Психология общения с людьми разных национальностей. Мы и они — проблема межнациональных отношений

Понятие межнациональных конфликтов, причины и формы их возникновения, возможные последствия и пути выхода из них – основные ключи к решению серьёзной проблемы взаимоотношений людей разных национальностей.

В мире, в котором мы живём, всё чаще возникают межнациональные конфликты. Люди прибегают к использованию разных средств, чаще всего это применение силы и оружия, для установления доминирующего положения по отношению к другим жителям планеты.

На почве локальных конфликтов возникают вооружённые восстания и войны, ведущие к гибели простых граждан.

Что это такое

Исследователи проблемы межнациональных отношений в определении конфликтов между народами сходятся к одному общему понятию.

Межнациональные конфликты – это противоборство, соперничество, острая конкуренция между людьми разных национальностей в борьбе за свои интересы, которые выражаются в различных требованиях.

В таких ситуациях сталкиваются две стороны, которые отстаивают свою точку зрения и пытаются добиться собственных целей. Если обе стороны равносильны, как правило, они стремятся договориться и решить проблему мирным путём.

Но в большинстве случаев в конфликте народов есть доминирующая, превосходящая по каким-либо параметрам сторона и противоположная ей, более слабая и уязвимая.

Нередко в спор двух народов вмешивается третья сила, которая поддерживает тот или иной народ. Если сторона-посредник преследует цель добиться результата любым способом, то конфликт часто перерастает в вооружённое столкновение, войну. Если же её целью является мирное урегулирование спора, дипломатическая помощь, то кровопролитие не случается, и проблема разрешается без ущемления чьих-либо прав.

Причины межнациональных конфликтов

Межнациональные конфликты возникают по разным причинам. Самыми распространёнными являются:

  • социальная неудовлетворённость народов внутри одной или разных стран;
  • экономическое превосходство и расширение интересов бизнеса; распространяющихся за пределы одного государства;
  • географическое несогласие об установлении границ расселения разных народов;
  • политические формы поведения властей;
  • культурно-языковые претензии народов;
  • историческое прошлое , в котором существовали противоречия в отношениях между народами;
  • этнодемографические (численное превосходство одной нации над другой);
  • борьба за природные ресурсы и возможность использования их для потребления одним народом в ущерб другому;
  • религиозные и конфессиональные.

Отношения между народами строятся так же, как между простыми людьми. Всегда есть правые и виноватые, довольные и недовольные, сильные и слабые. Поэтому причины межнациональных конфликтов схожи с теми, что являются предпосылками противоборства между обывателями.

Стадии

Любой конфликт народов проходит следующие стадии:

  1. Зарождение , возникновение ситуации. Она может носить скрытый характер и быть незаметной для обывателя.
  2. Предконфликтный , подготовительный этап, в ходе которого стороны оценивают свои силы и возможности, материальные и информационные ресурсы, ищут союзников, намечают пути решения проблемы в свою пользу, разрабатывают сценарий реальных и возможных действий.
  3. Инициализация , событие-повод к началу возникновения столкновения интересов.
  4. Развитие конфликта.
  5. Пиковая , критическая, кульминационная стадия, при которой наступает самый острый момент в развитии отношений между народами. Эта точка конфликта может способствовать дальнейшему развитию событий.
  6. Разрешение конфликта может быть различным:
  • устранение причин и угасание противоречий;
  • принятие компромиссного решения, договорённость;
  • тупиковая ситуация;
  • вооружённое столкновение, террор.

Виды

Существуют разные типы межнациональных конфликтов, которые определяются характером взаимных претензий этносов:

  1. Государственно-правовой : стремление нации к самостоятельности, самоопределению, собственной государственности. Примеры – Абхазия, Южная Осетия, Ирландия.
  2. Этнотерриториальный : определение географического положения, территориальных границ (Нагорный Карабах).
  3. Этнодемографический : стремление народа к сохранению национальной идентичности. Возникает в многонациональных государствах. В России такой конфликт случился на Кавказе.
  4. Социально-психологический : нарушение традиционного уклада жизни. Возникает на бытовом уровне между вынужденными переселенцами, беженцами и местными жителями. В настоящее время в Европе обостряются отношения между коренными жителями и представителями мусульманских народов.

В чем опасность: последствия

Любой межнациональный конфликт, возникающий на территории одного государства или охватывающий разные страны, опасен. Он угрожает миру, демократии общества, нарушает принципы всеобщей свободы граждан и их права. Там, где в ход идёт оружие, такой конфликт влечёт массовую гибель мирных граждан, разрушение домов, сёл и городов.

Последствия межнациональной розни можно наблюдать по всему земному шару. Тысячи людей лишились жизни. Многие получили увечья и стали инвалидами. Самое печальное, что в войне интересов взрослых страдают дети, которые остаются сиротами, вырастают физическими и психическими калеками.

Пути преодоления

Большинство межнациональных конфликтов можно предотвратить, если начать договариваться и стараться использовать гуманные методы дипломатии.

Образовавшиеся противоречия между отдельными народами важно устранять на начальной стадии. Для этого государственные деятели и люди власти должны осуществлять регулирование межэтнических отношений и пресекать попытки одних народностей дискриминировать другие, характеризующиеся меньшей численностью.

Самый эффективный путь предотвращения разного рода конфликтов заключается в единстве и взаимопонимании. Когда один народ будет уважать интересы другого, когда сильный станет поддерживать и помогать слабому, тогда люди будут жить в мире и согласии.

Видео: Межнациональные конфликты

Один ребенок среди разговора вдруг заявляет, что ненавидит мусульман. Другой объявляет себя националистом. В классе один мальчик называет другого «черным», завязывается драка. Как научить детей любить свою культуру и уважать чужую, избегая обеих крайностей: и нетерпимости, и розовых очков?

Самоидентификация

Рано или поздно каждый ребенок задается вопросами «кто я?» и «какой я?». Я брюнет или шатен, холерик или меланхолик, на папу похож или на маму, русский или мордвин, татарин или молдаванин? Иногда ответ прост и лежит на поверхности, иногда национальное самоопределение дается трудно, особенно если семья, в которой растет ребенок, многонациональная.

«Мои дети считают себя русскими американцами, - говорит Анна С., живущая в США, мама взрослого сына и 10-летней дочери. – “Русская” составляющая крайне важна для обоих. Мы ее всячески поддерживаем: знание языка, культуры, истории России - в качестве прививки против комплекса неполноценности в этом плане. Одновременно искренне интересуемся американской культурой».

Детям москвички Людмилы Д. самоопределиться оказалось трудно: мама на три четверти украинка, на четверть белоруска, папа наполовину балкарец, наполовину кабардинец. «Старший сын, 17-летний, считает себя балкарцем, младший, 13-летний, - белорусом. Считает, что белорусы ему “ближе по характеру - спокойные и уравновешенные”», - говорит Людмила. Удивительно, но национальное самоопределение зависит еще и от темперамента.

