Конструктивно-модельная деятельность «Мы строители» с элементом сюжетно-ролевой игры в подготовительной к школе группе Видео. План-конспект игры со строительным материалом «Грузовой транспорт» (старшая группа)

Строительная игра для старших дошкольников


Описание материала: Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Дети учатся сотрудничать в процессе коллективной конструктивной деятельности. Получают дополнительные знания о инфраструктуре города и деревни. Основана на программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости».

Строительная игра: « Город и деревня».

Цель:
содействие совершенствованию умений в конструктивной деятельности.
Задачи:
содействовать формулированию самооценки конечного результата,
содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы,
содействовать развитию связной речи,
формировать умение выполнять постройку в определенной последовательности, с учётом плана-схемы
воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной творческой деятельности.
прививать патриотические чувства, закрепить знания детей о символах государства;
Оборудование: схемы построек, атрибуты для конструирования, конструктор.
Предварительная работа: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, строительству города, деревни; ознакомление с элементарными математическими представлениями.
Источники: Программа и технология «Детский сад - дом радости» Н.М.Крыловой.

Ход занятия

В.: Давайте поздороваемся
Хороводная игра « Плывёт кораблик по реке» (собственное творчество)

Плывёт кораблик по реке
А мы идём рука в руке (идут по кругу)
А речки голубой поток (показывают волны)
А через речку есть мосток (соединить руки, локти выше)
А за мостом дома стоят (руки над головой)
А в тех домах детишки спят (ладошки под щеку)
Скоро солнышко взойдёт (руки вверх, потянуться)
Петух песенку споёт «Ку-ка-реку»
И все детишки встанут тут (идут по кругу)
И дружно в садик побегут (бегут)
- Все…прибежали в детский сад!?!?

Мотивация.
В.: А как называют детей, которые приходят в детский сад? (Дошкольники)
В.: А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? (Школьники)
В.: Вот есть такой вид труда - строительство. Люди, каких профессий называются строителями? (называют).
В.: А у нас есть строительный материал... Можем ли мы быть строителями?! (Можем)
Что задумали? Так, что же получается, каждый строитель, где хочет, там и строит?! (Нет, по замыслу архитектора).
В.: Где вы хотите строить? Из какого материала...?
В.: Но прежде чем строители преступят к работе, что должен сделать архитектор? (Выбрать место). Значит, главный в строительстве будет архитектор?!
В.: Правильно, чтобы ваши результаты труда... и мосты, и дома, и дороги, и фабрики и заводы приносили людям пользу и были бы им удобны нужен архитектор..., он задумывает город или село...). В.: Ну, а чтобы распределились все здания, сооружения, архитектору нужно всё нарисовать на доске.
В.: Итак, вчера мы были кем? (архитекторами). Почему вы так уверены? (потому что задумывали строительство города и деревни, рисовали схему застройки)
В: А сегодня мы задумали? (построить город и деревню). Значит вы будете кем? (строителями)
В.: Какие же профессии строителей у нас будут? (Мостостроители, строители высотных зданий, домостроители... А ещё надо вокзал построить... Да и здание администрации... Мы построим деревню..
В.: А вы можете так построить, чтобы всем было удобно жить, чтобы здания были ПРОЧНЫЕ, ТЁПЛЫЕ, ЧТОБЫ УДОБНО БЫЛО... (Да).
В.: А вы можете такой город построить?! (Можем).
В.: Наверное, надо подумать не только о том, какие будут красивые город и деревня, но и где их разместим.?! На нашей удобной для строительства поверхности, на равнине, рядом протекает река…издавна поселения появлялись на берегу рек…
В.: Можно строить по плану, как, например, Санкт-Петербург строили... А можно и так, как строилась Москва... Она ведь строилась не сразу, а постепенно... Там не было заранее плана расположения улиц, строили вокруг Кремля.
В.: Мы с вами, как решили строить? (По плану).
В.: В нашем городе есть главная площадь, от неё идёт главная улица. Здесь есть вокзал.
В.: Вы архитекторы и строители, у вас индивидуальные проекты, пожалуйста, выбирайте.
(Дети показывают на схеме объект строительства и занимают необходимое место).
В.: Начинаем строительство города и деревни согласно нашему плану застройки.
Деятельность.
Оценка. Построили.
В.: Время строительства исчерпано. Давайте обсудим застройку города и деревни? Наверно, согласитесь, хорошо, чтобы город и деревня были красивыми, удобными, и, конечно, чтобы постройки были прочными? (Да)
Пока дети подходят к воспитателю, можно предложить поиграть в игру, например «Виноватая тучка»
Все собрались для оценки.
В.: Мы в какой стране живем? (России)
В.: Тех, кто живет в России как называют? (Россияне)
В.: В каком городе мы живем? (Кемерово)
В.:А город, который вы построили как называется? (Предлагают названия)
В.: Город, который вы построили в какой стране находится? (В России)
В.: Позвольте, а как это определить? (На главном здании города есть флаг)
В.: Что еще может являться символов государства? (Герб, гимн)
Моног
В.: Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют).
В.: Ну, так ваши жители только отдыхают, а работать им негде?!
Все безработные? (на Заводе)
В.: Ну, если завод есть, то уж, наверно, и работает кто-то на заводе, а значит, и результат труда есть?! (Начнут фантазировать о том, что у них производилось на заводе, например, деревоперерабатывающий завод)
В.: Откуда сырье берут для завода? (Показывают деревенские дома)
В.: Куда же отправляется продукция и кому?! (потребителям, в деревни и в города)
В.: На чём надо отправлять..., каким транспортом...? На машине, можно, конечно, речным транспортом, а можно и железнодорожным, можно и самолётом?! (Рассуждают)
В.: А пристани у вас есть? (Нет, но можно построить).
Так давайте внесём в план нашей будущей застройки строительство пристани и торговых кораблей.
В.: А аэродром есть? (Нужно и его следующий раз архитектору добавить в план строительства).
В.: В магазинах у вас всё было... и овощи, и фрукты?(Да).
В.: И они так и лежат в магазине... и не кончаются?! (Их провозят).
В.: Откуда? (Показывают деревенские дома)
В.: А что бы из вашего города в деревню можно было послать?
(Готовую выпечку, консервы, одежду…).
В.: Молодцы! Вы настоящие строители!

