Причина ухода толстого из ясной поляны. Семейные проблемы Толстого

Пастернак Л.О. Лев Толстой в кругу семьи в "Ясной Поляне"

Толстой множество раз повторял: все очень просто - если все люди последуют его учению о непротивлении, то не будет ни войн, ни революций, люди заживут дружно и счастливо. Была лишь одна закавыка - далеко не все следовали толстовству. Проповедь Толстого задевала многих, но по сравнению со всем населением России это была капля в море - в основном интеллигенция, старающаяся обрести основание в меняющемся русском мире. Даже членов своей семьи Толстой не мог убедить последовать его теориям.

Лев Толстой в Ясной Поляне в кругу семьи

Прежде всего, учение Толстого не приняла его жена - Софья Андреевна Толстая (урожденная Берс). Дочь лейб-медика, она получила прекрасное образование, обладала многими талантами (музыка, писательство), была самобытной, волевой, но слегка экзальтированной личностью. Она, несмотря на большую любовь к мужу, так и осталась в традиционном православии. Толстой очень хотел духовного единения с женой, но ничего не получалось. В результате - ссоры, отчуждение, позже взаимное недоверие. Положение Софьи Андреевны было двусмысленным. С одной стороны, по долгу жены она защищала Толстого, просила императора и митрополита Антония (Вадковского) снять отлучение. А с другой стороны, ходила в храм, исповедовалась, совершенно не принимала вываренного толстовского христианства и яростно с спорила с мужем.

Одна из последних (предсмертных) фотографий Толстого

И дети Толстого тоже по большей части не восприняли толстовство. Очевидцы рассказывали, как сыновья Толстого (Сергей, Илья, Лев, Андрей, Михаил) отводили глаза и переглядывались, когда их отец за столом начинал развивать свои взгляды. Впоследствии они нашли свое место в жизни, но, отцовское давление было столь велико, что, кажется, никто из них так и не вернулся в православие. С дочерьми вышло немного иначе. Средняя - Маша - беззаветно помогала отцу переписывать его сочинения, фактически стала его секретарем. Но умерла в 1906 г. А младшая Александра сначала была правоверной «толстовкой», за границей основала знаменитый антисоветский «Фонд Толстого», но в конце жизни перешла в православие.

Конфликт в семье особенно ярко высветился в истории с завещанием Толстого. Тайно от Софьи Андреевны Толстой завещал все права на издание своих дочери Александре. Но по дополнению к завещанию права на редактирование были предоставлены В.Г.Черткову, и тот после смерти Толстого сумел поставить дело так, что оказался центральной фигурой в публикации работ Толстого, оттеснив Александру. Во всяком случае, много томов 90-томного полного собрания сочинений великого писателя издавались под редакцией Черткова.

Семейные неурядицы и желание Толстого хоть как-то соответствовать своему учению, привели к тому, что однажды (в конце октября 1910 г.) он, тайно от семьи, взяв с собой только доктора Маковицкого (Толстой на самом деле очень боялся смерти) уходит из Ясной Поляны и идет в Оптину. Там он гулял по монастырю, но в скит к старцам не заходил и уехал в Шамордино к сестре монахине Марии (Мария Николаевна Толстая (+1912), по мужу Оболенская, младшая сестра Толстого). Ей Толстой говорил, что хотел бы остаться в Оптиной, но у старцев пока не был. Но неожиданно приехала его дочь Александра и увезла с собой. Они сели на поезд до Ростова-на-Дону. По дороге Толстой заболел, и его на станции Астапово сняли с поезда и положили в доме начальника станции. Игумен Варсонофий Оптинский приехал в Астапово (по желанию самого Толстого), но семья (прежде всего Александра) и В. Г. Чертков не захотели его допустить к умирающему (хотя тот потерял сознание лишь за 2 часа до смерти, продиктовав Черткову несколько писем). 7 ноября без исповеди Толстой умер.

