Российская армия в арктике. Северный рубеж: как развивается арктическая группировка российских войск

ОСК «Север» было создано на основе Северного флота, который вывели из состава Западного военного округа. В подчинении этой командной структуры находятся корабли, подводные лодки, морская авиация, береговые войска и подразделения противовоздушной обороны, несущие дежурство от Мурманска до Анадыря.

Ударную мощь Северного флота, который вооружён широким спектром баллистических и крылатых ракет (в том числе с ядерными боеголовками), подкрепляет растущее количество средств ПВО и авиационной техники. На сегодняшний день за Полярным кругом дислоцированы несколько полков, оснащённых зенитно-ракетными комплексами С-400 «Триумф». Их прикрывают артиллерийские комплексы «Панцирь» и береговые противокорабельные комплексы «Бастион» и «Рубеж».

  • Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф»
  • РИА Новости

Предполагается, что по мере запланированного восстановления 13 арктических аэродромов ОСК «Север» будет пополняться бомбардировщиками Су-24, Су-34, штурмовиками Су-25, истребителями-перехватчиками МиГ-31 и вертолётами Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор». Также на аэродромах в случае необходимости будут приземляться стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160.

Возвращение утраченного

По словам заместителя главнокомандующего ВКС РФ Виктора Гуменного, цель России — закрыть Арктику сплошным радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет. Ещё одна задача — патрулирование воздушного пространства и обеспечение готовности войск к отражению потенциальной агрессии любого характера. К 2018 году у России должны появиться самодостаточные мобильные группировки войск.

Согласно последней информации, в регионе завершено строительство шести военных баз. Пять из них расположены на островах: Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), в посёлке Рогачёво (Новая Земля) и на острове Врангеля. Ещё одна военная база дислоцирована на мысе Шмидта (Чукотский автономный округ). В Арктике были восстановлены практически все городки замкнутого цикла и боевые позиции, оставленные после распада СССР.

На Западе с большим вниманием следят за развёртыванием арктической группировки войск. Об этом свидетельствуют регулярные заявления генсека НАТО норвежца Йенса Столтенберга. Так, 21 ноября 2016 года он решительно призвал страны — участницы альянса сохранить военное присутствие за Полярным кругом. О претензиях на Арктику и необходимости противостоять России в разное время говорили власти США, Канады, Норвегии и Дании.

Создание ОСК «Север» свидетельствует об увеличении численности военных и наращивании боевого потенциала России в регионе. К тому же у Москвы имеется мощнейший в мире ледокольный флот и самая крупная военно-морская группировка за Полярным кругом.

Однако укрепление ОСК «Север» происходит за счёт модернизации техники и переброски воинских частей из Западного, Центрального и Южного военных округов. Это означает, что численность российской армии остаётся на прежнем уровне (около 760 тыс. человек), и потому неразумно говорить о дополнительной милитаризации. Арктические сухопутные силы пополнились двумя компактными бригадами (от 1-2 тыс. человек), а не дивизиями (от 10 тыс.). Минобороны РФ формирует небольшую по численности группировку, рассчитывая на возможности современных средств контроля и поражения.

На страже ресурсов

В беседе с RT эксперты заявили, что восстановление военного присутствия за Полярным кругом необходимо России для надёжной защиты природных богатств, расположенных в пределах 350-мильной зоны, право на освоение которой она добивается у ООН с 2001 года. На данный момент доподлинно неизвестно, какими запасами нефти и газа обладает Арктика, которую называют «кладовой Земли». По предварительным оценкам учёных, подо льдами находится примерно четверть разведанных запасов углеводородов в мире.

Военный эксперт, кандидат исторических наук Вадим Соловьёв уверен, что с учётом растущей международной конкуренции за ресурсы Арктики создание ОСК «Север» было полностью оправдано. «Район непростой, вести там военные действия довольно сложно. Нужно его осваивать, готовить соответствующую инфраструктуру, необходимо накапливать определённый военный потенциал с точки зрения складирования вооружения, военных припасов, обучать личный состав в плане работы в очень непростых условиях», — отметил собеседник RT.

  • Береговой ракетный комплекс «Бастион»
  • РИА Новости

Выведение Северного флота из состава Западного военного округа было оправданным шагом, считает руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности Александр Жилин. «В короткие сроки без колоссальных затрат удалось создать эффективный механизм управления, который полностью отвечает современным вызовам», — сказал RT эксперт.

«В стратегическом плане мы закрываем очень важное направление, где действуют подводные лодки НАТО. К этому стоит добавить, что время подлёта ракеты, запущенной из арктического региона, — самое короткое для того, чтобы ударить по нашей стране. Поэтому России необходимо контролировать бескрайние заснеженные пространства», — пояснил RT начальник сектора военной политики и экономики Российского института стратегических исследований Иван Коновалов.

