Советское изобразительное искусство. Изобразительное искусство и архитектура в ссср Живопись 30 х годов в ссср

С конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. Произошли изменения в структуре органов управления культурой. Руководство отдельными ее отраслями передавалось специализированным комитетам (по делам высшей школы, по радиофикации и радиовещанию и т. д.). Новым наркомом просвещения был назначен А. С. Бубнов, находившийся ранее на руководящей работе в системе РККА. Перспективы развития культуры стали определяться пятилетними народнохозяйственными планами. Обсуждение вопросов культурного строительства проходило на съездах и пленумах ЦК партии. В деятельности партийно-государственных органов большое место занимала работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии и утверждение марксизма в сознании людей. Главная роль в развернувшейся общественно-политической борьбе отводилась общественным наукам, печати, литературе и искусству.

В постановлениях ЦК партии «О журнале «Под знаменем марксизма»» и «О работе Комакадемии» (1931 г.) были намечены задачи и основные направления развития общественных наук. От них требовалось преодолеть отставание науки от практики социалистического строительства. В постановлениях был сформулирован тезис об «обострении классовой борьбы на теоретическом фронт». Вслед за тем начались поиски «классовых врагов» на «историческом фронте», на музыкальном и литературных «фронтах». В «контрреволюционном вредительстве» были обвинены историки Е. В. Тарле и С. Ф. Платонов, литературовед Д. С. Лихачев. В 30-е годы были репрессированы многие талантливые писатели, поэты, художники (П. Н. Васильев, О. Э. Мандельштам и др.).

Перенесение в сферу культуры форм и методов классовой борьбы оказывало негативное воздействие на духовную жизнь общества.

Образование и наука

В годы предвоенных пятилеток продолжалась работа по ликвидации неграмотности и малограмотности, по повышению культурного уровня советских людей. Был составлен единый план обучения чтению и письму взрослого неграмотного населения.

1930 г. явился важной вехой в работе, направленной на превращение СССР в грамотную страну. Было введено обязательное всеобщее начальное (четырехклассное) образование. Значительные средства были выделены на школьное строительство. Только в голы второй пятилетки в городах и рабочих поселках открылись свыше 3,6 тыс. новых школ. Более 15 тыс. школ начали действовать в сельской местности.

Задачи индустриального развития страны требовали все большего числа грамотных и квалифицированных кадров. Вместе с тем образовательный уровень рабочих был невысок: средняя продолжительность их школьного обучения составляла 3,5 года. Пропет неграмотных рабочих достигал почти 14%. Сложился разрыв между общеобразовательной подготовкой рабочих, уровнем их общей культуры и потребностями народного хозяйства. Для улучшения подготовки кадров была создана сеть производственного обучения: технические школы, курсы и кружки по повышению технической грамотности.

Принимались меры по развитию системы среднего специального и высшего образования. Были отменены ограничения для «классово чуждых элементов» при поступлении в вузы. Ликвидировались рабфаки. Расширилась сеть высших учебных заведений. К началу 40-х голов в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Осуществление планов народнохозяйственного развития потребовало увеличения подготовки специалистов для всех отраслей экономики. За период с 1928 по 1940 г. численность специалистов с высшим образованием возросла с 233 тыс. до 909 тыс., со средним специальным - с 288 тыс. до 1,5 млн.

Одной из черт общественного сознания 30-х годов, отражавшейся на развитии высшей и средней школы, было осмысление своего времени как определенного этапа в отечественной истории. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли постановление о преподавании гражданской истории в школах (1934 г.). На его основании восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. Другое постановление касалось подготовки учебников по истории.

Продолжалась работа по созданию научно-исследовательских центров, развивалась отраслевая наука. В Москве открылись Институты органической химии, геофизики, Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ). Проводились исследования по проблемам микрофизики (П. Л. Капица), физики полупроводников (А. Ф. Иоффе), атомного ядра (И. В. Курчатов, Г. Н. Флеров, А. И. Алиханов и др.). Работы К. Э. Циолковского в области ракетной техники стали научной основой для создания первых опытных ракет. Исследования ученого-химика С. В. Лебедева позволили организовать промышленный способ получения синтетического каучука. Незадолго до начала Великой Отечественной войны были созданы под руководством А. П. Александрова способы защиты кораблей от магнитных мин.

В регионах РСФСР и союзных республиках создавались отделения Академии наук СССР, научно-исследовательские институты. Во второй половине 30-х годов в стране работали свыше 850 НИИ и их филиалов.

Художественная жизнь

Начиная со второй половины 20-х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания масс. Именно этим объяснялось усиление борьбы с «контрреволюционными» идеями и «буржуазными теориями» в сфере художественной жизни.

Во второй половине 20-х годов увеличилось число литературных объединений. Действовали группы «Перевал», «Леф» (Левый фронт искусства), Всероссийский союз писателей, Союз крестьянских писателей. Литературный центр конструктивистов (ЛЦК) и др. Они проводили свои съезды, имели печатные органы.

Несколько наиболее крупных литературных групп образовали Федерацию объединенных советских писателей (ФОСП). Одной из своих задач организация ставила содействие строительству социалистического общества. В литературе этих лет получила развитие тема труда. В частности, увидели свет романы Ф. В. Гладкова «Цемент» и Ф. И. Панферова «Барсуки», очерки К. Г. Паустовского «Кара-Бугаз» и «Колхида».

