Игорь растеряев актер. Игорь растеряев

Фарукшин Раян, 05.02.2013 год.

Пару лет назад страну, самую негламурную ее часть, подорвала "Песня про комбайнеров", под гармошку и в реальных деревенских декорациях лихо исполненная Игорем Растеряевым, малоизвестным артистом из питерского театра "Буфф".

Песня, выросшая из быта волгоградских хуторов, родины его отца и места жительства друзей детства, близка и понятна и для горожан, и для жителей глубинки. Патриотичная лирика, искренняя мелодия гармони и немудреные истории о трудной жизни сельских работяг сложили образ новой знаменитости - парня из соседнего двора...

Сегодня его берущие за душу песни, песни о простых людях и о родной земле, стали поистине общенародными. Я слышал, как "Георгиевскую ленточку", вышагивая по непыльной дороге одной из республик Северного Кавказа, бубнит себе под нос молодой офицер спецназа. Припев "Русской дороги", песни о разговоре природы с нашими войсками, в качестве рингтона на телефон установил мой близкий друг - подполковник воздушно-десантных войск. Другой мой товарищ, герой множества специальных мероприятий и операции по принуждению Грузии к миру, по причине обмытия заслуженной награды заложив сто грамм за воротник, не постеснялся выйти к микрофону и исполнить в переполненном разным людом столичном кафе песню "Про Юру Прищепного". Не это ли признак народности и признания, когда твои песни поют в любой обстановке и в любом городе нашей необъятной Родины?

- Игорь, расскажи об истории возникновения тво их патриотических песен "Про Юру Прищепного", "Георгиевская ленточка", "Русская дорога". Откуда в твое м творчестве непопулярная ныне тема любви к Родине и уважения к истории?

- Сам я никак не связан с силовыми структурами и Вооруженными силами, даже срочную в армии не служил. Я всю жизнь играю на гитаре и гармошке, рисую книжки и пытаюсь что-то сочинять, поэтому я абсолютно мирный товарищ, сугубо гражданская личность. Зато все мои предки по отцу были военными. Все без исключения, потому что были казаками. Очень опасные и профессиональные ребята были, как я догадываюсь, типа сегодняшних спецназовцев. Владели оружием в совершенстве, умели маскироваться и намять противнику бока могли как следует. И лошади у них были умные и выученные.

Как-то раз мой прадед, донской казак, в Гражданскую войну возвращался из разведки и первым увидел в степи вражеский разъезд. Разъезд шел в сумерках прямо на него и прадед понял, что он не сумеет ни принять бой, ни ускакать незамеченным. Видимо, их гораздо больше было или конь был уставшим, я не знаю, но факт в том, что он соскочил с дороги в балку и закопался с конем в глубокий снег. Разъезд прошел почти у них над головами и ничего не заметил, лошади противника всхрапывали и ржали, и лошадь прадеда, конечно, тоже хотела всхрапывать и ржать из-под снега, но молчала, лежала, не шевелясь, потому что ей так было приказано. Что касаемо дня сегодняшнего, то мой родной дядя - полковник запаса - преподает в Калининграде в военном университете.

Что касается темы любви к Родине в моем творчестве, то скажу честно, тут не все зависит от меня. Все темы песен мне диктует инструмент - гармошка, и песня обычно создается так: сначала совершенно случайно придумываешь какую-нибудь мелодию, просто так, сидя в машине, или идя по улице, напеваешь какую-нибудь глупость просто от скуки. Слова и темы в этих импровизированных песнях обычно очень далеки от патриотических, они из разряда "что вижу, то пою". Если мелодия нравится, слова "выкидываются", а мелодия подбирается на гармошке и в процессе подборки обрастает какими-то проигрышами и приемами, но в целом не меняется. И вот тут-то и происходит самое удивительное. Дело в том, что какая бы мелодия изначально ни была, пройдя через гармошку, все получается про русскую дорогу, про тоску, боль в сердце и Отечество. Дальше просто нужно слушать гармошку и понимать, про что конкретно она тебе рассказывает. Гармошка - самый патриотичный инструмент, я ее слушаю и выполняю ее рекомендации. Все это Божий промысел.

- В "Георгиевской ленточке" есть эпизод про бабушку, к оторая не выбрасывала крошки. Я из своего детства помню, как дед после еды сгребал крошки со стола и засыпал в рот. У тебя тоже есть такие воспоминания? Как Великая Отечественная коснулась тво ей семьи?

- Если говорить про родственников со стороны отца, то коснулась относительно несильно. Прадед был уже старым, поэтому не воевал. Дед работал экскаваторщиком на заводе на Урале, в Златоусте, если я не путаю. Бабушка работала в колхозе, рыла на Дону противотанковые рвы, возила на быках пшеницу, но и ей повезло больше, чем ее ровесницам, она была грамотной и поэтому в основном была учетчицей, а ее неграмотные подруги работали на тракторах и многие застудились и рано умерли. Двоюродные деды воевали, но, повезло, все вернулись живыми.

Гораздо сильнее война прошлась по родственникам по материнской линии. Прадед - финн. Но в финскую войну командиром лыжного батальона воевал против финнов, за страну, в которой жил. А с немцами его воевать не взяли, потому что финн. Умер в блокаду, похоронен на центральной аллее Пискаревского кладбища, о чем мы узнали спустя полвека, когда издалась Книга памяти. Его брат пропал без вести в боях под Ленинградом, а сестру в 24 часа выслали в Сибирь. Прабабушка во время бомбежки получила тяжелое увечье, ее родной брат воевал и умер от ран в военном госпитале Кронштадта.

