Шпаргалка: Механизмы психологической защиты. Психологическая защита

Защитные механизмы ­ это неосознаваемые личностью психологические стратегии, с помощью которых человек избегает или снижает интенсивность таких негативных состояний, как конфликт, фрустрация, тpeвoгa и стресс. Основным отличием защитных автоматизмов от копинг-стратегий является бессознательное включение первых и сознательное, целенаправленное использование последних.

­Понятие ­«защитные механизмы»­ было введено З. Фрейдом для обозначения техники, которую Эго использует в конфликтах, ведущих к неврозам. При неврозе пациенты жалуются на эмоциональные расстройства, в основе которых лежит переживание человеком внyтpeннeгo конфликта, столкновение особо значимых отношений личности с противоречащими им обстоятельствами жизненной ситуации. Неспособность человека разрешить такой конфликт вызывает рост внyтpeннeгo напряжения и дискомфорта. 3.Фрейд показал, что в этот трудный для человека момент активизируются специальные психологические механизмы, которые защищают сознание от неприятных, травмирующих переживаний. Включение механизмов защиты сопровождается субъективным ощущением облегчения ­ или снятия напряжения.

Анна Фрейд (дочь З.Фрейда) акцентировала роль механизмов защиты в разрешении внешних, то есть co­циогенных конфликтов; эти механизмы рассматриваются ею как продукты разви­тия и научения. А.Фрейд выдвинула представление о том, что набор защитных механизмов индивидуален и характеризует уровень адаптированности личности. Впоследствии защитные механизмы стали рассматриваться не только как невротический симптом, но и как функция Я­ сознательной части личности любого человека. При угрозе целостности личности именно защитные механизмы отвечают за ее интеграцию и приспособление к реальным обстоятельствам.

­Виды механизмов психологической защиты

­­ К настощему времени описано более двух десятков защитных механизмов, но самыми изучае­мыми оказались восемь: отрицание, вытеснение, компенсация, регрессия, проек­ция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.

Н.М. Никольская и Р. М. Грановская­ дифференцируют в своем исследовании 11 механизмов защиты.

­Вытеснение . Избирательное преднамеренное забывание информации, свя­занной с конфликтом и напряжением. Это вытеснение неприятного (желаний, мыслей, чувств, вызывающих тревогу) из памяти. Вытесненные импульсы, не разрешаясь в поведении, тем не менее сохраняют свои эмоцио­нальные и психовегетативные компоненты. Например, типична ситуация, когда содержательная сторона психотравмирующей ситуации не осознается, и человек вытесняет сам факт какого­-либо неблаговидного поступка, но интрапсихический конфликт сохраняется, а вызванное им эмоциональное напряжение субъективно воспринимается как внешне немотивированная тревога. Наиболее часто вытесня­ются личностные свойства, качества и поступки, не делающие личность привлекательной в глазах caмoгo человека и других людей, например завистли­вость, недоброжелательность, неблагодарность и т. п. Психотравмирующие обстоятельства или нежелательная информация вытесняются из сознания субъекта, переходя в подсознание, хотя внешне это может выглядеть как сознательное противодействие воспоминаниям и самоанализу.


­Отрицание –­ лич­ность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тpeвoгy обстоятельства, либо меняет свое толкование ситуации, чтобы воспринимать ее менее угpожающей. Отрицанию подвергаются те аспек­ты внешней реальности, которые, будучи очевидными для окружающих, тем не менее не принимаются, не признаются самой личностью (например, человек при сообщении о гибели родственника не воспринимает это известие, не хочет в это верить). Как процесс, направленный вовне, отрицание часто противопоставляется вы­теснению ­– психологической защите против внутренних, инстинктивных требо­ваний и побуждений. Отрицание характеризуется внешне отчетливым искажением восприятия дей­ствительности.

Подавление . В этом случае человек избегает тревожащих мыслей, старается не сосредотачиваться на них. Подавление обычно предпола­гает переключение на что-то другое, отвлечение внимания от неприятных мыслей (избегающее мышление). Таким образом, при подавлении неприятные мысли блокируются иными, нейтральными или приятными (при вытеснении же мысль полностью недоступна сознанию).

Регрессия –­ механизм психологической защиты, благодаря которому лич­ность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги, переходя на тип реагирования, присущий более ранней стадии жизни. При этой форме защитной реакции личность, подвергающаяся действию фру­стрирующих факторов, заменяет решение субъективно более сложных задач на относительно более простые и доступные в сложившейся ситуации. Использование более простых и привычных поведенческих стереотипов суще­ственно обедняет возможности преодоления конфликтных ситуаций. Этот вид психологической защиты скорее присущ психопа­тическим личностям с их импульсивностью и слабостью волевого контроля.

Идентификация . 3адействуя этот механизм, человек принимает личностные характеристики (особенности поведения) другого лица. Скажем, не имея достаточно мужества, человек идентифицирует себя с герои­ческой личностью, что придает ему больше уверенности в своих силах. Может подражать поведению культовой фигуры –­ это увеличивает значимость в соб­ственных глазах. Таким образом, идентификация как механизм психологической защиты про­является в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта личности другим качеством, чаще всeгo с помощью фанта­зирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности. При этом заимствованные ценности, установки или мысли принимаются без анализа и переструктурирования и поэтому не становятся частью самой личности.

Компенсация . Человек прилагает значительные усилия, чтобы достичь успеха в той области, где он чувствует свою неполноценность. Другое проявление компенсаторных защитных механизмов ­– преодоление фрустрирующих обстоятельств или ситуаций благодаря сверхудовлетворению в других сферах. Например, физически слабый или робкий человек, который не способен ответить на угрозу расправы, находит удовлетворение за счет униже­ния обидчика с помощью изощренного ума или хитрости.

Проекция . В основе этого защитного механизма лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли припи­сываются другим субъектам. Нередко человек приписывает агрессивность окружающим, чтобы оправ­дать свою собственную агрессивность или недоброжелательность, проявляемую будто бы в защитных целях. Хорошо известны примеры ханжества, когда кто-­то постоянно приписывает другим собственные аморальные стремления. Реже встречается другой вид проекции, при которой значимым лицам (чаще из микросоциального окружения) приписываются позитивные, социально одоб­ряемые чувства, мысли или действия.

