Частица неизменяемая часть речи. Частицы: примеры, функции, основные значения, правописание
В предложении. Частицы в русском языке призваны придавать разнообразные дополнительные оттенки словам или даже целым предложениям. Второй ролью частиц является словообразование, с их помощью образуются формы слов.
Например:
1. Только ты нужна ему .
Частица только усиливает значение местоимения ты в предложении.
2. Пусть будет так, как ты хочешь.
При помощи частицы пусть образуется повелительное наклонение глагола: пусть будет .
Хоть частицы в русском языке и не члены предложения, но неразрывно входят в его состав. Например:
1. Не ветер шумит за окном и не дождь.
Частицы необходимы:
Повелительного (да, пускай, пусть, давай) : пусть попробует ;
Условного (бы, б) : присел бы , поведал бы ;
2) при образовании наречий и прилагательных, степеней их сравнения - менее, более, самый . Например: более важный , менее интересный , самый смелый , более мощно , менее ярко ;
3) при создании разряда: -то, кое-, -нибудь, -либо . Например: что-то , кое-кто , кто-либо , кто-то и др.
Роль таких частиц близка к роли морфем.
Значения частиц
Частицы в русском языке предложению в целом или одному слову придают различные оттенки.
Частицы неужели, разве, ли (ль) - вопросительные. Зачастуюих используют в вопросах. Например: Неужели простили? Разве есть что-нибудь более интересное?
Восклицательные частицы что за, как передают негодование, удивление, восторг. Например: Как мир широк! Что за прелесть!
Частицы усилительные (ведь, -то, даже, же, все-таки) используются, если нужно усилить отдельное слово. Например: Даже не думай! Все-таки здорово! Он же сам виноват!
В русском языке - это не и ни . Подходят они к отрицанию по-разному. Частица не делает отрицательным как слово, так и все предложение:
1. Не бывать этому! Отрицательное все предложение.
2. Не ветер поломал ветку. Отрицательное только слово ветер.
В случае наличия двух частиц не в предложении вместо отрицательного они создают положительное значение: Я не могу не согласиться с тобой!
Ни - частица, призванная усилить значение отрицания, особенно если в предложении уже есть отрицание или частица не . Например: С неба не упало ни капли. В лесу нет ни грибочка, ни ягодки.
В русском языке - это те, которые связаны с выражением оттенков смысла, отношения или чувства. В эту группу входят вышеупомянутые разряды и некоторые другие. Немодальные же частицы, не связанные с выражением чувств, были отнесены Виноградовым к разряду смысловых.
К этому разряду частиц относятся:
Группа определительно-уточняющих, таких как именно, ровно, просто и пр. Например: именно этот, ровно столько же.
Группа частиц выделительно-ограничительных - единственно, только, исключительно и т.д. Например: только это, исключительно белого цвета .
Частицы указательные вот, вон , которые будто бы указывают на предмет, достойный внимания. Например: Вот дорога!
Все частицы в русском языке выполняют грамматическую, лексическую и словообразовательную функцию. При умелом использовании они способны обогатить нашу речь, сделать ее красочнее и разнообразнее.
Инструкция
Если вам нужно научиться находить частицы в тексте, то прежде всего запомните, что - это служебная часть речи. Поэтому вы не сможете к этому слову поставить вопрос, как, например, к самостоятельным частям речи (имени существительному, глаголу, наречию и т.д.).
Научитесь отличать частицу от других служебных частей речи (предлогов, союзов). К ним также нельзя поставить вопрос, как и к частица м. Но и союзы выполняют иную работу в предложении. Если предлоги связывают слова в синтаксических конструкциях, а союзы - либо простые предложения в составе сложного, то частицы необходимы нам, например, для того, чтобы образовать наклонение у глагола.
Употребите глагол "дружить" в повелительном и в условном . Вам нужно использовать для этого формообразующие частицы. Так, частицы "бы", "б" образуют условное наклонение "дружил бы". А вот такие частицы, как "пусть", "пускай", "да", "давай", "давайте", помогут вам выразить какую-то просьбу или приказ, т.е. употребить глагол в форме : "пусть дружат".
