзовой авиационной (хорошего качества) фанеры.

Пример звучания:


Гусли звончатые крыловидные "Светоч" 30000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Количество струн – 14 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 350 мм, низ – 620 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Утицы, накладка, вставка под вирбеля – бук, клён.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Металлический вал в утицах (держатель струн) – хромированная сталь.

Гусли "Светоч" – лёгкий, компактный, звучный инструмент с нетипично большим для звончатых крыловидных количеством струн – 14 шт., охватывающий две октавы (если две нижние струны настроены в терцию). Использование древесины клёна пределяет выразительное мягкое звучание инструмента, великолепно очерчивающие ноты с минимальным количеством обертонов. Кроме этого эта модель может быть оснащена электронной начинкой для съёма звука обычным гитарным кабелем джек-джек. Отлично показал себя при работе на сцене с 10 кВт-ным усилением. Прошёл проверку на запись в студийных условиях и на концертах (открытие фестиваля "Восхождение – 2013" в Геленджике).

Примеры звучания:

Гусли звончатые крыловидные "Ладья" – 20000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
13 струн, строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека – белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".

Миниатюрный инструмент для походов и фестивалей. Нежная натяжка струн и удобные гитарные кнопки для их замены делают «Ладью» лёгкой в игре и лиричной. Использование специальных технологий позволили создать удивительно компактный и почти невесомый инструмент с рекордным для этих размеров количеством струн – почти 2 октавы. Звук, который определяет верхняя дека из клёна (ярова), округлый, глубокий и звонкий. «Ладья» отлично держит строй, подходит как для аккомпанемента, так и для солирующих партий. Громкий корпус позволяет использовать инструмент в составе ансамбля и на открытых площадках. «Ладья» превосходно показала себя в студии и на концертах.

Посмотреть-потрогать-поиграть на "Ладье" можно у Юрия (г.Москва, м. Домодедовская).
Предварительно созвонитесь-спишитесь, найдите удобное для всех время встречи.
В КОНТАКТЕ

Пиши: [email protected]
звони: +79161233273.

Примеры звучания:

Гусли звончатые крыловидные "Финист" – 35000р.


Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Оригинальная разработка.
Количество струн – 13 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 330 мм, низ – 580 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека – белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладка, вставка под вирбеля – бук, клён, ясень.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Классические гитарные кнопки.

Инструмент, по форме и мензуре повторяющий гусли "Ладья". Различие заключается в материалах, из которых изготовлены верхняя и нижняя деки, и конечно же, в художественном оформлении. На обеих деках инструмента – картины художника Андрея Коптяева, исполненные методом аэрографии. Это не единственный вариант оформления, тематика картин. Их расположение, размер, степень проработки – всё зависит от поставленной задачи и характера испонителя.

Примеры звучания:

Гусли звончатые крыловидные "Ярило" – 35000р.


Инструмент, по форме, мензуре и материалам повторяющий гусли "Ладья". Его отличие – в украшении. На верхней деке "Ярило" – рисунок, сделанные акриловыми тёплыми красками, подчёркивающими открытый солнечный тембр инструмента. Обечайка украшена орнаментом княжеской вязи. Это не единственный вариант оформления, тематика картин. Кстати их можно нанести на любой из наших инструментов. Цена их будет зависеть от сложности воплощения ваших пожеланий. В данном случае стоимость росписи – 15000р.

Звончатые крыловидные (похожи на крыло), но шлемовидные по сути.
Оригинальная разработка.
Количество струн – 13 шт.
Строй диатонический.
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура: верх – 330 мм, низ – 580 мм.

Верхняя дека – клён.
Нижняя дека – белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладка, вставка под вирбеля – бук, клён, ясень.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Классические гитарные кнопки.

Примеры звучания:

Гусли богатырские "Варяг" – 18000р.


Варяг – необычные гусли. Ближайшие родственники их звончатые крыловидные. Однако, их форма весьма отличается от формы предшественников. Длинная мензура и длинный вытянутый корпус определяют бархатный медитативный тембр инструмента. Семь резонаторных отверстий отдают слушателю открытый хорусящий звук, собранный по всему объёмному корпусу. Варяг подходит для наигрышей, аккомпанемента и исполнения несложных инструментальных композиций. Оригинальная разработка.

