Идеальная семья в понимании Л.Н. Толстого (по роману «Война и мир»)

Одна из главных мыслей в романе Л. Толстого "Война и мир" - мысль семейная. Весь роман построен на описании судеб людей, целых семей, родовых гнезд. Мы видим одних и тех же людей в домашней атмосфере, в свете, в военных действиях и можем проследить, как меняются герои романа внутренне и внешне. Кроме того, разбирая роман, можно выделить определенные черты, характерные для той или иной семьи. В произведении Л. Толстого мы знакомимся с множеством семей, но лучше и подробнее всех автор описывает Ростовых, Болконских и Курагиных. В семье Ростовых царят любовь, дружба и взаимопонимание. Ростовы заботятся друг о друге и хотят, чтобы люди вокруг них были счастливы. Им свойственны хозяйственность, доброта, искренность и широта натуры. Наташа Ростова - яркий представитель ростовской "породы ". Она эмоциональна, чутка, интуитивно угадывает людей. Иногда эгоистична (как в случае с проигрышем Николая), но чаще способна на самопожертвование (вспомним эпизод с вывозом раненых из Москвы). Наташа живет в атмосфере влюбленности и счастья, она-увлекающаяся натура. Внешняя некрасивость усиливает ее душевную красоту и живой характер. Одной из ярких особенностей героини является потребность в любви (ей необходимо, чтобы ее постоянно любили). Наташа переполнена жаждой жизни, и в этом секрет ее очарования. Объяснить и доказать Наташа не умеет, потому что понимает людей не умом, а сердцем. Но сердце подсказывает ей всегда верно, за исключением неверного поведения с Анатолем Курагиным. Графиня Ростова гордится дружбой и доверием своих детей, балует их, волнуется за их судьбы. Николай Ростов очень схож со своей сестрой, именно поэтому они так хорошо понимают друг друга. Николай очень молод, открыт людям и всему миру. Он желает быть полезным, всем нравиться и, что немаловажно, Николай хочет казаться взрослым, грубоватым мужчиной, как Денисов. Именно Денисов воплощает тот идеал мужчины, к которому стремится младший Ростов. Николай приезжает в отпуск, в Москву. В этот приезд домой Николай хочет самоутвердиться, доказать всем и себе самому, что он уже взрослый и у него свои мужские дела: обед в Английском клубе, дуэль Долохова с Пьером, карты, бега. А старый граф Ростов все печется о своем сыне: перезакладывает имения, чтобы Николенька смог завести себе рысака и "самые модные рейтузы, особенные, каких ни у кого еще в Москве не было, и сапоги самые модные, с самыми острыми носками и маленькими серебряными шпорами..." Затем старому графу требуется немало усилий, чтобы участие сына в дуэли осталось незамеченным. И вдруг Николенька проигрывает деньги, и деньги не маленькие. Но Николай никогда не осознает своей вины, а виноват он в своем неумении думать. У него не хватило чутья на то, чтобы определить, что Долохов - злой человек, а умом Ростов этого осознать не может. Проиграв сорок три тысячи и вернувшись домой, Николай становится мальчишкой, хотя и хочет скрыть то, что у него на душе. А в душе он считает себя "негодяем, подлецом, который целою жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить прощения..." Николай - честный человек, он не только мучительно пережил свой проигрыш, но и нашел выход: ограничить себя во всем и вернуть долг родителям. Граф Илья Андреевич Ростов добродушен, щедр и мотоват. Он известен в Москве не только как хороший семьянин, но и как человек, лучше других умеющий устроить бал, обед, а если понадобится, то и приложить для этого свои деньги. Наиболее яркий пример ростовской щедрости - подготовка обеда в честь Багратиона. "Право, папенька, я думаю, князь Багратион, когда готовился к Шенграбенскому сражению, меньше хлопотал, чем вы теперь..."-сказал Н. Ростов отцу накануне обеда, и был прав. Илья Андреевич положил много сил на то, чтобы обед в честь Багратиона удался на славу. Чего только он не заказал: "Гребешков, гребешков в тортю положи... стерлядей больших... Ах, отцы мои!.. Да кто же мне цветы привезет?.. Скачи ты, Митенька, в подмосковную... чтобы мне двести горшков тут к пятнице были... Надо ведь еще песенников". Черты "ростовской породы" проявляются в поступках графа и при выезде из Москвы: он разрешает отдать подводы под раненых, нанося тем самым тяжелый урон своему состоянию. Ростовы олицетворяют собой семейный уклад, в котором живы сословные традиции. В их семье царит атмосфера любви, взаимопонимания и доброты. Полной противоположностью семье Ростовых является семья Болконских. Впервые Лизу и Андрея Болконских мы встречаем на вечере у Анны Павловны Шерер, и сразу же заме чаем некую холодность между мужем и женой. Лиза Болконская не понимает своего мужа, ни его устремлений, ни его характера. После отъезда Болконского живет в Лысых Горах, испытывая постоянный страх и антипатию к свекру и дружески сходясь не с золовкой, а с пустой