«Уборка» Арктики

Решение о восстановлении военного присутствия России в Арктике принял президент Владимир Путин, утвердив в феврале 2013 года Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

По словам Коновалова, функционал ОСК «Север» не ограничивается решением исключительно военных задач: «Экологические проблемы Арктики не являются секретом. С советских времён осталось немало ржавых пустых бочек, железа и безумное количество другого мусора. Наша армия, которая сейчас возвращает свою инфраструктуру, начала вывозить мусор. «Уборка» Арктики — это долгая работа, но она уже даёт положительный экологический эффект».

Председатель полярной комиссии Русского географического общества Виктор Боярский в беседе с RT напомнил, что программа очистки арктических архипелагов стартовала в 2012 году. «Военное присутствие является естественным стимулом развития региона. Я имею в виду не только улучшение экологии, но и развитие всей инфраструктуры Северного морского пути. То, что сейчас происходит, — это не наращивание некой мощи, это просто возврат к нормальному положению дел», — резюмировал Боярский.

Алексей Заквасин, Анастасия Шляхтина

Сегодня в эпоху глобализации состояние любой современной экономики определяется ее обеспеченностью энергетическими ресурсами. Существующая зависимость сохранится и в обозримом будущем, даже не смотря на интенсивные поиски альтернативных источников энергии. Арктический регион, благодаря огромным запасам углеводородов и удобным воздушным и морским маршрутам, привлекает к себе внимание многих стран мира и транснациональных корпораций. В Арктике сталкиваются национальные и групповые интересы, обостряются споры о принадлежности арктических зон, повышается военная активность. На этом фоне логичными выглядят действия России по усилению своего военного влияния в данном регионе.

Значение Арктики для России


Арктика – это часть земного шара, находящаяся севернее Полярного круга. Общая ее площадь 21 млн. квадратных километров. Арктика включает в себя Северный Ледовитый океан и окраинные моря, расположенные здесь острова и прилегающие части суши Европы, Азии и Северной Америки. В настоящее время приарктическими государствами считаются Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, также на данный статус претендуют Исландия, Швеция и Финляндия. Согласно конвенции ОНН по морскому праву от 1982 года приарктические государства обладают суверенным правом на разработку недр в пределах принадлежащих им исключительных экономических зон (до 200 миль шириной) и континентального шельфа (до 350 миль шириной), хотя эти районы Арктики и не входят в состав их государственных территорий.

С международно-правовой точки зрения Арктика по-прежнему остается «ничейной землей». Вопрос о делении региона на международном уровне пока не решен. В 1909 году Канада распространила свою юрисдикцию на сектор Арктики, заключенный между меридианами, начинающимися в точках выхода ее сухопутной границы к Северному Ледовитому океану и сходящимися на Северном полюсе. Тогда ее поддержала только Россия, приняв в 1916 году аналогичный закон. Три других приарктических государства свои владения в Арктике никак законодательно не оформляли, при этом и возражений России и Канаде никто не высказывал. По сути, принцип секторального деления Арктики стал общепризнанной реальностью.

В последнее время все чаще звучат призывы к пересмотру данного деления, так как в Арктике были обнаружены крупные месторождения природных ископаемых. Так по оценкам Геологической службы США, в зоне Северного Ледовитого океана располагается до 20% мировых запасов углеводородов: потенциальные запасы газа оцениваются в 47,3 трлн. м3, газового конденсата в 44 млрд. баррелей, нефти в 90 млрд. баррелей. Наиболее крупные газовые месторождения находятся у берегов Сибири и Аляски. В будущем арктический шельф может стать очень важным или даже основным источником углеводородного сырья. Помимо углеводородов здесь были открыты крупные залежи руд, включая залежи редкоземельных металлов. Вдобавок к этому в Арктике сосредоточены крупные биоресурсы планеты, здесь только рыб водится более 150 видов, при этом ряд из них являются основными в мировом рыболовном промысле.

России принадлежит практически половина побережья Ледовитого океана, в нашем арктическом секторе расположено до 80% запасов российской нефти и 90% запасов газа и угля. Только одно Штокмановское месторождение, которое вместе с Россией разрабатывают транснациональные компании, имеет 3 800 млрд. м3 газа (для сравнения – это газопотребление Франции за 80 лет). В настоящее время России намерена подать в ООН заявку на расширение своих арктических владений еще на 1,2 млн. км2 (три площади Германии). В Американском секторе запасы нефти только Чукотского моря оцениваются в 15 млн. баррелей, а газа свыше 2 000 млрд. м3. Крупные запасы углеводородов расположены и в канадском секторе.

Помимо ресурсного Арктика обладает важным военно-стратегическим значением. Здесь находятся удобные позиции для размещения элементов систем стратегического сдерживания, для старта баллистических ракет и расположения систем ПРО. Благодаря глобальному потеплению и постепенному уменьшению площади льдов военно-морские силы получают возможность действовать в этом регионе в течение значительной части года.


