Скульптура льва, фасадный декор. История и этнология

Музей изобразительного искусства им. Пушкина был первым, который я посетил в студенческие годы. Ныне он зовется ГМИИ. На том месте, где возрожден храм Христа Спасителя, существовал открытый бассейн «Москва», куда нашу группу и отправили сдавать зачеты по плаванию. Поплавали, помылись, переоделись; назад я шел пешком в сторону Арбата и впервые увидел знаменитый двор, портал, мощные колонны перед входом. В ближайшую субботу и состоялся мой первый ознакомительный визит. Сколько их было потом — не сосчитать, но гораздо больше, чем в Третьяковку. Вот тогда я увидел и отчетливо запомнил скульптуру пожилого человека в длинной рубахе, с обрывком веревки на шее и огромным ключом в руках. В его глазах читался вызов и непокорность. Таким Жана д’Эра, бургомистр города Кале, создал Огюст Роден. К этой скульптуре я ещё вернусь в конце поста. А сейчас чуть-чуть истории.

1346 г. Бушует столетняя война — предки англичан и французов времени на войн не жалели. И начал её английский король Эдуар III Плантагенет, тридцати четырех лет от роду, женатый. Он совсем недавно оседлал королевский трон, для чего ему пришлось казнить любовника матери Роджера Мортимера. Войска англичан осадили крепость Кале — город-порт на берегу пролива Па-де-Кале, ближайший к английскому побережью. Король был воодушевлен августовской 1346 года победой над французами в битве при Кресси и надеялся на скорый успех. Дело, однако, затянулось: защитники Кале оборонялись упорно и долго. И лишь после полного истощения сил, запасов оружия и продовольствия, зашла речь о капитуляции. Раздосадованный длинной осадой Эдуар III выставил жесткие условия горожанам. Шестеро из них, надев простые рубахи, босые, с обнаженными головами и с веревками на шее — по мыло не упоминалось — должны были встретить его у главных ворот города и вручить ключи. Затем их повесят. По обычаям войны тех лет. В противном случае — ну, вы понимаете.

Итак, их должно было быть шестеро, пришедших на собственную казнь. Под колокольный звон на ратушной площади собрались обессиленные горожане. Бургомистр огласил требования короля. Первым вышел вперед самый знатный и состоятельный гражданин Эсташ де Сен-Пьер. К нему присоединились Жан д’Эр, братья Жан и Пьер де Виссан, Андрьед Андр и Жан ди Фиенн — опять-таки богатые и влиятельные люди. Добровольно согласившиеся на муку, ради того, чтобы не подвергать экзекуции своих сограждан и избежать разрушения города.

Они шли, отдавая себе отчет, что их ждет кончина на виселице, под крики и свист обозленных победителей. Смерть, скорее всего, будет мученической, а над телами ещё и надругаются.

Всё? Казнь и конец? Не тут-то было. На сцене появляется непременная участница средневековых трагедий — женщина. В нашем случае Филиппа де Авен, графиня Геннегау. Но это в девичестве, а в 1346 г. - законная супруга их победителя Эдуара III, мать девятерых его детей. Двое из которых, увы, умерли сразу после родов. Их брак длился уже восемнадцать лет и, по свидетельству современников, был счастливым. Мало того, королева Филиппа ждала очередного, десятого ребенка и находилась тут же, в лагере своего супруга.

— Сир! — обратилась она к супругу. — Сир! Я умоляю вас пощадить этих людей! В противном случае мне, вашей супруге, придется стать на колени! Прямо здесь и сейчас!

Мог ли устоять король перед такой просьбой обожаемой им супруги? Конечно нет! Он проявил милость и был вознагражден супругой — она родила ему дочь Маргарет. И это был не последний подарок — всего супруги сотворили четырнадцать детей за сорок один год совместной жизни. Как видим, они честно исполняли свой супружеский долг.

Злы языки поговаривают, что к старости королева Филиппа располнела, стала часто болеть и Эдуар больше времени уделял придворной даме Алисе Перрерс. Может и так — королям порой необходимо поговорить по душам с посторонними людьми. Им нужны полезные советы. Ведь тот же Эдуар III в 1348 году учредил знаменитый орден Подвязки — ну не самому же ему пришла в голову эта идея!

