Русский ассоциативный словарь онлайн. Словесные ассоциации

Ассоциативный эксперимент - один из первых проективных методов, З. Фрейд и его последователи предполагали, что неконтролируемые ассоциации - это символическая или иногда даже прямая проекция внутреннего, часто неосознаваемого содержания сознания.

Многие рассматривают Игру в ассоциации, как метод самоисследования, самотестирования.
Итак, Вы можете заглянуть вглубь себя.

  • Введите первые 16 слов , которые приходят Вам в голову.
    Для упрощения Вам предлагаются конкретные буквы, на которые будут начинаться эти ассоциативные слова.
    Так Вы получите первый ассоциативный ряд.
  • Далее Вам будут предлагаться пары слов (из Вашего ассоциативного ряда). Введите слово-ассоциацию к каждой паре слов.
    Так у Вас появится второй ассоциативный ряд из 8 слов .
  • Далее, вводя каждый раз слова-ассоциации к очередной паре слов, у Вас появятся ассоциативные ряды из 4 слов , из 2 слов .
  • Последнее слово-ассоциация считается самым важным для вас в данный момент. Внимательно присмотритесь к нему - ведь вы практически вытащили его из своего подсознания:
  • *Ваше Имя:

    *Пол: -- муж жен *Возраст (лет): -- до 13 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 за 60

    *К какой социальной группе Вы себя относите: -- Предприниматель Руководитель предприятия/организации Руководитель подразделения Ведущий специалист, младший управляющий Специалист, менеджер, ИТР Специалист с частной практикой Квалифицированный рабочий Военнослужащий Обслуживающий персонал, неквалифицированный рабочий Студент Школьник Домохозяйка или в отпуске по уходу за ребенком Временно не работающий, самостоятельный поиск работы Безработный, зарегистрированный на бирже труда Пенсионер другое

    *Ваше образование:
    -- начальное среднее среднее/специальное неполное высшее высшее 2 высших и более ученая степень

    *Как бы Вы оценили нынешнее материальное положение своей семьи (лично Вас):
    -- денег не хватает даже на самые необходимые продукты все деньги расходуются на продукты и на покупку необходимых недорогих вещей деньги есть, но покупка товаров длит-го пользования (телевизор и др.) затруднительно живем обеспеченно, но некоторые покупки (квартиру, и т.д.) затруднительны можем себе практически ни в чем не отказывать не желаю отвечать на данный вопрос

    Тема для Ассоциации Слова-Ассоциации
    1. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Т :
    2. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Д :
    3. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Б :
    4. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву М :
    5. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Г :
    6. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву А :
    7. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Ж :
    8. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву О :
    9. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву К :
    10. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Р :
    11. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву В :
    12. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Н :
    13. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву З :
    14. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву П :
    15. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву Л :
    16. Введите первое слово, которое приходит в голову - на букву С :

    АССОЦИАЦИЯ

    АССОЦИАЦИЯ

    1. кого-чего . То же, что объединенный союз, общество, товарищество (в применении к некоторым организациям). Российская ассоциация научно-исследовательских институтов.

    2. чего и чего, чего с чем, между чем и чем . Связь между отдельными представлениями, в силу которой одно представление вызывает другое (псих.). Ассоциация по сходству. Ассоциация звуков слов со значениями. Ассоциация звуков слов и значений. Ассоциация между звуками и значениями.


    Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


    Синонимы :

    Смотреть что такое "АССОЦИАЦИЯ" в других словарях:

      - (от лат. accosiare соединять) объединение. Ассоциации в различных областях науки: Ассоциация (археология) Ассоциация (астрономия) Ассоциация (программирование), ассоциативный массив Ассоциативная память, особый вид компьютерной… … Википедия

      - (лат. assotiatio, от associare соединять, вступить в товарищество). Свободный союз нескольких лиц для общей цели. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АССОЦИАЦИЯ 1) общество людей, соединившихся для… … Словарь иностранных слов русского языка

      ассоциация - противоположна диссоциации. При диссоциации вы видите себя там. Как правило, диссоциация удаляет эмоции от опыта. Когда мы находимся в состоянии ассоциации, мы непосредственно переживаем всю информацию и поэтому реагируем эмоционально. (Смотри… … Большая психологическая энциклопедия

      См. связь... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. ассоциация связь, соединение; общество, лига, корпорация, организация, объединение, содружество, лагерь, партия, отряд, союз,… … Словарь синонимов

      Экологическая (от лат. associatio соединение), группа однородных или разнородных организмов, популяций, обитающих в определенных условиях независимо от взаимодействия между ними; группа популяций растений или животных, совместно обитающих в… … Экологический словарь

      ассоциация - и, ж. association f. <лат. 1. Объединение лиц или учреждений, организаций одного рода деятельности для достижения общей (политической, научной, хозяйственной и т. п.) цели. БАС 2. Как возбудить дух сотоварищества (association) для складки… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - (от позднелат. associatio соединение) в психологии, связь, образующаяся при определ. условиях между двумя или более психич. образованиями (ощущениями, двигат. актами, восприятиями, представлениями, идеями и т. п.); действие этой связи… … Философская энциклопедия

      Растительная основная классификационная единица растительных сообществ (фитоценозов). Характеризуется определенным флористическим составом. Ассоциация называется по господствующим видам одного или нескольких ярусов, напр. в лесу ассоциация… … Большой Энциклопедический словарь

      Ассоциация - (союз) – коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов,… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

      - (от лат. associatio соединение) добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов. Ассоциация представляет наиболее мягкую… … Экономический словарь

    Книги

    • Ассоциация сходства , А. Нечаев. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года (издательство`Санкт-петербург`). В…
    • Ассоциация сходства , А. Нечаев. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1905 года (издательство "Санкт-петербург")…

    Наука (Естественная наука)

    «Наука - область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию знаний о действительности, не подвергшихся намеренным искажениям и представляет собой:
    информационный массив достижений, не содержащий преднамеренных искажений, называемых «научными знаниями»,
    практическую деятельность, связанную
    с применением имеющихся «научных знаний»,
    изыскания по наращиванию «научных знаний» и концептуальное моделирование.»

    «Наука» или «Естественная Наука» представляет собой один предмет, включающий в себя два раздела: «Физическую науку – совокупность знаний о человеке и окружающем мире» и формальный раздел – «Формальную науку, представляющую собой совокупность моделей для изучения Физической науки».

    Знания

    Понятие Знание в Абсолютном смысле, на столько же достижимо как понятие Истина и существует только в формальном описании. Касательно физического мира, Знания ограничиваются областью применения.
    Без учета области определения Знанием может считаться недостижимая сегодня категория, возведенная в Абсолют.
    Следует отличать понятие Знание в бытовом и исследовательском смысле, в которых это не столько система ценностей, сколько система формирования ценностей, изобилующая заблуждениями и противоречиями, которые еще предстоит решить.
    В ортодоксальном смысле Знания неоднозначно толкуются и как фактографически запомненное описание, и как, самостоятельно созданная, логическая структура, используемая человеком в качестве механизма понимания.
    Однако в современном понимании и «фактогафическое запомненное описание» и «логическая структура» являются самостоятельными понятиями, в следствии чего применение термина Знание в ортодоксальном смысле не является актуальным.
    «Знание, это совокупность ассоциаций, составляющих достоверное описание достоверных объектов и их взаимодействия». Знание тесно связано с понятием «Истина», по причине его формального описания.
    В формальной науке - «Научное Знание» или «Формальное Описание».
    В физической науке - «Относительное Знание», «Фактографическое Описание» или «Фактография» это ограниченное областью исследования описание.
    В бытовом контексте и контексте исследований мы пользуемся понятием «Понятийное Знание» или «Фантазии».
    В абсолютном значении «Абсолютное Знание» это действительно без оговорок - на «все случаи жизни»
    Знания по своему содержанию являются набором связных, согласованных стереотипов, составляющих непротиворечивую картину окружающего мира (не основанную, а) полностью состоящую из данных об окружающем мире, не содержащих преднамеренных искажений с корректно описанной областью определения, не имеющую ни одного противоречия с известными свойствами материального мира в данной области определения.
    Знания принято связывать с субъектом - носителем. Ошибочно считать субъектом носителем исключительно субъект имеющий бюрократическое право первенства. Субъектом носителем конкретного Знания является субъект, доказавший себе содержательную легитимность определенных стереотипов и способный ими пользоваться.

