Сообщение о 1 русском художнике. Самые известные русские художники

>Биографии художников

Краткая биография Виктора Васнецова

Васнецов Виктор Михайлович­ - выдающийся русский художник-живописец; один из основоположников русского модерна. Васнецов был также архитектором и увлекался фольклорной живописью. Родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял, расположенном в Вятской губернии. Отец будущего художника был священником. Помимо Виктора, в семье было еще пятеро детей. Младший брат Аполлинарий был также известен в художественных кругах. Фамилия Васнецовых имела древне-вятские истоки.

Талант у мальчика проявился в раннем возрасте, но в связи с отсутствием денег, его отдали в духовное училище, а затем семинарию. Детей священников в такие заведения принимали бесплатно. В 19-летнем возрасте Васнецов, оставив на полпути семинарию, уехал поступать в петербургскую Академию художеств. Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. В Петербурге он смог отточить свое мастерство в области живописи.

Впервые работы молодого художника были представлены на одной из академических выставок в 1869 году. Уже в его ранних картинах отслеживался авторский почерк и склонность к стилю модерн. В 1878 году Виктор Михайлович переехал в Москву, где он выработал иллюстративно-фольклорную направленность. Все свои лучшие произведения художник создал именно в этом городе. Он рисовал полотна на исторические темы, былинных богатырей, персонажей русских сказок.

Искусство Васнецова не осталось незамеченным, поэтому его работы украшали страницы таких журналов как «Мир искусства». Его творчество оказало большое влияние на художников периода модерн и членов Абрамцевского кружка. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле». Помимо этого он спроектировал фасад Третьяковской галереи, собственного дома-мастерской, галерею Цветкова и многие другие здания в городе. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.

Через десять лет кропотливой работы его стали почитать как великого русского иконописца. Однако пиком его творческой карьеры стала картина «Три богатыря», представленная на личной выставке художника в 1899 году. Умер В. М. Васнецов в 1926 году в своей московской мастерской. До конца жизни он не выпускал из своих рук кисть. Последнее, над чем он работал, это портрет его друга и ученика Нестерова.

Художник происходил из довольно древнего и богатого купеческого рода Шишкиных. Родился в Елабуге в 1832 году 13 (25) января. Его отец был довольно известным в городе зажиточным купцом. Он постарался дать сыну хорошее образование.

Образование

С 12 лет Шишкин обучался в Первой казанской гимназии, а в 20 лет поступил в Московское училище живописи. После его окончания (в 1857 году) продолжил обучение в Императорской Академии художеств в качестве ученика профессора С. М. Воробьёва. Уже в это время Шишкину нравилось рисовать пейзажи. Он много путешествовал по окрестностям Северной столицы, бывал на Валааме. Красота суровой северной природы будет вдохновлять его всю жизнь.

В 1861 году за счет Академии он отправился в поездку за границу и некоторое время обучался в Мюнхене, Цюрихе, Женеве, Дюссельдорфе. Там он познакомился с работами Бенно, Ф. Адамова, Ф. Диде, А. Калама. Поездка продолжалась до 1866 года. К этому времени на родине Шишкин за свое творчество уже получил звание академика.

Возвращение на родину и пик карьеры

Вернувшись на родину, Шишкин продолжал совершенствовать пейзажную технику. Он много путешествовал по России, выставлялся в Академии, принимал участие в работе Товарищества передвижных выставок, много рисуя пером (эту технику художник освоил будучи за границей). Он также продолжил работать с гравировкой «царской водкой», примкнув в 1870 к кружку санкт-петербургских аквафортистов. Его репутация была безупречной. Он считался лучшим пейзажистом и гравером своего времени. В 1873 году он стал профессором Академии Художеств (получил звание за картину «Лесная глушь»).

Семья

Вбиографии Шишкинасказано, что художник был дважды женат, причем первым браком на сестре художника Ф. А. Васильева, а вторым браком – на своей ученице, О. А. Лагоде. От двух браков у него было 4 детей, из которых до зрелого возраста дожили лишь две дочери: Лидия и Ксения.

Умер художник в 1898 году (внезапно). Сначала его похоронили на Смоленском кладбище, но потом прах и надгробие перенесли на кладбище Александро-Невской Лавры.

