Чего хотел фауст от мефистофеля. Биография

Мефистофель — один из центральных персонажей трагедии — в смысловом отношении очень многозначен. М., с одной стороны, воплощает тот мир нечистой, «дьявольской» силы, с которой Фауст вступает в договор, надеясь утолить свою жажду безмерных знаний и наслаждений. Однако М. воплощает и «зло» как исток противоречия, начало беспокойства, неудовлетворенности, как побуждение к действию. В то же время с М. связывается отрицание всего косного, фальшивого в общественных установлениях и в мнениях людей, вся сатирическая стихия в «Фаусте». Наконец, желая завладеть душой Фауста, М. постоянно вмешивается в его действия, искажает те или иные его намерения, что нередко ведет к трагическому исходу (так, наряду с самим Фаустом, М., несомненно, является одним из виновников гибели Маргариты). Уже в «Прологе на небе» определяется особое значение М. в трагедии. Господь Бог дает ему разрешение испытать Фауста, чтобы пробудить его к деятельности («Из лени человек впадает в спячку. / Ступай расшевели его застой, / Вертись пред ним, томи и беспокой...»). Но в этом же прологе устами Господа Бога предсказано конечное поражение М. в состязании за душу Фауста. В первой части трагедии М. является Фаусту в минуту душевной смуты и жестоких сомнений. Он аттестует себя как «часть силы той, что без числа / Творит добро, всему желая зла». Это — дух абсолютного отрицания. Заключив договор с Фаустом, М. начинает искушать его. Вначале он ведет его в Лейпциг, в погребок, на буйную студенческую пирушку, где М. издевается над пирующими грубиянами. Затем — в кухню ведьмы, где готовится огненное зелье, которое должно омолодить Фауста и пробудить в нем разгул инстинктов. Эта сцена, где подручными ведьмы выступают звери, изобилует непристойностями, но также и откровенными политическими намеками: звери, подручные ведьмы, несут М. расщепившуюся надвое корону и прыгают с ее обломками. Вскоре именно М. устраивает знакомство Фауста с Маргаритой. Во второй части трагедии, по мере того как расширяется сцена деятельности Фауста, М. еще чаще меняет свои обличья, выступая в самых разных ролях. По-прежнему он играет роль саркастического отрицателя, издевается над всем устаревшим и косным; в тех же случаях, когда он выступает как помощник Фауста, он вновь — как и в первой части — нередко и злонамеренно искажает его волю. Вначале Фауст и М. оказываются при дворе императора, М. становится придворным шутом. Чтобы пополнить опустевшую казну, он предлагает императору выпускать бумажные деньги под фантастическое обеспечение подземных богатств и кладов. Затем он принимает участие в поисках троянской Елены, переживает различные приключения в мире мифологических существ древности и, приняв обличье известной из древних мифов уродливой Форкиады, охраняет покой влюбленной четы — Фауста и Елены — в уединенном замке. Своеобразна роль М. в пятом, заключительном акте трагедии. Когда Фауст получает в дар от императора приморский край, который он задумал превратить в цветущую страну, М., пользуясь его доверием, начинает здесь дерзко хозяйничать. М. беззастенчиво занимается разбоем и пиратством; особенно зловещую роль играет он в судьбе немолодой супружеской четы — Филемона и Бавкиды. Фауст предлагает им новые угодья, хочет переселить их на другое место, подручные же М., вломившись в хижину стариков, выдворяют их силой. Старики умирают, их хижина сгорает дотла. Трагической иронией окрашены заключительные эпизоды второй части. Ослепший и дряхлый Фауст все еще мечтает об осушении болот, о великих деяниях, но М. (на этот раз надсмотрщик, надзирающий за работами) приказывает лемурам, своим подручным, не возводить насыпь, а рыть могилу Фаусту. После смерти Фауста М. пытается, наконец, завладеть его душой, но хор ангелов возвещает об оправдании Фауста.

