Капитанская дочка полный анализ произведения для поступления. Анализ «Капитанская дочка» Пушкин

«Капитанская дочка» - роман-взросление. Это история взросления Петра Гринева, который из «зеленого» юноши перевоплощается в ответственного мужчину, пройдя через суровые жизненные испытания. Ему довелось принять непосредственное участие в пугачёвском восстании, и все его принципы прошли тщательную проверку. Он ее прошел, сохранив достоинство и оставшись верным присяге. Повествование ведется в форме мемуаров, и сам герой с высоты собственного опыта подводит итоги жизни.

Многие читатели думают, что «Капитанская дочка» — это всего лишь рассказ, однако они ошибаются: не может произведение такого объема принадлежать к малой прозе. А вот повесть это или роман – вопрос открытый.

Сам писатель жил во времена, когда к полноценным крупным эпическим жанрам относили лишь те многотомные труды, которые по объему сопоставимы с «Анной Карениной», например, или с «Дворянским гнездом», поэтому он без сомнений называл свое творение повестью. В советском литературоведении тоже так считалось.

Однако произведение обладает всеми признаками романа: действие охватывает длинный промежуток времени из жизни героев, в книге множество второстепенных персонажей, описанных в подробностях и напрямую не относящихся к главной сюжетной линии, на протяжении повествования действующие лица переживают духовную эволюцию. Кроме того, автор показывает все стадии взросления Гринева, что тоже недвусмысленно указывает на жанр. То есть, перед нами типичный исторический роман, так как писатель во время работы над ним взял за основу факты из прошлого и то научное исследование, которое предпринял, чтобы понять феномен крестьянской войны и донести его до потомков в форме объективного знания.

Но на этом загадки не закончились, предстоит определиться, что за направление стоит у истоков произведения «Капитанская дочка»: реализм или романтизм? Коллеги Пушкина, в частности, Гоголь и Одоевский утверждали, что его книга больше всех прочих повлияла на развитие реализма в России. Однако в пользу романтизма говорит тот факт, что за основу взят исторический материал, а в центре внимания читателя находится противоречивая и трагическая личность бунтовщика Пугачева – точь-в-точь романтический герой. Поэтому оба ответа будут верны, ведь вслед за успешным литературным открытием солнца русской поэзии Россию захлестнула мода на прозу, причем реалистическую.

История создания

Отчасти Пушкина на создание «Капитанской дочки» вдохновил Вальтер Скотт, мастер исторического романа. Его творения начали переводить, и русская публика была в восторге от авантюрных сюжетов и таинственного погружения в другую эпоху. Тогда писатель как раз работал над хроникой восстания, научным трудом, посвященным крестьянскому бунту Пугачева. У него скопилось много полезного материала для реализации художественного замысла раскрыть читателю кладезь богатой на события русской истории.

Вначале он планировал описать именно предательство русского дворянина, а не нравственный подвиг. Автор хотел сделать акцент на личности Емельяна Пугачева, а заодно и показать мотивы офицера, нарушившего присягу и присоединившегося к бунту. Прототипом стал бы Михаил Шванвич, реально существующий человек, который из страха за свою участь состоял при канцелярии бунтовщика, а потом еще и дал на него показания. Однако по цензурным соображениям книга вряд ли могла бы быть опубликована, поэтому писателю пришлось наступить на горло собственной песне и изобразить более патриотичный сюжет, тем более исторических примеров доблести у него было достаточно. А вот отрицательный пример сгодился для создания образа Швабрина.

Книга была издана за месяц до гибели автора в его же журнале «Современник», опубликована от лица Гринева. Многие отмечали, что манера повествования того времени мастерки передана писателем, поэтому многие читатели были сбиты с толку и не понимали, кто же истинный творец мемуаров. Кстати цензура все же взяла свое, изъяв из публичного доступа главу о крестьянском бунте в Симбирской губернии, откуда родом сам Петр.

Смысл названия

Произведение, как ни странно, озаглавлено не в честь Гринева или Пугачева, поэтому сразу и не скажешь, о чем же оно. Роман называется «Капитанская дочка» в честь Марии Мировой, главной героини книги. Пушкин, таким образом, отдает дань отваге девушки, которой никто от нее не ожидал. Она дерзнула просить за изменника у самой императрицы! И вымолила прощение для своего спасителя.

Кроме того, данная история так называется еще и потому, что Марья была движущей силой повествования. Из любви к ней юноша всегда выбирал подвиг. Пока она не заняла все его мысли, он был жалок: не хотел служить, проигрывал большие суммы в карты, высокомерно вел себя со слугой. Как только искреннее чувство пробудило в нем мужество, благородство и смелость, читатель не узнал Петрушу: он превратился из недоросля в ответственного и храброго мужчину, к которому патриотизм и осознание собственного «я» пришли через сильные эмоции, обращенные к женщине.

Историческая основа

События в произведении происходили во времена правления Екатерины Второй. Историческое явление в романе «Капитанская дочка» носит название «пугачевщина» (этот феномен изучал Пушкин). Это бунт Емельяна Пугачева против царской власти. Он произошел в 18 веке. Описанные действия разворачиваются в Белгородской крепости, куда бунтовщик шел, набирая силы для штурма столицы.

Крестьянская война 1773 — 1775 развернулась на юго-востоке Российской Империи. В ней приняли участие крепостные и заводские крестьяне, представители национальных меньшинств (киргизы, башкиры) и уральские казаки. Все они были возмущены грабительской политикой правящей элиты и усиливающимся закрепощением простого народа. Люди, не согласные с участью рабов, убегали на окраины страны и образовывали вооруженные банды с целью грабежа. Беглые «души» уже были вне закона, поэтому ничего другого им не оставалось. Над их трагической судьбой и размышляет автор, изображая предводителя восстания, не лишенного добродетели и похвальных черт характера.

А вот Екатерина Вторая демонстрирует крутой нрав и недюжинную жестокость. Императрица, по свидетельствам историков, действительно была волевой натурой, но не чуждалась самодурства и других прелестей абсолютной власти. Ее политика укрепляла дворянство, предоставляя ему всяческие привилегии, но вот простой народ вынужден был нести на себе ношу этих благодеяний. Царский двор жил на широкую ногу, а не знатные люди голодали, терпели насилие и унижение рабского положения, проигрывались, продавались с молотка. Естественно, социальная напряженность только росла, а Екатерина не пользовалась народной любовью. Иностранка была замешана в заговоре и с помощью военных свергла своего мужа, законного правителя России. Забитые и зажатые в тисках несправедливости крепостные верили, что убитый Петр Третий готовил указ об их освобождении, а супруга убила его за это. Суеверием и слухами воспользовался Емельян Пугачев, донской казак, объявивший себя спасшимся царем. Он подстегнул недовольство вооруженных казаков, челобитные которых никто не слушал, и вдохновил на бунт крестьян, замученных произволом и барщиной.

