«Весна священная» в Большом театре обошлась без кислоты. «Весна священная» и «Квартира» - две премьеры в Большом Весна священная в большом

Знамя же музыкально-танцевального модернизма, «Весна cвященная», за весь XX век взвилось над Большим только раз, в далеком 1965-м. Спектакль Натальи Касаткиной и Владимира Васильева, где герой, мстя за смерть любимой, вонзал нож в языческих идолов, мог бы появиться на сцене ГАБТа и в рамках вышеупомянутого фестиваля. Аккурат после отказа британца Уэйна МакГрегора осчастливить Большой балет своей «Весной».

Окрыленная Наталья Дмитриевна успела сообщить «Известиям», что спектакль в рабочем состоянии, хоть сейчас на сцену, ан нет - в Большом-таки решились ставить абсолютно новую «Весну» и уговорили пойти на прорыв мирно трудившуюся в Екатеринбурге Татьяну Баганову. Она, в свою очередь, призвала на подмогу петербургского художника Александра Шишкина.

В итоге получилась «Весна священная». Балет Татьяны Багановой и Александра Шишкина». Именно так, без затей, поименован спектакль в буклете. Стравинский, возможно, ужаснулся бы этой вольности, ну да бог с ними, с композиторскими амбициями. По сути, все верно, название попало в точку. Эта «Весна...» - единственная в своем роде, где музыка Стравинского и сцена существуют сами по себе, не взаимодействуя, не пересекаясь, не соседствуя.

Дирижер Павел Клиничев и его оркестр вдумчиво читают ноты, и, похоже, счастливы, что им в кои-то веки не приходится играть «в ножку». Татьяна Баганова с Александром Шишкиным так же вдумчиво работают в обустроенном ими пространстве и так же счастливы не замечать изливающихся из оркестровой ямы звуковых потоков.

В отдельно взятом тандеме г-н Шишкин счастлив не замечать г-жу Баганову, от движенческих трудов которой остались несколько матриц contemporary dance (танцовщики бродят по загроможденной сцене в поисках места для их исполнения) и любимое хореографом женское фризюр-шоу (взмах головой туда-сюда, от шлейфа волос в зависимости от ситуации летят пыль или водяные брызги).

Зрелище же в основном держится на сценографии и манипуляциях с аксессуарами, в качестве коих задействованы лопаты, пластиковые канистры, канцелярские ящики и прочие произвольно выбранные предметы. Танцовщики помещены в глубь бетонного куба, там же ходят персонажи в скафандрах и стекает из огромного крана гигантская ярко-зеленая капля - балет, как следует из аннотации, повествует о жажде.

Данный концепт, впрочем, проясняется лишь в финале, когда герои оказываются под струйками воды, стекающей с колосников. Однако то ли воды мало, то ли артисты недостаточно радуются утолению потребности, но в кульминационном запале эту сцену перекрывает другая - та, где сверху спускается портрет человека, похожего на композитора Стравинского.

Завидев характерные круглые очочки и нос рубильником, обитатели куба впадают в исступление, рвут изображение в клочья и брезгливо бросают обрывки в угол. И пусть отдельные зрители посчитали, что остракизму подвергнут не Стравинский, а Лаврентий Берия, и даже Антон Чехов, а то и вовсе безымянный диктатор, сцена ничего не потеряла в своем восхитительном неофитском протесте. Разве что в соответствии с нынешними реалиями ГАБТа можно было не устраивать шумную драку, а по-тихому плеснуть в ненавистного монстра кислотой.

Публика Новой сцены отреагировала на премьеру жидкими аплодисментами и вялыми свистками, хотя артисты, стоически копошившиеся в цементной пыли и бившие тела о сценическую мебель, заслуживали большего. Татьяна Баганова, кстати, тоже. По крайней мере время для обдумывания концепции и вхождения в тему ей стоило предоставить.