Количество струн – 9 шт.
Фа диез (верх), ми (низ).
Толщина обечайки – 40 мм.
Мензура – 810 мм (низ) и 550 мм (верх)

Верхняя дека – белый ясень.
Нижняя дека
– белый ясень.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Утицы, накладка, вставка под вирбеля – бук, клён.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Металлический вал в утицах (держатель струн) – хромированная сталь.

Пример звучания:


Гусли сказочные волховские "Стрибожич" – 81000р.


"Стрибожич" – cказочный инструмент с большим корпусом и количеством струн (21 шт.), что позволяет исполнять на нём широкий диапазон мелодических и гармонических партитур. Звучит громко, звонко и членораздельно при игре медиатором и пальцами. В то же время удивительно компактен и лёгок по сравнению с другими трапециевидными гуслями. "Стрибожич" создан для исполнения былин, сказов и раздольных напевов. Благодаря оригинальной резьбе гусляр, играющий на "Стрибожиче" выглядит настоящим сказочником.
Трапециевидные волховские.
Оригинальная разработка.

Количество струн – 21 шт.
Строй диатонический ля мажор (фа диез минор).
Соль диез (верх), соль диез (низ).
Деки
– клён.
Корпус – сосна.
Пружины – резонансная ель.
Накладки и вставки под вирбеля
– бук.
Чембальные вирбеля – MEY NE (Germany).
Струны – рояльная проволока MEY NE (Germany), гитарные струны "Господин музыкант".
Инструмент украшен резьбой мастера Михаила Белопавлинного.

Пример звучания:


Электрогусли. Электросъём звука. Электронная начинка.

Некоторые модели гуслей по специальному заказу могут быть оснащены электронной начинкой. Это Ладья, Рысич, Ратибор, Светогор, Боян, Стрибожич и Прима.
Возможны разные варианты, в т.ч. с вашими приборами.

Рекомендую проверенный, звучный, правда, не дешёвый вариант с немецким сдвоенным (одна таблетка ставится на нижнюю, другая на верхнюю деку) датчиком Schaller Oyster Pickup 722 и корейским инструментальным предусилителем Soho JP-101V. Регулятор громкости доступен через резонатор в соответствии с новыми тенденциями гитарного дела. Все провода закреплены внутри корпуса хомутами из клеевой основы. Питание от батарейки типа "Крона" 9В. Более богатый вариант преампа и датчиков - Гусли, электрогусли, студийная звукозапись.

Заказать гусли:

Пиши: [email protected] , звони: +79158959249, +79859076219.

Заказ на изготовление:

Считаю заказ сделанным, если чётко обозначена комплектация (модель, дерево, оформление, способ крепления струн, возможность подключения) и сделана предоплата. Очередь на изготовление небольшая, но она есть. Ждать, когда "рассосётся" нет смысла, потому что кто-то обязательно опередит с предоплатой, и вы снова окажетесь в хвосте. Заказы в виде "ты делай, делай, а мы посмотрим-послушаем" не принимаются. Качество и звук инструментов стабильное и вы всегда можете услышать образцы звучания в группе В КОНТАКТЕ или приехать лично в мастерскую, чтобы подержать ранее сделанный инструмент в руках. Последнее предпочтительнее. В наличии инструментов мало, но они есть. Посмотреть-потрогать-поиграть можно по адресам, указанным под описанием инструмента.

Время изготовления:

Примерное время изготовления инструмента - 1-2 месяца со дня предоплаты. Если текущая ситуация не позволяет выполнить заказ в срок, то я всегда предупреждаю об этом при предоплате. Предоплата наличными или переводом - 50%, если вы не планируете доставку.

Оплата:

Оплатить можно на карту СБ РФ: 67628038 9893816293.
Другие способы оплаты .

