Проблема любви по расчету война и мир. Сочинение «Тема любви в романе «Война и мир

В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой раскрывает важнейшие жизненные проблемы - проблемы нравственности. Любовь и дружба, честь и благородство... Герои Толстого мечтают и сомневаются, думают и решают важные для себя проблемы. Одни из них - люди глубоко нравственные, другим понятие о благородстве чуждо. Современному читателю герои Толстого близки и понятны, решение автором нравственных проблем помогает и сегодняшнему читателю во многом разобраться, что делает роман Л.Н. Толстого и поныне очень актуальным произведением.
Любовь... Пожалуй, одна из самых волнующих проблем жизни человеческой. В романе «Война и мир» этому прекрасному чувству отведено много страниц. Перед нами проходят Андрей Болконский, Пьер Безухов, Анатоль... Все они любят, но любят по-разному, и автор помогает читателю увидеть, правильно понять и оценить чувства этих людей.
К князю Андрею истинная любовь приходит не сразу. С самого начала романа мы видим, насколько далек он От светского общества, а его жена Лиза - типичная представительница света. Хотя князь Андрей по-своему любит жену (такой человек не мог жениться без любви), духовно они разобщены и не могут быть счастливы вместе. Его любовь к Наташе - совершенно иное чувство. Он нашел в ней человека близкого, понятного, искреннего, естественного, любящего и понимающего то, что ценит и князь Андрей. Чувство его очень чистое, нежное, заботливое. Он верит Наташе и не скрывает своей любви. Любовь делает его моложе и сильнее, она облагораживает его, помогает ему. («В его душе поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд...») Князь Андрей решает жениться на Наташе, потому что любит ее всем сердцем.
Совсем иная любовь к Наташе у Анатоля Курагина. Анатоль красив, богат, привык к поклонению. Все в жизни ему удается легко. При этом он пуст и поверхностен. Он даже ни разу не задумывался о своей любви. У него все просто, его одолела примитивная жажда наслаждения. А Наташа трясущимися руками держит «страстное» любовное письмо, сочиненное для Анатоля Долоховым. «Любить и умереть. Мне нет другого выхода», - звучит в этом письме. Банально. Анатоль нисколько не думает о будущей судьбе Наташи, о ее счастье. Превыше всего для него личное удовольствие. Такое чувство не назовешь высоким. Да и любовь ли это?
Дружба... Своим романом Л.Н. Толстой помогает понять читателю, что такое истинная дружба. Предельная откровенность и честность между двумя людьми, когда ни у одного даже не может возникнуть мысли о предательстве или отступничестве, - между князем Андреем и Пьером складываются именно такие отношения. Они глубоко уважают и понимают друг друга, в самые трудные моменты сомнений и неудач приходят друг к другу за советом. Не случайно князь Андрей, уезжая за границу, говорит Наташе, чтобы она обращалась за помощью только к Пьеру. Пьер тоже любит Наташу, но у него даже не возникает мысли воспользоваться отъездом князя Андрея, чтобы ухаживать за ней. Напротив. Хотя Пьеру очень трудно и сложно, он помогает Наташе в истории с Ана- толем Курагиным, он почитает за честь защитить невесту своего друга от всякого рода домогательств.
Совершенно иные отношения устанавливаются между Анатолем и Долоховым, хотя они в свете тоже считаются друзьями. «Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство; Долохов, которому были нужны сила, знатность, связи Анатоля для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным». О какой же чистой и честной любви и дружбе может здесь идти речь? Долохов потакает Анатолю в его интрижке с Наташей, пишет за него любовное письмо и с интересом наблюдает за происходящим. Правда, он пытался предостеречь Анатоля, когда тот собрался увезти Наташу, но только из боязни, что это отразится на его личных интересах.
Любовь и дружба, честь и благородство. Л.Н. Толстой дает ответ для решения этих проблем не только посредством главных, но и второстепенных образов романа, хотя в ответе на поставленный о нравственности вопрос у автора нет второстепенных героев: мещанская идеология Берга, «неписаная субординация» Бориса Друбецко- го, «любовь за имения Жюли Карагиной» и так далее - это вторая половина решения проблемы - посредством отрицательных примеров.
Даже к решению проблемы о том, красив или нет человек, великий писатель подходит с весьма своеобразных нравственных позиций. Безнравственный человек не может быть действительно красивым, считает он, и поэтому изображает прекрасную Элен Безухову как «красивое животное». Напротив, Марья Волконская, которую никак нельзя назвать красавицей, преображается, когда смотрит на окружающих «лучистым» взглядом.
Решение JI.H. Толстым всех проблем в романе «Война и мир» с позиции нравственности делает это произведение актуальным, а Льва Николаевича - современным писателем, автором произведений, высоконравственных и глубоко психологических.