В 1932 г. было принято постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В соответствии с ним были упразднены все литературные группировки. Писатели и поэты объединялись в единый творческий союз (он насчитывал 2,5 тыс. человек). В августе 1934 г. состоялся I Всесоюзный съезд советских писателей. На нем с докладом о задачах литературы выступил А. М. Горький. Вслед за общесоюзным прошли писательские съезды и были созданы союзы писателей в некоторых союзных республиках. В числе руководителей СП СССР в 30-е годы находились А. М. Горький и А. А. Фадеев. Был создан Союз советских композиторов. С возникновением творческих союзов ликвидировалась относительная свобода художественного творчества. Вопросы литературы и искусства обсуждались на страницах газет как дело принципиальной важности. Основным творческим методом литературы и искусства становился социалистический реализм, важнейшим принципом которого являлась партийность.

Регламентация художественного творчества сдерживала, но не остановила развития литературы, живописи, театрального и музыкального искусства. Музыкальная культура этих лет была представлена произведениями Д. Д. Шостаковича (оперы «Нос» и «Катерина Измайлова»), С. С. Прокофьева (опера «Семен Котко») и др.

На рубеже 20-30-х годов в литературу и искусство пришло новое поколение поэтов, композиторов. Многие из них участвовали в развитии песенного творчества. Авторами песен выступали поэты В. И. Лебедев-Кумач, М. В. Исаковский, А. А- Прокофьев. В песенном жанре работали композиторы И. О. Дунаевский, братья Покрасс, А. В. Александров. В 30-е годы широкое признание получила поэзия А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, К. М. Симонова, В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, Б. П. Корнилова, А. А. Прокофьева. Лучшие традиции русской поэзии продолжали в своем творчестве П. Н. Васильев (поэмы «Христолюбовские ситцы» и « ») и А. Т. Твардовский (поэма «Страна Муравия»). Заметным явлением в литературной жизни стали произведения А. Н. Толстого, А- А. Фадеева.

Повысился интерес к культурному и историческому прошлому страны. В 1937 г. было торжественно отмечено столетие со дня гибели А. С. Пушкина. Большой популярностью пользовались фильмы на исторические темы («Александр Невский» режиссера С. М. Эйзенштейна, «Петр Первый» В. М. Петрова, «Суворов» В. И. Пудовкина и др.). Значительных успехов достигло театральное искусство. В репертуаре театров прочно утвердились произведения отечественной и зарубежной классики, пьесы советских драматургов (Н. Ф. Погодина, Н. Р. Эрдмана и др.). Бессмертные творения были созданы художниками П. Д. Кориным и М. В. Нестеровым, Р. Р. Фальком и П. Н. Филоновым.

Индустриализация конца 20-х - начала 30-х годов способствовала развитию массового градостроительства и становлению советской архитектуры. Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились Дворцы культуры, рабочие клубы и здравницы. В проектировании их участвовали архитекторы И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, А. В. Щусев, братья Веснины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм, которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний облик которых напоминал то гигантскую шестерню - Дом культуры имени Русакова в Москве (архитектор К. С. Мельников), то пятиконечную звезлу - театр Красной (ныне Российской) Армии в Москве (архитекторы К. С. Алабян и В. Н. Симбирцев).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции Москвы - столицы СССР - и других промышленных центров. Стремление к созданию городов нового быта, городов-садов приводило во многих случаях к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие исторические и культурные памятники (Сухарева башня и Красные ворота в Москве, многочисленные храмы и т. л.).

Русское зарубежье

Составной частью отечественной культуры 20-30-х годов является творчество представителей художественной и научной интеллигенции, оказавшихся за рубежом. К концу Гражданской войны численность эмигрантов из Советской России достигла 1,5 млн. человек. В последующие годы эмиграция продолжалась. Почти 2/3 общего числа покинувших Россию лиц обосновались во Франции, Германии и Польше. Многие эмигранты поселились в странах Северной и Южной Америки, в Австралии. Оторванные от родины, они стремились сохранить свои культурные традиции. За рубежом были основаны несколько русских издательств. В Париже, Бернине, Праге и некоторых других городах печатались газеты и журналы на русском языке. Выходили в свет книги И. А, Бунина, М. И. Цветаевой, В. Ф. Ходасевича, И. В. Одоевцевой, Г. В. Иванова.

В эмиграции оказались многие крупные ученые-философы. Находясь далеко от родины, они пытались осмыслить место и роль России в истории и культуре человечества. Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин и другие стали основоположниками евразийского движения. В программном документе евразийцев «Исход к Востоку» говорилось о принадлежности России двум культурам и двум мирам - Европе и Азии. В силу особого геополитического положения, считали они. Россия (Евразия) представляла особую историческую и культурную общность, отличную и от Востока, и от Запада. Одним из научных центров российской эмиграции был Экономический кабинет С. Н. Прокоповича. Объединившиеся вокруг него ученые-экономисты занимались анализом социально-экономических процессов в Советской России 20-х годов, публиковали научные труды по этой теме.

