Работа со сказками в начальной школе. Работа над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе Этапы работы над сказкой в начальной школе

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОСТАВЛЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ.

Цели:

Совершенствование речевых умений, восприятия и понимания отличий волшебной сказки от литературного произведения, навыка пересказа;

Повторение «законов» волшебной сказки;

Овладение навыком создания творческих работ.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные : осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные : адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, осуществляет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные : выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные : строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

1. Введение в тему урока.

Подумайте и скажите, о каком жанре устного народного творчества пойдёт речь на уроке.

(это сказка)

- В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых.

«Что за прелесть эти сказки!» - писал в Х IX веке А. С. Пушкин.

Сказка. Какое красивое слово. Кажется, что весь мир начинает звенеть, когда ребёнок произносит это чудное слово. Звенят волшебные колокольчики, звенит волшебный лес и уносит нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

Ребята, посмотрите на нашей выставке представлены книги. Что вы можете о них рассказать?

Ближе с этими книгами вы сможете познакомиться в школьной библиотеке.

Скажите, пожалуйста, а какие сказки вы уже читали?

А есть ли у вас любимая сказка?

Давайте вспомним некоторые сказки

(иллюстрации к русским народным сказкам. Дети должны назвать их.)

Назовите сказки. Что общего у этих сказок?

(Это русские народные сказки)

2. Мотивация учебной деятельности

- Давайте ещё раз вспомним, что такое сказка ?

- Какие виды сказок вы знаете?

- Что обязательно должно быть в сказке?

- Какие вам больше нравятся и почему?

- Кто сочинял сказки, которые мы изучили?

- Трудно ли быть сочинителем?

- Сочиняли ли вы когда-нибудь сказки?

3. Работа по теме урока.

Писать и сочинять сказки может лишь тот человек, который их любит, понимает и бережёт.

Знакомство с несколькими присказками, зачинами, концовками.

присказка

На море, на океане,

На острове Буяне

Стоит дуб зелёный,

Под тем дубом стол золочёный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай!

Давайте подумаем. Зачем в сказке нужна присказка?

(Вводит в мир сказки, настраивает на поэтическое восприятие текста, включает творческое воображение читателя).

После присказки в волшебной сказке идёт зачин. Он напоминает нам, что все события в сказке происходят где-то, место действия нельзя определить или показать на географической карте. Все события в сказке происходят только чудесным образом.

Найдите и зачитайте зачины сказок.

- Жили-были старик со старухой…

- В стары годы, в старопрежние, в красну вёсну, в тёплые лета…

- В некотором царстве, далёком (некотором) государстве жил-был царь…

Вспомните примеры концовок волшебных сказок.

Я там была и мёд кушала. А когда чай-то пила, по губам текло, а в рот не попало. Вот и сказке конец. Сказка вся, боле врать нельзя

- Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец.

- И стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.

Какую роль играют в сказке концовки?

(Делают сказку красивой и необыкновенной, настраивают нас на доброе восприятие жизни).

Создание сказки.

Начинаем работу по созданию сказки. Начинаем сказку с зачина или с присказки.

План работы над собственной сказкой

1. Выбрать вид (волшебная, бытовая, о животных) и тему сказки.

2. Подобрать или придумать героев сказки исходя из её типа, героями могут быть: человек, животное, предмет.

3. Выбрать нужный зачин.

4. Использовать народные языковые обороты (пословицы, поговорки, постоянные эпитеты).

5. Составить план, схему, сюжет сказки.

6. Подобрать концовку.

7. Продумать оформление сказки.

Домашнее задание.

Сочинить и оформить собственную сказку.

Лудуп Ирина Максимовна
Должность: учитель русского языка начальных классов с родным (нерусским) языком обучения
Учебное заведение: МБОУ Гимназия №5
Населённый пункт: город Кызыл, Республика Тыва
Наименование материала: статья
Тема: "Работа над сказкой на уроках литературного чтения"
Дата публикации: 07.01.2016
Раздел: начальное образование

Тема: «Работа над сказкой на уроках литературного чтения

в начальной школе


Лудуп Ирина Максимовна учитель русского языка начальных классов МБОУ Гимназии №5 г. Кызыла. «Чтение – это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя». /В.А. Сухомлинский/ Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетентности младшего школьника. Задачи: 1. формирование навыка чтения вслух и про себя, интереса и потребности чтения; 2. формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; 3. развитие устной и письменной речи, умения участвовать в диалоге, строить монологические высказывания; 4. формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству; 5. находить сходство и различие разных жанров; 6. развитие воображения, творческих способностей; 7. обогащение представлений об окружающем мире. Одним из любимых жанров детей младшего школьного возраста является сказка. В мире существует огромное количество сказок, которые любят дети всех стран и народов. У каждой сказки свой характер и своя судьба. Каждая сказка интересна по-своему, и рассказывает нам много нового и интересного. Сказка - древнейший жанр устного народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. В сказке за фантастичностью скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики. Не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы:  сказки о животных  волшебные сказки  бытовые сказки Главная задача
сказок о животных
– вызвать сострадание к слабому, обиженному и высмеять отрицательные черты характера, поступки.

Волшебная

сказка
– это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Детям младшего школьного возраста нравятся волшебные сказки.

