Поцелуй (Роден). Скульптура «Поцелуй смерти Французский скульптор поцелуй

С детства мечтая стать великим художником и имея в руках лишь карандаш, Огюст Роден (1840-1917) дни напролет копировал редкие шедевры живописи из коллекции Лувра. А после часами бродил по роскошным залам, где была представлена греческая скульптура. Уже тогда в сердце юного Родена началась борьба между живописью и камнем. Время шло, средств на покупку красок ему по прежнему не хватало, и он решил поступить на работу в небольшую мастерскую декоративной скульптуры. Так отсутствие денег определило путь бунтующего гения.

Его искусство, как он сам признавался Камилю Моклеру, пришло к нему не сразу. Он дерзал медленно. Боялся. Затем, по мере того как начал познавать природу, все решительнее стал отбрасывать любые условности. Но именно в той самой мастерской ему впервые открылась – la science du modele – наука лепки. А посвятил его в это таинство некто Констан. Со слов самого Родена, Констан работал в той же мастерской, где он начал постигать скульптуру.

Однажды, видя как Роден лепит из глины капитель, украшенную листьями, Констан остановил его:

«Роден, ты не так берешься за дело. Твои листья плоски, они не кажутся живыми. Постарайся сделать так, чтобы их концы устремились к тебе, тогда получится впечатление выпуклости»

Роден последовал его совету и был поражен результатом.

«Запомни хорошенько мои слова, – продолжал Констан. – Когда ты будешь лепить, никогда не смотри на предмет как на поверхность, постарайся придать ему глубину. Смотри на поверхность только как на завершение объема, как на выпуклость, обращенную к тебе. Только так ты одолеешь науку лепки»

И с той самой минуты, Роден больше не воспринимал части тела как плоские поверхности. Теперь в каждом утолщении торса или членов, он пытался дать почувствовать присутствие мускула или кости. И со временем в его работах объем стал выстраивать линии, а не линии объем.



Сюжет, который говорит сам за себя, возбуждает воображение зрителя без всякой посторонней помощи. Но, открывая широкое поле для фантазии, он ограничивает чувства. А чтобы пробудить чувства и позволить им развиваться до бесконечности, нужен другой важный аспект скульптуры – красочность.

Во многих музейных залах, как правило, свет никуда не годится. Попробуйте включить фонарик на своем смартфоне и поднести его к торсу богини. Вы тут же увидите множество маленьких неровностей. Эти неровности создают световые переливы: блики на груди и густые тени на складках, прозрачную светотень на самых нежных частях, которая, понемногу стушевываясь, распыляется в воздухе. Она то и придает скульптуре волшебный вид живого тела. Красочность и наука лепки всегда идут рука об руку. Красочность – дар Родена-художника перешедший Родену-скульптору. Это не только, венец прекрасной лепки, пробуждающий чувства, но и инструмент способный определять развитие сюжета.

Вот две работы Родена «Поцелуй» и «Рождение весны».

Изначально это были знаменитые влюбленные, Паоло Малатеста и Франческа да Римини. Но, так как эта скульптура сильно выбивалась из группы «Врата Ада», Роден отделил её и назвал «Поцелуй». Если вы видели этот шедевр в мраморе, да еще и при талантливо выставленном свете, согласитесь, от него невозможно оторвать глаз.

Густые и мимолетные, призрачные и стремительные, глубокие и тревожные и, в то же время, слабые и умиротворенные – тени в «Поцелуе» подобны упоительным звукам флейты, арфы, или виолончели. Божественная симфония «белого и чёрного». И как в каждой симфонии все тяготеет к доминанте, так и эта палитра света и тени окутывает таинство любви.

Тень здесь придает композиции интимную камерность. Она же воплощает в себе все чувства, которые влюбленные испытывали друг к другу и могли проявлять в краткие мгновенья уединения и тишины.



В скульптуре «Рождение весны», или «Вечная весна» действует противоположный принцип. Если в «Поцелуе» динамика стремится как бы внутрь, то в «Рождении весны» вот-вот произойдёт большой взрыв, или даже серия взрывов. По сравнению с «Поцелуем», эта скульптура полностью залита светом. Разве что небольшая густая тень под мышкой у мужчины бурно набирает плотность, чтобы снова раздался взрыв. «Рождение весны» – как восходящее солнце, тепло которого струится повсюду. Она будто дышит счастьем. Уже в следующее мгновение в воображении слышатся первые раскаты весеннего грома, пение птиц; разносится запах свежей травы и цветов. А потом легкий дождь, за которым вновь по небу разливается солнечный свет.



