Писатель андерсен биография. Краткая биография Андерсена для детей: самое главное

В городе Оденсе на острове Фюн в Дании в семье сапожника и прачки.

В 1819 году после смерти отца юноша, мечтая стать артистом, уехал в Копенгаген, где пробовал найти себя в качестве певца, актера или танцора. В 1819-1822 годах, работая в театре, он получил несколько частных уроков датского, немецкого и латинского языков.

Через три года безуспешных попыток стать драматическим артистом Андерсен решил писать пьесы. После прочтения его драмы "Солнце эльфов" совет дирекции Королевского театра, отметив проблески дарования юного драматурга, решил просить короля о назначении юноше стипендии для обучения в гимназии. Стипендия был получена, персональным попечителем Андерсена стал член дирекции театра советник Йонас Колин, который принял деятельное участие в дальнейшей судьбе молодого человека.

В 1822-1826 годах Андерсен учился в гимназии в Слагельсе, а затем в Эльсиноре. Здесь под влиянием тяжелых отношений с директором школы, всячески унижавшим юношу, Андерсен написал стихотворение "Умирающий ребенок", которое позже вместе с его другими стихами было напечатано в литературно-художественном журнале и принесло ему известность.

На настойчивые просьбы Андерсена Коллину забрать его из школы тот в 1827 году организовал для подопечного частное обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен поступил в Копенгагенский университет и окончил курс со степенью кандидата философии.

Занятия в вузе он совмещал с писательской деятельностью, и в результате в 1829 году вышла первая романтическая проза Андерсена "Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер". В том же году он написал водевиль "Любовь на Николаевой башне", который был поставлен на сцене Королевского театра в Копенгагене и имел большой успех.

В 1831 году, скопив небольшую сумму от гонораров, Андерсен отправился в свое первое путешествие по Германии, где он познакомился с писателями Людвигом Тиком в Дрездене и Адальбертом фон Шамиссо в Берлине. Итогом поездки стали эссе-размышление "Теневые картины" (1831) и сборник стихов "Фантазии и эскизы". За два последующих года Андерсен выпустил четыре сборника стихов.

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил за это денежное пособие, которое он потратил на путешествие по Европе (1833-1834). В Париже Андерсен познакомился с Генрихом Гейне, в Риме — со скульптором Бертелем Торвальдсеном. После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, где написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. Им были написаны поэма "Агнета и моряк", сказка-повесть "Ледяница".

Андерсен более девяти лет жил за пределами Дании. Он посетил многие страны — Италию, Испанию, Францию, Швецию, Норвегию, Португалию, Англию, Шотландию, Болгарию, Грецию, Богемию и Моравию, Словению, Бельгию, Австрию, Швейцарию, а также Америку, Турцию, Марокко, Монако и Мальту, причем в некоторых странах он бывал по многу раз.

Во впечатлениях от поездок, знакомств и бесед со знаменитыми поэтами, писателями, композиторами того времени он черпал вдохновение для своих новых произведений. В путешествиях он познакомился и беседовал с композиторами Ференцем Листом и Феликсом Мендельсоном-Бартольди, писателями Чарльзом Диккенсом (с которым был дружен и даже жил у него во время поездки в Англию в 1857 году), Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком и Александром Дюма и многими другими деятелями искусства. Непосредственно путешествиям Андерсен посвятил произведения "Базар поэта" (1842), "По Швеции" (1851), "В Испании" (1863) и "Визит в Португалию" (1868).

В 1835 году вышел в свет роман писателя "Импровизатор" (1835), принесший ему европейскую известность. Позже Ганс Андерсен написал романы "Всего лишь скрипач" (1837), "Две баронессы" (1849), "Быть или не быть" (1857), "Петька-Счастливец" (1870).

Главный вклад Андерсена в датскую драматургию — романтическая драма "Мулат" (1840) о равенстве всех людей, независимо от расовой принадлежности. В сказочных комедиях "Дороже жемчуга и злата" (1849), "Оле-Лукойе" (1850), "Бузинная матушка" (1851) и др. Андерсен воплощает народные идеалы добра и справедливости.

Венец творчества Андерсена — его сказки. Сказки Андерсена воспевают материнскую жертвенность ("История одной матери"), подвиг любви ("Русалочка"), силу искусства ("Соловей"), тернистый путь познания ("Колокол"), торжество искреннего чувства над холодным и злым разумом ("Снежная королева"). Многие сказки автобиографичны. В "Гадком утенке" Андерсен описывает собственный путь к славе. К лучшим сказкам Андерсена также относятся "Стойкий оловянный солдатик" (1838), "Девочка со спичками" (1845), "Тень" (1847), "Мать" (1848) и др.

Всего с 1835 по 1872 год писатель выпустил 24 сборника сказок и историй.

Среди произведений Андерсена, вышедших во второй половине его жизни (1845-1875) — поэма "Агасфер" (1848), романы "Две баронессы" (1849), "Быть или не быть" (1853) и др. В 1846 году он начал писать свою художественную автобиографию "Сказка моей жизни", которую окончил в 1875 году, последнем году своей жизни.

4 августа 1875 года Ганс Христиан Андерсен скончался в Копенгагене. День похорон поэта-сказочника был объявлен национальным днем траура.

С 1956 года Международным советом по детской книге (IBBY) присуждается Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена — высшая международная награда в современной детской литературе. Этой медалью награждаются писатели, а с 1966 года — художники, за вклад в детскую литературу.

С 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения Андерсена, отмечается Международный день детской книги.

В связи с 200-летием со дня рождения писателя был объявлен ЮНЕСКО годом Ганса Христиана Андерсена.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В городе Оденсе на острове Фюн в Дании в семье сапожника и прачки.

В 1819 году после смерти отца юноша, мечтая стать артистом, уехал в Копенгаген, где пробовал найти себя в качестве певца, актера или танцора. В 1819-1822 годах, работая в театре, он получил несколько частных уроков датского, немецкого и латинского языков.