Добровольные мученики города Кале были помилованы королем, который, кстати говоря, не отличался мягкосердечием и даже получил от современников прозвище «Злой». Их дальнейшая судьба историков мало интересовала — должно быть, они в почете и благополучии доживали свой век в том же Кале. Хотя им и их потомкам пришлось уживаться с оккупантами еще много лет — только в 1558 г. Кале был взят войсками герцога де Гиза.

О поступке достойнейших граждан Кале вспомнили в середине 19 века. Горечь поражений, которую вновь испытали французы, на сей раз от соседей из Германии, потребовала некой моральной компенсации. В муниципалитете города не было приличной суммы денег; мэр Кале Деваврин организовал сбор средств по подписке и заказал скульптуру Эсташа де Сен-Пьера молодому скульптору Родену. Последний, ознакомившись с хрониками Жана Фруассара, вылепил группу из шестерых фигур, включив в неё всех действующих лиц. Работа была закончена в 1889 г. и была восторженно встречена публикой. После ряда доделок она в 1895 г. была установлена в Кале. Авторские копии можно увидеть также в Лондоне и Париже. В 1924 году по воле автора скульптуру избавили от пьедестала — они стали на один уровень со зрителями.

Кому обязан ГМИИ гипсовой фигурой Жана д’Эра? Михаилу Павловичу Рябушинскому, потомственному москвичу, из купцов, коллекционеру и меценату. Судите сами: картины Д. Г. Левицкого, В. А.Тропинина, В. А.Серова, А. Н.Бенуа, В. М.Васнецова, М. А.Врубеля, А. Я.Головина, П. В.Кузнецова, Б. М.Кустодиева, С. В.Малютина, И. Е Репина, М. С.Сарьяна, К. А.Сомова, И. Э.Грабаря, В. Е.Маковского, В. Д.Поленова, В. В.Верещагина были собраны в особняке Саввы Тимофеевича Морозова на Спиридоновке 17. А ведь были еще творения П. Боннара, Э. Дега, К. Писарро, К. Моне, К. Коро…

В 1924 году эта коллекция стала достоянием советского государства. Сам же Михаил Рябушинский провел последние годы в нищете и умер в 1960 году в лондонской больнице для бедняков.

Увы — не всякие благородные дела завершаются благополучно.

Всем известно имя великого французского скульптора Огюста Родена. При упоминании его сразу встают перед глазами «Мыслитель», «Ева», «Вечная весна», «Поцелуй». Особое место в его творчестве занимает скульптурная группа «Граждане Кале».


Нет больше той любви, чем если
кто положит душу свою за други своя.
Ин. 15,13

Что чувствует человек, который ради жизни других людей добровольно идет на смерть? Что происходит в душе героя, когда он совершает подвиг? На эти вопросы ответил Огюст Роден (1840-1917), создав скульптурную группу «Граждане Кале», — и тем самым совершил революцию в монументальной скульптуре.

Устоявшаяся ко второй половине XIX века традиция требовала от произведений этого жанра прежде всего величия. Герой (как правило, один) должен был возвышаться над зрителями и вызывать чувство гордости и восхищения. Памятник не предполагал изображения душевных переживаний запечатленного. Именно в таком традиционном ключе муниципалитет французского города Кале решил увековечить память Эсташа де Сен-Пьера, одного из героев Столетней войны. Шел 1845 год. За выполнение заказа взялся известный в то время скульптор Давид Анжерский, но дело не было завершено. Анжерский умер, ни его ученики, ни другие скульпторы не сумели довести задумку до конца, тем более что и у города возникли проблемы с финансами. Проект замер почти на сорок лет.

