Биография Шопена и его творчество. Какие произведения написал Шопен? Слушаем лучшие произведения великого шопена Самые известные произведения шопена

Фридерик Шопен, полное имя - Фридерик Францишек Шопен (польск. Fryderyk Franciszek Chopin, также польск. Szopen); полное имя во франц. транскрипции - Фредерик Франсуа Шопен (фр. Frédéric François Chopin) (1 марта (по другим данным, 22 февраля) 1810, деревня Желязова-Воля, близ Варшавы - 17 октября 1849, Париж) - польский композитор и пианист.

В зрелые годы (с 1831) жил и работал во Франции. Один из ведущих представителей западноевропейского музыкального романтизма, основоположник польской национальной композиторской школы. Оказал значительное влияние на мировую музыку.

Поэт и душа фортепиано

Фридерика Шопена называют поэтом и душой фортепиано. Почти все свое творчество, за исключением нескольких произведений для других инструментов, голоса и оркестра, он посвятил именно фортепиано.

Весомое место в наследии Шопена занимают ноктюрны – мечтательные, лиричные, бурные, страстные, скорбные и строгие - все они очень любимы в музыкальном мире. Ноктюрны Шопена часто появляются в фильмах, сериалах, компьютерных играх и песнях.

Легато на фортепиано

Легато - приём игры на музыкальном инструменте, при котором один звук плавно и без пауз переходит в следующий. На скрипке для этого достаточно не отрывать смычок от струн. Но разве возможно исполнить легато на фортепиано, с его отдельными клавишами?

В поисках совершенства, Шопен выработал собственную технику игры на фортепиано, с мягкими касаниями и нажатиями, "перетекающими" из одной клавиши в другую. И требовал от своих учеников достичь искусства управлять звуками.

Живое чудо фольварков, парков, рощ, могил...

В стихи б я внес дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Борис Пастернак. "Во всем мне хочется дойти до самой сути"

Шопен и Жорж Санд

В течение 10 лет у композитора был роман с французской писательницей Жорж Санд. Отношения с Шопеном нашли своё отражение в романе Жорж Санд «Лукреция Флориани».

В 2002 году вышел фильм "Шопен. Желание любви" (реж. Ежи Антчак) о любви польского пианиста и композитора Фредерика Шопена и французской писательницы Жорж Санд. Помимо самой истории, почти каждую минуту в фильме звучат все лучшие произведения Шопена в исключительном исполнении Януша Олейничака и других музыкантов.

На вечере у баронессы де Ротшильд Фредерика Шопена знакомят с Ференцем Листом , и оба композитора быстро становятся друзьями. Слава польского пианиста-виртуоза и композитора Фредерика Шопена растёт, он выступает в лучшем концертном зале Парижа - в зале Плейель. В течение нескольких сезонов Шопен становится настоящей звездой концертных площадок, у него появляется много учеников, его финансовое положение улучшается. На одном из вечеров Шопена знакомят с другой знаменитостью Парижа: популярной писательницей Жорж Санд...

Фридерик Шопен. Основные произведения (19)

Представлены наиболее известные сочинения. Если Вы не обнаружили в списке известную композицию, пожалуйста, укажите ее в комментариях, чтобы мы могли добавить произведение в список.

Произведения упорядочены по с учетом популярности (узнаваемости) - от наиболее популярных к менее популярным. В целях ознакомления предлагается наиболее известный фрагмент каждой мелодии.

  • № 11: Фридерик Шопен "Этюд ля минор (Зимний ветер), соч. 25 № 11"
    Классика для знатоков

    Двенадцать этюдов, соч. 25. Этюд ля минор № 11. Одно из самых гениальных героико-трагических созданий Шопена

  • № 12: Фридерик Шопен "Этюд фа минор, соч. 25 № 2"
    Классика для знатоков

    Фильм "Место встречи изменить нельзя" (1975):
    Шарапов (играет этюд фа минор Шопена)
    Промокашка: - Это и я так могу...
    Шарапов: - А чё ж сыграть то?
    Промокашка: - Мурку!

  • № 13: Фридерик Шопен "Прелюдия № 4 ми минор"
    Классика для знатоков
  • № 14: Фридерик Шопен "Бриллиантовый вальс"
    Классика для знатоков*
  • № 15: Фридерик Шопен "Ноктюрн № 2 ми-бемоль мажор"
    Классика для знатоков*

Frederic Chopin (Фредерик Франсуа Шопен) – основатель польской школы игры на фортепиано и великий композитор, известный своей романтической музыкой. Его творчество оказало огромное влияние на мировую культуру: фортепианные сочинения Шопена остаются непревзойденными в пианистическом искусстве. Композитор предпочитал играть на фортепиано в небольших музыкальных салонах, за всю жизнь у него было не более 30 музыкальных концертов.

Фредерик Шопен родился в 1810 году в деревне Желязова-Воля рядом с Варшавой, его отец был из простой семьи и жил в графском имении, где воспитывал детей хозяина. Мать Шопена хорошо пела и играла на фортепиано, именно от нее будущий композитор получил первые музыкальные впечатления.