Многие представители эмиграции вернулись в конце 30-х годов на родину. Другие остались за рубежом, и творчество их стало известным в России лишь спустя несколько десятилетий.

Итоги коренных преобразований в культурной сфере были неоднозначны. В результате этих преобразований были созданы непреходящие ценности в области духовной и материальной культуры. Повысилась грамотность населения, увеличилась численность специалистов. И в то же время идеологический нажим на общественную жизнь, регламентация художественного творчества тяжело отражались на развитии всех сфер культуры.

Политический поворот конца 20-х годов сказался и на художе­ственной жизни общества. К этому времени партийные деятели, задававшие тон в литературной политике первых лет советской власти, были почти полностью устранены. Изменилась и кон­цепция политики. На первый план были выдвинуты задачи "консолидации сил", "активизации борьбы против враждебной идеологии в литературе и искусстве", "усиления партийного вли­яния в организациях писателей и художников". Литература и искусство, как и все сферы общественной жизни, должны были быть подчинены "задачам социалистического строительства". Со­циальный заказ стал более жестким. Литература и искусство должны были отображать развитие общества в марксистском по­нимании, ориентироваться на актуальные политические и идео­логические установки партии. Для централизации управле­ния литературой и искусством нужны были единые творческие союзы, объединяющие большинство писателей и художников.

К этому времени в целом по стране (включая союзные респуб­лики) насчитывалось около 40 различных литературно-худо­жественных объединений. На роль центра и руководителя литературно-художественным процессом претендовали пролетарские организации (РАПП и др.). Они были массовыми, имели отделе­ния по всей стране и были наиболее политически активны, хотя единства внутри пролетарского движения не было. Существовали пролетарские литературные кружки вне РАПП, которые сопер­ничали между собой.

Идейно-эстетические позиции руководителей РАПП были близки пролеткультовским и "напостовским". Они крайне нетер­пимо относились к писателям, которых считали непролетарски­ми, и переносили в художественную жизнь формы и методы внутрипартийной борьбы тех лет. Партия поддерживала проле­тарское художественное движение, что подтверждала резолюция 1925 г. "О политике партии в области художественной литерату­ры". Но одновременно партийные лидеры болезненно реагирова­ли на стремление рапповцев к монополии на руководство литера­турным процессом. В целом поддерживая линию РАПП, партия время от времени пыталась ее корректировать. Так, например, и ответ на критику Горького сибирской секцией Пролеткульта ЦК принял специальное постановление в защиту писателя.

В 1930 г. РАПП взяла на себя осуществление партийного при­зыва к консолидации литературных сил. Методы, которыми она действовала, были раскол и подчинение ассоциации литератур­ных группировок, отстранение их руководителей, очернительные кампании. Чтобы "подчинить литературное производство общим темпам социалистического строительства" и "потребностям по­вседневной классовой борьбы", РАПП выдвинула целую серию кратких лозунгов. Среди них был лозунг "демьянизации" (от име­ни поэта Демьяна Бедного), призывавший к "созданию больше­вистской, правдивой, актуальной литературы, которая мысли и чувства миллионов рабочих (и крестьян) умеет выразить в понят­ной для этих миллионов форме". Другой лозунг "За великое ис­кусство большевизма" обязывал "незамедлительно отразить в художественной форме героев пятилетки". Был и "разоблачи­тельный" лозунг, призывавший к беспощадному разоблачению всех неполадок в стране и ошибок отдельных личностей.

Ни один писатель не должен был оставаться в стороне. Лозунг РАПП "Не попутчик, а союзник или враг" означал, что те, кто не подчинялся требованиям, зачислялись в стан классового врага.

Ситуация в литературе обострилась до крайности. В 1931 г. ряд писателей обратились с письмами к Сталину. О невыносимой обстановке и невозможности работать писали
Е. Замятин и М. Булгаков.

Для того чтобы сохранить литературу, партии надо было не­медленно вмешаться. 23 апреля 1932 г. было принято постанов­ление ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций". Было решено ликвидировать ассоциацию проле­тарских писателей, "... объединить всех писателей, поддержива­ющих платформу советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писа­телей с коммунистической фракцией в нем..." Такие же союзы предполагалось создать и в других видах искусства. Хотя к по­становлении говорилось о ликвидации только пролетарских организаций, фактически это касалось всех литературно-художественных объединений.

Большая часть художественной интеллигенции положительно восприняла партийное постановление. Исключением были рапповцы и деятели других пролетарских группировок.

Крупным событием в культурной жизни страны стал I Всесо­юзный съезд советских писателей, проходивший в августе 1934 г. в Москве. Съезд принял устав и избрал правление Союза во гла­ве с А.М. Горьким. Первым секретарем правления был избран работник аппарата ЦК партии А.С. Щербаков.

Началась работа по созданию других творческих союзов. В 1931 г. возникла Российская ассоциация пролетарских художни­ков (РАПХ), которая намеревалась взять на себя функции объе­динительного центра. Однако в ее деятельности проявились худшие стороны Пролет-культа - администрирование, вульгарный социологизм. В 1932 г. в соответствии с постановлением ЦК РАПХ, как и другие организации творческой интеллигенции, бы­ла распущена. Были утверждены оргкомитеты союзов архитекторов, композиторов, художников, принято решение о создании союза кинематографистов. Но до войны только архитекторам удалось провести свой съезд, на котором был конституирован Союз советских архитекторов и принят устав.