К тому времени, когда у муниципалитета города Кале родилась идея создания памятника, Огюсту Родену было всего пять лет от роду. Он был сыном простого служащего, учился сперва в церковной школе, затем - в средней. Мальчик рано обнаружил художественные пристрастия, и родители поощряли его интерес к искусству. Огюст часто ходил в Лувр. Знакомясь с шедеврами, он учился у мастеров прошлого. Мальчик хотел заниматься живописью, но препятствием стала бедность. Краски и холсты стоили дорого, зато бумага и карандаш были доступны скудным финансам Родена. Поэтому он сосредоточился на рисунке, делая бесконечные копии с шедевров, набивая руку. После окончания средней школы Роден трижды пытался поступить в Высшую художественную школу Парижа, и трижды его не принимали! Однако Огюст обладал поразительным упорством и терпением. Он ощущал в себе силы, поэтому был уверен в своем предназначении.

Когда Родену было 22 года, случилось несчастье. Любимая младшая сестра, монахиня, с которой Роден был очень близок, умерла. Горе подкосило Огюста. Он удалился в монастырь. Здесь он создал свою первую серьезную вещь: бюст основателя монастыря отца Эмара. Занятие творчеством вернуло юношу к жизни, он возвратился в мир и начал свой путь скульптора.

Со временем Роден из слухов узнал о незавершенном памятнике в Кале. Он уже был известным художником, признанным не только во Франции. Уже были созданы «Мыслитель», «Ева», шла работа над грандиозными «Вратами ада»… Четко определился стержень его творчества - философский поиск смысла человеческой жизни, выражения ее сущности как вечной борьбы между добром и злом, хаосом и порядком, разрушением и созиданием. Родена интересовали сильные чувства, ситуации крайнего выбора. По сути, он выражал мысль об ответственности человека за все, что творится в мире, - то, что потом нашло свое воплощение в философии экзистенциализма. Загоревшись идеей памятника в Кале, Роден ознакомился с «Хрониками» Жана Фруассара. История, которую он узнал, поразила его.

В начале Столетней войны англичане весьма успешно продвигались вглубь Франции. Но попытка взять ключевую крепость Кале провалилась - город оказал упорное сопротивление. Англичане начали осаду, которая длилась почти год. Наконец стало ясно, что французам не продержаться: в городе закончились все запасы пищи - жители съели даже крыс. В ходе переговоров о сдаче крепости англичане выдвинули ультиматум: город не будет разрушен и жителей пощадят, если шесть самых именитых граждан Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, передадут им ключи от города. Этих шестерых казнят, но больше жертв не будет.

Колокол на Ратушной площади созвал жителей на общее собрание. Бургомистр огласил требование англичан, и тогда самый знатный житель города, Эсташ де Сен-Пьер, первым сделал шаг вперед. За ним последовали Жан д’Эр, братья Жан и Пьер де Виссан, Андрьед Андр и Жан ди Фиенн - богатые и уважаемые горожане. Они сделали все так, как требовал противник - надели на шеи петли и вышли за городские ворота, неся ключи.

Мысль о том, что памятник должен быть посвящен не только Эсташу де Сен-Пьеру, но всем шестерым героям, стала ясна Родену сразу. Это был сюжет, в котором можно было показать то, что так волновало художника - человека в высшем проявлении его сущности. Шесть героев, шесть личностей, каждый со своим характером, и то, что объединяет их всех - долг, самопожертвование, сознание скорой гибели. Показать момент прощания - с людьми, с городом, с жизнью - со всеми нюансами чувств, в движении фигур, единым ансамблем, было очень интересной задачей. Однако муниципалитет настаивал на единичной фигуре. Главной причиной упорства городских властей была ограниченность в финансах. Тогда Роден, воодушевленный идеей именно групповой композиции, согласился на гонорар, полагавшийся за единичную фигуру.

Разумеется, не было и речи о том, чтобы просто продолжить проект Давида Анжерского. Роден предложил свой проект, и он принципиально отличался от всего, что было раньше в монументальной скульптуре. Все четыре года, в которые Огюст Роден работал над произведением, он вел борьбу с заказчиком за право реализовать свой замысел. Сперва он с большим трудом убедил муниципалитет в необходимости групповой композиции. Затем заказчик предъявил претензии по поводу внешнего вида фигур, найдя его «жалким и оскорбительным». Членам муниципалитета хотелось бы видеть их изящно одетыми, в гордой позе - как и полагается памятнику. Роден же изобразил почти всех персонажей полуобнаженными, с опущенными головами, к тому же размер фигур не превышал двух метров.