и легкомысленной м-ль Бурьенн. Лиза умирает во время родов; выражение ее лица перед самой смертью и после как будто говорит о том, что она не делала никому зла и не может понять, за что страдает. Ее смерть оставляет чувство непоправимой беды у князя Андрея и искреннюю жалость у старого князя. Князь Андрей Болконский - образованный, сдержанный, практичный, умный, волевой человек, сестра отмечает в нем какую-то "гордость мысли". Старый князь Болконский живет в деревне. Он не выносит глупости и праздности, живет по четкому распорядку, который сам же установил. Будучи со всеми резок и требователен, он изводит дочь придирками, но в глубине души очень любит ее. Николай Андреевич Болконский горд, умен и сдержан, так же как его сын. Главное для Болконских - это честь семьи. Марья Болконская очень религиозна, принимает у себя странников в тайне от отца, но во всем остальном четко исполняет его волю. Она умная, образованная женщина, такая же, как брат и отец, но, в отличие от них, кроткая и богобоязненная. Болконские умны, образованны, любят друг друга, но отношения в их семье довольно сухи, они не любят выставлять напоказ свои чувства. В их семье не устраивается никаких шумных празднеств и торжеств, в них нет того веселья, которое есть в Ростовых; Болконские живут не чувствами, а разумом. Также в романе "Война и мир" большое место уделено семейству Курагиных. Князь Василий заботится о своих детях, хочет богато устроить их жизнь и потому считает себя образцовым отцом. Его сын Анатоль нагл, глуп, развращен, самоуверен, но красноречив. Он хочет жениться на некрасивой княжне Марье ради денег, пытается соблазнить Наташу Ростову. Ипполит Курагин глуп и даже не старается скрыть свою глупость: в его облике явно заметны черты нравственного вырождения всего рода Курагиных. Элен-светская красавица, она глупа, но ее красота многое искупает. В обществе не замечают ее глупости, всем кажется, что Элен всегда ведет себя в свете весьма достойно и имеет репутацию умной и тактичной женщины. Семейство Курагиных отличают глупость и стяжательство. Они не испытывают искренних чувств не только по отношению к окружающим, но и по отношению друг к другу. У детей нет потребности съездить к отцу; а сам князь Василий называет своих сыновей "дураками": Ипполита - "спокойным ", а Анатоля - "беспокойным", которого все время приходится выручать. У Курагиных нет совместных дел и забот, нет потребности встретиться и поговорить. Каждый занят собой, своими проблемами. Все Курагины стремятся сблизиться с людьми, которые богаче их, из общения с которыми можно извлечь выгоду. В эпилоге мы видим, как воссоединяются две, казалось бы, абсолютно разные семьи - семья Ростовых и семья Болконских. Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Николай и Марья - идеальная пара, они гармонично дополняют друг друга: в этой семье соединились устремленность княжны Марьи ввысь и то земное, материальное, что представляет собой Николай. В финале "Войны и мира" Наташа и Пьер после "крещения " страданием и соприкосновением со смертью воскрешаются к жизни. Это происходит естественно - как весной сквозь мертвые упавшие листья пробиваются зеленые иглы травы, как восстанавливается порядок в разрушенном муравейнике, как кровь приливает к сердцу, как заново отстраивается после разрушения Москва. Восстанавливается жизненный порядок, в котором каждый из героев находит свое место. 5 декабря 1820 года - последняя сцена эпилога романа. Толстой строит ее как картину семейного счастья в Лысых Горах; распалась старая семья Ростовых (умер старый граф), возникли две новые семьи, в каждой из которых - новые, "свежие" дети. Новая Наташа Ростова, черноглазая любимица отца, графа Николая, новый Пьер Безухов, которому пока три месяца и которого кормит мать-Наташа, возникают на последних страницах толстовской книги. Образ органической жизненности (Наташа - сильная и страстная мать) дополнен в финале другими образами: это княжна Марья, у которой материнство связано с напряжением духовной жизни, устремленностью к бесконечному, и это в особенности-пят надцатилетний Николенька Болконский. В его облике проявились черты отца. Роман заканчивается сном Николеньки, в котором соединены Пьер и князь Андрей и где вновь возникают мотивы славы, геройства, подвига и чести. Сын князя Андрея - наследник его качеств, символ вечного продолжения жизни. Жизнь вступает в новый виток, и новое поколение вновь, заново будет искать ответов на ее вопросы. На этом новом витке жизни снова встретятся МИР и ВОЙНА - гармония и борьба, цельность, единство и взрывающие их противоречия. Финал "Войны и мира" - открытый, распахнутый в движущуюся, вечно живую жизнь. Таким образом, "семейные гнезда" Ростовых и Болконских продолжили жизнь вместе, в гармонии и счастье, а "гнездо" Курагиных прекратило свое существование...

    Эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” стала одним из самых значительных произведений мировой литературы, затрагивающих нравственные проблемы и дающих ответы на такие важные историко-философские вопросы, которые касаются смысла жизни отдельной личности...

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    Почему люди становятся друзьями? Если родителей, детей, родственников не выбирают, то в выборе друзей каждый свободен. Поэтому друг - это человек, которому мы полностью доверяем, которого уважаем, с мнением которого считаемся. Но это не значит, что друзья...

    Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных приемов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «диалектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа....

    Некрасивая сестра князя Андрея, княжна Мария Болконская, не похожа на свою куколку-невестку - это натура, при всей ее ограниченности, несравненно более глубокая и симпатичная; она не может удовлетвориться блестящей внешностью, даже если бы она была хорошенькая;...

  1. Новое!

    Понятие «мысль народ­ная» определяет основу идейно-тематического содержания произ­ведения и раскрывается на самых разных тематических уровнях. Оно неразрывно связано не только с исторической темой, но и с те­мами, относящимися к частной жизни человека....

Размышление о семейных ценностях (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Семья - это одна из наибольших ценностей в жизни каждого человека. Члены семьи дорожат друг другом и видят в близких людях радость жизни, поддержку, надежду на будущее. Это при условии, что семья имеет правильные нравственные установки и понятия. Материальные ценности семьи нарабатываются годами, а духовные, отражающие эмоциональный мир людей, связаны с их наследственностью, воспитанием, средой.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» в центре повествова­ния три семьи - Курагины, Болконские, Ростовы.

В каждой семье тон задаёт глава семейства, и он передаёт своим детям не только свойства характера, но и свою нрав­ственную суть, жизненные заповеди, понятия о ценностях - те, в которых отражены стремления, наклонности, цели и старших, и младших членов семьи.

Семья Курагиных является одной из известных в высших кругах Петербурга. Князь Василий Курагин, человек неис­кренний и недалёкий, тем не менее сумел выстроить для сына и дочери самое выгодное положение: для Анатоля - успешную карьеру, для Элен - брак с одним из самых богатых в России людей.

Когда бездушный красавец Анатоль беседует со старым князем Болконским, он едва удерживается от смеха. Ему пред­ставляются «чудацкими» и сам князь, и слова старика о том, что ему, молодцу Курагину, надо служить «царю и отечеству». Ока­зывается, полк, к которому «причислен» Анатоль, уже выступил, и Анатолю не быть «в деле», что ничуть не смущает светского повесу. «При чём я числюсь, папа?» - цинично спрашивает он своего отца, и этим вызывает гнев и презрение старого Болкон­ского, генерал-аншефа в отставке, человека долга и чести.