Моя "...ленточка" о том, что самое страшное событие в истории человечества замывается временем, остаётся в виде значка на антенне автомобиля, концерта по телевизору и пары мифов о том событии. Я из того последнего поколения, кто лично успел пообщаться с героями Великой войны, и должен об этом рассказать.

- Расскажи о Юре Прищепном, что вас связывает?

- Юра Прищепный - мой ровесник, жил на хуторе Субботин Волгоградской области. Во время второй чеченской кампании попал служить в разведку, в элитные войска, где летучая мышь на эмблеме.

27 мая 2001года разведчики выполняли боевые задачи в Веденском ущелье и попали в засаду бандитов. В перестрелке Юру тяжело ранили, но он, будучи пулеметчиком, продолжал вести бой и, стреляя из пулемета с одной руки, заставил боевиков залечь, кого-то даже навсегда. А когда увидел, что враг подошел совсем близко к его позиции, вызвал по рации огонь товарищей на себя. Юрий погиб, но не отступил, не сдался. За этот подвиг в хуторе Субботин назвали улицу в его честь. А потом приехали чиновники и отобрали у отца Юрину посмертную пенсию, потому что его отец воевал в Афганистане, а военный пенсионер не может получать две военные пенсии, как-то так он мне объяснил, когда мы с друзьями приехали в Субботин просить разрешения петь про его сына и снимать ролик для интернета. Лично мы с Юрием Прищепным особенно дружны не были, и это вполне объяснимо. Между нашей Раковкой и его Субботиным целых 25 километров, а это огромное расстояние для деревенских пацанов, у которых в баке "Минска" или "Явы" вечно нет бензина, и особенно не покатаешься по гостям. Помню даже наоборот, он дружил с физруками из пионерского лагеря "Салют" в Глинище, а наша компания нет, потому что мы приходили на танцы из леса в фуфайках и распугивали пионеров. Но это была совсем другая жизнь, не имеющая отношения ни к подвигу, ни к войне, это было прекрасное детство.

Сам я на Северном Кавказе не был, если не считать концерта в одном городе Ставропольского края, где мое выступление согласовывали в местном ФСБ. Организаторов вызвали и сказали: "Что это за Растеряев? Он что - фашист? Что это еще за "Русская дорога"? Почему именно Русская?" И этот разговор был в России, даже не в национальной республике, заметьте! И еще могу сказать: я и на Ставрополье, и в Ростове почувствовал и увидел некую накаленность людей в национальном вопросе, готовность к мобилизации в кратчайшие сроки. Это идет в полный разрез с благостными репортажами по телевизору, и эту проблему необходимо решать.

- Сел а, а вместе с ними самобытная их культура исчезаю т?

У моего прадеда, Егора Васильевича, есть фотография, которая отражает, как мне кажется, всю суть Сталинградской битвы. Сделана она после войны, и нет там ни танков, ни солдат. Просто сидят будущие председатели колхозов в белых косоворотках, а внизу голое поле, маленький одинокий домик, а вокруг до горизонта идут трамвайные пути. На доме написано "Сталинградская сельскохозяйственная академия". Война все разрушила, и первым делом построили "академию", чтобы село поднять. И ведь поднять сумели!

Сегодня из сел, хуторов, где есть работа, дороги, газ, школа и прочие минимальные социальные учреждения, молодежь массово не уезжает. В Раковке, например, остались многие мои ровесники, хотя если сравнивать с советскими годами, то за последнее время там все развалили, разбазарили. А в хуторах, где нет работы, магазина, дороги, кто же сможет выжить? Вот и бегут люди. Мне иногда кажется, что вся эта антидеревенская политика - это глобальный заговор по очистке нашей огромной территории от коренного населения для заселения инородцами, чужаками. По крайней мере, выглядит это так.

Однако, думаю, на "деревенской" теме не стоит спекулировать, как и не нужно делать легенды из моего творчества. Это в кино сегодня можно увидеть одетый в рваньё вечно полупьяный хуторской люд. В реальности селяне - самодостаточные и очень умные, сметливые, работящие люди. Иначе там не проживешь.

- Россия на грани вымирания или в шаге от возвращения позиций лидера мирового сообщества? Каким види шь будущее России?

Как-то я спросил у своего архангельского друга дяди Саши Потапова, какое качество русских он считает основным? Он подумал и ответил: "Способность восставать из пепла". Я с ним согласился. Поэтому, не смотря ни на что, я расцениваю наши перспективы позитивно. Ведь в той же Европе уже все сделано. Все тепленько, комфортненько и отлажено. Это прекрасно, но непонятно, куда они пойдут дальше, и не закиснут ли в этой благости. Нам такое закисание не грозит, у нас чище воздух и отношения между людьми чище. И путь из разоренных до основания хуторов и брошенных полей только один - к хорошему.

Дорогие спецназовцы, мужики! Добра вам, военной удачи и Божьего присутствия!

и исполнитель – о том, почему он не стал журналистом и как рождаются песни, о любимой гармошке и казачьих корнях, политике федеральных телеканалов и чувстве единства нации.

– Игорь, у тебя уже несколько раз брали интервью церковные СМИ, например . Но как-то при чтении интервью с тобой в одном православном журнале возникло ощущение, что тебя словно пытаются искусственно притянуть к себе: мол, смотрите: «это тоже наш человек». Ты сам себя чьим ощущаешь?