Николай Сомин

В конце октября 1910 года случилось происшествие, взволновавшее всю Россию. Ночью 27 числа знаменитый писатель и мыслитель, автор «Войны и мира», 82-летний граф Лев Николаевич Толстой покинул свое имение в Ясной Поляне.

Куда лежал путь пожилого графа?

Толстой, в сопровождении медика Д.П. Маковицкого, бывшего не только его личным врачом, но и другом, покинул Ясную Поляну, не сообщив об этом семье. Уходя из родной усадьбы, писатель не имел конкретного плана. На следующий день после ухода, двигаясь по железной дороге, и пересаживаясь с поезда на поезд, он оказался в Козельске.

Дальнейший путь графа пролег через Оптину Пустынь, откуда он отправился в Шамординский женский монастырь для встречи с сестрой, Марией Николаевной. Здесь же к нему присоединилась дочь Александра. Несколько дней спустя, Толстой вновь оказался в Козельске. Он собирался направиться в город Новочеркасск, где жила его племянница.

В Новочеркасске писатель планировал добиться получения заграничного паспорта для поездки в Болгарию, однако, планам не суждено было осуществиться. В ходе поездки здоровье Льва Николаевича резко ухудшилось, подхваченная в поезде простуда обернулась крупозным воспалением легких, и путешествие пришлось прервать.

На первой крупной станции, которой оказалось село Астапово (позднее переименованное в Лев Толстой), писатель и сопровождающие покинули поезд. Больной граф был принят начальником станции И.И.Озолиным. Несмотря на все ухудшающееся самочувствие, Лев Николаевич отказывался от помощи врачей, и 7 ноября, на десятый день путешествия, скончался в его доме.

Что побудило Толстого покинуть родной дом?

Последний период жизни писателя сопровождает множество слухов, легенд и домыслов, а странное решение об уходе из дома до сих пор не имеет точного и однозначного объяснения. Возможно, причиной такого поступка послужил конфликт между мировоззрением Толстого и укладом его семьи.

Лев Николаевич со временем все больше приходил к мысли о том, что жизнь в богатстве и праздности недостойна. Приняв участие в переписи населения 1882 года в качестве переписчика, Толстой побывал на дне Московских трущоб, увидел своими глазами жителей приютов и ночлежек. Их жизнь натолкнула писателя на размышления о причинах бедности.

Писатель решил, что он и его семья должны отказаться от привилегий, которые им давали знатное происхождение и высокие доходы. Это стало причиной разлада в отношениях с женой, Софьей Андреевной Толстой, которая прежде была верной помощницей мужа.

В этой ситуации трудно найти неправую сторону. Лев Николаевич, как философ мирового масштаба, придерживался своих убеждений и, в заботе о благе всех живущих, хотел видеть поддержку близких. А Софья Андреевна, как мать, прежде всего, думала о благополучии их многочисленных детей. Поэтому ее приоритетами стали хорошее образование и обеспеченная жизнь. Дети также не стремились надевать лапти и вставать за плуг.

Постепенно разногласия внутри семьи становились все более заметными. Между Толстым и семьей образовалась пропасть непонимания, причинявшая писателю все большее беспокойство. Мечтая об освобождении и новом жизненном этапе, Лев Николаевич принял решение, повергшее в шок не только его семью, но и всю страну. Однако, последними его словами были слова большой любви, адресованные всем близким.

Лев Николаевич Толстой тайно покинул Ясную Поляну в ночь на 28 октября (10 ноября) 1910 года. Он принял решение прожить последние годы соответственно своим взглядам. Сопровождал писателя в этом побеге лишь его врач Душан Петрович Маковицкий.

В три часа ночи Толстой разбудил Маковицкого. Из записок врача: «Лицо страдальческое, взволнованное и решительное. «Я решил уехать. Вы поедете со мной». Задача была достать из спальни чемодан, не разбудив Софью Андреевну, которая держала все двери открытыми, чтобы проснуться, если что, от любого шума. Толстому это удалось. Дочь Саша и ее подруга Варвара Феокритова собрали чемодан, узел с пледом и пальто, корзину с едой. Лев Николаевич пошел в конюшню помочь запрячь лошадей».

