Как открыть частный музей с нуля: бизнес-план с расчетами. Как открыть музей имея экспонаты? Как создать интерактивный музей в селе

В этом материале:

Частные музеи – перспективное и интересное направление для организации собственного бизнеса. Эта ниша пользуется в России стабильным спросом, особенно в городах с развитым туризмом. Как открыть собственный музей и зарабатывать на нем? Готовый бизнес-план музея поможет разобраться в этих вопросах.

Преимущества и недостатки открытия музея

Каждый бизнес имеет положительные и негативные стороны, с которыми непременно сталкивается предприниматель – простота и сложность организации, конкуренция, окупаемость и пр.

Преимущества музейного бизнеса:

  1. Не требует лицензирования. Чтобы открыть такой бизнес, не нужно получать лицензию на осуществление деятельности. К примеру, чтобы создать журнал, необходима лицензия Минпечати. Для музейного предприятия такие документы не требуются.
  2. Актуальность идеи. Музеи всегда привлекают туристов и любителей древности. Среди них крупные коллекционеры, которые предпочитают заказывать частные экскурсии.
  3. Простота организации. Нет необходимости содержать большой штат сотрудников.
  4. Быстрая окупаемость.

Недостатки:

  1. Зависимость от расположения. Если музей расположен далеко от культурного центра города, туристам он будет неинтересен.
  2. Сезонность. Большая часть посетителей – это туристы из других городов и стран. Обычно они путешествуют летом. В межсезонье большого потока посетителей не будет.
  3. Наличие специальных знаний. Важно грамотно расставить предметы по экспозициям – чтобы они дополняли друг друга и создавали единую композицию. Кроме того, для каждого экспоната должны быть созданы специальные условия хранения – температурный и влажностный режим, а для письменных источников и картин – специальное освещение.
  4. Необходима надежная охрана – даже самые крупные музеи грабят, если в них есть ценные для коллекционеров предметы.

Определение тематики

Выбор тематики определяется рядом факторов:

  1. Наличием или отсутствием опыта работы в музейной сфере. Если нет опыта, необходимы консультации специалистов – профессиональных музейщиков и коллекционеров.
  2. Знанием темы. Нет смысла выбирать незнакомую тему – это верный признак провала. Чтобы проект был успешным, предприниматель должен работать со знакомой ему тематикой либо получить эти знания – читая литературу, общаясь с коллегами, посещая конференции и вебинары профессионалов.
  3. Наличием собственных коллекций. Большинство частных музеев формировались из частных коллекций и постепенно расширялись. Собственная коллекция – большой плюс. Большинство известных музеев были сформированы на базе таких коллекций.
  4. Конкуренцией. Все существующие музеи – потенциальные конкуренты. Первостепенная задача – переманить из них посетителей. Это будет не просто, но вполне реализуемо при правильном подходе к реализации проекта и хорошей рекламной кампанией.
  5. Туристической привлекательностью региона. К примеру, создать собственное музейное предприятие в Питере или Крыму гораздо рентабельней, чем где-нибудь в глубинке.

При выборе тематике необходимо учитывать все эти факторы, все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

Дополнительно необходимо провести анализ целевой аудитории. Он покажет, насколько посещаемым будет музей той или иной тематики.

Поскольку первостепенная задача предпринимателя – заработать на посетителях, этот фактор должен быть главным.

После выбора темы нужно определиться с типом предприятия.

Музеи бывают двух типов:

  • закрытые;
  • под открытым небом.

Организация бизнеса

Регистрация

Любой бизнес необходимо регистрировать.

Есть два варианта регистрации:

  • юридическое лицо;
  • индивидуальный предприниматель.

Большинство частных музеев России зарегистрированы как ИП. Нет надобности оформлять статус юридического лица.

Чтобы получить ИП, необходимы следующие документы:

  1. Копия паспорта.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Заявление по форме Р21001.
  4. Заявление в налоговую инспекцию.