Через три года безуспешных попыток стать драматическим артистом Андерсен решил писать пьесы. После прочтения его драмы "Солнце эльфов" совет дирекции Королевского театра, отметив проблески дарования юного драматурга, решил просить короля о назначении юноше стипендии для обучения в гимназии. Стипендия был получена, персональным попечителем Андерсена стал член дирекции театра советник Йонас Колин, который принял деятельное участие в дальнейшей судьбе молодого человека.

В 1822-1826 годах Андерсен учился в гимназии в Слагельсе, а затем в Эльсиноре. Здесь под влиянием тяжелых отношений с директором школы, всячески унижавшим юношу, Андерсен написал стихотворение "Умирающий ребенок", которое позже вместе с его другими стихами было напечатано в литературно-художественном журнале и принесло ему известность.

На настойчивые просьбы Андерсена Коллину забрать его из школы тот в 1827 году организовал для подопечного частное обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен поступил в Копенгагенский университет и окончил курс со степенью кандидата философии.

Занятия в вузе он совмещал с писательской деятельностью, и в результате в 1829 году вышла первая романтическая проза Андерсена "Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер". В том же году он написал водевиль "Любовь на Николаевой башне", который был поставлен на сцене Королевского театра в Копенгагене и имел большой успех.

В 1831 году, скопив небольшую сумму от гонораров, Андерсен отправился в свое первое путешествие по Германии, где он познакомился с писателями Людвигом Тиком в Дрездене и Адальбертом фон Шамиссо в Берлине. Итогом поездки стали эссе-размышление "Теневые картины" (1831) и сборник стихов "Фантазии и эскизы". За два последующих года Андерсен выпустил четыре сборника стихов.

В 1833 году он подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил за это денежное пособие, которое он потратил на путешествие по Европе (1833-1834). В Париже Андерсен познакомился с Генрихом Гейне, в Риме — со скульптором Бертелем Торвальдсеном. После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, где написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. Им были написаны поэма "Агнета и моряк", сказка-повесть "Ледяница".

Андерсен более девяти лет жил за пределами Дании. Он посетил многие страны — Италию, Испанию, Францию, Швецию, Норвегию, Португалию, Англию, Шотландию, Болгарию, Грецию, Богемию и Моравию, Словению, Бельгию, Австрию, Швейцарию, а также Америку, Турцию, Марокко, Монако и Мальту, причем в некоторых странах он бывал по многу раз.

Во впечатлениях от поездок, знакомств и бесед со знаменитыми поэтами, писателями, композиторами того времени он черпал вдохновение для своих новых произведений. В путешествиях он познакомился и беседовал с композиторами Ференцем Листом и Феликсом Мендельсоном-Бартольди, писателями Чарльзом Диккенсом (с которым был дружен и даже жил у него во время поездки в Англию в 1857 году), Виктором Гюго, Оноре де Бальзаком и Александром Дюма и многими другими деятелями искусства. Непосредственно путешествиям Андерсен посвятил произведения "Базар поэта" (1842), "По Швеции" (1851), "В Испании" (1863) и "Визит в Португалию" (1868).

В 1835 году вышел в свет роман писателя "Импровизатор" (1835), принесший ему европейскую известность. Позже Ганс Андерсен написал романы "Всего лишь скрипач" (1837), "Две баронессы" (1849), "Быть или не быть" (1857), "Петька-Счастливец" (1870).

Главный вклад Андерсена в датскую драматургию — романтическая драма "Мулат" (1840) о равенстве всех людей, независимо от расовой принадлежности. В сказочных комедиях "Дороже жемчуга и злата" (1849), "Оле-Лукойе" (1850), "Бузинная матушка" (1851) и др. Андерсен воплощает народные идеалы добра и справедливости.

Венец творчества Андерсена — его сказки. Сказки Андерсена воспевают материнскую жертвенность ("История одной матери"), подвиг любви ("Русалочка"), силу искусства ("Соловей"), тернистый путь познания ("Колокол"), торжество искреннего чувства над холодным и злым разумом ("Снежная королева"). Многие сказки автобиографичны. В "Гадком утенке" Андерсен описывает собственный путь к славе. К лучшим сказкам Андерсена также относятся "Стойкий оловянный солдатик" (1838), "Девочка со спичками" (1845), "Тень" (1847), "Мать" (1848) и др.

Всего с 1835 по 1872 год писатель выпустил 24 сборника сказок и историй.

Среди произведений Андерсена, вышедших во второй половине его жизни (1845-1875) — поэма "Агасфер" (1848), романы "Две баронессы" (1849), "Быть или не быть" (1853) и др. В 1846 году он начал писать свою художественную автобиографию "Сказка моей жизни", которую окончил в 1875 году, последнем году своей жизни.

4 августа 1875 года Ганс Христиан Андерсен скончался в Копенгагене. День похорон поэта-сказочника был объявлен национальным днем траура.

С 1956 года Международным советом по детской книге (IBBY) присуждается Золотая медаль Ганса Христиана Андерсена — высшая международная награда в современной детской литературе. Этой медалью награждаются писатели, а с 1966 года — художники, за вклад в детскую литературу.

С 1967 года по инициативе и решению Международного совета по детской книге 2 апреля, в день рождения Андерсена, отмечается Международный день детской книги.

В связи с 200-летием со дня рождения писателя был объявлен ЮНЕСКО годом Ганса Христиана Андерсена.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рождественская открытка с Г.-Х. Андерсеном. Иллюстратор Клаус Беккер - Ольсен

Биография Ганса Христиана Андерсена – история мальчика из бедной семьи, который благодаря своему таланту прославился на весь мир, дружил с принцессами и королями, но всю жизнь оставался одиноким, испуганным и обидчивым

Один из величайших сказочников человечества обижался даже на то, что его называют «детским писателем». Он утверждал, что его произведения адресованы всем и считал себя солидным, «взрослым» писателем и драматургом.


2 апреля 1805 года в семье башмачника Ганса Андерсена и прачки Анны Мари Андерсдаттер в городе Оденсе, расположенном на одном из датских островов – Фюне, родился единственный сын – Ганс Христиан Андерсен.