Элен - жена умнейшего, однако крайне наивного и доброго Пьера Безухова. Когда умирает отец Пьера, то князь Василий, старший Курагин, строит бесчестный и подлый план, согласно которому незаконнорожденный сын графа Безухова мог бы не получить ни наследства, ни графского титула. Однако интрига князя Василия не удалась, и он с его напором, цинизмом и хи­тростью почти силой соединяет брачными узами доброго Пьера и свою дочь Элен. Пьера поражает то, что в глазах света Элен была очень умной, но только он один знал, насколько она была глупой, вульгарной и развратной.

И отец, и молодые Курагины - это хищники. Одна из их се­мейных ценностей - умение вторгнуться в чужую жизнь и сло­мать её в угоду своим эгоистическим интересам.

Материальные выгоды, способность казаться, но не быть - вот их приоритеты. Но срабатывает закон, согласно которому «…нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Жизнь мстит им страшно: на поле Бородина ампутируют ногу Анатолю (он всё-таки должен был «служить»); рано, в расцвете молодо­сти и красоты, умирает Элен Безухова.

Семья Болконских - из знатного, известнейшего в России рода, богатая и влиятельная. Старый Болконский, человек че­сти, одну из важнейших семейных ценностей видел в том, на­сколько его сын выполнит одну из главных заповедей - быть, а не казаться; соответствовать статусу семьи; не разменивать жизнь на безнравственные поступки и низменные цели.

И Андрей, человек сугубо военный, не задерживается в адъютантах «светлейшего», Кутузова, так как это «лакейская должность». Он на передовых рубежах, в центре сражений при Шенграбене, в событиях при Аустерлице, на поле Бородина. Бескомпромиссность и даже жёсткость характера делают князя Андрея человеком, крайне сложным для окружающих. Он не прощает людям их слабостей, так как требователен к себе. Но постепенно, с годами, к Болконскому приходят мудрость и иные жизненные оценки. В первой войне с Наполеоном он, будучи известным человеком при штабе Кутузова, мог радушно встретить никому не известного Друбецкого, который искал покровительства влиятельных людей. В то же время Андрей мог позволить себе небрежно и даже с презрением отнестись к просьбе боевого генерала, заслуженного человека.

В событиях 1812 г. молодой Болконский, много страдавший и много понявший в жизни, служит в действующей армии. Он, полковник, командир полка и мыслями, и образом действий вместе со своими подчинёнными. Он принимает участие в бес­славном и кровопролитном сражении под Смоленском, идёт тяжёлой дорогой отступления и в битве при Бородине получает рану, ставшую смертельной. Следует отметить, что в начале кампании 1812 г. Болконский «навеки потерял себя в придвор­ном мире, не попросив остаться при особе государя, а попросив позволения служить в армии».

Добрый дух семьи Болконских - княжна Марья, которая при её терпении и всепрощении сосредоточивает в себе идею любви и доброты.

Семья Ростовых - это любимые герои Л.Н. Толстого, которые воплощают в себе черты русского национального характера.

Старый граф Ростов с его расточительностью и щедростью, увлекающаяся Наташа с постоянной готовностью любить и быть любимой, Николай, который жертвует благополучием семьи, защищая честь Денисова и Сони, - все они совершают ошибки, которые дорого обходятся им самим и их близким.

Но они всегда верны «добру и правде», они честны, они жи­вут радостями и бедствиями своего народа. Для всей семьи это наивысшие ценности.

Юный Петя Ростов убит в первом же бою, не сделав ни еди­ного выстрела; на первый взгляд, гибель его нелепа и случайна. Но смысл этого факта в том, что юноша не щадит своей жизни во имя царя и отечества в самом высоком и героическом смысле этих слов.

Ростовы окончательно разоряются, оставив в захваченной врагами Москве своё имущество. Наташа со всей горячностью доказывает, что спасти несчастных раненых гораздо важнее, чем спасти материальные ценности семьи.

Старый граф гордится дочерью, порывом её прекрасной, светлой души.

На последних страницах романа Пьер, Николай, Наташа, Марья счастливы в состоявшихся, построенных ими семьях; они любят и любимы, они крепко стоят на земле и радуются жизни.

В заключение можно сказать, что высшие семейные цен­ности для любимых героев Толстого - чистота их помыслов, высокая нравственность, любовь к миру.