Имейте в виду, что частицы необходимы и для того, чтобы выразить свои мысли: что-то уточнить, высказать утверждение или отрицание, указать на какую-то деталь, смягчить требование и т.д. Например, частицы "не" и "ни" помогут вам сообщить об отсутствии чего-либо, частицы "лишь", "только" - уточнить что-то и т.д. А в предложении "Вон там, за горами, показалось солнце" частица "вон" указывает на действие.
Научитесь отличать частицу "ни" от повторяющегося союза "ни-ни". Например, в предложении "Я не могу ни плакать, ни смеяться" слова "ни-ни" являются повторяющимся союзом, т.к. они связывают однородные сказуемые. А вот в предложении "Где бы он ни был, всюду находил друзей" слово "ни" является частицей, т.к. вносит дополнительный смысл (утверждение) в данную синтаксическую конструкцию.
Научитесь отличать частицу "то", которая необходима для смягчения требования, от суффиксов в неопределенных местоимениях или наречиях. Так, в предложении "Упражнение-то успел ?" частица "то" помогает внести дополнительный оттенок. А вот в наречии "где-то" или в местоимении "кто-то" "то" является суффиксом, при помощи которого от и образуются новые слова. Запомните, что частица "то" через дефис с .
Знайте, что частицы не являются членами предложения, как и все остальные служебные части речи. Но в некоторых случаях, например, при употреблении глагола с частица ми "не", "бы", "б", они будут играть синтаксическую роль одновременно со сказуемым.
Частицу порой можно спутать с другими служебными . Хотя она не является полноправным членом предложения, она способна внести путаницу, из-за чего можно, к примеру, поставить лишнюю запятую. Время от времени стоит повторять школьную программу и освежать в памяти базовые вещи, чтобы не допускать простых ошибок.
Частица относится к служебным частям речи и служит для выражения различных смысловых оттенков слов и , а также для образования форм слов. Они не являются членами и не изменяются. Все существующие частицы можно разделить на два разряда: смысловые и формообразующие.
Хотя частицы не являются членами предложения, в школе принято подчёркивать частицу не вместе с тем словом, к которому она относится; как правило таким словом выступает глагол.
Смысловые частицы, как следует из названия, необходимы для выражения смысловых оттенков, тонкостей, нюансов. В зависимости от значения, они классифицируются по следующим группам:
1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не;
2) вопросительные: разве, неужели, ли (ль) ;
3) указательные: вот, вон;
4) уточняющие: именно, прямо, как раз, точно, точь в точь;
5) ограничительные / выделительные: только, лишь, почти, единственно, то;
6) восклицательные: что за, как, ну (и) ;
7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё таки, ну;
8) смягчительные: -ка, -то, -с;
9) со значением : едва (ли), вряд (ли).
Формообразующие – это частицы, необходимые для образования или условного наклонения: бы, пусть, пускай, давай, да. Такие частицы всегда являются компонентами глагольной формы, а следовательно входят в состав того же члена предложения, что и .
Некоторые исследователи выделяют дополнительную группу частиц, не попадающих ни под одну из вышеперечисленных категорий: мол, якобы, дескать.
Классификации
Частицы также по происхождению на первообразные и непервообразные. В первую группу входят, в основном, просторечные и малоупотребительные частицы бишь, вишь, нехай, дескать, небось ишь, те, чай, ну-с, ин, де, а также же да, -ка, ни, таки. Все остальные частицы относятся ко второй группе.
Обратите внимание, что многие частицы по своим свойствам приближены к наречиям, союзам, междометиям и вводным словам.
