К какому древнему городу относится слово этрусский. Этруски: действительно ли они предки русских

Порассуждаем, опираясь на факты.

Красивое русское слово мир . А сколько с ним связано в истории.

Все помнят нашу последнюю орбитальную станцию Мир . Старшее поколение граждан СССР ещё помнит лозунги на крышах домов: Миру мир , Мир во всем мире .

Смысл этого слова хорошо знали коммунисты, церковь и цари. Это слово притягивало тогда, магнитит и сегодня.

Ещё в школьной истории мы видим, как стремились к миру Византии наши князья. Сначала совершали набеги, словно мальчишки, которые знакомятся с девочкой подзатыльниками. Позднее Русь и Византия уже закрепляли связь династическими браками, а князья не сопротивлялись религиозному слиянию с Византией. Их не остановила даже потеря самобытности и части суверенитета. Утраты от , очевидны, но было что-то, что оказалось важнее этих потерь.

В нашей истории есть и таинственная неожиданность, с какой возникла философская идея «Москва - Третий Рим». Вроде бы ей и возникнуть неоткуда, но как ярко в грамотке смиренного монаха Филофея прозвучало: «Два Рима падоша по грехам своим, третий же стоит, а четвертому не бывать».

Не считали на Руси Парижи и Лондоны, а вот Римы сосчитали. Любопытно это. А ведь не просто сосчитали. С Римом даже свою географию связывали.

Прочтем мало известное стихотворение Тютчева «Русская география», 1886 года. Попытайтесь увидеть скрытый в нём смысл.

Москва и град Петров, и Константинов град -

Вот царства русского заветные столицы…

Но где предел ему? И где его границы -

На север, на восток, на юг и на закат?

Грядущим временам судьбы их обличат…

Семь внутренних морей и семь великих рек…

От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,

От Волги до Евфрат, от Ганга до Дуная…

Вот царство русское… и не прейдет вовек,

Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Оставим библейское пророчество и взглянем на град Петров , который у поэта - отнюдь не Петербург, а Рим! Город апостола Петра упомянут в одной строке со вторым Римом - Константинополем и третьим - Москвой.

За много веков до христианства,Первый Рим получил свое исконное первое название - Мир , и слово это как вы понимаете русское. Мир в обратном прочтении дает наше же звучание - Рим . А на любом иностранном языке он - Рома .

Интересная заморочка «Рим=Мир», стала предметом внимания ученых. А раскрытие этой тайны привело к обнаружению, может и большему чем просто страница в истории. Разумеется, этому открытию хода не дают. Потому что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет».

Именно история Рима и является темой нашего сегодняшнего исследования.

Когда крестили страну, и когда создавали будущую Россию и СССР, все и Владимир креститель, и Иван III , и коммунисты действовали в русле одной идеи. Во все времена руководители страны считали себя восприемниками древней Империи. В истории тому множество свидетельств. Так, например, считал князь Святослав сын Великой княгини Ольги. Он заявлял: «Не любо мне жить в Киеве. Хочу жить на Дунае, в Переславце. Тот город есть середина моей земли...» . И как вы думаете, где эта земля с центром в Переславце? Тоже думал и Иван III , провозглашая себя правителем не существующего, а будущего государства . Он видел в составе Руси Балканы и черноморские проливы со Святой Землей. Вот выдержка из пасхалии Ивану III в 1492 году. «Сам Бог поставил Ивана III - нового царя Константина новому граду Константина - Москве» . Не отстали от них и коммунисты, когда в своей Конституции СССР 1924 года писали про Мировую Социалистическую Советскую Республику . Что бы считать себя наследниками Римской империи нужно иметь хоть какие-то для этого основания. И похоже они эти основания имели.

Кстати в те стародавние времена историки насчитали Киевов аж 16 штук. Про один из них ещё сказал Адам Бременский: «Киев — соперник Константинополя, славнейшее украшение… Греции » . Куда только та география подевалась из истории?

Продолжим про начало Империи Рима.

В статье В.А. Чудинова «Велитернский крест - раннее христианство или поздний ведизм?» сообщается:

«Слева мы читаем слово РИМ, справа - слово МИР, что еще раз убеждает нас в том, что РИМ = МИР, то есть, что город Рим, когда-то был назван русским словом Мир».

На изображении вынесены увеличенные фрагменты.

«При чтении этрусских надписей я понял, что город Рим был наименован русскими, которые его заложили и построили. МИР, однако, при чтении справа налево, которое тогда входило в моду, стали читать РИМ».

Это что же? Этруски предшественники римлян по паспорту оказываются русскими?

Начнем по порядку.

Историкам известен т.н. Велитернский крест.

Крест как артефакт,датируется VI веком н.э., обретен в центре Апеннинского полуострова.

По пропорциям это христианский католический крест! Языческие кресты равноконечные, этот вытянут в длину. Но по изображениям - крест славянский!

На обратной стороне все лики зооморфные; в центре лик Агнца-Яра, вверху лик сокола-Яра, слева - лик Агнца в качестве азиатского Исы, справа - лик Агнца-Христа, внизу - лик медведицы Макоши .

Так что это скорее крест Яра, чем Христа.

Теперь о названии города.

Славянское слово МИР как название города не случайно. Оно входит в гнездо славянских слов для наименования городов, например, Владимир = Владей Миром; Владикавказ = Владей Кавказом. И сегодня известен Мир — исторический город в Белоруссии.

Короткое название Мир в Белоруссии вовсе не случайно. Как мы увидим дальше, эта традиция принадлежит белорусским кривичам.

Как Мир стал Римом и Ромой.

Обратное произнесение слова отражает реально существовавшее противоречие чьих то интересов. Потому и слово «Рим» живет только в русском языке.

Каноническая формула латинских законодательных постановлений, выражаемая словами «Urbis et orbis» - переводимая как «городу и миру» имеет и ещё один вариант перевода дословный - «городу и его окружению». Так что латинские постановления имеют исходное русское значение «Миру и Риму», т.е. «русскому городу и окружающему его латинскому населению».

Сначала имело место этническое противостояние, выражавшееся в словесной форме. Из-за различия в языках русское название города Мир окружающими латинянами произносилось как А-мор .

Возникновение слова Амор объяснено В.А. Чудиновым («Боги меняются. Мои ответы Михаилу Задорнову»):

«…Ну вы знаете, как абхазы, они не могут сказать «магазин», они пишут «амагазин». Они не могут сказать «ларёк», а пишут «алариок». Так и тут».

Этническое противоречие русских горожан с окрестными латинянами проявилось и в лингвистических перестановках. Русский Мир , произносимый латинянамикак А-мор, при обратном прочтении превратился в известный всем Рома .

Итак мы имеем в истории РИМСКУЮ или МИРОВУЮ Русь с центром в городе МИР.

И это не красивая фантазия с обратными прочтениями. Подобные метаморфозы окружают нас и теперь. В литературе нередко можно встретить слово гой . Но при обратном прочтении по правилам идиш мы видим первоначальное сакральное слово йог .

Перед нами однозначная цепочка рассуждений. Русский Мир конфликтовал с латинским Римом и Рим в конце концов одержал верх. Этруски, а теперь кажется все-таки русские, утратили контроль над городом. Что было дальше пока неясно. Латиняне вроде стали хозяевами, но до VI века н.э славяно-христианские кресты на той же территории изготавливаются по славянской мифологии.

Ясно одно. (Цитирую Сомсикова)

В окрестностях города Мир латинское доминированние. В городе происходит изменение соотношения русского и латинского населения в сторону нарастания латинской составляющей. Процесс завершается латинским переворотом. Отныне город носит наименование от победителей. Нет больше никакого Амора, есть чисто латинский город Рома.

Это подтверждается метафорической историей двух братьев-близнецов Ромула (Рома) и Рэма (Рим). Здесь отражено традиционное русское отношение к окружающим, как к братьям. Русские князья обращались к равным себе и называли друг друга брат. Вспомним недавно существовавшие «братские» республики стран народной демократии. Это естественно именно для русского восприятия. Затем «брат» Ромул (Рома) убивает своего «брата» Рэма, т.е. окружающее латинское население врывается в город и истребляет русских. Русские (или этруские) естественно исчезают из истории Апеннинского полуострова и никогда более не упоминаются, зато возникает «научная загадка этрусков».

Предшественники римлян имели более высокую городскую культуру, и затем неведомо куда и как внезапно и навсегда «исчезают». Подобные «таинственные исчезновения» можно наблюдать в новейшей истории в городе Грозном, в котором после военных действий также «таинственно исчезли» русские жители. Не менее «таинственно» сокращается численность русских в когда-то тоже братских союзных республиках бывшего СССР.

Как видим «научная загадка этрусков» не такая уж и научная и вовсе не загадочная.

Как возник термин этруски .

Вероятно, русские и латиняне уверенно различались по внешнему виду. Предположительно русские были повыше ростом и более светловолосые. Недаром у римлян возник миф о высокорослых Атлантах. Южане-латиняне соответственно - ниже и чернее. Русские в толпе выделялись, что обозначалось указательными высказываниями «это русский» и «это русские» - слитное редуцированное произношение даёт «этЪруски».