Деда Андерсена, Андерса Хансена, резчика по дереву, считали в городе сумасшедшим. Он вырезал странные фигурки полулюдей-полуживотных с крыльями.

Бабушка Андерсена-старшего рассказала ему о принадлежности их предков к «высшему обществу». Исследователи не нашли подтверждений этой истории в родословной сказочника.

Возможно, Ганс Христиан полюбил сказки благодаря своему отцу. В отличие от своей жены, тот знал грамоту, и читал сыну вслух разные волшебные истории, в том числе – «Тысячу и одну ночь».

Существует также легенда о королевском происхождении Ганса Христиана Андерсена. Он якобы был незаконным сыном короля Кристиана VIII.

В ранней автобиографии сам сказочник писал о том, как в детстве играл с принцем Фритсом, будущим королём Фредериком VII, сыном Кристиана VIII. У Ганса Христиана, по его версии, не было друзей среди уличных мальчишек – только принц.

Дружба Андерсена с Фритсом, утверждал сказочник, продолжилась и во взрослом возрасте, до самой смерти короля. Писатель рассказывал, что он был единственным человеком, за исключением родственников, кого допустили к гробу покойного.

Отец Ганса Христиана умер, когда тому было 11 лет. Мальчика отправили учиться в школу для бедных детей, которую он посещал время от времени. Он подрабатывал подмастерьем у ткача, затем у портного.

С самого детства Андерсен был влюблен в театр и нередко разыгрывал кукольные представления у себя дома.

Витая в собственных сказочных мирах, он рос чувствительным, ранимым мальчиком, ему тяжело давалась учёба, а не самая эффектная внешность почти не оставляла шансов на театральный успех.

В 14 лет Андерсен отправился в Копенгаген, чтобы стать знаменитым, и со временем это ему удалось!


Однако, успеху предшествовали годы неудач и ещё большей бедности, чем та, в которой он жил в Оденсе.

У юного Ганса Христиана было прекрасное сопрано. Благодаря ему, его взяли в хор мальчиков. Вскоре его голос стал меняться и его уволили.

Он попытался стать танцором в балете, но тоже не преуспел. Долговязый, нескладный с плохой координацией – танцор из Ганса Христиана получился никудышный.

Он попробовал заниматься физическим трудом – опять без особого успеха.

В 1822 году семнадцатилетнему Андерсену наконец-то повезло: он познакомился с Йонасом Коллином (Jonas Collin) – директором Королевского Датского театра (De Kongelige Teater). Ганс Христиан в то время уже пробовал свои силы в сочинительстве, писал он, правда, в основном стихи.

Йонас Коллин был знаком с творчеством Андерсена. По его мнению, у молодого человека были задатки большого писателя. Он смог убедить в этом короля Фредерика VI. Тот согласился частично оплатить образование Ганса Христиана.

Следующие пять лет молодой человек учился в школах в Слагельсе (Slagelse) и Хельсингёра (Helsingør). Оба расположены недалеко от Копенгагена. Замок Хельсингёра всемирно известен, как место

Ганс Христиан Андерсен не был выдающимся учеником. К тому же, он был старше своих одноклассников, они дразнили его, а учителя смеялись над сыном неграмотной прачки из Оденсе, который собирался стать писателем.

Вдобавок, как предполагают современные исследователи, у Ганса Христиана, скорее всего, была дислексия. Вероятно, именно из-за неё он плохо учился и писал до конца жизни по-датски с ошибками.

Андерсен называл годы учёбы самым горьким временем своей жизни. Каково ему приходилось прекрасно описано в сказке «Гадкий утёнок».


В 1827 году из-за постоянных издевательств Йонас Коллин забрал Ганса Христиана из школы в Хельсингёре и перевёл на домашнее обучение в Копенгагене.

В 1828 году Андерсен сдал экзамен, свидетельствовавший о завершении им среднего образования и позволявший продолжить обучение в Копенгагенском университете.

Годом позже к молодому писателю пришёл первый успех после публикации рассказа, комедии и нескольких стихотворений.

В 1833 году Ганс Христиан Андерсен получил королевский грант, который позволил ему отправиться в путешествие. Следующие 16 месяцев он провёл в поездке по Германии, Швейцарии, Италии и Франции.

Италия особенно полюбилась датскому писателю. За первым путешествием последовали другие. Всего на протяжении жизни он примерно 30 раз отправлялся в длительные заграничные поездки.

В общей сложности он провёл в путешествиях около 15 лет.

Многие слышали фразу «путешествовать значит жить». Не все знают, что это – цитата из Андерсена.

В 1835 году вышел первый роман Андерсена «Импровизатор», ставший популярным сразу же после публикации. В этом же году был напечатан сборник сказок, тоже заслуживший похвалы читающей публики.

Четыре сказки, включённые в книгу, были написаны для маленькой девочки по имени Иде Тиеле, дочери секретаря Академии художеств. Всего Ганс Христиан Андерсен опубликовал около 160 сказок – несмотря на то, что сам не был женат, не имел, и не особенно любил детей.

В начале 1840-ых годов писатель начал приобретать известность за рубежами Дании. Когда в 1846 году он приехал в Германию, а следующем году – в Англию его принимали там уже, как иностранную знаменитость.

В Великобритании сына башмачника и прачки приглашали на великосветские приёмы. На одном из них он познакомился с Чарльзом Диккенсом.

Незадолго до смерти Ганса Христиана Андерсена его признали в Англии величайшим из живущих писателей.

Между тем, в викторианскую эпоху, его произведения публиковались в Великобритании не в переводах, а в «пересказах». В оригинальных сказках датского писателя много печали, насилия, жестокости и даже смерти.

Они не соответствовали представлениям британцев второй половины XIX века о детской литературе. Поэтому, перед публикацией на английском языке из произведений Ганса Христиана Андерсена изымали наиболее «недетские» фрагменты.