В конце 20-х - начале 30-х годов широко обсуждался вопрос о художественном методе советской литературы и искусства. Предполагалось, что в основе литературы и искусства нового общества, строящего социализм, должен лежать какой-то особый метод. Наиболее активно разрабатывали новый метод рапповцы. Они предложили диалектико-материалистический метод, суть которого состояла в механическом перенесении категорий марк­систской диалектики на художественное творчество. Художник, по их мнению, должен был показывать "единство и борьбу проти­воположностей" в сознании и поступках своих героев. Механи­ческое внедрение марксизма в литературоведение и искусствоз­нание привело к появлению вульгарно-социологических теорий В. Фриче и
В. Переверзева. Искусство выводилось непосред­ственно из классового бытия художника, и его функция сводилась к орудию в классовой борьбе. В соответствии с таким подходом Пушкин считался дворянским поэтом, а Достоевский - дворянс­ким писателем реакционного мещанства. Хотя эти теории были осуждены, их влияние сохранялось.

В результате двухлетней дискуссии было найдено имя новому художественному методу советской литературы - социалис­тический реализм. В уставе Союза писателей 1934 г. он был провозглашен как ведущий метод советской литературы. Реша­ющее значение придавалось идейному содержанию художествен­ного произведения. От художника требовалось "правдиво и исто­рически конкретно изображать действительность в ее революци­онном развитии. При этом правдивость и историческая конкрет­ность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания, трудящих­ся в духе социализма".

Теоретически метод соцреализма не исключал стилевого и жанрового многообразия художественного творчества. Но на практике утверждались определенные нормативные каноны, на которые должны были ориентироваться все художники, рабо­тавшие в той или иной сфере искусства. В выборе образцов для подражания большую роль играли личные вкусы партийных ли­деров. В изобразительном искусстве были возведены в догму традиции русских художников-передвижников. В поисках советского стиля в архитектуру механически переносились классичес­кие формы. Из всего богатства русской музыки в качестве образцов были выбраны М. Глинка и П. Чайковский. Эталоном в театральном искусстве был объявлен МХАТ. В литературе А. Пушкин и Л. Толстой.

Ведущей темой в литературе и искусстве 20-х – 30-х годов стала тема революции и социалистического строительства. В классику советской литературы вошли романы М.Горького «Жизнь Клима Самгина» (1925 – 1936), М.Шолохова «Тихий Дон» (опубликован в 1928 – 1940 гг.), Н.Островского «Как закалялась сталь» (1934). Современность получила отражение главным образом в «производственных романах» с характерными для тех лет названиями: «Гидроценталь» (М.Шагинян), «Энергия» (Ф.Гладков), «Время вперед» (В.Катаев), «Большой конвейер» (Я.Ильин), «Тракторстрой» (Н.Забила). Значительное место в литературе 30-х годов заняли произведения на исторические темы: «Петр Первый» А.Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара» Ю.Тынянова, драмы М.Булгакова «Кабала святош» («Мольер») и «Последние дни» («Пушкин»).

Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве А.Ахматова, О.Мендельштам, Б.Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров. Была создана советская детская литература, не одно поколение детей воспитывалось на произведениях С.Маршака, А.Гайдара, К.Чуковского, Б.Житкова, написанных в эти годы.

С конца 20-х годов на театральной сцене утвердилась советская пьеса. Среди театральных премьер 30-х годов в историю советского театра вошли «Оптимистическая трагедия», В. Вишневского, поставленная в Камерном театре под руководством А.Я. Таирова, «Анна Каренина» - постановка В.И. Немировича-Данченко и В.Г. Сахновского в Московском художественном театре, пьесы Горького на сцене Театра им. Евг.Вахтангова, спектакли ленинградского театра комедии, поставленные Н.П. Акимовым, «Ромео и Джульетта» в постановке А.Д. Попова в Театре революции и др. Новым явлением в культурной жизни страны было открытие детских театров. К концу 30-х годов их насчитывалось более 70 по все стране.

Ведущей темой в литературе и искусстве 20-30-х годов стала тема революции и социалистического строительства. Значительные шаги в своем развитии сделала в 30-е гг. советская кинематография. Уже к концу 20-х годов советские фильмы постепенно вытесняли с экрана зарубежные. За годы первой пятилетки в кино произошла настоящая техническая революция – был налажен выпуск отечественной пленки, налажено производство отечественной киноаппаратуры, открылись новые киностудии. Росту популярности кино способствовало появление звуковых фильмов, первыми из которых были: «Путевка в жизнь» (режиссер Н.Экк), «Одна» (режиссеры Г.Козинцев и Л.Трауберг), «Златые горы» (режиссер С. Юткевич). Лучшие советские фильмы 30-х годов рассказывали о современниках («Семеро смелых», «Комсомольск» С.Герасимова), о событиях революции и гражданской войны («Чапаев» С. и Г. Васильевых, «Мы из Кронштадта» Е.Дзигана, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, трилогия о Максиме Г.Козинцева и Л.Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г.Александрова («Веселые ребята», «Цирк»). Во второй половине 30-х годов появились исторические фильмы, повествующие о героических событиях прошлого России: «Петр Первый» (1937 – 1939 гг., реж. В.Петров), «Александр Невский» (1938 г., реж. С.Эйзенштейн), «Богдан Хмельницкий» и «Суворов» (1939 и 1941 гг., реж. В.Пудовкин, М.Доллер).