Выбор между латинством и византийством.

Итак, наших предков победили латиняне, затем потеснили германцы и греки. Так же были «освоены» и прочие территории Руси, включая восточную Прибалтику с её городами, основанными русскими князьями.

Наши княжеские и царские предки про то ведали. А вот для нас все это удивительное открытие и где-то даже неправдоподобные. И теперь мотивы княжеских поступков, при установлении отношений с Римом и Константинополем становятся понятными. Рим - наш древний исторический враг, а Константинополь антипод Рима, и следовательно наш потенциальный союзник. Вот почему в ситуации выбора и не пожелали принять латинское католичество, а предпочли византийский обряд - Православие.

Этруски, кто они.

Справочники и энциклопедии сообщают следующее.

«Этруски (лат. Etrusci, самоназвание Rasenna) — древний народ, населивший в первом тысячелетии до н. э. северо-запад Апеннинского полуострова. Этруски создали развитую цивилизацию, предшествовавшую римской. Этруски подарили миру своё инженерное искусство, умение строить города и дороги, арочные своды зданий и бои гладиаторов, гонки на колесницах и погребальные обычаи. В VII веке до н.э. народы, населявшие Этрурию, владели письменностью».

А теперь взгляните на письмена этрусков. Буквы ничего не напоминают? А до Кирилла и Мефодия ещё более тысячи лет. Не говоря уже о государственном празднике «создания» греками славянской письменности. А здесь мы четко видим письмо, написанное справа налево. Взгляните на инвентарные музейные номера внизу фотографии. Перед нами свидетельство обращенного письма и обратного чтения у этрусков. Позднее на Велитернском кресте мы видим уже письмо протокириллицей слева направо. Данный пример конкретно подтверждает существование прямого и обратного письма на одной территории.

На лицо все основания выступить в ЮНЕСКО с предложением об учреждении памятника Славянам - основателям европейской письменности.

Рим находился под влиянием этрусков до середине VI в. до н.э. Около 510 г. до н.э. этрусские правители были изгнаны из Рима, а заодно и из истории .

Точных свидетельств о происхождении этрусков наука почему-то не знает, хотя археология располагает значительным количеством артефактов именно культуры этрусков, включая письменные свидетельства. Сообщается, что и письмена до сих пор также не прочитаны. Такое случается в науке всякий раз, когда на самом деле речь заходит о славянах и предков русских. Существует лишь современное «общепринятое» предположение, поддержанное ещё Папой Пием II о том, что этруски это выходцы из Лидии, области в Малой Азии, вынужденные покинуть родину из-за страшного голода и неурожая.

Как утверждал в V веке до н. э. Геродот, этруски пришли на Апеннины с севера, когда рухнула микенская цивилизация и пала империя хеттов, то есть появление этрусков можно датировать XIII веком до н.э. Датировка связана с событиями, происходившими в соседних римлянам и грекам странах, где все друг друга хорошо знали. Но это вовсе не доказывает, что этруски пришли в будущую Италию от соседей по Средиземноморью. Странно, Геродот почему-то указывал на север. Но гордые патриции славян равными себе не признавали, что до сих пор отражается и в исторической науке.

Из версии Геродота былсоздан миф о том, чторимское государство основано героем Энеем после гибели Трои и его бегства на запад, и никаких этрусков учителей римлян. Но дело не так просто. Отсюда от Энея рукой подать до славян-венедов. А венеды у нас в истории Рима отметились очень ярко. Венеды исповедовали культ Венеры-Лады, который и принесли будущему Риму.

Венера в Древнем Риме почиталась как прародительница римского народа, а Рим основал троянец Эней - сын Венеры. Дальше лингвисты приводят нас к латинскому прочтению имени сына Венеры. Слог Aen в латинском написании Энея - Aenea читается как Ven, в русской транскрипции - Вен , и мы получим для Энея - Веней , для энейцев Aeneadae - венеды.

Сегодня эти сказания прячут в тень и наоборот выпячивают историю про волчицу вскормившую братьев Ромула и Рема. Но как мы уже видели, история братьев является метафорическим отражением того древнего противостояния этрусков и латинян.

Итак, создание Римского государства связано с предшествующей цивилизацией этрусков и переплетается с венедами в мифах самих римлян.

Процитируем фрагмент интервью академика В. Чудинова, данное газете Красная звезда, 18 апреля 2007 года:

«Этрусский язык - это разновидность белорусского языка. Они пришли от кривичей. Как известно, кривичи жили на востоке Европы...» (но севернее Апеннин, куда указывал ещё Геродот, прим А.Ш.). Далее Чудинов сообщает: «Приступая к дешифровке этрусской письменности, я исходил из гипотетического предположения, что этруски были славянами, а потом понял, что они ими и были. Это восточные славяне со Смоленщины».

Вот и явное подтверждение перевода . Этимология названия «кривичи» основана на санскрите, древнем варианте русского языка.На языке Ариев «кри» означает - письмо, письменность. А «вич» - значит «жизнь». Следовательно, термин кривичи можно понять как «живущие с письмом», или по-простому, - грамотеи. Ещё раз взгляните на колонну из Перуджи с этрусскими письменами кривичей. И после этого вы по-прежнему верите в этрусскую загадку, и в греческий письменный подарок славянам?

Продолжим цитировать Чудинова. «Позже стало выясняться, что они не только создали Рим, но и были первыми его обитателями, то есть в Риме первой прозвучала славянская речь».

Термины русский и славянин.

Определимся с терминами. В современном понятии и русских и славян в рассматриваемый период не было. Но существовали народы принявшие общую религиозную философию, определявшую их общий образ жизни. Генетически предки тех, кого мы сегодня именуем как славяне и русские это общность различных народов, но повторюсь принадлежавших к одной религиозной культуре, а отсюда и общность языка.

Кстати о языке. Этруски венеды оставили римлянам целый ворох своих слов памятников. Вот только некоторые их них. На латыни слово храм прозвучит как ведес (aedes), знаменитый латинский эфир (aether) - как ветер . И нас не будет уже удивлять, почему по-древнеримски топор - это секира от знакомого нам глагола сечь , а пастух - пастор от нашего же глагола пасти ; латинский окулист - от слова око , а юстиция - от слова устав , уста . Стоит задуматься, а такое ли римское это Римское право , на котором основана современная юстиция. "Мифы древних славян". М., 1993

Продолжение следует.

5 839

История человечества последних тысячелетий знает многочисленные свидетельства Великих переселений народов из одних районов Земли в другие из-за резкого ухудшения природных и климатических условий. В результате этого многие народы покидали территории прекрасных земель, где их предки осёдло жили много столетий и тысячелетий. На этих землях им пришлось оставить (во власти природных стихий) свои города и сёла, дворцы, величественные культовые строения, памятники культуры, наземные и подземные сооружения, некрополи и т.д. Народы переселялись, взяв с собой только самое необходимое, оказавшись вдруг беженцами-кочевниками. Переселение шло на свободные земли добрых соседей, одновременно вёлся поиск более свободных территорий в далёких краях Земли.

Известно, что многие переселявшиеся народы были наследниками великих цивилизаций. Невольно напрашивается вопрос, а что же они оставили из материальных творений на покидаемых землях? Хотелось бы знать, где и какими были их города и культура. Характерно, что большие народы переселялись с места на место во главе своих административных и духовных лидеров (царей, князей, жрецов, героев). Этот порядок сохранялся практически во все тысячелетия. Такая надёжная система самоорганизации с заботой о единении общества прошла испытание на прочность через многие тысячелетия, позволив сохранить длительное историческое существование народов, как этноса. Не многие народы современности могут гордиться сохранившимся духовным и административным самоуправлением.

Великие переселения народов происходят чуть ли не каждое тысячелетие. Их возникновение актуально и возможно в ближайшие десятилетия. Если раньше о признаках неизбежного предстоявшего переселения с обжитых мест предсказывали учёные жрецы, то в настоящее время это можно делать на основе богатейшего фактического научно-исторического материала.

Из истории известно, что в Европу пришли с Востока многие народы: этруски, кельты, скифы, арии, гунны, венгры… Они принесли на новые земли свою самобытную культуру, традиции, создав новые города, государства, цивилизацию.

Наиболее глобальными причинами, заставившими людей покинуть свои обжитые земли, являлись: во-первых, опускание под воду островов и прибрежной суши в одних местах (с их полной утратой) и подъём из воды новых островов и суши в других местах с образованием свободных территорий. Известно, что водами морей и океанов поглощены большие и малые острова легендарных земель: Атлантиды, Лемурии, Арктиды, Гипербореи… Процесс опускания и подъёма земель в разных местах наблюдается и в наше время. Второй причиной переселений в нашем Северном полушарии Земли (как и в Южном) является постоянное перемещение по земному шару Северного географического полюса (СГП), а с ним «вечной» мерзлоты и оледенения. Из истории известно, что мерзлота и оледенение были там, где сейчас тепло (Африка, Европа…), а сегодня холодно в тех местах, где было тепло (Гренландия, север нашей страны и её северные острова…). Расположение Северного географического полюса в какой-то мере связано с расположением зон оледенения и мерзлоты. Около 11,6 тыс. лет тому назад СГП находился на северо-западе Канады у границы с Аляской с малой площадью «вечной» мерзлоты и оледенения. Но после гибели и ухода под воду острова Атлантида, СГП начал перемещаться в сторону его сегодняшнего положения, то приближаясь к Аляске и Чукотке, то удаляясь, делая зигзаги в стороны (см. карту-схему).

