Сочинение на тему дорога чести князя андрея по роману «война и мир. Сочинение на тему «Дорога чести» Андрея Болконского (по роману Л.Н

Разделы: Литература

Тип урока: Классический. Урок закрепления знаний, умений и навыков анализа художественного текста.

Форма урока: Эвристическая поисковая беседа.

ТЕМА УРОКА: “Дорога чести” князя Андрея Болконского” (Слайд 1)

  • “Иди с Богом своей дорогой. Твоя дорога-это дорога чести.” (Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3, ч. 2, гл. 16.)
  • Нравственный путь князя Болконского-это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни”. В.Е.Красовский, кандидат филол. наук, доцент МГУ им.М.В.Ломоносова.

Цель урока: (поставлена перед изучением всей темы по творчеству Л.Н.Толстого-это главная цель при изучении литературы в старших классах.)

  • Учиться анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока.
  • Воспитывать хорошего читателя, научить видеть глубину художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетические наслаждения.
  • Формировать знания для успешной сдачи экзаменов. Научить видеть в книге инструмент познания жизни, а не просто учебное пособие.

Задачи урока:

  • Учить учащихся анализировать художественный текст, выдепять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, отбирать материал по теме.
  • Развивать умения учащихся читать, воспринимать, анализировать художественный текст.
  • Приобщить учащихся к сложным духовным поискам главного героя.
  • Осмыслить тему и строго соблюдать её границы, подготовить учащихся к сочинению на данную тему.

Оборудование:

  • Цветная фотография Л.Н.Толстого, выполненная С.М.Прокудиным-Горским.
  • Иллюстрация к роману “Прощание Н.А.Болконского с сыном”. Д.А.Шмаринова.
  • Художественный фильм по роману “Война и мир” (кадры “Сватовство князя Андрея”, “Андрей и Пьер в сцене на мосту “(спор).

Ход урока

Организационный момент. (Проверка наличия художественных текстов, тетрадей и т.п.)

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала (сообщение темы, задач, плана урока) (слайды 2,3,4)

Каждый урок по творчеству Л. Н. Толстого мы начинаем сообщением из истории одного щедевра. (слайд 5)

(Рассказ учащихся о фотографии Л. Н. Толстого.)

При жизни Льва Николаевича Толстого его портреты писали многие известные художники: Репин, Щербаков, Ге, а вот эта цветная фотография, единственная прижизненная фотография писателя. Она вполнена Сергеем Михайловичем Прокудным-Горским, профессором химии Санкт-Петербургского технологического института. Это был единственный в России учёный, занимающийся научной разработкой вопросов цветной фотографии, исключительно тогда новинкой. Он приехал в Ясную Поляну по поручению журнала “Записки Императорского русского технического общества” и пробыл там два дня. Фотография была сделана 23 мая 1908 года. Снимок появился через несколько дней в Петербурге в августовской книжке журнала. Важнейшая часть работы зпключалась в синтезе цветов. Под опубликованным в журнале снимком была собственная подпись Толстого: “Лев Толстой. 23мая 1908 год. Ниже - авторская подпись: “ С натуры. Прокудин - Горский.”

Вдумаемся в название темы урока “Дорога чести”.

Какое значение слова честь мы читаем в словаре Даля? (слайд 6)

“Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.”

Какие слова-синонимы можно подобрать к слову честь?

Честь-честный-честолюбие-достоинство

Что значит быть честолюбивым? (Это значит стремиться, и добиться высокого положения, жаждать известности и славы.)

А русская пословица гласит: “Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает”.

Значит, “дорога чести” - это дорога стремления к высокой цели, правде, прямоте, добросовестности моральных и этических принципов.

А бывает ли всегда дорога ровной и гладкой?

Значит, “дорога чести” - это дорога, порой, через ухабы, ямы, подъёмы.

В романе “Война и мир” рядом с именем Андрея Болконского в авторской речи всегда стоит слово “князь”: князь Андрей, князь Андрей Болконский.

Почему Болконский всегда называется с титулом и никогда, в авторской речи, просто по имени? (князь - слово многозначное.