Анастасия Галенко
План-конспект игры со строительным материалом «Грузовой транспорт» (старшая группа)

Тема: «Грузовой транспорт»

Возраст: старшая группа (5-6 лет)

Задачи по развитию игры: формировать у детей умение передавать форму и детали объекта; учить подбирать детали, следуя замыслу; формировать навыки последовательного по-строения работы.

Развивающие задачи: учить детей строить грузовой транспорт; развивать мелкую и общую моторику, координацию обеих рук.

Воспитательные задачи: воспитывать умение ценить свой труд и труд товарищей; воспитывать вежливость и навыки общения при совместной работе.

Вид конструирования: конструирование из мелкого и крупного конструктора типа «Лего».

Оборудование: картинки и игрушки с изображением грузового транспорта; конструктор.

Предварительная работа: беседа о грузовом транспорте; наблюдение за грузовыми автомобилями на прогулке; раскрашивание раскрасок по теме; рисование по теме.

Ход игры:

1. Вводная часть. Отгадывание загадки о транспорте.

Ребята, отгадайте загадку:

На резиновом ходу

Все дороги обойду.

Я на стройке пригожусь,

Я работы не боюсь.

Мне открыты все пути.

Вам со мной не по пути?

2. Беседа о грузовом транспорте.

Вспомните, каких видов бывает транспорт? (легковой, грузовой, пассажирский, строительная техника и т. д.).

Для чего человеку нужен транспорт? (ответы детей про разные виды транспорта).

Для чего нужен грузовой транспорт?

Какие грузы перевозят на этих машинах?

Рассматривание картинок.

Давайте рассмотрим картинки, на которых изображен грузо-вой транспорт. Какие детали есть у этих машин? (ответы детей). Как вы думаете, для чего нужны колеса, мотор, каби-на, кузов?

Какие детали конструктора нам понадобятся, чтобы постро-ить грузовик? (ответы детей).

3. Разбор с детьми схемы построения автомобиля.

С чего мы начнем строительство грузовика? (начинаем строить с колес. Нам нужны одинаковые по размеру 4 колеса.)

К чему мы прикрепим колеса? (нам нужна опора. Пластина, которая будет являться основанием автомобиля).