Процесс переселения народов можно проследить на примере далёких предков кривичей (пракривичей), которые в X тыс. до н.э. занимали территорию к северу от Певека (Чукотка) на многие сотни километров. Но постепенный уход прибрежных земель под воду заставил их переселяться в южном направлении на уровень острова Врангеля и Медвежьих островов, а затем ещё южнее. В VII тыс. до н.э. они размещались вокруг Анадырского плоскогорья (от берега Чукотского моря до Колымского нагорья).

В IV тыс. до н.э. у северо-запада Аляски начал действовать мощный очаг (центр) расползающегося мерзлотообразования и оледенения, распространивший свое влияние на Чукотку. Это заставило пракривичей 6 тыс. лет тому назад оставить свои земли и уйти в западном направлении на берега реки Лены, а затем на Енисей и Урал. Образование новых очагов холодообразования на острове Врангеля, Новосибирских островах и др. позволило распространиться вечной мерзлоте и частично оледенению от Чукотки до Ямала, а в южном направлении — до Алдана, Вилюя, Подкаменной Тунгуски… Всё это заставляло сниматься с места многие обитавшие там народы, уходившие в западном и южном направлениях. Северная Европа и Скандинавия, недавно освободившиеся ото льда и «вечной» мерзлоты, имели свободные, незаселённые территории.

Пракривичи в середине III тыс. до н.э., находясь на Полярном Урале, разделились на две группы. Одна группа ушла на реку Мезень, а затем через Псковские земли, в Прибалтику на Рейн, побережье Северного моря. Эта группа прибыла сюда около трёх тысяч лет тому назад. Вторая группа ушла на юг, западнее Урала в район истока Камы, а далее вдоль Камы, Оки, через Житомирщину, Тюрингию вышла около 4 тыс. лет тому назад (первой) в район Рейна — побережья Северного моря. Около 2,5 тыс. лет тому назад после объединения этого народа с образованием государственности (княжеств) значительная часть северной группы людей вновь ушла в восточном направлении через Дрезден, район Варшавы, Вильнюса, Смоленщины, Брянщины, Московии в Вятские земли. Здесь в середине II тыс. н.э. их самостоятельность прервалась (но их жрецы ушли на Восток). К их забвению приложили усердие Грозный, церковь и др.

Интересны маршруты переселения предков легендарных этрусков, пройденные ими за многие тысячелетия. Назовем их «праэтрусками». 12-13,5 тыс. лет тому назад они обитали на северо-востоке Гренландии. В тот период там было тепло.
Но к X тыс. до н.э. границы мерзлотообразования и льда вокруг полюса начали значительно расширяться с появлением новых очагов холода, да и сам СГП начал активно перемещаться в сторону Гренландии. Под натиском холода в X тыс. до н.э. праэтруски вынуждены были переселиться в район Шпицбергена и Скандинавии. В тот период эта территория входила в одну из 15 конфедераций империи Атлантиды со столицей на севере Скандинавии, остатки которой сейчас находятся на шельфе Норвегии. В поисках более свободных земель праэтруски, к моменту гибели острова Атлантида, переместились за Урал на Северо-Сосьвенскую возвышенность. Наступившее после гибели о. Атлантида оледенение Скандинавии и Северной Европы вызвало волны переселений народов из этих мест в восточном и южном направлениях (этот период переселений пока остается белым пятном человеческой истории). Около 8 тыс. лет тому назад праэтруски переместились за Енисей у Подкаменной Тунгуски, позже они были в районе Байкала (у Бодайбо, Нерчинска), на севере Большого Хингана (Манчжурия). К IV тыс. до н.э. они вышли на земли между Охотским морем и рекой Алдан. Относительно Гренландии эти земли расположены по другую сторону существующего положения Северного полюса. У Алдана народ прожил спокойно около шестисот лет. «Вечная» мерзлота и оледенение, охватившие Чукотку, докатились до Алдана 5,4 тыс. лет назад. Это вынудило праэтрусков (и ряд других народов) уйти в западном направлении. Гонимые распространившимися зонами холода, праэтруски около 5 тыс. лет тому назад оказались на Южном Урале. Здесь народ разделился (как и пракривичи) на две группы. Одна группа пошла в южном направлении, обогнув с востока Каспий, вышла на южное побережье Чёрного моря и запад Ближнего Востока (Турция) к концу II тыс. до н.э. Вторая группа прошла в западном направлении у больших излучин Волги и Дона, через Запорожские степи, Карпаты, в район Этрурии (Италия). В районе Днепра от второй группы отделилась часть народа и ушла северо-западным побережьем Чёрного моря на территорию Болгарии, Греции к Мраморному морю с проливами Босфор и Дарданеллы. Практически праэтруски были на южном и северном берегах Мраморного моря. Из района Этрурии ушла в западном направлении мобильная экспедиция для поиска новых земель, которая, пройдя Испанию, переправилась на северный берег Африки и прошла вдоль него до мест Карфагена и Триполи (столицы современной Ливии). Там ими были созданы опорные пункты. Где-то в первых столетиях новой эры и позднее значительная часть этрусков переселилась с Апеннинского полуострова на Балканы, северное Причерноморье и Днепр, а также в район Венгрии и Прибалтики (до Литвы).

В процессе переселения предки кривичей, этрусков и других народов частично оседали на землях других народов по тем или иным причинам. Некоторые группы кривичей осели: у Оби (по рекам Надым и Пур), на реке Мезень, южнее Псковского озера, на границе Белоруссия — Польша — Литва, в районе Карпат. Предки этрусков остались жить: на Южном Урале, западнее Днепра, на востоке Балкан и в Малой Азии (на западе Турции). В большей части потомки этих славных народов сейчас проживают в Европейской части континента.

Процесс перемещения Северного географического полюса по земному шару продолжается пока в замедленном темпе, но в стороне от него идёт формирование новых очагов холода. Закономерность перемещения СГП указывает на его зигзагообразную направленность в сторону полюса холода (в район Верхоянска). Через сколько десятилетий или столетий это произойдёт, покажут дальнейшие исследования и реальные проявления климата. Изменение положения Северного полюса синхронно связано с изменением положения и Южного полюса. В зоне оледенения могут оказаться новые земли и одновременно освободиться ото льда обширные районы в других местах.
Изучению данного процесса в природе необходимо уделиь должное внимание, чтобы не быть застинутыми впрасплох. Этот вопрос касается многих стран мира, и решаться он должен сообща, в том числе и в рамках ООН.

«Необъявленный Визит», № 4(18), 1996 г.

Этрусков по праву считают одной из самых удивительных загадок в истории. Ученые точно не знают, откуда они пришли и на каком языке говорили. До сих пор не прояснен вопрос о возможной связи между этрусками и русскими.

Под завесой тайн

В середине I тысячелетия до н.э. на территории Италии между реками Тибр и Арно простиралось легендарное государство – Этрурия, ставшее колыбелью Римской цивилизации. Римляне с жадностью учились у этрусков, позаимствовав у них систему управления и богов, инженерное искусство и мозаику, бои гладиаторов и гонки на колесницах, погребальные обряды и одежду.

Несмотря на свою известность, этруски для нас - одна сплошная загадка. Об этрусках сохранилось много свидетельств, но они не дают нам убедительной и достоверной картины жизни этого народа. Ученым доподлинно неизвестно, как появились этруски и куда они исчезли. До сих пор не установлены точные границы Этрурии и не расшифрован этрусский язык.

Правивший в I веке нашей эры римский император Клавдий I оставил потомкам 20-томную «Историю этрусков», а также словарь этрусского языка. Но судьбе было угодно, чтобы эти рукописи целиком погибли в пожаре Александрийской библиотеки, лишив нас возможности приподнять завесу тайн этрусской цивилизации.

Народ с Востока

Сегодня существуют три версии происхождения этрусков. Тит Ливий сообщает, что этруски проникли на Апеннинский полуостров с севера вместе с альпийскими ретами, с которыми состояли в родстве. Согласно гипотезе Дионисия Галикарнасского, этруски были аборигенами Италии, перенявшими достижения предыдущей культуры Вилланова.

Впрочем, «альпийская версия» не находит никаких материальных подтверждений, а культуру Вилланова современные ученые все чаще связывают не с этрусками, а с италиками.

Историки давно заметили, насколько этруски выделялись на фоне своих менее развитых соседей. Это послужило предпосылкой для третьей версии, по которой этруски заселили Апеннины из Малой Азии. Такого взгляда придерживался Геродот, утверждавший, что предки этрусков пришли из Лидии в VIII веке до н.э.

Существует немало доказательств малоазийского происхождения этрусков. Например, способ создания скульптур. Этруски, в отличие от греков, предпочитали не высекать образ из камня, а ваять его из глины, что было характерно для искусства народов Малой Азии.