Для регистрации ИП нужно:

  1. Подать заявление. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант наиболее распространен.
  2. Выбрать ОКВЭД-код. Этот код сообщает властям о том, как вид предпринимательской деятельности регистрируется.
  3. Написать заявление (форма Р21001).
  4. Оплатить государственную пошлину в размере 800 рублей.
  5. Зарегистрироваться в налоговой.

Известны примеры регистрации частных музеев как некоммерческие объединения. Такой статус не запрещает предпринимателю извлекать коммерческую выгоду от своей деятельности и дает ему возможность получать финансовую поддержку от государства.

Расположение и поиск помещения

Идеальное место – это культурный или исторический центр города. Основной поток посетителей – туристы. Большинство из них не будет искать музей в другом конце города, особенно если он только открылся и еще не обрел массовой популярности.

Плюсы открытия музея в центре города:

  • удобная транспортная развязка;
  • более высокий поток посетителей.
  • высокая арендная плата – придется конкурировать с крупными офисами и предприятиями, для которых высокая стоимость аренды – не проблема;
  • плотная застройка центра города создает сложности для организации места отдыха туриста – это дополнительные траты на аренду.

Музеи, которые не могут себе позволить аренду в центре города, тоже находят выход – они открываются в заброшенных промышленных и исторических объектах – заводах, мастерских, военных госпиталях, казармах, библиотеках, галереях, домах, в которых жили выдающиеся личности.

Если нет денег на аренду или покупку помещения, экспозиции можно показывать в других музеях. Они заберут себе часть прибыли, зато самостоятельно решат все организационные вопросы.

Экспонаты

Экспозиции приватных музеев формируются за счет:

  • частных коллекций;
  • аренды отдельных экспонатов или целых коллекций в других музеях.

СПРАВКА: Первые музеи в России формировались на базе приватных коллекций. Так, возникший в 1764 году Эрмитаж первое время пополнялся только частными коллекциями. К примеру, знаменитая Сибирская коллекция золотых украшений сначала принадлежала Петру Первому и только во второй половине 18 века была передана из Кунсткамеры в Эрмитаж, где и хранится до сих пор.

Подбор персонала

Подбор персонала – важный и ответственный момент. Персонал – лицо музея. От того, насколько он качественно выполняет свою работу, зависит успех или неудача этого бизнеса.

Для организации музея понадобится:

  1. Экскурсовод. Он должен идеально знать экспозиции, находить связь между экспонатами и понимать исторический контекст находок. В идеале это профессиональный историк или музейщик. Кроме этого, он должен владеть иностранными языками – чтобы устраивать экскурсии зарубежным туристам.
  2. Реставратор. Большинство археологических находок необходимо реставрировать. К примеру, керамическая посуда обычно поступает в музеи разбитой – ее нужно восстанавливать. Это под силу только профессиональному реставратору.
  3. Охранник. Без надлежащей охраны открывать музей нет смысла – его могут быстро ограбить.
  4. Кассир-бухгалтер. В маленьких музеях должность бухгалтера обычно закреплена за кассиром. Это позволяет экономить на содержании сотрудников.
  5. Оценщик. Коллекции необходимо регулярно пополнять. Покупать экспонаты без профессионального оценщика невозможно – есть риск переплатить или наткнуться на подделку.

Финансовый план

Вложения на старте и текущие расходы

Начальные вложения:

  • покупка или аренда помещения – от 50 тыс. рублей;
  • покупка мебели для экспозиций – 200 тыс. рублей;
  • покупка оборудования для поддержки температурно-влажностного режима – 100 тыс. рублей;
  • уплата государственной пошлины – 800 рублей;
  • реклама – 60 тыс. рублей;
  • заработная плата сотрудников – 150 тыс. рублей;
  • покупка экспонатов – от 100 тыс. рублей.

Доходы

Доходность такого предприятия зависит от:

  • туристической привлекательности города;
  • расположения музея;
  • сезонности;
  • представленных экспозиций и интереса к ним общественности.

Средняя стоимость входного билета – 200 рублей. Дополнительная прибыль – услуги экскурсовода и платное разрешение на фотосъемку экспонатов.