С начала 30-х годов стали проводиться всесоюзные выставки изобразительного искусства, обычно посвященные юбилейным датам. Появилась официальная парадная живопись, характерными образцами которой стали «Колхозный праздник» С.Гекрасимова (1937), «Сталин и Ворошилов на прогулке в Кремле» В.Ефанова. Из работ на революционные темы особенно выделялись полотна К. Петрова-Водкина «Смерть комиссара», А.Дейнеки «Оборона Петрограда», М.Грекова «Трубачи Первой Конной Армии», Б.Иогансона «Допрос коммунистов». Успешно развивался портретный жанр, в котором работали М.Нестеров, П.Корин, П.Кончаловский. Символом времени стала скульптура В.Мухиной «Рабочий и колхозница» (1937).

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Хачатуряна, Т.Хренникова, Д.Кабалевского, И.Дунаевского и др. Были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: квартет им. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестры государственной филармонии и др. Выдвинулись молодые советские дирижеры Е.Мравинский, Б.Хайкин. В 1932 г. был образован Союз композиторов СССР.

Образование единых творческих союзов не означало прекращения идейно-эстетической борьбы. Теперь она велась под лозунгом борьбы против формализма. В 1935 – 1937 гг. по инициативе ЦК партии прошла дискуссия о преодолении формализма в творчестве некоторых литераторов, художников и композиторов. Тон критики был груб и резок. Характерны названия статей, опубликованных в «Праде»: «Сумбур вместо музыки», «Балетная фальшь», «О художниках пачкунах». Формалистическими были объявлены опера Д.Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» и его балет «Светлый ручей». Обвинения в «формалистических вывертах» предъявлялись художникам А.Лентулову и Д.Штернбергу, кинорежиссерам С.Эйзенштейну и А.Довженко, литераторам Б.Пастернаку, Н.Заболоцкому, Н.Асееву, Ю.Олеше, И.Бабелю. Как формалисты осуждались режиссеры В.Мейерхольд и А.Таиров. В 1938 г. театр Мейерхольда был закрыт, вскоре режиссер был репрессирован.

Опасность формалистических тенденций в советском искусстве преувеличивалась, а борьба с формализмом по существу сводилась к травле талантливых писателей и художников. В то же время зеленую улицу получали примитивные конъюнктурные произведения, написанные на политически актуальные темы и идеологически выраженные. В советской литературе и искусстве 30-х годов жизнь выглядела проще, чем она была на самом деле. Отчетливо проявилась тенденция к бесконфликтности, выросшая из ложной идеи об отсутствии противоречий при социализме. Некоторые критики утверждали, что социалистическая действительность избавлена от антагонистических противоречий, соответственно художественные произведения, отображающие ее, могут базироваться лишь на конфликтах между хорошим и лучшим. В центре произведения должен обязательно стоять положительный герой, активный преобразователь жизни. Эта теория оказала особенно негативное влияние на послевоенную литературу и искусство.

Метод социалистического реализма, разумеется, не охватывал всех явлений художественной жизни страны в 30-е и последующие годы, тем более, что он трактовался односторонне упрощенно и на практике использовался для политического контроля за художественном процессом. Произведения, которые не имели ярко выраженной политической тенденциозности в духе предъявляемых требований, зачастую рассматривались как идеологически сомнительные. Утверждение жестких канонов художественного творчества, авторитарный стиль руководства создавали благоприятную среду для конъюнктуры и ремесленничества в литературе и искусстве. Талантливым людям в таких условиях работать было очень трудно. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, были утрачены, другие не сразу дошли до читателя и зрителя.

Выводы:

1. В период индустриализации и коллективизации сельского хозяйства культура рассматривалась с точки зрения задач «классовой борьбы пролетариата за социализм».

2. Происходит консолидация творческих сил. Создаются творческие союзы.

3. После долгих дискуссий был выработан новый художественный метод, который на многие десятилетия опередил деятельность творческой интеллигенции.

Вопросы для самопроверки знаний

1. Назовите основные политические условия развития культуры 20-30-х годов.

2. Какие известные произведения отечественной литературы были созданы в данное время?

3. Что объективно тормозило успешное развитие отечественного искусства в данный период.

4. Назовите этапные фильмы 20-30-х годов.

5. Назовите вклад К. Станиславского в мировое искусство.

6. Перечислите музыкальные произведения И. Дунаевского.

В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе времени - Ассоциация художников пролетарской России, Ассоциация пролетарских художников.

