Артисты на экспорт, или как был устроен советский госконцерт. Советские артисты на гастролях за рубежом – воспоминания М.М

До распада СССР советские артисты были частыми гостями за рубежом. Для гастролей их отбирал Госконцерт. О том, что уникального было в этой организации, сколько платили советским артистам, и в какой стране больше всего их любили – в программе «Достояние республик» телеканала «МИР».

В 1956 году СССР готовился к грандиозному послевоенному событию – московскому Фестивалю молодежи и студентов. Скоро в город приедут тысячи иностранцев, и среди них большинство – артисты: танцоры, певцы, музыканты. Готовятся к встрече и советские самодеятельные ансамбли. Новое время требует новых способов организации выступлений. Место устаревшего Гастрольбюро занимал Госконцерт.

Госконцерт в основном занимался выездами за границу, поэтому от него зависели все коллективы, которые хотели выехать за рубеж.

«И балет Большого Театра по их линии выезжал, и Кировский театр, и Мариинка сегодняшняя. Госконцерт никогда не мог ничего предлагать, если там этого не хотели. Они всегда реагировали на то, что Запад хочет», – рассказывает Народный артист России Николай Тамразов .

В 1956 году Королевский балет Лондона прилетает в Москву, а труппа Большого театра – впервые за свою историю – дает концерты в столице Великобритании. Этот культурный обмен был важен не только для двух стран, но и для двух миров – капиталистического и социалистического. Надежда на мир в самый разгар «холодной войны».

«Я участвовала в самых первых гастролях Большого театра, это был 56-й год в Лондоне. Я помню, что после конца спектакля была мертвая тишина в зале, а потом – невероятные аплодисменты, которыми нас наградили», – вспоминает балерина, художественный руководитель ГАТ «Классический балет», Народная артистка РСФСР Наталия Касаткина .

С тех пор советские артисты стали за границей частыми гостями. Западные зрители платили любые деньги, чтобы живьем увидеть певцов и танцоров из «империи зла». А советское правительство остро нуждалось в валюте. Культура на экспорт – дело доходное!

Особой сенсацией за рубежом стали выступления «Песняров». Тогда никто не остался в накладе: ни музыканты, ни Госконцерт, ни американский импресарио «Песняров» Сидней Гаррис.

«Он приехал в аэропорт нас провожать, встал на колени, стукнулся лбом об пол и сказал: «Спасибо, ребята, я на вас заработал миллион долларов», – вспоминает певец, музыкант, заслуженный артист Белорусской ССР Леонид Борткевич.

Неудивительно, что именно Америка больше всего полюбила советских артистов: там проживали миллионы эмигрантов из России. С трепетом к русской культуре относились и Париж, и Лондон.

Союз ищет таланты

Большой детский хор был самым известным детским коллективом страны. «Плюс ко всему, все знали прекрасно, что он ездит в самые лучшие зарубежные гастроли. Что такое для советского мальчика попасть в зарубежные гастроли? Это мечта. И поэтому вся наша элита, все наше руководство, все наши народные заслуженные артисты – все пытались своих детей пристроить в этот коллектив. Я понимаю это, и я рад этому, что у меня тоже была такая возможность. Но! Не было такого, чтобы приняли кого-то просто так. То есть, слуха нет, голоса нет, внешнего вида нет, а в результате приняли. Нет, такого не было», – говорит оперный певец, президент Фонда национальной культуры им. Чайковского Дмитрий Галихин .

Госконцерт отбирал артистов для зарубежных гастролей очень придирчиво. Участвовал в контроле и легендарный КГБ.

«Об определенных установках не говорил никто, но мы знали и чувствовали. Пропускали, во-первых, через их организацию – вычищали. Если хоть одна запятая появилась – все, он не выезжал. Был невыездной», – говорит композитор, заслуженный деятель искусств Узбекиста Энмарк Салихов .

За границей выступали сотни первоклассных советских артистов, но еще многим тысячам нужно было организовать выступления дома, по Советскому Союзу.

«У Госконцерта вообще артистов никогда никаких не было. Он просто пользовался артистами Москонцерта, артистами Росконцерта. Был Росконцерт, у которого были большие коллективы: эстрадные оркестры, ансамбли. А в Москонцерте были индивидуальные исполнители в основном.

Был Союзконцерт, который занимался концертами по союзным республикам. У нас же было 15 республик. И если Москонцерт хотел отправить Кобзона на Украину, то документы шли не напрямую, а они шли через Союзконцерт», – рассказал Народный артист России Николай Тамразов.

«Я очень любил ходить на концерты, не пропускал ни одной группы, ни одного значимого имени. Билетов, естественно, не было. Во всех кассах меня знали лично, потому что в день, когда вывешивалась афиша, я уже в девять утра стоял там и пытался схватить этот билет. Все названия этих организаций для меня очень много значили, а названий таких, на которые я реагировал, было всего четыре. Это был Росконцерт, Москонцерт, Ленконцерт и очень редко Госконцерт, потому что те артисты не доезжали до сибирской глубинки.

В Москонцерте работали несколько тысяч артистов всех жанров – от эстрады до цирка.

«Одним из достоинств этой организации было то, что в концерте, в клубе трамвайного депо могли выступать Васильев и Максимова. Мировые звезды танцевали на скромной сцене трамвайного депо. Люди в обеденный перерыв тоже могли их увидеть. Этого сегодня нет», – рассказывает художественный руководитель театра «Шалом», Народный артист России Александр Левенбук .

Художественный совет был массовым явлением именно советской эпохи. В концертной сфере тоже были свои худсоветы. Любого артиста и его репертуар строго оценивали: талантлив ли, соответствует ли идеологическим нормам.

«Плюсы в этом были, потому что в худсоветах очень часто сидели люди с широким кругозором, и какие-то вещи они, конечно же, подсказывали, отсекали лишнее, делали какие-то замечания по стилю в одежде солиста, делали какие-то замечания по репертуару. Это сегодня мы можем сказать. В тот момент времени я не знал ни одного артиста, который бы любил худсовет, потому что нам казалось, что они рубят нашу волю, не дают нам свободно дышать. Первое, что они не давали нам делать – исполнять песни собственного сочинения», – говорит заслуженный артист России, певец, шоумен Андрей Билль .

