Оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Помощь в сложных жизненных ситуациях

9 января 2013 года был опубликован проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Теперь Государственной Думе предстоит его рассмотреть и принять в нескольких чтениях. По прогнозам аналитиков, пункты закона не вызовут жарких споров, потому что в России давно назрела необходимость принятия такого документа. Следовательно, можно уже в ближайшее время ждать его принятия и действия в жизни. Некоторые новые определения, внесенные в него, требуют дополнительного пояснения. Вот одно из таких нововведений.

Новое понятие «Трудная жизненная ситуация»
Трудная жизненная ситуация – понятие, новое для Российского законодательства. Теперь оно введено и обозначает некие обстоятельства, которые могут сильно изменить нормальную жизнь человека и сделать невыносимыми, сложными. Эти ситуации могут представлять опасность для здоровья человека, для его нормальной жизнедеятельности, они могут создавать угрозу его чести и достоинству с последующим применением насилия. Люди, попавшие в такие ситуации, считаются нуждающимися в предоставлении социального обслуживания.

В каких случаях признается трудная жизненная ситуация
В статье 21 Закона определяются те самые факторы, наличие которых позволяет считать, что человек оказался в трудной жизненной ситуации.
Первый — это полная и частичная утрата способности обслуживать себя или передвигаться, чаще всего этот фактор обуславливается состоянием здоровья.
А вот вторая причина содержит социальные признаки. Если социальное положение человека угрожает его здоровью или психическому нормальному состоянию. Это бывает, когда в семье живут наркоманы или алкоголики, если присутствует насилие или жестокое обращение с детьми.

Несовершеннолетние, у которых отсутствуют попечители или родители, так же признаются нуждающимися в социальной помощи. Им реально можно помочь, а вот еще одной категории помочь сложно, потому что они редко принимают эту помощь – лица без жилья (БОМЖ), без определенных занятий, без средств на жизнь.
Все эти обстоятельства так же могут быть дополнены и развиты правительствами регионов, исходя из местных особенностей.

Виды возможных услуг
Если человек признан находящимся в трудной жизненной ситуации, то ему положено оказание услуги по социальному обслуживанию.
Это медицинская реабилитация после болезни для поддержания и улучшения состояния здоровья. В случаях нарушения психического спокойствия, человека могут направить на психологическую реабилитацию, это поможет адаптироваться к новым условиям и другой социальной среде. Так же нуждающимся могут помочь в воспитании детей, организовать их досуг.

Так же программой реабилитации предусмотрено предоставление юридических услуг и консультаций, могут помочь и материально, если таковая мера будет признана необходимой. Инвалидам и детям-инвалидам обещают помогать в решении их жизненных проблем. Если им трудно общаться, то им помогут изучить языки и научат жить в обществе людей. Эти услуги могут быть определены срочными в особых ситуациях.

Обратиться за получением социального обслуживания может гражданин, опекун или любой законный представитель. Жаль, что в это списке нет других социальных органов. Ведь зачастую нуждающиеся не могут писать что-либо, а там более в электронной форме подавать заявления.

Профилактика трудных жизненных ситуаций
В этой статье нового закона говорится о том, что после получения социальной помощи может быть назначено социальное сопровождение человека, то есть характер помощи становится регулярным. В целях профилактики будут привлекаться специалисты различных профилей, они будут консультировать, а так же оказывать услуги, если это необходимо.
При осуществлении сопровождения социальным работникам важно будет определить, что же мешает гражданину вести полноценную жизнь и постараться исключить их. В процессе сопровождения нуждающемуся будет оказываться содействие в получении не только социальных, но и иных услуг. Так же будет проводиться оценка качества социальных услуг, их эффективности.

Знаете ли вы о том, что государство оказывает помощь своим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию? К примеру, если нуждаетесь в лечении за пределами республики, а ваш семейный бюджет это позволить не может. Могут также помочь многодетной семье продуктами, одеждой. Но обо все по порядку , сообщает ysia.ru .

Где прописано: Постановление Правительства РС(Я) от 30.07.2015 г. № 253 «Об утверждении Положения об оказании адресной материальной помощи в РС(Я) малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации».

Трудная жизненная ситуация — это:

— если нет средств на питание и проживание во время вынужденного пребывания за пределами места жительства в связи с выездом больного и сопровождением ребенка или инвалида на обследование, лечение и (или) реабилитацию в специализированные учреждения;

— если нет средств на оплату необходимых по жизненным показаниям (по состоянию здоровья) медицинских услуг и лекарств, предоставляемых сверх территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи;

— отсутствие средств на приобретение продуктов питания и одежды по причине инвалидности, многодетности, отсутствия работы;

— утрата жилого помещения в результате пожара.

Сколько дадут:

— на обследование и лечение в специализированных учреждениях за пределами Республики Саха (Якутия) по направлению Минздрава РС(Я) в размере двукратной величины прожиточного минимума при условии, если среднедушевой доход семьи не выше двукратной величины прожиточного минимума;

— если лечение, обследование или реабилитация в специализированных учреждениях длятся более 2 месяцев, то в размере величины прожиточного минимума при условии, если среднедушевой доход семьи не выше 1,5-кратной величины прожиточного минимума;

— на оплату медицинских услуг и лекарств в размере фактически осуществленных расходов, но не более 1,5-кратной величины прожиточного минимума при условии, если среднедушевой доход семьи и одиноко проживающего гражданина не выше 1,5-кратной величины прожиточного минимума;

— на оплату расходов на проживание за пределами места жительства инвалидам, находящимся на постоянном диализном лечении, в размере пятикратной величины прожиточного минимума при условии, если среднедушевой доход семьи и одиноко проживающего гражданина не выше двукратной величины прожиточного минимума;

— на приобретение продуктов питания, одежды:

1) семье, имеющей менее 3 несовершеннолетних членов семьи, в размере 0,5 величины прожиточного минимума на семью;

2) семьям, имеющим 3 и более несовершеннолетних членов семьи, в размере величины прожиточного минимума;

3) одиноко проживающему гражданину в размере 0,5 величины прожиточного минимума.

При условии, если среднедушевой доход семьи и одиноко проживающего гражданина не выше величины прожиточного минимума.

— на приобретение товаров первой необходимости погорельцам:

1) за полностью утраченное жилое помещение в размере трехкратной величины прожиточного минимума на семью и на каждого пострадавшего члена семьи в размере 0,5 величины прожиточного минимума, но не более пятикратной величины прожиточного минимума;

2) за частично утраченное жилое помещение в размере двукратной величины прожиточного минимума на семью.

Если среднедушевой доход семьи и одиноко проживающего гражданина не выше 2-кратной величины прожиточного минимума.

Сколько раз?

Адресная материальная помощь носит единовременный характер и оказывается заявителю по одному основанию один раз в год. Диализникам помощь оказывается два раза в год.

Как получить?

Необходимо с заявлением обратиться в Управление социальной защиты населения и труда по месту регистрации либо по месту пребывания лично, по почте, в электронной форме.

Когда получите помощь?

Комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения заявителя и принимает решение об оказании адресной материальной помощи или об отказе и уведомляет заявителя о принятом решении.

Необходимые документы:

— копия паспорта или копия другого удостоверяющего личность документа;

— справка о составе семьи (при отсутствии у гражданина регистрации представляются документы, подтверждающие фактическое проживание);

— свидетельства о рождении на несовершеннолетних и паспорта на совершеннолетних совместно проживающих членов семьи;

— свидетельства об усыновлении (удочерении), о заключении, расторжении брака;

— справки, подтверждающие доходы членов семьи гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении единовременной адресной материальной помощи;

— справка об инвалидности (при наличии инвалидности);

— копия ИНН;

— реквизиты лицевого счета.