«Весна священная». Сцена из спектакля. Фото: bolshoi.ru/Дамир Юсупов

В Большом театре стартовал фестиваль «Весна священная. Век модернизма» продолжительностью почти месяц. Факт сам по себе беспрецедентный - ранее Большой театр в целом и Большой балет в частности масштабным пристрастием к модернизму не отличались. Отдельные прорывы вроде «Комнаты наверху» Твайлы Тарп или «Русских сезонов» Десятникова-Ратманского не нарушали общей академической картины.

Знамя же музыкально-танцевального модернизма, «Весна cвященная», за весь XX век взвилось над Большим только раз, в далеком 1965-м. Спектакль Натальи Касаткиной и Владимира Васильева, где герой, мстя за смерть любимой, вонзал нож в языческих идолов, мог бы появиться на сцене ГАБТа и в рамках вышеупомянутого фестиваля. Аккурат после отказа британца Уэйна Макгрегора осчастливить Большой балет своей «Весной».

Окрыленная Наталья Дмитриевна успела сообщить «Известиям», что спектакль в рабочем состоянии, хоть сейчас на сцену, ан нет - в Большом-таки решились ставить абсолютно новую «Весну» и уговорили пойти на прорыв мирно трудившуюся в Екатеринбурге Татьяну Баганову. Она, в свою очередь, призвала на подмогу петербургского художника Александра Шишкина.

В итоге получилась «Весна священная». Балет Татьяны Багановой и Александра Шишкина». Именно так, без затей, поименован спектакль в буклете. Стравинский, возможно, ужаснулся бы этой вольности, ну да бог с ними, с композиторскими амбициями. По сути, все верно, название попало в точку. Эта «Весна...» - единственная в своем роде, где музыка Стравинского и сцена существуют сами по себе, не взаимодействуя, не пересекаясь, не соседствуя.

Дирижер Павел Клиничев и его оркестр вдумчиво читают ноты, и, похоже, счастливы, что им в кои-то веки не приходится играть «в ножку». Татьяна Баганова с Александром Шишкиным так же вдумчиво работают в обустроенном ими пространстве и так же счастливы не замечать изливающихся из оркестровой ямы звуковых потоков.

В отдельно взятом тандеме г-н Шишкин счастлив не замечать г-жу Баганову, от движенческих трудов которой остались несколько матриц contemporary dance (танцовщики бродят по загроможденной сцене в поисках места для их исполнения) и любимое хореографом женское фризюр-шоу (взмах головой туда-сюда, от шлейфа волос в зависимости от ситуации летят пыль или водяные брызги).

Зрелище же в основном держится на сценографии и манипуляциях с аксессуарами, в качестве коих задействованы лопаты, пластиковые канистры, канцелярские ящики и прочие произвольно выбранные предметы. Танцовщики помещены в глубь бетонного куба, там же ходят персонажи в скафандрах и стекает из огромного крана гигантская ярко-зеленая капля - балет, как следует из аннотации, повествует о жажде.

Данный концепт, впрочем, проясняется лишь в финале, когда герои оказываются под струйками воды, стекающей с колосников. Однако то ли воды мало, то ли артисты недостаточно радуются утолению потребности, но в кульминационном запале эту сцену перекрывает другая - та, где сверху спускается портрет человека, похожего на композитора Стравинского.

Завидев характерные круглые очочки и нос рубильником, обитатели куба впадают в исступление, рвут изображение в клочья и брезгливо бросают обрывки в угол. И пусть отдельные зрители посчитали, что остракизму подвергнут не Стравинский, а Лаврентий Берия, и даже Антон Чехов, а то и вовсе безымянный диктатор, сцена ничего не потеряла в своем восхитительном неофитском протесте. Разве что в соответствии с нынешними реалиями ГАБТа можно было не устраивать шумную драку, а по-тихому плеснуть в ненавистного монстра кислотой.

Публика Новой сцены отреагировала на премьеру жидкими аплодисментами и вялыми свистками, хотя артисты, стоически копошившиеся в цементной пыли и бившие тела о сценическую мебель, заслуживали большего. Татьяна Баганова, кстати, тоже. По крайней мере время для обдумывания концепции и вхождения в тему ей стоило предоставить.