Одно из главных требований – исполнять песни только авторов, которые состояли в Союзе композиторов. Ну, и выглядеть прилично, по-комсомольски.

«Помню, как Кузьмин, будучи в Йошкаралинской филармонии, вынужден был на сдаче репертуара все свои кудри длиннющие закалывать невидимками, чтобы у него была гладкая голова, и петь песни советских композиторов, вплоть до «любовь, комсомол и весна», – вспоминает Билль.

Фото: Александр Макаров, РИА Новости

Большинство популярных советских артистов начинали с самодеятельности. Самый сложный шаг – перейти на профессиональный уровень. Прикрепиться к провинциальной филармонии или сразу попасть в Москонцерт. А перед этим уволиться с основной работы, как это сделал Андрей Билль.

«Москонцерт? Да, это Москонцерт! И, в общем, эта немая пауза, они ничего не сказали, подписали заявление, я уехал. Но они остались в глубоком нокдауне, потому что они не понимали, как можно карьеру комсомольского лидера променять на Москонцерт, а я не понимал, как можно выбрать что-то другое и не поехать, не откликнувшись на это предложение», – говорит Билль.

Артисту из глубинки попасть в Москонцерт было непросто: требовали столичную прописку.

«Перед вами сидит пример, как хотелось, и как было возможным попасть в МКО. Я развелся со своей женой, которую дико любил, от которой у меня было двое детей. Но мы развелись, и я сделал липовый брак во имя того, чтобы поставить штамп, что у меня есть московская прописка и не ради московской прописки. Потому что в Москве тебя никто не ждал, никакие квадратные метры, никакие материальные блага. Чтобы быть артистом МКО, потому что это карьера была, это был тот путь, во имя которого ты шел», – вспоминает Народный артист России Николай Тамразов .

И если артист уже попал в какую-либо концертную организацию, прошел отбор и худсовет, то работа ему была обеспечена. Работа в Госконцерте или Москонцерте – это гарантия. Для артиста – гарантия регулярных выступлений и гастролей, для зрителей – даже из самых отдаленных уголков СССР – возможность увидеть любимых артистов живьем.

«Я родился и вырос в Полтаве, и я прекрасно помню, что каждую неделю в нашем городском дворце культуры, в относительно небольшой зал на 800 или 750 мест приезжали музыканты. И кого только мы не видели и не слышали там! Каждую неделю к нам в Полтаву – 250 тыс. населения – приезжали музыканты. Артисты югославской и польской эстрады, украинские группы, всесоюзные звезды. Я помню выступление Градского в конце 70-х, шум, с которым проходили гастроли Ротару. Затем Михаил Боярский, Понаровская. К сожалению, сейчас в маленькие города, куда приезжали музыканты при советской власти, давно никто не приезжает, поэтому вся концертная деятельность сосредотачивается в основном в крупных городах областного и районного масштаба», – рассказал певец, заслуженный артист России Вадим Казаченко .

Подать артистам автобус, купить билеты на поезд или самолет, перевезти музыкальную аппаратуру, поселить в гостинице – все это задачи концертных гигантов. Правда, райдеров в то время еще не было, и бытовые условия бывали самыми разными.

«Например, в Турции мы жили в семьях. Представляете, нас поселили в Турции, в Анкаре. Причем, в семью, где не говорят по-русски. А мы не говорим по-турецки, но это настолько тепло! Как будто у тебя появляются еще одни родители», – рассказал Вадим Казаченко.

«В общем, была организация интересная, и один большой недостаток у всего того времени – не было менеджмента. Лучшие артисты не имели своих агентов. И поэтому такая жемчужина, например, как Любовь Полищук, не была использована даже на 10%. Кстати, Гурченко тоже», – рассказал Народный артист России Александр Левенбук .

Десять рублей для Пугачевой

И все же сотрудники концертных организаций делали огромные деньги – не для себя лично, но для страны.

«Каждый артист имел свою категорию, под каждой категорией лежал определенный оклад, как оклад месячный, так и оклад за выступление в разовом концерте. У меня была категория, я эту категорию приносил и клал в бухгалтерию, и бухгалтерия, согласно решению тарификационной комиссии, выплачивала мне деньги», – говорит Тамразов.

Советские артисты, даже самые популярные, в роскоши не жили, больших доходов не имели. Большую часть сборов забирало себе государство.

«По-моему, Алла Борисовна и Валерий Яковлевич Леонтьев уже на взлете своей карьеры зарабатывали порядка 110 рублей с концерта, какая-то такая сумма, если мне не изменяет память. Все рядовые музыканты, обычные артисты ВИА – это 7 рублей 50 комеек», – говорит Билль.

«Мы получали свои ставки концертные. Была концертная ставка – девять рублей, 11 рублей. И кто приходил в коллектив, получали без ставки за концерт. Наша стоимость была 300, 400, 500 рублей, по-моему – всего коллектива. Билет стоил три рубля. Если было пять тысяч народу, то, считайте, приличные деньги зарабатывал Москонцерт и филармония», – говорит руководитель ВИА «Самоцветы», народный артист России Юрий Маликов .

На зарубежных гастролях артистам и вовсе не положены были гонорары – по крайней мере, в местной валюте. Только очень скудные суточные.

«Эти суточные, естественно, все старались сэкономить, брали с собой так называемые письма с родины – это суп в пакетиках. И за счет этих суточных покупали какие-то видеопроигрыватели, сапоги, джинсы» – говорит Билль.

Впрочем, несовершеннолетним артистам вовсе не доставалось денег. Но руководитель Большого детского хора Виктор Попов искал альтернативные способы поощрить своих подопечных.