Еще одним важным значением региона является транспортное. Через Арктику проходят кратчайшие воздушные и морские пути между Евразией и Северной Америкой. При уменьшении площади льдов в Арктике протяженность маршрутов между Европой и Дальним Востоком можно будет сократить на 40%. Сейчас использование данных транспортных путей сдерживается сложностями плавания и полетов в данных широтах, а также недостаточно развитой транспортной инфраструктурой.

Арктические войска будут созданы к 2015 году

На прошлой неделе 21 февраля главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Александр Постников объявил о том, что первая мотострелковая арктическая бригада будет создана к 2015 году. «В соответствии с ожидаемым поступлением перспективной спецтехники в 2015 году бригада, которая будет отвечать всем требованиям региона, должна быть создана в этот срок», – отметил главком.

По словам Александра Постникова, технической основной новых арктических бригад в ближайшей перспективе будут бронированные транспортеры-тягачи МТ-ЛБВ. В будущем это будет машина, относящаяся к семейству боевой и обеспечивающей техники, на базе двухзвенной бронированной гусеничной унифицированной платформы. Данная техника сможет передвигаться по глубокому снегу и работать при температурах воздуха около -50 градусов по Цельсию.

Для того чтобы военнослужащие не замерзали, для них разработан специальный вариант зимней униформы. По словам начальника вещевого управления департамента ресурсного обеспечения Министерства обороны полковника Андрея Подопригорина, в такой униформе солдат сможет провести ночь в сугробе без последствий для своего организма. Данная форма предназначена для обеспечения военнослужащих, которые служат в регионах с особо холодными климатическими условиями. Во время ее испытаний в Заполярье солдат российского спецназа благополучно проспал 4 часа в сугробе без последствий для своего организма, отметил Подопригорин.

Подготовка офицерских кадров для службы в арктических бригадах будет проводиться на базе Дальневосточного Высшего военного командного училища. Об этом осенью 2011 года заявил начальник училища генерал-майор Владимир Грызлов. По словам Грызлова, в настоящее время проработаны предложения Главкомата Сухопутных войск об обучении в училище взвода курсантов по специализации «Применение мотострелковых подразделений в арктических условиях». Срок программы обучения 4 года.


Впервые о необходимости наращивания военного потенциала на Северном морском пути Министерство обороны объявило в марте 2011 года. Новое соединения для действия в условиях Арктики должно было быть сформировано на базе 200-й мотострелковой бригады, которая дислоцируется в Печенге. Спустя несколько месяцев министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что для защиты российских интересов в Арктике будет создана не одна, а две армейских арктических бригады. Возможными местами их дислокации он назвал Мурманск и Архангельск. Глава оборонного ведомства особо подчеркнул, что при создании новых подразделений военные будут учитывать опыт вооруженных сил Норвегии, Финляндии и Швеции.

Развертывание новых арктических бригад Минобороны будет проходить в рамках реализации принятых Советом безопасности РФ «Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». В рамках данного документа в ближайшие годы в северных районах страны будут созданы группировки сил, которые будут в состоянии обеспечить военную безопасность арктического региона при различных вариантах военно-политической обстановки.

Бывший генеральный инспектор Минобороны России адмирала флота Иван Капитанец считает, что Арктика должны рассматриваться как потенциальный театр военных действий, поэтому России просто необходимо наращивать свое военное присутствие в данном регионе. По его мнению, существующий оборонно-промышленный комплекс позволит России нарастить мощный морской боевой потенциал в северных районах страны, а северное направление и Северный флот должны быть усилены АПЛ четвертого поколения проекта 955 «Борей».


Специальная техника

Для действия в условиях Арктики должна использоваться специальная техника. Российская армия уже сейчас располагает образцами техники, которая успешно эксплуатируется в условиях Крайнего севера. Примером таких машин являются МТ-ЛБВ и ДТ-30ПМ «Витязь». МТ-ЛБВ является вездеходной модификацией бронированного армейского тягача.

Данная модификация имеет более широкие гусеницы и пониженное давление на грунт (на уровне 0,27 кг/см2), что практически равно давлению на грунт среднестатистического человека. При весе машины в 11 тонн это очень хороший показатель. МТ-ЛБВ предназначен для использования в арктических регионах. По желанию заказчика машина может комплектоваться гусеницами основного или снегоболотоходного исполнения, а также дополнительной системой обогрева кузова, которая использует тепло от системы охлаждения двигателя. Высокая проходимость и приличная скорость – до 60 км/час делают машину незаменимой в армейских частях, дислоцированных в тяжелых климатических и природных условиях.