Огюст Роден шел в авангарде французского искусства конца XIX начала XX века и, разумеется, подвергался самой жестокой критике. Но именно он установил прочный союз явного и тайного – науки лепки и красочности, – где первая поражала воображение, а вторая пробуждала чувства, раскрывая художественный замысел автора великих произведений.

Особое место в его работах занимали женские фигуры. Они воспевают счастье любви и красоту обнаженного тела. Нередко мы угадываем среди них одну и ту же модель. Мы узнаем ее по изысканности форм, благородству пропорций и линий, грации и изяществу движений. Это – Камилла Клодель. Это ее обнаженное тело украшает заголовок данной статьи. Она была ученицей, музой и любовницей Родена с тех пор, как 1883 году переступила порог его дома. Но как и все женщины, любившие его, заплатила очень дорогую цену. Впрочем, об этом я расскажу вам уже в следующей статье.

Скульптура «Поцелуй смерти» (Kiss of Death Statue) находится на старинном каталонском кладбище Побленоу в Барселоне. Она расположена в одном из дальних уголков кладбища, словно кто-то хотел скрыть её от посторонних глаз.

В 1930 году семья Llaudet оплакивала утрату своего сына и вскоре после похорон на могиле возникло столь оригинальное надгробие. На скульптуре смерть в образе крылатого скелета целует в лоб юношу. Творец этого мрачного шедевра остаётся неизвестным, что добавляет «Поцелую смерти» ещё больше таинственности.

Эпитафией на могиле являются строки великого поэта и священника Вердагера Жасинта, которого впоследствии назвали еретиком и лишили сана за его мистические стихи. Оригинал и перевод эпитафии:

"And his young heart can not help;
In his veins the blood stops and freezes
And encouragement lost faith embraces
Fall feeling the kiss of death.”

"Его юное сердце уже не забьётся;
В венах остановилась и застыла кровь,
И без поддержки погибшей веры, объятья
Падению открывает, чувствуя поцелуй смерти.”

Скульптура вызывает неоднозначные ощущения: между ужасом и восхищением тянется незримая вереница вопросов о вечном. Говорят, именно она вдохновила кинорежиссёра Эрнста Ингмара Бергмана на создание картины «Седьмая печать» - об общении Рыцаря и Смерти.

Возможно Вам будет интересно:

  • подводная статуя
  • скульптура


Огюст Роден «Поцелуй»

Огюст Роден
          "Поцелуй"

Не было и не будет мастера,
способного вложить в глину, бронзу и мрамор
порыв плоти более проникновенно и напряженно,
чем это сделал Роден:»
(Э.-А. Бурдель)

Скульптура «Поцелуй» - одно из самых знаменитых и любимых произведений Огюста Родена. Глядя на прильнувших друг к другу влюбленных, трудно представить себе более выразительное воплощение темы любви. Сколько нежности, целомудрия и одновременно чувственности и страсти в позе этой любовной пары.

В своем творчестве Роден не раз обращался к теме любви. Его группы «Убегающая любовь», «Вечная весна», «Обладание», «Вечный идол» полны гармонии и совершенства. Скульптор выполнял эти произведения в разных материалах, но особенно поэтичны они в мраморе. Благодаря своеобразной обработке камня, контуры скульптуры словно растворяются в воздухе.

В «Поцелуе» мягкая дымка окутывает тело девушки, а по мускулистому торсу юноши скользят вспышки света и тени. Это стремление Родена создать «воздушную атмосферу», игра светотеней, усиливающая эффект движения, сближают его с импрессионистами. Новаторский характер произведений Родена вызывал негодование широкой публики. Когда в 1878 г. скульптор выставил свою первую значительную работу «Бронзовый век», его обвинили в том, что статуя юноши - не что иное, как слепок с натуры, настолько живой она казалась.

Родену пришлось представить документы, фотографии и свидетельства друзей, чтобы доказать абсурдность таких обвинений. Именно с этой скульптуры начались споры вокруг творчества художника, которые сопровождали каждую новую работу. Острую полемику вызвали «Мыслитель», «Граждане Кале», памятники Бальзаку и Гюго.