«Я присутствовал при разговоре, когда оформлялись документы, и он сказал тогда одному из руководителей ВЛКСМ, который отвечал за детские коллективы: «Мы собираем стадионы, мы собираем огромное количество зрителей, публики, мы зарабатываем бешеные деньги. Я понимаю, вы не хотите платить детям, но я настаиваю, чтобы дети жили в лучших условиях. Чтобы дети жили в гостиницах пятизвездочных, чтобы питались в лучших ресторанах»», – вспоминает оперный певец, президент Фонда национальной культуры им. Чайковского Дмитрий Галихин .

Вершина успеха для советских артистов – не зарубежные гастроли, а съемки на телевидении.

«Тогда существовало слово телевизионный артист или ТВ-артист. И чтобы стать ТВ-артистом, должно было случиться что-то невероятное. Масса людей с прекрасными голосами, очень хороших, очень ярких, тем не менее, не являлись артистами ТВ. Это был такой закрытый клуб», – рассказывает Билль.

Левенбук утверждает, что это было не совсем так. Вилли Токарев – как раз из тех артистов, которые не смогли существовать в рамках советских концертных гигантов.

«Токарев приехал в нашу страну без телевидения и без радио и сразу собирал дворцы спорта. Чему мог позавидовать певец, который по телевидению, по радио и имеет пластинки.

«Поскольку я увидел, что то, что я хочу сделать, – это нормальное явление, но оно не входит в прокрустово ложе соцреализма, я нашел страну, где я мог бы реализовать свое творчество. Я долго думал, и я рисковал. И действительно так получилось, потому что мне было очень трудно выехать за границу. Я не уехал за материальными благами, я имел очень хорошие деньги в СССР, будучи уже известным автором. Авторские я получал сумасшедшие, понимаете. Я купил кооперативную квартиру. Мог бы и машину купить, но машины тогда не продавали, нужно было в очереди стоять», – вспоминает певец, поэт и композитор Вилли Токарев.

Но песни Токарева не крутили в эфире радио, его не снимало Центральное телевидение. Артист эмигрировал в Америку.

«И потом я приехал в СССР по приглашению Госконцерта, уже пел те песни, которые мне запрещали тогда. Это была победа. Как говорят, пришел, увидел, победил», – рассказал певец.

После перестройки артисты-эмигранты начали массово возвращаться в Советский Союз – с концертами и гастролями. Госконцерт с энтузиазмом заключал с ними контракты.

«Я, будучи в Нью-Йорке, получил официальное предложение приехать с концертами по СССР. Я приехал к себе на родину после 15 лет отсутствия. Я благодарен Кобзону, который принял в этом участие. Он помог просто в организации других сторон этого мероприятия. А Госконцерт заключил со мной контракт, со мной и с моими менеджерами из Нью-Йорка.

И, знаете, эти концерты прошли, действительно, как говорил Левенбук, с триумфальным успехом. Была конная милиция, были многочисленные толпы людей после концерта, автографы. Фильм сняли обо мне – как я стал богатый сэр и приехал в СССР», – рассказывает Токарев.

Жизнь на широкую ногу

Перестроечное время – сплошь новые имена, каждое из которых требовало раскрутки. Но занимаются этим уже не гиганты музыкальной индустрии вроде Москонцерта, а новые кооперативы.

В ноябре 1986 года закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» разрешил советским гражданам заработки в свободное от основной работы время: репетиторство, частный извоз, кустарный промысел. А в начале февраля 1987-го Совет министров СССР объявил о создании кооперативов. Близился закат советских концертных гигантов.

«Вышло постановление, разрешающее молодежным центрам – кооперативам, по сути – проводить зрелищные мероприятия, то есть давать концерты. А я на тот момент немножко поработал в филармонии, у меня были лекции и концерты, за это я получал зарплату, параллельно преподавая информатику. А тут разрешили от кооперативов давать концерты. И все, я сразу ушел в эту деятельность», – заявил актер театра и кино, пародист, заслуженный артист России Николай Лукинский .

Наступили новые времена, и пришли новые заработки. Москонцерт платил артисту 15 рублей за сольный альбом, а кооператив – несколько тысяч.

«Когда у наших артистов появилась возможность ездить на стадионы, в большие дворцы спорта – вот тогда-то и стало понятно, какие огромные суммы получали концертные организации. С другой стороны, можно понять артистов, которые всю свою жизнь пели за какие-то не очень большие деньги, и вдруг у них появилась возможность за 1 концерт получить 5-10 тысяч рублей. Звезда, артист получал 10 тысяч рублей. Это громадные деньги. И в этот момент стало понятно, что артист в этой стране может жить богато. Он может не возить с собой кипятильник, не возить с собой картошку, которую он в раковине кипятильником делает, чтобы сэкономить суточные», – рассказал Билль.

«Появилось новое движение, новые администраторы – самые деловые люди, с которыми ты уже могла заработать деньги. То есть, раньше мы ездили от Москонцерта, у нас была ставка, отделение – 10 рублей 50 копеек. Мы работали два отделения. По 21 рублю мы зарабатывали за концерт. И все. И больше ты не могла заработать – ни подработать, ничего. Первый раз я заработала тысячу рублей. Это был 87 год, это были большие деньги – тысяча рублей! И моя мама ахнула, когда я ей принесла и сказала – вот я заработала тысячу рублей. Она ахнула. То есть, уж не говоря про три тысячи, пять тысяч. Это были бешеные деньги. На пять тысяч можно было купить машину», – рассказала певица и актриса Ольга Зарубина .

И все-таки в основном на артистах зарабатывали ловкие дельцы – администраторы и руководители коллективов. Во многих вопросах артисты стали беззащитны перед новой системой.

«Концертные организации, особенно такие, которые были в советское время, гарантировали многим артистам работу. Когда ты пускаешься в свободное плаванье – ты рискуешь. Все зависит от того, пойдут на тебя зрители или не пойдут», – заявил музыкант, композитор, заслуженный деятель искусств Игорь Корнелюк .

Со временем артисты научатся защищать себя от произвола новых администраторов. Появятся райдеры, снова вступят в силу авторские права. И обновленные Госконцерт и Москонцерт заключат контракты со «звездами» современности. Правда, главным станет не творчество, а выгода. Но это уже совсем другие времена.