(Смеется.) Своим. Я ни к какому лагерю в принципе не склонен, не становился ни под чьи знамена. Я под своими хотел бы остаться. Естественно, определенные симпатии у меня есть. Телеканалу «Союз» большое спасибо, кстати, за то, что они меня пригласили. Они здорово меня поддержали, поэтому им от меня спасибо.

– Поставим вопрос прямо. Хотелось бы с тобой поговорить о Православии, вере, но только не давить этим. Нам не нужны формальные благочестивые ответы. Во что ты веришь? В себя? В друзей? В удачу? Может быть, во что-то еще?

– В Бога верю.

– Многие говорят: «Я верю в Бога», но когда начинаешь с человеком беседовать, понимаешь, что… У американцев, например, на долларах написано: «Богу доверяем». А кто твой Бог?

– Я так скажу: я верю в абсолютную Его силу и в абсолютную свою слабость человеческую. Потому что то, что произошло со мной, вся эта внезапная песенная популярность – это не что иное, как вмешательство высшей силы. Потому что специально, одними собственными людскими потугами и желаниями в такие короткие сроки такую историю сделать нельзя. Я считаю, что это просто кто-то взял и вот так вот спустил, подарил мне. Притом очень быстро, в кратчайшие сроки. Потому что и песен я раньше никаких не писал. А здесь получилось, что в такой короткий промежуток времени написалось столько песен и пошла вся эта история.

– То есть ты считаешь, что это Промысл Божий?

– Это точно.

– А в чем-то еще он проявляется? Ты чувствовал, что он тебя как-то ведет по жизни?

– Всю жизнь.

– А ты уже понимаешь, к чему он тебя ведет или куда?

(Смеется.) Нет. Я просто надеюсь, что к хорошему.

– Ты когда-нибудь мечтал прославиться? Если да, то на каком поприще? Чем в детстве мечтал заниматься?

– Это было бы странно, если бы я сказал, что не мечтал прославиться, – потому что я пошел в Театральный институт. Видимо, была какая-то тяга к лицедейству, к славе, может быть, – к чему-то такому. Но чего точно я не ожидал – что ко мне придет когда-то всё это и придет именно через гармонь, через музыку. Когда меня называют музыкантом, мне это до сих пор кажется… удивительным.

– Правда ли, что до этого ты едва не стал журналистом?

– Я пошел в Театральный институт еще и для того, чтобы не учиться на журфаке. Я тогда на журфак уже почти поступил, уже прошел подготовительные курсы, у меня уже даже была рекомендация от приемной комиссии. Вот. Но на журфаке пришлось бы учить английский язык и еще какие-то предметы, которые мне не нравились. Там надо было бы действительно учиться. Невозможно было бы, как в Театральном институте, три года притворяться талантливым, или каким-то там высокодуховным, или там артистичным, и тебе за это всё бы списывалось. На журфаке все вещи конкретные, английский тот же.

– А музыкальное образование у тебя есть?

– Нет, у меня ни образования музыкального, ничего такого специализированного просто нет.

– Как ты чувствуешь музыку? Через кинестетику?

– Через что?

– Через кинестетику: то есть через ощущения, через пальцы, как бы через кожу.

(Отмахивается.) Нет. Это просто музыка в голове рождается сама. А ты на гармошке подбираешь – получается мелодия для песни.

– Что для тебя в творчестве первично: стихи или музыка?

– Музыка.

– Есть мнение, в том же интернете, в комментариях к клипам, что у тебя музыка однотипная. Хотя, может, это просто авторское решение, причем намеренное, чтобы люди не обращали внимания на музыку, а слышали текст и задумывались?

– Я в силу какой-то своей необразованности, действительно, музыку придумываю несколько однотипную или одноритмовую. Либо это оттого, что я не умею хорошо играть на музыкальном инструменте, либо использую один музыкальный инструмент – гармонь. Она стилистически может быть однообразной, если по мелодиям брать, но не думаю я, что она одинаковая. То есть если мелодии грамотно разложить, то сами мелодии, я думаю, все-таки разные.

– Или у нас просто нет слуха.

(Смеется.) Это нормально.

– Для тебя творчество – это работа или служение?

В гармошку что ни засунь, какую угодно мелодию – в итоге всё будет про русскую дорогу. Она, гармошка, патриотический инструмент.

– Всё делится на две части. Первая – это когда придумывается новая мелодия. Вот ты ее набрал на гармошке, и она у тебя в гармошечном варианте живет. Образуется тема. Но опять же, как я всё время говорю, в гармошку что ни засунь, какую угодно мелодию – в итоге всё будет про русскую дорогу. Она, гармошка, патриотическая, сам инструмент патриотический. Тема, тематика песен – она продиктована инструментом. А когда уже тема нашлась – начинается работа над текстом. Вот это уже настоящая работа, она может длиться и год, и даже больше года. Лежит себе заготовка, болванка. И всё тебе понятно, даже музыкальный размер понятен. Сколько куплетов надо, уже ты знаешь – шесть куплетов, не больше и не меньше. Музыкальный размер такой-то. Тема тоже ясна. И есть две-три строчки, а то, что между ними, то есть текст, – это уже работа начинается, это уже тяжело. У меня, по крайней мере.

– Есть мнение, что гений отличается от таланта тем, что человек владеет талантом, а гений владеет человеком. Вот ты можешь не писать? Или это у тебя внутренняя потребность: «писать – как дышать»?