В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль народную”. Наиболее ярко и многогранно,эта тема отражена в тех частях произведений, которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”, играющая в романе очень важную роль.

Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развиваю-Щее и очищающее душу.

Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным юношей, увлеченным и ослепленным “внешней красотой”, женится он на Лизе. Однако очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как “жестоко и неповторимо” он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит слова: “Никогда, никогда не женись... до тех пор, пока ты не сделал все, что мог... Боже мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”

Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею. Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого света. Князь Андрей постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с “придворным лакеем и идиотом”.

Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на дуб, который “старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами” и “не хотел подчиняться обаянию весны”. “Неожиданная путаница молодых мыслей и надежд” поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый “шатром сочной, темной зелени”, так что “ни болячек, ни старого недоверия, ни горя - ничего не было видно”.

Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло к князю Андрею позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он “казался и был совсем другим, новым человеком”, и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не простил Наташе “измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал жестокость разрыва с ней. “Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, - сказал он тогда Наташе, ноуже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.

“Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, - сказал он тогда Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.

Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный Пьер увлекается “кукольной” красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него “наукой”, Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является красотой внутренней - душевной.

Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она “была страшно близка ему”, ее прекрасное и “мраморное” тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это “нехорошо почему-то”, он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой “развратной женщиной”, и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования, мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время после свадьбы, когда “загадочность” Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и развратом.

Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его душе с грустью. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу после случая с Анатолем Кураги-ным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел измученную, исстрадавшуюся Наташу, и “еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его “расцветшую к новой жизни душу”. Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту Курагина, в общении с которым она, так же как и Пьер с Элен, “с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет никакой преграды”. После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства Наполеона, и горящая - Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к Наташе. Встретившись с ней, тоже сильна изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в их сердцах, и вдруг “пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили “силы жизни”, и овладело ими “радостное сумасшествие”.

“Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея.

Сила любви оживила Наташу после душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена, но возникшая с новой силой “любовь к матери показала ей, что сущность ее - любовь - еще жива в ней”. Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых ею людей, на которых была направлена.

Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая, некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни отца и не надеялась выйти замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль, конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.

В эпилоге романа “Война и мир” Толстой возвеличивает духовное единение людей, составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись, казалось бы, разные начала - Ростовых и Болконских.

“Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое”.

Любовь – удивительное чувство, способное исцелить или ранить душу человека. В произведениях Л.Н. Толстого проблема любви занимает центральное место на палитре моральной проблематики. Автор раскрывает как светлое чувство между женщиной и мужчиной, так и любовь к родителям, к Родине. С указанной проблемой теснее всего связаны образы Наташи Ростовой, Андрея Болконского, Элен Курагиной, Пьера Безухова, Марии Болконской. Все они пережили душевное падение из-за любви и очищение нею. Это отразилось на судьбе героев.

главная героиня романа и одна из самых любимых героинь Л. Н. Толстого. Наташино сердце наполнено любовью к родным людям и окружающим, благодаря чему она умеет сочувствовать переживать. Вскоре в душе девушки начинает разгораться огонек любви к мужчине, Андрею Болконскому. К сожалению, этому чувству не суждено было завершиться «хеппи-эндом». Тем не менее, оно показало героине, что такое страдания и что сердцами других людей играть нельзя.

Любовь помогла восстановить душу после поражения под Аустерлицем. Он понял, что даже в среде обмана и интриг есть место искренним чувствам. Князь Андрей начинает ценить не подвиги и славу, а то, что действительно важно в человеческой жизни. Любовь к Наташе позже заставила его страдать, но не огонек, разожженный ею, до конца не погас.