Цельнометаллическая двухдверная теплошумоизолированная кабина на 2 посадочных места, оборудуется дополнительным сиденьем и верхними люками, предназначенными для аварийного покидания тягача. Машина обладает хорошим обзором с места водителя при движении и днем, и ночью. Ночью водитель может использовать для уверенного движения 2 фары и фару-искатель. Закрытый обогреваемый кузов МТ-ЛБВ имеет объем 7,3 м3 и рассчитан на 10 посадочных мест. Наличие автономного отопителя, который может работать в сочетании с использованием тепла, которое отводится от системы охлаждения двигателя, создаёт комфортные условия для экипажа и пассажиров МТ-ЛБВ. Общая вместимость машины составляет 12 человек (1+11).

вездеход «Витязь» ДТ-30ПМ


Еще более совершенной машиной для действия в районах Арктики является гусеничный бронетранспортер «Витязь» ДТ-30ПМ, представляющий собой военную версию гражданского вездехода, имеющую шифр «Вездесущий». Благодаря универсальности конструкции вездеход «Витязь» может успешно применяться в роли шасси для размещения комплексов вооружений, погрузочно-разгрузочного, землеройного, грузоподъемного и другого оборудования разного назначения.

Высокие свойства гусеничного движителя, которые сочетаются с преодолением водных преград и уверенным маневрированием в любых природных условиях, позволяют считать двухзвенные вездеходы «Витязь» уникальными снегоболотоходными машинами, которые в состоянии без инженерного оборудования маршрута движения и предварительной разведки преодолеть большие расстояния, недоступные для других транспортных средств.

Основным назначением вездехода в армии является транспортировка вооружений, военной техники и личного состава вооруженных сил в особо тяжелых климатических условиях. При массе в 30 тонн, вездеход обладает такой же грузоподъемностью и может перевозить до 19 человек (2 члена экипажа + 17 десантников). Максимальная скорость машины на суше – 45 км/ч, на плаву – 6 км/ч. Запас хода по шоссе – 700 км.

Сочетание в одном транспортном средстве таких качеств, как высокая маневренность и проходимость, максимальная скорость и запас хода, плавучесть и грузоподъемность, возможность преодоления всевозможных препятствий и водных преград с полной нагрузкой и многофункциональность позволяют считать ДТ-30ПМ «Витязь» машиной, не имеющей аналогов в мире.

МОСКВА, 17 авг — РИА Новости, Андрей Коц. Ровно 40 лет назад, 17 августа 1977 года советский атомный ледокол "Арктика" первым в мире из надводных кораблей достиг Северного полюса Земли. Мощный атомоход водоизмещением 23,5 тысячи тонн отчалил из Мурманска 9 августа и достиг точки назначения на 90-й параллели всего за восемь дней. Как показало время, эта экспедиция стала для СССР не только научным, техническим и имиджевым прорывом, но и в каком-то смысле серьезным военным успехом. Возможность надводного судоходства в многолетних льдах позволяла СССР обеспечивать присутствие кораблей ВМФ и снабжение военных объектов в этом без преувеличения стратегическом регионе планеты.

Военный эксперт: США не могут догнать Россию в Арктике, вот и "вопят" Возможное появление у РФ боевых атомных ледоколов с лазерными установками напугало американские СМИ. Военный эксперт Виктор Баранец в эфире радио Sputnik выразил мнение, что в США намеренно преувеличивают угрозу.

В последние десять лет Россия резко активизировала военное строительство в Арктике. Минобороны возводит на удаленных северных островах базы, аэродромы и опорные пункты. В этом ему помогает крупнейший в мире атомный ледокольный флот. Западные страны, тоже претендующие на регион, пытаются не отстать в гонке. Это неудивительно — контроль над Арктикой дает целый ряд серьезных экономических, военных и политических преимуществ. О том, что стоит за усилением позиций России на "верхушке мира" и на какие виды оружия в этом случае делают ставку военные, — в материале РИА Новости.

Зона особого внимания

По мнению ряда экспертов, Россия, наращивая свое военное присутствие в Арктике, . Во-первых, страна по факту получает возможность единолично контролировать Северный морской путь как важнейшую водную транспортную артерию. Только за 2016 год корабли перевезли по нему 7,26 миллиона тонн различных грузов, впервые превысив показатели советских времен. Во-вторых, Россия таким образом защищает свои богатства в водах Северного Ледовитого океана — нефть и газ. На них уже давно "облизываются" другие государства, претендующие на Арктику: США, Канада, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия и Дания.

И в-третьих, акватория Северного Ледовитого океана — достаточно сложный регион для нашей страны с точки зрения безопасности. Огромная протяженность государственной границы на севере делает Россию уязвимой с этого направления для потенциальной агрессии. Военное присутствие в Арктике позволит не допустить в регион корабли вероятного противника с системами противоракетной обороны и стратегическими ударными комплексами. На сегодняшний день задачи обороны самых холодных рубежей страны выполняет Северный флот в составе Объединенного стратегического командования "Север".