Здесь искали:

  • тема семьи в романе война и мир
  • Семья в романе война и мир
  • семьи в романе война и мир

В романе «Война и мир» Толстой поднял много важных тем: война, честь, преданность родине, любовь, взаимоотношения между людьми. Список можно долго продолжать, но я хочу более внимательно рассмотреть, как автор раскрывает тему семьи в своем произведении. Болконские, Курагины и Ростовы - истории трех совершенно разных семей вошли в основу романа. Но Ростовы наиболее близки к толстовскому идеалу.

Семья - то, с чего начинается жизнь каждого человека. Первые опыты, первые впечатления и знания об устройстве мира мы получаем от родителей. И важно даже не то, чему учат нас мама и папа. Важно то, какой они подают пример своими поступками, насколько они чтут, поддерживают и передают детям семейные традиции, как действуют в тех или иных критичных ситуациях. И Ростовы - подходящий эталон сплоченной русской семьи.

Ростовы - это граф Илья Андреевич, его жена и четверо их детей - Вера, Наташа, Николай и Петя. Также практически членом их семьи стала Соня, племянница графа, которая с детства росла и воспитывалась в доме Ростовых.

Глава семьи Ростовых - граф Илья Ильич Ростов - мягкий, доверчивый, бескорыстный человек. В ранних набросках к роману Толстой характеризовал своего героя как небрежного, непоследовательного, несколько тщеславного, но в целом добродушного человека. Граф очень любит своих детей и жену. Он глубоко чувствует искусство, прекрасное. Но этот герой крайне непрактичен в житейских вопросах. Он может потратить немногие оставшиеся у него деньги на роскошный бал. Илье Андреевичу чужды расчет, корысть, алчность. Его жена - старая графиня - отличается добротой, душевностью, некоторым суеверием, пристрастием к романам. Она находит отраду в своих детях.

У детей много схожих черт: они откровенны друг с другом, имеют понятие о чести и достоинстве, способны испытывать глубокие чувства, добры и отзывчивы. Пожалуй, только старшая Вера отличается от других. Она редко появляется на страницах романа и неприятно удивляет своей холодностью, излишней «правильностью» и бесчувственностью. Графиня-мать не скрывает, что воспитывала Веру не так, как других детей, а в строгости и ограничениях. Возможно, Вера была старшим ребенком, она знала, что такое быть единственной дочерью и поэтому скрыто ревновала родителей с младшим братьям и сестрам. На мой взгляд, с помощью образа Веры Толстой хочет подчеркнуть, что чем больше в семье детей, тем больше хороших качеств у них развивается.

В отличие от старшей дочери, к воспитанию младших графиня подошла с иной стороны. В основу взаимоотношений с детьми были положены откровенность, доверительность, «незаметное» воспитание. Эти идеи были взяты у модного в то время философа Ж.Ж. Руссо. Поэтому, когда младшие дети начали подрастать, в доме Ростовых поселились смех, веселье и праздник. Любое событие, будь то бал, охота или именины становятся настоящей радостью для всех, кто в них принимает участие.

Отец смог привить своим детям чувство чести. Именно поэтому он с легкой душой отпускает младшего сына Петю на войну. Гибель мальчика трагична. В романе дано описание такого материнского горя, равное которому трудно найти у других писателей. Старая графиня поседела и чуть не лишилась рассудка. Наташа разделила с матерью ее горе. Именно она помогла графине справиться с горем, была вместе с ней в трудный момент.

Николай очень походит на Наташу и Петю. Он стал военным, повзрослел, приобрел жизненный опыт. Все отчетливее в его характере стали проступать «отрицательные» черты ростовской породы. Во всех трудных случаях, когда надо размышлять, он действует не раздумывая. Чем взрослее становится Николай, тем все более выясняется, что он - посредственный, недалекий человек. В конце романа этот герой становится рачительным хозяином. При этом Николай заявляет, что будет до конца своих дней защитником старых порядков. В этом герое больше чем в других просматривается продолжение семейных традиций Ростовых. Крестьяне отмечают, что у Николая лучше получается вести хозяйство, чем у старого графа, простые люди ценят и уважают молодого барина. В этом образе Толстой выразил свою приверженность к крепостничеству и патриархальному укладу жизни.