В России почётный наследственный дворянский титул. Пожалование княжеским титулом ввел Петр I в начале 18 века.)

Значит князь – наследник отца, князь Андрей - наследник Николая Андреевича Болконского, который, умирая, думает о судьбе России.

Какие слова были последними у Н.А. Болконского? (погубили Россию).

Имя Андрей означает храбрый, мужественный. Апостол Андрей - ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси (о главных заповедях христианства много говорилось при изучении творчества Достоевского.)

Известны слова Толстого, сказанные им в беседе с Русановым: “У меня есть лица списанные и несписанные с живых людей, первые уступают последним; несписанные ближе мне.” Князь Андрей – вымышленный, несписанный герой. Толстой отшлифовал детали образа, чтобы вписать его в типичный фамильный клан, где прототипами являются реальные люди. Андрею предшествовал граф Зубцов, и большинство его черт было взято у князя Волконского (фамилия известна среди декабрисотв), только потом Толстой назовет его Болконским.

Какова же жизнь через ошибки к высоким, моральным и этическим принципам сына, достойного своего отца, храброго, мужественного, пришедшего к заветам христианства Болконского? (проблемный вопрос).

Один из современных литературоведов Красовский отметил (обращаемся ко 2-му эпиграфу). (слайд 7)

Когда мы впервые встречаемся с Болконским на страницах романа? -Каков он? Что думает? (т. 1, ч. 1, глава 3-4). (ответ уч- ся).

Кто говорит эти напутственные слова князю Андрею? Перескажите этот эпизод из текста

А какой из эпизодов “Войны и мира” изображен на этой иллюстрации Прощание отца с сыном перед уходом в армию)

Кто мне может передать содержание этого эпизода?

Похожи эти два наказа? Похожи!

(Теперь Кутузов на правах отца дает напутствие князю Андрею.)

А где еще в литературных произведениях, изученных нами, отец-дворянин дает сыну наказ сохранять честь, беречь честь? (Пушкин “Капитанская дочка”.)

Давайте проведём параллель:

“Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал - скверная должность. И помни одно, князь Андрей…(слайд 9)

“На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся… береги честь…

В понятие чести у дворян входило отношение к службе, служба царю и отечеству.

Князь Андрей в армии с донесением от Кутузова, он в Брюнне (ответ учащихся).

По приезде в армию он просит Кутузова остаться в отряде Багратиона, но Кутузов отвечает: “Хорошие офицеры мне самому нужны”, но всё же Болконский настоял на своём и явился к Багратиону.

“Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер” ,-подумал Багратион. Встреча с героем Шенграбенского сражения капитаном Тушиным показала князю Андрею, кто истинные герои войны (ответ учащихся).

Записать в тетрадь: Духовный кризис после ранения под Аустерлицем, мечты о славе и даже сам Наполеон, который был для князя Андрея эталоном великого человека, кажутся ему теперь бесконечно малыми величинами по сравнению с “высоким, справедливым и добрым небом”. Болконский понимает ничтожность своей мечты о военной славе и ничтожность стремления человека к эгоистическому счастью.

Встреча с Пьером (т. 2, г. 2, гл 11,12)

Болконский возвращается в Лысые горы. Что его здесь ждёт? (смерть жены (символ погасшей свечи))

Какое чувство он испытывает перед Лизой? (вины)

(Это чувство долго преследует его.)

Что решает Болконский? /жить для себя и своих близких, воспитывать сына/.

Чувство вины - это основное, с чем живёт Болконский. И только приезд Пьера, разговор, спор с ним преобразил князя Андрея.

Вы помните, о чём спорят Пьер и Андрей? (о добре и зле, о смысле жизни, о самопожертвовании, т.е. о вечном, о самом главном. Что говорит Пьер? (учащийся) “Надо жить…”) (кадр фильма)

Что поразило Пьера в Болконском? Как князь Андрей преображается в конце их беседы (подготовить индивидуальный ответ т. 2, ч. 2, гл. 11,12).