Смотрите передачу «Достояние республик» на телеканале «МИР» по субботам в 10:15.

Пустить за железный занавес выступать артиста из капиталистической страны - это было просто уму непостижимо! Но когда это случалось, советские граждане ликовали.

Андрей Белоконь

Поль Мориа, Москва, май 1978 года

Французский композитор и дирижер Поль Мориа долго готовил советского зрителя к личной встрече. В середине 1960-х он записал альбом «Russie de toujours» («Вечная Россия»), в 1967 году впервые приехал на гастроли в СССР в качестве аккомпаниатора Мирей Матье, а в мае 1978 года приехал в Москву со своим оркестром «Гранд-оркестр Поля Мориа».

Аншлаг на концертах маэстро был обеспечен, билеты раскупили за несколько месяцев до выступления. Поль искренне удивлялся своей популярности в стране, где у него не было официальных контрактов: зал был полон на всех восьми концертах.

Ситуация стала проясняться, когда Поль Мориа заглянул в ГУМ и обнаружил там пластинки с записями своего оркестра, выпущенные фирмой «Мелодия». После гастролей появились первые лицензионные пластинки «Гранд-оркестра Поля Мориа», но знаменитый музыкант уже не приедет в эту страну.

«Большая часть гонорара за концерты выплачивалась в рублях, которые надо было пытаться расходовать как можно приятнее», - вспоминал с иронией дирижер. По рассказам звукорежиссера Доминика Понсе, чтобы потратить рубли, коллектив ввел в ежедневный рацион «бутерброды с икрой слоем в один сантиметр» и раздавал «княжеские чаевые». «Люди были счастливы», - неизменно добавлял он.

Элтон Джон, Москва, Ленинград, май 1979 года

В мае 1979 года в Советский Союз приехал Реджинальд Кеннет Дуайт, чтобы отыграть восемь концертов в двух столицах: четыре в Ленинграде, где его встречал БКЗ «Октябрьский», и четыре в Москве в концертном зале гостиницы «Россия». Помимо прочего музыкант запланировал посетить со своей матерью «Эрмитаж» и раствориться среди обычных болельщиков на футбольном матче ЦСКА – «Динамо» (Минск).

Широкой аудитории об этом событии не сообщалось, шансов попасть на концерт не было, а вот люди осведомленные основательно подготовились к встрече Элтона Джона. В качестве сувенира была изготовлена большая матрешка из 12 отделений высотой 1,5 метра с изображением певца, также предоставлена «Чайка» из правительственного гаража, номер в «Интуристе» и персональный переводчик из штата «Госконцерта». Тогда еще мистер Элтон Джон признавался журналистам, что сомневался в успехе шоу. Возможно, волнение передалось и публике, но позже все настроились на нужный лад.

Его пребывание в Союзе продлилось чуть более недели и, помимо положительных впечатлений о благодарном слушателе, были и конструктивные замечания. Например, певец, жаловался на отсутствие в номере кондиционера, а также сильно удивился, узнав, что в СССР не продаются его записи. Был у Элтона и свой кумир: он очень хотел встретиться с легендой советского футбола Львом Яшиным. Встреча не состоялась. Наиболее вероятная причина исключается, так как о своей ориентации исполнитель заявил только в 1988 году.

Paris France Transit, с/к «Олимпийский», 1983 год

17 июня 1983 года по приглашению министра культуры в Москву прилетел Дидье Маруани со своей командой Paris France Transit, больше известной как группа Space. Музыканты привезли с собой 17 тонн аппаратуры, лазерные установки и дымовые пушки использовались впервые на территории СССР. В «Олимпийском» Дидье спустился на сцену прямо из-под потолка, как бы появляясь из космоса.

Шоу подобного масштаба стало революцией в сознании советских меломанов. Более чем 300 тысяч человек посетило концерты на олимпийских стадионах Москвы (8), Ленинграда (7) и Киева (6) менее чем за месяц, с 21 июня по 14 июля. А двум самым преданным поклонницам повезло особенно (цитата из официального доклада): «...постоянно искали контакты с женщинами легкого поведения, а двух из них увезли с собой в Ленинград без билетов, что было обнаружено в поезде при контрольной проверке». Дидье разделяет мнение бдительных наблюдателей: «Этот тур навсегда останется в моем сердце как одно из самых больших и эмоциональных воспоминаний».

Вспоминает Дидье и о желании выступить на Красной площади и последовавшем ответе советских властей: «Господин Маруани, вы сможете выступить с концертами на самых больших стадионах страны, но вы даже можете и не думать о том, чтобы дать концерт на Красной площади. Вы хоть знаете, кто находится на Красной площади?»

Билли Джоэл, Москва, Ленинград, 1987 год

Музыка американской рок-звезды Билли Джоэла, вероятно, входила в плей-лист искушенных чиновников из Кремля, ведь именно по их велению в июле -августе 1987 года состоялось масштабное рок-действо из шести концертов в Москве, Ленинграде и Тбилиси.

По другой версии, обладатель шести «Грэмми» приехал в СССР с концертной программой The Bridge, чтобы сделать очередной свадебный подарок своей жене Кристи Бринкли, которой очень нравилось путешествовать по экзотическим странам. Вместе с Джоэлом, его женой и двухлетней дочкой развеять миф о врагах-коммунистах в Советский Союз приехала команда из 130 человек.

Затея музыканта обошлась ему в 2,5 миллиона долларов, но, собрав на концертах более 100 тысяч зрителей и миллионы слушателей у радиоприемников, Билли получил гораздо больше: «Советские люди абсолютно такие же, как мы. Они любят друг друга, рожают детей, им может быть хорошо или плохо, грустно или весело».

Энергичный рок-н-ролл покорил сердце отечественного зрителя. Советский студент сказал в интервью Reuters после концерта: «Я еще никогда не видел, чтобы советская публика так себя вела на концертах. Он сам (Джоэл. - Прим. ред.) и музыка настолько энергичны, что просто невозможно усидеть на месте, хочется вставать и прыгать».