Услуги экскурсовода – 1000 рублей. Плата за использование фотоаппарата – 100 рублей.

Ежемесячный заработок – 400 тыс. рублей.

Подсчёт прибыли

Каждый месяц доход от работы музея составляет 400 тыс. рублей. Из этой суммы вычитаются налоги, плата за коммуналку, а также заработные платы сотрудников.

Чистая прибыль – 200 тыс. рублей.

Окупаемость – от 1 года.

Музейный бизнес – не новый, но до сих пор актуальный вид предпринимательской деятельности. Большинство отечественных музеев формировались из частных коллекций. На этом можно зарабатывать и сегодня. Экспонаты можно покупать абсолютно законно – без участи черных археологов и других охотников за древностями.

В качестве одного из способов дохода из разряда «для души» можно назвать организацию своего собственного музея , причем, на самую различную тематику.

Сразу оговоримся, что частный музей может стать коммерческим проектом лишь при соблюдении определенных условий :

1. Уникальная незаезженная тематика;

2. Месторасположение в туристических зонах; Наиболее рентабельны частные музеи в местах отдыха туристов; Напр., в небольших поселках на побережье Черного моря. Объясняется это тем, что туристов привлекает в эти места возможность отдыха на море, но поскольку поселки небольшие, то пакет развлечений для туристов, как правило, весьма скромный. На деле только в отпуске люди готовы пользоваться полноценно каждой минутой и соответственно тратить на досуг большие деньги; Один минус такой ориентации частного музея – сезонность.

3. Музей должен быть частью другого коммерческого проекта; Напр., Вы занимаетесь каким-то промыслом, изготавливаете необычные сувениры. В этом случае можно организовать музей своих работ, совмещенный с магазином поделок. Или Вы являетесь хозяином гостевого дома на морском побережье. Для того, чтобы привлечь постояльцев именно к себе и обеспечить им качественный досуг можно вполне организовать оригинальный музей на территории своей гостиницы. Вариаций может быть много. Сопутствующей доходной частью музея, кроме оплаты за посещения, может быть взимание оплаты за фото с экспонатами.

4. Музей Вы можете сделать частью коммерческой экскурсионной программы и взимать оплату с организаторов экскурсионного маршрута.

5. По определенным дням (напр.,пятница, суббота и воскресенье) можно устраивать зрелищные тематические представления (своими силами или участием приглашенных актеров). Напр., музей средневекового оружия и доспехов может организовывать импровизированные рыцарские турниры и т. п. В музее старинных музыкальных инструментов можно перед уходом посетителей играть на шарманке с попугаем на плече, собирая "пожертвования". Можно в представления активно вовлекать посетителей.

6. Для привлечения посетителей обязательно нужно создать его интернет-визитку, иначе о нем просто напросто никто не узнает, а жители в месте его нахождения вряд ли будут посещать его регулярно. Дело в том, что музей – это специфический развлекательный объект, который вполне достаточно посетить всего один раз, в отдельных случаях раз в год. Таким образом, для получения дохода от музейной деятельности собственники музеев должны заботиться о постоянном притоке именно новых посетителей.

7. В идеале для старта такого проекта уже иметь в собственности подходящее помещение, поскольку бизнес не отличается стабильностью, а арендную плату вносить нужно будет постоянно.

Идеи для организации частных музеев:

1. Сказочные персонажи;

2. Музей народных промыслов;

3. Тематический музей какой-то эпохи или народа;

4. Музей продукта: музей шоколада, мыла ручной работы и т. д.

5. Музей с экспонатами из необычных материалов (скульптуры изо льда, музей восковых фигур и т. д.)

6. Музей изобретений и технических новинок;

7. Музей частных коллекций (картин, пластинок, колокольчиков, ракушек и т. д.)

Если Вы серьезно намерены заниматься этим делом, свою деятельность следует зарегистрировать в соответствующей организационно-правовой форме.

Для регистрации музейной деятельности подходит код ОКВЭД 92.52 «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий».

Наиболее оптимальной системой налогообложения для ведения музейно деятельности будет упрощенная система налогообложения по ставке 6% с доходов.