Существует разделение и : на простые, составные, расчленяемые и не расчленяемые частицы. К первым относятся все частицы, состоящие из одного , ко вторым – образованные из двух и более слов, к третьим – все частицы, которые могут быть разделены другими словами (как бы не, лишь бы не, пусть бы, скорее бы, только бы, хоть бы, чуть (было) не, чуть (ли) не и др.), к четвертым – те, что разделены быть никак не могут. Также существует немногочисленная группа так называемых фразеологизированных частиц: что ни (на) есть, точь-в-точь, то ли дело, не иначе (как), нет чтобы, того и (гляди / жди).
Видео по теме
Среди следует выделять частицы. Примеры их в русском языке достаточно многочисленны. Трудность состоит в том, что они могут выполнять несколько функций, также частицы нередко переходят в Разберем, каким образом представлены эти частицы в русском языке, примеры помогут в этом.
Понятие
Что же такое частица? Это особая служебная часть речи, которая призвана передавать дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки как всему предложению в целом, так и конкретному слову. Также они обладают еще одной важной функцией: участвуют в образовании форм слов.
Разберем два предложения, в которых употреблены частицы. Примеры следующие:
- Только она может мне помочь выполнить эту тяжелую работу.
- Пусть поскорее заканчивают с этим заданием и переходят к следующему.
Если в первом предложении частица только усиливает местоимение она , придает слову значение выделения, исключительности, то во втором частица пусть выполняет совсем другую функцию - участвует в образовании повелительного наклонения: пусть заканчивают, пусть переходят.
Синтаксическая роль
Так же как и другие служебные слова (предлоги и союзы), частицы не несут синтаксической нагрузки, выделять их как член предложения ошибочно. Единственное исключение - их формообразующая роль. В таком случае частица указывается с тем членом предложения, к которому примыкает.
- Не с тобой ли мы вчера встретились в автобусе? (Дополнение не с тобой включает в себя частицу не. )
- Пускай ярче сверкают огни. (Сказуемое в повелительном наклонении пускай сверкают включает частицу пускай .)
Сравним с предложениями, где есть не Примеры:
- Разве ты сегодня должен дежурить по классу? (Вопросительная частица разве не несет синтаксической нагрузки.)
- Как же красиво море на рассвете! (Восклицательная частица как же не является членом предложения.)
Основные функции
Разберемся, в образовании каких форм используется эта часть речи (частица). Примеры помогут в этом.
- Повелительное наклонение глагола. Это частицы: пусть (пускай), давай, да . (Давай поскорее приступай к своим обязанностям. Да начнется торжество!)
- Условное наклонение глагола. Здесь используется частица бы (б) . (Если бы только вернуть все назад. Пришла б ты ко мне, управились бы намного быстрее.)
- Для того чтобы образовать степень сравнения имени прилагательного или наречия, также используются частицы. Примеры: более высокий, менее глубокий, самый красивый; более интересно, менее широко.
- Ряд лингвистов выделяет некоторые (примеры их приведем в этом пункте) как участвующие в образовании неопределенных местоимений: то, либо, нибудь, кое (кое-кто, где-нибудь, кто-либо, какой-то). Однако классическая наука все же выделяет их в качестве суффиксов и приставки (кое-).
Передаваемые значения
Гораздо более разнообразны Примеры помогут доказать, что с помощью этих служебных слов можно передать различные эмоциональные и смысловые оттенки.
Выделяют несколько групп таких частиц:
- Вопросительные. Неужели, разве, ли (ль ) указывают на вопрос. (Неужели так сложно выполнить простое поручение? Разве я говорила, что приеду после обеда? Ты ли стоял за тем деревом?)
- Восклицательные. Как, что за говорят о восхищении или негодовании. (Как замечательно прийти домой после рабочего дня! Что за прекрасное утро! Что за непослушный ребенок! Как можно так ужасно приготовить суп!)
- Указательные. Вот, вон используются, когда необходимо привлечь внимание слушающего к какому-либо конкретному предмету. (Вот этот дом. Ему более тысячи лет. Вон, посмотрите, клин журавлей.)