Бытовые сказки
имеют большое воспитательное и познавательное значение. Дети узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию учащихся, так как они передают народную мудрость. В первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Теремок»; «Маша и медведь»; «Колобок», «Доктор Айболит»). Во втором классе читают народные сказки («Лиса, кот и петух», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»; В третьем классе читают авторские сказки А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне», сказки К.И. Чуковского В четвертом – более объемные по содержанию сказки. А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане …», С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и др. авторов. Из программы видно, что сказка занимает большое место в обучении чтению младших школьников. Она способствует развитию речи, мышления учащихся. Сказка обладает огромным воспитательным и развивающим воздействием. Однако здесь велика роль самого учителя. Перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие сказки читали, организовать выставку книг). Перед чтением сказок о животных можно напомнить учащимся о повадках животных, показать иллюстрации. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать. Речь сказки проста, пересказ должен быть близким к тексту (с улыбкой, игрой, радостью или грустью).
При чтении сказок применяются следующие виды работ:
1. Подготовка к восприятию сказки; 2. чтение сказки учителем; 3. словарная работа; 4. работа над произношением; 5. чтение сказки по ролям; 6. беседа по содержанию сказки; 7. п о д г о т о в к а к рассказыванию; 8. рассказывание сказки; 9. обобщающая беседа; 10. вывод; 11. задание на дом.
Прочитав сказки, можно провести следующие мероприятия:
1. Составить и провести викторину; 2. Эффективным способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами. 3. КВН; 4. Разучить роли и показать спектакль; 5. Игра «Поле чудес» (по сказкам); 6. Внеклассную работу по теме «Учимся сочинять сказки». 7. Иллюстрировать сказки. 8. Арттерапия - рисование, лепка, конструирование, театр (кукольный в том числе), музыкальные постановки сказок;
9. Издание собственных мини-книжек сказок. Работая со сказкой (чтение детей, чтение вслух взрослыми, различные формы пересказа), необходимо указывать на ее особенности, помочь учащимся понять замысел сказки. Можно широко использовать сказку, как источник эстетического воспитания детей, сопоставление вариантов сказок, различных "редакций" одного сюжета у разных народов, привлечение игрушки для глубокого осмысления сказки, установление связи народной сказки с литературой. Давно замечено, что сказки разных народов иногда удивительно похожи.Это сходство объясняет теория самозарождения сюжетов: у всех народов на одинаковой стадии развития складываются похожие верования и обряды, похожие формы социальной и общественной жизни. А, следовательно, идеалы и конфликты у них те же - противостояние бедности и богатства, мудрости и глупости, трудолюбия и лени. Прочитав и изучив схожие по сюжету сказки, можно провести следующее задание:

Задание
«
Похожи ли эти сказки?»  "Теремок" А.Н. Толстого и "Теремок" – русская народная сказка в пересказе Е.И. Чарушина;  "Терем мышки" – русская народная сказка и "Лесные хоромы" – С.Михайлова;  "Руковичка" – украинская народная сказка и "Теремок" – С.Я. Маршака;  "Морозко" – русская народная сказка и сказка "Мороз Иванович". Задания подобного типа обращают внимание детей на диалоги и короткие эпизоды в сказке, на которые они часто не обращают внимания. Читая сказки, учащиеся заметили, что сюжет сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» очень схож с сюжетом тувинской народной сказки «Алдын кушкаш» («Золотая птичка»). Так у нас появился следующий проект, с которым выступила ученица 2-го класса на Научно-практической конференции учащихся начальных классов Гимназии №5.

Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

и тувинской народной сказки «Золотая птичка» («Алдын кушкаш»).

Цель:
Изучить и сравнить сходства и различия сказок.
Задачи:
1.

Изучить сказки. 2. Сравнить героев двух сказок их сходства и различия; 3. Выявить положительные и отрицательные человеческие качества главных героев; 4. Почему эти сказки живут в народе сотни лет и до сих пор их любят дети?
Объект исследования:
Тексты сказок «Сказка о рыбаке и рыбке». «Золотая птичка».
Предмет исследования:
Сходства и различия этих сказок.
Актуальность:
Сказка всегда представляет собой интерес для всех детей. Она учит нас тому, что такое хорошо и что такое плохо, о добре и зле, о вознаграждении и наказании за наши поступки.
Гипотеза:
В сказке А.С. Пушкина и тувинской народной сказке существуют сходства и различия. Сказка – один из основных видов устного народного творчества. Сказки всех народов воспевают добро, справедливость, милосердие, благородство. Они осуждают зло, ненависть, жадность, лень. Она учит сострадать, любить все живое, быть правдивым, трудолюбивым, готовым помочь, оказавшемуся в беде. Сказка помогает по-своему понять окружающий мир. Прочитав сказки, ученики нашли сходства и различия:
СХОДСТВА

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка «Золотая птичка»

3.
Рыбка спаслась, благодаря дедушке. Рыбка добрая, благодарная, выполнила желания старухи. Старуха жадная, алчная Птичка спаслась, благодаря дедушке Птичка добрая, благодарная, выполнила желания старика. Старик жадный, алчный
4.
Птичка и золотая рыбка поняли, что этих людей ничто не сможет остановить. Они будут требовать даже невозможного. Рыбка и птичка
решили ничего не менять в жизни старика и старухи. Оставить все как есть. РАЗЛИЧИЯ
«Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка «Золотая птичка»

(народная)
Жадная
старуха
Выполняет желания старухи золотая
рыбка.
1 желание старухи – новое корыто 2 желание – новая изба 3 желание – стать столбовою дворянкой 4 желание – стать вольною царицей 5 желание – стать владычицей морскою Жадный
старик
Выполняет желания старика золотая
птичка.
1 желание старика – иметь много дров 2 желание – новая белая юрта 3желание - белый скот (бараны, овцы) 4 желание – стать хааном - - - Из сказок видно, что зло наказывается. Наказание получили и старуха, и старик за свою жадность. Эти сказки учат нас быть добрыми и справедливыми. В сказках не приветствуется зло и лень. Даже сама природа против зла. Сколько добра сделала рыбка? Сколько добра сделала птичка? Не понимая этого, старик из сказки «Золотая птичка» уничтожает дерево, разоряет гнездо и остаются они со старухой в старой дырявой юрте. А в сказке «О рыбаке и рыбке» - остаются у разбитого корыта.
Вывод:
Надо ценить то, что делают для тебя другие. Нужно быть добрым, благодарным, хорошим человеком. Сказка обязательно чему-то учит людей, а выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку:
«Сказка - ложь, да в ней намек,

добрым молодцам урок».

Литература
1. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». 2. Тувинские народные сказки. Сказка «Алдын кушкаш». " Тувинские народные сказки", Москва, 1984 г. 3. Пропп В. Я. Исторические корни Волшебной Сказки в библиотеке Максима Мошкова. 4. А. И. Гагарина. Народные и литературные сказки разных стран. 5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1986г., №4. 6. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа, - М.: Просвещение, 1996г., №9.

Слово "сказка" появилось в письменных источниках не ранее XVI века. Оно образовано от слова "казать" в значении: перечень, список, точное описание. Современное значение "сказка" приобретает с XVII-XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века - кощуна.