Славянский тур Джоэла останется в истории и в виде документального фильма, который снимался во время концертов для канала НВО, и одной из лучших антивоенных песен «Ленинград» (1989), основой для которой стала биография американского музыканта и жителя Ленинграда Виктора Разина.

Uriah Heep, Москва, с/к «Олимпийский», 1987 год

В декабре 1987 настал черед поклонников хард-рока: столица встречала Uriah Heep. Музыканты были наслышаны о «зверствах» КГБ и еще во время перелета стали бороться со страхом по старой русской традиции - пить водку из стаканов. Историческая серия из десяти концертов в СК «Олимпийский» собрала более 185 тысяч поклонников «классики», а могла бы и больше: комплекс поделили на две части в связи с проходившим в это же время хоккейным турниром.

Благодаря венгерскому промоутеру Ласло Хегедюшу (англ. Laszlo Hegedus) гастроли в СССР вдохнули новую жизнь в коллектив, вышел третий концертный альбом «Live in Moscow», а на родине снова вспомнили о былых успехах рокеров. По признанию вокалиста группы Берни Шоу, прием, устроенный группе, напоминал «нечто близкое к битломании», и это во времена острого дефицита! «Все нужно было покупать на рынке. В магазинах ничего не было. В булочной можно было купить только батон хлеба. У нас было с собой несколько коробок с нашими промофотографиями. Русские использовали их как валюту. Они могли обменять фотографию с нашим автографом на меховую шапку».

Ударник Ли Керслейк в своих воспоминаниях ностальгирует о коктейле - черный кофе с водкой «Смирнофф». А Тревор Болдер, бас-гитарист, считает самым ярким выступлением в Москве импровизацию коллектива, когда они под видом саундчека отыграли полноценный концерт для настоящих рок-фэнов.

Pink Floyd, Москва, с/к «Олимпийский», 1989 год

Зимой 1988 года солист группы Дэвид Гилмор сделал запись старта ракеты на космодроме Байконур и заявил о давнем желании приехать с концертом в СССР. Партия сделала исключение, и формулировка «за извращение внешней политики СССР» (в песне «Get Your Filthy Hands Off My Desert» есть слова «Брежнев взял Афганистан») сменилась традиционным гостеприимством.

3 июня 1989 года в СК «Олимпийский» первый и последний раз организаторы убирают перегородку, чтобы 30 тысяч человек на протяжении пяти дней чувствовали живую легенду рок-музыки. Со слов очевидцев: «Это неописуемо словами. Для нас это был первый раз - такое масштабное звуковое шоу». Говорят, что студенты Художественного института им. В.И. Сурикова рисовали билеты и некоторым даже удалось попасть на концерт.

140 тонн аппаратуры на двух самолетах из Афин в Москву поместили в себе невероятное шоу. Огромных размеров проектор с психоделическим пинк-флойдовским видеорядом, летающая свинья и рассекающая воздух над залом взрывающаяся кровать в поддержку альбома «A Momentary Lapse of Reason» повергли зрителей в эйфорию. Группе, чьи пластинки были занесены в различные черные списки советских спецслужб, поклонники подпевали пять концертов по четыре часа со слезами на глазах. «Мы хотели сделать не самое большое в мире шоу, а самое лучшее», - сказал Дэвид Гилмор, отвечая на вопросы журналистов о концерте в Москве 1989 года.

Sonic Youth, Москва, к/з «Орленок», 1989 год

Весной 1989 года инициативу взял в свои руки комсомольский актив, который пригласил юный квартет из Нью-Йорка Sonic Youth, будущих звезд инди-рока. Музыканты отыграли по одному концерту в гостинице «Орленок» (Москва) и Доме молодежи (Ленинград), а также в Киеве и Вильнюсе. Но танцы революции не состоялись: советские меломаны кидали в группу помидорами и дрались в Ленинграде, а в Москве бросили пивной банкой в басистку и жену Терстона Мура Ким Городон, которая поклялась никогда больше не приезжать в Россию.

На молодых рок-н-ролльщиков пришли посмотреть всего 200-500 человек и те остались в недоумении: «Они довольно долго настраивали свое хозяйство, зато потом со сцены шел такой звук, какого я не слышал никогда - ни до, ни после». Смешанные чувства остались и у фронтмена группы, который на вопрос о своих впечатлениях о гастролях сказал: «Как это было в 1989-м? Мы тогда еще были детьми! Я рад, что у меня была возможность побывать на Красной площади в восьмидесятых».

С большим восторгом отзывался о советской гитарах «Урал»: «Это были замечательные инструменты. С их помощью можно было создать по-настоящему новый звук. Я пытался играть на них нетрадиционным способом, не как на обычной гитаре. Я обращался с «Уралами» как с невиданным ранее средством звукоизвлечения. Я еще подумал: «Черт, как же они свежо звучат! Никогда такого не слышал». Альбом «Daydream Nation», который привозил коллектив в СССР, включен в Национальный реестр звукозаписи Библиотеки конгресса США.

Послесловие

Само собой, список не полон. Побывали в Советском Союзе и UB-40, и Клифф Ричард, а английский ансамбль New Seekers даже выпустил на фирме «Мелодия» пластинку с записью московского концерта. Тем не менее именно перечисленные шоу вкупе с самыми первыми фестивалями стали вехами культурной советской жизни. Пусть даже многие советские граждане из тех, кто побывал на этих концертах, и сами не понимали, где они находятся и что тут делают!

Гастроли российских музыкантов за рубежом до сих пор нельзя назвать массовым занятием, хотя, положа руку на сердце, в нашей стране уже немало достойных коллективов. В чем плюсы и сложности заграничных туров?

Группы редко организуют собственные концерты в Европе сами. Даже если они вначале пытаются это делать, то потом все равно обращаются в специальное агентство, которое занимается всей административной работой. Чтобы найти концерты, нужно переписываться месяцами с клубами и промоутерами – вряд ли у музыкантов найдется на это время. Агент находится в Европе, в центре событий, он может быстро выслать демо, подписать договор, помочь, если что-то случилось в туре.