Замещение . Действие этого защитного механизма проявляется в разрядке подавленных эмоций (как правило, враждебности, гнева) на объектах, представляющих меньшую опасность или более доступных, чем те, что вызвали отрицательные эмоции. Например, открытое проявление досады, злости на какого-то чело­века, может быть чревато нежелательным с ним конфликтом, поэтому гнев переносится на иной объект, более доступный и не ­опасный. 3.Фрейд считал замещение одним из ­базовых способов функционирования бессознательного­.

Интеллектуализация . Этот защитный механизм часто (особенно в психотера­певтической литературе) обозначают понятием «рационализация», хотя по сущест­ву они несколько отличаются. Так, действие интеллектуализации проявляется в чрезмерно умственном способе преодоления фрустрирующей ситуации – без переживаний, лишь на основании анализа фактов.

Рационализация . Отличие интеллектуализации от рационализации, по мнению Ф. Е. Василюка, в том, что она, по существу, представляет собой ­уход из мира импульсов и аффектов в мир слов и абстракций­. При рационализации же личность создает логические (псевдоразумные), но благовидные обоснования своего или чужого поведения, действий или переживаний, вызванных причинами, которые она (лич­ность) не может признать из­-за угрозы потерять самоуважение. Этот защитный механизм связан с использованием ­хорошего­, а не реального обоснования своего поведения.

Реактивное образование . По 3. Фрейду, если существует опасность возвра­щения в сознание вытесненного угрожающего побуждения, человек может уси­лить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным этому побуждению образом. Например, если кому-­либо угрожают вытесненные гомосексуальные по­буждения, то, чтобы усилить их вытеснение, этот человек может выбрать чрез­мерную гетеросексуальную деятельность. По сути, реактивное образование ­ это контрмотивированное поведение. Такой вид психологической защиты нередко отождествляют с гиперкомпенсацией.

Имеются данные о роли типологических особенностей в использовании тех или иных видов психологическрой защиты. Лица с преобладанием первой сигнальной системы по И.П. Павлову (или эмоциональный тип по Лазарусу) используют отрицание и подавление, а лица с преобладанием второй сигнальной системы (рациональный тип по Лазарусу) – проекцию, вытеснение и рационализацию.

В связи с этим сложно рассматривать М.П.З. изолированно от остальных психических процессов, сложно их классифицировать по четким критериям. Механизм реализации и причину М.П.З. нельзя рассматривать отдельно от отличности в целом и от модели психики, так как механизмы защит четко привязаны к этой модели и являются одной из ее необходимых составляющих.

Основные виды М.П.З.:

Подавление (вытеснение);

Отрицание;

Компенсация (гиперкомпенсация);

Регрессия (инфантилизация);

Реактивные образования;

Проекция;

Замещение;

Рационализация.

В истории изучения М.П.З. их насчитывается более двух десятков.

Защитные механизмы лежат на границе сознательного мира и бессознательного и являются своего рода фильтром между ними. Роль этого фильтра многообразна - от защиты от отрицательных эмоций, чувств, и связанной с ними неприемлемой информации, до глубоко патологической (формирование различных типов неврозов и невротических реакций).

М.П.З. также участвуют в процессах сопротивления психотерапевтическим изменениям. Одна из важных их функций - это поддержание гомеостаза личности, психики и защита ее от резких изменений. Если бы М.П.З. не было, не было бы многообразия характеров, личностей, акцентуаций, психопатий, поскольку человек беспрепятственно мог бы ассимилировать новую информацию каждый раз, когда она к нему поступает, и постоянно меняться; таких изменений за один день могло бы происходить несколько. Понятно, что в таких условиях невозможно сформировать отношения между людьми - дружеские, семейные, партнерские, за исключением, разве что, профессиональных (и то только там, где требуются профессиональные навыки без участия личности, а таких профессий очень мало).

В первую очередь благодаря М.П.З. мы не можем быстро меняться в хорошую или в плохую сторону. Если человек изменился резко, то он либо сошел с ума (психическое заболевание, но там будет очевидно и не профессионалу, что случилось), либо изменения долго копились внутри модели личности и в один прекрасный момент просто проявились.

Система психики (наша модель мира) защищает сама себя от изменений - не только от отрицательных эмоций, чувств и неприятной информации, но и от любой другой информации, которая неприемлема для системы взглядов человека.

Пример. Глубоко религиозное или магическое мышление будет автоматически сопротивляться научному подходу, и наоборот - научное мышление будет сопротивляться глубокому религиозному или магическому восприятию (однако всегда есть исключения).

Поэтому измениться возможно, только изменив всю модель мира вместе с М.П.З., которые можно найти у себя, проанализировать и перенаправить их влияние в благоприятную сторону.

Для этого стоит рассмотреть основные виды М.П.З. по отдельности.

1. Вытеснение (подавление, репрессия). Этот тип защиты переводит из сознания в бессознательное неприемлемую информацию (например, противоречащую морали) или подавляет негативные чувства, эмоции. Подавляться может любая информация и любые чувства (даже те, что имеют положительный эффект на психику), если они не совпадают с моделью мира. Вместе с тем, по закону сохранения энергии, все, что подавлено, никуда из нас не уходит, а лишь трансформируется в другие формы, запуская еще более патологические процессы. До определенного уровня мы можем копить негативную информацию или чувства, в лучшем случае мы можем полностью растворять небольшой негатив в своем бессознательном (буферная система просто рассеивает эту часть вытесненной энергии), но возможности его невелики, поэтому получается, что в большинстве случаев накопленная негативная информация и/или чувства ищут себе другие выходы.

Поскольку вытеснение работает как клапан, пропуская чувства и информацию только в сторону бессознательного и не давая им возможности выйти обратно, то ей ничего не остается делать, кроме как видоизменяться, чтобы выразиться - «вверх» (в психику) в виде тревоги, гнева, бессонницы или «вниз» (в тело) в виде психосоматизации и конверсионных синдромов. После того как негативные чувства накопились до критического уровня, они неизбежно будут вызывать чувство напряжения в бессознательном (как напряжение в компьютере, который работает на полную мощность без перерыва). Это напряжение, являясь неспецифическим (в отличие от причинного подавленного чувства), будет легко проникать в любые слои психики, в том числе и в сознание. Так формируется начальная стадия многих неврозов.