Если деньги нужны на лечение:

а) вызов на лечение в медицинское учреждение РФ;

б) направление в специализированное учреждение РФ или РС(Я);

в) документы, подтверждающие обследование, лечение и (или) реабилитацию в специализированных учреждениях здравоохранения или учреждениях социального обслуживания РФ и РС(Я).

Для получения помощи на приобретение лекарства, оказание лечебных услуг:

а) справка либо выписка врачебной комиссии медицинского учреждения с назначением необходимых по жизненным показаниям медицинских услуг и лекарств;

б) квитанции, кассовые и товарные чеки.

Диализнику:

а) справка, подтверждающая проведение сеансов диализа (выдается медицинским учреждением, проводящим диализное лечение);

б) сведения из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним по месту проведения диализного лечения, о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества на членов семьи согласно справке о составе семьи;

в) договор о найме жилого помещения.

Пострадавшим от пожара:

а) акт о пожаре уполномоченного государственного органа противопожарной службы;

б) свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ, удостоверяющий право собственности на жилое помещение.

Для безработных граждан и на неработающих совершеннолетних членов семьи:

а) трудовая книжка;

б) справка органов службы занятости об учете или отсутствии вакантных рабочих мест по месту жительства гражданина.

По материалам Министерства труда и социального развития РС(Я)

Читайте также последние новости по социальной поддержке граждан

    Второй год по линии социальной защиты выплачиваются пособия на первого и третьего (последующего) детей, рождённых или усыновлённых в период с января 2018 года. Сколько семей обратилось за таким пособием? Каков его размер? На эти и другие вопросы отвечает Светлана СОБОЛЕВА, заместитель начальника управления...

    Жители Якутии требуют вернуться к прежнему возрасту выхода на пенсию для жителей северных территорий. В республике собрано почти 66,5 тыс. подписей за то, чтобы эти изменения были осуществлены, сообщили корреспонденту ИА REGNUM в пресс-службе республиканской федерации профсоюзов.

    Российские власти планируют обязать родителей студентов выплачивать им минимальный размер финансовой поддержки. Многие специалисты полагают, что закреплённая в законе инициатива чиновников станет первым шагом к отмене стипендий. По их мнению, это может лишить шанса на очное обучение множество детей из...

    С января 2018 года по январь текущего года выплату при рождении или усыновлении первого ребёнка до достижения им возраста 1,5 лет получили 2373 семьи.

    Специалисты социальной поддержки рассказали сахалинцам о том, на какие меры поддержки от области могут рассчитывать семьи с детьми. На встрече присутствовали представители ипотечного агентства, руководитель управления жилищной политики Елена Федотова и начальник отдела семейной политики Олеся Кононова.

    Масштабное реформирование российской системы выплаты социальных пособий может стартовать раньше, чем предполагалось. При назначении пособий чиновники планируют учитывать расходы граждан, об этом сообщают журналисты раздела «Новости России» интернет-издания для деловых людей «Биржевой...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Виды помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Понятие трудной жизненной ситуации согласно Федеральному закону РФ. Социальное обеспечение и социальная помощь

1.1 Понятие трудной жизненной ситуации

1.2 Основы социальной реабилитации

1.3 Виды социальной реабилитации

1.4 Правовое регулирование социальной помощи

ГЛАВА II. Специфика социальной помощи человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию

2.1 Оказание социальной помощи детям, подросткам и молодежи

2.2 Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной работы с женщинами)

2.3 Социальная защита людей пожилого возраста и инвалидов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Изменения российского общества в последние десятилетия ХХ-ХI вв. имели следующие последствия: появление новой, весьма противоречивой структуры общества, где одни непомерно вознесены, а другие находятся в самом низу социальной лестницы. Речь идет прежде всего о появлении таких уязвимых в социальном плане категориях населения как безработные, беженцы, вынужденные переселенцы, а также о тех категориях граждан, которые на современном этапе не находят надлежащей поддержки со стороны государства и общества, а это инвалиды, пенсионеры, дети, подростки. В стране в целом постоянно растет число людей, нуждающихся в защите, маргиналов, алкоголиков, наркоманов, бездомных и т. д.

В свою очередь обострились проблемы социального обслуживания, так как с началом экономических преобразований человек со своими проблемами был оставлен на произвол рыночной стихии. Этот процесс совпал с профессионализацией социальной работы в России, ставшей феноменом цивилизованного общества. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.

Масштабные структурные изменения в экономике, вызванные новыми экономическими реалиями и технологиями, индивидуализация образа жизни и плюрализация ценностей делают социальную работу в жизни современного общества стабилизирующим фактором, способствующим поддержанию общественного равновесия, повышению благосостояния.

Все эти обстоятельства обусловили тот факт, что изучение формирования и функционирования системы социальной работы с населением в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным.

Сегодня уже создана целая сеть учреждений, оказывающих социальные услугу семье и детям, безработным, инвалидам, но их работа зачастую ведется недостаточно активно. Деятельность специалистов организуется как ответ на запросы клиентов, по-прежнему имеющие преимущественно материальный характер. При существующей «реактивной» позиции служб социальной защиты населения количество малоимущих, асоциальных семей, алкоголиков не только уменьшается, но даже растет. Бесконечно получая материальные субсидии от государства, отдельные члены общества отнюдь не активизируют собственные возможности.

Именно поэтому цель нашего исследования - построить модель социальной работы с человеком, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Объект нашего исследования - социальная работа с человеком в условиях трудной жизненной ситуации.

Предмет - модель социальной работы с человеком в условиях трудной жизненной ситуации.

В соответствии с проблемой, предметом, объектом и целью исследования поставлены следующие задачи :

Изучить теоретико-методологические основы социальной работы с населением;

Изучить опыт социальной работы с людьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию;

Построить модель социальной работы с человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования, как

· контент-анализ

· изучение нормативно-правовых актов

· анализ литературы по теме исследования

· описание.

С 90-х годов одной из наиболее существенных тенденций социальной политики является создание новой модели социального обслуживания людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также широкое применение в работе с населением современных технологий и методик.

социальная работа человек жизненная ситуация

ГЛАВА 1 . ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

1.1 Понятие трудной жизненной ситуации

В соответствии с 3 статьей Федерального закона от 1995 года под трудной жизненной ситуацией понимают ситуацию, объективно
нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство,
безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»).

Таким образом, исходя из определения трудной жизненной ситуации, данного федеральным законом, перечень ситуаций, которые можно отнести к категории трудной жизненной ситуации носит открытый характер. Следовательно, исходя из логики ст. 3 любая ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно, дает ему право на получение гарантированных государством соответствующих мер социальной поддержки. Таким образом, перечень категорий граждан, получающих соответствующие меры социальной поддержки очень обширен и мобилен по своему составу.

В соответствии с п.24 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» оказание мер социальной поддержки и социального обслуживания гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

1.2 Основы социальной реабилитации

Каждое современное государство ставит для себя приоритетом принцип гуманизма. Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это гарантировано Конституцией РФ в Статье 7. Любое общество неоднородно и делиться на различные группы и общности. Социальная политика государства направлена на объединение, стабилизацию и согласование интересов и отношений между различными социальными группами. Практическая реализация социальной политики государства состоит из социального обеспечения и социального обслуживания. Социальное обеспечение - это пособия, субсидии, льготы и т.д., которые выплачиваются гражданам.