Князь Андрей два года живёт в деревне. Что он делает, какие преобразования ввёл?

(Одно имение в триста душ перечислил в вольные хлебопашцы, в других барщину заменил оброком, священник обучает крестьянских детей, выписал бабку для помощи родильницам, читает, занимается и составляет проект об изменении военных уставов и постановлений).

Поездка в Отрадное, “встреча с дубом” (т. 2, ч. 2 , гл.23)

По делам опеки весной 1809 году князь Андрей едет в рязанские имения сына…

Поездка в Отрадное, встреча с Наталией, ночной разговор! В душе Болконского намечается перелом: он чувствует себя помолодевшим, возродившимся к новой жизни. Символом этого возрождения стал дуб.

Возвратившись из этой поездки, князь решает ехать осенью в Петербург (работа со Сперанским т. 2, ч. 3, гл. 4-6,18.)

На бале князь Андрей встречает Наташу Ростову. Он снова собирается “жить для себя” а не для “призрачного благоустройства человечества”. (слайд 11)

Он ездит к Ростовым, слышит пение Наташи. Проходит его презрение к жизни, его разочарование. Толстой отмечает, что князь Андрей казался и был совсем другим человеком. Где была его тоска?

А задумывались ли вы над тем, почему трагичной оказалась любовь Андрея и Наташи?

Не мужской ли эгоизм Болконского тому причина?

Что знает Болконский твёрдо? (учитель). Он любит Наташу. Хорошо воспитанный, почтительный сын, он едет в Лысые горы и спросит у отца согласие на брак. Надо побыть с отцом, сестрой, сыном - всё правильно, во всех поступках он безупречен. Единственное он не почёл нужным сделать - так, пустячок, предупредить Наташу. А она ждёт, что только не думает. Свадьба отстрочена на год. И опять Болконский всё знает, знает, что выдержит разлуку, знает всё о себе, но в который раз забывает подумать о близком любящем человеке. Это мы и называем эгоизмом.

Княжна Марья главным недостатком брата считает его гордыню. (Наташа говорит матери: “Я его боюсь” (просмотр отрывка из художенственного фильма “Война и мир” “Сватовство Болконского”).

Мастер эпизода, Толстой очень точно показывает здесь эгоизм Болконского. А удалось ли режиссёру Сергею Бондарчуку и киноактёру Вячеславу Тихонову передать эту черту характера героя?

Что главное в Болконском разум или чувства, расчёт ума или сердца.

Разрыв с Наташей (анализ гл. 21, ч.3, т.2) Разрыв с Наташей стал причиной нового и, пожалуй, самого острого душевного кризиса Андрея Болконского. Измена Наташи “тем сильнее поразила его, чем старательнее скрывал он ото всех произведённое на него действие!” Болконский хочет встретить Анатоля, мечтает о дуэли. Злоба, неотмщённое оскробление, отравляли “искусственное спокойствие, которое Андрей попытался найти в военной службе”

Война 1812 г. В судьбе Болконского (т.3, ч.2) (Сообщения учащихся.)

  1. Гл.5. Князь Болконский в начале войны.
  2. Гл.24. Болконский накануне сражения, его настроение, мысли.
  3. Гл.25. Нервическое раздражение и волнение Болконского, мысли о войне и о Наташе.
  4. Гл.36. Полк князя Андрея в резерве. Ранение. Перевязочный пункт.(слайд 12).
  5. Гл.37. Умиленное настроение Болконского на перевязочном пункте.

“Ему хотелось любить той новой чистой божеской любовью. Т.3ч., 3 гл.31.(учащиеся) Т.3, ч.3, гл.32. (учащиеся)

“Любовь - есть Бог и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему её вечному источнику”, - думает князь Андрей, чувствуя, что умирает (слайд 13).Сознание отчужденности от жизни не покидает его. Прежде он боялся конца, а теперь уже не понимал его. Уже во сне он увидел смерть. Это и был знак приближения начала конца. Его исповедовали, причастили, он благословил и попрощался с сыном. “Кончилось”, - сказала княгиня Марья, когда тело его, неподвижно холодея, лежало перед ними”.