Доставка:

Пользуюсь обычно курьерской доставкой emspost.ru . Они доставляют прямо до квартиры. По России доставка с упаковкой будет стоить примерно 1500 р. Нужен Ваш точный адрес с почтовым индексом, ФИО и контактный телефон для курьера. При доставке отправлением ems предоплата также 50%. Остальные 50% после готовности инструмента перед отправкой. Прежде, чем оплатить заказ, определитесь с комплектом (инструмент, ключ). Рекомендую сразу купить хороший немецкий настроечный ключ в магазине ЛААНС . Дорогой. Есть в наличии и бюджетный вариант за 1500р. Для настройки гуслей нужен хроматический тюнер. Большой ассортимент есть в магазине МУЗДЕТАЛЬ . Ну, и конечно же для сохранности инструмента необходим чехол (кофр). Есть три варианта их пошива:

Волшебство гуслей. Этот старинный инструмент может сделать себе каждый, это достаточно просто.

Люди добрые, люди русские
Не по паспорту, а родству души!
Берегите своё тело в трезвости,
Разум в холоде, а душу в святости,
Не давайте водить себя ворогу
Буераками, да кривым путём,
А идите-ка вы твёрдой поступью
По своей земле да на Прави Путь.
Допишу слова, если словятся,
Может песней стать та пословица.
А понравится — так раздай другим,
Слово верное не теряется.

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей - «яровчатые». Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, - пять. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует пятитоновому ладу русской песни. По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли

Сложно понять - откуда в этом куске дерева и струнах берутся тонкие энергии, упорядочивающие пространство вокруг? Краткий обзор истории гуслей, виды гуслей, строй, приёмы игры - поговорим об этом, но всё это становится неважным, когда инструмент попадает к тебе в руки.


Предисловие к фотографиям:

Как всё начиналось.

Первые гусли делались без чертежей, ни с кем не советовался, умышленно оградил себя от внешней информации. Оставалось только одно - огромное желание попробовать, узнать, что за инструмент, как звучит, как играть. Столярку закончил довольно быстро, использовал подручные материалы и гитарную колковую механику. 7 января поставил струны. Много не ждал, но… произошло чудо!

Гусли зазвучали. И не просто зазвучали, а зазвучали сказочно, завораживающе, волшебно. Учился на них играть методом тыка, благо на гитаре играть умею.

За пару дней подобрал несколько песен и играл их бряцанием. Друзья и близкие оценили, но желание сделать настоящие идеальные гусли только усилилось, когда я увидел недостатки первой модели.

Сделал ещё пару гуслей. На этот раз изучил эскизы и чертежи псковских звончатых крыловидных, съездил на фабрику музыкальных инструментов им. Чайковского. Взял ото всюду самое лучшее, разработал эргономику тела гуслей, закупил немецкие комплектующие (вирибили, струны, лады, гитарные косточки).

Вот, что получилось.







Владимир Борисов - музыкант, поэт, композитор, звукорежиссёр-аранжировщик, кавалер ордена «Единство. Вера, Правда, Честь. За действие во благо России и единение здравых сил на Земле», создатель и руководитель творческого союза «ПОлюбоМУ». Песни «ПОлюбоМУ» не раз становились лауреатами фестивалей и получали премии. Песня «Дорожная» (сл. В.Борисов и А. Сакин, муз. В. Борисов) замечена кинокомпанией «Парадиз» и в 2009 году включена в официальное издание DVD-диска с фильмом “Планета-51». В декабре 2012 года Песня «Рысиюния чарует очи» (сл. и муз. В Борисов) заняла 1 место по результатам народного голосования в номинации Музыка интернет-премии «На Благо Мира».

Татьяна Майорова

Чудо – гитара – 1 место.

Используемый материал : фанера, обвязанная шерстяными нитками с одной стороны и обшита материалом с нарисованными нотами с другой стороны, украшения на липучках.

Музыкальный инструмент можно украшать разными рисунками вышивками (на данном фото - цветы) . Это позволяет ребенку развивать мелкую моторику, фантазию за счет украшений на липучках.

Веселые бубенцы – 3 место.

Используемый материал : разноцветные резинки для волос, бубенцы.

Ребенок надевает резиночки на руки и выполняет различные движения под звуки бубенцов. Этот музыкальный инструмент можно использовать для ритмического сопровождения танцев, плясок, песен, игр и инсценировки пьес.

Бубенцы способствуют развитию чувства ритма и музыкального слуха .

Сенсорное пианино.