Социальное обслуживание - это предоставление социальными службами различных услуг и помощи слабо защищенным слоям населения и любому человеку, попавшему в трудную жизненную ситуацию (ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность: инвалидность, болезнь, сиротство, малообеспеченность, безработица, одиночество и т.д., которую человек не может преодолеть самостоятельно).

Для выполнения этих функций созданы центры социального обслуживания населения:

· Комплексные центры социального обслуживания

· Территориальные центры социальной помощи семье и детям

· Центры социального обслуживания

· Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних

· Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей

· Социальные приюты для детей и подростков

· Центры психолого-педагогической помощи населению

· Центры экстренной психологической помощи по телефону

· Дома ночного пребывания

· Социальные дома для одиноких престарелых

· Стационарные учреждения социального обслуживания

· Геронтологические центры

· Иные учреждения, оказывающие социальные услуги населению

В осуществлении социальной реабилитации большая роль принадлежит медицинскому персоналу, который контролирует систематическое выполнение человеком реабилитационных мероприятий. Социальная реабилитация в амбулаторных условиях позволяет больному вернуться на прежнюю работу или создает условия для рационального трудоустройства, а также способствует формированию у пациентов полезных интересов, целесообразному использованию свободного времени.

1.3 Виды социальной реабилитации

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как экономическая категория социальное обеспечение - это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца), многодетным семьям и др.).

Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.

Пенсии - это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца. Основные виды пенсий:

·по старости

·по инвалидности

·за выслугу лет

·по случаю потери кормильца

Основные виды пособий:

·по временной нетрудоспособности

· по беременности и родам

· при рождении ребенком;

· на детей военнослужащих срочной службы

· по безработице

· ритуальные.

Наряду с этим существуют другие формы обеспечения:

· профессионально - техническое обучение

· переобучение безработных

· переобучение и трудоустройство инвалидов

· бесплатное содержание нетрудоспособных в домах - интернатах для престарелых и инвалидов

· протезирование и снабжение инвалидов мото- и вело - колясками, автомобилями

· организация многих видов помощи на дому и т. д.

Важной особенностью социального обеспечения являются принципы его построения.

1. Всеобщность - распространение социального обеспечения при наступлении нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жены (мужья), отец, дед, бабушка и некоторые другие.

2.Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех.

Так, право на пенсию по старости у мужчин возникает в возрасте 60 лет, а у женщин в возрасте 55 лет. А для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пенсии, установлен для мужчин 25 лет, а для женщин -20 лет, а занятых на тяжелых работах - еще ниже.

3.Установление зависимости размеров и форм обеспечения от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, заработной платы и других факторов. Этот принцип находит свое отражение опосредованно через заработную плату.

4.Большое разнообразие предоставляемых видов обеспечения и услуг. Это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома - интернаты для инвалидов и престарелых и т. д.

5. Демократический характер организации и управления проявляется в решении всех вопросов социального обеспечения. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов. Их представители участвуют в работе комиссий по назначению пенсий, они принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников.

Социальное обеспечение способствует постоянному обновлению кадров, росту производительности труда. Пенсии по случаю потери кормильца создают детям возможность учиться и приобрести необходимую профессию.

Пенсионное законодательство, создавая преимущества для граждан, работающих в более тяжелых условиях труда, способствует закреплению кадров в ведущих отраслях народного хозяйства.

Осуществлять государству социальную политику позволяют денежные средства, мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды.

Средства государственных целевых внебюджетных фондов, созданных в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», являются финансовой гарантией конституционных прав граждан России на социальную защиту в случае старости, болезни, неблагоприятного социального и экономического положения некоторых групп населения.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. был создан Пенсионный фонд РФ, цель которого - государственное управление пенсионным обеспечением граждан.

Концентрируемые в Пенсионном фонде средства используются для выплаты государственных трудовых пенсий, пенсий инвалидам, пособий для детей в возрасте от 1.5 - 6 лет, компенсаций пенсионерам и др. Расходы Пенсионного фонда в 2001г. составили 491123 млн. рублей.

Вторым по величине социальным внебюджетным фондом является Фонд Социального страхования РФ, образованный в соответствии с Указом Президента от 7 августа 1992 г.

Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха.

В соответствии с Законом РСФСР от 19 апреля 1991 г. создан Государственный фонд занятости населения РФ. За счет средств этого фонда решаются задачи по профессиональной переподготовке населения, трудоустройству и другие.

Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьи.

Осуществление социального обеспечения возложено на Министерство труда и социальной защиты населения РФ, республик в составе РФ и их местные органы.

В составе этого Министерства создан Департамент пенсионного обеспечения, осуществляющий разработку предложений по формированию государственной федеральной политике пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организацию и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовку предложений по его совершенствованию, и другие задачи.

Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, внешней разведки, налоговой полиции и их семьям производится соответствующими ведомствами.

Таким образом, социальная политика государства направлена на материально обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

1.4 Правовое регулирование социальной помощи в отношении граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию

Основы законодательного регулирования предоставления мер социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, установлены Федеральным законом от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения». Данный Федеральный закон определяет социальное обслуживание как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В соответствии со ст. 7 данного Федерального закона государство гарантирует гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом № 195-ФЗ в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Основными видами социального обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, являются:

материальная помощь;

социальное обслуживание на дому;

социальное обслуживание в стационарных учреждениях;

предоставление временного приюта;

организация дневного пребывания в учреждениях социального
обслуживания;

консультативная помощь;

реабилитационные услуги.

Социальное обслуживание предоставляются населению бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется следующим группам населения:

гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если средний доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с
безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в
результате вооруженных и межэтнических конфликтов;

несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной
ситуации.

ГЛАВА II . СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ЧЛОВЕКУ, ПОПАВШЕМУ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ

2.1 Оказание социальной помо щи детям, подросткам и молодежи

Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Обеспечение этой социальной сферы России является одним из самых разработанных. Воспитание в детских учреждениях строится по апробированным программам. Его необходимым элементом являются обучение детей общению, деятельности в составе группы, подготовка к поступлению в школу.

Социальная защита дошкольников осуществляется во взаимодействии с медициной, педагогикой, производством. Органы социальной защиты населения способствуют оздоровлению и лечению дошкольников, для чего предоставляются, например, льготные условия для пребывания дошкольников в санаториях. Воспитание дошкольников решает задачи их социализации. Самые юные усваивают правила поведения, включаются в групповую деятельность, овладевают основами культуры.

Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, включающего уверенность в их успешном социально-профессиональном самоопределении, а также эффективная социализация. Социально-педагогическая работа способствует включению в производительный труд, систему непрерывного образования.

Социальная защита детства также включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа.

Важным направлением социализации детей и подростков является их реабилитация в связи с депривацией (образовательной, психологической, нравственной, социальной и др.), то есть утратой важных личностных качеств. При этом диагностируется личностное развитие, строятся индивидуальные планы восстановления способностей (перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных, практической деятельности), организуются коррекционные группы, подбираются актуальные занятия, позволяющие в коллективной деятельности приобрести социально ценные знания и умение их применения в труде, общении, в личной жизни.

Сказанное тесно связано с проблемой так называемых «трудных», дезадаптированных детей и подростков. Следует отметить, что работа с такими детьми требует совмещения качеств социального работника при общении с теми, кто привлекается для помощи детям (родители, соседи, друзья или официальные лица) и качеств социального педагога при общении непосредственно с несовершеннолетними.

Работая с «трудными» детьми, необходимо ориентироваться на прагматизм повседневной жизни. Это помогает воспринимать ребенка в конкретном жизненном пространстве - в месте, где он живет, семье, где его поведение, связи, личностные особенности поддаются наблюдению, а условия жизни, взаимосвязь психологических, материальных, социальных факторов становятся гораздо понятнее, так как понимание проблемы не замыкается только на личности данного ребенка.

