Император диоклетиан.

ДИОКЛЕТИАН (284 - 305)

Диоклетиан (284-305 гг.; с 286 г. - соправитель), которого сначала звали Диоклом, родился в 240 г. в бедной далматской семье, но сумел сделать карьеру на военной службе и при Нумериане стал командиром элитного офицерского полка, неотлучно находившегося при императоре. Те, кто входил в его состав, назывались протекторами, или телохранителями (protectores domestici ). В 284 г. в окрестностях Никомедии солдаты избрали Диокла императором, с тем чтобы он отомстил за смерть Нумериана, что он и сделал, убив префекта преторианцев Апра, подозреваемого в убийстве молодого императора.

После того как Диокла провозгласили императором, он стал называть себя Диоклетианом и присовокупил к этому имени имя Гая Аврелия Валерия. Он сразу же отправился с войском в Европу и примерно 1 апреля 285 г. разбил старшего брата Нумериана, Карина. Хотя он не сменил начальника его преторианской гвардии, Аристобула, Цезарем он назначил своего товарища Максимиана, а в следующем году сделал его полноправным соправителем с титулом Августа. После этого Диоклетиан провел несколько лет в беспрерывных пограничных войнах, сначала в Мезии и Паннонии (что, примерно в 286 г., принесло ему титул “Германский Величайший”), затем в 289 и 292 гг. против сарматов, а в 290 г. против сарацинов, арабского племени с Синайского полуострова, вторгшегося в Сирию.

В 293 г. Диоклетиан преобразовал систему двойного соправления в тетрархию, в основе которой лежал принцип выдвижения людей на высшие посты по их заслугам. Новый порядок предусматривал совместное правление двух Августов (его и Максимиана) и двух Цезарей. Цезарями стали его земляки-данувийцы Констанций I и Галерий: они были помощниками и заместителями соответственно Максимиана (на Западе) и самого Диоклетиана (на Востоке). Империю и раньше делили между соправителями, но теперь это было проделано более тщательно и последовательно, поскольку Диоклетиан рассчитывал, что такой раздел будет постоянным. Предполагалось, что это, с одной стороны, укрепит Империю с военной точки зрения, а с другой - обеспечит, спустя какое-то время, бесперебойную смену власти. Увеличение числа соправителей не означало, что произошел формальный раздел Империи - на всей ее территории по-прежнему действовали единые законы, издававшиеся от имени всех четырех. Кроме того, оба Цезаря должны были подчиняться обоим Августам.

В 296 г. Диоклетиан подавил мятеж Домиция Домициана и Ахиллея в Египте, а его заместитель Галерий после первой неудачи одержал победу над персами. Диоклетиан впервые посетил Рим в 303 г., когда приехал на празднование двадцатой годовщины своего правления. На следующий год он тяжело заболел, после чего совершил небывалый поступок: 1 мая 305 г. он отказался от власти и заставил поступить так же Максимиана, который вовсе не хотел этого. Лишь однажды, в 308 г., Диоклетиан покинул город Салоны в Далмации, куда он удалился на покой, и ненадолго вернулся в политику, чтобы на совещании в Карнунте помочь Галерию восстановить порядок среди претендентов на императорскую власть. Он вернулся в Салоны, где и скончался в 316 г., с грустью наблюдая за развалом тетрархии, которую он создавал с таким усердием.

Тем не менее он оставил впечатляющее наследие. Он был самым значительным преобразователем Империи со времен Августа. Одна из его реформ заключалась в увеличении количества провинций с пятидесяти до ста: цель состояла в том, чтобы наместники этих теперь сравнительно небольших областей (помимо гражданских, они сохраняли и некоторые военные функции) не обладали достаточными силами, для организации мятежа. Причем на провинции разделили даже Италию. Другое нововведение заключалось в том, что провинции объединили в тринадцать более крупных территориальных образований - диоцезов (областей). Наместники диацезов, викарии, подчинялись четырем префектам претория (по одному на каждого тетрарха), которые, в свою очередь, стали главными заместителями августов и цезарей по гражданским, финансовым и судебным делам.

Кроме того, Диоклетиан предпринял кардинальную перестройку военной системы. Армию разделили на две части, резко отличавшиеся друг от друга. Одна часть представляла собой регулярное подвижное формирование - comitatences , или “придворные солдаты”. Такие полки имелись при каждом из четырех правителей и состояли частично из пехотинцев, но в основном - из мощной кавалерии, в том числе из вновь образованных отрядов конной гвардии или личных телохранителей императора - scholae palatinae . Их появление практически низвело преторианскую гвардию до положения столичного гарнизона. Вторая крупная часть армии состояла из приграничных формирований, впоследствии получивших название limitanei , пограничных войск, и riparienses , береговых войск. Эти части, размещавшиеся в сильно укрепленных пунктах, пополнялись с помощью ежегодного призыва римских граждан на военную службу. Но в этих формированиях служили также и германцы, горцы из Малой Азии и представители других варварских племен, имевшие склонность к военному делу и обладавшие соответствующими навыками. (Кроме того, Диоклетиан предпринимал усилия по увеличению римского флота.)

