Боксы мажорной пентатоники. Запомним пентатоники и научимся играть воспользовавшись ими соло на гитаре

Перевод - Сергей Тынку

Mark Tremonti очень трудолюбивый человек. Помимо участия в группах Creed и Alter Bridge, он успевает делать кучу совместных проектов с разными артистами, рулить собственной бандой, давать мастер-классы, изобретать именные PRS и, конечно же, рассказывать молодым гитаристам о том, как им стать настоящими гитарными волками. Такими как Марк, например.

1. Выучи пентатонику во всех пяти позициях на грифе

Большинство людей выучивает пентатонику только в одной первой позиции, и может быть еще немного знает вторую и пятую. Они не понимают того, что там пять разных позиций по всему грифу. Когда я еду на гастроли и даю мастер-классы, то по-моему мнению 90% людей, которые мне попадаются, не знают пентатонику в пяти позициях. А ведь это важно.

Знание всех пяти позиций пентатоники дает вам свободу перемещения по грифу. Если вы выучили только одну позицию, то вы ограничены, а вам нужно уметь добираться от одного конца грифа до другого. Это как система ладов, которые переходят один в другой. Если вы все их выучите, то у вас будет одна большая сетка, с которой можно будет работать.

Это немного похоже на знакомство с дорогами по карте. Если вы будете знать только свой район, то застрянете там, не зная как добраться до следующего и следующего за ним. Но если вы знаете всю карту, то сможете пойти куда захотите.

Я признаю, что это занимает время. Это не то, что вы проглотите за один день. Но потратьте время на изучение всех пентатоники во всех позициях и ваша музыкальность вырастет.

2. Учись импровизировать, используя вибрато и бенды

Сосредоточься на простых фразах, но при этом будь уверенным, что при бендах ты дотягиваешь до нужной ноты. Также работай над техникой своего вибрато пока не будешь спокоен за то, что ноты красиво поют. Очень большая часть индивидуального стиля гитариста заключается в том, как он применяет вибрато.

Каждый раз когда ты играешь на гитаре, уделяй должное внимание импровизации и работе над бендами и вибрато. Играть под метроном не так интересно и полезно как импровизация под фонограмму минус.

Несколько лет назад в магазинах Guitar Center проходили гитарные батлы и там было навалом фонограмм с аккомпанементом. Я их все купил, скачал и играл под них. И я до сих пор это делаю. Ты можешь скачать их из интернета - там их много.

3. Играй поверх смены аккордов

Как только ты отработаешь вибрато и бенды, удели внимание смене аккордов. Когда ты играешь соло, то нужно высекать самые сладкие ноты в момент перехода одного аккорда в другой. Это будет звучать так, как-будто ты знаешь, что делаешь и твоя игра приобретет больше страсти.

Если группа играет, например, в ми-миноре, то когда они меняют аккорд, тебе не надо продолжать играть те же ноты, что ты играл ранее. Поменяй ноты в своем соло и играй те ноты, что у них идут в аккорде. А к ми-минору ты всегда успеешь вернуться, когда и они вернутся.

Играть с другими музыкантами - это здорово, но ты можешь заниматься и самостоятельно. Запиши минус на простейшую блюзовую прогрессию I-IV-V и играй под нее. И как только фонограмма перейдет к аккорду IV ступени, то и ты переходи к нотам из аккорда IV. Тоже самое можно сделать и с аккордом V ступени. Со стороны это будет казаться так, как будто ты звучишь очень естественно и при этом со знанием дела.

4. Твой звук - это твой стиль

В большинстве случаев, твое звучание все скажет о твоем стиле. Тембры, которые выходят из под твоих рук, тот саунд, который кажется тебе наиболее хорошим - он как правило основан на том звуке, которым тебе наиболее удобно играть свою музыку.

Поэтому не стесняйся выйти за рамки привычных звучаний и отыскать среди них то, что идеально тебе подходит. Зайди в хороший гитарный магазин и проверь все гитары разных типов, чтобы понять какая из них будет лучше всего отвечать твоим требованиям. Может тебе подойдет что-то с синглами, а может и с хамбами. Это может быть страт, леспол или вообще PRS.