О чем произведение?

Мы знакомимся с Петрушей-недорослем, который может только «здраво судить о свойствах борзого кобеля». Все его стремления заключаются в «непыльной службе» в Петербурге. Однако мы видим, что огромное влияние на молодого человека оказывает отец. Он учит сына служить отечеству, беречь традиции семьи, не придавать большого значения наградам. Получив такое строгое воспитание, юноша отправляется служить. То, о чем рассказывается в «повести горьких мук» его, и есть сюжетная канва произведения. Дело в том, что все это мы узнаем из уст почтенного старого дворянина, каковым Петр стал.

Там, вдали от отчего дома, герой проходит суровую школу жизни: сначала проигрывается в карты и обижает верного слугу, испытывая муки совести. Позже он влюбляется в Марию Миронову и рискует жизнью на дуэли со Швабриным, защищая честь возлюбленной. Отец, узнав о причине схватки, отказывает в благословении на брак с бесприданницей. После захвата Белогорской крепости Петр остается верным присяге, и благородство дарует ему снисхождение Пугачева: он уважает выбор юноши и не трогает его. На решение бунтовщика повлияла доброта пленника: когда-то в дороге он дал казаку полушубок и обошелся с ним весьма приветливо. Простой человек оценил милость барина и ответил услугой на услугу. Пушкин сталкивает их не один раз, и всегда дворянина выручают его прямота и великодушие.

На этом его испытания не закончились: жизнь поставила его перед выбором между спасением любимой и службой, добрым именем офицера. Тогда герой выбирает любовь и не повинуется приказу начальника, освобождая возлюбленную самостоятельно из рук Швабрина. Алексей вынуждал девушку выйти за него замуж. Пугачев снова проявляет уважение к смельчаку и отпускает пленницу. Однако самодержавная власть не прощает свободы воли, и Гринева арестовывают. К счастью, Маше удалось вымолить у Екатерины Второй помилование. Вот об этом говорится в романе «Капитанская дочка», который закончился счастливым финалом: молодые люди женятся с полученным благословением. Но вот предводитель восстания приговаривается к четвертованию.

Главные герои и их характеристика

Основные герои романа – это Петр Гринев, Мария Миронова, Емельян Пугачев, Архип Савельев, Алесей Швабрин и Екатерина Вторая. Персонажи столь многочисленны, что их описание заняло бы не одну статью, поэтому им мы пренебрегаем.

  1. – дворянин, офицер, главный герой. Получил строгое воспитание в доме отца – отставного военного. Ему всего 16 лет, однако родители сочли, что он готов к службе. Он плохо образован, ни к чему особо не стремится и никак не походит на идеального мужчину. Отправляясь в путь, юноша мало походит и на солдата: добродушный, легковерный, неустойчивый к соблазнам и не знающий жизни. Он избалован, ведь в первое же время проигрывает значительную сумму в карты и не понимает, почему Савельич (его слуга) эмоционально реагирует на это. Цены деньгам он не знает, зато проявляет высокомерие и грубость по отношению к преданному слуге. Однако врожденная совестливость не дает ему и дальше продолжать увлекаться гарнизонными жалостями. Вскоре он серьезно влюбляется в дочь капитана крепости, и с этого момента начинается его взросление: он становится храбрым, мужественным и отважным. Например, в дуэли с Швабриным юноша дрался честно и смело, в отличие от оппонента. Далее мы видим пылкого и страстного влюбленного в его лице, и уже через некоторое время он готов рискнуть жизнью ради чести, отказываясь присягнуть Пугачеву. Этот поступок выдает в нем высоконравственного и твердого в своих убеждениях человека. Позже он еще не раз проявит доблесть, сражаясь с врагом, но когда на кону будет участь возлюбленной, он пренебрежет осторожностью и пустится спасать ее. Это выдает в нем глубину чувства. Даже в заточении Петр не винит женщину и готов принять несправедливую кару, лишь бы у нее все было хорошо. Кроме того, нельзя не отметить самокритичность и зрелость суждений, присущие Гриневу в старости.
  2. Марья Миронова – дочь капитана крепости, главная героиня. Ей 18 лет. Внешность Маши описана в деталях: «…Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло‑русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у нее так и горели…». Кроме того, упоминается, что она – обладательница «ангельского» голоса и доброго сердца. Ее семья бедна, владеет лишь одной крепостной, поэтому она никак не может претендовать на брак с Петром (у которого 300 душ). Зато юная прелестница отличается благоразумием, чувствительностью и великодушием, ведь искренне переживает за судьбу возлюбленного. Естественность и доверчивость делают героиню легкой добычей для нечестивого Швабрина, который пытается подлостью добиться ее расположения. Но Марья осторожна и не глупа, потому легко распознает фальшь и порочность в Алексее и сторонится его. Также ее характеризуют верность и смелость: девушка не предает любимого и отважно едет в незнакомый город, чтобы добиться аудиенции самой императрицы.
  3. Пугачев в романе «Капитанская дочка» предстает перед читателями в двух обличиях: смелый и благородный человек, способный оценить преданность и честь, и жестокий тиран, который без удержу устраивает казни и расправы. Мы понимаем, что посыл бунтовщика – благородный, он хочет отстоять права простых людей. Однако то, как он борется с бесправием, никак его не оправдывает. Хотя мы симпатизируем Пугачеву – решительному, смелому, умному, - его жестокость заставляет нас усомниться в правильности его пути. В эпизоде первой встречи мы видим умного и хитрого воеводу, в диалоге с Гриневым – несчастного человека, который знает, что он обречен. Калмыцкая сказка, рассказанная Пугачевым, раскрывает его отношение к жизни: он хочет прожить ее свободно, пусть и скоротечно. Нельзя не отметить и его личностные качества: он – лидер, первый среди равных. Ему подчиняются безоговорочно, и это развращает его натуру. К примеру, сцены взятия крепости демонстрируют жестокость власти Пугачева, такой деспотизм вряд ли приведет к свободе (гибель Мироновых, похищение Маши, разрушения). Идея образа: Пугачев от природы наделен обостренным чувством справедливости, умом и талантом, но испытания войной и безграничной властью он не проходит: народный избранник стал таким же тираном, как императрица, супротив которой он восстал.
  4. Екатерина Вторая . Милая женщина в домашнем платье превращается в непреклонную властительницу, когда выслушивает просьбу о государственном изменнике. Маша Миронова на приеме у Екатерины пытается рассказать о смягчающих обстоятельствах Петра, но императрица не хочет слышать разумные доводы и доказательства, ее интересует только ее собственное мнение. Она осудила «предателя» без суда, что весьма показательно для самодержавной власти. То есть, ее монархия едва ли лучше пугачевщины.
  5. Алексей Швабрин – офицер. Петр и Алексей, казалось бы, похожи по своему социальному положению и возрасту, но обстоятельства разводят их по разные стороны баррикад. После первого же испытания Швабрин, в отличие от Гринева, совершает нравственное падение, и, чем стремительнее развивается сюжет, тем очевиднее, что Алексей — подлый и трусливый человек, который всего в жизни добивается хитростью и подлостью. Особенности его характера проявляются в ходе любовного конфликта: он завоёвывает расположение Маши лицемерием, в тайне злословя о ней и об ее семье. Захват крепости окончательно расставляет все на свои места: он к предательству был готов (нашел крестьянское платье, постригся), а Гринев, скорее, предпочел бы смерть нарушению присяги. Окончательное разочарование в нем приходит, когда герой пытается силой и шантажом заставить девушку выйти за него замуж.
  6. Савельич (Архип Савельев) – пожилой слуга. Он добр, заботлив и предан молодому господину. Именно его находчивость помогает Петру избежать расправы. Рискуя жизнью, крестьянин встает на защиту барина и говорит с самим Пугачевым. Его отличают хозяйственность, трезвый образ жизни, упрямство и склонность читать нотации. Он недоверчив, любит ворчать, спорить и торговаться. Знает цену деньгам и бережет их для хозяина.