Классикой соцреализма в изобразительном искусстве стали работы Б.В. Иогансона. В 1933 г. была написана картина «Допрос коммунистов». В отличии от появившихся в то время в изобилии «картин», изображающих и прославляющих Вождя или нарочито оптимистических полотен вроде «Колхозного праздника» С.В. Герасимова, работа Иогансона отличается большой художественной силой - несгибаемая воля обреченных на смерть людей, которую мастерски удалось передать художнику, трогает зрителя независимо от политических убеждений. Кисти Иогансона принадлежат также большие картины «На старом уральском заводе» и «Выступление В.И. Ленина на 3-м съезде комсомола». В 30-е года продолжают работать К.С. Петров-Водкин, П.П. Кончаловский, А.А. Дейнека, серию прекрасных портретов современников создает М.В. Нестеров, пейзажи Армении нашли поэтическое воплощение в живописи М.С. Сарьяна. Интересно творчество ученика М.В. Нестерова П.Д. Корина. В 1925 г. Кориным была задумана большая картина, которая должна был изображать крестный ход во время похорон. Художником было сделано огромное количество подготовительных этюдов: пейзажи, множество портретов представителей православной Руси, от нищих до церковных иерархов. Название картины предложил М. Горький - «Русь уходящая». Однако после смерти великого писателя, оказывавшего художнику покровительство, работу пришлось прекратить. Наиболее известной работой П.Д. Корина стал триптих «Александр Невский» (1942 г).

Вершиной развития скульптуры социалистического реализма стала композиция «Рабочий и колхозница» Веры Игнатьевны Мухиной (1889-1953). Скульптурная группа была изготовлена В.И. Мухиной для советского павильона на всемирной выставке в Париже в 1937 г.

В архитектуре в начале 30-х гг. ведущим продолжает оставаться конструктивизм, широко использовавшийся для строительства общественных и жилых зданий. Эстетика простых геометрических форм, свойственная конструктивизму, повлияла на архитектуру Мавзолея Ленина, построенного в 1930 г. по проекту А.В. Щусева. Мавзолей по-своему замечателен. Архитектору удалось избежать излишней помпезности. Гробница вождя мирового пролетариата представляет собой скромное, небольшое по размерам, очень лаконичное строение, прекрасно вписывающееся в ансамбль Красной площади. К концу 30-х гг. функциональная простота конструктивизма начинает сменяться неоклассикой. В моду входит пышная лепнина, огромные колонны с псевдоклассическими капителями, проявляется гигантомания и склонность к нарочитому богатству убранства, часто граничившему с безвкусицей. Стиль этот иногда именуют «сталинским ампиром», хотя с настоящим ампиром, для которого характерна прежде всего глубочайшая внутренняя гармония и сдержанность форм, в реальности его роднит лишь генетическая связь с античным наследием. Вульгарное порой великолепие сталинской неоклассики призвано было выразить силу и мощь тоталитарного государства.

Отличительной чертой в области театра было становление новаторской деятельности театра Мейерхольда, МХАТа и др. Театр имени Вс. Мейерхольда работал в 1920-38 под руководством режиссёра В.Э. Мейерхольда. При театре существовала специальная школа, сменившая несколько названий (с 1923 Государственные экспериментальные театральные мастерские - ГЭКТЕМАС). Почти все спектакли ставил сам Мейерхольд (в редких случаях в сотрудничестве с близкими ему режиссёрами). Характерное для его искусства в начале 1920-х гг. стремление сомкнуть новаторские эксперименты («конструктивистские» постановки «Великодушного рогоносца» Ф. Кроммелинка и «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина, обе - 1922) с демократическими традициями простонародного площадного театра особенно заметно проступило в чрезвычайно вольной, откровенно осовремененной режиссёрской композиции «Леса» А.Н. Островского (1924); игра велась в шутовской, балаганной манере. Во второй половине 1920-х гг. на смену стремлению к аскетичности пришло тяготение к эффектному зрелищу, которое проявилось в спектаклях «Учитель Бубус» А.М. Файко (1925) и особенно в «Ревизоре» Н.В. Гоголя (1926). Среди других спектаклей: «Мандат» Н.Р. Эрдмана (1925), «Горе уму» («Горе от ума») А.С. Грибоедова (1928), «Клоп» (1929) и «Баня» (1930) В.В. Маяковского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина (1933). Огромный успех театру принёс спектакль «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934). В 1937-38 театр был подвергнут резкой критике как «враждебный советской действительности» и в 1938 решением Комитета по делам искусств закрыт.

В театре начинали свой творческий путь режиссёры С.М. Эйзенштейн, С.И. Юткевич, И.А. Пырьев, Б.И. Равенских, Н.П. Охлопков, В.Н. Плучек и др. В труппе театра раскрылись актёрские дарования М.И. Бабановой, Н.И. Боголюбова, Э.П. Гарина, М.И. Жарова, И.В. Ильинского, С.А. Мартинсона, З.Н. Райх, Е.В. Самойлова, Л.Н. Свердлина, М.И. Царёва, М.М. Штрауха, В.Н. Яхонтова и др.

Быстро развивается кинематограф. Увеличивается количество снимаемых картин. Новые возможности окрылись с появлением звукового кино. В 1938 г. на экраны выходит фильм С.М. Эйзенштейна «Александр Невский» с Н.К. Черкасовым в главной роли. В кино утверждаются принципы социалистического реализма. Снимаются фильмы на революционную тематику: «Ленин в Октябре» (реж. М.И. Ромм), «Человек с ружьем» (реж. С.И. Юткевич); фильмы о судьбе человека-труженика: трилогия о Максиме «Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» (реж. Г.М. Козинцев); музыкальные комедии Григория Александрова с жизнерадостной, зажигательной музыкой Исаака Дунаевского («Веселые ребята», 1934, «Цирк» 1936, «Волга-Волга» 1938), идеализированные сцены жизни Ивана Пырьева («Трактористы», 1939, «Свинарка и пастух» 1941) создают атмосферу ожидания «счастливой жизни». Огромной популярностью пользовался фильм братьев (в действительности же только однофамильцев, «братья» - своеобразный псевдоним) Г.Н. и С.Д. Васильевых - «Чапаев» (1934 г).