И все же благодаря поддержке влиятельных друзей, Роден стал получать официальные заказы. В 1880 г. ему было поручено создать монументальные бронзовые двери для Музея декоративных искусств, который предполагалось построить напротив сада Тюильри. Художник сам предложил тему для этого грандиозного проекта, она была навеяна образами «Божественной комедии» Данте. Отсюда и название дверей - «Врата ада».

Однако в ходе работы над «Вратами» скульптор ввел туда образы, связанные с творчеством своего самого любимого поэта Шарля Бодлера, сборник которого «Цветы зла» он иллюстрировал. Эта работа, над которой скульптор трудился всю жизнь, так и не была завершена. Только спустя пятьдесят лет после ее начала и через восемь лет после смерти скульптора в 1917 году «Врата» были отлиты в бронзе. Тем не менее, многие образы этой композиции стали жить самостоятельной жизнью. Так появились «Мыслитель», «Уголино», «Блудный сын» и другие шедевры.

«Поцелуй»

«Поцелуй» тоже был задуман для «Врат», но в окончательный вариант не вошел.
Моделью для «Поцелуя» послужила возлюбленная Родена Камилла Клодель.

Благородная внешность Камиллы, ее изящество и элегантность поразили художника. Несмотря на разницу в возрасте (более двадцати лет) они буквально с первой встречи почувствовали взаимное влечение и духовную близость

Эта красивая и умная девушка из хорошей семьи мечтала стать скульптором. К Родену ее привел скульптор Альфред Буше, у которого она брала уроки ваяния. Их роман был очень эмоциональным и страстным. Несколько лет Камилла была возлюбленной Родена, хотя он не прекращал жить с Роз Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866 года. В 1885 г. Роден взял Клодель помощницей в свою мастерскую, но она создавала и собственные работы, свидетельствующие о ее несомненном таланте.


Именно в годы их близости появляются многочисленные группы страстных любовников. Но с годами отношения Родена и Клодель начинают омрачать ссоры. Камилла понимает, что Огюст не покинет ради нее Роз, и это отравляет ей жизнь. После их разрыва в 1898 году Роден продолжает способствовать карьере Клодель, видя ее талант.

Однако роль «протеже Родена» была ей неприятна, и она отказывается от его помощи. К сожалению, многие работы Камиллы Клодель были утрачены за годы ее болезни, но сохранившиеся доказывают, что прав был Роден, говоря:     «Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное».

Татьяна Балановская, искусствовед,
заведующая отделом Востока Музея западного и восточного искусства

Микеланджело спросили однажды, как удаётся ему ваять столь прекрасные статуи.

— Это очень просто, — отвечал он.
— Глядя на глыбу мрамора, я вижу спрятанную там скульптуру.
Мне остаётся лишь высвободить её, убрав всё лишнее.

В полной мере это можно отнести и кОгюсту Родену - одному из основоположников импрессионизма в скульптуре.

В 1880 году Роден впервые получил заказ от государства — заказ на скульптурный портал, который должен был украсить здание нового Музея декоративного искусства в Париже. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название «Врата Ада". Даже в незавершённом варианте «Врата ада» были отлиты в бронзе, но после смерти ваятеля.

Врата ада

Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе и высеченные в мраморе.

«Мыслитель»- самоеизвестная, узнаваемая скульптура Родена в мировой истории, создавалась как портрет Данте — автора картин ада, из которых Роден черпал образы для своего произведения, порождаемые уже собственным воображением.

Но всё большеинтересовали скульптора лирические, интимные сюжеты. Его работа "Вечная весна" - одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве. Мастер не раз обращался к теме поцелуя, вечной весны, ускользающей любви. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре.

Вечная весна Начало 1900 - х гг.

Его работа "Вечная весна" - одно из самых проникновенных и знаменитых произведений в мировом искусстве на этот сюжет. Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Другие известные произведения: Поцелуй, 1886; Упавшая кариатида, 1882; Ева 1881; Данаида, 1885; Па-де-де, 1908; Статуя Бальзака, 1897.

"В течение своей жизни Роден был и любим и ненавидим - ему была недоступна обычная карьера художника, но он был награжден высшими почестями авторитетов; его топтали, как упавшую клячу, а затем превозносили, как великого новатора; его считали революционером, но принимали в наиболее консервативных кругах. Правительство и официальные учреждения заказывали ему исторические памятники, но потом отказывались от созданных им шедевров. Когда он умер, "Мыслитель" и "Поцелуй" вошли к тому времени во все художественные словари по обе стороны Атлантики."

