Как нарисовать человека? Рисуем с обнаженной модели. Обнаженная (Портрет Девушки) Рисунки обнажённых

В привычной обстановке. Однако, получение достаточных знаний и опыта, чтобы производить подлинные и убедительные рисунки из памяти или воображении невозможно без понимания обнаженной человеческой фигуры , так что вам нужно начать изучение рисования человека с обнаженной натуры. Хотя в дальнейшем вы, вероятно, будете рисовать больше одетых фигур, чем голых, но они не будут успешными, если вы не будете уверены в форме тела под одеждой. В последующих уроках мы будем обсуждать физическую анатомию, но, знания усвоятся намного легче, если вы сделаете несколько рисунков из жизни, поэтому на данном этапе я рекомендую вам сделать многочисленные быстрые эскизы модели в разных позах.

В качестве модели попросите выступить вашего мужа/жену, это займет немного времени. Однако если совсем некого попросить, возьмите фотографии в качестве референса.

Этим упражнением должны развить в себе способность наблюдать и рисовать одновременно . Конечно, это физически невозможно. Вы не можете сосредоточиться на модели и рисунке одновременно: если вы смотрите на модель, то не можете смотреть на рисунок. Но чем больше связаны эти два вида деятельности: видеть и рисовать, тем более живыми и выразительными будут ваши рисунки, и вы быстрее разовьете способность создавать фигуры из вашего воображения. Вы сможете рисовать действия и позы, которые ни одна модель не сможет удерживать достаточно долго. Обратите внимание, что время, когда вы будете знать все о человеческой фигуре никогда не настанет, и вам придется смотреть на нее вновь: как профессиональные футболисты не отказываются от своих тренировок, когда они достигают пика производительности, так и художники должны постоянно держать себя в форме.

Когда вы будете работать дома или в студии, то, вероятно, захотите работать на листе большего масштаба, чем когда делали наброски на улице, так что использование А3 или А2 может быть целесообразно. Нет никаких правил по этому поводу: работайте в обстановке, которая заставляет вас чувствовать себя комфортно и на любого размера листах, который вам нравится . Некоторые художники всегда предпочитают работать на очень малых масштабах, в то время как другим нравится делать большие, широкие мазки с плеча, чтобы произвести рисунки почти в натуральную величину.

Поставьте блокнот или чертежную доску в такое положение, чтобы вам приходилось двигать головой как можно меньше. Вам нужно только смотреть поверх или сбоку от него, чтобы видеть позы достаточно ясно.

Вашей целью на данном этапе является зафиксировать позу всей фигуры. Конечно, все можно увидеть лишь взглянув единожды, но, пока вы не научились брать кривую позвоночника, и распределять на ней конечности, угол головы и шеи, то вам нужно периодически смотреть на модель в процессе работы. Сядьте достаточно далеко от модели, чтобы вы могли увидеть всю фигуру сразу, а не позволяйте себе задерживаться на каждой позе более четырех минут . Должно получаться что-то типа этого:


Сначала постарайтесь передать форму позвоночника и позиции рук, ног и головы, лишь быстро взглянув на модель, проверяя относительные пропорции и углы. Такие рисунки часто называют «gesture drawing «, основная суть которых передать ощущение позы, движения, жестов. Когда вы видите положение вашей модели, вы должны попытаться мысленно ощутить себя в этой позе. У вас тоже есть позвоночник, плечи, руки и колени, которые движутся таким же образом, как и у модели. Это поможет вам понять, что чувствует модель в данной позе. Как только вы сможете это сделать, то начнете создавать более эффектные рисунки.

Когда вы рисуете руку, то думайте о руке и чувствуйте вашу собственную руку. Этот вид идентификации с предметом вашего рисунка является секретом успеха. Попробуйте, и вы увидите, что хороший рисунок начинается с мысли о нем.

Каждый из этих эскизов вы должны нарисовать лишь за несколько минут , так что хорошей идеей будет поручить модели принимать новую позу каждые четыре минуты, без ваших указаний. Как только модель поменяла позицию, нужно начинать новый скетч, даже если вы не закончили предыдущий. Это тренировка, и вы не получите столько, сколько могли бы, если не чувствовали небольшое давление. Поэтому не используйте ластик : если вы нарисовали что-то неправильно, перерисовывайте прямо поверх нарисованных линий. Несколько рисунков может быть сделано на одной странице, и это не имеет значения, если они пересекаются. Мы не стремимся к чистой аккуратной работе на данном этапе. Ценными здесь являются физические упражнения и правильное отношение ума.