В искусстве скульптуры обнаженное тело является одним из важнейших выразителей внутреннего мира личности. Напряжение мышц, динамика жестов - все это зеркало, в котором отражается душа. Как и великого Микеланджело, Родена в большей степени привлекала фактура мужского тела. В нем можно четче, чем в женском, выразить идею силы, показать человека, берущего на себя тяготы ответственности за жизнь и смерть, за все, что происходит в мире. «Бронзовый век», «Мыслитель» - произведения, являющиеся в этом смысле знаковыми. Они показывают человека в его развитии - от первых шагов взрослости, когда в нем еще только пробуждаются силы, к размышлениям зрелой личности, в полной мере осознающей противоречивость бытия.

«Граждан Кале» можно рассматривать в определенном смысле как развитие концепции «Мыслителя». В «Мыслителе» мы видим в первую очередь концентрацию интеллектуальной и физической мощи человека, где умственное напряжение показано в гармонии с телесным. В этом смысле обнаженная натура является единственно приемлемым решением. А в «Гражданах» можно говорить о концентрации моральных сил, которые выявлены в самый драматический момент жизни - в момент осознания неизбежности гибели. Роден с потрясающим тактом сочетал в этой скульптуре одетые и обнаженные фигуры. Ниспадающие одеяния подчеркивают монументальность памятника, в то время как обнаженные фрагменты выражают идею жертвенности и подчеркивают трагизм сюжета. Герои идут, босые, по неровной земле навстречу гибели, каждый из них думает о своем, но вся группа объединена единым порывом и общим пафосом спасения и прощания. Выражения лиц и жесты каждого несут богатство смыслов, дополняя друг друга и создавая общее настроение.

Роден хотел, чтобы памятник был установлен на очень низком постаменте и не был огражден, чтобы зрители могли общаться с произведением с близкого расстояния. В этом и был художественный замысел мастера: он хотел максимально приблизить фигуры к зрителю, создать ощущение близости и реальности происходящего. Подойдя к памятнику, любой человек мог бы внимательно рассмотреть как всю композицию в целом, так и отдельные фрагменты. Полное представление о произведении можно получить, только обойдя его кругом. Очень низкий постамент и не более чем двухметровые фигуры позволили бы зрителям вглядеться в лица изображенных, буквально заглянуть им в глаза.

Однако власти города ни в какую не соглашались с этим требованием художника…

Когда Роден завершил работу над произведением, возникла еще одна проблема - у города не было денег на отливку памятника в бронзе. Впору было опустить руки, но Роден умел ждать. Ждать пришлось более пяти лет. Томящиеся в конюшне (в мастерской не было места) «Граждане Кале» взбудоражили общественное мнение. Все, кто видел произведение, испытывали потрясение… Наконец была объявлена общенациональная лотерея в пользу памятника; кроме того, министерство искусства выделило дотацию, и средства на отливку были собраны.

Открытие памятника состоялось 3 июня 1895 года при большом стечении народа и стало одним из важнейших культурных событий Франции тех лет. Родену пришлось уступить муниципальным властям, настоявшим на высоком постаменте и ограждении. Кроме того, он уступил им и в вопросе о месте установки памятника - вместо Ратушной площади его поставили на площади Ришелье. По большому счету, это стало не столь важным на фоне главного: композиция была, наконец, представлена на всеобщее обозрение.

Эффект превзошел все ожидания. Даже на высоком постаменте, за оградой, «Граждане Кале» поражали своей человечностью и воспринимались как свои, родные и близкие люди, из любви жертвующие собой. Это был памятник, воспевающий силу человеческого духа, трагичный и трогательный одновременно. Он проникал в самое сердце, вызывая в душах катарсис.

Когда началась Первая мировая война, композицию спрятали, и потом, следуя желанию скульптора, поставили ее на низком постаменте на площади перед старой ратушей, где она находится и сейчас.