- Усилительные: даже, ведь, все-таки, же, то . Их используют для того, чтобы эмоционально усилить конкретное слово. (Даже маленький ребенок знает, что нужно мыть руки после улицы. Ведь я предупреждал, что здесь можно ошибиться. Все-таки ты непоправимый романтик. Аня же пошла в лес через чащобу. Мне-то ли не знать, как тяжело учиться и работать!)
- Уточняющие: точно, именно, как раз - используются для обозначения конкретных предметов и явлений. (Это было точно то платье, которое еще вчера висело на витрине. Именно это я и пытаюсь до вас донести. Как раз Павел и должен это знать.)
- Передающие сомнение: вряд ли, едва ли . (Вряд ли найдется человек, способный нам помочь. Едва ли он справится с таким сложным тестом.)
- Отрицательные частицы: не, ни . Примеры их использования более подробно разберем ниже. Здесь только скажем, что отрицание они передают по-разному.
Отрицание с помощью не и ни
Больше всего трудностей вызывают именно отрицательные частицы. Сложность заключается в том, что они употребляются в различных речевых ситуациях. Так, частица не используется, когда необходимо передать отрицания предложения в целом. (Не говори со мной в таком тоне! Я не могу не пойти на эту встречу. )
Другое дело - частица ни . Она призвана усилить уже существующее отрицание. Другими словами, она всегда употребляется совместно с не , придавая ей дополнительное значение. Кстати, вместо частицы не может быть равноправное слово нет. (На небе нет ни облачка, ни тучки. Я не пойду ни в магазин, ни в гости - хочу остаться дома.) Слово нет , которое является сказуемым, может опускаться, его легко можно восстановить из контекста. (В доме ни души. Ср.: В доме нет ни души.)
Частица ни может принимать и усилительное значение. (Куда ни гляну - везде радуются первому солнцу.) В таких случаях служебное слово используется в придаточных предложениях вместе с например, кто, что, откуда, где.
Правописание не и ни
Когда же писать не , а когда ни ? Ответ прост: попробуйте «выкинуть» спорную частицу из предложения. Если смысл не изменится - нужно употребить ни , в противном случае - не. (Какую бы книгу я ни читала, везде встречаю героев, похожих на своих близких.) Если убрать предложения останется тем же, грамматически оно не пострадает.
(Кто не готовился к экзаменам, сдал их очень плохо.) Если убрать частицу, смысл предложения изменится на противоположный. Необходимо употребить не .
Также следует помнить, что в восклицательных предложениях вместе с частицей только всегда пишется не. (Где он только не искал пропажу - все бесполезно!)
Служебная. Она предназначена для обозначения различных эмоциональных и смысловых оттенков. Также с ее помощью образуются совершенно новые слова, их формы.
Все частицы в русском языке делятся на два больших разряда:
1) те, которые выражают оттенки разнообразных смыслов и эмоций (модальные);
2) формообразующие и словообразующие.
Такое деление основывается на том, какое значение и какую роль выполняет эта часть речи в предложении.
Модальные частицы в русском языке
В зависимости от выражаемых ими оттенков смыслов и эмоций, частицы в свою очередь подразделяются на такие группы:
1) побудительные: пусть, ну, -ка, а ну, давайте, давай;
2) отрицательные и утвердительные: нет, да, не, точно, отнюдь не;
3) восклицательно-оценочные частицы: ну и, еще бы, что за, ишь как, ишь какой;
4) вопросительные: а что, неужели, разве, ли;
5) усилительные частицы: да и, и, же, даже;
6) уступительные хотя бы, все-таки, все же;
7) сравнительные: как, будто, как будто, точно, словно;
8) выделительно-ограничительные частицы: только, единственно, лишь, исключительно, почти;
9) уточняющие: как раз, именно, ровно, точно;
10) указательные: вот и, вон и, вот, это, вон, то.