Несомненно, любимой героиней в семье Ростовых является Наташа. На страницах романа мы видим, как она из девочки превращается в женщину, совершает не всегда правильные поступки, но искренние и идущие из самого сердца. Наташа живет в полном смысле этого слова. В ее любви нет места корыстным интересам, ее дружба крепка и надежна. Для матери Наташа - близкая подруга и лучик света. И еще больше поражает в этой хрупкой девушке огромная духовная сила и доброта. Судьба отняла у Наташи горячо любимого брата, будущего мужа Андрея Болконского. Но в итоге подарила ей радость материнства. Наташа тоже является идеалом Толстова, где женщина, прежде всего - мать и жена, и ее интересы ограничиваются семьей и детьми.

Искреннюю любовь испытывает писатель к семье Ростовых. В этой большой и дружной семье царит атмосфера любви, взаимопонимания. Здесь очень теплые и дружеские взаимоотношения. Ростовы принимают самое живое участие в радостях и бедах друг друга. Семья в понимании Толстого - нравственный ориентир, которым должен дорожить человек.

В романе «Война и мир» изображение исторических событий, «диалектики души» сочетается с описаниями нескольких совершенно разных семей, их судеб.

В семье Болконских каждый -- личность.

Князь Николай Болконский носил звание генерал-аншеф, то есть такое же, какое в то время было у Кутузова, с которым он был очень хорошо знаком. Несмотря на отмену запрета выезда из деревни, которую он получил от нового императора Александра, он никуда уезжать не собирался, поскольку Лысые Горы были настоящей его империей, а он был в них императором, более того -- самодержавным диктатором. «С людьми, окружавшими его, от дочери до слуг, князь был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал в себе страх и почтительность, каких не легко мог бы добиться самый жестокий человек». Но был та­кой человек, архитектор Михайла Иванович, который всегда вместе с ним обедал и которого князь уважал, несмотря на простое происхождение. Он не раз внушал своей дочери, что Михайла Иванович ничем не хуже, чем они. «За столом князь чаще всего обращался к бессловесному Михайле Ивановичу». Это, бесспорно, более чем странно, если обратить внимание на его отношение к дочери и слугам.

То же самое наблюдалось и позже, когда князь клялся, что женится на m-lle Bourienne в ответ на просьбу князя Андрея на благословение на свадьбу с Наташей Ростовой. Это казалось абсурдом, но князь действительно стал приближать француженку к себе. Марья же в то время начала страдать еще больше.

Робкая, тихая, не принесшая никому зла, жена князя Андрея умирает. «Часа через два после этого князь Андрей тихими шагами вошел в кабинет к отцу. Старик уже все знал. Он стоял у самой двери, и, как только она отворилась, старик, молча старческими, жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал, как ребенок». Даже он, суровый князь Болконский, успел очень привязаться к маленькой княгине. После ее смерти Марья осталась без хорошего друга, какой успела стать для нее княгиня Болконская. А потом начинается и процесс разъединения и с m-lle Bourienne и с Жюли Курагиной. Лишь в самом конце она находит долгожданное счастье -- Николая Ростова.

К 1812 году жизнь в семье Болконских для княжны Марьи стала почти невыносимой, князь стал еще более ворчлив и придирчив к своей дочери. Княжна Марья набожна, а князь полностью отрицал праздность и религию. Эти две неотъемлемый детали того времени были запрещены в империи князя Бол­конского, самому ему праздники заменяла ра­бота за станком, а веру -- постижение вершин математики. Такой же он хотел сделать и княжну Марью, но это у него не получалось, из-за чего и происходили частые ссоры. И вот в 1812 году, когда Наполеон был на подступах к Смоленску, а значит и к Лысым Горам, князь умирает и перед смертью просит прощения у дочери. Так заканчивается история империи, великой лысогорской империи князя Николая Андреевича Болконского.

Князь Андрей -- один из главных героев романа. Человек чести, независимый, патриот, хороший друг и советчик -- таков он на протяжении всего романа, от первой встречи с Пьером в Петербурге до взрыва ядра на Бородинском поле и его смерти. В то же время и князь Андрей проходит через противоречия, как и его отец: ошибкой было его стремление к славе.