Пушкин в романе «Капитанская дочка» дает подробное описание героев, предоставляя читателю возможность самому разобраться в своих симпатиях и антипатиях. В книге нет авторской оценки происходящего, ведь мемуаристом выступает один из персонажей.

Тема повести

  • На первый план в произведении выходят темы нравственного выбора, порядочности, достоинства. Гринев демонстрирует высокие моральные ценности, а Швабрин – их отсутствие, и мы видим влияние этих обстоятельств на их судьбы. Так Пушкин показывает, что моральное превосходство всегда дает человеку преимущество, хоть он и брезгует хитростью, которая привела бы его к цели быстрее. Несмотря на то, что Алесей употребил все свою изворотливость, победа все равно осталась за Петром: Мария осталась с ним, как доброе имя.
  • Честь и бесчестье. Каждый герой стоял перед выбором между честью и бесчестьем, и все сделали его по-разному: Мария предпочла преданность выгодному браку (отец Петра изначально не дал согласия на брак, так что она рисковала остаться в старых девах, прогоняя Алексея), Гринев не раз решал в пользу нравственного долга, даже когда речь шла о жизни и смерти, ну а Швабрин всегда выбирал выгоду, позор был ему не страшен. Подробно этот вопрос мы разобрали в сочинении « ».
  • Тема воспитания. Пример главного героя поможет разобраться в том, что же значит хорошее семейное воспитание, то есть, чего не хватает не порядочным людям, и как это отражается на их жизни. Детство Швабрина прошло мимо нас, но с уверенностью можно сказать, что он не получил важнейших духовных основ, на которых строится благородство.
  • Основные темы включают в себя и любовную: союз Петра и Марии – идеал для любящих сердец. Герой и героиня на протяжении романа отстаивали свое право на совместную жизнь, даже вопреки родительской воле. Они смогли доказать, что достойны друг друга: Гринев неоднократно вступался за девушку, а она спасла его от казни. Тема любви раскрывается с присущей Пушкину чуткостью: молодые люди клятвенно обещают друг другу вечную преданность, даже если судьба никогда больше не сведет их вместе. И свои обязательства они выполняют.
  • Примеры из «Капитанской дочки» пригодятся для тем «человек и государство», «власть и человек». Они иллюстрируют насильственную природу власти, которая не может быть не жестокой по определению.

Основные проблемы

  • Проблема власти. Пушкин рассуждает, какая власть лучше и почему: анархическая, стихийная пугачевщина или екатерининская монархия? Очевидно, что крестьяне предпочли первую второй, рискуя собственной жизнью. Дворяне, напротив, отстаивали порядок, удобный им. Общественные противоречия разделили единый народ на два противоборствующих лагеря, и у каждого, выходит, своя правда и свой устав. Историческая проблематика включает и вопросы о справедливости бунта, нравственной оценке его предводителя, правомерности действий императрицы и т.д.
  • Проблема человека и истории. Какую роль играют исторические события в судьбе человека? Очевидно, что бунт поставил Петра в трудное положение: он был вынужден проверить свой характер на прочность. В окружении врагов он не изменил своим убеждениям и рискнул в открытую не принять их сторону. Ему грозила верная смерть, но он предпочел жизни честь, и сохранил и то, и другое. Пугачевщина - это темная сторона истории, с помощью которой Пушкин оттенил судьбы персонажей. Об этом говорит даже название романа «Капитанская дочка»: автор назвал его именем вымышленной героини, а не Пугачева или Екатерины.
  • Проблема взросления и воспитания человека. Через что должен пройти человек, чтобы стать взрослым? Благодаря пугачевскому бунту, юноша рано повзрослел и стал настоящим воином, однако цену такой эволюции можно назвать слишком дорогой.
  • Проблема нравственного выбора. В произведении есть герои-антагонисты Швабрин и Гринев, которые ведут себя по-разному. Один выбирает предательство ради своего блага, другой ставит честь выше личных интересов. Почему их поведение столь различно? Что повлияло на их нравственное становление? Автор приходит к выводу, что проблема безнравственности решаема только индивидуально: если в семье чтут мораль, то все ее представители будут следовать долгу, а если нет, то человек не выдержит испытаний и будет лишь пресмыкаться и жульничать, а не беречь честь.
  • Проблема чести и долга. Герой видит свое предназначение в службе императрице, однако на поверку оказывается, что она не дорого стоит в глазах Екатерины. Да и долг, если разобраться, весьма сомнителен: пока народ восставал против произвола, армия помогла подавить его, и вопрос о чести участвовать в этом насильственном акте весьма сомнителен.
  • Одна из главных проблем произведения «Капитанская дочка» – социальное неравенство. Именно оно встало между гражданами одной страны и направило их друг на друга. Против него восстал Пугачев и, увидев дружеский жест Гринева, пощадил его: не дворян он ненавидел, а их высокомерие по отношению к народу, который кормил всю державу.

Смысл произведения

Любая власть враждебна по отношению к простому человеку, будь то императорская корона или боевые вожди. Всегда она предусматривает подавление личности и жесткий режим, который противоречит человеческому естеству. «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», - резюмирует Пушкин. В этом и заключается основная мысль произведения. Поэтому служить отечеству и царю – не одно и то же. Гринев честно выполнял свой долг, но оставить любимую в руках негодяя он не мог, и его, по сути, героические действия расцениваются императрицей, как предательство. Если бы Петр не сделал этого, он бы уже прислуживался, стал безвольным рабом системы, которой чужда жизнь человека. Поэтому простым смертным, которым не дано менять ход истории, необходимо лавировать между приказами и своими нравственными установками, иначе ошибка обойдется слишком дорого.