Сочинение

Мефистофель - один из центральных персонажей трагедии - в смысловом отношении очень многозначен. М., с одной стороны, воплощает тот мир нечистой, «дьявольской» силы, с которой Фауст вступает в договор, надеясь утолить свою жажду безмерных знаний и наслаждений. Однако М. воплощает и «зло» как исток противоречия, начало беспокойства, неудовлетворенности, как побуждение к действию. В то же время с М. связывается отрицание всего косного, фальшивого в общественных установлениях и в мнениях людей, вся сатирическая стихия в «Фаусте». Наконец, желая завладеть душой Фауста, М. постоянно вмешивается в его действия, искажает те или иные его намерения, что нередко ведет к трагическому исходу (так, наряду с самим Фаустом, М., несомненно, является одним из виновников гибели Маргариты). Уже в «Прологе на небе» определяется особое значение М. в трагедии. Господь Бог дает ему разрешение испытать Фауста, чтобы пробудить его к деятельности («Из лени человек впадает в спячку. / Ступай расшевели его застой, / Вертись пред ним, томи и беспокой...»). Но в этом же прологе устами Господа Бога предсказано конечное поражение М. в состязании за душу Фауста. В первой части трагедии М. является Фаусту в минуту душевной смуты и жестоких сомнений. Он аттестует себя как «часть силы той, что без числа / Творит добро, всему желая зла». Это - дух абсолютного отрицания. Заключив договор с Фаустом, М. начинает искушать его. Вначале он ведет его в Лейпциг, в погребок, на буйную студенческую пирушку, где М. издевается над пирующими грубиянами. Затем - в кухню ведьмы, где готовится огненное зелье, которое должно омолодить Фауста и пробудить в нем разгул инстинктов. Эта сцена, где подручными ведьмы выступают звери, изобилует непристойностями, но также и откровенными политическими намеками: звери, подручные ведьмы, несут М. расщепившуюся надвое корону и прыгают с ее обломками. Вскоре именно М. устраивает знакомство Фауста с Маргаритой. Во второй части трагедии, по мере того как расширяется сцена деятельности Фауста, М. еще чаще меняет свои обличья, выступая в самых разных ролях. По-прежнему он играет роль саркастического отрицателя, издевается над всем устаревшим и косным; в тех же случаях, когда он выступает как помощник Фауста, он вновь - как и в первой части - нередко и злонамеренно искажает его волю. Вначале Фауст и М. оказываются при дворе императора, М. становится придворным шутом. Чтобы пополнить опустевшую казну, он предлагает императору выпускать бумажные деньги под фантастическое обеспечение подземных богатств и кладов. Затем он принимает участие в поисках троянской Елены, переживает различные приключения в мире мифологических существ древности и, приняв обличье известной из древних мифов уродливой Форкиады, охраняет покой влюбленной четы - Фауста и Елены - в уединенном замке. Своеобразна роль М. в пятом, заключительном акте трагедии. Когда Фауст получает в дар от императора приморский край, который он задумал превратить в цветущую страну, М., пользуясь его доверием, начинает здесь дерзко хозяйничать. М. беззастенчиво занимается разбоем и пиратством; особенно зловещую роль играет он в судьбе немолодой супружеской четы - Филемона и Бавкиды. Фауст предлагает им новые угодья, хочет переселить их на другое место, подручные же М., вломившись в хижину стариков, выдворяют их силой. Старики умирают, их хижина сгорает дотла. Трагической иронией окрашены заключительные эпизоды второй части. Ослепший и дряхлый Фауст все еще мечтает об осушении болот, о великих деяниях, но М. (на этот раз надсмотрщик, надзирающий за работами) приказывает лемурам, своим подручным, не возводить насыпь, а рыть могилу Фаусту. После смерти Фауста М. пытается, наконец, завладеть его душой, но хор ангелов возвещает об оправдании Фауста.

Другие сочинения по этому произведению

Образ Мефистофеля Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст») Сюжет трагедии Гёте «Фауст» Тема любви в трагедии Гёте «Фауст» Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии Гете Трагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и Мефистофеля Трагедия Гете «Фауст» Характеристика образа Фауста Фольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст» Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст» Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст» Образы главных героев трагедии «Фауст» Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия Фауста Поиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст» Общий смысл трагедии «Фауст» Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человека Характеристика образа Вагнера Характеристика образа Елены Характеристика образа Маргариты Образы главных героев трагедии «Фауст» Гёте Религиозно-философский смысл образов Фауста и Мефистофеля Философский смысл образа Фауста Трагедия «Фауст» вершина творчества Гете Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст» Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» - выражение передовых просветительских идей эпохи Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст» "Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил" (по трагедии Гете "Фауст") "Фауст" - Трагедия познания Из всех чудес... самое высокое - это язык трагедии, чудо ее текста Философская глубина великого творения Гете «Фауст» Маргарита Пересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст» Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст» Анализ заключительного акта трагедии «Фауст» Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст» Анализ финала поэмы Гете «Фауст» «Фауст» - легенда или жизнь Жизнь действие и гибель Фауста Фауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» Жажда познания была творца «Фауста»

Образ Мефистофеля в трагедии «Фауст»

Образ Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст» довольно чётко охарактеризован. Приведём для примера хотя бы эти строки:

Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.
Я дух, всегда привыкший отрицать.

Мефистофель отрицает схоластику, то есть оторванное от реальной жизни знание:

Теория, мой друг, суха,
Но зеленеет жизни древо.

Мефистофель может управлять огнём:

Не завладей я областью огня,
Местечка не нашлось бы для меня.

Сам Фауст выразился о своём госте так:

Так вот он в чем, твой труд почтенный!
Не сладив в целом со вселенной,
Ты ей вредишь по мелочам?

Внешний облик Мефистофеля также вырисовывается вполне ясно:

Цивилизация велит идти вперёд;
Теперь прогресс с собой и чёрта двинул.
Про духа северного позабыл народ,
И, видишь, я рога, и хвост, и когти кинул.

Мефистофель отрицает божественное подобие людей, стремится доказать Господу, что от искушений Фауст навсегда останется во власти зла. Он уверенно заключает спор с Господом, совершенно не опасаясь, проиграть его:

Посмотрим. Вот моя рука,
И скоро будем мы в расчете.
Вы торжество мое поймете,
Когда он, ползая в помете,
Жрать будет прах от башмака.

Мефистофель выработал для себя незыблемые истины о мироздании и о людях. Он не способен на постижение «вселенной во весь объём», и не понимает, почему он часть силы, которая творит добро вопреки его воле. Мефистофель разрушал иллюзии Фауста, не осознавая, что именно так он приближал его к истине. Мефистофель в этой трагедии интеллектуал и философ, который знает слабости людей и знает, как играть на них. Он допускает много замечаний в адрес человеческого рода:

Божок вселенной, человек таков,
Каким и был он испокон веков.
Он лучше б жил чуть-чуть, не озари
Его ты божьей искрой изнутри.
Он эту искру разумом зовет
И с этой искрой скот скотом живет.