Чтобы содержать это огромное войско, насчитывавшее не менее полумиллиона человек (что намного превышало его численность в предыдущем веке), Диоклетиану пришлось повысить налоги с гражданского населения, подняв выплаты в деньгах и натурой до крайнего предела, какой еще мог вынести римский мир. И все же он старался, чтобы эта ноша распределялась на всех как можно равномернее. Одной из крупнейших мер, предпринятых для этого, был изданный в 301 г. указ, устанавливающий максимальные цены на все продаваемые товары и транспортные перевозки, а также единую по всей Империи максимальную заработную плату для всех наемных работников. Этот указ, наиболее значительный из всех сохранившихся с античных времен экономических документов, представлял собой совершенно новое явление в истории императорского Рима, хотя аналогичные меры, но в гораздо меньших масштабах, предпринимались в некоторых греческих государствах.

Однако поскольку Диоклетиан и его соправители не обладали рычагами воздействия на средства и уровень производства и потребления, они оказались бессильными провести свои постановления в жизнь. Это лишь привело к тому, что продовольствие и другие товары исчезли с рынков, а рост цен, который уже давно приносил Империи немалые страдания, вновь стал совершенно безудержным. Диоклетиан, стремясь воспрепятствовать этому, еще в 294 г. провел коренную реформу денежной системы, опираясь на новую устойчивую монету. Но ему не хватало благородных металлов, необходимых для того, чтобы уравновесить количество золотых и серебряных монет, с одной стороны, и монет из низкопробных металлов - с другой, так что цены, из-за деноминации некачественной монеты, продолжали круто расти.

Диоклетиан предпринял дальнейшие усилия для облегчения участи налогоплательщиков. В предшествующие десятилетия они были сильно измучены непредсказуемостью поборов имперского казначейства. Теперь весь процесс сбора налогов был коренным образом упорядочен: четыре префекта претория каждый год издавали новый, пересмотренный список податей. Как и прежде, основой налоговой системы служило сельское хозяйство. Но новая, специально разработанная система налогообложения впервые стала учитывать размер урожая и плодородие почвы. Однако эта система, хотя и создававшаяся с благими намерениями, содержала элемент угнетения, поскольку укрепляла уже имевшуюся тенденцию принуждать людей работать все время на одном месте, где их регистрировали, причем от поколения к поколению эта несвобода все усиливалась. Арендаторы в крупных поместьях вдруг обнаружили, что прикованы к одному месту, равно как и члены гильдий и корпораций, не связанных с сельским хозяйством, а также всевозможные государственные чиновники. Таким образом, на бумаге возникло полноценное тоталитарное государство, хотя в действительности у Диоклетиана не было способа до конца провести в жизнь все многочисленные правила и запреты.

Все эти принудительные меры были направлены на то, чтобы собрать достаточно средств для содержания сильно разросшейся армии. Правителям зачастую одновременно приходилось иметь дело как с внутренними противниками, так и с внешними врагами. О первых в Империи открыто ничего не говорилось, поскольку считалось, что солдаты якобы всегда сохраняют преданность. Зато изображения и надписи на монетах навязчиво славят победы над внешними врагами, причем каждый раз подчеркивается, что основная заслуга в победе принадлежит правителю. Почитание Диоклетиана и Максимиана как могущественных победителей под именами Иовия и Геркулия стало поистине сверхчеловеческим, поскольку теперь считалось, что они пользуются особым покровительством и поддержкой со стороны соответственно Юпитера и Геркулеса (см. также Максимиан). Более того, это возвеличивание отразилось на придворном ритуале, который своей изощренностью не имел ничего общего с более простыми обычаями прежних времен и по духу скорее соответствовал порядкам тогдашней Персии.

Вечное Римское государство также получило немалую долю восхвалений, были выпущены миллионы монет в честь Гения римского народа (GENIVS POPVLI ROMANI). Следуя логике своего обращения к традиционным патриотическим чувствам, Диоклетиан при поддержке своего цезаря, Галерия, возобновил преследования христиан, которые до того четыре десятилетия пребывали в состоянии неопределенности, хотя собственная жена Диоклетиана, Приска, принадлежала к их вере. Целью начавшихся в 303 г. великих гонений, как никогда прежде, являлось полное искоренение христианства. Началась смертельная схватка между старыми и новыми устоями. Первый антихристианский указ Диоклетиана запрещал любые собрания христиан с целью отправления культа и постановлял разрушить их церкви и уничтожить священные книги. Следующие два указа, действие которых распространялось и на восточные провинции, разрешал арест всех священников, за исключением тех, что служат языческим божествам. Наконец, в 304 г. четвертый эдикт распространял действие трех предыдущих указов на всех христиан.

В начале своего правления Диоклетиан восстановил Курию, здание заседаний сената, расположенного неподалеку от Римского Форума. Это здание сильно пострадало во время пожара 283 г. Восстановленное строение (сохранившееся до наших дней) своими очертаниями и пропорциями в значительной степени повторяло предыдущие его варианты. Внутри находился скромный прямоугольный зал с кессонированным потолком, обшитым деревом. По обеим сторонам вдоль зала располагались низкие ступеньки, служившие местами для сенаторов. Строгие верхние части стен с одиночными окошками резко контрастировали с изысканными нишами и колоннами, которые находились уровнем ниже, и с роскошным полом, набранным из разноцветного мрамора.