Есть и более важное свидетельство восточного происхождения этрусков. В конце XIX столетия на острове Лемнос, расположенном недалеко от малоазийского побережья, археологи обнаружили надгробие.

Надпись на нем была сделана греческими буквами, но в совершенно необычном сочетании. Каково же было удивление ученых, когда они, сопоставив эту надпись с этрусскими текстами, обнаружили поразительное сходство!

Болгарский историк Владимир Георгиев предлагает любопытное развитие «восточной версии». По его мнению, этруски - это никто иные, как легендарные троянцы. Ученый основывает свои предположения на легенде, согласно которой возглавляемые Энеем троянцы из охваченной войной Трои бежали на Апеннинский полуостров.

Свою теорию Георгиев подкрепляет и лингвистическими соображениями, находя родство между словами «Этрурия» и «Троя». К этой версии можно было бы относиться скептически, если бы в 1972 году итальянские археологи не раскопали этрусскую гробницу-памятник, посвященную Энею.

Генетическая карта

Не так давно ученые из Туринского университета с помощью генетического анализа решили проверить гипотезу Геродота о малоазийском происхождении этрусков. В процессе исследования сопоставлялись Y-хромосомы (передающиеся по мужской линии) населения Тосканы и жителей других регионов Италии, а также острова Лемнос, Балканского полуострова и Турции.

Выяснилось, что генетические образцы жителей тосканских городов Вольтерра и Мурло больше схожи с образцами жителей Восточного Средиземноморья, чем соседних итальянских регионов.

Более того, некоторые генетические характеристики жителей Мурло абсолютно совпадают с генетическими данными жителей Турции.

Исследователи из Стэндфордского университета для реконструкции демографических процессов, затронувших население Тосканы за последние 2500 лет, решили использовать метод компьютерного моделирования. В этом методе изначально были задействованы данные антрополого-генетической экспертизы.

Результаты оказались неожиданными. Ученым удалось исключить генетическую связь между этрусками, древними жителями центральной Италии и современными обитателями Тосканы. Полученные данные заставляют предположить, что этрусков с лица земли стерла какая-то катастрофа или же они представляли собой социальную элиту, которая имела мало общего с предками современных итальянцев.

Руководитель стэндфордского проекта антрополог Джоанна Маунтин, отмечает, что «этруски во всех отношениях отличались от итальянцев и даже говорили на языке не индоевропейской группы». «Культурные и языковые особенности сделали этрусков настоящей тайной для многочисленных исследователей», – резюмирует Маунтин.

«Этруск – это русский»

Фонетическая близость двух этнонимов – «этруски» и «русские» – порождает среди исследователей гипотезы о непосредственной связи двух народов. Философ Александр Дугин понимает эту связь буквально: «этруск – это русский». Правдоподобности данной версии придает и самоназвание этрусков – Rasenna или Raśna.

Однако, если слово «этруск» сравнить с римским названием этого народа – «tusci», а самоназвание «расены» связать с греческим наименованием этрусков – «тирсены», то близость этрусков и русских уже не выглядит столь очевидной.

Подтверждений того, что этруски могли покинуть территорию Италии, существует достаточно.

Одной из причин исхода, возможно, стало изменение климата, сопровождавшееся засухой. Оно как раз совпало с исчезновением этого народа в I веке до н.э.

Предположительно маршруты миграции этрусков должны были распространяться на более благоприятный для ведения хозяйства север. Свидетельством этого, к примеру, являются обнаруженные в Верхней Германии урны для хранения пепла умершего, которые сходны с этрусскими артефактами.

Вполне вероятно, что часть этрусков дошла до территории нынешней Прибалтики, где могла ассимилироваться со славянскими народами. Однако версия о том, что этруски заложили основы русского этноса, ничем не подтверждается.

Главная загвоздка в отсутствии в этрусском языке звуков «б», «д» и «г» - строение гортани не позволяло этрускам их произносить. Такая особенность голосового аппарата скорее напоминает не русских, а финнов или эстонцев.

Один из признанных апологетов этрускологии французский ученый Закари Майяни поворачивает вектор расселения этрусков сразу на восток. По его мнению, потомки этрусков - это современные албанцы. Среди обоснований своей гипотезы ученый приводит тот факт, что столица Албании Тирана несет в себе одно из наименований этрусков – «тиррены».

Подавляющее большинство ученых считает, что этруски просто растворились в этносе народов населявших Римскую империю. Быстрота ассимиляции этрусков вполне может быть следствием их малочисленности. Согласно предположению археологов, население Этрурии даже в пору ее расцвета не превышало 25 тысяч человек.

Трудности перевода

Изучение этрусской письменности ведется с XVI столетия. Какие только языки не брали за основу, чтобы расшифровать этрусские надписи: древнееврейский, греческий, латинский, санскрит, кельтский, финский, даже языки индейцев Америки. Но все попытки так и не увенчались успехом. «Этрусское не читается», – заявили лингвисты-скептики.

Впрочем, определенных результатов ученые все-таки добились.

Они установили, что этрусский алфавит ведет свое начало от греческого и состоит из 26 букв.

Причем заимствованный у греков алфавит мало соответствовал особенностям фонетики этрусского языка - некоторые звуки в зависимости от контекста приходилось обозначать разными буквами. Более того, поздние этрусские тексты грешили пропуском гласных звуков, что создавало практически неразрешимую задачу по их дешифровке.

И все же некоторым лингвистам, с их слов, удалось прочитать часть этрусских надписей. Сразу трое ученых XIX столетия – поляк Тадеуш Воланский, итальянец Себастьяно Чьямпи и русский Александр Чертков – заявили, что ключ к расшифровке этрусских текстов заключается в славянских языках.

По стопам Воланского пошел российский лингвист Валерий Чудинов, который предлагает считать этрусский язык преемником «славянского рунического письма». Официальная наука скептически относится и к попыткам Чудинова «удревнить» славянскую письменность, и к его способности читать надписи там, где неискушенный человек видит «игру природы».

Современный исследователь Владимир Щербаков пытается упростить проблему перевода этрусских надписей, объясняя, что этруски писали, как слышали. При таком методе дешифровки многие этрусские слова у Щербакова звучат совершенно «по-русски»: «ита» – «эта», «ама» – «яма», «тес» – «лес».

Лингвист Петр Золин по этому поводу замечает, что любая попытка читать тексты такой давности с помощью современных слов абсурдна.

Академик РАН Андрей Зализник добавляет: «Лингвист-любитель охотно погружается в обсуждение письменных памятников прошлого, совершенно забывая (или просто ничего не зная) о том, что в прошлом знакомый ему язык выглядел совсем не таким, как теперь».

Сегодня большинство историков убеждено в том, что этрусские надписи не будут расшифрованы никогда.

Глава 2. Происхождение этрусского народа.

Этруски всегда считались таинственным народом, имевшим мало общего с окружавшими его племенами. Вполне естественно, и в древности, и сейчас пытались выяснить, откуда же он взялся. Это тонкая и сложная проблема, и по сей день не получившая общепризнанного решения. Как обстоят дела в наше время? Чтобы ответить на вопрос, важно вспомнить мнения древних авторов по этому поводу, а также последующие суждения современных ученых. Таким образом мы выясним, позволяют ли известные нам факты прийти к какому-либо разумному решению.

В древности по данному вопросу сложилось почти единодушное мнение. Оно основывалось на рассказе Геродота, первого великого греческого историка, о приключениях, которые привели тирренцев на землю Тосканы. Вот что он пишет:

«Говорят, в правление Атиса, сына Мана, всю Лидию охватил великий голод. Какое-то время лидийцы старались вести обычную жизнь; но, поскольку голод не прекращался, они пытались что-нибудь придумать: одни предлагали одно, другие – другое. Говорят, именно тогда были изобретены игра в кости, игра в бабки, игры в мяч и другие, но только не игра в шашки, так как на ее изобретение лидийцы не претендуют. И вот как эти изобретения помогали им бороться с голодом: из каждых двух дней один день целиком посвящали игре, чтобы забыть о поисках пропитания. На следующий день люди прерывали игру и ели. Так они жили восемнадцать лет.

Но так как бедствие не только не утихало, а, напротив, усиливалось, царь разделил лидийский народ на две части; одна из них по жребию должна была остаться, вторая – покинуть страну. Царь возглавил ту группу, что должна была остаться, а во главе второй группы поставил своего сына Тиррена. Те лидийцы, которым жребий велел покинуть страну, отправились в Смирну, построили корабли, погрузили на них все свои пожитки и отплыли на поиск земель и средств к пропитанию. Исследовав берега многих стран, они наконец достигли земли умбрийцев. Там они основали города, где живут по сей день. Но они перестали называться лидийцами, взяв себе название по имени возглавлявшего их царя. Таким образом, они получили имя тирренцы».

Мы действительно знаем, что жители Тускии, которых римляне называли тусками или этрусками (отсюда и нынешнее название Тосканы), у греков были известны как тирренцы . Отсюда, в свою очередь, возникло название Тирренского моря , на берегах которого этруски построили свои города. Таким образом, Геродот рисует картину миграции восточного народа, и в его изложении этруски оказываются теми же лидийцами, которые, согласно хронологии греческих историков, покинули свою страну довольно поздно – в XIII веке до н. э. и поселились на берегах Италии.