У психолога Надежды Захаровой (Джинчарадзе) двое сыновей, 16 и 19 лет. Оба носят грузинскую фамилию. «Грузинской крови у них совсем мало - не то 1/16, не то 1/32. Мальчики по-разному это переживают. У старшего нет национальной идентификации, а младший начал позиционировать себя как грузин. Он не знает языка, не очень знаком с грузинской культурой, но его близкие друзья с Кавказа: армянин и ингуш из ортодоксальной мусульманской семьи, - рассказывает Надежда. - Дети понимают, что внутренне похожи на маму или на папу, и идентифицируют себя с кем-то из них. Национальная идентификация здесь имеет тот же механизм: ведь нельзя одновременно себя чувствовать и мамой, и папой… И когда жизнь заставляет самоопределяться, дети определяют себя через ближний круг».

Иной раз самоидентификация причиняет боль.12-летний Саша М., полурусский-полуеврей, жаловался маме, что не хочет быть «коктейлем из разных национальностей». «Я стала выяснять, в чем дело, - рассказывает его мама, Людмила М., - и поняла, что он путает национальность и вероисповедание - в нашем случае иудаизм и еврейство. Сын говорил, что не хочет, чтобы в его роду были евреи, потому что он православный. Я подвела его к иконе Божией Матери и спросила, кто Она была по национальности. Сын сначала ответил ртом, а потом головой дошел, что еврейка. И сам же удивился. А потом стали про национальность и веру говорить».

Национальные конфликты

С конфликтами на национальной почве некоторым детям уже пришлось встретиться к их 10-12 годам. Иногда это скорее попытка опробовать себя в своей национальной роли, защитить свою культуру от нападок: так, сын Анны С. спорил со своими французскими одноклассниками в США по поводу войны 1812 года. Другим приходится вступать в серьезные конфликты.

«Я уже вынуждена была рассказать сыну про корни антисемитизма, - рассказывает Жанна Р. - Он один раз подрался с одноклассником из-за того, что тот что-то сказал про евреев. При этом сам однажды притащил из школы что-то пренебрежительное о таджиках, а после какой-то телепередачи об Иране долго ненавидел всех иранцев: террористы они все! Приходится учить, что на каждый роток не накинешь платок, что судят о людях не по национальности. Учу, что любая нация - это история, культура, ментальность и много-много всего интересного».

Иногда ненависть к чужим будто ветром приносит. 16-летний сын русской киевлянки Натальи Н. однажды начал пренебрежительно высказываться о китайцах. «Начитался в интернете, - говорит мама. - Я достала с полки книжку с китайскими сказками и напомнила, что одна из них года два была его наилюбимейшей. Посетовала, мол, неужели своих мозгов нет, что как попугай повторяет чужие бредни. В качестве профилактики - у нас всегда был полный дом сказок разных народов, мы подчеркнуто уважительно относимся к людям различных национальностей».

В главном опрошенные мамы единодушны: чем больше опыт общения с разными культурами, тем меньше ненависти. И что удивительно - тем больше интерес к своей культуре. Надежда Захарова рассказывает: «Мои дети оба крещеные, но невоцерковленные, и даже со скепсисом относящиеся к моим поискам. Однако младший недавно неделю отдыхал вместе с друзьями - ингушской мусульманской семьей. Они строго соблюдают посты, и сын заинтересовался тем, как это происходит в Православии, что такое посты, зачем их соблюдают. Я вижу, что общение младшего сына с детьми из других культур расширяет его кругозор, дает ему новый опыт и новые ресурсы, дает ему способность понимать и принимать других, и мне от этого тепло. И вот еще что. Мне кажется, у мальчиков рано или поздно наступает этап в жизни, когда они дерутся. И нет большой разницы, обзовет один другого “козлом” или оскорбит его национальность. Когда они обзываются “козлами” - мы не торопимся заострять внимание на том, что нехорошо называть так другого, но за националистический аспект мы цепляемся, и это можно понять: такова история страны. Может быть, если бы мы сами специально не придавали значения этому фактору, то и в сознании детей он бы не разрастался. Мы бессознательно даем детям урок, что это важно».

На бытовой почве

«Межнациональные конфликты в детской среде, как и детские суициды, о которых сейчас много говорят, это не отдельные проблемы сами по себе, а только формы, в которых выражаются совсем другие проблемы, - утверждает Ольга Хухлаева, этнопсихолог , кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, доцент, профессор Московского городского психолого-педагогического университета. - Корни этих конфликтов - в психологическом неблагополучии конфликтующих. Оно вызывает гнев, печаль, обиду, раздражение - и эти “трудные чувства” ищут подходящую мишень. Большинство выбирает в качестве мишени тех, кто на них не похож. А сверху добавляется еще один разделяющий фактор: межнациональные проблемы культивируются в СМИ, так что на находящихся рядом инокультурных людей оказывается легче направить свой гнев».

По наблюдениям Ольги Хухлаевой и педагогов, с которыми она работала в школах, детские конфликты никогда не начинаются как межнациональные: они всегда бытовые, а в этническую плоскость переходят только тогда, когда страсти успевают достаточно сильно накалиться. Именно поэтому Хухлаева считает бессмысленной тратой денег создание специальных программ толерантности к иным культурам. Чтобы дети не били друг друга, их надо учить не столько толерантности, сколько пониманию самих себя: когда человек осознает, что он плохо себя чувствует, понимает причины этого плохого самоощущения, умеет адекватно выразить свои эмоции, гораздо меньше вероятность, что он обрушит свою злость на случайно подвернувшегося рядом человека.

«Я заметила, что в частных и элитных школах практически нет этнических конфликтов и национальных проблем, хотя их этнический состав может быть очень пестрым, - говорит Ольга Хухлаева. - Но в таких школах обычно все семьи - с высоким уровнем развития культуры, у родителей и детей четко сформирована идентичность, в которой национальные признаки не являются определяющими».

Иногда конфликт втягивает в себя еще и окружающих. Слабые «я», замечают психологи, имеют тенденцию сливаться в сильное «мы». Дети формируют замкнутые группы, часто по культурному и этническому принципу - из «своих». А культуры бывают разные - одни коллективистские, другие индивидуалистические; в одних принято бурно выражать эмоции, в других - сдерживать их; когда темперамент, коллективизм и чувство ущемленности сплачивают детей в группировку, в школах могут начаться настоящие этнические войны.

Кто должен разбираться в этих конфликтах? Разумеется, взрослые. В первую очередь школьные психологи и классные руководители. К сожалению, в последнее время наметилась тенденция к вымыванию психологов из школы, а классные руководители не только не готовы разрешать межэтнические конфликты, но зачастую и сами их провоцируют. Я хорошо помню, как мой сын пришел из школы возмущенный тем, что учительница ядовито спросила его одноклассницу-чеченку, одна ли она такая тупая или чеченцы все такие. Замечательно, что в таких случаях (а случай не единичный) в классе обычно находится немало детей, которых глубоко возмущают выпады учителя. И здесь опять собака зарыта не в области межнациональных отношений. Или не только в ней.

«Педагоги часто хуже относятся к инокультурным детям, - рассказывает Ольга Хухлаева. -Такие дети часто не могут успешно учиться: им мешают культурные особенности мышления и памяти, кажется, что они глупее. Из-за затруднений с вербальной и невербальной коммуникацией инокультурные дети и их родители иногда ведут себя неправильно. Им трудно в разговоре: они могут не слишком хорошо владеть языком преподавания, не все понимают, часто им приходится переводить в разговоре реплики с одного языка на другой, а это замедляет общение и создает ощущение, что они не особенно умны. Они могут не понимать мимики, жестов, в их культуре может быть иное отношение к громкости разговора, дистанции между собеседниками, взгляду в глаза. На юге принято громче говорить, и южных детей часто считают агрессорами просто потому, что они громкие. В одной из школ, где я работала, учителя считали скандалисткой одну маму, сербку по национальности. А проблема была только в том, что она усаживалась слишком близко к учителю, слишком громко говорила и бурно жестикулировала - так, как принято в ее культуре».

