Социалистический реализм в изобразительном искусстве. Школьная энциклопедия Социалистический реализм в литературе 20 века
Социалистический реализм это творческий метод литературы и искусства 20 века, познавательная сфера которого ограничивалась и регламентировалась задачей отражать процессы переустройства мира в свете коммунистического идеала и марксистско-ленинской идеологии.
Цели социалистического реализма
Социалистический реализм - основной официально (на государственном уровне) признанный метод советской литературы и искусства, цель которого - запечатлеть этапы строительства советского социалистического общества и его «движения к коммунизму». В течение полувека существования во всех развитых литературах мира социалистический реализм стремился занять ведущее положение в художественной жизни эпохи, противопоставляя свои (якобы единственно верные) эстетические принципы (принцип партийности, народность, исторический оптимизм, социалистический гуманизм, интернационализм) всем иным идейно-художественным принципам.
История возникновения
Отечественная теория социалистического реализма берет начало с «Основ позитивной эстетики» (1904) А.В.Луначарского, где искусство ориентируется не на сущее, а на должное, и творчество приравнивается к идеологии. В 1909 Луначарский один из первых назвал повесть «Мать» (1906-07) и пьесу «Враги» (1906) М.Горького «серьезными работами социального типа», «знаменательными произведениями, значение которых в развитии пролетарского искусства когданибудь учтется» (Литературный распад, 1909. Книга 2). Критик первый привлек внимание к ленинскому принципу партийности как определяющему в строительстве социалистической культуры (статья «Ленин» Литературная энциклопедия, 1932. Том 6).
Термин «Социалистический реализм» впервые появился в передовой статье «Литературной газеты» от 23 мая 1932 (автор И.М.Гронский). И.В.Сталин повторил его на встрече с писателями у Горького 26 октября того же года, и с этого момента понятие получило широкое распространение. В феврале 1933 Луначарский в докладе о задачах советской драматургии подчеркивал, что социалистический реализм «насквозь отдается борьбе, он весь насквозь-строитель, он уверен в коммунистическом будущем человечества, верит в силы пролетариата, его партии и вождей» (Луначарский А.В. Статьи о советской литературе, 1958).
Отличие социалистического реализма от буржуазного
На Первом всесоюзном съезде советских писателей (1934) своеобразие метода социалистического реализма обосновывали А.А.Жданов, Н.И.Бухарин, Горький и А.А.Фадеев. Политическую составляющую советской литературы акцентировал Бухарин, который указывал, что социалистический реализм «отличается от простореализма тем, что он в центре внимания неизбежно ставит изображение строительства социализма, борьбы пролетариата, нового человека и всех многосложных «связей и опосредований» великого исторического процесса современности… Стилевые особенности, отличающие социалистический реализм от буржуазного… ближайшим образом связаны с содержанием материала и целеустремлений волевого порядка, диктуемого классовой позицией пролетариата» (Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографич. отчет, 1934).
Фадеев поддерживал высказанную раньше Горьким мысль о том, что в отличие от «старого реализма - критического… наш, социалистический, реализм - утверждающий. Речь Жданова, его формулировки: «изображать действительность в ее революционном развитии»; «при этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма», - легли в основу определения, данного в Уставе Союза советских писателей.
Программным явилось и его утверждение, что «революционный романтизм должен входить в литературное творчество как составная часть» социалистический реализм (там же). В преддверии съезда, узаконившего термин, поиски его определяющих принципов квалифицировались как «Борьба за метод» - под таким названием в 1931 вышел один из сборников рапповцев. В 1934 была опубликована книга «В спорах о методе» (с подзаголовком «Сборник статей о социалистическом реализме»). В 1920-х шли дискуссии о художественном методе пролетарской литературы между теоретиками Пролеткульта, РАПП, ЛЕФа, ОПОЯЗа. Пафосом борьбы были «насквозь» пронизаны выдвигавшиеся теории «живого человека» и «производственного» искусства, «учебы у классиков», «социального заказа».