Начало 30-х годов отмечено появлением важнейших партийных документов, стимулирующих объединение и развитие творческих сил. Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии от 23 апреля 1932 года благотворно сказалось и на музыкальной культуре.

Ликвидируется Российская ассоциация пролетарских музыкантов (Ассоциация современной музыки фактически распалась раньше), намечаются пути дальнейшего развития реалистической музыки, утверждаются демократические традиции русского классического музыкального искусства.

В 1932 году организовался Союз советских композиторов, положивший начало объединению музыкантов на основе метода социалистического реализма. Советское музыкальное творчество перешло на новый этап.

Огромный размах получает песенное творчество. Жанр массовой песни становится лабораторией новых средств мелодической выразительности, и процесс «песенного обновления» охватывает все виды музыки - оперную, симфоническую, кантат-но-ораториальную, камерную, инструментальную. Тематика песен многообразна, как многообразны и их мелодии.

Среди произведений песенного жанра особенно выделяются в это время боевые песни А. Александрова, песни И. Дунаевского с их звонким весельем, юношеской энергией, светлой лирикой (такие, как всемирно известная «Песня о Родине», «Песня о Каховке», «Марш веселых ребят» и др.), своеобразные песни В. Захарова, посвященные новой жизни колхозной деревни («Вдоль деревни», «И кто его знает», «Провожанье»), песни братьев Покрасс («Если завтра война», «Конармейская»), М. Блантера («Катюша» и др.), С. Каца, К. Листова, Б. Мокроусова, В. Соловь-ева-Седого.

Песенный жанр развивался в тесном содружестве композиторов с поэтами М. Исаковским, В. Лебедевым-Кумачом, В. Гусевым, А. Сурковым и другими. Широкой популярности советских песен способствовало появление звукового кино. Сойдя с экрана, они надолго пережили фильмы, к которым были написаны.

Оперный театр в 30-е годы обогатился реалистическими произведениями на современную тему, доступными по языку, правдивыми по содержанию, хотя и не всегда свободными от недостатков (слабость драматургии, неполное использование широких вокальных форм, развитых ансамблей).

Оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» и «Поднятая целина» отличались ярким мелодическим началом, реалистической характеристикой героев. Заключительный хор «От края идо края» из «Тихого Дона» стал одной из самых популярных массовых песен. Опера Т. Хренникова «В бурю» также наполнена драматическими характеристиками, самобытной мелодикой, выразительными народными хорами.

Интересное преломление получили элементы французской народной музыки в опере Д. Кабалевского «Кола Брюньон», отмеченной большим профессиональным мастерством, тонкостью музыкальных характеристик.

Для оперы С. Прокофьева «Семен Котко» были характерны отказ от массовой пе-сенности и преобладание речитатива.

Различные тенденции в творчестве советских композиторов стали в 1935-1939 гг. предметом дискуссий о путях развития оперного искусства.

К современной теме обращались и композиторы, работавшие в жанре оперетты,- И. Дунаевский, М. Блантер, Б. Александров.

В балетном жанре реалистические тенденции были представлены такими значительными произведениями, как «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна, музыкально-хореографическая трагедия С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Появились первые национальные балеты в Грузии, Белоруссии, на Украине.

Успехи в жанре симфонической музыки тоже были связаны с проникновением песенно-мелодического начала, демократизацией образов, наполнением их конкретным жизненным содержанием, усилением тенденций программности, обращением к песенно-танцевальным мелодиям народов СССР.

В 30-е годы расцветает творчество крупнейших советских симфонистов старшего поколения, становятся зрелыми таланты молодых. В симфонической музыке усиливаются реалистические тенденции, находят отражение темы современности. Н. Мясковский создает в этот период десять симфоний (от 12-й до 21-й). С. Прокофьев пишет патриотическую кантату «Александр Невский», 2-й концерт для скрипки, симфоническую сказку «Петя и волк», Д. Шостакович - грандиозную по замыслу и глубине содержания 5-ю симфонию, а также 6-ю симфонию, фортепианный квинтет, квартет, музыку к кинофильму «Встречный».

Много значительных произведений в симфоническом жанре было посвящено историко-революционным и героическим темам: 2-я симфония Д. Кабалевского, симфония-кантата Ю. Шапорина «На поле Куликовом». Ценный вклад в реалистическую музыку внес А. Хачатурян (1-я симфония, фортепианный и скрипичный концерты, балет «Гаянэ»).

Крупные симфонические произведения написали и другие композиторы, в том числе композиторы советских национальных республик.

На большую высоту поднялось исполнительское искусство. Выдающимся вокалистам А. Неждановой, А. Пирогову, Н. Обуховой, М. Степановой, И. Паторжинскому и другим было присуждено звание народного артиста СССР.