    Ассоциация

    «Ассоциация, это выявление понятийного «нечто», определяемого отличием: состояния от какого-либо из предыдущих напрямую определяемого через органы чувств или возникнувшей модели отличной от уже существующих в сознании человека.»
    Ассоциация, это логическая связь, которая образует группы ключевых понятий для образования языков и формальной науки.
    Ассоциация разделяет понятийное пространство человека на объекты и отношения, ставит в соответствие с наименованием и логически определяет их количественные отношения между собой.
    Ассоциация - вырабатывается человеком как устойчивая связь свойств, полученных от своих органов чувств данных на пространственно-временном фоне, которую мы используем для выделения частей реального мира и наших представлений. Однако Ассоциация возникает на уровне разумной деятельности и может восприниматься нами как следствие непосредственного сенсорного воздействия, так и как следствие его отложенного анализа. Вряд ли следует различать это как разные типы Ассоциаций, поскольку первая отличается от второй не механизмом, а реализацией механизма ее определения (нахождения).
    Ассоциация значит, что что-то есть или изменилось и предстоит ответить на вопрос «Что это?» или «Что произошло?», мы ищем, а точнее подбираем ответ из имеющихся в нашем опыте вариантов.
    Ассоциация позволяет выделять объекты и отношения между ними, присваивать той или иной доступной органам чувств напрямую или с использованием инструментов пространственно-временной области или динамике ее изменения - Наименование. Ассоциации определяют построение традиционных исторических языков, языков программирования, способы классификаций и методов управления.
    Ассоциация как начало познания и умственной деятельности с определенным уровнем обобщения теряет свое значение, поскольку заменяется ограниченным наборов частного речевого использования, это вполне понятно, поскольку язык нашего общения является порождением первичной Ассоциации. Однако факт маскировки первоначального значения не снимает с Ассоциации основополагающего математического понятия.
    Формула класса «Ассоциация»: «Нечто» (в смысле «Это», «Что-то»)
    Ассоциация определяет то что наша нервная деятельность выделяет каким-либо образом. Поэтому формула Ассоциации имеет элементарное написание в виде одного элемента.
    Ассоциация позволяет упорядочить окружающее материальное и информационное пространство человека. В целом Ассоциация определяет начальный понятийный уровень, элементы определяющие дальнейшие модели окружающей действительности.
    Модели в понимании человека, строятся из объектов и отношений, составленных с помощью ассоциации.
    В лингвистике ассоциация, как и другие понятия, может иметь бытовое значение, применяемое для упрощения бытовых коммуникаций. Однако бытовые коммуникации всегда отстают от профессиональных технологических.
    В этом факте нет серьезных противоречий. Один и тот же человек в течении своей жизни и образования меняет лингвистический набор терминов, порядок их применения и глубину их (терминов) смыслового содержания.
    Люди создают стереотипы и пользуются ими ровно до тех пор, пока не входят в противоречие с окружающей действительностью.
    Ассоциация как инструмент логического структурирования и построения моделей используется на всех уровнях понимания окружающей действительности.
    На основе Ассоциации строится «Элементарная Модель Описания», удовлетворяющая требованиям необходимости и достаточности, которая используется как в бытовых языках, естественной науке, так и в формальной науке.