Следовательно, вся этрусская цивилизации происходит непосредственно с Малоазиатского плато. Геродот писал свой труд в середине V в. до н. э. Почти все греческие и римские историки приняли его точку зрения. Вергилий, Овидий и Гораций в своих поэмах нередко называют этрусков лидийцами. Согласно Тациту («Анналы», IV, 55), во времена Римской империи лидийский город Сарды сохранил память о своем далеком этрусском происхождении; лидийцы и тогда считали себя братьями этрусков. Сенека приводит этрусков как пример миграции целого народа и пишет: «Tuscos Asia sibi vindicat» – «Азия считает, что она породила туcков».

Итак, классические авторы не сомневались в истинности древних преданий, которые, насколько нам известно, впервые огласил Геродот. Однако греческий теоретик Дионисий Галикарнасский, живший в Риме при Августе, заявлял, что не может придерживаться этого мнения. В первом своем труде по римской истории он пишет следующее: «Я не думаю, что тирренцы были выходцами из Лидии. Язык у них и у лидийцев разный; и нельзя сказать, что они сохранили какие-либо другие черты, которые носили бы следы происхождения с их предполагаемой родины. Они поклоняются иным богам, чем лидийцы; у них другие законы, и, по крайней мере с этой точки зрения, они отличаются от лидийцев сильнее, чем даже от пеласгов. Таким образом, как мне кажется, правы те, кто утверждает, что этруски – народ коренной, а не пришедший из-за моря; по моему мнению, это вытекает из того факта, что они очень древний народ, который ни своим языком, ни обычаями не похож ни на какие другие народы».

Таким образом, уже в древние времена существовали два противоположных мнения о происхождении этрусков . В новое время дискуссия разгорелась снова. Некоторые ученые вслед за Никола Фрере , который в конце XVIII века был постоянным секретарем Академии надписей и изящной словесности, предлагали третье решение в придачу к двум уже существующим. Согласно ему, этруски, как и другие италийские народы, пришли с севера; этруски имели индоевропейские корни и входили в состав одной из волн захватчиков, которые последовательно обрушивались на полуостров начиная с 2000 г. до н. э. В настоящее время этот тезис, хотя и не опровергнутый полностью, имеет очень мало приверженцев. Не выдерживает он и проверки фактами. Поэтому мы должны сразу же его отбросить, чтобы избежать ненужного усложнения проблемы.

Эта нордическая гипотеза основывается на мнимой связи между названием ретов , или ретийцев, с которыми сражался Друз, сын Августа, и именем «расена» , которым, по свидетельствам классических авторов, называли себя этруски. Наличие ретийцев якобы представляет собой историческое доказательство, что в древние времена этруски пришли с севера и пересекли Альпы. И это мнение вроде бы находит подтверждение у Тита Ливия, который отмечает: «Даже альпийские племена, особенно ретийцы, имеют то же происхождение, что и этруски. Ретийцев сама природа их страны обратила в дикое состояние, так что они не сохранили ничего от своей древней прародины, за исключением говора, да и то в крайне искаженной форме» (V, 33, II). Наконец, в областях, где жили ретийцы, действительно были найдены надписи на языке, аналогичном этрусскому.

На самом же деле перед нами пример того, как из истинных фактов выводятся ложные заключения. Присутствие этрусков в Ретии – реальность . Но это произошло сравнительно недавно и никак не связано с гипотетическим переходом этрусков по альпийским долинам. Лишь в IV веке до н. э., когда из-за кельтского вторжения этрускам пришлось уйти с Паданской равнины, они нашли убежище в альпийских предгорьях. Ливии, если внимательно проанализировать его текст, не имеет в виду ничего иного, и найденные в Ретии надписи этрусского типа, созданные не ранее III веке до н. э. , превосходно объясняются именно этим перемещением этрусских беженцев на север.

Тезис о восточном происхождении этрусков имеет куда больше оснований . Похоже, он недвусмысленно подтверждается многими данными лингвистики и археологии. Многие черты этрусской цивилизации очень сильно напоминают то, что нам известно о цивилизациях древней Малой Азии. Хотя различные азиатские мотивы в этрусской религии и искусстве, в конце концов, можно объяснить случайным совпадением, сторонники этого тезиса полагают, что восточные черты этрусской цивилизации слишком многочисленны и слишком заметны; поэтому, указывают они, следует исключить гипотезу о чистом совпадении.

Самоназвание этрусков – «расена» – можно найти в многочисленных очень похожих формах в различных наречиях Малой Азии. Эллинизированное название «тирренцы» или «тирсенцы» также, видимо, происходит с Анатолийского плато. Это – прилагательное, скорее всего, образованное от слова «тиррха» или «тирра» . Нам известно о местности в Лидии, которая точно так и называлась – Тирра. Появляется искушение увидеть взаимосвязь между этрусским и лидийским словами и приписать какое-то значение этой любопытной параллели. Если судить по латинскому слову turris – «башня», – несомненно, происшедшему от этого корня, то название «тирренцы» буквально означает «люди цитадели» . Корень очень часто встречается в этрусском языке. Достаточно вспомнить Тархона , брата или сына Тиррена, который основал Тарквинию и додекаполис – лигу из двенадцати этрусских городов. Или же саму Тарквинию, священный город древней Этрурии (Тускии). Однако, имена, образованные от корня tarch, часто встречаются и в Малой Азии. Там их давали богам или правителям.

В 1885 г. два молодых учёных французской школы в Афинах, Кузен и Дюррбак, сделали крупное открытие на острове Лемнос в Эгейском море. Неподалеку от деревни Каминия они нашли погребальную стелу с украшениями и надписями. Мы видим на ней изображенное в профиль лицо воина с копьем и два вытесанных текста : один вокруг головы воина, другой на боковой стороне стелы. Этот памятник, творение местного архаического искусства, создан не позже VII века до н. э ., то есть гораздо раньше, чем греки завоевали остров (510 г. до н. э.). Надписи выполнены греческими буквами, но их язык – не греческий. Очень быстро было подмечено сходство этого языка с языком этрусков. Здесь и там одни и те же окончания; похоже, словообразование совершается по одинаковым правилам. Таким образом, на острове Лемнос в VII веке до н. э. говорили на языке, похожем на этрусский. И стела – не единичное доказательство. Незадолго до Второй мировой войны исследователи итальянской школы нашли на острове и другие фрагменты надписей на том же языке – очевидно, на языке, которым пользовались обитатели острова до его завоевания Фемистоклом.

Если же тирренцы происходили из Анатолии, они вполне могли останавливаться на таких эгейских островах, как Лемнос, оставляя на них небольшие общины. Появление стелы из Каминии, более или менее совпадающее по времени с зарождением этрусской цивилизации, вполне объяснимо с позиций гипотезы о восточном происхождении этрусков.

Рис. 5. Погребальная стела из Каминии на острове Лемнос. Национальный музей, Афины.

Пытаясь решить эту проблему, исследователи обратились к антропологии. Систематическое исследование примерно сорока черепов, найденных в этрусских могилах итальянским антропологом Серджи, не дало убедительных результатов и не выявило сколько-нибудь существенной разницы между данными из Этрурии и из других областей Италии. Сэр Гэвин де Вир недавно выступил с идеей воспользоваться генетическими свидетельствами, основанными на группах крови. Пропорция, в которой встречаются четыре группы крови, более или менее постоянна у каждого народа. Следовательно, изучая группы крови, можно узнать о происхождении и степени родства народов, не слишком разделенных во времени.

Поскольку на протяжении веков население Тосканы оставалось относительно стабильным, современные тосканцы должны сохранить гены , унаследованные от этрусков (гаплогруппа этрусков G2a3a и G2a3b обнаружена в Европе; гаплогруппа G2a3b шла в Европу через Старчево и далее через археологическую культуру Линейно-Ленточной керамики, была обнаружена археологами в центре Германии)

На картах, показывающих распределение групп крови в современной Италии, в центре полуострова выделяется область с явными отличиями от остального населения Италии и имеющая сходство с восточными народами. Результаты этих исследований позволяют нам оценить возможные признаки восточного происхождения этрусков. Однако следует соблюдать величайшую осторожность, поскольку этот феномен можно объяснить воздействием и совершенно иных факторов.

Понадобится слишком много места, чтобы перечислить все этрусские обычаи, религиозные представления и художественные приемы, которые часто и обоснованно связывают с Востоком. Упомянем лишь наиболее заметные факты. Женщины этрусков, как и в , занимали привилегированное положение, не имевшее ничего общего с униженным и подчиненным положением греческой (и восточной) женщины. Но такой признак цивилизации мы наблюдаем и в социальной структуре Крита и Микен. Там, как и в Этрурии, женщины присутствуют на спектаклях, представлениях и играх, не оставаясь, как в Греции, затворницами в тихих покоях женской половины.