В литературной энциклопедии терминов и понятий "сказка" толкуется как вид фольклорной прозы, известной у всех народов; система жанров и жанровых разновидностей .

Кудина Г.Н. в словаре литературоведческих терминов расшифровывает понятие "сказка" как жанр эпоса .

Сказка - преимущественно прозаический художественный устный рассказ, фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Такое понятие дается в словаре литературоведческих терминов .

Можно выделить еще одно определение "сказки", которое обозначено Тураевым С.В. и Тимофеевым Л.И. Сказка - это вид устных повествований с фантастическим вымыслом, формы которого исторически складывались в первоначальной связи с мифологией и в художественно преображенном виде сделались неотделимым свойством этой фольклорной прозы .

Сказка восходит к действительности породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которой она бытует. В сказочном образе действительности переплетаются взаимоисключающие понятия, соответствия и несоответствия действительности, что и составляет особую сказочную реальность. Мир сказок прекрасен и увлекателен для младших школьников. Их захватывает острый занимательный сюжет сказок, необычность обстановки, в которой развертывается события; привлекают герои - смелые, сильные, находчивые люди; сказки подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают. Для детей представляет интерес и сама форма повествования, принятая в сказке, напевность, красочность языка, яркость изобразительных средств. Персонажи сказок выразительны, и в большинстве своем они четко делятся на добрых, справедливых, заслуживающих уважения, и на злых, жадных, завистливых. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных, готовы придти им на помощь. Дети искренне радуются, что побеждают справедливость: простые бедные люди выходят из беды, а злые погибают, то есть зло наказано, добро восторжествовало. Дети хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки.

Народные сказки отличаются от авторских тем, что писатели-сказочники часто используют народные сказочные мотивы или создают свои оригинальные сказки. Анализируя отношение к действительности в фольклорной сказке и в литературе, можно провести четкую грань между формами мышления, типичными для фольклора, и формами мышления сказочников. Также разные законы лежат в основе поэтики фольклора и поэтики литературы. В.Я. Пропп не отрицает, что литература и фольклор связаны: "Процесс перехода сюжетов или повествовательного стиля в литературу совершался не только путем заимствования, но и через преодоления того отношения к действительности, которое характерно для сказочного повествовательного фольклора". Здесь и берут начало отличия сказки авторской от народной .

Сказка развивает оценочные суждения школьников. В процессе анализа сказки они неоднократно сталкиваются с вопросами: "Что больше всего ценится в людях? За что наказывают, а что поощряет? Почему некоторым героям сказок даже силы природы приходят на помощь, а от некоторых они, наоборот, отворачиваются?". Большой потенциал положительных нравственных поучений несут в себе сказки. Сильной стороной сказок является их активная, действенная направленность на победу, на торжество правды, их мажорная концовка, что особенно импонирует детям, их мироощущению. А.А. Горький так передает это воздействие народной сказки: "От ее слов, - вспоминает он о сказках бабушки, - всегда оставалось незабываемое до сего дня чувство крылатой радости. Чудеса ее песен и стихов, нянькиных сказок возбуждали желание самому творить чудеса".

Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизненен: "Сказка - ложь, а в ней намек! Добрым молодцам урок!". Чрезвычайно важна познавательная сторона сказки .

Велико значение сказок как средство развития речи учащихся. Текст сказок - прекрасный материал для формирования навыков связной речи. Младшие школьники с удовольствием рассказывают сказки, сохраняя сказочные образные выражения и изобразительные средства, а также принятый в сказках своеобразный синтаксический строй речи, структуру предложений, живость повествования.

В начальных классах школы, согласно традиционной программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки:

В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали.

В книге Никифорова выделяются три основных признака сказки:

)устный рассказ с установкой на развлечения слушателей;

)необычны в бытовом смысле события;

)специфика сказочной поэтики.

В сказочном эпосе различают три жанровые разновидности:

)сказки о животных;

)волшебные сказки;

)бытовые новеллистические сказки .

Сказки о животных отличается от других главным образом тем, что в сказке действуют животные. Эти сказки убеждают ребенка в правильных отношениях к миру.

Дети рано приучаются оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Самые элементарные и в тоже время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о доброте и жадности - ложатся в сознание и определяют для ребенка нормы поведения. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный педагогический опыт, верно, уловил особенности детского восприятия.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции .

Резкое разграничение положительного и отрицательного в природе сказок. У ребенка никогда не возникает сомнения в том, как отнестись к тому или иному сказочному персонажу. Петух - герой, лиса - хитрая обманщица, волк - жадный, медведь - глупый, коза - лживая. Это не примитивность, а та необходимая простота, которая должна быть усвоена малышом прежде, чем он будет готов воспринять сложные вещи. При работе со сказками о животных можно использовать следующие приемы: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, составление сказки по аналогии с прочитанной. Школьная практика убеждает в том, что младшие школьники хорошо понимают нереальность поведения животных в сказках, условность сюжета, но с удовольствием остаются в этом сказочном, условном мире. Поэтому нужно так рассказать детям сказку и так организовать беседу, чтобы они на время оказались в этом сказочном мире.

Сперва, сказка анализируется, как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся ярко восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия "переноса" вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Это вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой - они обогатили себя знание определенных явлений жизни. Необходимо особо подчеркнуть, что учитель должен постоянно работать над формированием таких сторон навыка чтения, как выразительность и сознательность. Подмечая особенности того или иного действующего лица сказки, учащиеся как бы передают голосом его облик, отношение к окружающим. Немалую роль при этом будет играть правильно построенная работа над лексическим значением слова, его употребление в предложении. Прекрасным образцом авторских сказок о животных являются такие сказки С.Я. Маршака как "Тихая сказка", "Сказка о глупом мышонке" и др.