Словом, для профилактики межэтнических конфликтов нужно учить детей и учителей - но не малопонятной толерантности, а вполне ясным навыкам: детей - рефлексии и самопознанию, учителей и школьных психологов - умению понимать и учитывать культурные отличия и разрешать конфликты.

Мастера коммуникации

Двухгодичную программу обучения педагогов и психологов межкультурной коммуникации проводит кафедра этнопсихологии и психологических основ поликультурного образования МГППУ. Сотрудники кафедры встречаются со своими слушателями дважды в неделю в гимназии № 1540. Среди слушателей - сотрудники колледжей, которые обучают или собираются обучать подростков разных национальностей: «У нас есть таджики, украинцы, армяне; пока немного, но мы предполагаем, что будет больше», - говорит одна из слушательниц, преподаватель физкультуры из колледжа малого бизнеса № 48 Татьяна Олешкевич.

На занятиях идет речь о том, как общаться с представителями индивидуалистических и коллективистических культур, фемининных и маскулинных, какие аргументы более приемлемы в диалоге, как общаться с людьми, имеющими разные типы нервной системы и разные ведущие каналы восприятия информации.

Слушатели разыгрывают сценки: вот к вам пришел родитель для разговора, допустим, азербайджанский еврей, как вы будете строить с ним диалог, если вам надо сообщить, что его ребенок плохо учится и дерется? А если перед вами папа-бизнесмен с лидерскими замашками, агрессивный, с заранее заготовленным списком претензий?

Оказывается, к каждому из этих непонятных родителей можно подобрать ключик - а значит, нет никакой необходимости конфликтовать.

Уважать лучшее

Протоиерей Федор Кречетов - настоятель храма Великомученика Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах (г. Москва). Даже в тяжкие дни русско-грузинской войны в 2008 году, когда антигрузинская истерия в российском обществе достигла пика, его прихожане держались вместе.

В православной среде все смягчено, - говорит отец Федор. - Наши прихожане, которые дружили и до начала этого конфликта, переживали друг за друга, поддерживали друг друга. Звонили из Москвы в Грузию и Осетию, оттуда звонили сюда - и русские, и грузины, и осетины… Причина национальной неприязни - это обычно незнание и своей культуры, и чужой. Если знать чужую культуру, видеть, что в ней есть ценного - а ведь грузинская культура гораздо древнее, чем наша, - если есть культурное взаимопроникновение, то противостояние сразу теряет накал. Там, где есть опыт жизни рядом, есть и взаимопонимание. Мы замечаем сейчас, что грузинская молодежь, воспитанная в Грузии, уже иначе относится к русским и к России: культурное взаимопроникновение ослабло, они иначе воспитаны, чем даже их сверстники-грузины, выросшие в России, и настроены враждебно.

- Можно ли как-то избежать вражды?

Единственный способ избежать вражды - усиливать общение, в этом смысле отмена виз грузинской стороной - ход хотя и вполне прагматический, для развития туризма, - но очень полезный, поскольку будет служить усилению общения. А для православных на первом месте должна стоять Церковь. Церковь у нас едина, мы вместе - два православных народа.

Но от православных часто можно услышать довольно злобные высказывания по поводу представителей других религий, сейчас чаще всего - о мусульманах.

Православной вере принадлежит особое место среди всех исповеданий, потому что это вера истинная. Но это не значит, что люди другой веры презренны или забыты Богом, в том числе и мусульмане. В чужой вере есть какие-то искажения, которые льстят самолюбию того или другого народа: у иудеев это их мессианство, у мусульман - презрение к неверным… Но очень часто бывает так, что нашей стопроцентной истиной мы пользуемся на один процент, а люди другой веры, если в ней есть хоть один процент истины, используют его на все сто. У тех же мусульман немыслимы разврат, аборты, пьянство. Они в чем-то выше нас: мы не проявляем такой ревности, как они. Почему бы нам этой ревности у них не поучиться?

Если мы посмотрим, как вели себя святые в отношении иноверцев, мы увидим, что они никогда не отказывали им в просьбах, молились за них, через их молитвы происходили чудеса. Святые никого не принуждали к обращению, но всегда понимали, что другой человек тоже ходит под Богом.

- И что же, спросят читатели, спокойно терпеть, как приезжие на наших улицах грабят и насилуют девушек?

Разумеется, разнообразного негатива много. Мы знаем, например, что в Москве занимается грабежами группа выходцев из Абхазии. Это люди, у которых нет дома, которые нигде не нужны - ни в России, ни в Абхазии, ни в Грузии. И таджики сюда едут не от хорошей жизни, чтобы мы их тут эксплуатировали.

Нет, конечно, мы не должны спокойно относиться и к нарушениям этических норм, и к исламскому прозелитизму, который все шире распространяется. Но мы должны уметь увидеть в чужой культуре хорошее. Скажем, у нас во дворе, как и везде, работают таджики. Они всегда со мной здороваются, они с большим уважением относятся к священнослужителям, могут даже попросить помолиться за них… К сожалению, в бытовой жизни мусульмане часто лучше себя проявляют, чем русские: они внимательнее, уважительнее к людям, почтительнее к старшим… И для того, чтобы мирно жить, мы должны обращать внимание на то лучшее, что есть у других народов, а не на худшее. Мы должны учиться уважать друг друга.

Ирина ЛУКЬЯНОВА

Межкультурное общение уже не является чем-то особенным в сегодняшнем мире. Все люди разные, имеют собственные убеждения, культурные особенности и религиозные различия. Но это вовсе не означает тот факт, что между партнерами не может быть ничего общего или они не смогут общаться, дружить или создавать семьи. Напротив, вопрос о межкультурном браке на сегодняшний день является одной из увлекательных тем для исследования психологами планеты.

Межнациональные браки

Ведь здесь существует ряд нестандартных аспектов, которые только начинают открываться ученым в вопросах межкультурного взаимодействия.

Но как простому человеку наладить общение с представителем, порой, абсолютно другого мира, который просто не знает никаких психологических тонкостей?

В действительности, намного реже поликультурное взаимодействие возникает спонтанно. Это может быть встреча на каком-либо мероприятии или вечеринке. Но чаще всего встреча происходит за счет посещения другой страны или виртуального чата, сайта знакомств.

В первую очередь, не стоит теряться, так как это такой же человек, только отличающийся некоторыми тонкостями в поведении.

Как правило, при первом контакте, конфликтные ситуации возникают редко, поэтому первой задачей является собрать как можно общей информации.

После завершения первого контакта, лучше всего поискать информацию о религии, правилах, культуре и прочих особенностях, которые помогут определить рамки общения.

Так, например, ученый-психолог Хофстеде определил, что каждая культура может быть измерена по нескольким параметрам: отношение ко времени, разграничение собственного пространства, к какому типу культура относится и т.д.