Мода на поездки за рубеж началась еще в 80-е, когда интерес к перестройке вытащил многие команды в Европу. Такие группы, как "Аукцыон" и "Вопли Видоплясова", в те времена играли даже больше для иностранного зрителя, чем для российского. Да и сейчас тот же Messer Chups гораздо больше играет за границей, чем на родине. Концертов в одном месяце там гораздо больше, у каждого стиля имеется многочисленная аудитория фанатов, даже в захудалом городишке находится приличная сцена для выступлений.

Заметим, что зачастую большей популярности добиваются группы, построившие свои выступления на ярком шоу, эксцентрике, нестандартности. Понятно, что русской брит-поп группе в Европе делать нечего. На Западе рынок чрезвычайно насыщен англо-саксонскими коллективами. Так что предпочтение отдается либо командам, играющим в стиле world music, либо чему-то необычному, нестандартному в понимании европейской публики.

Российским группам, которые хотят признания в Европе, не стоит копировать иностранные команды, а обратиться к своим корням, найти хоть какой-то национальный колорит, хотя бы намек на него, по которому можно было бы отличить русскую группу от всего остального.

После того, как с клубами достигнута договоренность о концертах, составлено расписание выступлений, оформлены визы, можно ехать в тур. На чем? Лучше всего на арендованном в России микроавтобусе, в который, помимо группы, должен помещаться бэклайн (инструменты, гитарные усилители и тому подобное).

Дело в том, что в Европе принято ездить со своим аппаратом – можно, конечно, арендовать его там, но финансово это окажется невыгодным делом. Хотя, если планируется всего 1-2 концерта, то на выступление музыканты могут добраться самолетом, а бэклайн получить на месте. Концертная площадка еще на этапе договоров получает технический и бытовой райдеры, в котором расписаны пожелания артистов насчет того, что им необходимо на сцене, в гостинице и гримерке.

Тур может длиться как неделю, так и несколько месяцев, и чем больше концертов, тем лучше. Каждый день простоя стоит денег. Порой концерты проходят отнюдь не в соседних городах, так что приходится вставать в четыре утра, чтобы проехать из Вены в Амстердам и успеть к собственному выступлению.

Наталья Подобед, европейский агент нескольких российских групп, живет в Роттердаме, где зарегистрирована ее компания More Zvukov agency. Агентство занимается в основном организацией концертов и менеджментом российских музыкантов в Европе и выступлениями зарубежных групп в России. Еще до эмиграции в Голландию в 2001 году, Подобед организовывала выступления российских групп в родной Беларуси, потом переехала в Петербург и начала участвовать в организации фестиваля SKIF. В Нидерландах у нее постепенно появились знакомые в клубах, агентствах.

У меня уже есть своя обширная сеть – я предпочитаю работать с клубами напрямую, - говорит она. - Зачастую многие агенты делят работу по странам, в разных странах группу представляют разные агентства, а менеджер группы координирует работу агентов. Я же работают с большинством клубов и фестивалей от Финляндии до Португалии и от Нидерландов до России напрямую. Исключения – Испания и Италия – требуется знание языка.

Иногда я стараюсь сама ездить в тур, чтобы поддерживать личные знакомства с промоутерами. Выезжаю на некоторые шоу-кейсы (фестивали, организуемые для работников шоу-бизнеса). Однако на шоу-кейсах начинающим агентам с неизвестными группами, тем более из России, сложно привлечь к себе внимание акул шоу-бизнеса. Рынок уже достаточно сформирован, и любому новому лицу пробиться очень трудно.

Девушки из группы "Ива Нова" обратилась к ней в 2003 году, узнав, что именно Наталья делала концерты "Бабслею", в котором ранее играла часть их состава. Оплата за выступления у них сейчас гораздо выше, чем в первых поездках.

Что касается денег, в Европе могут быть и очень большие, и очень маленькие гонорары – в небольшом клубе, который никто не спонсирует, с публикой из числа политической активной молодежи, - комментирует гитаристка Инна Лишенкевич.

Гастроли для нас – возможность нормально зарабатывать, - говорит вокалистка Анастасия Постникова. - Возможность развиваться, светиться, знакомиться с людьми.

За свои услуги, как и все агенты, беру определенный процент. Поначалу это приносило мало денег. Но теперь, к примеру, у "Ива Новой" очень даже хорошие гонорары, - объясняет Наталья Подобед. - Однако и у них поначалу были и маленькие выплаты, и выступления в основном в небольших клубах. Многие русские поп-рок группы ждут в Европе больших прибылей. А им предлагают €200 и ночевку в спальниках в помещении клуба. Не все группы к этому готовы, они не могут понять, как в такой зажиточной Европе им могут заплатить меньше, чем в России.

При этом затраты на тур – очень высокие, цена энергоносителей выше, чем в России, визы, страховки, оплата дорог, питание – все включается в расходы. Группы окупают их еще и тем, что продают диски – в Европе за них можно назначать цену в €10-15, а то и €20. Так зарабатывают себе славу. Группы могут играть за любые деньги, буквально биться головой об стену, делать туры на полтора года, продать свой давно запущенный дом на родине. И добиться в итоге некоторой известности.

Опрос по теме

Насколько выгодны, по-вашему, такие концерты за границей? Нужны ли российские артисты в насыщенном концертном бизнесе Запада?

Захар Заря, генеральный продюсер компании Bereza Music:
- Отечественные артисты на Западе, в большинстве своем, пока представляют интерес только для русскоязычной публики, эмигрантов. А у местных жителей, скорее вызывает интерес корневая русская музыка, фольклор, которая ассоциируется со сложившимися представлениями о русском мужике, медведях на улицах и водке. Хотя подвижки есть, и уровень конечного музыкального продукта на нашем музыкальном рынке растет.