Используемый материал : дощечка обклеена бумагой, липучка черного и белого цвета.

Каждая клавиша пианино сделана из липучки, что позволяет ребенку развивать мелкую моторику и тактильные ощущения.


Используемый материал : коробка из-под конфет, карандаш, канцелярские резинки. В украшении музыкального инструмента принимал участие ребенок – аппликация+рисование пальчиками.


Стучалка.

Используемый материал : 2 бруска, дверные петли, ручки.

Просто гитара.

Используемый материал : многослойный картон, леска для струн, бубенцы для озвучивания.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПЕДАГОГОВ ГРУППЫ .

Тамбурин - 1 место

Используемый материал : пяльцы, разноцветная тонкая ленточка, бубенцы, тонкий материал.

Веселушки – 1 место.

Используемый материал : разноцветная ткань, бубенцы.



Данные инструменты являются украшением музыкального уголка , используются детьми в свободной, игровой, театрализованной деятельности и на занятиях.


Публикации по теме:

Самодельные музыкальные инструменты Музыкальные инструменты возникли в глубокой древности, при археологических раскопках найдены инструменты относящиеся к 2-3 вв. до нашей.

Детские музыкальные инструменты своими руками. Наверняка вы уже играете со своими малышами различные музыкальные игры, читаете им музыкальные.

Для гармоничного развития малышей в возрасте от полутора до трех лет немаловажно слуховое восприятие и чувство ритма. Развивать и то и другое.

Скоро в нашем садике будет конкурс музыкальных уголков. Мы на родительском собрании решили изготовить музыкальные инструменты своими руками. По.

Доступными, а потому любимыми детьми, являются шумовые музыкальные инструменты. Дети по-новому слышат мир звуков,а их вокруг нас много.

Конспект НОД «Музыкальные инструменты» Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах. На земле у каждого Есть родимый дом. Хорошо.

Проект «Музыкальные инструменты своими руками» Руководитель проекта: Карташёва Наталья Павловна – муз. руководитель Тип проекта: творческий,.

Гусли, которые можно купить у нас:

Древние гусли

«Гусельная доска», «досточка гусельная» - под таким названием упоминается в песнях и былинах инструмент и его составные части: «досочка», «шпенечки» (название колков в былинах, служивших для «налаживания» струп, иначе настройки), струны. Корпус гуслей состоял из нескольких дощечек, собранных затем в широкий и плоский ящик, имеющий внутри резонаторную полость. В старину материалом для изготовления служили явор (разновидность клена с белой древесиной), рябина, яблоня, ель. Струны на гуслях настраивали с помощью шпеньков. На корпусе древних гуслей устанавливалось пять струн.

Совсем недавно при археологических раскопках, проводившихся в Новгороде (1951-1962 гг.), в культурном слое XI века среди предметов из кожи, кости, тканей и дерева были обнаружены и музыкальные инструменты. В числе находок были детали и самых древних гуслей.

Обломки пятиструнных гуслей с надписью «СЛОВИША», обнаруженные археологами в Троицком раскопе в слое XI века г. Новгорода.

Были также найдены главные детали инструмента - верхняя дека и струнодержатель. На одной из частей гуслей была вырезана надпись «Словиша». По предположениям исследователей, возможно, это имя древнего гусляра и одновременно мастера, сделавшего гусли. Отверстий на верхней резонаторной деке еще не было.

Особую ценность археологических раскопок в Новгороде представляют подлинные гусли первой половины XII века. Корпус инструмента из деревянного бруска выполнен в более изящной форме. Это плоское корытце с пазами для шести колков. Левая сторона инструмента имеет скульптурное оформление в виде головы и части туловища ящера. На тыльной стороне - изображение льва и птицы. Орнаменты на гуслях свидетельствуют о языческих культах древнего Новгорода. Материалом для изготовления служила древесина березы, рябины, ели.

Сверху полость закрывалась еловой декой, усиливающей их звучание. В нижней части размещался круглый валик, т. наз. струнодержатель, в верхней - деревянные колки настройки инструмента. Металлические струны (от 4 до 6), установленные на инструменте, усиливали его звучание. Эта простейшая форма гуслей способствовала тому, что играющие могли носить инструмент «под пазухой», «под мышкой».