Машина не заведется без мотора. (нам нужен небольшой кубик, который будет мотором. И кубик побольше – это кабина шофера).

Как мы будем ехать в темное время суток? (нам нужны фары)

Грузы перевозить мы сможем в кузове. (выбираем детали для построения кузова)

Вот наш грузовик и готов.

4. Физминутка – пальчиковая игра.

Какой прибор главный помощник на дороге?

Светофор

Помогает с давних пор

Верный друг наш - светофор.

У него больших три глаза,

Не горят они все разом. показывают три пальца

Если красный загорелся,

поднимают руки вверх и «рису-ют» в воздухе круг

То нельзя переходить,

Надо ждать на тротуаре

качают головой

И машины пропустить. имитируют кручение руля

Если жёлтый загорелся,

Значит, скоро мы пойдём.

поднимают руки вверх и «рису-ют» в воздухе второй круг

Глаз зелёный загорелся -

Стоп, машины, мы идём! поднимают руки вверх и «рису-ют» в воздухе третий круг под вторым

Мы дорогу перешли,

По делам своим пошли.

маршируют по помещению

Помогает с давних пор

Верный друг наш - светофор. хлопают три раза в ладоши, на каждый слог слова «светофор»

5. Ход игры.

Дети строят грузовые автомобили. Воспитатель наблюдает, по необходимости подсказывает и помогает.

Тем детям, которые закончили раньше, можно предложить дополнить игру, построить деревья, светофор и т. д.

Что мы сегодня строили с вами?

Для чего нам нужен грузовой транспорт?

Публикации по теме:

План-конспект ООД по окружающему миру (старшая группа). «Зимующие птицы» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», Художественно-эстетическое» Виды детской деятельности:.

Ирина Суставова
Конспект строительно-конструктивной игры «Путешествие на пароходе в зоопарк» (старшая группа)

Тема/Возраст :

Вид конструирования

«» , старшая группа

Тип конструирования : технический.

Конструирование по простейшим чертежам

и наглядным схемам (по образцу) .

Программное содержание

Цель : закрепить навык .

Закрепить знания детей о животных, живущих в зоопарке : слоне, зайце, медведе, лисе, их повадках, чем питаются.

Воспитывать творческое воображение, активность и сознательность в процессе игры .

Предшествующая работа строительного материала .

Оборудование : игрушки

Строительный материал

Приемы руководства :

конструкции .

Обыгрывание постройки

«Путешествие на пароходе в зоопарк » , старшая группа

Тип конструирования : технический. Конструирование из строительного материала . Конструирование по простейшим чертежам

и наглядным схемам (по образцу) . Цель : закрепить навык быстрого действия со строительным материалом . Закрепить знания детей о животных, живущих в зоопарке : слоне, зайце, медведе, лисе, их повадках, чем питаются. Воспитывать творческое воображение, активность и сознательность в процессе игры .

Предшествующая работа : Дети, рассматривали картины о животных, выкладывали корабль из мозаики, из строительного материала .

Оборудование : игрушки : лиса, медведь, заяц, слон, белка. Строительный материал , билеты, капитанская шапочка, бинокль, штурвал.

Показ воспитателем приемов изготовления конструкции

Обыгрывание постройки :

Ребята, сегодня мы с вами совершили удивительное и очень интересное путешествие . Вы, конечно, очень любите зверей и наверное хотели бы съездить в зоопарк . Сегодня мы с вами и совершим это путешествие . В нашем городе нет зоопарка , поэтому мы отправимся в это путешествие в большой и очень красивый город Санкт-Петербург. На каком транспорте мы можем добраться до этого города? (ответы детей) . Давайте поедем в зоопарк на пароходе , мы увидим много интересного, когда будем ехать по морю. Но что нам надо подготовить, чтобы отправиться в путешествие , правильно построить пароход .

Теперь назначим инженеров, строителей , конструкторов , которые будут создавать пароход по вот этому образцу.

Кто будет инженером? Сережа, ты, хорошо.

Строителем хочет быть Дима , Андрей, Саша …

А кто будет управлять штурвалом? Наташа, хорошо.

- Строители инженеры приступайте к работе, смотрите на рисунок.

Что сначала надо построить ?

Площадку для парохода .

Из чего мы будем строить ? Верно, из прямоугольных брусков.