Расширение понятия социалистический реализм
Острые споры продолжалась в 1930-х (о языке, о формализме), в 1940-50-х (главным образом в связи с «теорией» бесконфликтности, проблемой типического, «положительного героя»). Характерно, что дискуссии по тем или иным вопросам «художественной платформы» часто касались политики, были связаны с проблемами эстетизации идеологии, с обоснованием авторитаризма, тоталитаризма в культуре. Десятилетия длился спор о том, как соотносятся романтизм и реализм в социалистическом искусстве. С одной стороны, речь шла о романтике как «научно обоснованной мечте о будущем» (в этом качестве романтику на определенном этапе стал подменять «исторический оптимизм»), с другой - предпринимались попытки выделить особый метод или стилевое течение «социалистического романтизма» со своими познавательными возможностями. Эта тенденция (обозначенная еще Горьким и Луначарским) вела к преодолению стилевой монотонности и к более объемной трактовке сущности социалистического реализма в 1960х.
Стремление к расширению понятия социалистический реализм (а вместе с тем и к «расшатыванию» теории метода) обозначилось в отечественном литературоведении (под влиянием аналогичных процессов в зарубежной литературе и критике) на Всесоюзном совещании по вопросам социалистического реализма (1959): И.И.Анисимов подчеркнул свойственную эстетической концепции метода «большую гибкость» и «широту», что диктовалось стремлением преодолеть догматические постулаты. В 1966 в ИМ ЛИ проходила конференция «Актуальные проблемы социалистического реализма» (см. одноименный сборник, 1969). Активная апологетика социалистического реализма одними докладчиками, критико-реалистического «типа творчества» -другими, романтического - третьими, интеллектульного - четвертыми, - свидетельствовала о явном стремлении раздвинуть рамки представлений о литературе социалистической эпохи.
Отечественная теоретическая мысль находилась в поисках «широкой формулировки творческого метода» как «исторически открытой системы» (Д.Ф.Марков). Итоговая дискуссия развернулась в конце 1980-х. К этому времени был окончательно утрачен авторитет уставного определения (оно стало ассоциироваться с догматизмом, некомпетентным руководством в сфере искусства, диктатом сталинщины в литературе-«заказным», государственным, «казарменным» реализмом). Опираясь на реальные тенденции развития отечественной литературы, современные критики считают вполне правомерным говорить о социалистическом реализме как о конкретно-историческом этапе, художественном направлении в литературе и искусстве 1920-50-х. К социалистическому реализму относили В.В.Маяковского, Горького, Л.Леонова, Фадеева, М.А.Шолохова, Ф.В.Гладкова, В.П.Катаева, М.С.Шагинян, Н.А.Островского, В.В.Вишневского, Н.Ф.Погодина и др.
Новая ситуация возникла в литературе второй половины 1950-х на волне XX съезда партии, заметно подточившего основы тоталитаризма и авторитарности. Из социалистических канонов «выламывалась» русская «деревенская проза», изображавшая крестьянскую жизнь не в ее «революционном развитии», а напротив, в условиях социального насилия и деформации; литература рассказывала и страшную правду о войне, разрушая миф о казенной героике и оптимизме; по-иному предстали в литературе гражданская война и многие эпизоды отечественной истории. Дольше всех цеплялась за догматы социалистического реализма «производственная проза».
Важная роль в наступлении на сталинское наследство принадлежит в 1980-е так называемой «задержанной», или «реабилитированной», литературе - не опубликованным в свое время произведениям А.П.Платонова, М.А.Булгакова, АЛ.Ахматовой, Б.Л.Ластернака, В.С.Гроссмана, А.Т.Твардовского, А.А.Бека, БЛ.Можаева, В.И.Белова, М.Ф.Шатрова, Ю.В.Трифонова, В.Ф.Тендрякова, Ю.О.Домбровского, В.Т.Шаламова, А.И.Приставкина и др. Разоблачению социалистического реализма способствовал отечественный концептуализм (соцарт).
Хотя социалистический реализм «исчез как официальная доктрина с крушением Государства, частью идеологической системы которого он являлся», этот феномен остается в центре исследований, рассматривающих его «как составной элемент советской цивилизации», - полагает парижский журнал «Revue des etudes slaves». Популярный на Западе ход мыслей - попытка связать истоки социалистического реализма с авангардом, как и стремление обосновать сосуществование двух тенденций в истории советской литературы: «тоталитарной» и «ревизионистской».