Стоит учитывать и эмоциональный аспект культуры, так как, к примеру Западная Европа предпочитает более сдержанный тон общения, в то время как южане любят громко разговаривать и тактильные контакты.

Отдельного рассмотрения заслуживает религиозный фактор. Не рекомендуется заводить дискуссии на подобные темы, так как по мнению многих психологов, это одна «святая из святых» и вовсе неуместно будет приводить собственные доводы на этот счет. Человек может расценить это как неуважение или непринятие.

Межкультурным браком сегодня никого не удивишь. Благодаря путешествиям, сайтам знакомств все больше людей выбирает себе партнера из другой страны.

Успех в межкультурных отношениях

Для успешного межкультурного контакта стоит тренировать умение слушать и не проявлять резкие эмоции. Каждая культура имеет собственные значения и соображения на этот счет, поэтому от подобных действий лучше воздержаться.

Кроме того, стоит внимательнее относится к символике. У одной культуры знак или символ может означать оскорбление, а у другой в принципе отсутствовать какое-либо соображение на этот счет.

Прочтите также:

Бабушкина Дарья 8 "а"
Взаимоотношения людей разной национальности.

В мире насчитывается много разных национальностей. И каждая по-своему хороша. Даже самая нищая, малоразвитая нация имеет право на существование.
Что такое национальность? "Это то же, что и народность. Принадлежность к какой-нибудь нации, народности", так объясняет это понятие словарь русского языка Ожегова.
В нашей стране проживает много народностей. Например, на севере встречаются места, где одна народность существует в отдельно взятой деревне, имеет свой язык, обычаи, нравы.
Правительство нашей страны старается учитывать интересы каждой народности, давая им возможность сохранить свою культуру, религию. В отдельных случаях,если национальность слишком малочисленна, чтобы её сохранить, предоставляют льготы: не призывают в армию, помогают при поступлении в ВУЗы. Например, в Красноярске есть Институт северных народов.
Но есть и такие государства, правительство которых поддерживает лишь одну народность. На этой почве нередко возникают разногласия, которые могут перейти в вооружённые выступления. Например, в Великобритании с давних пор Ирландия борется за сою независимость. У них часто происходят террористические акты, цель которых - постоянно напоминать о себе.
А такая страна, как Грузия, вместо мирного решения национального вопроса, на протяжении многих лет пыталась решить свои проблемы путём уничтожения народов Абхазии и Северной Осетии. Чтобы этого не допустить, пришлось вмешаться миротворческим силам, в частности войскам Российской Федерации. В связи с этими событиями обострились отношения между Россией и Грузией. Но не между русскими и грузинами как народами.
Соблюдая интересы своих граждан, каждая страна стремится решать вопросы на мировом уровне. Кто-то решает их мирным путём, кто-то навязывает своё мнение другим странам. Например, США отстаивает свои интересы под предлогом распространения демократии во всём мире, на этой почве происходят "цветные революции", свержение неугодных политических режимов. Многие страны выражают недовольство действиями Америки. Для того, чтобы вернуть стране репутацию, американцы пошли на исторический шаг, избрав темнокожего президента. Тем самым они привели к власти другую партию, которая должна в корне изменить как внутреннюю, так и внешнюю политику страны.
Страну можно рассматривать как одну национальность, также, как и государства всего мира можно объединить в одну национальность "земляне".

Красненко Илья 8 "а"
Взаимоотношения в семье.

Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества.
Своё сочинение мне бы хотелось начать с описания своей семьи. На пять человек: мама, папа, брат, сестра и я. У нас в семье хорошие взаимоотношения, мы все друг друга любим и понимаем. С братом мы часто играем в разные игры, я помогаю ему учить стихотворения, играю с ним в компьютер, хожу гулять. Если он меня не слушается, то мы с ним иногда можем повздорить. Но после этого мы сразу миримся. С сестрой у меня иные отношения. Я помогаю ей с уроками, могу выполнить её просьбы. Она мне тоже иногда помогает в сложных ситуациях. Когда у неё плохое настроение, она может обидеться из-за всяких пустяков, но я к этому уже давно привык. С родителями я общаюсь хорошо, хотя они частенько меня контролируют. Заставляют делать уроки сразу после того, как я приду со школы. Время на то, чтобы сделать все уроки у меня почти не бывает, поэтому я делаю уроки вечером. Моих родителей редко можно увидеть дома, они постоянно чем-то заняты.
На выходных мы с братом сестрой ездим к бабушке, даём родителям отдохнуть. Бабушка нас постоянно чем-то балует. У неё в гостях я могу отдохнуть от школы, от уроков, от всех домашних дел.
По будням я хожу на тренировки, прихожу домой уставший, делаю уроки и ложусь спать.
Мне бы хотелось, чтобы я со своей семьёй общался почаще, чтобы вместе на выходные ездили куда-нибудь. Мне не нравится то, что родители от меня часто чего-то требуют.
В разных семьях отношения разные. Во многих люди ругаются и это заканчивается разводами. Детям, которые живут в таких семьях, очень не повезло, потому что детей должны воспитывать оба родителя. В семьях, где родители каждыми днями пьют и курят, дети тоже начинают пить и курить, прогуливать школу, что в результате не приводит ни к чему хорошему. А виной всему родители, которые не контролируют своих детей. К счастью, больше семей, в которых всегда есть о чём поговорить, где каждый может выручить другого в трудной ситуации.

Швайковская Евгения 8 "а"

Взаимоотношения в семье.

Семья - социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью моральной и правовой ответственностью. В современной технологии семейных отношений выделяют три основных стиля семейных взаимоотношений: попустительский, авторитарный и демократический.
Для меня семья - это, прежде всего, родной дом, где тебя всегда ждут, любят и могут поддержать в трудную минуту.
Я считаю, что в семье у каждого есть свои роли, но не всегда они правильные. Часто в современной семье роль лидера принадлежит не отцу, как это было раньше, а тому, у кого больший вклад в семейное благополучие. Сейчас в семьях вопрос о первенстве решается так: глава семьи тот, кто окружает заботой и вниманием нуждающихся в них. А ведь именно забота, внимание и сотрудничество делают семейный климат тёплым и приятным, а семью крепче. В семье с благоприятным климатом царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять и помочь другому.
Мне кажется, что благоприятный климат в семье создаётся на основе уважения к каждому члену семьи. Хорошо жить в семье, в которой тебя могут понять, вовремя поддержать, подсказать, правильно посоветовать. Именно в такой семье я живу. Я люблю свою маму, и она меня. Мы сней очень дружны. Она делится со мной своими проблемами, много рассказывает о своей работе. Большее время она проводит на работе. Зная, что мама сильно устаёт, я статаюсь ей во всём помогать. Она интересуется моеё учёбой, результатами спорта, знает все мои тайны. Если у мамы есть свободное время, мы вместе смотрим передачи по телевидению, спорим, она терпеливо выслушивает моё мнение.
В крепкой, дружной семье все дела спорятся, легко решаются все проблемы. И жизнь в такой семье прекрасна.

Губеева Ирина 8 "А".

