Башкирские рудознатцы презентация. Традиции и обряды народов Башкортостана

450 лет вместе. Башкиры. Свердловская областная межнациональная библиотека. Информационное издание. Башкиры Свердловской области, коренное население Урала, живут во всех городах и районах области. Большая их часть – сельчане. Места компактного проживания – Красноуфимский, Михайловский, Нижнесергинский, Артинский, Каменский районы. Вместе со всем народом в 2007 году уральские башкиры отмечают 450-летие добровольного вхождения Башкирии в состав России – отмечают как праздник нерушимой дружбы и братства башкирского и русского народов, всех народов нашей Родины. Вхождение в состав России имело для Башкирии большое прогрессивное значение, способствовало пробуждению производительных и творческих сил, приобщению к хозяйственному опыту, русской культуре и общественной мысли. Дружба русского и башкирского народов крепла и закалялась в совместной борьбе за целостность и независимость России. Башкиры храбро сражались в ополчении Минина и Пожарского, в Азовских походах Петра 1, в Северной и Семилетней войнах. В Отечественную войну 1812 года Башкирия выставила 19 кавалерийских полков. Признанием их ратных заслуг служит то, что в Лейпцигском музее рядом с названиями русских дивизий золотыми буквами высечены наименования башкирских частей. Многие века наши народы боролись против социального и национального гнета. Выразительным примером союза людей труда разных национальностей стала Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева, в которой активное участие принял башкирский народ, выдвинув из своей среды талантливого полководца, мыслителя и поэта – легендарного Салавата Юлаева. Яркой страницей в летопись боевого содружества вошел рейд южно-уральских партизан по тылам белогвардейцев под командованием В. К. Блюхера. Тысячи башкир отважно сражались в составе частей Красной Армии, которыми командовали М. В. Фрунзе и В. И. Чапаев.

Слайд 2

Задачи:1. Воспитать любовь к малой Родине, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края.2. Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию её хрупкой красоты, формировать бережное к ней отношение.3. Развить интерес и стремление узнать новое о социальной действительности и окружающих людях.4. Воспитывать уважение к культурно- историческим ценностям другого народа.5. Развить познавательный интерес, желание узнать больше о культуре, традициях, истории своей страны.

Слайд 3

Беседа с детьми по теме Южный Урал - наша Родина.Цель: Рассказать, что мы живём на Южном Урале, в самом центре России. История жизни человека на Южном Урале.Цель: Познакомить детей с историей заселения Южного Урала людьми.Человек и мир вокруг.Цель: Познакомить детей с понятиями живая и не живая природа. Познакомить детей с образными выражениями о природе.Труд человека на Южном Урале.Цель: Познакомить детей с понятиями “кочевой народ”, “осёдлый народ” с кочевыми и осёдлыми традициями народов Южного Урала.

Слайд 4

«Коренные жители Урала»1. Закрепить знания детей о том, что на Урале живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские. Коренные жители Урала – башкиры.2. Познакомить детей с историей башкирского народа: место проживания на Урале, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство).3. Развивать образное восприятие, познавательный интерес детей.

Слайд 5

Башкирское жилище1. Формировать знания детей о башкирском народе, познакомить с особенностями жилища:устройство юрты;особенности интерьера (две половины: мужская, женская);специфическое оформление юрты и двух половин жилья.2. Закрепить знания об особенностях башкирского орнамента, его цветового решения.3. Развивать инициативу, самостоятельность.4. Развивать эстетические чувства: желание вносить красоту в окружающий мир.

Слайд 6

Национальная башкирская одежда 1. Познакомить детей с особенностями национальной одежды. 2. Развивать умение подбирать цвета и составлять узоры национального содержания и колорита. 3. Закреплять знания о семантике мотивов башкирских узоров. 4. Воспитывать интерес, дружелюбное отношение к традициям башкирского народа.

Слайд 7

Башкирская кухня 1. Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирской семьи. 2. Расширить знания об особенностях национальной кухни. 3. Воспитывать внимание, интерес детей к традициям башкирского народа: предложить гостю самое почётное место в жилище, угостить вкусным напитком (кумыс) Итог. Праздник «Сабантуй» Цель. «Приобщение детей ккультуре башкирского народа»

Слайд 8

Башкирские народные сказки.Цель: Познакомить детей со сказками башкирского народа. Пословицы и поговорки.Цель: Познакомить детей с башкирскими пословицами и поговорками. Помочь понять значение пословиц в жизни человека - они учат, помогают жить. Если не знаешь, как поступить, вспомни, как говорится в пословице. Пословица всегда поможет.