Являл собой творческий метод, применявшийся в искусстве и литературе. Этот метод считался эстетическим выражением определенной концепции. Данная концепция была связана с периодом борьбы за построение социалистического общества.
Этот творческий метод считался основным художественным направлением в СССР. Реализм в России провозглашал правдивое отображение реальности на фоне ее революционного развития.
Основоположником метода в литературе считается М. Горький. Именно он в 1934-м году на Первом съезде писателей СССР определил социалистический реализм в качестве формы, утверждающей бытие как деяние и творчество, цель которого состоит в беспрерывном развитии наиболее ценных способностей индивида для обеспечения его победы над природными силами ради человеческого долголетия и здоровья.
Реализм, философия которого отражена в советской литературе, строился в соответствии с определенными идеологическими принципами. Согласно концепции, деятель культуры должен был следовать безапелляционной программе. Социалистический реализм был основан на прославлении советской системы, трудового энтузиазма, а также революционного противостояния народа и вождей.
Этот творческий метод предписывался всем культурным деятелям каждой сферы искусства. Это поставило творчество в достаточно жесткие рамки.
Однако некоторые художники СССР создали своеобразные и яркие произведения, обладавшие общечеловеческим значением. Лишь недавно было признано достоинство ряда художников-соцреалистов (Пластова, например, писавшего сцены из деревенской жизни).
Литература в тот период являла собой инструмент партийной идеологии. Сам же писатель рассматривался в качестве "инженера человеческих душ". При помощи своего таланта он должен был оказывать воздействие на читателя, быть пропагандистом идей. Основной задачей писателя было воспитание читателя в духе Партии и поддержание вместе с ним борьбы за построение коммунизма. Субъективные устремления и действия личностей героев всех произведений социалистический реализм приводил в соответствие с объективными историческими событиями.
В центре любого произведения должен был обязательно стоять только положительный герой. Он являлся идеальным коммунистом, примером для всего Кроме того, герой являлся человеком прогрессивным, ему были чужды человеческие сомнения.
Говоря о том, что искусством должен владеть народ, что именно на чувствах, требованиях и мыслях масс должно быть основано художественное дело, Ленин уточнял, что литература должна являться партийной. Ленин считал, что это направление искусства - элемент общепролетарского дела, деталь одного великого механизма.
Горький утверждал, что основная задача социалистического реализма состоит в воспитании революционного взгляда на происходящее, соответствующего восприятия мира.
Для обеспечения четкого следования методу создание картин сочинение прозы и поэзии и прочее необходимо было подчинить разоблачению капиталистических преступлений. При этом каждое произведение должно было восхвалять социализм, вдохновляя зрителей и читателей к революционной борьбе.
Метод соцреализма охватывал совершенно все сферы художественного дела: архитектуру и музыку, скульптуру и живопись, кинематограф и литературу, драматургию. Этот метод утверждал ряд принципов.
Первый принцип - народность - проявлялся в том, что герои в произведениях должны были быть непременно выходцами из народа. В первую очередь, это рабочие и крестьяне.
Произведения должны были содержать описание героических поступков, революционной борьбы, строительства светлого будущего.
Еще одним принципом являлась конкретность. Она выражалась в том, что реальность представляла собой процесс исторического развития, соответствовавшего доктрине материализма.
Что такое соцреализм в культуре СССР
Это понятие вошло в оборот с подачи Горького на I съезде писателей в 1934 году, а потом отразилось в уставе СП. Сначала определение было размыто и велеречиво, в нем говорилось об идейном воспитании в соответствие с духом социализма, об отображении жизни в революционном поступательном движении. Это направление – революционное движение в будущее, более приемлемо к литературе, так как там возможно развитие фабулы и изменение характера героев. Но определение распространилось на всю культуру, в том числе и изобразительное искусство.
Под социалистическим реализмом подразумевалось переустройство мира в соответствии с коммунистическими идеалами. Основными чертами его были:
- пафосность,
- жизнеутверждающее начало,
- народность,
- интернационализм,
- неразрывность общества и судьбы отдельного человека.