Самоотверженность - это жертвование своими интересами ради других или общего блага. Это замечательное человеческое качество. На такого человека всегда можно положиться, ведь ради других он может рисковать жизнью.
Каждый год как только наступает лето и начинаются каникулы, родители отправляют моего брата к бабушке, которая живет в поселке, возле леса. Там очень чистый воздух, красивая природа, а в саду растут вкусные, полезные фрукты и овощи. Недалеко от поселка протекает чистая и быстрая речка. Мой брат с друзьями часто ходит купаться и загорать. Однажды, когда они купались в речке, произошел случай, который всех напугал.
А произошло вот что. Когда мальчишки плавали наперегонки, в стороне от них послышался слабый крик, и оказалось, что в воде находится девочка шести лет. Она пыталась плыть к берегу, но сильное течение не давало ей это сделать. Мальчишки уже уплыли далеко и за поворотом реки вышли на берег отдохнуть. Они не видели, что происходит. А остальные ужасно перепугались и не знали, что делать. Девочка еле держалась на воде, течение относило ее все дальше и дальше. Они понимали, что ей нужно очень быстро помочь, но она была далеко. К тому же их пугало быстрое течение, и они стали звать на помощь, но вокруг никого не было.
И тут раздался неожиданный всплеск, кто-то прыгнул в воду и поплыл к девочке. Это был мальчик из соседнего поселка, который иногда ходил вместе с ними на речку. Все очень удивились: в том месте был очень высокий обрыв, а внизу торчали коряги. Мальчику пришлось плыть против течения. Преодолевая сопротивление воды, он быстро приближался к девочке, которая тем временем успела как-то ухватиться за торчащую из воды палку. Спаситель уже почти добрался до девочки, как вдруг сильная волна накрыла ее и оторвала от ветки. Но ему это не удалось. Тогда он снова бросился за ней. Так как плыл он быстро и теперь уже по течению, то смог догнать малышку. Она тут же схватилась за него, и они благополучно добрались до берега. Девочка была спасена.
Тут уже все подбежали к ней, стали укутывать в полотенца, спрашивать, как она. Узнав, где она живет, они отвезли ее домой. А спаситель скромно стоял в стороне, вытирая намокшие волосы. Все-таки не перевелись в наше время смелые, самоотверженные люди, готовые пойти на риск ради спасения жизни другого человека!

Рузаева Вероника 11 "б"

Я удивился человеку.

Здравствуй, деда, как дела?
В гости я к тебе пришла.

Здравствуй, здравствуй. Потихоньку.
Добрался до старых книг, в памяти одна легонько
Пробудила яркий миг.

Что такое? Что за время?
Может быть опять война?

Угадала, это бремя
Тяготит меня всегда…

Расскажи мне, что за случай
Приключился вдруг с тобой?

Хорошо, но только слушай
Ты рассказ мой фронтовой.

Было трудно всем тогда,
По России шла война.
Пулемёты и гранаты,
С неба разные снаряды,
Самолёты, поезда…

Познакомился я с парнем.
Не высок он был, не мал,
Отличался тот здоровьем,
Красноречьем не блистал.

Говорил, что жил в колхозе,
Там всё лето на покосе.
Он привык тяжёло жить,
Но с людьми всегда дружить:
Помогать и в жар, и в стужу,
Хотя занят был по уши.

Я хочу тебе сказать
По одёжке не встречать.
По беседе человека
Не узнаешь и в полвека.
Нужен случай, чтоб легко
Он открыл своё нутро.

Например, как пел Высоцкий,
Отправляйся в горы с ним,
Если он не тру убогий,
Станет другом твоим..

Но со мной однажды случай
Приключился на фронту:
Мы с моим знакомым Мишей,
Что в кохозе был "отличник",
Приползли на стан к врагу.

Поручили нам заданье
"Языка" впотьмах достать.
Доползти до немцев зданья, подстрелить, отшвартовать.

Ночь, темно, земля сырая,
Светят звёзды в небесах,
Страшно, жутко, но я знаю -
Родина в моих руках.

Видим немца в карауле,
Что один, как перст стоит.
Угрожаем ему дулом
И уводим напрямик.

Ну, а он, собака, крикнул,
Всех поднял, всех разбудил.
Тут меня как кто-то стукнул -
Это немец подстрелил.

Он геройски отличился -
Возвратил меня домой,
Но и немец не забылся,
Что был стражею ночной.

Тот товарищ к генералу
Приведён был на допрос,
Мише дали и награду,
Отпустили на покос.

Вот таких людей не сразу
Различаем мы в толпе,
Но живут не по приказу,
А по собственной стезе.

Так давайте же стремиться
К идеалу вновь и вновь,
И не в "предков" превратиться
Да поможет нам любовь.

Шевченко Олеся 11 "Б"