Игорь Стравинский начал работу над балетом Весна священная в июне 1911 года в своем имении Устилуг. Еще за год до этого композитор встретился с Николаем Рерихом и представил ему первоначальный план будущего балета. Создатель Русских сезонов Сергей Дягилев был увлечен идеей балета и познакомил Стравинского с Вацлавом Нижинским, для которого Весна священная стала первой работой в качестве хореографа. Премьера балета состоялась в мае 1913 года в театре Елисейских полей и вызвала неоднозначную реакцию публики. Музыкальная партитура и новаторская хореография опередили свое время, и премьера закончилась скандалом: публика свистела и шумела так сильно, что спектакль пришлось остановить.

Только в 1920 году в Русском балете Сергея Дягилева состоялась новая постановка в хореографии Леонида Мясина, которая была хорошо принята публикой. В дальнейшем этот балет ставили выдающиеся хореографы XX века: Мэри Вигман, Джон Ноймайер, Морис Бежар, Пина Бауш. Первая постановка в России состоялась в 1965 году в Большом театре.

Весня свяденная билеты

У столичных поклонников балетного искусства есть прекрасная возможность воспользоваться услугами нашего сайта и купить билеты на Весну священную , а также другие постановки Большого театра. С нами приобретать билеты на лучшие столичные спектакли стало легко и просто. Оцените преимущества, которые мы предлагаем нашим клиентам:

  • подлинность билетов гарантируется защитными голограммами и штрих-кодом.
  • каждый заказ обрабатывает персональный менеджер.
  • собственная курьерская служба осуществит доставку билетов по любому адресу.
  • привлекательные акции и спец-предложения.
  • дисконтные карты для каждого клиента.

В режиме он-лайн вы можете заказать билеты на балет Весна священная и уже в этот же день билеты будут доставлены по указанному адресу.

26 марта на сцене Большого театра также пройдёт вручение Первой Национальной премии детского и юношеского танца «Весна Священная». Победители конкурса 2017 года станут участниками гала-спектакля, который будет готовиться в течение всего года и будет показан в Большом театре в 2018 году.

«Весна Священная» — единственная национальная премия в области детского и юношеского танца, созданная по инициативе Илзе Лиепа и фонда «Культура – детям». В течение шести лет фонд «Культура – детям» проводил многочисленные творческие и образовательные лаборатории и полноценные конкурсы в регионах России. Конкурсы объединили десятки тысяч детей из разных городов. В 2016 году премия получила статус Национальной решением Министерства культуры РФ.

Главной миссией проекта создатели считают воспитание вкуса и повышение уровня детского и юношеского любительского танцевального творчества в регионах России, побуждение коллективов к творческому поиску и профессиональном у росту.
С этого года победители конкурса получают уникальную возможность выйти на главную сцену страны — сцену Большого театра. В течение года с ними велась большая постановочная работа при участии ведущих российских хореографов. В результате этой работы одиннадцать танцевальных коллективов-лаур еатов конкурса 2016 года (205 детей из семи городов России) примут участие в полноценном гала-спектакле «Весна Священная» вместе со звездами балета, театра и кино. Главные роли в спектакле исполнят Алексей Ягудин, Вениамин Смехов, Ольга Остроумова, Ирина Пегова, Александр Стриженов, Кристина Орбакайте, Игорь Цвирко и Илзе Лиепа.

В творческую группу проекта вошли: сценарист Зоя Кудря, художник Павел Каплевич, режиссер Владимир Иванов, хореографы Елена Богданович и Александр Могилев, художник по костюмам Екатерина Котова. Многие из создателей спектакля – неоднократные лауреаты национальной театральной премии «Золотая Маска» и других престижных театральных наград.