Однако свою ставку Диоклетиан поместил вовсе не в Риме, а в Никомедии и Вифинии. Там от его построек почти ничего не сохранилось, но о перестройке Антиохии, куда он перевел свою резиденцию после образования тетрархии, мы можем сказать несколько больше. В новой столице он построил храмы, зернохранилища, бани, стадион и фабрику по производству оружия. Там же он перестроил и расширил крепость, воздвигнутую веком ранее, превратив ее в императорский дворец. По описанию Либания, этот дворец занимал целый квартал с четырьмя улицами колоннад.

Антиохия Диоклетиана ныне глубоко погребена под наносами реки Оронт. Однако до наших дней сохранились развалины дворца в Спалате близ Салон, куда он удалился после отказа от власти. Дворец представлял собой примечательную смесь гражданской и военной архитектуры, связывающей воедино общественные залы, характерные для резиденции императора, частные апартаменты, как в крупной далматской вилле или в ставке главнокомандующего, и оборонительные сооружения с внушительной стеной и четырех- и многоугольными башнями. Весь гигантский комплекс имеет строго осевую планировку. По всей его длине проходит дорога, которая через украшенный колоннами внутренний двор, или atrium (в котором расположен круглый изнутри и восьмиугольный снаружи мавзолей) ведет в куполообразный вестибюль с апсидой. Из него открывается вход в тронный зал или в Зал приемов (Aula Palatina), откуда по-прежнему можно видеть трехпролетный фасад с колоннами, увенчанный Фронтоном Славы. Над средними колоннами возвышалась арка, в проеме, словно в обрамлении небесного свода, появлялся император, увешанный драгоценностями и с венком на голове, чтобы принять знаки уважения собравшейся толпы. Южный фасад Зала приемов смотрит на Адриатическое море. С двух сторон от него расположены две квадратные башни, а по всей длине проходит широкая галерея с балконами в центре и по краям. По сирийскому образцу между сорока двумя арочными проемами галереи располагаются колонны, опирающиеся на выступы, или консоли (выступающие из стены балки).

(текст по изданию: М. Грант. Римские императоры / пер. с англ. М. Гитт - М.; ТЕРРА - Книжный клуб, 1998)

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004

Раздел V

Эпоха Поздней империи (доминат)

Глава XX.

Оформление системы домината (284-337 гг.)

20.1. Правление Диоклетиана (284-305 гг.)

Император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан, сын вольноот­пущенника, не получил должного образования, зато был хитер и изворотлив, умен и проницателен, расчетлив и жесток. В его правление были заложены основы той политической системы, которая позже получила название «доминат» (от латинского do- minus, т. е. «господин»). При Диоклетиане императорская власть окончательно стала абсолютной; император - «господин и бог» - возглавлял громоздкую военно-бюрократическую импер­скую машину, являлся источником права, распоряжался жизнью и собственностью своих подданных.

Став императором, Диоклетиан оказался лицом к лицу с це­лым рядом внутри- и внешнеполитических проблем, решение ко­торых не терпело отлагательства. Прежде чем перейти к проведе­нию необходимых реформ, он должен был стабилизировать поли­тическое положение империи, которое оставалось довольно слож­ным. Так, в Галлии в 283-286 гг. бушевало восстание багаудов (т. е. «мятежников»). Друг и соратник Диоклетиана, ограничен­ный и крайне жестокий Максимиан Геркулий во главе огромного войска подавил это движение. С 1 апреля 285 г. он стал соправи­телем Диоклетиана (285-305 гг.), получив вместе с титулами «цезаря» и (с 286 г.) «августа» управление всеми западными про­винциями империи (резиденцией Максимиана стал сначала Медиолан, позднее - Равенна). Сам Диоклетиан, обосновавшись в малоазийском городе Никомедии (за все время своего правле­ния он только один раз посетил Рим), контролировал положение дел в восточных регионах Римского государства.

Вынужденная децентрализация управления империей в ско­ром времени принесла свои плоды: в 286-288 гг. Максимиан от­разил набеги германских племен на Галлию, Диоклетиан успеш­но воевал на Дунае с алеманнами, оттеснил персов за Евфрат и посадил на престол Армении своего ставленника (287 г.), после чего изгнал из Сирии воинственных аравийских кочевников. Правда, решение некоторых внутриполитических проблем растя­нулось во времени: так, многие годы (с перерывом) продолжалась борьба с британскими узурпаторами Караузием (287-293 гг.) и Аллектом (293-296 гг.), лишь в 296 г. с поражением узурпатора Ахилла был восстановлен порядок в Египте, где долгие десятиле­тия основным фактором нестабильности являлось движение буколов (т. е. «пастухов»), а в следующем году Максимиану удалось подавить затянувшиеся восстания в Африке и Мавретании. Тогда же была одержана победа в войне с персами: ее результатом стал длительный мир на восточных рубежах империи.