"Северный флот сегодня нельзя назвать просто флотом, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский. — По своему функционалу он больше соответствует оперативно-стратегическому командованию или военному округу. В его состав вошли общевойсковые ракетные и артиллерийские соединения, мотострелковая бригада, дивизия ПВО и прочие "сухопутные" структуры. В зоне ответственности этой более чем серьезной группировки — весь Арктический регион за исключением его восточной части. Сегодня Северный флот, по сути, отодвигает возможные рубежи пуска крылатых ракет противника по территории России на несколько сотен километров от наших северных границ".

Морозам назло

Для решения этих и других задач военное руководство России принимает на вооружение и ставит на боевое дежурство новую технику, способную действовать в экстремальных климатических условиях Крайнего Севера. На параде Победы в этом году по брусчатке Красной площади прошли арктические модификации российских систем ПВО: зенитно-ракетный комплекс малой дальности "Тор-М2ДТ", зенитный ракетно-пушечный "Панцирь-СА", а также специальные версии машин обеспечения. Эта сухопутная техника для Арктического региона смонтирована на базе двухзвенных гусеничных вездеходов ДТ-30 "Витязь", способных работать при температурах до 55 градусов ниже нуля. Некоторые модификации этих машин могут пересекать водные преграды, что в условиях постоянного торошения льдов на Северном полюсе значительно повышает их мобильность. Новые "Панцири" и "Торы" прикрывают районы базирования дальнобойных зенитно-ракетных систем С-400, развертывание которых в Арктике началось в 2015 году.

Уникальным арсеналом может похвастать и первое в стране полноценное арктическое соединение Сухопутных войск — 80-я отдельная мотострелковая бригада, дислоцирующаяся в поселке Алакуртти Мурманской области. "Морозоустойчивая" пехота осваивает, в частности, снегоболотоходы повышенной проходимости ТРЭКОЛ, передвигающиеся на колесах с огромными шинами сверхнизкого давления. Такие машины могут двигаться по пересеченной местности, не снижая скорость.

Первый военно-транспортный вертолет Ми-8АМТШ-ВА, специально созданный для работ в условиях Арктики, протестировали на аэродроме в Улан-Удэ. Для несения боевой службы он будет направлен на базу, дислоцированную в Камчатском крае.

Кроме того, бойцы 80-й бригады имеют на вооружении полноприводные грузовики "Урал" и КАМАЗ, адаптированные к экстремально низким температурам, снегоходы ТТМ-1901 "Беркут" с отапливаемой кабиной, катера на воздушной подушке. А также — собачьи и оленьи упряжки. В годы Великой Отечественной войны они сыграли большую роль в обороне Заполярья, осуществляя доставку боеприпасов и личного состава к месту назначения. Животные могут пройти там, где спасует техника. Кроме того, для нужд арктической бригады разрабатываются специальные модификации танков, боевых машин пехоты и вертолетов — в частности Ми-8АМТШ-ВА с системой обогрева основных агрегатов силовой установки. А для работы над водной поверхностью вертолет оборудован системой кондиционирования морских спасательных костюмов, в которых работает экипаж.

© "Адмиралтейские верфи"


© "Адмиралтейские верфи"

Нельзя не упомянуть и новые ледоколы. В 2017 году в состав Северного флота должен войти дизель-электрический "Илья Муромец". Он способен работать в сплошном ледовом поле толщиной до метра. Помимо выполнения своей основной функции — проводки кораблей через арктические воды — он способен перевозить грузы и будет использоваться для снабжения арктической группировки необходимым оборудованием. А в декабре 2015 года в строй Северного флота был введен вспомогательный транспорт вооружения "Академик Ковалев" усиленного ледового класса проекта 20180ТВ. Кроме того, к 2020 году планируется построить для нужд ВМФ патрульный корабль арктической зоны "Иван Папанин" проекта 23550. Он будет вооружен противокорабельными ракетами и универсальной 100-миллиметровой пушкой АК-190.

"Домик" на севере

Россия на сегодняшний день — единственная страна, имеющая военные базы в Арктике. В частности, в прошлом году на Земле Франца-Иосифа была введена в эксплуатацию уникальная застава "Арктический трилистник". Ее площадь составляет более 14 тысяч квадратных метров. Сердце базы — пятиэтажное здание жилищно-административного комплекса. Нижний этаж — технический. Здесь расположено сложное оборудование, позволяющее базе долгое время работать в автономном режиме, без помощи с Большой земли. На других этажах расположены спальные кубрики, столовые, оружейные комнаты, наблюдательный пункт, склады продовольствия и горючего.