Закончилось “дорога чести” князя Болконского.

Проблемный вопрос.

Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского “дорогой чести”, и как эта мысль Толстого в Романе “Война и мир” сочетается с его представлением о том, как жить, чтобы жить честно” (ответ ребят). Спокойность к духовной эволюции черта любимых, духовно близких автору героев и, конечно, князя Андрею Болконского. (слайд 14). Чтобы жить по-настоящему, надо любить и страдать - вот нравственная доминанта романа “Война и мир”.

Князь Андрей путался и ошибался, пытаясь разрешить вечные вопросы жизни:

Что дурно?

Что хорошо? Как жить?

Что надо любить, а что ненавидеть.

Что такое жизнь, что смерть?

Непрекращающая работа души, вечной поиск - это печать избранных, признак одарённости, внутреннего благоустройства.

Интереснейшая интерпретация образа Андрея Болконского содержится в недавно вышедшей книге Б.Бермана. “Сокровенный Толстой”. “Князь Андрей, в образе и судьбе которого Толстой уже давно решил личную проблему истинного величия человеческого, мало-помалу в процессе творчества возносится над людьми, и в конце романа, явив образ небесно-земного величия, окончательно становится “личным Богом”, центром ближайшего духовного тяготения, воплощением “духовного солнца” самого Толстого.

Работа по опорному положению темы. Жизнь Болконского можно представить в виде ломаной линии. Нижние точки-моменты духовного и душевного кризиса героя. Верхние - эмоционального и морального взлёта. (канва сочинения) (слайд 15)

Д/з. (слайд16)

1. Пьер в салоне Шерер.

2. Пьер на именинах Наташи.

3. Пьер возле умирающего отца.

4. Пьер I в томе романа “Война и мир”.

Согласны ли вы со словами Пьера:

“Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…”.

Текст сочинения:

Благородным и честным человеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого Война и мир. Для него понятия жизни и чести были неразделимы. Князь Андрей был честен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.
Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, взрослым ребенком, который так же чужд свету, как сам князь Андрей.
Решение пойҭи на войну Болконский принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая отечество, но была и другая причина: желание порвать с привычным кругом, найҭи иную жизнь, отличную от той, которую он вел прежде.
В своих ҭщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбен-ского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив честолюбивых порывов. Смерть, раны, личная жизнь все откатывается на второй план. На переднем плане лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, мечты, мечты!) никогда не забудуҭ его подвига...
Послушная судьба (а точнее олицетворяющая ее рука великого писателя) предоставила честолюбивому князю такую возможность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных собыҭий, и высокое небо с невзрачными серыми облаками заставило его ощуҭить свою ничтожность перед вечностью. Ощуҭил он также и еще большее ничтожество смерҭи. И даже Наполеон, на фоне этого вечного неба, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.
Болконский, вернувшись домой, решил больше никогда не служить в войсках. Стал уповать на спокойную семейную жизнь. Но это совсем не значиҭ, что в нем пошатнулись понятия чести и благородства. Именно эҭи качества позволили ему устремить свои мысли к вечности и любви. Об этом они много беседовали с Пьером Безуховым. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым, и по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек внимание князя тем, что на нем не было ни единого зеленого листика. Дуб как бы олицетворял собой финал жизни. Возле этого дуба князь Андрей пришел к философскому выводу, что он, человек, равно как и дерево, должен доживать свой век также несуетливо и терпеливо. Главное не приносить никому зла и не требовать к себе участия.
Но вскоре его жизнь круто изменилась: он встретил и полюбил Наташу Ростову. Возвращаясь от Ростовых, князь заметил, что старый дуб зазеленел, и это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Болконский занялся законодательной работой, но вскоре к ней охладел. Из всех чувств, посетивших его душу в день встречи с Ростовыми и вековым деревом, теплилось только чувство любви к Наташе. Но князь Андрей был человеком чести и не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию и во время Бородинского сражения получает ҭяжелое ранение. На перевязочном пункте он встретил Курагина, тоже ҭяжело раненного, вспомнил Наташу, но почувствовал не раздражение, а любовь и сострадание к эҭим людям. Болконский в минуҭы собственного страдания понял, за что и как Бог любиҭ людей, и слезы умиления обожгли его воспаленные щеки. В этот миг князь Андрей любил всех людей на земле, не разделяя их на близких и врагов. Тогда же он пришел к мысли, что смерть пробуждение от жизни.
Я уверен, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощуҭил князь Андрей в криҭический моменҭ своей жизни, это чувства, доступные далеко не всем людям, находящимся в одинаковых условиях с Болконским. Эҭи чувства могуҭ возникнуть только в честной, благородной душе. Человек, для которого понятия чести ничего не значат, никогда не прозреет душой, никогда не заплачет о родном и невозвратном.
Сложен и противоречив путь Андрея Болконского. Он был не идеалом добродетели. Жил для себя. Гордыня мешала ему проявить великодушие даже к самым близким людям. Но в нем было изначально заложено зерно, которому суждено было прорасти в благоприятных условиях. Это зерно честь. Освобожденная от гордыни честь помогла князю Андрею преодолеть свой эгоизм, сблизила его на войне с простым народом, который тепло назвал его наш князь.
Князь Андрей покинул этот свет в полной гармонии с людьми и с самим собой. Автор романа, проведя своего героя таким сложным путем к вершинам духа, видимо, сам считал, что именно такой путь самый верный из всех людских путей, ведущих к совершенству души. Это путь чести, освобождающейся от гордыни, эгоизма и других недобрых спуҭников нашей жизни.

