Святой Александр Невский. Иконы Александра Невского

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был вторым сыном.

Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского (+ 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250; память 25 сентября).

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236 году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» своего сына, святого Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году святой Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава. Некоторые историки говорят, что княгиня в святом Крещении была тезоименита своему святому супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор). Эта икона постоянно была потом при святом Александре как его моленный образ, а затем в память о нем была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским (+ 1276), и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища. В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

В 1240 году король Швеции собрал великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (т.е. князя) Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к святому Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И, вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящым меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне». Архиепископ Спиридон благословил святого князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, святой Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов, — ждать подмоги от отца, не знавшего еще о нападении неприятелей, не было времени.

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем», — повествует об этом средневековое житие святого. Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасными врагами оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав немцев. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, а весной 1242 года дал рыцарям решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею, на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом немецкие рыцари были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александра, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу», — говорит житие.

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Киевский Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была «кротость голубя и мудрость змеи». Миссия увенчалась успехом: князь Ярослав заключил союз с ханом Батыем. После этого шага, в 1246 году, Ярослав был вынужден выехать в Монголию, где был отравлен.

В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича — брата князя Александра. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый, Андрей бежал в Швецию. Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи».

В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но князь Александр вновь поехал в Орду и направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, тем самым сделав ее заслоном для Руси с Востока.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле». Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно». Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. Так прославил Бог своего угодника — святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Московском Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому был составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282-1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник). Она сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи. Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись. Остальные редакции относятся к XVI и XVII векам: Владимирская редакция (1547-1552), вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, aсоставленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаам, митрополит Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560-1563) и другие.

Дата публикации или обновления 24.11.2017


В 2013 г. Церковь торжественно отметила 750-летие преставления святого благоверного великого князя Александра Невского . Нет сомнения, что великий князь Александр Невский - самый известный святой из немалого числа прославленных воинов Святой Руси. Почитание его как святого возникло сразу после его смерти и было сохранено русским народом на протяжении всей истории - вплоть до времен новейших. Имя святого Александра Невского стало синонимом высокого патриотического служения, укорененного в стремлении исполнить правду Божию. Не удивительно, что в западной историографии военные подвиги князя низводятся до уровня мелких пограничных конфликтов, а политика его рассматривается как «недальновидная». Тенденциозность таких оценок очевидна.

Александр Невский родился приблизительно в 1220 г. в Переяславле .

Его отец, князь Ярослав Всеволодович (во святом крещении Феодор), был в то время Переяславским князем. Дворец князя - деревянный, как большинство построек на Руси в те времена - стоял неподалеку от Спасо-Преображенского собора - единственного из дошедших до нашего времени белокаменных храмов Северо-Восточной Руси домонгольского периода (его заложил князь Юрий Долгорукий , а построил в 1157 г. св. Андрей Боголюбский). В этом соборе и крестили князя Александра.

В юности Александр вместе со старшим братом Федором был наместником отца в Новгороде, а после того, как отец получил великое княжение в Киеве, княжил в Новгороде (фактически с 1236 по 1252 гг.). В 1239 г. Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава.

Правление князя Александра выпало на чрезвычайно трудное время: враги нападали на Русь одновременно с разных сторон: с востока - татаро-монголы, с запада - латиняне. Богатый Новгород от татар откупился, а от Литовского государства и шведов откупиться не получилось. Шведы двинулись в поход против Новгорода в 1240 г.; они собирались основать новую крепость и отсечь город от Карелии, т. е. лишить Новгород почти пятой части принадлежащей ему территории (позднее - Вотская пятина).

Вот как говорит об этом Повесть о житии Александра Ярославича Невского, написанная во Владимире через несколько лет после смерти князя, в 1280-е гг.: «Король страны Римской из северной земли... собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: "Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою".

Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: "Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ". И, припомнив слова пророка, сказал: "Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне".

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил Бог угодника Своего».

О почитании святого Александра Невского как защитника и покровителя русской земли свидетельствует письмо митрополита Московского и всея Руси Макария к царю Иоанну Грозному , написанное до взятия Казани. Первосвятитель, благословляя царя на битву, призывает его вспомнить «храбрость прародителей своих Богом венчанного царя Владимира Мономаха и храброго князя Александра Невского и прочих сродник твоих, каковы победы над погаными сотвориша и прославлены от Бога быша» (Никоновская летопись).