Административно-хозяйственный блок рассчитан на проживание и несение службы гарнизона из 150 человек в течение 18 месяцев. Снабжение базы осуществляется по воздуху, через аэродром Нагурское. Всего же в регионе планируется строительство 13 авиабаз.

Помимо основного здания жилищно-административного комплекса, в состав "Арктического трилистника" входят электростанция, водоочистительная установка на 700 тонн воды, береговая насосная станция для пополнения запасов топлива, канализационные сооружения, отапливаемые гаражи-боксы для военной техники. Помещения соединены между собой крытыми галереями, так что личный состав может быстро перемещаться между ними. Все здания расположены на сваях, в нескольких метрах над поверхностью льда. По схожему проекту на острове Котельный (Новосибирские острова) строится еще одна российская военная база — "Северный Клевер". Ожидается, что на ее территории смогут проживать 250 человек.

В настоящий момент на "Арктическом трилистнике" базируются подразделения 1-й дивизии ПВО 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота. Эта армия была сформирована в декабре 2015 года для несения службы на архипелагах Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова.

Россия готовится воевать в Арктике. Минобороны должно завершить там формирование группировки войск в 2014 году, согласно поручению верховного главнокомандующего Владимира Путина. На создание арктических войск потребуются десятки миллиардов рублей. Но затраты оправданы: арктический шельф – последняя на Земле неосвоенная кладовая нефти и газа.

Президент Владимир Путин поручил Минобороны в 2014 году закончить формирование воинских частей и развертывание необходимой инфраструктуры в Арктике.

«Россия все активнее осваивает этот перспективный регион, возвращается в него и должна располагать здесь всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов», - заявил Путин на расширенном заседании коллегии Минобороны во вторник.

По его словам, уже начато восстановление аэродромов в арктической зоне. «До конца года планируется заключить госконтракт на разработку документации на развитие, а по сути на возрождение аэродрома Тикси и выполнение строительно-монтажных работ на аэродроме Североморск-1», - добавил Путин.

Он поблагодарил военнослужащих и специалистов, которые восстанавливали военную базу на Новосибирских островах, которые, по словам Путина, имеют «ключевое значение для контроля над ситуацией во всем арктическом регионе».

На земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах уже начато восстановление аэродромов и причальных сооружений, а также отремонтирован и введен в эксплуатацию аэродром «Темп». В будущем, по словам министра обороны Сергея Шойгу, планируется восстановить еще как минимум семь северных аэродромов в городах Нарьян-Мар, Алыкель, Амдерма, Анадырь и в упомянутом Путиным городе Тикси, а также в поселке Рогачево и на погранзаставе Нагурское.

В последние несколько лет Арктика упоминалась в основном с проблемами экологии, и эти проблемы в публичное пространство вывел именно Путин. В 2010 году он посетил Землю Франца-Иосифа и был впечатлен огромной свалкой мусора, накопившегося с предвоенных времен прошлого века. Путин решил выделить из бюджета на уборку Арктики 2,3 млрд руб, о чем и заявил на Первом арктическом международном форуме «Арктика – территория диалога».

Большинство пугающих предсказаний, связанных с соперничеством за Арктику, не имеет под собой никаких оснований, заявлял в 2010 году Путин (тогда он занимал пост премьер-министра).

«Приходится сталкиваться с разного рода футуристическими предсказаниями о грядущей битве за Арктику. Мы внимательно следим за развитием ситуации в регионе. Ясно видим, что большинство подобных пугающих сценариев в Арктике не имеет под собой реальной почвы», - говорил Путин на арктическом форуме в Москве.

По словам премьера, негативные сценарии рассчитаны на то, чтобы «столкнуть, рассорить государства региона, а затем попробовать поживиться на этом, половить, как у нас говорят, рыбу в этой мутной воде».

В то же время он признал, что в Арктике пересекаются серьезные геополитические и экономические интересы. «Но у меня абсолютно нет сомнений, что существующие арктические проблемы, включая вопросы континентального шельфа, могут быть решены в духе партнерства, путем переговоров, на основе действующих международно-правовых норм», - отмечал Путин.

Но на коллегии Минобороны 27 февраля этого года Путин предложил взглянуть на Арктику под другим углом. Он предупредил об опасности «милитаризации Арктики». И поставил задачу создать полноценные военные группировки «на всех стратегических направлениях». Теперь Арктика становится территорией противостояния экономических интересов сопредельных стран. А раз так, то необходимо вооружаться, следует из заявлений военного руководства России.

Арктические войска будут оснащены самыми современными образцами вооружения и техники. Уже в этом году вооруженные силы получили 56 самолетов, 122 вертолета, 6 кораблей и катеров, одну подводную лодку. Завершаются испытания ракетной подводной лодки стратегического назначения «Александр Невский». Часть этого вооружения будет задействована в Арктике. Минобороны планирует в 2014 году довести оснащенность армии современными образцами вооружения и техники до уровня 30%, заявил во вторник министр обороны Шойгу.