Перед отъездом из Ясной Поляны Толстой оставил жене письмо: «Отъезд мой огорчит тебя. Сожалею об этом, но пойми и поверь, что я не мог поступить иначе. Положение мое в доме становится, стало невыносимым. Кроме всего другого, я не могу более жить в тех условиях роскоши, в которых жил, и делаю то, что обыкновенно делают старики моего возраста: уходят из мирской жизни, чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни. Пожалуйста, пойми это и не езди за мной, если и узнаешь, где я. Такой твой приезд только ухудшит твое и мое положение, но не изменит моего решения. Благодарю тебя за твою честную 48-летнюю жизнь со мной и прошу простить меня во всем, чем я был виноват перед тобой, так же, как и я от всей души прощаю тебя во всем том, чем ты могла быть виновата передо мной. Советую тебе помириться с тем новым положением, в которое ставит тебя мой отъезд, и не иметь против меня недоброго чувства. Если захочешь что сообщить мне, передай Саше, она будет знать, где я, и перешлет мне, что нужно; сказать же о том, где я, она не может, потому что я взял с нее обещание не говорить этого никому».

Софья Андреевна, узнав, что Лев Николаевич уехал, дважды пыталась утопиться, она была в жесточайшей истерике.

2 Оптина Пустынь

Покидая Ясную Поляну, Толстой заранее не подготовил себе будущего прибежища. Свое путешествие он начал на станции Щекино. Пересев на станции Горбачево в другой поезд, он доехал до Козельска. Это было 28 октября днем. Отсюда предстояло ехать в Шамордино на лошадях. Путь лежал через Оптину пустынь, до которой добрались к шести часам вечера.

До Шамордина оставалось еще двенадцать верст, то есть два с половиной часа езды по ужасной дороге, в ненастье, ночью. Поэтому Толстой остановился на ночлег в Оптине, в монастырской гостинице. Выехал на следующий день из Оптиной Пустыни Толстой часа в четыре дня, то есть всю первую половину дня, почти до сумерек, провел в Оптине. Он разговаривал с отцом Михаилом, «гостинником», то есть заведующим гостиницей, расспрашивал о знакомых старцах, а потом вышел, бродил возле скита, дважды подходил к дому старца о. Варсонофия, стоял у калитки, но не вошел.

3 Шамординский монастырь

Толстой отправился в Шамординский монастырь, где его сестра была монахиней, и, разумеется, такой выбор был не случайным. И, конечно, он не мог быть окончательным. Толстой не мог не сознавать, что для постоянного местопребывания Шамордино ему не годится, ибо кто угодно, но только не он, отлученный от Церкви, мог рассчитывать, что обретет «спокойствие и уединение» в соседстве с монастырем.

О чем разговаривал Толстой с его сестрой, известно очень мало. А. Ксюнин, посетивший Шамордино тотчас же после смерти Толстого, рассказывает о посещении Толстым Шамордина со слов матери Марии. Книга его впервые была издана еще при жизни матери Марии, причем никаких опровержений с ее стороны не последовало. Ксюнин говорит, что когда Толстой «пришел к сестре, они долго сидели вдвоем». Вышли только к обеду и пригласили в келью доктора и монахиню, которая была неотлучно около сестры Толстого.
— Сестра, я был в Оптине, как там хорошо, — заметил Толстой. — С какой радостью я жил бы, исполняя самые низкие и трудные дела, но поставил бы условием не принуждать меня ходить в церковь.
— Это хорошо, — отвечала сестра, — но с тебя взяли бы условие ничего не проповедовать и не учить.
Лев Николаевич задумался, опустил голову и оставался в таком положении довольно долго, пока ему не напомнили, что обед кончен.
— Виделся ты со старцами? — возобновила разговор об Оптиной сестра.
— Нет… Разве ты думаешь, что они меня приняли бы?.. Ты забыла, что я отлучен.