    Ассоциация - это связь между некими объектами или явлениями, основанная на нашем личном, субъективном, опыте. Опыт этот может совпадать с опытом той культуры, к которой мы принадлежим, но всегда является также и сугубо личным, укорененным в прошлом опыте отдельного человека.

    Так, для любого человека европейской культуры черный цвет - это прежде всего цвет траура, тогда как в японской культуре в том же качестве выступает белый цвет. Очевидно, что здесь имеет место некая культурная условность, которую мы называем "символикой цвета". При этом для отдельного индивида не важно, почему так сложилось, что именно черный (или белый, или зеленый) цвет принято считать цветом печали, поскольку человек рождается в уже готовый мир. Черный ассоциируется у нас с трауром, ибо так принято.

    Белый цвет в евроамериканской культуре - цвет праздничный. Невеста обычно одета в белое платье, в праздники мы стелим на стол белую скатерть, парадная морская форма предполагает сочетание белого и синего и т. п. - таковы традиции. Однако стоит напомнить, что традиция ассоциировать черный цвет с трауром и печалью не помешала всемирному успеху "маленького черного платья", которое великая создательница моды Коко Шанель некогда предложила именно в качестве туалета на все случаи жизни, включая и праздники.

    В других случаях сама по себе связь между явлениями оказывается не условной, а фактической. Человек, однако же, и такие связи усваивает через социальное познание, т. е. через свое существование в культуре. Например, мы рисуем чаще всего карандашом, а пишем - ручкой. И хотя можно рисовать углем, тушью и фломастером, а писать на компьютере, но все же (по крайней мере, до недавнего времени) мысль о рисунке и процессе рисования вызывала ассоциацию именно с карандашом, а представление о процессе письма вызывало мысль о ручке.

    Фактические ассоциативные связи типа кошка–мурлыкать или кошка–мяукать, печка–дрова, труба–дым, роза–запах розы образуются и закрепляются в нашей памяти по мере приобретения жизненного опыта.

    В немалой мере этот опыт чисто индивидуален. Кому–то запах гвоздики напоминает кресло зубного врача и связанные с этим болезненные ощущения, что не так и странно, если знать, что стоматологи используют препарат, пахнущий гвоздичным маслом. Не у всех, однако, именно эта ассоциация закрепилась.

    Кто–то мрачнеет от одного вида собаки–боксера, потому что некогда у него погиб любимый пес именно этой породы. Я встречала людей, которые любили облетающие осенние деревья, потому что самые значимые события в их жизни случались осенью.

    Яркий пример глубоко личных ассоциаций являет музыка. Одно и то же сочинение может вызывать у разных людей не просто разные чувства, но порой чувства с противоположным знаком.

    Ассоциативные процессы как феномен психики изучали с древности. В Новое время ими более всего занимались психологи и психиатры. На том этапе становления психологии как самостоятельной науки, который принято считать начальным, психологи вообще считали, что изучение ассоциативных связей, процессов их формирования и закрепления - это и есть их главная задача.

    Интерпретация сновидений - основной метод, который использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, также базировался на выявлении ассоциаций. Его ученик Карл Густав Юнг считал исследование ассоциаций главным инструментом психоанализа. В русле таких интересов были составлены первые списки ассоциаций, которые долго рассматривались как отправная точка для суждений о психической норме. Авторами этих списков были американцы А. Розанов и Х. Кент, а сам материал впервые был опубликован в 1910 г. в "Американском журнале изучения психических заболеваний".

    Психологи и поныне изучают ассоциации, предъявляя своим испытуемым в качестве стимулов различные слова, изображения, цветообразцы, а в качестве ответов изучают свободную интерпретацию увиденного или рассказ об эмоциях, которые вызывает предъявленный стимул. Известные психологические тесты, такие как ТАТ или тест Люшера, построены именно на обращении к материалу наших ассоциаций. (О тестах см. справочник Анастази, 1982.)