Художественный руководитель проекта Илзе Лиепа: « Иногда одно событие, одна встреча могут изменить жизнь, дать ей иное направление. Мы хотим дать возможность каждому ребенку соприкоснуться с чем-то важным — с тем, что может изменить их образ мыслей и отношение к окружающему миру, почувствовать причастность к стране через творчество. Мы видим своей задачей — воспитание художественного вкуса с раннего детства. Лучшие хореографы, режиссеры, актеры рядом с юными исполнителями из самых разных регионов страны. Все вместе они выйдут на главную сцену страны — сцену Большого театра. Кем бы ни стали потом эти дети в будущем, мы надеемся, что они никогда не забудут этот опыт».

Гала-спектакль и торжественная церемония вручения Национальной премии «Весна Священная» проводятся при поддержке Министерства Культуры РФ и Департамента культуры г. Москвы.

Гала-спектакль и торжественная церемония вручения Национальной Премии «Весна Священная» будут полностью показаны в эфире телеканала «Россия-Культура ».

ПАРТНЕРЫ ПРЕМИИ

Генеральный партнер — АЛРОСА

Стратегический партнер — Банк ВТБ

Все музыкальные записи для спектакля предоставлены Российским государственным музыкальным центром Радио «Орфей».

Официальный сайт: www. ilzeliepafund.ru

Аккредитация:

В Большом театре состоялась церемония вручения премии “Весна священная”

В Москве вручили премию «Весна священная».

Премию учредил Благотворительный фонд Илзе Лиепа «Культура – детям».

Ею награждают юных исполнителей – тех, кто в совершенстве владеет искусством танца.

Для сотен юных участников и тысяч зрителей название «Весна священная» – хореографический конкурс. Его организовал фонд Илзе Лиепа.

Участвуют только непрофессиональные коллективы со всей страны. Глобальная задача – повлиять на преподавание танцевального искусства.

«Не просто отбор. Мы растим и занимаемся с ними! И занимаемся не только с детьми, мы начинаем с педагогов. По хореографии, по исполнительскому мастерству – серьезные семинары в регионах. Потом только мы смотрим детей, уже когда поговорили с педагогами, когда мы объяснили, что недопустимо, когда дали направление»,

– говорит народная артистка России Илзе Лиепа.

Для участников конкурса это возможность оказаться «в другой лиге», прикоснуться к сложной хореографии, танцевать под симфоническую музыку. Возможно, впервые в жизни.

«Если бы была возможность выбирать следующую жизнь, я бы хотела стать балериной. Потому что очень большая аудитория, ты выходишь на сцену и хочешь отдать зрителям все, что у тебя есть»,

– восклицает участница конкурса Марта Милютенкова.

«Когда танцуешь, эмоции переполняют. Совершенно все воспринимаешь по-другому. И начинает как бы все у тебя налаживаться»,

– рассуждает участница конкурса Екатерина Гончарова.

Отбор, занятия, а потом приезд в Москву. Торжественный вечер на сцене Большого театра открыла вице-премьер Ольга Голодец.

«Наши счастливые талантливые дети, выступающие с юных лет на сцене Большого театра, это наша радость, наша гордость, наше достояние»,

– сказала заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец.

Лауреаты премии говорят, что теперь им точно будет, о чем рассказать детям. Главная награда для победителей – участие в спектакле на сцене Большого театра. В этом году он называется «Искания о Князе Владимире». В главной роли – Михаил Пореченков.

«Каким он был и каким он стал? И что все-таки та божественная часть, которая попала в него, в нем изменила после принятия православия? И какой вектор развития нашей стране и нашему народу он дал?»

– спрашивает заслуженный артист России Михаил Пореченков.

Это оригинальная постановка, которую готовят целый год. Хореограф репетирует с ребятами в их городах. Потом все участники собираются в Москве, чтобы за несколько дней создать спектакль, в котором соединятся поэтическое слово, драматургия, танец.

Создатели постановки хотят, чтобы после спектакля зрители гордились тем, что они стали частью этой истории.

Похожие публикации