«Граждане Кале» стали вехой в жизни и творчестве Огюста Родена. Это произведение - результат глубоких размышлений мастера о природе подвига и самопожертвования. За время работы над композицией скульптор так сроднился со своими героями, что уже не представлял себе жизни без них. Поэтому он отлил экземпляр памятника на свои средства и установил его во дворе своей парижской мастерской. Сейчас здесь Музей Родена. Еще один авторский экземпляр был отлит по просьбе и на средства английского правительства и установлен в центре Лондона. Англичане просили мастера об этом небезосновательно. Чтобы понять - почему, стоит еще раз вернуться к событиям 1347 года.

Граждане Кале, босые, с обнаженными головами, с петлями на шеях, стояли перед английским королем Эдуардом III. Он уже отдал приказ казнить их. И тогда его беременная жена, королева Филиппа, потрясенная мужеством шестерых героев, бросилась перед королем на колени. Она умоляла мужа пощадить приговоренных, во имя их еще не рожденного ребенка. Эдуард III не смог отказать любимой жене. Гражданам Кале оставили жизнь и отпустили на свободу.

Таким образом, теперь шедевром Родена можно любоваться в трех городах - в Кале, Париже и Лондоне, и каждый экземпляр является авторским.

Кроме того, были отлиты отдельные фрагменты композиции, их можно видеть в музеях разных стран. Есть они и в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.

Осада Кале

Основная статья: Осада Кале

Роден работал над группой из шести фигур с 1884 по 1888 годы. По тем временам роденовское исполнение памятника казалось крайне спорным. Заказчики ожидали скульптуру в виде одной фигуры, символизировавшей Юсташа де Сен-Пьера. Кроме того до Родена памятники запечатлевали героические победы и с постамента господствовали над зрителями. Роден же настоял на отказе от постамента , дабы фигуры находились на одном уровне со зрителями (хотя они выполнены несколько больше человеческого роста).

Впервые памятник был представлен публике в 1889 году и был встречен почти всеобщим восхищением. Ещё несколько лет прошло, прежде чем он был установлен в Кале: церемония открытия состоялась в 1895 году. Однако по настоянию городских властей он был установлен на традиционном пьедестале и с оградой. Воля скульптора, согласно которой «Граждане Кале» должны были быть размещены на земле, была исполнена только после его смерти, в 1924 году .

В продолжение XX века копии роденовской скульптурной группы появились во многих городах мира, включая Париж и Лондон .

Драматическое звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряженности героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов.

Примечания

Литература

  • Bernard Champigneulle Rodin. - London: Thames and Hudson, 1999. - 285 p. - ISBN 0500200610
  • Magali Domain, Les Six Bourgeois de Calais , La Voix du Nord, 2001
  • Jean-Marie Moeglin, Les Bourgeois de Calais, essai sur un mythe historique , Albin Michel, 2002

Координаты : 51°29′51″ с. ш. 0°07′29.5″ з. д.  /  51.4975° с. ш. 0.124861° з. д. (G) (O) 51.4975 , -0.124861


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Граждане Кале" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Кале (значения). Город Кале Calais 300px Флаг Герб … Википедия

    Кале - (Calais)Calais, конечный пункт ж. д. паромного сообщения через пролив Ла Манш, в департаменте Па де Кале на С. З. Франции; 75840 жителей (1990). В 1347г. после длительной осады К. был захвачен английским королем Эдуардом III. От разрушения город… … Страны мира. Словарь

    Запрос «Роден» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Франсуа Огюст Рене Роден François Auguste René Rodin … Википедия

    - (rodin) Огюст (1840, Париж – 1917, Медон, Франция), французский скульптор. Работал в 1857 58 гг. каменотёсом у А. Каррье Беллеза, затем начал заниматься скульптурой. Первое значительное произведение Родена «Человек со сломанным носом» (1864),… … Художественная энциклопедия

    - (Rodin) (1840 1917), французский скульптор. Смелость пластических исканий, жизненность образов, энергичную живописную лепку, текучесть формы (роднящие творчество Родена с импрессионизмом) сочетал с драматизмом замысла, стремлением к философским… … Энциклопедический словарь

    - (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854 57) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В …