Психологи выделяют в качестве основных следующие направления коррекции социальной дезадаптации личности в детском возрасте:

Формирование навыков общения;

· Гармонизация отношений ребенка в «семье» (месте постоянного проживания) и со сверстниками;

· Коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;

· Коррекция самооценки ребенка с целью приближения ее к адекватной.

В этом плане основное содержание работы социального работника - это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью (поиска помощи адресатом), и принцип предложения помощи (движения помощи к адресату). Приступая к работе с «трудными» подростками, нельзя проявлять прямолинейность. Последние, в отличие от детей младшего возраста - отнють не пассивный объект социальной работы; их дезорганизующуя активность велика и заставляет с собой считаться. Предложение любой помощи со стороны социального работника должно «перевесить» негативное и недоверчивое отношение к нему подростка и обязательно содержать в себе не какие-то абстрактные схемы, а атрибуты подростковой субкультуры (часто отвергаемые взрослыми) - лишь после этого можно переходить к решению более глубинных вопросов. Следовательно, социальному работнику приходится не ориентироваться на официальные ценности, а учитывать состояние ребенка, продуцируя и реализуя те потребности, которые обусловлены его пристрастиями и предпочтениями.

Социальные работники только в том случае добиваются успеха, если не игнорируют эти обстоятельства и создают в начале своеобразный костяк своих единомышленников среди «трудных» подростков, и вовлекая всех остальных в общую деятельность. Эти две разные задачи - формирование ядра своих единомышленников и влияния на наименее поддающихся - приходится решать одновременно.

Но этим задачи социального работника не исчерпываются; он обязан постоянно поддерживать доверительные отношения с подростком. В контакте с последним реализуется ярко выраженная и неудовлетворенная потребность воспитуемого в неофициальном и доверительном общении с умным взрослым, придерживающимся общепринятых моральных принципов, помогающим постигать смысл жизни и ценности человеческих взаимоотношений. Здесь социальному работнику важно продемонстрировать, что он не старается абсолютизировать себя и свои возможности и всегда готов принять к сведению опыт своего младшего партнера по общению, то есть самого подростка, считаясь с ним. Доверительные отношения с подростками исключают традиционные методы - поучение, морализирование, строгую регламентацию. Основным механизмом взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность принимать подростка таким, каков он есть.

Традиционная работа с трудноадаптируемыми детьми, часто предусматривающая их изоляцию от семьи и помещение в закрытые учреждения, продемонстрировала свою неэффективность и даже вред - по отношению к детям, имеющим нервно-психические расстройства. Новая технология основывается на следующих положениях.

· Личностно ориентированный индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов, потребностей.

· Разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных и реабилитационных программ, адекватных индивидуально-психологическим и возрастным особенностям детей и подростков.

· Организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной и реабилитационной деятельности.

· Разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей и подростков, в режиме комплексности.

При определении целей и задач социальной работы с трудновоспитуемыми детьми и детьми, имеющими нервно-психические расстройства, в том числе невротиками, основным является понятие «особые социальные потребности». У таких детей как можно раньше должны быть выявлены и определены первичные нарушения развития.
После диагностики начинаются целенаправленные положительное воздействие, коррекция, обучение и прочее (независимо от возраста детей). Отсутствие целенаправленной психолого-педагогической помощи, пренебрежение ею может привести к необратимым последствиям - невозможности достичь определенного уровня реабилитационного потенциала ребенка.

Соответствие выбранной для данного ребенка программы развития его реальным достижениям регулярно контролируется. Кроме того, обеспечивается пространственная организация реабилитационной среды. К примеру, дети-невротики и дети-невропаты нуждаются в особом структурировании жизненного пространства, облегчающем понимание ими смысла происходящего, позволяющем предсказывать ход событий, планировать свое поведение. Вообще, дети, имеющие различные отклонения в развитии, нуждаются в формировании у них механизмов сознательной регуляции поведения, взаимодействия с окружающими, коррекции эмоциональных состояний. Может проводиться их комплексное медико-психолого-социально-педагогическое обследование с использованием игровой диагностики и игровой терапии с одновременной коррекцией.
Специфика социальной работы с дезадаптированными подростками, детьми с особыми социальными потребностями состоит в том, что они бывают вполне довольны собой и не считают свое положение сколько-нибудь критическим. Нужно что-то, ради чего ребенок захочет произвольно и сознательно отказаться от того или иного поведения. Иными словами, взрослые (родители, социальный работник, педагог) должны убедительно и наглядно доказать ребенку пагубность его поведения.

Новые свойства, появляющиеся у ребенка, и новая направленность его деятельности проявляются только в ходе его развития. Все это предполагает активный поиск нестандартных методов ранней диагностики и коррекции нарушенного развития подростков, которое проявляется в виде разнообразных проблем социальной адаптации.

Наиболее адекватной технологией решения данных задач можно считать аналитико-преобразующий метод - перевоспитывающая корректировка личности ребенка, осуществляемая в следующей последовательности.

1) Психологическая квалификация личностных деформаций подростка, выявление их внутренних механизмов, определение уровней психических изменений (индивидуально-психологического, межличностного, личностного), мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы.

2) Установление на основе проведенного анализа конкретных задач сферы, в отношении которых показаны профилактические, дидактические и коррекционные воздействия - то есть определение того, какие особенности психики данного подростка будут поддаваться эффективному влиянию извне.

3) Нахождение, разработка и апробация тактических приемов диагностических и коррекционных методик, оптимальных условий, способствующих их реализации. Здесь проверяются предварительные гипотезы и выводы.

Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими подростками из групп риска предусматривает изучение причин деформации личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.
Перед социальным работником и психологом стоит задача по формированию у «трудного» подростка полноценной потребности к нормальной жизни взамен зачастую лишь словесно высказанной готовности «исправиться» (в этом заключается специфика подросткового возраста). Такого рода задачи могут реализовываться в четыре этапа: первый - мотивационный (создание высокой личной заинтересованности в предлагаемых психокоррекционных занятиях); второй - ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы, потенциально «опредмечивающие» существующее потребностное состояние); третий - установочный (формируются личностно приемлемые для данного подростка мотивы «изменений», например индивидуальные установки на бесконфликтные отношения с родителями); четвертый - деятельностный (разработка для подростка развернутых планов и программ организации будущего поведения в рамках определенной деятельности - спортивной, творческой, учебной и т. д.). Реабилитация связывается с расширением причин изменения поведения подростков, появлением новых предметов деятельности, - иными словами, с позитивными сдвигами в развитии мотивационной сферы.

В итоге можно сказать, что асоциальная деятельность подобных трудновоспитуемых подростков еще не означает неосознанного стремления, скажем, к совершению преступлений. Здесь важно лишь одно: воспрепятствовать окончательной деградации, не упустить момент, пока асоциальная сторона их жизни целиком и полностью не превратилась в их суть, образ жизни и мыслей, не стала бы отвечать возрастным и индивидуальным потребностям.

Свои особенности имеет формирование социальной защищенности выпускников детских домов. На первых этапах социальной самостоятельности дети нуждаются в социальной помощи. Обычно ее оказывает семья. Ребенок же, не имеющий родителей (в настоящее время это в основном жертвы социального сиротства: их родители вполне здоровы психически и физически, но они социально депривированные личности), осваивает социальные роли и нравственные нормы за годы пребывания в детском доме. В этом плане особую актуальность приобретают связи с социальной жизнью.