Перелом наступает после Аустерлица, когда он говорит, что «не будет воевать, даже если французы будут стоять под Лысыми Горами». Небо Аустерлица -- первая вершина на пути князя Андрея. Эпизод выписан с необычайным мастерством, тонким психологизмом: «...совсем не так ползут облака, поэто­му высокому, бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его, наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме него. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И, слава Богу!..»

Природа изменила жизнь князя Андрея, и после этого он стал вести совсем другой образ жизни: поселился в имении Богучарово и занялся чисто хозяйственными делами. И вновь все изменила красота окружающего мира -- князь Андрей увидел старый дуб: «На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составляющих лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанною корой... только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца. «Весна, и любовь, и счастье! -- как будто говорил этот дуб. -- И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман!..» А потом, возвращаясь, князь Андрей увидел новую жизнь этого дуба и решил, что и ему пора начать новую жизнь: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца... Нет, жизнь не кончена в тридцать один год...» Андрей Болконский -- герой ищущий, изменяющийся и потому положительный у Л.Н. Толстого. Своей последней вершины он достигает на Бородинском поле, и автор сопоставляет как равные величины апофеоз духа князя Андрея и победу всего русского народа, частью которого Болконский ощутил себя в сражении. литературный болконский толстой

И старый князь, и Андрей, и Марья Болконские -- каждый из них интересен автору по-своему, каждый представляет определенный тип, но их объединяет особая духовность, носителями которой в романе являются лишь немногие герои. И можно сказать, что семья Болконских -- отдельный, духовный центр романа «Война и мир».

(375 слов)

Роман «Война и мир» Толстого был написан в 1869 году. Несмотря на то, что большую часть повествования занимают сцены битв и война с Наполеоном, основной сюжетной линией является история семей. Автор описывает русское общество в военный период, а через родословные связи лучше всего можно показать поведение и чувства людей во время исторического потрясения. Мысль семейная в романе-эпопее «Война и мир» также раскрывает философское и моральное кредо писателя.

Нам показаны жизни трех разных семей светского типа. Между собой они абсолютно не схожи, но их жизни тесно переплетены между собой. Это дома Болконских, Ростовых и Курагиных, на их примерах автор представляет фамильные устои нескольких поколений.

Читатель попадает в гости к Болконским. Самый главный член рода — князь Николай, он считал, что всё и все в его семье должно повиноваться строгому порядку. Герой самостоятельно обучал свою дочь наукам, а также воспитывал в ней такие качества как ум и деятельность характера.

Княжна Марья любила своего отца, она слушалась его и с усердием заботилась о нем. Ее брат Андрей тоже любил Николая Болконского и уважал его, но не мог долго терпеть его деспотичные нравы.

Отношения между ними были спокойными, каждый был занят тем, чем ему положено, и имел свое место. Они были честными и порядочными людьми и к тому же истинными патриотами, но не любили свет и празднословные выходы в высшее общество.

В отличие от предыдущей семьи, Ростовым были близки нежная любовь, искренность, взаимопонимание и поддержка. Они активно участвовали в судьбах друг друга, помогали даже тогда, когда поступки провинившихся оказывались предосудительными. Патриотизм, который проявляется у Ростовых, доказывает важность «мысли семейной» в «Войне и мире». Старший сын стал гусаром, Наташа отдала телегу для изувеченных, родители пожертвовали своим домом для укрытия пострадавших, а младший сын Петя геройски погиб в партизанском бою.

Курагины – семья, абсолютно противоположная двум первым. В этом семействе никто не умеет любить и переживать друг за друга. Князь Василий живет лишь ради выгоды и всегда знает, с кем заключать помолвку детей, с кем стоит дружить, чтобы прибыльно устроиться в жизни. Он подстраивается под ситуацию, а о преданности родине и речи быть не может в их роду.

В конце романа семьи Болконских и Ростовых роднятся. Их всегда связывало духовное родство. Толстой показал каждый род, как индивидуальную и неповторимую ячейку общества, где все члены активно живут и воспитывают новые поколения в лучших традициях предков.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Похожие публикации