Музыковеды считают, что пятиструнность гуслей соответствует пятитоновому ладу русской песни. Игрой сопровождали пение медленных песен и плясовых мелодий. Пальцы левой руки играющего ставились между струн так, что во время игры ими свободно и поочередно прижимали струны, а правой рукой бряцали по струнам, извлекая простые последовательные аккорды.

На протяжении многих веков гусли усовершенствовали, изменяя форму, увеличивая количество струн, украшая резьбой и росписью. Существуют гусли шлемовидные, треугольные, трапециевидные, прямоугольные (щипковые).

Разновидности гуслей

Гусли шлемовидные , или «псалтирь », имели шлемовидный клееный корпус из тонких дощечек, обычно еловых Размеры инструмента - длина 900 мм, ширина 475 мм, высота ПО мм. Количество струн от 11 до 36.

Большой популярностью в народе пользовались 20-25-струиные гусли. Звукоряд диатонический. Струны на инструменте устанавливали жильные, поэтому звучание было тихое и мягкое.

Гусли трапециевидные были сконструированы в XVI-XVII веках на основе гуслей звончатых и шлемовидных. По размерам они намного больше - длина 1500 мм, ширина 500 мм, высота 200 мм.

Дека сделана из ели и имеет резонаторное круглое отверстие. С наружной стороны деки укреплены две дугообразные планки. В одной закреплены металлические штифты для крепления струн, в другую ввинчиваются металлические колки. Количество струн от 55 до 66. Строй вначале был диатонический. Позднее хроматический. Широкого распространения в народном музицировании не получили.

Гусли крыловидные (или звончатые ) состоят из долбленого или клееного плоского корпуса крыловидной формы, на деке которого натянуты от 4 до 9 металлических струн. Размеры - длина 600 мм, ширина 250 мм, высота обечайки (боковой части) 45 мм. Некоторые образцы XI-XIV веков имели по 9 струн, в XVIII веке уже от 5 до 14 струн, и диапазон от кварты до двух октав. Строй их был диатонический, обычно мажорного лада, а низкие звуки образовывали квинтовый бурдон по отношению к основному звукоряду.

Со временем на смену музыкальным произведениям былинно-распевного характера приходит песенный фольклор, который вызвал появление новых музыкальных инструментов. Бытование гуслей сохраняется лишь в северных районах России - Новгород, Псков, Вологда, Архангельск, Кострома и др. За последние два столетия фольклорно-этнографическими экспедициями найдено большое количество как самих инструментов, так и гусельных наигрышей, приемов игры на них.

Настройка инструмента

Результаты исследований показали, что во всех разновидностях инструмента основой является корпус-резонатор с натянутыми струнами, предназначенными для извлечения звука только одной высоты. Если на древних гуслях количество струн 4-5, то гусли более позднего периода имели 7-9 струн разной длины, которые натягивались параллельно одна другой.

Для исполнения народной музыки такой звуковой диапазон считался достаточным, так как обычно народные исполнители при игре используют две-три тональности. Гусли имели следующие строи:

  • пятиструнные гусли настраивались по звукам терцового ряда (ля(1), до(2), ми(2), соль(2), ля(2));
  • семиструнные имели диатонический строй, в котором нижняя струна являлась бурдоном и настраивалась в квинту по отношению к диатоническому звукоряду;
  • иногда гусли настраивали в минорный звукоряд.

В начале XX века появились усовершенствованные гусли, корпус которых склеивался из тонких дощечек (деталей), а количество струн увеличилось уже до тринадцати.

Способы извлечения звука

При игре гусли находятся у исполнителя в вертикальном положении, верхний угол инструмента слегка прижимается к груди. Колени - основная опора для гуслей, во время игры они слегка раздвинуты.

Пальцы левой руки находятся на струнах (при игре ими приглушают звучание ненужных струн), пальцами правой руки ударяют по открытым струнам. Пальцы всегда расположены у ре-зонаторного отверстия. Чуть согнутыми, без напряжения подушечками пальцев прикасаются к струнам.

Движение кисти руки при ударе должно направляться в правый угол инструмента.

Играют на гуслях медиатором.