В древности существовали верования в ведьм, колдунов, которые могут творить чудеса. Народ в те далекие времена верил и волшебные вещи: кольцо, топор, пояс, платок, зеркало. Позднее люди осознали многие явления, потерялась связь сказки с обрядовой магией. Вместе с тем росло поэтическое воображение людей. Человек мечтал подчинить себе силы природы, построить прекрасные дворцы, быстро передвигаться, долго жить. Многое хотелось сделать, однако реальные возможности не позволяли это осуществить. Мечта нашла простор в волшебных сказках . Их отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхъестественные силы - то добрые, то злые, творящие чудеса. Здесь и страшные чудовища: Кащей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, и чудесные предметы: ковер-самолет, шапка-невидимка, сапоги-скороходы. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те, приобретают в сказках чудесные свойства. В сказках не бывает неповторимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка с ее стройной композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни тало. В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными положительными силами или пороками.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними ни случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: эта та необходимая простота человеческих отношений. Которая должна быть освоена прежде, чем он научиться понимать сложность дел и поступков людей . Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Спокойное повествование сменяется стремительным, когда речь заходит о внезапных и быстрых действиях, - это достигается с помощью глаголов движения. О гусях-лебедях, например, говориться так: "налетели", "подхватили", "унесли" и другие. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становиться как бы участником происходящего, сопереживая героям сказки. Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний - всеми чертами окружающего нас мир .

Усложненность сюжета - характерная черта волшебных сказок. В сказке нет развивающихся характеров, воспроизводятся только их действия, поступки. Поэтому при анализе целесообразно задать вопрос: "По каким поступкам героя мы можем судить о его характере?" Отличительная черта волшебной сказки есть многособытийность сказок. Герой должен пройти через ряд испытаний, которые усложняются по мере нарастания сюжета. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету. Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку "с потребностями коллектива". В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла. Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. Всегда торжествует нравственная и социальная правда - вот дидактический вывод, который сказка наглядно иллюстрирует .

Таким образом, заканчивая вторую главу работы, отметим, что мир сказок, в котором интересно жить, развиваться ребенку, очень разнообразен. Основная функция сказок - воспитать нравственно развитое поколение, умеющее мыслить, чувствовать и выражать свои мысли. Народные сказки пронизаны этой идеей, но нужно отметить, что и авторские сказки имеет туже направленность. Основным мотивом сказок С.Я. Маршака является мотив бережного человеческого отношения к окружающему миру. Его сказки развивают оценочные суждения школьников.

План

1. Ознакомление школьников со сказкой как жанром.

2. Особенности методики изучения сказок различных типов.

2.1. Сказки о животных

2.2.Бытовая сказка.

2.3. Волшебная сказка

Литература

1. Бибко Н.С.Сказка приходит на урок. // НШ – 1996 - №9 – с. 31-34

2. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки.//НШ – 1986 - №4 – с.17-20 (чудесного типа).

3. Бибко Н.С. Изучение сказок, помещенных в разделе «Устное народное творчество».//НШ - 1987 - №5 – с.25-28 (условного типа).

4. Бибко Н.С. Изучение сказок смешанного типа.//НШ - 1990 - №3 – с. 29-33

5. Бибко Н.С. Работа над выразительностью речи и чтения при формировании умения читать сказки //НШ – 1991 - №12 – с.20

1. Ознакомление школьников со сказкой как жанром.

В чтении младших школьников большое место занимает сказка.

Сказка - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера. Сказки имеют большое воспитательное значение.

1. Они педагогичны, так как содержат народную мудрость.

2. Они подкупают своей идейной направленностью: добрые силы всегда побеждают.

3. Сильной стороной сказок является их направленность на победу, на торжество правды.

4. Велико значение сказки как средства развития речи. Язык сказки богатый образными выражениями, обогащает речь учащихся.

Это прекрасный материал для формирования навыков связной речи.

5. Сказки развивают воображение младших школьников, пробуждает творческие интересы.

В начальной школе согласно программе, учащиеся лишь практически знакомятся с особенностями сказки как жанра фольклора. Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и композиционное своеобразие (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод. При этом в последний раз после повторяющегося эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка. Повторы происходят чаще всего потому, что в сказке появляются все новые и новые действующие лица или вносятся новые детали. В каждой сказке есть своя композиционная особенность. Поэтому только по повтору учащимся нельзя делать вывод о том, сказка перед ними или нет. Важно учить школьников при распознавании жанра произведения учитывать совокупность его признаков.

Таким образом, сказка имеет следующие жанровые признаки.

1. Сказка занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, жизни над смертью, правды над ложью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность не свойственна сказочному сюжету.

2. Назначение сказки: на материале сказки решается образовательная, развивающая и воспитательная задача.

3. Сказка восходит к действительности, породившей ее эпохи, отражает события той эпохи, в которую она бытует, но это не прямой перенос в сказочный сюжет реальных факторов.

4. Сказочный дидактизм пронизывает всю сказочную структуру, достигая особого эффекта резким противопоставлением положительного и отрицательного. В сказках всегда торжествует нравственная и социальная правда.

5. Как явление фольклора, сказка всегда сохраняет все общефольклорные признаки: коллективность, устность бытования.

6. Каждый рассказчик предлагает свой вариант сказки. В них совпадает идея, сюжет, повторяются общие мотивы. Жизнь сказки – непрерывный творческий процесс. В каждую новую эпоху происходит частичное обновление сказочного сюжета.

7. Важнейший признак сказки – особая форма ее построения, особая поэтика.

8. Что же касается героев сказки, то ими становятся не только мифические персонажи, но и обездоленные люди: сироты, нищие и т. д. В сказках можно найти мифологические элементы.

Рассмотрим структуру урока работы над сказкой

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

3. Вступительная беседа

Б) Жанровые особенности сказки

4. Словарная работа

А) язык сказки (изобразительно-выразительные средства)

Б) объяснение непонятных слов

5. Первичное восприятие текста сказки с установкой (рассказывание, использование фонохрестоматии)

6. Проверка первичного восприятия текста

7. Чтение по частям и анализ прочитанного текста

8. Составление плана прочитанного.

9. Пересказ

10. Подготовка к чтению по ролям.

11. Чтение по ролям

12. Проведение различных видов творческих работ.

13. Обобщающая беседа

14. Домашнее задание

При анализе сказок разных типов учитываются некоторые особенности. На этом вопросе мы остановимся, рассматривая методику работы над сказками разных типов.

По сложившейся в литературоведении традиции сказки делятся на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые новеллистические .

2. Рассмотрим особенности методику изучения сказок различных типов.