Чувство напряжения осознается нами, и далее, в зависимости от нашей личности, будет трансформироваться либо в чувство общей тревоги (которая будет дифференцироваться и конкретизироваться со временем), либо в чувство общей раздражительности, которое тоже будет со временем сформировано в конкретную раздражительность или гнев на человека, группу людей или событие. Бессонница появляется как следствие напряженности внутри бессознательного и является одним из самых частых симптомов невротизированного образа жизни. Психосоматика появляется тогда, когда большая часть подавленных чувств ушла глубже в нервную систему, нарушая работу вегетативной нервной системы. Симптомы могут быть абсолютно разные - в целом это функциональные нарушение той или иной системы организма: от терморегуляции и кома в горле до понижения иммунитета и, как следствие, частых простудных заболеваний. Наиболее часто встречаются психосоматические расстройства в виде напряжения в скелетной мускулатуре (ком в горле, напряжение мышц шеи, плечевого пояса, спины как следствие обострение остеохондроза), гипертонии или гипотонии (колебания артериального давления и пульса), головокружения, повышенной утомляемости, общей слабости, С.Р.К., невроза сердца и др. (подробнее см. Формирование невроза).

С вытеснением достаточно трудно бороться, но, как бы там ни было, первой стадией борьбы должно быть выражение (пусть неспецифическое) подавленных чувств с помощью анализа и самоанализа. На интуитивном уровне мы догадываемся, что? именно подавили в себе. Используя специальные техники очищения и искусственно усиливая свои эмоции, нужно форсировать их проявление для максимально полного выражения и опустошения напряженного бессознательного. При этом желательно пройти несколько последовательных стадий - от легкого напряжения, гнева и ярости до слез, рыданий, слабости, успокоения (наиболее эффективный пример - техника динамической медитации).

Основой борьбы с вытеснением будет служить изменения привычки решать стрессовые ситуации подавлением. Нужно учиться выражать эмоции даже в тех ситуациях, где, казалось бы, их выражение невозможно (см. Эмоции. Чувства. Способы выражения эмоций).

Умение вовремя распознавать свои эмоции очень поможет вовремя выразить их (неумение распознавать эмоции называется алекситимией). Двойные стандарты, расколотость личности (много субличностей, которые противоречат друг другу), гедонизм или морализаторство (любые крайности) будут способствовать привычке вытеснять и подавлять чувства, эмоции.

2. Компенсация (гиперкомпенсация) . Этот механизм защиты проявляется, когда неразвитость в одной сфере жизни компенсируется развитием в другой сфере (или даже нескольких). Иными словами, когда пустота в одной сфере психики заполняется внешними (пустота в душе, чрезмерным стремлением к общению, в том числе и в социальных сетях) или внутренними (фантазирование, уход в «светлое» будущее, мечтательность, воображение того, чего нет) факторами в других сферах. В определенных количествах компенсация является вспомогательным механизмом для развития навыков, соблюдая баланс в психике через успех в компенсаторных сферах. Для ребенка и подростка выступает в роли развивающего механизма. Однако если этот механизм сильно выражен, то происходит патологическое воздействие на жизнь и психику.

Если человек постоянно компенсирует неразвитую сферу или неудовлетворенность чем-то другим, то он становится зависимым от этого «другого» (человека-компенсатора или компенсаторной сферы деятельности), полностью прекращается развитие остальных сфер. В результате получается однобокое, неполноценное развитие личности с перекосами в одну сферу и полным отсутствием способностей в другой, жизненно необходимой, среде. Это приводит к частичной дезадаптации, когда человек соприкасается с причинной для компенсации сферой.

Также опасен механизм срыва компенсации, если причина компенсации уходит. Например , если человек перешел из одних отношений сразу в другие, компенсируя тем самым старые, то он будет находиться в новых только пока у него существует неудовлетворенность, неразрешенность, болезненные воспоминания о старых. Как только эти эмоции пропадают, сразу пропадает желание находиться в новых отношениях, поскольку они носили исключительно компенсаторный характер.

То же самое происходит и с компенсаторным поведением - оно сразу пропадает, когда исчезает причина компенсации (например, занятие спортом при сниженной самооценке: когда самооценка повышается, то спорт забрасывается, так как имел чисто компенсаторный характер). Еще один распространенный пример - это компьютерные игры, когда в них играют взрослые люди. Как правило, это носит компенсаторный характер - неудовлетворенность в жизни (материальная, статусная, карьерная, властная) компенсируется легкими и скорыми победами в военных стратегиях, экономических симуляторах и других играх.

Компенсирующие сферы или люди становятся объектами зависимости, с ними формируются скорее искусственные отношения, нежели искренние. При таких отношениях легко возникают неврозы.

Алкоголизм и наркомания нередко основаны на компенсации - неудовлетворенность в жизни компенсируется наслаждением и изменением реальности в другую сторону. При приеме этих психоактивных веществ очевидно возникновение психологической зависимости, со временем усиливающейся биологической зависимостью от наркотика (однако не только компенсация лежит в основе зависимостей).

Стремление к власти и деньгам также нередко строится на компенсации. Имея низкую самооценку, человек, как правило, стремится повысить ее, накапливая ценности общества - деньги, власть, статус. Механизм компенсации работает, пока компенсаторная сфера развита, и в ней получается достигать успеха. В обратном случае происходит двойной срыв: во-первых, отсутствие компенсаторной области или человека-компенсатора, во-вторых, возврат к изначальной неудовлетворенности и полной неразвитости той сферы (самооценки), относительно которой строилась порой многолетняя компенсация. То, что человек компенсирует - недостаточно развитая область в психике, теле, низкая самооценка - во время процесса компенсации никак не развивается, что превращает этот механизм психологической защиты в бомбу замедленного действия.

Решение при патологической компенсации. Для начала нужно проанализировать, присутствует ли она вообще в жизни, если да - то понять ее основные причины (внутренняя пустота, неудовлетворенность, сниженная самооценка, неразвитость в какой-то области) и то, за счет чего происходит компенсация (область, человек). Все усилия нужно направить не на прекращение компенсации, иначе это вызовет большой стресс или попросту смену компенсаторной области, а на причину, относительно которой и включился этот патологический механизм. Эту причину (неразвитую область), как бы вам ни хотелось обратного, нужно стараться развить настолько, насколько это возможно. В случае невозможности развития проблемной области необходимо принять реальность такой, какая она есть, без формирования неудовлетворенности, потому что этому чувству нет места в естественном положении вещей. Нужно полностью закрыть предыдущие патологические стрессовые отношения и поработать над правильным повышением самооценки, не компенсируя ее недостаток бесконечной погоней за деньгами, властью, статусом и т.п.