Практическое задание

Потренируйтесь делать скетчи с обнаженной модели в реальности или с фотографии. Сделайте как минимум 20-30 скетчей в различным позах, прежде чем приступать к следующему уроку.

Более детальная проработка

Дальнейшую более детальную прорисовку фигуры можно делать разными способами, и они могут варьироваться от случая к случаю. Каждый рисунок — это новый опыт, поэтому выбирайте такой подход, который кажется вам правильным в данной ситуации. Тем не менее, если вы новичок в рисовании , то можно начать таким же образом, как вы делали быстрые эскизы: высмотреть крупные формы и поместить их на одной линии, а затем добавить детали.

Рисунки начинающих очень часто являются плоскими и иллюзорными, так что делайте все возможное, чтобы подчеркнуть форму фигуры — ее объемную массу, прочность и твердость. Подчеркнуть форму можно, уделив особое внимание свету и тени.

Еще один весьма интересный метод — начать с любой части , которая вас интересует. Прорисуйте ее подробно, а затем двигайтесь по фигуре и переходите к другой интересной области. Вы можете обнаружить, что рисунок выглядит достаточно полным, когда есть еще некоторые детали, работу над которыми вы даже не начали. Этот подход может легко выбить некоторые части из пропорции с другими, но это не слишком большая проблема в большинстве случаев, и иногда может добавить шарма готовой работе совершенно неожиданным образом; кроме того, этот рисунок не так дорого стоит, так что вы можете отказаться от него и начать снова — вы всегда будете узнавать что-то новое , что на этом этапе и является основной целью рисунка. Наиболее выразительные рисунки рождаются, когда вы даете свободу вашему воображению.

Довольно часто ваша лучшая и самая доступная модель это вы сами ! Эта модель гарантированно не соскучится пока вы ее рисуете! Используйте крупноразмерное зеркало для этой цели. Зеркальное рисование идеально подходит для построения и понимания формы и структуры руки, запястья, локтя и колена: вы сможете все очень быстро понять, спустя несколько сеансов внимательного изучения.

Рисуя человека, мы обращаемся к живому объекту, поэтому первым важным моментом становится изображение именно живой натуры, непосредственное наблюдение и контакт. В начале обучения полезно делать небольшие трёхминутные скетчи, постепенно переходя к серьёзным штудиям. Однако, не следует забывать, что излишняя проработанность может “заморозить” рисунок, изображение начинает выглядеть как статуя и становится мёртвым.

Оптимальным является освещение модели одним источником света. Ещё старые мастера обнаружили, что наилучшее освещение для создания необходимой глубины и формы изображаемого обеспечивает один источник света. Лучше всего — высоко над моделью, немного сбоку.

Самые важные знания при рисовании фигуры: пропорции человеческого тела и анатомия человека. Вы можете отследить, что в рисунке обращаете внимание только на то, что уже хорошо знаете. Мы так устроены, что видим только то, что уже знаем. Сначала мы видим только контуры фигуры. Когда обращаем внимание на тени, стараемся передать форму и объём в своём рисунке. Зная строение мускулов, связок и костей, мы начинаем их видеть и включаем в свой рисунок.

Существует безграничное множество техник и способов рисования. Попробуйте использовать все средства и методики, которые вам нравятся, вызывают отклик. Важнее всего не то, чем мы рисуем, а как мы это делаем.

Пропорции тела

Конечно, не существует одинаковых типовых людей. Однако, знание общих пропорций значительно упрощает рисование. У классических греческих фигур и фигур эпохи Ренессанса рост составляет восемь размеров головы, а размер головы используется в качестве единицы измерения. В природе, средняя длина человеческой фигуры составляет семь с половиной длин голов, однако, фигура в восемь размеров выглядит на рисунке благороднее и её удобнее измерять.

У классической мужской фигуры ширина плеч составляет два размера головы, а бёдер — полтора размера. У женской наоборот: бёдра — два размера головы, плечи — полтора.

Некоторые кости проступают на поверхности кожи и становятся важными опорными точками для рисования, при оценке пропорций. На худом теле они выступают, на полном выделяются в виде ямочек.

Передача формы

Изображая любые объекты живой или неживой природы, мы рассматриваем их или их части как простые фигуры. Части человеческого тела имеют формы цилиндра или сферы. Все угловые плоскости тела всегда завершаются мягкими скруглёнными краями. Рисуя торс или палец(в основе обеих частей тела цилиндр), мы решаем одну и ту же задачу на передачу формы. Где нам важно чётко представлять соотношение света и тени.