Беседы с сестрой должны были затянуться, Толстой даже облюбовал себе дом для жизни в Шамордине. Но все было сорвано в самом начале. На другой день после описанного разговора в Шамордино приехала Александра Львовна Толстая и привезла известия из Ясной Поляны: не только о состоянии Софьи Андреевны, но и о том, что для Толстого было страшнее всего на свете: о том, что «его местопребывание если не открыто, то вот-вот откроется, и его не оставят в покое». Паника овладела Толстым. Его ужас перед приближением жены был таков, что он все забыл, сорвался, не простясь с сестрой и ни о чем с ней не договорившись, бросился прочь из Шамордина.

4 Станция Астапово

Утром 31 октября (13 ноября) Толстой и сопровождающие отправились из Шамордино в Козельск, где сели в уже подошедший к вокзалу поезд № 12, следующий в южном направлении. Билетов при посадке купить не успели; доехав до Белева, приобрели билеты до станции Волово. Сопровождавшие Толстого позже также свидетельствовали, что определенной цели у путешествия не было. После совещания решили ехать к его племяннице Е. С. Денисенко, в Новочеркасск, где хотели попытаться получить заграничные паспорта и затем ехать в Болгарию; если же это не удастся — ехать на Кавказ. Однако по дороге Лев Николаевич простудился и заболел крупозным воспалением легких и вынужден был в тот же день выйти из поезда на первой большой станции рядом с населенным пунктом. Этой станцией была Астапово.

Известие о болезни Льва Толстого вызвало сильный переполох как в высших кругах, так и среди членов святейшего Синода. О состоянии его здоровья и положении дел систематически направлялись шифрованные телеграммы министерству внутренних дел и Московскому жандармскому управлению железных дорог. Было созвано экстренное тайное заседание Синода, на котором, по инициативе обер-прокурора Лукьянова, был поставлен вопрос об отношении церкви на случай печального исхода болезни Льва Николаевича. Но вопрос положительно так и не был решен.

Льва Николаевича пытались спасти шестеро врачей, но на их предложения помочь он лишь ответил: «Бог все устроит». Когда же его спросили, чего ему самому хочется, он сказал: «Мне хочется, чтобы мне никто не надоедал». Последними осмысленными его словами, которые он произнес за несколько часов до смерти старшему сыну, которые тому от волнения не удалось разобрать, но которые слышал врач Маковицкий: «Сережа… истину… я люблю много, я люблю всех…».

В самый канун его смерти в Астапово приехал о. Варсонофий, старец из Оптиной пустыни. Впоследствии был пущен слух о том, будто этот приезд состоялся «по приказу из Петербурга». По прибытии в Астапово о. Варсонофий просил допустить его к Толстому. Александра Львовна Толстая не допустила его к умирающему отцу. Она заботилась лишь о том, чтобы продлить последние минуты толстовской жизни, а беседа со старцами, даже самая встреча, самое появление их должны были взволновать Толстого глубочайшим образом.

7 (20) ноября в 6 часов 5 минут после недели тяжелой и мучительной болезни в доме начальника станции Ивана Озолина Лев Николаевич Толстой умер.

К этому времени были уже серьезно осложнены. Известно, что Софья Андреевна, прожившая с Толстым в браке, который длился 48 лет, была ему хорошей женой. Она родила Толстому 13 детей, всегда исключительно нежно и внимательно выполняла материнские обязанности, занималась переписыванием и подготовкой рукописей мужа к печати, образцово вела хозяйство.

Однако, к 1910 году отношения Толстого с женой до крайности обострились. У Софьи Андреевны начались истерические припадки, во время которых она просто не владела собой. Летом 1910 года в Ясную Поляну были приглашены психиатр профессор Россолимо и хороший врач Никитин, знавший Софью Андреевну давно. После двухдневных исследований и наблюдений, они установили диагноз «дегенеративной двойной конституции: паранойяльной и истерической, с преобладанием первой».