Убеждения определяют поступки человека: Гринев был воспитан порядочным дворянином и вел себя соответствующе, а вот Швабрин проверку не прошел, его жизненные ценности ограничивались стремлением остаться в выигрыше любой ценой. В этом тоже ощущается идея Пушкина – показать, как же сохранить честь, если со всех сторон резвятся искушения. По мнению автора, необходимо с детства прививать юношам и девушкам понимание морали и истинного благородства, выражающегося не в щегольстве платья, а в достойном поведении.

Взросление человека неминуемо связано с испытаниями, которые определяют его нравственную зрелость. Их не надо бояться, их надо мужественно и достойно преодолевать. Это тоже главная мысль романа «Капитанская дочка». Если бы Петр так и остался «знатоком борзых кабелей» и чиновником в Петербурге, то его жизнь сложилась бы заурядно и, скорее всего, он так ничего и не понял бы в ней. Но приключения, на которые толкнул его суровый отец, быстро воспитали в юноше мужчину, который понял толк в ратном деле, в любви и в окружающих его людях.

Чему учит?

Роман носит ярко выраженный назидательный тон. Александр Сергеевич Пушкин призывает людей беречь честь смолоду и не поддаваться соблазнам свернуть с честного пути на кривую дорожку. Минутное преимущество не стоит утраты доброго имени, это утверждение иллюстрировано любовным треугольником, где главная героиня выбирает достойного и добродетельного Петра, а не хитрого и изобретательного Алексея. Один грех неминуемо влечет еще один, и вереница падений заканчивается полным крахом.

Также в «Капитанской дочке» есть посыл преданно любить и не отказываться от своей мечты, что бы ни случилось. Марья – бесприданница, и любое предложение руки и сердца должно было в ее случае большой удачей. Однако она раз за разом отвергает Алексея, хоть и рискует остаться ни с чем. Петру было отказано в помолвке, и он вряд ли пошел бы наперекор родительскому благословению. Но девушка отмела все рациональные доводы и хранила верность Гриневу, даже когда повода для надежды не оставалось. Тем же отличался ее возлюбленный. За постоянство оба героя были вознаграждены судьбой.

Критика

В. Ф. Одоевский в письме Пушкину выражал свое восхищение повестью, особенно ему понравились Савельич и Пугачев – они «мастерски прорисованы». Однако он считал образ Швабрина нежизнеспособным: он был недостаточно пылким и глупым, чтобы принять сторону бунтовщиков и верить в их успех. Кроме того, он требовал от девушки брака, хотя мог воспользоваться ею в любой момент, так как она была лишь пленницей: «Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами».

П. А. Катеринин нарекает исторический роман «натуральным, приманчивым и умным», отмечая его сходство с «Евгением Онегиным».

В. А. Соллогуб высоко ценил сдержанность и логичность повествования, радуясь, что Пушкин «превозмог самого себя» и не пустился в пространные описания и «порывы». О стилистике работы он отозвался так: «спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод». Критик полагает, что в ценности своих книг писатель никогда еще так не возвышался.

Н. В. Гоголь высказывался, что «Капитанская дочка» гораздо лучше всего того, что было издано ранее в мире прозы. Он говорил, что сама действительность кажется карикатурой по сравнению с тем, что изобразил писатель.

В. Г. Белинский был более сдержан в похвалах и выделил лишь второстепенных персонажей, описание которых – «чудо совершенства». Первостепенные действующие лица не произвели на него никакого впечатления: «Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы». О бесхарактерности Маши Мироновой высказывался и П. И. Чайковский, который отказывался писать оперу по этому роману.

Разбор произведения осуществил и А. М. Скабичевский, говоря о книге с неизменным уважением: «…историческое беспристрастие, полное отсутствие каких-либо патриотических славословий и трезвый реализм видите вы… в «Капитанской дочке» Пушкина». Он, в отличие от Беллинского, хвалил образ главного героя и отмечал его исключительную правдивость и типичные черты для изображаемой эпохи.

Противоречивые характеристика дали критик Н. Н. Страхов и историк В.О. Ключевский. Первый критиковал Пушкина за то, что его историческая повесть не имеет отношения к истории, а является хроникой вымышленной семьи Гриневых. Второй, напротив, говорил об исключительном историзме книги и о том, что даже в исследованиях автора меньше сказано о пугачевщине, чем в историческом произведении.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Капитанская дочка» интересное и захватывающее произведение. Главные темы в нем - любовь и верность любимым и отечеству, дружба и предательство. Произведение охватывает большой временной отрезок. Главных и второстепенных героев много. Несмотря на это капитанская дочка повесть. Все потому, что во времена написания произведения романами считались огромные многотомные произведения. Хотя от этого интерес к произведению не пропадает. В отличие от других классических произведений его не просто читают, но и перечитывают по нескольку раз. И с каждым прочтением по-новому открывают для себя произведение.

Над повестью Александр Сергеевич работал три года. Он хотел, чтобы получилось историческое и документальное произведение. Он не только изучал архивные документы, но и посещал те места, где был Пугачев. Есть несколько набросков этого произведения. Писатель выбирал именно тот вариант, который сможет пройти цензуру того времени. В процессе написания Пушкин понимает, что художественное сочинение будет намного увлекательнее документального. И он оказался как всегда прав.

Несмотря на то, что в начале повести читатель знакомится с Петром Гриневым и именно он в центре внимания на протяжении долгого времени. Однако главной героиней считается Маша, дочь капитана Миронова. Это не сразу становится понятным. Тем более что когда повествование доходит до знакомства с ней те, кто ее давно знает, не всегда хорошо о ней отзываются. У матери она трусиха, у Швабрина полная дурочка. Не только Гринев смотрит на нее с предупреждением, читатель тоже начинает сомневаться в ее разуме. И только постепенно можно сказать, что именно она воплощает в себя все самые лучшие качества. Конечно, в чем-то она остается боязливой, а в остальном очень даже смелая и рассудительная. Благодаря своим качествам Маша смогла спасти не только любовь с Гриневым, но и его самого. Из любой ситуации, в которую бы девушка не попадала, она выходила с достоинством и могла объяснить свои поступки, почему она поступает так, а не иначе. Именно благодаря Маше зло наказано, а добро торжествует.