Другие варианты биографии

  • Год рождения художника точно не известен. Данные биографов разнятся (от 1831 до 1835 года). Но в официальных биографиях принято указывать 1832 год.
  • Художник великолепно рисовал карандашом и пером. Его работы, выполненные пером, очень нравились европейской публике. Многие из них хранятся в Художественной галерее в Дюссельдорфе.
  • Шишкин был отличным натуралистом. Именно поэтому его работы столь реалистичны, ель похожа на ель, а сосна на сосну. Он отлично знал русскую природу вообще и русский лес в частности.
  • Самая известная работа художника «Утро в сосновом бору» была создана в соавторстве с К. Савицким. Чуть раньше этой картины была написана другая, «Туман в сосновом бору», которая так понравилась авторам, что они решили переписать ее, включив некую жанровую сцену. Вдохновлялись мастера поездкой по девственным вологодским лесам.
  • Самая большая коллекция работ Шишкина хранится в Третьяковской галерее, чуть меньше – в Русском музее. Большое количество рисунков и сделанных художником гравюр находится в частных коллекциях. Интересно, что сборник фотографий гравюр Шишкина был выпущен

Вторая половина 19 века, это самое яркое и насыщенное время, в отношении русского изобразительного искусства, где главными героями - начинателями являются - наши отечественные художники передвижники, уставшие от академической монополии и жаждущие реформ и свободы выбора.

Стремление к независимому творчеству, сблизило многих живописцев по разным идейным позициям, главным из которых, было отторжение навязанного академизма, с его примитивными целями и направлением, относящиеся к различной мифологии с декоративным подтекстом и бутафорией. Цель была простая, создание композиций на свободную тему, которая бы раскрывала и отражала реальную жизнь русских людей, тем самым сблизить искусство с простым народом.

И наконец, в 1863 году около 14 выпускников академии художеств своим твердым решением, отказались исполнять дипломную работу, опять же все, на тему мифологии - Пир на Валгалле. Во главе с И. Крамским, художники настойчиво требовали писать свои работы на свободную тематику. Конечно, строгий устав академии, не под каким видом не позволял таких вольностей и им было отказано. Глядя на все это, многие талантливые и решительные студенты демонстративно покинули это заведение.

Оказавшиеся в такой ситуации, группа художников во главе с Крамским приняла решение, создать свой, независимый союз или артель живописцев и писать работы на свободные темы. Однако, просуществовал он не очень долго, около 7 лет. И только в 1870 году было создано более серьезное объединение, известное по ныне товарищество ТПХВ, способное устраивать передвижные художественные выставки по разным городам России, с картинами, которые, истинно отражали реальную жизнь народа, быт простых крестьян, красоту русских окраин.

Известные художники. ТПХВ

(1837 - 1887) Иван Крамской замечательный мастер портретного жанра, Портрет неизвестной прекрасной незнакомки, И. И. Шишкина и др. Его знаменитая картина Христос в пустыне вызвала бурю эмоций и долго не утихавшую полемику. Известный живописец, один из главных реформаторов в искусстве, известный своей анти академической деятельностью, пропагандирующий в пользу свободного развития молодых живописцев. Крамской главный учредитель и основатель ТПХВ. (1834-1882) . Его знаменитые картины Чаепитие в Мытищах , Приезд станового на следствие, Картины кисти Перова проникнуты подлинным трагизмом: Старики-родители на могиле сына, очень трогательная картина Тройка , Птицелов , Последний кабак у заставы, Приезд гувернантки в купеческий дом , картина Рыболов , также очень популярно полотно Охотники на привале . которая и в наши дни считается самой обсуждаемой и любимой всеми охотниками. (1830-1897) Прекрасный пейзажист, мастер лирического русского пейзажа, его знаменитая картина Грачи прилетели , Его другие работы не менее популярные Лесная дорога , У ворот монастыря, Весенний день . После Саврасова Лирический пейзаж набрал пик популярности и у других его коллег. Саврасов раскрыл в своих картинах всю тонкую красоту русского пейзажа с необычайным лиризмоми, таинством бытия, что перевернуло всякие представления у современников о родной русской природе.