А сейчас нужно возводить сам пароход

Из сложных отделов состоит пароход ?

Что сначала нужно построить конструктору ? Да топливные отделы.

- Строители приступайте .

Что для этого вы используете.

Кирпичи.

Молодцы, строители , инженеры, быстро возводят пароход .

Что осталось сделать?

Нос ракеты.

Хорошо, пароход к к плаванию готов ? Да.

задание

Итог :

Капитаны вам дается следующее задание : в этом альбоме вам нужно нанести зарисовки встречных животных и будем их забирать к себе на палубу.

Публикации по теме:

Организация конструктивной игры с детьми дошкольного возраста 3 слайд Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных.

Диагностика конструктивной деятельности С 3-4 лет. Планирует свои постройки, использует различные строительные детали в соответствии с их конструктивными свойствами..

Конспект конструктивной деятельности «История ножниц» (старшая группа) История ножниц. Пр. сод. Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения. Продолжать учить детей отгадывать.

Конспект конструктивной деятельности «Новый район города. Здания» Тема: «Новый район города» (здания (по замыслу) Цель: Актуализация у детей представлений о городской инфраструктуре и способах строительства.

Цель: Формирование конструктивных навыков и умений. Задачи: 1. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов.

Лусине Айвазян
Картотека игр по конструированию из строительного материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №27 КАВКАЗСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Картотека игр по конструированию для старшего дошкольного возраста

составила :

Воспитатель

Айвазян Л. А.

Лего-конструирование в детском саду

В старшей группе роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваются коллективизм, память, мышление. Дети учатся заниматься по карточкам .

«Чья команда быстрее построит

Цели :

Учить строить в команде , помогать друг другу;

Развивать интерес, внимание, быстроту , мелкую моторику рук;

Оборудование : набор лего-конструктора «Дупло» , образец.

Ход : дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки , например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке . Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию .

«Таинственный мешочек»

Цель : учить отгадывать детали конструктора на ощупь .

Оборудование : наборы деталей конструктора , мешочек.

Ход : педагог держит мешочек с деталями лего-конструктора . Дети по очереди берут из него одну деталь, отгадывают и всем показывают.

«Разложи детали по местам»

Цель конструктора .

Оборудование : коробочки, детали лего-конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг) .

Ход : детям даются коробочки и конструктор . На каждого ребенка распределяются детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор . Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

«Светофор»

Цель :

Закреплять значения сигналов светофора;

Развивать внимание, память;

Оборудование : кирпичики лего красного, зеленого, желтого цвета.

1-й вариант :

Педагог-«светофор» , остальные дети-«автомобили» . Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый-приготавливаются, зеленый-едут.

2-й вариант :

Светофор и пешеходы переходят дорогу на зеленый свет.

3-й вариант :

На красный свет дети приседают, на желтый-поднимают руки вверх, на зеленый-прыгают на месте.

«Найди такую же деталь, как на карточке »

Цель : закреплять названия деталей лего-конструктора «Дупло» .

Оборудование : карточки , детали лего-конструктора «Дупло» , плата.

Ход : дети по очереди берут карточку с чертежом детали лего-конструктора «Дупло» , находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки .

В подготовительной к школе группе дети уже занимаются по карточкам , строят более сложные постройки . Цель игр-развивать речь, уметь работать в коллективе, помогать товарищу, развивать мышление и память.

«Назови и построй »

Цели :

Закреплять названия деталей лего-конструктора «Дакта» ;

Учить работать в коллективе;

Оборудование : набор лего-конструктора «Дакта» .

Ход : педагог дает каждому ребенку по очереди деталь конструктора . Ребенок называет ее и оставляет у себя. Когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку , придумать ей название и рассказать о ней.

«Лего-подарки»

Цель : развивать интерес к игре и внимание.

Оборудование : игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3, четвертая-крестик (пропускаем ход, лего-подарки.

Ход : дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игровое поле, кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке. Первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

«Не бери последний кубик»

Цель : развивать внимание, мышление.

Оборудование : плата с башней.

Ход : играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. Кто снимет последний, тот проиграл.

«Запомни расположение»

Цель : развивать внимание, память.

Оборудование : набор лего-конструктора «Дакта» , платы у всех игроков.