Артем Копылов, генеральный директор компании "Кап-Кан records":
- Кому именно? Промоутерам или артистам? В любом случае, если они имеют место быть, значит, они выгодны всем сторонам. В музыкальном, концертном, бизнесе, как, наверно, в любом другом, альтруисты долго не существуют. Здесь скорее важно понять уровень и объемы таких гастролей. В любом случае, речь идет о небольших клубах или участии в фестивалях, где наши участники вряд ли будут хэдлайнерами. Большинство же отечественных рок-групп не соответствуют таким требованиям. И имея весьма большую аудиторию у себя на родине, будут абсолютно неинтересны западному слушателю.

Касательно выгоды непосредственно: не люблю считать чужие деньги, но не трудно посчитать, что если группа отправляется в тур на 20-30 концертов с интервалом в один день и получит за выступление даже свой минимальный гонорар, то в результате может получиться весьма внушительная сумма, даже за вычетом всех дополнительных затрат.

Алла Резникова, директор группы Billy’s band:
- Я думаю, что есть наши артисты, которые с успехом гастролируют на Западе. И даже более успешно, чем в России. Мы даже знаем такие группы, к примеру, "Ля Минор". Что же касается Billy’s band - интерес большой, причем этот интерес появляется не только у русскоязычной аудитории. Но все же выгоднее пока гастролировать по России. Гастроли и фестивали за рубежом мы пока воспринимаем как промо-акцию. Как, впрочем, несколько лет назад и по России. Примерим, посмотрим.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Маэстро Юрий Темирканов. Фото – Мария Слепкова

Очередной гастрольный тур Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра филармонии под управлением Юрия Темирканова пройдет во Франции и Испании и включит пять концертов.

Ключевыми в этой поездке станут выступления на сцене парижского Театра Елисейских Полей.

Заслуженный коллектив России является единственным русским оркестром-резидентом этого всемирно известного зала. Петербургская филармония выступает здесь ежегодно, на данный момент даты предстоящих концертов коллектива определены до 2021-го года.

Статусом резидента Театра Елисейских Полей обладают такие именитые коллективы как Лондонский филармонический, Венский филармонический, Staatskapelle Dresden, Роттердамский филармонический, Оркестр Тонхалле. Это положение почетно и значимо: оно предполагает, что концерты резидентов входят в концертный план театра ежегодно, составляя его основу.

Театр Елисейских Полей является особо известным и почитаемым в музыкальном мире.

Именно здесь в 1913-м году состоялась скандальная премьера балета Стравинского “Весна Священная”, открывшая новую эпоху в истории искусства. На сцене театра дирижировали Дебюсси, Форе, Сен-Санс, выступал Сергей Рахманинов.

«Заслуженный коллектив России всецело принадлежит к узкому кругу лучших симфонических оркестров мира. По моему мнению, он стал одним из лучших послов русской культуры за рубежом благодаря многочисленным турне как в Европе, так в Соединенных Штатах и в Азии.

Первый концерт коллектива на нашей сцене состоялся в 1990 году. Мы обязаны Юрия Темирканову исполнением великолепных циклов, посвящённых Шостаковичу, Чайковскому, Прокофьеву, Брамсу, музыке русских балетов.

В мире, где музыканты постоянно переходят из одного коллектива в другой, меняя страны и континенты, а оркестровый звук стремится к унификации, Юрию Темирканову удаётся сохранить специфику звучания и оригинальность исполнения произведений.

Качество звучания неизменно покоряет меня не только слаженностью и сплоченностью струнной группы, но и несравненной элегантностью трактовок. В рамках предстоящих гастролей оркестр даст на нашей сцене свой уже 37-й и 38-й концерт!»,

– отмечает Мишель Франк, генеральный директор Театра Елисейских Полей.

Не меньшее внимание Заслуженный коллектив России уделяет подготовке к выступлениям в Мадриде и Тулузе.

За каждым концертом стоит большая работа и долгая, исчисляемая десятилетиями история профессиональных отношений Санкт-Петербургской академической филармонии с самыми авторитетными европейскими концертными агентствами.

Организатором концертов в Испании выступает агентство Ibermusica, концерт в Тулузе организован агентством PIAS (Les Productions Internationales Albert Sarfati). Обе организации были первыми, кто десятилетия назад начал вывозить в Европу лучшие советские коллективы, и первым среди них был, конечно, Заслуженный коллектив.

Солистами в предстоящем туре выступят Юлия Фишер и Сергей Догадин.

Несмотря на юный возраст, Юлия Фишер чрезвычайно востребована как крупнейшими симфоническими оркестрами, так и самыми престижными концертными залами и фестивалями. Юлия регулярно выступает в программах Заслуженного коллектива России, в рамках тура вместе с оркестром она даст два концерта на сцене Театра Елисейских Полей.

Сергей Догадин – Молодой скрипач, активно и успешно концертирующий по миру, регулярно выступает на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии, принимает участие и в гастрольных программах оркестра Филармонии.

В рамках тура Сергей Догадин будет солировать в концерте в Auditorio Nacional de Música в Мадриде. Испанская публика услышит музыку Чайковского и Брамса.


Программа тура формируется согласно пожеланиям зарубежных партнеров, ее основу традиционно составляют сочинения русских композиторов.

В случае с Заслуженным коллективом России условия, выдвигаемые принимающей стороной менее всего обусловлены стереотипом “русский оркестр должен играть русский репертуар”.

Причина скорее кроется в том, что коллектив обладает мировой славой одного из лучших интерпретаторов русской музыки. Недаром после одного из туров по США The New York Times писала о Заслуженном коллективе как о “самом русском из великих русских оркестров”. Особую миссию оркестра подчеркивает и Юрий Темирканов:

«Каждое наше выступление в мире – это представление нашей российской культуры. Всегда».

До конца 2018-го года в гастрольном графике оркестра запланированы также выступления в Италии, Швейцарии, Китае, Японии, Австрии, Германии, Франции и Люксембурге.