2.1. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребенку, – сказки о животных . Главные его герои – звери, птицы. Они ведут себя как люди: строят жилье, делают на зиму запасы, ходят друг к другу в гости, разговаривают.

Сказка о животных по своему характеру похожа на бытовую сказку. Она доказывает самые прописные истины: нужно слушаться старших, не нарушать запреты. Сказки учат ценить ум выше физической силы, приучают дорожить дружбой, осуждают предательство. В сказках этого вида самые элементарные и в то же время самые важные представления – об уме и глупости, о доброте и жадности – ложатся в сознании и определяют для ребенка нормы поведения.

Сюжет сказок о животных очень прост. Как справедливо подметил Ю.М.Соколов, в сюжете сказок о животных очень широко применяется прием встреч. С одной стороны, посредством встреч передаются какие-то элементы реального. С другой стороны этот прием дает возможность столкнуть в сюжете любых животных, наградив их соответствующими качествами и поступками, передать фантастическое.

Методика анализа сказок о животных существенно не отличается от анализа реалистических рассказов.

Вначале сказка анализируется как реалистический рассказ и все направлено на то, чтобы учащиеся восприняли конкретное содержание, правильно представили себе развитие сюжета, мотивы поведения действующих лиц, их взаимоотношения. Только на последнем этапе работы над сказкой учитель ставит детей в условия «переноса» вывода сказки на аналогичные случаи в жизни. Этого вполне достаточно, чтобы, с одной стороны, сказка для учащихся осталась сказкой, а с другой – они обогатили себя знанием определенных явлений жизни.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод :

1. Специфику сказок определяет вымысел. Он возникает в результате соединения противоположностей – человеческого и животного мира – в одном пространстве, в одной сфере (петух и кот живут вместе).

2. В сказках о животных нет идеализированного героя. Во всех сказках ум противопоставлен физической силе. Но единого носителя этого качества нет. В сказках о домашних и диких животных победа всегда за домашними животными. Торжествует ум, а не сила (волк боится козы и барана).

3. Не во всех сказках о животных благополучный конец, но трагедийного звучания в сказке нет. Это своеобразное доказательство от противного основной идеи (лиса обманула старика, потому что он глуп).

4. Сказки о животных обладают потенциальной иносказательной возможностью, в них легко угадываются человеческие бытовые ситуации (лиса угощает журавля кашей на тарелке).

5. Сюжет в сказках о животных не сложен. Чаще всего в них разрабатывается мотив встречи.

6. В конце сказки всегда подводится итог, выраженный или пословицей, или обобщающей фразой («как аукнется, так и откликнется»)

7. В сказках о животных в процессе повествования используются традиционные сказочные формулы («и теперь живут, хлеб-соль жуют»).

2.2. Рассмотрим особенности бытовой сказки .

Конфликт в бытовой сказки разрешается в бытовой сфере, поэтому в отличие от волшебной сказки вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера. Действия героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимаются слушателями как повседневная реальность. Степень вымысла возрастает в зависимости от нарушения привычных бытовых пропорций.

В бытовой сказке социально-бытовые мотивы – основа сюжета. Они не могут оставаться неизменными.

Герой бытовой сказки – фигура активная, он действует без чудесных помощников. Бытовая сказка поэтизирует ум, ловкость, смелость, находчивость. Она стремится к снижению чудесного.

У бытовой и волшебной сказки совпадают представления об идеалах добра и справедливости, конфликтные коллизии, есть ряд общих мотивов, но бытовые сказки имеют особую структуру.

Действие в бытовых сказках происходит в обычной обстановке. Однако в них нет героев-животных. А если животные попадут в такую сказку, то только в своем реальном виде, не обладая никакими качествами и признаками человека. Героями в таких сказках являются мужик, солдат, работник, а также предметы, окружающие нас в быту.

Главные темы бытовых сказок – это или семейные отношения, или отношения социально-бытовые.

Условия жизни в бытовых сказках рисуются довольно реально, конфликты решаются правдивые. Удивительное в таких сказках то, что в них вполне реальные персонажи получают необычную сюжетную реализацию. Таким образом, бытовая сказка имеет следующие особенности :

1. Конфликт разрешается благодаря активности самого героя; сказка делает героя хозяином своей судьбы.

2. Сказочное пространство и время в бытовой сказке приближено к слушателю и рассказчику, в них важную роль играют моменты сопереживания.

3. Вымысел в бытовых сказках строится на алогизме. До определенного момента сказка воспринимается как бытовой, вполне правдоподобный рассказ. Алогизм достигается гиперболичным изображением каких-либо качеств отрицательного героя: глупости, жадности.

4. Бытовые сказки могут иметь различную композицию: новеллистические и авантюрные – многоэпизодные, комические и сатирические чаще всего разрабатывают один эпизод.

2.3. Рассмотрим особенности волшебной сказки

Волшебная сказка – это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла, с идеализированным героем, который, выдержав предварительные испытания, при помощи волшебного средства достигает желаемого: получает царство, невесту или то и другое сразу.

Волшебныесказки характеризуются всевозможными превращениями. Характерным механизмом преобразования сказочных образов является гиперболизация , различная по форме. Такова гиперболизация изменений во времени (например, герой-ребенок необыкновенно быстро растет). Другая форма гиперболизации в пространстве (герои быстро перемещаются); гиперболизация качеств, присущих персонажу сказки (например, ковер-самолет).

В волшебной сказке характеры персонажей, действующие лица от начала и до конца бывают наделены определенными добродетелями или пороками

В волшебных сказках отрицательные персонажи дурны и злы, положительные наделены комплексом особенно ценных качеств ума, чувства, характера. Оба типа персонажей в сказках этого вида представлены в контрастном противопоставлении. Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Функции животных – в решающий момент они приходят на помощь герою.

В волшебных сказках герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой.

Волшебные сказки отличает особый характер вымысла. В них всегда действуют сверхестественные силы – то добрые, то злые. Они творят чудеса: воскрешают из мертвых, обращают человека в зверя или птицу. Здесь и страшные чудовища: Баба Яга, Змей Горыныч, и чудесные приметы: ковер-самолет, шапка-невидимка. Поэтому при анализе таких сказок специфичным будет выяснение направленности волшебных сил (кому помогают и почему, как это характеризует героев сказки). В остальном анализ сказки будет осуществляться так же, как и анализ рассказа.