Это небольшая продолговатая пластинка с заостренным утлом, сделанная из кости, пластмассы, пластика. Размеры медиатора: длина не превышает 25 мм, ширина 20 мм, толщина 1 мм, форма овальная. Играют медиатором с двух концов: заостренный край дает резкий звук, заоваленный - более мягкий. Для мягкого звучания медиатор слегка сжимают, ослабляя пальцы правой руки. Левая рука при перестановке пальцев на струнах в различные позиции заглушает те струны, входящие в аккорд, которые не должны звучать.

Приемы игры

Звук на инструменте извлекается следующими способами:

  • бряцание - поочередные удары медиатором по струнам вниз и вверх;
  • арпеджио - последовательное извлечение звуков, входящих в аккорд, от низких звуков к высоким, то же в обратном движении;
  • глиссандо - быстрое скольжение медиатором по открытым струнам;
  • тремоло - быстрое чередование легких ударов медиатором по струнам, с определенной частотой, попеременно вниз и вверх;
  • пиццикато - воспроизведение отдельных звуков или аккордов щипком подушечек пальцев правой или левой руки;
  • извлечение аккордов - производится ударами медиатора вниз.

Удар по струне делается более резко и сильно, акцентируя.

Устройство и основные детали инструмента

Гусли состоят из трех основных частей (деталей): корпуса, струнодержателя, колков; металлических струн. Встречаются образцы гуслей, на которых вместо деревянных струнодержателей и колков устанавливаются металлические - более прочные, выдерживающие нагрузку при натяжении струн.

Для корпуса гуслей используется высушенная доска березы, рябины, клена, ели. Поверхность древесины должна быть ровной, доска - гладко простроганной с четырех сторон (две пласти и две кромки) и отпиленной по размеру.

1. Дека верхняя и нижняя; 2. Резонаторные отверстия; 3. Колки; 4. Держатель струн; 5. Струны.

Изготовление инструмента ведется в следующей последовательности:

  • древесина (доска) должна быть качественной, без гнили, трещин и выпадающих сучков;
  • с торцевой стороны меньшего размера прямой или полукруглой стамеской (можно ударами деревянного молотка - киянки) делается углубление. Затем эта операция выполняется с другого конца;
  • овальное углубление выдалбливают или выбирают от торцов к середине, а затем этой же стамеской срубается выступающая середина;
  • остающиеся после обработки следы срезов, борозды, шероховатости тщательно зачищаются наждачной бумагой, сначала с крупным зерном, затем с мелким. Идеальное шлифование внутренних емкостей достигается круглыми дисками, состоящими из полосок наждачной бумаги. При работе насадка вставляется в патрон электродрели;
  • в результате такой обработки в заготовке (доске) образуется углубление овальной или прямоугольной формы, которое должно иметь припуск в толщине стенок и дна примерно от 3 до 5 мм.

Таким образом, с боковых и торцевых сторон доски получаются четыре стенки. Торцевые стороны должны быть более широкими.

Далее на торцевые или капковые бруски в верхней части будущего инструмента устанавливают колки, в нижней - струнодержатель (металлический пруток или трубочка из прочной стали), способные выдерживать довольно сильное натяжение струн. Перед установкой колков и струнодержателя на корпус, имеющий прямоугольную полость и четыре стенки, приклеивается важная деталь инструмента - дека.

Дека (от нем. Decke, букв. - крышка) - необходимая часть корпуса струнных инструментов, служащая для усиления и отражения звука. Изготавливается из резонансной древесины, но также применяют и клееную фанеру.

Колебания струн передаются декой через подставку. Верхняя дека инструментов имеет резонаторные отверстия. Чтобы дека не деформировалась при натяжении струн, ее наклеивают на деревянные планки (пружины), проходящие внутри корпуса.

При помощи колков производят натяжение струн. Колки на корпусе гуслей устанавливаются примерно на глубину 30 мм под небольшим углом для более устойчивого и надежного упора.

Колки инструмента

Колок - небольшой металлический цилиндр, в верхней части имеет четырехгранную головку с отверстием для струны, в нижней - очень мелкую насечку или мелкую резьбу. Диаметр колка 7 мм, длина от 50 до 60 мм. Колки устанавливаются на широкой стороне инструмента. Для более прочного крепления колков в прямоугольную полость в место их установки можно вставить, а затем и приклеить брусок из более прочного дерева (бук, клен).