По сей день в Великобритании книги датского писателя выходят в двух сильно отличающихся друг от друга вариантах – в классических «пересказах» викторианской эпохи и в более современных переводах, соответствующих исходным текстам.


Андерсен был высок ростом, худощав и сутул. Он любил ходит в гости и никогда не отказывался от угощения (возможно, сказывалось голодное детство).

Однако, он и сам был щедр, угощал друзей и знакомых, приходил им на выручку и старался не отказывать в помощи даже незнакомцам.

Характер при этом у сказочника был весьма скверный и тревожный: он боялся ограблений, собак, потери паспорта; боялся погибнуть в огне, поэтому всегда возил с собой веревку, чтобы во время пожара выбраться через окно.

Ганс Христиан Андерсен всю жизнь мучился от зубной боли, и всерьёз считал, что от количества зубов во рту зависит его плодовитость как автора.

Сказочник боялся отравления – когда скандинавские дети скинулись на подарок любимому писателю и прислали ему самую большую в мире коробку шоколадных конфет, тот в ужасе отказался от гостинца и отправил его своим племянницам (о том, что детей он не особенно любил мы уже упоминали).


В середине 1860-ых годов Ганс Христиан Андерсен стал обладателем автографа русского поэта Александра Пушкина.

Путешествуя по Швейцарии, он в августе 1862 года познакомился с дочерьми русского генерала Карла Мандерштерна. В своём дневнике он описывал частые встречи с молодыми женщинами, во время которых они много говорили о литературе и искусстве.

В письме от 28 августа 1868 года Андерсен писал: «Я рад знать, что мои произведения читаются в великой, могучей России, чью цветущую литературу я частично знаю, начиная от Карамзина до Пушкина и вплоть до новейшего времени».

Старшая из сестёр Мандерштерн, Елизавета Карловна, пообещала датскому писателю раздобыть для его коллекции рукописей автограф Пушкина.

Своё обещание она смогла выполнить спустя три года.

Благодаря ей, датский писатель стал обладателем страницы из тетради, в которую в 1825 году, готовя к публикации свой первый сборник стихотворений, Александр Пушкин переписал несколько отобранных им произведений.

Находящийся ныне в собрании рукописей Андерсена в Копенгагенской королевской библиотеке пушкинский автограф – всё, что сохранилось от тетради 1825 года.


Среди друзей Ганса Христиана Андерсена были и королевские особы. Точно известно, что ему покровительствовала датская принцесса Дагмар, будущая императрица Мария Фёдоровна, мать последнего российского императора Николая Второго.

Принцесса была очень добра к пожилому писателю. Они подолгу разговаривали, гуляя по набережной.

Ганс Кристиан Андерсен был среди тех датчан, кто провожал её в Россию. После расставания с юной принцессой он записал в своем дневнике: «Бедное дитя! Всевышний, будь милостив к ней и милосерден. Страшна её судьба».

Предвидение сказочника сбылось. Марии Фёдоровне было суждено пережить умерших страшной смертью мужа, детей и внуков.

В 1919 году ей удалось покинуть охваченную гражданской войной Россию. Она скончалась в Дании в 1928 году.

У исследователей биографии Ганса Христиана Андерсена нет однозначного ответа на вопрос о его сексуальной ориентации. Он, несомненно, хотел нравится женщинам. Однако, известно, что он влюблялся в девушек, с которыми у него не могли возникнуть отношения.

Кроме того, он был очень застенчив и неловок, особенно в присутствии женщин. Писатель знал об этом, что только усиливало его неловкость при общении с противоположным полом.

В 1840 году в Копенгагене он встретил девушку по имени Дженни Линд. 20 сентября 1843 года он записал в своем дневнике «Я люблю!». Он посвящал ей стихи и писал для неё сказки. Она же обращалась к нему исключительно «братец» или «дитя», хотя ему было под 40, а ей – всего 26 лет. В 1852 Дженни Линд вышла замуж за молодого пианиста Отто Гольдшмидта.

В 2014 году в Дании было объявлено о том, что найдены ранее неизвестные письма Ганса Христиана Андерсена

В них писатель призновался своему давнишнему другу Кристиану Войту, что на несколько поэм, написанных им после замужества Риборг, его вдохновили чувства к девушке, которую он называл любвью всей своей жизни.

Судя по тому, что письмо от Риборг он носил в мешочке на шее до самой своей смерти, Андерсен действительно любил девушку на протяжении всей жизни.

Другие известные личные письма сказочника позволяют предположить, что у него могла быть связь с датским балетным танцором Харальдом Шарффом (Harald Scharff). Известны также комментарии современников по поводу их предполагаемых отношений.

Однако, не существует доказательств бисексуальности Ганса Христиана Андерсена – и невелика вероятность того, что они когда-нибудь появятся.

Писатель и по сей день остаётся загадкой, уникальной личностью, чьи мысли и чувства были и остаются окутанными тайной.

Андерсен не хотел иметь своего дома, особенно он боялся мебели, а из мебели больше всего – кроватей. Писатель опасался, что кровать станет местом его кончины. Отчасти его страхи оправдались. В возрасте 67 лет он упал с кровати и получил сильные травмы, которые лечил ещё три года, до самой смерти.

Считается, что в старости Андерсен стал еще более экстравагантен: проводя много времени в публичных домах, он не прикасаясь к работавшим там девушкам, а просто разговаривал с ними.

Хотя со дня кончины сказочника прошло почти полтора века, на его родине до сих пор время от времени находят ранее неизвестные документы, рассказывающие о его жизни, письма Ганса Христиана Андерсена

В 2012 году в Дании нашли неизвестную прежде сказку под названием «Сальная свечка».

«Это сенсационное открытие. С одной стороны, потому, что это, скорее всего, самая первая сказка Андерсена, с другой стороны, она показывает, что он интересовался сказками ещё в юном возрасте, до того, как стал писателем», – сказал о находке специалист по творчеству Андерсена Эйнар Стиг Аскгор из городского музея города Оденсе.