Пушкин досконально изучил те места, где Пугачев поднял восстание. Александр Сергеевич смог показать Емельяна человеком незаурядного ума, чести и смелости. Ведь многие считали Пугачева обычным разбойником, собравшим вокруг себя обездоленных людей. Хотя мало кто задумывался, что для этого надо обладать многими качествами лидера такими как умение организовывать и руководить, знать военную тактику. Опираясь на исторические документы, Пушкину удалось создать прекрасное художественное произведение, в котором он рассказывает о глобальных изменениях в государстве. В страшное время напоминает гражданскую войну. Здесь нет друзей, родственников в любой момент можно стать врагом и наоборот. Это сказывается и на отношениях близких и любимых. В такое время очень тяжело оставаться самим собой.

Каждый видит по своему, о чем написано произведение. Для кого-то это любовь молодых людей, для других это исторические события про смутьяна Пугачева, для третьих эта повесть показывает, что надо свое доброе имя беречь не просто всю жизнь, а именно с самого детства.

Главные герои - Марья Ивановна и Петр Гринев. Они встретились, когда были совсем молодыми, но, несмотря на это, к своим чувствам отнеслись очень серьезно. Савельич воспитатель Петра, неизменно везде за ним следовавший и присматривавший. По натуре добрый человек и ответственный. И еще один главный герой это Швабрин. Отрицательный и не приятный тип.

Пушкин в своем произведении хотел еще показать, что молодежь даже избалованная и изнеженная родителями в трудную минуту может встать на защиту отечества и своих взглядов. И это можно проследить на протяжении всей повести, как крепчают характеры и воля молодых людей.

Смысл повести достаточно простой, с какой стороны не рассматривай, главная мысль это быть верным себе не предавать близких и не быть трусом. Для некоторых невозможно предать свое отечество, даже если обещают золотые горы.

Чему учит. «Капитанская дочка» произведение пропагандирует и учит добродетели, честности, верности. Прочитав его, становишь таким же светлым и чистым, как и Маша, и Петр Гринев.

Вариант 2

У Пушкина возникла мысль написать роман о дворянине, который перешел на сторону бунтовщиков, когда он работал над произведением «История Пугачева». Он фактически воплотил этот замысел, написав «Капитанскую дочку». Но в произведении не главный герой переходит на сторону Пугачева, а его визави - антигерой Швабрин. Швабрин перешел на сторону бунтовщиков из корыстных побуждений. Главный герой Петр Гринев, приняв непосредственное участие в пугачевском восстании, не потерял честь и достоинство, оставшись верным данной присяге.

Роман написан в виде семейных хроник, по типу мемуаров главного героя, в которых сам Петр Гринев подводит итоги минувших дней. Пушкин указал, что эти семейные хроники достались ему якобы от внука главного героя. Этот литературный прием придал достоверности произведению. Пушкин тщательно ознакомился с историческими материалами и изучил подробности восстания Пугачева. Но образ Пугачева прописан автором как-то однобоко. Пушкин пренебрежительно относится к бунтовщику, мимоходом называя его в романе Емелькой. Писатель этим показывает свое отношение к народному восстанию, считая бессмысленным кровопролитием. Пушкин сам был дворянином - тяготы и страдания простого народа, которые были причиной подобных бунтов, не слишком трогали сердце великого писателя.

Второй линией, параллельной описанию народного восстания, идут мемуары Петра Гринева. Начинается знакомство с главным героем, где он предстает в образе недалекого и малообразованного недоросля Петруши. Петруша очень инертен и все его стремления сводятся к тому, чтобы получить в Петербурге теплое место на «спокойной службе». Однако отец главного героя наставляет его и дает правильные посылы - честно служить Отечеству, не гнаться за наградами, беречь честь и достоинство. Он имеет большое влияние на сына и Гринев, «намотав на ус» отцовские наставления, отправляется служить.

Вдали от дома он тут же начинает совершать ошибки - проигрывается в карты и сильно обижает верного слугу. Впоследствии он влюбляется в Марию Миронову. Пушкин назвал роман «Капитанская дочка» потому, что именно Мария Миронова стала путеводной звездой Петра Гринева. Ради любви к ней он стремится совершать подвиги и даже идет на неповиновение приказу. Он самостоятельно освобождает Машу, попавшую в руки Швабрина. Из-за этого поступка он сам становится обвиняемым, но отважной Маше удается вымолить для него прощение у самой императрицы.

Роман «Капитанская дочка» - это роман-взросление. Взрослея, человек неизбежно подвергается испытаниям. Взрослея, Петр Гринев тоже подвергся испытаниям, которые выдержал с честью. Испытания при взрослении неизбежны, и только лишь от самого испытуемого зависит, как он их будет проходить и какую дорогу в жизни выберет - дорогу чести, как Гринев, или тропу благополучия, но в обрамлении позора, как это сделал Швабрин.

Образец 3

Роман состоит из 14 глав. Жанром данного творения считается роман, написанный в форме воспоминаний. Главные действующие лица – Петр Гринев, Мария Миронова, Архип Савельев, Алексей Швабрин, Емельян Пугачев и Екатерина Вторая.

Автор, в романе, даёт достаточно подробные описания своих персонажей, чтобы читатель самостоятельно смог понять: какой из образов – положительный, а какой образ – отрицательный. Глубоко затронуты темы - нравственного выбора, достоинства, чести и порядочности.

Главный герой показывает моральные ценности, а его антагонист – отсутствие таких качеств. Каждый из героев в данном романе, рано или поздно, встает перед большим выбором. Что же выбрать: честь или бесчестье? Каждый для себя решает сам, выбирает свой путь. Важную роль при выборе, безусловно, играет воспитание героев, которое они получили с детства. Наглядный пример хорошего воспитания и обладания высоких нравственных качеств и порядочности, демонстрирует главный герой этого романа.

Автор рассуждает на тему власти, какая из них лучше и почему именно она? Для кого-то - это анархическая власть, другой предпочитает - монархию, а кто-то еще скажет, что лучше уж – стихийная пугачевщина. Исторические события и их влияние на судьбу человека – одна из основных линий сюжета романа. Бунт и метод его подавления, преодоление трудностей на своем пути, сила характера и воли, отражены в данном произведении. Также, перед читателем описана проблема взросления человека, проблема чести и долга перед родиной, и своей совестью. Человека определяют его поступки. Петр – порядочный парень, получивший прекрасное воспитание, а вот Алексей – человек, готовый действовать против своих убеждений, ради достижения поставленной цели.

Петр Гринев – офицер, дворянин, получивший строгое, но правильное воспитание от своего отца.

Швабрин – офицер, подлый, хитрый и трусливый человек, забывший о морали и чести.

Мария Миронова – дочь капитана, имеет доброе сердце и ангельский голос. Верная и смелая девушка.

Пугачев – предстает в двух образах. В образе благородного защитника преданности и чести, и в образе - жестокого деспота, устрашающего своё окружение казнями и наказаниями. Он сражается за права обычных людей, но делает это слишком жестоко.