3. Рационализация. Данный механизм представляет собой попытку контроля отрицательной или неприемлемой для нас информации через искажение с целью защиты какого-либо факта или человеческого поведения. Иными словами, когда человек рационализирует, он, используя пластичность логики (см. Пластичность логики), подгоняет событие или поведение другого человека под свою модель мира, искажая при этом рационально многие факты этого события. Как пример - оправдание собственного или чужого аморального поведения.

Может показаться, что рационализация касается только когнитивного (мыслительного, идейного) звена, но это неправда, поскольку любая информация, которая представляет для нас опасность, нагружена эмоционально-отрицательными эмоциями, и поэтому мы начинаем от нее защищаться. После того как информация и эмоции были подогнаны под свою модель восприятия, они уже лишены опасности, и этот факт воспринимается как истинный - то есть, сам человек не видит никаких искажений. Пример: рассуждения по поводу войны могут привести к выводу о её полезности для социума, так как она обеспечивает поступление новых ресурсов, обновление экономики и т.п.

4. Интеллектуализация. Это попытка контроля над негативными эмоциями через использование рационального звена, чтобы эти эмоции можно было объяснить не через их истинную причину (так как она не устраивает человека, как и сами негативные эмоции), а через другие причины и факты - неверные, но приемлемые. Сама эмоция при этом неправильно истолковывается в результате бурного мыслительного процесса, что автоматически делает ее выражение невозможным. Это приводит к диссоциации мыслительного процесса, направленного на эмоцию и сам чувственный поток, изначально связанный с фактом. Проще говоря, мы обрабатываем негативный, неприемлемый факт таким образом, что в итоге лишаем его эмоциональной составляющей, которая попросту подавляется (диссоциируя от самого мыслительного процесса).

Пример: человек, который украл впервые, сразу испытал неприятные чувства вины по этому поводу, но в процессе интеллектуализации он полностью оправдывает себя («многие так делают, даже мой начальник, так чем я хуже?», «в этом нет ничего плохого, так как это полезно для меня и моей семьи» и тому подобные заблуждения).

Большие повреждения психики происходят из-за подавленной эмоции вины, которая, так или иначе, теперь уже в бессознательном будет выполнять свою функцию самонаказания (см. Вина. Патология).

5. Отрицание. Любой неприемлемый и болезненный факт может полностью отрицаться нашим восприятием как несуществующий. Конечно, в глубине души, в бессознательном, мы понимаем, что это либо уже случилось, либо происходит в настоящее время, либо произойдет в будущем. То есть, помимо восприятия здесь обязательно участие различных слоев нашей психики, в частности, разума, который легко может отрицать наличие любого реального факта или утверждать существование нереального факта или события. Однако полного отрицания не может произойти из-за того, что, сталкиваясь с крайне неприемлемой информацией, мы ее сразу пропускаем через себя, где она оставляет свой след. В этом смысле отрицание похоже на рационализацию (логическое отрицание наличия факта) и на подавление (вытеснение крайне негативных чувств в бессознательное) - эти два процесса происходят одновременно.

Наиболее ярким примером отрицания является реакция человека на выраженное стрессовое событие в жизни - смерть близкого, предательство или измена и т.п. В первую очередь многие люди на это реагируют отрицанием факта этого негативного события («нет, этого не может быть!», «я не верю, что такое могло произойти»). Далее либо включается нормальный процесс переживания стрессового события, либо отрицание закрепляется в психике, что неизменно приводит к негативным последствиям. Последствия выражаются в том, что человек не может адекватно отнестись к печальному событию, например, не приходит на похороны или живет, словно умерший человек находится с ним рядом или уехал на время; продолжает выстраивать отношения с предателем, изменщиком, не предпринимая никаких попыток решения проблемы. Помимо этого происходит глубинное подавление горестных чувств потери, которые чаще всего переходят в психосоматические симптомы и вызывают нарушение различных систем организма (скачки А.Д. и пульса, С.Р.К., падение иммунитета, гормональные нарушения, и др.).

Решение. В нормальном состоянии отрицание работает для ограничения потока информации, которая в изобилии поступает к нам в психику. Также отрицание помогает частично смягчить крайне неприятный стрессовый факт в самом начале соприкосновения с ним. Однако затем оно должно переключаться на другие формы естественных реакций, на стресс. Поскольку механизм бессознательный, то «поймать» его во время его работы невозможно. Поэтому стоит проанализировать прошлые стрессовые события на предмет проявления защиты с помощью отрицания и последствий от него. Если вы там его найдете, скорее всего, оно работает и в настоящем времени, поэтому нужно сделать предположительный анализ и понять, где отрицание может проявляться сейчас. Для этого следует определить все стрессовые факторы, присутствующие на данный момент в жизни, а также за последние 3 года. Потом проанализировать, какие реакции в чувствах, мыслях или поведении следовали за стрессом сразу, а какие - отсрочено. Это позволит выявить не только отрицание, но и все другие механизмы психологических защит.

Для работы конкретно с отрицанием нужно обратиться к факту, который был вытеснен и который был неприемлем и поэтому исключен как вызывающий страдания. Нужно этот факт принять, прожить (возможно, через печаль, горе, тоску, гнев, ненависть, презрение и другие эмоции, которые в итоге уйдут через свое выражение), а затем постараться адаптироваться к нему с позиции нормы, не включая, по возможности, другие способы защиты от него либо включая их намеренно в контролируемых дозах (поэтому они будут безопасны).

6. Регрессия. Этот метод подразумевает не только спуск на уровень ниже в развитии личности, где не существует (не существовало) «сложной» проблемы, но и перенос ее в прошлое, как будто она уже исчерпала себя. Но на самом деле она либо продолжает существовать сейчас, либо недавно действительно разрешилась, но это говорит только о том, что через время она вновь повторится (например, патологические циклические отношения, патологический циклический сценарий в жизни, зависимости), либо она закончилась, но благодаря регрессии не произошло адекватной реакции на стрессовое событие, и негативные переживания были лишь частично подавлены.

Регрессия интересна тем, что в ней затрагивается вся личность в целом. Человек должен как бы деградировать, стать примитивнее, более невежественным, аморальным, чем он являлся на самом деле. Сопровождается это часто инфантилизацией личности (возврат к детскому, подростковому поведению), примитивизацией поведения, регрессией творческих способностей и морально-этических ценностей. Данный метод содержит часть отрицания, часть подавления и избегания. Человек при этой защите пытается все последующие проблемы решить наиболее легким путем.