    - (Kaiser) (1878 1945), немецкий драматург экспрессионист. Драмы: историческая («Граждане Кале», 1914), социально критическая («Газ», 1918 1920), мистико романтическая («Дважды Оливер», 1926), антимилитаристская («Солдат Танака», 1940). Комедии. *… … Энциклопедический словарь

    Один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества. Обращенный в основном к прошлому, И. ж. включает также изображения недавних событий,… … Большая советская энциклопедия

Огюст Роден (François-Auguste-René Rodin) родился 12 ноября 1840 года. Юный Роден любил ходить в Лувр и рисовать античные скульптуры. А годы спустя его собственное творчество будет считаться одним из интереснейших и значительнейших явлений в истории мирового искусства.

Разрушив застывшие академические традиции, Огюст Роден считается одним из основоположников современной скульптуры. Самыми известными работами талантливого француза считаются скульптуры «Мыслитель», «Граждане Кале» и «Поцелуй». В честь 175-летия со дня рождения скульптора мы подробнее расскажем о каждой из них.

«Мыслитель» (Le Penseur), 1880—1882 гг.

Одна из самых известных скульптурных работ Огюста Родена сегодня экспонируется в музее Родена в Париже.

В истории скульптуры часто изображался человек, который находится в мыслительном процессе. Но «Мыслитель» Родена не похожа ни на одну из ранее созданных пластических форм. По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада» по мотивам «Божественной комедии».

В 1880 году правительство поручило Родену оформить центральный вход в строящийся Музей декоративного искусства в Париже. Над этой работой мастер работал почти до конца жизни, назвав её «Вратами ада», которые стали величайшим творением Родена. В процессе работы над семиметровыми «Вратами ада» он создал множество композиций (более 180 различных фигур), некоторые из которых впоследствии стали самостоятельными произведениями.

Со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца. Моделью для него послужил (как и для многих других работ этого скульптора) Жан Бо (Jean Baud)- француз, мускулистый боксер, который выступал в основном в Париже. Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов..

Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене.

Через четыре года скульптура была отлита в бронзе и увеличена до 181 см. Ее в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне. А в 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон.

К тому же существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру.

Граждане Кале, 1884-1888

Данная бронзовая скульптура посвящена одному из эпизодов Столетней войны.

После одержанной в 1346 году победы при Креси английский король Эдуард III осадил ключевую французскую крепость Кале. Осада продолжалась почти год. Попытки французов прорвать блокаду провалились. Наконец, когда голод принудил горожан к началу переговоров о сдаче, английский король потребовал выдать ему шесть наиболее знатных граждан, намереваясь предать их казни в назидание остальным.

Первым вызвался отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей, Юсташ де Сен-Пьер. Его примеру последовали и другие. По требованию короля добровольцы должны были вынести навстречу ему ключи от Кале нагими, с повязанными вокруг шеи верёвками. Это требование было исполнено. Английская королева Филиппа исполнилась жалостью к этим исхудавшим людям и во имя своего нерождённого ребёнка вымолила перед супругом для них прощение.

Долго вынашивалась идея создать монумент в честь выдающихся французов, пока мэр Кале Деваврин наконец не организовал сбор средств на памятник по подписке и заказал скульптуру Родену.

Роден настоял на отказе от постамента, чтобы фигуры находились на одном уровне со зрителями, которые впервые увидели его в 1889 году. Но все же по настоянию городских властей он был установлен на традиционном пьедестале и с оградой. Идея скульптора была реализована только после его смерти в 1924 году.

« Поцелуй» , 1889

Э. А. Бурдель сказал «Не было и не будет мастера, способного вложить в глину, бронзу и мрамор порыв плоти более проникновенно и напряженно, чем это сделал Роден». Говорил он это о мраморной скульптуре, созданной и представленной Роденом в 1889 году на Всемирной выставке в Париже.

Хотя сперва данная скульптура также являлась частью рельефной группы, украшающей большие бронзовые скульптурные ворота Врата Ада, вскоре она была оттуда изъята. Но называлась она тогда вовсе не «Поцелуй», а «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы 13-го века, чьё имя увековечила Божественная комедия Данте.