У Мефистофеля несколько обличий: среди гуляк он остряк, любящий исполнять весёлые куплеты, для императора он маг и мастер развлечений, а с Фаустом он и философ-наставник, и слуга, и сводник, и телохранитель. С представителями тёмного мира: чертями, духами и ведьмами он также умеет легко находить общий язык. Мефистофель не всесилен, и это можно понять в начале и в конце трагедии: «Я не всеведущ, я лишь искушен», «Подумай, друг: не всё же мне подвластно!». То, что он не смог освободить Маргариту из тюрьмы доказывает то, что ему не подчиняется весь мир.

Свои размышления о загнивающем феодальном обществе и пришедшем ему на смену капиталистическом, Гёте вкладывает в уста Мефистофеля. В сцене «Императорский дворец» Мефистофель предлагает императору выпустить бумажные деньги под обеспечение подземных кладов, которые по закону «принадлежат кесарю». Подземные клады, символизирующие здесь производительные силы страны, так и остаются нетронутыми, а это значит, что будет продолжаться обирание народа вооружёнными сборщиками податей. Бумажные деньги как символ перехода в капиталистическое общество не могут не пасть в цене при таком бездействии государства, но императора это мало волнует, он одаривает приближённых бумажными деньгами. А это доказывает, что капиталистический мир ничуть не лучше прежнего.

Мефистофель такой же неординарный, как и Фауст, но они антиподы, ведь Фауст стремится достичь глубин мудрости, Мефистофель уверен, что там ничего нет. Первый жаждет поисков, а второй пресыщен тем, что наблюдает на земле.

Некоторые исследователи считают, что Мефистофель – это второе «Я» Фауста, то есть телесное воплощение его подсознания. Обнажается внутренний конфликт Фауста: остаться одиноким, поглощённым своими проблемами и страстями или отказаться от своих интересов и помогать другим людям. В нём добро сражается со злом. Когда Фауст познал идеал, он сказал: «Мгновенье ты прекрасно, остановись, постой!» . А достижение идеала – это смерть. В природе нельзя реализовать идеал, можно лишь стремиться к нему. Душу Фауста уносят ангелы, Мефистофель, который верил в «конечность» жизни оказался посрамлённым.

Возможно помимо образа Мефистофеля вас заинтересуют другие сочинения по этой теме.

МЕФИСТОФЕЛЬ

МЕФИСТОФЕЛЬ (нем. Mephistopheles) - центральный персонаж трагедии И.-В.Гете «Фауст» (часть первая - 1806, вторая завершена в 1831). М. Гете мало похож на дьявола народных легенд и тех кукольных представлений о докторе Фаусте, которые часто показывали в Германии на ярмарках. В «Прологе на небесах» Бог аттестует М. как «плута и весельчака»: «Из духов отрицанья ты всех мене бывал мне в тягость». Сущность М. проявляется в отношении к людям, он не верит в их божественное подобие, считая, что человек слаб и испорчен, без вмешательства дьявольских сил творит зло и даже лучшие из людей подвержены порче. Поэтому М. соглашается на эксперимент с Фаустом, лучшим из людей, и не боится проиграть спор с Богом: «Посмотрим. Вот моя рука, и скоро будем мы в расчете. Вы торжество мое поймете, когда он, ползая в помете, жрать будет прах от башмака». Встретившись с Фаустом, М. заключает с ним договор, соблазняя его благами жизни и безграничными возможностями. Гетевский дьявол - философ и интеллектуал, он знает людей, их слабости, его язвительные замечания в адрес человеческого рода говорят о его проницательности. Этому персонажу автор трагедии доверил многие свои мысли, хотя Гете, разумеется, нельзя отождествлять ни с Фаустом, ни с М.

В истории Фауста и Маргариты М. играет зловещую роль, доводит девушку до гибели. Во второй части фигура М. менее заметна. В одном из эпизодов он выступает в облике уродливой Форкиады, в сцене с Еленой Прекрасной вообще отсутствует, ибо, по его собственным словам, «не вхож в языческий мир». В финале трагедии, когда Фауст обрел цель в жизни, М. опять чинит препятствия: устраивает пиратские вылазки на море, поджигает дом стариков Филемона и Бавкиды. М. уверен, что Фауст, признавший, что дожил до «прекрасного мгновения», в его руках. Однако душу Фауста ангелы уносят на небо, а М. признается, что проиграл: «Прожженный старый черт с такой закалкой сыграл к концу такого дурака!»

Образ М. в исследованиях, посвященных трагедии, часто оценивался как второе «я» Фауста, как телесное воплощение его подсознания. На немецкой сцене образ М. всегда удавался актерам лучше, чем образ Фауста: протагонисты немецкой сцены на протяжении двух веков всегда исполняют роль М. Так повелось, начиная с актера-романтика Людвига Девриента (1827), традицию которого продолжил выдающийся немецкий актер Карл Зейдельман (1837). Лучшим М. в истории мирового театра стал Густав Грюндгенс, создавший образ дьявола-аристократа вселенского масштаба (1933).

Лит.: Манн К. Мефистофель. М., 1970; Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986; Макарова Г.В. От Гамлета до Мефистофеля

//На грани тысячелетий. М., 1995.

Г.В.Макарова

Образ гетевского М. был воплощен в музыкальной драматургии - в оратории Г.Берлиоза «Осуждение Фауста» (1846), операх Ш.Гуно»Фауст» (1853) и А.Бойто «Мефистофель» (1868).