Изображения св.князя Александра Невского появляются в XVI в. после его канонизации. Согласно традиции, его, как принявшего перед смертью схиму, изображали в монашеских одеждах (мантия, куколь).

Одна из самых ранних икон, изображающих Александра Невского в монашеском облачении - новгородская таблетка середины XVI века из собора св. Софии «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский» (Новгородский музей-заповедник). Святой представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите».

В монашеском облачении князь представлен также в росписях Благовещенского собора Московского Кремля. Эта иконография характерна и для лицевых покровов на гробницу святого, созданных в XVII в. Сохранилось несколько лицевых покровов с изображением св. Александра Невского. Покров, хранящийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры и происходящий, по-видимому, из собора Рождественского монастыря во Владимире, был выполнен в 1670-1680 гг. в Строгановских мастерских. На покрове св. Александр Невский представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках - развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотого шитья одежд, нимба и фона.

Параллельно «монашескому» иконографическому изводу св. Александра Невского существовал еще и «княжеский», появившийся уже в XVI в.

Образы святых и несвятых князей Древней Руси включались в состав особых иконографических программ дворцовых храмов, например, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля , а также Новоспасского монастыря - усыпальницы Романовых. Если в Благовещенском соборе князь Александр изображен в монашеском облачении, то на фресках Архангельского собора в слое живописи XVII в. - согласно традиционной княжеской иконографии - в плаще и шапке.

Как уже указывалось выше, целый ряд миниатюр с воинскими победами Александра Невского содержится в Лицевом Летописном своде.

В XVII в. продолжали развиваться обе линии иконографии. К началу столетия относится житийная икона св. Александра Невского, хранящаяся в приделе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного, ГИМ). Этот храмовой образ происходил из некогда существовавшей на территории Кремля церкви в честь святого Александра Невского. В среднике изображен князь-схимник, окруженный 35 клеймами, повествующими о его жизни и чудесах.

На протяжении XVII в. в Кремлевскую церковь св. Александра Невского совершались ежегодные царские выходы в день памяти святого (впоследствии церковь была разобрана).

В небольшом среднике - фронтальное изображение Александра Невского в рост в монашеском одеянии, надпись: «Святый благоверный великий князь Александр Невский, нареченный во иноцех Алексий».

Вокруг средника два ряда клейм, из которых 12, занимающих верхнее поле, посвящены событиям жизни святого, остальные - посмертным чудесам: первое - о «душевной грамоте», затем следуют различные чудеса и исцеления у гроба, в конце - «Чудо о Донской победе» (Александр Невский оказывает помощь благоверному князю Димитрию Донскому в Куликовской битве) и «Чудо в битве на Молодех» (Александр Невский, святые князья Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении русского войска с крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 г.). В некоторых клеймах над гробницей Александра Невского на высокой подставке помещена аналойная икона с поясным изображением князя (в схиме), что, возможно, воспроизводит конкретные реалии Рождественского собора, где пребывали мощи святого.

В монашеском облачении он представлен на иконе «Древо Московского государства» («Похвала Богоматери Владимирской»), написанной Симоном Ушаковым в 1668 г. (ГТГ). Образ его размещен справа, у основания Древа государства. Обе ветви, символизирующие две составные части государства - власть светскую и духовную, произрастают из Успенского собора Кремля и окаймляют чудотворный образ Богоматери Владимирской.

В живописи XVII в. известно немало примеров иконографии монашеского варианта, как на иконе из церкви Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ).

Во Владимире, в связи с особым почитанием Александра Невского как местного святого, была написана икона «Христос Вседержитель с припадающими князьями Александром Невским и Георгием Владимировичем», XVII в. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Местное почитание способствовало созданию особого извода изображений собора святых владимирских князей.

Ситуация с иконографией Александра Невского кардинальным образом изменилась в 1724 г. после перенесения его мощей по указу Петра I в Санкт-Петербург , в Александро-Невскую лавру . В этом же году был издан указ Святейшего Синода (от 15 июня 1724 г.) писать святого Александра Невского не в монашеских одеждах, а в великокняжеских. Монашеская иконография святого использовалась с тех пор лишь в старообрядческой среде.