Просуществовал соцреализм в живописи XX века до середины 80-х годов.
Первые картины соцреализма
- гигантизм,
- пафосность объемов и масштабов.
Это хоть и не имеет прямых формулировок, но очевидно в тематике, в самой манере письма, полотно становится плотнее и тяжелей. Особенно проявили себя в написании индустриальных пейзажей бывшие . Таковы мотивы у Лентулова в «Крекинге нефтеперерабатывающего завода» в цикле о керченских рабочих. Материальность, характерная для подобной манеры письма, пришлась кстати.
- Монументализм
Он показывает простых людей, моменты частной жизни, таковы — «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы». На эту тему откликается Пименов. Очень сентиментально и поучительно лактионовское «Письмо с фронта». Его можно описать, как соцреалистический обывательский стиль.
Этот период, как лебединая песнь соцреализма в живописи, до распада СССР он еще просуществует, но будет на излете своих возможностей. В годы оттепели появятся новые стили и другие мастера. Творения андеграунда заставят иначе взглянуть на мир советского искусства.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьтворческий метод литературы и искусства, получивший развитие в СССР и других социалистических странах.
Принципы его были сформированы партийным руководством СССР в 20 - 30-е годы. А сам термин появился в 1932 году.
В основе метода социалистического реализма лежал принцип партийности искусства, что означало строго определенную идейную направленность произведений литературы и искусства. Они должны были отображать жизнь в свете социалистических идеалов, интересов классовой борьбы пролетариата.
Разнообразие творческих методов, свойственное авангардным течениям начала ХХ века - 20-х годов, более не допускалось.
По сути, было установлено тематическое и жанровое единообразие искусства. Принципы нового метода становились обязательными для всей художественной интеллигенции.
Метод социалистического реализма нашел отражение во всех видах искусства.
После второй мировой войны метод социалистического реализма стал обязательным и для искусства ряда европейских социалистических стран: Болгарии, Польши, Германии, Чехословакии.
Отличное определение
Неполное определение ↓
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
творческий метод социалистического иск-ва, зародившийся в начале XX в. как отражение объективных процессов развития худож. культуры в эпоху социалистической революции. Историческая практика создала новую действительность (неизвестные до сих пор ситуации, конфликты, драматические коллизии, нового героя - революционного пролетария), к-рая нуждалась не только в политическом и философском, но и в худож.-эстетическом осмыслении и воплощении, потребовала обновления и развития средств классического реализма. Впервые новый метод худож. творчества нашел воплощение в творчестве Горького, на волне событий первой российской революции (роман «Мать», пьеса «Враги», 1906-07). В советской лит-ре и иск-ве С. р. занял ведущее положение на рубеже 20-30-х гг., теоретически еще не осознанный. Само понятие С. р. как выражение худож.-концептуальной специфики нового иск-ва вырабатывалось в ходе бурных дискуссий, напряженных теоретических поисков, в к-рых принимали участие мн. деятели советской худож. культуры. Так, писатели первоначально по-разному определяли метод формирующейся социалистической лит-ры: «пролетарский реализм» (Ф. В. Гладков, Ю. Н. Ли-бединский), «тенденциозный реализм» (Маяковский), «монументальный реализм» (А. Н. Толстой), «реализм с социалистическим содержанием» (В. П. Став-ский). Итогом дискуссий и явилось определение этого творческого метода социалистического иск-ва как «С. р.». В 1934 г. он был закреплен в уставе Союза писателей СССР в виде требования «правдивого, исторически конкретного изображения жизни в ее революционном развитии». Наряду с методом С. р. в социалистическом иск-ве продолжали существовать и др. творческие методы: критический реализм, романтизм, авангардизм, фантастический реализм. Однако на почве новой революционной действительности они претерпели определенные изменения и влились в общий поток социалистического иск-ва. В теоретическом плане С. р. означает продолжение и развитие традиций реализма предшествующих форм, однако в отличие от последнего он опирается на коммунистический общественно-политический и эстетический идеал. Именно этим прежде всего и определяется жизнеутверждающий характер, исторический оптимизм социалистического иск-ва. И не случайно С. р. предполагает включение в худож. мышление романтики (Романтика революционная) - образной формы исторического предвосхищения в искусстве, мечты, основанной на реальных тенденциях развития действительности. Объясняя изменения в об-ве общественными же, объективными причинами, социалистическое иск-во видит свою задачу в раскрытии новых