Фредерик уже в раннем детстве проявлял музыкальный талант, причем в семье это всячески поддерживалось. Как и Моцарт, юный Шопен был по-настоящему одержимым музыкой и показывал бесконечную фантазию в импровизациях. Чуткий и впечатлительный мальчик мог расплакаться при звуках чьей-то игры на пианино или вскочить ночью с постели для того, чтобы наиграть приснившуюся мелодию.

В 1818 году Шопена в местной газете назвали настоящим музыкальным гением, и посетовали на то, что в Варшаве он привлекает не так много внимания, как это было бы в Германии или Франции. С 7 лет Шопен начал всерьез заниматься музыкой с пианистом Войцехом Живным. К 12-ти годам Фредерик уже не уступал лучшим польским пианистам, и наставник отказался от занятий, потому что больше не мог его ничему научить. Следующим учителем Шопена стал композитор Юзеф Эльснер.

Юный Шопен за счет княжеского покровительства попал в высшее общество, в котором был благосклонно принят из-за своих изысканных манер и обаятельной внешности. После окончания варшавского училища будущий композитор побывал в Праге, Берлине и Дрездене, где без устали приобщался к искусству на концертах, в оперных театрах и картинных галереях.

В 1829 году Фредерик Шопен начал давать выступления в крупных городах. Он навсегда покинул родную Варшаву и очень тосковал по ней, а после начавшегося в Польше восстания за независимость даже хотел поехать на родину и вступить в ряды бойцов. Уже в дороге Шопен узнал, что восстание подавлено, а его руководитель пленен. С болью в сердце композитор оказался в Париже, где после первого же концерта его ждал большой успех. Через какое-то время Шопен начал преподавать игру на фортепиано, чем занимался с большим удовольствием.

В 1837 году у Фредерика Шопена случился первый приступ легочной болезни, современные исследователи считают, что это был туберкулез. В это же время композитор расстался с невестой и влюбился в Жорж Санд, с которой прожил 10 лет. Это были непростые отношения, осложненные болезнью, но многие известные произведения Шопена были написаны именно в тот период на испанском острове Майорка.

В 1947 году произошел болезненный разрыв с Жорж Санд, и Шопен вскоре уехал в Лондон, чтобы сменить обстановку. Это путешествие для него оказалось последним: личные переживания, напряженная работа и сырой британский климат окончательно подорвали его силы.

В 1849 году Шопен вернулся в Париж, где вскоре скончался. На похороны композитора собрались тысячи поклонников. По желанию композитора, на церемонии прощания был сыгран «Реквием» Моцарта.

В 1810 году 1-го марта в 60-ти километрах от Варшавы в маленькой деревушке Желязова-Воля родился один из величайших композиторов мира - . С детских лет он больше жизни любил музыку, а родители поощряли его увлечённость. Вообще семья Шопенов была довольно музыкальна. Старшая сестра, например, которая была очень дружна с братом, также неплохо владела фортепиано. У талантливого мальчика был свой учитель музыки чех, Живный, который со временем стал очень близким другом семьи. Он один из первых разглядел в ребенке талант и безусловно положительно повлиял на развитие его музыкальных способностей.

Уже в 8-мь лет Фредерик начал заниматься музыкальным творчеством. В январском выпуске "Варшавского дневника" даже упомянули одно из первых его произведений - полонез, посвященный графине Скарбек.

Вот с таких заметок, а еще отзывов тех кто слышал игру маленького Фредерика и начала расти популярность будущего великого музыканта.

Практически каждый день у дома останавливались роскошные кареты для того чтобы увезти мальчика выступать в дом какого-нибудь знаменитого в Варшаве человека, где он мог бы импровизировать перед восхищенной публикой.

В совсем молодом возрасте музыканту посчастливилось встретиться с некоторыми виртуозами того времени, которые останавливались в Варшаве на пути в Петербург. Так он присутствовал на концерте Паганини и даже сыграл для Каталани, которая подарила ему золотые часы в знак признания его таланта.

С 1823 года он учится в Варшавском лицее, который успешно заканчивает в 1926-ом. Параллельно с этим занимается изучением с Юзефом Эльснером (это директор и дирижер оперы).

Как отмечают близкие Фредерика мальчик обладал талантами не только к музыке, но и к актёрскому мастерству, а также любил рисовать и писать стихи. Особенно хорошо ему давалось подражание, он мог правдоподобно изобразить любого человека, его мимику жесты, причём получалось очень достоверно. Таким образом, он в шутку изображал манеры игры, поведение виртуозов того времени, доставляя немало удовольствия окружающим.

Фредерик Шопен, обучение в Варшаве

Следующий шаг - учеба в Главной школе в Варшаве. В 15-ть лет умирает сестра Шопена и он полностью отдается учебе после этой трагедии. 1827-1828 годы - стали для музыканта одними из самых успешных в творческом плане. В 1927 - 1928 годах создается множество произведений, с которыми позже композитор будет покорять музыкальные вершины.