Удивительный человек.
Как сейчас вспоминаю эту историю, которая произошла пять лет назад.
Живу я в маленьком дворе, где все друг друга знают. В нашем дворе жил тогда парень, звали его Витька. Это был главный драчун и заводила. Если на улице драка, будьте уверены, без дворового вожака не обошлось. Витькина мама работала проводницей на поезде, и поэтому жил он с бабушкой. Бабуля души не чаяла в своём единственном внуке и никогда не верила в то, что её "детка" может кому-нибудь нагрубить или с кем-нибудь подраться.
Однажды, когда я шла из музыкальной школы, во дворе, как обычно сидел Витька. Но в этот раз он был совсем один. Сначала я по привычке хотела обойти дом с другой стороны и нырнуть в свой подъезд незаметно. Но что-то в поведении нашего хулигана меня насторожило. Он был какой-то странный и задумчивый. Если честно, таким я его никогда не видела. Спрятавшись за дерево, я стала наблюдать.
Сначала он как будто что-то в уме подсчитывал, а потом резко махнул рукой и побрёл. Меня как будто кто-то заставил пойти следом за ним. Он проскользнул в какой-то заброшенный двор, там был неказистый домишко, Витька проследовал туда. Минуту я сомневалась, а потом решилась туда войти.
Когда я зашла, то увидела такую картину: вокруг стен были сделаны перекладины, на которых сидели голуби! Целая куча голубей! Вернее стая: белые, серые, рябые. Как же я сразу не догадалась, ведь было слышно на улице курлыканье. Витька стоял ко мне спиной, в руке он держал голубя и поил его водой изо рта. Было видно, что птицы его не боятся, а, наоборот, любят. Так и стояла я, открыв рот. Но тут хулиган повернулся, я зажмурила глаза.
- Дурёха, не бойся, я не трону тебя, - сказал он непривычно ласково.
- Это твои голуби? - только и могла я спросить.
- Теперь мои. Когда-то я жил в деревне у другой бабушки, а там была голубятня. Я с детства ухаживал за голубями с моим дядей. Но когда дядю отправили на север, а бабушка умерла, то я переехал сюда. Я долго не знал о судьбе своих пернатых, но однажды увидел Тимку. Тимка - это мой любимый голубь. Вот он, - и он показал мне голубя, который только что пил воду.
- однажды я спас его от кошки. У него было сломано крыло. Я лечил его. Наш деревенский ветеринар говорил, что травма серьёзная и вряд ли птица выживет. Я не мог этого допустить. Ночами я вставал и поил его, бинтовал крылышко, давал витамины и капли из пипетки, и наконец-то Тимка поправился. Так и началась наша настоящая "мужская дружба".
- А что было потом? - спросила я.
- а потом был переезд, и я подумал, что больше никогда не увижу своего друга. Но он нашёл меня здесь, в городе! А следом за ним прилетели и другие голуби. Я уже не мог их держать в своей квартире. Так вот потихоньку смастерил я из этого брошенного дома голубятню. И прихожу сюда каждый день, кормлю и пою своих птиц.
Я смотрела на него во все глаза и ничего не понимала. Это тот хулиган Витька или не тот? Уж очень люди были разные. Но Витька не дал мне опомниться, схватил за руку и потащил.
- Идём скорее, я покажу тебе ещё что-то.
И мы пошли, а я всё оборачивалась, уж так всё происходящее казалось каким-то видением. Я даже забыла, что дома меня ждала мама.
Витька притащил меня к двери своей квартиры. Я стала упираться, а он посмотрел мне прямо в глаза и тихо сказал: "Не бойся". И я покорно шагнула за ним в открывшуюся дверь.
Дома была бабушка, которая очень обрадовалась нам и предложила ватрушки с вареньем. Ватрушек совсем не хотелось. Витька провёл меня в свою комнату. И тут я увидела чудо. В углу на коврике спал маленький котёнок.
- Какой хорошенький! - воскликнула я.
- Тише, не разбуди его, он ранен, - предупредил парень.
И тут я увидела, что крошечная лапка животного забинтована.
- Что с ним случилось? - осторожно поинтересовалась я.
- я спас его от бродячих псов, теперь он вне опасности, - гордо заявил Витька.
- Но почему же ты никогда никому не рассказывал о своих питомцах? - возмутилась я.
- Мои друзья знают о них, - спокойно сообщил он.
- А как же драки и хулиганство? - удивилась я.
- А мы дерёмся только с теми, кто обижает маленьких и слабых. Вот, например, Вовка подрался с соседским мальчишкой, который бил своего пса. А Серёга по заслугам отлупил Федьку за то, что он всё время издевался над своим попугаем. И вообще, у нас дружная команда. Ты приходи в гости, не стесняйся.
Бабушка всё-таки напоила нас чаем с ватрушками. И тогда я поняла, что она права, ведь Витька не может обидеть просто так. Этот человек меня удивил.
Когда я пошла домой, то всё время думала, что люди могут казаться не такими, какие они есть на самом деле. Вот я раньше боялась Витьки, думая, что он обычный хулиган, а он оказывается такими методами "учил" людей не обижать слабых и беззащитных. Этот случай научил меня не судить олюдях с первого раза. Понимать, что первое мнение о малознакомом человеке может быть обманчиво. Так и произошло с Витькой. Общество прозвало его хулиганом, личностью, которая нарушает общественный покой, а оказалось, что Витька - человек, способный делать добро и своими поступками побуждать остальных к хорошему.
Такая история произошла со мной несколько лет назад. А Витька выучился на ветеринара и уехал в другой город. Голуби тоже куда-то пропали. Но я уверена, они полетели вслед за своим другом.

Гуц Кристина 8 "А"
Права человека.

В современном мире значительное распространение получило убеждение, что права человека и есть лучший способ развития человеческой личности и организации общества. Каждому из нас желательно не ограничивать одну из опор жизнедеятельности другой, а найти иной выбор. Между защитой своей личности, свободы, достоинства должно быть ограничение по причине уважения свободы и достоинства других людей. Надо искать компромисс между реализацией своей свободы, выражения взглядов, естественной и неотчуждаемой, личности каждого, ведь любой может быть неготовым к её публичному обсуждению. Каждый должен быть разумным и морально ответственным за прямое и косвенное воздействие своих поступков на других людей. Это относится ко многим темам, возникающим в обществе.
Задача государства, закона, отдельных групп - помочь людям в согласовании их прав, в том числе и прибегая к моральным нормам, а не только юридическим путем.
К сожалению, в эти годы мы не можем выйти на решение не менее важных проблем, связанных с общественными и социальными явлениями в нашей стране.
Человек является продуктом биологической, социальной и культурной эволюции, он имеет потребности и способности.
Каждый из нас имеет свой вид деятельности, проявляет свои способности, пытается улучшить свою жизнь, самореализоваться.
Самореализация один из самых сложных путей в жизни человека. В этом слове заложен очень глубокий смысл. Самореализовать себя в жизни должен каждый, но не каждому это дается.
Человек должен осознавать смысл своей жизни, ставить себе цели и добиваться их. Мы знаем, что личность имеет свои права и не должна нарушать их. Нужно доказывать свое положение в обществе, если ты ставишь себя выше кого-то. Нужно не забывать, что помимо свободы есть еще и ответственность, которая способствует всему вышеперечисленному.
От свободы и ответственности зависит воспитание. Воспитание является главной причиной восприятия человека в обществе. С помощью познания своего воспитания и поведения формулируется характер человека.
Общество воспринимает тех людей, которые ведут себя просто. Оно не должно нарушать права людей. В систему прав человека входит: достоинство человека, права человека, безопасность человека. Все эти пункты основаны на общей системе ценностей, посвященным неприкосновенности личности. Они представляют основу для общего понимания права.
Свобода, равенство, солидарность - основные элементы прав человека. Такие свободы, как свобода мысли, совести и вероисповедания, а так же мнения, выражения, защищены правами человека.
"Все права человека для каждого" - это был девиз Венской всемирной конференции по правам человека в 1993 году. Жаль, что сейчас в нашей стране не приветствуется это высказывание. Права человека позволяют людям, а так же сообществам добиваться изменений в обществе для полной реализации прав человека.
"Безопасность человека" является, по сути, попыткой сконструировать глобальное общество, где безопасность личности стоит в центре международных приоритетов.
Надеюсь, что светские структуры, органы власти, международные структуры выскажут свои мысли и комментарии, критику и пытаются решить проблемы, часто возникающие в обществе.

Самышева Маргарита 8 "А".

Взаимоотношения людей разных национальностей.

Мы рождены, чтобы жить
совместно, наше общество -
свод из камней, который
обрушился бы, если бы один
не поддерживал другого.
Сенека.