Он же предположил, что обнаруженная рукопись «Сальная свечка» была создана сказочником ещё в школе – около 1822 года.


Проект первого памятника Гансу Христиану Андерсену начали обсуждать ещё при его жизни.

В декабре 1874 года в связи с приближавшимся семидесятилетием сказочника было объявлено о планах установить его скульптурное изображение в Королевском саду замка Розенборг, где он любил гулять.

Была собрана комиссия и объявлен конкурс проектов. 10 участников предложили в общей сложности 16 работ.

Победил проект Аугуста Собюэ. Скульптор изобразил сказочника, сидящим в кресле в окружении детей. Проект вызвал возмущение Ганса Христиана.

«Я и слова не мог бы сказать в такой атмосфере», – заявил писатель Аугусту Собюэ. Скульптор убрал детей, и Ганс Христиан остался в одиночестве – с одной лишь книгой в руках.

Ганс Христиан Андерсен умер 4 августа 1875 года от рака печени. День похорон Андерсена был объявлен в Дании днём траура.

На прощальной церемонии присутствовали члены королевской семьи.

Находится на кладбище Ассистэнс в Копенгагене.

Датская литература

Ганс Христиан Андерсен

Биография

АНДЕРСЕН, ГАНС-ХРИСТИАН (Andersen, Hans Christian) (1805−1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист, автор мемуарных очерков Сказка моей жизни (Mit livs eventir).

Мать была прачкой. Она мечтала, чтобы сын стал удачливым портным, и научила его шить, кроить и штопать. Отец считался невезучим сапожником и плотником. Больше всего ему нравилось мастерить детские игрушки «из чего подвернется», увлеченно распевать песни, читать сыну сказки из Тысячи и одной ночи и разыгрывать с ним сцены из комедий датского драматурга Гольберга. Навсегда поразил воображение Андерсена и его сумасшедший, доброжелательный дед, большой умелец вырезать из дерева фигурки неведомых крылатых зверей и людей с птичьими головами.

Его бабушка по материнской линии работала в госпитале для душевнобольных, где маленький Андерсен проводил долгие часы и с увлечением слушал рассказы обитателей больницы. Под конец жизни он написал: «Меня сделали писателем песни отца и речи безумных».

Не успев записать сына в городскую школу, родители отдали его на обучение к вдове перчаточника, но после первой порки он взял свой букварь и гордо ушел.

Благодаря спектаклю Абеллино - страшный бандит, который показывала в Оденсе копенгагенская труппа, Андерсен полюбил театр. Три месяца с помощью отца, который сколотил ему специальный ящик для представления, он придумывал свою первую пьесу, вырезая из чурбачков кукольных артистов, шил костюмы из лоскутков, учился водить на веревочках своих персонажей.

Он так и не закончил начальной школы, а читать и писать научился только к десяти годам. В одиннадцать лет получил подарок - том пьес Шекспира и начал разыгрывать сцены из Макбета.

После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр - его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген.

Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии. И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится».

Преодолевая отчаяние, принялся за трагедию Разбойники в Виссенберге. Первый акт опубликовала газета «Арфа», и он впервые получил литературный гонорар. Вдохновленный удачей, взялся за трагедию Альфсоль.

К этому времени его начинают привечать копенгагенские знаменитости, в том числе физик Эрстед, директор театра Й. Коллин, поэт Раабек, знаменитый драматург Эленшлегер. Благодаря стараниям Й. Коллина получил королевскую стипендию и в 1822 отправился в Слагельсе, где был зачислен во второй класс латинской гимназии, где у него не сложились отношения с ее ректором. Много пишет, и его стихотворения Вечер и Умирающее дитя удостаиваются высокой оценки критики. В 1828 поступил в Копенгагенский университет, где среди начинающих университетских поэтов единодушно был признан первым, по окончании обучения сдал два экзамена на звание кандидата философии.

В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена - Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер, где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией. Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль Любовь на Николаевой башне (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого - эссе-размышление Теневые картины (1831) и сборник стихов Фантазии и эскизы. За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме - со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман Импровизатор.

После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом. Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман и Мендельсон.

Андерсен подолгу вынашивал каждый замысел, но писал сравнительно быстро, зато помногу раз переписывал и правил, мучаясь жестокими сомнениями. А датская критика обвиняла его в небрежности и подражательстве, литературной неряшливости и убогости сюжетов. При этом жил он весьма бедно, так как доход ему приносили лишь небольшие литературные заработки.

Помимо поэтических сочинений, путевых заметок и философских эссе, создает романы Импровизатор (1835), принесший ему европейскую известность, Всего лишь скрипач (1837), Быть или не быть (1857). Признание получили его комедия Первенец и остро социальная мелодрама Мулат.(1840). Долгая и счастливая судьба выпала на долю пьес-сказок Дороже жемчуга и злата, Бузинная матушка, Оле-Лукойе.

Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В мае и декабре 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в апреле 1837. (Everi, fortalte for born, кн. 1−3, 1835−1837). В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830−1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Восприняты и оценены они были далеко не сразу, автора критиковали за ошибки в правописании и новаторство в стиле, за то, что его сказки якобы легковесны для взрослых и недостаточно назидательны для детской аудитории. Зато физик Эрстед сразу после выхода первого выпуска сказок пророчески заметил: «Вот увидите, „Импровизатор“ прославит Вас, а сказки сделают Ваше имя бессмертным». Л. Н. Толстой, прочтя сказку Пятеро из одного стручка, отозвался о ней так: «Какая озорная и мудрая сказка. Одной такой хватит, чтобы остаться в истории литературы». Один из парадоксов сказок Андерсена состоит в том, что даже самые печальные и трагические из них обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу. Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Актуальной вновь и вновь оказывается сказка Новое платье короля, высмеивающая холуйско-рабскую психологию верноподданничества, порождающую культ ничтожных, «голых» королей. Или магическая ирония Калош счастья и насмешливая ассоциативность, тонкий юмор и образность Свинопаса и Принцессы на горошине и Веселого нрава. В лучших сказках высокая поэтика органично переплетается с бесшабашной насмешливостью, а романтическая ирония - с мистикой. Таковы сказки Тень, Стойкий оловянный солдатик, Огниво, Буря перемещает вывески. Уникальность Андерсена в том, он наделил дивным даром не только Русалочку. Он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок. Таких, как Герда из Снежной королевы или Эльза из Диких лебедей, чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец. Андерсен с достоверностью наделил неодушевленные предметы человеческими свойствами. А главное - душой, тем самым открыв для своего читателя ранее неведомый, безмерный мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стершейся монетке и обглоданной щепке, к разгильдяю-троллю или домовому-неудачнику. О бессмертии созидательного начала и реальности чудес повествует притчево-многомерная сказка Лен. Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее творят бумагу. Бумага превращается в книги - вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала, славя непобедимость ликующей жизни. Пример сказки, равной высокой, светлой трагедии, сказка-притча Мать. Смерть похитила у матери ребенка. Дабы узнать дорогу к похитительнице, мать дарит свои глаза озеру. Прижав к груди, согревает замерзший терновник, так, что он начинает зеленеть и расцветать. Свои прекрасные черные волосы она отдает в обмен на седые космы старухи-привратницы, чтобы войти в волшебный сад смерти и спасти свое дитя. Интересовала Андерсена и проблема истинного и ложного в искусстве, о чем повествует сказка Соловей. Оригинальность сказок Андерсена в том, что, вопреки литературным традициям, он использовал в своих историях элементы разговорного языка, сочетал воображаемое с универсальным, взятым из народных легенд, а также в особенностях описания пейзажей - одухотворенных, динамичных и одновременно точных. В сказках «датчанина с впалыми щеками» мы встречаем библейских героев и персонажей из мифов Древнего Египта, Тристана с Изольдой и тех, о ком повествует Коран. Здесь органично слились Запад и Восток и присутствует таинство, которое трудно объяснить, а дано постичь лишь душой. Одни из лучших в мировой литературе детские сказки - они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком. За два месяца до смерти узнал из английской газеты, что его сказки принадлежат к числу наиболее читаемых во всем мире. Умер 4 августа 1875 в Копенгагене. Шведский писатель и драматург Август Стриндберг сказал о нем так: «Мы в Швеции говорим просто Андерсен. Без инициалов. Ибо знаем лишь одного Андерсена. Он принадлежит нам и нашим родителям, он наше детство и наша зрелость. Равно как и наша старость». В связи с 200-летием со дня рождения 2005 объявлен ЮНЕСКО годом Андерсена.

Ганс-Христиан Андерсен родился в семье прачки и сапожника-плотника, в городе Оденсе (остров Фюн) второго апреля 1805 года. Его детство прошло с рассказами и песнями отца и вырезными фигурками его деда. Мать научила его швейному мастерству. После просмотра спектакля Абеллино «Страшный бандит», он начал придумывать свою первую пьесу, делая для нее кукольных артистов. Письму и чтению обучился к 10 годам, начальную школу закончить не смог.

Когда Гансу исполнилось 12 лет, его отец умер. И мальчику пришлось идти помощником сначала на суконную а потом на табачную фабрику. Заработав немного денег, четырнадцатилетний Христиан отправился в Копенгаген в 1819г.. Там он получал уроки балета, латыни, немецкого и датского языка. Также начал углублять свои знания в мировой поэзии и драматургии. Живя в голоде и бедности начинает писать свою первую трагедию «Разбойники в Виссенберге». За публикацию первого акта в газете «Арфа», получил свой первый гонорар. После чего начал писать трагедию «Альфсоль». В Это время стает знаменит среди копенгагенских знаменитостей. За содействия Й. Коллина ему достается королевская стипендия. 1822 - был принят во второй класс латинской гимназии в Слагельсе. В те годы очень много пишет, а его стихи «Умирающее дитя», «Вечер» очень высоко оценивают критики.

1828 год – зачислен в Копенгагенский университет и получил звание кандидата философии. Первая романтическая проза Ганса вышла в 1829. Большой триумф ему приносит его водевиль «Любовь на Николаевой башне» 1829. В 1831 написал «Теневые картины» и сборник стихов «Фантазии и эескизы». В 1833 сотворил для короля Дании Фредерика цикл стихов. В Риме начинает писать «Импровизатор»1835 - первый роман. После этого написал эссе о Микеланджело и Рафаэле, «Всего лишь скрипач» 1837, «Быть или не быть» 1857, «Мулат» 1840. С 1835 по 1837 мир увидели его три выпуска Сказок. В 1843 встретил свою последнюю и самую сильную любовь оперную певицу Иени Линд. Но их встреча не принесла ничего хорошего для сердца Андерсена. Он умирает холостяком 4 августа 1875 г. в Копенгагене.

Произведения

Снежная королева

Скучна, пуста и непритязательна жизнь без сказок. Ханс Кристиан Андерсен прекрасно это понимал. Пускай характер у него был не из легких, но открывая дверь в очередную волшебную историю, люди не обращали на это внимания, а с удовольствием погружались в новое, неслыханное раньше повествование.

Семья

Ханс Кристиан Андерсен - всемирно известный датский поэт и прозаик. На его счету более 400 сказок, которые даже сегодня не теряют своей популярности. Знаменитый сказочник родился в Однесе (Датско-Норвежская уния, остров Фюн) 2 апреля 1805 года. Он выходец из бедной семьи. Его отец был простым башмачником, а мать - прачкой. Все детство она бедствовала и просила подаяние на улице, а когда умерла, то ее похоронили на кладбище для бедных.

Дед Ханса был резчиком по дереву, но в городе, где он жил, его считали слегка не в своем уме. Будучи по натуре человеком творческим, он вырезал из дерева фигурки полулюдей-полуживотных с крыльями, а многим такое искусство было совершенно непонятно. Кристиан Андерсен плохо учился в школе и до конца жизни писал с ошибками, но с самого детства его привлекало сочинительство.