В драматической легенде Берлиоза сюжет Гете переосмыслен в духе романтических воззрений: М. получает власть над душой Фауста и ввергает его в преисподнюю. Благодаря гениальному эксперименту (слиянию элементов программной симфонии и оперно-ораториаль-ного жанра) образ М. очерчен размашисто, чрезвычайно смелыми интонационно-гармоническими красками и приемами звукописи, которые пробуждают воображение и достигают театрального эффекта без использования сцены как таковой. Образ М. в своей симфо-Ъической «наглядности» наименее материален, неуловим, призрачен.

В «мраморно-статуарной» опере Гуно - лирической драме о Фаусте и Маргарите - отсутствует многогранность гетевского М. - воплощения воинствующего критицизма породившей его эпохи. М. - антитеза лирическим героям, типичное для романтических опер олицетворение сверхъестественных сил, дьявол «наивной и благоуханной» народной фантазии. Основное содержание М. - софистика, менторство, сочетание галантности и злой иронии, сарказма и скептической пародии на искренние порывы юных душ. Предусмотрительный и изворотливый, «вполне человек», М. творит зло будто по обязанности. И только Ф.И.Шаляпин, после многолетней работы над этим образом, выводит М. из-под власти музыки «засахаренного» Гуно, напоминая о его пугающем предназначении.

М., вызванный воображением Бойто, по философскому содержанию наиболее близок к замыслу Гете. Во владение М., «блаженному детищу Хаоса», отданы земля и небо. М. - стихия, повелитель страстей, по собственной прихоти взявшийся служить человеку; не частица силы, но сама сила, которая, «стремясь ко злу, творит одно добро». Партия М. таит широкий диапазон перевоплощений: от монаха, скользящего серой тенью, до мрачно-величественного, вечного, как мироздание, владыки тьмы. Впервые всевластный инфернальный дух, «рафинированное зло» нашел конгениальное воплощение в искусстве Ф.И.Шаляпина, о котором композитор сказал: «Я никогда не думал, что так можно исполнять моего Мефистофеля».

И.И.Силантьева


Литературные герои. - Академик . 2009 .

В Библии его называют Диавол, что переводится с греческого как «клеветник, обольститель». Евреи величают его Сатаной, что означает на их языке «противник, враг». Он известен в средневековых легендах как Люцифер или падший ангел. Иоганн Вольфганаг Гёте ввёл его в литературу под именем Мефистофеля, а позднее советский писатель Михаил Булгаков наречёт его в своём романе Воландом. У него много прозвищ и не меньше лиц. Изображаемый то со свиным рылом, то с лошадиным копытом, то с рожками и хвостом, порой он и вовсе избегает принимать самостоятельное обличие и, незримый на первый взгляд, уютно устраивается с изнаночной стороны души человека. Кто же он, этот персонаж с противоречивым образом, но неизменной сущностью? Предоставим ему представиться самому:
«Я частица той силы, которая постоянно стремится делать зло, а совершает только благо».

1. Мефистофель в трагедии
Мефистофель. Я частица той силы, которая постоянно стремится делать зло, а совершает только благо.
Фауст. Как понять эту загадку?
Мефистофель. Я дух всё отрицающий и, поступая так, бываю совершенно прав, потому что всё существующее кончает непременно погибелью, вследствие чего лучше было бы, если бы оно не существовало совсем.
Хотя Мефистофель не является основным персонажем трагедии, его образ достоин самого пристального внимания. Отведённая ему роль несёт в себе огромную смысловую нагрузку. Во-первых, он необходим как неотступный спутник главного героя, ведь именно во взаимодействии, в диалоге и в противостоянии с ним раскрывается личность Фауста. Без Мефистофеля не возникло бы конфликта, коренным образом повлиявшего на характер доктора. Во-вторых, тёмный дух у Гёте - сам по себе достаточно колоритная фигура. Если Фауст - человек, один из многих подобных ему, на протяжении тысячелетий приходящих на эту Землю и покидающих её в урочный срок, то дьявол, существующий уже целую вечность, встречал на своём долгом пути миллионы заблудших и растерянных душ. Его присутствие наполняет произведение особым величием и пафосом.
Символично отражена значимость Мефистофеля и в композиции. Ещё до знакомства читателя с Фаустом, на небесах уже обсуждается его судьба, первые упоминания о нём вложены в уста Владыко и вступающего с ним в спор дьявола. Коварному искусителю выпадает честь не только составить заочно наше первое представление о персонаже, но и в финале, уже после смерти учёного, подвести итог его деяний и помыслов. Именно он произносит прощальную эпитафию, раскрывающую сущность доктора Фауста: «Не могло его насытить никакое наслаждение! Не могло удовлетворить никакое счастье! Ловил он в безумной мечте ежеминутно меняющиеся призраки! Хотел, жалкий бедняк, удержать последний пережитый им глупейший миг».
Итак, Мефистофель, одним из первых вступивший в действие трагедии и в числе последних покидающий театральные подмостки, на протяжении шестиактов тенью следует за главным героем, оказываясь активным участником всех разворачивающихся событий. Обратимся же к фабуле произведения с целью точнее определить его место и предназначение.
Завязка конфликта, как уже упоминалось, происходит во втором прологе, когда в разговоре между Творцом мира и дьяволом речь заходит о неком смертном, тщетно ищущем высокий смысл в своих стремлениях и, не умея утолить жажды познания, изнемогающем от тревог и смятений. Тогда на небесах было заключено своеобразное пари, на кон в котором поставлена душа доктора Фауста.
Владыко. Увлеки его, если можешь, по твоему пути, и будь посрамлён, если придёшь сам к сознанию, что праведный человек найдёт прямой путь даже среди обуявшего его мрака сомнений.
Мефистофель. Согласен! Жаль, что дело продлится недолго. Проиграть заклад я не боюсь. Если цель моя будет достигнута, то, надеюсь, Вы признаете моё торжество громогласно.