Екатерина Вторая – ее монархия ничуть не лучше методов Пугачева.

Архип Савельев – слуга Гринева. Заботливый, добрый и преданный своему хозяину старик.

Важно с детства прививать людям чувство долга, морали и благородства. Данное произведение призывает читателя беречь свою честь смолоду и никогда не сворачивать с честного пути.

Капитанская дочка. Анализ романа

Для начала следует рассказать об истории создания «Капитанской дочки». Пушкина очень интересовала жизнь Емельяна Пугачёва, к написанию произведения он готовился основательно: читал исторические документы, предпринял поездку на Урал и Волгу, чтобы воочию увидеть места грозных событий, беседовал с участниками войны. Работа началась в тысяча восемьсот тридцать третьем году, а закончилась в тысяча восемьдесят тридцать шестом.

Данная повесть последнее произведение Александра Сергеевича Пушкина, которое было написано в прозе. Чётко видна главная тема-место «маленького» человека в истории. Также присутствуют такие темы, как власть и народ, честь и бесчестие, цена нравственного выбора, любовь и размышления о роли семьи в нашей жизни.

Для того чтобы обойти цензуру Пушкин выбрал форму изложения семейных записок. Важным элементом композиции является сопоставление Пугачёва (окружающим его народом) с Екатериной второй (с окружающим её дворянством).

Если говорить об исторической линии, то можно выделить три главных элемента.

Во-первых, вплоть до десятой главы происходит усугубление конфликта между миром крестьян и дворян. Емельян Пугачёв «чувствует» своих подчинённых, обладает достоверной информацией об их повадках и жизни, потому что сам является их частью. Генерал же, который отправил Гринёва по просьбе его отца служить в Белгородскую крепость, не имеет преставления о жизни в доверенных ему территориях. Он говорит, что Гринёв, находясь в этой крепости, научится дисциплине и примерной службе. Но на самом деле там нет ни того ни другого.

Во-вторых, если сравнить военный совет у Пугачёва и генерала, то они резко отличаются. Если у первого ведётся живой разговор и в итоге принимается благоразумное решение, то у второго весь совет приставлен сатирически, а в конце так и вообще принимается фатальное решение, которое привело к гибели жителей крепости.

В-третьих, когда Гринёв хочет спасти Машу Миронову, то генерал отказывает ему в помощи. Вердикт генерала был совершенно логичным. Если посмотреть на него со стороны принципов военного устава, он кажется справедливым. Если посмотреть на него со стороны принципов морали, он кажется жестоким. Генерал сочувствует горю Гринёва, но не может поступить иначе, так как занимает должность чиновника.

Теперь можно провести разбор главных героев.

Видно, что автор частично идеализирует Пугачёва. Он изобразил его не беспощадным убийцей, как делали историки восемнадцатого и девятнадцатого века, а как предприимчивого и энергичного лидера. В отношениях Пугачёва с подчиненными прослеживается отсутствие чинопочитания и каждый мог выразить своё мнение, даже если оно отличается от его точки зрения. Многозначительной деталью является сказка об орле и вороне. Он живёт одним днём и считает, что лучше жить только тридцать три года, чем жить триста и питаться падалью.

Маша Миронова не имела особенных черт лица, но она была доброй и чистосердечной девушкой. Важно подчеркнуть её верность и смелость. Ведь являясь очень робкой, она нашла в себе силы взять ответственность: не только за собственную судьбу, но и за судьбу любимого ей человека. Она спасает его от позора и ссылки также как он когда-то спас её от гибели.

Как упоминалось выше, одной из главных тем повести - это честь и бесчестие, эту тему можно проследить, проводя параллель между Швабриным и Гринёвым. У этих людей много общего: возраст, уровень умственного развития и образования. Но когда дело доходит до любви к Маше в обоих героях просыпаются реальные качества. Они не могут быть друзьями, так как оказались крайне противоположными личностями. Окончательно их разъединило отношение к долгу и чести во время пугачёвского бунта.

Основная мысль произведения заключается в том, что русский народ может долго терпеть и переносить все тяготы жестокого обращения, но когда чаша терпения переполняется, наступает час возмездия «бессмысленный и беспощадный».

  • Анализ повести Бедная Лиза Карамзина 8 класс

    Карамзин своими повестями в нес большой вклад в развитие русской литературы, в том числе и прозы. Он решился применить новые приемы в повествовательной прозы. Он отказался от традиционных сюжетов произведений взятых

  • Анализ произведения Гайдара Тимур и его команда

    Жанровая принадлежность – это повесть, написанная для детей. Данная работа была написана для фильма, писалась под определенный киносценарий.

  • Анализ рассказа Горького Челкаш 11 класс

    Известный писатель Горький славится многими своими замечательными работами, одной из которых является рассказ «Челкаш». Написано данное произведение было в 1895 году. В основу рассказа заложена история о человеке

  • В 30-е годы Пушкин обратился к Смутным временам XVIII и. к восстанию Пугачева (1773 - 1774). Писатель изучал документы, а в 1833 г. совершил поездку в те места, где 60 лет назад бушевало восстание. Он побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге, Уральске, Бердской слободе — столице Пугачёва. В течение нескольких месяцев Пушкин читал новые документы, встречался с людьми, помнившими Пугачёва. Своё исследование писатель завершил созданием исторического очерка «История Пугачёва».

    Государю, который был личным цензором поэта, труд Пушкина показался интересным, но он внёс 23 поправки и предложил назвать его «История пугачёвского бунта». Пушкин согласился с поправкой: «...Царское название, признаемся, точнее», — говорил он.

    В 1834 г. «История...» увидела свет. А в 1836 г. была напечатана повесть «Капитанская дочка», анализ которой мы проведем.

    Оба произведения написаны на одном историческом материале. Но если в «Истории...» исследуется такое понятие, как «пугачевщина», то в «Капитанской дочке» в центре внимания судьбы людей, попавших в водоворот кровавого бунта.

    Задумав произведение о пугачёвских временах, Александр Сергеевич хотел сделать главным героем офицера, который перешел на сторону Пугачёва. Но изучив документы и свидетельства очевидцев, понял, что такой поступок был нетипичен для дворян.

    Пропасть между двумя Россиями

    Бунт Пугачева, по сути дела обозначил пропасть между двумя Россиями - дворянской и крестьянской (народной). У каждой из них оказалась своя правда.