Тоже самое с усилителями. Ты можешь быть приверженцем ламп 6L6, а может быть и EL34. Ты можешь влюбиться в Fender Twin, а может тебе нужен хайгейновый стек. Твой стиль игры подскажет тебе тот особый звук, который тебе нужен, а тип оборудования поможет с конкретикой. Я знаю, что обычно по разному играю на страте через Fender Twin и на PRS через Marshall или Mesa Boogie. Узнай куда тебя заведет твоя страсть. Будь настойчив в поиске своего оборудования, потому что именно оно поможет тебе создать тот звук, которые тебе нужен.

5. Будь терпелив и страстен

Большинство гитаристов время от времени ленятся. В моем случае, я по началу был просто ужасен. Это правда. Мои братья смеялись надо мной - я не мог ни одной песни сыграть от начала до конца. Потребовалось много лет терпения чтобы я дошел до той точки, где знал, что я делал.

Сегодня все намного проще, у тебя есть Youtube и множество учебных видео. Не прикладывая особых усилий ты можешь увидеть как нужно что-то играть и учить. Это отлично, но не всегда короткие пути приводят к нужным местам в конечном счете.

Помню как много лет назад купил табулатуры Metallica “Master Of Puppets” и там вообще все было неправильно написано. Я не знаю кто это подбирал, но там было все не так как надо. Конечно, я думал, что это я лажаю, потому что играю как написано и при этом ничего вообще не похоже на запись. Таким образом мне пришлось подбирать все самому, это заняло много времени, но думаю положительно сказалось на моем слухе.

И тут уже другая вещь - учиться по слуху. Даже не смотря на то, что сейчас все перенасыщено информацией, один из самых лучших способов учиться - это по слуху. Особенно когда ты играешь с другими людьми - ты их слушаешь и подстраиваешься под то, что они делают. Все ютьюбовские видео мира не дадут тебе того уровня умений, которое ты получишь из игры по слуху. Твои инстинкты станут острее и если ты пойдешь этим старомодным путем, то всегда будете знать, что вам нужно делать. Поэтому запасись терпением и выдели соответствующее время.

Если ты уже выучил гамму Ми-минор , то без труда поймешь, на чем основывается пентатоника Ми-минор.
Выучив пентатонику, ты получишь большое подспорье к собственной импровизации.

Звуки, входящие в Ми-минорную пентатонику

Диаграмма грифа

Названия нот, входящих в пентатонику Ми-минор

Последовательность звуков пентатоники Ми-минор имеет следующий вид: Ми(E) – Соль(G) – Ля(A) – Си(H) – Ре(D)

Указания к применению Ми-минорной пентатоники

Ми-минорную пентатонику можно применять в песнях, написанных в тональности Ми-минор, а также в тональности Соль-мажор. Применяй её для заполнений, роковых пассажей, пентатонических ликов, и простых легко запоминающихся мелодий. Из Ми-минорной пентатоники также могут получаться суперские ритмические гитарные партии. Применяй в данной пентатонике при необходимости блюзовые ноты из блюзовой гаммы для того, чтобы твои рифы звучали более грязно.

(Кстати, на счет блюза. У меня классный бесплатный курс, который называется Азы блюза для новичков . Рекомендую тебе на него подписаться.)

Пентатоника Ми-минор, дробленая по позициям. В каждой из этих позиций играются по три ноты на каждой из струн

Позиция №1

Позиция №2

Позиция №3

Многие начинающие гитаристы недооценивают важность игры гамм, это занятие кажется им скучным и даже нудным, однако давайте поищем плюсы в этом деле, а их надо сказать не мало:

  • Изучая и играя гаммы, вы сможете гораздо быстрее выучить расположение нот на грифе, о которых мы писали в предыдущей статье: , да и в целом гриф будет ощущаться лучше, увеличится точность смены позиций и понимание гитарной аппликатуры;
  • Ежедневная игра гамм увеличит беглость пальцев левой руки, усилит точность работы с медиатором правой, но самое главное, вместе с этим будет развиваться и их синхронизация между собой, что напрямую влияет на скорость, чистоту и точность вашего исполнения;
  • Гаммы хорошо развивают слух, чувство ритма и являются прекрасной основой для будущих импровизаций.


Теперь когда нам стало очевидно, что играть гаммы крайне полезно, можно переходить к их изучению. А с чего лучше начать, как ни с хлеба и соли любого гитариста — минорной пентатоники? Правильно ни с чего, ведь — это краеугольный камень не только блюзовой гитары, но и всей современной гитарной музыки, так или иначе пентатоника используется практически всеми именитыми гитаристами, а не только блюзменами с дельты Миссисипи.