Специфика волшебных сказок:

1. Конфликт в волшебной сказке разрешается всегда при помощи волшебных сил, чудесных помощников, при относительной пассивности героя.

2. В волшебной сказке действия развертываются в двух пространственно-временных планах.

3. В волшебных сказках два типа героев.

Один тип – это «положительный герой», наделенный от рождения положительными качествами. Второй тип – «отрицательный герой». В конце сказки обездоленный получает свои права, бедный становится богатым.

4. В волшебной сказке описание заменяют поэтические формулы. Обязательный признак формулы – повторяемость в ряде сказок. Различают начальную формулу (присказка), повествовательную, конечную (концовка).

1. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом. Не надо снижать заинтересованность детей, растолковывав им, что «так в жизни не бывает», что это вымысел. Дети сами не верят в существование Бабы Яги и говорящей рыбки, но детскому воображению свойственно яркое видение мира, показанного в сказке, и это приносит им радость, учит мечтать.

2. Использовать сказки для составления элементарных характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями каких-то характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках. Ставятся такие вопросы: «Почему же яблонька, печка, река сначала не захотели помочь девочке, а теперь спасают ее?» - спрашиваем мы. В ответах дается оценка поведения девочки, делается вывод о значении вежливости и скромности

3. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Не послушался Иванушка сестры - стал козленочком: надо было потерпеть, выдержать характер».

Если дети придут к подобным заключениям, то, значит, чтение сказки достигло цели.

4. Учитывать специфику произведения необходимо и при выборе приема для первичного восприятия. Так, народную сказку как фольклорный жанр следует детям рассказывать, в то время как литературная авторская сказка должна быть прочитана по книге.

Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для рассказывания. И композиция, и язык сказки рассчитаны на сказовую манеру передачи. Поэтому прозаические сказки пересказываются, и как можно ближе к тексту.

Рассказывание сказки проводится на разных этапах урока. Иногда первичное знакомство со сказкой идет через выразительное рассказывание ее учителем. Полезно использование фонохрестоматии, где сказки даны в артистическом исполнении.

Сказка детьми пересказывается и по картинкам, заменяющим собой план. Своеобразным пересказом является словесное иллюстрирование сказки (Д. Мамин-Сибиряк. «Храбрый заяц»; М. Горький. «Воробьишко»). Обязателен и подробный пересказ. Хорошим приемом подготовки к подробному пересказу является чтение сказки в лицах.

Небольшие сказки можно драматизировать, разыгрывать в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочные характеры, развивает речь и творческие способности детей.

5. Сказка используется и для обучающих работ по составлению плана, так как она отчетливо членится на сцены - части плана, а заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. Уже во II классе дети охотно рисуют картинный план.

6. Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки. Но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных, с показом чучела или изображения на картине и припоминанием уже известных сказок о них. Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, т. е. наблюдения и жизненный опыт детей.

7. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра (на уроках труда).

8. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже во II классе дети встречаются со сказочным приемом троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку. В III классе возможна более углубленная работа над композицией сказки.

При работе со сказкой используются те же самые формы и приемы работы с текстом, что и при работе с рассказом: выборочное чтение, ответы на вопросы и постановка вопросов учащимися, словесное и графическое рисование, составление плана, все виды пересказа, добавляются такие виды работ как составление сказки по аналогии с прочитанной и составление сказка наоборот.

Тесты и задания к лекции №10 «Методика работы над сказкой».

1. Назвать жанровые признаки сказки (по 1 баллу за правильно названный признак. Всего 8 баллов).

11. Назвать особенности сказки о животных (8 баллов), бытовой (4 балла), волшебной сказки (5 баллов)

Лекция №11.


Похожая информация.


Разделы: Начальная школа

I. Введение.
II. Методические принципы работы над сказкой в начальной школе

2.1. Сказка в программе по литературному чтению начальной школы
2.2. Основные подходы к работе со сказочным текстом в 3-м классе

III. Вывод.
IV.Список литературы

Введение

Главная цель школьного обучения – формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем большее воздействие на личность оно оказывает. Поэтому в качестве одной из ведущих задач обучения чтению выдвигается задача обучения восприятию художественного произведения.

К.Д. Ушинский одну из важнейших задач школы видел в том, чтобы “приучить дитя к разумной беседе с книгой ”. Чтобы решить данную задачу учителю необходимо создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы.

По мнению О.И. Колесниковой, уроки чтения в начальных классах, помимо утилитарных целей дидактического и воспитательного планов, призваны решать проблему, связанную с адекватным восприятием детьми произведений искусства слова “.

О важности обучения учащихся восприятию сказки пишут и другие известные методисты, такие как М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская, О.И.Никифорова,М.С. Соловейчик, А.А.Леонтьев. Адекватное восприятие формируется в процессе анализа сказки, который должен быть совместным (учителя и ученики) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. По мнению методистов А.И. Шпунтова и Е.И. Иваниной, анализ сказки должен быть направлен на выявление содержания, той основной мысли, которую стремится донести автор, на выявление художественной ценности сказки.

Среди сказок можно выделить, прежде всего, животный эпос – сказки о зверях, известные и в греческих обработках (басни Эзопа), и в восточных вариантах, и у западных народов. В русских сказках – это многочисленные сказки о лисе и об ее встречах с волком, с котом, с бараном, с медведем, это сказки о медведе и мужике, о журавле и о цапле, сказки на тему «Зимовье зверей», сказки про кота и петуха, про козу с козлятами.

Вторая группа народных сказок – чудесные сказки: «Иван царевич и серый волк», «Царевна – лягушка», «Сивка – бурка» и т. д. Третью жанровую группу образуют сатирические сказки. В течение учебного курса начальной и средней школы должно быть обеспечено знакомство со всеми тремя видами сказок. В начальной школе преобладает работа со сказками о животных.

Огромный мир сказок представлен и литературными – авторскими произведениями.
Литературная сказка выросла не на пустом месте. Фундаментом ей послужила сказка народная, ставшая известной благодаря записям ученых-фольклористов.