Роль штифта, за который привязываются струны, выполняет металлический пруток (трубочка). Его концы вставляются в отверстия двух т. наз. «щечек», изготовленных из дерева. При помощи шипов они приклеиваются на корпусе сверху деки. Крепление струнодержателя производят на узкой стороне корпуса.

Иногда применяют согнутую стальную трубочку, на концах которой делают насечки для прочного закрепления в корпусе. Диаметр отверстий, рассверливаемых в бруске, должен быть меньше диаметра трубки. Установка струнодержателя в отверстия производится эпоксидным клеем.

От плотности дерева, размеров отверстий, обезжиривания колков зависит сила трения между стенками отверстия и колка и соответственно настройка и чистота строя инструмента. Диаметр отверстий должен быть меньше диаметра колка примерно на 1,5 мм. Благодаря трению сопротивление в гнезде колка превышает силу натяжения. Нужно учесть, что частое вывинчивание колков из корпуса гуслей приводит к ослаблению их прочной посадки.

Струны

Звучание гуслей зависит от качества струн. На современных гуслях струны делаются из проволоки, изготовленной из специальных сортов стали. Различаются струны по длине и имеют сечение - от тонких 0,30 мм до более утолщенных 0,70 мм. В данном примере струны, натянутые на гуслях, не имеют подставки, и их звучание - нежное и звенящее.

Размеры основных деталей инструмента

Устройство гуслей, приведенных на рисунке, отличается тем, что на пружине, проходящей по диагонали инструмента и закрепленной на корпусе, устанавливаются колки для струн. Обычные варианты изготовления - колки находятся в верхней части корпуса, а струнодержатель - в нижней.

Мы рассмотрели способ изготовления десятиструнных гуслей из целой деревянной заготовки.

Соединение заготовок на клею

В приведенном выше примере при изготовлении гуслей была использована заготовка из целой доски. Ее размеры, особенно ширина, были достаточны для работы. Но для того чтобы изготовить инструмент большего размера, ширины одной доски бывает недостаточно, поэтому заготовку склеивают в небольшой щиток, состоящий из двух досок. В домашних условиях эту работу производят в простом прессе (т. наз. вайме) следующим образом:

Как показано на рисунке, буковые пластины закрепляются: 1) в нижней части гуслей для крепления струнодержателя; 2) в середине по диагонали для крепления колков; 3) в верхней части гуслей небольшая планка для прочной склейки деки. Диагональная планка 2, в которую вставляются колки, имеет такую форму. Она одновременно служит пружиной деки, приклеиваемой к бруска.

Сжатие досок осуществляется двумя деревянными клиньями, забиваемыми навстречу друг другу. Соприкасающиеся кромки досок смазывают клеем ПВА, столярным, казеиновым, при склеивании под доски подкладывают картон, чтобы они не приклеились к щиту.

При забивании клиньев склеиваемые дощечки могут выгнуться вверх. Чтобы избежать этого, нужно сверху дощечек положить груз. Мастера по деревообработке различают правую и левую сторону досок. Правая сторона расположена ближе к сердцевине ствола, левая - к его коре, поэтому правильное склеивание такое, когда склеиваются правая и левая сторона. Для прочности склейки острием ножа делают царапины на обеих склеиваемых поверхностях. После высыхания (12 ч) заготовку обрабатывают, убирая остатки клея.

В целях более прочного крепления колков отверстия в корпусе на левой боковой стороне рассверливаются на 1,3 мм меньше, чем диаметр самих колков.

Крайние колки находятся на расстоянии 75 мм от края сторон. Расстояние между колками 25 мм. Штифты для крепления струн устанавливаются на расстоянии 15 мм друг от друга, а. крайние расположены на расстоянии 45 мм.

Крепление верхней и нижней деки производится при помощи пружин с верхней и нижней стороны корпуса. Пружины усиливают сопротивление деки и равномерно распределяют по ней звуковые колебания. Они приклеиваются к деке и крепятся также к корпусу инструмента.