Разумеется, тяжелое расстройство не могло возникнуть на пустом месте. Причиной ему были идеи Льва Николаевича. Стремление писателя быть проще и ближе к народу, его манеру одеваться в крестьянскую одежду, его вегетарианство и прочее Софья Андреевна терпела. Однако, когда Толстой объявил о намерении отказаться от авторских прав на свои сочинения, созданные после 1981 года, его жена восстала. Ведь отказ от авторских прав означал отказ от гонораров за публикации, которые были очень и очень значительными. Толстой желал спасти мир, приведя все человечество к более правильной, честной и чистой жизни. Софья Андреевна таких больших задач перед собой не ставила, она лишь желала дать детям надлежащее образование и обеспечить им достойное будущее.

Впервые о своем желании отказаться от авторских прав Толстой заявил в 1895 году. Тогда же он изложил в дневнике свою волю на случай смерти. Он обращался к детям с просьбой так же отказаться от наследования авторского права: «Сделаете это - хорошо. Хорошо это будет и для вас; не сделаете - это ваше дело. Значит, вы не готовы это сделать. То, что сочинения мои продавались эти последние 10 лет, было самым тяжелым для меня делом жизни». Как видим, первоначально Толстой просто советовал детям поступить таким образом. Однако, у Софьи Андреевны были основания полагать, что со временем эта мысль может быть сформулирована именно как последняя воля. В этом ее укрепляло все растущее влияние на мужа со стороны его друга и лидера толстовства, как общественного движения В. Г. Черткова.

В своем дневнике Софья Андреевна напишет 10 октября 1902 года: «Отдать сочинения Льва Николаевича в общую собственность я считаю и дурным и бессмысленным. Я люблю свою семью и желаю ей лучшего благосостояния, а передав сочинения в общественное достояние, - мы наградили бы богатые фирмы издательские…».

В доме начался настоящий кошмар. Несчастная супруга гениального писателя утратила всякий контроль над собой. Она подслушивала и подглядывала, старалась не выпускать мужа из виду ни на минуту, рылась в его бумагах, стараясь найти завещание, в котором Толстой лишает своих наследников авторских прав на его книги. Все это сопровождалось истериками, падениями на пол, демонстративными суицидальными попытками.

Последней каплей стал такой эпизод: Лев Николаевич проснулся в ночь с 27 на 28 октября 1910 года и услышал, как жена роется в его кабинете, в надежде отыскать «тайное завещание».

В ту же ночь, дождавшись, когда Софья Андреевна, наконец, уйдет к себе, Толстой покинул дом.

Побег

Он покинул дом в сопровождении своего врача Маковицкого, который постоянно жил в имении. Кроме Маковицкого о побеге знала лишь его младшая дочь Саша, которая, единственная из членов семьи, разделяла взгляды отца.

Решено было взять с собой только самое необходимое. Получился чемодан, узел с пледом и пальто, корзина с провизией. Денег с собой писатель взял лишь 50 рублей, а Маковицкий, вообразив, что они едут в имению к зятю Толстого, почти все деньги оставил в комнате.

Разбудили кучера и отправились на станцию Щекино. Здесь Толстой заявил о намерении отправиться в Оптину пустынь.

В Козельск Толстой пожелал ехать 3-м классом, с народом.

Вагон был забит и прокурен, Толстой вскоре начал задыхаться. Он перешел на площадку вагона. Там дул ледяной встречный ветер, но зато никто не курил. Именно этот час на передней площадке вагона Маковицкий назовет впоследствии «роковым», полагая, что именно тогда Лев Николаевич и простудился.

Наконец, прибыли в Козельск.

Оптина пустынь и Шамордино

Здесь Толстой надеялся встретиться с кем-нибудь из прославленных старцев Оптиной пустыни. Как известно, писатель был отлучен от церкви, и такой шаг восьмидесятидвухлетнего старика следует рассматривать, возможно, как готовность пересмотреть свои взгляды. Но - не случилось. Толстой провел в Оптиной восемь часов, но так и не сделал первого шага, не постучался в дом ни к одному из оптинских старцев. И никто из них не позвал его, несмотря на то, что всем в Оптиной пустыни было известно, что писатель здесь.