На примере и Лев Николаевич показывает, как человеческая душа разрушается под давлением брака без любви. Элен вышла замуж за Пьера из-за денег, но сердце то не обманешь. Женщине быстро надоедает нелюбимый и некрасивый муж. Пьер же страдает, догадываясь об изменах и обмане.

Тем не менее, эта псевдолюбовь Пьера не очерняет его душу. Мужчина отправляется служить, помогает другим. Наконец, он находит настоящую любовь, а вместе с ней обретает и смысл жизни. Элен Курагина любить не умеет, что и становится одной из причин ее гибели.

Мария Болконская – сестра Андрея Болконского, девушка некрасивая, но очень светлая. Страдает от неразделенной любви. Но от этого она не обозляется на мир, наоборот, заботится об окружающих, относится к ним с теплотой и уважением. Духовная красота, озаренная любовью, не остается незамеченной, и судьба дарит девушке вторую половину.

Любовь к родным показана на примерах семей Болконских, Ростовых и Курагиных. В семействе Курагиных дети не умеют не то что любить, но и уважать своих родных, от чего атмосфера в доме холодная и так не хватает семейного счастья. Сдержанная любовь к родным в семье Болконских и открытая в Ростовых делает их жизнь счастливее.

Любовь к Родине показана на примере солдат и офицеров. В войне 1805-1807 она практически не заметна, так как участники битв не понимают, за что страдают. Зато в армии ощущается теплое отношение к сослуживцам. Например, А. Кутузов относится к своим солдатам, как отец к детям, всеми силами пытается защитить их. Офицеры Тушин и Тимохин рискуют жизнью ради Родины. В войне 1812 г.. Любовь к родным землям придает рядовым офицерам, солдатам и полководцам силы для победы.

Таким образом, любовь в романе «Война и мир» показана как лучшее чувство, преображающее человека.

Тема любви популярна среди писателей и поэтов всех времен и народов. Толстой не стал исключением. Перед читателем вихрем пронесутся судьбы людей различных по социальному статусу, положению в обществе, характеру, расставленным приоритетам. Тема любви в романе «Война и мир» является одной из ведущих. В жизни каждого персонажа была или присутствует любовь, заставляя страдать, ненавидеть или целиком отдаваться в рабство охватившего чувства, живя исключительно эмоциями, не думая о последствиях. У героев данного произведения она своя, единственная и неповторимая, оставившая у кого-то рану на сердце, а у кого-то приятные воспоминания в душе.

Любовь к Родине

Любовь к Родине четко прослеживается в героях романа. Андрей Болконский путем духовных исканий пришел к выводу, что русских не победить. Он долго мечтал о подвиге, сделать что-то для Отчизны и народа. Огромное желание стать героем толкнуло его на поле боя. Он запомнится в Аустерлицком сражении, где ему удалось проявить себя, как настоящему солдату. Во время военных действий он повел солдат в бой, держа в руках знамя, но подвиг ни смог сделать его счастливым. Его душа терзалась. Любовная драма вновь толкает его в адское пекло войны. Уже в роли полкового командира он заслужил уважение и любовь солдат. Теперь о подвиге он не мечтал, став простым защитником Родины. Война забрала его жизнь. Во время боя Андрей погибает, но перед смертью он четко понимал, что делает все ради народа, ради будущего Родины.

Петр Ростов воспитывался в духе настоящего патриотизма. Совсем юным парнем угодил на фронт. Пятнадцатилетний юноша погиб во имя Родины, запомнившись неудержимой жаждой совершить подвиг. Жизнь оборвалась от вражеской пули, но мечту стать героем он осуществил, пускай такой дорогой ценой.

Наталья Ростова помогала тем, что отдавала повозки для перевозки тяжелораненых в бою солдат. Девушка верила, что победа не за горами и нисколько не сомневалась в силе русского народа, его единстве и могуществе.

Пьер Безухов сумел стать настоящим мужчиной, доказав поступками свою любовь к Родине. Война закалила его, превратив из мягкотелого и ранимого юноши в настоящего героя.