– Могу ли я не писать? Да. Конечно, могу. (Смеется.) Как же не могу? Запросто! Хотя… я могу сказать, что могу не писать, но мелодии параллельно будут рождаться. Я могу не доводить до ума долгое время то, что помимо меня рождается в голове – в виде музыки, каких-то тем, идей. Они могут долго отлеживаться, я могу им не давать практического выхода. Но они всё равно будут возрастать. Мелодии изначально рождаются как-то подсознательно. То есть изначально мелодия рождается в дороге, напевается на какую-нибудь глупость. Когда голова вообще не работает. Ты что видишь – то и поешь. И дурачишься в этот момент, то есть ты как бы такой немножечко даже… что-то юродственное присутствует в момент рождения непосредственно мелодии. Потому что ничего общего с патриотической тематикой эти мелодии изначально не имели и не имеют. То есть это изначально какая-то глупость. Смысла никакого нет, есть только мелодия и какой-то полет мозга, соединение, что вот у тебя мелодия родилась. А дальше уже, когда эта мелодия в гармошку попадает, вот тут гармошка ее начинает грузить всякими темами, смыслами и тому подобными вещами.

– Какова цель твоего творчества? Есть ли таковая вообще? Или это просто самовыражение? У Набокова – не уверен, что процитирую близко к оригиналу, – есть такие слова: «пишу новую книгу для того, чтобы скорее дописать и начать новую». Или вспомним слова Портоса: «Я дерусь, потому что я дерусь». У творчества вообще может быть цель какая-то?

– Это скорее самовыражение. У меня нет такого, знаете ли: «хочу изменить мир к лучшему». Я этого как-то не очень понимаю. Для меня это скорее просто какая-то внутренняя потребность, я вижу в этом суть.

– Просто хочется петь?

– Ты помнишь ощущения от своего первого концерта в Москве?

– Я согласился авантюрно, для меня это было всё равно как развлекуха, я думал: это первый и последний концерт. Так же думали все мои кореша. Они подтянулись в Москву просто потусоваться, посмотреть. Думали, что это будет смешно и интересно. Но за неделю, за две до этого первого концерта я вдруг понял, что у меня, кроме пяти песен, собственно, ничего и нет. Я придумал для первого концерта еще две песни: «Ромашки» и «Казачья». Ну, опять же, как сказать: придумал – мелодии были уже давно, им было, может, год или два, темы были, но не было текста. Поэтому пришлось конкретно вот к этой самой дате себя собрать в кулак и попытаться эти тексты сложить. Песня «Ромашки» оказалась тяжелее, она рождалась очень, так сказать, мучительно. Песня «Казачья» вообще изначально планировалась на калмыкском языке. Я еще не знал, что именно спеть, но понимал, что там хорошая мелодия.

– Ты знаешь калмыкский язык? Его было проще выучить, чем английский?

– Нет, не знаю. Но я не знал, про что написать текст. И тогда просто к калмыкам обратился. (Смеется.) Калмыки меня завернули, сказали… а я в «ВКонтакте» у них спросил перевод стихов, которые примерно так были набросаны, но у меня на аватаре тогда была фотка, на которой я с голым торсом и с шашкой. Калмыки посмотрели на это и сказали, что я… тролль. Они меня как-то генетически не приняли в этом образе. Я тогда обиделся, сказал, что отныне всё у меня с калмыками закончено. Обратился в бюро перевода, чтоб мне на турецкий перевели, они мне перевели, но я прочитал и понял, что я это ни в жизнь не выучу и не спою, ни за неделю, ни за год – то, что там было написано. И тогда я просто взял и немного переписал свои стихи – и получился текст «Казачьей песни». Она накидывалась, что называется, от балды. Никакой работы над текстом практически не было. Мелодия очень заводная. Она поется от лица пятнадцатилетнего подростка, который в принципе речь свою не строит, а по-суровому эмоционально накидывает. Может, вот здесь-то всё и совпало, по эмоции.

– Ты говоришь, что у твоего творчества нет определенной цели. – это творчество. А у жизни есть цель? Чего ты хочешь по жизни? О чем мечтаешь?

– По жизни – да, есть. Хочется, чтобы материал, который накопился, который есть, – по максимуму его превратить в форму, то есть либо в песни, либо в книгу еще одну, либо еще что-то. Чтобы то, что ты увидел, то, что тебе дали пережить, что-то там понять, – это всё родить как-то в художественном целостном законченном виде.

– Твои текстовые вставки между песнями очень емкие, острые, точные, порою горькие, порою веселые. У тебя чувствуется литературный талант. Не боишься, что ты убил в себе талантливого писателя или журналиста?

У меня любая деятельность, которая ставилась бы под любую опасность огранки, всегда вызывала какое-то отторжение.

– Не думаю. Если бы я на журналиста пошел учиться, то, может быть, это бы отбило у меня вообще всяческую охоту писать. Потому что у меня любая деятельность, которая ставилась бы под любую опасность огранки и была бы огранена в какой-то момент жизни, всегда вызывала какое-то отторжение, диссонанс в начальном стремлении к этому.

– То есть ты не признаешь никаких законов, навязанных правил? Может, ты революционер в душе?

– Не думаю.

– Но ты как-то сказал в прежних интервью, что тебя из-за твоих взглядов не пускают на федеральные телеканалы, вообще на телевидение…

У федеральных телеканалов своя политика, у меня – своя политика с гармошкой. Не всегда возможно совмещение.