Для того, чтобы начать её применять следует при регистрации в налоговые органы подать заявление о применении упрощенной системы налогообложения.

Помимо обеспечения минимальной налоговой нагрузки упрощенная система налогообложения привлекательна еще отсутствием обязанности ведения бухгалтерского учета и сдачи в установленные сроки бухгалтерской отчетности (не нужно составлять бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и т. д.).

Более того, музейная деятельность относится к льготируемым видам деятельности для применения пониженных ставок страховых взносов в ПФР, ФОМС и ФСС (не 34% как для других организаций, а 26%).

Пониженные ставки страховых взносов на период 2011-2012 гг.в составе :

  • ПФР - 18%,
  • ФФОМС - 3,1%,
  • ТФОМС-2,0%,
  • ФСС - 2,9%.

Напоминаем, что страховые взносы исчисляются с заработной платы сотрудников музея.

Главные условия: применение УСН, доходы от музейно деятельности должны составлять более 70 %.

Не так давно я ездил в Ярославль — город, который является частью «Золотого кольца» нашей страны.
Был там, в музее «Музыка и Время». Директор этого музея Д.Мостовский, просто великолепный цирковой артист, с самых малых лет собирал колокольчики. Над ним все смеялись, называли его дураком, идиотом и т.д. Никто не хотел понимать увлечения человека. Даже его жена и то не разделяла его взглядов. Так и говорила: «Не верь людям, которые над тобой смеются из-за колокольчиков, просто они не знают, что ты от рождения дурак».
Время шло, коллекция колокольчиков росла — это и поддужные колокольчики с надписями «Возьми меня подари меня», и бубенцы с которыми тройки ездили и т.д..

Одновременно с коллекцией колокольчиков стала появляться постепенно коллекция часов… Часы, надо сказать, необычные. Например, к напольным часам немецкой фирмы Sauer имеется в наличии 30 разных мелодий. На восстановление каждого экземпляра уходило от трёх до пяти лет. Каждые часы — это время, каждое время — это секунда, каждая секунда — это мгновение истории, да к тому же ещё и судьба владельца.

Одни часы переводил сам А.П.Чехов, другие часы переводил Ф.И.Шаляпин. Человек, оставшись на пенсии после увольнения из Цирка, начал задумываться над тем, как жить дальше и в его голову пришла мысль о создании частного музея не подвластного государству. Он тут же ухватился за неё, и начал реализовывать.

Первое, что он сделал, это приобрёл уже полузапущенный дом местного купца, разместил на трёх этажах свою коллекцию.

Ему никто не верил, что он сможет поднять на ноги этот дом, все говорили «Да зачем тебе он — не лезь туда». Вопреки всем возгласам он всё-таки купил его, восстановил. И получает с него прибыль. Но, как и везде ему приходится торговать всякой мелочью, сувенирами — это составляет его основной доход.

Но самое интересное, что он делает, это на прощание перед уходом группы играет на шарманке, и люди оставляют ему кто сколько сможет. Его доход настолько велик, что на данный момент он купил в Германии Орган и восстанавливает специально для него отдельное строение возле своего музея. Через пять лет люди будут гулять по парку и слушать И.С.Баха.

На сегодняшний день, многие бизнесмены Владимира, Тулы, Ярославля. открывают свои частные музеи, потому что это выгодное и очень окупаемое вложение денег. Например в Туле один бизнесмен открыл музей чайников и музей утюгов. Что интересно люди туда идут.

Музей – это специальное учреждение, где хранятся памятники и предметы, которые имеют свою уникальную историю. Любой музей начинается с коллекции, и чем она оригинальнее, тем больший к ней интерес. Основные музейные задачи предусматривают постоянный мониторинг и анализируют работу конкретного музея. Современные музейные технологии включают в себя несколько составляющих:

  • Музейные выставки – требуют к себе особого подхода, потому что должны быть правильно организованы и спланированы.
  • Оборудование для хранения экспонатов.
  • Музейный климат. При низкой влажности или слишком высокой влажности происходит деформация экспонатов, а также теряется их ценность. Необходимо устанавливать все нужное оборудование, чтобы это предотвратить.
  • Музейные витрины.
  • Оборудование для реставрации.
  • Хранители.
  • Концепция – это документ, который покажет уникальность данного учреждения на современном этапе. Он состоит из трех основных пунктов: модернизация, инновации и сохранение собственных традиций.