Для мощей князя в Александро-Невской лавре была установлена гробница из серебра, выполненная по эскизу Г.Х.Грота в 1750-1753 гг. (ныне в Государственном Эрмитаже). Раку святого украшала икона, написанная Иваном Адольским-младшим. В соборе у святых мощей в дни его памяти собирались кавалеры ордена св. Александра Невского. Этот орден был задуман Петром I для награждения военных, но учредила его Екатерина I уже после смерти Петра, и награждали им как военных, так и гражданских лиц.

В XVIII в. появляются новые вариации иконографии св. Александра Невского. Князя нередко изображали с видом Александро-Невской лавры - как на иконе XVIII в. из дворца Монплезир в Петергофе. Фигуру святого помещали, как правило, справа, а основное пространство доски отводилось для изображения зданий лавры.

В XVIII в. появится также серия изображений Александра Невского с малым житийным циклом, состоящим из четырех клейм. Например, на иконе «Святой Александр Невский со сценами жития» второй половины XVIII в., написанной в селе Павлово-на-Оке (НГХМ), представлены сюжеты, иллюстрирующие битву на Неве.

Встречаются отдельные иконы с изображением князя на фоне Невской битвы (ГМИР).

В XIX в. есть интересный пример сочетания Богоматери Боголюбской с изображением коленопреклоненного Александра, хотя традиционно Богоматерь Боголюбская изображалась с князем Андреем. В XIX в. создавались житийные иконы св. Александра Невского с небольшим количеством сюжетов. В иконах-минеях Нового времени св. Александр изображается в княжеских одеждах.

Большинство икон XVIII-XIX вв. изображает св. Александра Невского именно так, как установлено Святейшим Синодом - в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне.

В XX столетии святого Александра Невского изображали как в традициях «великокняжеского» извода, так и в образе схимника - в соответствии с рекомендацией Иконописного подлинника XVIII в.: «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (Строгановский иконописный подлинник, БАН).

Монахиней Иулианией (М.Н.Соколовой) в середине 1970-х гг. была написана в качестве учебного пособия для учащихся иконописного класса Московской духовной семинарии икона-таблетка святого Александра Невского, представляющая как великокняжеский, так и схимнический изводы.

Широкое распространение икон святого Александра Невского связано с той значительной ролью, которую играла Россия в мировой политике XIX в. В частности, одержанные в ходе русско-турецких конфликтов победы, освобождение порабощенных турками народов способствовали почитанию св. Александра Невского в Европе. Соборы в честь Александра Невского были возведены в Париже (1859-1861), Софии (1883-1912), Варшаве (1894-1900), Белграде (1894-1912) и Таллине (1895-1900).

Особое почитание святого Александра Невского связано с защитой Родины в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. По призыву Блаженнейшего митрополита Московского Сергия верующим народом были собраны средства для создания авиационной эскадрильи имени Александра Невского. На одном из истребителей с надписью на борту «Александр Невский» сражался Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Билюкин; за годы войны он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолет противника.

Святому благоверному князю Александру Невскому на Руси посвящено множество храмов. Так, в пределах Московской епархии из числа русских святых больше всего храмов посвящено именно ему. Многочисленные иконы святого находятся в воинских частях и на боевых кораблях вооруженных сил России. Нет сомнения в том, что на основе известных иконографических сюжетов появятся и новые, свидетельствующие о молитвенном почитании и благодатной помощи святого, произнесшего некогда знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде».

Епископ Балашихинский Николай


Источник материала: журнал «Московские епархиальные ведомости», № 11-12, 2013 г.

> икона Александра Невского

Перед вами икона Александра Невского. Иконография Святого Александра Невского разделена на две части, отражающие его жизненный путь. Часть икон изображает период с 1221 по 1262 год - время, когда благоверный князь Александр Невский был воином и великим полководцем, сумевшим объединить множество земель русских. На таких иконах Святого Александра Невского чаще всего изображают с оружием, в княжеской одежде. Другая часть икон указывает на конец жизненного пути Александра Невского - в 1263 году Святой принял схиму с именем Алексей и стал монахом. Такая икона Святого Александра Невского живописует благоверного князя в монашеском одеянии. Подобная иконография была характерна до 18 века.

Данная икона Александра Невского изображает первую часть жизни великого русского полководца - время его служения делу становления государственности на Руси, время его великих ратных подвигов во славу православной веры. Иконы князя Александра Невского встречаются в церквях и соборах по всей России - от Забайкалья и до Калининграда; для многих городов России, в том числе и для Санкт-Петербурга, он является небесным покровителем.