Права на сочинение "Князь Андрей человек чести" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Честь- это честное имя, достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. В знаменитом романе великого русского писателя Л.Н.Толстого представлено множество героев, каждый из которых обладает своим характером, нравственными принципами и нормами. Многие из них обладают и такими качествами, как честь и достоинство.

Ярким примером чести в романе может служить семья Болконских. Действительно, на первом месте у членов этой семьи стоит долг, честь и разум, они являются патриотами Родины, а их фамилия вызывает в обществе уважение и почёт. Глава семьи, Николай Андреевич - благородный человек с сильным характером. Он одобряет то, что его сын стремится попасть на войну. Его благородство проявляется и во время приближения французов к Смоленску, он не оставляет родовое имение, а решает защищать его до последнего.

Даже, находясь при смерти, разбитый параличом старый князь думает о государстве, о судьбе русской армии и о войне.

Честь и благородство передаются от отца и его сыну - князю Андрею. Андрей Болконский - справедливый человек, не терпящий лжи и лицемерия. Начиная службу, он как многие мечтает стать известным, но, совершив подвиг под небом Аустерлица, понимает, что вёл за собой дивизию, не ради славы, его прежние мечты рушатся, а Наполеон, который был для Болконского кумиром, кажется ему "маленьким, ничтожным" человеком. Благородство князя Андрея проявляется и по отношению к Наташе Ростовой. Он тайно обручается с девушкой и обещает, что если она встретит и полюбит другого человека, то помолвка будет расторгнута и о ней никто не узнает, и сдерживает своё слово. В войне 1812 года Болконский сближается с простым народом, сражается не ради наград, а для защиты своей Родины. Встретившись в госпитале раненого Анатоля Курагина, человека, из-за которого князь Андрей расстался с возлюбленной, он не испытывает к нему ненависти и прощает его. Поднявшись над обидой, он прощает и Наташу, по-прежнему испытывает горячую любовь к девушке.

Человеком, обладающим честью, является и Пьер Безухов. Ведь не зря князь Андрей, презирающий всё светское общество, только Пьера считает искренним, "живым" человеком и своим единственным другом. В отличие от остальных родственников Пьер не гонится за деньгами своего отца и не ждёт его смерти, ради наследства. Он так же, как и его друг, князь Болконский, является патриотом своей страны. Не будучи военным, он стремится помочь русской армии: собирает полк на свои деньги, отравляется на место сражения - Бородинское поле, в горящей Москве старается помочь людям и даже спасает из огня ребёнка.