Достигнув относительной стабилизации политического поло­жения империи, Диоклетиан приступил к осуществлению целого ряда мер, направленных на оздоровление экономики и финансов. Уже в 286 г. началась чеканка полновесных золотых, серебряных и медных денег (на фунт серебра 96, на фунт золота - 60, на фунт меди - 30 монет). Отныне монетное обращение в империи было унифицировано (Диоклетиан запретил хождение в провинциях денег местной чеканки). Позитивное воздействие этих мер на со­стояние государственных финансов было ограниченным, по­скольку полновесная монета быстро исчезала из обращения, усу­губляя натурализацию экономики.

Налоги при Диоклетиане, как и при его ближайших предше­ственниках, взимались большей частью не деньгами, а натурой. Он ввел унифицированную систему налогообложения: в 289- 290 гг. была проведена всеобщая перепись населения империи (census), которая должна была повторяться каждые 15 лет. Налоговые квоты пересматривались раз в 5 лет. Все население империи (за исключением жителей Рима и приписанных к столи­це районов Южной Италии, освобожденных от несения налогово­го бремени) было обязано платить подушную подать и поземель­ный налог (т. н. капитация - югация). Были составлены када­стры - описи пахотных земель и угодий. В зависимости от коли­чества и качества обрабатываемой земли и угодий, усадебной оседлости, скота, инвентаря и прочего имущества сельское насе­ление выплачивало поземельный налог (т. н. аннона), тогда как ремесленники и торговцы платили целый ряд налогов, падавших на торговлю и ремесла. За поступление налогов с колонов и поса­женных на землю рабов материальную ответственность несли землевладельцы, за налоги с горожан - куриалы (члены город­ских советов). Реформа налогообложения повлекла за собой при­крепление большей части податного населения к месту житель­ства, поскольку власти в центре и на местах, магнаты и куриалы были кровно заинтересованы в сведении к минимуму мобильно­сти налогоплательщиков.

Усиление налогового пресса, инфляция и рост цен разоряли податное население. Как писал Лактанций, «число сборщиков податей до такой степени превысило количество тех людей, кото­рые обязаны были эти подати платить, что земледельцы, силы которых истощились от неумеренности податей, покидали поля, а обработанные земли превращались в леса». Чтобы приостано­вить процесс разорения налогоплательщиков, в 301 г. Диоклетиан издал на Востоке эдикт о твердых ценах и заработной плате, на­правленный против спекулянтов. Благие намерения императора воплотились в абсурдной попытке заморозить рыночные цены и нормы оплаты труда на произвольно выбранном уровне. Несмотря на все административные усилия по его реализации, вплоть до угрозы применения смертной казни к виновным в злоупотребле­ниях, эдикт оказался невыполнимым и спустя несколько лет (уже при Константине) был отменен.

Суть военной реформы Диоклетиана, завершенной при Константине, сводилась к созданию (в дополнение к пограничной армии) маневренных войск, расквартированных в городах. Из этих отрядов формировались походные армии, предназначенные для эффективной реализации масштабных оперативных задач. Мобильность римских войск значительно возросла за счет сокра­щения численности тяжелой пехоты и увеличения количества кавалерийских частей. В целях своевременного пополнения ар­мейских рядов личным составом Диоклетиан ввел рекрутскую повинность, вся тяжесть которой падала на сельских рабов и ко­лонов (что опять-таки способствовало прикреплению тех и дру­гих к земле). Численность вооруженных сил была существенно увеличена (вероятно, до 600 тыс. человек). В результате военной реформы Диоклетиана еще более усилился процесс варваризации римской армии. Создание маневренных войсковых контингентов способствовало усилению центральной власти и стабилизации внутри- и внешнеполитического положения империи.

В 293 г. августы Диоклетиан и Максимиан присвоили титулы «цезарей» двум своим заместителям - Гаю Галерию и Флавию Констанцию Хлору. Галерий должен был защищать дунайскую границу, Констанций контролировал Галлию и Британию. Так возникла система тетрархии (от греческого «власть четырех»). Высшей властью обладал старший август. Каждая пара августов, по замыслу Диоклетиана, должна была править не более 20 лет. В 305 г. августы Диоклетиан и Максимиан намеревались добро­вольно уйти в отставку, передав власть усыновленным ими цеза­рям. Новая система власти отличалась относительной устойчи­востью и эффективностью. Кроме того, существенно снижалась опасность возможных узурпаций.

Административная реформа Диоклетиана преследовала цели оптимизации управления огромной империей. Он разукрупнил прежние провинции, создав 100 новых (Рим стал особой, 101-й административной единицей). Провинции во главе с ректорами объединялись в 12 диоцезов под управлением 8 викариев и 4 пре­фектов претория, которых назначал император. Гражданская ад­министрация была отделена от военного командования: всеми во­енными вопросами занимались исключительно император и mag- istri militum (границы военных округов не совпадали с граница­ми провинций и диоцезов). В империи была установлена единая бюрократическая иерархия рангов и должностей. Высшим орга­ном государственной власти стал консисторий - государствен­ный совет с широкой компетенцией (сенат был низведен до поло­жения обыкновенного городского совета). Важнейшую техни­ческую роль в процессе управления играла императорская канце­лярия, состоявшая из отдельных ведомств (scrinia memoriae, epistolarum, libellorum). В эпоху домината в сферу государствен­ной администрации постепенно внедряются придворные должно­сти (обычно их занимали евнухи).