Слайд 9

Религия народов Южного Урала.Древние святилища Южного Урала.Цель: Познакомить детей с тем, что люди начали верить в существование духов и богов, добрых и злых сил ещё в те далёкие времена, когда они впервые попытались осмыслить окружающий их мир. Помочь понять детям, что в древности люди верили в то, что некоторые объекты природы, например горы или родники, являются священными. Со временем они стали сами создавать святые места – для хранения святынь или для богослужений, например храмы или церкви, а также монастыри, где монахи могли жить в тишине и покое.

Слайд 10

Религиозные здания.Мечеть.Цель: Рассказать детям, что если на шпиле укреплено изображение узенького полумесяца. В них поклоняются богу люди, исповедующие другую религию - ислам. Они называют себя мусульманами, а бога - Аллах. Мусульмане верят в существование только одного Бога-Аллаха и его пророка-Мухаммеда. Они молятся пять раз в день, повернувшись в сторону Мекки: утром, после полудня, в середине дня, после захода солнца и перед сном.

Слайд 11

Мероприятия:Беседа «Многонациональный Урал».Чтение легенд: «Происхождение башкир», »откуда взялись медведи», «большая медведица», «девушка и месяц».чтение башкирских сказок, пословиц, поговорок.Рассматривание карты, определение региона Башкирии.Игры башкирские: «Медный пень», «юрта», «палка -кидалка», «липкие пеньки», «стрелок».Просмотр мультфильма из серии: «Гора самоцветов» башкирской народной сказки «Толкование сновидений».Прослушивание башкирских мелодий.Познавательное занятие «Башкирское народное жилище»Рисование «Юрта»Лепка «»Мой любимый сказочный герой»Развитие речи. Пересказ сказки «Ленивый сын»Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий.Свободное рисование.Познавательное занятие «Одежда башкирского народа»Рисование «Башкирский национальный костюм»Аппликация «Сапожки – ичиги»Познавательное занятие «Гостеприимство башкир»Аппликация «Коврик для гостей» (тур, юрфан)Лепка: «Башкирское угощение»

Слайд 12

Итогом нашей работы стало интегрированное занятие «Наш Урал» познавательная игра «Что? Где? Когда?» - дети показали свои знания о природе Урала, традициях башкирского народа, особенностях национального башкирского костюма.Через совместный поиск решений, предоставления ребёнку возможности самостоятельно овладеть нормами культуры другого народа – повышаем у детей мотивацию к занятиям и развиваем творческиеспособности. Мы очень надеемся, что знания, полученные у нас, оставят положительный след в душах детей. И в дальнейшей жизни дети будут толерантно относиться к людям другой национальности.

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Башкирия моя! Земля и небо!
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не
был.
Мне жаль того, кому не пел курай!
Мустай Карим.

Башкирский писатель и поэт – Мустай Карим.

«Девушка в башкирском костюме» Художник Хабиров Р.С.

«Башкирский кумыс» Художник Кащеев Ф.А.

Башкиры издавна жили на Уральской земле.

До конца 19 века башкиры вели
полукочевой образ жизни, однако постепенно
стали оседлыми и освоили земледелие,
восточные башкиры еще некоторое время
практиковали выезды на летнее кочевье и
летом предпочитали жить в юртах, со
временем, и они стали жить в деревянных
срубах или глинобитных хижинах, а потом
и в более современных сооружениях.

Башкирские праздники.

Ураза-байрам
Как и многие башкирские народные праздники, Уразабайрам пришел вместе с мусульманством. Это один из
важнейших праздников года, в этот день происходит
разговение после долгого поста. В Башкирии этот
праздник отмечается очень широко. С утра все люди
отправляются в мечеть, затем в домах накрываются
богатые столы, часть еды обязательно раздается
нуждающимся, также бедным нужно дать денег, чтобы им
было на что славить Аллаха. Праздник связан с помощью
старшим и нуждающимся, с благими делами. Башкиры в
этот день обязательно готовят блюда из говядины и
конины, надевают праздничные костюмы, много
танцуют. В этот день нет места унынию.

Курбан-байрам

Этот мусульманский и башкирский праздник в
сентябре отмечается, и связан он с
жертвоприношениями и паломничеством в Мекку.
Он означает высшую точку пути к святым местам.
С утра во всех мечетях Башкортостана проходят
праздничные богослужения и особый обряд
жертвоприношения. Потом в каждом доме
накрываются столы, в этот день обязательно
нужно одарить кого-то из нуждающихся. Нередко
глава семьи покупает на базаре тушу животного:
барана, корову, коня и, разделывая ее часть, отдает
бедным. После этого башкиры отправляются друг к
другу в гости, где за праздничным столом
восхваляют Господа.

Каргатуй.