С испокон веков Россия - страна, где проживает много народностей. Природа сотворила людей разными, но равными в своем достоинстве и правах.
Национальное происхождение - это просто дело случая, это не является ни достоинством, ни недостатком.
В мире приблизительно пять тысяч народов. А значит многим из них надо жить совместно, в одном доме - государстве. Естественно, возникают проблемы. Но мы должны быть терпимы к образу жизни, поведению, обычаям другого народа. Где бы мы не находились, мы всегда будем встречаться, общаться, сотрудничать или соперничать с людьми самых разных национальностей. Нет наций плохих или хороших, есть плохие или хорошие люди, а точнее, плохие или хорошие поступки. Например, герой Отечественной войны 1812 года Багратион - грузин, Пушкин - из арапов, Фонвизин - немец, Левитан, Пастернак - евреи, Куприн - татарин, Вахтангов и Хачатурян - армяне. Но разве их можно оторвать от русской культуры? Разве они сами не ощущали свою принадлежность к русской культуре?
Россия - многонациональное государство. Оно включает в себя более ста различных народов. Люди, которые проживают на нашей территории, обладают правами наравне с русскими. Но в то же время происходит их сильное выделение в русском обществе. Уже много десятилетий это остается острой, пока что неразрешимой проблемой во многих странах. Человек, попавший в чужую страну, чувствует себя неуютно, потому что у здешних людей другая культура, традиции, привычки, язык. И к этому иностранец привыкает постепенно. Но в то же время человек, который привык к вежливому отношению в своей стране, приехав в другую страну, замечает, что он лишен многих прав. Но что хуже всего, придя устраиваться на работу, его не берут, даже, если он хорошо говорит на языке или окончил какое-нибудь училище - и все это из-за того, что он говорит с акцентом, эмигрант из другой страны или просто человек другой расы. Нередко по телевизору можно услышать, как небольшая группа людей избила, проходившего мимо человека, причем просто оттого, что он другой национальности. Опечаливает то, что коренное население какой-либо местности не особо хочет воспринимать человека другой национальности. Конечно, найдутся люди, которые поддержали бы этого человека в тяжелом ему мире, но, к сожалению, таких людей сейчас очень мало.
Проблема национализма затрагивает многих людей. Ее пытаются решить на протяжении долгих лет. Определение "свои - чужие" прочно вошло в повседневную речь.
Раньше в Советском Союзе не было господствующей нации. Долгое время национальный вопрос считался решенным полностью, так как был ликвидирован национальный гнет, экономическая и культурная отсталость народов. Человек любой мог свободно передвигаться по всей территории СССР и везде его встречали доброжелательно. "СССР - не тюрьма народов. Это коммунальная квартира" (М. Гаспаров). После распада СССР ситуация резко изменилась. Появились такие слова как "мигранты" и "оккупанты".
Большую проблему представляют собой международный национализм - войны и другие конфликты, несущие международный характер.
Вспомним, что за прошедшие годы "полыхало пламя" более сорока вооруженных конфликтов: в Югославии, Грузии, Узбекистане, Армении, Афганистане, Северо-Кавказском регионе. Большинство конфликтов носило межнациональный характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя в полномасштабные войны. Что нужно сделать, чтобы не было войны, чтобы все люди жили дружно, с уважением относились к людям: для этого, я думаю, что все должны стать патриотами своей Родины. "Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный" (Н.А. Добролюбов). Эти определения помогают понять, что патриотизм должен проявляться в любви к своей Родине, а не в ненависти к другому народу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список использованной литературы

межнациональный общение коммуникация личность подросток

Введение

Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.

В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной системой.

Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений в регионе является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. Между тем, такой образ - это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества. В такие напряженные периоды истории, которые сейчас переживает Северный Кавказ, исключительно важное значение имеет объединение всех реалистически мыслящих людей в деле гармонизации межэтнических отношений, воспитании культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе.

В обществоведческой литературе понятия "культура межнационального общения", "межкультурная коммуникация" в основном стали употребляться с начала 80-х годов ХХ века. Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических систем находит отражение в работах Авксентьева А.В., Бурмистровой Т.Ю., Гасанова Н.Н., Дробижевой Л.М. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе //Педагогика. 1994. № 5. С. 12. Так, Дробижева Л.М. анализирует роль социально-психологических аспектов межнационального общения, рассматривая при этом структуру общения в целом. А в работах Бурмистровой Т.Ю. и Дмитриева О.А. выявляется сущность и сам процесс формирования и функционирования культуры межнационального общения в различных сферах общественной жизни.

В исследовании проблемы межнационального общения важное место занимают этнологические теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и многих других, которые позволяют глубже осмыслить сущность межэтнических отношений и выявить особенности данного процесса.

Исходной методологией для исследования этнической толерантности личности является культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А.Леонтьева и А. Лурия и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А. Асмоловым. Рассмотрение проблемы с точки зрения психологии является необходимым и актуальным, поскольку этнические установки - это, прежде всего, психологический компонент отдельно взятой личности, и его формирование нужно рассматривать как формирование одного из структурных компонентов самосознания. Подростки - это одна из наиболее активных составляющих человечества, в этом возрасте происходит формирование жизненных установок и ценностей, и для психологии важно определить, каким образом формируются этнические установки у подростков, как они влияют на поведение и общение детей, как предотвратить появление вражды и розни в этом возрасте.

1. Понятия «толерантность», «культура межнационального общения»

Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале 20-х годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их воздействием на сознание индивида и массовое сознание, необходимостью изучения механизмов манипулирования личностью, массами, управления обществом, его культурой. Действительно, культура формирует личность членов общества, а ей культуре, обучаются, (ведь ее невозможно приобрести биологическим путем) посредством прямого и косвенного общения Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. -М., 1995..

Общение - специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, культур. Общение - важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту. 1974.. В условиях общения осуществляется коммуникативный процесс, происходит взаимодействие, взаимовлияние индивидов, возникает взаимопонимание.

Общение - важный фактор социальной детерминации поведения индивида. В его процессе человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера, и сам подвергается воздействию со стороны последнего.

Эффективность социальной коммуникации во многом зависит от понимания. Обычно результативная сторона понимания выражается в двух аспектах: явление включается в смысловую структуру личности, и понятое соответствует целям коммуникации. Коммуникация не может рассматриваться просто как передача знаний, а всегда как взаимодействие сторон, преследуя определенные, часто различные цели. Понимание носит диалогический характер. “Умному намека достаточно”, - гласит народная мудрость. Но намека достаточно тому, кто уже обладает знанием смыслового целого. Понимание зависит от особенностей воспринимающего субъекта его целей, ориентации, контекста осмысления.

С нашей точки зрения межкультурная коммуникация подразумевает межличностное общение представителей разных культур, а также культурные контакты. В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.

В настоящее время выделяются пять основных направлений взаимозависимости, взаимопроникновения культур, которые служат основой выработки глобального мышления для значимой и продуктивной совместной жизни сообществ людей:

1. Развитие технологий;

2. Глобализация экономики;

3. Интенсивные миграционные процессы;

4. Мультикультурность;

5. Распад нации - государства См.: Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. - Ставрополь. 1999..

Совокупность этих направлений развития создает основу для осознания решающей роли владения компетенцией межкультурного общения в условиях жизни во взаимозависимом мире, когда человек должен демонстрировать “терпимость к культурным различиям и взаимоуважение культур как признак цивилизованного общения на кросснациональном уровне” Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. - Ставрополь. 1999..

Итак, межкультурная коммуникация - это процесс общения и обмена информацией между различными культурами и представителями данных культур с целью постижения глобализационных процессов в мире, понимание и принятие иных культурных ценностей и адекватного положения в иной культуре.

Главенствующее положение в межкультурной коммуникации занимает культура межнационального общения представителей различных этнонациональных общностей, где определяющим фактором является этническая толерантность личности.

Этническая толерантность понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления - этнической вариативности личности.

2. Влияние этнических установок на поведение подростков

Подростки - это одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов. В целом подростковый возраст является важным периодом развития этнического самосознания, его формирования Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5. С. 69-75.. В период обучения в школе этническое самосознание подростка расширяет систему его представлений о мире и укрепляет его место в нем. Подростковый возраст представляет собой кризисный переход между детством и юностью, в течение которого в личности происходят многомерные, сложные процессы: обретение идентичности и нового отношения к миру.