Лукавый бес тотчас берётся за дело и вскоре ничего не подозревавший Фауст оказывается ловко опутан сетями его интриг. Заключён второй договор, теперь уже на земле и с добровольного согласия того, чья душа послужила ставкой в игре спорщиков. Смущённый духом доктор поклялся: «Если я скажу когда-нибудь пришедшему мгновению: «Остановись! Ты так прекрасно!», то даю тебе право мной овладеть. Конец свой я встречу охотно».
Таким образом, перед нами три персонажа, вовлечённых в общую сделку: Владыко, заинтересованный в спасении бессмертной составляющей человека из когтей демона, Мефистофель, стремящийся любыми путями совратить грешника, и Фауст, сам не определившийся, предпочитает ли он сохранить чистоту духа или же заплатить ценой собственной загробной жизни за единственный счастливый миг.
Любопытно нестандартное решение, изобретённое Гёте для данной проблемы. Читатель ожидает две вероятные развязки: либо Мефистофель так и не справится с взятой на себя задачей и не удовлетворит желания Фауста, либо человек всё же вынужден будет поддаться демоническому наваждению и, испытав долгожданное блаженство, по договору погубит свою душу. Однако автор приберёг для финала непредвиденный сюрприз. Герой трагедии воскликнул: «...я в предвкушении этого великого счастья наслаждаюсь уже теперь высочайшим мгновением!» Тем не менее чёрт не получил положенной награды. Владыко, заранее поручившийся за раскаяние сбившегося с пути грешника, похитил его из когтей чёрта, и хитрецу-Фаусту удалось добиться желаемого, избежав уплаты долга.
Подобный сценарий развития действия парадоксален и поразителен. Уж кто, как ни светлые небожители должны служить гарантом справедливости? Тогда как удел «исчадья ада», наоборот, идти к цели любыми средствами, пренебрегая понятиями чести. Мефистофель же, опровергая устойчивые стереотипы о чертовской хитрости, своим поведением являет образец порядочности. Связанный условиями сразу двух сделок, он сил не жалеет, чтобы сдержать оба обещания. Верный слову, данному Фаусту, он делает всё возможное и как минимум половину невозможного - если такое существует для сверхъестественных сил - чтоб помочь привередливому доктору достичь наконец предела его непомерных стремлений. Он всеми средствами добывает подарки для возлюбленной Фауста Гретхен, он поддерживает своего спутника при императорской дворе, где тот наделён властью. Он даже отправляется за ненасытным искателем удовольствий в классический мир, чуждый и неприятный ему, как это неоднократно подчёркивается автором в античных сценах, и неохотно, но покорно терпит любые уступки, лишь бы ему угодить.
Разве виноват прилежный и добросовестный Мефистофель, если все деяния, искренне предпринимаемые им из лучших побуждений, с негодованием отвергаются неблагодарным Фаустом? Не достоин ли он сочувствия со стороны читателя как персонаж, незаслуженно обманутый?
Между человеком и чёртом в произведении царит тотальное непонимание, отношения их неминуемо оборачиваются катастрофой. Трагизм положения, в которое попал главный герой, связавшись с дьяволом, заключается именно в том, что, думая встретить в его лице пособника, он в действительности обнаружил только тормоз и помеху. Мефистофель со своей низменной грубой натурой не способен разделить ни одно из тех высших стремлений и нежных чувств, что кипят в сердце учёного. Попробуем проанализировать последовательную эволюцию личности доктора, мотивы, руководившие его поведением.
Фаусту было суждено совершить долгий путь, полный ошибок и заблуждений. Он начинает с надежды обрести любовь, но вскоре роман с Маргаритой завершается горькой драмой, и отныне герой рассчитывает черпать недостающие ощущения в общественной деятельности, для чего отправляется ко двору императора. Однако за пышным блеском и высокопарными фразами об общем благе скрываются пустота и узкий эгоизм. Вторая попытка найти разгадку жизни тоже потерпела крах. Слабость ничтожного монарха довела государство до жалкого состояния; сцену венчает фальшивый пожар, который ассоциируется с образом революции, кладущей конец антиутопии.
Тогда пытливый доктор обращает свои взоры на иной «гений чистой красоты». Новое чувство, охватившее Фауста, на этот раз далеко от земных страстей, которые неизбежно приносят страдание вслед за наслаждением. Елена предстаёт как воплощение классического греческого искусства. Тем не менее инстинктивное влечение героя к прекрасному идеалу не миновало разочарования. Союз с античной девой так и остался холодной беспочвенной мечтой, уничтожившейся бесследно: призрачная красавица исчезла, оставив только своё платье.
Из мира грёз Фауст спускается к самой реальной действительности. Последнее его устремление - отвоевать у моря заливаемый волнами берег - вначале тоже исполнено тщеславия и амбициозных намерений подчинить своей воле природную стихию. Но в конце концов в своих вечных попытках разгадать тайну жизни Фауст доходит до убеждения, что только альтруизм может быть залогом подлинного блаженства. Бросив все личные стремления, он самозабвенно посвящает свой труд пользе ближних и предаётся идее создать вокруг себя поколение людей, трудящихся и возделывающих себе на пользу землю по его инициативе и его указаниям. Когда среди кипучей деятельности его поражает слепота, он даже не замечает потери драгоценного зрения. «Ночь надвигается всё глубже и глубже, но яркий свет горит в глубине моей души». В этих словах Фауста заключена глубокая аллегория: теперь ему открылось иное вúдение, и для прозрения он не нуждается в глазах.
Озарение это недоступно порочной натуре чёрта. Если предыдущие побуждения героя, продиктованные эгоистичными потребностями, Мефистофель, пусть извращая и искажая на свой манер, по крайней мере мог истолковать в своём сознании, теперешняя радость, открывшаяся Фаусту, вовсе непостижима ему.
Человек, заложивший душу дьяволу, успел в роковую минуту отказаться от ложных истин. «Живя, относился я к миру поверхностно. Хватал я за волосы всякое плывшее мимо меня наслаждение; а что не удавалось схватить, тому спокойно давал проноситься мимо, не пытаясь его задержать. Я только желал, ловил желаемое и затем желал снова. Так бурно промчалась моя жизнь». Фауст верно охарактеризовал собственное отношение к миру. Не раз впадал он в грех, не раз затуманивался его разум. Порой в нём проступают воистину демонические черты. Вот почему в некоторых эпизодах то дурное и бесцеремонное, что олицетворяет Мефистофель, могло бы быть приурочено к личности самого Фауста как тёмная изнанка его души. Тем не менее автор создал дьявола отдельной фигурой. Самостоятельность его образа обусловлена не только необходимостью избежать в произведении монотонности и придать ему драматическую форму посредством диалогичности действующих лиц. После обращения человеческой души на путь добра важно сохранить разграничение между блуждающим поиском смысла и абсолютным злом. Чёрт должен существовать хотя бы для того, чтобы в сравнении с ним выделялся ангел. И, конечно же, чтобы у людей оставался выбор пути. Ведь, как уже было отмечено, история Фауста только частный случай столкновения человека с нечистой силой, тогда как дьявол жил ранее и продолжит свою деятельность впредь. И Мефистофель, на мгновение очарованный пением ангелов и розами, спешит опомниться. «Останусь верен моей натуре и моему происхождению. Благородный чёртов дух будет во мне спасён».