Диоклетиан очень много строил. Ему была присуща, по сло­вам Лактанция, «некая безграничная страсть к строительству, ложившаяся немалой тяжестью на провинции, так как с них он требовал всех рабочих, ремесленников и телеги - все то, что не­обходимо для возведения зданий. Здесь строились базилики, цирк, монетный двор, там - арсенал, дворцы для жены и доче­ри». Памятниками неуемной строительной деятельности Диоклетиана остались термы в Риме и огромный дворцовый ком­плекс в иллирийском городе Салоне (современный Сплит в Боснии).

Последним и самым одиозным предприятием Диоклетиана стала антихристианская кампания. В течение 18 лет император в целом терпимо относился к христианству и его адептам. Между тем к началу IV в. христианское вероучение широко распростра­нилось среди самых разных слоев римского общества. Христиан было много при дворе, среди чиновников и военных. Даже жена Диоклетиана Приска и его дочь Валерия были христианками. Причинами гонений на христиан, по-видимому, стали их нетер­пимость к языческим культам, прозелитизм, а также влияние христианской церковной организации (епископата), которая, по сути дела, являлась государством в государстве. В сложившейся ситуации римская государственность, в основе которой лежала языческая религия, должна была защищать свои традиционные устои. В 303-304 гг. старый и больной Диоклетиан под влиянием Галерия последовательно издал 4 эдикта против христиан. Согласно эдиктам христиане лишались гражданских прав, их храмы подлежали разрушению, священные книги - сожжению, а имущество общин - конфискации. Под угрозой пыток и казни все христиане обязывались участвовать в отправлении языческо­го культа. Исключений не делалось ни для кого: жену и дочь Диоклетиана заставили принести жертвы языческим богам. Репрессиям подверглись десятки тысяч человек. Гонения на хри­стиан продолжались на Востоке вплоть до 311 г.

Диоклетиан и Максимиан сложили с себя власть 1 мая 305 г. Августами были провозглашены Констанций I Хлор и Галерий, цезарями - Флавий Север и племянник Галерия Максимин Даза. После отречения Диоклетиан уехал в Салону, где поселился в ро­скошном дворце на берегу моря и занялся разведением цветов и выращиванием овощей. В 313 г. он умер в возрасте 68 лет (по слу­хам, приняв яд).

Диоклетиан – римский император III – IV века, известный больше всего как яростный гонитель христиан.

Впрочем, насколько яростными были в действительности его преследования христиан – вопрос спорный.

Не стоит также оценивать правление Диоклетиана лишь с точки зрения его отношения к новой религии: в некотором смысле царствование этого императора было спасительным для страны.

Окончание кризиса

В римской истории имел место длительный период, известный как «кризис третьего века». В эти годы застой царил во всех сферах жизни империи: в экономике, ремесле, политике, культуре, религии и т. д.

Хронологию кризиса принято начинать с 235 года, когда умер Александр Север, и заканчивать 284 годом, когда воцарился Диоклетиан. Новый правитель принял жёсткие меры, позволившие преодолеть большинство кризисных явлений.

Ранние годы

Будущий император родился 22.12.244г в окрестностях Скодры – это нынешний Шкодер в Албании; точное место его рождения – селение Диоклетии (известное сегодня как Дукля в Черногории).

Его тогдашним именем было Диокл (или Валерий Диокл), в чём можно было усмотреть греческое происхождение; став императором, он изменил его на «более римское» Диоклетиан.

Диокл не был представителем знати; больше того – считается, что он был сыном вольноотпущенника, то есть раба. Его жизнь – яркий пример того, как человек самого низшего звания благодаря своей воле и усердию приобрёл власть чуть ли не над всем обитаемым миром.

На службу он поступил простым солдатом и достаточно быстро двигался по карьерной лестнице. Поскольку его подразделение должно было перемещаться по разным местам империи, Диоклетиан хорошо изучил, как живут люди в разных концах римского государства и какие это люди.

Существует легенда, что в Галлии он встретился с друидкой, которая предсказала ему, что он станет императором после того, как убьёт вепря (по латыни «aper»). Впоследствии его легион во главе с императором Каром пошёл в поход на Персию; император внезапно умер по дороге, а находившегося с ним сына Нумериана внезапно умертвил его тесть – начальник преторианцев Аррий Апер.

Солдаты при участии Диокла расправились с Апром, после чего весь отряд дружно провозгласил новым императором именно Диокла. Так якобы сбылось пророчество колдуньи.