Минорная пентатоника

Пентатоника — гамма звукоряд которой состоит из пяти ступеней, все ноты которой могут располагаться по чистым интервалам (квартам или квинтам). Ниже на рисунке представлена аппликатура ля минорной пентатоники, черными точками на которой обозначены тонические ноты (то есть первые наиболее устойчивые ноты в гамме определяющие ее тональность, в ля миноре — это нота ля).

Играть эту аппликатуру можно от любого лада, при этом нужно помнить, что перемещая ее по грифу, будет меняться и тоника, а следовательно и тональность гаммы, однако подробнее о транспонировании мы поговорим в одной из следующих статей, а пока целиком и полностью сосредоточимся на ля минорно пентатонике.

Упражнения на основе пентатоники

Для начала сыграйте восходящий пассаж, представленный на табулатуре ниже:

Играть его следует переменным штрихом (поочередными ударами медиатором вниз и вверх, если вы вдруг забыли или не читали нашу статью ). Не забывайте держать ритм, в идеале играйте этот пассаж под метроном. После того как вы освоитесь и у вас начнет получатся достаточно быстро и без ошибок, к этому пассажу можно добавить и нисходящий

Блюзовая пентатоника

Блюзовая гамма или блюзовая пентатоника — это та же самая пентатоника, но с дополнительной нотой, отстающей от тоники на уменьшенную квинту, соответственно в гамме вместо пяти нот, шесть — это ля, до, ре, ре диез, ми и соль, на рисунке ниже представлена аппликатура ля минорной блюзовой пентатоники

Данная гамма благодаря так называемой блюзовой ноте, в случае с ля минорной пентатоникой — это ре диез, звучит очень по блюзовому, однако не менее любима и рок музыкантами.

Упражнения на основе блюзовой гаммы

В качестве упражнений на основе блюзовой гаммы, можно использовать пассаж очень похожий на тот. что использовался с ля минорной пентатоникой: с начала восходящий, а затем нисходящий

Заключение

Помимо того, что пентатоника является неплохой гаммой для тренировки техники, она так же является и отличной основой для импровизации, но об этом мы поговорим немного позже. А пока учите пентатонику и блюзовую гамму, особое внимание уделяя чистоте исполнения и ритму.

Помимо распространенных семиступенных ладов, которые мы с вами рассматривали в , довольно часто можно встретить также лад, состоящий из пяти нот. Его называют пентатоникой. И сегодня мы поговорим о видах пентатоники, принципах ее строения, о том, как её играют на на гитаре, а также приведем примеры, где этот лад можно услышать.

Виды пентатоники

  1. Полутоновая пентатоника. Она не зря получила такое название, так как расстояние между двумя нотами будет как раз в полутон. Можно привести такой пример построения: «си-до-ми-фа-соль». Наверняка вы заметили, что расстояние между «си-до» равняется полутону, также, как и расстояние между «ми-фа». Такой вид пентатоники можно часто услышать в Японской музыке. Например, народное произведение «Сакура» является ярким примером.
  2. Сакура (японская народная песня)

  3. Бесполутоновая пентатоника. Один из самых распространенных видов. Звуки этой пентатоники могут идти по чистым квинтам. Кстати, если вы забыли информацию об основных музыкальных интервалах, то можете прочитать о них . Сразу стоит отметить, что расстояние между соседними нотами может быть только в виде большой секунды или малой терции. Это главное правило! Наверняка вы заметили, что в этом виде пентатоники отсутствуют малые секунды. Именно поэтому здесь нет ладового тяготения, и отсутствует тональный центр. Используется данный вид в рок музыке, в поп-музыке и в блюзе европейских стран. Приведем пример: «соль-ля-си-ре-ми».
  4. Смешанная пентатоника. Образуется средством объединения полутоновой пентатоники и бесполутоновой пентатоники. Приведем пример: «ля-си-ре-ми-фа».
  5. Темперированная пентатоника. Она представлена индонезийским звукорядом слендро. Тут не будет ни тонов, ни полутонов. Пример: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Мажорная и минорная пентатоника

Сейчас мы остановимся на подвидах бесполутоновой пентатоники. Их звучание схоже с привычным для нас мажором и минором, поэтому они и получили такое называние.