Кутузов пример истинного патриотизма. Он любил солдат, как родных сыновей. Его поступки не были желанием прославить себя в глазах других. Он сражался не за регалии, за народ, за Родину, являясь носителем народного духа и воли.

Любовь в жизни героев романа

Андрей Болконский

Тернистый путь пришлось пройти Андрею, прежде чем он нашел себя, свое предназначение в жизни. Семейная жизнь с Лизой не принесла семейного счастья. Образ жизни, который они вели, был ему противен, так же как сама жена. Даже беременность Лизы не смогла удержать в родных стенах. Душа рвалась в бой. Война, Аустерлиц, возвращение домой. Дома умирающая Лиза. Снова боль, тоска, невыносимое чувство бесполезности и никчемности жизни. Смерть жены, разочарование в Наполеоне выкосили его. Он был потерян и жалок.

Знакомство с Натальей Ростовой перевернуло его жизнь. Это были настоящие, искренние чувства. Она была не похожа на других женщин. Время, проведенное с ней, было самым счастливым в его жизни, но Наталья оказалась ему неверна. Узнав об этом, он не смог простить ее. Только на смертном одре, умирая у нее на руках, он смог понять ее поступок, увидеть в глазах искреннее раскаяние и сожаление о содеянном. Последними словами, обращенными к ней, были

«Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде».

В этот момент он осознал, что прощает ее и больше не держит обиды и зла. Болконский умер, но душа смогла обрести долгожданный покой, избавив от мучивших терзаний. Андрей понял, что Наталья самый дорогой и любимый человек в его жизни.

Наталья Ростова

Наталью с детства окружала любовь, забота родных и близких. Девочка жаждала любви. Она жила эмоциями и чувствами. Сердце трепетало, душа рвалась навстречу новым ощущениям. Первая влюбленность в Бориса Друбецкого, потом был Денисов, настроенный по отношению к ней серьезно и даже предложивший девушке руку и сердце.

Настоящие чувства Наталья испытала, встретив Болконского. Мечты о будущем с любимым разбились после того, как Андрей уехал. Перед отъездом он сделал ей предложение. Его не было год. За это время Наталья знакомится с Курагиным, вовремя оказавшимся рядом. Измена Болконскому в его отсутствие тяготила Наталью. Она мучилась угрызениями совести и не могла простить себе, что пошла на поводу чувств. Отношения с Курагиным закончились так же быстро, как начались.

Последним мужчиной в ее жизни станет Пьер Безухов. Сначала девушка не питала к нему особых чувств. Гораздо позже она поймет, что он и есть ее настоящая любовь. Пьер сумел окружить ее любовью и заботой, став опорой и поддержкой. С ним она обретет и поймет, что значит семейное счастье.

Пьер Безухов

Пьер долго шел к своему счастью. Отношения с Элен были фальшивыми и ничего кроме омерзения у него не вызывали. Ему была симпатична Наталья Ростова, но девушка была увлечена на тот момент Болконским, и он не посмел вставать на пути друга. Видя, что у нее начинаются в отсутствие Андрея отношения с Курагиным, сделал попытку образумить ее, искренне веря, что Наталья не из таких. Его любовь пройдет множество преград, прежде чем он обретет истинное счастье. Счастье с любимой женщиной. Только в браке с Натальей он понял, что не ошибся, остановив свой выбор на ней.

Элен Курагина

Элен словно девушка с обложки модного журнала. Красотка из высшего общества. Мужчины легко попадали под действие ее чар, но вскоре понимали, что за привлекательной внешностью больше ничего не скрывается. Пустая и глупая. Для нее деньги, положение в обществе, светские тусовки на первом месте. Это был ее образ жизни. В этом была вся она.

Замужество с Пьером не повлияло на Элен. Флирт и кокетство были у нее в крови. Пьер был слишком наивен и неопытен в делах любви, чтобы вывести жену на чистую воду. Брак с Пьером будет расторгнут. Он поймет, что у них разные пути. Вряд ли Элен будет с кем-то счастлива, пока не сменит жизненную позицию и не полюбит по-настоящему.