Святой благоверный князь Александр Невский родился в мае 1221 года в городе Переславль-Залесский. Отцом Александра Невского был Ярослав Всеволодович - сын Всеволода Большое Гнездо, великого князя Владимирского, сумевшего во время своего правления объединить владимирские, рязанские и новгородские земли. Шести лет от роду в Спасо-Преображенском монастыре Переславля Александр и его брат Феодор проходит через княжеский постриг, где епископ Суздальский Симон посвящает их в воины и благославляет на "ратные подвиги во имя Земли Русской и Русской Церкви".

В 1227 году Ярослав Всеволодович принимает в княжение Новгород Великий от князя Владимирского Юрия, и с сыновьями переезжает туда. Но новгородцы, выразив недовольство княжением князей владимирских и отказом их отменить в неурожайный 1228 год "забожничье" - княжескую дань, призывают Михаила Черниговского, и Святой Александр Ярославич вместе с братом Феодором и отцом возвращаются обратно в Переславль. Через три года князь Черниговский Михаил отправляется обратно княжить к себе в Чернигов, для закрепления отношений с князьями Владимирскими обручив свою дочь Феодулию со старшим братом Александра Феодором. После этого новгородцы призывают на княжение Ярослава Всеволодовича, и он сажает на княжение в Новгороде Великом своих сыновей. В 1233 году благоверный князь Феодор Ярославович умирает в возрасте 13 лет.

Первый ратный подвиг Святой благоверный князь Александр Ярославич совершает в 1234 году вместе с войском его отца, когда на реке Омовже состоялась битва, в результате которой у ливонцев был отвоёван Дерпт. В 1236 году Ярослав Всеволодович уезжает княжить в Киев, и Александр становится единоличным полноправным Новгородским князем. Через три года Александр Ярославич венчается с дочерья Полоцкого князя Брячислава Александрой. Отец Александра Невского благословляет молодых иконой Феодоровской Божией Матери (Ярослав Всеволодович до крещения носил имя Феодор) с покровительницей свадеб и невест Святой Параскевой Пятницей на обороте образа. Именно эта икона Феодоровской Божией Матери с той поры постоянно сопровождала благоверного князя Александра Невского как его моленный образ.

Княжить Святому Александру Невскому пришлось в тяжелейшее время - на западе землям Новгородским угрожали крестоносцы: ливонские немцы вплотную подошли к Пскову, а на Новгород наступали шведы во главе с ярлом Биргером; на востоке же постоянной тёмной угрозой над Русью нависали полчища монголо - татар. 15 июля 1240 года князь Александр Невский и его небольшая дружина, состоявшая из жителей Новгорода Великого и Ладоги, одержали первую самостоятельную победу, наголову разбив остановившийся в устье впадавшей в Неву реки Ижоры лагерь воинов ярла Биргера. Легенда гласит, что на рассвете перед боем одному из воинов из дружины Святого Александра Ярославича морскому дозорному Пелгую было видение плывущей ладьи, в которой находились облачённые в багряные одежды Святые благоверные князья Борис и Глеб, спешащие на помощь князю Александру. За храбрость в бою и убедительную победу в том памятном сражении молодой князь Александр получает прозвище "Невский". И в будущих своих победах был удачлив благоверный князь, поэтому икона Александра Невского особо почитаема людьми военных профессий и дипломатов.

После блестящей победы над шведами Святому благоверному князю Александру Невскому предстояло разобраться с немцами, в 1242 году осадивших и взявших Псков. Сначала Александр Невский вместе с дружиной освобождает крепость Копорье, затем город Псков, и уже 5 апреля 1242 года наносит по рыцарям Ливонского Ордена сокрушительнейший удар во время знаменитого Ледового побоища на льду Чудского озера. Через три года литовские рыцари снова попробуют завоевать земли Новгородские, но благоверный князь Александр Невский своей храбростью и полководческим талантом обращает их в бегство, на долгое время отбив у западных соседей всякое желание нападать на свои земли. Итогом политики Александра Невского на западных границах своих владений становится полное освобождение от немцев земель новгородских и присоединении к своему княжеству части Латгалии - (ныне восточный край Латвии). В это же самое время, в сентябре 1246 года, во владениях Золотой Орды насильственно умерщвлён Михаил Черниговский и отравлен в Каракоруме отец Александра Невского - Ярослав Всеволодович, и благоверному князю приходится полностью переключаться на улучшение взаимоотношений с монголо-татарами. Перед смертью Ярослав Всеволодович завещал Александру Невскому заключить дипломатический союз с Золотой Ордой, и с этой невероятно сложной задачей Святой благоверный князь справился блестяще.