7. Замещение (смещение). Здесь происходит перенаправление невыразимого чувства или мнения с объекта, которому они предназначены (друг, начальник, родственник), на любой другой объект (живой или не живой, главное - безопасный для выражения) с целью снизить напряжение через выражение специфической эмоции или чувства, негативного мнения.

Самый распространенный пример: когда человек получает дозу негатива на работе от руководителя (коллег, клиентов), но не может его выразить из-за страха потерять работу или свой статус, он приносит этот негатив домой и начинает «гонять» домочадцев, бьет двери, посуду и т.п. В какой-то степени это снижает напряжение, но не полностью, так как полный выход эмоции возможен только по отношению к тому объекту, который ее вызвал.

В небольших количествах эта защита помогает распределить и перенаправить чувства в безопасное русло, тем самым помогая человеку. Но если замещение выражено сильно, то оно будет приносить проблемы. Причины у них могут быть разные: неполноценное выражение чувства объекту-заместителю (когда часть энергии приходится подавлять), обратная негативная реакция заместителей на человека, который «сливает» на них непонятный им негатив; формирование двойных стандартов; неаутентичное существование (невозможность полноценного самовыражения), которое никак не решает проблему с объектом, вызывающим первоначальные негативные переживания.

Обычно замещение прослеживается с одного внешнего объекта на другой внешний, однако встречаются и другие варианты. Например, аутоагрессия - смещение гнева с внешнего объекта на себя. Смещение же с внутреннего объекта на внешний называется проекцией.

8. Проекция. Это защитный механизм, при котором свои негативные переживания и мысли мы накладываем на другого человека (других людей или даже целые события в жизни) с целью оправдать и защитить себя и свое отношение к нему (к ним). Проще говоря, это происходит, когда мы судим о других по себе, лишний раз убеждаясь, что мы правы. Проецируя на других то, что происходит в нас (обычно это негативные чувства и мысли), мы ошибочно приписываем это другим людям (событиям), защищая себя от собственного негатива. В небольших количествах проекция помогает переместить негатив с себя на других, но в большинстве случаев проекция осуществляет отрицательную функцию в жизни человека. Двойные стандарты, отсутствие саморефлексии (критики своего поведения), низкий уровень осознанности, перенос ответственности на других людей - все это провоцирует нас создавать еще больше проекций, которые усиливают эти негативные процессы. Получается замкнутый круг, который препятствует решению настоящих проблем, лежащих в нашем внутреннем мире.

При хронической проекции мы будем обвинять наших близких или других людей в их несостоятельности, гневе, недостойном к нам поведении, будем постоянно подозревать их в предательстве. Негативным следствием такой защиты является желание исправить внешний объект, на который спроецировано что-то негативное, или вообще избавиться от него, чтобы таким образом покончить с вызванными им чувствами.

Проекция - одно из основных качеств подозрительных людей, паранойяльных личностей и истероидов. Не доверяя себе из-за низкой самооценки и отсутствия самоуважения, они (мы) перекладывают недоверие как качество личности на других людей и делают вывод, что другие люди ненадежны и могут в любой момент предать, подставить, изменить (один из механизмов, формирующих патологическую ревность).

Проекция как защита является частью глобального механизма восприятия окружающего мира.

Решение. Уменьшать проекцию как защиту необходимо, начиная с развития навыка чувственной саморефлексии. Умение распознавать свои эмоции и чувства будет автоматически нас страховать от выраженной проекции. С помощью него мы будем понимать, где наши чувства и мысли, а где чужие. Это даст возможность правильно их выразить, без вреда самому себе и окружающим. Выраженная проекция гнева и недоверия разрушает любые отношения, так как люди, которых мы в своей проекции постоянно подозреваем в том, чего они не совершали и обвиняем в том, о чем они даже и не думали, попросту не будут понимать нас и в итоге разочаруются в нас.

9. Интроекция (идентификация, отождествление). Это обратный процесс проекции, когда мы приписываем себе чужие чувства, эмоции, мысли, поведение, сценарии, алгоритмы восприятия. Также как и проекция, интроекция является не столько защитным механизмом, сколько необходимым процессом взаимодействия с реальностью. В детском и подростковом возрасте она является необходимым механизмом обучения, когда ребенок копирует поведение взрослых, перенимая нужные адаптивные способы восприятия и поведения в реальности.

Относительно адаптивную роль несет интроекция с героями, супергероями, сильными личностями - с одной стороны она помогает развить сильные качества, с другой - лишает нас своей индивидуальности и дает ложные представления о всемогуществе, что неизбежно ведет к возникновению опасных ситуаций, с которыми мы не справляемся, сильно переоценив свои возможности.

Патологическое влияние. Интроекция растворяет нас в обществе. Отождествление с героями фильмов или книг не только подавляет нашу индивидуальность, но и переносит нас в чужой и нереальный мир иллюзий и надежд, где все сбывается, где люди не умирают, где есть идеальные отношения, идеальные люди, идеальные события. Когда же мы с таким глобальным отождествлением возвращаемся в реальность, мы неосознанно стараемся вести себя соответствующим образом (но у нас это не получается, т.к. супергерои и т.п. - это вымышленные персонажи), требуем от реальности и других людей идеального отношения к себе, ожидаем, что наши интроецированные надежды сбудутся, и тем самым еще дальше отбрасываем себя от реальные достижения реальных результатов. Все это в целом формирует глубокое чувство неудовлетворенности, и в итоге - разочарования. Когда так делает каждый, то уровень неудовлетворенности как зараза распространяется на большую часть общества, превращая ее (неудовлетворенность) в нормальное положение вещей.

Когда идентификация с идеальным объектом происходит осознанно, то связь интроекта с ним сохраняется все время. Ловушка в том, что, если пример подражания исчезает или видоизменяется (например, перестает быть героем), автоматически вся система интроекции в нас рушится. Это может привести к горю, депрессии, к сильному снижению самооценки, которая большей частью строится на идентификации с нашим героем.

Решение.

а) Проанализировать наличие и выраженность работы патологической интроекции в жизни.

б) Научиться разделять свой внутренний мир (эмоции, чувства, поведение) и мир других людей (их чувства и поведение).

в) Понять, что интроект никогда не будет полностью встроен в нашу психику, это будет внешний объект внутри нас, то есть сформируется новая субличность, которая будет лишний раз раскалывать нас на части.

г) Принять идею о том, что у каждого человека свой путь развития - уникальный и индивидуальный; примеры других нужны нам лишь для собственного обучения, а не для копирования в нашу собственную жизнь их личностей, черт характера, сценариев поведения и ожиданий.