Молодые советские музыканты Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Я. Флиер, Я. Зак на международных конкурсах в Варшаве, Вене, Брюсселе завоевали первые премии. Имена Г. Улановой, М. Семеновой, 0. Лепешинской, В. Чабукиани стали гордостью советского и мирового хореографического искусства.

Создались крупные государственные исполнительские коллективы - Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль танца, Государственный хор СССР.

Культура 20-30ых годов СССР

В ХХ веке в России была создана тотализированная социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием, уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности, исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо анализировать культуру России ХХ века.

После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры, происходит переход к новой системе отношений. Главным вопросом для творческой интеллигенции в это время стал вопрос об отношении к революции. Следует признать, что далеко не все смогли понять и принять революцию. Многие воспринимали ее как крушение, катастрофу, разрыв с прошлой жизнью, разрушение традиций. Многие деятели русской культуры эмигрировали за границу. За границей оказались такие выдающиеся деятели русской культуры, как С.В.Рахманинов, К.А.Коровин, А.Н.Толстой, М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и другие. Некоторые из них вернулись, осознав невозможность жить вне родины. Но многие остались за границей. Потеря была весьма ощутимой. За границей осталось примерно 500 крупных ученых, возглавивших кафедры и целые научные направления. Такая утечка умов привела к существенному понижению духовно-интеллектуального уровня в стране.

Большая часть интеллигентов осталось на родине. Многие из них активно сотрудничали с новой властью. Достаточно сказать, что в гражданской войне Советскую власть защищала почти половина офицерского корпуса бывшей царской армии. Инженеры и ученые восстанавливали промышленность, разрабатывали план ГОЭРЛО и другие проекты хозяйственного развития.

Советское государство в этот период ставило задачу преодолеть культурное неравенство, сделать доступным для трудящихся сокровища культуры, создать культуру для всего народа, а не для отдельных элит. Для достижения этой цели была проведена национализация. Уже в 1917 году перешли в собственность и распоряжение государства Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата и многие другие музеи. Были национализированы частные коллекции Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, И.В.Цветаева, В.И.Даля, С.С.Щукина. Соборы Московского Кремля превратились в музеи, как и царские резиденции под Петроградом и Москвой.

К сожалению, в процессе национализации многое от неразумения и некультурности за ценности не принималось, многое расхищалось и уничтожалось. Пропали бесценные библиотеки, уничтожались архивы. В барских домах устраивались клубы, школы. В некоторых усадьбах были созданы музеи быта (усадьбы Юсуповых, Шереметьевых, Строгановых). В то же время возникали новые музеи, например музей изящных искусств при МГУ, быта 40-х годов 19 века, Морозовского фарфора и другие. Только с 1918 по 1923 годы возникло 250 новых музеев.

Другая важнейшая задача, которая стояла перед советским государством в послереволюционный период - это ликвидация неграмотности. Задача была актуальна ввиду того, что 75% населения страны, особенно в деревне и национальных районах, не умели читать и писать. Для решения этой сложнейшей задачи в 1919 году СНК принял декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР", по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В 1923 году было учреждено добровольное общество "Долой неграмотность под председательством М.И.Калинина. Были открыты тысячи пунктов для ликвидации неграмотности, ликбезы.

Следующей важной вехой в развитии образования стало принятие в 1930 году постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена.

Наука и техника

В 20-30-е годы удалось добиться значительных успехов и в развитии науки. В голодном Петрограде в 1918 году были основаны физико-технический и оптический институты, ученые которых впоследствии создавали ядерный щит страны. Под Москвой открылась знаменитая лаборатория ЦАГИ (центральный аэрогидродинамический институт) это значит, что наша дорога в космос началась в далеком 1918 году. Русские ученые становятся основоположниками новых направлений науки: Н.Е.Жуковский основателем современной аэродинамики, К.Э.Циолковский - создателем теории реактивного движения, которая лежит в основе современной реактивной авиации и космических полетов. Трудами В.И.Вернадского были заложены основы новых наук -биогеохимии, радиологии. Мировое признание получили работы русского ученого-физиолога И.П.Павлова, создавшего учение об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Еще в 1904 году Павлову - первому из русских ученых была присуждена Нобелевская премия.

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука. Труды А.Ф.Иоффе заложили основы современной физики полупроводников. Ученые сделали ряд крупных географических открытий, в особенности в изучении Крайнего Севера. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую дрейфующую станцию "СП-1". Они проработали на льдине 274 дня, пройдя в дрейфе 2500 километров. Ученые сделали много для развития науки. Они впервые получили геологические данные об этой территории, провели магнитные измерения, которые вскоре помогли обеспечить безопасность полетов Чкалова, Громова, Леваневского, внесли огромный вклад в метереологию и гидрологию этой части планеты. После первой станции было открыто еще 30, последняя была открыта в 1989 году.

30-е годы - время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности и высоты полета. В 1937 году на самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков, А.В.Беляков совершили беспересадочный полет Москва-Портленд (США) через Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа. Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США через Северный полюс.

Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913 году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России”. В канун Октябрьской революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.

26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы, организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до 1930 года при Наркомпросе РСФСР.

Похожие публикации