2. Мефистофель: прошлое, настоящее и будущее
Перевернув последнюю страницу драматического произведения, мы остаёмся в лёгком недоумении: отчего Гёте определил жанр своего творения как трагедию. Напротив, после прочтения на сердце становится легко, оживает надежда на торжество высшей справедливости, что сильнее даже договора, скреплённого кровью. Чётко улавливается идея раскаяния, которое никогда не бывает слишком поздним, и прощения, даруемого вопреки козням злых сил.
Но в книге присутствует важнейшая черта, по определению присущая трагическому произведению: принципиальная неразрешимость конфликта. Ведь история противостояния тёмных и светлых начал стара, как мироздание. Гёте показал нам лишь частный случай возможного её завершения.
Неоднократно, явно или скрытно, под видом потаённых мыслей или облачённым в телесную оболочку, появлялся в мировой литературе хитрый демон. С образом дьявола мы встречаемся в Библии, в первой же книги Ветхого завета. Адам признал, что ему и Еве не удалось справиться с проделками искусителя: «Жена сказала: змей обольстил меня…» . Так уже первые люди столкнулись с опасным коварством Лукавого. Встреча эта, проверяющая стойкость духа, верность божественному началу, веками будет повторяться в судьбах их потомков. Отныне добро и зло вступили в непрерывную войну, а душа была выбрана ареной их битвы.
Общения с бесом-соблазнителем не избежал даже Христос, которого тот трижды пытался увлечь сладкими обещаниями. Разумеется, сын Господа в отличие от слабой духом Евы устоял и не предал свет. «Тогда оставляет его диавол, и се, Ангелы приступили и служили ему» .Но в судьбе каждого человека, каждого книжного героя, подвергающегося испытанию дьявольским искушением, разыгрывается всякий раз заново эта драма с одинаковой завязкой. Исход же её зависит от многих обстоятельств, и различные интерпретации раскрывают эту вечную проблему.
В литературе всех стран и наций с незапамятных времён существовал и обрабатывался сюжет, в котором изображалась борьба хороших человеческих качеств с дурными. В средневековой традиции добро представало в облике обыкновенного смертного, а зло - сатаны, ищущего людской погибели. Известно, что Гёте в своей трагедии опирался на распространённое сказание, по которому человек продавал чёрту свою душу, и в обмен на удовольствия земной жизни обрекал себя на загробные муки. Идея и фабула перекликаются со множеством произведений, как народных, так и авторских, являвшихся выразителем то сознания поколения или эпохи, то субъективной концепции определённого писателя.
Борьба за человеческую душу развёртывается в поэме Лермонтова «Демон». Герой её по натуре сродни Мефистофелю; кроме того, мы наблюдаем сходство в элементах сюжета: ангелы отвоёвывают девушку, погубленную дьяволом. Но необыкновенно то обстоятельство, что объектом внимания здесь выступает не человек, обычно одержимый противоречиями, а сатана, чья природа мечется и преломляется, познав несвойственное и неприемлемое ему чувство - любовь. Демон изменяет своей сущности, забывая о предназначении, предписанном ему традицией.
Он слов коварных искушенья
Найти в уме своём не мог…
Столкновение противоположных начал происходит в непривычной обстановке, что удваивает интерес читателя. Ведь даже если конфликт между добром и злом разворачивается во внутреннем мире человека, всегда остаётся интригой, на чьей стороне будет победа. Но когда Дьявол, от природы наделённый исключительно отрицательными характеристиками, вдруг предстаёт «любить готовый, с душой открытой для добра»,это странное, противоестественное явление приводит в замешательство.
Сам герой, исполненный глубоких противоречий, потрясён и растерян оттого, что свет просочился в его погружённое в кромешный мрак сердце.
Я тот, чей взор надежду губит,
Я тот, кого никто не любит,
Я бич рабов своих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, - я у ног твоих!
Поэма производит тяжёлое и гнетущее впечатление. Ангелы способны позаботиться о людях, но им не изменить сущность сатаны. Фауст у Гёте и Тамара у Лермонтова обращаются к свету, но Демону закрыта эта дорога. Трагизм его в том, что, в отличие от Мефистофеля, вполне довольного своей грубой порочной натурой, этот романтический герой поставил себя перед выбором, который он не в силах совершить.