Доминат

Правление Диоклетиана открывает новую главу в истории Рима. Теперь фактическая империя становится законной: Диоклетиан отменяет почти всю «республиканскую мишуру», имевшую место при его предшественниках:

  • Вся реальная власть сосредоточилась в руках одного человека – монарха;
  • Сенат сохранялся, но теперь он играл чисто декоративную роль и перестал являться источником власти;
  • Император, стало быть, не заседал больше в сенате и не являлся более «первым среди равных», - теперь он был одним-единственным главой государства;
  • Сохранялись и звания консулов и преторов, но теперь они тоже представляли собой почётные титулы, а не государственные должности;
  • Придворный этикет приобрёл исключительную пышность, позаимствованную с востока. Император приравнивался к богу и фактически был с ним отождествлён. Посетители были обязаны падать перед ним на колени;
  • Император приобретал титулы «август» («священный») и «домин» («господин»), последний титул означал, что все римские граждане превращались как бы в рабов императора;
  • Император издавал законы, назначал чиновников, наместников провинций, некоторых военных руководителей.

Впрочем, некоторые демократические традиции при Диоклетиане продолжали сохраняться – например, армейские народные собрания. Это не позволяет называть доминат Диоклетиана стопроцентным абсолютизмом.

Тетрархия

Было и ещё одно отличие от монархии в нынешнем понимании: император не обязан был передавать трон своим прямым потомкам. Принадлежность к правящей династии была важным, но необязательным аргументом в борьбе за власть. Чтобы обеспечить принцип наследования, последующие императоры назначали сыновей своими соправителями ещё в раннем возрасте.

Это стало возможным благодаря введённой Диоклетианом новойсистеме – тетрархии. Императорская власть при этом как бы делилась на четыре: два старших соправителя назывались цезарями, а два младших – августами. Такая система просуществовала до 313 года и была продиктована частично тенденцией к разделению империи, но главным образом – трудностью в управлении огромной державой.

Впоследствии некоторые принципы тетрархии продолжали сохраняться: вместе с самим императором управленческие функции осуществляли его дети.

Административная реформа

Диоклетиан известен и своей реформой в отношении провинций. Территория Римской империи была поделена на большое количество округов, которые подчинялись более крупным административным центрам. Те же, в свою очередь, подчинялись четырём столицам, в которых заседали тетрархи. Пятой, главной столицей по-прежнему оставался Рим.

Последние годы

Диоклет заболел, отказался от власти по совету Галерия, оставшуюся свою жизнь провел на своей родине, в имении Салоне. Умер в 313 году. Есть версия, что его отравили, но есть и мнения, что он умер от старости и болезни.

20 ноября 284 года римским императором стал Диоклетиан - человек, о личности которого спорили еще античные историки. Христианин Лактанций считал его воплощением зла, поскольку в 303 году он начал одно из самых жестоких гонений на Церковь.

Неизвестные авторы «жизнеописаний августов», напротив, считали Гая Аврелия Валерия Диоклетиана одним из лучших цезарей в истории Рима, проведшего целый ряд реформ, которые позволили почти на сто лет продлить существование Западной римской империи. Церковный историк Василий Болотов примирял эти две точки зрения: Христианство оказывалось настолько неудобно для римской ментальности, что император-державник, который искренне хотел «навести порядок» и «закрутить гайки», начинал гонение. Такими были и другие гонители, предшественники Диоклетиана - Декий, отчасти Траян.

Сам же Диоклетиан, нет сомнений, был одним из самых незаурядных правителей, о чем свидетельствует знаменитая история про капусту, которая пересказывается даже в фильме «Москва слезам не верит». В 305 году он добровольно ушел от власти, передав ее своим соправителям. Через некоторое время в его поместье в Салоне приехали его соправители, с просьбой вновь управлять империей. Диоклетиан отказал им, сказав: «Посмотрите, какую я вырастил капусту».

Приход этого человека к власти был не менее удивительным. В молодости он встретился с друидской пророчицей, предсказавшей ему, что тот станет императором, если убьет кабана. С тех пор Диокл (таково было его исконное имя) убил множество этих животных, но власть всегда получали другие. Так было до 284 года, когда в Римской империи разыгралась очередная борьба за власть. Диокл прошел путь от простого солдата до командующего войском при императоре Каре. Вспыхнул мятеж, и префект преторианцев Аррий Апр убил сына императора по имени Нумериан. В этот момент солдаты заковали Апра в кандалы и провозгласили императором Диокла. На первой же сходке он собственноручно заколол Апра мечом и по преданию воскликнул: «Наконец-то я убил кабана». С этого момента и началось правление императора, назвавшего себя Диоклетианом.

До 303 года, когда началось жестокое гонение на христиан, императору удалось провести реформу армии и разделить власть с тремя правителями, создав систему, получившую название тетрархии. Диоклетиан понял, что невозможно управлять одному столь большой империей, которую нужно было постоянно защищать от нападения варваров. Вместе с соправителем Максимианом он избирает двух цезарей и поручает каждому управление своей частью территории. Эта мера впоследствии сыграла важную роль в гонениях на христиан - оно было очень жестоким в одних частях государства и довольно мягким в других.