Таким образом, честь - одно из самых ценных качеств личности. Человеку очень важно обладать честью, ведь это стержень, который помогает человеку не сломаться в трудную минуту, она является настоящей красотой людской натуры. Как говорил Ф.М.Достоевский "Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего".

В произведении “Война и мир”, романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической, среды в эпоху войн тысяча восемьсот пятого – тысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней. Толстого интересовал “декабристский элемент” в его нравственно-психологическом содержании, и отсюда раскрытие в этом плане облика декабристов

Стало одной из задач “Войны и мира”. Толстой художественно решает ее, рассказывая о жизненном пути – “дороге чести” – одного из своих любимых героев – Андрея Болконского.
Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: “Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами”. На лице князя усталость и скука. “Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне”, – говорит он Пьеру.
Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне тысяча восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о славе, о “своем Тулоне”. Его кумир в это время – Наполеон, личность деятельная и сильная. Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала девятнадцатого века. Но князь Андрей стремится не только к личной славе. Он хочет счастья для людей, его мечты проникнуты гражданским пафосом. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский – патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу.
Романтическое представление о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотрит в небо и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жизнь для себя и своих близких – это единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. По силе воли и характера, по стремлению к практической деятельности, по трезвому взгляду на жизнь и людей, по господству в нем разума над чувством, по богатству и разнообразию своих способностей князь Андрей близок к декабристам типа Пестеля.
Трудно возвращается Андрей Болконский к настоящей, достойной его жизни. Вехой на этом пути возрождения становится встреча с Пьером Безуховым, возвращающимся из киевских имений. Друзья спорят о смысле жизни, о положении народа, о взаимоотношениях дворян и крестьян. Высказанная князем Андреем в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право растлевает самих владельцев “крещеной собственности”, являлась аникрепостнической; она была в частности одним из аргументов декабристов в их борьбе против крепостного права.
После отъезда Пьера Андрей Болконский проводит в своем имении ряд мер, облегчающих положение крестьян, улучшающих их быт. Одним из первых он применяет закон о вольных хлебопашцах, враждебно встреченный в дворянских кругах. Но занятие хозяйством уже не может удовлетворить князя Андрея, и он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии. Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа, Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. От него князя Андрея спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь “как будто бесконечный свод, в котором.не было ничего вечного и таинственного”.
Последний и самый значительный этап жизни князя Андрея связан с грозными событиями тысяча восемьсот двенадцатого года. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский разделяет те чувства, которые испытывают армия и народ. В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Там он свой человек, солдаты называют его “наш князь”, любят за храбрость. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека – служить интересам родного народа. Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей – человек передовых убеждений. Такие, как он, впоследствии пришли к декабризму.
Андрей Болконский – любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Болконский, наконец, постигает смысл жизни: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле.и которой я не понимал”. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь правит жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий.
Итак, Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” поднял проблемы, имеющие общечеловеческое значение. Максим Горький писал, что “Война и мир” – это “документальное изложение всех исканий, которые предприняла в девятнадцатом веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело.”