Чтобы создать новый музей, необходимо, прежде всего, конкретно выявить его цель, именно от нее будет зависеть дальнейшее развитие деятельности. Можно объединить несколько назначений, например, повествовать историю своего города в клубе единомышленников. Затем необходимо выбрать помещение, где будут проводиться определенные выставки, лучше, если это очень людное место, можно сэкономить на рекламе. Немаловажным фактором есть выбор рабочего персонала (для хорошего функционирования музея, нужно, как минимум четыре работника). Нужно грамотно организовывать экскурсии, чтобы заинтересовывать большее количество людей, и они начала приводить сюда своих знакомых. Но, одними экскурсиями не обойтись, к ним быстро пропадает интерес, необходимо проводить творческие вечера, встречи единомышленников и различные культурные мероприятия.

Ни один музей не сможет существовать без постоянного финансирования. Поэтому необходимо найти богатого единомышленника, чтобы решить эту проблему. Нужно доказать значимость данного учреждения для пользы общества и тогда дела пойдут вверх, повышая прибыли. Чтобы создать музей, который будет постоянно иметь посетителей, нужно иметь не малый опыт работы в этой сфере, а иначе его ожидает полное фиаско. Этим должны заниматься мастера, которые знают, как правильно все организовать и обойти конкурентов. Грамотная тенденция развития современного музея – это создание внутренних и около музейных структур, которые создают единое пространство. Люди, посетившие заведение, должны получить культурное общее развитие.

Спустя несколько десятилетий запустения, пивоваренный завод Суркова в центре Архангельска, основанный 100 лет назад, был продан с аукциона. В результате городской бюджет получил 34,2 миллиона рублей, а новый владелец - компания "СтройТехнология" - три аварийных корпуса бывшего пивзавода и обязательство использовать восстановленный в строгом соответствии с историческим обликом объект только в качестве административно-торговых помещений или для "неразрушающего производства".

Проект реконструкции здания практически готов. Скорее всего, на исторических площадях откроется очередной торговый центр. О коммерциализации проекта говорит и тот факт, что на первом этаже завода уже открыта пивная. Многие историки Архангельска надеялись, что знаменитое здание все-таки будет отдано под экспозицию, которая расскажет об истории пивоварения на Севере. Кстати, очень занимательной, ведь до сих пор "секрет" пива Суркова не раскрыт, а многие современные пивовары только копируют рецептуру.

Сейчас встает вопрос о том, может ли объект, несущий культурную функцию, быть привлекательным для инвестиций? И что такое эта культурная функция - назначение здания, его возраст или архитектурные особенности? - говорит совладелец нескольких интерактивных проектов по искусству Андрей Соколовский. - Мы привыкли к четкому разделению: библиотека дохода приносить не может, поэтому она должна находиться на балансе города, а торговый центр - коммерческий объект, поэтому музею в нем не место.

Европейские тенденции таковы, что сегодня в торговых центрах расположены музеи и библиотеки, в музейных комплексах - большие магазины. Да и сами объекты культуры могут и должны приносить доход. Только для этого необходим правильный подход.

Средний срок окупаемости нового музея около пяти лет. Однако получить доход можно гораздо быстрее, если знать некоторые секреты ведения музейного бизнеса.

Если говорить об искусстве, то для создания качественной музейной коллекции требуются значительные вложения. Музей, безусловно, не может окупаться только лишь за счет продажи входных билетов, этих его доходов едва ли хватит на обеспечение хозяйственной деятельности, - отмечает исполнительный директор онлайн-аукциона искусств "АРТЛОТ 24" в Санкт-Петербурге Александр Губанов. - Успешная бизнес-модель современного музея предусматривает наличие собственной галереи и объектов инфраструктуры, которые обеспечивают дополнительные возможности монетизации.