Социализация воспитанников детских домов осуществляется в тесном взаимодействии воспитательной и образовательной работы. Социальную помощь оказывают школьный психолог и школьный социальный работник. Стержнем социальной защиты таких детей является воспитание у них чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы.

Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим. Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания первой помощи, организации досуга (в частности, воспитанники здесь постигают функции членов семьи). Нельзя не учитывать, что подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, а также к детям, которых выбирают на усыновление.

Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности психического развития детей в детском доме, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияния семьи. Иногда педагоги и воспитатели детских домов, понимая это, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных, ставя перед собой цель, непосредственно заменить детям мать или отца. При этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит ожидаемых результатов, а лишь зачастую эмоционально изматывает, выхолащивает педагога (недаром возникло понятие «эмоционального донорства»). Поэтому следует согласиться с теми медиками и психологами, которые считают, что связи воспитателей и воспитанников закрытых детских учреждений не должны имитировать семейных.

Наконец, задачей социального работника в детском доме должна быть и помощь в оптимизации отношений ребенка с его опекунами, другими родственниками, а также с родителями, которые, как известно, даже будучи лишенными родительских прав или находясь в заключении, больнице, поддерживают определенные отношения с ребенком: через переписку, редкие встречи и т. п. Часто такие письма и особенно встречи оказывают на ребенка травмирующее влияние, надолго выбивая его из колеи. Вместе с тем, несмотря ни на что, дети часто испытывают потребность в общении с родителями и другими родственниками.

В деятельности школы-интерната приобретают особую актуальность принципы практической педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности, как-то: начальное профессиональное, техническое, художественное, музыкальное образование. Затем, учебная, трудовая деятельность должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности. Каждый школьник получает представление о сильных сторонах своего развития, опираясь на эти качества, дети достигают высокого уровня общеобразовательной и первоначальной подготовки. Разнообразные виды деятельности позволяют учащимся включиться в учебно-трудовой процесс в соответствии с индивидуальными особенностями.

Один из важнейших путей решения задач социальной защиты - профориентация школьников и учащихся средних специальных и высших учебных заведений. Система профориентации представляет собой непрерывный процесс и осуществляется целенаправленно на всех возрастных этапах, выполняя диагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.

Особенностью нынешних задач профориентации стала реально возникшая перед значительным количеством молодых людей проблема свободы выбора. В связи со свободой выбора возникают некоторые этические проблемы профессионального консультирования. В профориентации этические проблемы можно рассматривать в двух взаимосвязанных плоскостях: с точки зрения готовности индивида к выбору и реализации определенной нравственной позиции и с точки зрения готовности профконсультанта (в нашем случае - социального работника) оказать индивиду реальную помощь в таком самоопределении, без какого-либо нарушения основных этических норм взаимодействия с клиентами.
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах - ключевой элемент при формировании системы их социальной защиты. Согласно исследованиям, молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе «телефона доверия» и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома.

При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи.

Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных подростков, выявлять и анализировать факторы, формы и стации подобной социальной дезадаптации; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации молодежи, комплекс мероприятий, направленных на вывод молодых людей из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения социальной реабилитации являются: организация поэтапного выполнения программ социальной реабилитации молодежи; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных отношений, устранение психотравмирующих ситуаций, выработка навыков общения на основе норм нравственности; содействие в получение специальности и работы; оказание комплексной медико-психологической и правовой помощи и др.

2.2 Проблемы среднего и зрелого возраста (на примере социальной работы с женщинами)

Социальные проблемы среднего и зрелого возраста, с одной стороны, весьма сложны, поскольку требуют дифференцированного подхода с точки зрения социального положения, полового, религиозно-этнического и других признаков клиента. Эти признаки формируют совокупность различных социальных проблем таких групп населения, как, например, военнослужащие, женщины, представители национальных и религиозных меньшинств и др.

С другой стороны, для всех этих групп характерен широко известный «кризис среднего возраста». Именно с ним, если отбросить комплекс бытовых, экономических, правовых проблем, и сталкивается чаще всего социальный работник при работе с представителем среднего возраста. Сложность здесь представляет как раз необходимость выделения этого психологического кризиса в структуре однотипных, повторяющихся проблем материального, бытового, юридического характера. Дело в том, что зачастую именно это явление составляет причину семейных, бытовых неурядиц, непонимания в трудовом коллективе, общей подавленности психики. Таким образом, именно преодоление данной проблемы может являться залогом успешного решения иных трудностей социально-психологического плана.
Названный кризис представляет собой, по сути, психологическое явление своеобразной разочарованности, когда приходит осознание, что надежды молодости уже никогда не сбудутся; приходит усталость от монотонности семейной жизни, однообразия трудовых отношений. Это вызывает общую апатию и зачастую глубокую депрессию. Если же названные явления сопровождаются, скажем, бедственным материальным положением, жестокостью в семье, положением национального и религиозного изгоя самого клиента и его семьи, то для разрешения всего комплекса проблем потребуется сложная социально-экономическая, психологическая помощь.

Вообще говоря, кризис среднего возраста неоднотипен, его различные проявления свойственны конкретным возрастным промежуткам периода «зрелости». Так, в возрасте 30-35 лет клиент обычно сталкивается с проблемой «упущенных надежд» молодости, разочарованием в семейной жизни, жилищными и бытовыми трудностями. По мере приближения к пожилому возрасту актуализируются проблемы нереализованности растраченного «впустую» потенциала, одиночества и ненужности во все более ускоряющемся темпе жизни, материальной обеспеченности в условиях приближающейся старости. Сказанное определяет и различие в методах социальной работы с такими людьми - будь то консультация, психологический тренинг, групповая работа, социально-экономическая помощь.

Принимая во внимание ограниченный объем работы, рассмотрим проблемы среднего возраста на примере социальной помощи женщинам (учитывая на фоне социально-гендерной типологии особенности возрастной периодизации).

Сложность, комплексность социальных проблем женщин, обусловленность их причин общей социально-психологической проблематикой общества определяют необходимость системного подхода к их разрешению, использования самых разнообразных технологий для получения конкретных позитивных результатов.

Прежде всего, безусловно, необходимо гарантировать женщине возможность найти работу, которая позволила бы ей как обеспечить себя и (при необходимости) свою семью, так и реализовать свой личностный потенциал, включая его семейные и внесемейные составляющие. Согласно исследованиям, потребность женщин иметь работу вне дома обусловлена тремя группами мотивов:

· необходимость второго заработка в семье,

· работа - важнейшее средство «социальной страховки» как для женщины, так и для ее семьи,

· работа - средство самоутверждения, саморазвития, способ получения признания, место, где можно получить удовольствие от интересного общения, отдых от однообразных домашних дел (это характерно для женщин в основном с высоким образовательным статусом).

Для женщин единственным вариантом позитивного развития ситуации является необходимость быстрее изжить иллюзии о возможности чьего-то благодетельного вмешательства в их ситуацию, положение и благополучие их семей и строить свою жизнь, максимально используя принципы личностной независимости и свободы выбора.

Применительно к занятости это должно означать борьбу за достижение таких условий, когда способность к деторождению не будет дискриминирующим фактором на рынке труда. Женщине должно быть предоставлено право как сочетать материнские и трудовые обязанности (в том числе имея малолетних детей), так и всецело посвятить себя семье и детям, если такой выбор она считает наилучшим. Проницаемость границ между этими статусами, безболезненный переход от одного к другому должны обеспечиваться как законодательно, так и системой организационных мероприятий, облегчающих и обеспечивающих женщине адаптацию к изменившимся условиям рынка труда.