– Я не думаю, что это из-за каких-то моих взглядов меня не пускают. Там и без меня хорошо. Просто иной раз бывают, скажем так, предложения прийти побыть как бы при другом исполнителе, пристяжным. Чтоб твоя идея была пристяжной к какой-то главной идее, которую там канал ставит. Либо какие-то еще ставятся условия: петь под фонограмму или там еще что-то. Или петь не свою песню, но как бы в своем якобы каком-то образе, как они это видят. То есть предлагают заниматься не совсем свойственным мне делом, выглядеть не совсем тем, кто я есть на самом деле. Мне это не очень-то интересно. Поэтому несколько таких, так сказать, предложений, я завернул. А вот телеканал «Культура», например, или тот же канал «Союз» – они мне нравятся, это другое дело. Я на них в своем естественном виде пел. Пел так, как есть на самом деле. Не надо было ничего, ни каких-то инструментов добавлять, ни аранжировок никаких делать, ни шоу-балет какой-то сзади ставить, чтобы не выделяться в общем концерте. Всё по-естественному было. Просто у федеральных каналов своя политика есть, общеканальная. Это нормально абсолютно. У меня на это своя политика с гармошкой. Не всегда это возможно в каком-то совмещении, поэтому чего тут говорить…

– В Кремль не приглашали еще на какой-нибудь концерт подыграть?

– В Кремль… я не помню.

– Насколько хорошо ты знаешь своих предков? Кем они были?

– Знаю, знаю. Все казаки. Предки по отцу – все были казаками. Дед, его прадед Василий Яковлевич – казак, потом Яков Иванович. Дальше не знаю. Дальше знаю из метрик церкви нашей, в хуторе Растеряев, что очень много было Растеряевых. Хутор Растеряев такой был. Ну, как сказать… хутора, они же отходили от станиц. У нашей станицы родовая – это Раздорская-на-Медведице. Две Раздорских есть. Первая: Раздорская-на-Дону – бывшая столица донских казаков была, древняя. Вторая: Раздорская-на-Медведице – наша родовая станица, верхняя. Вот там очень много Растеряевых было, мне метрики распечатывали, но кто они – я даже не могу сказать. Уже сложно просчитать, кто кем был, – это XVII–XVIII века.

– Какой хочет видеть Россию Игорь Растеряев? Что бы ты в ней поменял?

– Весны хочется. (Смеется.) Еще более хорошей, еще более счастливой, еще более замечательной и прекрасной. Я по-другому не могу. Я не знаю, как ответить.

– «Поэт в России – больше, чем поэт». Ты много ездишь по стране, общаешься с самыми простыми людьми, поешь ты тоже о простых людях, простых вещах – всем близких, всем понятных. Ответь на такой вопрос. Есть сейчас два противоположных мнения на то, что происходит с Россией: одни говорят, что Россия загибается, другие – что Россия возрождается. Что, по-твоему, сейчас происходит?

– Могу сказать только так: у меня есть ощущение целостной нации. Но, опять же, как я общаюсь и кого я вижу? Я вижу людей, которые приходят на концерт. Это в каждом городе по типу приблизительно одни и те же люди. Они что в , что в Рязани, что во Владивостоке по какому-то своему общему типу близки, эти люди.

– Мы на твоем концерте видели очень разных людей: разного возраста и социального положения. Что именно ты имеешь в виду, когда говоришь, что они похожи?

– Они могут быть разными. Но я имею в виду, если сравнивать, скажем, города, что люди похожи. Я сами города не всегда успеваю увидеть. Но успеваю увидеть людей на концерте. Есть какие-то города, в которых, волею судьбы либо концертного графика, мы задерживаемся на два, на три дня или даже более того и успеваем в них всё облазить, и тогда складывается четкое представление об этом городе, том месте, куда ты попал. Но есть города, которые не успеваешь посмотреть, понять. Но люди, которые приходят на концерты, – они чем-то похожи.

– Но всё же в твоем кругу какое больше ощущение: возрождения или погибели?

Я не склонен разделять какие-то панические настроения, нет ощущения апокалипсиса.

– В моем кругу нормальное ощущение. Вот среди моих ровесников, кстати… тех, кто даже моложе, нету такого, что… как вам сказать… Могу сказать, что гораздо меньше пьют. Сейчас даже по молодежи смотрю: меньше пьют. Даже меньше, чем мы пили, чем я или мои ровесники в их возрасте. Точно могу сказать за себя, что у меня нет утопических взглядов на настоящее и на будущее. Я не склонен разделять какие-то панические настроения.

– Есть что-то, чего русскому человеку, так скажем, не хватает для движения вверх?

– Это-то всегда есть. Я просто говорю, что нет ощущения апокалипсиса, что всё загибается. , конечно, загибается, выживают там вопреки.

– А был город, где тебя не приняли? Или не поняли?

– Где меня не поняли? Так-так-так… Город, где меня не поняли… Могу сказать. Для меня удивлением было… мы делали концерт в Михайловке, в Урюпинске, непосредственно рядом с Раковкой, в Волгоградской области, и я себе тогда нафантазировал, посчитал, что раз все песни поются про тот регион, то должен быть какой-то особый прием, какое-то особое такое «А-а-а-а-а-а-а!». Но всё оказалось с точностью до наоборот. То есть более сдержанного – доброжелательного, но сдержанного – приема у меня не было нигде. Земляки отреагировали сдержаннее, например, чем в Архангельске или где-то на Севере, где не имеют ничего общего со степями и комбайнами, или с Волгоградом, или с Доном.

– До первого клипа, даже до театра «Буфф», о котором ты уже во многих интервью упоминал, ты чем занимался? Интересно, с чего начинал Игорь Растеряев?