    Народный лагерь возглавил Пугачёв, назвавший себя государем Петром III. В повести «Капитанская дочка» Пушкина изображено, что он, как и положено «царю», живёт во «дворце» - простой крестьянской избе, только оклеенной золотой бумагой. Окружение у него тоже «царское» — «господа енаралы», которые на самом деле были простыми мужиками и казаками. Поверх крестьянских тулупов у них голубые ленты (голубые ленты свидетельствовали о получении ордена Св. Андрея Первозванного - высшего ордена Российской империи). Весь этот маскарад лучше любых слов говорил, что и сам «государь» Пугачёв и его «енаралы» - совсем не те, за кого себя выдают.

    Народный царь к дворянам безжалостен. Он с необычайной лёгкостью («махнул белым платком») отправляет их на виселицу. Именно так он расправился с капитаном Мироновым. Но в тоже время Пугачев считает своим долгом защищать (как всякий царь в народной сказке) слабых и обиженных. Он берёт под своё покровительство даже Машу Миронову, дочь своего врага...

    И сам Пугачёв и весь его мятежный лагерь — плоть от плоти народа. Особенно явно это проявлялось в их речах, песнях. Речь Пугачёва пересыпана пословицами, поговорками, народными выражениями: «казнить так казнить, жаловать так жаловать», «ступай на все четыре стороны», «долг платежом красен», «милую тебя на сей раз».

    Пугачёвцам противостоит дворянский лагерь. В повести это «старинные люди» — Гринёвы, Мироновы, Савельич, обитатели Белогорской крепости. Пушкин описывает их с симпатией и сочувствием.

    И вот между этими социальными слоями разразился конфликт... В той борьбе, что они ведут, не остаётся места для личной доброты — её поглощает сословная ненависть.

    Судьбы героев, композиция «Капитанской дочки»

    На фоне кровавых событий крестьянской войны раскрываются судьбы простых людей — Гринёвых и Мироновых. И прежде всего юного Петруши Гринёва. Возмужание этого беспечного мальчишки происходит стремительно.

    Испытания и злоключения, выпавшие на долю героя, составляют сюжет повести. Экспозиция произведения — сведения о Гринёвых. Мы узнаём, что Петруша из провинциальных дворян, образование получил у Бопре, парикмахера из Франции, а воспитание - у стремянного Савельича, до семнадцати лет гонял голубей. А потом отец отправляет его на службу в армию. По пути к месту службы судьба сводит Гринёва с беглым казаком, который впоследствии окажется Пугачевым. Встреча с ним - завязка действия . А дальше идёт его развитие : Пётр Гринёв приехал в Белогорскую крепость, влюбился в дочь коменданта крепости Миронова. Захват пугачёвцами Белогорской крепости и казнь офицеров - это кульминация сюжета . Здесь каждый из героев проявляет себя в истинном свете. Один из офицеров — Швабрин - оказался предателем. Гринёв был помилован Пугачёвым, который вспомнил, что в первую встречу Пётр подарил ему заячий тулупчик, спасая от зимнего холода. В этой ситуации Пугачев, конечно, отступает от своих правил и действует по сердцу. Несмотря на милость Емельяна, Гринёв отказывается перейти на сторону бунтовщиков, что указывает на его внутреннюю силу и непоколебимость нравственных принципов.

    Петр живёт по закону народной мудрости, внушенной отцом: «Береги честь смолоду». Молодой офицер дважды отказывается от предложений своего спасителя, но Пугачёв, проявляя великодушие, спасает Машу Миронову от преследований Швабрина и отпускает с Гринёвым.

    Казалось бы, вот он конек всем ужасам — герои спасены. Но не тут-то было. Жизнь, сдвинутая с места таким страшным по своей силе и беспощадности явлением, как народный бунт, не может быстро войти в свои прежние рамки. Поэтому Гринёву предстояло пройти ещё через одно страшное испытание — арест и обвинение в сообществе с Пугачёвым.

    Он мог бы оправдаться, но его честь и достоинство не позволяют ему упоминать в этой истории имя Маши Мироновой. Оберегая её от возможных подозрений, Гринёв практически признаёт себя без вины виновным.

    Пётр спасает честь и жизнь Маши Мироновой. Она тоже спасает его, когда обращается к императрице Екатерине II с просьбой помиловать Гринёва. Зеркальность поступков Петра Гринёва и Маши Мироновой говорит об общности их нравственных принципов. Несмотря на жуткие потрясения в обществе, они остались у них непоколебимыми.

    Царица милует Гринёва. То есть она, как когда-то и Пугачёв, поступает не по закону, а по сердцу.

    Развязка сюжета и завершение повести - семейное счастье Петра Андреевича Гринёва и Марии Ивановны Мироновой и казнь Пугачёва. Таким финалом Пушкин выразил свою веру в спасительную силу правды, милосердия и любви в «жестокий век», как для отдельного человека, так и общества в целом.

    История создания. Одним из мотивов для написания «Капитанской дочки» стало увлечение Пушкина и его современников романами Вальтера Скотта. Этот шотландский писатель явился основоположником классического исторического романа, в котором главными действующими лицами являются вымышленные персонажи, а их жизнь разворачивается на фоне определённой исторической эпохи.

    В данном случае такой эпохой были годы Крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачёва. Пушкин основательно изучал историю пугачёвского восстания, что и отразил в своей «Истории Пугачёва»; это историческое сочинение основывалось не только на изучении немногих оставшихся документов, но и на рассказах современников событий.

    По словам критиков, «Капитанская дочка» была как бы закономерным продолжением этого исторического сочинения, в котором имелось то, чего не хватало внешне сухому академическому повествованию книги.

    Сюжет . Героем повести выступает Пётр Гринёв - старый офицер, который пишет мемуары о своей бурной молодости. От его имени и ведётся рассказ. Герой рассказывает о своём детстве, родителях, о том, как его в 16 лет строгий отец-офицер отдал в армию. Его отправили служить в Белогорскую крепость - место бедное и унылое, населённое старыми солдатами павловской эпохи.

    По дороге к месту службы Гринёв встретился с неизвестным казаком, которым, как позже выяснилось, оказался сам Пугачёв; тогда он ещё не был предводителем восставших крестьян. Пугачёв проводил его до постоялого двора, а в благодарность Гринёв подарил ему свой тулуп.

    В крепости Гринёв влюбился в дочку капитана Машу. В неё же влюбился его сослуживец - Швабрин. Они вызывают друг друга на дуэль, и Швабрин наносит Гринёву ранение. Об этих событиях узнал отец Гринёва, который наотрез отказался давать разрешение на брак, если Гринёв решит жениться. Впоследствии разгорается крестьянская война.

    Вчерашний простой казак Пугачёв - предводитель восставших. Его ополчение успешно захватывает крепости, в том числе осаждает Белогорскую. Дворян Пугачёв казнит, а простых людей переманивает в своё войско. Казни подлежал и Гринёв, но неожиданно Пугачёв узнал в нём того, который помог ему по пути в крепость. Он дарит Гринёву жизнь и предлагает перейти к нему, но тот отказывается. Швабрин же переходит на сторону восставших.