Методические принципы работы над сказкой в начальной школе

Сказка в программе по литературному чтению начальной школы

«Ученик должен называть и приводить примеры: сказок народных и литературных (бытовых, волшебных, о животных); произведений фольклора (пословицы и поговорки, загадки, сказки, сказы, легенды, предания, былины); различать, сравнивать: произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка), сказки народные и литературные, жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, пьеса, баллада, очерки, мифы)».

Эти требования могут быть выполнены выпускниками начальной школы при условии сформированности достаточного круга чтения (из произведений фольклора, а также классических произведений отечественных и зарубежных писателей), позволяющего учащимся не только называть произведения, приводить примеры произведений разных жанров фольклора, но и различать их, уметь указывать их особенности.

Учебно-методический комплект программы отвечает всем этим требованиям. В учебнике по литературному чтению 1-4 классов входят произведения фольклора народов России и других стран мира. Задача обучения в каждом классе - углублять знания детей о произведениях народного творчества, расширять и обогащать читательский опыт, вводить литературоведческие представления и понятия. Разделы учебников включают в себя загадки, пословицы, скороговорки, потешки, сказки, легенды, сказания, сказы. От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. Постепенно у детей формируются понятия о литературных (авторских) и народных сказках, видах сказок (волшебных, бытовых, о животных), а сравнение сказок народов мира дает возможность выделить сходства и различия, «похожесть» сюжетов, особенность языка народных и литературных сказок.

В круг чтения третьеклассников вводятся новые сказки, чтение и анализ которых показывают их нереальный мир, существование положительных и отрицательных героев, особенности языка сказок каждого народа, наличие повторов, присказок, зачинов и концовок. Третьеклассники получают представление о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя и отличаются манерой изложения, так как создавались они в разное время, разными людьми, в разных странах.

В 4 классе в круг чтения входят сказки, более сложные по форме и содержанию, что создает условия для обогащения читательского опыта, расширения круга чтения, повышения уровня начитанности. Четвероклассники повторяют все жанры произведений фольклора и виды сказок, изучают литературные сказки (А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, В.М. Гаршина, П.П. Ершова, Х.К. Андерсена и др.). Такое построение содержания обучения позволяет постоянно расширять круг чтения детей, формировать основные читательские умения.

Рассмотрим теперь требования к уровню сформированности литературоведческих представлений и понятий. В обязательный минимум содержания входит литературоведческая пропедевтика следующих понятий:

Жанры произведений - рассказ, сказка (народная или литературная), басня, стихотворение, повесть, пьеса;
- жанры фольклора: загадки, скороговорки, песенки, пословицы и поговорки;
- тема произведения;
- основная мысль;
- сюжет;
- герой-персонаж, его характер, поступки;
- писатель, автор, рассказчик;
- средства художественной выразительности в тексте - эпитеты, сравнения; в стихах - звукозапись, рифма.

Литературоведческие знания необходимы для более углубленной работы с произведением. Эти знания не даются ученику в готовом виде, а «открываются» детьми в ходе их читательской деятельности.

Наблюдения за разнообразными формами сказок (народных и литературных) приводят детей к выводу, что у некоторых сказок есть необычное вступление или концовка в виде прибаутки, шутки. Отбор сказок с присказками, их чтение расширяют круг чтения начинающего читателя, обогащают речь и читательский опыт. Подбирая шутки, прибаутки, пословицы для присказок или придумывая свои присказки к знакомым сказкам, рассказывая сказки с присказками, учащиеся познают мир сказок и овладевают литературоведческим понятием «присказка».

Работа с текстом в 1 классе: практическое отличие текста от набора предложений; выделение абзаца и смысловых частей; озаглавливание смысловых частей, составление схематического или картинного плана (под руководством учителя).

Во 2 классе : понимание слов и выражений, употребляемых в тексте; различение простейших случаев многозначности слов и сравнений; деление текста на части и составление плана под руководством учителя; определение основной (главной) мысли произведения; составление плана и пересказ по плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

В 3 классе : осознание последовательности и смысла событий; вычленение главной мысли текста; знание структуры текста: начало, развитие действия, концовка; составление плана и пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по плану и самостоятельно, самостоятельное выполнение заданий к тексту.

В 4 классе : понимание и объяснение значений слов и выражений; составление плана к рассказу и сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану; творческий пересказ (изменения лица рассказчика).

Основные подходы к работе со сказочным текстом в 3-м классе

Для педагогов особо значима проблема эстетического воспитания детей на материале сказки. Эстетическое восприятие развивается в результате широкого знакомства с художественной литературой, овладения необходимыми знаниями, накопления опыта переживаний и жизненных впечатлений. Поэтому так важна серьезная, продуманная работа со сказкой с самого начала приобщения ребенка к литературе.
Задания предполагают первичное и вторичное восприятие произведения. Первичное восприятие отражает общее, преимущественно эмоциональное впечатление отпрочитанного; вторичное обеспечивает размышление над произведением. Для организации первичного восприятия предлагаются такие, например, задания: понаблюдай за событиями и героями, вырази к ним свое отношение, выскажи свои впечатления. Эти задания опираются на эмоции детей и понимание ими фактического содержания произведения. При вторичном восприятии, после того как текст прочитывается повторно, учащиеся объясняют свое понимание героев и событий, свое отношение к прочитанному, рассуждают, доказывают, размышляют.

Далее организуется работа, опирающаяся на творческое воображение детей при восприятии произведения: представь героев, события, постарайся «увидеть» их (внешний вид персонажей, место действия); объясни поведение, эмоциональное состояние героя; подумай и подтверди словами из текста, как к нему относится автор, как мы об этом узнаем и т.п.

Поскольку произведение имеет не только содержание, но и форму, специально предусмотрены задания на выявление особенностей басни, сказки, стихотворения (как жанров), установление их сходства и различия, а также на осознание особенностей языка произведения, его композиции (построения). Важно, чтобы учащиеся поняли, как читаемое ими произведение построено, что этим достигается, какие слова выбирает автор для изображения персонажа, как они характеризуют этот персонаж.

Завершает работу над произведением выразительное чтение, которое специально готовится учителем. Очень важно, чтобы дети поняли: могут существовать разные варианты выразительного чтения, так как оно отражает различное восприятие людьми одного и того же художественного произведения.