(1832-1898) Знаменитые картины Ивана Шишкина: Утро в сосновом бору , Сосновый бор . Рожь , Ручей в лесу , картина о холодном крае На севере диком , один из любимых этюдов Сосны освещенные солнцем . Парк в Павловске , красиво проработанная в деталях картина, Зима , с богатыми светотеневыми контрастами, В лесу графини Мордвиновой. Петергоф , Корабельная роща и множество других. Знаменитый и уникальный мастер по лесным пейзажам, (1844-1930) Знаменитые полотна кисти Ильи Репина. Бурлаки на Волге Крестный ход в Курской губернии , Письмо запорожцев , Иван Грозный убивает своего сына , Не ждали и др. Портреты Льва Николаевича Толстого , военного инженера А. И. Дельвига , композиторы Мусоргский , В. А. Репиной , Третьякова П. М . Стрекоза . Картины и портреты Репина отличаются своей разносторонностью, он написал ряд монументальных жанровых полотен, получивших огромную популярность у современников. (1831-1894) Один из руководителей и организаторов Товарищества передвижных выставок. Одна из заметных его работ Что есть истина?, Христос и Пилат , в те времена картина подверглась критике духовенства, за что была снята с выставки. Также были запретны его другие работы: Работы Суд синедриона. "Повинен смерти!, Распятие, просто не допускались к выставкам и запрещались к демонстрации. Позже он порвал свое творчество из за монополии академизма. . (1844-1927) Самыми заметными работами Поленов засветился в таких замечательных картинах как, "Московский дворик ", "Заросший пруд ", Золотая осень и картину Бабушкин сад , После этих работ он стал полноправным членом союза передвижников. Прекрасный мастер оставивший значительное наследиев русской пейзажной живописи 19 и 20 века, отличающейся трогательным эмоциональным восприятием и яркой насыщенностью колорита красок. Творческий потенциал Поленова был склонен к эпическому видению пейзажа (1848-1926) Знаменитый мастер - живописец. Его известные работы в этом жанре: Ковер самолет , одна из самых популярных в народе Три богатыря , Витязь на рапутье , Аленушка , очень прекрасное полотно задуманное по сказке Иван-царевич на сером волке , Царь Иван Грозный , Баян , Снегурочка и многие другие. Многие эти полотна сыграли огромную роль в развитии русской национальной живописи. В составе передвижников с 1878 года.


(1848-1916) Замечательный русский живописец, его знаменитые работыБоярыня Морозова , Утро стрелецкой казни , Меньшиков в Березове , картина Покорение Ермаком Сибири и , Среди трагических его работ выделяется веселая и праздничная картина Взятие снежного городка . Суриков очень хорошо знавший русский быт и нравы прошедших эпох. Во многих своих произведениях он избрал трагические фрагменты русской истории. (1850-1873) Творчество этого молодого и очень талантливого мастера прожившего небольшую, короткую жизнь, обогатило русскую живопись многими пейзажами, такими как Мокрый луг , Оттепель,В крымских горах, ярко в осенних тонах написана Картина болото и много других. Васильев смог показать в своих работах природу переходного состояния от унылой непогоды к солнечному состоянию. Любимые мотивы в его полотнах, это Богом забытые проселки, овраги, ухабы, вросшие в землю крестьянские ветхие домишки. (1841-1910) Знаменитые полотна Куинджи Лунная ночь на Днепре , привлекает спокойным величием природы, Днепр утром , Березовая роща -В своих произведениях, он показал русскую природу в доселе невиданном приеме написания картин, раскрывающий возвышенный образ пейзажей, сверкающие необычным колоритом и контрастом чистых красок и света. Лучи света пробивающийся сквозь туман играющие в лужицах на раскисших дорогах. (1860-1900) Великолепный мастер тихих и спокойных пейзажей. Осенний день Сокольники , Хмурый день, Вечерний звон После дождя, и передающая яркое осеннее настроение Золотая осень также очаровывают его композиции Над вечным покоем , Вечер, Весна. Большая вода , Тихая обител и Озеро , Одуванчики . Работы Левитана требуют внимательной вдумчивости их нельзя быстро рассмотреть не осмыслив замысла автора.Он очень любил свою родную природу, часто уединялся с ней находя понимание ее красоты. (1839-1915) За свою творческую биографию создал ряд работ, среди которых множество полотен из повседневной жизни крестьян Дети бегущие от грозы , Жница, Крестьянский обед в поле. Русский живописец, представитель классического академизма. Олицетворял в себе человека погруженного в мир красивого и изящного, знаток человеческого психологизма и утонченных чувств. Его портреты, Боярыня у окна. В.А.Морозова, Портрет Александра II и много других. (1846-1920) Замечательный русский живописец, в своем жизненном творчестве всегда был поклонником бытового жанра. Несколько из известных его полотен, это композиции о русской нищете в деревнях (1858-1923) Русский живописец, академик академии художеств, с 1888 года вступил в союз передвижников, и на этой выставке картина Степанова Лоси принесла ему значительный успех.Художественный стиль Степанова привлекает своей уникальной эскизностью при ограниченном использовании цвета красок его палитры, тем не менее его мазки обладают прозрачностью, колорит его полотен не уступает И. Левитану, поэтому, как и у Левитана его пейзажи еще называют пейзажами настроения.