Ход : педагог строит какую-нибудь постройку из восьми (не более) деталей. В течение короткого времени дети запоминают конструкцию , потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же . Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

«Построй , не открывая глаз»

Цели :

Учить строить с закрытыми глазами ;

Развивать мелкую моторику рук, выдержку;

Оборудование : плата, наборы конструктора .

Ход : перед детьми лежат плата и конструктор . Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить . У кого интересней получится постройка , того поощряют.

«Рыба, зверь, птица»

Цель : развивать память, внимание.

Оборудование : кирпичик лего.

Ход : педагог держит в руках кирпичик лего. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит : «рыба» . Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит : «птица» или «зверь» . Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.

Конструирование из строительного материала

В старшей и подготовительной группе воспитатели стараются реже давать образец постройки или поделки , а если дают, то примерный, чтобы показать основные части конструкции и помочь отобрать нужные детали; в качестве образца часто используют фотографии, рисунки. Дети чаще придумывают свой вариант постройки , поделки, перенимают друг у друга конструктивные решения .

Задание «Что изменилось?»

Перед ребенком расставляют строительные детали . Просят запомнить, сколько их и как они стоят. Затем предлагают отвернуться и убирают какую-либо деталь (устанавливают детали в ином положении на плоскости стола, меняют их местами, добавляют новые). Затем дошкольник отмечает, что изменилось.

Задание «Меняясь местами»

Играют двое детей. Ребят сажают спиной друг к другу и предлагают разместить на листе бумаги мелкие строительные детали , поставленные плотно друг к другу так, чтобы каждая деталь соприкасалась с поверхностью листа одной из граней, и обвести получившуюся фигуру фломастером. Затем снять с листа детали, поменяться местами и вновь установить их на листе бумаги точно внутри контура. Задание тем сложнее, чем больше деталей предлагается.

Задание «Роботы»

На карте нарисованы роботы , собранные из строительных деталей . Детям предлагают ответить на вопросы :

Сколько роботов изображено?

Найди двух роботов, собранных из одинаковых по форме деталей.

Покажи, у какого робота есть деталь, которой нет у других.

Каких роботов можно построить из строительных деталей , а каких нельзя?

Задание «Схема по постройке товарища »

Дети придумывают и строят сооружения из строительного материала , а затем создают схемы по постройкам друг друга , изображая вид спереди, выкладывая фигурами и обводя фломастерами.

Задание «Схема по условию»

Предлагать детям создавать схемы по условиям, используя способ, указанный в предыдущем задании («Нарисуй схему сельского домика, двухэтажного, с плоской крышей и с крылечком, находящимся справа» и т. п.). Побуждайте детей самостоятельно придумывать и рисовать схемы построек .

Задание «Построй и создай схему »

Предложить детям сделать элементарные постройки из трех , четырех деталей, а затем создать их чертежи, изображая конструкции в трех проекциях (спереди, сбоку и сверху) . Способы построения те же : выкладывание фигурами и обведение, либо рисование на листочках в клетку.

Задание «Сделай план и построй »

Дети рисуют планы будущих построек (вид сверху внутренних сооружений) : «Универсам» , «Кафе» , «Детский сад» , «Парк» . Затем используют их при планировании последующей конструкторской деятельности .

Игра "Строительные детали "

Воспитатель разыгрывает с детьми сценку : раздает детям строительные детали и предлагает действовать с ними по ходу стихотворения :

Как-то Кубик в лес пошел,

Там Кирпичика нашел.

Взялись за руки детали,

По тропинке побежали,

А навстречу – скок-поскок -

Подбежал к друзьям Брусок.

И спросил Брусок детали :

"Вы Цилиндра не видали?".

Повернулся Куб бочком :

"Я с Цилиндром не знаком",

А Кирпичик удивился :

"Нам навстречу он катился?

Ну, теперь пора идти,

Надо Призму нам найти.

Видел я ее – без дела

Она с Конусом сидела

У друзей пластин в гостях

С фотографией в руках".

Игра «Расставь детали по контуру»

Каждый ребенок расставляет детали на листе, создавая форму самолета, обводит фломастером контур получившейся модели, снимает детали и передает лист и детали товарищу, чтобы тот собрал его самолет, в свою очередь берет лист и детали у товарища и собирает его модель. Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

Игра «Дострой конструкцию »

Ребенок начинает собирать модель из строительного материала , затем «передает» ее другому ребенку; тот продолжает сборку и «передает» модель следующему ребенку и т. д. Затем дети все вместе обсуждают, что у них получилось.