Мир фантазий

В Дании есть легенда, что Андерсен был выходцем из королевской семьи. Эти слухи связаны с тем, что сам сказочник в ранней автобиографии написал, что играл в детстве с принцем Фритсом, который спустя годы стал королем Фредериком VII. А среди дворовых мальчишек у него друзей не было. Но так как Кристиан Андерсен любил сочинять, то вполне вероятно, что эта дружба была плодом его воображения. Исходя из фантазий сказочника, его дружба с принцем продолжалась, даже когда они стали взрослыми. Кроме родственников, Ханс был единственным человеком со стороны, которого допустили к гробу покойного монарха.

Источником этих фантазий были рассказы отца Андерсена, будто он дальний родственник королевской семьи. С раннего детства будущий писатель был большим мечтателем, а воображение его было поистине буйным. Не раз и не два он устраивал дома импровизированные спектакли, разыгрывал различные сценки и заставлял взрослых смеяться. Сверстники же его откровенно недолюбливали и часто издевались.

Трудности

Когда Кристиану Андерсену было 11 лет, умер его отец (1816 год). Мальчику пришлось самостоятельно зарабатывать на пропитание. Трудиться он начал в подмастерьях у ткача, позже работал помощником портного. Потом его трудовая деятельность продолжилась на фабрике по производству сигарет.

У паренька были удивительные большие голубые глаза и замкнутый характер. Ему нравилось сидеть в одиночестве где-то в уголке и играть в кукольный театр - свою любимую игру. Эту любовь к кукольным представлениям он не растерял и во взрослом возрасте, пронеся в душе до конца своих дней.

Кристиан Андерсен отличался от своих сверстников. Иной раз казалось, будто в теле маленького мальчика живет вспыльчивый «дядька», которому палец в рот не клади - по локоть откусит. Он был слишком эмоциональным и все принимал слишком близко к сердцу, из-за чего часто подвергался физическому наказанию в школах. По этим причинам матери пришлось отдать своего сына в еврейскую школу, где не практиковались разные экзекуции над учениками. Благодаря этому поступку писатель прекрасно знал о традициях еврейского народа и навсегда сохранил с ним связь. Он даже написал несколько рассказов на еврейскую тематику, к сожалению, на русский язык их так и не перевели.

Годы юности

Когда Кристиану Андерсену исполнилось 14 лет, он направился в Копенгаген. Мать предполагала, что сын вскоре вернется. По сути, он был еще ребенком, и в таком большом городе у него было мало шансов «зацепиться». Но, покидая отчий дом, будущий писатель уверенно заявил, что станет знаменитым. Прежде всего он хотел найти работу, что пришлась бы ему по душе. Например, в театре, который он так любил. Деньги на поездку он получил от человека, в чьем доме часто устраивал импровизированные спектакли.

Первый год жизни в столице не приблизил сказочника к исполнению своей мечты ни на шаг. Как-то раз он пришел в дом известной певицы и начал упрашивать ее посодействовать ему с работой в театре. Чтобы избавиться от странного подростка, дама дала обещание, что поможет ему, но так своего слова и не сдержала. Только спустя много лет она признается ему, что, впервые увидев, подумала, будто он лишен рассудка.

В то время писатель был долговязым, худым и сутулым подростком, с тревожным и скверным характером. Он боялся всего: возможного ограбления, собак, огня, потери паспорта. Всю жизнь он страдал от зубной боли и почему-то считал, что количество зубов влияет на его писательскую деятельность. А еще он до смерти боялся отравиться. Когда скандинавские дети прислали любимому сказочнику сладости, он в ужасе отправил подарок своим племянницам.

Можно сказать, что в подростковом возрасте Ханс Кристиан Андерсен сам являлся аналогом Гадкого Утенка. Но у него был на удивление приятный голос, и то ли благодаря ему, то ли из жалости, но он все-таки получил место в Королевском театре. Правда, успеха он так и не достиг. Ему постоянно доставались роли второго плана, а когда началась возрастная ломка голоса, и вовсе выгнали из труппы.

Первые произведения

Но если говорить кратко, Ханса Кристиана Андерсена не сильно огорчило увольнение. В то время он уже писал пьесу на пять актов и отправил королю письмо с просьбой финансового содействия в издании его произведения. Помимо пьесы, в книгу Ханса Кристиана Андерсена вошли стихи. Писатель сделал все, чтобы его работа продавалась. Но ни анонсы, ни рекламные акции в газетах не привели к ожидаемому уровню продаж. Сказочник не сдавался. Он понес книгу в театр в надежде, что по его пьесе поставят спектакль. Но и здесь его ожидало разочарование.

Учеба

В театре сказали, что у писателя отсутствует профессиональный опыт, и предложили ему учиться. Люди, которые сочувствовали несчастному подростку, направили просьбу самому королю Дании, чтобы тот разрешил ему восполнить пробелы в знаниях. Его Величество прислушался к просьбам и предоставил сказочнику возможность получить образование за счет государственной казны. Как гласит биография Ханса Кристиана Андерсена, в жизни его произошел крутой поворот: он получил место ученика в школе города Слагельса, позже - в Эльсиноре. Теперь талантливому подростку не нужно было думать, как заработать на пропитание. Правда, школьная наука давалась ему тяжело. Его все время критиковал ректор учебного заведения, к тому же Ханс чувствовал себя некомфортно из-за того, что был старше своих одноклассников. Учеба закончилась в 1827 году, но писатель так и не смог освоить грамматику, поэтому до конца жизни писал с ошибками.

Творчество

Рассматривая краткую биографию Кристиана Андерсена, стоит уделить внимание его творчеству. Первый лучик славы принес писателю фантастический рассказ «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера». Это произведение опубликовали в 1833 году, и за него писатель получил награду от самого короля. Денежное вознаграждение дало возможность Андерсену осуществить поездку за границу, о которой он всегда мечтал.