д) Помнить о том, что отождествление с идеальным обязательно привнесет в жизнь неудовлетворенность, разочарование, растворит в толпе подобных подражателей.

е) Бороться с размытостью собственных границ через усиление своего «Я», повышать самооценку, накапливать знаний о себе и сформировать последовательное поведение и мировоззрение.

10. Реактивные образования. Для этого защитного механизма характерно подавление одного чувства (эмоции, переживания), которое неприемлемо или запрещено для выражения (обществом, самим человеком), другим прямо противоположным по смыслу чувством (эмоцией, переживанием), которое намного превосходит по выраженности первое чувство.

Сложность устройства жизни часто ведет к двойственному (амбивалентному) восприятию других людей, событий, самого себя. Но подобная противоречивость не воспринимается нашим сознанием ни в чувствах, ни в информации, мы сразу же пытаемся любыми способами от нее избавиться. Одним из этих способов являются реактивные образования, усиливающие одно чувство до той степени, пока оно не станет вытеснять прямо противоположное ему.

Например, когда есть два противоречивых чувства - неприязнь с одной стороны и любовь с другой стороны, - то реактивные образования могут сработать в любую сторону. Как в сторону неприязни, усиливая ее до ненависти и выраженного отвращения (что позволяет с легкостью подавить любовь к человеку и зависимость от него), так и в сторону любви, которая станет носить характер одержимости, суперзависимости (сексуализация, идеализация, морализация этого человека), при этом полностью подавляя неприязнь и презрение. Однако этот механизм не решает проблему, поскольку противоположный полюс периодически дает о себе знать (проявляется в словах или в поведении прямо противоположном основному), так как он никуда не исчез, а лишь перешел в бессознательное.

Защита может работать хоть всю жизнь, при этом ее выраженность со временем может уменьшиться. Работает защита и в случае симбиоза или привычки к другому человеку. Для того что бы его покинуть или попытаться покинуть, люди неосознанно развивают прямо противоположные негативные чувства ко второму участнику симбиоза (как правило, это родители). У подростка это может проявляться в резкой смене отношения к родителям, которых он еще недавно любил, происходит переход в оппозицию к ним, проявляются неприязнь и неуважение - все ради желания выделить свое «Я», стать более взрослым и независимым, выбраться из симбиотических отношений (подобную ситуацию можно рассматривать как вариант нормы).

Защита при помощи реактивных образований может включаться не только тогда, когда у нас есть два амбивалентных (противоречивых) чувства к человеку или событию, но и в случае наличия одного чувства, чье проявление, однако, крайне нежелательно, порицается обществом, собственной моралью или любыми другими запретами. Автоматически это чувство может переключиться на противоположное, которое приемлемо для общества и собственной морали, а также не блокируется другими запретами.

Примеры. Гомофобия у мужчин, которые подсознательно склонны к гомосексуальным желаниям (здесь есть исключения). Стокгольмский синдром, при котором ненависть и страх у заложников к их захватчикам сменяется на понимание, принятие и даже любовь к ним (достаточно редкое явление). Высказывание «от любви до ненависти один шаг» как раз описывает работу этой защиты. Часто данная защита проявляется в патологических отношениях, где между супругами или партнерами существует вражда, много конфликтов и противоречий, но реактивные образования, подавляя негатив, превращают эти отношения в страстные, зависимые, насыщенные любовью, вплоть до одержимости друг другом. Как только у одного из участников пропадает начальное подавленное чувство (гнев, презрение, не переключившиеся в противоположную сторону), то отношения сразу же разрушаются, поскольку любовь и зависимость уходят в одночасье. Подобное бывает редко, потому что такие отношения обычно носят садо-мазохистский характер (в психологическом, не в сексуальном понимании этого слова), а они, как известно, являются самыми крепкими отношениями на земле, несмотря на свою полную патологичность, поскольку каждый дает другому то, в чем он нуждается.

Решение.

а) Как обычно, первое, что нужно сделать - это проанализировать, исходя из полученной выше информации, свою жизнь на предмет наличия в ней данного типа защиты.

б) Нужно начинать работать не с выраженного чувства, которое в данный момент проявляется, а с начального, противоположного ему, которое подавлено.

в) Прорабатывать подавленное чувство нужно аккуратно, иначе оно попросту может перевернуть защиту в противоположную сторону, поменять полюс (любовь перейдет в ненависть, но зависимость останется, т.е. придется всю жизнь ненавидеть, чтобы удерживать свою любовь).

г) В случае наличия двух чувств нужно либо выбрать сознательно одно, отказавшись от подавления другого, либо создать компромиссный вариант.

На этом список основных видов М.П.З. окончен, однако существуют и другие разновидности защит, которые являются лишь отдельными случаями работы вышеперечисленных, но о которых стоит знать для более эффективной работы над неврозом.

Диссоциация - это группа различных механизмов защиты, в результате которых от ощущения собственного «Я» (Я-осознание) отщепляется какая-то часть информации, чувственной или когнитивной, которая нежелательна, негативна и содержит в себе стрессовые факторы (восприятие реальности и себя в ней, времени, память на некоторые события).

Иначе говоря, диссоциация - это дезинтегрированная работа различных психических функций, которые как бы расщепляются (диссоциируют) от нашего «Я».

Примеры : раздельная работа мышления и чувств при интеллектуализации; активное забывание некоторых негативных событий; ощущение того, что события моей жизни в настоящем (прошлом) происходят (происходили) не со мной.

Для диссоциации характерно изменение ощущения жизни она становится чуждым, другим миром. Изменение восприятия себя - человек видит себя «как чужого», характеризует себя как «сам не свой», Нарушенная идентификация с самим собой, с окружающим миром либо с определенными событиями. Стоит также отметить, что вышеперечисленные состояния могут происходить не только по причине диссоциации.

Смирение . Если оно выражено сильно, то представляет собой самоуничижение и рабскую покорность. Человек становится полным конформистом, при этом он получает множество поощрений от общества, поскольку смиренные люди выгодны для других - они послушны, покорны, не противоречат, во всем соглашаются, легко управляемы и т.п. Взамен на свое поведение смиренный человек получает уважение, похвалу, положительную оценку. При этом у человека происходит подавление своего «Я», подстройка, избегание конфликта с обществом.