До сих пор до конца неясны причины, из-за которых Диоклетиан решил уничтожить христиан. Очевидно, что кесарь, желавший собрать воедино распадающуюся империю, захотел прибегнуть к помощи римских богов. В древней религии он видел способ оздоровления общества и поднятия дисциплины.

Для римлянина его времени религия была не столько средством связи с Богом или богами, сколько своеобразными договорными отношениями. Почитание богов было признаком верности, бывшей одной из основных гражданских добродетелей. Все началось со второго римского царя Нумы Помпилия, который торговался с Юпитером. По преданию бог потребовал принести в жертву головы, и Нума принес ему в дар головки чеснока. Бог сказал, что головы должны быть живыми, и Нума принес в дар ему несколько рыбок. Юпитер расхохотался, и в римской религии не было человеческих жертвоприношений, кроме нескольких случаев добровольной жертвы за страну. С тех пор римляне строили отношения с богами на основе договора. Им было важно правильно совершить все обряды, прочитать нужные молитвы и принести жертвы. Божество, получив все предписанное, в свою очередь помогало своему почитателю, выполнившего свои условия договора. Религия для римлян также была и способом выражения государственной лояльности, что ярко проявилось при гонениях Диоклетиана.

Дело в том, что общество уже не хотело видеть в христианах опасность, как это было в I-II веках. Христиане и язычники в разных частях империи жили бок о бок, а потому почти никто не хотел, чтобы их соседи страдали за веру.


Лактанций в своем сочинении о смерти гонителей пишет: «Цезарь Максимиан, распаленный преступными желаниями подстрекать пустого старика (Диоклетиана - ред.) к преследованию христиан, начало чему он уже положил» . Вслед за этим античным автором многие историки стали говорить о том, что инициатором гонений был не император, а его соправитель, но дело обстояло все-таки не совсем так. Диоклетиан видел в христианах опасных для единства империи экстремистов, не желавших приносить жертвы, а потому захотел избавиться от этой крамолы в своем государстве.

Именно против христиан как граждан был направлен первый эдикт Диоклетиана. Болотов так описывает суть императорского рескрипта: «Приказано было места общественных собраний христиан, как обширные церкви, так и маленькие, разрушить, священные книги от христиан отобрать. Затем все христиане подвергались, так сказать, гражданской смерти. Без различия своего ранга и состояния все христиане объявлены подлежащими пытке. Те, которые занимали должности, объявлены лишенными этих должностей. Сказано, что все могут обвинять христиан, но христиане не имеют права выступать против кого бы то ни было обвинителями на суде и даже обращаться к гражданскому суду с просьбою о защите».

Фактически христиане объявлялись «негражданами», людьми вне закона, чем сразу же воспользовались воры и злые люди, начавшие грабить последователей молодой религии. Однако общественное мнение было уже на стороне христиан, а потому выдача священных книг и принесение жертвы превратилось в формальность.

Историк Церкви Евсевий Кесарийский описывает, как римские солдаты помогали христианам выполнять императорские указы, не отрекаясь от веры: «Вот одного схватывают за руки и тащат к жертвеннику, на правую руку кладут ему жертвенное мясо и освобождают, как будто он совершил жертвоприношение. Другой даже и не дотрагивался до жертвенного мяса, даже близко не подходил к жертвеннику, но стоящие около него говорят, что и он принес жертву, и он молча уходит. Третьего, наконец, полумертвого поднимают на воздух и бросают почти как мертвого, оттаскивают далеко за ноги, освобождают от уз и записывают в числе совершивших жертвоприношение. Этот, наконец, кричит, что он христианин, что он не приносил и никогда не принесет жертвы богам, но его бьют по устам поставленные около жертвенника солдаты, «прогоняют с насилием, хотя он и не приносил жертвы». Напомним, что в гонения предыдущих веков, особенно в декиево, некоторые христиане пытались давать взятки, чтобы их записали в число людей, принесших жертву. Это считалось меньшим грехом, чем вероотступничество. При этом в прежние времена, когда гонения не были столь жестоки и тотальны, как пишет Болотов, судьи или радеющие о мире и стабильности правители провинций порой помогали христианам найти такую формулу уклончивого ответа, которая исключала бы почитание и римских богов и императора как бога.

Одного клирика просили выдать священные книги. Тот ответил: «Есть, но не отдам». Судья попытался подсказать ему, предложив избавиться от любых рукописей (многие отдавали солдатам сочинения еретиков или трактаты по медицине). Клирик повторил свой ответ. Наконец, римский чиновник делает последнюю попытку спасти кандидата в мученики, говоря: «Отдай книги, или у тебя их нет» . Следует первоначальный ответ, и христианин осуждается на казнь. Многие мученичества эпохи Диоклетиана вообще выглядят как цепь случайных событий. Христиане часто искали смерти и не проявляли ни малейшей хитрости. Например, возвращаясь после посещения мучеников в темнице, они правдиво говорили солдатам, где были, тем самым обрекая себя на смерть.