В целом в повседневной жизни этничность подавляющего большинства подростков не актуализирована и этническая самоидентификация не занимает ведущих позиций. Несмотря на это, школьники проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам. В то же время следует отметить существующие элементы предвзятости и негативизма в национальных отношениях. Хотя многие подростки имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, достаточно значительное количество определяют свое отношение к человеку, исходя из его этнической принадлежности.

Мощнейшим мобилизационным фактором для большинства подростков является оскорбление по национальному признаку или негативная оценка народа, к которому принадлежит человек. Именно это чаще всего оставляет глубокий след в памяти человека и заставляет предпринимать какие-либо действия. Ещё одним мощным фактором этнической мобилизации является сопричастность или сопереживание какому-либо общему успеху или достижению.

Всё это повышает ответственность школьного образования за будущее России, за то, по какому пути она пойдёт, как будут развиваться процессы межэтнического взаимодействия. Но, к сожалению, сегодня в этом направлении не ведется активной работы. И современная система образования не гарантирует формирования позитивных межэтнических установок. А оформившееся в школьной среде негативное восприятие той или иной этнической группы или исключительность своей национальной группы опасны вдвойне.

Межэтнические отношения подростков определяются особенностями социализации, зависят от влияния этнопсихологических характеристик окружающих этносов, уровня развития этнической идентификации, этнических стереотипов, этнического воспитания.

Социальная ситуация, включающая все социально-культурные институты трансляции норм, ценностей, установок, влияние языковых отличий, семейно-бытовых норм, традиционную систему этико-поведенческих стереотипов, этноспецифическую ритуализированную обрядность, оказывает наиболее значимое влияние на межэтнические взаимоотношения подростков.

В зависимости от того, в какой социальной ситуации, благоприятной или несущей в себе заряд отрицательных эмоций, находится подросток, соответственно и будут складываться его взаимоотношения с представителями окружающих этносов.

Большое влияние на формирование межэтнических взаимоотношений подростков оказывает семья, где под влиянием взглядов родителей происходит первое базовое накопление впечатлений об окружающих этносах. На основе полученного этнического воспитания в дальнейшем формируется фон позитивных или негативных межэтнических взаимоотношений подростков. Этническая идентичность является базовой основой для формирования межэтнических взаимоотношений. В зависимости от умения подростков отождествлять себя со своим и с окружающими этносом будет зависеть установление и течение их межэтнических взаимоотношений.

Важным фактором развития межэтнических взаимоотношений являются этнопсихологические характеристики, которые проявляются в основном через механизмы установок и стереотипов.

Этнические установки, являясь составной частью этнической психики человека, формируют определенный настрой, придавая особую специфику мотивации и целеполаганию подростков.

3. Формирование положительной этнической установки у подростков

Одним из основных направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения может стать увеличение роли этнопсихологии в образовательных программах. Именно эта дисциплина способна ярко продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более яркими.

При работе со студентами необходимо помнить, что многие из них - будущие преподаватели, которые должны будут передать полученные знания и сформированные установки последующим поколениям. А современные исследования показывают, что можно говорить о наличии социальных и психологических факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения детей в группах, в которых работают учителя с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Дети, обучающиеся у учителей с адекватной позитивной формой выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в микросоциуме, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. Тогда как дети, обучающиеся у учителей, с гиперболизованной и литотизированной формами этнического самосознания отличаются затрудненной социально-психологической адаптацией в среде Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. с. 186-187..

Кроме того, необходимо отметить, что большая часть различных этнофобий имеет корни в негативной оценке своей этнической группы. Именно отсутствие позитивной оценки своего этноса и переживания национального комплекса неполноценности приводят к тому, что срабатывает психологическая защита, и люди обрушиваются на другие народы, обвиняя их во всех смертных грехах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих комплекса мер, направленных на формирование здоровой межэтнической обстановки.

Заключение

Поскольку мы живем в эпоху глобализации процессов, можно ожидать наступления эры интегрированной культуры. Но чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данное и пытаться освоиться в “чужой” культуре, не теряя своей собственной.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у подростков.

В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

Исторический опыт развития школы, воспитания, педагогического знания, выраженного в теоретической форме, может и доложен стать базисом современной модели образования и новых педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

Целью нашей работы было рассмотреть влияние этнических установок на поведение подростков. Мы выяснили, что этнические установки формируются у подростков благодаря влиянию окружающего общества - школы, семьи, друзей, СМИ. Формирование положительной этнической установки в рамках этих социальных институтов имеет очень большое значение для общества.

Список литературы

1. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь, 1997.

2. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического исследования. Выпуск 2. - М., 1984.

3. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5.

4. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе.// Педагогика. 1994. № 5.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту. 1974.

6. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. Ставрополь. 1999.

7. Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. М., 1995.

8. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.

9. Шлягина Е.И. К вопросу построения этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. - М., 1997.

10. Шлягина Е.И., Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. - М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История создания сети Интернет. "Жертвы" интернета, что именно завлекает людей в Сеть и как этого можно избежать. Проблема "Интернет на рабочем месте". Особенности общения в Интернет на web-chat. Психологические аспекты общения, понятия флейм и флуд.

    аттестационная работа , добавлен 05.10.2009

    Теоретические аспекты коммуникационных средств. Виды и основные технологии общения. Социальные сети: понятие, история создания. Краткая характеристика социальной сети Твиттер, её возможности. Анализ блога известного человека на примере Елены Весниной.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2017

    Логическая модель ЕСВ как виртуальная площадка для профессионального общения сотрудников, организации совместной работы по систематизации информационных потоков: структура, формирование требований, основное концептуальное понятие общей модели системы.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    История и основные этапы создания всемирной информационной системы Интернет, ее характеристики и назначение, сферы применения и распространенность. Характер общения и разновидности развлечений в Интернет, преимущества и недостатки, порождаемые проблемы.

    аттестационная работа , добавлен 19.10.2009

    Изучение назначения, функциональных возможностей и конструкции взрывобезопасной аппаратуры для автоматизации водоотливных установок - ВАВ-1М. Ее теоретические исследования и экспериментальные исследования. Работа системы автоматического управления.

    лабораторная работа , добавлен 01.03.2009

    Коммуникации: понятие и сущность. Развитие и применение информационных технологий, стандарты и средства их взаимодействия. Создание аппаратных и программных комплексов автоматизации бизнес-процессов компаний. Роль и проблема культурной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Совершенствование и популярность телефона. История развития Шербакульского РУСа. Финансово-экономическая деятельность ОАО "Электросвязь", ее организационная структура и виды деятельности. Ресурсы Интернет для бизнеса, образования, общения, досуга.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2010

    Исследование устройства мобильного телефона, переносного средства связи, предназначенного преимущественно для голосового общения. Характеристика влияния электромагнитного излучения на эндокринную и сердечнососудистую системы, активность мозга человека.

    реферат , добавлен 18.12.2011

    Характеристика технических средств, применяемых при деловом общении. Интернет как средство делового общения. Телефонная коммуникация, факсимильная связь, автоответчики, электронная почта, Интернет-пейджер ICQ. Видео и телеконференции в Интернет.

    реферат , добавлен 28.03.2013

    Принцип действия телефонной сети. Классификация внутриучрежденских телефонных систем, их достоинства. Некоторые правила телефонного общения секретаря с клиентом. Основные стандарты сотовой радиотелефонной связи. Особенности и удобство факсимильной связи.

Похожие публикации