В 1247 году князь Александр Невский и брат его Андрей от хана Батыя из Нижнего Поволжья отправились в Монголию к великому хану Гуюку. Целых два года длилось это тяжёлое и опасное путешествие. Великий хан отдал в княжение Андрею владимирские земли, а Святой Александр Невский стал князем Киевским и Новгородским.

В 1251 году великим ханом становится дядя Батыя Мункэ - и Святому Александру Невскому снова приходится ехать в Орду. Одновременно вместе с этим князь Владимирский Андрей Ярославич и князем Тверским Ярославом возглавляют неудачное восстание против татар. Андрей в результате карательного нашествия татар под командованием Неврюя был вынужден бежать в Швецию, а Ярослав Тверской занял оборону в Пскове. Следствием чего во княжение Святому князю Александру Невскому переходят ещё и владимиро-суздальские земли. После этого начинается новый успешный для Руси этап войны с немцами и литовцами, продлившийся 7 лет, в результате которого Поморье становится русским и православным.

В 1258 году Святой Александр Невский отправляется в Золотую Орду к новому хану Берке, чтобы выказать ему своё почтение и подтвердить дружеское расположение подчинённых ему земель русских. После этого похода воле благоверного князя наконец-то покоряется свободолюбивое население Великого Новгорода, не желавшее ранее до конца признавать силу и волю Александра Невского. В 1261 году в новой столице Золотой Орды - Сарае, стараниями митрополита Кирилла и Святого Александра Невского учреждается Епархия Русской Православной Церкви.

Через год Святой Александр Невский предпринимает свою последнюю поездку в стан Золотой Орды. По тайному указанию благоверного князя во всех городах Руси были перебиты баскаки - золотоордынские сборщики подати. Но мудрый Александр Ярославич лично смог убедить хана Берке в невозможности и нецелесообразности сбора дани в пользу Монголии, и сподвиг того объявить независимость Золотой Орды. Таким способом Святой Александр Невский добился появления могучего естественного заслона от непрошеных и недружелюбных монголов.

В Сарай-Берке Святой Александр Невский занемогает. На обратном пути из столицы Золотой Орды болезнь его усиливается. 14 ноября 1263 года в Городце, приняв схиму под именем Алексия, Святой благоверный князь Александр Невский завершает свой исторически великий жизненный путь. Митрополит Кирилл, объявляя о смерти Александра Невского во Владимире, назвал его "зашедшим солнцем земли Русской".

В 1724 году император Российский Пётр Первый своим указом переносит мощи Святого Александра Невского из Рождественского монастыря Владимира в Санкт - Петербургский Александро-Невский монастырь (после 1797г. - лавра). И поныне Святой благоверный князь Александр Невский является небесным покровителем Санкт-Петербурга.

Икона Александра Невского и молитвы к нему помогают людям военных професиий и дипломатам.

Днями почитания данной иконы по обычаю принято считать 5 июня, 12 сентября и 6 декабря.

Чтение молитвенных стихов помогает тем, чье ремесло имеет связь с боевым делом, а также с работой в области дипломатии. Мужчинам икона станетзаступником, оберегая от всяческого зла, помогая уберечь здравие, получить долголетие и душевный покой. Молитва оберегает от зримых и незримых недругов. С ней Ваше жилье обретет процветание. Данная икона поможет Вам и Вашим родным упрочнить веру, Вы будете проживать дружно, в гармонии и достатке.

Благоверный князь Александр Невский является покровителем военных всей Руси. Работники ФСБ и ДОСААФ почитают святого Александра Невского в качестве своего небесного покровителя. Дабы служба была удачной и благополучной, образ Святого Александра можно разместить в офисе. Особям мужского пола, которые также имеют имя Александр, рекомендуется держать священную икону дома – она поможет укрепить здравие и высоко подняться по карьерной лестнице.

Благоверный князь Александр Невский был известным военачальником и умным владыкой, который посвятил свою жизнь защите Руси. Александр появился на свет в 1220 году; в 1240 году, когда шведские войска совершили нападение на Северную Русь, он был Новгородским князем; На реке Нева он блестяще разбил шведскую армию, за что ему и было присвоено прозвище Невский. По истечению двух лет, в 1242 году, одержал победу над рыцарями-захватчиками из Германии при Чудском озере.