  • Мажорная пентатоника. Отличие от натурального мажора в отсутствии четвертой и седьмой ступеней. Приведем пример: «до-ре-ми-соль-ля». Формула построения очень простая: большая секунда/большая секунда/малая терция/большая секунда. Запомните этот способ и сможете построить пентатонику от любой ноты на гитаре. В своем составе пентатоника имеет мажорное трезвучие: «до-ми-соль». Поэтому и звучание очень близко к привычному для нас мажору.
  • Минорная пентатоника. Звучит, как натуральный минор, только без второй и шестой ступеней. Также в своем составе имеет минорное трезвучие. Приведем пример: «ля-до-ре-ми-соль». Строим по такой формуле: малая терция/большая секунда/большая секунда/малая терция.

Пентатоника в музыке Китая

Ученые считают, что пентатоника появилась впервые именно в Китае. Еще ранее 221 года до нашей эры есть свидетельства существования этого лада. Позже к китайской пентатонике добавили два звука и построили всем известные семиступенные лады. Однако ступени пентатоники сохранились, дошли до нашего времени и позволяют получать интересные звучания во время импровизации.

Цветок жасмина (традиционная китайская музыка)

Для китайцев пентатоника – это не просто лад, а целая философия. Считается, что при нажатии любой ноты мы слышим, не одно звучание, а целых пять. Это обертоны вокруг данного звука. На самом деле их много, однако, наше ухо может уловить только пять обертонов. Поэтому китайцы считали это число священным и пентатоника, которая также состоит из пяти нот, является для них важнейшим ладом.

Пентатоника на гитаре

Сейчас мы разберем, как играть пентатонику на гитаре. Для того чтобы импровизировать в мажорной или минорной пентатонике, нужно много тренироваться. Определим для начала, какой аппликатурой мы будем играть. Каждый палец будет отвечать за ноту в своем ладу. Очень просто: четыре пальца – четыре лада. Таким образом, вы будете играть позицией, что в данной ситуации является очень полезным и верным решением.

Играйте вначале пентатонику с самой низкой ноты, доходя до самой высокой и в обратном порядке. Если вы в совершенстве осилите это упражнение, можете переходить к более сложным вариациям. Играйте вначале восьмыми нотами, а с появлением большего опыта, меняйте длительности.

Минорная пентатоника на гитаре

Пентатоника позволяет разнообразить соло любого гитариста интересными звучаниями. Блюзовая пентатоника также послужит интересным примером и научит каждого гитариста яркой импровизации. Применение пентатоники можно увидеть в рок музыке и в джазе.

Итак, вы научились уже играть первые аккорды, превращать их в риффы, играть аккомпанемент к блюзу. Теперь нужно научиться играть соло на гитаре . Для этого нам понадобится специальная гамма, которую используют в блюзе и рок-н-ролле. Она называется пентатоника (от греч. πέντε — пять) - гамма, состоящая из пяти нот. Как и классические семинотные гаммы пентатоника бывает мажорная или минорная. Минорная пентатоника, это минорная гамма, но без 2-й и 6-й ступени. Для тональности Ля минор (Am) она выглядит следующим образом:


Играется она обычно в позиции пятого лада, т.к. там половина её нот берётся на 5-м ладу, т.е. можно взять баррэ и никуда не смещать левую руку при игре. Это называется игра в позиции 5-го лада .


Если у нас есть песня в тональности ля минор (Am), то мы смело можем использовать эту гамму для любых гитарных фраз или небольшого соло. Сыгранные нами ноты точно подойдут под аккорды песни. Если мы имеем дело с блюзом, то можно использовать блюзовую гамму . Это та же пентатоника, но с ещё одной добавленной пониженной 5-й ступенью (блюзовой нотой). Выглядит следующим образом:


Играя её, мы получим характерное блюзовое звучание. Эта гамма подойдёт для любого блюза в тональности A, уже независимо от того мажорный он или минорный. Для того чтобы сыграть настоящее соло на гитаре Вам потребуется выучить достаточно много различных приёмов игры, фирменных фраз, песен с известными гитарными соло, а пока я предлагаю Вам поиграть вот такое простое упражнение:

В нем мы играем ля минорную пентатонику по три ноты, триолями, каждый раз от следующей ноты наверх. Триоль означает, что каждая из 4/4 долей такта поделена на три равные части. В нотах триоль обозначается цифрой 3 над (или под) общей чертой. Послушать как звучит это упражнение можно по

Похожие публикации