Башкиры отмечают Каргатуй «грачиный
праздник» в то время когда весной прилетают грачи,
смысл праздника – это празднование момента
пробуждения природы от зимнего сна и также повод
обратиться к силам природы (кстати, башкиры
считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с
просьбой о благополучии и плодородии грядущего
сельскохозяйственного сезона. Раньше участвовать в
гулянии могли исключительно женщины и
подрастающее поколение, сейчас эти ограничения
сняты, и мужчины тоже могут водить хороводы,
кушать ритуальную кашу и оставлять её остатки
на специальных валунах для грачей.

Сабантуй.
Многие башкирские праздники связаны с сезонными
сельскохозяйственными циклами, Сабантуй или праздник
плуга – один из них.
Он обозначает завершение весенних работ в поле.
Люди молятся о хорошем урожае и стараются
умилостивить богов. Гулянья проводятся на больших
площадях, где может собраться все население села.
Принято приходить на этот праздник семьями. Веселье
включает традиционные песни, обряды и танцы. Также в
этот день принято проводить шуточные соревнования по
борьбе, бегу в мешках, других видах состязаний. Приз
самому ловкому и сильному – живой баран. В этот день
обязательно нужно улыбаться и много шутить, у башкир
существуют специальные песни, которые призывают
милость богов.

Этногенез башкир происходил в IX – XIII в. на территории Урало-Поволжского региона в результате взаимодействия и смешения древних башкир, приуральских финно-угорских племен и племен булгаро-мадьярской группы, уральских потомков ираноязычных сарматов и мигрировавших сюда кипчаков, передавших башкирам некоторые этнокультурные признаки тюркских народов Средней Азии и Казахстана.Казахстана






Характерными чертами башкирской ментальности являются: чрезвычайно обостренное свободолюбие как наследие «степной философии», духовный коллективизм или т.н. «башкирское братство» (приоритет родового над личным без ущемления индивидуальной свободы отдельно взятого члена рода), культ уважения предков и любовь к природе как основе бытия башкир, трудолюбие, общительность и гостеприимство.


Интересным фактом является отсутствие в башкирском языке развитой системы ненормативной лексики. Возможной причиной явилась исторически сложившаяся традиция не злословить в присутствии женщин, детей и стариков, а также домашних животных и пчел, чтобы не нанести вред. Для предков башкир слово было таким же материальным, как и любая вещь. Видимо, поэтому в башкирском языке сохранилось выражение «hуз тезеу», что по- башкирски означает «нанизывать слово».


В основе башкирского этикета лежат национальные традиции, обычаи, обряды и ритуалы (по- башкирски «йола»). Например, во время приветствия башкиры иногда пожимают руку собеседника двумя руками, что является знаком особого расположения и радушия. В случае общения с пожилыми людьми подобное рукопожатие является обязательным, иначе вас сочтут невежливым.


Традиционное декоративное искусство Предметный мир башкирской культуры ярок и самобытен во многом благодаря орнаментальному искусству, которое эстетизировало все его области: одежду и утварь, жилище, снаряжение воина. Многообразны технические приемы башкирского декоративного искусства: различные виды ткачества (бранное, закладное, выборное, многоремизное, ковроткачество),




Сабантуй - праздник труда, в котором сливаются обычаи тюркских народов Сабантуй в древности праздновали непосредственно в день перекочевки с зимнего пастбища на летнее. Главное значение на празднике придавалось национальным играм, выявлению новых молодых батыров, защитников рода, племени, народа.


Йыйын Строго установленного времени для проведения йыйынов, в отличие от сабантуя, не было, но обычно его организовывали в период после сева до косовицы ржи. На йыйынах одного или нескольких родственных аулов решались спорные земельные вопросы, распределялись сенокосные угодья и летние пастбища. Нередко к йыйынам приурочивались и свадебные торжества.


Традиционная башкирская свадьба Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели до конца XIX в. сохранялся кое-где у богатых зауральских башкир. С этого момента девочка становилась невестой, и отец уже не имел права выдать ее за другого, хотя бы жених и оказался потом неподходящей партией, вследствие ли своих качеств или по расстроившемуся материальному состоянию. Если отец впоследствии не пожелает отдать за нареченного свою дочь, он обязан откупить ее, т.е. отдать жениху или его родителям скот, деньги и прочее, в размере обусловленного раньше калыма. Женились башкиры рано. По достижении юношей лет его женили на девушке лет. Отец, желая женить сына, советовался с женой, спрашивал согласия на брак и сына. Выбор невесты, хотя и по согласию с женой, всегда принадлежал отцу. Заручившись согласием сына и жены, отец отправлял к будущему тестю сватов (коза) или сам отправлялся к нему для переговоров.



Похожие публикации