    Психолингвистика занимается более узким кругом ассоциативных процессов - она изучает только ассоциации словесные, или, как нередко говорят, вербальные. Обычно с целью изучения словесных ассоциаций проводится ассоциативный эксперимент (далее сокращенно - АЭ).

    Напомним на всякий случай о том, что он собой представляет. (Мы уже говорили об ассоциациях в главе "Немного гносеологии", раздел "Вера и гипотеза".)

    Общепринятая методика АЭ выглядит следующим образом. Ии. (индивидуально или в группе) предъявляется некоторый набор слов–стимулов. Инструкция предлагает в качестве реакции написать первое же слово (или несколько слов), которые приходят в голову как ответ на предъявленный стимул.

    При этом по умолчанию предполагается, что ответы на каждый отдельный стимул мало зависят от порядка их предъявления. Для чистоты картины, однако, обычно предъявляются по крайней мере два варианта списков стимулов, например, составленный в алфавитном и обратном ему порядке.

    Если согласно инструкции в качестве ответов предлагается давать более чем одно слово, то предполагается, что эти слова–ответы даются именно на предъявленный стимул, т. е. что они не порождаются в качестве ответов друг на друга.

    Инструкция отвечать "первым словом, которое придет на ум", имеет принципиальный характер. Ассоциативная реакция–ответ должна следовать немедленно - и. не должен размышлять над тем, что бы ему такое сказать и как отреагировать. Всегда ли именно так происходит "на самом деле", мы, по правде сказать, не знаем. Однако само понятие ассоциативного процесса исключает идею отбора ответов. Если есть отбор - нет ассоциативного процесса в общепринятом в истории психологии смысле (мы обсуждали это в связи с критикой модели Р. Люса, см. с. 30).

    Ассоциативные процессы изучаются более ста лет, и за это время методика АЭ осталась почти той же. Зато существенно менялись цели изучения ассоциативных процессов. При чтении дальнейшего текста важно помнить, что я буду говорить только о таких исследованиях, где стимул является словом и ответ на него - также словом.

    Впрочем, психолингвистика относит к вербальным ассоциациям и случаи, когда стимулом является не целое слово, а его часть - слог или даже не являющееся слогом сочетание звуков или букв.

    Небезынтересно, в частности, что такие буквосочетания существенно различаются с точки зрения того, какие ассоциативные ответы они порождают (это первым отметил Эббингауз, см. выше, с. 182). Например, триграмма (так называют неосмысленное сочетание из трех букв) ОКН вызовет много ответов: окно, оконный, окошко, подоконник, а также кокнуть.

    По сравнению с ОКН сочетание УФР вызовет совсем мало ассоциаций. В известной степени причина таких различий очевидна: ОКН воспринимается как начало слова окно. А это очень частое слово. (Впрочем, проблема этим не исчерпывается. Детально этот круг вопросов рассмотрен в книге: Фрумкина, 1971.)

    Ученые уделили много внимания и тому, что происходит, если в качестве стимулов предъявлять не только структуры, меньшие, чем слово, но и большие, чем слово, - например, словосочетания. Скажем, предъявляя в качестве стимула словосочетание есть кашу, мы можем сравнивать частоты ответов типа ложкой, с маслом, с молоком, на завтрак и т. д. Соответственно, если предъявить в качестве стимула сочетание на завтрак, то весьма вероятно среди прочих частых ответов получить ответ кашу (именно в винительном падеже). Изучение подобных ассоциативных связей Ю. Н. Караулов назвал построением "ассоциативной грамматики" (Караулов, 1993).

    Имеется в виду, что владение языком в том и состоит, что в психике носителя не "записана" отдельно лексика и отдельно - грамматика в виде правил лексической и грамматической сочетаемости, а что вся эта система функционирует совокупно. Иными словами, частота таких ассоциативных пар, как бабушка–старая, бабушка–в платке, бабушка–дедушке, бежать–быстро, бежать–по асфальту, демонстрирует актуализацию владения не только семантикой, но и грамматикой.