Женщина полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Вскоре они были убиты, собственно, мужем. Кстати, любовники на самом деле не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Свое современное название «Поцелуй» (Le Baiser) скульптура получила от критиков, впервые увидевших её в 1887 г.

Как горожане Кале пожертвовали собой, чтобы спасти город

Осада крепостей и городов в Средневековье было очень сложной задачей. Причем как для тех, кто сидел в осаде, так и для тех, кто оборонялся. Невесело было всем, вопрос был только в том, кто кого пересидит.
4 сентября 1346 года, после разгрома французской армии у Креси, англичане под командованием короля Эдуарда III начали осаду порта и города Кале. Так как город был удобным портом, он просто позарез был нужен Эдуарду, чтобы продолжать войну во Франции. Кале был окружен двойным крепостным рвом, а также крепкие стены, построенные около 100 лет назад. Кроме основных стен, на северо-западе города имелась цитадель со своим рвом и дополнительными укреплениями. Город был заманчивой целью, но очевидно, что его осада была непростой задачей. Но англичане даже не представляли себе, насколько непростой.
После того, как Кале был осажден и англичане оценили по достоинству городские стены, Эдуард запросил дополнительную подмогу из Англии и Фландрии. Французский король Филипп VI после того, как его армия понесла огромные потери при Креси, больше не рвался встречаться с армией англичан в правильном сражении, да и сил у него не было. В итоге линии снабжения английской армии остались не перерезанной. Но и Эдуард не смог помешать помощи, которую в Кале подвозили с моря.
В ноябре к городу притащили пушки, построили катапульты, собрали штурмовые лестницы. Но все труды оказались напрасными, городские стены пробить не получилось. Эдуард отчаялся взять город штурмом и в феврале 1347 года перешел к правильной осаде, заодно привлек и флот, заблокировав город как с суши, так и с моря. Только один французский конвой смог пробиться в город.
Но французский король тоже продолжал держаться поблизости, так что расслаблять англичанам было некогда. Весной обе армии получили дополнительные подкрепления, но французы так и не смогли потеснить английскую армию, находящуюся на удачной позиции между болотами.
К июню удалось почти полностью прервать снабжение Кале пищей и пресной водой. Для того, чтобы сохранить возможность оборонять город, из него изгнали 500 детей и стариков, чтобы оставшиеся взрослые мужчины и женщины смогли выжить и продолжать оборону.
По поводу изгнанных есть разные мнения. Французская версия говорит о том, что англичане не пропустили изгнанников и те умерли у крепостных стен от голода. Но есть и другие сведения - фламандский летописец Жан Ле Бель писал, что Эдуард III проявил благородство и был милосерден к изгнанным - не только пропустил их, но и дал каждому по небольшой денежной сумме.
1 августа, исчерпав все силы обороняться и продержавшись больше года, город зажег сигнальные огни, сообщая о готовности сдаться. Эдуард согласился, при условии, что ключи от города принесут 6 самых знатных горожан, которых казнят за неподчинение.
Собирался ли он на самом деле казнить горожан или нет - спорный вопрос. В Средние века сдачи крепостей часто проходили в форме театральных представлений. Тем более, что Эдуард на полном серьезе считал себя французским королем и имел на это достаточно веские права. А следовательно вполне мог казнить тех, кто сопротивлялся ему, но не казнил. Как считается, из-за того, что его жена очень сильно, чуть ли не упав на колени, попросила не убивать горожан. Само собой, такие вещи продумываются заранее, так что скорее всего, это был хорошо срежиссированный спектакль.
Тем более, что следом большинство горожан изгнали из Кале, так как те, кто мог открыть ворота французскому королю в крепости были не нужны. А Кале станет важной английской крепостью на долгое время, вплоть до 1558 года, пока ее не отвоют обратно. Отсюда будут отправляться многие рейды англичан в Столетнюю войну, а еще - обеспечиваться торговля с Фландрией. Кале будет настолько важен для Англии, что пост коменданта этого города будет поручаться только самым важным и на самом деле прославившимся сановникам.

Похожие публикации