Ездили по городам Московской и Ленинградской областей, давали детские спектакли в замороженных ДК, в заброшенных кинотеатрах…

– Я всегда был артистом. В театре. Всегда. После школы – сразу в Театральный институт, там поучился пять лет. И год ездил с «Белым театром». Это такая школа жизни была. Мы ездили по всем городам Московской и Ленинградской областей, давали детские спектакли в замороженных ДК, в заброшенных кинотеатрах, деревенских домах культуры. Это самый развал когда был после 1990-х. Наряжались в какие-то самодельные костюмы, приводили детей в эти замороженные ДК. Дети завязывали шапки, сидели играли в варежках в тетрис, пытались лазерной указкой попасть нам в глаз. Одним словом, как все нормальные дети, проявляли интерес к искусству. А мы играли. Я был – Крокодилом. У моего костюма, правда, не было пасти – поэтому я просто выходил и говорил: «Я – Крокодил». У меня пар изо рта от холода шел. А сзади тигренок бегал, выплясывал, потому что он был в коротком трико, тонком, и ему было очень холодно, поэтому он типа изображал активность, а на самом деле просто так согревался. А учителя сзади говорили: «Хорошо играет тигренок». Затем уже попал в театр «Буфф», где вот в этом году уже 10 лет исполнилось, как прослужил. Проиграл, точнее. Всегда у меня жизнь шла как-то ровно, без крутых поворотов.

– Ты не из тех артистов, которые заказывают себе дорогостоящие клипы, пользуешься в основном любительскими съемками. Кто снимает и монтирует твои клипы?

– Леха Ляхов – это мой друг. Он снимал все мои ролики, что есть на ютубе. Все мои песни: и «Комбайнеров» первую запись на телефон, и все остальные видеоролики. Он сейчас живет в Москве. Приезжает, когда новая песня рождается. Мы едем с ним снимать что-то, потом сидим и вместе монтируем. Видеоряды, которые на концертах с проекторов показываются, тоже Леха все монтировал. Здесь есть секрет: в зале стоит зеркало, чтобы я видел, что в тот или иной момент по видео на фоне показывается; надо, чтобы артикуляция совпадала в некоторых местах, особенно там, где мультики.

– Сколько гармошек извел за время поездок?

– Та, на которой сейчас играю, – это изначальная гармошка. «Чайка». Я на ней играю все концерты. Она в последнее время сыпется постоянно – ломается, в смысле. Ломаются металлические рычаги именно, кнопки…

– Клавиши?

Я стараюсь на каждом концерте именно на той гармошке играть: она писклявая, такие голоса на ней резкие – мне это в ней нравится.

– Да, клавиши. Голоса летят. Но это уже изношенность металла. Она в комиссионке была куплена в свое время. По-моему, на ней, кстати, до того и не играли, потому что меха склеены еще были. И вот она сейчас с регулярностью через два-три концерта наворачивается. Всегда есть запасная гармошка. Но я стараюсь на каждом концерте именно на ней играть, потому что она писклявая, такие голоса на ней резкие – мне это в ней нравится. Она мне очень дорога.

– Ты куришь?

– Семья, жена, дети?

– Если бы ты прекратил вдруг выступать – чем бы ты тогда занимался?

– В «Буффе», наверное, работал бы.

– А если бы ты по каким-то причинам не смог в принципе выступать на публике?

– Я думаю, рисовал бы. Если бы мог рисовать – рисовал бы. Или что-то пытался бы писать.

– Без лишнего пафоса – спасибо, что ты есть вот такой вот, со своими мыслями. Спасибо тебе за твое творчество.

– Спасибо вам. Всем привет!

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 2012 году Игорь выпустил книгу «Волгоградские лица» (альбом рисунков с комментариями автора). Книга посвящена Лёхе Ляхову . 20 октября 2012 представлен второй альбом «Звонарь».

    В начале 2013 «Звонарь» был переиздан, и, как уже упоминалось, вышел гитарный альбом «Песни дяди Васи Мохова». В 2014 - новый альбом «Рожок».

    Таким образом, Игорь не прекращает писать песни - их у него уже (на середину 2016 г.) более двадцати, не считая ранние «нецензурные». Каждая новая песня, так же как и самые первые, сначала выходит в виде клипа на YouTube, затем презентуется на концерте. Клипы по-прежнему режиссирует и снимает Лёха Ляхов. От примитивного, но подкупавшего своей непосредственностью телефона он перешёл к более качественной технике и более сложному видеоряду. Кроме обычных видео, в 2013 году был создан первый мультипликационный клип на песню «Ермак», для которого эскизы рисунков подготовил сам Игорь Растеряев, а анимацию выполнил Сергей Котов. В 2015 году выпущен следующий клип-мультфильм для «Песни о детстве».

    Успешно идёт и концертная деятельность. Растеряев не гонится за количеством концертов, обычно он даёт всего от одного до трёх в месяц. Но география поездок широка - артист объехал практически всю Россию, включая Крайний Север, побывал на Украине, в Белоруссии, в Польше (Белосток). Публика неизменно хорошо принимает Игоря. Тому причиной не только искренность его песен и растущее исполнительское мастерство. Растеряев, неизбежно придерживаясь некоторой общей схемы, никогда не ведёт концерты по одному и тому же шаблону. Он варьирует репертуар, включая в него кавер-версии групп «Король и шут», «Сектор газа», «Дискотека Авария», «Ленинград», «ДДТ», «Чиж» и др., старинные казацкие песни, песни военных лет - «Дороги», «Давно мы дома не были», перемежает пение разговорными вставками - рассказывает об истории создания и смысле тех или иных песен, приводит забавные случаи из своей жизни и концертной деятельности, порою приглашает на сцену друзей-сельчан, вдохновивших его на творчество. Поэтому каждый концерт превращается скорее в творческий вечер, где возникает сильное единение артиста и публики.