Морализация - это приписывание моральных качеств (которых в реальности нет) значимому для нас человеку для его оправдания в наших глазах. При этом такой человек чаще всего не придерживается высоких моральных принципов, которые мы ему приписываем. Мы это делаем затем, чтобы избежать или подавить чувства презрения, отвращения или гнева, испытываемые нами по отношению к нему.

Поворот против себя или аутоагрессия . Этот способ подразумевает смещение направления агрессии с объекта, к которому она предназначена (виновник, причина гнева), на самого себя, поскольку первоначальный объект либо недоступен для выражения гнева, либо выражения негатива к нему запрещено моральными принципами (например, если это близкий человек: подруга, друг, супруга и др.). Замещение в таких ситуациях обычно смещается с внешних объектов на самого себя. Несмотря на деструктивный характер защиты (физическое и психическое самонаказание, самоуничижение), человеку становится легче в сравнении с первоначальной стрессовой ситуацией, вызвавшей эту защитную реакцию. Может относиться к таким механизмам как реактивные образования и смещение.

Сексуализация. Данный механизм защиты похож на морализацию, только с целью защитить объект от своих же негативных чувств (презрения, отвращения, гнева) и мыслей. Объекту предается особое сексуальное значение, вплоть до сильного повышения сексуального влечения к нему. Часто это наблюдается после измен супругов (партнеров), о которых они знают. Относится к механизму реактивных образований.

Сублимация. Это группа различных механизмов, общей чертой которых является перераспределение энергии от патологических желаний и потребностей к нормальным - социально приемлемым и адаптивным. Также энергия при помощи сублимации может перераспределяться из запрещенных би

Жизнь человека состоит не только из приятных и радостных моментов. Стресс, напряжение, неприятности на работе и дома – все это также неизбежно окружает нас. Это, казалось бы, должно сделать существование человека невыносимым, но нет, мы переживаем проблемы, стараемся договориться с собой. Здесь на помощь к нам приходят механизмы психологической защиты личности.

Что это такое

Понятие психологической защиты ввел в науку всемирно известный психолог . Именно он заметил, что в трудные моменты человеку приходят на помощь особые психологические механизмы, благодаря которым уменьшаются переживания, тревога, приходит ощущение облегчения.

Важно отметить, что функции психологической защиты в целом положительны, так как оберегают человека от лишних переживаний, устраняют напряжение, помогают сохранить уважение к себе. Но если это комфортное состояние фиксируется надолго, то не исключен самообман или неверное восприятие действительности.

Разнообразие способов

В настоящее время наиболее изучаемыми оказались следующие виды психологической защиты:

  • Вытеснение.
  • Отрицание.
  • Регрессия.
  • Компенсация.
  • Рационализация.
  • Реактивное образование.
  • Обесценивание.
  • Фантазирование.
  • Изоляция.

При подробном рассмотрении, наверное, каждый человек сможет узнать приемы, которые использовала его психика в качестве защиты.

Вытеснение. При данном виде защиты травмирующие обстоятельства или неприятная информация переходят из сознания человека в подсознание. Но проблема никуда не уходит – она остается в психике, сохраняя эмоциональное напряжение и отражаясь на поведении человека.

Так, например, вытеснение как психологическая защита личности очень ярко проявляется у людей, переживших насилие. Эмоциональное потрясение от пережитого бывает настолько сильным, что травмирующее воспоминание отправляется глубоко в подсознание. Таким образом, если мы неоднократно что-то забываем, то стоит спросить себя, действительно ли нам нужна эта информация.

Но иногда вытесненное воспоминание проявляет себя. Особенно ярко это выражается в поведении человека. Например, женщина, пережившая насилие, может проявлять недоверие, тревогу и даже страх, общаясь с мужчинами. Иногда вытесненная информация выходит наружу в описках, оговорках, обмолвках и т.п. Психосексуальные нарушения или психосоматические болезни также могут появляться вследствие вытеснения.

Отрицание. Впервые этот механизм проявляет себя еще в раннем детстве. При отрицании информация, приводящая к внутренней дисгармонии или к тревоге, не воспринимается.

Например, большинство людей, имеющих какую-либо вредную привычку, готовы отрицать очевидные факты неутешительной статистики. Ведь их согласие с ними означало бы осознание того, какой урон они причиняют своему здоровью.

Также отрицание помогает уйти от обстоятельств, которые могут травмировать. Например, боясь проиграть, человек избегает участия в соревнованиях.

Регрессия. При этом виде психологической защиты человек, дабы избежать тревоги, реагирует на происходящее так, как делал бы это на более раннем этапе жизни. Так, у взрослых людей отмечают детское поведение, излишнюю сентиментальность, инфантилизм. Все это присутствует, когда «Эго» не желает признавать существующую реальность.

Идентификация. Привлекая этот способ психологической защиты, человек перенимает характерные особенности личности и поведения другого индивидуума.

Так, будучи недостаточно храбрым, человек отождествляет себя с мужественной личностью. Тем самым он добивается уверенности в себе и роста в собственных глазах. Например, ребенок, который испытывает страх перед родителем, бессознательно желает быть на него похожим.

Компенсация. В этом случае человек прикладывает огромные усилия, чтобы добиться успеха там, где он наиболее уязвим. Также компенсация проявляется, когда тревожащие обстоятельства преодолеваются с помощью сверхудовлетворенности в других областях.

Например, некрепкий физически или трусливый человек, которому сложно дать прямой ответ на угрозу, пытается унизить обидчика при помощи своего ума или изворотливости, тем самым находя удовлетворение.

Проекция. Механизм данной защиты заключается в переносе мыслей, чувств, поступков, которые не принимаются в себе человеком, на кого-либо другого. Так, пословица «В чужом глазу соринку видит, а в своем бревна не замечает» ярко иллюстрирует этот способ защиты. Обвинение окружающих в своих неудачах и проблемах также происходит в рамках проекции.

Замещение. Это механизм, при котором происходит выплеск эмоций (чаще всего злости, гнева) на наименее опасные объекты, чем те, которые спровоцировали их.

Замещение можно часто наблюдать в обыденной жизни. Зачастую люди просто не имеют возможности наказать того, кто их обидел, обошелся с ними несправедливо. Яркий пример замещения, когда человек, недовольный или обиженный начальником и не имеющий возможности ему это высказать, придя домой, переносит свое негодование на жену, детей.

Рационализация. При этом виде психологической защиты индивид старается логически объяснить свои оплошности и неудачи. И случается, что он убеждает и самого себя, и близких людей в том, что все хорошо.