Формообразующие и словообразующие частицы в русском языке
В качестве последних выступают:
1) частицы ни и не, если они используются в роли приставок для образования имен прилагательных, существительных, наречий, а также местоимений (неопределенных и отрицательных): неправда, некто, ничто и др.;
2) частицы -либо, -нибудь, -то, кое-. Они употребляются в роли аффиксов. Образуются с их помощью неопределенные местоимения и наречия: что-нибудь, где-либо, кое-где и др.
Формообразующая частица - бы. С ее помощью наклонение глагола можно изменить на сослагательное: помог бы, победил бы.
Частицы в русском языке. Классификация по происхождению
В русском языке одни частицы берут начало от разнообразных частей речи, другие же - нет. На этом основании и производится следующая их классификация на:
1. Производные. Они могут происходить от наречий: едва, прямо, только и др.; от глаголов: давай, пускай, вишь и др.; от местоимений: -кое, всё, -то, что, оно и др.; от союзов: и, да, же, а, ли, -либо и др.
2. Непроизводные частицы. Их происхождение не связано с какими бы то ни было частями речи: -ка, вон, вот и др.
Частицы в русском языке. Правописание "не" слитно со словами
Безударная частица не употребляется, когда намереваются выразить отрицание. Она пишется слитно со словами только в следующих случаях:
а) если служит приставкой для существительных, наречий и прилагательных: неласковый, невесело, неудача;
б) если слово без неё в употреблении не встречается: нелепый, невпопад, неряха;
в) если формы неопределенных и отрицательных местоимений беспредложные: некому, некто, нечем, некий;
г) если при полном причастии нет зависимых слов: негреющее солнце, неисправленная ошибка.
Частицы в русском языке. Правописание "ни" слитно со словами
Эта безударная частица используется для выражения усиления. Она пишется слитно со словами в тех случаях, когда выступает в роли приставки:
а) в отрицательных наречиях: никак, ниоткуда, нигде, нимало, нисколько, ничуть, никуда;
б) в отрицательных местоимениях (в их беспредложных формах): не довелось никого провести в дорогу.
Дьяченко С.В.
младший научный сотрудник
ИРЯ им. В.В. Виноградова РАН
Как узнать частицу в предложении
Что такое частица? Как мы знаем из морфологии, частица – это служебная часть речи, которая помогает выразить разные оттенки значения. Но как именно участвуют частицы в изменении оттенков нашей речи?
Формообразующие частицы помогают нам образовать новые формы слов, например, условное или сослагательное наклонение глаголов: Я бы хотел побывать во Флоренции. Эти формы обозначают особые отношения говорящего с окружающим миром: его пожелания и мечты, чаяния, потребности, просьбы и приказы, оценки предметов и событий.
*Вспомните, что формообразующие частицы могут образовать также повелительное наклонение глаголов и степени сравнения прилагательных и наречий. Найдите в предложениях частицы и объясните их роль в каждом случае:
1. Концерт получился более продолжительным, чем хотели организаторы, так как артистов часто вызывали на бис.
2. Пусть этот год принесёт всем нам радость и успех!
3. Если бы я умел играть на фортепиано, я бы каждый вечер играл Шопена.
4. Это был самый красивый закат, который я видела в жизни.
5. Учитель сказал, что моё сочинение о Лермонтове вышло менее интересным, чем сочинение о Пушкине.
6. Да здравствует солнце, да скроется тьма!
7. Я бы с удовольствием показал Вам это письмо, да не могу.
8. На этот раз студент был более внимательным при подготовке и допустил в работе меньше ошибок.
9. «Скажи отцу, пусть возьмёт билеты не в бельэтаж, а в партер», – попросила мама.
10. Самым ужасным было то, что вместе с ключом пропала возможность достать из почтового ящика новенький журнал о путешествиях.
11. После командировки господин N стал выражаться ещё более высокопарно, чем раньше.
Конечно, кроме формообразующих частиц, существуют и более яркие, более понятные для нас частицы – смысловые . Они помогают выразить нам чувства и эмоции, которые связаны с предметом разговора: неуверенность и сомнение в чьих-то словах, удивление или безразличие. Кроме того, эти частицы помогают упорядочить информацию: они выделяют предмет, указывают на него, уточняют информацию или усиливают значение. Например, предложение Здесь всегда будет лето мы можем изменить с помощью частиц так, что получим совершенно разные значения (подумайте, какие):
Не всегда здесь будет лето.