С молитвою на устах удалось ему победить тевтонцев и шведов, чьи военные силы значительно превосходили русские, смирением и умелой политикой уберег Новгород от нападения татарской орды.

Святой благоверный князь Александр Невский особо почитается, и горячо любим православными россиянами. Его считают небесным заступником Санкт-Петербурга, и он высоко чтим среди верующих, как безукоризненный пример мудрого и человеколюбивого владыки. Одарённый талантом великого военачальника и дипломата, Александр Невский отыграл ключевую роль в формировании истории нашего государства, – он не просто сумел отстоять русские земли от завоевателей с запада и востока, он защитил нашу веру, сумев уберечь целостность Святой православной Руси.
Особо высоко почитается образ, изображающий Святого князя, среди людей, связанных с военным делом, поскольку принято считать, что чтение молитвенных стихов пред данным образом помогает победить в сражении, сохранить и укрепить силу духа, преисполниться храбрости и решимости. Люди, которые занимаются обороной России, решили избрать Благоверного Александра Невского в качестве своего небесного защитника и обращаются к князю, прося его покровительства и поддержки в должностных делах.

Начиная с 14 века, русские князья адресовались к Александру Невскому, прося его о пособничестве в будущих сражениях. Накануне прославленной Куликовской битвы, правнук Святого князя, Дмитрий Донской, в своих отчаянных молитвах адресовался к великому Защитнику русских земель, Александру Невскому, взывая к нему с просьбой о покровительстве в грядущем бою. И не бросил в бедствии Святую Русь благоверный князь – в ночь перед сражением пономарь Церкви Рождества Пресвятой Богоматери во Владимире (где на тот временной отрезок сберегались мощи Святого) видал, как поднялся из гроба Александр и пустился в путь, дабы помочь Дмитрию Донскому. Битва при Куликовом поле была выиграна.

В 1552 году сам Иоанн IV Грозный, устремляясь в военный поход на Казанское царство, прибыл во Владимир, дабы прочитать молитву пред образом и телом святого Александра. Русский царь молитвенно взывал к Святому о защите и покровительстве в грядущих баталиях. И в очередной раз святой князь не оставил православную Русь – о покорении Казанского царства на протяжении веков сочиняли нескончаемое множество сказаний и песен.
Известно, что и Пётр I молил о покровительстве в военных делах святого Александра Невского, и сегодня история показывает нам, что много прославленных побед одержал сей великий представитель дома Романовых.

Во время блокады Ленинграда православные горожане читали молитвенные стихи Александру Невскому с мольбами взять под защиту Северную столицу и отбить наступление недруга. И городу удалось выстоять.

Мощи и чудодейственные образы Александра Невского нередко странствуют по России и по молитвам пред ними происходят неисчислимые излечивания, люди находят поддержку в делах и защиту от недругов. Толпа странников никогда не исчерпывается к святыням, ибо верующий народ знает, – неизменно отзывается благоверный князь на просьбы страдающих, предоставляя им утешение во всевозможных несчастьях и бедствиях.

Одна из чтимых икон в Москве находится в храме Архангела Михаила при Клиниках на Девичьем поле .


Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра.

Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища. В этот грозный час Промысел Божий воздвиг на спасение Руси святого князя Александра — великого воина-молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Св. Александр, ему не было тогда еще 20 лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил св. князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!" С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней св. мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем». За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 г., народ назвал св. Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241г. молниеносным походом св. Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 г. зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя св. Александра прославилось по всей Святой Руси.

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 г. св. Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Священную миссию защитников Русской Земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой — необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси — продолжал крепить св. Александр Невский. Обещав свою поддержку, св. Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 г. многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Св. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Св. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 г. он отразил новый набег на Псков, в 1254 г. заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил в поход в финскую землю. В тьму язычества св. Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 г. умер хан Батый. Св. князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 г. стараниями св. Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное св. Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 г. по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов — баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследст-вии в пределы Русской Церкви почти все наследие Чингиз-Хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно".

Нетленные мощи благоверного князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 г., и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547г.

30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 г., святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября и оставались там до 1724 г., когда 30 августа были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Празднество было установлено указом от 2 сентября 1724 г., восстановленное в 1730г.

Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины. Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известные из них: Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси. Эти храмы — залог дружбы русского народа-освободителя с братскими народами.

Похожие публикации