Поцелуй.1889г. Музей Родена, Париж, Франция.

СКУЛЬПТУРА «ПОЦЕЛУЙ» РОДЕНА

Роден. Он любит и любим.
Его возлюбленная с ним,
И холодность теряет мрамор.
Любви мы видим панораму.
Сюжет из «Ада» Данте взят,
Но воплощён Родена взгляд.

Роден в мужчине зрит себя,
Ваяет женщину, любя
Как нежную свою Камиллу.
Резец любви являет силу.
Рай - на Земле. Что ждёт их Там
Уже не важно. И к устам
Уста прильнули, к телу - тело.
Рука его пока несмело
Касается её бедра.
Теней причудливых игра
Её окутывает нежно,
Она чиста так белоснежно,
Но видится сквозь мрамор - жар,
Она во власти страстных чар…
Её, из Римини Франческу,
За поцелуй ждёт смерть, бесчестье.
По Данте, ей назначен ад.
Роден её из адских врат*
Изъял. Она - его Камилла,
В ней счастье, вдохновенье, сила,
Не ад, а рай любви двоих
И Вечности подарок их.

Скульптура «Поцелуй» Родена
Зовуща, горяча, нетленна.

Инга Пидевич
Скульптура «Поцелуй» должна была стать деталью «Врат ада», но Роден сделал его самостоятельной скульптурой.

Красота обнаженного тела завораживала Родена. Человеческое тело было для скульптора неиссякаемым источником вдохновения и в своих очертаниях и линиях скрывало бесчисленные возможности интерпретации. «Иногда оно напоминает цветок. Изгибы торса похожи на стебель, улыбка груди, головы и сияние волос - словно цветущий венчик… Иногда принимает формы гибкой лианы, кустика, изысканно и дерзко изогнутого… Порою тело выгибается назад, как пружина, прекрасный лук, в который Эрос вкладывает свои невидимые стрелы…» Разгадку каких тайн природы искал великий скульптор в изгибах и формах обнаженного тела?

П оиск едва уловимого, изменчивого, стремление воплотить в столь в камне всю трепетность жизни часто вызывали негативную оценку у зрителя. Портреты Родена разнообразны по характеристике, в них всегда подчеркнута главная, по мнению скульптора, черта модели: изящество и артистизм Далу, ироничность Рошфора, темперамент, вдохновенность Гюго. Интересовали скульптора и лирические, интимные сюжеты.

Вечный идол.1889г Париж.музей Родена.

С 1890 года он работает с натурщицами и просит их не позировать, а вести себя как можно естественнее. Скульптор мечтал поймать и запечатлеть мгновения истины и красоты. Натурщицы были его сообщницами.

Чувственность и эротические фантазии открывал Роден в своих скульптурах, божественную мудрость и тайну творения. «И Бог создал женщину… и создал ее загадочной…» - таков лейтмотив эротических скульптур Родена.

Данаида.1885г.

Жизнь и любовь Родена и Клодель - удивительная история двух художников, в сложном, невероятно драматичном союзе которых все сплелось воедино: страсть, ненависть, творческая ревность. Духовный и энергетический обмен, происходивший между скульпторами, уникален: находясь рядом с Роденом, Камилла не только дарила ему вдохновение, помогала обрести новый стиль и создать шедевры, но и переживала стремительное взросление собственного таланта, превращалась в великого мастера. Красота, молодость, гениальность - все это было принесено ею в жертву возлюбленному.
После расставания с Клодель скульптор остается рядом с преданной, но нелюбимой Розой Бере. Камилла пытается найти спасение в творчестве, однако критика не принимает ее. В порыве отчаяния Клодель уничтожает свои работы. Она погружается во мрак безумия. Душу несчастной испепеляет патологическая ненависть к бывшему учителю, укравшему, как полагала Камилла, ее жизнь и дар.
В новом балете отражены тоска Родена по своей музе, муки его совести и порожденный душевным недугом, насыщенный болезненными наваждениями бред Камиллы, вернее - той безумной эринии, в которую превратила ее безжалостная судьба.
На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии - обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений - вот к чему стремился я, сочиняя новый балет.
Спектакль «Роден» - это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника.