Ещё одна история, непременно приходящая на ум в связи с вступлением человека в контакт с нечистью - небезызвестный роман Булгакова. Маргарита в точности как Фауст соглашается на сделку с демонической силой. «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтоб только узнать, жив он или нет?..» Но в данном контексте читатель отнюдь не желает ей образумиться и предотвратить страшные последствия. Очевидно, что Воланду можно и нужно доверять, в его благосклонности для неё единственное спасение. Если у Гёте за душу доктора ручался Владыко, следивший за ним даже в тяжелейшие минуты, а Мефистофель при всём его могуществе испрашивал разрешения на право искушать грешника, теперь мы имеем иную расстановку сил. В лице Воланда перед нами вырастает всемогущий властелин Земли. Иешуа, чей образ в книге соответствует личности Иисуса, присылает своего ученика смиренно просить распорядиться судьбами героев.
Похоже, что в сознании человечества с течением времени произошла эволюция фигуры сатаны. Предшественник Мефистофеля в Библии был повержен Христом. «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола». Наследник же его правит миром, причём, стоит признать, правит весьма неплохо. Фраза из «Фауста», вынесенная в эпиграф, раскрывается в романе, пожалуй, более точно, нежели в самом первоисточнике. Пришедший в сопровождении таинственной свиты, чтобы сеять вокруг себя хаос и смуту, Воланд оборачивается неким вершителем правосудия, раздающим каждому по заслугам. Подлецы и мошенники оказываются поражены собственными пороками, превращёнными в оружие против них. Главные же персонажи за свою любовь и преданность своим идеалам удостаиваются награды.
Любопытно также провести параллель между балом сатаны в романе Булгакова и аналогичными ему мероприятиями, описанными у Гёте. Воланд на знаменитом ежегодном шабаше выступает инициатором, организатором и полновластным хозяином. Тогда как Мефистофель на Вальпургиевой ночи не более чем гость, хотя и довольно уважаемый.
Фауст. Ну, а сам-то ты как намерен уда явиться? Колдуном или чёртом?
Мефистофель. Путешествовать инкогнито мне не новость; но в такой торжественный день без орденов явиться нельзя. Орденом Подвязки 5степени колено моё, правда, не украшено; но зато здесь точно такой же почёт лошадиному копыту. Смотри, смотри: ползёт улитка. Она своими щупальцами почуяла, что я здесь не из заурядных. Скрываться, как видишь, мне нельзя, если бы я этого даже захотел.

Как явственно следует из этой цитаты, пусть Мефистофель и является одним из бессчётного сонма подобной ему нечисти, он всё же в восхищении от готовящегося праздника. Совсем иначе относится он к классической Вальпургиевой ночи, участником которой ему пришлось сделаться по милости Фауста.
Между этими двумя сценами большое различие по содержанию. Картины Брокенской ночи предполагаются действительно происходящими, а античное действо не более чем призрачное видение, повторяющееся раз в год на Фарсальских полях. Как в зеркале, в нём отражаются давно прошедшие события, независимо от эпохи. Неудивительно, если Мефистофель опасается, не ускользнёт ли Фауст из-под его власти, поскольку в далёком древнем мире средневековый чёрт утрачивает свою мощь. Впрочем, это не единственная причина, по которой ему некомфортно в обществе фантастических существ, приглашённых на классическую Вальпургиеву ночь. «Чем больше брожу я среди этих огней, тем больше чувствую себя здесь чужим! <...> Конечно, не можем похвастать особой нравственностью и мы; но античную безнравственность нахожу я чересчур животрепещущею». Мефистофель, до глубины своей демонической души оскорблённый претендовавшей на родство с ним уродливой Эмпузой, ощущал себя лишним и жаловался на неверное, по его мнению, отношение к злу. В древности не существовало столь чёткого разделения на дурное и праведное, как это произошло в Средневековье. Античные боги одержимы подчас низменными страстями, они мстительны и завистливы. Мрачные и развратные существа либо слишком ничтожны, как мойры или сирены, чтобы иметь право составлять антитезу с прекрасным светом, либо играют свою роль, пусть малоприятную, но незаменимую. Ведь агрессивный Арес, сеющий всюду раздор, полезен как покровитель военного искусства. Аид принимает в подземное царство не только грешников, которым уготована кара, но всех умерших.
Таким образом, сравнив Мефистофеля с его собратьями, рождавшимися по пером писателей раньше или позднее него, отметим, что отнюдь не однозначным бывало восприятие одного и того же по своей сути персонажа; к разному поведению обязывала и его переменчивая ситуация.