Шопен в этот период часто , играя везде где его только просили, Юзеф Эльснер характеризовал своего одаренного ученика как "музыкальный гений". А вот как один из современников описывал внешность Фредерика: "Невысокий рост, слабое сложение и впалая грудь...лоб его был высокий и очень красивый, глаза выразительные и кроткие, с первого взгляда в них не было ничего особенного, но если приглядеться можно было увидеть что-то не от мира сего. Темные, густые вьющиеся волосы с небольшим оттенком рыжего. Нос был крупный и придавал его лицу какую-то значительность. Был подвижен, обладал остроумием и колкостью в беседе. Однако, относился с нежностью и уважением к родным и близким. Родителей же не забывал никогда, даже на пике своей славы."

В 1828-ом отец отправил сына за границу со своим другом, профессором зоологии Феликсом Яроцким, которого пригласили в Берлин на съезд естествоиспытателей. Фредерик, за время пребывания в столице, приобрел опыт общения с высококультурными людьми, знатоками музыки, а также имел возможность чуть ли не каждый день ходить в оперу. Также на обратном пути сам князь Антони Радзивилл пригласил композитора к себе во дворец дабы услышать игру молодого виртуоза.

Дом где родился Фредерик Шопен. Был восстановлен и теперь здесь даются концерты посвященные великому композитору

Шопен остался весьма доволен поездкой, которая не только помогла завести знакомство с интеллигентными людьми, но и расширила представления о музыке. Уже дома в Варшаве его постоянно приглашали на светские рауты, он был просто нарасхват. Правда, как сам Фредерик пишет в письме своему другу Титусу Войцеховскому: "за неделю не удалось ничего написать ни для людей ни для бога"- так он был занят. Также он часто ездил в загородную резиденцию Антони Радзивилла, который горячо ценил его талант.

Однако, не только аристократические круги воспитывали молодого композитора, ведь в то время обстановка в Варшаве была не спокойна, совсем недавно она снова стала столицей Польши, потеряв этот статус после разгрома восстания Костюшко в 1875-ом.

Теперь Польша находилась под правлением деспотичного Константина и фактически потеряла свою независимость как государства. Такие условия породили революционно-освободительное движение. Варшава не стала исключением, люди здесь были настроены весьма патриотично, сыграв свою роль в восстании 1830-го года. Даты судьбоносной для Фредерика - в этом году ему предстояло навсегда покинуть родной дом. Однако перед этим случилось еще одно важное событие - поездка в Вену, ставшая, благодаря таким именам как Бетховен, Гайдн, столицей музыки. Его приняли очень тепло, о чем позаботился бывший профессор органной музыки в Варшаве - Вильгельм Вюрфель. Вюрфель же устроил там первые концерты Шопена, послужившие значительным подспорьем в плане "продвижения" композитора. Благодаря им стал известным на всю Вену и приобрел концертный опыт.

Вернувшись домой, Фредерик начал строить планы на счет своего будущего, ему хотелось продолжить образование за границей, но на это требовались деньги. А чем как не публичными выступлениями можно было заработать? Первый концерт в Варшаве состоялся весной 1830-го года и был принят конечно же очень тепло, Шопен исполнил тогда Концерт фа минор (оп.21), фантазию си-бемоль мажор на польские темы (оп. 13).

В этот период в произведениях отражалась не только драматическая ситуация, в которой жила вся Польша, но и его личные чувства к своему идеалу. Идеалом этим была певица Констанция Гладковская, учившаяся в консерватории Варшавы. Возможно чувство к ней возникло у Фредерика на показательном концерте в апреле 1829 года, где Гладковская с успехом солировала.

Именно своей первой любви композитор посвятил адажио из концерта фа минор, а также, приступил к сочинению концерта ми минор. Свои чувства он от всех тщательно скрывал. 21 июля 1830-го состоялось дебютное выступление Гладковской в Варшавской опере, и Фредерик, конечно же, там присутствовал.

Любовь была взаимна. Но у судьбы были другие планы на счет будущего молодых людей и, Шопен, уезжая из Варшавы в ноябре 1830-го, еще не знал, что больше не увидит Констанцию.

Композитор покидал свою страну уже состоявшимся музыкантом, а в саквояже он вез свои произведения, которые помогут ему завоевать Европу.

Список произведений

1. Вариации си-бемоль мажор для фортепиано с оркестром, на тему оперу "Дон Жуан" Моцарта (1827-28 гг.)
2. Соната до минор посвящена Юзефу Эльснеру, написана в 1827-28-годах.
3. Концерт ми минор для фортепиано с оркестром, написан в 1830г.
4. Фантазия ля мажор для фортепиано с оркестром на польские темы, написана в 1829-30 годах.
5.Концерт фа минор для фортепиано с оркестром, написан в 1829 году, посвящен Дельфине Потоцкой.
6. Два Полонеза: до-диез минор, ми-бемоль минор.

Похожие публикации