Независимость и свобода выбора должна обеспечиваться женщине и в семейных отношениях. Она должна сама выбирать наилучший вариант для себя и своей семьи: быть домохозяйкой, живущей на доходы мужа, или быть независимой в плане доходов, самой обеспечивать свою семью - данный выбор предусматривает изменение политики труда и занятости в стране таким образом, чтобы честный общественно полезный труд давал людям возможность получать доходы, достаточные для обеспечения жизни.

Женщина должна быть независимой и располагать свободой выбора в сфере сексуальных отношений. Это поможет уменьшить количество случаев семейного и сексуального насилия, оградить женщину от нежеланных беременностей, внедрить основные положения планирования семьи в массовое сознание и, вследствие этого, возможно, устранить бесславное лидерство России среди всех стран по показателю количества ежегодно совершаемых абортов.

В технологическом плане требуется внести серьезные изменения в систему воспитания и образования детей, что только отчасти входит в компетенцию социальной работы. Социальный работник может, во-первых, инициировать внимание к этой сфере на местном уровне путем обращения в органы принятия решений, средства массовой информации, создания объединений лиц, заинтересованных в решении этих вопросов и имеющих возможность повлиять на органы социального управления. Во-вторых, он может осуществлять социально-терапевтическую и коррекционную работы с целью изменения неблагоприятной ситуации в конкретной семье.

Обеспечение максимальной (территориально-организационной и экономической) доступности услуг по контрацепции и прерыванию беременности, распространение достоверной информации о технологиях планирования семьи также способны оказать позитивное влияние на социальное самочувствие женщин. Организация здравоохранения и обеспечение здорового образа жизни относятся к тем видам социальной деятельности, которые осуществляются на всех трех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Медицинское просвещение, пропаганда знаний, навыков планирования семьи входят в обязанности специалиста по социальной работе, а разнообразные методики оздоровления используют центры социального обслуживания населения, основными клиентами которых являются женщины.

Говоря о гендерных направлениях социальной работы, можно выделить три этапа задач в области оказания помощи женщинам: спасение их жизни и здоровья, поддержание социального функционирования и социальное развитие. В конкретных индивидуальных и социальных условиях первоочередной является та или иная задача.

Для спасения жизни и здоровья женщин и детей могут использоваться приюты-стационары, кризисные центры, убежища с комплексом социальных услуг (психологическая и медицинская реабилитация, юридическое консультирование и правовая защита, содействование в подыскании другого места жительства и подходящей работы, иногда помощь в получении или восстановлении документов). Разумеется, оказание помощи в чрезвычайных обстоятельствах не разрешает социальные проблемы как таковые, однако способно иногда спасти жизнь женщины или ее детей. Острые экономические затруднения дают женщине право обращаться за адресной социальной или экстренной помощью, которая также является краткосрочной (в соответствии со своим концептуальным предназначением) разовой технологией.

Поддержание социального функционирования носит более долгосрочный характер, и потребность в нем определяется более сложной совокупностью причин. Соответственно и технологии, применяемые при этом, более разнообразны: все адекватные виды социально-психологической, социально-экономической, медицинской реабилитации и поддержки женщин в трудной жизненной ситуации. Важнейшим средством социальной и трудовой реабилитации следует считать переподготовку или переобучение женщин более нужным профессиям. Консультации или иная правовая помощь могут содействовать защите прав женщин в случае семейных конфликтов или имущественных споров, в любой ситуации, когда в силу либо несовершенства нормативной базы, либо особенностей своего социального статуса женщины находятся в уязвимом положении.

Социальное развитие может обеспечиваться информированием женщин, обучением их прогрессивным личностным умениям и социальным технологиям, включая технологии самозанятости и самообеспечения, малого бизнеса. Большое значение имеет поддержка групп самопомощи и взаимопомощи, ассоциаций защиты гражданских, социальных и иных прав различных страт женского населения.

Разумеется, все эти три типа задач, как правило, выполняются социальными работниками совместно с сотрудниками различных сфер социального комплекса - правоохранительными органами, службами занятости, медицинскими и образовательными учреждениями и т. п.
Наиболее распространенными их типами являются центры социального обслуживания населения, а также центры социальной помощи семье и детям. Типология и названия подобных центров, их функции могут варьировать в зависимости от местных условий. Кроме того, могут функционировать учреждения социальной помощи, созданные зарубежными организациями либо с их помощью, конфессиями, частными и общественными организациями. Характерно, что большинство клиентов практически любых социальных учреждений, ориентированных на оказание самых разнообразных услуг, - женщины. Важно, чтобы деятельность этих организаций не нарушала права женщин, помогать которым они призваны, была прозрачной для контроля в плане содержания и методов работы, а также информационно доступна клиентам.

Экстренная социальная помощь - это разовое единичное содействие индивиду или семье, испытывающим трудности, путем выдачи денег, продуктов или вещей. Адресная социальная помощь оказывается малообеспеченным слоям населения и также предусматривает выдачу денег, продуктов или вещей, но может предоставляться неоднократно, даже регулярно. Этот вид помощи могут получить различные категории населения, в первую очередь представители социально неблагополучных семей.
Защита от домашней жестокости в условиях нестационарного учреждения, как правило, предусматривает сочетание деятельности работников правоохранительных органов и учреждений социального обслуживания: первые пресекают насилие, а вторые оказывают реабилитационную, юридическую и иные виды помощи его жертвам.

Эффективной технологией является создание терапевтических групп из лиц, претерпевших семейное насилие, члены которых наилучшим образом могут поддержать друг друга, достичь более высоких результатов под руководством специалиста в социальной работе в коррекции своей личности, защите своих социальных интересов.

Более высокий уровень работы - переход терапевтических групп в статус групп самопомощи, т. е. объединений клиентов, существующих в течение более длительного времени, имеющий более обширный круг проблем, развивающих личность членов группы. Содействие социального работника в создании таких групп означает перевод его клиентов из разряда объектов воздействия в разряд субъектов, которые равноправно участвуют в решении собственных проблем.

2.3 Социальная защита люде й пожилого возраста и инвалидов

Система социального обслуживания пожилых людей охватывает, в частности, медицинскую гериатрическую помощь, как стационарную, так и поликлиническую; содержание и обслуживание в домах-интернатах, помощь на дому нуждающимся в постороннем уходе; протезную помощь, обеспечение транспортными средствами; трудоустройство желающих продолжать пассивную трудовую деятельность и их профессиональное переобучение; организацию труда на специально созданных предприятиях, цехах; жилищно-бытовое и коммунальное обслуживание; организацию досуга и т. д. Попечительство над пожилыми людьми - одно из основных направлений в социальной работе в целом. Попечительство понимается как правовая форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан. Его формы весьма разнообразны, однако основной формой социального попечительства над пожилыми людьми, неспособными в полной мере (или вообще) осуществлять свои права и выполнять свои обязанности по состоянию здоровья, является функционирование системы домов-интернатов.
Следует отметить, что в настоящее время в дома-интернаты поступают в основном люди, полностью утратившие способность передвигаться и требующие за собой постоянного ухода. Конечно же, пожилые люди хотят жить в своем доме, в привычной обстановке. Расширяющаяся помощь на дому (разнообразные надомные услуги: доставка продуктов на дом, помощь в оформлении документов, в приобретении товаров первой необходимости и т. д.) позволяет им отодвигать сроки переселения в дома престарелых.
Более того, вопреки широко распространенному мнению, большинство пожилых не испытывают ограничений в привычной деятельности и не являются зависимыми; они живут в собственных домах или в домах своих родственников. Старость сама по себе не означает, что необходима специализированная помощь социального работника. Поэтому основная помощь пожилым оказывается в рамках первичной медико-санитарной помощи. Основные мероприятия при медико-социальной реабилитации пожилых направлены на максимально возможное сохранение жизнедеятельности пожилого человека в условиях семьи. В качестве ее форм можно назвать: специализированные центры со стационарными отделениями, специализированные отделения по уходу, реабилитационные учреждения. Важнейший принцип - профилактическая направленность.