Творчество передвижников привлекало многих живописцев идейной стороной изобразительного искусства, многие пытались раскрыть ранее запрещенную тему о жизни угнетенного крестьянства, под гнетом разнузданной власти дворянства и помещиков. Все произведения писались по воображению и с натуры, в стиле жанровой живописи, постепенно раскрывая до селе невиданные в академии композиционные приемы и размах различных характеристик в работе.

В 1871 году, 16 художников подготовились продемонстрировать первые свои достижения на выставке В Санкт-Петербурге, состоявшейся в самой академии художеств, а позже началась передвижка полотен по таким городам, как, Москва, Киев и Харьков. Все эти выставки были очень успешны и давали огромный стимул для самих авторов и конечно развитию культуры в России. Результаты работ живописцев правдиво отражали саму действительность в портретных жанрах, в пейзажах и конечно полотна с характерными признаками исторического направления, которое и наделало много шума, начиная от недовольных богачей и заканчивая более демократичной публикой, желающей реформ в обществе.

Также всему этому движению помогало спонсорство меценатов, одним из которых засветился Третьяков П. М., скупавший картины у многих мастеров и собравший в последствии целую Третьяковскую галерею, и подаренную позже государству. Также в распространении живописной пропаганды, некоторую положительную роль сыграл известный критик того времени Стасов В. В. В течении 50 лет таких передвижных выставок насчитывалось уже около 47 и конечно, на них всегда преобладал реалистический стиль письма.

В заключении, можно сказать, что, вторая половина 19 века охарактеризовала себя, как золотое время изобразительного искусства в России и все это благодаря смелости и решительности товарищества, известных ныне художников, оставившие нам в наследство все это богатство, которое, сегодня воочию можно увидеть в различных музеях.



Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) – русский художник, прославившийся изображениями исторических, фольклорных сцен.

Биография Виктора Васнецова

Родился Васнецов 3 мая 1848 года в небольшом селе Вятской губернии в семье священника. Образование в биографии Васнецова было получено в Вятской духовной семинарии. А вот художественный стиль Васнецова усовершенствовался во время обучения в школе художеств Петербурга. Завершающим моментом обучения было окончание Академии художеств в 1873 году.

По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом - в выставках передвижников.

Член мамонтовского кружка в Абрамцево.

В 1893 году Васнецов становится действительным членом Академии Художеств. После 1905 года был близок к Союзу русского народа, хотя и не был его членом, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».

В 1912 ему было пожаловано «дворянское Российской Империи достоинство со всем нисходящим потомством».

В 1915 году участвовал в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.

Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

Творчество Васнецова

В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн.

На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).

Позже главным направлением становится былинно-историческое - «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван-Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).


В конце 1890-х годов все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения (храм Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира, росписи храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

Васнецов работал в коллективе художников, оформлявших интерьер храма-памятника Александра Невского в Софии.

После 1917 года Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кощей Бессмертный» (1917-1926).

О том, какую злую шутку может сыграть с человеком неуверенность в себе, свидетельствует один факт из биографии В.М. Васнецова.

Приехав из далекой Сибири поступать в Санкт-Петербургскую Академию художеств, молодой человек очень волновался. На экзамене он нарисовал все, что было задано, и начал оглядываться по сторонам. К ужасу своему он заметил, что стоящий за соседним мольбертом абитуриент скептически разглядывает его рисунок и даже откровенно усмехается, чуть ли не смеется.

«Все - провалился!» - решил Васнецов и пришел в такое отчаяние, что даже не стал узнавать результаты экзамена. Проведя несколько дней в чужом городе, будущий художник поступил в Рисовальную школу И.Н. Крамского в надежде еще подучиться и попытать счастья на следующий год.

Каково же было его изумление, когда, снова придя подавать документы в Академию художеств, он выяснил, что поступил еще в первый раз и уже год числится на первом курсе!

Библиография

  • Кульженко С. В. Соборъ Св. Равноапостольнаго Князя Владимира въ Киеве. - Киев: Издательство С.В.Кульженко, 1898.
  • Бахревский В. А. Виктор Васнецов. - М.: Молодая гвардия, 1989. - (Жизнь замечательных людей). - ISBN 5-235-00367-5.
  • Бутина Н. Ю. Васнецов Виктор Михайлович: Послесловие // Журнал Московской Патриархии. - 1994 . - № 7/8. - С. 124-125.
  • Иовлева Л. И. Виктор Михайлович Васнецов. - Л.: Художник РСФСР, 1964. - 56 с. - (Народная библиотечка по искусству). - 20 000 экз.
  • Кудрявцева Л. Васнецов. - М.: Белый город, 1999. - ISBN 5-7793-0163-8.
Похожие публикации