Разновидности гуслей, корпус которых изготавливается способом долбления (выборкой) древесины из заготовки:

Размеры корпуса могут быть разньши, например: 1) длина 70 см, верхняя часть по диагонали 20 см, нижняя 12 см, колков 9 шт. 2) длина 50 см, верх по диагонали 30 см, низ 15 см, колков 13 шт; 3) длина 45 см, ширина 15 см, колков 9 шт; 4) длина 60 см, верх 12 см, низ 7 см, колков 6 шт. Ширина также колеблется от 35 до 45 см.

Образец гуслей, изготовленных из дощечек клеевым способом

Для того чтобы не приглушалось звучание струн, на углах двух торцевых сторон устанавливаются металлические пластины в форме уголка, а на деке размещаются две подставки из твердого дерева (бук) для струн, имеющие острый угол. Количество струн 10 штук.

Еще в древности сложился репертуар гусельной игры: это песенные, плясовые и танцеваль¬ные наигрыши, польки и вальсы.

В начале XX века музыкантом-этнографом Н. И. Приваловым и гусляром О. У. Смоленским гусли были усовершенствованы: корпус треугольной формы склеивали из деревянных деталей, количество струн увеличили с 5 до 13, создали ансамблевые разновидности - пикколо, приму, альт и бас. По устройству гусли различаются лишь размерами корпуса и деталей, диаметром струн.

В настоящее время используются преимущественно гусли прима, имеющие 15 струн и диатонический строй.

В концертной деятельности, происходит встреча с соратниками - Валерием Гараниным, Любовью Басурмановой, Максимом Гавриленко, Василием Жданкиным и гитаристом Иваном Смирновым. Принимает активное участие в фестивалях духовной и традиционной музыки. Его культурная миссия в Сербию в начале 2005 года оказалась очень важной для духовного единения русского и сербского народов, результатом которой стал концерт «Русские за детей Косово».

Певец-гусляр Андрей Байкалец . Пришел в Москву пешком из древнего города Иркутск, от священных вод озера Байкал. Гусляр-певец из глубинки, из самой народной гущи. Появление его неожиданное было радостным событием для многих. И облик его открытый, и гуслей звучание звонкое, и сам голос - все это гармонично сливаясь воедино, пробуждает живые картины старины. Духовные песни, былины, исполняемые им, тревожат, согревают душу, надолго остаются в памяти. Удивляет обилие его репертуара, зрелость христианского мировоззрения.Он знает, что нужно делать, куда идти и что ожидает нас впереди. В песнях его звучит тревога, призыв, и в то же время, в них надежда, вера и любовь к ближнему. Наиболее популярен его альбом "Раю мой Раю". Можно посмотреть его практически последний видео урок.

| | | | | 7 |

Мы продолжаем разговор об изготовлении гуслей звончатых (см. № 2, 2003 г.). На этот раз с руководителем хора рожечников, мастером по деревянным музыкальным инструментам, прекрасным музыкантом, собирателем древних музыкальных инструментов, концертмейстером фольклорного ансамбля «Веретенце» Борисом Серафимовичем Ефремовым.

Предыстория

Интерес к народным инструментам, к процессу их изготовления у меня начался с подарка ученицы - белгородского пищика. Методом проб и ошибок я научился его делать. Потом по книге А. Рудневой «Курские танки и карагоды» смастерил жалейку. После этого были освоены кугиклы, пыжатки, дудки. Захотелось сделать гусли.

С чего начать?

Нам нужен набор инструментов для работы по дереву: топор, полукруглые и прямые стамески, молоток, дрель со сверлами, ножовка, напильник, рубанок, наждачная бумага.

Дерево (половина бревна или брусок) может быть любое, но лучше - звучащее, то есть клен, сосна, ель, в Сибири - кедр. В этом смысле больше подходят ель или клен. Дерево должно быть высохшее, без трещин, или высушенное. Если оно свежее, то работу надо делать максимально быстро, иначе древесина начнет трескаться. А чтобы дерево не сохло, надо в перерывах в работе над гуслями заворачивать его в целлофан. Оптимальный диаметр бревна - 35-40 см, длина - 1 метр.

Похожие публикации