Игра «Построй здание »

Предложить детям придумать и нарисовать на листах бумаги в клетку любое здание, например, для планеты Марс, которое можно построить из строительного материала . Например, здание, стоящее на горах (над водой, на песке, под песком, на глубине; подводный дом; здание, часть которого находится под водой, а часть на воде; парящее в воздухе здание и др.). Проанализировать с детьми готовые схемы и предложить сконструировать по ним постройки . По окончании строительства проанализировать постройки с точки зрения схожести с изображениями; прочности, удобства использования; необычности, оригинальности конструктивных решений , гармоничности.

Игра «Найди одинаковые конструкции »

Педагог собирает из строительного материала 5-7 похожих предметов (из них 2 предмета одинаковые) и, определив время (1 минута по песочным часам, дает детям задание : «Найдите одинаковые конструкции » .

Игра «Что получилось?»

Каждый ребенок сооружает любую модель из строительного материала . Затем дети угадывают, у кого что получилось.

Игра «Сконструируй летательный аппарат »

Дети рисуют схематические изображения различных летательных аппаратов, конструируют летательный аппарат из строительного материала (анализ построек , демонстрация в действии) .

Игра «Закончи конструкцию »

Предложить детям разбиться на пары. Каждый ребенок собирает из строительного материала какую-либо заготовку, затем меняется ею с напарником и заканчивает его конструкцию .

Игра «Что изменилось у робота?»

Педагог предлагает детям рассмотреть сконструированного им робота в течение 1-й минуты. Затем дети закрывают глаза, а педагог вносит в конструкцию некоторые изменения . Дети должны сказать, что изменилось.

I. Значение cтроительно-конcтруктивных игр в развитии личности ребенка

Строительно-конструктивные игры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

В дошкольной педагогике конструирование рассматривается, как средство всестороннего развития ребенка.

а) Умственное развитие

Формируются сенсорные способности. Наиболее успешно развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включать в процесс восприятия процессы мышления.
В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; приобретают знания технического характера, знакомятся со свойствами геометрических тел.

б) Трудовое воспитание

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель; планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу. При организации и проведении игр в детском саду имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.

в) Развитие речи

В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работы сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития. В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.

г) Физическое воспитание

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям. В процессе игры дети воплощаются в своих любимых героев: либо это летчик, сооружающий себе самолет; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предлагается далекое плавание.
Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.

д) Эстетическое воспитание

Для построек каких-либо сооружений из строительного материала, необходимо знакомить детей с их подлинным изображением. Для этого необходимы экскурсии и иллюстрации с изображением каких-либо сооружений и построек. С их помощью дети имеют возможность развивать художественный вкус, вызывать эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

е) Нравственное воспитание

Нравственное воспитание происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития и гармоничного развития ребенка.

Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.

ж) Подготовка детей к школе

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

II. Особенности и структура

В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

а) Конструирование из строительных материалов

Детей с раннего возраста знакомят с кубиками 11 кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

б) Конструирование из бумаги и дополнительных материалов

Этому виду конструирования обучают в средней, старшей и подготовительной группах. Соорудить из бумаги или тонкого картона игрушку объемной формы. Этот вид конструирования включает поделку игрушек с использованием разнообразных коробочек, катушек, пробок, кусочков пенопласта, пород она и т.п. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

в) Конструирование из природного материала

Начиная со средней группы, для конструирования используют плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки, сучки, солому, желуди и т.д. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма.

Качество и выразительность игрушки достигаются умением подметить в этом материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой.

Особенностью строительно-конструктивных игр является игра с природным материалом. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит игры с водой. Но без специального обучения эти игры бывают малосодержательными и однообразными – как игры с природным материалом, так и игры со строительным материалом, требуют специального обучения.