Мы видим этрусских женщин на пиру рядом с мужьями: на этрусских фресках часто изображают женщину, возлежащую рядом с хозяином дома за пиршественным столом . Вследствие такого обычая греки, а затем и римляне безосновательно обвиняли этрусских женщин в аморальности. Надписи дают еще одно подтверждение видимого равноправия этрусской женщины: нередко лицо, посвящающее надпись, упоминает имя матери наряду с именем отца или даже без него. У нас есть свидетельства распространения такой матронимии в Анатолии, особенно в Лидии. Возможно, в этом проявляются следы древнего матриархата.

Рис. 6. Супружеская чета на погребальном пиршестве. С гравюры Байреса в «Гипогеях Тарквинии», часть IV, илл. 8.

В области искусства и религии точек совпадения еще больше. В отличие от греков и римлян, подобно многим восточным народам, этруски исповедовали религию откровения, чьи заповеди ревностно оберегались в священных книгах. Верховные боги этрусков составляли троицу , которой поклонялись в тройных храмах. Это Тиния, Уни и Менерва, которых римляне, в свою очередь, стали почитать под именами Юпитера, Юноны и Минервы.

Культ троицы , которой поклонялись в святилищах с тремя стенами, – каждая была посвящена одному из трех богов – также присутствует в крито-микенской цивилизации. Этрусские гробницы нередко окружают cippi – низкие столбы с украшениями, являющимися символом божественного присутствия, или без них. Они высечены из местного камня – либо из ненфро, либо из вулканических пород – диорита или базальта. Это напоминает малоазиатский культ, в котором божество часто представлено в виде камня или колонны. Яйцеобразные этрусские колонны также изображают в схематической и символической форме покойника как обожествляемого героя.

Даже древних поражало нездоровое и маниакальное отношение этрусков к божествам, их постоянное стремление узнать будущее, изучая предзнаменования, посланные людям богами. Такая пагубная религиозность, столь большой интерес к прорицаниям неизбежно заставляет вспомнить аналогичные настроения у многих восточных народов. Позже мы подробнее рассмотрим технику предсказаний, необычайно распространенную у этрусков.

Этрусские жрецы – гаруспики – у других народов древности имели репутацию мастеров в искусстве прорицания. Они преуспели в толковании знамений и чудес. Аналитический метод гаруспиков всегда основывался на невероятно запутанной казуистике. Удар грома, столь сильно ассоциирующийся с тосканскими небесами, где часто бушуют ужасные и жестокие грозы, являлся предметом исследований, поражающих нас своим подробным и систематическим характером. Гаруспики, по мнению древних, не знали себе равных в искусстве фульгуратуры. Однако некоторые восточные народы, например, вавилоняне , задолго до них пытались истолковывать грозы с целью угадать волю богов. До нас дошли вавилонские тексты, в которых объясняется смысл грома в зависимости от соответствующего дня года. Они имеют несомненное сходство с этрусским текстом, который сохранился в греческом переводе Иоанна Лидийского и представляет собой не что иное, как календарь гроз.

Любимым занятием гаруспиков было изучение печени и внутренностей животных, принесенных в жертву богам; кажется, само название гаруспиков происходит от этого обряда. Мы видим на этрусских барельефах и зеркалах изображения жрецов, совершающих эту странную операцию, которая также напоминает нам о древних ассиро-вавилонских обычаях. Разумеется, такой метод прорицания был известен и применялся в других странах. Например, есть многочисленные свидетельства, что он практиковался позднее в Греции. Но нигде больше ему не придавали такого колоссального значения, как в некоторых странах древнего Востока и в Тускии. В ходе современных раскопок в Малой Азии и Вавилонии было обнаружено множество терракотовых моделей печени. На них вырезаны пророчества, основанные на конфигурации изображенных органов. Аналогичные предметы найдены и в этрусской земле. Самый знаменитый из них – бронзовая печень, обнаруженная в окрестностях Пьяченцы в 1877 г. С внешней стороны она разделена на несколько частей, носящих имена тусских богов . Эти божества занимают определенные области на небе, которым соответствуют четко определенные фрагменты печени жертвы. Каким богом послано знамение, определялось по тому, на какой части печени был найден знак ; точно так же молнию посылал бог, который владел той частью неба, откуда она ударила. Таким образом, этруски, а до них вавилоняне, усматривали параллелизм между печенью жертвенного животного и миром в целом: первая представляла собой всего лишь микрокосм, воспроизводящий в крохотном масштабе строение мира.

В сфере искусства на связь с Востоком указывают очертания некоторых предметов и специфические способы обработки золота и серебра . Этрусские предметы из золота и серебра сделаны с большим мастерством еще в VII веке до н. э. Сокровища из гробницы Реголини-Галасси поражают совершенством и технической изобретательностью. Восхищаясь ими, мы невольно вспоминаем тонкую технику ювелиров Ближнего Востока.

Понятно, что такое совпадение хорошо известных фактов лишь подкрепляет убежденность сторонников «восточной гипотезы». И все же немало ученых склонны принять идею о коренном происхождении этрусков, которую почти две тысячи лет назад выдвинул Дионисий Галикарнасский . Они ни в коем случае не отрицают родства, связывающего Этрурию и Восток, но объясняют его по-иному.

До индоевропейского вторжения Средиземноморский регион был населен древними народами, связанными многочисленными узами родства . Захватчики, явившиеся с севера в период с 2000-го по 1000 г. до н. э., уничтожили почти все эти племена. Но тут и там неизбежно оставались некоторые элементы, пережившие общий катаклизм. Этруски, говорят нам сторонники этой гипотезы, представляют собой именно один из этих островков древней цевилизации ; они пережили катастрофу, что объясняет средиземноморские черты этой цивилизации. Таким образом можно объяснить бесспорное родство этрусского языка с некоторыми до-эллинскими идиомами Малой Азии и Эгейского бассейна, наподобие тех, что запечатлены на Лемносской стеле.

Такова весьма привлекательная точка зрения, которой придерживается ряд лингвистов – учеников итальянского исследователя Тромбетти. Две недавно изданные книги Массимо Паллоттино и Франца Альтхайма дают научное обоснование этого тезиса. Оба автора подчеркивают один существенный момент своей аргументации. По их мнению, вплоть до нынешнего времени проблема крайне некорректно формулировалась. Мы всегда задаемся вопросом, откуда пришли этруски, словно это самое естественное дело, когда целый народ неожиданно объявляется в каком-то регионе, который позже становится его родиной. Этруски известны нам лишь по Апеннинскому полуострову (и островов Эгейского моря?); фактически здесь разворачивается вся их история. Тогда зачем мы должны задаваться чисто академическим вопросом об их происхождении? Историка скорее должно интересовать, как формировалась этрусская нация, её цивилизации. Чтобы решить эту проблему, ему не обязательно постулировать восточное происхождение этрусков, которое невозможно доказать и которое в любом случае весьма маловероятно.

Рассказ Геродота следует воспринимать как разновидность тех многочисленных легенд, к которым обращаются древние авторы, повествуя о происхождении народов. Этруски, видимо, происходили от смешения этнических элементов различного происхождения; именно из такого смешения возникает этнос, нация с четко определенными характеристиками и физическими чертами. Таким образом, этруски снова становятся тем, чем они никогда не переставали быть, – чисто италийским феноменом. Поэтому мы без сожалений можем расстаться с гипотезой об их миграции из другой страны, источник которой в любом случае требует крайне осторожного к себе отношения.

Такова суть нового учения , которое отрицает полуисторическую-полулегендарную традицию и странным образом повторяет выводы Дионисия Галикарнасского , первым попытавшегося опровергнуть эту традицию. Так люди, имеющие репутацию в современной этрускологии, объявили себя сторонниками автохтонности, или, по крайней мере, частичной автохтонности этрусского народа , отрицая традиционную гипотезу, хотя её продолжает поддерживать значительное число исследователей.

Мы должны признать, что нелегко сделать выбор в пользу той или иной теории. Попытки Альтхайма и Паллоттино доказать италийское происхождение этрусков опираются на ряд наблюдений, безусловно верных и выдерживающих проверку, что бы мы ни думали об их идее в целом. Разумеется, куда более важно проследить строго историческую эволюцию этрусского народа на тосканской земле, чем растрачивать силы, пытаясь выяснить, откуда он взялся. В любом случае, не подлежит сомнению многообразие корней этрусского народа. Он появился на свет благодаря слиянию различных этнических элементов, и мы должны отказаться от наивного представления о народе, который внезапно, словно чудом, появляется на итальянской земле. Даже если и были миграция и нашествие завоевателей с востока, они могли быть довольно малочисленными группами, которые смешались с италийскими племенами, уже давно жившими между Арно и Тибром.

Итак, вопрос в том, следует ли придерживаться идеи о мореплавателях из Анатолии, которые прибыли в Средиземное море и искали на берегах Италии место, где они могли бы жить.