Легче всего рассмотреть эти отношения на примере освещённой сверху и сбоку сферы. Средним тоном мы называем общий оттенок освещённой области. Это, как правило, 80% нашего изображения. Наиболее яркая часть, выделенная светом, располагается ближе всего к источнику света. Область, обращённая в сторону, противоположную от источника света, называется тенью. Самая тёмная тень лежит на границе со средним тоном, это “акцент тени”. Область на нашем рисунке, лежащая у “границ” сферы будет светлее, так как на неё даёт рефлекс фон или другие расположенные рядом предметы. Сфера будет отбрасывать падующую тень на фон или расположенные рядом предметы. По насыщенности такая тень темнее всего рядом с самой сферой. Насыщенность смягчается, становится более светлой и диффузной, к краям отбрасываемой тени. От самого светлого к тёмному оттенки можно расположить таким образом: блик, самый яркий свет, средний тон, отражённый свет(рефлекс), тень, падающая тень, акцент тени, начало падающей тени.

По отбрасываемым теням можно определить как объекты соотносятся друг с другом.

Большинство старых мастеров использовали один источник света, получая три четверти освещённого пространства и одну четверть тени.

Формы тела

При изучении форм тела важно уяснить и держать в голове, прежде всего, как женская фигура отличается от мужской. У женщин обычно больше жировой ткани, это придаёт форме их тела и теням мягкий округлый вид. Кости обоих скелетов одинаковы, за исключение бёдер, но у женщин они меньше. Черты лица у женщин тоньше, шея изящнее и визуально выглядит более длинной, ключицы располагаются более горизонтально, а формы мускул на груди и плечах не просматриваются. Грудь лежит поверх мускул груди, различаясь по форме и строению. Женская талия выше, чем мужская, а ягодицы тяжелее, их линии плавнее. Пупок расположен ниже талии и глубже утоплен в живот.

У мужчин сильнее выдаётся челюсть, шея толще, плечевые мышцы больше. Ключицы вытянуты и указывают своими кончиками на верхнюю часть плеча. Размеры рук и ног, относительно размеров тела, больше, чем у женщин. Мужской скелет крупнее, а мышцы более развиты. Меньше жировой ткани, что придаёт фигуре более угловатый вид.

При рисовании стоящей фигуры, нам не нужно учитывать перспективу, в этом случае нам легче пользоваться своими знаниями о стандартных пропорциях.
Существует три способа постановки фигуры: с опорой на одну ногу, когда вес равномерно распределён на обе ноги, с опорой на одну ногу, другая поднята.

Когда вес тела перенесён на одну ногу, бедро с этой стороны располагается выше, чем с другой. Другая нога обеспечивает равновесие тела. Плечи обычно образуют противоположный угол, обеспечивая баланс фигуры. Это, так называемая, поза противостояния. Когда вес тела равномерно распределён, плечи образуют прямую линию.

В большинстве случаев, высота сидящей фигуры составляет шесть размеров головы: четыре на торс и две на ту часть ноги, которая расположена не в перспективе. Вес тела переносится на ягодицы и бёдра, что делает их более плоскими.

Когда фигура стоит на коленях, вес распределяется на оба колена или на одно, а также, иногда, на локти или кисти рук. Высота фигуры составляет шесть размеров головы. Фигуры в коленопреклонённых позах могут быть очень выразительными.

Довольно сложно изображать фигуру, сидящую на корточках. Такая поза даёт ощущение ожидания действия. Распределение веса тела носит временных характер. Трудно рисовать руки и ноги в сложной перспективе.

Рисование лежащей фигуры представляется наиболее сложной задачей из-за необходимости изображения форм тела в перспективе и различных ракурсах. Самой главной трудностью становится соблюдение пропорций. Трудно пользоваться правилом восьми голов, из-за того, что восприятие лежащего человека не так привычно, как стоящего. По-видимому, самый простой способ заключается в том, чтобы разделить протяженность фигуры на половины, потом на четверти и отметить опорные точки.

При работе над изображением фигуры человека в перспективе, важно не находиться слишком близко к объекту, так как слишком близкое расположение визуально искажает пропорции. Важно найти части тела, которые находятся на одной линии.

Чтобы создать впечатление движения фигуры, следует рисовать её свободно, не углубляясь в проработку деталей. Необходимо уловить основную линию жеста. Изображение движения бывает трёх характеров: подготовка к движению, само движение и момент, когда оно произошло. Фигура должна выглядеть несбалансировано для придания движению реалистичности.