человеческих отношений еще в рамках старой социальной формации, их закономерное поступательное развитие в дальнейшем. Судьбы об-ва и личности выступают в произв. С. р. в тесной взаимосвязи. Присущий С. р. историзм образного мышления (Мышление художественное) способствует объемному изображению эстетически многогранного характера (напр., образ Г, Мелехова в романе «Тихий Дон» М. А. Шолохова), худож. раскрытию созидательного потенциала человека, идеи ответственности личности перед историей и единства общеисторического процесса при всех его «зигзагах» и драматизме: препятствия и поражения на пути прогрессивных сил, наиболее трудные периоды исторического развития осмысляются как преодолимые благодаря обнаружению жизнеспособных, здоровых начал в об-ве и человеке, оптимистической в конечном счете устремленности в будущее (произв. М. Горького, А. А. Фадеева, разработка в советском иск-ве темы Великой Отечественной войны, освещение злоупотреблений периода культа личности и застоя). Историческая конкретность обретает в иск-ве С. р. новое качество: время становится «трехмерным», что позволяет художнику отражать, говоря словами Горького, «три действительности» (прошлое, настоящее и будущее). В совокупности всех отмеченных проявлений историзм С. р. непосредственно смыкается с коммунистической партийностью в искусстве. Верность художников этому ленинскому принципу мыслится как залог правдивости иск-ва (Правда художественная), что отнюдь не противоречит проявлению новаторства, а, напротив, нацеливает на творческое отношение к действительности, на худож. постижение ее реальных противоречий и перспектив, побуждает пойти дальше уже добытого и известного как в области содержания, сюжета, так и в поисках изобразительно-выразительных средств. Отсюда многообразие видов искусства, жанров, стилей, худож. форм. Наряду со стилевой ориентацией на жизнеподобие формы в социалистическом иск-ве многообразно используется и вторичная условность. Маяковский обновил средства поэзии, творчество создателя «эпического театра» Брехта во мн. определило общее лицо сценического искусства XX в., постановочная режиссура создала поэтический и философско-притчевый театр, кинематограф и т. д, О реальных возможностях для проявления в худож. творчестве индивидуальных склонностей свидетельствует факт плодотворной деятельности таких разных художников, как А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, Л. М. Леонов, А. Т. Твардовский,- в лит-ре; Станиславский, В. И. Немирович-Данченко и Вахтангов - в театре; Эйзенштейн, Довженко, Пудовкин, Г. Н. и С. Д. Васильевы - в кино; Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, И. О. Дунаевский, Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян - в музыке; П. Д. Корин, В. И. Мухина, А. А. Пластов, М. Сарьян - в изобразительном иск-ве. Социалистическое иск-во по своей природе интернационально, Его народность не ограничивается отражением национальных интересов, а воплощает конкретные интересы всего прогрессивного человечества. Многонациональное советское иск-во сохраняет и приумножает богатства национальных культур. Произв. советских писателей (Ч. Айтматова, В. Быкова, И. Друцэ), работы режиссеров. (Г. Товстоногова, В. Жялакявичюса, Т. Абуладзе) и др. художников воспринимаются советскими людьми разных национальностей как явления своей культуры. Будучи исторически открытой системой худож.-правдивого воспроизведения жизни, творческий метод социалистического иск-ва находится в состоянии развития, впитывает в себя и творчески перерабатывает достижения мирового худож. процесса. В иск-ве и лит-ре последнего времени, озабоченных судьбами всего мира и человека как родового существа, делаются попытки воссоздания действительности на основе творческого метода, обогащенного новыми чертами, базирующегося на худож. осмыслении глобальных социально-исторических закономерностей и все больше обращающегося к общечеловеческим ценностям (произв. Ч. Айтматова, В. Быкова, Н. Думбадзе, В, Распутина, А. Рыбакова и мн. др.). Познание и худож. открытие совр. мира, порождающего новые жизненные конфликты, проблемы, человеческие типы, возможно лишь на основе революционно-критического отношения иск-ва и его теории к действительности, способствующего ее обновлению и преобразованию в духе гуманистических идеалов. Не случайно поэтому в период перестройки, затронувшей и духовную сферу нашего об-ва, вновь оживились дискуссии о насущных проблемах теории С. р. Они вызваны закономерной потребностью с совр, позиций подойти к осмыслению 70-летнего пути, пройденного советским иск-вом, пересмотреть неверные, авторитарно-субъективистские оценки, данные нек-рым значительным явлениям худож. культуры во времена культа личности и застоя, преодолеть несоответствие между худож. практикой, реалиями творческого процесса и теоретическим его истолкованием.
СОЦИАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ РЕАЛИ́ЗМ (соцреализм), творческий метод, провозглашённый офиц. сов. эстетикой основным для сферы отеч. культуры и искусства. Формированию доктрины С. р., господствовавшей в СССР с сер. 1930-х гг., предшествовали теоретич. суждения А. В. Луначарского (ст. «Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907, и др.), опиравшегося в значит. степени на статью В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» (1905), а также деятельность Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Российской ассоциации пролетарских художников (РАПХ) и Ассоциации художников революционной России (АХРР; декларировавшей «героический реализм»). Понятие творч. метода, заимствованное из марксистской эстетики, в кон. 1920-х гг. оформилось в противопоставление «диалектико-материалистич. творч. метода» пролетарской лит-ры «механистическому методу» буржуазной лит-ры, что в нач. 1930-х гг. было переосмыслено как противостояние «утверждающего», «социалистического» («пролетарского») реализма и «старого» («буржуазного») критическо го реализма .
Термин «С. р.» в печати впервые употребил в 1932 председатель организац. к-та СП СССР И. М. Гронский («Литературная газета» от 23 мая). В качестве осн. творч. метода сов. лит-ры С. р. был утверждён на 1-м Всесоюзном съезде сов. писателей в 1934 (в т. ч. при активном участии М. Горького , А. А. Фадеева , Н. И. Бухарина ); формулировки из доклада А. А. Жданова (задача писателя «изображать действительность в её революционном развитии»; «правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма») были закреплены в Уставе СП. К основополагающему для С. р. принципу партийности в сер. 1930-х гг. прибавился принцип народности (в смысле доступности иск-ва для восприятия широких нар. масс, отражения их жизни и интересов), ставший столь же неотъемлемым для соцреалистической доктрины. Другими важными для произведений С. р. чертами были жизнеутверждающий пафос и революционно-романтич. героика. В результате С. р. превращал лит-ру и иск-во в мощный инструмент идеологич. воздействия (ср. приписываемое И. В. Сталину высказывание о писателях как «инженерах человеческих душ»). Отклонение от принципов С. р. преследовалось.
Литература
В литературе первым произведением С. р. ретроспективно был назван роман «Мать» М. Горького (1906–07), которому обязана своим появлением схема образа «положительного героя» – человека, переживающего новое рождение в ходе революц. борьбы. Классикой С. р., также ретроспективно, признаны романы «Чапаев» Д. И. Фурманова (1923), «Железный поток» А. С. Серафимовича (1924), «Цемент» Ф. В. Глад кова (1925), «Разгром» А. А. Фадеева (1927). Яркими образцами соцреалистич. лит-ры стали романы Ф. И. Панфёрова , Н. А. Островского , Б. Н. Полевого , В. Н. Ажаева ; драматургия В. В. Вишневского , А. Е. Корнейчука , Н. Ф. Погодина и др. Основы С. р. поколеблены с началом «оттепели» в сер. 1950-х гг., но окончат. освобождение от его принципов произошло только с крушением государства, идеологию которого он обслуживал. С. р. не был исключительно явлением сов. лит-ры: его эстетич. принципы разделяли и некоторые зарубежные писатели, в т. ч. Л. Арагон , М. Пуй манова , А. Зегерс .