Все задания учебника направлены на развитие учебной деятельности учащихся. Дети должны: 1) осознать учебную задачу (что нужно сделать и зачем), 2) понять (подумать), как выполнить задание и 3) проконтролировать и оценить свою работу.

Каково же содержание работы в каждом разделе учебника, в какой последовательности она осуществляется? Покажем это на примере изучения сказки. Это не новый материал для учеников. Обращение к нему в третьем классе позволяет углубить знания детей о народном творчестве, научить их различать жанрылитературных произведений, а также видеть поэтичность и многообразие творчества русского народа, богатство русского языка.

Вначале учащимся сообщаются сведения о сказке, ее источниках, жанровых особенностях, ведущих идеях (торжество добра над злом, утверждение нравственных норм жизни, представления народа о счастье, достоинствах человека и т.п.). Важно, не нарушая поэтичности сказки, показать детям, что в сказках сочетаются реальный и нереальный миры, а все герои делятся на положительных и отрицательных. Задания предлагают оценить поступки героев, обратить внимание на особую манеру их описания, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и т.д.

Следующий этап работы – формирование представлений о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя они и отличаются манерой изложения, тем, как создавались в разное время, в разных местах и рассказывались разными сказителями.

Дети сравнивают сказки со сходными сюжетами, знакомятся со сказками, включающими загадки, и героями, которые побеждают врагов не силой, а мудростью, умом и смекалкой. Сказки-загадки также изучаются в сопоставлении.

И, наконец, мы рассматриваем сказку как источник творчества писателя.Народная и авторская сказки часто похожи по сюжету и изучаются в сопоставлении.
В первом-втором классах дети овладели свободным и выборочным пересказами. В третьем классе начинается обучение пересказыванию и рассказыванию, которые сохраняют художественные особенности текста. Начинать желательно с пересказа отдельных эпизодов, чтобы можно было сохранить (а значит, заметить) все выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, олицетворения и т.д.), а также передать интонационный рисунок текста, что позволяет не только понять авторскую точку зрения, но и выразить собственное отношение к читаемому.

Как организовать обучение художественному пересказу! Эту работу следует проводить, когда учащиеся уже хорошо усвоили содержание произведения, составили план, выделили особенности каждого эпизода. Учитывая, что произведения для чтения в третьем классе достаточно объемны, на их изучение отводится 2-3 урока. Для обучения художественному рассказыванию целесообразнее привлекать сказки. Прочитав сказку, обсудив ее, следует поработать над формой изложения и планом. Вместе с учениками определите, каким содержанием можно наполнить каждый пункт плана, как передать при пересказе настроение каждого персонажа, какие авторские слова следовало бы полностью сохранить при пересказе и почему.

Художественный пересказ позволяет не только хорошо усвоить содержание произведения, но и увидеть особенности его построения, заметить необычные слова, передать диалоги, представить героев и их отношения. Наблюдения над художественными особенностями сказки проводятся в процессе работы с текстом.

Такая работа с текстом необходима для раскрытия образа героя сказки: описание его внешнего вида, поступков, отношения к другим персонажам. Она заставляет учеников вслушиваться, вчитываться, всматриваться в авторский текст, чтобы понять, что хотел сказать автор, и определить свое отношение к героям и всему произведению.

В третьем классе дети не только узнают о том, что сказки бывают о животных, бытовые и волшебные, но и наблюдают за их формой (сказки-загадки, сказки в прозе и в стихах; загадки, построенные на основе противопоставления явлений и предметов, загадки-вопросы, загадки, в основе которых лежат конкретные признаки).

При изучении сказок желательно использовать схемы, таблицы и кроссворды. В курсе литературного чтения это форма самостоятельной работы учащихся, которая вводится для обобщения полученных знаний, повышения читательской зоркости, воспитания внимания к слову.

Задания такого типа лучше выполнять в группах, куда входят дети с разными уровнями подготовки.

Специальных методик диагностики уровня освоения и анализа сказок не имеется, поэтому можно провести опрос.

Вывод

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. Сказки имеют огромное педагогическое и воспитательное значение. Они формируют устойчивые народные представления о нравственных началах жизни, являются наглядной школой изумительного искусства слова. Сказки способствуют развитию у детей воображения и литературно-творческих способностей. Изучение сказок повышает интерес и мотивацию школьников к изучению литературы. Сказка прививает любовь к своей земле и своему народу. Она формирует коммуникативные качества младших школьников.

При опоре на фольклорные традиции решается такая педагогическая задача, как формирование творчески развитой личности школьника. Различные компоненты народной художественной культуры обладают мощным творческим потенциалом. И, конечно же, очевидны возможности сказки в развитии творческих способностей детей. Содержательный мир сказки, ее поэтика и композиция близки и доступны детям. Поэтому применение сказки в разных видах творческой деятельности открывает широкие горизонты для формирования креативной личности.

Список литературы

1. Беседы с учителем (методика обучения): Четвертый класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2001. – 480 с.
2. Беседы с учителем. Методика обучения: Первый класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 384 с.
3. Беседы с учителем: Второй класс четырехлетней начальной школы /Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 320 с.
4. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Графф, 2000. – 384 с.
5. Бибко Н.С. Обучение первоклассников умению читать сказки. Начальная школа, – М..: Просвещение, 1986, №4, с.17-21
6. Бибко Н.С. Сказка приходит на урок. Начальная школа, – М.: Просвещение, 1996г., №9, с.31-34 и 47-48
7. Педагогика. Уроки сказки – М., 1989 г. с 6-7
8. Колесникова О.И. Филологические основы работы над произведением на уроках чтения // Начальная школа. – 2000. – № 11. с. 6.
9. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы. – Л.: ЛГЛИ им. А.И. Герцена, 1989. – с. 3.
10. Козырева А.С. Виды работы над текстом на уроках чтения // Начальная школа – 1990. – № 3. с. 67.
11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов вузов. – М.: Смысл. 1997. – с. 201.
12. Леонтьев А.А. Обучение чтению младших школьников: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1981. – с. 76.
13. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик. М.: Просвещение, 1993. – с. 321.
14. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. – М.: Учпедгиз, 1959. – с.116.
15. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах. – М.: Педагогика, 1977. – с. 99.

Похожие публикации