Для выполнения этого урока вам может потребоваться набор кистей
Скачать его можно тут:

Концепция и цвет

Набросок

Некоторые художники выбирают цвет в качестве основной композиции, я же для этого рисунка выбрал линии в качестве основной композиции т.к. я хочу сосредоточиться на эффекте аэрографа.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Я пользуюсь программой TableDraw , это простая программа для mac, она позволяет сосредоточиться на композиции так, как это невозможно сделать ни в Adobe Photoshop , ни в Corel Painter .

Раскрашивание

Перенесем изображение в photoshop и добавим некоторые линии, особенно в области головы.

Кожа . Я всегда называю слои, чтобы потом было удобнее понять на каком что расположено.Это очень здорово, когда работаешь с кучей слоев - можно объединить их в группы. Выбираем основной цвет, затем берем мягкий круглый аэрограф (airbrush) (убедитесь, что значок аэрографа включен ). Этот цвет будет нашим основным цветом, а чуть позже мы добавим немного теней чтобы придать персонажу глубины.

Не забудьте снизить уровень непрозрачности (opacity) до 25% и нажима (flow) до 25% , а режим слоя оставьте нормальным. Хотя, если хотите, можете поэкспериментировать с настройками.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Тени

Форма – это не что иное, как набор цветов и теней. «Солнечный свет, падающий на объект, и тени от этого света – вот то, что создает его форму». Без этих контрастов, формы будет не видно вовсе. Чтобы придать форму чему-либо на вашем рисунке, необходимо добавить ему теней и света. Проще говоря, вам необходимо хорошо знать, как рисовать тени.

Вращение, панорамирование, увеличение.


То, что мне нравится больше всего в Photoshop CS4 – это возможность вращать холст (Canvas). Если вы пользуетесь графическим планшетом, вам это должно понравится. Теперь я могу вращать холст под любым нужным мне углом, что сильно облегчает работу с пером, когда мне нужно обвести какие-либо объекты.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Выберите инструмент Поворот вида (по умолчанию это клавиша R , или вы можете просто зажать значок инструмента Рука (hand tool) и выбрать Поворот вида )

Создаем новый слой и называем его Кожа 1 , это будет полутон. Для начала раскрасим темные области, чтобы придать персонажу глубины. Обычно я начинаю наносить тени с области лица, и затем затемняю ее все больше и больше. Создаем еще один слой и называем его Кожа 2 и добавляем тени на тело персонажа и ее волосы.

Вот подробное изображение того, как я распределил тени. Видите, у меня еще остались линии от наброска. Эти линии нужно удалить, чтобы мы могли сосредоточиться на самом персонаже.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Применяем фильтр Размытие по Гауссу (Gausian Blur) чтобы смягчить линии наброска.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Теперь добавим блики света, используя кисть с низким значением непрозрачности (opacity) .

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Базовая детализация

В этом разделе я расскажу поподробнее о детализации и добавлении теней. Нужно сделать так, чтобы наш персонаж выделялся на фоне заднего плана.

На этом этапе мы выбираем цвета и добавляем детали ее глазам. Я решил, что она должна быть зеленоглазой. Обычно я очень тщательно прорисовываю глаза, чтобы сделать их ключевым моментом всего портрета.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Теперь пришло время посмотреть на наш рисунок под другим углом. Мой отец, он тоже художник, всегда советует мне посмотреть на изображение под другим углом, чтобы сразу увидеть имеющиеся проблемы и недочеты, особенно когда рисуешь портрет, чтобы увидеть проблемы в анатомии и структуре. Здесь мы видим, что есть небольшая проблема с носом. Ее нужно исправить, прежде чем мы продолжим рисовать более темные участки и начнем прорисовывать волосы. После того, как я подкорректировал область носа, я выбрал темный цвет, чтобы нарисовать ее волосы, и затем просто следовал линиям моего первоначального наброска.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.



Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

На картинке ниже вы можете увидеть прорисованные детально глаза с бликами, мягкими линиями и тенями. Здесь так же прорисованы волосы. Выбираем другой темный оттенок, добавляем фон и продолжаем добавлять тени.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Теперь добавим побольше деталей волосам нашего персонажа. Прежде чем это сделать, убедитесь, что вы обозначили все световые области, затем создаем новый слой для волос, выбираем маленькую кисть размером 2 пикселя и рисуем линии. Когда рисуете волосы, особенно полезно менять угол просмотра изображения чтобы увидеть недочеты, если они есть. После этого выбираем более светлый оттенок и рисуем освещенные области на волосах.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Текстуры

Наш портрет почти готов, теперь я хочу немного поэкспериментировать с текстурами. Мы уже решили проблему с тенями, а также прошли все этапы от наброска и выбора цвета до создания реалистичного портрета. Ниже вы можете увидеть конечный вариант изображения в сравнении со скриншотами из предыдущих частей этого урока.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Теперь приступим к добавлению текстур на фон и на наш персонаж.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Просто добавляем некоторые детали на области губ, глаз и носа, чтобы полностью разрешить проблему с тенями.

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Затем нужно осветлить все изображение, для этого выбираем команду Уровни (Levels) (нажмите Ctrl+L , если у вас windows , либо Command+L если у вас mac ) и применяем текстурную кисть на ее коже. Я использовал скачанную заранее кисть NagelSeries30.abr (Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера ).
Это кисть из серии кистей для photoshop , я лишь установил низкое значение непрозрачности (opacity) , поэтому у меня не возникало проблем со смешиванием цветов непосредственно на самой коже персонажа. Время от времени я экспериментирую с режимами смешивания (blending modes) , но здесь я использовал обычный режим с низким значением непрозрачности (opacity) .

Вопреки некоторым стереотипам, советское искусство никогда не отличалось особенным пуританизмом даже на фоне большинства западных стран. Одна девушка не поленилась собрать в своём журнале характерные образцы советского ню в живописи и графике периода с 1918 по 1969 г. Примерно такие подборки можно сделать по советскому фотоискусству, кинематографу, скульптуре, монументальному творчеству.

Оригинал взят у catrina_burana в Обнаженная натура в советском изобразительном искусстве. Часть III. 1950-1969

В 1950-е - 60-е годы соцреализм оставался главным направлением в советском искусстве. И, так же как и в 30-40-е, изображение обнаженной натуры должно было соответствовать его канонам. Набор ситуаций, где таковая натура могла засветиться был ограничен: берег реки или моря, баня, душ, ванна, ну, и, конечно, мастерская художника. Но еще в 40-е в теме "ню" стало появляться некоторое разнообразие сюжетов, еще более заметное в живописи и графике 50-х и особенно 1960-х. Вот, например, тема "утро". Видимо, считалось, что советской девушке или женщине вполне с руки, проснувшись с утречка, покрасоваться топлесс, или даже вообще в чем мать родила.

1950. Н.Сергеева. Доброе утро

1950. А Завьялов. Натурщицы на фоне драпировок

1950. В Аракчеев. Сидящая женщина.

1950. Вл Лебедев. Обнаженная натурщица

1950-е. В Дмитриевский. Обнаженная

1953. Всеволод Солодов. Натурщица

А теперь - водные процедуры! Пляж, баня, пловчихи, купальщицы.
1950. Н Еременко. На песке

1950-е. Б Шолохов. Баня

1950-е. Т Еремина. Пловчихи
Странная картина, точнее, ее название. Ну, справа-то точно, пловчиха. По поводу того, кто посередине - есть сомнения: мне все же кажется, что это пловец. Ну, а уж слева в стрингах и с голым задом - ну, точно не пловчиха...

А вот и Александр Дейнека, со своими задастыми моделями, куда ж без них!
1951. А.Дейнека. Эскиз к картине "Купальщица"

1952. А.Дейнека. Купальщицы

1951. А. Дейнека. Натурщица

1952. А. Дейнека. Натурщица

1953. Дейнека. Лежащая натурщица

1953. Дейнека. Лежащая с мячом
Две последние, особенно та, что без мяча - не столь внушительного рельефа. И мужичок ничё, только коротконог малость.
1955. Дейнека. Обнаженный натурщик
Несколько картин художника Андрея Гончарова.
1952. Андрей Гончаров. Обнаженная на сиреневом фоне

1952. Андрей Гончаров. Обнаженная сидящая

1954. А. Гончаров. Лежащая обнаженная с тюльпанами

1955. А. Гончаров Обнаженная, лежащая на красном

1956. А. Гончаров Обнаженная на полосатом

1958. А. Гончаров. Обнаженная модель
И вот, появляется уже разнообразие сюжетов. У Пименова сюжет, хотя и связан с купанием, но не совсем стандартный, а у Глазунова - вовсю веет эротизмом.
1955. Юрий Пименов. Зимний день