Изобразительное искусство
В изобразительных искусствах С. р. нашёл отображение в возобладании социально-историч. мифов и торжественно-репрезентативных приёмов их интерпретации: идеализация натуры, ложный пафос, историч. фальшь, рационалистич. организованность повествования, преувеличенная масштабность мн. произведений (А. М. Герасимов , В. П. Ефанов , Вл. А. Серов , Б. В. Иогансон , Д. А. Налбандян , С. Д. Меркуров , Н. В. Томский , Е. В. Вучетич и мн. др.). Отвечающими нормам С. р. признаны вместе с тем и значит. произведения ряда рос. мастеров сов. эпохи (В. И. Мухиной , С. Т. Конёнкова , А. А. Дейнеки , С. А. Чуйкова , С. В. Герасимова , А. А. Пластова , П. Д. Корина , М. С. Сарьяна и др.). Изоляция от мирового иск-ва усиливала догматизм и нетерпимость С. р., особенно в послевоенные годы, когда его принципы распространялись на иск-во стран коммунистич. блока. Директивное внедрение метода С. р. во все области иск-ва, бескомпромиссная борьба с любыми проявлениями «формализма» и «западничества» привели к становлению в СССР особой формы тоталитарного искусства , стремившегося к подавлению разл. течений авангардизма , т. н. неофициального иск-ва (в т. ч. послевоенного андерграунда в СССР). Однако уже с сер. 1960-х гг. развитие иск-ва в СССР всё меньше связано с догмами С. р., вскоре ставшими анахронизмом. В истории архитектуры термин «С. р.» используют преим. для обозначения построек сталинского неоклассицизма в СССР и странах Вост. Европы.
Кино
В кино эстетика С. р. формировалась в 1920-е гг. в наиболее значимых для этого времени плакатных лентах о революции: «Броненосец "Потёмкин"» (1925), «Октябрь» (1927) С. М. Эйзенштейна ; «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927) В. И. Пудовкина , и др. Она стала доминирующей в 1930-е гг., когда отход от соцреалистич. канона был уже практически невозможен: «Великий гражданин» Ф. М. Эрмлера (1938–39), «Депутат Балтики» (1937) и «Член правительства» (1940) И. Е. Матвеева , Т. В. Левчука, И. А. Гостева и др.
Театр
В театре нормативы С. р. внедрены в нач. 1930-х гг. при непосредств. участии М. Горького, вопреки логике развития режиссёрских систем нач. 20 в. и 1920-х гг. Идеологи ВКП(б) направляли сов. театр по дорежиссёрской модели кон. 19 в. как иск-во вторичное по отношению к лит-ре, жизнеподобное, политизированное, дидактическое. Метод Московского Художественного театра в упрощённом, ложном понимании был объявлен единственно плодотворным для развития С. р. Внешние признаки правдоподобия сочетались с грубой идеологичностью, схематизацией, искусств. внешней характерностью в исполнительстве, иллюстративностью, шаблонностью, пафосом в режиссуре. Обязательной стала революц. тема в псевдоисторической интерпретации (напр., «Человек с ружьём» Н. Ф. Погодина, Моск. театр им. Евг. Вахтангова, 1937). Поставленные с учётом «классового конфликта» пьесы Горького «Егор Булычов и другие» (Театр им. Вахтангова, 1932) и «Враги» (МХАТ, 1935) – эталон метода С. р. В соответствие с этой «горьковской» моделью были приведены постановки произведений Л. Н. Толстого, У. Шекспира, А. П. Чехова и др. В спектаклях 1930-х гг., при неизбежном декларативном соблюдении внешних признаков метода С. р. (социальная типизация, идеологичность), не могло быть полностью подавлено творчество выдающихся артистов и режиссёров, сформированных в прежнюю эпоху. Послевоенная ситуация (до сер. 1950-х гг.), с внедрением «теории бесконфликтности», отмечена нарастанием лживости театрального иск-ва, его худож. упадком. За рубежом своеобразное понимание С. р. в 1950-е гг. выразилось в творчестве Б.