    Тем временем Гринёв отправляется в Оренбург, осаждённый пугачёвцами, и сражается там против них. Он получает письмо от Маши, оставшейся в крепости из-за болезни, и узнаёт из него, что Швабрин насильно заставляет её выйти за него. Не спросив разрешения начальства, Гринёв отправляется в крепость и с помощью Пугачёва вызволяет Машу. Швабрин, однако, впоследствии доносит на Гринёва, и того арестовывают. Его приговаривают к смертной казни, которую заменяют на вечную ссылку. Через несколько лет Маша едет к Екатерине II, чтобы вымолить у неё помилование для Гринёва.

    Герои . Петр Гринев, Алексей Швабрин, Мария Миронова , Емельян Пугачев, Архип Савельич .

    Тема . Патриотизм, честь, преданность и любовь.

    Проблематика. Роман «Капитанская дочка» посвящён грандиозному событию в русской истории - пугачёвскому восстанию. Сам Пушкин характеризовал его не иначе как «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Однако Пугачёв в романе фигурирует скорее как положительный персонаж. Он дружит с главным героем и помогает ему спасти свою возлюбленную, избавив её от насильственного замужества за государственным изменником.

    У Пугачёва в этой войне своя правда: он сражается за справедливость; нападая на крепости, он убивает лишь офицеров-аристократов, а простых людей не трогает, лишь предлагает им перейти на его сторону. Исследуя историю пугачёвского бунта, Пушкин наверняка обратил внимание на то, что восстание было порождено в первую очередь коррупцией и несправедливостью со стороны царской власти, а после разгрома восставших всю информацию о пугачёвцах по приказу Екатерины тщательно уничтожали: сжигали документы, переименовывали географические объекты, запрещали что-либо упоминать об этом событии, в том числе в прессе.

    На фоне исторической крестьянской войны разворачивается любовная история главных героев. Ради любви Гринёв готов на всё: стреляется на дуэли. Без разрешения покидает место службы, да ещё и в разгар боевых действий. И любовь становится единственным источником справедливости: аристократическая царская армия жестоко расправляется с казаками и крестьянами, а вдобавок арестовывает Гринёва, прислушавшись к доносу изменника Швабрина; и только одной Маше удаётся добиться справедливости и «достучаться» до самой императрицы.

    Жанр - повесть с описанием исторических событий.

    Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7; 8, 9.

    Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала её и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру». Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла её и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, - сказала она, - но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».

    При выполнении заданий 1-7 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

    1

    Назовите род литературы, к которому относится пушкинская «Капитанская дочка».

    2

    Укажите одно из принятых жанровых определений данного произведения А.С. Пушкина

    3

    Укажите фамилию жениха Марьи Ивановны, который упомянут в приведённом эпизоде.

    4

    Установите соответствие между тремя персонажами «Капитанской дочки» и их ролью в судьбе Марьи Ивановны.

    К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

    5

    Какой этап развития сюжета «Капитанской дочки» представлен данным фрагментом? Укажите соответствующий термин.

    6

    На протяжении всей главы, из которой взят фрагмент, в отношении повествователя к Анне Власьевне сквозит скрытая насмешка. Каким термином она обозначается?

    7

    Назовите литературное направление, которое достигло своего расцвета во второй половине ХIХ века и принципы которого нашли своё воплощение в «Капитанской дочке».

    Часть 2.

    Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14; 15, 16.

    Не жалею, не зову, не плачу» С.А. Есенин

    Не жалею, не зову, не плачу,

    Все пройдет, как с белых яблонь дым.

    Увяданья золотом охваченный,

    Я не буду больше молодым.

    Ты теперь не так уж будешь биться,

    Сердце, тронутое холодком,

    И страна березового ситца

    Не заманит шляться босиком.

    Дух бродяжий! ты все реже, реже

    Расшевеливаешь пламень уст

    О, моя утраченная свежесть,

    Буйство глаз и половодье чувств!

    Я теперь скупее стал в желаньях,

    Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

    Словно я весенней гулкой ранью

    Проскакал на розовом коне.

    Все мы, все мы в этом мире тленны,

    Тихо льется с кленов листьев медь...

    Будь же ты вовек благословенно,

    Что пришло процвесть и умереть.

    Ответом к заданиям 10–14 является слово или словосочетание, или последовательность цифр. Впишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    10

    Назовите жанр классической поэзии, признаки которого (философское размышление, овеянное светлой грустью) присутствуют в предложенном стихотворении С. А. Есенина.

    11

    Какое средство художественной изобразительности использует поэт в строчке: «Проскакал на розовом коне»?

    12

    Укажите название стилистического приема, основанного на соседстве одинаковых согласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа («Тихо льется с кленов листьев медь»).

    13

    Как называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов и явлений на другие («пламень уст», «половодье чувств»)?

    14

    Укажите размер, которым написано стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...» (без указания количества стоп).

    Обязательно заполните поле фрагментом, если будете отвечать на 8-е или 9-е задание

    «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
    Камер-лакей объявил, что государыне угодно было, чтоб Марья Ивановна ехала одна и в том, в чём её застанут. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.

    Марья Ивановна предчувствовала решение нашей судьбы; сердце её сильно билось и замирало. Чрез несколько минут карета остановилась у дворца. Марья Ивановна с трепетом пошла по лестнице. Двери перед нею отворились настежь. Она прошла длинный ряд пустых, великолепных комнат; камер-лакей указывал дорогу. Наконец, подошед к запертым дверям, он объявил, что сейчас об ней доложит, и оставил её одну.

    Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашала её, что она с трудом могла дер-жаться на ногах. Через минуту двери отворились, и она вошла в уборную государыни.

    Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придворных окружали её и почтительно пропустили Марью Ивановну. Государыня ласково к ней обратилась, и Марья Ивановна узнала в ней ту даму, с которой так откровенно изъяснялась она несколько минут тому назад. Государыня подозвала её и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свёкру».
    Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла её и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, - сказала она, - но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».

    Обласкав бедную сироту, государыня её отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая её возвращения, осыпала её вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна её беспамятством, но приписала оное провинциальной застенчивости и извинила великодушно.

    В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню...

    В чём поступок императрицы по отношению к капитанской дочке и её жениху схож с аналогичным поступком Пугачёва и чем эти поступки различаются?

    Предложений: 0

    В каких произведениях русской литературы показаны взаимоотношения простых людей с власть имущими и в чём эти произведения могут быть сопоставлены с «Капитанской дочкой»?

    Предложений: 0

    Обязательно заполните поле произведением, если будете отвечать на 15-е или 16-е задание

    Похожие публикации