Среди частных музеев, успешно использующих подобную модель, в Санкт-Петербурге можно выделить Музей современного искусства "Эрарта" и Музей Фаберже.

Так, одним из видов дополнительного дохода можно назвать проведение музеем временных коммерческих выставок, билеты на которые могут стоить дороже, чем на посещение постоянной экспозиции музея. Кроме выставок, в музее могут проходить и другие сторонние мероприятия - лекции, мастер-классы, презентации, концерты.

Также практически у каждого музея есть свой "выход через сувенирную лавку" - дополнительный источник дохода от магазина при музее, где продаются тематические книги, открытки, сувениры и миниатюрные копии скульптур. Примерно по такому же принципу создания музея решила пойти инициативная группа архангельских поисковиков. В декабре в столице Поморья заработал новый "Ратный музей", его экспонатами стали вещи, найденные за время экспедиций. Посетители могут узнать о военных действиях времен Интервенции и Великой Отечественной войны на территории Архангельской области.

Посетители также могут познакомиться с работой поисковиков и их необычными находками, - рассказывает один из создателей "Ратного музея" Алексей Сухановский. - Цена билета средняя в этом сегмента - около 300 рублей. Все экспонаты можно трогать руками - это одна из тенденций для привлечения посетителей в современном музейном бизнесе.

Заместитель директора по развитию музея "Ар Деко" Марина Бьернсгорд считает, что для обеспечения посещаемости экспозиции должен выполняться ряд условий. Во-первых, на ней должны быть представлены уникальные образцы, во-вторых, она должна быть территориально доступной и, в-третьих, обеспечивать высокий уровень коммуникации (экскурсии и образовательные проекты на базе экспозиции).

Чтобы люди пришли в музей, необходимо удивлять. Часто этого пытаются достичь с применением современных световых или графических эффектов. Наиболее перспективным направлением сейчас являются интерактивные музеи, где посетитель не просто ходит по залам, но и сам производит какие-то действия, взаимодействует с экспонатами. Это может быть, например, "музей занимательной науки" или контактный зоопарк. Перспективной такая идея выглядит для провинции, не избалованной еще подобными развлечениями, - замечает финансовый директор торгово-выставочного комплекса "Гринвуд" Олег Ткач.

О том, как привлечь посетителей, задумались и в Северном морском музее в Архангельске. Отремонтированное здание в центре города, новые экспозиции и сама морская тематика, казалось бы, должны привлечь посетителей, а значит, и принести доход.

Мы пришли к тому, что если не устраивать в музее презентации, различные события и не работать с турагентствами или со школами, училищами, то поток посетителей будет очень небольшой, не то что у торговых центров, - считает и. о. директора Северного морского музея Евгений Тенетов. - Я уверен, что музей, пусть даже самый современный, не может приносить доход. В лучшем случае он может сработать в ноль - заработать на собственное развитие.

По мнению Тенетова, музей или арт-пространство - это всегда точка роста развития территории.

Как отмечает глава культурно-производственного кластера "Коломенская пастила" Елена Дмитриева, в небольших городах появление музея, культурного объекта стимулирует открытие смежных бизнесов, повышает стоимость недвижимости, дает возможность создавать новые товары и виды экономического предложения, главным из которых является не знание, а впечатление.

Сейчас большинство открывающихся музеев в регионах Северо-Запада ориентированы на туристов. В основном это небольшие экспозиции, посвященные какому-либо народному промыслу, где главную роль играет интересный рассказ экскурсовода и посещение большого сувенирного магазина.

Хороший ход - организация музея, в котором историческая часть сочетается с развлекательной, например как в Музее советских игровых автоматов, - подмечает директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова.

Примерно по такому пути пошли частные музеи, которые открываются в привлекательных для туристов районах Архангельской, Мурманской областях и Карелии. Выживут ли они, покажет время, а помочь им в этом может грамотное стратегическое планирование.

Похожие публикации