Сохранились рассказы о том, что когда они отплывали на пароме от Оптиной, Толстого провожали пятнадцать монахов.

Жалко Льва Николаевича, ах ты, господи! - шептали монахи.

Толстой отправился в Шамордино, к своей сестре, которая была монахиней Казанской Амвросиевской женской пустыни. Он хотел остаться здесь на какое-то время и даже думал договориться об аренде домика по соседству с монастырем, но не сделал этого. Вероятно, причиной стал приезд дочери Саши. Она прибыла очень решительно настроенная против семьи и матери, всецело поддерживающая отца, к тому же возбужденная путешествием и секретностью отъезда. Молодой задор Саши, видимо, диссонировал с настроением Толстого, бесконечно уставшего от семейных дрязг и споров, и желавшего только одного - покоя.

Астапово

Куда ехать дальше ни Толстой, ни сопровождавшие его люди, видимо, не очень знали. В Козельске, прибыв на вокзал, они сели на поезд, который стоял у перрона «Смоленск - Раненбург». Вышли на станции Белево, приобрели билеты до Волово. Там намеревались сесть на какой-нибудь поезд, следующий в южном направлении. Целью был Новочеркасск, где у жила племянница Толстого. Там думали получить заграничные паспорта и отправиться в Болгарию. А если не получится - на Кавказ.

Однако, в дороге дала себя знать простуда, которую Толстой получил по дороге в Козельск. Пришлось сойти на станции Астапово - теперь это город Лев Толстой в Липецкой области.

Простуда обернулась воспалением легких.

Толстой умер спустя несколько дней в доме начальника станции Ивана Ивановича Озолина. На то короткое время, что умирающий писатель находился там, этот небольшой домик превратился в самое важное место в России, да и не только. Отсюда по всему свету летели телеграммы, сюда примчались журналисты, общественные деятели, почитатели творчества Толстого и государственные мужи. Сюда же приехала и Софья Андреевна. Не замечая ничего, не отдавая себе отчета в том, что свидетелем ее горя стал едва ли не весь мир, она бродила вокруг домика Озолина, стараясь узнать, что там происходит, каково состояние ее Левочки. Чертков и Александра Николаевна сделали все, чтобы не допустить Софью Андреевну к умирающему мужу. Она смогла проститься с ним лишь в самые последние минуты, когда он был почти без сознания.

Озолин остановил часы в здании вокзала, приведя стрелки именно в это положение. Старинные часы в здании станции Лев Толстой и до сих пор показывают 6 часов 5 минут.

Чистая правда. Уход и смерть Толстого были настолько неожиданны и полны тайны, что эффект, созданный ими, почти полностью заслонил его жизнь и литературную деятельность. Во всяком случае именно они были тогда главным событием России и мира. Можно сказать, мир жил смертью Толстого. Любой разговор о нём неизбежно сводился к этому сюжету. Зачем он бежал? Куда направлялся? Чего хотел? Вопросы без ответа.

Вернее, ответов множество. И в данный момент самым популярным, утвердившимся в общественном сознании, является такой: «Толстого отлучили от Церкви, он это сильно переживал и перед смертью направился в Оптину пустынь, чтобы покаяться. Но не успел и умер по дороге».

Без покаяния

Последние передвижения Льва Николаевича и сопровождавших его лиц занесены в полицейские протоколы. Согласно им, Толстой действительно побывал в Оптиной пустыни. Потом был у сестры в деревне Шамордино. Потом побывал в Козельске, в Белёве и намеревался ехать дальше - к племяннице в Новочеркасск. Там планировал добыть загранпаспорт и двинуться в Болгарию. В случае неудачи - на Кавказ. Значит, Оптина пустынь целью Толстого не могла быть никак. Он покинул её так же, как и Ясную Поляну.