В Арктике действительно есть за что бороться. По данным Управления энергетической информации США, в Арктике может содержаться до 58 млрд тонн нефтяного эквивалента, то есть примерно 22% мировых запасов. Причем 78% этих ресурсов составляет природный газ и большая его часть находится в российском секторе Северного Ледовитого океана.

Кроме того, здесь добывается почти шестая часть рыбной продукции страны. А Северный морской путь является самой короткой трассой из Европы в Америку и Азию и может быть использован для транспортировки нефти и газа с арктических месторождений.


Приблизительно половина территории арктического побережья - это земли Российской Федерации, около одной четверти побережья приходится на долю Канады, 15% - на США и 10% - на Норвегию, Данию и Исландию. Тем не менее международно-правовой режим Арктики до сих пор является неопределенным. Большинство арктических держав все-таки признает, что разграничение территорий должно опираться на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года.

Согласно данному документу, который ратифицировали все арктические державы, кроме США, государство, имеющее границу с Арктикой, имеет право претендовать на 200-мильную исключительную экономическую зону (ИЭЗ), которая может быть расширена до 350 миль в том случае, если арктическая держава может убедить Комиссию ООН по границам континентального шельфа, что дно, простирающееся за 200-мильной зоной, является продолжением материкового шельфа данной страны.

«Таким образом, многие страны стремятся доказать то, что дно, расположенное дальше 200-мильной зоны является продолжением их континентального шельфа», - говорит старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований Илья Усов.

По его словам, самые горячие споры вызывает подводный хребет Ломоносова, на который предъявили свои права сразу три государства: Россия, Канада и Дания. Здесь могут возникнуть очаги военного противостояния.

Канада считает, что трансарктический хребет Ломоносова является продолжением Американского материка, Дания полагает, что он является затонувшей частью острова Гренландии, которая принадлежит Дании. А Москва еще в 2001 году подала заявку на 1,2 млн кв. км шельфа, считая, что хребет Ломоносова является соответственно продолжением российского шельфа.

Власти Канады в понедельник подали в ООН заявление о расширении границ арктического шельфа: официальная Оттава считает, что имеет право на 1,2 млн кв. км территории, а значит и право на разведку и добычу углеводородных ресурсов на этой территории. Помимо членов «арктического клуба» интерес к Арктике проявляют Великобритания, Германия, Южная Корея, Франция, Швеция, Нидерланды и, конечно, Китай.

Арктику сейчас защищает одна бригада российских войск, укомплектованная для ведения в Заполярье классических военных действий, и по этой причине ее эффективность не высока, отмечает член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. «Нужна еще одна небольшая по численности, но мобильная бригада, которая будет отслеживать передвижения потенциального противника с помощью РЛС. Способная оперативно перебросить войска по воздуху в любую точку Арктики. А также имеющая на вооружении подводные лодки и ледоколы», - говорит Коротченко.

Если дело дойдет до применения силы, то воевать придется не с отдельными странами, например, Евросоюзом или с Канадой, а с НАТО. «Несмотря на то что отдельные члены Альянса конкурируют и с Россией, и друг с другом за доступ к Арктике, воевать между собой они не будут», - предупреждает Коротченко.

«Не думаю, что дойдет до военных действий, но российское руководство исходит из того, что чем мощнее военный потенциал России в Арктике, тем меньше будет поводов для военного конфликта», - говорит заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Хотя, по его мнению, уже сейчас военный потенциал России в Арктике в разы больше, чем военный потенциал наших соседей по заполярным территориям Норвегии, Дании и Канады вместе взятых.

По словам советника Центра политических исследований России Дмитрия Евстафьева, Арктика - это территория, где традиционно проверяется уровень боеготовности, военной мощи любого государства. «Было время, в 20-30-х годах прошлого века, когда норвежские моряки ловили рыбу прямо в территориальных водах России. Ловили до тех пор, пока туда не направили флот», - говорит Евстафьев.


По его словам, Россия должна была жестко заявить о себе в Арктике еще 3-4 года назад, но погрязла в дискуссии о необходимости усиливать контроль в этом направлении. Сейчас точка в дискуссии поставлена. «Если не заявить о создании арктических войск сейчас, то лет через пять в Арктике будет Майдан, двоевластие», - иронизирует Евстафьев.

Эксперты затруднились оценить предполагаемые расходы на создание арктических войск. «Речь о десятках миллиардов рублей. Но не дороже олимпиады в Сочи», - уверен Евстафьев.