Подобные документы

    Понятие социальной работы, ее задачи. Особенности деятельности территориального социально-реабилитационного центра. Организационно-правовое регулирование социальной работы. Модель социальной работы с семьей, попавшей в трудную жизненную ситуацию.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Социализация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. Основные симптомы неблагополучия ребенка. Современный подход к решению проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Направления и формы социальной помощи несовершеннолетним.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2016

    Дети и подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, как объект социальной защиты. Сущность и содержание социально-правовой защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Сущность и содержание социально-правовой защиты детей. Формирование международного сотрудничества в области социальной защиты детства. Социальное обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2008

    Семья как многогранная система социального функционирования. Понятия "семья" и "трудная жизненная ситуация семьи". Социальная поддержка семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в условиях Комплексного центра социального обслуживания населения.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2015

    Возможности социальных служб и кризисных центров в удовлетворении потребностей пожилых граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию. Практика социальной поддержки граждан, подвергшихся домашнему насилию в ГБУ ТЦСО "Новогиреево" филиал "Ивановский".

    дипломная работа , добавлен 25.05.2015

    Сущность понятия "семья". Категории и функции многодетной семьи. Анализ основных направлений деятельности Департамента социальной защиты населения Вологодской области. Основные предложения по совершенствованию социальной защиты многодетных семей.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2017

    Основные симптомы неблагополучия ребенка. Система международного сотрудничества в области социально-правовой защиты детей и подростков. Современные правовые проблемы принятия эффективного решения выхода из трудной жизненной ситуации детей и подростков.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2013

    Технологии социальной работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Особенности социальной работы с детьми в ГБУСО "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Дубровского района". Анализ результатов социальной работы с детьми.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Характеристика объектов социальной работы, их отличительные особенности и наличие трудной жизненной ситуации. Классификация и основные категории социальных слоев населения. Степень включенности различных субъектов социальной работы в данную практику.

Портал Я-родитель рассказывает, какие дети могут оказаться в трудной жизненной ситуации, каковы причины попадания в такие ситуации и какие пути решения проблем таких ребят существуют в России.

Современный мир крайне нестабилен и полон перемен. Взрослые люди подчас впадают в состояние стресса в условиях неустойчивого экономического положения, роста преступности, необходимости волноваться о том, что будет завтра. Это, конечно, не может не отразиться на детях.

Детское восприятие сильно отличается от взрослого. Порой сущий пустяк может превратиться в настоящую трагедию, сильно расстроить и травмировать маленького человека. В результате малыш попадает в сложную ситуацию, и взрослым важно понимать, как можно помочь ему пережить боль, с которой ребенку приходится сталкиваться в силу различных жизненных обстоятельств.

Причины трудных жизненных ситуаций у детей

Одной из основных причин появления категории "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" является семейное неблагополучие, а именно:

  • наркомания или алкоголизм в семье;
  • низкая материальная обеспеченность, нищета;
  • конфликты между родителями и родственниками;
  • жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

Причины семейного неблагополучия

  1. Воспроизведение паттернов взаимодействия и поведения, принятых в родительской семье.
  2. Фатальное стечение жизненных обстоятельств, в результате которого меняется вся структура и условия существования семьи. Например, внезапная смерть, инвалидность кого-то из членов семьи.
  3. Изменения в окружающем мире, влекущие за собой изменения в каждой семейной системе. Например, экономический кризис, войны и т.д.

1. Дети без попечения родителей

Число детей-сирот увеличивается прямо пропорционально снижению социально- экономического благополучия в стране. Малыши остаются без попечения родителей по ряду причин. Чаще всего – это лишение родительских прав.

Причины лишения родительских прав:

  • невыполнение родительских обязанностей либо злоупотреблением ими,
  • наличие насилия в семье,
  • наличие хронической наркомании или алкоголизма в семье,
  • совершение родителем преступления против жизни и здоровья своего ребенка либо супруга/супруги.

Таким образом, дети могут остаться без попечения родителей и попасть в детский дом, если пребывание в семье становится опасным для их жизни.

Первостепенной задачей общества является раннее выявление семей, которые попадают в группу риска, помощь таким семьям и их поддержка, стремление сохранить кровную семью для ребенка. Иногда обычный разговор с соседом, который стал часто появляться в подъезде в нетрезвом виде, может предотвратить развитие настоящей катастрофы.

Конечно же, мечта любого ребенка, потерявшего родителей и попавшего в детский дом и лучший исход ситуации для него – это найти новую семью, снова обрести маму, папу и собственный дом.

Сейчас чаще всего усыновляют младенцев, а дети постарше, и подростки имеют шанс попасть под опеку или попечительство. С недавних пор существует такая форма попечительства как «приемная семья». По закону приемные родители в такой семье имеют право на материальное вознаграждение, причитающееся за воспитание ребенка. Кроме того, каждый месяц такой семье выплачивается пособие по уходу за детьми, что является дополнительным фактором привлечения к решению этой проблемы людей, готовых взять под опеку ребенка из детского дома.

2. Дети с ограниченными возможностями (те, кто имеет особенности в развитии: психическом и/или физическом)

Причинами детской инвалидности могут стать нарушения внутриутробного развития, обусловленные генетическими факторами, образом жизни родителей (наркомания, алкоголизм и другие виды девиаций); родовые травмы, а также последующие травмы различного генеза.

Часто дети с особенностями развития живут и обучаются дома. В настоящее время развито инклюзивное обучение, в условиях которого дети с ограниченными возможностями получают возможность жить и обучаться в одной среде со своими сверстниками.

Очень часто появление в семье ребенка с инвалидностью приводит к ее распаду. Мужчины уходят из семьи, не выдерживая дополнительных трудностей и проблем, связанных с воспитанием особого ребенка. При этом очевидно, что от женщины, оставшейся в одиночестве, воспитание такого ребенка требует непомерных усилий.

Характерные черты семей с детьми-инвалидами:

  • малообеспеченность: уход за больным ребенком требует, помимо больших материальных затрат, большого количества личного времени, поэтому многим приходится отказаться от высокооплачиваемой работы в пользу работы с более гибким графиком и удобным месторасположением;
  • изоляция от общества: сложность посещать развлекательные места и мероприятия в силу недостаточной готовности общества принимать детей-инвалидов и плохой технической обеспеченности под нужды инвалидов;
  • трудности в получении образования и профессии. Для реализации учебной и профессиональной деятельности особым детям необходимы особые условия. Кроме того, в среде сверстников они часто наталкиваются на неприятие и травлю.

В настоящее время разрабатываются социальные проекты и программы по социализации и адаптации детей-инвалидов, обучению их трудовым навыкам, внедряются программы по интеграции их в среду здоровых сверстников. Важным фактором является выявление различных дефектов на раннем этапе развития детей. Сейчас по всей стране функционирует служба ранней помощи для детей до трех лет, куда могут обращаться родители, имеющие детей с отклонениями в развитии или попадающими в группу риска. Последствия выявления дефектов на раннем этапе развития ребенка:

  • предотвращение развития вторичных нарушений в развитии детей,
  • раскрытие реабилитационного потенциала семьи в оказании поддержки ребенку, оказание консультативной помощи самой семье,
  • социальная адаптация и включение ребенка в среду сверстников уже на раннем этапе,
  • прохождение более ранней подготовки к обучению по школьной программе, уменьшение трудностей в последующем обучении.