Это стало стартом, взлетной полосой, началом нового жизненного этапа. Ханс Кристиан понял, что может проявить себя и на другом поприще, а не только в театре. Он начал писать, и писал много. Различные литературные произведения, в том числе и знаменитые «Сказки» Ханса Кристиана Андерсена вылетали из-под его пера, как горячие пирожки. В 1840 году он еще раз попробовал покорить театральные подмостки, но вторая попытка, как и первая, не принесла желаемого результата. Зато в писательском ремесле он имел успех.

Успех и ненависть

В мир выходит сборник «Книга с картинками без картинок», 1838 год ознаменовался выходом второго выпуска «Сказок», а в 1845-м мир увидел бестселлер «Сказки-3». Шаг за шагом Андерсен становился знаменитым писателем, о нем говорили не только в Дании, но и в Европе. Летом 1847 года он посещает Англию, где его встречают с почестями и триумфом.

Писатель и дальше продолжает писать романы и пьесы. Он хочет прославиться как романист и драматург, вот только истинную славу ему принесли сказки, которые он тихо начинает ненавидеть. Андерсен больше не хочет писать в этом жанре, но сказки появляются из-под его пера снова и снова. В 1872 году, в канун Рождества, Андерсен написал свою последнюю сказку. В этом же году он по неосторожности упал с кровати и получил тяжелые увечья. От травм ему так и не удалось оправиться, хотя после падения он прожил еще три года. Умер писатель 4 августа 1875 года в Копенгагене.

Самая первая сказка

Не так давно в Дании исследователи обнаружили неизвестную до того времени сказку «Сальная свеча» Ханса Кристиана Андерсена. Краткое содержание этой находки простое: сальная свеча не может найти свое место в этом мире и впадет в уныние. Но однажды она встречает огниво, что разжигает в ней огонь, на радость окружающим.

По своим литературным достоинствам это произведение значительно уступает сказкам позднего периода творчества. Оно было написано, когда Андерсен еще учился в школе. Он посвятил произведение вдове священника г-же Бункефлод. Таким образом, юноша пытался ее задобрить и отблагодарить за то, что она оплачивала его непутевую науку. Исследовали сходятся во мнении, что это произведение наполнено слишком большим количеством нравоучений, здесь нет того мягкого юмора, а только мораль и «душевные переживания свечи».

Личная жизнь

Ханс Кристиан Андерсен никогда не был женат, и детей у него не было. В целом он не имел успеха у женщин, да и не стремился к этому. Однако любовь у него все-таки была. В 1840 году в Копенгагене он познакомился с девушкой по имени Дженни Линд. Спустя три года он напишет в своем дневнике заветные слова: «Я люблю!» Для нее он писал сказки и ей посвящал стихи. Но Дженни, обращаясь к нему, говорила «братец» или «дитя». Хотя ему было почти 40 лет, а ей - только 26. В 1852 году Линд вышла замуж за молодого и перспективного пианиста.

На склоне лет Андерсен стал еще более экстравагантным: он часто посещал публичные дома и подолгу там засиживался, но никогда не прикасался к девушкам, что там работали, а только говорил с ними.

Как известно, в советское время зарубежных писателей часто выпускали в сокращенном или переработанном варианте. Это не обошло стороной и произведения датского сказочника: вместо толстых собраний в СССР выпускались тонкие сборники. Советские писатели должны были любое упоминание о Боге или религии убирать (если не получается - смягчать). У Андерсена нет нерелигиозных произведений, просто в одних работах это заметно сразу, а в других теологический подтекст спрятан между строк. К примеру, в одном из его произведений есть фраза:

Все было в этом доме: и достаток, и чванливые господа, но не было в доме хозяина.

Но в оригинале написано, что в доме нет не хозяина, а Господа.

Или взять для сравнения «Снежную королеву» Ханса Кристиана Андерсена: советский читатель даже не подозревает, что когда Герде страшно, она начинает молиться. Немного досадно, что слова великого писателя переиначивали, а то и вовсе выбрасывали. Ведь настоящую ценность и глубину произведения можно понять, изучив его от первого слова до последней точки, поставленной автором. А в пересказе уже чувствуется что-то поддельное, бездуховное и ненастоящее.

Несколько фактов

Напоследок хотелось бы упомянуть о нескольких малоизвестных фактах из жизни автора. У сказочника был автограф Пушкина. «Элегия», подписанная русским поэтом, сейчас находится в Датской Королевской библиотеке. Андерсен же не расставался с этим произведением до конца своих дней.

Ежегодно 2 апреля во всем мире отмечают День детской книги. В 1956 году Международный совет по детской книге присудил сказочнику Золотую медаль - высшую международную награду, которую можно получить в современной литературе.

Еще при жизни Андерсену поставили памятник, проект которого он лично утвердил. Сначала проект изображал писателя сидящего в окружении детей, но сказочника это возмутило: «Я бы и слова не смог сказать в такой обстановке». Поэтому детей пришлось убрать. Теперь на площади в Копенгагене сидит сказочник с книгой в руке, в полном одиночестве. Что, впрочем, не так далеко от правды.

Андерсена нельзя назвать душой компании, он мог долгое время находиться наедине с собой, неохотно сходился с людьми и, казалось, жил в мире, который существовал только в его голове. Как бы цинично это ни звучало, но его душа была словно гроб - рассчитанная только на одного человека, на него. Изучая биографию сказочника, можно сделать только один вывод: писательство - это одинокая профессия. Если открыть этот мир кому-то еще, тогда волшебная сказка превратится в обычную, сухую и скупую на эмоции историю.

«Гадкий утенок», «Русалочка», «Снежная Королева», «Дюймовочка», «Новое платье короля», «Принцесса на горошине» и еще не один десяток сказок подарило миру перо автора. Но в каждой из них есть одинокий герой (главный или второстепенный - это неважно), в котором можно узнать Андерсена. И это правильно, ведь только сказочник может открыть дверь в ту реальность, где невозможное становится возможным. Если бы он вычеркнул себя из сказки, она бы стала простой историей без права на существование.

Похожие публикации