    Вообще же такого рода сопоставления предполагают, что в среде людей, для которых русский язык является языком родной культуры, связи между поеданием каши и ложкой; кашей и маслом или молоком и т. п. являются устойчивыми и типичными.

    Этот мотив использован М. А. Булгаковым в его романе "Мастер и Маргарита", когда на вопрос артиста, "что могут подбросить?", первым следует ответ из зала - ребенка, а далее артист перечисляет "типичные" для ситуации "подбросить" объекты - ребенка, анонимное письмо, прокламацию, адскую машину, но никак не доллары, как уверял всех несчастный Никанор Иванович. Очевидно, что сегодня в сходном контексте этот ряд был бы совсем другим.

    Из сказанного ясно, что как феномен ассоциативная связь определена именно культурой во всем ее многообразии - всеми знаниями, опытом, в том числе - чувственным опытом, но при этом таким опытом, в котором мы не отдаем себе отчета. Мы ведь специально не думаем о том, что мех - пушистый, а лимон - кислый. Этот опыт у взрослого человека настолько автоматизирован, что большинство людей на слово мех и на слово лимон в АЭ дадут именно ответы пушистый и кислый. Изучая ассоциации в АЭ, мы, таким образом, апеллируем к неосознаваемому, глубинному слою нашей психики.

    Общность ассоциаций фиксируют так называемые словари "ассоциативных норм". В них обычно в качестве заглавного слова даются слова–стимулы, а ответы на это слово упорядочены по частоте встречаемости. Например, в Болгарии в 1984 г. был опубликован тщательно составленный указатель болгарских ассоциативных норм (Български норми на словесни асоциации / Ред. Е. Герганов. - София, 1984). Для составления этих норм 200 болгарских слов в качестве стимулов были предъявлены на слух 1000 ии. (из них -550 женщин и 450 мужчин) разных возрастов и профессий, для которых болгарский язык был родным.

    Ии. получили инструкцию в течение 5 секунд записать первое слово, которое пришло им в голову после того, как они услышали слово–стимул. Для большей надежности результаты были разбиты случайным образом на 10 выборок по 100 ии. в каждой. Из полученных 10 ассоциативных словарей и был затем составлен словарь "норм". В этом словаре даны отдельно ответы мужчин и женщин, указано общее число различных слов–ассоциаций, полученных в качестве ответов на данный стимул, а также приведены любопытные сравнительные данные по болгарскому языку и ряду других языков.

    Например, в одном из приложений показано, насколько самые простые, "конкретные" слова различаются по кругу вызываемых ими ассоциаций в разных культурах. Приведем в качестве примера три самые частые ассоциации на сему "СЫР". Я говорю именно о семе, а не о слове, поскольку в разных языках "СЫР", как выясняется на материале ассоциаций, - это концепт, соответствующий разным пищевым продуктам.

    Итак, русское сыр в качестве трех самых частых ассоциаций порождает ответы голландский, вкусный и желтый (оба ответа с равной частотой), а также масло. Болгарское слово сирене порождает ассоциации овче, бяло и солено (т. е. овца, белый и соленый). Очевидно, что речь идет не о сыре в русском понимании, предполагающем прежде всего твердый сыр, а о том его виде, который у нас называется словом брынза.

    Действительно, в болгарской культуре брынза занимает совсем не то место, которое в русской культуре занимает сыр, а, скорее, то место, которое у нас занимает картошка или блюдо типа щей, поскольку наряду с хлебом принадлежит к основным продуктам питания.

    Англ, cheese приносит свои сюрпризы - ассоциируется с крекерами, мышами и хлебом. Любопытны ответы французов: на слово fromage - самые частые ответы - blanc, gruyere и camember. В соответствии с традициями своей культуры для французов, как можно заключить из этих данных, существует не вообще "сыр", а прежде всего сорта сыра.

    Интерпретацию ответов носителей немецкого языка предоставляю читателю: здесь самые частые ассоциации - это Butter (масло), Brot (хлеб) и Milch (молоко).