Пресс-служба СПб филармонии

Мы им - сибирские меха и каспийскую икру, они нам - югославские ботинки и венгерский горошек. Мы им - фотокамеры и часы, они нам - магнитофоны и видеокассеты. Мы им - матрешек с балалайками, они нам - баночное пиво и эротическую литературу. Импорт и экспорт в СССР: история великого обмена, грандиозных экономических побед, а порой и скандальных провалов.

1956 год. Королевский балет Лондона прилетает в Москву , а труппа Большого театра, впервые за свою историю, дает концерты в столице Великобритании . Этот культурный обмен был очень важен не только для двух стран, но и для двух миров: капиталистического и социалистического. Этакая надежда на мир в самый разгар «холодной войны». Это были не первые зарубежные гастроли Галины Улановой , но именно они сделали ее знаменитой на весь мир. Многие артисты впоследствии отмечали, что иностранные организаторы относились к ним гораздо более трепетно, чем советские чиновники.

Живой товар из СССР

С тех пор советские артисты стали в Америке частыми гостями. Даже в условиях «холодной войны» это было очень выгодное сотрудничество. Западные зрители платили любые деньги, чтобы живьем увидеть певцов и танцоров из «империи зла». А советское правительство остро нуждалось в валюте. Культура на экспорт - дело доходное!

«На экспорт шел живой товар: ансамбль Моисеева, ансамбль «Березка», Зыкина, Рихтер, Гигельс, пластинки обязательно, потому что, во-первых, на пластинках можно было услышать концерт Чайковского в исполнении Гигельса. Елена Образцова , Большой театр - вот что любили. И любят до сих пор», - отметила бывший редактор фирмы звукозаписи «Мелодия» Юлия Сапрыкина.

Кажется, что именно Америка больше всего полюбила советских артистов. Не удивительно: там проживали миллионы эмигрантов из царской России. С трепетом к русской культуре относился и Париж, и Лондон.

Гастрольбюро - так изначально называлась организация, которая ведала всеми концертными делами советских артистов. В 1957 году ее переименовали в Госконцерт.

Чиновники Госконцерта отбирали артистов для заграничных гастролей по нескольким принципам. Один из них - национальный колорит советских республик, который мог быть интересен иностранцам. Но главный принцип отбора на гастроли - популярность.

На свои первые зарубежные гастроли артисты выезжали и с восторгом нетерпения, и с опаской. Ведь это был иной мир, который разительно отличался от советских реалий. И не всегда гастроли были радужными. Напряженная политическая обстановка в соцлагере влияла даже на мирных артистов.

Beatles из Беларуси

В 70-е по всему миру вырос интерес не только к высоким жанрам (опере, балету, классической музыке), но и к советской поп-культуре. Ну а самыми сенсационными стали выступления за рубежом вокально-инструментального ансамбля из Белорусской ССР.

К середине 70-х ансамбль достиг вершины успеха: представил СССР в США и собрал там огромную кассу.

Турне по Америке было невероятно успешным: репортеры преследовали музыкантов в течение всей поездки. Да и на родине еще год после возвращения мучили расспросами, интервью, съемками. Однако «Песняров» еще не раз выпускали на гастроли - зарабатывать для страны деньги. Ради гастрольных доходов советские чиновники готовы были выпустить за границу даже тех артистов, которые попадали к ним в опалу. За сборный концерт советский артист получал по ставке: в среднем 10-15 рублей. За сольный концерт - вдвое больше.

«Наша стоимость была 300, 400, 500 рублей, по-моему, всего коллектива. А собирали мы… Билет стоил три рубля. Если было 5 тыс. народу, то считайте. Приличные деньги зарабатывали Москонцерт и филармония. А если на стадионах, то еще больше. Стадионы собирали полные», - рассказал руководитель ВИА «Самоцветы», народный артист РФ Юрий Маликов.

Билет в западную мечту

Во время своих первых американских гастролей артисты Большого театра не скучали: их свозили в музей «Метрополитен», на Ниагарский водопад, в гости к кинодиве Бэтт Дэвис и даже в «Диснейленд». Но бытовые условия в поездке вовсе не были радужными. Балерина Майя Плисецкая даже вспоминала про голодные обмороки артистов.

Чемодан советского гастролера: красная икра, водка, матрешки, фотоаппарат «Зенит» с отличной оптикой, которая ценилась за границей. Это все - на обмен или продажу. Тушенка, суповой концентрат, чай, сахар в кульке - это для себя. Чтобы сэкономить скромные суточные марки или доллары.

На сэкономленные суточные артисты везли в СССР все то, что было на родине в дефиците. Роскошных гостиниц советские артисты тоже не видали - тогда еще не существовало райдеров в их современном понимании.

На гастролях важно было не только артистов перевезти и разместить, но и все сопутствующие вещи: костюмы, аппаратуру, инструменты.

«Около трех тонн аппаратуры мы все время возили с собой. Колонки, усилители, микрофоны. В демократические страны мы, в основном, выезжали, или на фестиваль. Там, конечно, аппаратура была своя. В зависимости от зала. Если зал большой, то и местную ставили аппаратуру. А так - костюмы, инструменты, аппаратуру возили. Поезд, багажный вагон. Потом, когда уже увеличилось количество аппаратуры, мы заказывали трейлеры большие. И перевозили из города в город», - отметил Маликов.

В июне 1961 года произошло невероятное: находясь на гастролях в Париже, молодой танцор Рудольф Нуреев отказался вернуться в СССР. Он стал первым «невозвращенцем» среди советских артистов. Дальше - больше. В 1974 году во время гастролей остался в Канаде танцор Михаил Барышников . В 79-м не вернулись из Швейцарии фигуристы Олег Протопопов и Людмила Белоусова . С тех пор за большинством артистов присматривали сотрудники КГБ.

После Перестройки советские артисты смогли свободно перемещаться по всему миру и требовать любые ставки за свои концерты, не отчитываясь перед Госконцертом. Главное - найти энергичного и относительно честного администратора. И предложить искушенному иностранному зрителю что-то большее, чем советская экзотика, которая быстро выходила из моды. Но это уже совсем другие времена.

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС. НОВОСТЯХ

Похожие публикации