Нам представляется, что с такой четко определенной точки зрения предание о пришельцах с Востока сохраняет свое значение. Только оно позволяет объяснить зарождение в конкретный момент времени цивилизации в значительной степени совершенно новой, но обладающей многими чертами, которые связывают этрусков с крито-микенским и ближневосточным миром . Если теорию об автохтонности довести до логического завершения, будет трудно объяснить неожиданное зарождение ремесел и искусств, а также религиозных представлений и обрядов, которые ранее не были известны на тосканской земле. Выдвигались предположения, что произошло своего рода пробуждение древних средиземноморских народов – пробуждение, вызванное развитием морских и торговых связей между Восточным и Западным Средиземноморьем в начале VII века до н. э. Но такая аргументация не в силах объяснить, чем вызвано такое быстрое развитие культуры в Италии, чья цивилизация находилась на отсталом и во многих отношениях первобытном этапе.

Разумеется, миграцию нельзя датировать, как утверждает Геродот, 1500-1000 гг. до н. э. Италия входит в историю на более позднем этапе. На всем полуострове бронзовый век продолжался примерно до 800 г. до н. э. И лишь к VIII в. до н. э. мы можем отнести два события, имевшие величайшее значение для истории древней Италии, а соответственно, и всего Западного мира, – прибытие первых греческих колонистов на южные берега полуострова и на Сицилию ок. 750 г. до н. э. и первый расцвет этрусской цивилизации в Тоскане, происшедший, по бесспорным археологическим данным, не ранее 700 г. до н. э.

Таким образом, в Центральной и Южной Италии более или менее одновременно развивались два великих центра цивилизации, и оба внесли свой вклад в пробуждение полуострова от длительного сна. Ранее тут не существовало ничего сопоставимого с блестящими цивилизациями Ближнего Востока – египетской и вавилонской. Это пробуждение отмечено началом этрусской истории, а также прибытием эллинов . Прослеживая судьбу Тускии, мы видим приобщение Италии к истории человечества.

Реймон Блок Этруски. Предсказатели будущего.
| | Глава 3.

Этрусская проблема очень стара. Она появляется еще у греков и рим­лян. В античной традиции сохранились три точки зрения на происхожде­ние этого загадочного народа. Первая представлена Геродотом, который рассказывает (I, 94), что часть лидян из-за голода отправилась морем на запад под начальством царского сына Тиррена. Они прибыли в Италию, в страну умбров, основали города и живут там до настоящего времени.

Мнение Геродота стало почти каноническим в античной литературе. Римские писатели, например, называют Тибр Лидийской рекой (Lydius amnis). Сами этруски стояли на той же точке зрения, признавая свое род­ство с лидянами. На это ссылалась, например, депутация г. Сард в римс­ком сенате при императоре Тиберии.

Вторую точку зрения защищал Гелланик Лесбосский (по-видимому, несколько раньше Геродота). Он утверждал, что пеласги, древнейшее на­селение Греции, будучи прогнаны эллинами, приплыли в Адриатическое море к устью По, оттуда двинулись в глубь страны и населили область, называемую теперь Тирренией.

Наконец, третью гипотезу мы находим у Дионисия Галикарнасского (I, 29-30). Он доказывает, что пеласги и этруски - совершенно различ­ные народы и что они не имеют также ничего общего и с лидянами: язык, боги, законы и обычаи у них различные.

«Ближе к истине, - говорит он, - те, которые считают, что этруски ниоткуда не приходили, но что они народ туземный в Италии, так как это народ очень древний и не похож ни на какой другой ни по языку, ни по обычаям».

Свидетельство Дионисия стоит совершенно особняком в античной тра­диции.

Дальнейшая история этрусков после прибытия в Италию рисуется ан­тичной историографией следующим образом. Они подчинили умбров, ста­рый и могущественный народ, занимавший Этрурию, и распространились по долине р. По, основывая свои города. Затем этруски движутся на юг, в Лаций и Кампанию. В конце VII в. в Риме появляется этрусская династия Тарквиниев. В начале VI в. этруски основывают г. Капую в Кампании. Во второй половине VI в. в морской битве около о. Корсики они в союзе с карфагенянами разбили греков.

Это была высшая точка этрусского могущества. Затем начинается по­степенный упадок. В 524 г. этруски были разбиты под Кумами греческим полководцем Аристодемом. 510 годом традиция датирует изгнание Тарквиниев из Рима. И хотя этрусский царь Порсенна победил римлян и навя­зал им тяжелый договор, вскоре войска Порсенны испытали поражение под г. Арицией от латинов и того же Аристодема. В начале V в. произошла большая морская битва под Кумами, в которой сиракузский тиран Гиерон нанес тяжелое поражение этрускам. Наконец, во второй половине V в. (между 445 и 425 гг.) происходит изгнание этрусков из Капуи самнитами. К началу III в. этруски были окончательно побеждены римлянами, и эт­русские города потеряли независимость.

Такова историографическая традиция об этрусках. Посмотрим, что дают нам первоисточники. Этрусских надписей известно около 10 тыс. Больше всего их находится в собственно Этрурии. Отдельные надписи встречают­ся в Лации (в Пренесте и Тускуле), в Кампании, кое-где в Умбрии, около Равенны. Большая группа их находится около Болоньи, Пьяченцы и в рай­оне оз. Комо. Есть они даже в Альпах около прохода Бреннер. Правда, хотя последние являются этрусскими по алфавиту, в них много индоевро­пейских форм. Таким образом, широкое распространение этрусских над­писей как будто подтверждает античную традицию об этрусской «экспан­сии» в VII-VI вв.

Алфавит этрусских надписей очень близок к греческому алфавиту Кам­пании (Кум) и, вероятно, заимствован оттуда.

Этрусский язык до сих пор еще остается загадкой. Выше мы указыва­ли, что читаются только отдельные слова (в частности, имена собствен­ные), и в редких случаях можно уловить общий смысл. Во всяком случае, можно считать установленным, что этрусский язык - не индоевропей­ский, не флективный, а скорее приближается к типу агглютинирующих. Еще в 1899 г. Вильгельм Томсен высказал предположение о близости язы­ка этрусков к группе кавказских языков. Эта гипотеза была подкреплена и развита Н. Я. Марром, отнесшим этрусский язык к яфетической системе.

Очень интересна связь этрусского языка с италийскими наречиями, в частности с сабинским и латинским. Есть много латинских и сабинских слов явно этрусского характера. Этрусского происхождения римские муж­ские имена на a: Sulla, Cinna, Catilina, Perperna (этрусское имя Porsenna). Можно установить связь между этрусскими личными именами и некото­рыми названиями и терминами раннего Рима. Названия трех старых рим­ских триб - Рамны, Тиции и Люцеры (Ramnes, Tities, Luceres) соответ­ствуют этрусским родовым именам rumulna, titie, luchre. Имена «Рим» (Roma) и «Ромул» (Romulus) находят близкую аналогию в этрусских rumate, этрусско-латинских Ramennius, Ramnius и т. п.

Однако связи этрусского языка не ограничиваются только Италией, а идут на Восток, как бы подтверждая гипотезу Геродота. В 1885 г. на о. Лемносе была открыта эпитафия (надгробная надпись) на языке, кото­рый очень близок этрусскому. Существуют точки соприкосновения меж­ду языком этрусков и языками Малой Азии.

Обращаясь к археологическому материалу, мы видим, что первые эт­русские изображения появляются в могилах раннего железного века (куль­тура Виллановы) - в конце VIII или начале VII в. В этих могилах можно проследить постепенную эволюцию погребений как в типе могил (от так называемых шахтовых могил до роскошных могил со склепом), так и в способе захоронений. В развитии утвари, оружия и украшений также нет никаких скачков, что доказывает внутренний характер эволюции без ка­ких-нибудь вторжений извне.

Среди этих погребений раннего времени появляется одна могила в Ветулонии (Этрурия), на стеле которой впервые встречается этрусская эпи­тафия и изображен воин в металлическом шлеме с огромным гребнем и с двойным топором в руках (изображения двойного топора обычны в Малой Азии и в областях крито-микенской культуры). Могилу в Ветулонии счи­тают первым ясно выраженным этрусским погребением. В дальнейшем этрусский стиль достигает полного развития в могилах со склепами VII в.

О происхождении этрусков (тирсенов=тирренов) Геродот (I, 94) рас­сказывает так: «При царе Атисе, сыне Манеса, во всей Лидии насту­пил сильный голод [от недорода хлеба]. Сначала лидийцы терпеливо переносили нужду, а затем, когда голод начал все более и более уси­ливаться, они стали искать избавления, придумывая разные средства... Так лидийцы жили 18 лет. Между тем бедствие не стихало, еще даже усиливалось. Поэтому царь разделил весь народ на две части и пове­лел бросить жребий: кому оставаться, а кому покинуть родину. Сам царь присоединился к оставшимся на родине, а во главе переселен­цев поставил своего сына по имени Тирсен. Те же, кому выпал жре­бий уехать из своей страны, отправились к морю в Смирну. Там они построили корабли, погрузили на них всю необходимую утварь и отплыли на поиски пропитания и [новой] родины. Миновав много стран, переселенцы прибыли в землю омбриков и построили там город, где и живут до сей поры. Они переименовались, назвав себя по имени сына своего царя [Тирсена], который вывел их за море, тирсенами» (пер. Г. А. Стратановского).