3. Мефистофель среди нас
В образе дьявола, кочующего в мировой литературе из произведения в произведение, заключён особый смысл. Недаром этот герой, трансформируясь в зависимости от эпохи и народа, никогда не устаревает, и избитый, на первый взгляд, сюжет с его участием с интересом перечитывается, обсуждается и истолковывается во все времена.
Вероятно, лукавый бес занимает прочное место в человеческом сознании. В трагедии Владыко произнёс неоспоримую истину: «Заблуждаться при жизни в своих стремлениях - судьба всех людей». Не каждый строго придерживается принципов совести, ведь гораздо проще поддаться соблазну и согласиться на поддержку, так любезно предлагаемую. Мефистофель, какие бы маски он ни примерял, отличается коммуникабельностью: он готов очутиться рядом, стоит лишь остановиться на перепутье, и броситься исполнять любой приказ по первому требованию… не предупреждая, правда, о последствиях. Владыко же наблюдает за нами сквозь заоблачную даль, предпочитая дать человеку свободу и не вмешиваться без крайней необходимости.
Демон должен быть обаятельным, иначе ему в плен не отдавались бы добровольно. «Ни в ком зло не бывает так привлекательно» , написала в романе «Герой нашего времени» Вера. В самом деле, понимая разумом, что следует стремиться к свету, с негодованием отвергая сети тьмы, мы порой испытываем непреодолимую, необъяснимую склонность к пороку. Недаром, адресуя чему-то похвалу, люди привыкли называть это «чертовски прекрасным». Прочно вошло в обиход выражение «продать душу дьяволу». Подразумевая стремление к некой вожделенной цели, мало кто, машинально повторяя фразеологизм в сослагательном наклонении, отдаёт себе отчёт о его первоначальном смысле, воскрешающем в памяти страшный договор, скреплённый кровью доктора Фауста.
Удивительно обнаруживать столько бессознательной симпатии к демону в человеческом мировоззрении. Ведь если Бог стоит несоизмеримо выше, а дьявол лишь предатель-змей, казалось бы, навсегда поверженный Иисусом, почему до сих пор продолжает смущать он души? Более того, на основании романа Булгакова, сочинённого в ХХ веке, складывается ощущение, что влияние дьявола заметно возросло по сравнению с девятнадцатым столетием, когда Фауст ещё осмеливался назвать своего адского помощника «помесью грязи и огня».
Загадки и парадоксы связаны с этой таинственной фигурой. Очевидно, что если за тысячелетия существования людей чёрт не был истреблён безвозвратно и даже не потерял своё могущество, значимость его роли не следует преуменьшать. Владыко, веривший в Фауста, в прологе всё-таки кинул его на растерзание Мефистофелю, попросившего дать ему шанс погубить учёного. Герои Булгакова свету, который должен обладать естественной магией притяжения, предпочитают покой. Данте, выстраивая свою концепцию устройства Вселенной и желая выразить огромнейшее презрение к падшему ангелу, поместил владыку ада Дита в самый центр планеты, словно в насмешку указав тем самым, что на нём держится Земля. А имя Люцифер означает в переводе «светоносный».
Смешение ценностей и смещение ориентиров невольно назревают в людском мышлении. Быть может, всё в мире относительно, и прав был Мефистофель, что, сам того не подозревая и не намереваясь, он совершает добрые деяния. Тогда как, наоборот, благими намерениями вымощёна дорога в ад.

Зло жизненно необходимо нам как критерий нравственного выбора, и, вопреки бессчётным противоречиям, остаются незыблемыми полярные полюса. Верно охарактеризует своё сатаническое предназначение Воланд: «…что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени?» Действительно, только на фоне чёрного видим мы всю яркость белого цвета. В противном случае нас окружала бы блеклая серость.

Заключение, или вернёмся к нашему Мефистофелю
Дьявол всегда находил себе место в человеческом сознании. Мы уже выяснили, что Мефистофель имел в литературе как «предков» (прообраз библейского диавола, тёмные силы из древнегреческих мифов, прототип из средневековых преданий), так и «потомков», наиболее ярким и знаменитым из которых посчастливилось стать мессиру Воланду.
Но что же в таком случае выделяет героя Гёте из длинной вереницы нечисти, заполоняющей страницы стольких книг? Что придаёт ему его уникальность и неповторимость среди собратьев, заставляя с особым вниманием и почётом относиться именно к этому персонажу?
Ряд специфических черт делает трагедию «Фауст» единственной в своём роде. Мы уже отмечали некоторую необычность в идеологическом построении сюжета. Большинство авторов, стремящихся предостеречь читателя от порока, избирают средством для этого изображение возмездия, постигающего того, кто ослушается Божьего закона, поддавшись лукавому искусителю. Гёте же избрал метод от противного, продемонстрировав всемогущество добра и света. Мефистофель, несмотря на все старания похвалиться своей дьявольской гнусностью, в финале предстаёт безобидным и обескураженным, упустившим душу, за которой тщетно охотился на протяжении шести актов, да ещё и обсыпанным розами ангелов.
В целом нельзя не признать, что, хотя задумано представить персонажа носителем совокупности типичных пороков, писатель сумел изобразить его самобытной фигурой, наделённой индивидуальным характером. Мефистофель не лишён обаяния, перед которым трудно устоять не только Фаусту, но и читателю. Он неподражаем, намереваясь послать неугодного собеседника к чёрту, «если б только не был чёртом сам». Он невольно вызывает умиление, рассуждая о нравственности с видом знатока и смея упрекать в распущенности население античного мира. Чувство юмора, граничащее с тонкой иронией, сочетается в нём с угрозами и вероломством.
В противоборстве тьмы и света до сих пор не удаётся поставить точку. Но в этой летописи из пёстрых повестей и легенд история доктора Фауста и дьявола Мефистофеля - история с трагическим конфликтом, но счастливым концом - составляет, безусловно, одну из лучших страниц.

Похожие публикации