    Обычно, если предъявленные слова–стимулы достаточно часты, то стандартные для данной культурной страты ответы скорее преобладают. В этой своей части результаты любого АЭ хорошо воспроизводимы: если его повторить в аналогичной группе лиц, то результаты будут близкими.

    В психолингвистике внимание исследователей направлено на изучение массовидных, а не индивидуальных ответов–ассоциатов. "Ассоциативные нормы" и ассоциативные словари и служат тому примером. "Нормы" составляются на основе массовых обследований и называются так именно потому, что фиксируют ожидаемые в данной культуре и типичные для нее (и обслуживающего эту культуру языка) ответы.

    "Ассоциативные нормы" обычно используются психологами и психиатрами для оценки того, в какой мере ассоциативные ответы того или иного индивида или группы индивидов похожи или отличны от "среднеожидаемого".

    Ассоциативные словари по структуре не отличаются от "норм", но они не претендуют на прогнозирование ответов, а скорее отражают ситуацию на период обследования.

    Например, ассоциативные словари детей разных возрастов наглядно показывают, как меняется тип ассоциаций и как увеличивается их разнообразие. Известно, в частности, что в более раннем возрасте у детей преобладают так называемые синтагматические ассоциации: на стимул лампа ребенок ответит горит, на стимул стул–сижу и т. п. Ребенок как бы вспоминает кусочки известных ему фраз. С возрастом увеличивается число парадигматических ассоциаций вида лампа–свет, стул–стол.

    В среднем же обычно отмечаются следующие типы ассоциативных связей:

    1) смысловая близость, где в пределе ассоциативным ответом является слово–синоним: большой–огромный, хотеть–желать, плавать - купаться, талант - способности, ровный–гладкий;

    2) смысловая противопоставленность, где в пределе слово–антоним: белый–черный, лежать–сидеть, бежать–стоять, день–ночь, гладкий–шершавый, свой–чужой;

    3) созвучность, рифма по типу кино–вино, цвет–свет, густой–пустой;

    4) отношения "выше–ниже" по типу фрукт–яблоко, груша; металл - сталь;

    5) отношения "часть–целое" и "целое–часть" по типу дом–комната, день–час, ночь–сутки, корень–дерево, стебель–растение.

    Ассоциации могут сказать нам очень многое о тех неосознаваемых структурах, в которых мы мыслим окружающий нас мир. В следующем разделе я расскажу о том, сколь многое можно увидеть "сквозь призму слова".

    Далее представлена очередная попытка АНГЛО-РУССКОГО АССОЦИАТИВНОГО СЛОВАРЯ.
    Никакой Америки не открыто, для тех, кому не лезут в голову некоторые слова уровня INTERMEDIATE, НАПРИДУМАНО около тысячи подсказок, как не забыть отчаянно изучаемые словечки.
    Данные ассоциации не ДОГМА, толчок к творчеству. У каждого человека есть свои, более привычные (понятные) ассоциации, посему на основе данного словарика каждый индивидуум может сделать что-то свое. Слова отбирались по-разному, кому-то они покажутся легкими и не требующими особых усилий, кому-то нет. Не судите строго, а если кто возгорит желанием, может дополнить мое творчество своим. А кто разбавит рисунками, вообще КРАСАВЕЦ!
    Имеющегося количества слов вполне достаточно для чтения такого произведения как Гарри Потер в оригинале. Еще чем сие творение отличается от иных, это отсутствие в ассоциациях жаргонизмов и уж тем более ненормативной лексики, хотя ассоциации с их использованием так и просились, но это от недостатка воспитания, что было преодолено в процессе. Теперь детишкам можно читать безопасно и не только им. Пользуйтесь!!!
    Критика принимается по адресу: [email protected]

    Текст книги (55 тыс. букв - время на чтение примерно 1 ч. 12 мин.)

    Скачать текст книги в формате: , ; Сжатые: , (Скачано: 4173)

    Похожие публикации