Пусть всегда здесь будет лето .
А здесь всегда будет лето .
Разве здесь всегда будет лето?
Здесь же всегда будет лето .
А здесь всегда будет лето…
Итак, смысловые частицы помогают нам ненавязчиво выразить разные чувства и мысли и притом не привлекают к себе внимания – на то они и частицы ! Но кроме скромных маленьких частиц в предложениях действуют и другие части речи, призванные оформлять синтаксические связи и выражать эмоции. Как отличить частицу от союза, предлога или междометия?
Союз всегда связан с частями одного целого: он встречается при однородных членах или при частях сложного предложения. Именно поэтому у союза есть своё место в предложении, и он не может «бегать» по предложению туда и сюда: Если вы напишете диктант хорошо, мы на следующем уроке посмотрим фильм. Мы не можем перенести условный союз «если» в конец: *Вы напишете диктант хорошо если, мы посмотрим фильм – звучит комично и непонятно, не по-русски, как говорится. Частица, в отличие от союза, не так сильно зависит от соотношения частей, начала и конца предложения. Она может перемещаться свободнее, как частица «бы», или вместе со словом, к которому привязана: Какой-то мальчик подарил ветерану цветы. – Ветерану цветы подарил какой-то мальчик.
Как вы заметили, связь частицы со словом часто приводит к написанию через дефис или даже слитно – так возникают отрицательные приставки «не-» и «ни-»:
Я просила подать мне не большую сумку, а маленькую зелёную сумочку. – Я подал ей небольшую зелёную сумочку.
Предлог связан с падежами имён существительных и используется только при них. Мы не можем оторвать предлог от существительного и перенести его в другую часть предложения, как не можем и обозначить эмоцию или идею, которую предлог выражает: В течение пяти лет Олег усердно занимался музыкой.
Междометие по своим функциям очень близко стоит к частице: эта часть речи также выражает наши эмоции, тайные движения души и реакции на происходящее. Различить частицы и междометия поможет проверка на связь с другими членами предложения: обычно частица связана с остальным предложением, а междометие можно выделить в отдельное восклицание: Ах, как давно я не была в театре ! – Ах! Как давно я не была в театре !
! Запомните: если мы встретим предложение, состоящее из одного слова, выражающее сомнение или иронию, нам следует быть внимательными:
Я сегодня получил пятерку за диктант. – Неужели?
Мы же собирались сегодня в кино. – Разве?
* Подумайте, какой частью речи являются в этих предложениях слова неужели и разве . Ответ вы найдёте в конце статьи.
Задание. Найдите в предложениях предлоги, союзы, частицы и междометия. Объясните роль этих частей речи.
1.По прошествии многих лет история эта обросла подробностями и стала более захватывающей, чем многие современные детективы.
2.Я говорю исключительно о тех биологах, которые предпочитают полевые исследования.
3.А хоть бы и испугался, как ты сможешь меня проверить?
4.Увы, время летит слишком незаметно для молодых людей!
5.Вдали от родной земли сердцу становится зябко и неуютно.
6.Что за странный человек наш сосед!
7.Ах, как прекрасно встать июньским утром и выйти в дышащий росою сад!
8.И почему я не догадался Вам позвонить!
9.Именно благодаря горизонтальной протяжённости Евразии древние люди смогли обмениваться своими изобретениями, семенами растений и одомашненными животными.
10. Матушка даже не вспомнила о словах, сказанных за обедом.
11. Я бы с радостью бросил всё и уехал исследовать пустыню, но не мог нарушить обещание.
Ответ (задание на определение части речи слов неужели и разве :
Эти слова являются в данных предложениях смысловыми частицами – предложения неполные, поэтому остальные члены опущены.