  1. Роман “Анна Каренина” создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые имена...
  2. Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, близ Тулы, где и прошли детские годы будущего писателя. Писать Толстой начал с семи лет. К нам дошла его...
  3. Для чего жить и что такое я? Л. Толстой. Война и мир В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Войн и мир” изобра­жено множество человеческих судеб. На страницах рома­на мы встречаемся с...
  4. И вот нашли большое поле. М. Ю. Лермонтов Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее “Война и мир” дает широкую картину жизни России с 1805 по 1820 год. Этот исторический период, как,...
  5. Пой сладкозвучный гимн священной красоте! Она одна живет, безгрешна и извечна, Смерть может разбросать миров дрожащий рой, Но красота горит, рождаясь бесконечно. Депонт де Лиль, “Гипапсия” Человек всегда стремится к...
  6. Роман – эпопея “Война и мир” – произведение общенационального исторического масштаба, разворачивающее перед нами широчайшую панораму жизни русского общества первой трети XIX века. Жанр романа – эпопеи описывает жизнь нации...
  7. Л. Н.Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н.Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их...
  8. Настоящая жизнь в романе представлена в споре Пьера Безухо-ва и князя Андрея Болконского. Эти два молодых человека пред-ставляют себе жизнь по-разному. Кто-то считает, что жить надо только для других (как...
  9. Толстой – это целый мир. А. М. Горький Не перестаешь восхищаться талантом великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Каждый раз, перечитывая его произведения, приходишь к мысли – какой великий дар,...
  10. К началу 60-х годов, когда Толстой приступил к созданию “Войны и Мира”, у него уже выработалась своя историко-философская концепция, которая рельефно отразилась в его эпопее. Он считал, что только деятельность...
  11. Лев Николаевич Толстой является непревзойденным мастером в искусстве психологического анализа души человека. Наиболее ослепительно тот самый феномен писателя проявляется в его великом произведении – романе-эпопее “Война и мир”. В героях...
  12. В Третьяковской галерее находится портрет гения русской и мировой литературы Льва Николаевича Толстого работы художника Крамского. С холста глядит в упор прозорливо и испытующе мудрец в мужицкой рубахе. Взгляд его...
  13. “Л. Толстой Не пытается создавать идеалы; он берет Жизнь, как она есть.” Это суждение Современницы писателя прямо относится к Тем женским образам романа “Война и мир” – Соня, княжна Марья,...
  14. Долохов Федор – “семеновский офицер, известный игрок и бретер”. “Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как...
  15. В 70-е годы Л. “Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе...
  16. В романе Михаил Илларионович Кутузов описан как реальное историческое лицо, участник действительных событий, главнокомандующий русской армией, однако по ходу сюжета связан с другими действующими лицами “романическими” отношениями. В формировании замысла...
  17. В основе построения сюжета романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир” лежит прием резкого противопоставления, контраста, антитезы. Этот контраст звучит уже в названии произведения. Военным действиям, войне, разрушению, злу автор...
  18. Решение сложных проблем семейной жизни героев произведения совершенно недвусмысленно оттеняется в “Анне Карениной” изображением поистине счастливой семьи крестьянина Ивана Парменова. Соответствующие страницы служат не только фоном, на котором яснее видна...

Благородным и ҹестным ҹеловеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого Война и мир. Для него понятия жизни и ҹести были неразделимы. Князь Андрей был ҹестен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.
Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, взрослым ребенком, который так же ҹужд свету, как сам князь Андрей.
Решение пойти на войну Болконский принял, отҹасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая отеҹество, но была и другая приҹина: желание порвать с привыҹным кругом, найти иную жизнь, отлиҹную от той, которую он вел прежде.
В своих тщеславных меҹтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбен-ского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему меҹталось.
Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив ҹестолюбивых порывов. Смерть, раны, лиҹная жизнь все откатывается на второй план. На переднем плане лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, меҹты, меҹты!) никогда не забудут его подвига...
Послушная судьба (а тоҹнее олицетворяющая ее рука великого писателя) предоставила ҹестолюбивому князю такую возможность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных событий, и высокое небо с невзраҹными серыми облаками заставило его ощутить свою ниҹтожность перед веҹностью. Ощутил он также и еще большее ниҹтожество смерти. И даже Наполеон, на фоне этого веҹного неба, показался ему ниҹтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.

    Роман “Война и мир” Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре “Войны...

    Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать...

    В «Анне Карениной» увлекательное начинается сразу, с первых строк: «Все счастливые семьи похожи друг на друга. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских». Мы погружаемся в чужую сложную жизнь, едва успев открыть...

    В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой повествует не только о жизни вымышленных героев из высшего общества, не только описывает реальные события начала XIX века, но и высказывает свой взгляд на историю. У писателя существует своеобразная концепция исторического...

    Положительным героем в литературном произведении является передовой человек той эпохи, о которой идет речь в данном произведении. Л.Н. Толстой создавал свой роман в то время, когда ведущей фигурой русской действительности был революционный демократ,...

Похожие публикации