Дионисий Галикарнасский жил спустя несколько столетий после Гелланика и Геродота. Ему были хорошо известны все сведения предше­ственников об этрусках. Поэтому в своем сочинении «Римские древ­ности» Дионисий в какой-то мере обобщил все существовавшие в древ­ности теории происхождения этрусков и предложил собственную ги­потезу: «Одни считают тирренцев исконными жителями Италии, дру­гие считают их пришельцами. Про их название те, кто считает их ту­земным народом, говорят, что оно им дано от того вида укреплений, которые они первые из живущих в той стране стали у себя воздвигать:

у тирренцев, как и у эллинов, окруженные стенами и хорошо прикры­тые строения-башни называются тирсами, или тиррами. Одни полага­ют, что их название дано им из-за того, что у них имеются такие по­стройки... Другие, которые считают их переселенцами, говорят, что вождем переселенцев был Тиррен и что от него получили свое назва­ние тирренцы. А сам он был по происхождению лидиец из земли, ра­нее называвшейся Меонией... У Атиса родились два сына: Лид и Тиррен. Из них Лид, оставшийся на родине, унаследовал власть отца, и по его имени и земля стала называться Лидией, Тиррен же, встав во гла­ве уехавших для поселения, основал большую колонию в Италии и всем участникам предприятия присвоил название, происходящее от его имени. Гелланик Лесбосский говорит, что тирренцев раньше на­зывали пеласгами, когда же они поселились в Италии, то приняли на­звание, которое имели в его время. Пеласги были изгнаны эллинами, они оставили свои корабли у реки Спинеты в Ионическом заливе, зах­ватили город Кротон на перешейке и, двинувшись оттуда, основали город, называемый теперь Тирсенией...

Мне же кажется, что ошибаются все, считающие тирренцев и пелас­гов за один народ. Что они могли заимствовать друг у друга название, не вызывает удивления, так как нечто подобное происходило и у дру­гих народов, как эллинских, так и варварских, как, например, у троян­цев и фригийцев, живших поблизости друг от друга... Не меньше, чем в других местах, где происходило смешение названий у народов, та­кое же явление наблюдалось и среди народов Италии. Было же такое время, когда эллины называли латинов, умбров и авзонов и многие другие народы тирренцами. Ведь продолжительное соседство наро­дов делает затруднительным для отдаленных жителей их точное раз­личение. Многие историки предполагали, что и город Рим - тиррен­ский город. Я соглашаюсь с тем, что у народов происходит перемена названий, а потом перемена в образе жизни, но я не признаю, чтобы два народа могли обменяться своим происхождением. Я опираюсь в данном случае на то, что они при этом отличаются друг от друга во многих отношениях, особенно же речью, причем ни одна не сохраня­ет в себе никакого сходства с другой. "Ведь кротонцы, - как говорит Геродот, - не говорят на одном языке ни с кем из живущих по сосед­ству с ними... Ясно, что они принесли с собой особенности языка, пе­реселяясь в эту страну, и оберегают свой язык". Разве покажется кому-нибудь удивительным, что кротонцы говорят на том же диалекте, что и плакийцы, живущие в Геллеспонте, раз те и другие первоначально были пеласгами, и что язык кротонцев не похож на язык тирренцев, живущих с ними в близком соседстве...

Опираясь на такое доказательство, я и думаю, что тирренцы и пелас­ги разные народы. Не думаю я также, что тирренцы - выходцы из Лидии, ведь они говорят не на одинаковом языке, и даже про них нельзя сказать, что если они говорят и не на одинаковом языке, то все же сохраняют некоторые обороты речи родной земли. Они и сами полагают, что и боги у лидийцев не такие же, как у них, и законы, и образ жизни совсем неодинаковые, но во всем этом они больше от­личаются от лидийцев, чем даже от пеласгов. Ближе к истине нахо­дятся те, кто утверждает, что это ни откуда не прибывший, но тузем­ного происхождения народ, поскольку к тому же обнаруживается, что это очень древний народ, не имеющий ни общего языка, ни обра­за жизни с каким-либо другим племенем. Эллинам же ничто не ме­шает обозначить его таким названием как бы из-за постройки башен для жилья или как бы по имени их родоначальника. Римляне же обо­значают их другими названиями, а именно: по имени Этрурии, зем­ли, в которой те проживают, они и самих людей называют этруска­ми. А за их опыт в исполнении священнослужений в храмах, кото­рым они отличаются от всех других народов, римляне называют их теперь менее понятным названием тусков, раньше же называли, уточ­няя это название по греческому его значению, тиосками... Сами же они себя называют точно так же... по имени одного из своих вож­дей - расеннами...» (пер. С. П. Кондратьева).

Из книги Славянское завоевание мира автора

2. Кто такие этруски? 2.1. Могущественные, легендарные и якобы «очень загадочные» этруски В скалигеровской истории есть одна до сих пор не решенная загадка. Называется она - ЭТРУСКИ.Народ, который появился в Италии в незапамятные времена, еще до основания Рима. Создал там

Из книги История Рима. Том 1 автора Моммзен Теодор

ГЛАВА IX ЭТРУСКИ. Этруски, или, как они сами себя называли, разенны 48 , представляют чрезвычайно резкую противоположность как латинским и сабельским италикам, так и грекам. Уже по одному телосложению эти народы не походили друг на друга: вместо стройной пропорциональности

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Этруски и тосканцы Несложно рассеять туман, в котором стилизация «древних» и систематизация «новых» скрывают от нас тип внешности этрусков. Как только авторитет греческих образцов был поколеблен, в большинстве произведений изобразительного искусства ярко проявился

Из книги Эт-руски. Загадка, которую не хотят разгадать автора Носовский Глеб Владимирович

Из книги Нашествие. Суровые законы автора Максимов Альберт Васильевич

Из книги Этруски: загадка номер один автора Кондратов Александр Михайлович

ГЛАВА 11. Этруски и ЭВМ Число этрусских текстов, поступающих в руки ученых, неуклонно растет. Каждый год раскопки археологов приносят новые надписи. Скромные, вроде какой-нибудь однословной, начертанной на вазе или урне, или сенсационные, вроде золотых пластинок из Пирг.

Из книги Цивилизация Этрусков автора Тюийе Жан-Поль

ДРУГИЕ ЭТРУСКИ Индивидуальные случаиЭтрусков можно было встретить за пределами их родных мест, точно так же, как и немало иностранцев можно было встретить в Этрурии. Для иллюстрации второго утверждения приведем в качестве примера надпись «Eluveitie», высеченную на кубке

Из книги Книга 2. Расцвет царства [Империя. Где на самом деле путешествовал Марко Поло. Кто такие итальянские этруски. Древний Египет. Скандинавия. Русь-Орда н автора Носовский Глеб Владимирович

5. Как называли себя этруски Начнем с того, что этруски называли себя РАСЕНАМИ , с. 72, РАСАМИ. То есть попросту РУССКИМИ? Сообщается следующее: «„РАСЕННА“ - так называли себя ЭТРУСКИ» , с. 72. С. Ферри характеризует переселение этрусков в Италию как

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Этруски Этрусская проблема очень стара. Она появляется еще у греков и рим­лян. В античной традиции сохранились три точки зрения на происхожде­ние этого загадочного народа. Первая представлена Геродотом, который рассказывает (I, 94), что часть лидян из-за голода отправилась

Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

ЭТРУСКИ Как происхождение этрусков, так и их таинственный язык, «ни на какой не похожий», как справедливо замечает писатель Дионисий Галикарнасский (I в. до н. э.), составляют и поныне неразгаданную загадку. И это несмотря на то что существует около 10 тыс. памятников

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Этруски Не в этом ли тайна длинноносых этрусков? Длинноносых, чутко шагающих, с неуловимой улыбкой этрусков, Сотворивших столь мало шума вне кипарисовых рощ? Д. Г. Лоуренс. КипарисыИ все же из доримских культур наибольшее влияние оказала и оставила самые значительные

Из книги Дорогами тысячелетий автора Драчук Виктор Семенович

Загадочные этруски Много знаем и ничего не знаем. Так можно сказать об этрусках - древнейшем народе, населявшем Италию в первом тысячелетии до нашей эры. «Загадкой всех италийских загадок» назвали ученые забытый язык этрусков. В работе над дешифровкой письменных

Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

Этруски: общество и культура Основной ареал распространения памятников этрусской культуры локализуется между реками Тибром и Арнусом (современная Арно) в Средней Италии. Римляне назвали эту область Этрурией (современная Тоскана). Однако в период своего политического и

Из книги История Древнего мира. Том 2. Расцвет древних обществ автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Лекция 22: Этруски и Ранний Рим. Географическая и историческая среда Древней Италии.Этрусская цивилизация существовала в Италии; здесь же возник город Рим; вся его история, начиная с его возникновения в легендарные времена и кончая гибелью Римской империи на пороге

Из книги Книга III. Великая Русь Средиземноморья автора Саверский Александр Владимирович

Этруски на Апеннинском полуострове Название этого народа, принятое в исторической науке, взято у римских авторов. Латинские писатели называли эту народность «этрусками» или «тусками», а также лидийцами, греческие – «тирренами» или «тирсенами», но сами себя этруски

Похожие публикации