1956. Илья Глазунов. Утро
Еще несколько студийных натурщиц 1957-58 годов. Первая и третья - на зависть Дейнеке!
1957. А. Ольхович. Обнаженная

1957. Михаил Божий. Обнаженная

1958. А.Самохвалов. Обнаженная

1958. Р. Подобедов. Сидящая натурщица
Вот А.Сухоруких вносит еще больше разнообразия в ню-сюжеты. И "Полуденное солнце", и "Утро" наполнены романтикой...
1958. А. Сухоруких. Полуденное солнце

1960. А. Сухоруких. Утро
Купальная сцена, тоже не совсем типичная. В центре композиции - женщина или девушка - за простыней не видно - зачем-то загораживает этой самой простыней девчонку, протягивающую руку, по-видимому, за одеждой. Мол, я тебя загорожу, пока ты одеваешься. Но вот загадка: от кого?! С берега-то все видно, художник-то вот и подсмотрел! А со стороны озера - явно никого нет, да и другие не очень стесняются, та, что справа, сидит себе в полном неглиже... Загадочная картина.
1958. Чернышев. Купание на озере
Опять утро. Ну да, назвать такую картину "лежащая натурщица" нельзя, уж больно в фривольной позе она лежит, а так - ну, проснулась дамочка, ну, потянулась - что такого?
1959. Л.Астафьев. Утро

Снова морская тематика. В моду входят уже совсем не дейнекинские формы...
Два рисунка художника Григория Гордона. Читающая девушка - тоже популярный в те годы сюжет. Ну, читать можно и в таком виде, если жарко, например.
1960. Г.Гордон. Девушка с книгой

1959. Г.Гордон. Сидящая девушка
Еще три картины водной тематики.
1960. Владимир Стожаров. Баня. Стирающая женщина

1960-е. Федор Самусев. После бани
Несколько студийных ню. У Урусевского и Резниковой модели уже совсем худосочные...
1960. Геннадий Трошкин. Обнаженная

1960. Р. Подобедов. Молодая натурщица

1960. С.П. Урусевский. Обнаженная модель

1961. Евгения Резникова. Натурщица Лиза
Герои полотен В.Холуева легко узнаваемы. Что-то в них есть кукольное. Набор сюжетов - стандартный: обнаженная в студии, море, утро.
1960-е. В. Холуев. Лежащая обнаженная

1960-е. В. Холуев. Обнаженная

1960-е. В. Холуев. Рожденная морем

1960-е. В. Холуев. Утро

1962. В. Холуев. Обнаженная
"Весеннее утро" А.Сухоруких, хотя и сочетает в себе два типичных сюжета - утро и купание, но здесь нагота героини вторична; это "ню" не ради "ню", а вполне себе жанровая картина.
1962. А. Сухоруких. Весеннее утро
Дальше смотрим: и студии, и пляжи, и девушка с книгою еще одна... 60-е годы несли на себе отголосок вольности, снятия многих запретов, и чем дальше, тем больше свободы ощущается и в сюжетах, и в исполнении. Кроме того, нетрудно заметить, что внушительных форм уже почти не встречается.
1962. Владимир Лаповок. В мастерской

1962. М.Самсонов. Обнаженная

1963. С.Соловьев. Обнаженная девушка

1964. А.Самохвалов. На пляже

1964. В. Скрябин. Обнаженная

1965. А.Сухоруких. Девушка с книгой

1966. А.Сухоруких. В мастерской художника

1965. Н.Овчинников. Вечерняя мелодия

1966. Антонов. Банька в деревне Титово. Сёстры

1966. Тетерин. Обнаженная

1967. Капарушкин. Сибирячка

1967. А.Суханов. В мастерской
Ну, а это совсем уж фривольный сюжет. Прямо садо-мазо. Парня застукали за подглядыванием...
1967. А.Тарасенко. Наказание
Не купание, заметьте, а просто - отдых. Гуляла по горам девушка в шляпе, устала. разделась и присела на камушек...
1967. В.Чаус. Отдых

1968. Владимир Лаповок. Спящая

1968. Май Митурич. Обнаженная
А эта картина - вообще на грани. То ли школьники, то ли студенты вот так запросто пришли на бережок, куда, судя по наличию мостков, не только они ходят, разоблачились полностью, достали краски с мольбертами - и ну друг друга рисовать!
1969. М.Толоконникова. На этюдах

1969. Ю. Ракша. Август

1969. Ю. Ракша. Сон
Не самым плохим временем, сдается мне, были эти самые 1960-е...

Похожие публикации