“Война и мир” -- русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л.Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 годы. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная, семейная жизнь героев. Толстой считал, что семья - это ячейка мира, в которой должны царить дух взаимопонимания, естественности и близости к народу.

В романе “Война и мир” описана жизнь нескольких дворянских семей: Ростовых, Болконских и Курагиных.

Семья Ростовых - идеальное гармоничное целое, где сердце преобладает над разумом. Любовь связывает всех членов семьи. Она проявляется в чуткости, внимании, сердечной близости. У Ростовых все искренне, идет от души. В этой семье царят радушие, гостеприимство, хлебосольство, сохраняются традиции и обычаи русской жизни.

Родители воспитывали своих детей, отдавая им всю свою любовь, Они могут понять, простить и помочь. Например, когда Николенька Ростов проиграл Долохову огромную сумму денег, то не услышал ни слова упрека от своего отца и смог заплатить карточный долг.

Дети этой семьи вобрали в себя все лучшие качества “ростовской породы”. Наташа - олицетворение сердечной чуткости, поэтичности, музыкальности и интуитивности. Она умеет по-детски радоваться жизни и людям.

Жизнь сердца, честность, естественность, нравственная чистота и порядочность определяют их взаимоотношения в семье и поведение в кругу людей.

В отличие от Ростовых, Болконские живут разумом, а не сердцем. Это старинный аристократический род. Кроме кровных уз, членов этой семьи связывает еще и духовная близость.

На первый взгляд, отношения в этой семье складываются трудно, лишены сердечности. Однако внутренне эти люди близки друг другу. Они не склонны к проявлению своих чувств.

Старый князь Болконский воплощает в себе лучшие черты служилого (дворянства, преданного тому, кому “присягал”. Понятие чести и долга офицера для него были на первом месте. Он служил при Екатерине II, участвовал в походах Суворова. Главными добродетелями он считал ум и деятельность, а пороками -- лень и праздность. Жизнь Николая Андреевича Болконского - непрерывная деятельность. Он либо пишет мемуары о былых походах, либо управляет имением. Князь Андрей Болконский очень уважает и чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести. “Твоя дорога-- дорога чести”,-- говорит он сыну. И князь Андрей выполняет напутствие отца и во время кампании 1806 года, в Шенграбенском и Аустерлицком сражениях, и во время войны 1812 года.

Марья Болконская очень любит своего отца и брата. Она готова отдать всю себя ради родных ей людей. Княжна Марья полностью подчиняется воле отца. Его слово для нее - закон. На первый взгляд, она кажется слабой и нерешительной, но в нужную минуту она проявляет твердость воли и силу духа. роман толстой семья национальный

И Ростовы, и Болконские - патриоты, их чувства особенно ярко проявились во время Отечественной войны 1812 года. Они выражают народный дух войны. Князь Николай Андреевич умирает, потому что его сердце не выдержало позора отступления русских войск и сдачи Смоленска. Марья Болконская отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. Ростовы отдают свои подводы раненным на Бородинском поле солдатам и платят самым дорогим -- гибелью Пети.

В романе показана еще одна семья. Это Курагины. Члены этой семьи предстают перед нами во всей своей ничтожности, пошлости, бездушии, корыстолюбии, безнравственности. Они используют людей для достижения своих эгоистических целей. Семья лишена духовности. Для Элен и Анатоля главное в жизни -- удовлетворение своих низменных желаний, Они полностью оторваны от народной жизни, живут в блестящем, но холодном свете, где все чувства извращены. Во время войны они ведут все ту же салонную жизнь, рассуждая о патриотизме.

В эпилоге романа показано еще две семьи. Это семья Безуховых (Пьер aи Наташа), которая воплотила в себе авторский идеал семьи, основанный на взаимопонимании и доверии, и семья Ростовых - Марьи и Николая. Марья внесла в семью Ростовых доброту и нежность, высокую духовность, а у Николая проявляется душевная доброта в отношении к самым близким людям.

Показывая в своем романе разные семьи, Толстой хотел сказать, что будущее за такими семьями, как Ростовы, Безуховы, Болконские.

Похожие публикации