Со временем покорения Арктики минуло, без малого, сто лет. Для арктических исследователей прошлого, дело изучения Арктики, было делом, лишенным политической подоплеки. Для того, чтобы крупные государства обратили свое внимание на этот безжизненный ледяной регион, понадобилось несколько десятков лет и Холодная война. Именно с её началом интерес к Арктике, начал расти по экспоненте. Траектории баллистических ракет, направленных в сторону противника, на долгое время заменили в Арктике реальные границы, сделав дискуссию о международном разграничении региона невозможной.

Сейчас Арктика воспринимается мировым сообществом не как безжизненные ледяные просторы, представляющие ценность лишь для деятелей науки и военных. Арктика сейчас – это сокровищница, скрытая в ледяном саркофаге. И неудивительно, что в последнее время, многие страны, некоторые из которых весьма далеки от объекта своего вожделения, все глубже втягиваются в противостояние за обладание своим куском «ледяного пирога».

Арктические льды могут полностью растаять к 2030 году. Активное таяние арктического льда началось в 90-х годах прошлого века, а пик сокращения ледяного покрова пришелся на 2012 год. За этот период площадь арктических ледников уменьшилась в два раза и сейчас составляет 3,37 миллиона квадратных километров. Благодаря этому северный морской путь стал более доступным для грузоперевозок, что существенно увеличило трафик проходящих по нему судов. Прогнозируют, что уже к 2021 году грузовые перевозки по Северному морскому пути увеличатся в десять раз, с полутора миллионов тонн до пятнадцати миллионов тонн в год. И большую часть этого пути, контролирует Россия. А это в свою очередь новые порты, новая инфраструктура и иностранные капиталы, привлеченные в наши северные регионы прямой выгодой от сотрудничества с нашей страной. А ко всему прочему это и стремительное развитие наших северных территорий, превращение их из сырьевой периферии в реальные центры международной торговли. Все это вместе создаст условия лучшей жизни не только для бизнеса, но и для простых граждан. Кроме этого, только Россия обладает атомным ледокольным флотом, а стоимость (от $850 млн до $1 млрд) и время постройки (8-10 лет) ледоколов неатомного типа представляют объективные трудности в освоении Арктики другими странами, включая США.

А ведь прямые выгоды от увеличения судоходного трафика, это лишь верхушка арктического айсберга. Большую часть своих богатств Арктика скрывает под толщей льда и соленых вод Северного ледовитого океана. Уже сейчас началась нешуточная гонка за право обладания запасами углеводородов покоящихся на дне океана. Одни только запасы Охотского моря, в марте этого года, полностью переданного под юрисдикцию Российской Федерации, могут достигать трех миллиардов баррелей.

В сентябре этого года, компания «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлегкой нефти, запасы которого, по словам ученых, сопоставимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии. И когда в августе компания запускала на платформе WestAlphaразведывательное бурение, мало кто верил в успешный результат. Сейчас это месторождение носит имя «Победа».

Но, как и любую победу, эту, арктическую «Победу», тоже необходимо защищать. Ведь благодаря спорной политике наших западных партнеров и торжеству ценностей демократии по всей планете, мир вновь вернулся к пресловутой парадигме «Права сильного». И значит, Россия должна напомнить всем, кто желает претендовать на наши земли в Арктике, что наша страна не так слаба, как некоторым хотелось бы. Исходя их этих, сугубо оборонительных, соображений, Россия сейчас, наряду с экономическим, наращивает и свое военное присутствие в Арктике.

Для защиты национальных интересов России в Арктике по указанию министра обороны Сергея Шойгу Генштаб разворачивает за Полярным кругом полноценную войсковую группировку и создает там военную инфраструктуру. В марте и апреле в арктических широтах были проведены две десантные высадки частей ВДВ. 14 марта на Новосибирских островах высадился батальон из 350 человек - это первые арктические учения такого масштаба в мире, заявлял командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. Через месяц свыше 50 десантников на парашютах спустились на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана рядом с Землей Франца-Иосифа. Парашютно-десантная операция такого рода - первая в истории освоения Арктики.

Не случайно в рамках наращивания военного присутствия ведутся работы по восстановлению заброшенных советских аэродромов и причалов на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Щитом России в Арктике призваны стать авиация и флот. Сухопутные войска будут относительно небольшими по численности, преимущественно несколькими бригадами, подготовленными для действий в экстремальных арктических условиях. Главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников отмечал, что первая бригада будет создана не ранее 2015 года, когда армия примет на вооружение специальную технику, «отвечающую всем требованиям».

Арктика для России это залог успеха в будущем страны. Оставить этот регион на милость других претендентов, можно расценивать как преступление не только против государства, но и будущего всего российского народа. И если в Советском Союзе, Арктика была в первую очередь рубежом обороны, то в наше время ей уготована роль моста, который свяжет экономическими узами Европу, Азию и Америку. И благодаря своевременной и умелой политике наших властей, контроль над этим мостом, будет в руках нашей страны.

Похожие публикации