К славе мирской Толстой относился спокойно. Фото: РИА Новости

Покаяния Толстой тоже не жаждал. Это стремление приписали ему зад-ним числом. Епископ Тульский Парфений незадолго до смерти Толстого дал несколько интервью, где заявлял, что писатель «несомненно, ищет сближения с Церковью». Однако реальное положение дел говорит об обратном. Председатель Совета министров Пётр Столыпин официально поручил Синоду разобраться наконец с этим вопросом, поскольку «последние известия о болезни Толстого произвели сильный переполох в высших кругах». Синод оперативно телеграфировал епархиальному начальству предписание войти с Толстым в контакт и привести его к раскаянию перед Церковью. Иными словами, в покаянии был заинтересован не Толстой, а Церковь и государство.

По сути, вопрос, «покается Толстой или нет», относился к сфере государ-ственной безопасности. Это не преувеличение. Вот как писал свидетель тех событий литератор Алексей Суворин : «Два царя у нас - Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии. Попробуй кто тронуть Толстого. Весь мир закричит, и наша администрация поджимает хвост».

Парадоксальным образом в таком положении дел администрация могла винить только себя. Вопрос отлучения Толстого от Церкви рассматривался уже давно. В 1888 г. епископ Херсонский Никанор писал философу Николаю Гроту : «Мы без шуток собираемся провозгласить торжественную анафему Толстому». Но окончательное решение всё же было за царём. И Александр III прозорливо заметил, что отлучение писателя такого масштаба только повредит: «Я не хочу надевать на него мученический венец». Его сын Николай II предупреждению отца не внял. Отлучение состоялось в 1901 г. Результат - небывалый взлёт популярности Толстого. По сути - проигрыш в противостоянии «писатель - государ-ство».

А противостояние было серьёзным. Особенно это касалось издательских проектов Толстого. Его фирма «Посредник», выпускавшая книги для народа, всегда была на острие цензурной атаки. Общий тираж всех этих книг только с 1885 г. по 1889 г. составил 12 млн экземпляров. Но мог быть и больше. Однако не вышло. Начальник Главного управления по делам печати Евгений Феоктистов в выражениях не стеснялся: «Ничего мерзостнее «Посредника» нет и быть не может».

Выше оскорблений

Какие же «мерзости» беспощадно вымарывались? Судите сами. К распространению в народе не допустили отрывок из «Братьев Карамазовых» Достоевского . Конкретно - «Рассказ старца Зосимы» как «несогласный с духом учения православной веры». Книгу «Пословицы на каждый день» запретили, поскольку там не было «ни перечня святых, ни генеалогической таблицы цар-ствующего дома». И, что выглядит особенно показательно, потребовали полного исключения из книжек девиза: «Не в силе Бог, а в правде».

Очень соблазнительно было бы предположить, что Толстой бежал от всего этого. Но никак не получается. Он не реагировал ни на давление, ни даже на прямые оскорбления Иоанна Кронштадтского , который публично молился о его смерти: «Господи, возьми с земли злейшего и нераскаянного Льва Толстого!» (Газета «Новости дня», Москва, 14 июля 1908 г.) В дневниках, впрочем, слог чуть более изыскан: «Господи, возьми его с земли, этот труп зловонный, гордостию своей посмрадивший всю землю!»

Подобная свистопляска продолжалась с момента отлучения - без малого 10 лет. Доходило до нелепости и анекдота - Московское общество трезвости исключило Толстого из своих рядов только по той причине, что граф, «почётный член Общества и выдающийся русский трезвенник», больше не может считаться православным.

Толстой был спокоен. Работал, думал, пахал землю. И вдруг - бегство очертя голову. Без внятного плана, без видимых причин. И, как выяснилось, навстречу смерти. Или к чему-то иному?

Ближе всех к разгадке этой тайны подошёл богослов протоиерей Сергей Булгаков : «Смерть в пути символически озарила сокровенную жизнь его духа. Не о таковых ли сказано примиряющее слово в Благовестии: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Толстой просто отправился искать выс-шую правду, которую отчаялся увидеть дома. И, возможно, нашёл.

Похожие публикации