Например, женщина, от которой ушел муж, говорит себе и друзьям, что он мало работал, не помогал ей, имел скверный характер и много курил. Как говорят: «Не очень-то и хотелось».

Также пример рационализации можно увидеть в басне «Лиса и виноград», когда, глядя на прекрасные ягоды и не имея возможности их сорвать, Лиса начала уговаривать себя, что виноград еще зеленый.

Реактивное образование. По Фрейду, этот защитный механизм срабатывает, когда есть вероятность того, что в сознание могут вернуться вытесненные ранее желания, мысли, недопустимые для окружения или самого индивида. Тогда человек начинает себя вести противоположно этим недозволительным побуждениям.

Например, чрезмерная любовь мужчины к женщине может быть трансформирована в ненависть к ней же. Или мужчина, имеющий гомосексуальные наклонности, может проявлять себя как ярый сторонник исключительно гетеросексуальных чувств.

Таким образом, реальность очень сильно искажается, и трудно понять истинное отношение человека к той или иной ситуации. Ведь недоброе отношение может быть на самом деле следствием сильных, порой неразделенных чувств.

Сублимация. Данный вид психологической защиты подразумевает преобразование изначально сексуальных импульсов в иные, приемлемые в обществе.

Например, молодой человек, имеющий склонность к или даже садизму, может реализовывать свои желания в написании литературных произведений, картин, а также занимаясь спортом. Таким образом свои наклонности он сублимирует в принятую обществом и полезную деятельность. З. Фрейд в своих работах отмечает, что сублимация сексуальных импульсов стала основой культурного движения на Западе.

Обесценивание. Описанные выше способы и приемы психологической защиты относительно гуманны по отношению к внешнему миру. Обесценивание – наоборот, один из самых жестких способов защиты по отношению к окружающим.

Человек, который недооценивает или даже обесценивает себя, желает унизить все свое окружение. Именно таким образом он спасает свою самооценку.

Этот механизм можно чаще всего наблюдать среди молодежи, ведь именно в юношеские годы люди чаще всего имеют заниженную самооценку. В этом нередко кроется причина ироничного, недоброго отношения молодых людей друг к другу и остальным окружающим.

Фантазирование. Для этого способа защиты характерно то, что человек живет в иллюзорном, нафантазированном мире. Благодаря фантазиям смягчается неуверенность в себе, тревога. В своих фантазиях такие люди могут быть победителями, богатыми, удачливыми в личных отношениях.

З. Фрейд отмечал, что счастливые люди либо никогда не фантазируют, либо делают это очень редко. Удовлетворенному человеку это просто не нужно. В результате может случиться так, что человек станет жить в нереальном, придуманном мире.

Изоляция. При этом способе защиты происходит разделение человеком своей личности на две и более. Одна из них отделяется, а именно та, которая вызывает дискомфорт, напряжение.

Ярким примером такой формы психологической защиты является поведение ребенка, который сделал что-то нехорошее, а затем «превратился» в иную личность (игрушку, сказочного персонажа и т.д.) и сознается, что видел, как мальчик сделал что-то плохое, а он не виноват.

Классификация

При классифицировании способы психологической защиты делят на зрелые и примитивные. К зрелым относят сублимацию, фантазирование, регрессию и др., а к примитивным – отрицание, проекцию, обесценивание и т.п.

Свое разделение защит предлагает Б.Д. Карвасарский. Он делит их на четыре группы.

Первая группа. В нее попадают механизмы, которые не перерабатывают информацию, но могут ее вытеснять, подавлять, блокировать, отрицать.

Вторая группа. Сюда относят виды защит, которые искажают содержание мысли, переживаний человека (рационализация, проекция, изоляция, идентификация).

Третья группа. В эту группу входят те виды защит, благодаря которым происходит эмоциональная разрядка. Наиболее ярким примером является сублимация.

Четвертая группа. К ней относят те виды защит, которые позволяют манипулировать (регрессия, фантазирование, идеализация, обесценивание).

Значение

Можно выделить две общие характеристики, которыми наделены методы психологической защиты:

  • Они работают на подсознательном уровне.
  • Они деформируют, отметают, искажают окружающую реальность.

Человеком чаще всего используются одновременно разные приемы психологической защиты, чтобы наиболее эффективно уберечь себя от того, что травмирует, беспокоит, тревожит.

Благодаря исследованиям было выяснено главное: психологические защиты — это совершенно нормально. Во многом благодаря им человек во внешнем мире, находит гармонию с собой, избавляется от тревоги, стресса, напряжения.

А чтобы нивелировать некоторые особенности «работы» психологической защиты, нужно исправлять не поведение человека – необходимо устранять последствия травмы, из-за которой активизировалась защита психики. Автор: Яна Глухова

Механизмы психологической защиты

Описано много механизмов психологической защиты. Охарактеризуем вкратце основные из них:

1. Вытеснение. Это процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Freud подробно описал защитный механизм мотивированного забывания. Он играет существенную роль в формировании симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются другие защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов: а) вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновению фобических реакций. Например, навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения; б) вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

2. Регрессия. Посредством этого механизма осуществляется неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события (например, при рождении второго ребенка малыш первенец перестает пользоваться туалетом, начинает просить соску и т.п.), в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

3. Проекция. Это механизм отнесения к другому лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявляются в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах. Проекция бывает и вредоносной, потому что приводит к ошибочной интерпретации реальности. Этот механизм часто срабатывает у незрелых и ранимых личностей. В случаях патологии проекция приводит к галлюцинациям и бреду, когда теряется способность отличать фантазии от реальности.

4. Интроекция. Это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия между объектами любви и собственной личностью. Порой вместо озлобленности или агрессии по отношению к другим людям уничижительные побуждения превращаются в самокритику, самообесценивание, потому что произошла интроекция обвиняемого.

Такое часто встречается при депрессии.

5. Рационализация. Это защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация - самый распространенный механизм психологической защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

6. Интеллектуализация. Этот защитный механизм предполагает преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств. Интеллектуализация тесно связана с рационализацией и подменяет переживание чувств размышлениями о них (например, вместо реальной любви - разговоры о любви).

7. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса является важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста - стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности - грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

8. Реактивное формирование. Этот защитный механизм подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство от-вержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

9. Отрицание. Это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Примитивный механизм отрицания в большей мере характерен для детей (если спрятать голову под одеялом, то реальность перестанет существовать). Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

10. Смещение. Это механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или другие объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Похожие публикации