Жестокость гонений Диоклетиана компенсировалась формальным выполнением приказов, и разной интенсивностью преследований в провинциях. Так отец Константина Великого Констанций Хлор, правивший на Западе империи, практически не преследовал христиан. Лактанций пишет: «Констанций, видимо, чтобы не противоречить приказам старших, допустил разрушение собраний (т. е. стен, которые можно восстановить), истинный же храм божий, что находится внутри людей, оставил в целости».

Гонения Диоклетиана были последней попыткой уничтожить Церковь. Они были жестокими, но недолгими. Отошедший от власти император, умерший в 313 году, мог своими глазами увидеть самое начало действий Константина Великого, который сделал христианство сперва религией терпимой в империи, а затем и предпочитаемой им самим. Впрочем, Диоклетиан не был фанатичным язычником. Он лишь хотел продлить время существования Рима. До падения Вечного города оставалось уже чуть меньше ста лет.
В Риме сохранились развалины терм Диоклетиана, в которых сейчас находится христианская церковь

В семье вольноотпущенника; службу в армии начал простым солдатом. Выдвинулся при императоре Пробе , став наместником провинции Мезия ; при императоре Нумериане командовал его вооружённой охраной, а после смерти Нумериана в году был провозглашён императором.

Политические реформы

Для укрепления центральной власти Диоклетиан в назначил своим соправителем Максимиана , назвав его вторым августом.

Экономические реформы

Диоклетиан упорядочил налогообложение, учредив прямой поземельно-подушный налог в натуральной форме, что отражало натурализацию экономики; пытался наладить финансы, введя полноценную монету; боролся со спекуляцией, издав в эдикт о ценах.

Диоклетиан расширил власть земельных магнатов над зависимым населением и в то же время возложил на них ответственность за сбор налогов и за поставку рекрутов; издал ряд эдиктов в пользу мелких и средних землевладельцев (предусматривавших, в частности, расторжение сделки купли-продажи земель, ранее проданных за бесценок).

Диоклетиан и Христианство

Первые девятнадцать лет его правления отмечены только мученичеством среди воинов, потому что воины то и дело отказывались приносить положенные жертвы богам, и за это подвергались казни. Христиане чувствовали себя настолько спокойно, что даже против дворца императора в Никомидии , возвышалась большая христианская церковь.

Но под конец своего царствования, под влиянием Галерия , Диоклетиан возобновил жестокое гонение на христиан. В течение одного года - он один за другим издает целых четыре эдикта (указа) против христиан, и эти эдикты предопределяют все более нарастающие масштабы гонений.

Сначала происходит конфискация церковного имущества . Прежде всего, конфисковывались церковные здания. Кроме того, от духовенства требовалось выдавать священные сосуды и священные книги. Один из епископов был рад, что он обманул гонителей, и вместо священных книг выдал им еретические книги, которые для сведений хранились у него. Но несравненно чаще ситуация была более острой, потому что тех, кто не выдавал священных книг и сосудов, подвергали репрессиям, а тех кто выдавал - считали падшими - об этом Церковь судила довольно строго. Между прочим, во время Диоклетиановых гонений было уничтожено несравненно больше христианских книг, чем впоследствии, в христианскую эпоху, книг языческих - по приговору церковных судов, потому что языческие книги, уничтоженные христианами, можно пересчитать по пальцам одной руки, в то время как язычники истребляли вообще все христианские книги.

Гонения развивались дальше, и от конфискации святынь и церковной собственности скоро перешли к арестам и казням духовенства. Преследованию подлежали все до единого духовные лица: не только епископы, но и все низшие клирики, которых в то время было очень много, потому что не было твердой границы между клириками и простыми церковными служащими: например, привратники в Церквах, или санитары, которые обслуживали церковные больницы и богодельни, тоже считались клириками. Все христиане должны были вернуться к язычеству, к протестующим применялись пытки.

Не все части империи в одинаковой мере были затронуты гонениями. В той части империи, которой управлял Констанций Хлор , (Галлия и Британия) христиан было сравнительно немного, и гонения здесь, из-за того, что сам Констанций сочувствовал христианству, носили самый поверхностный характер. Они ограничивались конфискацией зданий, причем эта конфискация была вовсе не повсеместной. На востоке, где было значительно больше христиан, гонения имели куда более кровавый характер. Таких страшных преследований история христианства еще не знала.

Среди пострадавших мучеников были супруга и младшая дочь Диоклетиана - Александра и Артемия , бывшие тайными христианками.

Отречение

В разгар гонений на христиан Диоклетиан вместе с Максимианом 1 мая добровольно отрекся от власти.

После удаления Диоклетиана на покой, государственная система, которую он с большим тщанием создавал, рухнула. Начались гражданские распри, занявшие ройным счетом два десятилетия. Доходило до того, что в разных частях империи действовали семь разных императоров, которые по большей части не признавали друг друга. В этот смутный момент на историческое поприще выходит св. Константин , которому предстояло совершить глубочайший переворот в церковной истории.

Краткая история от основания Города IX.27.1.

Секст Аврелий Виктор. О цезарях. XXXIX. 46-48

О смерти гонителей, XVII, XVIII

Похожие публикации