Борис Эйфман

Вероятно, Альфред Буше - наставник Камиллы - руководствовался самыми благими побуждениями, когда привел девушку в мастерскую Родена.

Говорят, что Родена поразили в первую очередь красота и страстность его молоденькой гостьи, а не ее мифические таланты, о которых говорили другие художники.

"Прекрасный лоб над дивными глазами глубокого густо-синего цвета, как у красавиц на портретах кисти Боттичелли; большой, чувственный рот, густая копна золотисто-каштановых волос, спадающих на плечи. Вид, впечатляющий дерзостью, превосходством и... детской веселостью", - описывал сестру Поль Клодель.

Как бы то ни было, Роден согласился пустить девушку в свою мастерскую. При условии, что она будет беспрекословно выполнять любую грязную работу. Ну, и заодно, если уж ей так хочется, может чему-то учиться.

Девушка с радостью согласилась. Она месила глину, убирала осколки гипса, наводила порядок в мастерской. Одновременно впитывала любые советы своего наставника и создавала свои работы.

Как оказалось, Камилла и Огюст были очень близки по стилистике и страстной энергетике. Через некоторое время Роден уже настолько доверял своей ученице и ее талантам, что поручал ей завершать свои собственные скульптуры.

В конце концов, это закончилось тем, чем и должно было закончиться: Камилла стала и любовницей великого мастера, и его моделью.

Огюст Роден восхищался ее совершенным юным телом и как влюбленный мужчина, и как художник. Они наслаждались своей страстью и творческим единением душ. Однако проблема была в том, что Камилла по-прежнему оставалась в тени своего знаменитого любовника.

Печалило девушку и то, что Роден жил на два дома: для души и творчества у него была юная Камилла, а для семейного уюта и комфорта - некая Роза Бере, с которой он жил вместе уже более двух десятилетий и от которой имел сына. Ни с той, ни с другой расставаться он не собирался. Сложившееся положение вещей Огюста вполне устраивало.

«Для художника все прекрасно, потому что в каждом существе, в каждой вещи проницательный взор его открывает характер, то есть ту внутреннюю правду, которая просвечивает сквозь внешнюю форму. И эта правда есть сама красота. Благоговейно изучайте ее, и в этих поисках вы непременно найдете ее, обретете истину», - писал Огюст Роден в своем Завещании.

Модерн (от фр. moderne — новейший, современный) — стиль в европейском и американском искусстве конца 19 в. - 1910-х гг. Скульптура модерна отличается динамикой и текучестью форм, виртуозной игрой крупных или же хрупких линий и силуэтов. Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполненные в одном ключе.

Отличительными особенностями техники модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, натуральных линий. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. Яркими мастерами стиля модерн являлись скульпторы — Огюст Роден, Камилла Клодель, Аристид Майоль, все — Франция; Франтишек Билек — Чехия; Герман Обрист — Германия; Жан Минне — Бельгия.

Камилла Клодель.

Камилла Клодель за работой.

В годы близости с Камиллой Огюстом Роденом были созданы многочисленные скульптурные группы страстных любовников ("Поцелуй"). Несмотря на разрыв в их отношениях, состоявшийся в 1898, Роден продолжал способствовать карьере талантливой ученицы, но Камилла, которой была неприятна роль "протеже Родена", отказалась от его помощи. Немногие сохранившиеся ее работы свидетельствуют о том, насколько прав был Роден, говоривший: "Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное".

Поэт и муза.1900г.

Ромео и Джульетта 1905г Эрмитаж.

Девушка с розой на шляпе.1860-1870гг.(Роза Бёре)

Ева.1881. ГМИИ Москва, Россия

Упавшая кариатида.1882г.Париж. Музей Родена.

Скульптуры Родена Ревность и Поцелуй.

Граждане Кале.1884-1888гг.

Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Мнения разнятся в диапазоне от приписывания Клодель роли подмастерья до признания значительного творческого вклада .

С середины 1880-х гг. постепенно меняется манера творчества Огюста Родена: произведения приобретают эскизный характер. На Всемирной выставке 1900 французское правительство предоставило Огюсту Родену целый павильон.