    Работа в театре

    Концертная деятельность Игоря Растеряева изначально была построена таким образом, чтобы минимально препятствовать его давней работе в Санкт-Петербургском государственном музыкально-драматическом театре «Буфф» . Поэтому он продолжал выступать в разных спектаклях и в последние годы был занят в следующих ролях:

    • Грегуар (Авантюристка);
    • Приказчик (Казано́ва в России);
    • Константин (Страсти у фонтана);
    • Тишка (Свадьба Кречинского);
    • Емельян Черноземный (Квадратура круга);
    • Официант (Цирк уехал, клоуны остались);
    • Бочар (Великолепный рогоносец);
    • Ефрейтор Захар Косых (Женя, Женечка и «катюша»);
    • Буч (Примадонны);
    • Восьмибратов (Всё тот же Лес);
    • и др.

    В ноябре 2015 года после 12 лет работы Игорь Растеряев покинул театральную труппу

    Игорь Растеряев - питерский артист, поющий под одну гармонь нехитрые и привязчивые песни про комбайнеров, водку и богатырей всколыхнул рунет в конце лета 2010 года.

    Родился 10 августа 1980 года в Ленинграде.
    В 2003 году окончил Санкт-Петербургскую Государственную Академию Театрального Искусства.
    Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады-2006
    Актер Санкт-Петербургского государственного музыкально-драматического театра «Буфф».

    Первый официальный концерт Игоря Растеряева прошёл 23 сентября 2010 года в Москве, в клубе «Контакт». На концерте присутствовали друзья исполнителя, ставшие прообразами героев его песен. Игорь исполнил ряд старых песен, записи которых были в разное время выложены в интернет, и новые, до этого не исполнявшиеся песни.

    И уже меньше, чем через месяц после первого концерта, 15 октября 2010 года состоялся концерт в московском клубе «Вермель», который показал, что на концерты Игоря Растеряева готовы ходить не только его друзья и близкие. На концерт, который был организован за неделю до даты фактического выступления собралось первых 130 настоящих поклонников Игоря. Здесь же состоялась премьера песни «Русская дорога».

    5 февраля 2011 года был презентован дебютный альбом Игоря «Русская дорога» в клубе «Milk» (Москва)

    Актер, артист, интеллигент просто по факту профессии, он, конечно, строит утопию, воспевает лихую и горькую деревню, которой уже почти не осталось, - понятно же, что на деле это скорее похоже на роман «Елтышевы», чем на песню «Комбайнеры». Но это возвышающий обман, важный, нужный. Это трагически-жизнеутверждающая музыка: «когда мы отступаем, это мы вперед идем»; по выражению коллеги Петра Фаворова, «песни народа в отступлении». В этих песнях есть от чего поморщиться, но на круг они все за добро и за жизнь; и можно сколько угодно проводить параллели с «Любэ» или «Сектором газа», но у тех никогда не получалось произносить заветные запрещенные слова на букву «р» так, чтобы они звучали весело и гордо, с настоящих больших. У Растеряева - как у Высоцкого, как у Шукшина (авансом, да, но все же) - пока получается. Не исключено, что это пустые надежды, но Растеряев, быть может, намечает третий путь для новой массовой эстрады: пока кое-как обустроившаяся городская культура порождает музыку для тех, кому до 30 (социальный хип-хоп), и для тех, кому за 45 («жизненный» постшансон в формате артистов Ваенги и Михайлова), он выходит в поле - и обнаруживает под ногами все такую же черную землю, а в этой земле - все те же ромашки, все те же родные кости, все такое же звонкое слово.

    В 2010 году Рунет взорвало видео, на котором какой-то деревенский парень поет под гармонь песню про комбайнеров. Снятый на мобильный телефон ролик стал очень популярным на YouTube и в других социальных сетях. Люди быстро запомнили Игоря Растеряева: самородка из-под Волгограда, который поет понятные всем и правильные песни.

    Позднее Рунет узнал, что Игорь - профессиональный актер и питерский интеллигент, пусть и с казацкими корнями. Он просто каждый год отдыхает на родине предков в Волгоградской области.

    Творчество Растеряева родом откуда-то из-под Волгограда, Ростова-на-Дону, Рязани или Твери. Оно не столичное, а из глубинки. Оно правильное: искреннее, глубокое. Этим оно выделяется на фоне фальшивого мейнстрима и ванильно-гламурного мельтешения столичных поп-звездочек. Игорь поет для и про настоящих людей, поэтому его песни цепляют.

    Видео «Комбайнеры» снял на мобильный телефон и опубликовал на YouTube друг и соратник Растеряева Леха Ляхов. Он снимает видео с Игорем до настоящего времени.

    Кто такой Игорь Растеряев

    Растеряев родился в Ленинграде в 1980 году в семье интеллигентов. Он окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства. Игорь играл в театре «Буфф». У него есть роли в кино.

    Предки Растеряева - казаки. Родители каждое лето отправляли Игоря отдыхать в Волгоградскую область. Здесь молодой человек познакомился с сельской жизнью, узнал жизнь простых людей из глубинки, подружился с «трактористами, комбайнерами и грузчиками арбузных фур».

    Как бы пафосно это ни звучало, Игорь Растеряев вернулся к истокам. Благодаря отдыху под Волгоградом он научился чувствовать родную землю, общаться с обычными людьми. Главное, Игорь смог выражать свои мысли и эмоции без капли фальши.