Для реализации таких социальных программ и проектов необходимо активное участие всех нас и искреннее стремление изменить отношение нашего общества к инвалидности. Каждый может помочь, например, посидеть с ребенком в отсутствие родителей, или помочь с трудоустройством мамам детей с особенностями в развитии в силу своих возможностей.

И начать надо с того, что все мы должны постараться понять и принять простую истину: не такой как я – не значит плохой.

В инвалидности нет ничего постыдного, зазорного, и нам следует учить этому своих детей. А главное – это может случиться в каждой семье, вне зависимости от возраста, места проживания и уровня дохода! Важно самим не отводить смущенно взгляд от мальчика в инвалидном кресле, а уметь объяснить своему ребенку, что все люди разные и кому-то повезло меньше, но это вовсе не говорит о том, что он меньше достоин уважения, внимания и общения. Можно поддерживать семьи, воспитывающие детей-инвалидов – словом и делом. Без сомнения, любая помощь (и психологическая поддержка, и материальное участие) для них является очень нужной и неоценимой!

3. Дети, ставшие жертвами и межнациональных (в том числе вооруженных) конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях

По сути, эти дети – жертвы экстремальных условий, т.е. ситуаций, которые выходят за пределы нормального человеческого опыта. Источником детской травмы зачастую выступает другой человек – сюда относятся террористические акты, нападения, локальные войны.

В современном мире число таких детей, к сожалению, растет. Первоочередная задача в момент экстремальной ситуации – разместить детей в безопасном месте и обеспечить их всем необходимым, начиная от средств личной гигиены и заканчивая возможностью получать образование. Ведь зачастую, оказавшись на улице и потеряв крышу над головой, дети вынуждены самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым, что может привести их на путь преступности.

Основная проблема таких детей заключается в том, что очень мало внимания уделяется их переживаниям, связанных со сменой места жительства. А ведь они сталкиваются с рядом вопросов, которые непросто решаются даже взрослыми людьми. Вместе с местом жительства детям необходимо сменить школу, круг общения, привычные места отдыха и развлечений, адаптироваться в новой среде. Часто дети, оказавшиеся в экстремальной ситуации, теряют близких родственников и даже родителей. Несомненно, все они переживают утрату.

В дальнейшем такие дети испытывают трудности в общении, затрудняется их общее развитие, снижается успеваемость и интерес к жизни. Детям, попавшим в экстремальные условия, необходима квалифицированная помощь психологов в преодолении посттравматического стрессового расстройства.

4. Дети, подвергнувшиеся насилию, в том числе, в семье

Ребенок, с которым жестоко обращаются, с ранних лет живет с глубокой травмой. Причину травмы ребенок, как правило, тщательно скрывает от окружающих, боль от травмы может мучить его всю последующую жизнь.

Виды насилия:

  • физическое насилие , когда ребенка бьют, при этом на теле могут оставаться следы побоев, либо не кормят,
  • сексуальное насилие ,
  • психологическое насилие , когда ребенка всячески унижают, изолируют, ему лгут и угрожают.

Последствия насилия:

  • у детей развиваются тревога и различные страхи,
  • дети могут быть подвержены чувству вины, испытывать стыд,
  • дети не умеют ориентироваться в своих чувствах и эмоциях,
  • во взрослой жизни дети часто сталкиваются с рядом трудностей при создании собственной семьи.

Основную роль в помощи детям-жертвам насилия играет раннее выявление этой непростой ситуации. Необходимо внимательнее относиться к окружающим нас детям, чтобы заметить, что ребенок, возможно, подавлен, расстроен.

Прежде всего, это относится к родителям ребенка. Для родителей крайне важно быть в тесном контакте со своими детьми. Очень полезно обсуждать с ребенком, чем он занимается вне дома, с кем общается, при этом важно поддерживать доверительные отношения, чтобы он не стеснялся рассказывать дома, если кто-то ведет себя с ним не так, как это принято в его семье. Необходимо обращать внимание даже на незначительные изменения в поведении ребенка. Внезапные слезы, потеря аппетита и другие перемены – веский повод для доверительного разговора. С целью предупреждения насилия над детьми можно развивать у них навыки самозащиты, играя в маленькие игры-загадки. Например, можно спрашивать: "Что бы ты сделал, если бы незнакомый человек предложил тебе покататься на машине?". Хорошее занятие для совместного время препровождения – нарисовать вместе с ребенком листки-памятки с основными правилами безопасности: не уходить с незнакомцами, не открывать незнакомцам дверь, держать родителей в курсе своего местонахождения и т.д. В частности, стоит с особым вниманием отнестись к любым проявлениям детской агрессии, направленной как на себя, так и на окружающих, постараться выявить ее причины и не дать ей усугубиться.

Самым страшным может стать для маленького человека насилие над ним в семье, когда ему кажется, что никто и никогда его не защитит, некому пожаловаться. Ведь мучители – это его самые близкие люди, родители, которые по личным причинам стали алкоголиками, наркоманами, религиозными фанатиками или являются психически нездоровыми людьми.

Большую роль в таких ситуациях играет , куда дети могут звонить, не испытывая страх разоблачения. Сообщать о ситуациях насилия в семье, свидетелями которых мы становимся, могут и должны все: родственники, соседи, школьные психологи и учителя.

5. Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях

Как правило, для таких детей характерно стремление к отклонению в поведении, или девиантное поведение , т.е. поведение, которое не соответствует нормам, которые приняты в обществе.

Уровни отклонения в поведении:

  • докриминальный уровень – это мелкие правонарушения, употребление алкоголя и психоактивных веществ, уходы из дома;
  • криминальный уровень – это крайний случай отклоняющегося поведения –делинквентное поведение, способное привести ребенка к уголовно наказуемым проступкам.

Причины отклонения в поведении:

  • социально-педагогическая запущенность, специфика воспитания;
  • семейное неблагополучие, вследствие чего ребенок испытывает глубокий психологический дискомфорт;
  • личностные особенности ребенка: отклонения в развитии, переходные этапы взросления;
  • недостаточная возможность для самореализации и самовыражения;
  • безнадзорность.

В помощи этой категории детей крайне важна профилактика и предупреждение проявлений девиантного поведения на ранних этапах его проявления. Здесь главная роль отводится родителям и педагогам, так как их обязанность – с должным вниманием относиться к детям. В современном мире наиболее часто встречающиеся виды отклоняющегося поведения представлены различными формами зависимостей – алкогольной, табачной, наркотической, компьютерной. Для того чтобы знать, как вести себя в ситуации, если ваш ребенок подвержен зависимостям, мы рекомендуем к просмотру следующие видеоролики:

При возникновении кризисной ситуации в жизни ребенка или в его семье необходимо как можно раньше обратиться к квалифицированным специалистам за помощью и поддержкой. Для детей, подростков, а также их родителей действует , по которому они могут звонить при необходимости.

На практике социальная помощь детям, которые оказались в сложной ситуации, заключается в постоянной работе с их семьями, тогда, когда она является неблагополучной. Основной вид такой помощи – социальное сопровождение малыша и его семьи. Сопровождение – социальная помощь, включающая в себя педагогическую и психологическую помощь. Сопровождение по-другому называют патронажем. Это целая комплексная система психологической, педагогической и социальной помощи, которую оказывают специалисты социальных служб. Но каждый из нас может помочь ребенку в трудной жизненной ситуации. Стоит просто остановиться, не проходить мимо и не отворачиваться от маленького человека, попавшего в беду.

Похожие публикации