19 января на вилле в Мёдоне состоялось бракосочетание Родена с Розой Бёре. Роза была уже тяжело больна и умерла через двадцать пять дней после церемонии . 12 ноября тяжело заболел Роден. Доктор определил у него воспаление лёгких. . Скульптор умер утром 17 ноября в своём доме в Мёдоне. Похороны прошли там же, на могиле была установлена копия «Мыслителя».

В 1916 году Роден подписал завещание, согласно которому все его работы и рукописи переходили государству. В последние годы жизни Роден был окружён большим количеством любовниц, которые почти в открытую расхищали его имущество, вынося произведения искусства из коллекции скульптора.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Молчание великих статуй хранит множество секретов.

Когда Огюста Родена спрашивали, как он создает свои статуи, скульптор повторял слова великого Микеланджело: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». Наверное, поэтому скульптура настоящего мастера всегда создает ощущение чуда: кажется, что увидеть красоту, которая прячется в куске камня, способен только гений.

Мы в сайт уверены, что практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поделимся несколькими из них.

Рогатый Моисей

Микеланджело Буанаротти, «Моисей», 1513-1515 г.

Микеланджело изобразил на своей скульптуре Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идёт именно о лучах света - что лицо Моисея сияло, а не было рогато.

Цветная Античность

Август из Прима-Порта", античная статуя.

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования учёных подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят вандалы. История ее существования была очень бурной. Ее ломали и распиливали на куски множество раз. И сейчас можно еще обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости заменить голову скульптуры. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 году. В 1984 году ей отпилили правую руку. 8 марта 2006 года на руку русалке был водружен фаллоимитатор, а сама горемыка была забрызгана зеленой краской. К тому же, на спине красовалась нацарапанная надпись «С 8 марта!» В 2007 году власти Копенгагена объявили, что статуя может быть перенесена дальше в гавань, чтобы избежать дальнейших случаев вандализма и для предотвращения постоянных попыток туристов взобраться на неё.

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Знаменитая скульптура Огюста Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры,их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

Переименование скульптуры в более отвлечённое - Поцелуй (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 г.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре мрамора, использовавшегося для этих скульптур. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один более прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какую именно глыбу ищет. Он работал с ней, соблюдая текстуру нормальной поверхности, и шел по границе, разделяющей более плотную и более прозрачную часть камня. В итоге остатки этой прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Идеальный Давид из испорченного мрамора

Микеланджело Буанаротти, «Давид», 1501-1504 г.

Знаменитая статуя Давида была сделана Микеланджело из куска белого мрамора, оставшегося от другого скульптора, Агостино ди Дуччо, который безуспешно пытался с этим куском работать, а потом бросил его.

Кстати, Давид, веками считавшийся образцом мужской красоты, не так уж и совершенен. Дело в том, что он косоглаз. К такому выводу пришел американский ученый Марк Ливой из Стэнфордского университета, обследовавший статую с помощью лазерно-компьютерной техники. «Дефект зрения» более чем пятиметровой скульптуры незаметен, поскольку она водружена на высокий пьедестал. По мнению экспертов, Микеланджело намеренно наделил свое детище этим недостатком, поскольку желал, чтобы профиль Давида выглядел идеально с любой стороны.

Смерть, вдохновившая на творчество

«Поцелуй смерти», 1930 г.

Самая загадочная статуя на каталонском кладбище Побленоу носит название «Поцелуй смерти». Создавший ее скульптор до сих пор остается неизвестным. Обычно авторство «Поцелуя» приписывается Жауме Барба, но есть и те, кто уверен, будто памятник изваял Жоан Фонбернат. Скульптура расположена в одном из дальних углов кладбища Побленоу. Именно она вдохновила кинорежиссера Бергмана на создание картины «Седьмая печать» - об общении Рыцаря и Смерти.

Руки Венеры Милосской

Агесандр (?), «Венера Милосская», ок. 130-100 г. до н.э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения фигура была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, между носильщиками произошла драка, и обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Прекрасное несовершенство Ники Самофракийской

Ника Самофракийская", II в. до н.э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора статуя на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Неоднократно предпринимались и попытки восстановить изначальное положение рук богини. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Интересно, что многократные попытки восстановить руки статуи оказались безуспешны - все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, совершенна в своем несовершенстве.

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, Памятник Петру I, 1768–1770 г.

Медный всадник - памятник, окруженный мистическими и потусторонними историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе и памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина, преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, - говорит ему Петр Великий, - но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!». Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Похожие публикации