    Игорь Растеряев преимущественно исполняет свои песни. Также он поет песни поэта Василия Мохова. Одна из них - представленная выше «Раковка». В репертуаре Игоря есть каверы на композиции известных рок-исполнителей, включая «ДДТ», «Король и Шут» и других.

    Ни в какие рамки

    Именно так можно охарактеризовать творчество Игоря Растеряева. Ближе всего его можно описать термином «авторская песня». Но в то же время Растеряев - самый настоящий рокер. Дело не в том, что он выступает на «Нашествии». Творчество Игоря - это русский рок, который отличается глубиной и философской наполненностью песен, искренностью и отвязностью.

    Кстати, об отвязности. В песнях Растеряева часто можно услышать обсценную лексику. Некоторые композиции артист давно не исполняет, так как в них есть только жесткий стёб и даже кич. В других нецензурные выражения звучат настолько органично, что без них песня была бы неполной.

    В композициях Растеряева явно слышатся фольклорные мотивы. Это еще одна грань и жанровый ориентир его творчества.

    В 2011 году Игорь оформил первый полноценный альбом «Русская дорога». В нее вошли полюбившиеся людям песни «Комбайнеры», «Казачья», «Богатыри». А песня «Ромашки» до настоящего момента остается одной из самых сильных в репертуаре исполнителя.

    Вокальные данные Игоря Растеряева не впечатляют. Уровень владения музыкальным инструментом далек от виртуозного. Артист использует простые слова. Тем не менее его песни цепляют сильнее, чем композиции профессиональных авторов и музыкантов.

    Великая Отечественная война

    Это одна из ключевых тем в творчестве Игоря Растеряева. Он возвращается к ней постоянно. У всех песен о Великой Отечественной авторства Растеряева есть одна общая черта. Они помогают увидеть страшные дни большой войны глазами простого человека, обычного солдата.

    Красивый вокал Елене Гвритишвили и сильная песня о ключевой битве Великой Отечественной - один из примеров.

    Растеряев - ленинградец. Он не мог обойти стороной тему блокады. В «Ленинградской песне» он благодарит людей, которые возили продовольствие в блокадный город по льду «Дороги Жизни». Тех, благодаря кому живут современные питерцы.

    Игорь рассказывает о личных трагедиях и откровениях людей, которые прошли Великую Отечественную. История деда Агвана заставляет замолкнуть и глубоко задуматься. Подумать о том, как и почему люди в течение всей истории воюют друг с другом. Подумать, чтобы выиграть «главный бой за звание человека».

    «Дед Агван» - стихотворение Растеряева. Оно раскрывает Игоря как поэта-декламатора.

    Одинаковая форма, очень разные смыслы

    Музыка и манера исполнения Игоря Растеряева действительно не отличаются разнообразием. Но его песни очень разные. Более того, они удивляют полярностью настроений и мыслей. От задиристых «Казачьей» и «Ермака» автор легко переходит к антивоенной тематике. Она раскрыта в песне «Бой».

    Творчество Растеряева полностью мужское. Оно понятно женской аудитории, женщины слушают Игоря. Но поет он в основном для мужчин и о мужчинах. Вернее, о мужиках, которые умеют пахать зябь, гоняют фуры по федеральным трассам, а иногда мешают пиво с водкой.

    «Ходики», «Кореш», «Дальнобойная» - примеры мужских песен. Их можно назвать зарисовками из жизни людей, которые столкнулись с кризисом среднего возраста. И у которых этот кризис растянулся на много лет.

    Творчество Растеряева ни в коем случае не депрессивное. Игорь помогает слушателю почувствовать и пережить личные и общие трагедии. Тут же он дает действенные рецепты от хандры и надуманных трудностей. Песню «Дядя Вова Слышкин» можно назвать гимном жизнерадостности и здравого смысла.

    Простой деревенский житель Владимир Слышкин в резиновых сапогах - живое воплощение позитива и правильного отношения к жизни. Кстати, дядя Вова появляется и в других клипах Растеряева. Это реальный человек, с которым Игорем дружит и общается.

    Любовь к родной земле

    Эта тема наполняет все без исключения песни Растеряева. Игорь поет не о каком-то абстрактном понятии, а о настоящей Родине. Это больше, чем географическое определение. В песнях артиста чувствуется любовь к окружающему его пространству, людям, укладу жизни.

    Это хорошо слышно в песне «Весна». Кстати, в клипе снимается уже знакомый вам дядя Вова Слышкин.

    «Но поет он не про Италию, а как дома хорошо» - в этой строчке весь Растеряев. Без пафоса и лишних слов он говорит о Родине больше, чем многие авторы учебников.

    Новый Высоцкий? Нет, просто Игорь Растеряев

    Действительно, Растеряева часто сравнивают с Высоцким. До масштабов Владимира Семеновича Игорю еще предстоит вырасти. Но он уже стал в чем-то похожим на предшественника. Высоцкий был таким же искреннем и понятным всем: от работяг и дальнобойщиков до профессоров и творческой интеллигенции.

    И все же Растеряев - самобытный артист, не похожий ни на кого, кроме себя. Это неординарная фигура: яркий поэт и настоящий артист. Игорь сам сказал, что при царе Горохе служил бы церковным звонарем. А в наше время он звонит в колокола и колокольчики человеческих душ, как бы это пафосно не звучало. И благодаря творчеству Игоря в людях звучат самые тонкие струны.

Похожие публикации