Программа обучения детей конструированию ставит следующие задачи:

– научить детей приемами строительного конструирования;
– расширять представления о сооружениях и постройках окружающего, научить видеть их конструктивные особенности, воспроизводить их в игровых постройках;
– побуждать детей всех возрастных групп к использованию в игре приобретенных при обучении умений и навыков конструирования;
– научить детей коллективно выполнять постройки, считаясь в работе с мнением друзей. Научить описывать свое мнение, мотивируя целесообразность его;
– научить работать организованно, соблюдая порядок при использовании материала;
– развивать умение работать целенаправленно, предварительно обдумывать свои действия (обдумывание элементарных форм предстоящей работы).

Для обучения детей конструированию из строительного материала воспитатель пользуется разнообразными приемами:

– сооружение постройки воспитателем, с показом всех приемов конструирования и пояснением действий;
– показ образца готовой постройки;
– использование готовой постройки в качестве примера, показывающего, как можно изобразить тот или иной предмет в строительном материале;
– показ отдельных приемов конструирования;
– предложение образца постройки, выполненной воспитателем частично, заканчивают ее дети сами;
– сообщение темы стройки с указанием условий, которые дети должны выполнить;
– выполнение детьми построек по их собственному замыслу.

В применении приемов обучения стройки установить прямую последовательность. Применение того или иного приема зависит от сложности постройки, от способа соединения деталей.

Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Игры со строительным материалом (как и театрализованные, дидактические, подвижные) можно отнести к разряду рубежных (по определению А.Н.Леонтьева), посредством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью разных материалов.

Различаются следующие виды строительного материала:

– специально-созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы);
– подсобный (доски, ящики, коробки);
– природный (песок, снег, глина, камни).

Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Необходимость сделать постройку, например сцену для представления, ракету для полета в космос, комнату для куклы, возникает в процессе реализации замысла игры, создания игрового образа. В такой постройки может быть условный характер (стульчик за стульчиком – поезд) или подчиниться своему практическому назначению (зависимость конструкции сцены от жанра искусства, от величины «артистов»).

Часто ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли.

Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности – все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения. В самих играх заложены стимулы побуждающие ребенка воображать, фантазировать, что доказано в исследованиях Н.Н. Подьякова, Л.А. Парамоновой и др…

IV. Своеобразие руководства строительными играми детей разных возрастных групп

Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей.

При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

– расширения представлений детей и направление их внимания и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;
– обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно-творческих способностей;
– формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

Первая младшая группа

В программе воспитания в детском саду для младших групп предусмотрены строительные игры с игрушками, занятия со строительным материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям формирование простейших, но четких и прочных умений. Детей знакомят со строительным материалом, их формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (лежит, стоит); учат накладывать один на другой, размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка); образовывать простейшие перекрытия (ворота, домик). Воспитатель находит сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.

Вторая младшая группа

Учат не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а так же располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на меньшую плоскость.
Уже в этом возрасте детей начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек.
Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала.

Средняя группа

В программе воспитания в детском саду предусматривается дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использованию созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитания умения строить не только по предложенному образцу, но и намеченной самим теме, обучение более сложным приемам работы.
Под руководством воспитателя дети 4-5 лет способны отражать в строительной игре впечатления об окружающем. Им дается разнообразный материал (строительный материал; конструктор; куски фанеры, картона, материал для украшения построек).
Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы, ограждения и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные части. Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре.

Старшая группа

Программа воспитания в детском саду предусматривает обучение детей предварительному планированию коллективных строительных игр, постановки цели игры, определению участников по предварительному договору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений.
Руководство играми старших детей в большей мере направляется на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.
Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные его части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.
Правильность руководства игрой и активное участие в ней всех детей определяют их удовлетворение от нее, интерес к ней и тем самым ее длительность.

Подготовительная группа

Строительные игры в подготовительной группе отличаются более разнообразными замыслами, так как дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги.
В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых.
Интересы детей подготовительной группы, их возможности предъявляют к руководству строительными играми большие требования.
Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства, он отбирает немногое то, что доступно детям и оказывает воспитательное и обучающее воздействие.

В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает анализировать итоги игры. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

Литература:

1. С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика»; М. 1998г.
2. В.Н. Левицкая «Творческие игры дошкольников»; М. 1957г.
3. З.В. Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»; М. 1958г.
4. З.В. Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»; М. 1966г.
5. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»: М. 1979г.
6. З.В. Лиштван «Конструирование»; М. 1981 г.

Похожие публикации